Рефераты

Проблемы обеспечения устойчивости национальной валюты

p align="left">В результате серебряные монеты становились знаками золота.

Биметаллизм был широко распространен в XVI--XVII вв., а в ряде стран Западной Европы -- и в XIX в.

Однако биметаллизм не соответствовал требованиям экономических отношений развитого товарного производства, так как использование в качестве меры стоимости одновременно двух металлов противоречит природе этой функции денег. Всеобщей мерой стоимости может служить только один товар. Кроме того, устанавливаемое государством твердое стоимостное соотношение между золотом и серебром не соответствовало их рыночной стоимости. В результате увеличения производства серебра в конце XIX в. и его обесценения золотые монеты стали уходить из обращения в сокровище. В конечном счете, стихийные действия закона стоимости ликвидировали двойную меру стоимости, и монометаллизм (золото) вытеснил биметаллизм.

Монометаллизм -- денежная система, при которой один металл (золото или серебро) служит всеобщим эквивалентом и основой денежного обращения, функционирующие монеты и знаки разменны на драгоценные металлы. Золотой монометаллизм был впервые установлен в Великобритании в 1816г., Германии -- в 1871--1873 гг., Японии -- в 1897 г., США -- в 1900 г. В России система серебряного монометаллизма была введена в результате денежной реформы 1839--1843 гг. и просуществовала до 1852 г.

В зависимости от характера размена знаков стоимости на золото различают три разновидности золотого монометаллизма: золотомонетный, золотослитковый и золотодевизный (золотовалютный) стандарты.

Золотомонетный стандарт наиболее соответствовал требованиям периода свободной конкуренции, способствовал развитию производства, кредитной системы, мировой торговли и вывозу капитала. Основные черты:

внутри страны обращается полноценная золотая монета, выполняющая все функции денег;

допускается свободная чеканка золотых монет с фиксированным золотым содержанием для частных лиц;

свободно и неограниченно размениваются на золотые неполноценные деньги по их нарицательной стоимости;

допускается свободный ввоз и вывоз золота и иностранной валюты и функционирование свободных рынков золота.

Функционирование золотомонетного стандарта требовало наличия золотых запасов у центральных банков, которые служили резервом монетного обращения, обеспечивали размен банкнот на золото, являлись резервом мировых денег.

Первая мировая война внесла свои коррективы в развитие денежной системы. В этот период почти во всех странах наблюдался рост бюджетного дефицита, который покрывался выпуском в обращение кредитных денег и за счет займов. Это привело к диспропорции между наличием золотых запасов у центральных банков и величиной денежной массы, находящейся в обращении, что ставит под сомнение размен кредитных денег на золото. По окончании войны почти все страны отказались от золотомонетного стандарта (в США он просуществовал до 1933 г.), и вводились урезанные формы монометаллизма: золотослиткового (Великобритания, Франция) и золотодевизного (Германия, Швеция, Австрия и т. д.) стандарта.

Для золотослиткового стандарта характерны следующие черты:

в обращении отсутствуют золотые монеты и их свободная чеканка;

обмен банкнот неполноценных денег производится только на золотые слитки.

При золотодевизном стандарте в обращении отсутствуют золотые монеты и запрещена их чеканка, а банкноты и полноценные деньги обмениваются на иностранную валюту (девизы), разменную на золото, их обмен производится через иностранную валюту.

В результате мирового кризиса 1929--1933 гг. были ликвидированы все системы золотого монометаллизма и настала эпоха неразменного банкнотного обращения. Это означало, что все страны (кроме США до 1971 г.) прекратили размен банкнот на золото. Единственными платежными средствами стали кредитные бумажные денежные знаки.

Созданная в 1944 г. Бреттонвудская мировая валютная система представляет собой систему межгосударственного золото-девизного стандарта, по существу золотодолларового стандарта, для стран со свободно конвертируемой валютой. Особенность золотодолларового стандарта состояла в том, что он был установлен лишь для центральных банков, при этом только одна единственная валюта -- доллар США -- сохранила связь с золотом. В связи с сокращением золотых запасов правительство США с 1971 г. официально прекратило продажу золотых слитков на доллары, и золотодолларовый стандарт прекратил свое существование.

На смену Бреттонвудской денежной системе с 1976 г. пришла Ямайская денежная система. С переходом к этой системе была завершена демонетаризация золота. Оно окончательно потеряло свою функцию. Однако золото осталось наравне со свободно конвертируемыми валютами одним из видов финансовых резервов государства.

Для создания международной счетной денежной единицы с целью ослабления проблемы международной ликвидности Международный валютный фонд (МВФ) ввел новые резервные и платежные средства -- специальные права заимствования (СДР), которые предназначены для регулирования сальдо платежного баланса стран -- членов МВФ, пополнения официальных резервов и расчетов, а также соизмерения национальных валют.

Для стран -- участниц Европейской валютной системы (ЕВС) с марта 1979г. введена региональная международная счетная единица -- ЭКЮ (European Currency Unit -- ECU).

Стоимость ЭКЮ определяется так же, как и СДР, средневзвешенным курсом валют стран-членов.

В настоящее время на смену ЭКЮ пришла другая валюта ЕВРО -- для стран Европейского Союза, в который входят 27 страны Западной и Восточной Европы.

Характерные черты современных денежных систем:

правительства не устанавливают золотое содержание национальных денежных единиц (демонетаризация золота);

завершен переход к неразменным на золото кредитным деньгам. Произошло стирание между бумажными и кредитными деньгами;

преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

государственное регулирование денежного обращения;

выпуск денег в обращение в порядке кредитования хозяйства, для покрытия нужд государства и под прирост золотовалютных резервов государства.

Современная денежная система Казахстана особо не отличается от денежной системы других стран, она приводится к международным стандартам и обладает присущими ей вышеназванными чертами современной мировой денежной системы. Она функционирует в соответствии с Законом РК от 30 марта 1995 г. «О Национальном банке Республики Казахстан» с изменениями и дополнениями на 1 сентября 2003 г. В соответствии с данным законом ее можно охарактеризовать следующим образом:

официальной денежной единицей (валютой) является тенге, состоящий из 100 тиын;

официальное соотношение между тенге и золотом не устанавливается;

исключительное право выпуска наличных денег, организация их обращения и изъятия их из него на территории Казахстана принадлежит Национальному банку в форме продажибанкнот и монет банкам с получением безналичного эквивалента;

запрещен выпуск иных денежных единиц, кроме тенге исуррогатов;

видами денег, имеющих законную платежную силу, являются банкноты и металлическая разменная монета, обеспеченные всеми активами банка и являющиеся безусловными обязательствами Национального банка РК.

Следует отметить, что в 1994--1998 гг. тенге существенно обесценился, в результате разменная монета практически вытеснена из обращения и отсутствует в обращении.

Национальный банк РК утверждает образцы банкнот и металлических монет, их номинальный состав, форму, орнаментальную графику. Указанные характеристики банкнот и монет публикуются в печати.

Банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальный Банком, обязательны к приему по их нарицательной стоимости на всей территории РК по всем видам платежей, а также для зачисления на банковские счета и для перевода, они без ограничения размениваются и обмениваются во всех банках РК.

Национальный банк РК устанавливает основные требования по организации массового обслуживания банков и их клиентов, а также хранению, перевозке и учету наличных денег банками.

Эмиссия в широком смысле слова связана с выпуском в обращение денег, ценных бумаг, платежно-расчетных документов, пластиковых карточек и др.

Денежная эмиссия представляет собой выпуск в обращение денег во всех их формах, который приводит к общему увеличению денежной массы в обращении.

Формы эмиссии: бюджетная (казначейская) и кредитная (банковская).

Бюджетная эмиссия связана с выпуском в обращение Министерством финансов казначейских билетов и государственных ценных бумаг для покрытия дефицита государственного бюджета. В Казахстане казначейские билеты не выпускаются. Бюджетная эмиссия обусловлена не потребностями реального хозяйственного оборота, а величиной бюджетного дефицита.

Кредитная эмиссия связана с поступлением в оборот кредитных денег, возникающих на основе кредитных отношений. Она осуществляется банками на базе развития функции денег как средства платежа, при которой продавец считает возможным продать товар покупателю на условиях последующей оплаты вручением продавцу векселя. Эту операцию называют продажей товаров за кредит. Вексель фактически является первым кредитным орудием обращения. В дальнейшем банки взамен коммерческих векселей стали выпускать свои долговые обязательства -- банкноты, потом появились и электронные деньги.

Эмиссия денег в безналичной форме осуществляется банками второго уровня в процессе депозитно-ссудных операций. Сумма депозитов в банках составляет их потенциал для создания кредитных денег. Последние создаются, когда банк мобилизует вклады путем эмиссии чеков или предоставления займов. Схему этой операции объясним на примере. На депозит 100 денежных единиц обязательный резерв составляет 15 денежных единиц (при норме обязательного резервирования в Национальном Банке 15%); оставшиеся 85 денежных единиц могут быть превращены банком в займы. Денежная масса в обращении тогда составит: 100 + 85 = 185 денежных единиц, что означает создание новых денег на сумму в 85 денежных единиц. Созданные таким образом деньги, в свою очередь, ведут к появлению других депозитов, которые сами могут стать причиной денежной эмиссии. Таким образом, происходит мультипликативное расширение денег.

Основной целью кредитной эмиссии является обеспечение нужд денежного оборота необходимым количеством денежных средств в виде остатков на счетах в банках. Ее рассматривают как пополнение денежного оборота суммой платежных средств в безналичной форме и дополнительный выпуск в денежный оборот банкнот.

Кредитные деньги не стимулируют инфляцию, и если растет количество кредитных денег, то, соответственно, растет объем производства.

Эмиссия наличных денег связана, прежде всего, с ростом товарооборота в текущих ценах, поскольку эти деньги обслуживают, в основном, операции на потребительском рынке.

Объем выпуска наличных денег зависит от роста товарооборота и соответственно роста потребности в наличных деньгах. Величина наличных денег растет с увеличением масштаба цен, но с возрастанием скорости оборота денежных знаков она может снижаться или оставаться на одном уровне.

Причиной эмиссии может быть также рост заработной платы, пенсии и пособий, бюджетного дефицита и непроизводительных затрат.

Под эмиссионной системой понимается законодательно установленный порядок выпуска и обращения не разменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков. Различные экономические и исторические предпосылки возникновения и использования кредитных и бумажных денег предопределили и разный порядок их эмиссии.

Эмиссионные операции могут осуществлять Центральный банк и казначейство (Министерство финансов).

В Казахстане эмиссионные операции осуществляет Национальный банк РК. Бумажные и кредитные деньги выпускаются в качестве банковских билетов в форме продажи банкам второго уровня с получением безналичного эквивалента. Поэтому нет четкой грани между ними.

Эмиссия банковских билетов осуществляется Национальным банком РК в процессе кредитования банков второго уровня, в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг, выпущенных Минфином РК.

Эмиссия банкнот связана с кассовым обслуживанием сферы производства и сферы обслуживания: коммерческих банков, государственного бюджета, государственного долга и т. д., когда необходимо увеличение кассового резерва наличных денег.

Эмиссия денег без учета реальной стоимости произведенных товаров и оказанных услуг в стране неизбежно вызовет их излишек и, в конечном счете, приведет к обесценению денежной единицы. Главное условие стабильности денежной единицы страны -- соответствие потребности хозяйства в деньгах фактическому поступлению их в наличный и безналичный оборот.

2. НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РК КАК РЕГУЛЯТОР УСТОЙЧИВОСТИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ВАЛЮТЫ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Совершенствование банковской системы совпало с переводом экономики на рыночную модель управления. С учетом этого перестраивалась и банковская система. Издавались законы, регулирующие деятельность банков. Создана двухуровневая банковская система. На первом уровне - Национальный Банк, а на втором - все остальные банки.

Верховным Советом Республики Казахстан впервые были приняты два важнейших документа - Закона «О банках и банковской деятельности в Казахской ССР» от 7 декабря 1990г. и постановление Верховного Совета Казахской ССР от 20 июня 1991г. «Об Уставе Национального Государственного банка Казахской ССР». Национальный Государственный банк перешел в собственность республики и стал Центральным банком.

Законом Республики Казахстан от 13 апреля 1993г. «О Национальном Банке Республики Казахстан» Национальный Банк Казахской ССР переименован в Национальный Банк Республики Казахстан.

В этом законе подчеркнуто:

«Республика имеет двухуровневую банковскую систему. Национальный Банк Республики Казахстан является центральным банком Республики Казахстан и представляет собой верхней уровень банковской системы Республики Казахстан»

14 апреля 1993г. был принят Закон «О банках в Республике Казахстан».

Таким образом, в соответствии с Конституцией Республики Казахстан впервые в истории создана самостоятельная банковская система. В законе заострено внимание на независимости Национального Банка от распорядительных и исполнительных органов власти, его подотчетности только Верховному Совету и Президенту Республики Казахстан.

Национальный Банк представляет, в пределах своей компетенции, интересы Республики Казахстан в отношениях с центральными банками и банками других стран, в международных банках и иных финансово-кредитных организациях.

Национальный Банк при выполнении своих задач не руководствуется целью получения прибыли.

Национальный Банк подотчетен Президенту Республики Казахстан, но в пределах предоставленных ему законодательством полномочий независим в своей деятельности.

Основной целью Национального Банка является обеспечение стабильности цен в Республике Казахстан. Для реализации основной цели на Национальный Банк возлагаются следующие задачи:

разработка и проведение денежно-кредитной политики государства

обеспечение функционирования платежных систем

осуществление валютного регулирования и валютного контроля

содействие обеспечению стабильности финансовой системы.

Национальный Банк в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие основные функции:

проведение государственной денежно-кредитной политики в Республике Казахстан;

осуществление эмиссии банкнот и монет на территории Республики Казахстан;

осуществление функции банка, финансового советника, агента Правительства Республики Казахстан и иных услуг для Правительства и других государственных органов по соглашению с ними;

организация функционирования платежных систем;

осуществление валютного регулирования и валютного контроля в Республике Казахстан;

управление золотовалютными активами Национального Банка;

осуществление контроля и надзора за деятельностью финансовых организаций, а также регулирование их деятельности по вопросам, отнесенным к компетенции Национального Банка и др.

осуществление доверительного управления Национальным фондом Республики Казахстан.

2.1 Устойчивость национальной валюты как основная цель денежно-кредитной политики Национального Банка РК

Реформирование банковской системы Казахстана проходило практически в три этапа.

На первом этапе (1988-1991г.) в условии существования СССР была проведена реорганизация государственных отраслевых специализированных банков передачей части функций центра республиканские подразделения соответствующих банков, начато создание первых коммерческих банков и сделаны начальные шаги по преданию Госбанку отдельных функций центрального банка.

Второй этап с (1992-1993 г.) характеризуется постепенным переходом Национального банка РК к выполнению ряда функций центрального банка в рамках существования рублевой зоны, экстенсивным формированием и развитием коммерческих банков, началом формирования национальной банковской нормативно-правовой базы.

На третьем этапе (с ноября 1993) в связи с введением национальной валюты на Национального банка РК была возложена полная ответственность за функционирование денежно-кредитной сферы, введение классических принципов его взаимоотношений с бюджетом и банками, укрепление системы регулирования деятельности банков.

Следует, что в начале третьего этапа состояние банковской системы страны по существу не отвечало в полной мере объективно-предъявляемым к ним требованиям. Это относилось как к Национальному банку РК , который к тому времени не имел традиций и опыта в части выполнения функций центрального банка, так и к банкам второго уровня которые не способны были в необходимых объемах осуществлять кредитование экономики за счет собственных и самостоятельно мобилизуемых финансовых ресурсов и выполнять весь комплекс банковских услуг.

В этих условиях Национальным банком РК была разработана и утверждена Президентом РК конкретная программа реформирования банковской системы в Казахстане на 1995 год. Программа была скоординирована с мероприятиями правительства по углублению реформ и выходу из экономического кризиса, а также учитывала рекомендации международных финансовых организаций. В ходе выполнения этой программы были получены определенные позитивные результаты:

достигнута необходимая координация деятельности Национальный Банка Министерства финансов в проведении финансовой политики государства;

завершено внедрение всего спектра инструментов денежно-кредитного и валютного регулирования, характерных для классических центральных банков;

разработаны следующие механизмы системы надзора и регулирование деятельности банков второго уровня;

создана нормативная база начата обработка системы валютного регулирования и контроля;

приняты меры по повышению уровня и оперативности анализа макроэкономических процессов, их прогнозирования и использования принятия решения;

проведена значительная работа по достижению адекватности используемой системы бухгалтерского учета Национальный Банка и банка второго уровня международным стандартами потребностям рыночной экономики;

сократилась количество банков, прямонарушающих установленные экономические нормативы и права предприятий и физических лиц - клиентов банков;

повысилось качество механизмов аккумуляции банками второго уровня финансовых ресурсов, а также уровень оценки проектов при кредитовании хозяйствующих субъектов и степени риска возвратности кредитов;

наметились положительные тенденции в повышении уровня капитализации банков, позволяющий им самостоятельно осуществлять финансирование крупных проектов на среднесрочной и долгосрочной основе;

активизирована работа по повышению профессиональной подготовки персонала.

Проведение последовательных и взаимоувязанных шагов по реформированию и развитию банковской системы страны, а также осуществление умеренно-жесткой денежно-кредитной политики позволило обуздать инфляцию, стабилизировать курс тенге и снизить уровень процентных ставок.

Годовые темпы инфляции снизились в 1995 году до 160,3% против 1258% в 1994 году. Курс тенге по отношению к доллару США за 1994 год девальвировался в 8,6 раза, а в 1995 году только на 18%. Ставка рефинансирования Национальный Банка снизилась с 300% в 1994 году до 45% в сентябре 1995 года и, в связи с ростом инфляции в силу влияния немонетарных факторов в четвертом квартале 1995г., повышена в настоящее время до 59%.

Проводимые Национальным Банком меры положительно сказались на результатах финансовой и макроэкономической стабилизации, достигнутой на фоне достаточно сложной и противоречивой ситуации на микроуровне.

Основной целью осуществляемой Национальным Банком денежно-кредитной политики является поддержание стабильности национальной валюты, повышение ликвидности банковской системы и обеспечение адекватных условий для развития рынка. В банковской системе Республики Казахстан Национальному банку принадлежит важнейшая роль в достижении макроэкономической стабилизации, созданию условий для осуществления системных преобразований и формирования на этой основе предпосылок для преодоления спада производства и последующего роста инвестиций и производства.

Национальный банк Республики Казахстан использует классические денежно-кредитные инструменты: регулирования объема предоставляемых банком кредитов при финансировании определения официальной ставки рефинансирования установления нормы обязательных резервов, проведение интервенций на валютном рынке и операций как с государственными ценными бумагами так и с ценными бумагами Национальный Банка.

Объемы предоставляемых кредитов рефинансирования и сроки на которые они предоставляются сокращены до трех месяцев, так как они должны помогать банкам решать краткосрочные проблемы ликвидности. С прошлого года активно функционируют межбанковский кредитный рынок, созданный на базе Казахстанской центральной клиринговой платы. В проводимых торгах на межбанковском рынке участвуют национальный банк для поддержания ликвидности и приемлемого уровня процентных ставок. С 1995 года введена система ломбардного кредита, при котором кредиты банкам предоставляются под залог государственных ценных бумаг. Кредиты Министерства финансов на покрытие дефицита бюджета предоставляются в объемах утвержденных Законом «О республиканском бюджете». Ставка рефинансирования Национального Банка постоянно поддерживается позитивной в реальном выражении и в полной мере является параметром регулирования спроса на деньги.

Другой важной задачей Национальный Банка является поддержание ставки на таком уровне, чтобы уровень формируемых с ее учетом депозитных ставок на рынке был несколько выше, чем уровень ставок по валютным депозитам с целью воздействия на степень долларизации экономики. Наблюдается устойчивая тенденция роста вкладов населения и увеличение роста доли вкладов населения в общей денежной массе, что, в свою очередь, позволяет увеличить ресурсы банков, а также возможности кредитования предприятий на микроуровне. Эта положительная тенденция может укрепится в дальнейшем при непременном условии развитии конкуренции между банками и улучшения привлекательности вкладов, расширение видов и качества банковских услуг.

Наряду с умеренно-жесткой антиинфляционной политикой правительства и Национального Банка негативно повлияло замедление темпов структурно-институциональных преобразований на микроэкономическом уровне, что является главным источником высокой инфляции. Снижение темпов спада производства привели к некоторому росту спроса на деньги со стороны хозяйствующих субъектов. В текущем году основной стратегией денежно-кредитного регулирования является поддержание достигнутой макроэкономической стабилизации, обеспечение перехода к цели экономического роста и поддержание жизнеспособности новых экономических субъектов. Существуют два основных условия. Во-первых регулирование экономических субъектов со стороны банков второго уровня за счет нарастающего притока денежных средств в эти банки по вкладам и депозитам., Во-вторых, рост совокупного предложения денег, в разумных пределах, со стороны Национальный Банка и всей банковской системы.

Развитие денежно-кредитной сферы в соответствии с прогнозами Национального Банка предполагает, что снижение инфляции, процентных ставок и инфляционных ожиданий, а также дальнейшее укрепление национальной валюты вызовут замедление скорости обращения денег. Снижение скорости обращения в условии стабилизации объема производства приведет к дальнейшему росту спроса на деньги. Расширение денежной массы предусматривается в оптимальных размерах, так как наряду с необходимостью и назреванию условий для расширения денег должны сохраниться ограничительные принципы монетарной политики, обусловленные целью снижения инфляции. Основным каналом расширения денег станет мультипликативное воздействие со стороны банков второго уровня. С учетом возрастания банков второго уровня на рынке драгметаллов и валютном рынке в целом по банковской системе возрастут внешние активы.

Основными инструментами регулирования спроса на деньги будут: ставка рефинансирования Национального банка, ломбардные кредиты, операции РЕПО на всех рынках (кредитно, золотовалютном и ценных бумаг), а также ноты Национальный Банка, эмиссия которых будет сокращаться оп мере расширения рынка ценных бумаг. Расширение спектра биржевых сделок на менее рискованных рынках позволит повысить ликвидность банков.

Нормы обязательного резервирования денег на корреспондентских счетах банка второго уровня служат повышению ликвидности банков, а также, в качестве инструмента денежно-кредитной политики, являются регулятором спроса на деньги. В условиях наметившегося в последнее время стабильного развития рынка государственных ценных бумаг с устойчивой тенденцией снижения их доходности созданы предпосылки для его расширения не только по средствам наращивания объемов эмиссий, но и за счет выпуска в обращение ценных бумаг. В перспективе планируется выпуск векселей со сроком обращения 1 год.

Также расширению емкости рынка государственных ценных бумаг способствует привлечение широкого круга потенциальных инвесторов, в том числе нерезидентов РК.

Национальный Банк намерен идти по пути всемирного развития рынка государственных ценных бумаг. По мере углубления первичного рынка будут расширятся объемы операций на открытом рынке, включая продажу казначейских ценных бумаг с более длительными сроками погашения, и на них будет возложена основная тяжесть денежно-кредитной политики, имея в ввиду уже в 1997 году полное прекращение кредитования за счет ресурсов Национальный Банка дефицита государственного бюджета.

В условиях пока еще недостаточного развития рынка ценных бумаг интервенции Национального Банка на валютном рынке останутся одним из действенных инструментов денежно-кредитного регулирования.

Учитывая зарубежный опыт, а главное - наработанный собственный опыт работы в условиях функционирования национальной валюты, Национальный Банк намерен продолжать проведение политики унифицированного валютного обменного курса тенге, отражающего соотношение спроса и предложения на валютном рынке при ограниченном своем вмешательстве.

Принимая во внимание накопленный положительный опыт создания ликвидного валютного рынка, Национальный Банк будет проводить гибкую политику в области обязательной продажи предприятиями выручки от экспорта в иностранной валюте.

Валютный рынок будет развиваться в направлении углубления межбанковского рынка в части расширения форвардных валютных сделок и развития инструментов хеджирования валютных рисков. В дальнейшем Национальный Банк совместно с коммерческими банками начнет осуществлять переход межбанковского валютного рынка на режим постоянного функционирования рынка с неограниченной возможностью заключения сделок.

На основании разработанной концепции управления золотовалютными резервами Национальный Банк продолжит формирование и поддерживание оптимальной структуры их состава, исходя из текущих и перспективных задач, стоящих перед Национальным Банком. Значительное внимание будет уделено совершенствованию механизмов, обеспечивающих выбор эффективных технических средств осуществления международных платежей с учетом срочности, размера, назначения и безопасности проводимых операций, а также более активного и эффективного использования международного рынка краткосрочных депозитов и рынка драгметаллов.

Сегодня банковская система находится в полной зависимости от состояния экономики реальной экономики - всем известна низкая платежеспособность экономических субъектов, не являются исключением и частнопредпринимательские структуры, нет существенного снижения неплатежей банкам, что сказывается на качестве финансового посредничества и тормозит развитие конкуренции между банками. Поэтому для скорейшего вывода экономики из кризисного состояния необходимо в первую очередь ликвидировать платежный кризис.

В июле 2003г. в Закон РК «О Национальном банке Республики Казахстан» был внесен ряд принципиальных изменений и дополнений, касающихся проведения Национальным банком денежно-кредитной политики, которые вступили в силу с 1 января 2004 г. В политике Национального банка смещены акценты от ориентиров по обменному курсу к обеспечению стабильности цен.

Такая формулировка основной цели и задач более точно отражает объявленный Национальным банком переход к стандартам Евросоюза и к принципам инфляционного таргетирования.

2.2 Операции Национального Банка РК в национальной валюте

В 2006 году Национальный Банк осуществлял денежно-кредитную политику в соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики на 2006-2008 годы. Для достижения цели по инфляции Национальный Банк проводил операции по изъятию избыточной ликвидности, основными из которых были выпуск краткосрочных нот, привлечение депозитов банков, механизм минимальных резервных требований. Уровень денежной базы оставался одним из оперативных показателей. Для снижения уровня избыточной ликвидности были приняты меры по ужесточению денежно-кредитной политики.

В целях снижения инфляционного давления Национальный Банк в 2006 году продолжил проведение «жесткой денежно-кредитной политики», включающей в себя:

меры по повышению ставок по операциям Национального Банка (проведение политики «дорогих денег»);

меры, направленные на изъятие избыточной ликвидности банков второго уровня.

В рамках реализации первой группы мер с начала 2006 года официальная ставка рефинансирования была дважды повышена: с 1 апреля 2006 года с 8,0% до 8,5%, а с 1 июля 2006 года - до 9,0%. Ставка по привлекаемым от банков второго уровня депозитам была повышена 4 раза: с 1 апреля 2006 года с 3,5% до 3,75%, с 3 июля 2006 года - до 4,0%, с 1 ноября 2006 года - до 4,25%, с 1 декабря 2006 года - до 4,5%. Эффективная доходность по краткосрочным нотам повысилась за год с 2,24% до 4,69% (средневзвешенная доходность за месяц) (рисунок 2), а в январе 2007 года составила 4,91% [4, с.22].

Рисунок 2 - Ставки по операциям Национального банка в 2006 году

В рамках реализации второй группы мер были увеличены объемы операций Национального Банка на финансовом рынке по изъятию «излишних» денег в банковском секторе.

Так, за 2006 год от банков было привлечено депозитов в 3,1 раза больше, чем в 2005 году, то есть объем привлеченных депозитов за указанный период вырос с 2,6 трлн. тенге до 8,1 трлн. тенге, средний срок привлечения составил 7 дней по средней ставке 3,81% годовых.. В результате остатки на депозитах банков увеличились за год на 51,5% до 131,5 млрд. тенге.

Национальным Банком также было привлечено у Министерства финансов депозитов в тенге на общую сумму 6 432,7 млрд. тенге по средней ставке 0,84% годовых, средний срок привлечения составил 7 дней.

Национальный Банк за 2006 год выпустил краткосрочных нот на 3 827,0 млрд. тенге (увеличение по сравнению с 2005 годом в 2 раза). Как и в прошлом году минимальная эмиссия нот пришлась на I квартал 2006 года (495,9 млрд. тенге), в остальные кварталы эмиссия нот осуществлялась в больших объемах (II квартал - 1 039,2 млрд. тенге, III квартал - 1 002,1 млрд. тенге, IV квартал - 1 289,9 млрд. тенге).

При этом объемы погашения краткосрочных нот в отчетном периоде составили 3 464,7 млрд. тенге, в результате чего их объем в обращении увеличился с 161,0 млрд. тенге на конец 2005 года до 533,1 млрд. тенге на конец 2006 года.

Операции «прямое репо» на вторичном рынке в 2006 году не совершались. Операций «обратного репо» было проведено на 800 млн. тенге, срок по ним составил 7,0 дней, доходность - 8,0% годовых.

В течение 2006 года Национальным Банком операции по продаже государственных ценных бумаг не совершались. Объем покупок составил 12,9 млрд. тенге со средневзвешенной доходностью к погашению 5,02% годовых.

С 12 июля 2006 года Национальным Банком введены новые Правила о минимальных резервных требованиях (МРТ). Так, в структуру обязательств банка, которые подпадают под нормативы МРТ, включаются сумма внутренних обязательств банка вне зависимости от сроков их погашения и сумма иных обязательств банка. Внутренние обязательства банка определяются как сумма обязательств перед резидентами, перечень которых строго определен. Иные обязательства банка определяются как сумма обязательств банка перед нерезидентами и по долговым ценным бумагам вне зависимости от признака резидентства. При этом нормативы МРТ установлены отдельно для внутренних обязательств на уровне 6% и для иных обязательств на уровне 8%. Указанные изменения привели к увеличению МРТ, что повлекло рост резервных активов банков в Национальном Банке.

Применение инструментов денежно-кредитной политики позволило за 2006 год увеличить в 3,9 раза (с 345 млрд. тенге до 1 330 млрд. тенге) объемы «связанной» ликвидности финансового рынка (объемы краткосрочных нот в обращении, деньги на депозитных и корреспондентских счетах банков в национальной и иностранной валютах) (рисунок 3).

Рисунок 3 - Объем «связанной» ликвидности

Качественная оценка влияния инструментов денежно-кредитной политики на инфляцию может быть раскрыта следующим образом. В результате сокращения ликвидности банковской системы снижается инфляционное давление, т.к. деньги, которые были изъяты при помощи инструментов денежно-кредитной политики в 2006 году, могли быть использованы при кредитовании экономики. Ограничение кредитных возможностей банков в условиях высокого спроса на кредиты практически не позволило банкам повысить ставки по выдаваемым кредитам: средневзвешенная ставка по ним в декабре 2006 года сложилась на уровне 12,6% (в декабре 2005 года- 12,9%) [4, с.23].

Количественные оценки влияния мер денежно-кредитной политики на инфляцию можно дать при помощи трансмиссионной модели, модели Пи-Стар (модели потенциальной инфляции) и разработанной в 2006 году векторной авторегрессионной модели (VAR-модели), которая позволяет анализировать реакции инфляции на инновации (шоки, изменения) макроэкономических показателей, в том числе денежной массы. Известно, что самые быстрые и сильные колебания инфляции вызывают шоки заработной платы, денежной массы и кредитов экономике. При этом изменение инфляции под влиянием шока заработной платы носит ярко выраженный колебательный характер, как бы корректирующий влияние в предыдущем периоде на противоположное.

При этом нужно учесть следующее. Во-первых, влияние мер денежно-кредитной политики на инфляцию (в том числе и введение новых правил МРТ) имеет синергетический эффект, то есть, как и во многих экономических процессах происходит усиление совокупного влияния, за счет внутренних связей. Во вторых, влияние мер денежно-кредитной политики на инфляцию происходит в рамках трансмиссионного механизма. Это означает, что отдельные меры денежно-кредитной политики влияют на инфляцию не непосредственно, а опосредствованно, через денежную базу, которая в свою очередь, влияет на денежную массу. И только денежная масса, вместе с другими экономическими показатели непосредственно влияет на инфляцию.

Из вышеизложенного следует, что нет возможности оценить непосредственное влияние каждой меры на инфляцию. Поэтому оценка влияния мер денежно-кредитной политики также будет носить ступенчатый характер. Вначале будет оценено влияние каждой меры денежно-кредитной политики на денежную базу, затем влияние денежной базы на денежную массу, и только затем, через оценку влияния денежной массы на инфляцию, будет оценен совокупный эффект от мер денежно-кредитной кредитной политики, принятый в 2006 году, на инфляцию.

Уравнение денежной базы модели трансмиссионного механизма показывает, что рост депозитов банков в Национальном Банке на 1% увеличивает денежную базу на 0,021%. Увеличение краткосрочных ставок по операциям Национального Банка на 1% увеличивает денежную базу на 0,013%, объемов минимальных резервных требований - на 0,025%.

Согласно уравнению денежной массы при неизменности остальных показателей увеличение на 1% денежной базы вызывает рост денежной массы на 0,41%.

Функция реакции инфляции на денежную массу, полученная по векторной авторегрессионной модели, показывает, что при увеличении денежной массы на 1%, инфляция увеличивается на 0,23%.

Ранее было показано, что применение инструментов денежно-кредитной политики позволило за 2006 год увеличить в совокупности в 3,9 раза (с 345 млрд. тенге до 1 330 млрд. тенге) объемы «связанной» ликвидности финансового рынка. Увеличение связанной денежной ликвидности почти на 1 трлн. тенге снизило потенциальную денежную массу на ту же сумму до фактических 3,7 трлн. тенге. Значит, денежная масса (без связывания ликвидности в указанном объеме) составила бы 4,7 трлн. тенге, то есть была бы на 27% больше фактической сложившейся на конец 2006 года денежной массы. Увеличение денежной массы на 27% увеличило бы инфляцию на 2,0% (=0,23*8,6%) и инфляция, в среднем за год составила бы не 8,6%, а 10,6%.

Этот результат согласуется с прогнозом потенциальной инфляции (без учета мер денежно-кредитной политики) инфляции на 2006 год, сделанный в конце 2005 года по модели Пи-Стар, прогноз по которой составлял 10,7% (рисунок 4) [4, с.25].

Рисунок 4

Прогнозы инфляции и инфляционного давления, дек./дек., %.

Таким образом, принятые в 2006 году меры денежно-кредитной политики способствовали снижению инфляции по итогам года на 2%. При этом в целом расходы Национального Банка по стерилизации избыточной ликвидности составили за отчетный период 15,0 млрд. тенге.

В истекшем году предоставление займов «овернайт» не осуществлялось. При этом возврат займов в тенге составил 14,4 млн. тенге, в долларах США - 0,708 млн. долларов.

На конец 2006 года долг по валютным займам был полностью погашен.

В 2006 году продолжала функционировать система вексельного обращения, которая способствует повышению экономической роли официальной ставки рефинансирования, по которой Национальный Банк производит переучет векселей.

Генеральные соглашения о переучете векселей заключены с 9 банками второго уровня. В 2006 году в списке первоклассных эмитентов числилось 11 предприятий. В 2006 году к переучету принято 17 векселей на 2,5 млрд. тенге (в 2005 году соответственно 536 векселей на 17,3 млрд. тенге). Погашено векселей на 14,4 млрд. тенге. На конец 2006 года векселей в портфеле Национального Банка не имелось, тогда как, на 1 января 2005 года сумма векселей в портфеле Национального Банка составила 11,9 млрд. тенге.

Национальный Банк в 2006 году придерживался режима плавающего обменного курса тенге, который обусловливает колебания курса в зависимости от спроса и предложения денег. Тем не менее, значительное превышение предложения иностранной валюты над спросом на внутреннем валютном рынке обусловило рост объема интервенций Национального Банка. Нетто-покупка Национального Банка на Казахстанской фондовой бирже составила 8,5 млрд. долл., на внебиржевом рынке нетто-покупка составила 1,5 млрд. долл.

Несмотря на то, что Национальный Банк стерилизовал покупки иностранной валюты при помощи инструментов денежно-кредитной политики, тем не менее, данные операции способствовали росту ликвидности на финансовом рынке. Это в определенной степени снижало эффективность мер по регулированию инфляционных процессов (рисунок 5) [4, с.26].

Рисунок 5 - Сальдо операций Национального Банка на внутреннем рынке

В 2006 году отмечалась значительное колебание объемов операций Национального Банка на внутреннем рынке в различные периоды. Во многом данный факт объясняется активностью участников финансового рынка на разных сегментах рынка и потребностью в финансовых инструментах.

В частности, в 1 половине 2006 года банки второго уровня активно продавали иностранную валюту. В условиях незначительного спроса на нее и в целях недопущения значительного укрепления номинального обменного курса тенге Национальный Банк осуществлял операции по покупке валюты, параллельно проводя стерилизационные мероприятия.

В 3 квартале 2006 года, как уже отмечалось, был изменен механизм МРТ, а также Агентством по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций приняты меры по ограничению притока внешних краткосрочных займов, обеспечению валютной ликвидности и ужесточению валютной позиции. Это привело к росту резервных активов банков, как в национальной, так и в иностранной валюте. В результате банки предъявили спрос на иностранную валюту, что повлекло необходимость ее продажи Национальным Банком, а также банки сократили объемы вложения свободных денег в депозиты в Национальном Банке.

4 квартал 2006 года характеризовался высоким спросом со стороны банков на инструменты Национального Банка (краткосрочные ноты и депозиты) в связи с ростом их доходности, а также высоким предложением банками иностранной валюты, в связи с чем Национальный Банк осуществлял ее покупки.

В результате, начиная с 2003 года, номинальный обменный курс имел тенденцию к укреплению, а инфляция - к повышению (рисунок 6). Теоретически укрепление национальной валюты должно приводить к снижению инфляции. Поэтому из данного рисунка можно сделать вывод о том, либо темпы укрепления тенге недостаточны для возникновения тенденции инфляции к снижению, либо другие факторы инфляции имеют значительный вес, либо одновременно имеют место оба этих обстоятельства [4, с.27].

Рисунок 6 - Сравнительная динамика обменного курса инфляции

Денежные агрегаты. В 2006 году сохранение высоких темпов экономического роста сопровождалось значительным расширением денежного предложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты