Рефераты

Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности путем привлечения иностранного капитала в экономику Северного экономического региона

p align="left">В последнее время основной формой участия иностранного капитала в виде прямых инвестиций было создание совместных предприятий. Для улучшения инвестиционного климата здесь необходимо совершенствовать способы определения доли российских инвесторов в уставных капиталах совместных предприятий, разработать методики оценки зданий, сооружений, оборудования, земли, вкладываемых в качестве российской части уставных фондов коммерческих организаций с иностранными инвестициями. Целесообразно стимулировать сделки, в которых зарубежный партнер поставляет машины, оборудование, технологии, комплектные заводы в обмен на встречные поставки сырья, полуфабрикатов, производимых на поставленном оборудовании.

Следует активнее стремиться к привлечению иностранных финансовых ресурсов в форме кредитов, которые требуют погашения, но не устанавливают прямой зависимости кредитуемых предприятий от иностранных компаний. Одной из форм иностранных кредитов являются целевые банковские вклады для кредитования развития российских предприятий с условием возврата кредита поставками продукции (компенсационные соглашения).

Важным фактором притока инвестиций в российскую экономику является стимулирование возврата российского капитала, находящегося в зарубежных банках, и формирования условий для предотвращения дальнейшей утечки капиталов из России. [28, c. 227]

Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций должна включать меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы. Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте. Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.

В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, продаже акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного информационно - консультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства Российской Федерации «О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономике Российской Федерации».

По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура - Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, (КСИИ) в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача - обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.

Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.

Представляет интерес, как сами иностранные инвесторы оценивают инвестиционный климат в России. Действующих в нашей стране иностранных инвесторов (154 оппонента) просили оценить различные экономические и политические факторы, влияющие на инвестиционный климат в России. Результаты опроса проведенного КСИИ в 2008 г. представлены в диаграмме.

Рисунок 2 - Факторы, являющиеся препятствием для иностранных инвесторов

Благоприятное отношение к прямым иностранным инвестициям и портфельному капиталу определяется тем, что в отличие от кредитов эти вложения объединяют риски инвестора и производителя и осуществляются не на условиях платности, срочности и возвратности. Фондовый рынок в современном мире служит источником притока капитала в реальный сектор. Иностранные агенты покупают акции компаний других стран с целью диверсификации рисков и получения большего дохода. Это означает, что при прочих равных условиях иностранные инвесторы будут вкладываться в бумаги тех стран, которые обладают большей доходностью. Риски вложения в Россию по-прежнему высоки, поэтому для их компенсации необходимо предложение более высоких ставок доходности. К сожалению, национальных предприятий, которые могут удовлетворять таким условиям, немного. Мировой опыт показывает, что большая часть портфельных инвесторов (по крайней мере, из главных стран) предпочитают держать ценные бумаги национальных эмитентов, которые легче контролировать. Положение помимо всего прочего осложняется в целом неразвитостью российского фондового рынка, что также препятствует притоку иностранных портфельных инвестиций. Тем не менее, привлечение средств в компании, не имеющие выхода на внешние рынки капитала, должно оставаться главным ориентиром в развитии российского фондового рынка. [20, c. 159]

В России в настоящий момент наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются прежде всего те отрасли, которые связаны с эксплуатацией природных ресурсов и имеют хороший экспортный потенциал (металлургия, нефтегазовая отрасль, лесная промышленность, отчасти химическая отрасль), и те, которые имеют широкий немонополизированный внутренний рынок (пищевая промышленность, производство товаров народного потребления) (рис.2).

Рисунок 3 - Структура накопленных в России иностранных инвестиций на конец 2008 г.

Традиционно в российскую нефтегазовую отрасль вкладывается больше иностранных инвестиций, чем в какую-либо другую. Предприятия нефтегазовой промышленности не только реализуют совместные проекты с иностранными партнерами, но и привлекают средства с помощью размещения своих ценных бумаг на западном финансовом рынке. Можно отметить, что привлечение средств таким способом удается лишь единичным российским предприятиям и финансовым институтам. Иностранный капитал используется нефтяными компаниями, в основном, для «импорта» современных технологий и финансирования реализуемых ими проектов. [29]

По данным Infogeo. ru Российская сырьевая металлургия тоже сохраняет свою привлекательность в качестве стабильного источника доходов для долгосрочных инвестиций. Перспективность отрасли обеспечивается устойчивым спросом на металлы со стороны КНР, государств Азии, Южной Америки и стран с развивающейся экономикой. Усилился интерес инвесторов КНР и Кореи к участию в геологическом изучении и разработке полезных ископаемых на российской территории. Продолжается повышение экспорта черной металлургии и вместе с ним потребительского спроса, обусловленного ростом металлопотребляющих секторов и отраслей экономики - машиностроительного, строительного и оборонно-промышленного комплексов, что способствует увеличению объемов металлургического производства. Меры по улучшению финансирования и управления ГРР (геолого-разведочные работы) в среднесрочной перспективе оказывают позитивное влияние на возобновление минерально-сырьевой базы. В случае практического и устойчивого подтверждения государством новой политики недропользования, закрепленной в законодательстве, не исключается расширение участия иностранных компаний в геологическом изучении и разработке полезных ископаемых на территории РФ на основе двусторонних соглашений. Таким образом, привлекательность металлургического бизнеса в целом, и особенно сырьевого сектора, в ближайшие годы останется высокой.

В России не исключается активизация вхождения на рынок новых зарубежных игроков, особенно в случае отказа противоборствующих сторон от военных действий на Кавказе, урегулирования регионального военного конфликта, а также снижения политической напряженности в отношениях между США и РФ. Активизация военных действий может привести к росту заказов оборонного характера, в т. ч. директивных.

2.2 Динамика и структура иностранных инвестиций в России

В России создан инвестиционный климат, который является одним из лучших в мире. Такое мнение высказал 20.05.2008 глава представительства Еврокомиссии в РФ Марк Франко, выступая на конференции «Россия в мировой экономике» организованной Ассоциацией европейского бизнеса в РФ. «Последние годы экономика России неуклонно растет и показывает очень хорошие результаты», - отметил Франко. - «Россия становится более интегрированной в мировую экономику и играет активную роль на международной арене». «Перед Москвой стоит очень важная задача модернизации и диверсификации экономики, - добавил глава представительства. - Решение этой задачи невозможно без увеличения прямых иностранных инвестиций, в том числе и из стран ЕС». «Только в этом случае Россия сможет в полной мере использовать свои огромные трудовой и интеллектуальные резервы», - указал Франко. «Товарооборот и уровень прямых инвестиций между ЕС и Россией неуклонно растет, это происходит потому, что в России создан, пожалуй, один лучших инвестиционных климатов в мире», - констатировал он. - «Но, к сожалению, основные потоки европейских инвестиций сконцентрированы на топливно-энергетической, торговой и строительной сферах, рост инвестиций в высокотехнологичное производство заметно снижен, хотя именно эта сфера является ключевой для модернизации экономики». «Россия находится на периферии международных потоков капитала, - отметил глава представительства. - «Европейские инвестиции в Россию могли бы быть на порядок больше, здесь сохраняется огромный потенциал». «Необходимо, чтобы Россия скорее стала членом такой важной международной организации, как ВТО, что необходимо для дальнейшего устойчивого развития страны», - цитирует ПРАЙМ-ТАСС слова Франко.

После периода экономического упадка 1990-х годов, принимая во внимание темпы и характер роста в начале XXI-го века, Россию можно отнести к группе «стран с развивающейся экономикой», в которую входят Россия, Индия, Бразилия и Китай. В 2007 году Россия вошла в группу стран с высоким уровнем человеческого развития.

В целом за 1999--2008 гг. рост ВВП составил 83 %, промышленности -- 75,4 % (в марте 2009 года Росстат уточнил данные о росте промышленности в 2004--2006 годах: в 2004 году рост составил 8,0 % (ранее давалась оценка в 8,3 %), 2005 году -- 5,1 % (4,0 %), 2006 году -- 6,3 % (3,9 %), сельского хозяйства -- 39,7 %. В результате в 2007 году ВВП страны составил 101 % от уровня 1989 года, промышленное производство -- 83 % (в 1990 году промышленное производство по сравнению с 1989 годом составило 99,9 %, в 1991--2004 сократилось ещё на 30 %, в 2005--2007 выросло на 18,8 %), сельскохозяйственное производство -- 75 %.

Так, по данным Росстата в 2007 году сектор услуг составлял 58 % ВВП (по данным сборника «Россия в цифрах 2008» непроизводственная сфера обеспечивает также 60,9 % занятости), в том числе:

- торговля -- 20,2 %;

- гостиницы и рестораны -- 0,9 %;

- транспорт и связь -- 9,2 %;

- финансовая деятельность -- 4,6 %;

- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг -- 10,1 %;

- государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение -- 5,1 %;

- образование -- 2,7 %;

- здравоохранение и предоставление социальных услуг -- 3,3 %;

- прочие услуги -- 1,9 %.

Промышленность и сельское хозяйство в 2007 году обеспечили 42 % ВВП, в том числе:

- сельское хозяйство -- 4,4 %;

- рыболовство, рыбоводство -- 0,3 %;

- добывающая промышленность -- 10,1 %;

- обрабатывающая промышленность -- 18,5 %;

- электроэнергетика -- 3,0 %;

- строительство -- 5,7 %.

Среди всех отраслей промышленности России наиболее сильными выглядят: добыча топливно-энергетических полезных ископаемых; целлюлозно-бумажное производство (лесные ресурсы России -- крупнейшие в мире); издательская и полиграфическая деятельность; металлургическое производство; производство и распределение электроэнергии, газа и воды.

В 2007--2008 годах очень высокие темы роста демонстрируют: строительство и производство строительных материалов, производство транспортных средств (за счет открытия сборочных производств иностранных автоконцернов и увеличения производства подвижного состава для РЖД), производство механического оборудования (в первую очередь за счет выпуска турбин).

Россия обладает крупнейшими в мире разведанными запасами природного газа, а также является крупнейшим его производителем. Кроме того, Россия разделяет первое-второе место по объёму добываемой нефти, а по объёму её экспорта занимает второе место. Крупные месторождения угля имеются в Республике Коми, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Россия также богата железной рудой, бокситами, никелем, оловом, золотом, алмазами, платиной, свинцом, цинком. Многие из этих ресурсов находятся в Сибири, где большие расстояния, слабая населённость, суровый климат и многолетняя мерзлота создают значительные трудности для экономически эффективной добычи и транспортировки сырья к местам переработки и потребления. Добыча нефти и газа сосредоточена в Западной Сибири; гидроэлектростанции, цветная металлургия и лесная промышленность -- в Восточной Сибири. Дальний Восток выделяется добычей золота, алмазов, рыбы и морепродуктов. В Северном районе к основным отраслям относятся добыча угля, нефти, газа, апатитов, никеля и других металлов, а также заготовка леса и добыча рыбы. Северо-Западный, Центральный, Волго-Вятский, Уральский и Поволжский районы выделяются развитым машиностроением, химической, лёгкой, пищевой промышленностью, энергетикой и сферой услуг. Центрально-Чернозёмный район и Северный Кавказ имеют развитое сельское хозяйство и пищевую промышленность.

Объём российского ВВП в 2007 году составил 32987,4 млрд. рублей. По ППС ВВП России в 2005 г. составлял только 13,7 % от американского (данные глобального раунда сопоставления ВВП), но уже в 2007 г. увеличился до 15,1 % (прирост ВВП России в 2006 году -- 7,4 %, в 2007 году -- 8,1 %, США -- 2,9 % и 2,2 %, соответственно), а по паритету покупательной способности -- 2,1 трлн. долларов (ВВП США по ППС в 2007 г. составил 13,86 трлн. долларов, что на душу населения даёт показатель в 32,2 % от американского (в 2005 г. -- 28,5 %). По ВВП (ППС) в 2007 г. российская экономика была на 7-м месте в мире (доля 3,2 %). В четвёртом квартале 2007 года российской экономикой показан рекордный прирост ВВП, составивший 9,5 % в годовом выражении.

Рост ВВП в 2007 году, по данным Росстата, составил 8,1 %, а промышленного производства -- 6,3, инфляция за год -- 11,9 %. Внешнеторговый оборот, согласно данным Росстата, в 2007 г. составил (в фактически действовавших ценах) 578,9 млрд.долларов США (123,7 % к 2007 году), в том числе экспорт -- 355,5 млрд.долларов (117,1 % к 2007 году), импорт -- 223,4 млрд долларов (136,0 % к 2007 году. Реальное укрепление рубля за 11 месяцев 2007 года составило 4,6 % (к доллару -- 14,15 %, к евро -- 4,2 %).

Результаты российской экономики в 2007 году продемонстрировали ускорение роста по отношению к 2005--2006 годам. При этом ускорение происходило на фоне снижения влияния топливно-энергетического сектора на экономику, то есть рост базировался в большей степени не на высоких ценах на энергоресурсы (хотя их влияние ещё высоко), а на росте инвестиционного и потребительского спроса, росте объёмов строительства, выпуска широкого спектра продукции обрабатывающих отраслей.

В 2008 году валовый внутренний продукт за первые три квартала составил 30759,8 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 7,3 % в реальном исчислении.

При сохранении в целом относительно высоких темпов экономического развития, начиная с середины II квартала отмечается постепенное замедление экономического роста. Если в I квартале ВВП вырос на 8,5% к соответствующему периоду предыдущего года, во II квартале - на 7,5%, то в III квартале, по оценке Минэкономразвития России, - на 7,1%, в целом за январь-сентябрь - на 7,7 процента. С исключением сезонного и календарного факторов среднемесячный прирост составил 0,8% и 0,5% в I и II кварталах и 0,4% - в III квартале. Наиболее заметное замедление происходило в июне и июле 2008 года, когда среднемесячные приросты составили 0,2%, в августе - 0,5%, в сентябре - 0,4 процента.

Общеэкономическая динамика складывается под влиянием сохраняющихся высоких темпов потребительского спроса при замедлении роста промышленного производства (прежде всего обрабатывающих производств), инвестиций в основной капитал и заметном снижении помесячных темпов роста строительства.

Ухудшение внешних конъюнктурных условий из-за снижения цен на нефть и продолжающегося замедления роста мировой экономики в целом еще не отразилось на развитии внешней торговли России. Экспорт товаров, по оценке Банка России, в январе-декабре 2008 г. составил 372 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в 1,5 раза (в январе-сентябре 2007 г. - на 9,5 процента). Доли стран дальнего зарубежья и СНГ в общем объеме экспорта России в январе-сентябре 2008 г. сохранились практически на уровне аналогичного периода 2007 года и составили соответственно 84,7% и 15,3 процента. Темпы роста экспорта в страны дальнего зарубежья и страны СНГ были близки - 151,9% и 150,8% (в январе-сентябре 2007 г. - 109,5% и 117,7% соответственно). Ускоренный рост экспорта был обусловлен ростом цен на основные товары российского экспорта.

Импорт товаров в 2008 г. составил, по оценке Банка России, 218,7 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в 1,4 раза (в 2007 году - на 37 процентов). Доля стран дальнего зарубежья в общем объеме импорта России увеличилась с 85,2% до 85,7%, стран СНГ соответственно снизилась с 14,8% до 14,3 процента. Рост импорта стимулировался ростом инвестиционной активности, расширением внутреннего спроса населения.

Сальдо торгового баланса в 2008 г. было положительным и составило 150,8 млрд. долларов США, увеличившись по сравнению с соответствующим периодом 2007 года в 1,6 раза. Рост торгового сальдо в целом происходил в результате увеличения положительного сальдо сырьевых товаров, занимающих большой удельный вес во внешней торговле России. Одновременно увеличилось отрицательное сальдо в торговле машинами и оборудованием.

Несмотря на относительно высокие темпы роста инвестиций в основной капитал в 2008 г. к соответствующему периоду 2007 года (113,1), в III квартале происходит существенное замедление темпов роста (109,9% к соответствующему периоду 2007 года против 119,1% - в I квартале), при этом среднемесячный прирост составил лишь 0,2% против 2,4% в I квартале. Замедление темпов прироста по строительным работам во II и III кварталах сопровождается в августе и сентябре 2008 года отрицательными темпами прироста с исключением сезонного и календарного факторов (-0,9% и -0,7%). В результате в III квартале объем строительных работ лишь на 9,5% превысил уровень 2007, тогда как в I квартале превышение составляло 28,9 процента.

Наиболее существенными причинами замедления инвестиционной и строительной динамики являются, прежде всего, увеличение оттока капитала из частного сектора и сдержанность финансовой системы в кредитовании реального сектора экономики. В наибольшей степени это проявилось в сентябре 2008 года. Так, значительно возросла стоимость заемных средств и сократились сроки предоставления кредитов. Ряд крупнейших банков приостанавливают финансирование строительства объектов из-за возрастания рисков значительного изменения цен на рынке недвижимости. Это может повлечь дальнейшее замедление темпов роста инвестиций в 2009 году и, в особенности, в строительном сегменте.

Значительно замедлилось жилищное строительство. В сентябре 2008 г. ввод в действие жилых домов составил лишь 97,9% к сентябрю предыдущего года. По итогам 9 месяцев 2008 г. было введено 35,2 млн. кв. м. общей площади жилых домов, что только на 3,9% больше, чем в аналогичном периоде прошлого года (в 2007 г. данный показатель превышал 30 процентов).

После июньского спада в июле произошло некоторое ускорение роста промышленного производства. Однако с августа продолжилось помесячное замедление роста промышленного производства с исключением сезонной и календарной составляющих (июль - 0,6%, август - 0,3%, сентябрь - 0,1%). В сентябре спад отмечается в сфере деятельности «обрабатывающие производства» (июнь - 1,3%, июль - 0,9%, август - 0,3%, сентябрь - -0,6 процента). В наибольшей степени спад затронул производство пищевых продуктов (-0,9%), химическое производство (-0,7%), производство строительных материалов (-0,6%). В сфере «добыча полезных ископаемых» и в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды в сентябре рост производства с исключением сезонной и календарной составляющих продолжился и составил 1,3% и 0,5%, соответственно.

Темпы расширения потребительского спроса весь год оставались на высоком уровне. Прирост оборота розничной торговли в январе-сентябре 2008 г. составил 15,0% к аналогичному периоду 2007 года. Вместе с тем на фоне ускорения инфляционных процессов на потребительском рынке и торможения роста реально располагаемых денежных доходов населения динамика продаж замедлилась. Среднемесячный прирост с исключением сезонной и календарной составляющих составил в III квартале 0,8% (в том числе в июле - 1,2%, в августе - 1,1%, в сентябре - 0,1 процента).

За девять месяцев 2008 г. объем платных услуг населению увеличился на 6.0% относительно января-сентября 2007 г., что на 1,2 п.п. ниже января-сентября 2007 года из-за роста цен на платные услуги и замедления динамики реальных располагаемых денежных доходов населения. В III квартале прирост составил 5,6%, в том числе в сентябре - 6,0 процента.

В январе-сентябре 2008 г. реальные располагаемые доходы увеличились к аналогичному периоду 2007 года на 7,8 процента. Однако это заметно ниже динамики января-сентября 2007 года (10,4%), что во многом связано с более высоким уровнем инфляции в 2008 году. В III квартале прирост составил 7,1%. С исключением сезонного и календарного факторов наблюдалось падение среднемесячных темпов прироста в сентябре (-0,5%). За девять месяцев 2008 г. реальная заработная плата увеличилась на 12,8%, в том числе в III квартале - на 12,4% и в сентябре - на 12,5 процента.

По расчетам Минэкономразвития России, за сентябрь 2008 года реальное ослабление рубля к доллару составило 3,7%, к швейцарскому франку - 0,9%, к японской йене - 6,1%, укрепление к евро - 0,4%, к фунту стерлингов - 0,9%. В целом за январь-сентябрь (из расчета сентябрь 2008 г. к декабрю 2007 г.) реальное укрепление рубля к доллару составило 3,15%, к евро - 6,7%, к фунту стерлингов - 16,5%, к швейцарскому франку - 3,45%, ослабление к японской иене - около 0,1 процента. По оценке Банка России, укрепление реального эффективного курса рубля составило за первые девять месяцев 2008 года 3,3 процента.

В сентябре при снижении ценовой конъюнктуры на основные товары российского экспорта и в условиях падения российских фондовых индексов, связанных с выводом нерезидентами капитала из России, международные резервы сократились на 25,569 млрд. долл. США. В целом за январь-сентябрь 2008 года прирост составил 78,179 млрд. долл. США (в январе-августе 2007 г. - 121,646 млрд. долл. США). На 1 октября 2008 г. объем международных резервов составил 556,069 млрд. долл. США, к 17 октября они уменьшились до 515,7 млрд. долл. США.

По предварительным данным, профицит федерального бюджета на кассовой основе в январе-сентябре 2008 г. составил 2521,39 млрд. руб. (104,84 млрд. долл. США), или 8,14% ВВП.

При этом доходная часть бюджета составила 7151,31 млрд. руб. (297,351 млрд. долл. США), или 23,08% ВВП, а расходы бюджета (на кассовой основе) - 4629,92 млрд. руб. (192,512 млрд. долл. США), или 14,95% ВВП. Непроцентные расходы сложились в объеме 4499,05 млрд. руб. (187,07 млрд. долл. США), или 14,52% ВВП, а обслуживание государственного долга (процентные расходы) - 130,86 млрд. руб. (5,441 млрд. долл. США), или 0,42% ВВП.

На фоне продолжающегося снижения цен на плодоовощную продукцию и наблюдаемого снижения цен на бензин, рост общего уровня потребительских цен в сентябре текущего года был достаточно существенным. Индекс потребительских цен увеличился на 0,8%. относительно августа 2008 года, а за период с начала года накопленная инфляция составила 10,6 процента.

По состоянию на конец 2007г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 220,6 млрд. долларов США, что на 54,3% больше по сравнению с соответствующим периодом 2006 года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 50,2% (на конец 2006г. - 49,1%), доля прямых инвестиций составила 46,7% (47,5%), портфельных - 3,1% (3,4%).

Основные страны-инвесторы в 2007г. - Соединенное Королевство (Великобритания), Кипр, Нидерланды, Люксембург, Франция, Швейцария, Ирландия, Германия, США. На долю этих стран приходилось 84,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, на долю прямых - 84,0% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

В 2007 г. в экономику России поступило 120,9 млрд. долларов иностранных инвестиций, что в 2,2 раза больше, чем в 2006 году. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец 2007г. составил 32,1 млрд.долларов. В 2007г. из России за рубеж направлено 74,6 млрд.долларов иностранных инвестиций, или на 43,6% больше, чем в 2006 году. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 58,5 млрд.долларов, или на 29,4% больше, чем в 2006 году.

Более подробная статистка отражена в Приложении 1.

По состоянию на конец сентября 2008г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 251,3 млрд.долларов США, что на 27,0% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 50,7% (на конец сентября 2007г. - 53,5%), доля прямых составила 46,9% (44,4%), портфельных - 2,4% (2,1%).

Основные страны-инвесторы в январе-сентябре 2008г. - Кипр, Соединенное Королевство (Великобритания), Нидерланды, Германия, Люксембург, Франция, Виргинские (Британские) острова. На долю этих стран приходилось 78,0% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, 81,1% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

В январе-сентябре 2008г. в экономику России поступило 75,8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 13,8% меньше, чем в январе-сентябре 2007 года. В I квартале 2008г. поступило иностранных инвестиций 17,3 млрд.долларов США (на 29,9% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 29,3 млрд.долларов США (меньше на 18,0%), в III квартале - 29,2 млрд.долларов США (больше на 6,1%). Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в Россию из-за рубежа, составил в январе-сентябре 2008г. 48,1 млрд.долларов, или на 20,7% больше, чем в январе-сентябре 2007 года. В I квартале 2008г. объем погашенных инвестиций 14,3 млрд.долларов США (на 18,0% меньше соответствующего периода предыдущего года), во II квартале - 20,0 млрд.долларов США (больше на 54,2%), в III квартале - 13,8 млрд.долларов США (меньше на 5,7%). Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2008г. составил 52,7 млрд.долларов. В январе-сентябре 2008г. из России за рубеж направлено 91,3 млрд.долларов иностранных инвестиций, или на 68,6% больше, чем в январе-сентябре 2007года. Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 81,5 млрд.долларов, или на 96,9% больше, чем в январе-сентябре 2007 года.

Более подробная статистка отражена в Приложении 2.

2.3 Механизм обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе

Основу совершенствования региональной инвестиционной политики в Мурманской области составляет системный подход к решению данной проблемы, согласно которому необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих в себя создание более благоприятного имиджа и улучшение инвестиционного климата территории, формирование элементов инвестиционного рынка, совершенствование законодательного обеспечения региональных инвестиционных процессов и др.

Проанализировав общую характеристику инвестиционных возможностей Мурманской области, пришли к следующему, что регион обладает большим инвестиционным потенциалом, который необходимо развивать. В современных условиях все большую актуальность приобретает выбор направлений эффективного вложения средств. Важность выявления региональных приоритетов обусловлена крайней необходимостью концентрации ограниченных инвестиционных ресурсов на наиболее острых проблемах развития или направлениях, способных обеспечить конкурентные преимущества региональной экономики на общероссийском и мировом рынках. Выбор стратегических направлений инвестиционной политики позволяет сосредоточивать инвестиционные ресурсы на четко обозначенных в ней целях, что в конечном итоге повышает эффективность инвестиционного процесса в регионе.

В этой связи в целях совершенствования регионального управления инвестиционной деятельностью выделяются инвестиционные приоритеты, то есть совокупность наиболее перспективных направлений развития, обусловленных складывающимися предпочтениями потенциальных инвесторов, осуществляющих вложения в определенные объекты и проекты, цель которых - обеспечение достижения стратегических целей и эффективное повышение конкурентных преимуществ региона (см. рисунок 4).

Самостоятельной и до настоящего времени нерешенной проблемой является разработка методов оценки, выбора и установление приоритетов экономического развития, с отбором и ранжированием отраслей производства в региональном аспекте.

Рисунок 4 - Трехуровневая система формирования приоритетов регионального инвестирования

Методы технико-экономического обоснования приоритетного развития отраслей и производств должны находиться в русле общей концепции построения рыночных отношений, предусматривающей использование экономических механизмов, при формировании инвестиционных средств конкретными хозяйствующими субъектами, с целью концентрации их на реализации приоритетных направлений.

При определении инвестиционных приоритетов региона необходимо, прежде всего, учитывать, что в условиях дефицита федерального, регионального и местных бюджетов, низкой платежеспособности большей части финансово-кредитных учреждений, предприятий сферы материального производства и населения, изыскать необходимые финансовые ресурсы для надлежащего обеспечения направлений модернизации экономики региона не представляется возможным. В этих условиях становится практически неизбежной необходимость более качественного научного обоснования соответствующих приоритетов инвестиционной политики, важнейшими элементами которого должны стать сокращение их общего количества и ориентация на получение максимального социально-экономического эффекта.

В этой связи рассмотрим позицию экономиста А.Е. Бусыгина, выделяющего три основных направления формирования новой структуры экономики, отвечающей перспективам перехода к ее устойчивому росту:

- идентификация «точек роста» и выделение из хозяйственного оборота неэффективных предприятий и производств; критериями отнесения к «точкам роста» являются способность формирования «секторов роста», содействие развитию социальной сферы и повышению уровня жизни населения, увеличение рабочих мест внутри региона, экспортная ориентация и обеспечение импортозамещения, увеличение поступлений в бюджеты всех уровней, улучшение экологической обстановки;

- оценка платежеспособного спроса и потребностей в товарах и услугах, формируемых на основе учета государственных нужд и программ федерального, регионального и местного уровней управления и формирование системы государственных закупок;

- реализация системы плановых проектов и программ (научных инновационных производственных), базирующихся на результатах анализа перспектив развития мирового рынка и нацеленных на прорыв в среднесрочной перспективе на новые сегменты рынка и обеспечение в будущем жизненно важных национальных интересов.

Отмеченные направления структурной политики могут быть взяты за основу и адаптированы в российских регионах с учетом сложившихся социально-экономических условий и особенностей их развития.

В качестве важнейшего приоритета инвестиционной политики необходимо восстановление расширенного воспроизводства. Для его реализации необходимо первоочередное инвестирование самых коротких воспроизводственных цепочек взаимосвязи с одновременным развитием высокотехнологичных средств труда и предметов труда, путем приоритетного инвестирования новаций, с последующим восстановлением всей цепочки научно-технологического цикла.

При расширении функций сбережения и инвестирования финансово-кредитной системой, региональной экономики и обеспечении устойчивого экономического роста формируется потенциал структурно-инновационной модернизации основного капитала всех отраслей народного хозяйства. На такой основе может быть обеспечена реальная сбалансированность расширенного воспроизводства за счет дополнения коротких воспроизводственных циклов более длинными. Это позволят восстановить устойчивое накопление в региональной экономике и обеспечить стабильное социально-экономическое развитие за счет приоритетного развития наукоемкого технологического базиса расширенного воспроизводства.

В целях определения приоритетных направлений инвестирования представляется актуальной разработка методологических подходов, позволяющих отслеживать состояние и развитие отраслей экономики региона.

Как показывает международный опыт, одним из эффективных способов оценки привлекательности отраслей экономики для инвестирования является количественный анализ различных сторон их финансово-экономической деятельности. Для этой цели используется система коэффициентов, фактические значения которых сравниваются со значениями, рекомендованными в качестве нормативных Количество расчетных коэффициентов, рекомендуемых западными исследователями для анализа финансового состояния, может быть достаточно велико.

Среди основных коэффициентов характеризующих финансово-экономическое положение отраслей экономики региона можно выделить следующие:

- финансовой устойчивости (коэффициент автономии, показывающий степень обеспеченности собственным капиталом и относительную зависимость от привлеченных источников; коэффициент отношения выручки от реализации к просроченной дебиторской задолженности и авансов; коэффициент отношения выручки от реализации к просроченной кредиторской задолженности);

- деловой активности (коэффициент оборачиваемости запасов; коэффициент оборачиваемости капитала);

- эффективности (коэффициенты рентабельности всего капитала, рентабельности продаж, рентабельности собственного капитала);

- динамики развития отрасли (коэффициент темпов роста);

- ликвидности (общий коэффициент покрытия).

Для получения сводной характеристики экономико-финансового положения отраслей рассчитывается интегрированный показатель, учитывающий значение каждого из рассмотренных коэффициентов, а также их значимость.

Инвестиционные приоритеты региона (отраслевые и территориальные) должны вытекать из общей стратегии его социально-экономического развития. В ближайшие годы в Мурманской области планируется реализовать следующие инвестиционные проекты:

1. В 2006 году межведомственной комиссией по размещению производительных сил Мурманской области одобрена Декларация о намерениях инвестирования в разработку платинометалльного месторождения Федорова Тундра. Проект стоимостью около 17 млрд. рублей является практическим результатом совместного труда ученых Кольского научного центра РАН, геологов и недропользователей. Проект осуществляет консорциум в составе ОАО «Пана», компании «Cascadia», владеющих лицензией на разработку и результатами геологоразведки и компании «Barrick», осуществляющей финансирование проекта. В ближайшие 3 года будет создано почти 700 новых высокооплачиваемых рабочих мест. Бюджеты всех уровней получат дополнительно около одного миллиарда рублей ежегодно.

2. Основные стратегические направления развития транспортного комплекса региона будут связаны с реализацией проекта «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла» федеральной целевой программы «Модернизация транспортной системы России».

В последнее время удалось немало сделать, чтобы повысить эффективность и конкурентоспособность Мурманского транспортного узла. Реконструкция торгового порта и дноуглубительные работы в Кольском заливе позволили принимать суда водоизмещением более 200 тысяч тонн (такими возможностями не располагает ни один порт в европейской части России). Построены нефтеперегрузочные комплексы общей мощностью по переработке более 20 млн. тонн нефти.

Проводимая реконструкция портов области, строительство рейдовых нефтеперегрузочных комплексов создают хорошие предпосылки для развития Мурманского транспортного узла не только в традиционном направлении, но и для постепенного превращения его в крупный нефтеперевалочный порт России и севера Европы.

Строительство контейнерного терминала в Мурманском торговом порту позволит привлечь грузы транзитных направлений Север - Юг и Восток - Запад.

В 2006 году Минтранс России провёл конкурс на разработку обоснования инвестиций по проекту «Комплексное развитие Мурманского транспортного узла». Стоимость государственного контракта - 215 млн. руб. Проект будет представлен в ноябре 2007 года.

Министерством экономического развития России на основании подписанного президентом РФ закона о портовых зонах объявил конкурс по отбору таких зон.

Особая экономическая зона портового типа в порту Мурманск будет включать новые территории на западном берегу Кольского залива в устье р. Лавна, где намечается строительство нефтяного и угольного терминалов и комплекса перегрузки генеральных грузов, территорию Мурманского морского торгового порта, а также территорию ОАО «Мурманский судоремонтный завод морского флота». Особая экономическая зона призвана стимулировать развитие портового хозяйства и портовых услуг, конкурентоспособных с зарубежными портами, прежде всего нашими соседями.

В число приоритетных мероприятий, обеспечивающих развитие транспортной системы Северо-Западного Федерального округа, включен проект реконструкции взлетно-посадочной полосы Мурманского аэропорта. Реализация данного проекта планируется в текущем году.

2. Основные надежды и возможные прорывы в экономике региона Правительство Мурманской области связывает с освоением нефти и газа шельфа и побережья Северных морей.

Мурманская область уже в ближайшей перспективе может стать базовым регионом освоения углеводородных ресурсов Арктического шельфа. Начиная с 2008 - 2010 г.г., прогнозируется активная добыча углеводородного сырья на шельфе Арктических морей и, в перспективе, обеспечение России углеводородным сырьем в значительной мере будет достигаться за счет освоения месторождений ее морской периферии, причем значение «морской» компоненты по мере исчерпания возможностей суши будет непрерывно возрастать.

Наиболее перспективным на нефть и газ является шельф Западной Арктики, занимающий более 2.6 млн. км2 под водами Баренцева, Печорского и Карского морей. Он содержит около 75% всех запасов углеводородов шельфа России и может рассматриваться как регион долговременной стратегической перспективы развития нефтегазовой отрасли.

Разведанные запасы нефти по выявленным месторождениям и прогнозируемые ресурсы по перспективным структурам позволяют считать, что в недалеком будущем здесь будет сформирован новый нефтедобывающий регион. Близость к индустриально развитым районам европейского севера России - потенциальным потребителям нефти и газа, возможность транспортировки через незамерзающий порт Мурманск в Западную Европу и Америку - все это создает предпосылки для развития сырьевой базы и организации добычи углеводородов в этом регионе.

В кризисной ситуации, когда платежеспособный спрос минимален, важнейшим вопросом является определение отраслевой структуры инвестиций. В этой связи достаточно эффективным является вложение средств в те производства, где спрос стабилен. Прежде всего, он может быть связан с первоочередными потребностями населения. Развитие приоритетных сфер, как считают некоторые авторы, можно обеспечить, опираясь на естественное назначение хозяйства - создание жизненных условий для населения.

Отрасли, характеризующиеся активным инвестированием (транспорт, торговли и общественное питание), будучи досрочно стабильными, нуждаются преимущественно в косвенном регулировании.

Приоритетной задачей является достижение устойчивого роста сильных и органично развивающихся отраслей промышленности путем включения их проектов в различные федеральные программы и привлечения крупных внешних инвесторов. Депрессивные же отрасли промышленности, важные для жизнеобеспечения региона и имеющие экспортный потенциал требуют первоочередной поддержки из областного бюджета.

Кроме того, определение региональных инвестиционных приоритетов должно исходить из оценки критериев инвестиционной привлекательности районов. При этом для каждого района края должен быть выделен свой блок инвестиционных приоритетов, удовлетворяющих следующим требованиям: направленность на развитие «отстающих» факторов инвестиционного потенциала и снижение уровня риска, поддержание отраслей специализации района, диверсификация его хозяйства с целью уменьшения зависимости социально-экономической ситуации в нем от состояния доминирующей отрасли.

Таким образом, для обоснования и выбора приоритетов инвестиционной деятельности в регионе необходимо создание трехуровневой система формирования приоритетов регионального инвестирования. При определении, которых необходимо, прежде всего, учитывать условия дефицита федерального, регионального и местных бюджетов, низкой платежеспособности большей части финансово-кредитных учреждений, предприятий сферы материального производства и населения, изыскать необходимые финансовые ресурсы для надлежащего обеспечения направлений модернизации экономики региона.

Следовательно, исходя из вышеизложенного в данной главе, можно сделать следующие выводы:

1. Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования.

2. После периода экономического упадка 1990-х годов, принимая во внимание темпы и характер роста в начале XXI-го века, Россию можно отнести к группе «стран с развивающейся экономикой», в которую входят Россия, Индия, Бразилия и Китай.

3. Основу совершенствования региональной инвестиционной политики в Северном экономическом регионе составляет системный подход к решению данной проблемы, согласно которому необходимо осуществить комплекс мероприятий, включающих в себя создание более благоприятного имиджа и улучшение инвестиционного климата территории, формирование элементов инвестиционного рынка, совершенствование законодательного обеспечения региональных инвестиционных процессов и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты