Рефераты

Совершенствование бюджетной политики муниципального образования в посткризисной экономике (на примере Алькеевского муниципального района)

p align="left">- иные составляющие, определенные решением Исполнительного комитета района.

5. Перспективный финансовый план района представляет собой документ, содержащий прогнозные данные о возможностях бюджета в предстоящие три года по мобилизации в бюджет района доходов, финансированию из бюджета района расходов, привлечению и погашению муниципальных заимствований, выдаче муниципальных гарантий.

Перспективный финансовый план разрабатывается Финансово-бюджетной палатой района одновременно с проектом бюджета района на очередной финансовый год в порядке и по форме, утвержденным Исполнительным комитетом района.

Период, на который разрабатывается перспективный финансовый план, - три года, первый из которых - это год, на который составляется бюджет.

Перспективный финансовый план разрабатывается в целях:

- информирования Совета района о предполагаемых среднесрочных тенденциях развития экономики и социальной сферы района;

- комплексного прогнозирования финансовых последствий разрабатываемых реформ, программ, нормативных правовых актов;

- выявления необходимости и возможности осуществления в перспективе мер в области финансовой политики;

- отслеживания долгосрочных негативных тенденций и своевременного принятия, соответствующих мер.

Перспективный финансовый план утверждается Исполнительным комитетом района, учитывается при формировании бюджета на очередной финансовый год в порядке, установленном Исполнительным комитетом района, и представляется в качестве информации в Совет района одновременно с внесением проекта решения о бюджете на очередной финансовый год.

6. Реестр расходных обязательств района ведется Финансово-бюджетной палатой района, представляется в Министерство финансов РТ в порядке, установленном Министерством финансов РТ.

Основными принципами ведения реестра расходных обязательств района являются:

- полнота отражения расходных обязательств района и сведений о них;

- периодичность обновления реестра расходных обязательств района и сведений о них;

- открытость сведений о расходных обязательствах района, содержащихся в реестре;

- единство формата отражения сведений в реестре расходных обязательств района;

- достоверность сведений о расходных обязательствах района, содержащихся в реестре.

Порядок ведения реестра расходных обязательств района устанавливается нормативным правовым актом Исполнительного комитета района. Данные реестра расходных обязательств района используются при разработке перспективного финансового плана района (в части бюджета действующих обязательств района и проекта бюджета района на очередной финансовый год).

Данные нормативы подлежат применению при формировании реестра расходных обязательств района и планировании расходов бюджета района на очередной финансовый год [5].

Основные этапы составления проекта бюджета района

1. Составление проекта бюджета района начинается в срок за 8 месяцев до начала очередного финансового года.

2. Решение о начале работы над составлением проекта района на очередной финансовый год принимается Исполнительным комитетом района в форме нормативного правового акта, регламентирующего сроки и процедуры разработки проекта бюджета района на очередной финансовый год, перспективного финансового плана, порядок работы над иными документами и материалами, обязательными для направления в Совет района одновременно с проектом бюджета района.

3. В результате разработки перспективного финансового плана устанавливаются ожидаемый общий объем доходов, расходов бюджета района, объем бюджета принимаемых обязательств и состав принимаемых обязательств на предстоящий трехлетний период и в том числе на очередной финансовый год.

4. Основные характеристики бюджета района на очередной финансовый год, а также распределение предельных объемов бюджетного финансирования по главным распорядителям бюджетных средств и перечень муниципальных целевых программ, подлежащих финансированию за счет бюджета района в очередном финансовом году, разрабатываются Финансово-бюджетной палатой района с учетом:

- показателей перспективного финансового плана района на предстоящие три года и распределения бюджета принимаемых обязательств;

- необходимости финансирования всех расходных обязательств, включенных в реестр расходных обязательств района, исполнение которых должно осуществляться в очередном финансовом году за счет средств бюджета района;

5. Главные распорядители бюджетных средств распределяют предельные объемы бюджетного финансирования на очередной финансовый год в соответствии с функциональной классификацией расходов бюджетов РФ.

6. Несогласованные вопросы по бюджетным проектировкам в предстоящем году рассматриваются согласительной комиссией, создаваемой по решению руководителя Исполнительного комитета района.

7. Проект решения о бюджете района, составляемый Финансово-бюджетной палатой района, должен содержать:

- основные характеристики бюджета (общий объем доходов бюджета, общий объем расходов бюджета, дефицит бюджета, при условии соблюдения ограничения на размер дефицита бюджета района;

- прогнозируемые доходы бюджета по группам, подгруппам и статьям классификации доходов бюджетов Российской Федерации;

- расходы бюджета по главным распорядителям бюджетных средств, разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов, функциональной классификации расходов бюджета района;

- расходы и доходы целевых бюджетных фондов;

- источники финансирования дефицита бюджета района;

- верхний предел муниципального долга по состоянию на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом, с указанием предельного объема обязательств по муниципальным гарантиям при условии соблюдения ограничения объемов муниципального долга;

- предельный объем расходов на обслуживание муниципального долга при условии соблюдения ограничения объема расходов на обслуживание муниципального долга;

- перечень муниципальных гарантий;

- лимиты предоставления налоговых кредитов (включая налоговые кредиты на срок, превышающий пределы очередного финансового года), отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей;

- общий объем районного фонда финансовой поддержки поселений и распределение дотаций из данного фонда поселениям;

8. Обязательными приложениями к решению о бюджете района являются:

- перечни целевых статей и видов расходов функциональной классификации расходов местного бюджета;

- перечень главных распорядителей средств бюджета района;

- программа муниципальных внутренних заимствований района.

9. Одновременно с проектом решения о бюджете района на очередной финансовый год Финансово-бюджетная палата района:

- оценивает потери бюджета от предоставления налоговых льгот;

- оценивает ожидаемое исполнение бюджета района за текущий финансовый год;

- разрабатывают проекты решений Совета района о внесении изменений и дополнений в решения Совета района о налогах и сборах;

- подготавливают прогноз консолидированного бюджета района на очередной финансовый год.

10. Проект решения о бюджете, а также разрабатываемые одновременно с ним документы и материалы не позднее 1 ноября представляются в Исполнительный комитет района.

Исполнительный комитет района рассматривает проект решения о бюджете и иные документы и материалы и в срок до 10 ноября принимает решение о внесении проекта решения о бюджете на очередной финансовый год в Совет района.

11. Проект бюджета района, вносимый в Совет района, подлежит официальному опубликованию.

Руководитель Исполнительного комитета района вносит проект решения о бюджете на очередной финансовый год на рассмотрение в Совет района не позднее 15 ноября.

Одновременно с проектом решения о бюджете в Совет района представляются следующие документы и материалы:

- проекты решений Совета района относительно действующих и принимаемых обязательств района;

- баланс финансовых ресурсов района на очередной финансовый год;

- оценка потерь бюджета от предоставления налоговых льгот;

- оценка ожидаемого исполнения бюджета района за текущий финансовый год;

- план развития муниципального сектора экономики;

- прогноз консолидированного бюджета района на очередной финансовый год [49].

Рассмотрение проекта решения о бюджете Советом района:

В течение суток, со дня внесения проекта решения о бюджете на очередной финансовый год в Совет района председатель Совета района направляет его в Контрольно-счетную палату района для проведения экспертизы. Контрольно-счетная палата района в срок до 1 декабря подготавливает заключение о проекте решения о бюджете с указанием недостатков данного проекта в случае их выявления.

Заключение Контрольно-счетной палаты района учитывается при подготовке депутатами Совета района поправок к проекту решения о бюджете района.

Внесенный проект решения о бюджете на очередной финансовый год с заключением Контрольно-счетной палаты района направляется на рассмотрение в комиссии, а также депутатам Совета района.

В недельный срок с момента направления проекта решения о бюджете района с заключением Контрольно-счетной палаты района в комиссии, а также депутатам Совета района проводится первое чтение проекта решения о бюджете муниципального образования.

Предметом первого чтения является одобрение основных параметров проекта решения о бюджете муниципального образования.

В двухнедельный срок с момента проведения первого чтения проект решения о бюджете района рассматривается Советом района во втором чтении. Во втором чтении проект решения о бюджете района принимается окончательно.

В случае возникновения несогласованных вопросов по проекту решения о бюджете района решением председателя Совета района может создаваться согласительная комиссия, в которую входит равное количество представителей Исполнительного комитета района и Совета района.

Согласительная комиссия рассматривает спорные вопросы в период между первым и вторым чтением проекта решения о бюджете района в соответствии с регламентом, утвержденным председателем Совета района.

Принятое Советом района решение о бюджете на очередной финансовый год в течение суток направляется Главе района для подписания и обнародования. Решение о бюджете района должно быть рассмотрено, утверждено Советом района, подписано Главой района и обнародовано до начала очередного финансового года.

Органы местного самоуправления района обязаны принимать все возможные меры в пределах их компетенции по обеспечению своевременного рассмотрения, утверждения, подписания и обнародования решения о бюджете.

В случае, если решение о бюджете на очередной финансовый год не вступило в силу с начала финансового года, вводится режим временного управления бюджетом, в рамках которого Финансово-бюджетная палата района вправе:

- осуществлять расходование бюджетных средств на цели, определенные законодательством, при условии, что из бюджета на предыдущий финансовый год на эти цели уже выделялись средства, но не более одной двенадцатой ассигнований предыдущего года в расчете на месяц по соответствующим разделам функциональной и ведомственной классификаций расходов бюджета;

- не финансировать расходы, не предусмотренные проектом решения о бюджете Района на очередной финансовый год.

Если решение о бюджете не вступило в силу через три месяца после начала финансового года, Финансово-бюджетная палата района вправе осуществлять расходы, распределять доходы и осуществлять заимствования при соблюдении условий.

При этом Финансово-бюджетная палата района не имеет права:

- предоставлять бюджетные средства на инвестиционные цели;

- предоставлять бюджетные средства на возвратной основе;

- предоставлять субвенции юридическим лицам, за исключением муниципальных предприятий и учреждений;

- формировать резервный фонд и осуществлять расходы из этого фонда.

Руководитель Исполнительного комитета района в течение двух недель со дня вступления в силу указанного решения обязан внести в Совет района проект решения о внесении изменений и дополнений в решение о бюджете района, уточняющий показатели бюджета с учетом результатов исполнения бюджета за период временного управления бюджетом.

В районе устанавливается казначейское исполнение бюджета. Финансово-бюджетная палата района организует и осуществляет исполнение бюджета района, управление счетами бюджета района.

Финансово-бюджетная палата района осуществляет платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

До создания в составе Финансово-бюджетной палаты района отдела казначейского исполнения местного бюджета полномочия по кассовому обслуживанию бюджета района передаются на основании соглашений Министерству финансов РТ.

Бюджет района исполняется на основе принципа единства кассы и подведомственности расходов. Принцип единства кассы предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов с единого счета бюджета. Право открытия и закрытия единого счета бюджета района принадлежит Финансово-бюджетной палате района.

Исполнение бюджета района по доходам предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Бюджет района по расходам исполняется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования [1].

Основными этапами санкционирования являются:

- составление и утверждение бюджетной росписи;

- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств,

- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

- принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств, на основе утвержденного бюджета, в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджета, с поквартальной разбивкой. И представляется в Финансово-бюджетную палату района в течение 10 дней со дня утверждения бюджета.

На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств Финансово-бюджетная палата района составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем Финансово-бюджетной палаты района в срок не позднее 17 дней после утверждения бюджета. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в Совет района и Контрольно-счетную палату района.

В течение 10 дней со дня утверждения сводной бюджетной росписи Финансово-бюджетная палата района доводит показатели указанной росписи до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств путем направления им уведомлений о бюджетных ассигнованиях..

В течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по форме, установленной Финансово-бюджетной палатой района [4].

Распорядитель утверждает смету бюджетного учреждения в течение 5 дней со дня ее представления распорядителю. Смета доходов и расходов бюджетного учреждения, являющегося главным распорядителем бюджетных средств, утверждается руководителем главного распорядителя бюджетных средств.

Смета доходов и расходов бюджетного учреждения в течение одного рабочего дня со дня ее утверждения передается бюджетным учреждением в Финансово-бюджетную палату района.

На основании сводной бюджетной росписи и прогноза поступления доходов и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета формируются лимиты бюджетных обязательств на период, не превышающий трех месяцев.

Проекты распределения лимитов бюджетных обязательств, для распорядителей и получателей бюджетных средств бюджета утверждаются главными распорядителями и распорядителями средств бюджета и затем представляются на утверждение в Финансово-бюджетную палату района.

Лимиты бюджетных обязательств доводятся до всех распорядителей и получателей бюджетных средств не позднее, чем за 5 дней до начала периода их действия.

Сводный реестр лимитов бюджетных обязательств по всем распорядителям и получателям бюджетных средств, представляется Финансово-бюджетной палатой района в Контрольно-счетную палату района.

Получатели бюджетных средств имеют право принимать денежные обязательства по осуществлению расходов и платежей в пределах доведенных до них лимитов бюджетных обязательств и сметы доходов и расходов путем заключения договоров с поставщиком товаров (работ, услуг), и в соответствии с которыми составлять платежные и иные документы для совершения расходов и платежей.

Финансово-бюджетная палата района осуществляет подтверждение денежных обязательств путем проверки соответствия составленных платежных и иных документов, необходимых для совершения расходов, требованиям Бюджетного кодекса РФ, утвержденным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений и доведенным лимитам бюджетных обязательств.

Финансово-бюджетная палата района может отказаться подтвердить принятые бюджетные обязательства исключительно в следующих случаях:

- при несоответствии принятых денежных обязательств, требованиям Бюджетного кодекса РФ;

- при несоответствии принятых денежных обязательств решению о бюджете, доведенным бюджетным ассигнованиям и лимитам бюджетных обязательств;

- при несоответствии принятых бюджетных обязательств утвержденной смете доходов и расходов бюджетного учреждения;

- при блокировке расходов.

Финансово-бюджетная палата района не позднее трех дней с момента представления платежных документов осуществляет расходование бюджетных средств, за исключением случаев выявления оснований для отказа подтвердить денежные обязательства.

Расходование бюджетных средств осуществляется Финансово-бюджетной палатой района путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Сумма платежа должна соответствовать объему подтвержденных денежных обязательств.

До создания в составе Финансово-бюджетной палаты района отдела казначейского исполнения местного бюджета реализация может осуществляться на основании соглашений Министерством финансов Республики Татарстан [4].

Финансово-бюджетная палата района уведомляет о перемещении бюджетных ассигнований при доведении лимитов бюджетных обязательств.

Главный распорядитель, распорядитель бюджетных средств, в пределах своей компетенции имеют право перемещать бюджетные ассигнования между получателями бюджетных средств в объеме не более 5% бюджетных ассигнований, доведенных до получателя бюджетных средств.

Распорядители бюджетных средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств уведомления об изменении бюджетных ассигнований в течение 15 дней со дня принятия решения об их изменении.

Блокировка расходов бюджета осуществляется по решению руководителя Финансово-бюджетной палаты района на любом этапе исполнения бюджета в случаях:

- если бюджетные ассигнования в соответствии с законом о бюджете выделялись при условии выполнения главным распорядителем, распорядителем, получателем бюджетных средств определенных требований, однако к моменту составления лимитов бюджетных обязательств либо подтверждения принятых бюджетных обязательств эти условия оказались невыполненными;

- выявления фактов нецелевого использования бюджетных средств.

Руководитель Финансово-бюджетной палаты района отменяет решение о блокировке расходов по ходатайству соответствующего главного распорядителя бюджетных средств или другого получателя бюджетных средств только после выполнения последних условий, невыполнение которых повлекло блокировку расходов.

Изменение лимитов бюджетных обязательств возможно в случаях:

- изменения бюджетных ассигнований;

- блокировки расходов;

- отсрочки Финансово-бюджетной палатой района исполнения доведенных лимитов бюджетных обязательств.

Финансово-бюджетная палата района, распорядители бюджетных средств обязаны довести до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств изменения лимитов бюджетных обязательств не позднее, чем за 5 дней до начала периода действия измененных лимитов бюджетных обязательств.

Изменение лимитов бюджетных обязательств не может быть произведено после истечения половины срока их действия.

Финансовый год завершается 31 декабря. Лимиты бюджетных обязательств, прекращают свое действие 31 декабря.

Принятие денежных обязательств после 25 декабря не допускается. Подтверждение денежных обязательств должно быть завершено Финансово-бюджетной палатой Района 28 декабря. До 31 декабря включительно Финансово-бюджетная палата района обязана оплатить принятые и подтвержденные денежные обязательства [4].

Средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской деятельности и не использованные по состоянию на 31 декабря, зачисляются в тех же суммах на вновь открываемые соответствующим бюджетным учреждениям лицевые счета.

Все доходы бюджета района, источники финансирования дефицита бюджета, расходы бюджета, а также операции, осуществляемые в процессе исполнения бюджета, подлежат бюджетному учету

Финансово-бюджетная палата района составляет ежеквартальный, полугодовой и годовой отчеты об исполнении бюджета района и представляет их:

- Совету района;

- в Федеральное казначейство;

- иным органам в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Годовой отчет об исполнении бюджета района утверждается Советом района. Годовой отчет об исполнении бюджета района, а также ежеквартальные сведения о ходе исполнения бюджета района подлежат официальному опубликованию.

Для подготовки годового отчета об исполнении бюджета района Исполнительный комитет района издает правовой акт о подготовке годового отчета об исполнении бюджета района.

Ежегодно не позднее 1 июня председатель Финансово-бюджетной палаты района представляет в Совет района отчет об исполнении бюджета района за отчетный финансовый год.

Одновременно с отчетом об исполнении бюджета представляются следующие документы и материалы:

- сведения об исполнении бюджетов целевых бюджетных фондов;

- сведения о расходовании средств резервного фонда;

- сведения о предоставлении и погашении бюджетных кредитов;

- сведения о предоставленных муниципальных гарантиях;

- сведения о муниципальных заимствованиях по видам заимствований;

- сведения о структуре муниципального долга;

- сводные отчеты о выполнении плановых заданий по предоставлению муниципальных услуг;

- сводные отчетные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

В течение суток со дня внесения отчета об исполнении бюджета в Совет района данный отчет направляется для проверки в Контрольно-счетную палату района.

Контрольно-счетная палата района в месячный срок проводит внешнюю проверку отчета об исполнении бюджета за отчетный финансовый год и составляет заключение.

Совет района рассматривает отчет об исполнении бюджета района в течение одного месяца после получения заключения Контрольно-счетной палаты района. Совет района при рассмотрении отчета об исполнении бюджета заслушивает доклад председателя Финансово-бюджетной палаты района об исполнении бюджета района, а также доклад руководителя Контрольно-счетной палаты района.

По итогам рассмотрения отчета об исполнении бюджета Совет района принимает одно из следующих решений:

- об утверждении отчета об исполнении бюджета района;

- об отклонении отчета об исполнении бюджета района.

2.3 Анализ доходной и расходной части бюджета района в условиях кризиса

В финансовой системе любой страны ведущее место занимает бюджет, который характеризует денежные отношения, складывающиеся у органов государственной власти и местного самоуправления с юридическими и физическими лицами в процессе распределения и перераспределения национального дохода.

Исполнение бюджета в Алькеевском районе, формирование его доходов и финансирование расходов из него возложено на единую систему органов Федерального казначейства Министерства финансов РТ.

Важнейшими условиями успешного исполнения федерального бюджета являются, увеличение его доходной части, рациональное и целевое расходование бюджетных средств.

Структура местного бюджета состоит из доходной и расходной частей. Доходами бюджета принято считать денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов местного самоуправления.

Основой экономики района является сельское хозяйство и от его развития зависит наполняемость бюджета. Важным источником повышения реальных доходов населения являются личные подсобные хозяйства. Условия для реализации излишков продукции создан большинство сельских поселений, а также Совет и исполком района, этому вопросу уделяют постоянное внимание.

К доходной части бюджета относится: налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления в бюджет. Большую часть составляют налоговые доходы. Которые образуются за счет налогов на доходы физических лиц, налоги на совокупный доход - это единый сельскохозяйственный налог, единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения; государственная пошлина. А неналоговые доходы формируются за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; платежи при пользовании природными ресурсами; штрафы, санкции, возмещение ущерба.

К безвозмездным поступлениям в бюджет муниципального района относят: дотации бюджету района, субсидии бюджету района с бюджета РТ, субвенции бюджету района с бюджета РТ, иные межбюджетные трансферты с бюджета РТ, субсидии бюджету района с бюджетов поселений и безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ.

Таким образом, можно отметить, что налоговые доходы являются основным источником дохода районного бюджета. А неналоговые доходы составляют лишь 18% от общей суммы налоговых и неналоговых поступлений.

Бюджет района в целом является стабильным, но в связи с финансовым кризисом в 2009 и прогноз на 2010 год показывает уменьшение доходной части района. А самый высокий показатель доходов был в 2007 и 2008 годах см. Приложении А. В районе присутствует массовая безработица, предприятия, организации проводят самое резкое с начала года сокращение персонала. В декабре 2009 года интенсивность увольнений увеличилась вдвое, в основном это в строительной отрасли, в сельском хозяйстве, в непроизводственной сфере.

Таблица 2.3.3 - Доходы и расходы Алькеевского района

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Всего доходов

206176

312487

429903

422857

384530

320709,8

В т.ч. собственных

37948

46618

65568

77100

87498

-

Расходы

211852

315310

423011

513673

384205

320709,8

В исполнении бюджета возрастает доля сельхозпредприятий, переданных инвесторам, так в 2008 году - 25 млн 882 тыс, рублей, в том числе перечислено НДФЛ (налог на доходы физических лиц) - 20 млн. 196 тыс. рублей, земельный налог 4 млн. 202 тыс. Только «Красный Восток-Агро» перечислил 17,9 млн. рублей подоходного налога, СХПК «Хузангаевский» внес в бюджет 1млн 932 тыс. рублей

Одним из крупных бюджетообразующих организаций также является «Строитель и К». За этой организацией 2008 году было перечислено НДФЛ в сумме 2 млн 480 тыс. рублей. ПМК «Мелиорация» перечислила НДФЛ в сумме 731тыс. рублей, имея при этом задолженность 100 тыс.рублей Сумма безвозмездных поступлений с других бюджетов составила 351 млн. 872 тыс. рублей (2008 г.), чем в предыдущие годы. В 2008 году поступило налогов и взносов на социальные нужды 76,7 млн. рублей, в том числе страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный Фонд Российской Федерации составили 49,8 млн, фонд медицинского страхования 7,3 млн. рублей.

Еще одним источником дохода бюджета являются безвозмездные поступления, получаемые в бюджет муниципального района. Самое стабильное место занимают субвенции. Максимальный показатель субвенций было в 2007 году - 107829,7, а минимальный прогнозируются в 2010 году 90548,5 см. Приложении Б. Самый высокий показатель субсидий было в 2009 году 169537, а низкий - 28834. Но самые низкие показатели выявляются у дотаций.

70

Рисунок 2.3.4 Безвозмездные поступления района

Исполнение бюджета в 2009 году проходило в напряженной обстановке. В условиях замедления темпов экономического роста, влекущих за собой сокращение доходов, в июне 2009 года в связи с финансовым кризисом были внесены изменения в бюджет Алькеевского муниципального района, был произведен секвестр бюджета на 14414.0 тыс. рублей. На вышеуказанную сумму был сокращен объем безвозмездных поступлений из бюджета РТ. В расходной части были оптимизированы расходы на проведение капитального ремонта бюджетных учреждений (4182.0 тыс. руб.), приобретение оборудования (400.0 тыс. рублей), расходы по благоустройству (4099.0 тыс. рублей), прочие не первоочередные расходы. В связи с этим руководством района в течение года принимались все необходимые меры по улучшению собираемости налогов, получении дополнительных доходов из республиканского и федерального бюджетов, а также удалось сохранить в первоначально заложенном бюджете средства на развитие инфраструктуры в сумме 8739.0 тыс. рублей.

Перехожу к характеристике основных показателей исполнения бюджета. Консолидированный бюджет района по доходам за 2009 год по доходам исполнен в сумме 297883.0 тыс. рублей или на 82.9% к уточненному годовому назначению 359468.0 тыс. рублей.

Наиболее объемным доходным источником консолидированного бюджета района является налог на доходы физических лиц, что составляет 81.3% от общей суммы собственных доходов. За 2009 год поступление НДФЛ составило 54836.0 тыс. рублей при первоначальном плане 60000 тыс. рублей, что составляет 91.4 % к плану отчетного периода и 85.7 % к уточненному годовому плану (64000 тыс. рублей).

Наиболее крупными налогоплательщиками данного налога являются ОАО «Красный Восток» за 2009 год поступление составило 15252.0 тыс. рублей. Отдел образования 12363.0 тыс. рублей, ЦРБ 3140.0 тыс. рублей, СХПК «Хузангаевский» - 1435.0 тыс. рублей. В тоже время по данному виду налога имеются задолжники это СХПК «Хузангаевский» - 410.0 тыс. рублей, СХПК «Яшь Куч» - 392.0 тыс. рублей, ООО «Ремтехсервис» - 149.0 тыс. рублей, «Строитель-К» - 562.0 тыс. рублей. Вторым по сумме поступлений является земельный налог (удельный вес составляет - 14.1% к собственным доходам). За 2009 год поступление составило 4812.0 тыс. рублей при первоначальном плане 6948.0 тыс. рублей выполнение составило 69.3%, а к уточненному плану - 5926.0 тыс. рублей выполнение составило 81.0%. По налогу на имущество физических лиц за 2009 год поступление составило 1163.0 тыс. рублей при первоначальному годовому назначению 855.0 тыс. рублей или 136.0%.

По единому налогу на вмененный доход поступление за 2009 год составило 2003.0 тыс. рублей. Данный вид налога платили 149 предпринимателей в сумме 1094.7 тыс. рублей. Из них крупными плательщиками являются:

ОАО «Красный Восток» - 28.0 тыс. рублей,

ООО «Кама» - 180.5 тыс. рублей,

ООО Гиппократ - 47.0 тыс. рублей,

СХПК Хузангаевский - 28.0 тыс. рублей [8].

По неналоговым доходам исполнение за 2009 год составило 4067.0 тыс. рублей, что составляет 101 % к годовому плану. В бюджете на 2010 год предлагается в основном сохранить действующее в 2009 году законодательное закрепление собственных источников доходов за каждым уровнем бюджета.

В бюджеты поселений в 2010 году подлежат зачислению:

Таблица 2.3.5 - Зачисления в бюджеты поселений в 2010 году

- Налог на имущество физических лиц

100%

- земельный налог

100%

- налог на доходы физических лиц

10%

- аренда земли

50%

- аренда имущества

100%

- Единый сельхозналог

30%

- продажа земли

50%

За уровнем муниципального района закрепляются:

- налог на доходы физических лиц

84.8%

- единый налог на вмененный доход

90%

- госпошлина

100%

- доходы от сдачи в аренду имущества

100%

- плата за негативное воздействие на окружающую среду

40%

- доходы от продажи имущества, находящейся в муниципальной собственности

100%

- штраф

100%

- арендная плата за землю

50%

Е У С

30%

Е С Н

60%

В 2010 году вышеперечисленные налоги и неналоговые доходы прогнозируются поступлению в районный бюджет в сумме 65969.6 тыс. рублей, в консолидированный бюджет 81839.9 тыс. рублей.

Налог на совокупный доход в 2010 году прогнозируется в сумме 3377.0 тыс. рублей. Данный раздел налога включает в себя налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения единый сельскохозяйственный налог и единый налог на вмененный доход от отдельных видов деятельности. Удельный вес налога на совокупный доход в консолидированном бюджете района составит 5%.

Поступление земельного налога на 2010 год прогнозируется в сумме 6513.0 тыс. рублей. (удельный вес составляет 8.0 % к собственным доходам) Он полностью зачисляется в бюджеты поселений.

Рисунок 2.3.6 Налоговые и неналоговые доходы Алькеевского района

Поступление неналоговых доходов в 2010 году предусмотрено в сумме 4379.0 тыс. рублей, из них:

- административные штрафы - 948.0 тыс. рублей

- арендная плата за землю - 2082.0 тыс. рублей

- аренда имущества - 412.0 тыс. рублей

- продажа земли - 235.0 тыс. рублей

- продажа имущества - 100.0 тыс. рублей

Платежи за негативное воздействие на окружающую среду прогнозируется в 2010 году в объеме 702 тыс. рублей.

Для решения вопросов местного значения межмуниципального характера в бюджете поселений предусмотрены субсидии, которые перечисляются из бюджетов поселений в районный бюджет в соответствии со статьей 142.3 Бюджетного кодекса РТ в целях организации оказания на территории района скорой медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях.

В целях достижения сбалансированных доходов бюджетов поселений и бюджета муниципального района на 2010 год предусмотрено выделение району из бюджета РТ дотации, субсидии и субвенции на 2010 год в сумме 225611.2 тыс. рублей. Тем самым, сумма выделяемой финансовой помощи из бюджета Республики Татарстан на 2010 год составит 73.4% от всей доходной части консолидированного бюджета района [8].

Формирование бюджета и поступление налогов и платежей зависит как от количественного, так и качественного состава налогоплательщиков. Однако в районе нет основополагающих бюджетообразующих предприятий, удельный вес которых обеспечивал бы необходимый размер поступлений налогов и платежей.

Расходная часть бюджета Алькеевского муниципального района сформирована в соответствии с федеральным законодательством, с учетом тех вопросов местного значения, которые закреплены за каждым уровнем власти. Расходные полномочия на решение местных вопросов определены в объемах, которые достаточны для обеспечения полной и своевременной выплаты заработной платы с отчислениями в фонды, оплаты коммунальных услуг, части текущих расходов. Объемы средств, выделяемых на выполнение передаваемых государственных полномочий, на территории района Министерством финансов РТ определены в соответствии с методикой и нормативами, установленными Бюджетным кодексом РТ.

В расходную часть относят: общегосударственные расходы, правоохранительная деятельность, ЖКХ, образование, культура и кинематография, здравоохранение и спорт, социальная политика, межбюджетные трансферты. По причине финансового кризиса утвержден План мероприятий по оптимизации и экономии расходов бюджета Алькеевского муниципального района на 2009 год.

Исходя из поступлений доходов, наличие источников уровня организационной работы руководителей идет исполнение расходной части бюджета. Самый низкий рост расходов с периода 2007 - 2010 годов проявляется в 2009 году - 384 млн. 205 тыс. рублей и в 2010 году - 320 млн. 709 тыс. рублей см. Приложении В.

Главной задачей образовательных учреждений района является обеспечение доступности качественного образования. Сегодня в районе функционирует 32 образовательных учреждения (из них, одна гимназия, 27 средних, 4 основных) и 40 дошкольных учреждений.

В дальнейшем в районе, как и во всей Республике, планируется создание образовательных центров, развитие транспортного обслуживания сельских школ. Необходимо отметить, что 80% обучающихся в профессиональном училище, составляют дети из малоимущих, неблагополучных семей, трудные подростки. В 2008 году орган управления образованием продолжил работу по реализации основных направлений национального проекта «Образование», по аттестации педагогических кадров, в сфере дополнительного образования, выполнен комплекс мероприятий по охране прав несовершеннолетних, по организации приемных семей. В 2008 году по национальному проекту получено 4 млн. 716 тыс. рублей. денежных средств, в том числе в общеобразовательные школы - 4 млн 562 тыс. рублей.

Одной из важных задач образования является обеспечение способности системы образования гибко реагировать на изменение потребности экономики и нового общественного устройства за счет выстроенной системы управления. Для чего необходимо продолжить работу по оптимизационным мероприятиям, активизировать участие общеобразовательных учреждений и педагогов района на различных конкурсах, грантах, соревнованиях, шире развивать внебюджетную деятельность через организацию дополнительных платных образовательных услуг и расширение деятельности подсобных хозяйств.

Основным направлением социальной политики является пенсионное обеспечение и поддержка государства социально незащищенных слоев населения. Вся деятельность отдела социальной защиты и центра социального обслуживания населения подчинена одной цели - помочь некоторым категориям населения, в первую очередь граждан преклонного возраста, семьям с детьми, инвалидом, усилению адресности оказываемой поддержки.

Жилищно-коммунальное хозяйство в жизни человека одна из значимых отраслей и именно в жилищно-коммунальном хозяйстве больше всего проблем, таких как содержание жилого фонда, улично-дорожной сети, коммуникаций.Одним из путей решения этих проблем является создание в отрасли рыночных отношений, реальной конкурентной среды, привлечение в ЖКХ малого бизнеса, создание товариществ собственников жилья.

Последние годы в здравоохранение все больше внимания уделяется укреплению и развитию первичной медико-санитарной помощи, в том числе и доврачебной. Отрадно то, что структурные изменения прошли, и удалось сохранить сеть лечебно-профилактических учреждений.

За 2008 год по 15 финансируемым направлениям через федеральный бюджет получено оборудования, аппаратуры, лекарственных и иммунобиологических препаратов, тест-систем, расходных материалов на сумму 7 млн. 685 тыс. рублей.

Развитие и расширение рынка услуг - одно из важных направлений роста благосостояния населения. Главной задачей в области потребительского рынка является дальнейшее развитие сети торговли, питания и бытового обслуживания, включая и малые населенные пункты.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты