Рефераты

Рынок государственных ценных бумаг

p align="left">На вторичном рынке уполномоченные коммерческие банки имели право перепродажи Золотых сертификатов юридическими физическим лицам, а также нерезидентам на договорной основе. Банки имели право дробить сертификаты и продавать их частями. Дробление сертификата не могло быть менее чем на одну сотую его номинала, т. е. 100 г золота.

Начисление и выплата процентного дохода по Золотым сертификатам производились Минфином ежеквартально в рублях исходя из цены золота на Лондонском рынке на первое число первого месяца очередного квартала по ставке 3/12 ставки ЛИБОР на указанную дату плюс 0,75%.

В целом первый выпуск Золотых сертификатов оказался не очень популярным в силу его большой номинальной стоимости, недоступной для ряда юридических лиц. Невысокая доходность этих бумаг сочеталась с их низкой ликвидностью. Реализовать находящиеся на руках сертификаты было практически невозможно. Банкам разрешалось продавать: дробные доли сертификата на фондовом рынке только путем выпуска собственных облигаций, которые, в отличие от Золотого сертификата, не являлись государственными ценными бумагами и, следовательно, не имели льгот по налогообложению.

Погашение Золотого сертификата производилось Минфином в рублях по курсу Центрального банка РФ или золотом. По желанию владельца сертификаты могли быть погашены путем обмена на другие государственные ценные бумаги Правительства РФ. Для погашения облигации золотом владелец должен был иметь специальную лицензию Центрального банка РФ на совершение операций с драгоценными металлами.

Таким образом, в данном разделе была раскрыта сущность рынка государственных ценных бумаг, дана общая характеристика государственных ценных бумаг и рассмотрены основные виды государственных ценных бумаг (облигации федерального займа, облигации государственного сберегательного займа, казначейские обязательства, облигации внутреннего государственного валютного займа и золотые сертификаты).

1.3 Доходность и ликвидность государственных ценных бумаг

Курс ценной бумаги определяется в первую очередь ее ценностью для инвестора и эмитента, т.е. покупателя и продавца. Со стороны инвесторов спрос на ценные бумаги определяют следующие характеристики:

Доходность - способность ценной бумаги приносить доход за счет дивидендов (процентов), а также дисконта. Доходность рассчитывается в процентах по отношению к вложенной в ценные бумаги сумме. Селеванова Т.С. «Ценные бумаги» - М.: 2008 г.

- рост вложенного капитала, выражающийся в росте курсовой стоимости ценных бумаг

- надежность - подверженность ценных бумаг различным рискам

- ликвидность, которая определяется как возможность быстро и без потерь продать ценную бумагу по разумной цене.

Доходы инвестора на рынке ценных бумаг складываются из доходов двух типов:

- доходов от владения ценными бумагами - в виде промежуточных выплат их владельцам (дивидендов по акциям и процентных выплат по облигациям);

- доходов (или потерь) от операций с ценными бумагами, возникающих из-за разницы между ценой покупки и ценой продажи ценных бумаг, а также между ценой покупки и ценой погашения (для ценных бумаг с ограниченным периодом обращения) или других операций.

Необходимо помнить, что величина дохода (в отличие от доходности) - абсолютная - и потому рассчитывается в валюте, т.е. в рублях и копейках, долларах и центах и т.д.

Источником доходов от ценной бумаги являются дивиденды, выплачиваемые по простым и привилегированным акциям, а также процентные выплаты по облигациям. Всякая акция обладает номиналом, или номинальной стоимостью, выражаемой в рублях или иной валюте и определяющей долю акционера в уставном капитале. Акции без номинальной стоимости на современном мировом рынке практически (а на российском - полностью) отсутствуют. В дальнейшем мы будем обозначать номинал акции буквой N. Дивиденд по акции, выраженный в процентах по отношению к номиналу, называется ставкой дивиденда. Мы ее будем обозначать символом div. Размер дивиденда в рублях (или другой валюте) называется массой дивиденда. Причем в России под массой дивиденда обычно понимают размер дивиденда на одну акцию, а на зарубежных фондовых рынках - общий размер дивидендов, подлежащих выплате акционерам.

Величина дохода по облигации, выраженная в валюте, не имеет устойчивого названия. Иногда ее называют доходом - "доход по облигации составил 280 руб.", иногда - процентными выплатами. Купонная ставка обозначается С.

Доход от владения ценными бумагами является очень важной составляющей доходов на фондовом рынке. Чем более стабилен рынок, тем большая часть инвесторов ориентируется на этот вид дохода. Для правильного прогнозирования поведения ценной бумаги важно отслеживать и оценивать эту величину.

Ликвидность ценных бумаг - возможность превращения ценных бумаг в деньги. Ликвидные ценные бумаги образуют часть оборотного капитала владельца и могут быть легко реализованы на рынке. Доходность ценных бумаг - отношение годового дохода по ценным бумагам к её рыночной цене; норма прибыли, получаемой владельцем ценной бумаги.

С 7 сентября 1995 года в соответствии с п.9.5 новой редакции Положения об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций, утвержденной Приказом Банка России от 15.06.95 № 02-125, переоценка ГКО осуществляется по средневзвешенной цене. Селеванова Т.С. «Ценные бумаги» - М.: 2008 г. С 1 сентября 1995 года при расчете доходности ГКО без учета налоговых используются следующая формула:

N 365

Доходность ГКО = (--- -1) х ----- х 100%,

P Т

где N - номинал облигации в рублях,

Р - цена облигации в рублях,

С - величина купона в рублях,

А - накопленный с начала купонного периода доход в рублях,

Т - срок до погашения облигации в днях,

t - срок до окончания текущего купонного периода в днях.

Исходя из данной формулы видим, что у ГКО нет фиксированной ставки дохода: доход по ним образуется в виде разницы между номиналом и ценой, по которой вкладчик купил облигацию. Такой доход носит название дисконтного. Иногда уровень доходности ГКО не обеспечивает положительной процентной ставки, т.е. бывает ниже уровня инфляции. Это случается, когда спрос на ГКО значительно превышает предложение. Такая ситуация ведёт к дальнейшему оттоку денег с рынка.

В октябре уровень доходности государственных ценных бумаг немного увеличился. Особенно сильно это коснулось краткосрочных и среднесрочных серий. Доходность этих выпусков тесно связана со ставками по коротким межбанковским кредитам, которые давно не опускались ниже ставки рефинансирования. Такая ситуация характерна в условиях дефицита рублевых средств. К концу октября ситуация на рынке ГКО осложнилась. Связано это было с кризисом на азиатском финансовой рынке, в связи с которым иностранные инвесторы начали активно выводить средства из ГКО и, если бы не ограничение на репатриации прибыли масштабы падения цен на ГКО могли бы быть более впечатляющими. Предполагается, что иностранные инвесторы продолжат вывод средств из ГКО.

В начале декабря резко увеличилась доходность ГКО. 1 декабря она составила 40% годовых. Однако ЦБ РФ не посчитал нужным вмешиваться в ситуацию. Кроме того массовому оттоку средств с рынка ГКО способствовало резкое повышение доходности валютных операций. Очередное увеличение доходности не повлияло на ставку рефинансирования. Она осталась на уровне 28% годовых. Но с 1 декабря произошло увеличение ломбардной ставки, по которой предоставляется большинство кредитов коммерческим банкам с 28% до 36% годовых. Ломбардная схема предоставления кредитов представляет собой выдачу кредита под залог высоколиквидных ценных бумаг. Пока доходность ГКО сокращалась, заемные ресурсы были доступны для производства. Но при значительном увеличении ее будет наблюдаться сокращение внутренних инвестиций в производство. В конце декабря 1997 года доходность на рынке ГКО снижалась благодаря возврату иностранных инвесторов. По оценке Банка России, за первую неделю декабря на рынок вернулось 700 млн. долларов средств нерезидентов. Похоже, они использовали последнюю в нынешнем году возможность для покупки пока ещё дешёвых по сравнению с бумагами других развивающихся стран российских государственных бумаг. Доходность ГКО стабилизировалась на уровне 30-31% годовых по долгосрочным бумагам, 33% годовых по среднесрочным бумагам. Этот уровень хотя и превышает ставку рефинансирования, остаётся ниже ставки ЦБ по ломбардным кредитам и не требует вмешательства денежных властей. По мнению экспертов ЦБ РФ доходность ГКО в 1998 году была на уровне 12 - 14% годовых.

Опыт работы с ГКО показывает, что данные гос. обязательства наиболее ликвидны по сравнению с любыми другими инструментами фондового рынка: на любой из ежедневных торговых сессий можно купить и продать практически любой вид обязательств, находящихся в обращении. Рынок ГКО продолжает развиваться. Основной его недостаток - элитарность, закрытость - может быть устранен путем подключения региональных площадок, а следовательно региональных дилеров и клиентов, а также расширением доступа дилеров к торговой системе.

Среднесрочные бумаги - необходимый элемент финансирования дефицита бюджета, поскольку они позволяют решить проблему рефинансирования коротких выпусков за относительно продолжительный период. Предпосылки для создания в России рынка среднесрочных ценных бумаг появились по мере экономической стабилизации, обозначившейся к лету 1995 года.

Основным видом среднесрочных бумаг в России являются облигации федерального займа (ОФЗ), выпускаемые Правительством РФ для финансирования бюджетного дефицита. Система ОФЗ базируется на следующих общих принципах:

- применение безбумажной (электронной) технологии,

- плавающий купонный доход,

- среднесрочный период обращения,

- именной характер бумаги.

Эмитент (Минфин РФ) устанавливает для каждого отдельного выпуска облигаций по согласованию с Банком России его объём, порядок расчета купонного дохода, определяемого на основе доходности по ГКО, даты размещения, погашения и выплаты купонного дохода, ограничения на владение.

Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону не позднее, чем за 7 дней до даты начала размещения.

На доходность ценных бумаг влияет налогообложение, у ОФЗ оно имеет следующие особенности: 1. Купонный доход в виде процента к номинальной стоимости по ОФЗ с переменным купонным доходом (далее: облигации) не облагается налогом на прибыль у юридических лиц и подоходным налогом у физических лиц,

2. При обращении облигаций образуется накопленный купонный доход - часть купонного дохода в виде процента к номинальной стоимости облигации, рассчитываемого пропорционально количеству дней, прошедших от даты выпуска облигаций или даты выплаты предшествующего купонного дохода, включаемый в цену сделки. Селеванова Т.С. «Ценные бумаги» - М.: 2008 г.

Формула доходности по ОФЗ:

D=([H+C /(1-T)] : [P+A /(1-T)] - 1) х 365/t х 100%,

где N - номинал облигации в рублях, C - купон в рублях, D - доход,

T - купонный период в днях, P - цена ОФЗ без учета накопленного дохода

A - накопленный доход, t - срок до выплаты купонов в днях

Величина купона в рублях - С- вычисляется по формуле:

С=(R/100) x (T/365) x T,

где R - купонная ставка в % годовых, T - купонный период.

Величина накопленного дохода - А - вычисляется по формуле:

А=(С/Т) х (Т-t).

В конце декабря 1997 года доходность на рынке ОФЗ понемногу снизилась, стабилизировалась на уровне 29-30% годовых.

Облигации Государственных Сберегательных Займов (ОГСЗ) выпускаются Правительством РФ для покрытия дефицита бюджета. ОГСЗ предоставляет право на получение дохода выше уровня доходности по другим видам государственных ценных бумаг. Первый выпуск ОГСЗ с 27 сентября 1995 года обеспечил доход в размере 102,72% годовых.

При обращении ОГСЗ налоговые льготы распространяются на часть суммы накопленного купонного дохода, рассчитываемого как разницу между накопленным купонным доходом и доходом, уплаченным при приобретении.

Первые торговые сессии на Российской бирже показали устойчивый рост спроса на ОГСЗ. Новый финансовый инструмент, появившийся на государственном рынке ценных бумаг, решит вопрос о сохранении средств средних и мелких инвесторов в условиях инфляции и экономической нестабильности.

Государство получает возможность заимствовать временно свободные денежные средства физических лиц на длительный срок.

В конце декабря 1997 года инвестиционная привлекательность и ликвидность рынка ОГСЗ опять упали до минимального уровня. Реальных сделок осуществляется мало. Участники рынка настроены на продажу облигаций. Причина снижения интереса - недавнее падение доходности ОГСЗ ниже уровня ГКО с аналогичным сроком погашения.

Казначейские обязательства (КО), выпуск которых начался с 1995 года, позволил частично решить проблемы финансирования ряда программ, предусмотренных в федеральном бюджете. На сегодняшний день с помощью КО проводится бюджетное финансирование учреждений МВД, ВПК, энергетики и сельского хозяйства. Выпускаются КО в безбумажном режиме в виде записи на счетах "депо" в уполномоченных Минфином РФ депозитариях.

Перспективы рынка КО проблематичны, т.к. КО стимулирует инфляцию. Увеличивая объём эмиссии КО, государство подрывает доходную часть бюджета т.к. не менее 65-70% от выпущенных КО в течение одного месяца обращения возвращаются в бюджет в виде налоговых освобождений. Суть казначейских налоговых освобождений заключается в том, что государство погашает часть своих долгов перед предприятиями путём зачета (не взимания) платежей в Федеральный бюджет. Погашение и обмен на налоговое освобождение происходит по текущему курсу КО, который рассчитывается по формуле:

Tk = H + H x (t x P/100) / 360,

где Tk - текущий курс КО, H - номинал, t - срок обращения,

P - ставка процентного дохода по КО.

Тот факт, что КО может быть досрочно обменено на налоговое освобождение, делает рынок этих обязательств достаточно оживленным. КО, как и ГКО, являются наиболее ликвидными обязательствами Российского Правительства, обращающимися на внутреннем рынке. Льготы по налогам распространяются только на доход, выплачиваемый государством.

Золотые сертификаты, выпущенные Минфином РФ в 1993г. сроком на 1 год, были размещены в 1994 году. Гарантированная доходность по сертификату начисляется ежеквартально. На золотой сертификат распространяются налоговые льготы. Золотой сертификат является низко доходной ценной бумагой т.к. размещена лишь незначительная часть эмиссии и вторичный рынок практически отсутствовал.

Выпуск ценных бумаг субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления - наиболее неразработанный с законодательной точки зрения вопрос. Селеванова Т.С. «Ценные бумаги» - М.: 2008 г. В соответствии с Законом о Госдолге, эти бумаги не включаются в государственный внутренний долг, и федеральное Правительство не несет по ним ответственности. Займы не оказывают влияния на развитие региональных рынков ценных бумаг. Они выпускаются под реализацию одного проекта (как правило, жилищного), эмитенты не распространяют информацию об эмиссии и препятствуют участию в займе инвесторов из других регионов. Не решен вопрос налогообложения таких бумаг. Решения Комиссии по ценным бумагам о придании этим бумагам статуса государственных и освобождении от налогообложения соответствующего дохода не может быть признано легитимным, т.к. вопросы налогообложения относятся к компетенции законодательной власти. Данные условия не способствуют развитию и активизации столь важного сегмента фондового рынка.

Итак, в первой главе данной работы была дана общая характеристика государственных ценных бумаг и рассмотрены подробно основные виды государственных ценных бумаг (облигации федерального займа, облигации государственного сберегательного займа, казначейские обязательства, облигации внутреннего государственного валютного займа и золотые сертификаты).

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

2.1 Анализ структуры рынка государственных ценных бумаг

Для начала необходимо дать общую характеристику рынка ценных бумаг в РФ. В 2007-2008 году заметно возросла роль финансового рынка в экономике. Одним из важнейших международных показателей, иллюстрирующих такую роль, является соотношение капитализации рынка ценных бумаг и объемов ВВП. Этот показатель фактически измеряет пропорцию, в которой движение материального богатства государства отражается в стоимости финансовых активов. Также он отчасти свидетельствует об уровне развития рыночных принципов функционирования экономики, так как увеличение масштабов финансового рынка по отношению к «реальной экономике» косвенно отражает укрепление механизмов формирования справедливых рыночных цен на составляющие национального богатства.

На протяжении длительного времени (1997 - 2006 гг.) соотношение капитализации фондового рынка и ВВП не превышало 20%. Согласно Стратегии к 2009 году соотношение капитализации к ВВП должно было составить 70%, но уже в 2007 году этот целевой показатель был превышен. Капитализация рынка акций на конец 2007 года составила 32, 3 трлн. рублей при объеме ВВП почти 33 трлн. рублей. Таким образом, впервые в истории российского финансового рынка соотношение «капитализация/ВВП» вплотную приблизилось к 100%. РЦБ № 13 (364) 2008. Рынок ценных бумаг «Российский рынок акций: итоги первого полугодия и прогноз на вторую половину 2007 г.»

В 2007 году стоимость находящихся в обращении корпоративных облигаций по отношению к ВВП выросла до 3, 7% (целевой показатель Стратегии на 2008 год - 4, 5%)

Укрепление роли финансового рынка в экономике сопровождалось ростом объемов биржевых торгов, увеличением ликвидности российского финансового рынка, а также ростом обращений российских компаний к фондовому рынку как к источнику долгосрочных инвестиций.

Объем биржевой торговли акциями на российских биржах в 2007 году составил 31,4 трлн. рублей, то есть так же приблизился к уровню ВВП. Во многом такой рост был обусловлен расширением российскими компаниями практики привлечения инвестиций на фондовом рынке. Это, в свою очередь, в еще большей степени сказалось на показателях рыночной капитализации. Так, в течение 1997 - 2006 гг. увеличение курсовой стоимости обращающихся на рынке акций на 90%, а иногда на все 100% обеспечивало прирост совокупной капитализации рынка. Фактически приток на рынок новых ценных бумаг отсутствовал. В 2007 году уже свыше 30% прироста капитализации рынка ценных бумаг было обеспечено новыми эмиссиями, а в 2008 году новые эмиссии обеспечили почти 50% роста рыночной капитализации.

В результате за последние годы возросла конкурентоспособность российского финансового рынка. Так, с 2004 по 2007 годы удельный вес России в совокупной капитализации 48 крупнейших финансовых рынков мира возрос с менее чем с 1% до 2,4%. При этом соотношение объемов сделок с российскими акциями на внутреннем и зарубежных рынках практически составило 70% на 30% в пользу внутреннего рынка. Согласно Стратегии достижение этой пропорции ожидалось в 2009 году. РЦБ № 13 (364) 2008. Рынок ценных бумаг «Российский рынок акций: итоги первого полугодия и прогноз на вторую половину 2007 г.» Таким образом, массового оттока ценных бумаг с российского рынка на зарубежные рынки не наблюдается. Вместе с тем, эти достижения пока крайне неустойчивы, и конкуренция мировых финансовых центров за право организовывать торговлю российскими активами существенно обострилась. В этих условиях необходимы значительные усилия по удержанию российских ценных бумаг на отечественных торговых площадках.

В 2007 году объем зарегистрированных ФСФР России выпусков эмиссионных ценных бумаг по номинальной стоимости составил 1889, 3 млрд. рублей. Из них 626, 7 млрд. рублей составили выпуски облигаций и 1262, 6 млрд. рублей - акции. По открытой подписке было размещено соответственно акций на сумму 74, 6 млрд. рублей и облигаций на сумму 616, 4 млрд. рублей. Всего по открытой подписке размещено эмиссионных ценных бумаг на сумму 691 млрд. рублей, что эквивалентно 10% к величине инвестиций в основной капитал.

В то же время, по существующим оценкам рыночная стоимость публичного размещения акций в 2007 году приблизилась к 30 млрд. долларов или 740 млрд. рублей. Таким образом, объем капитала, привлеченного путем публичного выпуска акций и облигаций, может быть оценен в размере около 1360 млрд. рублей или более 21% от объема инвестиций в основной капитал

С учетом размещения еврооблигаций на зарубежных рынках (порядка 37 млрд. долларов США) соотношение объема капитала, привлеченного российскими компаниями посредством эмиссии ценных бумаг, и объема инвестиций в основной капитал превысило 35%

В таблице 2.1. представлены выписки эмиссионных ценных бумаг в 2007 году. РЦБ № 13 (364) 2008. Рынок ценных бумаг «Российский рынок акций: итоги первого полугодия и прогноз на вторую половину 2007 г.»

Таблица 2.1 Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2007 году

Выпуски эмиссионных ценных бумаг в 2007 году

Акции*

Облигации

Всего

Открытая подписка, млрд. руб.

74,6

616,4

691

Закрытая подписка, млрд. руб.

550,6

10,3

560,9

Прочие**, млрд. руб.

637,4

-

637,4

Всего, млрд. руб.

1262,6

626,7

1889,3

Инвестиции в основной капитал (оценка 2007), млрд. рублей

6418,7

* по номинальной стоимости

** в т. ч.: распределение, конвертация, приватизация.

В последние годы наблюдается устойчивая тенденция роста роли российского финансового рынка в процессе трансформации индивидуальных сбережений в инвестиции. Об этом свидетельствует существенное расширение институтов коллективных инвестиций. По итогам 2007 года пайщиками паевых инвестиционных фондов являлись более 1640 тыс. человек. За год число пайщиков выросло на 12% притом, что число паевых фондов увеличилось более чем на 50%. Указанная пропорция между ростом численности пайщиков и паевых фондов свидетельствует о повышении конкуренции со стороны управляющих фондами за инвесторов и об опережающем расширении видов инструментов коллективного инвестирования. Это обеспечивает потенциально высокую емкость рынка таких услуг в России. На конец 2007 года в России действовало 1030 паевых инвестиционных фондов по сравнению с 642 фондами в 2006 году.

За прошедший год наиболее высокими темпами выросло число закрытых инвестиционных фондов недвижимости и открытых фондов акций. Активы закрытых фондов недвижимости за год выросли на 171%. Число открытых фондов акций увеличилось более чем на 90%, а объем их чистых активов - на 76%. Суммарный объем чистых активов действующих паевых инвестиционных фондов достиг 766, 8 млрд. рублей. Прирост чистых активов за год составил 346, 9 млрд. рублей, что примерно равно 17% от величины сбережений населения в 2007 году и превышает прирост величины сбережений за год. (см. табл. 2. 2.)

Таблица 2.2 Статистика инвестиционных паевых фондов России в 2007-2008 гг.

Статистика паевых инвестиционных фондов

2007

2008*

Прирост (%)

Стоимость чистых активов паевых инвестиционных фондов, млрд. руб.,

в том числе:

419,9

766,8

+82,6

закрытых фондов недвижимости, млрд. руб.

70,3

190,2

+170,5

открытых фондов акций, млрд. руб.

43,7

77,1

+76,4

Число пайщиков паевых инвестиционных фондов,

в том числе:

1465996

1735878

+18,4

закрытых фондов недвижимости

2384

3616

+51,7

открытых фондов акций

142245

327063

+129,9

Денежные доходы населения, млрд. рублей

17267,3

21138,9

+3871,6*

Использовано денежных доходов населения на сбережения, млрд. рублей

3539,8

3762,7

+222,9*

* прирост в млрд. рублей

В 2008 году соотношение стоимости имущества, составляющего совокупные чистые активы инвестиционных фондов, а также пенсионных накоплений и пенсионных резервов к ВВП увеличилось до 5% (целевой ориентир Стратегии на 2009 год - 6%). РЦБ № 6 (357) 2007. Рынок ценных бумаг «Большие перемены для инвестиционных фондов»

Одновременно с развитием институтов коллективного инвестирования ускорился процесс формирования розничных инвесторов на фондовом рынке. За год число физических лиц, зарегистрированных в торговой системе Фондовой биржи ММВБ, возросло более чем в 2 раза с 199 тысяч до 417 тысяч человек. Соотношение численности физических лиц, непосредственно участвующих в сделках на фондовом рынке, и численности участников схем коллективного инвестирования возросло с 14 до 25% в пользу тех, кто готов напрямую совершать сделки с ценными бумагами (см. табл. 2.3.)

Таблица 2.3 Сделки физических лиц на фондовом рынке в России

Количество физических лиц, использующих различные способы участия на финансовом рынке

2007

2008*

Прирост (%)

Количество участников системы негосударственного пенсионного обеспечения, человек

6420700

6624500

+3,17

Число пайщиков паевых инвестиционных фондов, человек

1465996

1642149

+12

Количество физических лиц - уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ

198973

417400

+110

Число физических лиц - уникальных клиентов торговой системы Фондовой биржи ММВБ к численности пайщиков паевых инвестиционных фондов, %%

13,6

24,8

+76

Увеличение внутреннего спроса на российском финансовом рынке с одной стороны, расширение использования возможностей российского фондового рынка акционерными обществами для привлечения инвестиционных ресурсов создает более устойчивую основу функционирования российского рынка государственных ценных бумаг, его большую ориентированность на потребности национальной экономики и снижение относительной зависимости от конъюнктуры мировых финансовых рынков. Особенно наглядно рост относительной независимости российского рынка ценных бумаг от глобальных рынков проявился в конце 2007 - в начале 2008 годов. Хотя на определенном этапе глобального падения котировок мировых финансовых рынков аналогичная негативная динамика котировок наблюдалась и в России, тем не менее, впервые за последние 10 лет в отдельные периоды кризиса (декабрь 2008 - январь 2009) российские биржевые индексы не только снижались в меньшей пропорции, чем зарубежные индексы, но и росли вопреки общему падению мировых биржевых индексов.

Рис. 2.1 Структура выпуска ценных бумаг

В 2007 году были выпущены государственные ценные бумаги на сумму 320 млрд. руб., из них 280 млрд. руб. приходится на облигации федеральных займов, 40 млрд. рублей - на государственные краткосрочные облигации. А в 2008 году были выпущены государственные ценные бумаги на сумму 479 млрд. рублей. Из них 314 млрд. рублей приходится на облигации федеральных займов, 175 млрд. рублей - на государственные краткосрочные облигации, Как сообщает пресс-служба правительства, в 2009 году общий объем выпуска составит 512 млрд. рублей, из них ОФЗ - 392 млрд. рублей и ГКО - 120 млрд. рублей. Объем выпуска государственных ценных бумаг в 2010 году установлен на уровне 698 млрд. рублей, из которых на ОФЗ приходится 538 млрд. рублей и на ГКО - 160 млрд. рублей. По итогам 2007 г. объем государственного внутреннего долга РФ в ценных бумагах вырос примерно на 12,5% - с 756,8 до 851,2 млрд. руб. (в долях ВВП произошло снижение долга с 4,45 до 3,93% ВВП). РЦБ № 6 (357) 2007. Рынок ценных бумаг «Большие перемены для инвестиционных фондов»

За первые 3 квартала 2007 г. объем государственного внешнего долга РФ (органы государственной власти и органы денежно-кредитного регулирования) сократился со 105,6 до 81,4 млрд. долл., или на 22,9% (по данным ЦБ РФ). В то же время частный сектор (банки и компании) увеличил свою задолженность перед нерезидентами со 108,9 до 146,9 млрд. долл. (+34,9%). Таким образом, суммарный внешний долг РФ по итогам 9 месяцев 2007 г. вырос со 214,5 до 248,3 млрд. долл.

В течение 2007 г. Министерство финансов РФ успешно провело 20 аукционов по размещению ГКО/ОФЗ объемом около 165,7 млрд. руб., что несколько ниже аналогичного показателя за 2006 г. При этом фактический объем размещения составил 116,6 млрд. руб. По состоянию на 30 декабря 2007 г. объем рынка ГКО/ОФЗ составлял 721,57 млрд. руб.

Консолидированный региональный бюджет в 2007 г. был сведен с профицитом в 57,1 млрд. руб., что соответствует 1,6% его расходной части, или 0,26% ВВП. Бюджеты субъектов Федерации были сведены с профицитом почти в 53,8 млрд. руб. (2,3% от расходной части), бюджеты муниципальных образований - с дефицитом в 9,4 млрд. руб. (0,8% расходной части).

Величина накопленного долга консолидированного регионального бюджета выросла в 2007 г. до 20,2 млрд. руб., или 0,09% ВВП. Увеличение долга вызвано ростом внутренней задолженности (т.е. задолженности, номинированной в рублях). Внешняя задолженность региональных консолидированных бюджетов сократилась на 2,2 млрд. руб., внутренняя - возросла на 22,3 млрд. руб.

В прошлом году были зарегистрированы облигационные займы 25 субъектов Федерации и 13 муниципальных образований (в 2007 г. - 24 региональных и 10 муниципальных займов). Общий объем размещаемых облигаций составил 81,2 млрд. руб. (в 2007 г. - 79,4 млрд. руб.), снизившись за год с 0,47 до 0,37% ВВП.

В 2008 г. суверенный рейтинг России был повышен на две ступни до уровня «ВВВ» агентством Standard&Poor's, на одну ступень, также до уровня «ВВВ» - агентством Fitch и до уровня «Baa2» - агентством Moody's. При этом продолжился процесс повышения кредитного рейтинга территориальных органов власти (например, Москвы, Санкт-Петербурга).

На фоне улучшения бюджетной ситуации в большинстве субъектов Российской Федерации интенсифицировался процесс урегулирования просроченной задолженности. По данным Минфина России на октябрь 2008 г. объем просроченной задолженности снизился по сравнению с октябрем 2007 г. более чем вдвое - с 29 до 14,2 млрд. руб. в номинальном выражении, составив 0,39% от доходной части консолидированного регионального бюджета, или 0,07% ВВП. РЦБ № 6 (357) 2007. Рынок ценных бумаг «Большие перемены для инвестиционных фондов»

Таким образом, в 2007 году впервые в истории российского финансового рынка соотношение «капитализация/ВВП» вплотную приблизилось к 100%, что говорит о высоком уровне развития рыночных принципов функционирования экономики, так как увеличение масштабов финансового рынка по отношению к «реальной экономике» косвенно отражает укрепление механизмов формирования справедливых рыночных цен на составляющие национального богатства массового оттока ценных бумаг с российского рынка на зарубежные рынки не наблюдается. Вместе с тем, эти достижения пока крайне неустойчивы, и конкуренция мировых финансовых центров за право организовывать торговлю российскими активами существенно обострилась. В этих условиях необходимы значительные усилия по удержанию российских ценных бумаг на отечественных торговых площадках.

Также, как сообщает пресс-служба правительства, в 2009 году общий объем выпуска государственных ценных бумаг составит 512 млрд. рублей, из них ОФЗ - 392 млрд. рублей и ГКО - 120 млрд. рублей. Объем выпуска государственных ценных бумаг в 2010 году установлен на уровне 698 млрд. рублей, из которых на ОФЗ приходится 538 млрд. рублей и на ГКО - 160 млрд. рублей.

2.2 Динамика операций с государственными ценными бумагами

В 2007 г. Министерство финансов России продолжало наращивать объем эмиссии выпусков ОФЗ. По итогам года номинальный объем торгуемых на этом рынке облигаций увеличился на 19,6% и достиг 1,05 трлн. руб. Общий объем первичного размещения ОФЗ на аукционах в 2007 г. составил 251,98 млрд. руб., что на 32% превышает соответствующий показатель предыдущего года.

В структуре рынка государственных ценных бумаг в 2007 г. по-прежнему отсутствовали государственные краткосрочные облигации (ГКО), поскольку потребность в краткосрочных инструментах удовлетворялась операциями Банка России. Размещение облигаций Банка России (ОБР) в 2007 г. превысило 570,85 млрд. руб. Одним из основных результатов 2007 года является значительный рост объема вторичных торгов. Так, объем заключенных на вторичных торгах сделок увеличился в 14,7 раза по сравнению с уровнем 2006 г. и составил 8,68 трлн. руб. Одной из основных причин такого роста оборотов стало снижение с 1 июля 2007 г. ставок комиссионного вознаграждения по операциям на вторичных торгах и аукционах по размещению облигаций более чем в 2 раза. Ставка комиссии по операциям на аукционах и вторичных торгах (основной режим) составила произведение 0,0001% от суммы каждой сделки на срок до погашения (в днях), но не более 0,01% от суммы каждой сделки. В то же время размер комиссии по внесистемным сделкам составил произведение 0,0001% от суммы каждой сделки на срок до погашения (в днях), но не более 0,02% от суммы каждой сделки и не более 5000 руб.

В качестве еще одной важной предпосылки позитивной динамики развития рынка ОФЗ необходимо отметить сохранение Министерством финансов России политики эмиссии эталонных выпусков облигаций с ключевыми сроками до погашения и большими объемами обращения. Такие эталонные выпуски служат четкими ориентирами для построения кривой доходности по государственным ценным бумагам.

Крайне высокими темпами в 2007 г. развивался рынок РЕПО. Сделки РЕПО стали одним из основных инструментов Банка России по рефинансированию банковской системы, а также крайне активно использовались участниками для привлечения/предоставления денежных средств: их объем (включая междилерское, прямое и обратное РЕПО с Банком России) составил 12,97 трлн. руб. (рост в 3,6 раза). Рекордные обороты на рынке РЕПО были достигнуты в III-IV кв. 2007 г. и отчасти обусловлены обострением ситуации с банковской ликвидностью в этот период. Особую роль сыграли операции прямого РЕПО с Банком России. Эти операции продемонстрировали рекордные обороты во второй половине 2007 г., что стало следствием проблем с ликвидностью банковской системы. В целом объем операций прямого РЕПО в 2007 г. составил 7,74 трлн. руб., что в 4 раза выше, чем в 2006 г.

Четко прослеживается рост популярности операций междилерского РЕПО. Объем сделок междилерского РЕПО достиг по итогам 2007 г. 5,14 трлн руб. (рис. 2.2. ), что в 3,9 раза превышает аналогичный показатель за 2006 г. Можно утверждать, что рынок междилерского РЕПО остается важным и динамично развивающимся сегментом денежного рынка, позволяющим участникам эффективно привлекать/предоставлять денежные средства, обеспеченные высоконадежными ценными бумагами. Индикаторы уровня процентных ставок по операциям междилерского РЕПО становятся все более и более репрезентативными, выполняя роль индикаторов денежного рынка. Среди сроков РЕПО в 2007 г. преобладали 1, 7 и 14 дней, которые сформировались в качестве ключевых в течение последних лет. Относительно структуры операций междилерского РЕПО в разрезе сроков РЕПО можно сделать вывод о сохранении тенденции к увеличению доли однодневного РЕПО за счет сокращения объема операций РЕПО на более длительные сроки (рис. 3). Так, доля операций РЕПО сроком на 1 день выросла в 2007 г. чуть менее чем в 2 раза по сравнению с предыдущим годом.

Депозитные и кредитные операции Банка России в 2007 г. продолжили динамично развиваться, что выражалось в увеличении объема торгов, количества сделок и числа участников на протяжении всего года. Объем депозитных сделок в 2007 г. превысил 722 млрд. руб., что более чем на 50% выше объема данных операций в 2006 г., а количество участников таких операций возросло до 172 кредитных организаций. Таким образом, проведение Банком России этих операций с использованием системы торгов ММВБ становится все более и более востребованным.

Значимым событием 2007 г. также явилось начало проведения Банком России кредитных операций (ломбардное кредитование) с использованием системы торгов ММВБ. Первая сделка ломбардного кредитования была заключена в августе в системе торгов ММВБ на фиксированных условиях под 7% годовых на сумму 1 млн. руб. сроком на 7 дней реализованные проекты. Расширение списка инструментов, с которыми возможно заключение сделок на рынке государственных ценных бумаг, в первую очередь, направлено на обеспечение возможности использования их в операциях прямого РЕПО с Банком России. В 2007 г. произошло существенное снижение требований для включения ценных бумаг в Ломбардный список Банка России и последующее расширение Ломбардного списка. В результате был произведен допуск рекордного числа облигаций к торгам на рынке государственных ценных бумаг: в 2007 г. были допущены к торгам 100 новых выпусков субфедеральных и корпоративных облигаций 53 эмитентов. Благодаря этому были существенно увеличены возможности банков по рефинансированию, что нашло свое отражение в резком росте доли субфедеральных и корпоративных облигаций в операциях как прямого РЕПО с Банком России, так и междилерского РЕПО. Кроме того, были предприняты меры по упрощению процедуры допуска ценных бумаг к торгам на рынке государственных ценных бумаг, в результате чего значительно сократился период времени, затрачиваемого на допуск новых выпусков ценных бумаг к торгам. РЦБ № 3 (357) 2007. Рынок ценных бумаг «Российский рынок остается привлекательным»

В ноябре 2007 г. перечень операций по ломбардному кредитованию был расширен за счет введения нового инструмента, предполагающего предоставление Банком России кредита на фиксированных условиях на срок 1 день. Новый инструмент по ломбардному кредитованию:

· предоставляется на ежедневной основе;

· предоставляется по фиксированным процентным ставкам;

· предоставляется в день заключения сделки.

Введение нового инструмента в дополнение к существовавшим ранее ломбардному кредиту "1 неделя" (фиксированная ставка) и ломбардному кредиту "2 недели" (аукционная основа) расширяет возможности участников по проведению краткосрочных операций на денежном рынке. Помимо этого, была обеспечена возможность проведения Банком России депозитных операций на условиях "до востребования" в соответствии с новым порядком, установленным Банком России.

В рамках совершенствования механизма проведения торгов на рынке государственных ценных бумаг был подготовлен переход к новому временному регламенту проведения торгов, который предусматривает продление основной торговой сессии за счет переноса времени начала торгов с 11:00 на 10:30 по московскому времени. Это позволит участникам более эффективно реагировать на ситуацию на финансовых рынках (см. таблицу). Новый временной регламент вступил в силу с 9 января 2007 г.

В связи с валютной либерализацией с 1 января 2007 г. был изменен порядок учета средств инвесторов-нерезидентов, работающих на рынке государственных ценных бумаг. В связи с этим был осуществлен переход к использованию стандартных денежных счетов и разделов счетов депо для учета денежных средств и ценных бумаг инвесторов-нерезидентов. Также изменение схемы организации денежных расчетов произошло в связи с созданием филиальной сети Расчетной палаты ММВБ.

В 2008 г. рынок государственных ценных бумаг и денежный рынок на ММВБ продемонстрировали рекордные темпы роста оборотов. Общий объем сделок в 4,8 раза превысил уровень 2007 г. и составил 23,19 трлн. руб., включая аукционы и вторичные торги, операции РЕПО и депозитные и кредитные операции Банка России. Столь значительный рост объемов торгов, с одной стороны был обусловлен реализацией ММВБ и регулирующими органами ряда проектов, направленных на повышение ликвидности рынка, и возросшей потребностью участников в инструментах управления ликвидностью - с другой.

Итак, в 2008 г. рынок государственных ценных бумаг и денежный рынок на ММВБ продемонстрировали рекордные темпы роста оборотов. Общий объем сделок в 4,8 раза превысил уровень 2007 г. и составил 23,19 трлн. руб., включая аукционы и вторичные торги, операции РЕПО и депозитные и кредитные операции Банка России. Столь значительный рост объемов торгов, с одной стороны был обусловлен реализацией ММВБ и регулирующими органами ряда проектов, направленных на повышение ликвидности рынка, и возросшей потребностью участников в инструментах управления.

В 2007 году Минфин разместил ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД) на 6,67 млрд. руб. по номиналу со сроком обращения 9,5 лет по доходности 12,94% годовых. ОФЗ-АД - это облигации федерального займа с амортизацией долга, погашение основной суммы по которым происходит не единовременно, а частями. При этом по этим облигациям, как и по обычным ОФЗ, в период их обращения производятся регулярные выплаты накопленного купонного дохода (погашение купонов). Размещение на рынке бумаг со столь длительным сроком обращения по доходности менее 13% годовых является несомненным достижением Минфина. Доходность по этим бумагам станет теперь ориентиром доходности долгосрочных финансовых инструментов на российском рынке.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты