Рефераты

Проблемы и пути активизации инвестиционной деятельности путем привлечения иностранного капитала в экономику Северного экономического региона

p align="left">Совместно контролируемые партнерами активы. Некоторые совместные предприятия осуществляют не только совместный контроль, но часто и совместное владение участниками, вложенными активами. Каждый участник может распоряжаться определенной частью результата деятельности с использованием этих активов и нести определенную часть производственных расходов. Подобные совместные предприятия не приводят к образованию корпораций, товариществ или других финансовых структур, обособленных от самих участников. Понятие совместно контролируемых партнерами активов отражает сущность, экономическую реальность, а также и законодательную форму совместной деятельности. [27, c. 91]

Совместно контролируемые хозяйствующие субъекты. Это совместные контролируемые партнерами предприятия, предполагающие учреждение акционерного общества, товарищества или другой формы предприятия, в котором каждый участник обладает своей долей. Совместное предприятие действует как юридически самостоятельная единица с собственными правами. Договорное соглашение между участниками устанавливает совместный контроль над экономической деятельностью субъекта. Совместно контролируемый хозяйствующий субъект контролирует активы совместного предприятия, вовлекает пассивы, несет расходы и получает доходы. Компания может заключать контракты от своего собственного имени и образовывать финансы для целей деятельности совместного предприятия. Каждый участник имеет право на долю участия в результатах совместно контролируемого хозяйствующего субъекта, а также в распределении выпускаемой продукции, если это предусмотрено договором. Наиболее характерным примером образования совместного предприятия является объединение двумя или более фирмами своей деятельности в определенной области производства посредством трансферта соответствующих активов и пассивов в совместно контролируемый хозяйствующий субъект.

В первых двух случаях (совместно контролируемых партнерами операциях и совместно контролируемых партнерами активах) не происходит отторжения имущества от собственника, в третьем случае (совместно контролируемый хозяйственный субъект) инвестирующая компания владеет только правом собственности, а не имуществом в совместном предприятии, чем во многом напоминает ассоциативное предприятие, но с правами, определенными договорным соглашением. В российской экономической практике совместно контролируемые хозяйствующие субъекты могут быть представлены в виде корпорированных предприятий, прямых иностранных инвестиций, в форме АО, ЗАО, ОАО.

Совместная деятельность с иностранным инвестором может осуществляться в виде инкорпорированных предприятий по договору доверительного управления и договору простого товарищества.

По договору доверительного управления имуществом одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя или указанного им лица (выгодоприобретателя). Следовательно:

- передача имущества в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему;

- объектами доверительного управления могут быть предприятия и другие имущественные комплексы, отдельные объекты, относящиеся к недвижимому имуществу, ценные бумаги, права, удостоверенные ценными бездокументарными бумагами, исключительные права и другое имущество;

- имущество, переданное в доверительное управление, обособляется от другого имущества учредителя управления, а также от имущества доверительного управляющего. Это имущество отражается у доверительного управляющего на отдельном балансе и по нему ведется самостоятельный учет;

- при прекращении договора доверительного управления имущество, находящееся в доверительном управлении, передается учредителю управления, если договором не предусмотрено иное.

Такой вид совместной деятельности предполагает выделение ее учредителями материальных, денежных и трудовых ресурсов для создания новых активов с целью последующей их эксплуатации. В системе доверительного управления могут объединяться усилия учредителей (в особенности с иностранными участниками) по созданию объектов для продажи. [12, c. 114]

По договору простого товарищества, (договору о совместной деятельности), двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной, не противоречащей закону цели. Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе деньги, иное имущество, профессиональные и иные знания, навыки и умения, а также деловая репутация и деловые связи. Такая совместная деятельность с иностранным инвестором изначально предполагает инвестиционную деятельность в определенный хозяйственный субъект без образования юридического лица. Здесь, внесенное товариществом имущество, которым они обладали на праве собственности, а также произведенная в результате совместной деятельности продукция и полученные от такой деятельности плоды и доходы признаются их общей долевой собственностью, если иное не установлено законом или договором простого товарищества, либо не вытекает из существа обязательства. Таким образом, партнеры (в том числе и нерезиденты) остаются владельцами вносимого в совместную деятельность имущества в отличие от участников совместной деятельности корпоративных предприятий (учредителей ОАО, ЗАО, ООО), которые имеют право собственности, но отделены от нее. Особенность совместной деятельности, формируемой договором простого товарищества, заключается в том, что интересы его участников совпадают. В других же договорах (купли-продажи, займа и т.д.) интересы участников противоположны.

Таким образом, совместная деятельность с иностранными инвесторами основывается на том, что капитал партнеров представляет собой ту сумму, которая причитается владельцу после оплаты их обязательств, то есть базируется на стоимости чистых активов, как и любое другое предприятие. И то, что совместная деятельность, организуемая в соответствии с договором, имеет временные границы, не означает, что активы баланса должны быть отражены по рыночной оценке, так как они не предназначены для продажи. Кроме того, имущество, переданное в доверительное управление, остается в собственности партнеров, лишь трансформируясь в долгосрочные финансовые вложения (инвестиции в совместную деятельность).

Свободные экономические зоны (СЭЗ). Свободная экономическая зона - часть территории страны, на которой устанавливается льготный, по сравнению с общим, режим хозяйственной деятельности для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями (льготы таможенного, арендного, налогового, визового, трудового режима и т.д.). Такие зоны определяются органами законодательной или исполнительной власти государства.

Иностранным инвесторам и предприятиям с иностранными капиталами, осуществляющими хозяйственную деятельность в свободных экономических зонах, помимо прав и гарантий, предусмотренных действующим законодательством, могут предоставляться дополнительные льготы:

- упрощенный порядок регистрации предприятий с иностранными инвестициями; предприятия с объемом иностранных инвестиций до 75 млн. руб. подлежат регистрации в уполномоченных на то органах непосредственно в свободной экономической зоне;

- льготный налоговый режим; иностранные инвесторы и предприятия с иностранными инвестициями облагаются налогом по пониженным ставкам, включая налог на переводимую за границу прибыль. При этом ставки налогов не могут составлять менее 50% действующих на территории РФ налоговых ставок для иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями;

- пониженные ставки платы за пользование землей и иными природными ресурсами, предоставление прав на долгосрочную аренду сроком до 70 лет с правом субаренды;

- особый таможенный режим, включающий пониженные таможенные пошлины на ввоз и вывоз товаров, упрощенный порядок пересечения границы; упрощенный порядок въезда иностранных граждан, в том числе и безвизовый.

В зависимости от льготных экономических условий различают следующие виды СЭЗ:

1. Торгово-складские зоны. Организуются преимущественно в морских портах, на железнодорожных узлах, в аэропортах, то есть в местах транзита товаров. Зоны данного типа создаются для приема, хранения, обработки иностранных товаров с последующей их куплей или продажей, без оплаты обычных торговых пошлин и НДС.

2. Свободные таможенные зоны. Создаются в морских и речных портах, в воздушных гаванях и на транспортных магистралях, а также в отдельных промышленных районах для доработки экспортируемых промышленных изделий, разгрузки, погрузки и перевалки импортных товаров, складирования товаров, не прошедших таможенный досмотр. Товары могут находиться в свободных таможенных зонах без ограничения сроков. Основаны на отмене (смягчении) таможенных пошлин и экспортно-импортного контроля над товарами; поступающими в зону и реэкспортируемыми из нее.

3. Зоны свободной торговли. Это «коммерческие центры», деятельность которых должна ускорять товарооборот и стимулировать внешнюю торговлю. Они представляют собой ограниченные территории, которые рассматриваются вне таможенного национального пространства государств. Под свободой таких зон понимается освобождение товаров от уплаты таможенных пошлин, налога на импорт, других видов финансового контроля.

4. Экспортно-производственные зоны. Этот тип зон называют еще «специальными зонами поощрения экспорта». Предприниматели в экспортно-производственных зонах вознаграждаются за использование местного сырья и за поставку товаров на внутренний рынок принимающей страны.

5. Свободные комплексные зоны. Сочетают в себе торговые, таможенные, производственные и научно-исследовательские функции, образующие в зоне комплексность и многопрофильность деятельности инвесторов. Комплексные зоны предполагают совместное предпринимательство.

6. Свободные научно-технические зоны, (технополисы или технопарки). Это эффективный механизм генерации предпринимательских структур в научно-технической сфере, механизм соединения научной и инновационной деятельности, механизм интеграции науки, производства, финансовых структур и органов власти. В этой зоне делается акцент на поощрение малого венчурного бизнеса. Налоговые, таможенные, кредитные льготы призваны облегчать деятельность фирм на первоначальных, наиболее рискованных стадиях деятельности. [9, c. 72 - 75]

В настоящий момент в мире насчитывается несколько десятков экономических организационных структур с набором самых различных льгот для привлечения национальных и зарубежных инвестиций.

Назовем некоторые из этих экономических формирований:

- зоны свободной экономики, совместного предпринимательства, торговли;

- зоны содействия инвестициям, развитию импорта и внешней торговли;

- научно-технические зоны;

- зоны беспошлинного экспортно-промышленного производства;

- зоны экономического благоприятствования; и прочие.

Во всем своем многообразии свободные экономические зоны могут удовлетворить запросы даже самого требовательного инвестора. Они, предоставляя широкие возможности, способны привлечь иностранный капитал именно в ту сферу, которая, по мнению правительства страны, наиболее в этом нуждается. Важнейшим стимулятором для развития СЭЗ является и система льгот инвесторам, которые прежде чем вкладывать капитал заинтересованно изучают предоставляемые им условия льгот. Каждая страна или тот или иной ее регион при создании СЭЗ определяют свой набор льгот.

Все указанные льготы могут применяться в самых различных комбинациях, однако и они не всегда являются решающим стимулом для привлечения зарубежных инвестиций и иностранного капитала.

Исходя из всего вышеизложенного, можно сделать некоторые выводы: для наиболее эффективной работы СЭЗ необходимо четко определить те цели и задачи, которые должны быть достигнуты и решены посредствам деятельности СЭЗ. Причем сделать это необходимо еще на начальном, предъинвестционном этапе. Не менее важным является и реализация основных принципов деятельности СЭЗ, т. к. их наличие и соблюдение, в некоторой степени, свидетельствует о стабильности и перспективности функционирования СЭЗ.

Опыт разных стран показывает, что для управления иностранными инвестициями могут использоваться различные организационные механизмы. В одних странах эту задачу с успехом выполняют существующие министерства или ведомства, в других для этих целей создаются специальные учреждения.

Анализ международного опыта позволяет выделить несколько типов организаций для управления иностранными инвестициями:

- координирующий орган, в качестве которого выступает одно из министерств или ведомств;

- комитет представителей министров (министры и их заместители), занимающийся деятельностью в сфере регулирования иностранных инвестиций;

- независимый орган в структуре правительства, организационно не подчиненный другим министерствам и ведомствам и несущий всю полноту ответственности за разработку и осуществление политики управления в отношении иностранных инвестиций;

- специализированное подразделение в структуре одного из действующих министерств, с возложением на данную организацию задач координации тех функций регулирования и управления инвестиционной деятельности, которые находятся в ведении других министерств и ведомств.

На данные ведомства возлагается выполнение трех основных функций:

- создание благоприятного имиджа страны в глазах потенциальных инвесторов;

- осуществление целевого привлечения иностранных инвестиций, путем идентификации перспективных иностранных компаний, и целенаправленной работы по привлечению их инвестиций в национальную экономику;

- оказание инвесторам услуг, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности.

Кроме того, в соответствии с существующей практикой, регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться на уровне государственных целевых программ, руководство выполнения которых осуществляют конкретные отраслевые министерства.

В Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим проведение единой государственной политики в сфере управления и контроля международного инвестиционного сотрудничества, является Министерство экономического развития и торговли. Министерство создает и контролирует деятельность региональных ведомств по управлению и регулированию иностранных инвестиций, его основными задачами являются:

- определение целесообразности введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации; разработка законопроектов о перечнях указанных запретов и ограничений;

- определение мер по контролю над деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации;

- разработка и обеспечение реализации федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

- привлечение инвестиционных кредитов международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;

- осуществление взаимодействия с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;

- осуществление контроля над подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

- осуществление контроля над подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций;

- определение федерального органа исполнительной власти, ответственного за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации. [21, c. 219]

С другой стороны в сфере межведомственной координации вопросов привлечения инвестиций, решение наиболее важных вопросов целесообразно передать на более высокий уровень. Для этого следует рассмотреть вопрос о создании постоянно действующей Комиссии Правительства РФ по вопросам иностранных инвестиций под руководством заместителя Председателя правительства, курирующего внешнеэкономическую сферу. В состав ее членов должны входить представители (на уровне руководителей и их заместителей) основных министерств и ведомств, ответственных за разработку политики в отношении управления и регулирования иностранных инвестиций, а также региональных администраций. Это позволит обеспечить качественно новый уровень координации усилий между органами федеральной и региональной власти.

1.3 Государственное регулирование иностранных инвестиций в РФ

Правовое регулирование любых общественных отношений начинается с определения в законе тех или иных ключевых понятий. К таким ключевым понятиям можно отнести категорию «иностранная инвестиция» Определение этой категории имеет большое теоретическое и практическое значение. В частности, для лица, осуществляющего инвестиции, всегда важно заранее знать, будут ли его действия, например, приобретение акций и облигаций, приобретение или предоставление имущества, рассматриваться как инвестиции. В свою очередь государство, признавая то или иное лицо иностранным инвестором, тем самым признает его право на льготы и гарантии, провозглашенные в законе.

Основным законом, призванным регулировать инвестиционную деятельность иностранных инвесторов в РФ, является № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в РФ» от 25 июня 1999 года
(в ред. Федеральных законов от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 25.07.2002 N 117-ФЗ, от 08.12.2003 N 169-ФЗ, от 22.07.2005 N 117-ФЗ, от 03.06.2006 N 75-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 29.04.2008 N 58-ФЗ).

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» регулирует отношения, связанные с государственными гарантиями прав иностранных инвесторов при осуществлении ими инвестиций на территории Российской Федерации.

В этом ФЗ приведены определения таким понятиям как:

- иностранный инвестор - иностранное юридическое лицо, гражданская правоспособность которого определяется в соответствии с законодательством государства, в котором оно учреждено, и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранная организация, не являющаяся юридическим лицом, гражданская правоспособность которой определяется в соответствии с законодательством государства, в котором она учреждена, и которая вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранный гражданин, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его гражданства и который вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; лицо без гражданства, которое постоянно проживает за пределами Российской Федерации, гражданская правоспособность и дееспособность которого определяются в соответствии с законодательством государства его постоянного места жительства и которое вправе в соответствии с законодательством указанного государства осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; международная организация, которая вправе в соответствии с международным договором Российской Федерации осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации; иностранные государства в соответствии с порядком, определяемым федеральными законами;

- иностранная инвестиция - вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ.

- прямая иностранная инвестиция - приобретение иностранным инвестором не менее 10 процентов доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории Российской Федерации в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации;

- инвестиционный проект - обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления прямой иностранной инвестиции, включающее проектно-сметную документацию, которая разработана в соответствии со стандартами, предусмотренными законодательством Российской Федерации;

- срок окупаемости инвестиционного проекта - срок со дня начала финансирования инвестиционного проекта с использованием прямой иностранной инвестиции до дня, когда разность между накопленной суммой чистой прибыли с амортизационными отчислениями и объемом инвестиционных затрат коммерческой организации с иностранными инвестициями, или филиала иностранного юридического лица, или арендодателя по договору финансовой аренды (лизинга) приобретет положительное значение;

- реинвестирование - осуществление капитальных вложений в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации за счет доходов или прибыли иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями, которые получены ими от иностранных инвестиций;

- совокупная налоговая нагрузка - расчетный суммарный объем денежных средств, подлежащих уплате в виде ввозных таможенных пошлин (за исключением таможенных пошлин, вызванных применением мер по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней торговли товарами в соответствии с законодательством Российской Федерации), федеральных налогов (за исключением акцизов, налога на добавленную стоимость на товары, производимые на территории Российской Федерации) и взносов в государственные внебюджетные фонды (за исключением взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации) иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями, осуществляющими инвестиционный проект за счет иностранных инвестиций, на момент начала финансирования инвестиционного проекта. [22, c. 120 - 123]

Также закон определяет основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль и условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации. Основные гарантии:

- гарантия правовой защиты деятельности;

- гарантия использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории Российской Федерации;

- гарантия перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;

- гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

- гарантия от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства Российской Федерации;

- гарантия обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации иностранным инвестором;

- гарантия использования на территории Российской Федерации и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

- гарантия права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы Российской Федерации имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;

- гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;

- гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;

- гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество. [30, c. 119]

В соответствии с ФЗ государство предоставляет иностранному инвестору следующие права и гарантии:

1) иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав собственности на государственное и муниципальное имущество или доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале приватизируемой организации

2) гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество

Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе).

Определенные льготы и гарантии предоставляются иностранному инвестору и субъектами РФ и органами местного самоуправления.

Так, субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Согласно данному закону Правительство Российской Федерации:

- устанавливает критерии оценки изменения в неблагоприятном для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями отношении условий взимания ввозных таможенных пошлин, федеральных налогов и взносов в государственные внебюджетные фонды, режима запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации;

- утверждает порядок регистрации приоритетных инвестиционных проектов федеральным органом исполнительной власти;

- осуществляет контроль за исполнением иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями взятых ими обязательств по реализации приоритетных инвестиционных проектов.

В случае неисполнения иностранным инвестором и коммерческой организацией с иностранными инвестициями обязательств, указанных в части первой настоящего пункта, они лишаются льгот, предоставленных им в соответствии с настоящей статьей. Сумма денежных средств, не уплаченных в результате предоставления указанных льгот, подлежит возврату в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. [18, c. 207]

Статьей 13 ФЗ № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» определяется порядок принятия решений, касающихся государственных капитальных вложений. Решения принимаются органами государственной власти в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы на финансирование государственных капитальных вложений предусматриваются в федеральном бюджете Российской Федерации и в бюджетах субъектов Российской Федерации при условии, что они являются частью расходов на реализацию федеральной и региональных целевых программ Размещение заказов на подрядные строительные работы для государственных нужд про изводится путем про ведения конкурсов. Контроль за целевым и эффективным использованием средств осуществляет Счетная палата Российской Федерации.

Все инвестиционные проекты, независимо от источников финансирования и форм собственности объектов капитальных вложений, до их утверждения подлежат экспертизе в соответствии с законодательством Российской Федерации. Экспертиза инвестиционных проектов производится в целях предотвращения создания объектов, использование которых нарушает права физических и юридических лиц и интересы государства или не отвечает требованиям утвержденных в установленном порядке стандартов (норм и правил), а также для оценки эффективности капитальных вложений.

Одним из важнейших законодательных актов, регулирующих иностранные инвестиции в РФ стал новый Федеральный закон от 29.04.2008 N 57-ФЗ «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который ограничил участие иностранцев в 42 секторов экономики.

В соответствии с данным законом иностранный инвестор будет обязан получить разрешение у властей РФ, если в результате сделки станет владельцем более 50 процентов акций предприятия, относящегося к стратегической отрасли, и 10 и более процентов акций стратегического предприятия, использующего недра федерального значения.

Иностранные государства, международные организации и принадлежащие им компаниям будет согласовывать сделку, если они будут контролировать более 25 процентов акций стратегического предприятия, и более пяти процентов акций компании, работающей на участках недр федерального значения.Закон предусматривает, что он не распространяется на уже совершенные сделки, однако иностранцы все же должны будут в течение шести месяцев со дня вступления закона в силу проинформировать власти РФ о владении пяти и более процентами акций стратегического предприятия. [7, c. 92]

Руководитель инвестиционно-аналитической группы «Норге-Фиш» Митупов Тимур отмечает, что на основании ст.6 п.40 данного Закона к стратегическим видам деятельности отнесена «Добыча (вылов) водных биологических ресурсов». Таким образом, по мнению Митупова Тимура, ограничение допуска иностранного капитала в рыбодобывающий сектор рыбной отрасли России, прежде всего, направлен на защиту интересов отечественных рыбопромысловых компаний и государственный контроль за использование водных и биологических ресурсов.

В связи с принятием Закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» были внесены изменения и дополнения в ряд законодательных актов.

В частности, изменения внесены в Закон РФ «О недрах», в Федеральные законы «Об оперативно-розыскной деятельности», «О континентальном шельфе Российской Федерации», «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью», «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», «О связи», «О защите конкуренции», а также в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. [29]

В соответствии с Федеральным конституционным законом от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 30.12.2008 с изм. и доп., вступившими в силу с 10.01.2009) «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации разрабатывает и реализует государственную политику в сфере международного инвестиционного сотрудничества.

Правительство Российской Федерации:

- определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории Российской Федерации, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;

- определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в Российской Федерации;

- утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;

- разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

- привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование Бюджета развития Российской Федерации и инвестиционных проектов федерального значения;

- осуществляет взаимодействие с субъектами Российской Федерации по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;

- осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

- осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров Российской Федерации о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Согласно статье 24 Федерального закона «Об иностранных инвестициях в РФ» Правительство Российской Федерации определяет федеральный орган исполнительной власти, ответственный за координацию привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.

В целях последовательной и скоординированной деятельности по активизации привлечения иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации Постановлением Правительства от 29 сентября 1994 г. № 1108 был образован Консультативный совет по иностранным инвестициям в России под руководством Председателя Правительства Российской Федерации. С российской стороны в его работе принимают участие руководители ряда федеральных министерств и ведомств, прежде всего экономического блока. Обеспечение работы Консультативного совета и координация деятельности рабочих групп, созданных в его рамках, возложено на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Состав зарубежных участников Консультативного совета периодически меняется. В настоящее время его членами являются представители 27 иностранных компаний и банков, осуществляющих крупномасштабные инвестиции в экономику Российской Федерации.

В состав Консультативного совета были приняты «БиЭйчПи Биллитон» (Австралия), «Группа «САН» (Индия), «Ройял Датч/Шелл» (Великобритания/Нидерланды), «Теленор» (Норвегия), «Форд Мотор Компании» (США), «Шлюмберже» (Франция), «МЕТРО Групп» (ФРГ), «Нестле» (Швейцария).

Статус наблюдателей присвоен компаниям «Англо Америкэн» (Великобритания/ЮАР), «Алкоа» (США), «Крафт Фудс» (США), «Тоталь» (Франция), "Иточу Корпорейшн», «Мицуи». (Япония), учитывая их инвестиционную активность на российском рынке.

Компаниям «Скоттиш энд Ньюкасл» (Великобритания), «Баррик Голд» (Канада), «Кинросс Голд» (Канада), «Луис» (Кипр), «Норск Гидро» (Норвегия), «Доу Юроп Гмбх» (США), «Моторола» ( США), «Филипп Моррис» (США), «Шеврон Тексако» (США), «СторЕнсо» (Финляндия), «Даймлер-Крайслер» (ФРГ), «Джи Ти Ай» (Япония), «Марубени Корпорейшн» (Япония) рекомендовано участвовать в деятельности рабочих групп при Совете.

Заседания Совета с 2002 г. проводятся один раз в год.

В 1995 г. при Совете был создан Постоянный комитет, задачами которого являются оперативное взаимодействие и координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по реализации решений Консультативного совета, обеспечение его работы в период между заседаниями, а также разработка предложений для рассмотрения в Правительстве Российской Федерации и на заседаниях Консультативного совета.

В состав Постоянного комитета с российской стороны входят руководство и представители Минэкономразвития, Минфина, МИД, Минкультуры, Минпромэнерго, МПР, Минсельхоза, Мининформсвязи, Минтранса, ФАС, ФСФР, Высшего Арбитражного Суда, Банка России, Аппарата Правительства.

Зарубежные участники представлены компаниями «Каргилл», «Кока-кола», «ПепсиКо», «Ройял Датч/Шелл», «Эксон Мобил», «Эрнст энд Янг», «Юнайтед Текнолоджиз», «Юнилевер», а также «Дойче Банк» и ЕБРР.

Ассоциированными членами Постоянного комитета являются Союз немецкой экономики в России, Европейский деловой клуб в России, Американская торговая палата в России.

Постоянный комитет выполняет важную координирующую роль в деятельности Консультативного совета. На его заседаниях рассматриваются принципиально важные вопросы по реализации предложений, высказанных на заседаниях Совета, с целью привлечения иностранных инвесторов в реальный сектор экономики, на российский рынок ценных бумаг, вопросы ротации состава Совета и организации деятельности рабочих групп. Последнее заседание Комитета прошло 5 октября 2007 г.

Важной составной частью рабочего механизма Консультативного совета являются рабочие группы, на которых с участием представителей федеральных и региональных органов власти и иностранных инвесторов рассматриваются вопросы совершенствования налогового законодательства и улучшения экономических условий для иностранных инвесторов в России.

В настоящее время действуют девять рабочих групп:

1. «Государственное регулирование экономики России».

2. «Совершенствование налоговой, валютной политики, системы бухгалтерского учета и отчетности в России».

3. «Развитие банковского сектора и финансовых рынков России».

4. «Повышение эффективности использования природных ресурсов России».

5. «Развитие пищевой промышленности и сельского хозяйства в России».

6. «Развитие промышленности, строительства и высоких технологий в России».

7. «Улучшение инвестиционного имиджа России».

8. «Совершенствование таможенных процедур».

9. «Развитие государственно - частного партнерства в транспортном секторе экономики России». [25, c. 83 - 87]

Основная форма работы Консультативного совета - это прямой диалог между Правительством Российской Федерации и иностранными компаниями, банками и фирмами, входящими в состав Совета, по вопросам, связанным с созданием благоприятного инвестиционного климата в России, а также и по другим проблемам продвижения иностранных инвестиций в российскую экономику.

По итогам каждого заседания Совета принимается коммюнике, отражающее результаты выполнения предыдущих решений Совета и содержащее рекомендации по основным направлениям деятельности секций на период до следующего заседания.

Важным компонентом деятельности Консультативного совета является подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию налоговой системы и таможенного режима.

Деятельность по формированию внешнеполитических предпосылок улучшения инвестиционного климата страны, проводимая МИД России, затрагивает основные вопросы компетенции всех секций Совета. Представители МИД принимают участие в деятельности рабочих групп и присутствуют на всех заседаниях Совета.

Последнее (21-е) заседание Консультативного Совета по иностранным инвестициям состоялось в Москве 15 октября 2008 г.

На нем основное внимание было уделено совершенствованию государственного регулирования экономики, налогового администрирования, таможенных процедур, развитию банковского сектора и финансовых рынков, созданию условий для развития высоких технологий расширения инновационной деятельности, развитию государственно-частного партнерства, формированию благоприятного инвестиционного имиджа России. Итоги заседания подтверждают интерес стратегических иностранных инвесторов к долгосрочным проектам в России и улучшение инвестиционной привлекательности нашей страны. [29]

Таким образом, исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

1. Правовое регулирование любых общественных отношений начинается с определения в законе тех или иных ключевых понятий. К таким ключевым понятиям можно отнести категорию «иностранная инвестиция» Определение этой категории имеет большое теоретическое и практическое значение.

2. Иностранные инвестиции можно определить как все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вывезенных с территории одного государства и вложенных на территории другого, для ведения в последнем на свои риск предпринимательской или иной деятельности в целях получения дохода или иного социального эффекта от совместного использования сторонами вложенного капитала.

3. Существуют различные формы иностранных инвестиций. Прежде, чем выбрать ту или иную форму вложения капитала, иностранные инвесторы должны быть уверены в том, что страна реципиент имеет благоприятный инвестиционный климат, который определяется уровнем политической и экономической стабильности, инвестиционной политикой, устойчивостью денежной единицы и прочими факторами.

2. Анализ инвестиционной привлекательности Российской экономики для иностранного капитала

2.1 Инвестиционный климат Российской Федерации

Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата.

Инвестиционный климат - это совокупность политических, экономических, юридических, социальных, бытовых, климатических, природных, инфраструктурных и других факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений и возможность их эффективного использования. [26, c. 47]

Долгое время инвестиционный климат в России является недостаточно благоприятным для полномасштабного привлечения иностранных инвестиций:

- отсутствовало научное обоснование экономической и социальной концепций развития страны;

- существовала правовая нестабильность, сопровождающаяся постоянным принятием новых законодательных актов;

- земельное законодательство было неэффективным;

- уровень инфляции был очень высок, из-за нестабильности обменного курса рубля;

- рыночная инфраструктура имела низкий уровень развития;

- производственная и транспортная инфраструктуры были сильно изношены;

- таможенный режим не поддавался прогнозам;

- наблюдалось слабое информационное обеспечение иностранных инвесторов в возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования;

- сильными оставались бюрократизация страны, коррупция, преступность и др.

Оценивая инвестиционный климат России в целом по международным стандартам, используя такие критерии, как политическая и социальная стабильность, динамизм экономического роста, степень либерализации внешнеэкономической сферы, наличие развитой промышленной инфраструктуры, банковской системы и системы телекоммуникаций, наличие рынка относительно дешевой квалифицированной рабочей силы и др., можно констатировать, что практически по всем этим параметрам Россия уступала большинству стран мира.

Правительством Российской Федерации были предприняты важные меры, направленные на улучшение инвестиционного климата для отечественных и иностранных инвесторов. В их числе снижение темпов инфляции, льготы при налогообложении прибыли коммерческих организаций с иностранными инвестициями; освобождение от налога на добавленную стоимость и спецналога на импортируемое технологическое оборудование и запасные части к нему, а также предоставление льготных кредитов в иностранной валюте, полученных от иностранных банков и кредитных учреждений. Решен вопрос учета суммы курсовых разниц, возникающих в связи с изменением курса рубля к иностранным валютам, при определении предприятием налогооблагаемой прибыли. Принято решение об отмене налога на сверхнормативное превышение расходов на оплату труда. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.

В обеспечение благоприятного инвестиционного климата существенное значение имеет деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ по привлечению отечественных и иностранных инвестиций. [10, c. 63]

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют благоприятный инвестиционный климат регионов посредством организации выставок и участия в федеральных и международных выставках инвестиционных проектов, осуществления рекламно-информационной кампании в печатных изданиях. Обеспечению благоприятного инвестиционного климата также служит применение национального режима к иностранным инвесторам.

Решающее значение приобретает улучшение макроэкономической конъюнктуры в результате подавления инфляции и, как следствие, снижение процентной ставки долгосрочного кредита для инвестиционных целей.

Действующие законодательные акты в области налоговой политики предоставляют ряд льгот по налогообложению прибыли для предприятий и организаций в части финансирования капитального строительства. В ближайшие годы необходимо сформировать оптимальный уровень налогов, тарифов и льгот, сопоставимый с условиями инвестирования, сложившимися в странах-конкурентах России на рынке инвестиционных капиталов.

Процесс привлечения иностранного капитала в условиях, когда значительная часть российских предприятий приватизирована, неизбежно идет преимущественно путем продажи иностранному инвестору акций российских акционерных обществ, владеющих предприятиями. На инвестиционную активность в значительной мере влияет спрос на акции приватизированных предприятий. Рост курса этих акций в последнее время характерен для акционерных обществ-монополистов, функционирующих в таких отраслях как нефтяная промышленность, энергетика, связь. Решение проблемы стимулирования инвестиций в российскую экономику во многом зависит от становления российского рынка ценных бумаг, развитие которого будет осуществляться по мере преодоления инфляционных процессов в и стабилизации производства.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты