p align="left">На рынке государственных ценных бумаг за последние годы произошли позитивные изменения: проведена новация по государственным ценным бумагам, восстановлено доверие участников рынка, отлажена инфраструктура и нормативное регулирование рынка государственных ценных бумаг. Благодаря эффективной долговой и макроэкономической политике удалось полностью восстановить доверие инвесторов к рынку внутренних заимствований, что привело к значительному увеличению ликвидности рынка и объемов размещаемых на нем финансовых инструментов. Значительно улучшились качественные характеристики рынка:
- снижен уровень доходности по государственным облигациям;
- стратегия формирования портфеля государственных внутренних обязательств, основанная на предложении разнообразных финансовых инструментов, была положительно воспринята инвесторами;
- значительно увеличились ликвидность рынка и ежедневный оборот по государственным облигациям. При этом наиболее значительный оборот на рынке приходится на “длинные” инструменты.
На 3 апреля 2007 года объем внутреннего долга, выраженного в государственных бумагах, составил 880 572,443 млн. руб., тогда как по состоянию на 1 января 2006 года он составлял 756820,0 млн. рублей. Таким образом, увеличение государственного внутреннего долга за этот период составило 14,5 % или 123752,443 млн. руб.
За прошедший год доли облигаций нерыночного займа, краткосрочных облигаций и ОФЗ с переменным купонным доходом отсутствовали на рынке внутреннего долга, при этом на 9 процентных пунктов (п.п.) увеличился удельный вес ОФЗ с постоянным купонным доходом, а доля ОФЗ с фиксированным купонным доходом снизилась на 8 п.п. Соответственно прирост удельного веса ОФЗ с амортизацией долга составил 1 п.п. Увеличение внутреннего долга, наблюдающееся на протяжении последних лет, происходит в основном за счет прироста объема задолженности выраженной ОФЗ-АД, которая является, можно сказать, единственным инструментом на рынке, обладающим хорошей ликвидностью.
Благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовала снижению объема долга в виде ГКО, поскольку необходимость финансирования временных кассовых разрывов практически отсутствует. Соответственное снижение объема долга произошло и в виде ОФЗ-ПК, так как расчет переменной купонной ставки привязан к доходности ГКО.
В апреле 2008 г. Правительство РФ рассмотрело долговую стратегию на 2009-2011 гг. Два года назад был рассмотрен аналогичный документ на период 2006-2008 гг. В принципе документ сохраняет ту позицию, которую Минфин выбрал еще 2 года назад: государственный долг Российской Федерации и совокупный государственный долг должен уменьшаться по отношению к ВВП, при этом доля государственного внутреннего долга должна расти. РЦБ № 15 (366) 2008. Рынок ценных бумаг «Новые инвестиционные идеи российского фондового рынка (Rising Stars)»
Следующая позиция - развитие национального рынка государственных ценных бумаг и сохранение консервативной политики в области государственных заимствований, позволяющей не только привлекать средства на рынке, но и использовать ресурсы стабилизационного фонда для погашения текущего внешнего долга. Одновременно с этим меняется структура долга. Правительство постепенно приближаемся к той цели, которую поставило себе в 2007 году: привести соотношение внутреннего и внешнего долга к значениям 50/50. Так, на сегодняшний день этот показатель составляет примерно 20/80, а к концу 2009 г. достигнет примерно 43/57.
Прогнозируется достаточно существенный рост объема долга, выраженного в государственных ценных бумагах. На данный момент объем долга равен 880,6 млрд. руб., а к концу 2009 г. рублевый долг выраженный в государственных облигациях составит примерно 1,5 трлн. руб. При этом для нужд пенсионной системы начинается выпуск специальных ценных бумаг - государственных сберегательных облигаций. Первое размещение пройдет уже в этом году. К 2009 г. по оценкам экспертов, около 300 млрд. руб. будет приходиться на рынок государственных сберегательных облигаций и около 1250 млрд. руб. - на рынок облигаций федерального займа.
Существует ряд мнений специалистов, что экспансия внутреннего долгового финансирования имеет многочисленные отрицательные последствия для экономики страны.
Одним из негативных последствий внутренних государственных заимствований является так называемый «эффект вытеснения частных компонентов совокупного спроса». Его суть состоит в следующем. Если правительство выпускает облигации государственных займов, номинированных в национальной валюте, то спрос на кредитные ресурсы внутри страны возрастает, что приводит к увеличению средних рыночных процентных ставок (или их меньшему снижению, чем могло бы быть в отсутствие государственных заимствований). Если внутренние процентные ставки изменяются гибко (ситуация ограниченной иностранной мобильности капитала), то их увеличение (неснижение) может быть достаточно существенным для того, чтобы отвлечь значительные кредитные ресурсы от негосударственного сектора. В результате частные инвестиции, чистый экспорт и частичные потребительские расходы снижаются. Таким образом, рост долгового финансирования государственных расходов «вытесняет» все виды негосударственных расходов: снижается инвестиционный и потребительский спрос, а также чистый экспорт. Величина вытеснения частных инвестиций, безусловно, заслуживает более глубокого анализа, поскольку подобное вытеснение может иметь очень серьезные отрицательные последствия для экономики в долгосрочном периоде, а именно:
- снижение частных инвестиций через какое-то время выразится в меньшем запасе капитала в экономике. Это предполагает в долгосрочном периоде меньший выпуск (ВВП) и национальный доход, больший уровень безработицы;
- ресурсы перемещаются от частного сектора к государственному, менее эффективному по своей природе. Кроме того, снижается эффективность экономики, поскольку в результате размещения государственных долгов отвлекаются дополнительные средства из производственного сектора в финансовый.
На основе составленной модели рынка денег была сделана попытка оценить величину эффекта вытеснения частных инвестиций в России за последние 10 лет. РЦБ № 15 (366) 2008. Рынок ценных бумаг «Новые инвестиционные идеи российского фондового рынка (Rising Stars)» Согласно расчетам эффект вытеснения частных инвестиций за этот период в среднем составлял 73,5%, т. е. каждый рубль увеличения государственных внутренних заимствований в среднем отнимал 73,5 коп. от объема частных инвестиций в экономику.
В настоящий момент величина эффекта вытеснения частных инвестиций значительно меньше благодаря благоприятной конъюнктуре рынка денег, она составляет 24,5%. В то же время нельзя забывать, что это деньги, отнятые у частного сектора. Так, осуществляя заимствования в размере 10 млрд. руб., государство лишает частный сектор кредитных ресурсов в размере 2,45 млрд. руб. со всеми вытекающими последствиями для экономики страны. «Вытеснение» чистого экспорта происходит в результате роста курса национальной валюты вследствие повышения процентных ставок. Речь идет о том, что, если бы не были осуществлены государственные внутренние заимствования, ставки в национальной валюте были бы ниже, что оказало бы понижающее влияние на курс национальной валюты. В результате возрос бы выпуск экспортных и импортозамещающих товаров, а также снизился бы импорт товаров Чистый экспорт, представляющий собой разницу экспорта и импорта, является важной составной частью совокупного выпуска (ВВП). Пытаясь защитить свои экспортные и импортозамещающие отрасли, российские монетарные власти ведут сейчас активную борьбу с укреплением курса рубля. В то же время более логичным в данном случае представляется использование механизмов долговой политики, а именно резкое сокращение объема внутренних заимствований. В настоящий момент наблюдается значительный бюджетный профицит, и государство не нуждается в дополнительном финансировании в виде внутренних заимствований. Вследствие резкого сокращения внутренних государственных заимствований произойдет снижение процентных ставок в национальной валюте. В результате исчезнет «эффект вытеснения», в частности относительно снизится курс рубля, что будет выгодно отечественным производителям (защита чистого экспорта).
Надо сказать, что перечень негативных эффектов внутренних государственных заимствований отнюдь не ограничивается «эффектом вытеснения». В этой связи, предполагаемую политику правительства по замещению внешнего долга внутренними заимствованиями нельзя признать целесообразной в данный момент, так как она совершенно оторвана от российской действительности и не связана с существующими реалиями. Это объясняется тем, что:
1) Всегда есть опасность того, что с помощью внутреннего долга будет осуществляться финансирование бюджета.
2) Для проведения эффективной политики внутреннего заимствования должны быть сформулированы жесткие ограничения по использованию привлеченных таким образом средств. Пока эти вопросы регулируются в соответствии с внутренним законодательством страны, стимулирование рынка внутренних обязательств опасно, так как в этих условиях государство действует по своему усмотрению. Данные вопросы должны регулироваться в соответствии с международным законодательством, когда отказ государства от погашения своих долговых обязательств влечет за собой международные санкции, включающие всю полноту ответственности государства в таких случаях (вплоть до признания страны банкротом).
3) Современные теории инфляции отводят большую роль в объяснении темпов инфляции в стране величине государственного долга. Существует целый ряд механизмов, с помощью которых рост государственного долга оказывает влияние на уровень инфляции.
Таким образом, курс на внутренние заимствования сегодня сомнителен и явно преждевременен. Россия пока не достигла уровня развития, достаточного для эффективного внедрения этого механизма. РЦБ № 15 (366) 2008. Рынок ценных бумаг «Новые инвестиционные идеи российского фондового рынка (Rising Stars)»
В государственной политике заимствований, в вопросе формирования предпочтения внешним или внутренним заимствованиям, единственным критерием должна быть стоимость заимствований. В этом вопросе не нужно опираться только на внутренних или внешних заимствований. Всегда нужно исходить из экономической целесообразности. Если заимствования на внешнем рынке дешевле и условия выгодней (что имело место в 2007 г.), то нужно занимать извне. В целом же, для эффективного проведения политики заимствований, прежде всего, необходимо создание цивилизованного рынка капиталов в стране и проведение реформирования банковской системы.
Таким образом, проведение правительством в ближайшем будущем масштабных внутренних заимствований приведет к дестимулированию инвестиционной деятельности внутри страны, поэтому текущая деятельность правительства в вопросе заимствований, на наш взгляд, лишена экономической целесообразности.
Принимая озвученные выше решения в области управления госдолгом, правительство фактически демонстрирует свое бессилие в налоговом реформировании, делая акцент на масштабном расширении внутренних заимствований. Государству проще изъять средства из экономики, лишив хозяйствующие субъекты возможности для развития, чем, проводя налоговую либерализацию, построить эффективную и стимулирующую налоговую систему, когда, развиваясь и без ущерба для себя, предприятия будут сами перечислять необходимые для бюджета налоги.
При инвестирования пенсионных средств в госбумаги пенсионные резервы необходимо вкладывать лишь в ценные бумаги иностранных эмитентов (в госбумаги и крупные иностранные банки на долгосрочные сберегательные счета), которые обладают высокой степенью надежности. Вложения же в российские госбумаги не должны превышать 5-10% от суммы инвестиционного портфеля. В противном случае, гарантировать получение будущими пенсионерами своих средств нельзя. Вложение пенсионных накоплений - это консервативные инвестиции: минимальный риск при высокой степени надежности ценных бумаг. В то же время, вложения в ценные бумаги иностранных эмитентов ограничиваются 20%, а в российские государственные ценные бумаги - никак не ограничиваются, что представляется рискованным и даже опасным.
Таким образом, очевидно, что действия правительства в области управления пенсионными средствами более чем сомнительны. В таких условиях, рассчитывать на успешное внедрение новой пенсионной системы, равно как на сохранность пенсионных средств, нельзя.
2.3 Анализ доходности и ликвидности ГКО-ОФЗ
В последние 2-3 года фондовый рынок России претерпевает кардинальные изменения в плане увеличения объема торгов и участников рынка, так как возможность заработать прибыль при проведении операций с ценными бумагами становится все реальнее благодаря многим сопутствующим этому факторам. К доминирующим факторам относят целенаправленно проводимую политику Минфина РФ, постепенное становление на мировой уровень российской экономической системы в целом, заинтересованность иностранных инвесторов в природных ресурсах и производственных мощностях России и т.д. Проведем аналитические исследования колебаний конъюнктуры рынка ГКО-ОФЗ в динамике за 2006 и 2008 гг. Якунян Михаил «Рынок ценных бумаг» - СПБ: 2007 г.
Ситуация на рынке государственных краткосрочных облигаций и облигаций федерального займа (ГКО-ОФЗ) в I квартале 2006 г. характеризовалась общей нестабильностью. Тенденция к снижению процентных ставок, преобладавшая на протяжении 2005 года, не получила продолжения. В целом по итогам квартала доходность ГКО-ОФЗ осталась практически неизменной - индикатор рыночного портфеля к началу апреля снизился лишь на 0,02% годовых до 15,95% годовых (таблица 2.4.).
Таблица 2.4 Динамика основных характеристик рынка ГКО-ОФЗ
Параметры
Значение на 29.03.08г.
Изменение за квартал
Изменение за год (с 1 .04.2008)
Объем рынка ГКО-ОФЗ по номиналу, млрд. руб.
158,7
-1,47(-0,9%)
-27,0
(-14,6%)
Объем рынка ГКО-ОФЗ по рыночной стоимости, млрд. руб.
155,5
-1,8 (-1,16%)
-19,0
(-10,9 %)
Эффективный индикатор портфеля, % годовых *
15,95
-0,02(-0,25%)
-4,4
(-21,6 %)
Дюрация рынка ГКО-ОФЗ, дней
344
-31 (-8,26%)
-111
(-24,4%)
* средневзвешенная доходность, находящихся в обращении выпусков ГКО-ОФЗ
Первый квартал 2008 года разделился на два периода, характеризовавшихся различными тенденциями динамики рынка (рисунок 2.1.). Первый продолжался с начала января до 6 февраля, когда Минфин РФ разместил на аукционе ОФЗ серии 27017. К этому времени индикатор рыночного портфеля снизился до 13,8% годовых - исторического минимума рынка. Процентные ставки долгосрочных ОФЗ опустились ниже уровня 15% годовых (рисунок 2.2.), номинальный объем рынка упали до 152,5 млрд. руб., что стало минимальным значением за последние годы. В дальнейшем, вплоть до конца марта на рынке, напротив, доминировала тенденция к росту доходности при одновременном увеличении объемов заимствования со стороны эмитента.
Наиболее значимыми негативными факторами, оказавшими определяющее влияние на ценовую динамику, стали - пониженный уровень банковской ликвидности и активизация эмиссионной политики Минфина РФ. В январе-марте общий уровень ликвидности банковской системы существенно снизился. Как следствие, оборот вторичного рынка ГКО-ОФЗ уменьшился в два раза, значительно возросла чувствительность рынка к колебаниям процентных ставок на рынке межбанковских кредитов (МБК), которые зачастую достигали 50% годовых.
Рисунок 2.2 - Динамика доходности рынка ГКО-ОФЗ и некоторых серий ОФЗ в 2008 гг. Лялин В.А., Воробьев П.В. Рынок ценных бумаг - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008 г.
Еще более сильное воздействие на рынок государственного долга оказало изменение эмиссионной политики Минфина РФ, выразившаяся в увеличении объемов заимствования и существенном повышении ставок первичного размещения, против текущего уровня вторичного рынка в целях активизации рынка. Наиболее значительная премия к доходности вторичного рынка сложилась на аукционах 13 и 20 марта, на которых размещались соответственно 8-ми месячные ГКО и 3-х летние ОФЗ. Подобные действия Минфина привели к быстрому росту общего уровня доходности рынка на 1,5-2% годовых.
В целом позитивная ситуация в российской экономике практически не оказывала влияния на динамику доходности ГКО-ОФЗ. Рост мировых цен на нефть, ставший определяющим фактором для рынков акций и валютных облигаций РФ, был проигнорирован операторами рынка рублевых облигаций. В условиях резких скачков валютного курса (особенно в начале квартала), которые объективно должны были снижать привлекательность рублевых активов, котировки ГКО-ОФЗ устойчиво росли. Когда же во второй половине квартала 2008г. курс рубля к доллару относительно стабилизировался, цены рублевых облигаций, напротив, пошли вниз. Столь же неадекватной оказалась и реакция рынка на динамику инфляции. Снижение доходности в январе 2008г. в условиях роста потребительских цен на 3,1% привело к тому, что реальная процентная ставка ГКО-ОФЗ оказалась резко отрицательной (-20,4% годовых). В дальнейшем разнонаправленное движение доходности и индекса потребительских цен выправили ситуацию, и в марте реальная ставка ГКО-ОФЗ вышла в положительную область (+1,5% годовых).
Стабильное снижение процентных ставок валютных облигаций РФ, наблюдавшееся в течение всего первого квартала 2008 года, также практически не нашло отражения в динамике рыночных ставок, что традиционно оказывало благоприятное воздействие на рынок ГКО-ОФЗ. В настоящее время инвесторы не рассматривают рублевые облигации в качестве реальной альтернативы валютным бумагам, поскольку объемы и ликвидность этих рынков не сопоставимы.
Активность вторичного рынка в январе-марте существенно снизилась. Суммарный объем торгов упал до 16 млрд. руб., что в 2 раза ниже показателя последнего квартала 2007 года. Средний ежедневный объем средств, зарезервированных в торговой системе ММВБ для участия в торгах, сократился на 46% до 1,94 млрд. рублей. Частичным объяснением этого может служить низкая деловая активность в начале года, связанная с большим количеством праздничных дней. Однако объемные характеристики рынка в феврале и марте практически соответствовали показателям января (рисунок 2.3.). Таким образом, попытка Минфина РФ активизировать вторичный рынок, предпринятая во второй половине квартала, не привела к успеху. Единственным следствием изменившейся политики эмитента стал рост уровня доходности, а также некоторое замедление темпов снижения номинального объема рынка. В марте 2008г. впервые за последние 8 месяцев объем средств, привлеченных с рынка, превысил объем выплат (таблица 2.5.).
Наибольшие изменения произошли в секторе длинных гособлигаций, доходность которых возросла на 0,5-1,0% годовых (рисунок 2.4.). Основной причиной этого стала изменившаяся политика Минфина РФ на первичном рынке, который в целях оживления и повышения инвестиционной привлекательности рынка ГКО-ОФЗ повысил уровень доходности на первичных аукционах и увеличил объемы заимствований. Отношение объема размещенных на аукционах бумаг к номинальному объему рынка увеличилось с 1,9% в январе до 3,9% в марте. Вместе с тем, сложившаяся к концу марта структура процентных ставок отразила также усиление инфляционных ожиданий участников рынка - наклон кривой доходности существенно увеличился в сравнении с началом квартала.
Рисунок 2.4 Динамика среднего ежедневного оборота вторичных торгов и объема средств в торговой системе в 2007-2008 гг., млн. руб. Лялин В.А., Воробьев П.В. Рынок ценных бумаг - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008 г.
Рисунок 2.5 Динамика временной структуры рынка ГКО-ОФЗ в 2006-2008гг. (на конец периода по номинальной стоимости),%
Динамика структуры объема рынка показывает, что его участники не были заинтересованы в наращивании портфелей за счет долгосрочных бумаг. В I квартале 2008 г. эмитенту удалось разместить лишь одну серию длинных ОФЗ - серии 27018 с погашением в сентябре 2007 года. В результате доля долгосрочных облигаций (сроком обращения свыше 2 лет) как в структуре номинального объема рынка, так и в структуре оборота вторичных торгов неуклонно снижалась. Лялин В.А., Воробьев П.В. Рынок ценных бумаг - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2008 г.
Рисунок 2.6 Динамика структуры еженедельного оборота вторичных торгов ГКО-ОФЗ в 2006-2008 гг., %
Для решения задачи повышения привлекательности рынка внутреннего государственного долга эмитент был вынужден предлагать на аукционах более короткие бумаги сроком обращения 1-2 года, доля которых существенно возросла.
Тем не менее на рынке по-прежнему доминировали банки-дилеры, портфель которых составлял около 70% от общего объема рынка. Расширение круга участников рынка (в том числе за счет нерезидентов, которые, как показывают валютные аукционы Банка России, пока предпочитают выводить средства с рынка ГКО-ОФЗ3) требует планомерного длительного наращивания объемов эмиссии, что сдерживается действующим законодательством, допускающим эмиссию рублевых облигаций только в целях покрытия бюджетного дефицита и рефинансирования погашаемых выпусков.
К концу I квартала 2008 г. - повышение темпов роста потребительских цен. Прогнозируемый Банком России среднемесячный уровень инфляции не превысил 1,0-1,1%. Замедление темпов роста цен станет возможным благодаря административному ограничению роста цен на продукцию, услуги естественных монополий и услуги жилищно-коммунального хозяйства, уменьшению темпов роста курса доллара и евро, а также снижению потребительской активности населения.
На рынке ГКО-ОФЗ прогнозируется некоторое повышение доходности, чему будет способствовать увеличение темпов прироста потребительских цен и курса доллара, а также регулярные инвестиции Пенсионного фонда РФ. Однако Минфин РФ, по-видимому, в целях повышения привлекательности рынка будет стремиться поддерживать положительной реальную доходность ГКО-ОФЗ. В связи с этим сильное снижение уровня доходности среднесрочных бумаг (1-2 года) представляется маловероятным.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ3.1 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг
Задача развития рынка ценных бумаг всегда стояла в центре внимания Правительства Российской Федерации, как одна из приоритетных в комплексе мер государственной экономической политики. С 2006 года развитие рынка ценных бумаг и деятельность ФСФР России осуществляется в рамках Стратегии развития финансового рынка Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации № 793-р от 1 июня 2006 года (далее - Стратегия). С принятием Стратегии были сформулированы среднесрочные рамки модернизации институтов и инструментов российского финансового рынка в условиях нарастания процессов глобализации мировой финансовой системы, роста интернационализации рынков ценных бумаг, трансграничных инвестиционных сделок и усиления конкуренции крупнейших мировых финансовых центров.
К началу 2008 года указанные тенденции приобрели особую остроту. Это наглядно проявляется на фоне ухудшения конъюнктуры мирового финансового рынка, обострения кризисных процессов, актуализации вопросов стратегического развития мировых финансовых центров, их экспансии в страны с развивающимися экономиками. Сухова Ольга Михайловна. Автореферат "Совершенствование регулирования рынка государственных ценных бумаг (анализ мирового опыта и российской практики)",2008 г.
Сложившаяся ситуация на мировых финансовых рынках, а также рост интереса международных финансовых институтов и фондовых бирж к российскому фондовому рынку требуют скорейшего завершения работ по реализации Стратегии, закрепления достигнутых в ходе реализации Стратегии результатов, критического переосмысления отдельных ее положений и формулирования среднесрочных на 2008-2012 годы и долгосрочных до 2020 года мер по совершенствованию регулирования и развитию рынка ценных бумаг в Российской Федерации.
В настоящее время уровень развития российского рынка ценных бумаг, сложившаяся нормативно-правовая база регулирования этого рынка, а также достигнутый уровень его развития позволяют сделать вывод о наличии возможностей качественного повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг и формирования на его основе самостоятельного мирового финансового центра.
Согласно разворачивающимся в мире тенденциям число стран, где могут сохраниться и продолжать функционировать полноценные рынки ценных бумаг, постепенно сокращается. Есть основания полагать, что уже в ближайшее десятилетие сохраняющиеся немногочисленные национальные финансовые рынки будут приобретать форму мировых финансовых центров, а их наличие в той или иной стране будет одним из важнейших признаков конкурентоспособности экономик таких стран, роста их влияния в мире, обязательным условием их экономического, а значит и политического суверенитета. Поэтому обеспечение долгосрочной конкурентоспособности российского финансового рынка, формирование в России мирового финансового центра не может рассматриваться как сугубо «отраслевая» или «ведомственная» задача. Решение этой задачи должно стать важнейшим приоритетом долгосрочной экономической политики России.
В 2007 году объем зарегистрированных ФСФР России выпусков эмиссионных ценных бумаг по номинальной стоимости составил 1889,3 млрд. рублей. Из них 626,7 млрд. рублей составили выпуски облигаций и 1262,6 млрд. рублей - акции. По открытой подписке было размещено соответственно акций на сумму 74,6 млрд. рублей и облигаций на сумму 616,4 млрд. рублей. Всего по открытой подписке размещено эмиссионных ценных бумаг на сумму 691 млрд. рублей, что эквивалентно 10% к величине инвестиций в основной капитал. Сухова Ольга Михайловна. Автореферат "Совершенствование регулирования рынка государственных ценных бумаг (анализ мирового опыта и российской практики)",2008 г.
В то же время, по существующим оценкам рыночная стоимость публичного размещения акций в 2007 году приблизилась к 30 млрд. долларов или 740 млрд. рублей. Таким образом, объем капитала, привлеченного путем публичного выпуска акций и облигаций, может быть оценен в размере около 1360 млрд. рублей или более 21% от объема инвестиций в основной капитал (целевой ориентир Стратегии - 20% к 2008 году). С учетом размещения еврооблигаций на зарубежных рынках (порядка 37 млрд. долларов США) соотношение объема капитала, привлеченного российскими компаниями посредством эмиссии ценных бумаг, и объема инвестиций в основной капитал превысило 35% (целевой ориентир Стратегии - 35-40% к 2008 году).
Таким образом, уже в 2007 году целевые ориентиры Стратегии были превышены.
Таблица 3.1 Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2007 году
Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2007 году
Акции*
Облигации
Всего
Открытая подписка, млрд. руб.
74,6
616,4
691
Закрытая подписка, млрд. руб.
550,6
10,3
560,9
Прочие**, млрд. руб.
637,4
-
637,4
Всего, млрд. руб.
1262,6
626,7
1889,3
Инвестиции в основной капитал (оценка 2007), млрд. рублей
6418,7
* по номинальной стоимости
** в т.ч.: распределение, конвертация, приватизация.
В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста роли российского финансового рынка в процессе трансформации индивидуальных сбережений в инвестиции. Об этом свидетельствует существенное расширение институтов коллективных инвестиций. По итогам 2007 года пайщиками паевых инвестиционных фондов являлись более 1640 тыс. человек. За год число пайщиков выросло на 12% при том, что число паевых фондов увеличилось более чем на 50%. Указанная пропорция между ростом численности пайщиков и паевых фондов свидетельствует о повышении конкуренции со стороны управляющих фондами за инвесторов и об опережающем расширении видов инструментов коллективного инвестирования. Это обеспечивает потенциально высокую емкость рынка таких услуг в России. На конец 2007 года в России действовало 1030 паевых инвестиционных фондов по сравнению с 642 фондами в 2006 году.
За прошедший год наиболее высокими темпами выросло число закрытых инвестиционных фондов недвижимости и открытых фондов акций. Активы закрытых фондов недвижимости за год выросли на 171%. Число открытых фондов акций увеличилось более чем на 90%, а объем их чистых активов - на 76%. Суммарный объем чистых активов действующих паевых инвестиционных фондов достиг 766,8 млрд. рублей. Прирост чистых активов за год составил 346,9 млрд. рублей, что примерно равно 17% от величины сбережений населения в 2007 году и превышает прирост величины сбережений за год.
Стоимость чистых активов паевых инвестиционных фондов, млрд. руб.,
в том числе:
419,9
766,8
+82,6
закрытых фондов недвижимости, млрд. руб.
70,3
190,2
+170,5
открытых фондов акций, млрд. руб.
43,7
77,1
+76,4
Число пайщиков паевых инвестиционных фондов,
в том числе:
1465996
1735878
+18,4
закрытых фондов недвижимости
2384
3616
+51,7
открытых фондов акций
142245
327063
+129,9
Денежные доходы населения, млрд. рублей
17267,3
21138,9
+3871,6*
Использовано денежных доходов населения на сбережения, млрд. рублей
3539,8
3762,7
+222,9*
* прирост в млрд. рублей
В 2007 году соотношение стоимости имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов к ВВП увеличилось до 5% (целевой ориентир Стратегии на 2008 год - 6%).
Одновременно с развитием институтов коллективного инвестирования ускорился процесс формирования розничных инвесторов на фондовом рынке. За год число физических лиц, зарегистрированных в торговой системе Фондовой биржи ММВБ, возросло более чем в 2 раза с 199 тысяч до 417 тысяч человек. Соотношение численности физических лиц, непосредственно участвующих в сделках на фондовом рынке, и численности участников схем коллективного инвестирования возросло с 14 до 25% в пользу тех, кто готов напрямую совершать сделки с ценными бумагами.
Увеличение внутреннего спроса на российском финансовом рынке с одной стороны, расширение использования возможностей российского фондового рынка акционерными обществами для привлечения инвестиционных ресурсов создает более устойчивую основу функционирования российского рынка ценных бумаг, его большую ориентированность на потребности национальной экономики и снижение относительной зависимости от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Особенно наглядно рост относительной независимости российского рынка ценных бумаг от глобальных рынков проявился в конце 2007 - в начале 2008 годов. Хотя на определенном этапе глобального падения котировок мировых финансовых рынков аналогичная негативная динамика котировок наблюдалась и в России, тем не менее, впервые за последние 10 лет в отдельные периоды кризиса (декабрь 2007 - январь 2008) российские биржевые индексы не только снижались в меньшей пропорции, чем зарубежные индексы, но и росли вопреки общему падению мировых биржевых индексов.
Рост конкурентоспособности российского финансового рынка во многом зависит от того, будет ли проводиться политика создания регионального финансового центра "Финансовая площадка - Россия" (аналоги - государственные программы в Германии, Канаде, Великобритании, Ирландии); будет ли сделана попытка создания на территории России финансовых оффшоров в одной или нескольких портовых свободных экономических зонах (пример - свободные банковские и финансовые зоны, созданные в юрисдикции Британского Содружества); будет ли реально проводиться программа интеграции с рынками капитала стран СНГ (программы "единого паспорта" для эмитентов, финансовых инструментов и профучастников из этих стран). Повышению конкурентоспособности рынка должна способствовать программа реструктуризации отрасли (повышение капитализации инвестиционных институтов, введение надзора за финансовыми рисками, завершение создания мегарегулятора с ростом его операционной способности, дальнейшая консолидация фондовых бирж, депозитарной и расчетно-клиринговой инфраструктуры (концепция Russian Exchanges). Доклад о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу (проект к обсуждению с участниками рынка) Происходящий разогрев рынка увеличивает системные риски - огромное значение приобретает создание системы их мониторинга, планов чрезвычайных действий для вмешательства в ситуации, когда начинает разрастаться финансовый кризис. Должна быть решена многолетняя проблема отсутствия правоприменения в отношении действий на финансовом рынке, нарушающих честный и справедливый характер ценообразования (что неизбежно при олигополистической структуре инвестиционных банков и институциональных инвесторов). Отсутствуют системы общедоступной информации и статистических публикаций, привычные для развитых рынков. Не отстроена система налоговых стимулов для долгосрочного, неспекулятивного инвестирования в ценные бумаги. Макрофинансовая политика по-прежнему, как и в конце 1990-х гг., нуждается в нормализации.
В период 2006-2007 годов динамичное развитие рынка ценных бумаг сопровождалось работой ФСФР России по дальнейшему совершенствованию нормативной правовой базы регулирования рынка ценных бумаг. В соответствии со Стратегий ФСФР России были утверждены ведомственные нормативные правовые акты и совместно с Минэкономразвития России, Минфином России, а также Банком России разработаны проекты федеральных законов, затрагивающие широкий перечень проблем развития финансовых институтов и инструментов.
В центре внимания ФСФР России были, прежде всего, вопросы повышение конкурентоспособности Российского финансового рынка, бирж и торговых систем, в том числе посредством расширения спектра инвестиционных инструментов на российском финансовом рынке.
Важным шагом стало создание регулятивной основы для выпуска Российских депозитарных расписок (РДР). Был подготовлен и принят Федеральный закон от 30.12.2006 № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», а также в развитие положений этого закона утверждены соответствующие приказы ФСФР России. В дополнение к этому ФСФР России выступила с инициативой о допуске на Российский финансовый рынок иностранных ценных бумаг. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Федеральный закон "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации",2008 г.
По мнению ФСФР России допуск иностранных ценных бумаг для размещения и обращения на российском рынке будет содействовать существенному расширению инвестиционных возможностей для российских финансовых институтов и граждан, приближению к ним таких финансовых инструментов, сдерживанию вывода инвестиционных средств за рубеж. Кроме этого, сделки с иностранными ценными бумагами на российском рынке будут содействовать гармонизации стандартов деятельности российских финансовых, депозитарных, учетных институтов и всей инфраструктуры финансового рынка со стандартами деятельности их зарубежных конкурентов. Все это создает условия расширения объема операций с финансовыми инструментами на российском рынке, концентрации на нем ликвидности, а, следовательно, повышения общей конкурентоспособности и роли российского рынка ценных бумаг в глобальной финансовой системе.
В развитие указанной идеи ФСФР России, совместно с Минэкономразвития России, Минфином России и Банком России разработала концепцию соответствующих изменений и дополнений в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», а также совместно с депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект указанного закона. После утверждения концепции закона Правительством Российской Федерации проект закона был внесен в Государственную Думу.
Для обеспечения совершения сделок с иностранными ценными бумагами в соответствии с требованиями российского законодательства ФСФР России был утвержден Приказ о квалификации иностранных ценных бумаг, создавший условия для легализации операций российских финансовых институтов с иностранными ценными бумагами. Данная мера обеспечила большую защиту прав инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг при совершении таких операций.
В целях увеличения количества финансовых инструментов, обращающихся на финансовом рынке, а также упрощения процедур привлечения инвестиционных средств на рынке ценных бумаг российскими предприятиями ФСФР России создала нормативную базу для эмиссии выпусков биржевых облигаций. Соответствующие поправки в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» закреплены Федеральным законом № 138-ФЗ от 27.07.2006. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Федеральный закон "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации",2008 г.
За последние годы важной тенденцией на рынке ценных бумаг стало расширение операций с производными финансовыми инструментами. Реальным импульсом для качественного роста объемов сделок с этими инструментами стали поправки в статью 1062 части второй Гражданского Кодекса Российской Федерации, принятые Федеральным законом № 5-ФЗ от 26.01.2007 и направленные на предоставление судебной защиты по срочным сделкам.
Также в соответствии со Стратегией Федеральным законом № 141-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об ипотечных ценных бумагах», направленные на совершенствование регулирования эмиссии и обращения ипотечных ценных бумаг. Одновременно ФСФР России была разработаны необходимые нормативная правовые акты, регулирующие процедуру эмиссии и обращения облигаций с ипотечным покрытием.
В целях обеспечения доступности информации о ценных бумагах и прозрачности сделок с ними были разработаны изменения в Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», направленные на уточнение перечня существенных фактов деятельности акционерных обществ, подлежащих публичному раскрытию. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Федеральный закон "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации",2008 г. В частности, к числу таких фактов были отнесены данные, характеризующие обеспечение облигаций, информация об инсайдерских сделках с ценными бумагами и ряд других сведений.
В 2006-2007 году были разработаны нормативные правовые акты, обеспечившие расширение возможностей акционерных обществ по привлечению инвестиционных средств на рынке акций путем первичного размещения новых выпусков (так называемое IPO). В 2007 году по объему первичного размещения акций Россия вышла на одно из лидирующих мест в мире.
В целях укрепления конкурентоспособности российских торговых площадок, а также гибкого реагирования российских финансовых институтов и инвесторов на конъюнктуру мировых финансовых рынков были созданы правовые основы для увеличения времени торгов на организованном рынке. Нормы соответствующего приказа ФСФР России в долгосрочной перспективе открывают потенциальную возможность перехода российских биржевых площадок на круглосуточную торговлю ценными бумагами.
В соответствии со Стратегией была активизирована работа по снижению административных барьеров на рынке ценных бумаг, а также по развитию саморегулирования участников рынка. В развитие указанного положения Стратегии, а также в ходе реализации мероприятий Административной реформы ФСФР России утвержден административный регламент проведения проверок участников финансового рынка. Регламент впервые предоставляет право Саморегулируемым организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее - СРО) участвовать в таких проверках. Кроме этого расширены полномочия СРО в процессе лицензирования профессиональных участников финансового рынка. Это нашло закрепление в принятом ФСФР России соответствующем административном регламенте, в котором СРО было предоставлено право предварительной экспертизы документов участников рынка, а для организаций, чьи документы прошли такую экспертизу, вдвое сокращены сроки рассмотрения заявлений на лицензирование.
В 2006-2007 годах была подготовлена целая серия нормативных правовых актов, направленных на расширение инвестиционных возможностей негосударственных пенсионных фондов. Прежде всего, было принято постановление Правительства Российской Федерации, утвердившее правила размещения средств пенсионных резервов НПФ. Также были разработаны правила размещения средств военной ипотеки.
Вместе с тем, работа над Стратегией не завершена и новые вызовы обостряющейся конкуренции на финансовых рынках, их глобализация требуют нового подхода к реализации ранее сформулированных задач, а также дополнения их новыми инициативами. II. Основные задачи совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Целью совершенствования регулирования и развития рынка ценных бумаг на среднесрочную и долгосрочную перспективу является его превращение в важнейший фактор повышения конкурентоспособности Российской экономики. Это требует отладки рыночных механизмов привлечения инвестиций, обеспечивающих развитие инноваций и инфраструктуры, реализацию проектов по модернизации экономики, а также повышения эффективности исполнения государственных функций по защите прав и законных интересов участников финансового рынка, по предупреждению и предотвращению недобросовестной практики и нарушений законодательства на рынке ценных бумаг. Все это является основой формирования в России одного из ведущих мировых финансовых центров.
Существующая редакция закона вызывает острые споры среди участников финансового рынка. Более того, определенная незавершенность модели создания центрального депозитария, нашедшая отражение в проекте закона, косвенно спровоцировала конфликтность отношений между двумя основными российскими биржевыми группами ММВБ и РТС и, как следствие этого, между принадлежащими им расчетными депозитариями Национальным Депозитарным Центром (НДЦ) и Депозитарной Клиринговой Компанией (ДКК).
В течение второй половины 2007 года ФСФР России предприняла усилия по урегулированию конфликта, в результате чего вопрос о повышении капитализации ДКК был решен. Одновременно на законодательном уровне решен вопрос об акционировании НДЦ. Это приближает НДЦ и ДКК к требованиям, которым в соответствии с проектом закона должен отвечать центральный депозитарий. Тем не менее, вопрос о выборе модели центрального депозитария не может считаться решенным вследствие сохранения нескольких центров управленческого и финансового контроля биржевой инфраструктуры. По этой же причине сохраняется определенная дискуссионность проекта федерального закона о биржах и организованных торгах, принятого Государственной Думой в первом чтении. До сих пор не разработан проект федерального закона о клиринге. Кокорев Р.А. «Базовый курс по рынку ценных бумаг», Издательство: Учебный центр МФЦ, 2008 г.
Первым шагом на пути к созданию консолидированной биржевой инфраструктуры является выбор модели построения такой инфраструктуры финансового рынка, которая позволит сконцентрировать и направить на дальнейшее повышение конкурентоспособности российского финансового рынка необходимые управленческие, технологические и финансовые ресурсы.
Такая модель, скорее всего, не будет точной копией той инфраструктуры, которая сложилась на мировых финансовых рынках. При выборе российской модели консолидированной биржевой инфраструктуры следует учитывать уже вполне сложившиеся связи и расстановку сил на российском рынке; наличие достаточно мощных и вполне эффективных крупных инфраструктурных институтов - регистраторов, депозитариев, в том числе расчетных депозитариев, клиринговых организаций; сложившиеся схемы контроля и управления инфраструктурой. С другой стороны, следует иметь в виду, что и на ведущих финансовых рынках отсутствует единообразие моделей инфраструктуры. Вместе с тем, наиболее выраженной тенденцией является укрепление модели вертикальной интеграции инфраструктурных организаций.
В России вопрос о какой-то единой модели построения инфраструктуры рынка ценных бумаг никогда системно не поднимался. Крупнейшие российские биржевые группы строились под задачи тех, кто становился их ключевыми владельцами и пользователями. Структура управления группы ММВБ представляет собой смешение горизонтальной и вертикальной интеграции. Группа РТС является в гораздо большей мере вертикально интегрированной. В 1999 году государством была предпринята попытка создать независимый от биржевых групп центральный депозитарий, что было закреплено постановлениями Правительства Российской Федерации «О мерах по созданию национальной депозитарной системы» № 741 от 10.07.1998 года и «О порядке предоставления центральным депозитарием - центральным фондом хранения и обработки информации фондового рынка документов, подтверждающих права на ценные бумаги, которые находятся на хранении либо права на которые учитываются в национальной депозитарной системе» № 291 от 16.03.1999 года. До настоящего времени такой центральный депозитарий так и не заработал и остается созданным лишь на бумаге, хотя указанные постановления продолжают действовать.
В условиях исторически и объективно сложившихся в России двух крупнейших биржевых групп (РТС и ММВБ) не представляется разумным выбор «сервисной» модели центрального депозитария, когда центральный депозитарий не входит в биржевые группы, но при этом предоставляет биржам и участникам рынка соответствующие услуги по обслуживанию сделок с ценными бумагами. Скорее всего, интересы такой «сервисной» организации и её собственников будут направлены на получение доходов от обслуживания любого количества бирж. Не исключено, что для такой сервисной организации может быть наиболее удобным обслуживание универсальных по набору обращающихся ценных бумаг бирж и организаторов торговли (например, в силу однотипности услуг, возможности экономить издержки). Для рынка же это будет означать распыление ликвидности по нескольким торговым площадкам, что ослабляет рынок в целом. Поэтому необходима такая модель инфраструктуры, в которой бы все институты работали на общую цель капитализации рынка и повышения его ликвидности. Для этого нужен единый стратегический центр развития организованного рынка ценных бумаг в России, находящийся в тесной связке с ответственным государственным органом.
Целям формирования единого центра стратегического развития и обеспечения долгосрочной конкуренции организованного рынка ценных бумаг в России скорее отвечает вертикально интегрированная финансовая инфраструктура, предполагающая встроенность расчетно-депозитарных, клиринговых институтов в структуру биржевой группы.
Выбор модели биржевой инфраструктуры может быть сделан в рамках Концепции развития инфраструктуры финансового рынка, которая могла бы быть подготовлена ФСФР Росси и представлена в Правительство Российской Федерации в сентябре 2008 года. В рамках этой концепции необходимо будет определить предпочтительный вариант консолидации биржевой инфраструктуры, целесообразность введения на рынке института централизованного контрагента, отказа от предварительного депонирования денежных средств, гибкие сроки совершения расчетов (например, на третий день с момента совершения сделки), а также другие вопросы.
На основе такой концепции в период с 2009 по 2010 год могли бы быть соответствующим образом доработаны проекты законов о центральном депозитарии, о биржах и организованных торгах, разработан закон о клиринге. Также в соответствии с концепцией могли бы быть проведены необходимые организационные процедуры, в том числе по объединению существующих институтов инфраструктуры, выстраиванию вертикально-интегрированной схемы контроля за этими институтами, их капитализации. Информационно-аналитический журнал «Финансовые рынки и ценные бумаги», №6 март 2008 г.
С учетом положений концепции к 2011 году могла бы быть сформирована консолидированная биржевая инфраструктура Российского финансового рынка, включающая специализированные биржевые площадки, например, по сделкам с акциями, облигациями, по сделкам с производными финансовыми инструментами. Уже сейчас специализация фондовых бирж РТС и ММВБ достаточно четка определена.
Это позволит говорить об организационной готовности инфраструктуры финансового рынка к роли одного из мировых финансовых центров, обладающего достаточной степенью интеграции, капитализации и защищенности о возможных недружественных поглощений со стороны других вертикально-интегрированных биржевых структур, действующих на глобальном финансовом рынке.
С 2011 года может быть поставлен вопрос о дальнейшей капитализации российского биржевого холдинга путем публичного размещения его ценных бумаг. Возможно, что на первом этапе акции холдинга могли бы преимущественно приобретаться российскими инвесторами, а в более отдаленной перспективе (2013-2015 годы), акции такого холдинга могли бы быть предложены международным инвесторам. С учетом уже имеющей сегодня оценочной стоимости фондовых бирж ММВБ и РТС, можно предположить, что к 2020 году по своей капитализации единый российский биржевой холдинг вправе претендовать на одно из лидирующих мест в мире.
3.2 Основные направления повышения эффективности рынка
Во-первых, всем известно, что сейчас для России важно развитие новой инфраструктуры рынка ценных бумаг - это законодательство о биржах, клиринговой и депозитарной деятельности, о котором говорят уже давно.
Во-вторых, необходимо развитие новых инструментов, в частности секьюритизации.
В-третьих, не менее важно формирование в России регионального финансового центра для стран СНГ и Восточной Европы, а точнее - ее позиционирование в этом качестве.
1. Развитие инфраструктуры
Сегодня на рынке сложилась такая ситуация, когда необходимо создание новой инфраструктуры. В рамках Стратегии развития финансового рынка на 2006-2008 гг. предусмотрена разработка 3 инфраструктурных законов:
- "О центральном депозитарии" - основные принципы создания и функционирования ЦД;
- "О биржах и организованных торгах" - принципы создания и деятельности бирж, торговых систем и информационных брокеров, единые для всех сегментов организованного рынка (товарный, фондовый, валютный и др.);
- "О клиринге и клиринговой деятельности" - принципы осуществления и регулирования различных видов клиринга.
На сегодняшний день все законопроекты разработаны и находятся в стадии согласования.
2. Секьюритизация
Сейчас российские активы секьюритизируются в основном за рубежом - пулы прав требования формируются у российского или зарубежного кондуита, за рубежом создается SPV, с баланса которого осуществляется выпуск ценных бумаг в соответствии с иностранным законодательством.
К сегодняшнему дню осуществлено более 20 таких сделок с участием российских оригинаторов, общий объем которых составил примерно 4 млрд долл. Из них в России произведено только 4.
Первая квазисекьюритизация была осуществлена в конце 2005 г. - "Банк Жилищного Финансирования" выпустил корпоративные облигации в объеме 500 млн руб., обеспеченные дополнительным залогом ипотечного покрытия в рамках ГК РФ.
Банк "Совфинтрейд" в конце октября 2006 г. при помощи выпусков ипотечных ценных бумаг секьюритизировал ипотечные активы в объеме 3 млрд руб.
В мае ОАО "АИЖК" осуществило выпуск ипотечных ценных бумаг на сумму около 3,3 млрд руб. (включая 3 транша, из которых первый, на сумму 2,9 млрд руб., размещен публично).
И наконец, в августе 2007 г. банк "Московское ипотечное агентство" осуществил государственную регистрацию выпуска ипотечных ценных бумаг на сумму 2 млрд руб. (размещение еще не началось).
Выпуск ипотечных ценных бумаг в России только начинает набирать обороты, а секьюритизация иных финансовых активов не осуществляется. Поэтому любые инициативы по созданию правовых условий для обеспечения секьюритизации различных активов непосредственно в России очень важны и своевременны. Это не только обеспечит доступ инвесторов к широчайшему спектру новых финансовых инструментов, но и будет способствовать снижению временных и финансовых издержек оригинаторов секьюритизации.
Для того чтобы решить эту проблему, ФСФР России разработала проект Федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ" (в части секьюритизации финансовых активов). Кузьмина М.Н. «Ценные бумаги в Российской Федерации. Правовое регулирование выпуска и обращения» - М.: изд-во Юрлитинформ, 2008 г. Какие новеллы несет этот законопроект?
1. Определено понятие и описан режим открытия и ведения номинального банковского счета (эскроу-счет), который создается для проведения операций с денежными средствами, не являющимися собственными денежными средствами владельца счета, в целях защиты средств, находящихся на данном счете.
2. Введено понятие общего собрания владельцев облигаций, а также представителя облигационеров, что соответствует мировой практике и направлено на упрощение и повышение эффективности принятия решений данной группой кредиторов.
3. Введены нормы, обеспечивающие возможность "действительной продажи" активов при передаче их на баланс специализированного финансового общества (СФО). Это критически важно для защиты инвесторов в случае банкротства оригинатора секьюритизации, когда существует опасность включения в конкурсную массу в судебном порядке активов, переданных на баланс СФО.
4. Вводятся нормы об устранении двойного налогообложения, в частности НДС при передаче прав требования на баланс СФО - такие действия как уступка прав требования именно с целью последующей секьюритизации (не вдаваясь в юридические тонкости) не признается операцией, подлежащей налогообложению.
Минус заключаются в том, что законопроект делает данный рынок слишком "зарегулированным":
1) вводимые законопроектом изменения в ч. 1 гл. 23 ГК РФ предполагают детализацию порядка использования института залога имущественных прав требований. Однако при секьюритизации активов залог прав требования происходит не всегда, зато уступка - всегда. В связи с этим более правильно было бы регулировать именно нормы об уступке (ч. 1 гл. 24 ГК РФ), которые сегодня далеки от идеальных;
2) законопроектом вводится новое понятие - специализированное финансовое общество (СФО) - аналог SPV. Предлагаемая конструкция сильно ограничивает возможности секьюритизации:
- СФО может быть создано только в форме акционерного общества;
- СФО может выпускать только облигации;
- единоличным исполнительным органом СФО может быть только коммерческая организация, имеющая лицензию на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными инвестиционными фондами, т. е. лицензируемый профессиональный участник рынка ценных бумаг;
3) недостатком законопроекта является также ограничение набора активов, которые могут быть секьюритизированы - это только денежные требования.
Итог таков: в связи с тем, что в погоне за призраком защиты прав инвесторов рынок по традиции пытаются "зарегулировать", ожидать, что российские оригинаторы выберут Россию, не приходится. Уже сегодня юридические консультанты, сопровождавшие сделки секьюритизации, утверждают, что работать по данному закону, скорее всего, не будут.
Выходом из этого положения является разработка максимально либерального законодательства о секьюритизации, при одновременном разделении инвесторов на квалифицированных и неквалифицированных.
3. Изменения, направленные на упрощение секьюритизации ипотечных активов
Минэкономразвития России в 2006-2007 гг. инициировало некоторые изменения, которые позволят упростить процесс секьюритизации ипотечных активов. В частности, это законодательное обеспечение введения института депозитарного учета закладных (проект Федерального закона "О внесении изменений в ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", "Об ипотечных ценных бумагах" и "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество" (в части уточнения порядка перехода прав по закладным)).
Введение института депозитарного учета закладных обеспечит возможность регулировать отношения, возникающие при передаче закладных в депозитарий (обездвиживании) для последующего учета прав на них по счетам депо. Это позволит снизить риски и издержки при передаче закладных, повысить надежность и эффективность этого процесса, а также обеспечит юридическую безопасность и снизит сроки передачи закладных. Кузьмина М.Н. «Ценные бумаги в Российской Федерации. Правовое регулирование выпуска и обращения» - М.: изд-во Юрлитинформ, 2008 г.
Особенностью депозитарного учета закладных является то, что после передачи закладной в депозитарий переход прав на нее осуществляется только путем записей по счетам депо - аналогично переходу прав на бездокументарные ценные бумаги. Между тем обычный способ перехода прав на закладную - передаточная надпись - полностью не исключаются с введением возможности депозитарного учета прав на закладные. Депозитарный учет может использоваться в отдельных случаях, например, при планирующейся секьюритизации или рефинансировании. Закладную можно передать в депозитарный учет как сразу после выдачи, так и впоследствии и изъять из депозитарного учета при необходимости.
В России сейчас осуществлена первая попытка создания законодательства для обращения акций и облигаций иностранных эмитентов - институт РДР. Также ведется работа в направлении обеспечения прямого допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок (подготовлен и находится в стадии согласования соответствующий законопроект).
Российские биржи активно сотрудничают с иностранными фондовыми площадками (например, с LSE).
Очевидно, что технически и технологически проще создать отдельный локальный финансовый центр, т. е. пойти по пути Казахстана и сделать площадку, на которой будет установлен особый режим и льготы.
Однако с точки зрения более интенсивного развития финансового рынка предпочтительнее выглядит вариант реформирования всей финансовой системы с целью повышения ее привлекательности для иностранных участников и капитала.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная дипломная работа рассмотрела один из существующих на данный момент финансовых инструментов в России - рынок Государственных ценных бумаг в целом. В ней отражены такие аспекты, как сущность рынка, характеристика, доходность и ликвидность ценных бумаг, проанализирована структура рынка и динамика операций с государственными ценными бумагами, рассмотрены перспективы и пути повышения эффективности рынка государственных ценных бумаг.
Повышение эффективности производства в условиях рыночной экономики важнейшее значение имеет способность предприятий гибко использовать рыночную ситуацию и меры регулирования. В настоящих условиях одним из важнейших условий эффективного производства является эффективное управление процессом финансирования предпринимательской деятельности. Иначе говоря, руководство предприятий должно стремиться к наиболее оптимальному использованию свободных финансовых ресурсов, которое позволило бы предприятию получить максимальную прибыль.
В любой момент предприятие может рассматриваться как совокупность капиталов, поступающих из разных источников: от инвесторов, вкладывающих свои средства в капитал предприятия, кредиторов, ссужающих определенные суммы, а также доходов, полученных в результате деятельности предприятия. Средства, сформированные за счет этих источников, направляются на различные цели: на приобретение основных средств, на создание товарных запасов, на финансирование дебиторской задолженности и др. Взятый на отдельный момент общий капитал предприятия стабилен, затем через какое-то время он изменяется. Подобные изменения называются движением капитала. Обычно движение капитала происходит постоянно. Термин "финансовый менеджмент" означает, что это движение должно осуществляться в соответствии с определенным планом, то есть этим движением нужно управлять.
Сочетание таких факторов, как растущая конкуренция между предприятиями, технологические усовершенствования, требующие значительных капитальных вложений, наличие инфляции, изменение процентных ставок, налогового законодательства, экономической устойчивости в мире, нравственное беспокойство, связанное с ситуацией на финансовых рынках,- все это оказало огромное влияние на то, что финансовый менеджер становится основной фигурой в общем руководстве предприятий. Более того, для того, чтобы справиться с возникающими изменениями, необходим гибкий подход ко всем факторам деятельности предприятия. Испытанные прежде методы решения финансовых проблем и используемые при этом инструменты, попросту неприемлемы в условиях рыночной экономики.
В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.
Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.
Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. В свою очередь появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно.
Методическую и теоретическую основу исследования российского рынка ценных бумаг составили труды отечественных и зарубежных ученых, Постановления Правительства РФ, законодательные акты других стран, а также другой методический материал по изучаемым вопросам.
В процессе изучения и обработки материалов применялись следующие методы экономических исследований: абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, использовались основные приемы анализа.
Информационную основу работы составили годовые отчеты, данные первичного бухгалтерского учета, данные статистической отчетности, специальная литература по исследуемой теме отечественных и зарубежных авторов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Федеральный закон "О рынке ценных бумаг". Федеральный закон "О государственной регистрации выпусков акций, размещенных до вступления в силу Федерального закона "О рынке ценных бумаг" без государственной регистрации",2008 г.
2. Анесанц С.А. «Основы функционирования рынка ценных бумаг» - М.: изд-во Кнорус, 2007 г.
3. Басовский Л.Е. «Финансовый менеджмент» - М.: Изд-во Проспект,2007 г.
9. Галанова В.А., Басова А.И. «Рынок ценных бумаг», 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2007. -- 448 с.
10. Гусева И.А. « Рынок ценных бумаг. Практические задания по курсу» Учебное пособие для ВУЗов. - М.: изд-во Экзамен, 2007 г.
11. Доклад о мерах по совершенствованию регулирования и развития рынка ценных бумаг на 2008-2012 годы и на долгосрочную перспективу (проект к обсуждению с участниками рынка)
12. Жукова Е.Ф. «Рынок ценных бумаг» учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям - 2-еизд., переб. И доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
13. Загородников С.В. «Финансы и кредит», учебное пособие М.:2007 г.
14. Иванов А.П. «Финансовые инвестиции на рынке ценных бумаг»- 3-е издание, изд-во Дашков и ко, 2008 г.
15. Иванов В.В., Е.Е. Никифорова «Рынок ценных бумаг» - М.: изд-во КноРус, 2007 г.
16. Ивасенко А.Г. «Рынок ценных бумаг. Инструменты и механизмы функционирования» -3-е издание. - М.: Издательство КноРус, 2007 г.
17. Ильин А.Е., Соловьева Т.Н. Практикум по рынку ценных бумаг: - М.: Изд-во Дрофа, 2007. - с. 361
18. Информационно-аналитический журнал «Финансовые рынки и ценные бумаги», №6 март 2008 г.
19. Карпов Н. Итоги 2007 года//Аудиторы и консультанты, 2007 г., № 4, с. 11
20. Карпушкина Анжела Викторовна. Автореферат "Рынок ценных бумаг в условиях переходной экономики России",2008 г.
37. РЦБ № 3 (357) 2007. Рынок ценных бумаг «Российский рынок остается привлекательным»
38. РЦБ № 6 (357) 2007. Рынок ценных бумаг «Большие перемены для инвестиционных фондов»
39. РЦБ № 9 (360) 2008. Рынок ценных бумаг «Индексы процентных ставок: международный опыт и Россия»
40. РЦБ № 13 (364) 2008. Рынок ценных бумаг «Российский рынок акций: итоги первого полугодия и прогноз на вторую половину 2007 г.»
41. РЦБ № 15 (366) 2008. Рынок ценных бумаг «Новые инвестиционные идеи российского фондового рынка (Rising Stars)»
42. Стародубцева Е.Б. «Рынок ценных бумаг» - М.:2008 г.
43. Селеванова Т.С. «Ценные бумаги» - М.: 2008 г.
44. Справочник по операциям с ценными бумагами коммерческого банка
45. Сухова Ольга Михайловна. Автореферат "Совершенствование регулирования рынка государственных ценных бумаг (анализ мирового опыта и российской практики)", 2008 г.
46. Тимофеева Т.В. «Финансовая статистика» - М.: изд-во Просвещение, 2008 г.
47. Ушаков И.И. «Как реально работает фондовый рынок»