Рефераты

Рынок государственных ценных бумаг

Рынок государственных ценных бумаг

СОДЕРЖАНИЕ

  • Введение 3
  • Глава 1. Теоретические вопросы функционирования рынка государственных ценных бумаг 9
  • 1.1 Сущность рынка государственных ценных бумаг 9
  • 1.2 Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ 13
  • 1.3 Доходность и ликвидность государственных ценных бумаг 28
  • Глава 2. Анализ развития рынка государственных ценных бумаг 37
  • 2.1 Анализ структуры рынка государственных ценных бумаг 37
  • 2.2 Динамика операций с государственными ценными бумагами 45
  • 2.3 Анализ доходности и ликвидности ГКО-ОФЗ 57
  • Глава 3. Перспективы и пути повышения эффективности рынка государственных ценных бумаг 64
  • 3.1 Перспективы развития рынка государственных ценных бумаг 64
  • 3.2 Основные направления повышения эффективности рынка 78
  • Заключение 84
  • Список использованных источников 87
  • Приложение 91
ВВЕДЕНИЕ

В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг, как известно, становится государство (чаще всего в лице казначейства). Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в более узком плане как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита, государственного и местного бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения конкретных задач. Накоплен богатый опыт моделирования и выпуска разнообразных финансовых государственных обязательств, отвечающих потребностям и запросам различных инвесторов - потенциальных вкладчиков в государственные ценные бумаги.

Как известно, переход России от централизованной плановой экономики к рыночным отношениям изменил отношения собственности, структуру и механизм функционирования хозяйствующих субъектов, формы финансовых связей между ними, степень заинтересованности всех слоев общества в результатах хозяйственной деятельности. Все это вызвало необходимость создания эффективно действующего финансового рынка, позволяющего привлечь в экономику страны инвестиционные ресурсы. Составной частью финансовой системы государства является фондовый рынок. Фондовый рынок это рынок, на котором в качестве товара выступают ценные бумаги. Ценные бумаги фиксируют право собственности на капитал, как в денежной, так и в вещественной форме. Их ценность определяется активами, которые стоят за ними. Государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные структуры могут изыскать средства для покрытия дефицита федерального бюджета. Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствованием государством средств у населения и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных ценных бумаг. В современных условиях с помощью государственных ценных бумаг проводится денежно-кредитная политика с целью регулирования макроэкономики. Следует заметить, что хотя на мировых фондовых рынках обращаются различные виды государственных ценных бумаг, все они носят характер долговых ценных бумаг, подлежащих выкупу в установленные сроки и приносящих гарантированный доход. По выпущенным в обращение государственным ценным бумагам исполнительные органы власти отвечают всеми активами, находящимися в их распоряжении.

Рынок государственных ценных бумаг, сами государственные ценные бумаги, их различная предназначенность и целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа. Весь этот механизм подвергся значительной автоматизации и компьютеризации под воздействием научно-технической революции, в результате чего необходимо совершенствовать рынок государственных ценных бумаг, предлагать новые пути развития. На рынке государственных ценных бумаг присутствуют ценные бумаги центрального правительства, муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги государственных учреждений, ценные бумаги, которым придан статус государственных. Анесанц С.А. «Основы функционирования рынка ценных бумаг» - М.: изд-во Кнорус, 2007 г.

Выпуск разных видов государственных ценных бумаг производится фактически каждый год. В настоящее время на фондовом рынке находятся в обращении следующие виды ценных бумаг:

- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО)

- облигации федерального займа (ОФЗ)

- облигации сберегательного займа (ОСЗ)

- казначейские обязательства (КО)

- облигации внутреннего государственного займа (ОВВЗ)

Актуальность темы дипломного проекта «Рынок государственных ценных бумаг в экономике современной России» обусловлена тем, что в период прохождения преддипломной практики, на основе обобщенного проанализированного материала было установлено что, рынок государственных ценных бумаг является важнейшим элементом фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг осуществляет централизованное заимствование временно свободных денежных средств коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения.

Цель исследования заключается в анализе развития и рассмотрения перспектив и путей повышения эффективности рынка государственных ценных бумаг.

Из поставленной цели вытекает ряд задач, которые необходимо решить в ходе проведения исследования:

1. Рассмотреть сущность рынка государственных ценных бумаг;

2. изучить характеристике ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ;

3. изучить понятия доходности и ликвидности государственных ценных бумаг;

4. проанализировать структуру рынка государственных ценных бумаг;

5. ознакомиться с перспективами и путями повышения эффективности рынка государственных ценных бумаг.

Методологическую базу исследования составили труды следующих ученых-экономистов: Астахов В.П., И.Т. Балабанов, Л.П. Хабаров, Каратуев А.Г., Алехин Б.И. и другие.

Дипломный проект состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

В первой главе рассматриваются теоретические вопросы функционирования рынка государственных ценных бумаг. Во второй приводится анализ развития рынка государственных ценных бумаг. В третьей главе предлагаются пути повышения эффективности рынка государственных ценных бумаг.

Ценные бумаги - необходимый атрибут развития рыночного оборота. С их помощью могут оформляться как кредитные, так и расчетные отношения, передача прав на товар и залог недвижимости, создание компаний и многие другие необходимые в рыночной экономике операции. Этот правовой инструмент позволяет ускорять расчеты между участниками имущественных отношений, вовлекать в кредитно-денежные и товарные обязательства широкий круг лиц, содействуя эффективному удовлетворению их имущественных интересов и вместе с тем - охраняя их от возможных злоупотреблений недобросовестных партнеров.

Сделки по отчуждению или иной передаче ценных бумаг от одних лиц к другим составляют понятие оборота ценных бумаг, в свою очередь являющегося юридическим выражением экономической категории "рынок". Следовательно, рынок ценных бумаг как важнейшая (и сложнейшая) составная часть рыночного хозяйства есть не что иное, как совокупность сделок, совершаемых участниками имущественного оборота по поводу ценных бумаг. Он предполагает не только четкое регулирование и оформление взаимосвязей участников (субъектов), но и прежде всего ясное понимание и закрепление самого понятия ценных бумаг и их разновидностей. Анесанц С.А. «Основы функционирования рынка ценных бумаг» - М.: изд-во Кнорус, 2007 г.

Данные отношения по своей природе составляют предмет гражданского права. Ценные бумаги всегда являлись и являются разновидностью объектов гражданских прав (движимыми вещами), а действия по их отчуждению или иной передаче - гражданско-правовыми сделками. Таким образом, "рынок" (оборот) ценных бумаг, как и его предпосылки и результаты, регламентируется главным образом гражданским законодательством: как его общими правилами, так и нормами, специально посвященными ценным бумагам.

В современной литературе почти отсутствуют серьезные, фундаментальные исследования проблематики ценных бумаг. При этом преобладают работы экономико-финансового характера, не содержащие столь необходимого правового анализа ситуации на рынке ценных бумаг. Отдельные журнальные статьи профессиональных юристов в узкоспециализированных журналах не всегда доступны широкому кругу заинтересованных читателей.

В настоящее время в условиях инфляции многие предприятия стремятся использовать временно свободные денежные ресурсы для получения дополнительных доходов. Одним из способов вложения свободных оборотных средств является приобретение государственных ценных бумаг, которые в силу своей специфики выгодно отличаются повышенной надежностью, так как эмитированы государством в лице его уполномоченных органов, доходностью, а также ликвидностью, т.е. способностью беспрепятственно обращаться на официальном рынке ценных бумаг.

Несмотря на то, что рынок государственных ценных бумаг существует сравнительно давно и отличается детально проработанным правовым регулированием, на практике вопросы, связанные с их обращением, остаются весьма актуальными, особенно для предприятий и организаций - непрофессиональных участников рынка ценных бумаг.

Важнейшим источником развития экономики, нового промышленного подъема и преодоления инвестиционного кризиса России должно стать становление рынка ценных бумаг, истинное предназначение которого заключается не только в покрытии бюджетного дефицита, перераспределении собственности и получении спекулятивной прибыли, но и в стимулировании инвестиций в различные сферы экономики.

В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики.

В связи с глубоким финансовым кризисом 2008 года в России тема рынка государственных ценных бумаг особенно актуальна в нашей стране после обвала рынка ценных бумаг и лихорадочного колебания корпоративного рынка.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ

1.1 Сущность рынка государственных ценных бумаг

Рынок государственных ценных бумаг - особая форма торговли финансовыми ресурсами, которая опосредствуется выпуском и обращение государственных ценных бумаг. Это важнейший элемент фондового рынка любой страны. В странах с развитой рыночной экономикой рынок государственных ценных бумаг выполняет следующие функции:

- во-первых, с его помощью осуществляется централизованное заимствование государством временно свободных денежных средств у коммерческих банков, инвестиционных и финансовых компаний, различных предприятий и населения. Полученные таким образом денежные ресурсы традиционно используются для не инфляционного финансирования дефицита государственного бюджета. То есть, средства, полученные от реализации государственных ценных бумаг, позволяют без инфляционно покрыть дефицит государственного бюджета;

- во-вторых, различные государственные ценные бумаги активно используются при проведении центральными банками денежно-кредитной политики. На практике это означает регулирование с помощью государственных обязательств размеров денежной массы, находящейся в обращении;

- в-третьих, государственные ценные бумаги, будучи надежными и ликвидными активами, применяются для поддержания ликвидности балансов финансово-кредитных учреждений.

Таким образом, именно государственные ценные бумаги могут стать основой для формирования развитого отечественного фондового рынка в случае их размещения на условиях, что определяются рыночной конъюнктурой.

Общая хозяйственная и политическая нестабильность обязательно будет причиной значительного колебания курса государственных ценных бумаг. Это сделает их одним из наиболее востребованных товаров на фондовой биржи.

Рынки ценных бумаг подразделяются на первичный и вторичный, биржевой и внебиржевой. Батяева Т.А., Столяров И.И. «Рынок ценных бумаг» Учебное пособие, изд-во Инфра-М, 2008 г.

Первичный рынок ценных бумаг - это рынок, который обслуживает выпуск (эмиссию) и первичное размещение ценных бумаг. Вторичный рынок является рынком, где производится купля-продажа ранее выпущенных ценных бумаг, характеризуется операциями перепродажи ценных бумаг.

По организационным формам различают биржевой рынок (фондовая или валютная биржа) и внебиржевой рынок.

Внебиржевой рынок - сфера обращения ценных бумаг, не допущенных к котировке на фондовых биржах. На внебиржевом рынке размещаются также новые выпуски ценных бумаг. Внебиржевой рынок организуется дилерами, которые могут быть или не быть членами фондовой биржи. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже. Внебиржевой рынок ценных бумаг проводится по телефону, телефаксу, компьютерным сетям. Он занимается главным образом ценными бумагами тех акционерных обществ, которые не имеют достаточного количества акций или доходов для того, чтобы зарегистрировать (пройти листинг) свои акции на какой-либо бирже.

Операции с ценными бумагами проводят фондовые биржи (для бумаг в валюте - валютные биржи) и инвестиционные институты.

Фондовая биржа представляет собой организованный и регулярно функционирующий рынок по купле-продаже ценных бумаг. Организационно-фондовая биржа представлена в форме хозяйствующего субъекта, работающего по лицензии и занимающегося обращением ценных бумаг. Под обращением ценных бумаг понимаются их купля, продажа, а также другие действия, предусмотренные законодательством, приводящие к смене владельца ценных бумаг. Биржа не является коммерческим предприятием. Как хозяйствующий субъект биржа предоставляет помещение для сделок с ценными бумагами, оказывает расчетные и информационные услуги, дает определенные гарантии, накладывает ограничения на торговлю ценными бумагами и получает комиссионные от сделок. Функции фондовых бирж заключаются в мобилизации временно свободных денежных средств через продажу ценных бумаги в установлении рыночной стоимости ценных бумаг и в установлении рыночной стоимости ценных бумаг.

Государство, как правило, выпускает ценные бумаги с целью привлечения средств для:

- финансирования текущего бюджетного дефицита;

- погашения ранее размещенных займов;

- обеспечения кассового исполнения государственного бюджета;

- сглаживания неравномерности поступления налоговых платежей;

- обеспечения коммерческих банков ликвидными резервными активами;

- финансирования целевых программ, осуществляемых местными органами власти;

- поддержки социально значимых учреждений и организаций.

Как уже раньше было сказано одним из направлений покрытия бюджетного дефицита является привлечение частных средств путем продажи государственных ценных бумаг. Однако следует заметить, что выпуск государственных ценных бумаг является наиболее экономически целесообразным методом финансирования бюджетного дефицита по сравнению с практикой заимствования средств в центральном банке и привлечением доходов от эмиссии денег. Действительно, использование кредитных ресурсов центрального банка сужает его возможности регулирования ссудного рынка и поэтому практически во всех странах с рыночной экономикой установлены ограничения на доступ правительства к этим ресурсам. Покрытие дефицита бюджета через эмиссию денег приводит к поступлению в оборот необеспеченных реальными активами платежных средств и связано с инфляцией, расстройством денежного обращения.

Следует отметить, что необходимость выпуска долговых инструментов может появиться в связи с потребностью погашения ранее выпущенных правительством займов даже без дефицитности бюджета текущего года. Кроме того, независимо от наличия указанных причин, в рамках одного бюджетного года нередко возникают относительно короткие разрывы между государственными доходами и расходами. Батяева Т.А., Столяров И.И. «Рынок ценных бумаг» Учебное пособие, изд-во Инфра-М, 2008 г. Они обычно связаны с тем, что пик поступлений платежей в бюджет приходится на определенные даты, установленные для их уплаты и подачи налоговых деклараций, в то время как бюджетные расходы имеют более равномерное распределение по времени.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг может способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем самым причину кассовой несбалансированности бюджета. Например, Казначейство (министерство финансов) Великобритании выпускает именные налогово-депозитные сертификаты, которые могут по желанию их держателей либо в любое время быть возвращены обратно, либо использованы при уплате налогов. В последнем случае по сертификатам выплачиваются повышенные проценты, благодаря чему стимулируется интерес плательщиков к заблаговременному внесению сумм налоговых платежей и снижается вероятность кассовых разрывов между доходами и расходами бюджета.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для финансирования программ, осуществляемых органами власти на местах, а также для привлечения средств во внебюджетные фонды. Государство вправе выпускать не только свои собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долевым обязательствам, эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые по его мнению заслуживают правительственной поддержки. Такие долевые обязательства приобретают статус государственных ценных бумаг.

Финансирование государственного долга посредством выпуска государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные долевые обязательства отличают высокой ликвидностью и инвесторы испытывают гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству. Поэтому государственные ценные бумаги в странах с рыночной экономикой, как правило, являются одним из основных источников финансирования внутреннего долга.

1.2 Характеристика ценных бумаг государственного внутреннего займа РФ и субъектов РФ

Основной формой государственного кредита являются государственные займы, характеризующиеся тем, что временно свободные денежные средства населения, предприятий и организаций привлекаются для финансирования дефицита государственного бюджета путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг.

Государственными ценными бумагами называются ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, орган государственной власти и управления.

В нормативных документах Российской Федерации под государственными ценными бумагами понимаются такие, которые выпускаются или гарантируются правительством Российской федерации.

Видов государственных ценных бумаг очень много. Особенным разнообразием отличается, например, рынок ценных бумаг в США. Это казначейские векселя, среднесрочные ноты, долгосрочные облигации, сберегательные облигации, облигации пенсионных планов, облигации для штатов и местных органов власти и т.д. Эмитентом перечисленных ценных бумаг выступает центральное правительство. Еще большим разнообразием отличаются ценные бумаги, эмитентом которых являются органы власти штатов, муниципалитетов. Белой А.Г., Рынок ценных бумаг учебник для вузов.- М.: Изд-во Проспект, 2006. - с. 251.

В России (СССР) до 1990 г. Использовались только государственные облигации внутреннего выигрышного займа, либо размещаемые по подписке среди населения (это означало практически принудительное их размещение), либо свободно обращающиеся за наличный расчет со сроком до 20 лет.

С 1990 г. Среди населения СССР распространялись государственные облигации целевого беспроцентного займа сроком на три года. Погашение таких облигаций осуществлялось дефицитными товарами длительного пользования. Поступления от реализации таких облигаций были учтены в доходах бюджета в сумме 5 млрд. руб.

Для покрытия дефицита бюджета 1990 г. Был впервые выпущен в обращение иной вид государственных ценных бумаг - государственные казначейские обязательства сроком на 16 лет с уровнем доходности 5%. Данные ценные бумаги распространялись также среди населения. Впервые за время существования государства была сделана попытка распространения государственного внутреннего 5%-ного займа среди юридических лиц (предприятии, организаций). Данный опыт не принес желаемого результата по ряду причин.

Целевой товарный займ принес бюджету 4,1 млрд. руб., но государство практически до сих пор не выполнило своих обязательств перед кредиторами. Такой тип займа не имеет места в странах с развитой рыночной экономикой. С переходом России на новые экономические отношения он не имеет перспективы и в нашей стране.

В условиях высокой инфляции не нашли широкого распространения и два других типа ценных бумаг, так как там предусматривалась 5%-ная доходность. По этой же причине не пользуются спросом облигации государственного республиканского внутреннего займа, хотя доходность еще выше.

В настоящее время на рынке государственных долговых обязательств РФ имеют хождение следующие их виды: государственные краткосрочные облигации (ГКО), облигации федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК), облигации государственного сберегательного займа; (ОГСЗ), облигации внутреннего валютного займа, золотые сертификаты Министерства финансов РФ, казначейские обязательства (КО). Белой А.Г., Рынок ценных бумаг учебник для вузов.- М.: Изд-во Проспект, 2006. - с. 251.

В зависимости от способности обращаться на фондовом рынке государственные ценные бумаги подразделяются на рыночные и нерыночные. Наиболее распространенным типом государственных ценных бумаг являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно обращаться и перепродаваться на вторичном рынке. Все перечисленные виды ценных бумаг относятся к рыночным. Торговля ими ведется интенсивно, они приобрели популярность среди различных инвесторов. Они высоколиквидны и обладают самым высоким рейтингом.

Нерыночные государственные ценные бумаги не могут свободно обращаться на рынке. Они представляют собой кредит государству, но в отличие от рыночных ценных бумаг не могут быть проданы их владельцем третьему лицу.

В зависимости от срока обращения государственные ценные бумаги подразделяются на краткосрочные (до 1 года), среднесрочные (до 5 лет) и долгосрочные (свыше 5 лет). К первому виду ценных бумаг относятся ГКО, ОГСЗ, золотые сертификаты; ко второму виду -- ОФЗ, облигации внутреннего валютного займа со сроком обращения 1 год, 3 года; к третьему -- Облигации внутреннего валютного займа со сроком обращения 15 лет.

Ценные бумаги подразделяются по эмитентам. Все перечисленные ценные бумаги выпущены центральным правительством РФ. От имени государства их выпускает соответствующий уполномоченный орган,"как правило, Министерство финансов. В качестве агента последнего часто выступает Центральный банк РФ, который в свою очередь может уполномочить определенные инвестиционные институты или банки выступить официальными дилерами.

Кроме того, ценные бумаги разделяются на наличные (документированные) и безналичные, в том числе существующие в виде записей на счетах; по способу выплаты доходов.

Мировой практике известны несколько способов выплаты доходов по Государственным ценным бумагам. В их числе:

установление фиксированного процентного платежа;

применение ступенчатой процентной ставки;

использование плавающей ставки процентного дохода;

индексирование номинальной стоимости ценных бумаг;

проведение выигрышных займов.

Основными документами, регулирующими рынок ГКО, являются: постановление Совета Министров, Правительства РФ, постановление Верховного Совет РФ и приказ Центрального банка РФ, утвердивший Положение об обслуживании и обращении выпусков государственных краткосрочных бескупонных облигаций. Ивасенко А.Г. «Рынок ценных бумаг. Инструменты и механизмы функционирования» -3-е издание. - М.: Издательство КноРус, 2007 г.

К важнейшим условиям выпуска государственных бескупонных облигаций РФ относятся:

Эмитент -- Министерство финансов РФ.

Эмиссия ГКО осуществляете» периодически в форме
отдельных выпусков. Каждый выпуск производится, как правило, один раз в месяц. Сроки выпусков -- три или шесть месяцев, год.

Номинальная стоимость -- 1 млн. руб. (В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в основные условия выпуска государственных краткосрочных бескупонных облигаций» от 27 сентября 1994 г. №1105.)

Доходом по ГКО считается разница между ценой реализации (равно как и ценой погашения) и ценой покупки.

ГКО не изготавливается в виде специальных бумажных
бланков. Каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся в Банке России. Право собственности на ГКО возникает с момента регистрации их владельца в книгах Банка России или Дилера.

Владельцами ГКО могут быть юридические и физические
лица. Владелец имеет право на зачет стоимости погашаемых
ГКО при оплате приобретаемых ГКО следующего выпуска.

Банк России является генеральным агентом по обслуживанию выпуска ГКО. Он регламентирует по согласованию с МФ РФ вопросы размещения и обращения ГКО.

Все операции по размещению и обращению ГКО осуществляются через учреждения Банка России или уполномоченные организации (в дальнейшем -- Дилеры), определяемые Банком России.

Решение о выпуске ГКО принимает Минфин РФ по согласованию с Банком России.

10. Сведения об очередном выпуске ГКО объявляются не позднее, чем за 7 дней до начала его размещения. Выпуск считается состоявшимся, если в период его размещения было продано не менее 20% количества предлагавшихся к выпуску.

11. Банк России может их приобретать на основании отдельного соглашения с Минфином РФ.

12. С покупателя ГКО взимается налог на операции с ценными бумагами - 0,1% суммы сделки.

Общие принципы функционирования российского рынка ГКО были разработаны в рамках российско-американского банковского форума.

Создание и поддержание технологической части рынка ГКО - торговой, расчетной и депозитарной систем - было поручено Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ). В настоящее время география торгов расширяется. Наряду с ММВБ к общероссийской сети торговли ГКО подключились Новосибирская Межбанковская валютная биржа и Санкт-Петербургская валютная биржа.

Участники рынка ГКО подразделяются на две категории: Дилеры и Инвесторы. Дилерами могут быть только инвестиционные институты и банки, заключившие договор с Банком России на выполнение функций по обслуживанию операций с ГКО. Их количество ограничено. Дилер может совершать сделки от своего имени и за свой счет, а может выполнять функции финансового брокера при заключении сделок от своего имени, за счет и по поручению Инвесторов. Под Инвесторами подразумевания любые юридические и физические лица, приобретающие облигации и имеющие право на владение ими.

Для получения полной картины необходимо рассмотреть не только основные характеристики рынка государственных ценных бумаг, но и характеристики каждого вида государственных ценных бумаг. Для начала рассмотрим облигации федерального займа.

В июне 1995 г. был введен в обращение новый вид государственных ценных бумаг - облигации федерального займа (ОФЗ). ОФЗ - первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в Российской Федерации. Они выпущены сроком на 1 год и две недели (нужен срок более года, чтобы ценная бумага считалась среднесрочной). Выпуск новой ценной бумаги связан с желанием Минфина РФ удлинить сроки государственных заимствований. Минфин последовательно проводит политику на продление государственного долга и расширение спектра финансовых инструментов государственного заимствования.

Эмитентом облигаций федеральных займов выступает Минфин. Общий объем эмиссии определяется в пределах лимита государственного внутреннего долга, устанавливаемого федеральным законодательством о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год. Ивасенко А.Г. «Рынок ценных бумаг. Инструменты и механизмы функционирования» -3-е издание. - М.: Издательство КноРус, 2007 г.

Владельцами облигаций могут быть как юридические, так и физические лица, резиденты и нерезиденты. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций федеральных займов является Центральный банк РФ. Он же осуществляет денежные расчеты. По согласованию с Минфином денежные расчеты могут осуществлять и другие кредитные организации в порядке, определяемом Центральным банком РФ.

Минфин утверждает условия отдельных выпусков облигаций федеральных займов, которые должны содержать, периодичность выпусков, объем и срок каждого выпуска, тип облигации (именные или на предъявителя), порядок и формы выплаты доходов и погашения, порядок признания выпуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владельцев, номинальную стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по облигации. Облигации федеральных займов в рамках одного выпуска равны между собой по объему предоставляемых прав. На весь выпуск оформляется глобальный сертификат, в котором фиксируются все его условия. Один экземпляр глобального сертификата хранится в депозитарии, другой - в Минфине.

Учет отдельных облигаций федеральных займов осуществляется в виде записей по счетам «депо» в депозитариях и субдепозитариях. Запись по этим счетам удостоверяет право собственности на облигации и является условием для осуществления прав инвестора. Функции депозитария выполняют Центральный банк РФ, уполномоченные им коммерческие банки и организации, которые, в свою очередь, могут привлекать в качестве субдепозитариев сторонние организации.

Аукцион по размещению первого выпуска ОФЗ состоялся на ММВБ 14 июня 1995 г. Объем выпуска составил 1 трлн. руб. при номинале облигации 1 млн. руб. На ММВБ 12 июля. 1995т. состоялся аукцион по размещению ОФЗ второго выпуска. Объем выпуска - 3 трлн. руб. Выпуск считается состоявшимся, если в период размещения было продано не менее 20% суммарного объема предложенных к выпуску облигаций. Владельцами облигаций могут быть резиденты (без каких-либо ограничений) и нерезиденты. В глобальных сертификатах первых двух выпусков объем ОФЗ для нерезидентов - не более 10% номинального объема выпуска.

Значительным отличием облигаций федерального займа от уже привычных на рынке ГКО является то, что новые ценные бумаги - купонные, доход по которым выплачивается раз в квартал и ориентирован на доходность по государственным краткосрочным облигациям, обращающимся на вторичном рынке. Величина купонного дохода рассчитывается отдельно для каждого периода его выплаты и объявляется по первому купону не позднее чем за семь дней до даты начала размещения; по следующим купонам, включая последний, - не позднее чем за семь дней до даты вышиты дохода по предшествующему купону.

Проценты по первому купону исчисляются с даты выпуска облигации до даты его выплаты. В последующие купонные периоды проценты начисляются, начиная с даты предшествующих выплат до даты текущей выплаты. В последний купонный: период процента начисляются аналогичным образом вплоть до даты погашения облигации.

По условиям первого выпуска ОФЗ процентная ставка купонного периода определяется на основе расчета средневзвешенной доходности по ГКО в предшествующие четыре торговые сессии на вторичном рынке на Московской межбанковской валютной бирже. Причем в расчет берутся только те выпуски краткосрочных облигаций, погашение которых приходится на дату, находящуюся в промежутке 30 дней «до» и 30 дней «после» объявленной даты выплаты очередного купона.

Размер купонного дохода по одному купону первого выпуска составил 52,88%, второго выпуска - 80,65% годовых.

Существенное отличие среднесрочных ценных бумаг от краткосрочных ярко проявляется на вторичном рынке, когда при заключении сделок с ОФЗ наряду с выставленной ценой и объемом заявки появляется еще один параметр - сумма накопленного дохода. Она рассчитывается как часть купонного дохода, пропорциональная времени, на протяжении которого облигация находилась во владении держателя. Поэтому при заключении сделки с ОФЗ покупатель помимо номинальной стоимости облигации и курсовой надбавки должен уплатить продавцу накопленный купонный доход.

При обращении облигации налоговые льготы распространяются на часть суммы накопленного купонного дохода, рассчитываемую как разницу между накопленным купонным доходом, полученным при продаже облигаций либо погашении купона, и накопленным доходом, уплаченным при ее приобретении в течение купонного периода по каждому купону. Разница между ценой облигация при покупке и продаже под лежит налогообложению в общем порядке.

Помимо первичных аукционов ОФЗ могут доразмещаться на вторичном рынке в целях обеспечения активной торговли ими. Доразмещения могут осуществляться в ходе всего срока обращения облигации. Купонный доход, выплачиваемый в конце купонного периода, не зависит от способа размещения данной облигации.

Между ОФЗ и ГКО немало общего. Механизм эмиссии, обращения и расчетов ОФЗ аналогичен ГКО. Аукционы и вторичные торги на ММВБ проходят одновременно с ГКО и с теми же участниками. Среднесрочные ОФЗ и ГКО размещаются с целью неинфляционного финансирования бюджета. Сочетание облигаций среднесрочных с переменным купоном и краткосрочных бескупонных делает этот сектор финансового рынка привлекательным для различных категорий инвесторов. Поэтому рынки этих бумаг часто объединяются в один - рынок ГКО-ОФЗ.

В августе 1997 г. Центральный банк РФ приступил к продаже облигаций федерального займа (ОФЗ с постоянным купоном) со сроком обращения более четырех лет. Ивасенко А.Г. «Рынок ценных бумаг. Инструменты и механизмы функционирования» -3-е издание. - М.: Издательство КноРус, 2007 г. Эти облигации были выпущены Министерством финансов РФ в марте 1997 г. в ходе переоформления долга правительства ЦБ РФ. Этот долг сформировался в 1992 - 1994 гг., когда ЦБ, РФ выдавал кредиты на финансирование дефицита федерального бюджета. Сумма эмиссии превысила 80 трлн. руб. На торги, проводимые на ММВБ, выставляется пять серий облигаций объемом 6,1 трлн. руб. каждая. Срок обращения серий - четыре, пять, шесть, семь и восемь лет. Ставка постоянного годового купона, которая будет выплачиваться ежегодно 15 марта, -- 10%, с учетом дисконта доходность этих облигаций будет составлять в первый год 17,5% годовых.

Далее необходимо дать характеристику облигациям государственного сберегательного займа.

В сентябре 1995 г. на российском финансовом рынке появился новый финансовый инструмент - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ). Если ГКО, ОФЗ и другие государственные бумаги адресованы достаточно крупным финансовым структурам, то ОГСЗ доступны юридическим и физическим лицам, которые к тому же могут быть и нерезидентами. Главная цель нового займа -- привлечь свободные денежные средства населения для покрытия дефицита бюджета. Облигации имеют низкий номинал - 100 и 500 тыс. руб., так как рассчитаны на массового потребителя.

Эмитентом является Минфин РФ. Правительство РФ разрешило Минфину выпустить 1995--1998 гг. государственный займ в объеме до 10 трлн. руб. десятью сериями по 1 трлн. руб. каждая.

Срок обращения облигаций - 1 год. Выпускаются ОГСЗ в бумажной форме, являются государственными ценными бумагами на предъявителя.

Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет три календарных месяца. Доходы по купонам владельцы ОГСЗ получают ежеквартально в виде процента к номинальной стоимости облигации. Процентный доход определяется Министерством финансов на каждый купонный период и равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям федеральных займов. Этот доход не облагается налогом на прибыль с юридических лиц и подоходным налогом с физических лиц.

При погашении облигаций владельцам выплачиваются номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купону. Погашение облигаций осуществляется уполномоченными эмитентом банками при предъявлении подлинника облигации. Эмитент не выкупает облигации займа до наступления срока погашения.

В декабре 1997 г. выпущены ОГСЗ двадцать четвертой серии сроком на 2 года с 18 февраля 1998 г. по 17 февраля 2000 г. Объем выпуска составляет 1 млрд. руб. при номинале облигаций 500 руб. Общее количество облигаций -- 2 млн. шт.

Каждая облигация имеет четыре купона. Купонный период составляет шесть месяцев и определяется с даты начала выпуска.

Рынок облигаций сберегательного займа на сегодняшний день - один из самых привлекательных для частных инвестиций, облигации же являются ликвидным финансовым инструментом, доступным рядовому вкладчику.

Следующим видом рассматриваемых нами ценных бумаг будут казначейские обязательства. Коречков Ю. В. Рынок ценных бумаг: учебное пособие / Ю.В. Коречков. - Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2007. - 302 с.

В 1994 г. появился еще один вид ценных бумаг -- казначейские обязательства (КО). Цель их выпуска -- безэмиссионное финансирование дефицита федерального бюджета, погашение государственной задолженности предприятиям-поставщикам по государственным заказам, сокращение неплатежей в бюджет, а также между предприятиями и т. п.

Эмитентом КО является Минфин, который выпускает их сериями, устанавливая объем и даты эмиссий. Серии имеют единые даты выпуска, погашения, номинальную стоимость, процентную ставку и срок погашения. Эти параметры могут изменяться при новой эмиссии.

Казначейские обязательства выпускаются в бездокументарной форме в виде записей на счетах «депо» в уполномоченных депозитариях. Ими выступают, по согласованию с первыми держателями КО, банки-агенты Минфина, имеющие депозитарии в качестве своих подразделений. Уполномоченные байки осуществляют денежные расчеты с конечными держателями КО на момент их погашения на основе выписок со счетов «депо», подтверждающих права собственности на КО.

Минфин осуществляет выпуск КО сериями. Каждая из этих серий представляет, собой самостоятельный выпуск, который оформляется глобальным сертификатом на всю его сумму. Каждый выпуск КО имеет свой уникальный регистрационный номер.

Казначейские обязательства могут без ограничений выполнять роль платежных средств за реализованные товары и предоставленные услуги, а также быть предметом залога. КО можно обменивать на налоговые освобождения, выдаваемые Министерством финансов.

Обращение казначейских обязательств допускается в ограниченной и неограниченной формах. Ограничения касаются расчетов казначейскими обязательствами с целью погашения кредиторской задолженности, права передачи КО только юридическим лицам, минимального числа индоссаментов (передаточных надписей) перед предъявлением к погашению, сроков учета и обмена на налоговые освобождения.

Особенность КО состоит в том, что это -- гибридная ценная бумага, обладающая одновременно свойствами векселя, государственной ценной бумаги, налогового освобождения и средства расчета.

Также дадим характеристику облигациям внутреннего государственного валютного займа.

В целях обеспечения условий, необходимых для урегулирования внутреннего валютного долга перед юридическими и физическими лицами 14 мая 1993 г. был осуществлен выпуск внутреннего государственного валютного облигационного займа (ОВВЗ) на общую сумму 7 млрд. 885 млн. долл. США.

Эмитентом облигаций выступает Минфин, валюта займа -- доллары США. Процент по этим облигациям составляет 3% годовых. Номинал облигаций -- 1 тыс., 10 тыс. и 100 тыс. долл. Они были выпущены пятью сериями со сроками погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Коречков Ю. В. Рынок ценных бумаг: учебное пособие / Ю.В. Коречков. - Ярославль: РИЦ МУБиНТ, 2007. - 302 с.

Неотъемлемой, частью облигации служит комплект из купонов, количество которых определяется сроком погашения облигации. Погашение облигаций по сериям осуществляется

в следующие сроки:

серия I - через год от даты выпуска, 14 мая 1994 г.;

серия II - через 3 года от даты выпуска, 14 мая 1996 г.;

серия III - через 6 лет от даты выпуска, 14 мая 1999 г.;

серия IV - через 10 лет от даты выпуска, 14 мая 2003 г.;

серия V - через 15 лет от даты выпуска, 14 мая 2008 г.

Последний купон предъявляется вместе с облигацией, подлежащей погашению.

Основным платежным агентом по выплате основного долга по облигациям и процентов по купонам является Центральный банк РФ, опирающейся на свои валютные и золотые резервы. ЦБ РФ может назначить дополнительных платежных агентов (коммерческие банки).

Облигации внутреннего валютного займа стали первыми на развивающемся рынке валютных облигаций России. Они оказались очень привлекательными для иностранного инвестора, так как уровень их доходности значительно превышал уровень доходности на зарубежных фондовых рынках.

К середине мая 1996 г. успешно погашены облигации первого и второго траншей объемом соответственно 0,226 и 1,518 млрд. долл. по номиналу. В обращении остались облигации третьего транша - объем 1,307 млрд. долл. - 14 мая 1999 г, четвертого транша - объем 2,627 долл. - 14 мая 2003 г., пятого транша - объем 2,167 млрд. долл. - 14 мая 2008 г.

Последним видом государственных ценных бумаг, рассматриваемым нами, будут золотые сертификаты.

Основным видом долговых обязательств в России, как и во всем мире, является облигация. Однако Правительство России эмитирует и другие виды долговых обязательств. Так, в 1993 г. Министерством финансов РФ были выпущены Золотые сертификаты.

Первый выпуск Золотых сертификатов находился в обращение с сентября 1993 г. по сентябрь 1994 г. Сертификат был именным, к валютным ценностям не относился, мог быть оплачен только в рублях и выпускался номиналом 10 кг золота 0,9999 пробы. Минфин гарантировал доходность по сертификатам на уровне ставки ЛИБОР (ставка межбанковских кредитов семи крупнейших лондонских банков) по доллару США плюс 3%. Объем эмиссии составил 10 тыс. ценных бумаг, т.е. 100 т золота, депонированных Минфином в Государственном российском комитете РФ по драгоценным металлам и драгоценным камням.

Первичное размещение Золотых сертификатов осуществлялось Минфином через уполномоченные коммерческие банки. Для приобретения Золотых сертификатов коммерческий банк должен был подать соответствующую заявку в Минфин, перечислить необходимые средства. В первые две недели после начала размещения сертификаты продавались по номиналу, а затем с премией, определяемой Минфином.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты