Совершенствование бюджетной политики муниципального образования в посткризисной экономике (на примере Алькеевского муниципального района)
p align="left">В районе успешно развивается малый бизнес. Розничный товарооборот по всем каналам реализации по расчетным данным, например в 2008 году составил по району 592,7 млн. рублей, по сравнению с 2007 годом увеличился на 24%. Малое предпринимательство способствует повышению жизненного благосостояния не только своих семей, но и в состоянии создавать новые рабочие места.
Напомню, что за 2009 год расходная часть бюджета района была принята в сумме 359671.3 тыс. рублей [8].
По разделу «Общегосударственные вопросы» общий объем расходов за 2009 год составил 36653.0 тыс. рублей при годовом уточненном плане 43588.0 тыс. рублей или 84.1 %. Вублей или 89.5%. уточнненом плане 47065щего года составила 42120 тыс.на 1 ноября 2008 год составил 385328 тыс.арочелниское нении данный раздел входят расходы на содержание аппарата управления. Следующий раздел - национальная оборона. Исполнение за 2009 год составило 871 тыс. рублей при годовом уточненном плане 1139.0 тыс. рублей или на 76.5 %.
Раздел «Правоохранительная деятельность» исполнение за 2009 год составило 1449.0 тыс. рублей при уточненном годовом плане 1626.0 тыс. рублей или на 89.1 %.
Раздел «Национальная экономика» исполнение за 2009 год составило 2011.0 тыс. рублей при плане 5192.0 тыс. рублей или на 38.7 %. В данный раздел входят затраты на электроснабжение сел (2200 тыс. рублей), приведение дорог в нормативное состояние (2466.0 тыс. рублей), и оплата проектно-сметной документации по газификации, водоснабжению - 526.0 тыс. рублей.
Раздел «ЖКХ» исполнение составило за 2009 год 25942.0 тыс. рублей, в том числе на капитальный ремонт многоквартирных домов в селе Базарные Матаки - 9096.3 тыс. рублей, финансирование расходов по развитию инфраструктуры возводимого жилья (проведение газоснабжения, водоснабжения) - 3452.8 тыс. рублей, на благоустройство территорий населенных пунктов района - 12695.8 тыс. рублей, возмещение затрат по БТИ, бане - 177.5 тыс. рублей.
По разделу «Образование» исполнение за 2009 год составило 159786.0 тыс. рублей. Фонд заработной платы с начислениями в фонды составляет 141951.0 тыс. рублей или 88.8%, оплата коммунальных услуг учреждениями образования (газ, электроэнергия, оплата за теплоснабжение) составила 6459.0 тыс. рублей.
Раздел «Здравоохранение и спорт». Исполнение за 2009 год составило 27061.0 тыс. рублей при уточненном годовом плане 36126.0 тыс. рублей или на 74.9 %. Из них на здравоохранение - 26839.0 тыс. рублей, на спорт - 222.0 тыс. рублей [8].
70
Рисунок 2.3.7 Расходы Алькеевского района
Рассмотрим показатели бюджета на 2010 год по конкретным отраслям. Расходы по разделу «Общегосударственные вопросы» на 2010 год консолидированного бюджета составит 33797.5тыс. рублей, по районному бюджету на 2010 год запланировано в объеме 19897.5 тыс. рублей. В данный раздел входят расходы на содержание аппарата управления. В 2010 году также включены расходы на проведение выборов в представительные органы муниципального района в сумме 1242.0 тыс. рублей.
По разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» предусматривается направить 14422.0 тыс. рублей, из них 371 тыс. рублей на капитальный ремонт многоквартирных домов; 14050.0 тыс. рублей предусмотрено на проведение работ по благоустройству населенных пунктов района.
По объему расходов в социальной сфере самой большой является образование, на которую предусматривается направить в 2010 году 190136.8 тыс. рублей или 61.8 % от общих расходов бюджета района. Из общей суммы направляется на дошкольное образование 25575.3 тыс. рублей, общее образование - 157115.4 тыс. рублей, молодежную политику 1171.0 тыс. рублей, другие вопросы в области образования 6275.1 тыс. рублей. Расходы на выплату заработной платы с начислениями составит 161410.0 тыс. рублей или 84.9 %, оплата за коммунальные услуги составит 11780.1 тыс. рублей или 6.2%. Все средние, и начальные школы района, детские сады переведены на нормативное финансирование. Поэтому формирование расходов на образование на 2010 год проводилось в соответствии с нормативным финансированием согласно которой наполняемость в класс - комплектах должна составлять не менее 14 учеников в сельской школе, в детских садах не менее 10 детей в зависимости от возраста, от типа групп и категории учреждений.
По разделу «Культура» прогнозируется на 2010 год направить 28384.0 тыс. рублей. В бюджете муниципального района на расходы по здравоохранению, не вошедшие в программу ОМС, прогнозируется направить 6189.8 тыс. рублей. Это расходы на молочные смеси в сумме 2760.3 тыс. рублей, уплата земельного налога 51.0 тыс. рублей, профилактика и проведение противоэпидемических мероприятий и приобретение вакцин 425.5 тыс.рублей, денежные выплаты медперсоналу по национальному проекту здравоохранения 2953.0 тыс. рублей.
Для сбалансированности доходов и расходов бюджетов поселений предусмотрен районный фонд финансовой поддержки в сумме 56267.7 тыс. рублей, который предоставляется поселениям в виде межбюджетных трансфертов.
По итогам 2 главы можно сказать, приведенные в данном разделе показатели за последние годы свидетельствуют о том, что районе имеются множество проблем и для их решения нужно приложить максимум усилий для роста производства сельскохозяйственной продукции, эффективности проводимых преобразований, повышения социального и материального уровня жизни населения.
3 Проблема совершенствования бюджетной политики района в современных условиях
3.1 Экономические основы совершенствования бюджетной политики
Муниципальная бюджетная политика - деятельность по формированию и регулированию доходов и расходов местного сообщества. Ее целью является достижение равновесия между доходами и расходами, потребностями и средствами их удовлетворения в пределах муниципального хозяйства и в течение заданного периода времени [43, с.29-30].
Финансовые средства муниципального образования, т.е. совокупность денежных средств, находящихся в его распоряжении, включают: а) средства местного бюджета; б) муниципальные внебюджетные средства; в) финансовые ресурсы муниципальных предприятий; г) средства, заимствуемые на финансовом рынке (ссуды, займы, кредиты и т.д.).
Управление муниципальными финансами состоит из трех стадий: финансового планирования, бюджетного процесса и оценки результатов. На каждой стадии работают специальные органы: финансовые, бюджетные и контрольные.
На стадии планирования, определяются приоритеты развития, а по срокам они подразделяются на краткосрочные (годовые), среднесрочные (на срок полномочий муниципальных органов) и долгосрочные (до 20 лет).
Логическим завершением, обеспечивающим формирование местных финансов, является бюджетный процесс.
Бюджетный процесс - регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность органов местного самоуправления по составлению, утверждению и исполнению местного бюджета, а также отчету о его исполнении.
Бюджетная муниципальная политика в экономической сфере направлена, прежде всего:
- на стабилизацию экономического положения и совершенствование структуры градообразующей базы муниципального образования
- на использование местных и региональных ресурсов для развития в муниципальном образовании эффективной социально ориентированной экономики и укрепления социальной сферы;
- на формирование в муниципальном образовании механизма саморазвития;
- на формирование рыночной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное производство в условиях рынка;
- на создание системы финансово-экономических мер, стимулирующих развитие производительных сил муниципального образования, реализацию его ресурсного, кадрового, социального и природного потенциала;
- на оказание поддержки предприятиям в преодолении спада производства, минимизации социального и экономического ущерба от свертывания неконкурентоспособных производств;
- на структурную перестройку производства, его диверсификацию, перепрофилирование отдельных предприятий на изготовление товаров и услуг, пользующихся спросом на рынке;
- на реализацию правовых и экономических мер, содействующих укреплению местного бюджета, расширению базы поступления доходов;
- на развитие малого предпринимательства;
- на создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвесторов и установление устойчивых производственно-технологических и коммерческих связей между муниципальными образованиями, а также с зарубежными партнерами;
- на реализация системы правовых, финансово-экономических, организационных, и социально-психологических мер, стимулов, обеспечивающих создание предпринимательской среды [22, с.8-9].
Фундаментальная цель бюджетной политики состоит в том, чтобы ликвидировать безработицу или инфляцию. В период спада проводится стимулирующая бюджетная политика. Она включает в себя увеличение государственных расходов, или снижение налогов, или и то и другое. Т.е. если в начале мы имеем сбалансированный бюджет, то бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного дефицита в период спада или депрессии.
И наоборот, если в экономике имеет место вызванная избыточным спросом инфляция, то проводится сдерживающая фискальная политика. Она включает в себя уменьшение правительственных расходов, или увеличение налогов, или и то и другое. Бюджетная политика должна двигаться в направлении бюджетного профицита, если перед экономикой стоит проблема контроля над инфляцией.
Бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области государственных финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление государственными финансами, налоговой и бюджетной системой, организацию с помощью фискальных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. В этом состоит социально-экономическая сущность бюджетной политики
Эффективность функционирования бюджетной политики в существенной степени зависит от бюджетного потенциала, характеризующего потенциальную возможность аккумулирования финансовых ресурсов в бюджет (возможный бюджетный потенциал). Наряду с этим следует выделять реальный бюджетный потенциал, который фактически способно организовать государство (фактический объем денежных ресурсов, аккумулируемых в руках государства).
На основе категории бюджетного потенциала следует оценивать возможности реализации функций государства, включая функции государственного регулирования экономики. Рост и падение бюджетного потенциала сказывается на инвестиционной, социальной, оборонной, регулирующей функциях бюджета и всего государства. Как правило, в условиях экономического и финансового кризиса, происходит существенное уменьшение бюджетного потенциала и наличие большого разрыва между возможным потенциалом и фактическим бюджетом в основном в силу низкой собираемости налогов
Но для дальнейшего совершенствования бюджетной политики необходимо осуществить реконструкцию основных ее принципов:
- реалистичности, т.е. исключения ошибок в прогнозировании социально-экономического развития;
- ответственности государства за безусловное выполнение взятых на себя обязательств;
- жесткости бюджетов, превращения их в действенный инструмент финансового оздоровления экономики;
- увеличения доходов, причем не за счет роста налогового бремени, а за счет легализации частнопредпринимательской инициативы;
- усиления результативности бюджетной политики в достижении определенных параметров в экономике.
Безусловно, кризис не мог не отразиться на экономике района. С четвертого квартала 2009 года снизились объемы промышленного производства и строительства, выросла безработица. Вместе с тем сохраняется положительная динамика в потребительской сфере и сельском хозяйстве. Но мы отдаем себе отчет в том, что потребление пока держится благодаря тому, что население тратит отложенные деньги.
Бюджет района в 2009 году недобрал из-за кризиса около 38 млн рублей. Непростая ситуация, хотя и лучше среднероссийских показателей, складывается и в 2010 году. По прогнозам на 2010 год по сравнению с аналогичным периодом 2009 года доходы составляют всего 320709,8 тыс. рублей.
Районный бюджет на 2009 г. и плановый период 2010 и 2011 гг. разрабатывался и был утвержден в докризисный период. Естественно, с учетом изменения экономической ситуации параметры бюджета были пересмотрены. Доходная часть в целом уменьшена более чем на 10 млрд руб. и утверждена ниже уровня 2008 г. Соответственно пришлось сократить и ряд расходов: на государственное управление -- на 10 %, содержание государственных учреждений -- на 10 %, Однако расходы по ряду программ, таких как, например, «Жилище» или «Личные подсобные хозяйства», наоборот, увеличены.
С целью нормализации положения в администрации района создан антикризисный штаб, реализуется комплексный план антикризисных мер. Для борьбы с кризисом образованы три антикризисные группы по основным экономическим направлениям: промышленность, строительство и инфраструктура, сельское хозяйство и потребительская сфера. Оказывается государственная поддержка организациям. Особое внимание уделяется развитию тех отраслей, в которых район имеет наибольшие конкурентные преимущества. Это агропромышленный комплекс, строительство, малый бизнес. Например, с целью поддержки личных подсобных хозяйств субсидируется производство животноводческой продукции, уплата процентов по кредитам, полученным для развития личных подсобных хозяйств, производится компенсация затрат на приобретение товарных и племенных животных.
В сфере строительства основной акцент делается на повышение доступности жилья, в том числе путем использования ипотечных кредитов, строительства быстровозводимого жилья, капитального ремонта и переселения граждан из аварийного фонда.
С целью развития малого бизнеса создана инфраструктура его поддержки. Например, принят районный закон, предоставляющий предпринимателям рассрочку до пяти лет для выкупа арендуемого ими государственного и муниципального имущества площадью до 3000 кв. м. Формируются промышленные парки. Осуществляются и другие формы поддержки субъектов малого предпринимательства.
Кроме того, в районе проводятся мероприятия для обеспечения полноты поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет. Понятно, что налог на прибыль, единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, прямо пропорциональны финансовым результатам. Основа формирования региональных и местных бюджетов в кризисный период -- это в первую очередь стабильные доходные источники, поступления которых в меньшей степени зависят от экономической ситуации, в частности, земельные и имущественные платежи. Следовательно, нужно разбираться с существующими проблемами их исчисления и уплаты в бюджет.
Один из основных приоритетов проводимой в районе бюджетной политики -- эффективность бюджетных расходов, внедрение новых методов финансирования, позволяющих обеспечить конечные результаты (количественные и качественные) деятельности каждого учреждения в строгой зависимости от объема выделяемых ему средств. При этом не ставится задача сокращения числа учреждений, оказывающих социальные услуги населению. Напротив, в районе ежегодно открываются новые спортивные школы, строятся современные спортивные комплексы с бассейнами, катками и другими функциональными залами[44, с.5-7].
Я считаю, что оптимизм терять нельзя. Кризис обнажил проблемы в экономике и финансовой сфере, и их надо решать. Я думаю, что это время необходимо максимально использовать. Кризис -- это шанс для развития. Он может способствовать оздоровлению ряда отраслей, в первую очередь повысить конкурентоспособность отечественного, кубанского производства. Я думаю, что наша экономика выйдет из кризиса не только обновленной, но и более сильной [36, с.3-11].
Сегодня, когда подходы к бюджетному планированию претерпевают столь разительные изменения, органы исполнительной власти не могут упускать инициативу выстраивания новых механизмов и процессов управления бюджетом. Представителям региональных и муниципальных органов власти уже не хватает типовых инструкций, и необходимы подходы, обеспечивающие максимальную эффективность решения поставленных задач и оптимальное распределение нагрузки на всех участников бюджетного процесса.
За время претворения в жизнь бюджетной реформы было сделано многое для изменения концептуального подхода к бюджетному планированию. Применение на практике этой концепции вызывает различие во взглядах и подходах, заставляя сомневаться в правильности внедряемых механизмов и процессов управления.
По мнению наших аналитиков, причиной возникновения такого противоречия является разрозненность и отсутствие единого подхода при внедрении новых процессов бюджетного планирования.
Мы выделяем две основные причины, препятствующие внедрению механизмов:
- Попытки внедрить новые элементы планирования на основе прежних процессов и способов взаимодействия.
- «Поочередное» внедрение новых элементов планирования без учета взаимосвязанности этих элементов.
В основе решения, предлагаемого IT-центром, лежит принцип организации единого информационного пространства для финансового органа, распорядителей бюджетных средств и подведомственных учреждений. Самой сложной задачей в данном контексте становится увязать и свести воедино все задачи и механизмы бюджетирования, ориентированный на результат.
Часто при планировании бюджета по видам бюджетных ассигнований теряется представление расходных статей бюджета в других разрезах. Как в общей массе расходов найти бюджетное ассигнование на оказание услуги? Кто потребители услуги? На основании, какого нормативно-правового акта оказывается данная услуга? К какой из поставленных целей услуга относится? Какие задачи необходимо реализовать? Какие мероприятия провести, чтобы добиться определенных результатов? Какой аналитический показатель используется при расчете эффективности произведенных затрат ?
Еще совсем недавно было сложно ответить на эти вопросы, но регионы продолжают работать в этом направлении и приходят к логичным решениям.
Главные распорядители бюджетных средств, производят расчет бюджетных расходов отдельно по каждому виду бюджетных ассигнований. Используя реестр расходных обязательств, доступный в едином информационном пространстве, каждое бюджетное ассигнование закрепляется за соответствующим расходным обязательством. Имея в арсенале единую систему соответствия целей, задач, показателей и соответствующих мероприятий, участники бюджетного процесса соотносят каждую услугу, ассигнование или субсидию с необходимым набором элементов оценки результативности.
Такой подход, связывающий все элементы бюджетного планирования, автоматически приводит к упрощению процедур формирования всех необходимых плановых, отчетных, аналитических документов: государственных (муниципальных) заданий, ведомственных целевых программ, долгосрочных целевых программ, обоснований бюджетного ассигнования, докладов о результатах и основных направлениях деятельности.
Вторая причина, которая, на наш взгляд, затрудняет внедрение оптимальных процессов реализации механизмов БОР, - это «поочередное» внедрение механизмов без учета их взаимосвязанности.
В нашей практике мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда, например, задача ведения реестра расходных обязательств уже решена, но внедренное решение настолько жестко, что интегрировать процесс сбора реестра с решением задач планирования государственных заданий практически невозможно.
Процесс внедрения этого подхода трудоемок. Поэтому решение, предлагаемое IT-Центром, включает как методологическую, так и технологическую поддержку, охватывающую всех участников бюджетного процесса. Вместе с тем учитываются и используются предложения самих участников, позволяющие повышать эффективность бюджетного планирования.
IT-Центр Финансово-промышленного венчурного фонда ВПК предлагает решение, которое учитывает все сложности, и предоставляет возможность внедрения механизмов бюджетирования, ориентированного на результат, без издержек на оптимизацию и капитальную реконструкцию процессов.
В основе решения лежат два простых принципа:
- Дать возможность органам исполнительной власти реализовать весь комплекс решаемых задач - возможно, не сразу, возможно, поэтапно, но сохранив при этом все связи между процессами.
- Обеспечить простую и быструю связь между всеми участниками бюджетного планирования [25, с.3-9]
Анализ экономики муниципального образования, за последние несколько лет, позволяет подтвердить действенность в российских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это - базирующаяся на реалистичном уровне государственных обязательств политика жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышению уровня народного благосостояния.
3.2 Организационно-управленческие основы повышения эффективности бюджетной политики
Бюджетная политика района является одним из необходимых и самых эффективных инструментов государственного регулирования социально-экономического развития страны. В то же время, поскольку целью бюджетной политики, как и любой другой, является конкретный результат, отличный от уже существующего, или такой, который способствует улучшению, развитию и повышению эффективности процесса или конечного продукта или услуги.
Проведение бюджетной политики неразрывно связано с анализом характера и целей государства, его экономической, социальной, финансовой стратегией, общими перспективами развития страны и, следовательно, с реальными путями достижения намечаемых при этом задач. Тем более актуально изучение бюджетной политики в наше время, когда осуществляется поворот страны в сторону ускоренного интенсивного развития и достижения передовых конкурентных позиций в мировой экономике.
Проблема поиска оптимальных путей формирования и реализации эффективной бюджетной политики района является актуальной. При этом следует учитывать, что каждый район проводит свою бюджетную политику.
Для обеспечения эффективности механизма бюджетной политики района нужны: научный подход; четкие цели, задачи и направления на ближайший период и перспективу; обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений, учитывающих общие затраты государства в связи с их принятием и отдаленные финансовые последствия; а также политическая стабильность и высокий уровень профессионализма работников бюджетной сферы.
Бюджетная политика района является органической частью финансовой и общей экономической политики государства. Она предполагает стимулирующую роль бюджетов, их фондов, активное воздействие на производство. Её эффективность зависит от всестороннего учета интересов, система которых складывается в национальном рыночном хозяйстве на основе плановости [25, с.3-9].
Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики района надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.
Первое. Бюджетная политика района должна сохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции.
Одной из базовых предпосылок решения этой задачи является безусловное соблюдение установленных в 2008 году Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России должно принять исчерпывающие меры по обеспечению снижения инфляции.
Второе. Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения в районе на долгосрочную перспективу. Так же необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна включать в себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики, необходимо существенно повысить надежность и расширить горизонт прогноза социально-экономического развития. Следует уже в ближайшее время сформировать современную правовую и методическую базу средне- и долгосрочного государственного прогнозирования социально-экономического развития района.
Третье. Необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем.
Здесь необходим широкий комплекс мер, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более эффективное управление пенсионными накоплениями.
Четвертое. Эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям. Необходимо ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.
Пятое. Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления. С 1 января 2009 г. должны в полном объеме вступить в силу положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и связанные с ним нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами.
По-прежнему требуется оказание вновь созданным сельским поселениям действенной поддержки в освоении ими базовых методов и процедур управления муниципальными финансами.
Шестое. Практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств. С 2010 года соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть реализованы полностью. Эти нормы в максимально возможной степени следует применять и в переходный период.
Седьмое. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты. В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований.
Каждая программа должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей, то надо отказываться от ее дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты.
Восьмое. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами. Обеспечение надежности размещения средств этих фондов остается безусловным приоритетом.
В то же время по мере накопления опыта управления средствами Фонда национального благосостояния, в том числе в целях повышения его доходности, следует рассмотреть вопрос о расширении состава активов, в которые могут размещаться средства Фонда. В число таких активов могут войти акции и долговые обязательства надежных эмитентов.
Девятое. Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора.
Следует в ближайшие годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий. Должна быть создана правовая база для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений, а также для обеспечения возможности изъятия по решению собственника и последующей приватизации части имущества унитарного предприятия.
Необходимо расширить практику представления интересов государства в органах управления акционерных обществ независимыми директорами вместо государственных служащих.
Следует обеспечить полноценный учет имущества казны и его отражение в финансовой отчетности публично-правовых образований.
Десятое. Расширение практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета.
Одиннадцатое. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере [46].
Положение о том, что более чем за 15-летний период осуществления либерально-монетаристской политики, преследовавшей цель вытеснения государства из экономики, не удалось решить на необходимом уровне важнейшие проблемы развития общества и его экономики. Нужна переориентация, позволяющая существенно изменить бюджетную политику района, направляя её на достижение как минимум удвоения ВВП менее чем за десятилетие; создание современной конкурентоспособной на мировом рынке экономики и эффективного, безопасного государства; преодоление бедности и повышение качества и уровня жизни населения страны.
Модернизация формирования и реализации отечественной бюджетной политики района в ближайшей и среднесрочной перспективе должна выражаться в продолжение изменения ориентиров всей финансовой политики и прежде всего её основной базы, ядра - самой бюджетной политики.
Формирование и реализация современной бюджетной политики района не может происходить автоматически, а лишь с помощью нового специально разрабатываемого бюджетного механизма и согласованного функционирования его составляющих элементов, форм, методов, инструментов с целью повышения бюджетного потенциала, адекватного рыночной трансформации в регионе [44, с.5-7].
Таким образом, заканчивая третью главу, можно сказать что для проведения более эффективной бюджетной политики района важно знать не только общую величину активов и обязательств государственного баланса, но и в результате каких решений в области налогового или отраслевого (социального) права они образуются. Нужно видеть не столько общий объем доходов бюджета, сколько объем доходов по видам налогов и сборов, поскольку именно эта информация должна лежать в основе принимаемых решений в области налогового права. В части социальных обязательств важно видеть не столько их общий объем, сколько то, какие именно законы их порождают, с тем, чтобы иметь возможность своевременно и осознанно пересматривать соответствующие законы.
Заключение
Таким образом, бюджетная политика является ядром экономической политики государства и отражает все его финансовые взаимоотношения с общественными институтами и гражданами. При планировании бюджетной политики государство должно исходить из необходимости обеспечения финансовой и социальной стабильности. Предсказуемость бюджетной политики - ключевой фактор общей макроэкономической устойчивости. Федеральный бюджет должен стать надежным финансовым фундаментом сильного демократического государства.
Выполнение органами государственной власти своих функций и реализация задач, стоящих перед обществом и государством, непосредственно зависит от наличия денежных ресурсов, сконцентрированных в федеральном бюджете. В процессе мобилизации ресурсов в бюджет и использования денежных средств из бюджета возникают финансово-кредитные отношения между властью в лице государства, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с бюджетной политикой, разрабатываемой и реализуемой органами государственной власти.
Бюджетная политика -- это многосторонний процесс, включающий действия органов власти всех уровней не только в бюджетной сфере, но в налоговой, ценовой, кредитной и в целом в финансовой.
С точки зрения бюджетной сферы, бюджетная политика представляет собой совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти в сфере управления формированием и исполнением бюджета по выполнению ими функций перед обществом и государством.
Бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Бюджетная политика так же должна создавать источники повышения конкурентоспособности российской экономики, ее модернизации и технологического обновления.
Бюджетная политика района на 2010-2012 годы направлена, с одной стороны, на выход экономики из кризиса и решение важнейших социальных задач, а с другой - на восстановление макроэкономической и бюджетной стабильности.
Развитие и расширение рынка услуг - одно из важных направлений роста благосостояния населения. Главной задачей в области потребительского рынка является дальнейшее развитие сети торговли, питания и бытового обслуживания, включая и малые населенные пункты. В районе успешно развивается малый бизнес.
После привлечения инвесторов в сельхозпроизводство Алькеевского района, за счет их солидных инвестиций при сложившийся макроэкономической ситуации удалось выстроить эффективный аграрный бизнес, через коренное изменение технологии, технического переоснащения, соответствующей организации труда и менеджмента.
Конечно, когда в обществе разразился мировой кризис, что-то планировать трудно. Но жизнь не стоит на месте, общество развивается. И нужно думать, что нас он затронет в меньшей степени. Алькеевский район является сельскохозяйственный и благодаря инвестициям инвесторам, все условия для развития сельского хозяйства имеются. На землях района работает новейшая, импортная техника, вносятся большое количество удобрений, в животноводстве имеется большое поголовье высокопродуктивных коров. Стабильно увеличивается производство всей сельскохозяйственной продукции.
Исполнение бюджета в Алькеевском районе, формирование его доходов и финансирование расходов из него возложено на единую систему органов Федерального казначейства Министерства финансов РТ. Важнейшими условиями успешного исполнения федерального бюджета являются, увеличение его доходной части, рациональное и целевое расходование бюджетных средств. Важным источником повышения реальных доходов населения являются личные подсобные хозяйства. Так же большую часть составляют налоговые доходы и самыми крупными плательщика налогов являются ОАО «Красный Восток», СХПК Хузангаевский и ОАО ПМК Мелиорация, «Строитель-К». Расходная часть бюджета Алькеевского муниципального района сформирована в соответствии с федеральным законодательством, с учетом тех вопросов местного значения, которые закреплены за каждым уровнем власти. В основном деньги из бюджета расходуются на здравоохранение, культуру, образование, ЖКХ, в последние года начали выдавать больше денежных средств на социальную политику.
Безусловно, кризис не мог не отразиться на экономике района. С четвертого квартала 2009 года снизились объемы промышленного производства и строительства, выросла безработица. Вместе с тем сохраняется положительная динамика в потребительской сфере и сельском хозяйстве. Кроме того, в районе проводятся мероприятия для обеспечения полноты поступлений налогов и сборов в консолидированный бюджет.
Один из основных приоритетов проводимой в районе бюджетной политики -- эффективность бюджетных расходов, внедрение новых методов финансирования, позволяющих обеспечить конечные результаты (количественные и качественные) деятельности каждого учреждения в строгой зависимости от объема выделяемых ему средств. При этом не ставится задача сокращения числа учреждений, оказывающих социальные услуги населению. Напротив, в районе ежегодно открываются новые спортивные школы, строятся современные спортивные комплексы с бассейнами, катками и другими функциональными залами.
Для обеспечения эффективности механизма бюджетной политики Алькеевского района нужны: четкие цели, задачи и направления на ближайший период и перспективу; обоснованность выдвигаемых мер и предстоящих решений, учитывающих общие затраты государства в связи с их принятием и отдаленные финансовые последствия; а также политическая стабильность и высокий уровень профессионализма работников бюджетной сферы. На мой взгляд, так же можно сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем. Следует пересмотреть механизм формирования и реализации ведомственных целевых программ, которые должны в основном использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения обязательств. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере
Таким образом, можно сказать, что проблема поиска оптимальных путей формирования и реализации эффективной бюджетной политики является актуальной не только внутри муниципального района, но и для России и практически для всех федеративных и унитарных государств.
Список использованных источников и литературы
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (в редакции от 30.04.2010).
2. Бюджетный кодекс Республики Татарстан 29.05.2004 №34-ЗРТ (в редакции от 06.08.2008).
3. Закон РТ от 3 декабря 2009 № 55-ЗРТ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РТ и порядке применения отдельных положений Бюджетного кодекса РТ»
4. Положение о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Алькеевского муниципальном районе РТ от 6 марта 2007 г. N 100.
5. Постановлением Исполнительного комитета Алькеевского муниципального района об оптимизации и экономии расходов бюджета Алькеевского муниципального района на 2009 год от 07.09.2009 года № 245
6. Решение Алькеевского муниципального района Республики Татарстан от 5 декабря 2007 г. N 143 «О бюджете Алькеевского муниципального района на 2008 год».
7. Решение Совета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан от 16 июля 2009 г. N 37 «О положении о бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Алькеевском муниципальном районе РТ».
8. Решение Совета Алькеевского муниципального района Республики Татарстан от 20 ноября 2008 г. N 58 "О бюджете Алькеевского муниципального района на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
9. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации. - М., Питер, 2008. - 486 с.
10. Богов Х. М. Объективная основа бюджетной политики - функции бюджета. // Актуальные проблемы рыночной экономики: бюджетные, налоговые, отраслевые и социальные аспекты. - М.: ИнДел, 2008. 157с.
11. Ковалева Т.М. Бюджетная политика и бюджетное планирование. - М., КноРус, 2009. 177с.
12. Косов Н.С. Основы макроэкономического анализа : учебное пособие.- Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2009. 140с.
14. Поляк Г.Б. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 703 с.
15. Полякова О.А. Состав финансовых ресурсов органов местного самоуправления // Финансы и кредит, 2008. 96с.
16. Романовского М.В., Врублевской О.В. Бюджетная система России: учебник для студентов вузов. - М., Питер, 2008. - 576 с.
17. Улюкаев А.В. Проблемы государственной бюджетной политики. - М., - Дело, 2008. - 543с.
18. Аляутдинов Ф.М. Бюджетная политика на современном этапе // Право и управление. - 2008. - №1. - с. 22-29.
19. Астапов К.Л. Бюджетная и денежно-кредитная политика в условиях кризиса. // Финансы. - 2009. - №6.
20. Виницина В.В. Особенности бюджетной системы России // ЭКО. - 2008. - N 1. - с.120-129.
21. Воронин Ю. Приоритеты бюджетной политики // Экономист. - 2009. - N 6. - с.52-63.
22. Глазьев С. Ю. Приоритеты бюджетной политики - издание русской консервативной мысли // Журнал «Золотой Лев». - 2009. - № 93-94. - с.8-9.
23. Горегляд В., Подпорина И. Ориентиры бюджетной политики // Экономист. - 2009. - №5.
24. Гурвич Е.Т. Российская бюджетная политика на следующее десятилетие. // «Экономический вестник». - 2008. - №1.
25. Доклад директора Департамента финансовой политики Министерства финансов РФ «Итоги и задачи бюджетной политики» // Финансы. - 2009. - № 5. - с.3-9.
27. Илларионов А. Эффективность бюджетной политики в России в 1994-1997 гг. // Вопросы экономики. - 2008. - №2,
28. Исправников В.О. О некоторых проблемах и перспективах экономического развития России. // Социально-гуманитарные знания. - 1997. - № 3. - 3-15 с.
29. Колесов А.С. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: Материалы Девятой научно-практической конференции (27-29 мая 2009 г.). - Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. - с.152.
30. Кудрин А. Дефицит госбюджета в этом году составит 9,4% ВВП, в 2010-м - 7,5% // Финанс. - 2009. № 32. - с. 7-8.
31. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию. // Вопросы экономики. - 2009. - №1. - с. 9-27.
32. Мазурова Л.П. Еще раз о причинах бюджетно-финансового кризиса в России // Сибирская финанс. школа. - 2008. - N 2. - с.33-35.
33. Мутавалова Г. О доходах и налогах сквозь призму кризиса. // Республика Татарстан. - 2010. - № 24.
34. Нестеренко Т.Г. Бюджетная политика РФ в 2008-2010г. // Финансы. - 2008. №2. - с.3-7.
35. Николаев А. Бюджет республики: итоги и перспективы. // Республика Татарстан. - 2010. - № 17-18.
36. Путин В.В. Бюджетная политика - важный инструмент в борьбе с кризисом // Финансы. - 2009. - № 4. - с.3-11.
37. Селезнев А. Проблемы бюджетной политики в 2009 году // Экономист. - 2008. - N 12. - с.3-13
38. Селезнев А. Проблемы бюджетной трехлетки // Экономист. - 2009. - N 2. - с.15-27.
39. Сенчагов В. Бюджетная политика и ее роль в обеспечении экономического роста // Вопросы экономики. - 2007. - N 5. - с.65-80.
40. Смольякова, Т.Н. Пенсионеров подтягивают к "минималке" С нового года в стране не останется стариков с доходами ниже прожиточного минимума // Российская газета. - 2009. - №184. - с.9-10.
41. Федосов В. Приоритеты бюджетной политики государства // Экономист. - 2009. - N 12. - с.32-38.
42. Хасанов А. Району помогут выбраться из кризиса. // Республика Татарстан - газета.. - 2010. № 32.