Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Белогорска
При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений, и. организаций, общества и целом их жизнь может быть достаточно полноценной.
Ритм старения существенно зависит от образа жизни пожилых граждан (как правило, пенсионеров), их положения в семье, уровня жизни, условий труда, социальных и психологических факторов.
Для того чтобы работать с пожилыми, нужно знать их социальное положение (в прошлом и настоящем), особенности психики, материальные и духовные потребности, и в этой работе опираться на науку, данные социологических, социально-психологических, социально-экономических и других видов исследований.
Переход человека в группу пожилых в существенной мере изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т.д. Значительно меняется образ жизни граждан. Прежде они были связаны с обществом, производством, общественной деятельностью. Как пожилые граждане (по возрасту) они, как правило, утрачивают постоянную связь с производством. Однако как члены общества остаются включенными в определенные виды деятельности в различных сферах общественной жизни.
Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко ценилась в прошлом, а сейчас (к примеру, в современных российских условиях) признается ненужной, бесполезной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью (а ныне это касается и многочисленной армии безработных) отрицательно отражается на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике граждан. И это естественно, поскольку труд (посильный, конечно) является источником долголетия, одним, из важнейших условий сохранения хорошего здоровья
Образ жизни и социальное положение пожилых граждан во многом определяется тем, как они проводят свободное время, какие возможности для этого создаст общество. Активно занимаясь общественной деятельностью, пожилые люди делают свою жизнь более полнокровной. В этом смысле полезно привлекать граждан старшего поколения к работе различных обществ, к организации встреч, передач по радио и телевидению специально для пожилых граждан, к работе с детьми и молодежью и т. д.
Практика социальной работы в зарубежных странах показывает, что в жизни пожилых граждан (во всяком случае, значительной их части) большое значение имеет религия. Причины здесь могут быть разные. Во-первых, во многих странах значительная часть населения является верующей. Во-вторых, пожилые люди заканчивают жизнь, и перед ними встает вопрос: что же будет дальше, после смерти? В-третьих, для многих пожилых граждан (в большинстве стран) религия выступает своеобразной основой устойчивого состояния. Это чрезвычайно важно в кризисные периоды развития общества. И это необходимо учитывать в работе с пожилыми людьми.
Повышенная социальная уязвимость пожилых граждан связана также и с экономическими факторами: небольшими размерами получаемых пенсий, низкой возможностью трудоустройства как на предприятиях, так и в получении работы на дому.
Проблема незанятости пожилого населения коренным образом отражается на их социально-экономическом положении. Следствие кризиса трудоустройства, преждевременного устранения старшего поколения из сферы общественно-полезной деятельности - маргинализация граждан преклонного возраста, которая часто связана с сопутствующими уменьшению продолжительности жизни болезнями, независимостью вести независимый образ жизни, бедностью, невозможностью оплатить надлежащий уход и квалифицированную медицинскую помощь.
Сегодня, в период реформирования нашей экономики, лица пенсионного возраста принадлежат к категории едва ли не самых бедных. По имеющимся оценкам, средняя пенсия пожилых россиян за последние годы составляла 35% - 38% от средней заработной платы; дополнительные доходы пенсионеров увеличивали среднюю пенсию максимум на 20%. Среднедушевые доходы домохозяйств пенсионеров превышали величину прожиточного минимума на 1/5. Рост цен на продукты питания и непродовольственные товары привел к ухудшению рациона питания, уменьшению расходов на социально-культурные нужды и, в конечном итоге, сказался на состоянии здоровья и продолжительности жизни после наступления пенсионного возраста.
Потеря своего социального статуса, активной жизни тяжело переносится пожилым человеком. И для компенсации этого главную роль должна играть семья. Однако, нередко приходится говорить о том, что именно взаимоотношения стариков с членами семьи негативно влияют на самочувствие и жизнедеятельность старшего поколения.
Важной социальной проблемой пожилых граждан является постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу справляться со своими недомоганиями и одиночеством, и если раньше основная ответственность за пожилых лежала на семье, то сейчас ее все чаще берут на себя государственные и местные органы, учреждения социальной защиты.
В условиях нашей страны, когда средняя продолжительность жизни женщин примерно на 12 лет больше, чем у мужчин, пожилая семья, чаще всего заканчивается женским одиночеством.
Пожилые люди, свободные от повседневного труда на производстве, чаще всего занимаются воспитанием внуков (в тех семьях, где они имеются). Они передают им все лучшее, что накоплено ими в течение долгой жизни. Но это только часть жизнедеятельности пожилых граждан.
В современной семье бабушка и дедушка принимают на себя существенную часть забот со среднего поколения. Однако разгрузка среднего поколения за счет старшего не является основной необходимостью. В действительности интересы и потребности стареющих граждан отнюдь не ограничиваются семьей, детьми, внуками. Снимая с детей нагрузку по дому, пожилые жертвуют здоровьем, досугом, отдыхом, общением и другими важными для них ценностями.
Самочувствие пожилых граждан также во многом определяется сложившейся в семье атмосферой - доброжелательной или недоброжелательной, нормальной или ненормальной, тем, как распределяются права и обязанности в семье между дедушками (бабушками), их детьми и внуками.
Особенность пожилого клиента заключается также в том, что он чаще других выступает как объект насилия (плохой уход, физическое, психологическое, моральное насилие) со стороны социального окружения, однако это не значит, что пожилым не свойственны проблемы, связанные с одиночеством, кризисом семейных отношений, злоупотреблением алкоголем, депрессией и психической неуравновешенностью.
Слабость к алкоголю у пожилых лиц обусловлена тем, что ограничения, связанные с работой, заботой о семье, важностью мнения о себе, окружающих, для пожилых граждан сняты. При этом у пожилых граждан существует определенная мифология, вызванная психологическими установками. Среди них: "алкоголь улучшает пищеварение", "алкоголь помогает уснуть", "алкоголь помогает не чувствовать одиночество" и т.д., что наряду с другими факторами, также приводит к алкоголизации.
Вместе с тем наблюдаются обратные реакции. Алкоголь приводит к гипотремии, ухудшает память, вызывает депрессии, может ухудшить работу пищеварительного тракта. Особо опасным является употребление алкоголя совместно с лекарственными препаратами.
Проблема одиночества выступает как социальная и психологическая проблема перед людьми пожилого возраста. С одной стороны, наблюдается сужение контактов, связанное с выходом на пенсию, обретением детьми самостоятельности, а в дальнейшем - с естественным уходом из жизни друзей и родственников. С другой стороны человеку необходимо преодолеть три подкризиса. Они связаны с переоценкой "Я-концепции", из которой исчезает ее главная составляющая "Я-профессиональное", а также с осознанием старения тела и ухудшения здоровья, продолжением "самоозабоченности" и восприятием смерти как финального этапа жизни.
1.4 Объективные предпосылки и пути развития социальной защиты пожилых граждан в РФ
Социальная политика по отношению к престарелым гражданам, как и социальная политика нашего государства в целом, ее масштабы, направленность и содержание на протяжении всей истории страны находились под влиянием и определялись социально-экономическими и конкретными общественно-политическими задачами, стоявшими перед обществом на том или ином этапе его развития. Выделение в общей структуре социальной политики особого направления - геронтологической политики, касающейся благосостояния и здоровья престарелых граждан, обусловлена довольно специфическими условиями и образом жизни, особенностями их потребностей, а также уровнем развития общества в целом, его культурой.
Старость, как период жизни граждан вбирает в себя многие коренные проблемы как биолого-медицинской сферы, так и вопросы социального и личного быта общества и каждой индивидуальности. В этот период перед пожилыми людьми возникает много проблем, так как пожилые люди являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано прежде всего с дефектами и физического состояния, вызванного заболеваниями с пониженной двигательной активностью. Кроме этого социальная незащищенность пожилых граждан связана с наличием психического расстройства, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним.
Следует признать, что большая группа наших граждан, представленная пожилыми людьми, нуждается в основательной материальной, социальной и психологической поддержке. Ведь это в большинстве своем люди, прекратившие трудовую деятельность (в России, кстати, продолжают работать всего лишь 15% мужчин-пенсионеров и 12% женщин, что очень мало). Пожилые граждане имеют материальный доход в несколько раз ниже, чем работающие. Они превращаются из "поставщиков", кормильцев в потребителей, что, конечно, изменяет положение пенсионеров в семье и обществе и делает его уязвимым во многих жизненных ситуациях. Поэтому своевременная поддержка пенсионеров государством, а также их родными предприятиями и учреждениями, различными фондами играет очень большую роль.
Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются социальные гарантии и социальная защита престарелых граждан, а также качество оказываемой им помощи и поддержки.
В качестве основной цели социальная защита пожилых предполагает избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пожилые граждане по старости, оказавшиеся за чертой бедности.
Социальная защита пожилых и престарелых граждан на современном уровне осуществляется потрем основнымнаправлениям:
а) социальная поддержка;
б) социальное обслуживание;
в) социальное обеспечения.
Механизм социальной защиты пожилых граждан реализуется на государственном (федеральном и региональном) и местном уровнях.
Государственный федеральный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с установленными денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве.
Государство гарантирует гражданам пожилого возраста и инвалида и возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.
Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.
Таким образом, создание системы социальных услуг, соответствующей потребности населения - одна из важнейших задач государства в период становления социально-ориентированной рыночной экономики.
Необходима концентрация усилий всех заинтересованных сторон - представителей законодательной власти, исполнительных органов, исследователей, общественных объединений с тем, чтобы последовательно реализовывать меры по развитию и укреплению системы социального обслуживания населения.
1.5 Нормативно-правовое обеспечение социальной защиты пожилых граждан в РФ
Создание демократического общества в России предусматривает действенную политику в отношении пожилых. Одной из ее составных частей стала разработка российским правительством основных направлений социальной политики РФ по социальной защите пожилых.
Основы правового регулирования деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в РФ по решению социальных проблем пожилого населения составляет Конституция Российской Федерации, которая была принята 12 декабря 1993 г. и всенародно провозгласила социальные права граждан на "социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности…", "государственные пенсии и социальные пособия". В соответствии с положениями Конституции, Государственная Дума РФ приняла целый ряд социальных Законов Российской Федерации, а соответствующие министерства и ведомства разработали условия и порядок их практического и эффективного применения.
Законодательную и правовую основу социальной работы с пожилыми составляют: федеральные законы РФ "Об основах социального обслуживания населения в РФ" (декабрь 1995 г.), "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" (август 1995 г.), "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ноябрь 1995 г.), "О ветеранах" (январь 1995г.), "О государственной социальной помощи" (июль 1999 г.), "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федераци" (август 2004 г.).
Большое значение для решения проблем пожилых имеют указы и постановления Правительства РФ "О федеральном перечне гарантированных государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (ноябрь 1995 г.), "О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами" (июнь 1996 г.), "О порядке и условиях оплаты социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" (апрель 1996 г.), "О мерах по обеспечению санаторно-курортным лечением участников Великой Отечественной войны" (февраль 1996 г.), а также ряд дополнений и изменений к данным законодательным актом.
Например, ФЗ РФ "О внесении дополнений в статью 106 закона РФ "О государственных пенсиях в РФ" (декабрь 1999 г.), "О внесении изменений и дополнений в ФЗ "О ветеранах" (ноябрь 1999 г.) и др.
В документах определены структура социальной защиты, ее цели и задачи, сформулирована программа социальной защиты пожилых граждан. В идеале все усилия должны быть направлены на улучшение жизни пожилых, их социальное обслуживание, усиление мер дополнительной социальной поддержки, помощи в достижении долголетия, обеспечение спокойной старости.
Основной свод понятий, норм, правил и процедур, определяющих статус пожилых граждан, их права, взаимоотношения с обществом, государством, различными организациями в Федеральном Законе РФ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". Закон юридически закрепляет сложившуюся систему помощи пожилым и инвалидам, определяет структуру, минимальный объем и порядок оказания услуг. Указанный закон закрепляет следующие формы социальной защиты этой категории граждан:
а) стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания;
б) полустационарное социальное обслуживание;
в) социально-медицинское обслуживание на дому;
г) срочное социальное обслуживание;
д) социально-консультативная помощь.
Закон определяет условия оказания социальных услуг - платно или бесплатно, роль учреждений социального обслуживания в обществе, основные источники финансирования системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, определены права социальных работников и как осуществляется контроль за деятельностью по предоставлению социальных услуг.
Закон РФ "Об основах социального обслуживания граждан населения в Российской Федерации", устанавливающий основы правового регулирования в области социального обслуживания населения. В нем даны основные понятия, раскрывающие сущность отрасли социального обслуживания. Оно определяется как деятельность социальных служб по социальном обслуживании, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. В документе определены основные принципы социальной помощи: адресность, конфиденциальность, профилактическая направленность.
Постановлением Правительства РФ от 24 июня 1996 года "О предоставлении бесплатного обслуживания и платных услуг государственными социальными службами" в соответствии с Федеральным Законом "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" определено "Положение о предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами". Органам исполнительной власти поручено утвердить тарифы на социальные услуги.
Постановлением Правительства РФ "О федеральном перечне гарантировано государством социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания" в соответствии с Федеральным Законом "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" утверждаются социальные услуги, которые предоставляются государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания: материально-бытовые услуги, услуги по организации питания, быта, досуга; социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги; правовые услуги; содействие в организации ритуальных услуг.
Федеральный Закон "О государственной социальной помощи" устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим одиноко проживающим гражданам или семьям.
Федеральный Закон "О ветеранах" устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в РФ, в целях создания условий обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Также можно отметить программу Федеральную целевую программу "Старшее поколение". В работе над ней участвовало более 20 министерств и ведомств, ряд академических и отраслевых научных организаций, руководители администраций многих регионов - предусматриваются меры комплексного решения многих вопросов, жизненно важных для пожилых граждан. Среди них - совершенствование охраны здоровья и поддержание жизнеспособности и активности, повышение материальной обеспеченности и оптимизации среды жизнедеятельности, предоставление помощи и услуг с учетом возрастных особенностей состояния здоровья, а также создание благоприятных условий для реализации интеллектуального, культурного и личностного потенциала в пожилом возрасте.
Программа отдает приоритет решению социальных проблем наиболее уязвимых категорий пожилого населения: одиноких престарелых и престарелых супружеских пар, утративших частично или полностью способность к самообслуживанию, тяжело больных ветеранов, пожилых граждан, проживающих в отдаленных сельских районах или в районах Крайнего Севера, вынужденных переселенцев старших возрастных групп, пожилых из состава маргинальных групп населения.
Состоящая из 5 разделов, программа предусматривает создание широкой сети гериатрических больниц, больниц сестринского ухода, геронтологического, геронтопсихиатрических центров, хосписов, домов - интернатов малой вместимости, отделений милосердия, домов ночного пребывания и других учреждений для лиц без определенного места жительства, престарелых беженцев и вынужденных переселенцев; организацию и развитие отделений медико-социальной помощи в амбулаторно-поликлинических учреждениях.
Положения федерального законодательства конкретизируются в нормативных актах субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также локальных документах социальных служб и учреждений социальной защиты населения.
Таким образом, можно сделать следующие выводы по 1 главе.
1. Старение населения и пожилой возраст являются объектом изучения различных отраслей научного знания, что придают исследованию социальных проблем пожилых граждан междисциплинарный характер.
2. Глобальность проблемы старения населения мира вызвала необходимость разработки универсальных правил политики в отношении пожилых граждан, вследствие чего на международном уровне была разработана особая система взглядов на старение населения и граждан пожилого возраста как особую группу населения.
3. Положение пожилого населения в РФ характеризуется наличием комплекса медико-биологических (физиологических), психических, социально-психологических, социокультурных, коммуникативных, социально-экономических и иных проблем.
4. Необходимость решения социальных проблем пожилых граждан привела к формированию социогеронтологической политики государства и формированию отдельных механизмов социальной защиты граждан пожилого возраста.
5. Граждане пожилого возраста являются специфической категорией объектов государственной социальной защиты, что нашло отражение в соответствующих нормативно-правовых актах федерального, регионального, муниципального и локального уровня.
2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ПОЖИЛЫХ ГРАЖДАН КАК ОДНО ИЗ ФОРМ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ
2.1 Сущность социального обслуживания и его место в системе социальной защиты населения
Переход российского общества в 90 гг. XX в. к рыночным отношениям, обостривший социальные проблемы значительной части населения, потребовал создания и развития относительно нового социального института - социальной защиты населения (СЗН). Для этого в системе органов управления социальной политикой была выделена организационная подсистема социальной защиты населения, структура и функции которой определены законом и подзаконными нормативными актами.
В последнее время широко используется определение социальной защиты как "защиты от социальных рисков путем комплексного содействия человеку со стороны государства в решении различных проблем на протяжении всей его жизни, начиная с периода вынашивания матерью ребенка и завершая достойным погребением человека". В данном случае социальный риск - это "мера ожидаемого последствия определенного явления, наступление которого содержит вероятность потери или ограничения экономической самостоятельности и социального благополучия человека".
В учебной и научной литературе приводятся также другие варианты определения понятия "социальная защита", которые отражают авторскую точку зрения или конкретный научный подход.
В качестве одной из подсистем системы социальной защиты населения выступает система социального обслуживания различных категорий граждан.
Социальное обслуживание населения в одних работах рассматривается как современная парадигма социальной работы, в других - как высокоэффективная социальная технология, позволяющая оказывать результативную социальную поддержку гражданам в условиях сложной социально-экономической ситуации, объективно нарушающей жизнедеятельность человека или социальной группы, в-третьих, - как принципиально важный сектор социальной сферы .
Не во всех странах мира социальное обслуживание понимается одинаково - нередко в этот термин вкладывается различное содержание. Например, в Финляндии в "Законе о социальном обслуживании" (1982 г.) под социальным обслуживанием понимается "совокупность социальных услуг, поддержки средствами к существованию, социальных пособий и связанных с ними действий, которые призваны служить укреплению социальной обеспеченности и способствовать развитию отдельного человека, семьи, сообщества".
В "Словаре социальной работы" Р. Баркера (США) социальное обслуживание трактуется как предоставление конкретных социальных услуг для удовлетворения потребностей, необходимых для их нормального развития, людям, зависящим от других, и которые не могут сами о себе позаботиться.
Состояние социального обслуживания в России свидетельствует о дефиците теоретического обоснования сущности и содержания социального обслуживания семьи, женщин и детей, других категорий населения. Не разработаны теоретико-методологические и технологические обоснования адаптации и социальной реабилитации семьи различных типов. К сожалению, в современной отечественной литературе нет достаточно глубоких обоснований структуры и функций территориальных комплексов социальных служб. В зачаточном состоянии находится научно-методическое обеспечение деятельности отдельных типов учреждений социального обслуживания населения. Слабо проработаны стандарты и нормы профессиональной деятельности специалистов по социальной работе. Совершенно не разработаны критерии и показатели эффективности предоставления гражданам социальных услуг как учреждениями, так и отдельными специалистами социальных служб.
В ФЗ РФ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в ст. 1 подчеркивается, что "социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальном обслуживании, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации". Под трудной жизненной ситуацией понимается такая ситуация, которая объективно нарушает жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица и т.д.) и которую он не может преодолеть самостоятельно.
Важную роль играют статьи закона, в которых раскрывается основное содержание видов социального обслуживания, - материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных условиях, предоставление временного приюта, организация социального обслуживания, консультативная помощь, социальный патронаж граждан и семей и др.
Федеральный закон "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" существенно дополняет и конкретизирует наши представления о социальном обслуживании отдельных социальных групп. Он предназначен для регулирования отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, являющегося одним из направлений деятельности по социальной защите населения. При этом в законе предмет его определяется таким образом: "социальное обслуживание представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей указанных граждан в социальных услугах".
Согласно положениям этого закона, социальное обслуживание включает совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого возраста и инвалидам на дому и в учреждениях социального обслуживания независимо от форм собственности. Предусмотрена возможность получения достаточных для удовлетворения основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг.
Социальное обслуживание основывается на следующих принципах: адресность, доступность, добровольность, гуманность, приоритетность предоставления социальных услуг пожилым людям и инвалидам, находящимся в трудной жизненной ситуации; конфиденциальность; профилактическая направленность; соблюдение прав человека и гражданина; преемственность всех видов социального обслуживания. К сожалению, содержание этих принципов не раскрыто в законодательстве.
В законе также перечислены формы социального обслуживания:
а) материальная помощь;
б) социальное обслуживание на дому;
в) социальное обслуживание в стационарных учреждениях;
г) предоставление временного приюта в специализированном учреждении социального обслуживания;
д) дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания;
е) предоставление консультаций по различным вопросам (медицинские, правовые, психолого-педагогические);
ж) проведение реабилитации (в отношении инвалидов, несовершеннолетних правонарушителей и т.д.).
Эти формы социального обслуживания различаются по целям оказания социальных услуг, по видам социальных услуг, которые предоставляются в рамках той или иной формы социального обслуживания. Так, социальное обслуживание на дому необходимо для тех, кто не может о себе позаботиться в полной степени, а с другой стороны, такие люди достаточно самостоятельны, чтобы жить одному дома.
Понятие "социальное обслуживание", как и любой термин, описывает некоторый идеальный объект. С точки зрения его системных свойств, он выступает как множество подсистем и элементов. С формальной точки зрения, социальное обслуживание - это вид социальной деятельности, осуществляемый главным образом через сеть социальных служб, взаимодействующих между собой во имя достижения промежуточных и конечных целей предоставления клиентам социальных услуг.
Таким образом, можно сказать, что система социального обслуживания населения состоит из социальных служб, осуществляющих социальное обслуживание семей с детьми, граждан пожилого возраста и инвалидов, других категорий граждан.
Однако целесообразно исходить из того, что социальное обслуживание как система характеризуется не просто суммой учреждений с их динамикой развития на определенных территориях РФ, а совокупностью таких составляющих, как:
1. Определенный порядок взаимодействия органов и учреждений социального обслуживания, межведомственная взаимосвязь, последовательные и обоснованные действия всех учреждений, направленные на поддержку различных слоев населения;
2. Форма организационной деятельности учреждений социального обслуживания, определенный способ устройства региональной упорядоченной совокупности учреждений, объединенных общими целями, задачами, функциями;
3. Финансово-экономическое и материально-техническое обеспечение деятельности территориальных социальных служб;
4. Многоуровневое научно-методическое и кадровое обеспечение деятельности территориальных социальных служб;
5. Степень сформированности нормативно-правового поля, создающего необходимые условия для становления и развития социальных служб;
6. Соотнесение усилий, направленных на становление социальных служб, и полученных результатов социального обслуживания, выражающихся прежде всего в степени удовлетворенности клиентов социальных служб, эффективности социальных услуг.
Сущность социального обслуживания как социальной системы в ее статике раскрывается путем выявления и выяснения:
а) структуры, видов, форм и методов социальных услуг;
б) структуры социальных служб и отдельных учреждений социального обслуживания населения;
в) подсистем и элементов системы территориальных и ведомственных социальных служб (государственные, муниципальные, общественные, церковные, частные и иные);
г) организации социального обслуживания (учреждения и предприятия);
д) управления социальным обслуживанием;
е) ресурсного обеспечения социального обслуживания (имущественное, финансовое, кадровое, научно-методическое, информационное).
Известно, что структура перечисленных подсистем и элементов социального обслуживания характеризует систему со стороны устойчивости, стабильности, качественной определенности. Безусловно, это важная, но недостаточная характеристика. Поэтому сущность социального обслуживания раскрывается через анализ функций учреждений социального обслуживания населения, различных субъектов социальной работы и постижение функционирования социальных служб в целом.
Исследователи проблем социального обслуживания выделяют две группы функций системы социального обслуживания:
1 Сущностно-деятельностные функции (профилактическая, социально-реабилитационная, адаптационная, охранно-защитная, социальный патронаж);
2 Нравственно-гуманистические функции (личностно-гуманистическая, социально-гуманистическая).
Практическая реализация этих функций неразрывно связана с оптимальным уровнем функционирования всех подсистем и элементов социального обслуживания. Функции социального обслуживания проявляются на макро- и микроуровнях.
Цель создания системы социального обслуживаниянаселения - организация разнообразных форм социальной работы с разными категориями населения в непосредственном контакте с ними и на наиболее адресном территориальном уровне. Она включает комплекс целевых услуг различным категориям граждан, находящимся в зоне риска и нуждающимся с учетом новой социальной обстановки в поддержке и помощи со стороны работников социальных служб.
Создание системы социального обслуживания содействует решению многих проблем по воспитанию, уходу за нетрудоспособными членами семьи, организации быта, досуга; проблем, связанных с конфликтностью в отношениях, снижающей способность к самообеспечению, а также помогает поднять уровень социальных гарантий населению. Кроме того, система социального обслуживания позволяет координировать усилия государственных органов и различных социальных структур, включая государственные, частные, общественные и благотворительные организации.
Основная задача системы социального обслуживания
состоит в том, чтобы построить социальную политику, в основу которой была бы положена деятельность государства, включающая как устранение причин, препятствующих человеку, семье, группам граждан достичь оптимального уровня благосостояния, так и организацию индивидуальной помощи людям, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
Основные показатели эффективности проводимых мероприятий
в системе социального обслуживания включают:
1 Уменьшение зависимости клиентов от окружения и социальной службы;
2 Повышение автономности и самостоятельности клиентов;
3 Возвращение элементов утраченных функций и возмещение понесенного ущерба;
4 Пробуждение мотивации к активности и выбор оптимальных ее форм, подходящих для каждого клиента.
В основу критериев эффективностисоциального обслуживания можно положить степень сложности и продолжительности социальных услуг, степень их адекватности социальным потребностям и нуждам различных категорий населения. С точки зрения управления социальным обслуживанием можно взять на вооружение такие индикаторы как уровень развития социальных служб, их автономность и управляемость, самоуправляемость и адаптивность к изменяющейся ситуации в стране и в различных регионах Российской Федерации. Существует и третья группа критериев, позволяющая оценивать их с точки зрения полномочий федеральных органов государственной власти, полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания или по уровням иерархии подсистем социального обслуживания.
Основные направления развития системы социального обслуживания:
1. Разработка методики индивидуального подхода к определению потребностей клиента в социальных услугах (клиентоцентристский подход, в центре которого - клиент);
2. Гибкое использование местных ресурсов в государственном и негосударственном секторах социального обслуживания для развития инициатив в соответствии с клиентоцентристским подходом (включает расширение спектра услуг, предоставляемых клиенту; расширение возможностей клиентов по самообслуживанию; определение помощи их опекуна, попечителям и помощникам; упрочнение партнерских связей с органами здравоохранения, образования, ОВД, с НКО и др.);
3. Обогащение умений, повышение статуса и развитие способностей к принятию решений у ведущих специалистов социальных служб (включая сотрудников ОСЗН и смежных служб других министерств и ведомств);
4. Выработка механизмов распространения практического опыта и информации (в т.ч. изучение мнения клиентов, распространение сведений о службах, т.п.);
5. Совершенствование стандартов социального обслуживания населения в РФ.
Итак, социальное обслуживание населения как одна из подсистем социальной защиты населения, в соответствии с законодательством РФ, включает конкретные виды, типы, методы, организационные формы, процедуры, технологии, субъекты и объекты социального обслуживания.
2.2 Организационные основы социального обслуживания граждан пожилого возраста
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста представляет собой деятельность по удовлетворению потребностей пожилых граждан в социальных услугах. Оно осуществляется по решению органов социальной защиты в подведомственных им учреждениях или по договорам, заключаемым с учреждениями социальной защиты иных форм собственности.
Социальное обслуживание пожилых включает в себя совокупность следующих услуг: уход, организация питания; содействие в медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи; помощи в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга; содействие в организации ритуальных услуг и другие.
При получении социальных услуг граждане пожилого возраста имеют право на:
1 Уважительное и гуманное отношение со стороны работников социальных учреждений;
2 Выбор учреждения и формы социального обслуживания;
3 Информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
4 Согласие и отказ от социального обслуживания;
5 Конфиденциальность информации личного характера;
6 Защиту своих прав, в том числе в судебном порядке.
В соответствии с федеральным законом определяются следующие формы социального обслуживания:
1 Социальное обслуживание на дому, включая социально-медицинское обслуживание;
2 Полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания;
3 Стационарное социальное обслуживание в стационарных отделениях (домах-интернатах, пансионатах, других учреждениях социальной защиты);
4 Срочное социальное обслуживание в целях оказания неотложной помощи разового характера остро нуждающимся в социальном обслуживании;
5 Социально-консультативная помощь, направленная на адаптацию граждан пожилого возраста в обществе, развитие опоры на собственные силы, облегчение адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.
Система социального обслуживания пожилых гражданоснована на использовании и развитии социальных служб всех форм собственности и состоит из государственного, муниципального, негосударственного секторов социального обслуживания.
К государственным учреждениям социально-бытового обслуживания пожилых относятся дома-интернаты для престарелых, психоневрологические интернаты, центры социального обслуживания.
Дома-интернаты предоставляют пожилым гражданам возможность находиться в них постоянно или временно, в т.ч. предусматривается недельное и дневное пребывание.
Практика показывает, что в домах-интернатах обеспечивается медицинское обслуживание, осуществляется целый ряд мероприятий реабилитационного значения: трудовая терапия и трудовая занятость, организация досуга. Здесь проводится работа по социально-психологической адаптации пожилых граждан к новым условиям, включающая информирование о доме-интернате, проживающих в нем и вновь прибывших, об оказываемых услугах, наличии и расположении медицинских и других кабинетов. Изучаются особенности характера, привычек, интересов поступающих, их потребности в посильной трудовой занятости, их пожеланий в организации досуга. Все это имеет важное значение для создания нормального морально-психологического климата и предотвращения конфликтных ситуаций.
Характерно, что на протяжении длительного периода в нашей стране сохранялось, по существу, одно и то же количество домов-интернатов для престарелых. Так, на начало 1975 г. в РСФСР функционировало 878 домов для престарелых, в которых проживало более 200 тыс. человек, а на начало 1991 года их было 877 и в них находилась 261 тыс. человек
Отчасти это связано с тем, что расширялась практика оказания социальной помощи на дому, но вместе с тем из-за недостаточного выделения денежных средств строительство новых домов-интернатов шло очень медленно. В настоящее время в системе социальной защиты действует 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста.
Сейчас в дома-интернаты поступают в основном люди, требующие постоянного ухода, утратившие в значительной мере способность передвигаться.
Статистические данные показывают, что 88% граждан, находящихся в домах-интернатах, страдают психическими отклонениями; у 67,9 % наблюдается ограничение двигательной активности: они нуждаются в посторонней помощи; 62,3% не способны даже частично себя обслужить, а среди поступающих в эти учреждения такой показатель достигает 70,2%; ежегодно здесь умирает 25% проживающих.
Чрезмерная опека, регламентированная жизнь вызывают условия госпитализма, обостряют особенности личности. Можно отметить и такую проблему, как недостаток психиатрических отделений в домах-интернатах. В последнее время отмечается тенденция увеличения числа пожилых старше 75 лет с прогрессирующими изменениями в психике. Анализ этого явления свидетельствует о том, что в каждом доме-интернате необходимы специальные и специализированные отделения. В противном случае данная категория проживающих не получает своевременной помощи /12/.
Ученые и практики социальной работы вносят различные предложения по совершенствованию и разработке перспективных форм домов-интернатов. Необходимы системный подход к планированию и оценке деятельности этих учреждений в общей структуре медико-социальной помощи престарелым, ее дифференциация и интеграция, предоставление широких лечебно-диагностических и медико-реабилитационных возможностей. Все это позволит улучшить качество помощи престарелым, более эффективно осуществлять дифференцированное финансирование, материально-техническое и лекарственное обеспечение, вести реконструкцию существующих и проектирование новых домов-интернатов в соответствии с требованиями жизни.
Следующий вид учреждений социальной защиты пожилых - центр социального обслуживания. Он создается, реорганизуется и ликвидируется органами исполнительной власти субъекта РФ по согласованию с соответствующими территориальными органами социальной защиты.
Центр может иметь в своей структуре различные подразделения, в том числе отделения дневного пребывания престарелых, социальной помощи на дому, службы срочной социальной помощи.
Преимущественным правом принятия на обслуживание Центром пользуются участники Великой Отечественной войны.
Отделение дневного пребывания Центра предназначается для постоянного или временного (до 6 месяцев) бытового, медицинского, культурного обслуживания в надомных условиях пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи. Отделение создается для обслуживания не менее 60 пенсионеров, проживающих в сельской местности, а также в городском частном секторе, не имеющем коммунально-бытового благоустройства, и не менее 120 пенсионеров - в городской местности и возглавляется заведующим отделением.
В отделение зачисляются пожилые независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения. В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной (врачебной) помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских.
Направления деятельности отделения:
1 Выявление и учет пенсионеров, нуждающихся в обслуживании на дому;
2 Оказание социально - бытовой помощи пенсионерам на дому;
3 Содействие в предоставлении пожилым лицам льгот и преимуществ.
К числу надомных социально-бытовых услуг относятся:
а) доставка на дом продуктов питания, обедов, промышленных товаров первой необходимости, медикаментов, благотворительной и других видов натуральной помощи;
б) оплата жилья, коммунальных услуг;
в) сдача и доставка вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;
г) организация предоставления пенсионерам различных услуг предприятиями торговли, общественного питания, коммунально-бытового хозяйства, здравоохранения, нотариальных учреждений;
д) содействие в организации ремонта жилья, обеспечении топливом, обработке приусадебных участков, а также доставка воды, протопка печей;
е) помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства, обмена жилья, помещения в стационарные помещения органов социальной зашиты;
ж) содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;
з) содействие пожилым людям в профессиональной подготовке и переподготовке в соответствии с их физическими и умственными возможностями;
и) содействие в трудоустройстве, в получении правовых услуг.
Также предоставляется широкий перечень медицинских и санитарно-гигиенических надомных услуг:
а) обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;
б) содействие в проведении медико-социальной экспертизы, реабилитационных мероприятий, в обеспечении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи;
в) оказание психологической помощи;
г) содействие в госпитализации, посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки;
д) помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение.
В муниципальных центрах социального обслуживания на престарелых на дому могут вводиться дополнительные услуги:
а) наблюдение за состоянием здоровья;
б) оказание экстренной доврачебной помощи;
в) кормление ослабленных престарелых;
г) проведение санитарно-просветительской работы /10/.
Таким образом, социальная помощь пожилым на дому является наиболее перспективной и действенной, так как позволяет охватить наибольший круг нуждающихся лиц, проводить качественное социальное обслуживание пенсионеров с учетом индивидуальных особенностей каждого человека.
Срочное социальное обслуживание осуществляется в целях оказания неотложной помощи разового характера гражданам пожилого возраста, остро нуждающимся в социальном обслуживании. Оно включает следующие социальные услуги, предусматриваемые федеральным перечнем гарантированных государством социальных услуг:
1 Разовое обеспечение остро нуждающихся пенсионеров бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
2 Обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;
3 Разовое оказание материальной помощи;
4 Содействие в получении временного жилища;
5 Организацию юридической помощи пожилым;
6 Организацию медико-психологической помощи с привлечением для этой работы психологов и священнослужителей и выделением дополнительных телефонных номеров.
Гражданам пожилого возраста оказывается также и социально-консультативная помощь, направленная на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь пожилым ориентирована на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем и предусматривает: