Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности путем привлечения иностранного капитала в экономику Северного экономического региона
. В качестве важнейшего приоритета инвестиционной политики необходимо восстановление расширенного воспроизводства. Для его реализации необходимо первоочередное инвестирование самых коротких воспроизводственных цепочек взаимосвязи с одновременным развитием высокотехнологичных средств труда и предметов труда, путем приоритетного инвестирования новаций, с последующим восстановлением всей цепочки научно-технологического цикла.5. Для обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе необходимо создание трехуровневой система формирования приоритетов регионального инвестирования.
3. Основные направления повышения привлекательности экономики Северного региона в области привлечения иностранного капитала
3.1 Анализ привлечения иностранных инвестиций в экономику Северного экономического региона
Сегодня Мурманская область - один из наиболее промышленно развитых и привлекательных для инвесторов регионов России. В основе этой привлекательности - богатейшие природные ресурсы Кольского полуострова, омывающих его морей, перспективы освоения углеводородов шельфа Западной Арктики, расширение Мурманского транспортного узла и открывающиеся возможности трансконтинентальных маршрутов по Северному морскому пути. Область является крупным транспортным узлом, имеющим федеральное значение, который включает незамерзающий глубоководный порт, торговый, рыбодобывающий флота и атомный ледокольный флот, осуществляющий навигацию по Северному морскому пути, высокую обеспеченность железнодорожными и автомобильными магистралями, аэропорты, в том числе международный, а также транспортные коридоры в Европу, Азию и Америку. Кроме того, Мурманская область достаточно обеспечена электроэнергией, имеет неплохие перспективы развития этой отрасли. Правительство и предприятия региона открыты для экономического и научно-технического сотрудничества с деловыми партнерами из других регионов России и из-за рубежа.
Правительством Мурманской области разработаны основополагающие документы развития региона на долгосрочную и среднесрочную перспективу:
- Стратегия экономического развития Мурманской области до 2015 года утверждена постановлением Правительства Мурманской области №251-ПП от 20.12.2001;
- Программа социально-экономического развития Мурманской области до 2012 года утверждена Законом Мурманской области и зарегистрирована в Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации.
Правовое регулирование инвестиционной деятельности является одним из существенных факторов, воздействующих на инвестиционную активность в области. На территории региона приняты:
- Закон Мурманской области «О государственном регулировании инвестиционной деятельности», предусматривающий государственное регулирование и государственную поддержку инвестиционной деятельности на территории Мурманской области;
- региональная целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Мурманской области» на 2007 - 2010 годы. Программа направлена на более благоприятные условия для привлечения отечественных и зарубежных инвестиций. В рамках РЦП проведен открытый конкурс по выбору организации на оказание услуг по присвоению Мурманской области международного кредитного рейтинга. Победителем признана компания «Fitch Ratings Ltd».
Fitch присвоило Мурманской области национальный долгосрочный рейтинг «А+ (rus)». Национальный долгосрочный рейтинг Мурманской области выше, чем в Ленинградской области и Карелии. Также агентство присвоило области долгосрочные рейтинги в иностранной и национальной валюте «ВВ-» (ВВ минус) и краткосрочный валюте рейтинги в иностранной валюте «В». Прогноз по долгосрочным рейтингам в иностранной и национальной валюте и национальному долгосрочному рейтингу - «Стабильный».
Рейтинги Мурманской области учитывают низкую долговую нагрузку региона и хорошие показатели местной экономики, обеспечивающие стабильный рост налоговых доходов, а также положительный операционный баланс, достаточный для покрытия потребностей в обслуживании долга. Прогноз «Стабильный» отражает ожидания Fitch, что экономический рост обеспечит прирост доходов, который будет способствовать повышению бюджетных показателей области и увеличению капитальных расходов на изношенную инфраструктуру;
- региональная целевая программа «Развитие системы ипотечного кредитования и жилищного строительства в Мурманской области» на 2008-2011 годы. В рамках реализации программы создан региональный оператор ОАО «Агентство ипотечного жилищного кредитования Мурманской области»;
- разработан законопроект «О внесении дополнений в некоторые законодательные акты Мурманской области в целях установления льготного налогообложения при осуществлении инвестиционной деятельности на территории Мурманской области», где предусмотрены налоговые льготы на имущество организаций и преференции для инвесторов. Следует учитывать, что федеральные и региональное законодательство влияет не только на степень инвестиционного риска, но и на возможности инвестирования в те или иные сферы или отрасли.
Основным источником инвестиций в экономику региона являются собственные средства предприятий, которые составляют до 60 % всех средств, направляемых на инвестиции. Однако, учитывая тенденции развития Мурманской области в краткосрочной перспективе, структура инвестиций будет меняться в сторону увеличения доли привлеченных средств, в первую очередь кредитов и финансовых средств институциональных инвесторов. Вклады населения области в банках на срок свыше одного года за 2007 год достигли 22.6 млрд.рублей. Поэтому одной из основных задач Правительства Мурманской области в сфере инвестиционной деятельности на среднесрочную перспективу становится создание механизмов и гарантий для долгосрочного вложения средств, снижения рисков их возврата и обеспечения деятельности институциональных инвесторов.
За 2008 год объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 25.9 млрд. рублей.
Объем финансирования 87 объектов по адресной инвестиционной программе в 2008 году составил 1011.6 млн. рублей. Рост объемов финансирования в рамках АИП, направленный, прежде всего, на развитие и укрепление материальной базы учреждений социальной сферы, составил 263 % к уровню 2007 года. Инвестиционные проекты, которые предполагается осуществить в 2009-2015 годах позволят увеличить валовой региональный продукт и объем промышленного производства к 2015 - в 2,5 раза. В ближайшие три года планируется инвестировать в энергетику - 9.0 млрд. рублей, черную металлургию - 8.7 млрд. рублей, цветную металлургию - 10.0 млрд. рублей, химическую и нефтехимическую промышленность - 8.5 млрд. рублей.
Объем иностранных инвестиций в Мурманскую область увеличился в 2008 г. по сравнению с 2007 г. в 1,1 раза до 31,57 млн. долл.
По данным Мурманскстата, объем прямых иностранных инвестиций в 2008 г. увеличился в 1,3 раза до 23,671 млн. долл., объем прочих инвестиций увеличился на 17,7 % - до 19,901 млн. долл.
Структура инвестиций по отраслям представлена на рисунке 4.
Рисунок 5 - Структура иностранных инвестиций по отраслям (Мурманская область, 2008 г.)
Поступление иностранных инвестиций в Мурманской области по отраслям экономики за последний год характеризуется увеличением инвестиционных вложений в торговлю, в 2008 году - 17613 тыс. долл., в 2007 году - 15951 тыс. долл.
Доля вложений в сферу рыболовства выросла, по сравнению с предыдущим годом (в 2008 году - рост на 2,9 %, в 2007 году - на 2,1 %). Также выросла доля иностранных инвестиций в транспорт и связь в 2008 году - 21,4 % в общей структуре иностранных инвестиций
В 2008 году в экономику Мурманской области больше всего инвестиций поступило из Кипра (6 197 тыс. долл.). Второе место заняли Виргинские острова (3 598 тыс. долл.), а третье - Норвегия (2051 тыс. долл.).
Инвестиции из этих стран составили более 60 % от общего объёма инвестиций в Мурманскую область (рис. 6).
Рисунок 6 - Поступление иностранных инвестиций в Мурманскую область в 2008 году по странам (в %)
Кипр значительно повысил свои вложения с 2005 года. Заметное увеличение инвестиций наблюдается также из Виргинских островов. Норвегия же, наоборот, с 2005 года постепенно снижает вложения в Россию.
В заключении стоит отметить, что инвестиционная ситуация в Мурманской области стала более благоприятной. Конечно, мировой финансовый кризис сыграл свою негативную роль в оттоке инвестиций из региона. Тем не менее, благодаря успешным результатам, общая ситуация за 2008 год показывает положительную динамику по притоку инвестиций в регион. Благоприятная ситуация в 2008 году наблюдается и в структуре иностранных инвестиций - незначительный разрыв между долей прочих и прямых инвестиций. Наибольший объём приходиться на сферы торговли и рыболовства. Значительный вклад в Мурманскую область в 2008 году внесли такие страны, как Кипр и Виргинские острова. На эти две страны приходиться 46, 4 % всех иностранных инвестиций. Из Норвегии инвестиции составили тоже не малую часть - 14%, но этот показатель гораздо ниже показателей за предыдущие годы. [3]
3.2 Пути повышения инвестиционной привлекательности экономики Северного региона
В настоящее время практически в каждом регионе России развиваются определенные направления по поддержке и стимулированию инвестиционной деятельности, которые провозглашают общие принципы защиты инвесторов, их права, а порой даже конкретные льготы и гарантии частным инвесторам. Вместе с тем, эффективность этих полезных для любого инвестора декларированных принципов по привлечению инвестиций зависит от их практического применения теми или иными организационными структурами. [24, c. 97]
Разработка направлений повышения инвестиционной привлекательности обусловлена необходимостью создания прочной, действенной нормативно-законодательной базы в инвестиционной сфере области и ее воплощение в конкретных организационных механизмах и процедурах, а также в обеспечении достаточно ясного законодательного, информационного и организационного поля для потенциального инвестора.
В ходе разработки направлений повышения инвестиционной привлекательности необходимо учесть заявки и предложения структурных подразделений администрации области.
Основной целью разработки направлений является создание инвестиционной привлекательности региона, чтобы в его экономику пошли инвестиции и прежде всего частные и иностранные. Для достижения этой цели в разработке направлений предусматривается решение следующих задач:
- использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы с максимальной эффективностью. Эффективность в данном случае означает не только наибольшую загрузку производственных мощностей, но и получение максимума прибыли и отдачи для экономики области;
- посредством реализации программных мероприятий добиться увеличения объемов накопления. Доля накопления в валовом региональном продукте должна быть повышена и улучшена его структура;
- создать наилучшие условия для трансформации накоплений, сбережений населения, а также средств потенциальных инвесторов в инвестиции: полная, достоверная, актуальная информация, благоприятное законодательство, привлекательность хозяйствующих субъектов и региона в целом, сильные и надежные финансовые институты и посредники, обслуживающие рынок;
- в результате выполнения программных мероприятий резко повысить эффективность инвестиций и с этой целью увеличить в максимально возможной степени долю частных инвестиций;
- на основе дополнительного привлечения инвестиций осуществить структурную перестройку экономики Мурманской области путем приоритетного направления инвестиций в модернизацию оборудования, внедрение новых передовых технологий, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции предприятиями края;
- создать дополнительные рабочие места;
- повысить уровень жизни населения. [14]
Подъем производственного потенциала области позволит существенно увеличить доходную базу бюджетов всех уровней, а также создать экономические предпосылки для решения социальных проблем, стоящих перед областью.
Для выполнения этих задач необходимы не только стимулы и ресурсы для продолжения экономического роста, нужны, главным образом, институциональные условия, образующие благоприятную среду, для которой характерно преобладание позитивных мотивов над негативными, наличие минимума административных препятствий для тех предпринимателей, кто хочет инвестировать и производить, существенное снижение инвестиционных рисков.
Имеется в виду тот приемлемый уровень риска, но не классического, связанного со сбытом, транспортировкой продукции, заключением договоров, а такого, который приходится испытывать инвестору вследствие невыполнения контрактов, не возврата долгов, с необходимостью платить различного рода поборы. Эти риски достаточно сильно снижают благоприятный инвестиционный климат в области.
Решение перечисленных задач требует формирование организационной, правовой и финансовой системы Мурманской области с целью создания инвестиционной привлекательности региона.
В соответствии с целями и задачами определим структуру программы, которая содержит мероприятия и направления обеспечивающие всестороннюю поддержку инвестору на основе благоприятного инвестиционного климата.
Система мероприятий разработки направлений предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям на всех стадиях реализации направлений.
При создании инвестиционной привлекательности Мурманской области в разработке направлений исходит из необходимости: активизации и упорядочения деятельности органов исполнительной власти региона и действующих на его территории предприятий и организаций; ликвидации слабых сторон и потенциальных угроз для возможного инвестора; максимального использования данным потенциальным инвестором положительного потенциала и ресурсных возможностей Мурманской области. Осуществление направлений будет развиваться по пути инвентаризации действующей нормативно-правовой основы инвестиционной деятельности Мурманской области, приведение ее в соответствие с законодательством Российской Федерации.
Должно быть создано полное и ясное законодательство в инвестиционной сфере региона. Необходимо разработать и принять следующие законодательные акты:
- о государственной поддержке инвестиционной деятельности в Мурманской области;
- о налоговых льготах;
- об иностранных инвестициях.
В рамках организационной работы необходимо создать эффективную систему управления инвестиционными процессами в регионе. Для этого необходимо:
1. Создать и четко определить функции Инвестиционного Агентства.
2. Создать эффективную систему продвижения и сопровождения инвестиционных проектов.
3. Разработать четкую и простую систему разрешительно-согласовательных процедур для участников инвестиционного процесса, которая позволила бы сократить до минимума число чиновников - участников процесса согласования, в результате таким образом ускорить период реализации проектов.
4. Необходимо создать специализированную инфраструктуру инвестиционного рынка Мурманской области и обеспечить взаимодействие всех его участников. На первом этапе укрепить позиции уже существующих ее элементов.
На уровне муниципальных образований должны быть созданы аналогичные инвестиционные инструменты и механизмы, которые будут действовать на региональном уровне. Необходимо сформировать систему по созданию инвестиционной привлекательности области, в которую должны войти следующие разделы:
- создание видового ряда области (автозаправочные комплексы, мотели, кемпинги на автомагистралях федерального значения и т.д.);
- подготовка исторических справок о населенных пунктах приграничных районов и на всех главных транспортных артериях;
- архитектурно-художественное оформление облика Мурманской области.
Выполнить рекламное оформление туристических зон Мурманской области. Учитывая тот факт, что в современной мировой экономике развитие индустрии туризма по своим оборотам уступает лишь мировой торговле энергоносителями, необходимо посредством пропаганды туристского бизнеса в Мурманской области доказать инвестору выгодность вложений в эту отрасль.
Проведение постоянной РR-кампании по поддержке инвестиционной деятельности в регионе, используя для этого: печатные средства массовой информации, электронные СМИ, включая современные сетевые технологии, проведение специализированных выставок проектов, пресс-конференций, круглых столов по вопросам привлечения инвестиций, полиграфическая деятельность.
Одним из главных условий реализации разработанных направлений является ее стабильное финансовое обеспечение. С целью концентрации финансовых ресурсов, направляемых на ее реализацию, может быть сформирован бюджет раеализации направлений, основными источниками финансирования которого будут бюджетные целевые средства финансирования инвестиционных проектов, внебюджетные фонды различного назначения, а также привлеченные средства, включая иностранные инвестиции.
Непосредственно бюджетное финансирование реализации предложенных мер предлагаем осуществить за счет консолидации средств на ее реализацию из различных источников: областного бюджета, внебюджетных источников, а также за счет привлечения средств местных бюджетов.
Средства областного бюджета предлагаем использовать в первую очередь на создание в области необходимой инфраструктуры инвестиционного рынка, а также для реализации различных мероприятий по информационной обеспеченности инвестиционной деятельности (издание различных буклетов, каталогов инвестиционных проектов, свободных промышленных площадей, инвестиционного паспорта области, выпуска СД-дисков об инвестиционной привлекательности региона, создание интернет-страницы Инвестиционного Агентства и т.п.). [14]
Внебюджетные средства предприятий и организаций необходимо привлекать к финансированию ряда мероприятий предложенных мер, в порядке долевого участия: для издания ежегодника по инвестиционной деятельности, обеспечения регулярного представления потенциальным инвесторам оперативно обновляемой статистической информации по динамике развития экономики области, а также для рекламного оформления территории области.
Планируется, что средства местных бюджетов будут привлечены, в порядке софинансирования, для реализации мероприятий предложенных мер по видовому оформлению территории Мурманской области с целью представления дополнительной информации возможным инвесторам по экономическому и ресурсному потенциалу области, а также для создания положительного имиджа региона.
Помимо этого отдельные мероприятия и проекты предложенных мер могут финансироваться за счет привлечения дополнительных средств, включая кредиты и иностранные инвестиции.
Организационный механизм управления реализацией предложенных мер Инвестиционное Агентство должно проводиться по следующим направлениям:
- создает систему мониторинга реализации предложенных мер и обеспечивает ее функционирование;
- формирует координационные планы ежегодных совместных действий с другими заинтересованными структурами администрации области организациями - исполнителями предложенных мер;
- разрабатывает и реализует научное, методическое, информационно-техническое и организационное обеспечение реализации предложенных мер;
- разрабатывает и реализует необходимые нормативно-правовые документы об обеспечении выполнения реализации предложенных мер, а также формирует перечень первоочередных работ и координационных планов;
- содействует разработке и реализации мероприятий по выполнению проектов реализации предложенных мер на уровне муниципальных образований области;
- ежегодно уточняет, корректирует с учетом выделяемых на реализацию предложенных мер финансовых средств, целевые показатели и затраты по программным мероприятиям, механизм реализации предложенных мер и состав исполнителей. [14]
Контроль за реализацией предложенных мер будет осуществлять государственный заказчик - Инвестиционное Агентство совместно с заинтересованными структурными подразделениями администрации Мурманской области.
Мероприятия в рамках программы можно представить в виде схемы
Рисунок 7 - Комплекс мероприятий в рамках реализации мер, направленных на повышение инвестиционной привлекательности Северного экономического региона
Таким образом, для выполнения задач, поставленных в указанных направлениях, необходимы не только стимулы и ресурсы для продолжения экономического роста, нужны, главным образом, институциональные условия, образующие благоприятную среду, для которой характерно преобладание позитивных мотивов над негативными, наличие минимума административных препятствий для тех предпринимателей, кто хочет инвестировать и производить, существенное снижение инвестиционных рисков.
3.3 Активизация инвестиционной и инновационной деятельности в Мурманской области
Перспективы России в целом, и ее региональных составляющих, в поляризованной геоэкономике во многом сопряжены с наличием действенного механизма активизации инвестиционной и инновационной деятельности (ИИД) - деятельности региональных и муниципальных органов власти, хозяйствующих субъектов, общественных организаций и физических лиц по совершенствованию материально-технической базы производства, технологии, форм и методов организации производства и труда, а также эффективному обновлению продукции.
В условиях развивающихся глобализационных процессов инновационная восприимчивость региональных хозяйственных комплексов будет выступать основным фактором эффективности их функционирования и конкурентоспособности. Поэтому генерирование, создание и обеспечение инноваций выдвигается в настоящее время в ряд важнейших теоретических и практических задач реконструкции социально-экономических систем регионов-субъектов РФ. [15]
Важная роль в этом процессе принадлежит региональной инвестиционной и инновационной политике, под которой понимается комплекс согласованных организационных и финансово-экономических мер, предпринимаемых региональными и местными органами власти в сотрудничестве с федеральным Центром, межрегиональными ассоциациями, хозяйствующими субъектами региона и их объединениями, направленный на обеспечение конкурентоспособности и наиболее полное использование имеющегося трудового, производственного, потребительского, инфраструктурного, финансового, природоресурсного потенциалов региона, повышение эффективности научно-технической деятельности и обновление ассортимента товаров и услуг, технологии и организации их производства. Данная политика, учитывая перспективы развития территориальных единиц и их особенности, должна служить основой для выработки целевых программ, мер селективной поддержки наиболее перспективных проектов.
В Мурманской области основными факторами, обусловливающими пассивный вектор инвестиционного и инновационного развития являются:
- инвестиционный кризис, обусловленный сложной геополитической и социальной обстановкой в регионе, отсутствие государственного финансирования крупных инновационных проектов, а также какой-либо деятельности по разработке и реализации федеральных и региональных научно-технических программ;
- зачаточное состояние региональной рыночной и инвестиционно-инновационной инфраструктуры, обусловленное, в первую очередь, отсутствием поддержки малого инновационного бизнеса, неразвитостью информационных сетей и баз данных, венчурного и лизингового бизнеса.
Инвестиционная и инновационная политика в Мурманской области должна осуществляться по следующим основным направлениям:
определение приоритетов научно-технического развития и распределение имеющихся ресурсов между ними;
формирование благоприятного инвестиционного и инновационного климата в области, спроса на новшества и нововведения;
создание особых условий в регионе для развития малого инновационного бизнеса;
протекционизм по отношению к научно-инновационному потенциалу области.
формирование позитивного имиджа и инвестиционной привлекательности экономического и курортно-туристического потенциала Мурманской области.
Схема организационно-экономического обеспечения региональной инвестиционной и инновационной политики может выглядеть следующим образом (рисунок 8).
Формирование и развитие инвестиционного и инновационного комплекса области
Разработка и реализация инвестиционной и инновационных программ области
Формирование и развитие инвестиционного и инновационной инфраструктуры области
Разработка и сопровождение крупных сетевых инвестиционной и инновационных проектов, в том числе с привлечением внебюджетных источников финансирования
Формирование нормативно-правовой базы инвестиционного и инновационного деятельности в области
Финансовая поддержка инвестиционной и инновационной деятельности и предоставление государственных гарантий в области
Разработка приоритетных направлений инвестиционного и инновационного развития области
Инвестиционной и инновационный маркетинг, формирование информационных ресурсов в сфере инвестиционно-инновационной деятельности и ее информационное обеспечение в области
Межрегиональная научно-техническая интеграция и кооперация
Экспертиза в области инвестиционной и инновационной деятельности
Международная научно-техническая интеграция и кооперация
Обеспечение безопасности инвестиционного и инновационного процесса в области
Рисунок 8 - Блок-схема организационно-экономического обеспечения реализации инвестиционной и инновационной политики региона
Слабое место региональной инновационной политики - неадекватная современным требованиям активизации инвестиционной и инновационной деятельности (ИИД) инвестиционная и инновационная инфраструктура в области, под которой нами понимается система институтов (информационные сети, опытно-экспериментальные, лизинговые центры, консалтинговых, патентно-лицензионные и бухгалтерско-аудиторские службы, система подготовки, переподготовки и повышения квалификации научно-технических и производственных кадров, внедренческие и информационно-рекламные фирмы), находящихся под стратегическим управлением региональных органов власти и доступная всем участникам ИИД.
Одна из причин этого заключается в том, что преобразования прошедшего десятилетия, радикально изменившие экономические принципы хозяйствования, почти не затронули принципиальных основ той институциональной модели, которая была характерна для советской научно-технической сферы.
Действующая практика консервирует отрыв науки от инновационной деятельности, не предполагает оценки эффективности государственных программ, использует преимущественно финансирование организаций, а не приоритетных направлений. В масштабах страны основной структурой единицей науки остаются крупные НИИ, как правило, обособленные и от высшего образования и от предприятий. [15]
В этой связи актуальной задачей является преобразование институциональной структуры, что предполагает изменение механизмов взаимодействия научных и инновационных организаций с потребителями их продукции как в частном, так и в государственном секторе экономики.
Наиболее важные приоритеты научно-технического развития все более связываются не с грандиозными, дорогостоящими проектами прорывного, демонстрационного характера, а с непрерывной повседневной работой по развитию всех звеньев инвестиционно-инновационного комплекса региона, жизнеспособную основу которого составляют исследовательские подразделения компаний, малые наукоемкие фирмы, технопарки, инновационные центры при ВУЗах.
Для Мурманской области и подобных ей российских областей и регионов, развитие региональной научно-технической инфраструктуры, финансируемой региональным правительством и муниципалитетами с участием банков, корпораций, ассоциаций предпринимателей и других структур, имеет особо важное значение. При ее формировании целесообразно использовать опыт, накопленный за рубежом.
Для развития инвестиционно-инновационной инфраструктуры в Мурманской области целесообразно создать на базе областного ЦНТИ «Региональный инвестиционный и инновационный центр» выполняющий функции технопарка.
Как представляется, данная структура, обладая правами юридического лица, должна на основе кооперации с ВУЗами, исследовательскими и производственными организациями осуществлять поддержку и подготовку самостоятельной деятельности малых инновационных предприятий, разработку и освоение инноваций, их коммерциализацию, а также формирование инвестиционно-инновационной среды в регионе. Целесообразность создания подобной структуры в регионе обусловлена рядом факторов:
- концентрацией экономических ресурсов области на актуальных для него социально-экономических проблемах;
- необходимостью формирования инвестиционно-инновационной инфраструктуры в условиях стабилизации ситуации в сфере экономики и начала экономического роста;
- повышением роли инвестиционного и инновационного потенциала в позитивном развитии регионального хозяйственного комплекса в условиях нарастающих процессов глобализации.
Опираясь на вариант схемы организационной структуры регионального технопарка, нами предлагается возможный вариант применительно к Мурманской области (рисунок 9).
Рисунок 9 - Возможная организационная структура регионального инвестиционного и инновационного центра (РИИНЦ)
Данная модель заслуживает, на наш взгляд внимания, поскольку в ней наряду с научно-технологическим комплексом, представлен в рамках РИИНЦа коммерческий комплекс. Такая организационная структура весьма актуальная для условий развития инновационной деятельности в Мурманской области.
В условиях, когда возможности государства в области инновационной деятельности весьма незначительны, а заинтересованность потенциальных инвесторов в финансировании проектов, приносящих доход через долгий период, практически отсутствует, развитие научно-технологического комплекса РИИНЦа можно осуществлять за счет реинвестирования прибыли коммерческого комплекса. По сути, коммерческий комплекс будет одновременно способствовать и финансированию инновационных проектов и обеспечивать инфраструктурную поддержку инвестиционного и инновационной деятельности в регионе.
К числу важнейших функций коммерческого комплекса РИИНЦа следует отнести:
- проведение маркетинговых исследований;
- организация и проведение прямых рекламных и PR кампаний путем использования рекламно-информационного пространства различных каналов информации) телевидение, радио, пресса, внешняя реклама, информационно-справочные системы);
- предоставление, прежде всего, малому инновационному бизнесу в регионе, услуг в сфере торговли, складского хозяйства, сервиса, туризма, гостиничного бизнеса, рекламы (предоставление площади по льготным расценкам, офисное оборудование, телефонную и факсимильную связь и т.д.);
- содействие хозяйствующим субъектам региона в разработке, сопровождении и реализации инвестиционных и инновационных проектов и программ;
- оказание помощи в подготовке международных соглашений, договоров, контрактов, разработке прогнозов производства и потребности в продукции, работах, услугах в различных областях экономики, науки, техники;
- финансирование ранних стадий разработок и содействие в получении банковских кредитов;
- подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по менеджменту, маркетингу, финансам, учету в области инновационного бизнеса;
- проведение научных семинаров, конференций по приоритетным направлениям научных исследований;
- проведение выставок, ярмарок, презентаций, конкурсов по определению самого инновационно-активного предприятия региона;
- проведение технической и экономической экспертизы инвестиционных и инновационных проектов;
- осуществление импорта передовых технологий, ноу-хау, современного оборудования и др.
Таким образом, общая цель регионального развития на современном этапе заключается в том, чтобы сохранить, а затем усилить инвестиционно-инновационный потенциал наиболее перспективных отраслей регионального хозяйственного комплекса, повысить эффективность его функционирования. Только на этой основе можно обеспечить устойчивость регионального развития. [14]
Итак, исходя из вышеизложенного в данной главе, можно сделать следующие выводы:
1. Разработка направлений повышения инвестиционной привлекательности обусловлена необходимостью создания прочной, действенной нормативно-законодательной базы в инвестиционной сфере области и ее воплощение в конкретных организационных механизмах и процедурах, а также в обеспечении достаточно ясного законодательного, информационного и организационного поля для потенциального инвестора. Основной целью разработки направлений является создание инвестиционной привлекательности региона, чтобы в его экономику пошли инвестиции и прежде всего частные и иностранные.
2. Для выполнения этих задач необходимы не только стимулы и ресурсы для продолжения экономического роста, нужны, главным образом, институциональные условия, образующие благоприятную среду, для которой характерно преобладание позитивных мотивов над негативными, наличие минимума административных препятствий для тех предпринимателей, кто хочет инвестировать и производить, существенное снижение инвестиционных рисков.
3. Для выполнения задач, поставленных в указанных направлениях, необходимы не только стимулы и ресурсы для продолжения экономического роста, нужны, главным образом, институциональные условия, образующие благоприятную среду, для которой характерно преобладание позитивных мотивов над негативными, наличие минимума административных препятствий для тех предпринимателей, кто хочет инвестировать и производить, существенное снижение инвестиционных рисков.
4. В условиях развивающихся глобализационных процессов инновационная восприимчивость региональных хозяйственных комплексов будет выступать основным фактором эффективности их функционирования и конкурентоспособности. Поэтому генерирование, создание и обеспечение инноваций выдвигается в настоящее время в ряд важнейших теоретических и практических задач реконструкции социально-экономических систем регионов-субъектов РФ.
Заключение
Иностранные инвестиции можно рассматривать в качестве факторов ускорения экономического и технического прогресса, обновления и модернизации производственного аппарата, овладения передовыми методами организации производства, подготовки высококвалифицированных кадров. Привлечение иностранных инвестиций может способствовать увеличению выпуска определённых видов продукции, расширению экспорта с помощью иностранных партнёров. Для повышения эффективности производства в некоторых отраслях существенное значение имеет использование иностранных технологий. Это относится, например, и к основной экспортной отрасли - нефтедобыче и переработке нефти. Всё это имеет немаловажное значение, и, если с помощью иностранных инвестиций удастся продвинуться в решении этих задач, это будет весомым вкладом в создание современной экономики.
В связи с этим, проблема привлечения иностранных инвестиций является актуальной, особенно, в условиях инвестиционного кризиса в России. От того, насколько эффективно будет решена задача привлечения иностранных инвестиций, зависит ход, темпы и во многом результаты проводимых реформ. В условиях перехода от одной хозяйственной системы к другой требуется огромное количество инвестиций для обеспечения такого перехода
Региональные особенности инвестиционной деятельности обосновывают важную задачу обеспечения новых эффективных условий инвестиционного роста региональной экономики. Необходимо учитывать влияние комплекса факторов развития рынков инвестиционных ресурсов, мотивационных факторов поведения инвесторов, государственной бюджетной и инвестиционной политики.
Практическое достижение целей инвестиционной политики региона связано с созданием и обеспечением эффективного функционирования механизма ее реализации. Под механизмом реализации региональной инвестиционной политики необходимо понимать совокупность методов и обеспечивающих их действие систем, при помощи которых органы государственного управления воздействуют на участников инвестиционного процесса в целях решения первоочередных задач социально-экономического развития региона.
Таким образом, особенностью механизма реализации региональной инвестиционной политики является его направленность на согласование интересов всех участвующих сторон» поэтому важное место в структуре рассматриваемого механизма занимает мотивационный блок, который обеспечивает взаимодействие участников инвестиционного процесса не только между собой, но и с внешней средой. В общем виде представлены интересы участников инвестиционного процесса в регионе. При этом было отмечено, что может иметь место противоречие интересов, поэтому важно установить полный спектр движущих мотивов.
Проанализировав, основные показатели развития инвестиционной деятельности в Мурманской области выявили, что в целом в области благоприятный инвестиционный климат. Рост удельного веса инвестиций наблюдается в рыболовстве, добыче полезных ископаемых, оптовой и розничной торговле, операциях с недвижимым имуществом.
Для дальнейшего совершенствования региональной инвестиционной политики в Мурманской области были предложены следующие меры: механизм обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе, где была представлена трехуровневая система формирования приоритетов регионального инвестирования. При определении, которой необходимо, прежде всего, учитывать условия дефицита федерального, регионального и местных бюджетов, низкой платежеспособности большей части финансово-кредитных учреждений, предприятий сферы материального производства и населения, изыскать необходимые финансовые ресурсы для надлежащего обеспечения направлений модернизации экономики региона.
Следующим мерами для совершенствования региональной инвестиционной политики были предложены программа по созданию благоприятного климата для привлечения инвестиций в экономику края; здесь был представлен комплекс мероприятий для выполнения задач поставленных в программе, необходимых для продолжения экономического роста. И схема активизации инвестиционно-инновационной деятельности в Мурманской области.
Таким образом, общая цель регионального развития на современном этапе заключается в том, чтобы сохранить, а затем усилить инвестиционно-инновационный потенциал наиболее перспективных отраслей регионального хозяйственного комплекса, повысить эффективность его функционирования. Только на этой основе можно обеспечить устойчивость регионального развития.
Список использованной литературы
1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» № 39-ФЗ от 25.02.1999 г. (в редакции от 27.08.2008 г.).
2. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации»: Федеральный закон от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ (в ред. от 22 июля 2008 года).
3. Мурманская область в цифрах - краткий статистический сборник / Федеральная служба государственной статистики, Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по мурманской области. - Мурманск, Мурманскстат, 2008 - 79 с.
4. Басмач, М. И. Инвестиции: Учебник для вузов / М. И. Басмач. - М.: Юнити, 2005. - 256 с.
5. Бекмерев, И. И. Инвестиционное проектирование: Курс лекций / И. И. Бекмерев. - М.: Приор, 2007. - 324 с.
6. Вяткин, В. Н. Инвестиционное проектирование / В. Н. Вяткин. - М.: Дашков и Ко, 2005 - 512 с.
7. Гвозденко, А. А. Основы инвестирования: Учебник / А. А. Гвозденко. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 320 с.
8. Ерошенков, С. Г. Мировой опыт управления инвестициями / С. Г. Ерошенков. - М.: МАКС Пресс, 2005. - 313 с.
9. Ильенкова, С. Д. Инвестиционное проектирование на предприятии: Учебник для вузов/ С. Д. Ильенкова, Н. Д. Ильенкова, В.С. Мхитарян и др. - М.: Юнити, 2006. - 368 с.
10. Казакевич, К. Ф. Инвестиции / К. Ф. Казакевич. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005. - 571 с.
11. Камынкина, М. Г. Основы инвестирования / М. Г. Камынкина. - М.: Дис, 2004. - 340 с.
12. Кирсанов, К. А. Инвестиционное проектирование / К. А. Кирсанов. - М.: Экзамен, 2005. - 384 с.
13. Кривошеев, И. В. Инвестиции: Учебное пособие / И. В. Кривошеев. - М.: Юнити, 2006. - 296 с.
14. Ковальчук, А.М. Направления повышения инвестиционной привлекательности региона, часть 1 / Ковальчук, А. М. // Экономика региона (журнал института экономики Уральского отделения РАН). - 2008. - № 3. - с. 23 - 31.
15. Ковальчук, А.М. Направления повышения инвестиционной привлекательности региона, часть 2 / Ковальчук, А. М. // Экономика региона (журнал института экономики Уральского отделения РАН). - 2008. - № 4. - с. 30 - 39.
16. Крутик, А. Б. Инвестиционное проектирование: Учебное пособие / А. Б. Крутик, Т. В. Никитина. - СПб.: Питер, 2006. - 256 с.
17. Любушин, Н. П. Инвестиционная стратегия: учебное пособие для вузов / Н. П. Любушин. - М.: Юнити-Дана, 2004. - 598 с.
18. Медынский, В. Г. Инвестиционное проектирование: Учебник / В. Г. Медынский. - М.: Инфра-М, 2005. - 293 с.
19. Мишин, В. М. Инвестиции: Учебное пособие для вузов / В. М. Мишин. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 451 с.
20. Морозов, Ю. П. Инвестиционное проектирование: Учебное пособие для вузов / Ю. П. Морозов. - М.: Юнити-Дана, 2007. - 379 с.
21. Никифоров, А. Д. Инвестиции: Учебное пособие для вузов / А. Д. Никифоров. - М.: Дрофа, 2005. - 337 с.
22. Санто, Б. Р. Инвестиционная стратегия / Б. Р. Санто. - М.: Прогресс, 2005. - 402 с.
23. Смирнова, М. Б. Инвестиции: учебное пособие / М. Б. Смирнова. - М.: Юстицинформ, 2007. - 283 с.
24. Соловьев, А. К. Инвестиционная стратегия в России / А. К. Соловьев. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 480 с.
25. Сплетухов, Ю. А. Инвестиции / Ю. А. Сплетухов. - М.: Спарк, 2007.
26. Станиславчик, Е. Н. Инвестиционная стратегия на предприятии: теория и практика / Е. Н. Станиславчик. - М.: Ось, 2006. - 280 с.
27. Степанов, Е. А. Управление инвестициями: учебное пособие / Е. А. Степанов. - М.: Инфра-М, 2006. - 371 с.
28. Сулейманов, Н. Т. Управление инвестиционной стратегией / Н. Т. Сулейманов. - М.: Издательство ИПК, 2007. - 311 с.
29. Тихонова, В. Инвестиционный климат в России с точки зрения эффективности прямых иностранных инвестиций / Тихонова, В. // Инвестиции в России. - 2005. - №6. - с. 3-10.
30. Турилин, Б. М. Инвестиционная стратегия / Б. М. Турилин. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 346 с.
Приложение 1
Основные показатели иностранных инвестиций в РФ в 2007 году
Поступление иностранных инвестиций по типам
2007г.
Справочно 2006г.в % к
млн. долларов
США
в % к
2006г.
итого
2005г.
итого
Инвестиции
120941
в 2,2р.
100
102,7
100
из них:
прямые инвестиции
27797
в 2,0р.
23,0
104,6
24,8
в том числе:
взносы в капитал
14794
168,7
12,2
84,6
15,9
из них реинвестирование
351
80,7
0,3
в 3,4р.
0,8
лизинг
82
91,9
0,1
62,7
0,1
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций
11664
в 3,0р.
9,7
180,0
7,1
прочие прямые инвестиции
1257
136,4
1,0
в 2,3р.
1,7
портфельные инвестиции
4194
131,8
3,5
в 7,0р.
5,8
из них акции и паи
4057
140,5
3,4
в 8,8р.
5,2
прочие инвестиции
88950
в 2,3р.
73,5
95,3
69,4
в том числе:
торговые кредиты
14012
151,3
11,6
153,7
16,8
прочие кредиты
73765
в 2,6р.
61,0
84,3
51,6
из них:
на срок до 180 дней
3429
112,2
2,8
115,1
5,5
на срок свыше 180 дней
70336
в 2,8р.
58,2
81,7
46,1
прочее
1173
в 2,2р.
0,9
150,0
1,0
Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности
2007г.
Накоплено на
конец 2007г.
поступило
погашено
(выбыло)
переоценка и прочие изменения активов и обязательств
всего
в % к итогу
Всего
120941
58432
9730
220595
100
в том числе:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
468
130
-21
1407
0,6
рыболовство, рыбоводство
49
58
0,5
172
0,1
добыча полезных ископаемых
17393
1744
37
41281
18,7
обрабатывающие производства
31948
16977
9301
66588
30,2
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
822
424
347
1898
0,9
строительство
2911
518
-2
3583
1,6
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
47310
27000
36
58146
26,4
гостиницы и рестораны
59
50
-1
378
0,2
транспорт и связь
6703
3372
63
16107
7,3
Финансовая деятельность
4450
5753
46
9110
4,1
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
8414
2343
-77
20634
9,3
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
48
1
-
92
0,0
образование
3
0,0
0,0
7
0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг
68
12
0,2
137
0,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
295
50
1
1055
0,5
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам
Накоплено на конец
2007г.
В том числе
Справочно
поступило
в 2007г.
всего
в % к
итогу
прямые
порт-фельные
прочие
Всего инвестиций
220595
100
103060
6728
110807
120941
из них по основным странам-инвесторам
190069
86,2
89466
5777
94826
104494
в том числе:
Кипр
49593
22,5
35426
1700
12467
20654
Нидерланды
39068
17,7
35254
52
3762
18751
Великобритания
29235
13,3
3438
2314
23483
26328
Люксембург
29161
13,2
735
219
28207
11516
Германия
11786
5,3
4494
98
7194
5055
США
8579
3,9
3635
1207
3737
2839
Ирландия
7131
3,2
428
0,4
6703
5175
Франция
5919
2,7
1554
31
4334
6696
Виргинские острова (Брит.)
4800
2,2
2882
99
1819
2140
Швейцария
4797
2,2
1620
57
3120
5340
Приложение 2 Основные показатели иностранных инвестиций в РФ в в 2008 года Поступление иностранных инвестиций по типам
2008г.
Справочно 2007г. в %
млн.Долларов
США
в %
2007 г.
итог
2006г.
итог
Инвестиции
75792
86,2
100
в 2,5р.
100
из них:
прямые инвестиции
19201
97,7
25,3
191,3
22,3
в том числе:
взносы в капитал
11882
131,7
15,7
145,7
10,2
из них реинвестирование
567
в 2,2р.
0,7
127,1
0,3
лизинг
135
в 2,5р.
0,2
132,5
0,1
кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций
6272
64,3
8,2
в 4,4р.
11,1
прочие прямые инвестиции
912
111,1
1,2
45,0
0,9
портфельные инвестиции
1296
83,7
1,7
в 2,3р.
1,8
из них акции и паи
1017
68,8
1,3
в 2,4р.
1,7
прочие инвестиции
55295
82,8
73,0
в 2,7р.
75,9
в том числе:
торговые кредиты
12671
149,1
16,7
121,9
9,7
прочие кредиты
41528
72,0
54,8
в 3,4р.
65,6
из них:
на срок до 180 дней
4444
179,9
5,9
130,9
2,8
на срок свыше 180 дней
37084
67,1
48,9
в 3,6р.
62,8
прочее
1096
в 2,0р.
1,5
в 2,3р.
0,6
Иностранные инвестиции по видам экономической деятельности
2008г.
Накоплено на конец
2008г.
поступило
погашено
переоценкаи прочие
изменения активов и обязательств
всего
в % к итогу
Всего
75792
48061
-3522
251279
100
в том числе:
сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
649
211
14
1789
0,7
рыболовство, рыбоводство
25
21
0,1
169
0,1
добыча полезных ископаемых
8210
2018
44
48600
19,3
обрабатывающие производства
26481
15057
-1765
77824
31,0
производство и распределение электроэнергии, газа и воды
3383
290
-1374
4390
1,8
строительство
2499
811
2
6227
2,5
оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
17917
20088
31
52139
20,7
гостиницы и рестораны
101
34
0,0
593
0,2
транспорт и связь
2237
2702
1
16709
6,7
финансовая деятельность
3249
1728
19
11869
4,7
операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг
10767
5040
-500
29464
11,7
государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение
26
44
-
66
0,0
образование
0,0
4
0,2
3
0,0
здравоохранение и предоставление социальных услуг
14
4
6
150
0,1
предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
234
9
-0,1
1287
0,5
Объем накопленных иностранных инвестиций в экономике России по основным странам-инвесторам