Рефераты

Анализ социального обслуживания пожилых граждан города Белогорска

а) профилактику различного рода социально-психологических отклонений пожилых граждан;

б) работу с семьями, в которых живут пожилые граждане, организацию их досуга;

в) консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве стариков;

г) правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания.

Отделения срочной социальной помощи лицам пожилого возраста создаются при органах социальной защиты или муниципальными центрами социального обслуживания и являются важнейшей формой оказания необходимой помощи престарелым людям, остро нуждающихся в ней .

Питание обслуживаемых лиц может осуществляться как в специально оборудованных помещениях, так и в близлежащих предприятиях общественного питания. Оно может быть бесплатным или за плату, размер которой устанавливается руководством Центра по согласованию с местной администрацией.

Для организации отдыха престарелых в отделении оборудуются спальные помещения (из расчета не менее 2 коек на 10 обслуживаемых) с обеспечением индивидуальными постельными принадлежностями.

Пожилые могут при их добровольном согласии участвовать в посильной трудовой деятельности в специально оборудованных мастерских или подсобных хозяйствах. Трудовая деятельность осуществляется под руководством инструктора по трудовой терапии и под наблюдением медицинского работника. Продукция подсобного хозяйства направляется на обеспечение питания обслуживаемых лиц.

Предоставляются также и такие услуги, как массаж, мануальная терапия, посещение культурно-зрелищных мероприятий, фитобар.

Итак, Центры социального обслуживания - это довольно перспективная форма учреждений социальной защиты граждан пожилого возраста. При этом наличие традиционных усовершенствованных форм (дома-интернаты для престарелых) также может дать существенные положительные результаты в развитии социального обслуживания престарелых.

Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую, координационную деятельность по оказанию различных видов услуг.

Одной из новых форм социального обслуживания пожилых является развитие сети специальных жилых домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В соответствии с примерным Положением о специальном доме для одиноких пожилых (7 апреля 1994 г.) этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.

Главная цель создания таких домов - обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания предоставление проживающим престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности.

Специальные дома для одиноких пожилых могут быть построены как по типовому проекту, так и располагаться в переоборудованных отдельных зданиях или в части многоэтажного здания. Они состоят из однокомнатных и двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачи белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для трудовой деятельности.

Такие дома должны оснащаться средствами малой механизации для облегчения самообслуживания проживающих в нем престарелых. При домах для одиноких пенсионеров организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

По Положению медицинское обслуживание проживающих в этих домах пожилых осуществляется медицинским персоналом территориальных лечебно-профилактических учреждений, а организация социально-бытового, торгового и культурного обслуживания - соответствующими территориальными органами и службами.

Следует подчеркнуть, что на основе действующего законодательства пожилым гражданам, проживающим в таких домах, пенсия выплачивается в полном размере. Они имеют право на первоочередное направление в стационарные учреждения.

Всего в России свыше 100 таких домов, в которых проживает около 8 тыс. человек.

Наблюдающееся разнообразие и разностороннее развитие социальных служб, с одной стороны, позволяет отметить диверсиорикацию социальных услуг для пожилых граждан, с другой стороны, выявит основные тенденции в развитии стационарных учреждений, предоставляющие стационарные услуги гражданам пожилого возраста. Среди этих тенденций чётко просматривается тенденция становления и развитие учреждений малой вместимости для пожилых граждан.

Сегодня к числу учреждений социального обслуживания малой вместимости можно отнести такие учреждения, как:

1 Дома интернаты малой вместимости (от 5 - 15 до 50 человек);

2 Дома ветеранов (от 6 до 30 мест);

3 Пансионаты (дома милосердия до 50 мест);

4 Отделения милосердия;

5 Сестринские уходы (до 15 мест);

6 Отделения временного проживания при центрах социального обслуживания;

7 Дома ветеранов при сельскохозяйственных производительных комплексах (до 15 мест);

8 Дома-интернаты при больницах;

9 Социальные дома (квартиры) постоянного проживания граждан старших возрастов;

10 Геронтологические отделения при больницах (до 30 мест);

11 Специальные дома для одиноких престарелых граждан (до 50 мест);

12 дома пожилого человека (до 30 мест).

Общим для этих разновидностей учреждений социального обслуживания являются, во-первых, то, что они функционируют в привычной для пожилых граждан среде обитания (город, район, местность), чаще всего они расположены в обжитых массивах; во-вторых, в них хорошо налажено медицинское и сервисное обслуживание; в-третьих, численность проживающих в таких учреждениях не превышает 50 человек, что позволяет в социальном обслуживании учитывать специфические потребности клиентов социальных служб и организовывать индивидуальную социальную работу.

Что касается негосударственного сектора обслуживания пожилых граждан, то он объединяет учреждения социального обслуживания, деятельность которых основана на формах собственности, не относящихся к государственной и муниципальной. Это общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием, в частности, лиц пожилого возраста

2.3 Специфика социального обслуживания пожилых граждан

Работа со старыми людьми во всех странах считается одной из самых тяжёлых во всех отношениях, велико разочарование лиц, обеспечивающих уход за ними; чтобы его избежать, необходимы высокая профессиональная подготовка, понимание и знание психологических особенностей пожилого и старческого возраста.

Социальным работникам нужно с самого начала готовиться к тому, что в их работе благодарностей будет значительно меньше, чем подозрительности, необоснованных обвинений, а нередко незаслуженных оскорблений. Социальные работники должны быть подготовлены к тому, чтобы быть терпеливыми и заботливыми к любому, даже очень капризному и надоедливому старому человеку.

Старость - это сумма всего ранее пережитого, а так же, у многих граждан, не реализованных жизненных надежд и желаний. Каждый человек постоянно носит в себе и с собой успехи и поражения, заслуги и провинности, удавшиеся совершения и неудавшиеся начинания, "непрожитую жизнь", т. е. несбывшиеся желания, надежды и ожидания. В течение всей жизни человек должен был делать выбор между двумя или большим количеством возможностей, причём одна из них всегда реализовывалась, а другие оставались лишь желаниями. Однако это не означает, что те желания остались забытыми. Нет, они играют большую роль в жизни старого человека в виде воспоминаний или сожалений. По выражению чувственного американского психолога и психоаналитика Юнга, человек постоянно живёт со своей тенью, он переполнен всем, что он хочет осознанно воспринимать, что, будучи вытесненным, остаётся в подсознании и определяет его поведение до самой смерти.

Очевидно, что население старших возрастных периодов - это разнородная группа, характеризующаяся широким спектром внутренних различий. В последние годы всё чаще в публикационных, особенно в СМИ, пожилые и старые люди выступают только, как жертвы, модным стало представлять пожилых граждан лишёнными всяких отрицательных черт, страдающими и обделёнными вниманием как со стороны своих близких, так и общества и государства в целом. Однако, такая идиллическая по отношению к пожилым и старым людям картина, легко говоря далека от общественности. Среди них, как и среди других возрастных групп, есть положительные и отрицательные люди, коммуникабельные и некоммуникабельные, высоконравственные и криминальные личности, трезвенники и алкоголики и т.д. Старческий возраст - это не право на опущение всех грехов молодости и зрелого возраста. Человек и в старости остаётся таким же, каким он был по своему характеру, личностным особенностям и формам поведения в более ранние возрастные периоды. Плохой человек не становиться хорошим в старости, и наоборот.

Преобладающее число пожилых граждан нуждаются в самом широком спектре услуг и помощи, оказываемой им посторонними людьми, будь то члены семьи, соседи, медицинские, социальные или благотворительные организации. Применительно к России в основной своей массе семьи не способны взять на себя все заботы о старых и беспомощных родственниках. Вся тяжесть по уходу за старыми людьми ляжет в первую очередь на плечи государственных социальных служб и в меньшей степени, учитывая теперешнее состояние и переход в будущем на платную медицинскую помощь, - на органы здравоохранения.

Проблемы социальной работы со старыми людьми в настоящее время находятся в центре внимания многих социальных институтов, социальных и исследовательских программ, направленность на решение социальных вопросов, обеспечение приемлемого уровня жизни пожилых и пожилых граждан.

Социальная работа с пожилыми людьми, в той форме, в какой она сложилась в странах экономического благополучия, в Российской Федерации стала развиваться с начала 90-х годов, когда наше общество вплотную столкнулось с последствиями революционного периода к "рыночным отношениям". И тем не менее в России накоплен определённый совершенный опыт социальной работы с малоимущими и социально неблагополучными категориями пожилых и пожилых граждан.

Главная задача социальной работы состоит в том, чтобы связать инвалида, семью или общину с внешними и внутренними источниками тех ресурсов, которые необходимы для исправления, улучшения или сохранения определённой ситуации. Социальная работа в широком смысле - это оказание практической помощи пожилым и старым людям, семьям и группам пожилых граждан с низкими материальными доходами, страдающим от различных хронических болезней, с нарушенными социальными контактами; создание для них условий, способствующие их физическому выживанию и в идеальном случае - сохранению их социальной активности/8/.

Особого внимания заслуживает и отношение самих пожилых граждан к той помощи, которую им оказывают социальные работники. Практический опыт и социально проведённые исследования позволяют выделить несколько определённых стереотипов поведения пожилых граждан:

1 Активное неприятие социальной помощи в повседневной жизни недоверие к социальным работникам, нежелание быть зависимым от чужих, посторонних граждан;

2 Явные рентные установки, стремление и настойчивость в получении как можно больше количества услуг с стороны социальных работников, возложение на последних выполнение всех бытовых обязанностей;

3 Недовольство и неудовлетворённость своими жизненными условиями переноситься на социальных работников, с которыми непосредственно общаются;

4 Социальный работник воспринимается как объект, который несёт ответственность за их физическое здоровье, моральное и материальное состояние.

Конечно, основная часть населения старших возрастов, с которыми ведётся социальная работа в различных её видах, выражает свою искреннюю благодарность социальным работникам, высоко оценивает их труд. Однако нередким является и недоброжелательное отношение, подозрительность, недовольство оказываемыми услугами. Иногда прибегают к чрезмерному восхищению, восхвалению социального работника, чтобы добиться от него таких услуг, которые не входят в перечень выполняемых обязанностей.

Общеизвестно, что переплетение соматических, психогенных, психологических проблем пожилых граждан до такой степени сложно, что часто даже при самом большом желании без достаточных знаний и специальной подготовки невозможно установит, что определяет состояние пожилого человека - соматическое или психическое заболевание. Порою трудно определить, кто может оказать более полноценную и своеобразную помощь - гериатр или геронтопсихиатр. Тем более что это касается социальных работников, сфера деятельности которых очень широка. Даже при самой жестокой её регламентации перед социальными работниками ежедневно возникают какие-то новые неожиданные задачи и проблемы. От них требуется оперативность, инициативность. Сообразительность в решении конкретных потребностях каждого пожилого человека, которого они принесли на социальное обслуживание. Социальные работники должны иметь универсальную подготовку во всех аспектах пожилого и старческого возраста. Основным же направлением в их практической деятельности по удовлетворению нужд и потребностей, беспомощных стариков должен стать психосоматический подход.

Работа со старыми людьми всегда считалась и считается повсюду в психологическом плане. Не секрет, что в настоящее время большинство сотрудников социальной сферы (врачи, медицинские сёстры, администрация, руководящий и обслуживающий персонал) вынуждены работать со старыми людьми в силу каких-то жизненных обстоятельств; истинное призвание обнаруживается крайне редко.

Для решения первоочередных задач обслуживания пожилых граждан необходимо наличие квалифицированных кадров социальных работников на всех уровнях. Необходимо развитие геронтологической ориентации социальных служб и геронтологического профиля в подготовке социальных работников.

2.4 Опыт организации социального обслуживания граждан пожилого возраста

Главной особенностью становления системы социального обслуживания населения (в т.ч. семьи и детей) является формирование ее составляющих подсистем на нескольких уровнях: федеральном, региональном и местном.

Управление социальным обслуживанием можно подразделить по другому признаку также на три подсистемы - управление государственной системой социальных служб (федеральный и региональный уровни); управление муниципальной системой социальных служб (местный уровень только в некоторых субъектах РФ); управление социальными службами иных форм собственности.

Организационные звенья системы социального обслуживания во многом определяются формой собственности и реальной возможностью через финансирование и материально-техническое, кадровое обеспечение оказывать влияние на становление и развитие учреждений социального обслуживания населения, превращение их в согласованный территориальный комплекс социальных служб.

Вопросы организации системы социального обслуживания населения нашли отражение в Федеральном законе "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов".

Основой системы социального обслуживания пожилого населения в соответствии с данным законом являются учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги и являющиеся юридическими лицами. Однако наделение учреждений социального обслуживания правами юридического лица может привести к возникновению параллельной, вполне самостоятельной системы социального обслуживания, поскольку муниципальные учреждения пользуются по своему статусу большими полномочиями в вопросах кадровой и финансово-хозяйственной деятельности. Органы управления социальной защиты населения остаются в стороне от практической деятельности по социальному обслуживанию населения.

Руководство системами социального обслуживания граждан пожилого возраста осуществляют органы власти, в том числе в лице комитетов (управлений) социальной защиты населения и органы государственной власти субъектов РФ в лице департаментов (министерств, комитетов) социальной защиты.

Финансовое обеспечение единой системы социальной зашиты населения должно осуществляться за счет средств местных и региональных бюджетов, в которые должны поступать средства, собираемые в государственных внебюджетных страховых фондах.

Непосредственно на региональный уровень, т.е. на комитет (департамент, главное управление) социальной защиты населения субъекта Российской Федерации, возлагаются задачи координации и методического обеспечения деятельности муниципальных систем социальной защиты населения, разработка и последующая реализация региональных комплексных целевых программ социальной защиты населения, развитие и совершенствование сети учреждений социального обслуживания специального профиля (для психохроников, бывших заключенных, бомжей и др.).

На региональном уровне, вопросы социального обеспечения, занятости трудоспособного населения, совершенствования социально-трудовых отношений находятся в ведении комитета (Главного управления) социальной защиты населения субъекта Российской Федерации.

Взаимодействие разных уровней системы социальной защиты может осуществляться как методическое (обмен опытом между различными субъектами, осуществление консультирования и т.п.), либо по вертикали исполнительной власти. Аналогично осуществляется взаимодействие региональных систем социальной защиты и головного Министерства (ныне - Министерства здравоохранения и социального развития РФ).

В РФ накоплен значительный опыт организации социального обслуживания различных категорий граждан пожилого возраста, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Показателен в данном отношении пример г. Москвы. На начало 2000 г. в столице насчитывалось 69 Центров социального обслуживания, в которых проводится оздоровительная работа, а в 48 оказываются и медицинские услуги: измерение давления и температуры, выдача лекарств, бесконтактный массаж. Кроме того, проводятся профилактическая гимнастика, беседы и лекции.

В Центре "Ярославский" работает фитобар, в "Басманном" ежедневно готовится коктейль из лекарственных трав. Значительное внимание работники Центров уделяют культурно-массовой работе. Проводятся мероприятия культурно-развлекательного характера: концерты, лекции, экскурсии. Успехом у пожилых граждан пользуются кружки - вязания, макраме, кулинарии, резьбы по дереву. Они охотно занимаются самодеятельностью, играют в шашки, шахматы.

В 5 Центрах открыты мастерские (в них по мере сил работает более 4500 человек). 34 Центра имеют свои библиотеки - около 2000 книг (посещают более 35 тыс. человек). Бесплатные парикмахерские услуги оказывают 22 Центра. Более 18 тыс. посетителей Центров социального обслуживания оказаны такие виды помощи, как ремонт обуви, одежды, швейные услуги. Многие воспользовались консультациями психолога и юриста, врачей. 65 Центров имеют отделения срочной социальной помощи

Также в Москве действует гуманитарно-благотворительный центр "Сострадание", созданный в 1992 г. Для организации медико-социальной помощи старым людям, прежде всего, бывшим узникам ГУЛАГа, подавляющее большинство которых составляют больные и одинокие престарелые. Основной формой работы центра является медико-социальная помощь на дому.

С апреля 1997 г. в Краснодарском крае функционирует Семейный оздоровительный дом ветеранов "Евдокия". Он называется семейным, т.к. директор дома ветеранов считается главой семьи, а остальные - его "братья" и "сестры", и "оздоровительным" - это обязательное условие для такого заведения, т.к. в преклонном возрасте каждый является носителем целого комплекса болезней, а здесь избавляются от них по системам Шаталовой, Семеновой, Оганян М.В. и других авторов. На территории дома ветеранов имеются временные сооружения, арочный склад, подсобные помещения, офис, торговый павильон. В будущем планируем объявить сбор средств на постройку маленькой церкви. В уставе Дома планируется создание питомника для животных - бродячих собак и кошек - администрация предполагает, что это сможет приносить доход социальной службе.

В с. Лешуконском Архангельской области в 2001 г. открылся Дом ветеранов для временного проживания пенсионеров в зимний период. Здесь пожилым людям из отдаленных деревень района предоставляются отдельные комнаты с центральным отоплением и водопроводом, в здании имеются телефон и цветной телевизор. Кроме этого, пенсионеров регулярно будут посещать социальные работники. Расходы по содержанию социального приюта для пожилых взял на себя районный бюджет. В следующем году его планируется реорганизовать в Дом-интернат малой вместимости, где пожилые люди могли бы жить круглый год.

В г. Ишим имеются Муниципальное специализированное учреждение социального обслуживания населения "Забота" (6 отделений), два муниципальных Дома ветеранов для инвалидов, участников ВОВ, вдов и участников трудового фронта (на 190 квартир в целом).

Имеется Домом ветеранов и в г. Благовещенск. Он находится в ведении управления социальной защиты населения администрации города, входит в состав жилищного фонда специального использования и относится к числу специализированных домов.

Всего в доме 59 квартир. Жилая площадь предоставляется одиноким пенсионерам, супружеским парам из их числа, состоящим на учете по месту жительства для получения жилой площади в этом доме. Учет осуществляется в управлении социальной защиты. При постановке на учет пожилые граждане предоставляют личное заявление, акт обследования условий проживания и медицинское заключение о состоянии здоровья.

Из числа граждан, проживающих в доме, создан общественный Совет Дома, основными направлениями деятельности которого являются работа по улучшению условий проживания в нем, организация досуга и труда, защита прав и законных интересов проживающих.

Противопоказаниями к проживанию в Доме Ветеранов являются: состояние, не обеспечивающее возможность полного или частичного самообслуживания, хронический алкоголизм и наркомания, а также психические, кожно-венерологические, онкологические и другие заболевания, требующие лечения в специализированных стационарных учреждениях здравоохранения.

В муниципалитетах Ямало-Ненецкого автономного округа имеется возможность прохождения альтернативной гражданской службы в Государственном специализированном стационарном учреждении социального обслуживания "Харпский дом-интернат для престарелых и инвалидов "МЯДИКО". Сроки альтернативной гражданской службы определены законодательством РФ. Для граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, - 42 месяца, в том числе окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования, - 21 месяц.

В г.Перми социальная помощь инвалидам и ветеранам оказывается через территориальные центры обслуживания населения. В рамках помощи пожилым людям в территориальных центрах социального обслуживания населения в городе открылись отделения дневного пребывания. При территориальном центре в Кировском районе открыто стационарное отделение на 60 мест. По сути, это благоустроенное общежитие для пожилых граждан. В нем проживают одинокие или престарелые пары. В центре они живут под контролем медиков и социальных работников, регулярно в помощь к ним выезжают работники пунктов бытовых комплексных услуг.

В Приморском крае по инициативе Общественного фонда социальной адаптации и реабилитации лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, были созданы муниципальные специализированные учреждения социального обслуживания пожилых граждан из числа бывших заключенных.

Таким образом, можно говорить о сложившейся практике социального обслуживания граждан пожилого возраста в субъектах и отдельных муниципальных образованиях Российской Федерации. Вместе с тем, в данной сфере имеется ряд проблем, в т.ч. вызванных вступлением в силу положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти РФ" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", которые предусматривают разграничение полномочий между субъектами Федерации и муниципалитетами.

В результате этого разграничения на уровень субъектов Федерации от органов местного самоуправления должны быть переданы полномочия по содержанию специализированных медучреждений и учреждений по социальному обслуживанию граждан.

Но, как показывает практика, нет объективной необходимости передавать на областной уровень абсолютно все функции, касающиеся социального обслуживания отдельных категорий граждан. Во многих городах и районах система социальных учреждений уже сложилась и действует, обеспечивая жителей необходимой социальной помощью и поддержкой.

На основании рассмотренного материала можно сделать следующие выводы.

1 Социальное обслуживание пожилых граждан представляет собой одно из наиболее разработанных - теоретически, практически и методологически - направлений социальной защиты.

2 Социальное обслуживание пожилых имеет определенную специфику, которая выражается в особенностях поведения пожилого клиента социальной службы, специфических квалификационных требованиях к личности, знаниям, умениям и навыкам специалиста социогеронтологической службы, а также перечне используемых форм, методов и стандартов социального обслуживания.

3 В большинстве регионов образований Российской Федерации имеется опыт социального обслуживания граждан пожилого возраста, реализуемый достаточно успешно, однако последние преобразования социальной инфраструктуры вызывают ряд организационных проблем.

3. Социальное обслуживание пожилых граждан в городе Белогорске

3.1 Общая характеристика учреждений социального обслуживания пожилых граждан в г. Белогорске

В городе проживает около 67,8 тыс. человек, из них пенсионеров 9 тыс. чел, в том числе граждан старше 80 - 1026 чел. Ежегодно в пределах 1% увеличивается количество пожилых граждан, что сопровождается увеличением численности одиноких, нуждающихся в социальной защите и надомном обслуживании. Более 5,5 тыс. граждан имеют право на льготное социальное обеспечение. Это такие категории граждан как:

- "Ветераны труда",

- "Участники Великой Отечественной войны",

- "Инвалиды Великой Отечественной войны", "Труженики тыла",

- "Инвалиды",

- "Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны и участников Великой Отечественной войны"

- другие

Все они в полном объеме получают полагающиеся им льготы и социальные гарантии.

В Управлении социальной защиты населения г. Белогорска создана сеть структурных подразделений, оказывающих услуги социального обслуживания пожилым гражданам, это - Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (далее Центр), (далее Отдел) и "Белогорский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее Дом-интернат).

При Управлении имеется отдел по работе с пожилыми гражданами и инвалидами, который занимается организацией социального обслуживания пожилых граждан, функции которого:

выявление граждан пожилого возраста, инвалидов и других лиц, нуждающихся в социальном обслуживании;

проводить анализ уровня социального обслуживания города

разрабатывать комплексные планы по дальнейшему развитию социального обслуживания

внедрение в практику новых видов и форм социального обслуживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Однако в отделе выполняются не все возложенные на него функции по социальному обслуживанию граждан: так не проводится

1) крайне редко проводится анализ уровня социального обслуживания города, последний проводился в 1997 году.

2) комплексные планы по организации социального обслуживания разрабатываются без учета потребностей пожилых граждан

3) не внедряются в практику учреждений социального обслуживания новые виды и формы социального обслуживания граждан, нуждающихся в социальной поддержке.

Дом-интернат является подведомственным учреждением министерства социального развития Амурской области. Образован в 1979 году. Расположен г. Белогорск, Никольское шоссе, 170. В Доме-интернате содержится 596 человек, почти 300 из них страдают различными формами психических расстройств и находятся в специальном отделении, половина из них - лежачие. В учреждении хронически не хватает рабочих рук, персонала. На 40 пациентов трудятся всего две санитарки. По нормативам их должно быть в два раза больше. Сегодня интернат является социальным учреждением открытого типа. Имеется лицензия на осуществление медицинской деятельности. Дом-интернат финансируется из бюджета Амурской области.

Дом-интернат предназначен для:

- обеспечения благоприятных условий проживания;

- создания условий для предоставления проживающим и престарелым гражданам социально-бытовой и медицинской помощи;

- создания условий для активного образа жизни.

По данным Управления Росздравнадзора по Амурской области за период с 01.01.2009 по 30.06.2009 были проведены проверки органов и учреждений социального обслуживания области, в ходе которой выявлены следующие нарушения по Дому-интернату:

1) не обеспечена в полном объеме работа по применению государственных стандартов социального обслуживания;

2) не в полном объеме обеспечены федеральными и региональными нормативными правовыми актами;

3) несоответствие структуры учреждения его функциональному назначению и государственным стандартам качества - ГОСТ Р 52498 - 2005 "Классификация учреждений социального обслуживания"

4) не выполнение федеральных стандартов обследования и лечения престарелых и инвалидов: не обеспечено полноценное обследование и медицинское обслуживание проживающих в учреждении престарелых и инвалидов, лечение проводится на основании общего осмотра, без учета клинико-лабораторных, функциональных и других методов обследования, без консультации узких специалистов;

5) слабая материально-техническая база обслуживания, низкий уровень финансирования в соответствии с требованиями национальных стандартов социального обслуживания и государственных стандартов социального обслуживания субъекта;

6) несоответствие используемых зданий и помещений санитарным правилам и нормам и требованиям пожарной безопасности;

7) штатное расписание учреждения составлено без учета требований постановления Минтруда РФ от 15.02.2002 № 13 "Об утверждении Нормативов численности работников домов-интернатов для престарелых и инвалидов" и от 22.12.2003 № 86 "Об утверждении нормативов численности работников государственных и муниципальных психоневрологических интернатов"

8) нарушение прав инвалидов на государственную социальную помощь в виде дополнительного лекарственного обеспечения

9) индивидуальные программы реабилитации разработаны у 9% "опекаемых", что не обеспечивает комплексного подхода к решению проблем реабилитации инвалидов;

10) качество предоставления социальных услуг не удовлетворительное.

На данный момент в картотеке находится 280 нуждающихся городских жителей пожилого возраста. На 1 января 2009 года в Центре поставлено на учёт специалистом по социальной работе 336 нуждающихся в социальной защите пожилых граждан.

Центр обслуживает 280 человек - это граждане пожилого возраста и инвалиды. Из них 103 человека - старше 80 лет, участников Великой Отечественной Войны - 16, имеющих группу инвалидности - 204 человека, 162 чел. получают пенсии ниже прожиточного минимума. Но вместе с тем имеется очередь желающих быть принятыми на надомное обслуживание, поэтому в течение двух-трех лет необходимо реально увеличить охват пожилых граждан социальными услугами.

Основными задачами Центра социального обслуживания являются:

дифференцированный учёт всех лиц (составление "банка данных"), нуждающихся в социальном обслуживании в зависимости от видов и форм требуемой помощи, периодичности её предоставления;

определение конкретных видов и форм требуемой помощи, периодичности их предоставления нуждающимся в социальном обслуживании;

оказание социальных, бытовых, торговых, медицинских, консультативных и иных услуг постоянного, временного или разового характера гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании. Перечень предоставляемых услуг представлен в Таблице 2.

Таблица 2 - Перечень предоставляемых услуг Центром г.Белогорска

1) покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов;

2) помощь в приготовлении пищи (мытье, обработка, нарезка картофеля, овощных, мясных и рыбных блюд);

3) покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;

4) доставка воды для граждан, проживающих в жилых помещениях без централизованного водоснабжения;

5) поднос дров из поленницы в жилое помещение, содействие в топке печей для граждан, проживающих в жилых помещениях с печным отоплением;

6) содействие в организации срочного ремонта жилых помещений (вызов сантехника, плотника, электрика, штукатура-маляра и т.п. для устранения неисправности);

7) содействие в организации уборки жилых помещений (влажная уборка от пыли мебели, подоконников, подметание пола, чистка ковров, дорожек пылесосом или вручную);

8) содействие в оплате жилого помещения и коммунальных услуг (заполнение квитанций, посещение кредитных организаций, организаций ЖКХ, расчетно-кассовых центров для внесения оплаты);

9) организация досуговых мероприятий;

10) содействие в организации ритуальных услуг (вызов спецслужб)

11) содействие в проведении медико-социальной экспертизы (сопровождение к врачу и обратно);

12) содействие в проведении реабилитационных мероприятий (вызов специалистов, медицинских, социальных работников);

13) приобретение и доставка на дом лекарственных средств и изделий медицинского назначения по назначению врача;

14) содействие в госпитализации, сопровождении нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения в экстренном и плановом порядке;

15) посещение больного в стационаре;

16) содействие в получении путевок на санаторно-курортное лечение;

17) помощь в оформлении документов;

18) содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ;

19) содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;

20) оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

В Центре создано три отделения по социальному обслуживанию на дому:

1. Отделение социального обслуживания на дому создано для социально-бытовой помощи в надомных условиях. Обслуживание пожилых граждан осуществляется социальными работниками, состоящими в штате Центра.

2. Отделение социально-медицинского обслуживания на дому. Данное отделение выполняет следующие задачи:

оказание пожилым гражданам квалифицированного общего ухода, социально-бытовой и доврачебной медицинской помощи на дому;

наблюдение за состоянием здоровья обслуживаемых лиц;

оказание медико-психологической поддержки обслуживаемым лицам и членам их семей;

Работа данного отделения осуществляется во взаимодействии с территориальными учреждениями здравоохранения

3. Отделение социально-консультативной помощи. Данное отделение предназначено для предоставления консультаций по вопросам социально-бытового и социально-медицинского характера, психолого-педагогической помощи, а также социально-правовой защиты нуждающимся лицам. Социально-консультативные услуги могут получать все категории населения, независимо от места проживания. Работа отделения осуществляется во взаимодействии с государственными органами и организациями, а также другими структурными подразделениями Центра. Однако на этом уровне слабо организована работа по юридическим услугам, отсутствует в штате юрист по социально-правовым вопросам.

Периодичность посещения социальными работниками обслуживаемых лиц на дому устанавливается заведующим отделением, по согласованию с медицинской сестрой отделения, оказывающей этим лицам помощь, но не реже 2-3 раз в неделю.

Для многих одиноких пожилых граждан социальные работники стали незаменимыми помощниками, сняли для них с повестки дня вопрос о переходе на проживание в Дом-интернат, они дали пожилым людям возможность как можно дольше оставаться полноценными членами общества, проживать в домашних условиях, пользуясь для этого необходимыми социальными услугами на дому.

Однако в Центре имеются существенные недостатки в организации социального обслуживания пожилых граждан:

1) отсутствуют программы адаптации пожилых граждан к новому социальному статусу;

2) отсутствует трудовая реабилитация пожилых граждан при использовании средств и возможностей, имеющихся в распоряжении Центра;

3) отсутствует организация досуга пожилых граждан;

4) не проводится обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными.

5) не внедряются в практику новые формы и методы социального обслуживания;

6) слабо поставлена работа

Социальные услуги, входящие в перечень гарантированных государством социальных услуг, оказывается гражданам пожилого возраста и инвалидам бесплатно.

Услуги, не входящие в федеральный или территориальный перечни гарантированных государством социальных услуг, оказывается гражданам пожилого возраста и инвалидам на условиях полной или частичной оплаты. В оплату (частичную или полную) социальных услуг, предоставляемых гражданам пожилого возраста и инвалидам Центром, не включаются расходы по оказанию медицинской помощи в объёме базовой программы обязательного медицинского страхования (Приложение А).

В Центре работает специалист по социальной работе с пожилыми людьми, в обязанности которого входят:

оформление акта о обследования состояния жилищно-бытовых условий;

установление причины возникающих у пожилых граждан трудностей, в том числе по месту жительства, работы;

определение характера и объёма необходимой пожилым гражданам социальной помощи, определение вида и размера компенсационных выплат или субсидий;

способствование улучшению взаимоотношений между отдельными пожилыми людьми и их окружением;

организация досуга;

помощь в оформлении документов для принятия нуждающихся пожилых граждан на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;

содействие в помещении нуждающихся пожилых граждан в стационарные учреждения органов здравоохранения;

ведёт деятельность по привлечению дополнительных спонсорских взносов для поддержания материальной базы центра и для оказания дополнительной материальной помощи пожилым людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации;

Анализ работы специалиста по социальной работе показал, что он не выполняет всех возложенных на него обязанностей, так например отсутствует работа по организации досуга пожилых граждан, хотя общение пожилых граждан в любых мероприятиях является одним из приоритетных направлением в социальном обслуживании пожилых граждан.

Необходимо так же отметить, что устранение всех выявленных недостатков в работе учреждений социального обслуживания требует соответствующих финансовых затрат, которых в управлении социальной защиты г. Белогорска не достаточно.

Все выявленные проблемы и недостатки в учреждениях социального обслуживания пожилых граждан в г. Белогорске сведены в Таблицу 3.

Таблица 3 - Проблемы и недостатки в организации социального обслуживания

№№

Недостатки и проблемы

Проблемы

1

недостаточность финансовых средств

2

потребность в квалифицированных кадрах

3

качество обслуживания в Доме-интернате

4

очередь пожилых граждан, желающих поступить в стационарные учреждения социального обслуживания и нуждающихся в социальном обслуживании на дому

5

проблема материального обеспечения пожилых граждан

Недостатки

1

не соблюдаются государственные стандарты качества социальных услуг и санитарные нормы в Доме интернате

2

отсутствуют программы трудовой реабилитации и адаптации пожилых граждан к новому социальному статусу

3

отсутствует организация досуга пожилых граждан

4

не проводится обучение родственников обслуживаемых граждан практическим навыкам общего ухода за больными

5

не внедряются в практику новые формы и методы социального обслуживания;

6

не проводится анализ социального обслуживания пожилых граждан;

7

планы по организации социального обслуживания личностных особенностей пожилых граждан разрабатываются без учета потребностей пожилых граждан

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты