Рефераты

Совершенствование бюджетной политики муниципального образования в посткризисной экономике (на примере Алькеевского муниципального района)

p align="left">7.Совершенствование методического и нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности.

8.Совершенствование процедур ликвидации кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление деятельности [23, с.7].

Эти меры позволят снизить риски в банковской системе и укрепить ее.

В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие:

уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности;

уровень выполнения бюджетных обязательств;

величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга;

объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета;

уровень монетизации бюджетного дефицита;

величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита;

динамику валового внутреннего продукта;

уровень безработицы;

степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете [18, с.22-29].

В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики:

масштабы эмиссии денежных суррогатов ;

величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия

бюджетного финансирования;

величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.

1.3 Специфика бюджетной политики муниципального образования

Бюджетная политика является не только важнейшей формой прямого воздействия на происходящие процессы на всех уровнях управления, но и условием формирования единого экономического пространства, преодоления чрезмерных различий в уровне социально-экономического развития регионов и муниципальных образований.

Основной задачей демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эта задача решалась бы наиболее эффективно. Объективно существуют проблемы, которые могут быть решены только на общегосударственном уровне с привлечением централизованных средств и ресурсов. К таким проблемам следует отнести: обеспечение территориальной целостности, независимости, создание единой правовой базы, разработку и реализацию государственной политики во внешнеполитической и внешнеэкономической областях, конституционное признание и гарантии основных прав и свобод граждан, принятие и реализацию государственных программ в области науки, культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты, правопорядка и безопасности и т.п. Но в то же время реализация многих из перечисленных задач, обеспечение определенного уровня жизни населения осуществляется не в государстве вообще, а в конкретных территориальных образованиях компактного проживания граждан - муниципальных образованиях. Вопросы и задачи, решаемые в рамках подобных образований, обычно относятся к компетенции местного самоуправления. Именно здесь должны быть созданы условия для реализации гарантированных государством прав и свобод, а также обеспечена возможность благоустроенного проживания. Здесь необходимо обеспечивать их безопасность, предоставлять медицинское обслуживание, давать возможность получения стандартного образования, создавать рабочие места, оказывать транспортные, торговые, бытовые, коммунальные услуги [29, с.152]

Принципиально важно отметить, что обеспечение текущих потребностей граждан является государственной задачей и должно осуществляться вне зависимости от наличия или отсутствия местного самоуправления. Государство принимает решение о том, может ли осуществление конкретного полномочия быть отнесено к компетенции органов местного самоуправления. В свою очередь, право на местное самоуправление позволяет освободить органы государственной власти от осуществления определенной части вопросов на местном уровне, передав их решение людям, живущим на территории муниципального образования. При этом Федерация и субъект Федерации получают возможность сосредоточить свои усилия на решении задач, входящих в их компетенцию, которые не могут быть решены иначе, чем на федеральном и региональном уровнях.

Местное самоуправление - один из важнейших элементов государственного устройства России, поэтому положение о гарантированности местного самоуправления изложено в главе I "Основы конституционного строя" Конституции Российской Федерации. Местное самоуправление в этой системе организации власти является уровнем власти, максимально возможно приближенным к населению. Местное самоуправление обеспечивает защиту совместных интересов граждан, проистекающих из проживания на определенной локальной территории (в муниципальном образовании), из необходимости и неизбежности соседского взаимодействия жителей этой территории. Из установления в Конституции России необходимости существования местного самоуправления следует признание значимости местных интересов в качестве официальной государственной политики. В демократическом обществе, передача властных полномочий на места позволяет также избежать перегрузки центрального правительства частными проблемами, существенными для определенных локальных сообществ. Органы местного самоуправления выполняют роль посредника между населением и государством. Хорошо зная положение дел на своих территориях, органы местного самоуправления способны более эффективно и рационально, чем органы государственной власти, решать те или иные проблемы, реагировать на непредвиденные ситуации и конфликты [49].

Для реализации возложенных на местное самоуправление задач нужна развитая финансово-экономическая основа, которая создается не только путем принятия федеральных нормативных актов, но и в результате практического взаимодействия органов государственной власти субъекта Федерации и местного самоуправления. Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном [16, с.576].

Рассматривая функции муниципальных финансов, следует отметить, что в русскоязычной научной литературе все вопросы, связанные с определением их перечня, в основном решаются путем переноса понятий и терминов, присущих государственным финансам, на субрегиональный уровень. Описанные функции можно разделить на четыре группы

1. Распределительная функция - заключается в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости для обеспечения местных потребностей, формировании источников финансирования общественного сектора экономики. Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется через систему централизованных фондов. Основными объектами реализации распределительной функции являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита.

2. Контрольная функция - заключатся в реализации контроля за реальным денежным оборотом, формированием централизованных денежных фондов. Эта функция муниципальных финансов реализуется через деятельность финансовых органов. Работники финансовой системы и налоговых служб осуществляют финансовый контроль в процессе планирования, при исполнении доходной и расходной части , местного бюджета. Контроль реализуется по следующим основным направлениям: контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные денежные фонды;- контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов с учетом потребностей производственного и социального развития; - контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

3. Регулирующая функция - связана с вмешательством органов местного самоуправления через расходы, налоги и муниципальный кредит в процессы воспроизводства.

4. Стимулирующая (стабилизационная) функция - ее содержание заключается в том, чтобы обеспечить для всех хозяйствующих субъектов и граждан стабильные условия в экономических и социальных отношениях. Эта функция проявляется в поддержании устойчивого экономического роста экономики муниципального образования. Финансы муниципальных образований традиционно относятся к категории централизованных финансов. Взгляды исследователей на их состав в основном сходятся Бабич A.M. и Полякова О.А. включают сюда:

- средства местного бюджета,

- муниципальные внебюджетные фонды, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности [15, с.96].

Леонтьев В.Е. и Радковская Н.П. выделяют отдельными пунктами - финансы муниципальных предприятий и управление муниципальным имуществом [13, с.384]. Подобная классификация местных финансов нашла отражение в законодательных нормах, регулирующих вопросы местного самоуправления. В Федеральном законе "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" понятие "местные финансы" раскрывается в статье 2 как: "средства местного бюджета, государственные, муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие финансовые средства". Право собственности в отношении местных финансов принадлежит населению муниципального образования, которое реализуется им самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования либо делегируется органам местного самоуправления. Формирование и использование местных финансов основывается на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности. Для координации процесса формирования и использования финансовых ресурсов в составе плана социально-экономического развития района (города) разрабатывается сводный финансовый баланс [15, с.96].

Управление финансовыми ресурсами района (города) обеспечивается формированием и исполнением местного бюджета, внебюджетных и валютных фондов, установление порядка взимания местных налогов и сборов, доходов от использования муниципальной собственности, осуществлением муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом, регулирование финансовых отношений с хозяйствующими субъектами вышестоящего подчинения и межбюджетных отношений. Как отмечает большинство исследователей из всех имеющихся ресурсов, именно местный бюджет является финансовой основой местного самоуправления. Местный бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, для обеспечения местного самоуправления. Органы местного самоуправления самостоятельно формируют, утверждают, исполняют и контролируют местный бюджет. Местный бюджет района (города) самостоятелен и независим от региональных и федерального бюджетов по доходам и расходам, функциям, порядку формирования и использования. Единым распорядителем всех финансовых ресурсов, обеспечивающим выполнение конкретных экономических, социальных и экологических функций, являются органы местного самоуправления. В местных бюджетах могут быть предусмотрены в качестве составной части сметы расходов отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся муниципальными образованиями. В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьей 35 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 5 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации", уставами муниципальных образований органы местного самоуправления самостоятельно разрабатывают проект и исполнение бюджета. Вмешательство иных органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения бюджета, утверждения отчета о его исполнении не допускается. Представительные органы местного самоуправления также самостоятельно разрабатывают положение о бюджетном процессе в данном муниципальном образовании в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными федеральными законами и законами субъекта РФ. Составление проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов осуществляется в соответствии с бюджетной классификацией РФ. Решение о целях, формах и суммах долгосрочных (на срок свыше одного года) заимствований принимает представительный орган местного самоуправления в порядке, установленном уставом муниципального образования. Контроль за исполнением местных бюджетов осуществляются представительными органами местного самоуправления.. Органы местного самоуправления представляет отчетность об исполнении местных бюджетов в установленном порядке. Бюджет формируется на основе прогноза основных направлений социально-экономического развития муниципального образования, который разрабатывается комитетом (управлением) по экономике Администрации муниципального образования, а также в соответствии с единой бюджетной классификацией, установленной в Российской Федерации, формирование местных бюджетов основывается на сочетании следующих основных принципах.

1) Принцип самостоятельности местного бюджета Принцип самостоятельности местного бюджета означает право органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников доходов бюджетов - для этого необходимо законодательно закрепить регулирующие доходы местного бюджета, полномочия по формированию местного бюджета, а также право органов местного самоуправления самостоятельно определять направления расходования средств местного бюджетов и определять источники финансирования дефицита местного бюджета.

2) Принцип гласности. Принцип гласности означает обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представленной информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность сведений по решению представительных органов местного самоуправления.

3) Сбалансированность местного бюджета. Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования. Секвестр расходов заключается в пропорциональном снижении расходов ежемесячно по всем статьям, кроме защищенных статей бюджета в течение оставшегося времени [52].

2 Общее состояние бюджетной политики Алькеевского муниципального района

2.1 Социально-экономическая характеристика района и задачи его социально-экономического развития на перспективу

Алькеевский район Республики Татарстан образован 10 августа 1930 года. В связи с укрупнением районов Республики, Алькеевский район упразднен 01 февраля 1963 года, с передачей территории в состав Куйбышевского района. А потом снова был восстановлен 12 января 1965года. Районный центр Алькеевского района является рабочий поселок Базарные Матаки.

Алькеевский район расположен на левом берегу реки Камы, в 152 км. от города Казани, в 72 км. от ж/д. станции Нурлат, в 65 км. от переправы Мурзиха, расположен на юге Республики Татарстан и граничит с Ульяновской и Самарской областями РФ. С запада граничит со Спасским, с юго-востока Нурлатским и с северо-востока Алексеевским районами РТ. В районе 71 населенный пункт. Они административно подчинены 21 органу местного самоуправления.

Общая численность постоянного населения по состоянию на 1 января 2010 год составляет 22352 человека, из них 133577 татары (64,9 %), 2899 русские (13,9 %), чуваши - 4320 человек (20,6%) и 119 других национальностей (0,6%).

Таблица 2.1.1 - Численность населения Алькеевского района

Ед.изм

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Численность наличного населения

чел.

20666

20915

20973

20970

20258

22352

Рождаемость

чел.

184

181

217

217

261

276

Смертность

чел.

356

345

360

370

354

365

Численность населения старше трудоспособного возраста составила 54,16%. или 11327 человек.

По району проходит автомобильная дорога республиканского значения Алексеевск РТ - Высокий Колок Ульяновской области длиной 65 км.

В районе имеются следующие объекты социально-культурной сферы: 33 школы, из них средних - 30, в том числе 1 гимназия, основных - 3; дошкольных учреждений - 40; ПУ - 95; клубов - 50, библиотек - 36. Население района обслуживают 1 районная больница, 1 участковая. 3 врачебных амбулаторий и 41 ФАП. В 2004 - открыли социальный приют для детей и подростков [49].

Социально-экономическое положение и ранг районов в Республике определяется по специально разработанным индикаторам. Между Кабинетом Министров Республики Татарстан и Алькеевским муниципальным районом 21 декабря 2007 года было подписано соглашение, о достижении планируемых значений индикаторов оценки эффективности деятельности по повышению качества жизни населения в соответствии с переданными государственными полномочиями на 2008 год. Основными пунктами, которого являются, уровень жизни, состояние здравоохранения, уровень развития физической культуры и спорта, качество образования, доступность жильем, состояние сферы жилищно-коммунального хозяйства, уровень развития культурной сферы, уровень экологической безопасности и уровень развития транспортной инфраструктуры. Алькеевский район является на 92 % дотационным. Алькеевский район стал первым, где были построены мегафермы ОАО «Красный Восток - Агро». Строительство «Каргополя» началось в 2001 году, а сейчас в животноводческом комплексе содержатся 6400 коров голштино-фризской породы, приобретенные за рубежом. На животноводческом комплексе «Чувашский Брод» содержится почти 5 тыс. коров, также «иностранок».

Таблица 2.1.2 - Денежные доходы и расходы населения Алькеевского района

Ед.изм

2005

2006

2007

2008

2009

Денежные доходы

тыс.руб

582034

742072

857680

1030896

1279000

в т.ч.фонд з/платы

тыс.руб

257068

318227

350718

562342

572300

Среднемесячная з/п

тыс.руб

3492

4751

5464

7972

8862

Денежные расходы

тыс.руб

542098

686227

815076

980072

1198300

Основной прирост денежных доходов был обусловлен повышением среднемесячной заработной платы по району до 6 тыс. рублей. Среднемесячная заработная плата работников нашего района почти сравнялась с соседними районами и составила в Спасском 6178 рублей и Алексеевском 6356 рублей.Не плохие результаты роста заработной платы были обеспечены в бюджетной сфере: образовании, здравоохранении, культуре и социальной сфере, средний уровень оплаты труда составляет 5695 рублей. Средняя заработная плата работников сельского хозяйства района составила 5090 рублей, когда как еще в 2004 году она составляла всего 1870 рублей.

Говоря о благосостоянии населения, его уровне жизни, особое внимание должно быть, уделено вопросам обеспеченности пенсионеров. В районе на 2008 года количество пенсионеров составило 6772, из них 4844 получают пенсию по старости, 908- по инвалидности, 483 - по случаю потери кормильца и 534 - социальные пенсии.

Средний размер пенсий по району увеличился на 376 рублей, и составил 2590 рублей. Инвалиды Великой Отечественной войны, которых в районе осталось 49 человек в среднем получают 9225 рублей, участники ВОВ - 8753 рублей и вдовы погибших на фронте - 6747 рублей [53].

Важным источником повышения реальных доходов населения являются личные подсобные хозяйства. Условия для реализации излишков продукции созданы в большинство сельских поселений, а также Совет и Исполком района, этому вопросу уделяют постоянное внимание. Население района активно занимается сдачей молока с индивидуального подворья. В 2009 году ими было сдано 4574 тонна молока, на общую сумму 27 млн. 699 тыс. рублей. В среднем с каждой коровы получено денежной выручки 9,7 тыс.рублей.

За последнее время в жизни страны происходят коренные перемены, которые в основном стали возможными благодаря приоритетным национальным проектам. Национальные проекты - это комплекс мер по улучшению качества жизни на селе. Вот уже 2 года реализуются приоритетные национальные проекты, которые признаны решить проблемы на жизненно важных направлениях. Здоровье, образование, питание и жилье - без всего этого жить человеку не возможно. Таким образом, ключевой задачей государства становится консолидация усилий, реализация и развитие национальных проектов федерального и республиканского значения для реформирования отраслей здравоохранения, образования, агропромышленного комплекса, жилищного строительства, жилищно-коммунального хозяйства, развития социальной и инженерной инфраструктуры [49].

Наиболее объемным из них является программа «Развитие АПК», в рамках которой одновременно реализуются три направления - это ускоренное развитие животноводства, развитие и поддержка личных и фермерских хозяйств через льготное кредитование, привлечение молодежи на село через обеспечение доступным жильем.

Есть все основания надеяться, что последовательная реализация этих проектов позволит сформировать надежную основу дальнейшего роста экономики и на территории нашего района.

К этому можно добавить, что в рамках национального проекта «Развитие АПК», наш район довольно выгодно отличается от многих сельских районов Республики, так - как вряд ли еще где одновременно построены четыре крупных животноводческих комплекса, объем инвестиций на строительство которых только в 2008 году 976 млн.рублей Также в рамках национального проекта доступное жилье в 2007 году 118 молодых семей до 30 лет вошли в программу строительства жилья, на что перечислено аванс на сумму 72,0 млн. рублей, 34 домов строятся для работников комплексов и подразделений КВ-Агро. По социальной ипотеке строятся 10 квартир на общую сумму 11 млн. 503 тыс. рублей. Также приобретены 2 квартиры и на завершение строительства 2-х домов выделено 600 тыс. рублей [6] .

Приоритетным же направлением в земледелии района остается повышение эффективности труда за счет минимизации расходов на обработку почвы через переход к поверхностной и нулевой обработке почвы.

Говоря о животноводстве необходимо отметить, что в 2008 году по сравнению с тем же периодом прошлых годов повысилось и производство животноводческой продукции. Главным показателем развития животноводства является рост поголовья скота.

Параллельно с молочным производством «КВ-Агро» взвелось строительство двух откормочных площадок КРС по канадской технологии.

После привлечения инвесторов в сельхозпроизводство нашего района, за счет их солидных инвестиций при сложившийся макроэкономической ситуации удалось выстроить эффективный аграрный бизнес, через коренное изменение технологии, технического переоснащения, соответствующей организации труда и менеджмента.

Развитие инфраструктуры района осуществляется пятью строительными предприятиями разного назначения - это ООО «Строитель и К», ООО «Трансстройсервис», ООО «Алькеевоспецстрой», Алькеевская ПМК «Мелиорация», ООО «Трансдорстрой» и ОАО «Алексеевскдорстрой»

Последовательное развитие инфраструктуры в 2008 году останется одной из важнейших задач руководства района, в районе разработан проект программы по приведению в нормативное состояние подъездных дорог к сельским населенным пунктам на 2008 - 2010 годы. На 2008 год построили и реконструировали 34,7 км дорог на сумму 290,5 млн. рублей.

Жилищно-коммунальное хозяйство в жизни человека одна из значимых отраслей и именно в жилищно-коммунальном хозяйстве больше всего проблем, таких как содержание жилого фонда, улично-дорожной сети, коммуникаций.Одним из путей решения этих проблем является создание в отрасли рыночных отношений, реальной конкурентной среды, привлечение в ЖКХ малого бизнеса, создание товариществ собственников жилья

Что касается задач жилищно-коммунальной отрасли, то они хорошо известны и нам, наконец, необходимо отремонтировать и заложить новые тротуары, благоустроить прилегающую территорию многоквартирных домов, ускорить темпы подключения к сетям канализации учреждений и индивидуальных домов. В районе разработана инвестиционная программа по водоснабжению и водоотведению на 2008-2010гг на сумму 62 млн. рублей [45, с.2-7].

Необходимо отметить, что на 2008 год принят достаточно сбалансированный бюджет. Расходы данного бюджета должны быть жестко увязаны с конкретными и реальными результатами деятельности муниципальных органов исполнительной власти. В первоочередном порядке необходимо обеспечить своевременную выплату заработной платы, не допускать роста кредиторской задолженности бюджетных учреждений по принятым обязательствам.

Основным направлением социальной политики является пенсионное обеспечение и поддержка государства социально незащищенных слоев населения. Вся деятельность отдела социальной защиты и центра социального обслуживания населения подчинена одной цели - помочь некоторым категориям населения, в первую очередь граждан преклонного возраста, семьям с детьми, инвалидом, усилению адресности оказываемой поддержки.

Всего в 2008 году года населению района адресные жилищные коммунальные субсидии, субсидии по малообеспеченности, детские пособия выплачены на сумму 28 млн. 895 тыс. руб. Среди получателей субсидии по малообеспеченности из работающих граждан имеется тенденция к снижению, и в декабре месяце составило 272 человек. Анализ показывает, что в реестре получателей субсидий по малообеспеченности 45% - работники бюджетных организаций, более - 26% работники сельскохозяйственных предприятий, 15% работники, работающие по найму у индивидуальных предпринимателей. Созданная при исполнительном комитете межведомственная комиссия по повышению уровня жизни и легализации доходов периодически проводит совещания с приглашением руководителей организаций и учреждений, индивидуальных предпринимателей, имеющих наемных работников по вопросу повышения заработной платы, чтобы она не была ниже минимального потребительского бюджета (4985) рублей.

Развитие и расширение рынка услуг - одно из важных направлений роста благосостояния населения. Главной задачей в области потребительского рынка является дальнейшее развитие сети торговли, питания и бытового обслуживания, включая и малые населенные пункты.

В районе успешно развивается малый бизнес. Количество субъектов малого предпринимательства на сегодня составляет 400, из общего числа количество малых предприятий 96 - это все общества с ограниченной ответственностью, 252 физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей и 53 крестьянско-фермерские хозяйств, прошедших регистрацию, кроме того, имеется 19 крестьянско-фермерские хозяйств, которые в стадии оформления. Из общего числа индивидуальных предпринимателей 180 заняты торгово-закупочной деятельностью, из них 100 предпринимателей имеют собственные магазины. Благодаря развитию малого предпринимательства в районе созданы новые рабочие места. Более 1000 граждан работают по договорам в малом бизнесе.

Розничный товарооборот по всем каналам реализации по расчетным данным в 2008 году составил по району 530,6 млн. рублей, Из общей суммы товарооборота 94%, а это 498 млн. рублей приходится на коммерческие структуры. Таким образом, жителей района промышленными и производственными товарами в основном обеспечивают предприниматели. На 2008 год рост объема товарооборота с учетом индекса потребительских цен увеличится на 22% [45, с.2-9].

Экологическая ситуация в районе определяется его сельскохозяйственным направлением. Основными источниками загрязнения окружающей среды являются удобрения и химикаты, применяемые в сельском хозяйстве, выхлопы транспортных средств, твердые бытовые отходы. Для утилизации твердых бытовых отходов в селе Базарные Матаки и в других населенных пунктов имеется полигоны. В районе имеется 11 противоэрозионных сооружений

Итоги 2008 года в районе характеризуются не только стабильностью, но и заметной положительной динамикой роста. Продуктивность животноводства стабильно увеличивается. Хорошие показатели и в финансовом отношении. Денежная выручка с дотацией возросла в 2 раза и составила в анализируемом периоде 2 млрд 415 млн. рублей. Производительность труда возросла в 3,7 раза и денежная выручка на 1 сельскохозяйственного работника составила 1 млн 923 тыс. рублей.

Как свидетельствуют данные, основой экономики района является сельское хозяйство и от его развития зависит наполняемость бюджета.

В общих доходах населения заработная плата является основной составляющей и от его уровня зависит благосостояние населения района. Так по итогам 2008 года доля заработной платы составила 47%. По повышению жизненного уровня населения района произошли позитивные изменения. Денежные доходы на душу населения в среднем за месяц за анализируемый период составили по району 4561 рублей. Средняя заработная плата по крупным и средним предприятиям района на 2008 год составила 8412 рублей.

Особенно заметный рост заработной платы произошел в строительной отрасли. Так в 2998 году в ООО «Строитель и К» (численность работников 107 человек) среднемесячная заработная плата работников составила 13462 рубля, возросла на 41%. В октябре месяце заработная плата составила 15140 рублей. В ОАО ПМК «Мелиорация» фонд заработной платы возрос на 22 % и среднемесячная заработная плата 50 работников, в среднем составила 8120 рублей

Говоря о благосостоянии населения, его уровне жизни, особое внимание уделено вопросам обеспеченности пенсионеров. В районе на 1 декабря 2008 года количество пенсионеров составило 6527 на 353 пенсионера, стало меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Средний размер пенсий по району за этот период увеличился на 1017 рублей, и составил 3607 рублей.

В исполнении бюджета возрастает доля сельскохозяйственных предприятий, переданных инвесторам, так, в текущем году поступление налогов от сельхозформирований района составило 25 млн 882 тыс.. рублей, в том числе НДФЛ - 20 млн. 196 тыс. рублей, земельный налог 4 млн.202 тыс. Только «Красный Восток-Агро» перечислил 17,9 млн. рублей подоходного налога, СХПК «Хузангаевский» внес в бюджет 1 млн 932 тыс. рублей. Одним из крупных бюджетообразующих организаций также является «Строитель и К». За 2008 год этой организацией было перечислено НДФЛ в сумме 2 млн 480 тыс. рублей. ПМК «Мелиорация» перечислила НДФЛ в сумме 731 тыс.рублей, имея при этом задолженность 100 тыс.рублей. Сумма безвозмездных поступлений из бюджета других уровней составила в отчетном периоде 351 млн. 872 тыс. рублей [45, с.2-7].

Расходы бюджета должны быть жестко увязаны с конкретными и реальными результатами деятельности муниципальных органов исполнительной власти. В первоочередном порядке необходимо обеспечить своевременную выплату заработной платы, не допускать роста кредиторской задолженности бюджетных учреждений по принятым обязательствам и договорам.

Конечно, когда в обществе разразился мировой кризис, что-то планировать трудно. Но жизнь не стоит на месте, общество развивается. И нужно думать, что нас он затронет в меньшей степени. Район наш сельскохозяйственный и благодаря инвестициям инвесторам, все условия для развития сельского хозяйства имеются. На землях района работает новейшая, импортная техника, вносятся большое количество удобрений, в животноводстве имеется большое поголовье высокопродуктивных коров. Стабильно увеличивается производство всей сельскохозяйственной продукции. В текущем году разработана и принята целевая программа развития сельского хозяйства на 2008 - 2012 годы., которая определяет цели и основные направления развития сельского хозяйства района, включая и развитие личных подсобных хозяйств в сельских поселениях, а также финансовое обеспечение и механизмы реализации предусмотренных мероприятий. С учетом личного поголовья скота поголовье крупного рогатого скота достигло в 2009 году 32,6 тыс. голов, в том числе 14,3 тыс. голов коров. В рамках национального проекта, после завершения реконструкции Салманского свинокомплекса по германской технологии «Биг Дачмен» к 2010 году поголовье свиней составит 15 тыс. голов.

С развитием перерабатывающей продукции в СХПК «Хузангаевский» и других организаций объем промышленной продукции увеличится и составит к 2011 году 80 млн. рублей.

На потребительском рынке возрастет объем розничной торговли и к 2009 году составит 733,9 млн. рублей, в 2011 году 950 млн. рублей. Объем платных услуг также имеют тенденцию к увеличению и к 2011 году составят 160 млн. рублей [46].

Ежегодно между премьер - Министром Республики Татарстан и главой района подписывается соглашение о достижении пороговых значений индикаторов оценки эффективности деятельности, по повышению качества жизни населения в соответствии с переданными государственными полномочиями. Основными пунктами соглашения являются планируемые индикаторы, которые включают следующие пункты: уровень жизни населения, состояние здравоохранения, уровень развития физической культуры и спорта, качество образования, доступность жилья, уровень развития культурной сферы, уровень экологической безопасности и уровень развития транспортной инфраструктуры.

Один из показателей уровня жизни это денежные доходы на душу населения, если в 2007 году этот показатель был 3947 рублей , по оценке этого 2010 года он составит 4789 рублей. Минимальный потребительский бюджет на члена типовой семьи в 2008 году составил 5436 рублей и на 2009 планируется достичь уровня 6320 рублей и к 2011 году 7820 рублей. Доля населения с доходами выше минимального потребительского бюджета возрастает и составит к 2011 году 30%. от общего населения района. Среднемесячная заработная плата работников организаций и учреждений стабильно увеличивается, как было отмечено выше и к 2011 году должна достигнуть 13 тыс. рублей [45, с.2-7].

С целью обеспечения эффективного управления социально-экономическими процессами, Алькеевского район, для решения стратегических задач необходима разработка плана действий, увязывающего различные элементы муниципальной экономической и социальной политики с ресурсными и финансовыми возможностями территории.

В связи с этим основные направления стратегии социально-экономического развития муниципального образования Алькеевский район на 2007 - 2011 годы и на период до 2015 года определяют систему целей и приоритетов социально-экономического развития района на средне- и долгосрочную перспективу, основанную на ресурсном потенциале территории и уровне его использования в современных условиях.

Главной целью стратегии является определение основных направлений развития муниципального образования Алькеевский район, обеспечивающих экономический рост и уровень жизни населения муниципального образования.

Значительная природно-сырьевая база в сочетании с трудовыми ресурсами территории, основу которых составляет предприятий производственной сферы, организаций малого бизнеса, здравоохранения, образования, социальной защиты - те ресурсы, которые должны быть использованы для достижения поставленных целей и дальнейшего социально-экономического развития территории.

Целью социально-экономической политики является повышение уровня жизни населения на основе производственного роста субъектов экономики, обеспечение нормального функционирования отраслей социальной сферы, максимально возможной занятости населения [49].

Для достижения поставленной цели органам муниципальной власти в период до 2015 года предстоит решить следующие основные задачи:

- создание эффективной системы муниципального управления;

- определение точки роста, способной создать импульс для развития экономики территории;

- повышение и стимулирование инвестиционной привлекательности с целью привлечения в экономику района инвестиций;

- формирование условий и стимулов для дальнейшего развития малого предпринимательства;

- рациональное использование и устойчивое воспроизводство природных ресурсов, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды;

- создание новых рабочих мест, содействие решению проблемы занятости.

Как раннее было сказано, район имеет агропромышленные комплексы, поэтому особое внимание следует уделить именно повышению объемов сельскохозяйственной продукции и животноводства.

2.2 Основные этапы бюджетного процесса в районе

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и других участников бюджетный процесса по составлению. рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов, а также по контролю за их исполнением [1].

Бюджетный процесс в районе включает следующие этапы:

- составление проекта бюджета района;

- рассмотрение и утверждение бюджета района;

- исполнение бюджета района;

- осуществление муниципального финансового контроля.

Участниками бюджетного процесса в районе являются:

- Совет района;

- Глава района;

- Руководитель Исполнительного комитета района;

- Исполнительный комитет района;

- Финансово-бюджетная палата района;

- Контрольно-счетная палата района;

- главные распорядители бюджетных средств;

- распорядители бюджетных средств;

- получатели бюджетных средств;

- администраторы поступлений в местный бюджет;

- иные органы, на которые бюджетным законодательством Российской Федерации возложены бюджетные полномочия по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществлению бюджетного процесса в районе [4].

Составление проекта бюджета района - исключительная прерогатива Исполнительного комитета района. Непосредственное составление бюджета осуществляет Финансово-бюджетная палата района.

Составлению проекта бюджета района должны предшествовать подготовка следующих документов, на которых основывается составление бюджета:

- прогноза социально-экономического развития района;

- основных направлений бюджетной, налоговой политики района на очередной финансовый год;

- баланса финансовых ресурсов района на очередной финансовый год;

- плана развития муниципального сектора экономики на очередной финансовый год;

- реестра расходных обязательств района.

Для составления проекта бюджета необходимы сведения о:

- действующем на момент начала разработки проекта бюджета законодательстве РФ о налогах и сборах, законодательстве РТ о налогах и сборах, нормативных правовых актах Совета района о налогах и сборах;

- нормативы отчислений от федеральных, региональных, местных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, в бюджет района;

- предполагаемых объемы финансовой помощи, предоставляемой из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- видах и объемах расходов, передаваемых с других уровней бюджетной системы РФ;

- нормативах финансовых затрат на предоставление муниципальных услуг.

Одновременно с составлением проекта бюджета района разрабатывается перспективный финансовый план района на предстоящий трехлетний период [4].

Кратко рассмотрим документы, на которых основывается составление бюджета:

1. Прогноз социально-экономического развития района разрабатывается органом Исполнительного комитета района, ответственного за экономическую политику на основе данных социально-экономического развития района за последний отчетный период, прогноза социально-экономического развития района до конца базового года и тенденций развития экономики и социальной сферы на планируемый финансовый год. Прогноз социально-экономического развития района вносится на рассмотрение в Совет района Руководителем Исполнительного комитета района не позднее 15 ноября.

2. Основные направления бюджетной политики района должны содержать краткий анализ структуры расходов бюджета района в текущем и завершенных финансовых годах и обоснование предложений о приоритетных направлениях расходования бюджета принимаемых обязательств в предстоящем финансовом году и на среднесрочную перспективу с учетом прогнозов и программ социально-экономического развития района.

Основные направления налоговой политики района должны содержать анализ законодательства о налогах и сборах в части налогов и сборов, формирующих налоговые доходы бюджета района; обоснование предложений по его совершенствованию в пределах компетенции органов местного самоуправления; оценку влияния данных предложений на сценарные условия.

Основные направления бюджетной и налоговой политики разрабатываются Финансово-бюджетной палатой района и утверждаются Руководителем Исполнительного комитета района, и они могут принимать форму единого документа, в котором выделены соответствующие тематические разделы.

3. Баланс финансовых ресурсов района представляет собой баланс всех доходов и расходов района и хозяйствующих субъектов на территории района.

Баланс финансовых ресурсов составляется Финансово-бюджетной палатой района на основе отчетного баланса финансовых ресурсов за предыдущий год в соответствии с прогнозом социально-экономического развития района.

4. План развития муниципального сектора экономики включает:

- перечень и сводный план финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий;

- программу приватизации (продажи) муниципального имущества и приобретения имущества в муниципальную собственность;

- сведения о предельной штатной численности муниципальных служащих и работников муниципальных бюджетных учреждений по главным распорядителям бюджетных средств;

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты