Агитация молодежи к проявлению активной гражданской позиции
Работа построена так, что с одним и тем же подростком, оказавшимся в кризисной ситуации, работают несколько организаций. Как только он попадает в поле зрения одно социального работника, допустим школьного - и с ним работают специалисты в учреждении; выходя на улицу, подросток оказывается объектом внимания сотрудника уличной службы, который предлагает ему занятия в разных кружках, секциях.
В зависимости от ситуации с подростком работают разные специалисты. Были суицидные попытки - направляется в кризисный центр для работы с психологом. Требуется профессиональное образование - ему предлагают несколько курсов на выбор с роком обучения от 3 месяцев до 5 лет. Не может жить в семье - ему снимают жилье, в 14 лет там подросток уже имеет право уйти из дома, и ему будут оплачивать квартиру. Чиновники только координируют работу социальных служб по поводу каждого конкретного ребенка, собирают совещания, на которых оценивают результаты и обсуждают, что еще необходимо предпринять. Могут даже нанять конкретного педагога для одного подростка. Сейчас они широко применяют принцип педагогики выживания и «приживания». То есть отправляют подростка и взрослого человека в другой город или даже в другую страну, где он должен суметь адаптироваться и справится со своими переживаниями и страхами.
Главное, что не государство занимается, например, помощью бывшим «девушкам легкого поведения», больным СПИДом или тем же трудным подросткам, оно доверяет эти функции населению, то есть общественным организациям. Ни в одном государстве не найдется столько чиновников и государственных учреждений, способных решить множество молодежных проблем - это не реально [31].
Значит надо искать выход их этой ситуации и доверять гражданам своей страны. Что и делается в Германии, где все основано на доверии и общественным организациям и людям, которые в них работают.
Анализ зарубежного опыта позволяет сделать следующие выводы:
Молодежная политика в развитых странах превратилась сегодня в самостоятельное направление деятельности государства.
Государство проводит молодежную политику через систему органов управления и координации, причем, вмешательство государства тем сильнее, чем слабее активность региональных «свободных носителей» молодежных услуг.
Эффективность реализации программ зависит от учета интересов, потребностей, желаний молодежи, ее постоянно меняющихся требований к качеству образования, трудоустройства, досуга, сферы услуг.
Происходит переход от всеобъемлющих, единых, централизованных общегосударственных (национальных) программ для всей молодежи к локальным, целевым, гибким проектам. При реализации, которых акцент делается на усилиях местных (районных) органов власти, как более, приближенных, к конкретным потребителям, и учитывающих демографические, социальные, экономические и политические особенности и конкретной территории, где формируется и реализуется молодежная политика.
В третьей главе мы внесем свои предложения по совершенствованию методов агитации молодежи к проявлению активной гражданской позиции.
Глава 3. Совершенствование методов агитации молодежи к проявлению активной гражданской позиции в Иркутской области
3.1 Политическое поведение и гражданская позиция молодежи
Политическое поведение представляет собой совокупность внешне наблюдаемых человеческих действий в сфере распределения и осуществления власти. В нём проявляются и реализуются политические установки. Характер и направленность политического поведения зависят от соотношения объективных (внешняя социальная среда) и субъективных (внутренние побуждения людей) факторов. Политическое поведение молодёжи имеет ряд специфических особенностей, что объясняется спецификой ее социального положения, которое характеризуется неустойчивостью, подвижностью позиций молодых людей в социальной структуре, относительно невысоким их социальным статусом, ограниченностью социальных связей.
Результаты социологических исследований, проведённых в течение последних лет, показывают, что политическое поведение молодёжи Иркутской области в значительной степени фрагментировано и не имеет единых для всех представителей данной социально-демографической группы характеристик. Отдельные группы молодёжи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения Российской Федерации.
Анализ результатов проведённых исследований показывает постоянное увеличение доли молодёжи Иркутской области, испытывающей позитивные чувства, когда они слышат слова «Россия, Российская Федерация», так ответили 56,6% опрошенных (в 2007 году - 43,5%, в 2008 - 54,3%). Негативные чувства испытывают 8,5% опрошенных. Ассоциируют Россию, в первую очередь с властными характеристиками (сила, держава, армия, достоинство и т.п.). 15,5% опрошенных, с географическими характеристиками (огромная, много наций, леса, поля и т.568п.) 14,7%
Рис. 3.1. Ассоциативные чувства, которые испытывает молодежь, когда слышит слова «Россия», «Российская Федерация»
Рассматривают политику как комплекс средств, методов и мероприятий для достижения блага всего общества 36,4% опрошенных, считают, что политика - это деятельность отдельных людей и групп для получения доступа к власти и использования её в своих целях 40,7% респондентов. Обращает на себя внимания и достаточно высокая доля тех, кто затруднился при ответе на этот вопрос - 20,1%, т.е. тех, кто не задумывался о том, как они понимают политику.
Рис. 3.2. Мнение молодежи о понятии «политика»
Проведённое исследование показывает, что основная часть молодёжи Иркутской области не проявляет активного интереса к политике, около половины молодых людей ограничиваются тем, что иногда слушают по радио или телевидению информацию о политических событиях (42% опрошенных), 24,6% респондентов ответили, что не интересуются политикой. Активно интересуются политическими проблемами, следят за развитием политической ситуации только 15,1% опрошенных, испытывают высокую степень интереса к политике и допускают своё участие в выборах в качестве кандидата 6,6% опрошенных.
Телевидение является для молодёжи Иркутской области главным источником получения информации политического характера, 68,8% респондентов ответили, что часто получают информацию о политике из телевизионных программ. Прессу назвали важным источником получения информации 39,3% опрошенных, никогда не получают информацию о политике из прессы 7,9% респондентов. «Интернет» молодые люди не часто используют для получения информации о политических событиях, 34,8% ответили, что этот источник используют редко, 28,8% - никогда. Радио для современной молодёжи не относится к важнейшим источникам получения информации. Ответили, что редко используют радио для получения информации политического характера 45,2% опрошенных, никогда не используют - 17,7% респондентов. От друзей, родственников и знакомых около половины опрошенных молодых людей редко получают информацию о политической жизни (49,2%). На работе и в учебном заведении информацию о политических событиях в стране и регионе так же получают не часто, 48,1% ответили, что получают её редко, 13,4% - никогда.
Электоральную активность молодёжи Иркутской области нельзя назвать высокой. Только 39,7% опрошенных ответили, что всегда принимают участие в выборах в федеральные органы власти, 30,1% принимают участие иногда.
Рис. 3.3. Активность участия молодежи в выборах в федеральные органы власти
Анализ результатов проведённого исследования показал, что участие молодых людей в политических выборах зависит от их уровня, на региональных выборах всегда принимает участие меньше респондентов, чем на федеральных (32,1%) и на муниципальных меньше, чем на федеральных (28,1%).
Около половины опрошенных нами респондентов, считают, что их участие в выборах не может значительно повлиять на ситуацию в стране, на расстановку политических сил: 31,3% респондентов на вопрос о возможности своего влияния ответили «скорее нет», 19,6% - «нет». Уверены в своей возможности влиять на политическую жизнь страны только 15,7% опрошенных, ответили «скорее да» 22,8% респондентов.
Рис. 3.4. Мнение молодежи на влияние ситуации в стране при участии в выборах
Молодёжный абсентеизм является одной из актуальных проблем современного Российского общества. Те респонденты, которые никогда не принимали участия в выборах, объяснили это тем, что сомневаются в том, что их участие в выборах может что-либо изменить (20,4%), отсутствием свободного времени (15,5%), и отсутствием интереса к политике (11,2%).
Респондентам было предложено на выбор несколько утверждений о месте и роли молодёжи в политической жизни страны. Анализ ответов на этот вопрос показал, что большая часть опрошенных молодых людей признают важность и значимость участия молодёжи в политической жизни страны. 48,6% опрошенных согласились с утверждением, что «В руках молодых - будущее страны, они должны быть политически активны» (в 2007 году так считало 33,6% опрошенных), 37,6% опрошенных выбрали утверждение «Участие молодёжи в политике - это возможность высказывать свои взгляды, отстаивать свои права и интересы». Существуют среди молодёжи и скептические настроения по поводу участия молодёжи в политической жизни. Считают, что «Молодым людям не хватает жизненного опыта, политикой должны заниматься зрелые люди» 21,9% опрошенных, выбрали утверждение «Молодёжь должна учиться, а не заниматься решением политических вопросов, в которых плохо разбирается» 18% респондентов, а с тем, что «Молодёжь - несамостоятельна, некомпетентна в вопросах политики» согласились 12,7% опрошенных.
Считают эффективными для отстаивания своих интересов активные формы протеста 39,5%, но является и довольно высокой доля тех, кто не считает политический протест эффективной формой отстаивания своих интересов (23,6%). Приемлют для себя только пассивные формы протеста (сбор подписей, написание заявлений, просьб) 8,1% респондентов.
На вопрос: «Какой из нижеперечисленных партий вы отдаёте наибольшее предпочтение?» 65,2% респондентов ответили - «Единая Россия». Второй по популярности среди молодёжи является политическая партия «ЛДПР», ей отдают предпочтение 9,8% опрошенных, на третьем месте политическая партия «Справедливая Россия» - 5,8%. Политическую партию «КПРФ» выбрали 3,8% опрошенных, «Яблоко» 1,9%. На вопрос «За какую из партий вы бы никогда не стали голосовать» 35% ответили - «ЛДПР», 20,8% - «КПРФ», за партию «Яблоко» не стали бы голосовать 16,3% опрошенных, за политическую партию «СПС» - 9,5%, за политическую партию «Единая Россия» - 6,5%.
Анализ результатов ответа на вопрос: «Какие общественные движения вы знаете?» показал, что молодые люди в Иркутской области не осведомлены о деятельности таких организаций или очень мало о них знают. Респонденты назвали общественные организации: «Молодая гвардия» (9%), «Зелёные» (9,1%), к общественным организациям отнесли так же политические партии «Единая Россия» и «ЛДПР». К молодёжным движениям были отнесены некоторые молодёжные субкультурные группы.
Деятельность Президента Российской Федерации Медведева Д.А. оценивается молодёжью Иркутской области довольно высоко. 42,5% оценивают его деятельность положительно, 37,8% - скорее положительно, 5,3% оценивают её отрицательно, 9,8% - скорее отрицательно.
Рис. 3.5. Оценка деятельности Президента РФ Медведева Д.А.
Более высокий, чем у Медведева Д.А., рейтинг популярности у бывшего Президента Российской Федерации, председателя Правительства Российской Федерации Путина В.В., 67% опрошенных оценивают её положительно (в 2007 году - 70%, в 2008 - 60,7%), 22,6% - скорее положительно, 3,8% оценивают её отрицательно, 4,2% - скорее отрицательно.
Рис. 3.6. Оценка деятельности председателя Правительства РФ Путина В.В.
Ответы на вопрос: «Кого из современных политиков Вы можете перечислить?» показали, что наиболее известными политиками для молодёжи Иркутской области являются Путин В.В. (70,4%), Медведев Д.А. (47,5%), Жириновский В.В. (35,7%). Зюганова Г.А. назвали 9,3% респондентов, Миронова С.М. - 7,7%. Среди политиков Иркутской области наиболее часто были названы: Есиповский И.Э. (29,2%), Якубовский В.В. (6,8%), 5,7% назвали бывшего губернатора Иркутской области Тишанина А.Г. Политиком Иркутской области назвали Чекотову Н.А. 4,3% опрошенных.
Наиболее значимыми правами и свободами для опрошенных молодых людей являются: право на жизнь (57,5%), свобода слова (51,5%), право на бесплатное образование (41,3%), право на бесплатную медицинскую помощь (41,1%). Наименее значимым для молодёжи являются право на объединения, включая право создавать профсоюзы - 5,2%.
Рис. 3.7. Значимость прав и свобод
На вопрос: «Как Вы оцениваете уровень своей личной свободы?». 44% опрошенных молодых людей ответили, что чувствуют себя вполне свободными, 35,1% выбрали вариант ответа «чувствую некоторое ограничение своей свободы», не чувствуют себя свободными 9,3% опрошенных, 9,5% респондентов затруднились с ответом. Считают, что живут в свободной стране 63,8 % респондентов, не согласны с этим утверждением - 32,8% респондентов.
Рис. 3.8. Оценка уровня своей личной свободы
Анализ результатов проведённого исследования позволяет сформировать следующие выводы.
Наблюдается рост патриотических настроений среди молодёжи, увеличивается доля молодых людей, испытывающих позитивные чувства по отношению к своей стране.
Уровень интереса молодёжи к политике не является высоким, около половины молодых людей ограничиваются тем, что иногда слушают радио или смотрят информацию о политических событиях по телевизору. В то же время, большая часть опрошенных молодых людей считают, что молодёжь должна быть политически активной, что через участие в политике у них есть возможность отстаивать свои права и интересы.
Главной причиной молодёжного абсентеизма является то, что молодые люди сомневаются в возможности что-либо изменить в стране с помощью их участия в выборах.
Самой популярной у молодёжи Иркутской области является партия «Единая Россия», а самым популярным политиком - председатель Правительства Российской Федерации Путин В.В [33].
3.2 Предлагаемые меры по активизации молодежи
Активная гражданская позиция - это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.
Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества. Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.
В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.
Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.
В настоящий момент, как показал опрос, молодежь г. Иркутска не является достаточно активной. Наше предложение заключается в том, чтобы предпринять ряд мер, способствующих активации молодежи:
· Информационное обеспечение (доступность информации): создание официального сайта Агентства по молодежной политике Иркутской области
· Поддержка детских и молодежных общественных объединений
· Проведение в ВУЗах и школах дни самоуправления, выбирать президента школы/факультета.
· Патриотические мероприятия.
А в период предвыборных агитаций можно проводить раздачу агитационных листовок (например: «Время делать выбор», «Как проголосуешь, так и проживешь» и т.д.)
Развитие информационных технологий на современном этапе неразрывно связано с развитием телекоммуникационной отрасли и Internet. Однако помимо коммуникативных функций, все более важной становится информационная составляющая этого комплекса, одной из важнейших функций которой является организация входящих и исходящих информационных потоков.
Основной составляющей информационной структуры Агентства по молодежной политике будет являться его официальный сайт. Функционально сайт будет обеспечивать своевременную подачу информации, организацию активной связи с молодежью.
Посетители сайта смогут задавать интересующие их вопросы и получать на них ответы, это будет обеспечивать обратную связь. Это очень простой и удобный способ оперативно отслеживать мнения, замечания, отзывы посетителей. Так же на сайте можно проводить опросы. Более развитым механизмом общения с посетителями сайта будет являться форум, этот механизм позволит выделить наиболее актуальный темы и обсудить их.
Сайт будет состоять из следующих основных разделов:
1. «Документы» - для публикации законодательных актов, регулирующих вопросы, связанные с молодежной политикой.
2. «Программы» - для публикации информации о программах, проводимых в рамках молодежной политики
3. «Форум»
4. «Горячая линия» - для предоставления консультаций по вопросам, интересующих посетителей сайта.
В современных условиях все более значимым для молодёжной политики становится поддержка самореализации молодого поколения. В связи с этим реальными субъектами молодёжной политики должны являться не только органы государственной власти, но и собственно молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет через созданные ими детские и молодёжные общественные объединения, что придает развитию молодёжной политики в России, регионе устойчивый характер, основанный на преемственности достижений и восприимчивости к актуальным вызовам.
Немаловажную роль в социальном становлении молодого человека, в развитии его личности играют детские и молодёжные общественные объединения. Деятельность общественных объединений направлена на разностороннее развитие детей и молодёжи.
Управлением по молодёжной политике министерства по физической культуре, спорту и молодёжной политике Иркутской области ведётся база данных молодёжных и детских молодёжных объединений. Согласно базе данных в 2006 году общественное движение в Иркутской области включало в себя 392 молодёжных и детских общественных объединения различной направленности, в 2007 году - 453 организации, в 2008 году - 846 организаций. Следует отметить значительный рост количества молодёжных и детских общественных объединений в Иркутской области и существенный рост численности членов общественных объединений[32].
При планировании мероприятий летней кампании агентством по молодёжной политике Иркутской области необходимо ставить следующие задачи:
-создание условий для безопасного отдыха детей;
-создание благоприятных условий для оздоровления и отдыха социально незащищенных детей, детей «группы риска»;
-повышение качества оздоровительных и образовательных программ, реализуемых при поддержке агентства по молодёжной политике Иркутской области;
-поддержка деятельности молодёжных и детских общественных объединений через финансирование детского отдыха, занимающихся в течение года по социально-значимым программам;
-поддержка и распространение в Иркутской области лучших инновационных методик по работе с детьми через финансирование организаций - победителей областных конкурсов программ и распределение детских путевок по всем муниципальным образованиям Иркутской области;
-реализация основных направлений государственной молодёжной политики в Иркутской области.
Формирование условий для творческой, талантливой самореализации молодого поколения Иркутской области должно являться одним из основных направлений государственной молодёжной политики Иркутской области.
Управлению по молодёжной политике министерства по физической культуре, спорту и молодёжной политике Иркутской области совместно с вузами и детскими и молодёжными общественными объединениями необходимо разрабатывать и реализовывать ряд проектов, направленных на раскрытие и реализацию творческого потенциала молодых людей.
Так же для активизации молодежи необходимо проводить дни самоуправления в образовательных учреждениях.
День самоуправления является традиционной формой участия учащихся, как участников образовательного процесса, в оценке и формировании основных направлений и форм деятельности образовательного учреждения День самоуправления дает учащимся возможность самовыражения, приобретения навыков ответственной общественной деятельности, а также формирования комплексной оценки состояния дел в образовательном учреждении и доведения ее до сведения педагогического коллектива.
День самоуправления является формой творческого взаимодействия учащихся, выпускников и преподавателей образовательного учреждения. В результате проведения таких дней достигаются следующие результаты:
* вовлечение учащихся в активную общественную жизнь и управление образовательного учреждения;
* формирование у учащихся опыта организации и проведения общественных мероприятий;
* укрепление содружества между учащимися;
* развитие у учащихся творческих способностей, коммуникативных навыков общения;
* воспитание у учащихся чувства ответственности, корректного отношения друг к другу, делового стиля взаимоотношений;
* развитие у учащихся опыта публичных выступлений;
* организация новых форм обратной связи образовательного процесса, комплексная оценка учащимися состояния образовательного процесса в образовательном учреждении.
День самоуправления должен проводится один раз в год. Учащиеся лицея и выпускники заменяют административные службы, преподавателей, проводят по расписанию уроки, классные часы и мероприятия для учащихся и учителей.
По итогам Дня самоуправления проводится заседание Административного совета, где определяются самые активные участники, анализируются итоги работы, выносятся рекомендации для проведения следующего Дня самоуправления.
Так же дни самоуправления можно проводить и в детских лагерях. Смысл дня - в самоуправлении. Дети одного из отрядов становятся вожатыми, а вожатые - одним из отрядов. Из детей выбирают директора, старшего педагога, старшего вожатого, физрука и вожатых всех отрядов (по 4-5 человек). Каждому объясняются его обязанности.
День самоуправления так же можно сделать днем выборов. Выборы проходят в четыре этапа: 1) Выборы партий в парламент лагеря. Парламент лагеря будет сос- тоять из членов партий занявших наибольшее количество голосов избира- телей в зависимости от процента проголосовавших за нее избирателей. Места в парламенте распределяются между партиями, набравшими более 5% голосов. Например, голоса избирателей распредилились следующим образом: 1 партия - 30%, 2 партия - 15%, 3 партия - 20%, все остальные партии не набрали 5% и в общей сумме составляют 35% голоса в парламенте в этом случае распределяются (парламент состоит из 7 человек) так: 1 партия - 3 человека, 2 партия - 2 человека, 3 партия - 2 человека
Выборы начальника лагеря. Одновременно с выборами в парламент должны проходить выборы начальника лагеря. Список претендентов на должность начальника лагеря должен состоять только из членов младшего педагогического состава. Выборы начальника лагеря проходят в те же сроки, что и парламентские выборы, но по отдельным избирательным бюллетеням. Победу в выборах одерживает претендент, набравший наибольшее количество голосов избирателей.
Выборы в органы местного самоуправления проходят внутриотрядно. Выбираются два вожатых.
Распределение должностей в выбранном парламенте между парла- ментариями. Участвуют только члены парламента. Выборами в парламенте руководит выбранный начальник лагеря. Парламентарии выбирают из своих рядов: - заместителя начальника лагеря по воспитательной работе - заместителя начальника лагеря по административно-хозяйственной работе - методистов (5 человек)
Центральная избирательная комиссия состоит из 3 человек. Партийные списки должны содержать следующее: а) название партии б) девиэ (идею) в) список из 5-ти и более фамилий по порядку - 1 - лидер партии 2 - первый помощник лидера партии 3 - второй помошник лидера партии 4 и далее - члены партии Партийный список утверждается Центральной Избирательной Комиссией. Партии необходимо иметь программу, которую можно рекламировать и распространять среди избирателей.
. Во время самоуправления основной педагогический состав теряет юридическую силу, кроме ночного времени. В случае чрезвычайной ситуации, либо грубого нарушения режима вся власть полностью переходит основному педагогическому составу.
Должностные обязанности можно распределить следующим образом:
1.Руководитель лагеря:
- общие организационные вопросы;
- рабoта с педагогическим сoставoм;
- координация рабoты всех сотрудников лагеря.
2. Зам. начальника лагеря пo воспитательной рабoте:
- работа с методическим составом лагеря по организации и проведению общелагерных мероприятий и тематических дней;
- рабoта с отрядами пo участию в дневных и вечерних мерoприятиях;
- рабoта с группами пo ежедневнoму выпуску радиoпередачи и телевизионных передач.
3. Зам. начальника лагерных сборов по хозяйственным вопросам:
- вопросы хозяйственного обеспечения, лагеря;
- работа со столовой и организация дежурства по столовой;
4. Методисты отвечают за:
- жизнь и здоровье участников лагерных сборов;
- организацию и проведение общелагерных мероприятий;
- выполнение режимных моментов.
5. Отрядные вожатые отвечают за:
- жизнь и здоровье участников лагеря;
- участие отряда в общелагерных и тематических днях; - организацию и проведение отрядных мероприятий;
- психологический климат в отряде;
- выполнение режимных моментов;
- выполнение программы лагеря;
. Планерка выбранного педагогического состава собирается по требованию выбранного начальника лагеря.
Задания отрядам:
1. Создание политических партий;
2. Регистрация - сбор подписей под партийными списками и регистрация подписных листов;
3. Агитационная кампания партий;
4. Выступление лидеров партий, выборы.
Распределение времени на подготовку: отрядам Вожатые рассказывают о времени самоуправления в отрядах по приезду на базу, объясняют суть создания партий и предлагают формировать партии предварительно организаторам время и во время отрядных мероприятий.
Воспитатель может грамотно использовать такую форму игры в своих целях. Большой проблемой встанут для воспитателя первые 3--4 дня смены: нужно сделать уголок отряда, подготовить защиту отрада, сформировать отрад для работы в смене. И, конечно же, воспитателю нужно быстро увидеть каждого ребенка для индивидуальной работы с каждым. Естественно, здесь не обойтись без знания психологии.
Так же в день самоуправления можно имитировать выборы президента.
Цель -- выбрать президента отрада, человека, который бы помогал воспитателем работать с отрядом, человека, организующего работу отряда. Кандидат набирает себе кабинет советников и вместе они образуют партию или блок. Их может быть несколько. За определенный промежуток времени партии (блоки) придумывают себе название и девиз, готовят программу и продумывают рекламную кампанию. Затем кандидаты со своими кабинетами представляют свои программы отряду -- проводится пресс-конференция, во время которой незадействованная часть отрада представляет собой избирком. и избирателей. После представления программ партии получают право проводить рекламную компанию, цель которой -- завоевать симпатии избирателей и собрать большее количество подписей в поддержку кандидата на пост президента отрада. Вечером избирком проводит выборы президента отряда.
Задание для кандидатов: выступить с короткой, но оригинальной речью, в которой они сообщают свои биографические данные и описывают жизненный путь, словом, представляют себя. Избиратели должны знать об уровне компетенции своих кандидатов. Кандидатам предлагается блиц-опрос из некоторого количества экономических, политических, биологических и др. вопросов. Актерские данные будущего президента, способность работать на большие аудитории тоже имеют немаловажное значение. Кандидатам предлагается станцевать как: больная обезьяна, пьяный пингвин, влюбленный осел, объевшийся медведь и т.д. Кандидаты набирают себе партию. Создавшийся кабинет во главе с кандидатом должен придумать свою программу. Пока партии работают, оставшиеся зрители-избиратели превращаются в представителей прессы и все вместе придумывают вопросы к кандидатам и партиям, чтобы задать их на пресс-конференции.
Каждая партия по очереди зачитывает свои программы. Потом она представляет свой рекламный щит. С этим рекламным щитом каждая партия до вечера может ходить и собирать подписи в поддержку кандидата. Затем подписи представляются в Избирком перед голосованием. Программы на больших листах вывешиваются в холле. А партия может заниматься агитационной деятельностью (деятельность оговаривается с избиркомом, указывается, что можно и что нельзя). На пресс-конференции кандидат и члены партии отвечают на вопросы журналистов (журналистами могут быть все ребята отрада). Назначается время выборов, оговаривается форма и правила их проведения (выступление главы Избиркома).
По требованию Избиркома предвыборная агитация заканчивается за 30--60 минут до выборов. Собираются листы с подписями. Избирком готовит во время агитации урну и бюллетени.
Избирком и воспитатель вскрывает урны, подсчитываются голоса, выносится решение. Готовится отчет о проделанной работе (воспитатель рассказывает всему отраду). Отрад поздравляет выбранного президента, и оглашаются права и обязанности президента отряда. Президент дает клятву отряду.
В ходе этого мероприятия следует обратить внимание на основную особенность современной избирательной системы - развитие избирательного законодательства и многопартийности, участие политических партий и общественных организаций в выборах. Формы проведения могут быть различные. Разнообразие лишь убедительно подчеркивает возможность и эффективность использования избирательных технологий в воспитательном процессе. В играх организаторами обращается внимание на соблюдение избирательных процедур, этапов избирательной кампании, использование в игре ролей основных участников избирательного процесса (члены избирательной комиссии, кандидаты, члены комиссий с правом совещательного голоса, представители "Политических партий», наблюдатели, журналисты и т.д.). Все территориальные комиссии обеспечат материально-техническое оснащение для проведения выборов (стационарные урны для голосования, переносные урны, кабинки для голосования, оргтехника).
Участники игры «Выборы» убедятся в том, что переход к демократическому правовому государству с сильным гражданским обществом невозможен сам по себе. В этом должны участвовать сами граждане, прежде всего, следуя демократическим ценностям и занимая активную гражданскую позицию, способствуя становлению демократических традиций в местном сообществе. Этот проект - реальные действия, направленные на просвещение избирателей, способствующие деятельности в рамках правового поля и укреплению доверия к процедуре выборов, к их результатам.
Организационно - ролевая игра «Выборы» может проводиться в детской оздоровительном лагере как для избрания лидера или органов детского самоуправления, так и для знакомства участников летней смены с избирательным законодательством, выборными технологиями, избирательным правом. И в игровом и обучающем контексте Игра организуется и проводится на основе действующего избирательного законодательства.
Педагогический коллектив детского оздоровительного лагеря должен иметь представление о подготовке и проведении выборов, а также владеть основными понятиями и методиками проведения коллективных дел.
Предвыборная кампания и выборы являются моделью государственных выборов, но имеют ряд особенностей, продиктованных возрастом участников, ситуацией и целями деятельности. В процессе выборов происходит погружение ребенка (да и педагогов) в определенную систему ценностей, отношений, культурных образцов в ходе общения в контексте разнообразной деятельности, в результате чего происходит и самореализация, и саморазвитие ребенка, а, главное, формирование его гражданской активности и понимания основ устройства общества и государства.
Проблема патриотического воспитания в современных условиях обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составная часть целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.
События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства подростков, резко снизили воспитательное воздействие. Стала более заметной постепенная утрата подростками традиционно российского патриотического сознания. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству.
Новое поколение молодёжи вырастает на американских боевиках и азиатских наркотиках. И как неизбежный результат - растут наркомания, пьянство и детская преступность. Проявляется устойчивое падение престижа военной службы.
Сегодня жизненно важно возродить в российском обществе чувство истинного патриотизма как духовно-нравственную и социальную ценность, сформировать в молодом человеке граждански активные, социально значимые качества, которые он сможет проявить в созидательном процессе и в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Сохраняя традиции и преемственность поколений, развивая чувство гражданственности и любви к своей малой родине, в школах необходимо уделять особое внимание патриотическому воспитанию: воспитанию гражданина и патриота России, основанное на изучении её правовой и государственной систем, символики, истории города и страны, жизни и деятельности выдающихся людей, развитию чувства гордости за свою страну.
В образовательных учреждениях во время классных часов необходимо рассказывать учащимся о подвигах великих людей, которые не раз спасали Родину, уважения к подвигам героев формирует у подростков чувства любви к Родине, родному краю, гордости за своё Отечество, повышает интерес к военно-прикладным видам спорта, развитию физических и волевых качеств, готовности к защите Отечества.
Так же для повышения интереса молодежи к политике необходимо проводить раздачу агитационных листовок (например: «Время делать выбор», «Как проголосуешь, так и проживешь» и т.д.). Агитационные листовки внешне оформляются по тем же принципам, что и рекламные. Основной момент выносится в центр листовки и выделяется шрифтом, а остальной текст имеет дополняющий характер. В листовке агитационного характера также должны указываться адреса и телефоны, по которым можно связаться с организаторами акции, к которой агитируют с их помощью.
Агитационные листовки можно распространять при помощи промоутеров, как и обычные рекламные листовки, либо раскладывать по почтовым ящикам жилых домов, либо раскладывать в крупные торговые центры, чтобы их брали все желающие. Информация, содержащаяся в листовках, поможет молодежи понять значимость выборов и свою роль при выборе власти.
На финансирование, предложенных нами мероприятий необходимо затратить 15 000 рублей на создание сайта (финансирование из городского бюджета) и ежегодно дополнительно затрачивать около 300 000 рублей на поддержку детских и молодежных общественных объединений. Эти деньги планируется затратить на:
1. совершенствование научной и правовой базы молодежной политики (40 000 руб.);
2. материально-техническое обеспечение организаций, реализующих мероприятия в сфере молодежной политики (30 000 руб.);
3. кадровое и методическое обеспечение организаций, реализующих мероприятия по молодежной политике (30 000 руб.);
4. организация трудоустройства и занятости молодежи (40 000 руб.);
5. социальная поддержка молодежи и молодых семей (50 000 руб.);
6. системное вовлечение молодежи в общественную жизнь (60 000 руб.);
7. гражданско-патриотическое воспитание и физическое развитие молодежи (50 000 руб.).
Так же ежегодно на раздачу агитационных листовок перед выборами необходимо будет затрачивать 100 000 рублей из расчета, что час труда промоутера будет стоить 350 рублей в день и 25 000 рублей на печать листовок. Общая сумма ежегодных расходов составит 425 000 рублей (300 000 - финансирование из регионального бюджета, 125 000 рублей - финансирование из городского бюджета).
После внедрения предложенных программ молодежной политики необходимо оценить результаты и эффективность, потому что эффективность работы в сфере молодежной политики, должна быть измеряемой, выражаться в значении ряда социально значимых индикаторов по различным секторам социально-экономического развития страны и регионов. Это: снижение безработицы среди молодежи; увеличение доли молодых людей, идентифицирующих себя как граждане России; снижение численности молодежи, вовлеченной в неформальные социально опасные организации; увеличение доли молодежи в органах власти разного уровня; рост числа молодежи и детей - членов общественных объединений и др.
В ходе реализации предлагаемых нами мер рассчитать экономический и социальный эффект в цифрах невозможно, можно только разработать показатели, по которым по истечению некоторого срока действия программы можно оценить воздействие, которое она окажет на поведение молодежи и реализацию молодежной политики.
Главным результатом после внедрения и реализации этих программ должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие области.
В ходе реализации направления по повышению информированности населения и доступности информации возрастет мотивация молодежи в принятии активного участия в улучшении качества жизни населения и города в целом. Эти программы позволят изменить взгляды и жизненные приоритеты молодого населения города, а так же развить чувство значимости и причастности к его развитию.
При реализации этих программ будет существенно улучшена ситуация развития молодежной политики. Формирование культуры образа жизни, личного общения, повлечет за собой востребованность таких учреждений, как библиотеки и кинотеатры, а это в свою очередь улучшит их финансовое состояние. Молодежь будет вовлечена в развитие города и района, что повлечет за собой расширение его потенциала. Повышение активности молодежи повлечет за собой значительные изменения в области культуры, образования и других важных аспектах. Организация свободного времени молодежи так же влечет за собой уменьшение числа подростков, праздно гуляющих по улице в «поисках приключений», а значит, уменьшит число социально-негативных явлений.
Для дальнейшего эффективного проведения молодежной политики необходимо становление системы сбора информации об участниках молодежной политики, проведение исследований, моделирование и прогнозирование, анализ процессов в молодежной среде (используя данные постоянных социологических опросов, проводимых по определенной схеме), определение эффективности выполнения решений.
Подводя итоги, можно сказать, что в дальнейшем молодежная политика, получив свой официальный статус как одна из приоритетных сфер социального развития города, должна обрести целостный, системный характер.
Заключение
В последнее время очень много говориться о том, что молодежная политика должна быть, что она должна эффективно реализовываться, и направлена на молодежь. Но для того, чтобы это реализовать, необходимо сначала определится с сущностью молодежной политики.
Молодежь несет особую функцию, а точнее не сама молодежь, а молодежная культура. Она понимается как «феномен, связанный с процессами, посредством которых современное индустриальное общество «изымает» детей из семей и подготавливает их для успешного функционирования в более широкой социальной системе».
Для обеспечения экономической самостоятельности молодых граждан разрабатываются меры по повышению конкурентоспособности молодежи на рынке труда, правовые основы деятельности студенческих трудовых отрядов, сезонной занятости молодежи. В том числе, разработан проект ведомственной целевой программы «Внедрение эффективной системы содействия трудоустройству выпускников вузов и временной занятости студентов на 2006-2008 годы».
В современном обществе нельзя ограничиться традиционными подходами к молодежи и детям как «социально затратным» группам. Именно через развитие социальной активности молодежи, ее гражданского самосознания, участие в школьном и студенческом самоуправлении, молодежных и детских общественных объединениях, молодежных парламентах и правительствах достижим рост политического участия и гражданского самосознания молодежи, ее социальной лояльности.
Необходимо учитывать, что для качественного образования ключевой является неразрывность процесса обучения и воспитания - это отражено в действующем законе об образовании. Вопросы воспитания молодого поколения, его участия в развитии институтов гражданского общества отражены в содержании программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2006-2010 годы.
Стоит добавить, что эффективность работы в сфере молодежной политики, должна быть измеряемой, выражаться в значении ряда социально значимых индикаторов по различным векторам социально-экономического развития страны и регионов. Это: снижение безработицы среди молодежи; увеличение доли молодых людей, идентифицирующих себя как граждане России; снижение численности молодежи, вовлеченной в неформальные социально опасные организации; увеличение доли молодежи в органах власти разного уровня; рост числа молодежи и детей - членов общественных объединений и др.
Результаты социологических исследований, проведённых в течение последних лет, показывают, что политическое поведение молодёжи Иркутской области в значительной степени фрагментировано и не имеет единых для всех представителей данной социально-демографической группы характеристик. Отдельные группы молодёжи отличаются друг от друга интересом к политике, уровнем включенности в политическую жизнь, ориентациями на различные идейно-политические течения Российской Федерации.
В настоящий момент, как показал опрос, молодежь г. Иркутска не является достаточно активной. Наше предложение заключается в том, чтобы предпринять ряд мер, способствующих активации молодежи:
· Информационное обеспечение (доступность информации): создание официального сайта Агентства по молодежной политике Иркутской области
· Поддержка детских и молодежных общественных объединений
· Проведение в ВУЗах и школах дни самоуправления, выбирать президента школы/факультета.
· Патриотические мероприятия.
А в период предвыборных агитаций можно проводить раздачу агитационных листовок (например: «Время делать выбор», «Как проголосуешь, так и проживешь» и т.д.)
На реализацию предложенных нами предложений необходимо потратить 440 000 рублей. Из которых на создание сайта потребуется 15000 рублей,
В ходе реализации предлагаемых нами мер рассчитать экономический и социальный эффект в цифрах невозможно, можно только разработать показатели, по которым по истечению некоторого срока действия программы можно оценить воздействие, которое она окажет на поведение молодежи и реализацию молодежной политики.
Главным результатом после внедрения и реализации этих программ должно стать улучшение положения молодежи в обществе и, как следствие, увеличение вклада молодых людей в развитие области.
Список использованной литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12.12.1993 г.) // Российская газета. 25.12.1993 г., № 237. Ст.132.
2. Федеральный Закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.07.1995 г., № 27. Ст. 2503.
3. Федеральный Закон от 29.04.1999 г. № 80-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 03.05.1999 г., № 18. Ст. 2206.
4. Федеральный закон от 14.04.1995 г. «Об общественных объединениях» //принят Государственной Думой (с изменениями на 17 мая 1997 года)
5. Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РФ, 24.06.1993 г., № 25. Ст. 903.
6. Закон Иркутской области от 08.02.2000 г. № 12-ОЗ «О государственной молодежной политике в Иркутской области» // Восточно-Сибирская правда 02.03.2000
7. Закон Иркутской области «о Государственной молодежной политике в Иркутской» (в ред. Законов Иркутской области от 30.10.2001 N 8/54-оз, от 18.11.2003 N 57-оз)
8. Закон Иркутской области «об областной поддержке молодежных и детских общественных объединений в Иркутской» (в ред. Законов Иркутской области от 07.10.2002 N 40-оз, от 02.04.2003 N 17-оз, от 29.11.2004 N 55-оз) Принят Постановлением Законодательного собрания Иркутской области от 27 июня 2001 года N 9/7-ЗС
9. Закон «о благотворительной деятельности и благотворительных организациях». Закон Иркутской области от 15.05.1998 N 15-оз (ред. от 16.12.2005) "О муниципальной службе Иркутской области" (Принят Постановлением ЗС от 22.04.1998 N 20/5-ЗС)
10. Закон Иркутской области «о государственной социальной программе Иркутской области » от 11.07.2001 г.
11. Распоряжение главы Администрации Иркутской области от 17.06.2004 N 210-рг « о поддержке деятельности студенческих трудовых отрядов»
12. Постановление губернатора Иркутской области от 29.12.2001 г. № 181/636-п «О концепции региональной государственной молодежной политики в Иркутской области»
13. Постановление «Об областном конкурсе детских и подростковых клубов по месту жительства на соискание грантов от администрации Иркутской области». Принят постановлением Законодательного собрания Иркутской области 19 января 2000 года N 37/6-ЗС4)
14. Постановление от 29 декабря 2001 г. постановление от 29 N 181/636-п «о концепции региональной государственной молодежной политики в Иркутской области».
15. Постановление от 11 мая 2004 г. N 293-п «О структуре исполнительных органов государственной власти Иркутской» (в ред. постановления губернатора области от 28.01.2005 N 26-п, от 21.04.2005 N 172-п
16. Постановление от 27 июня 2005 г. N 275-п Об общественном совете по вопросам молодежной политики при губернаторе Иркутской области.
17. Постановление от 25 марта 2004 г. N 173-п «Об утверждении положения о конкурсе авторских вариативных программ в сфере реализации государственной молодежной политики на соискание грантов администрации Иркутской области».
18. Обращение Совета Федерации ФС Российской Федерации № 33-СФ «К Правительству Российской Федерации по вопросу об основных направлениях государственной молодежной политики и о мерах по ее реализации» от 08.02.2006 г.
19. Положение от 27 июня 2005 г. N 118-п «Об агентстве по реализации программ общественного развития и молодежных проектов».
20. Постановление от 20 июня 2007 г. N 33/7 - ЗС « О Положении о молодежном парламенте Иркутской области»
21. Изменения и дополнения в закон Иркутской области «об областной государственной поддержке молодежных и детских организаций в Иркутской области»
22. Доктрина по государственной молодежной политике. - М.: 2002. - С. 47
23. Чупров В.И., Зубок Ю.А. Труд молодежи в общественном производстве // Социально-трудовые проблемы и пути решения. Ч 1. - М.: АТиСО, 1998. - С. 39.
24. Елькин В.А., Елькина Н.В. Государственное управление и экономическая политика. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2003. - 304 с.
25. Социально-экономическое положение г. Иркутска, январь-декабрь 2005 г. / Федеральная служба государственной статистики. Иркутскстат. Иркутский отдел государственной статистики. - 2009. - 32 с.
26. Статистический бюллетень «Иркутская область в цифрах и графиках», январь-декабрь 2009 г. / Росстат. Территориальный орган Федеральный службы государственной статистики по Иркутской области. - 2006. - 12 с.