Рефераты

Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета

p align="left">Казначейская система призвана навести строгий порядок в расходовании бюджетных средств, что пришлось не по душе далеко не всем руководителям бюджетных организаций.

Отделение свою работу осуществляло в соответствии с Правилами кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства утвержденными Приказом Минфина России от 19 апреля 2000 года №46-н, которые применялись до 01 января 2006 года.

С 01 января 2006 года кассовое обслуживание исполнения местных бюджетов в Отделении организовало в соответствии с приказом Федерального казначейства от 25 марта 2005 года №1н о «Порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства». [8]

Из предложенных вышеуказанным Порядком двух вариантов кассового обслуживания Отделение уже на протяжении 6-ти лет работает по второму, то есть с открытием лицевых счетов распорядителям и получателям средств бюджета.

В соответствии с этим же приказом, Отделением подписано Соглашение с администрацией района, в рамках которого разделены полномочия. Неотъемлемой частью этого Соглашения является Регламент «О порядке и условиях обмена информацией между финансовым органом и Отделением при кассовом обслуживании исполнении бюджета», который подписан с Комитетом администрации района по финансам, налоговой и кредитной политике. (Приложение 2)

На балансовых счетах Управления, открытых для Отделения в ГРКЦ ГУ Банка России по Алтайскому краю г. Барнаула открыто 12 счетов (40204) сельским поселениям и 1 счет - бюджету района.

По состоянию на 01.01.2008 на балансовых счетах открыто 23 лицевых счета 22 учреждениям, финансируемым из местных бюджетов, 18 лицевых счета 16 учреждениям по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, финансируемым за счет средств районного бюджета.

Отделение обслуживает всего 30 клиентов.

Бюджет района дотационный и поэтому механизм исполнения такого бюджета предполагает усиленный контроль за целевым и эффективным использованием средств получателями, который и возложен на Отделение.

Контроль за целевым использованием средств районного бюджета, на стадии предварительного и текущего контроля, осуществляется в соответствии с требованиями Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, утвержденной приказом Минфина России от 31 декабря 2002 года №142н.

Учет поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации территориальные органы Федерального казначейства осуществляют в соответствии с Порядком, установленным Минфином России.

Федеральное казначейство на основании законодательно утвержденных нормативов отчислений ежегодно формирует и направляет в свои территориальные органы перечень видов поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, подлежащих учету и распределению между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на соответствующий финансовый год.

На постоянной основе осуществляется мониторинг доходов федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов (администраторы) на наличие нормативных правовых актов, закрепляющих за ними полномочия по администрированию соответствующих поступлений.

На органы Федерального казначейства в области формирования доходной части бюджетов возложено выполнение следующих основных задач:

- организация, осуществление и контроль за исполнением бюджета, управление средствами на счетах казначейства, исходя из принципа единства кассы;

- осуществление краткосрочного прогнозирования объемов финансовых ресурсов, а также оперативное управление этими ресурсами в пределах установленных на соответствующий период расходов;

- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов.

Согласно статье 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации Исполнение бюджетов по доходам предусматривает:

- перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;

- распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;

- возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;

- учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.

Учет доходов, поступивших в местные бюджеты, в органы Федерального казначейства осуществляется на основе соглашения о кассовом обслуживании исполнения бюджета, заключенного с комитетами по финансам, налоговой и кредитной политики по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации в соответствии с Приказом МФ РФ от 19.04.2000 №46 «Об утверждении Правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов ТОФК».

Классификацией доходов бюджетов Российской Федерации является группировка доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, которая основывается на законодательных актах Российской Федерации, определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней.

Для учета поступающих доходов местных бюджетов открываются лицевые счета на балансовом счете 40204 «Средства местных бюджетов».

Структура доходов сельских поселений отражена на рисунке 1.

Рисунок 1. Структура доходов сельских поселений

В течении 6 лет работы, приоритетной задачей, при переходе на казначейскую систему исполнения районного бюджета, являлось выполнение установленного задания Отделением и комитетом администрации района по финансам, налоговой и кредитной политике по направлению на выплату заработной платы работникам бюджетной сферы собственных доходов районного бюджета, которое доводилось вышестоящими организациями.

Осуществляя таким образом совместный контроль в этом направлении, в районе нет задолженности по заработной плате работникам бюджетной сферы.

Доходы бюджета района формировались под влиянием реформирования системы местного самоуправления и разграничения полномочий между краевым и муниципальным образованием.

С 2006 года Алтайский край перешел на систему организации местного самоуправления, предусмотренную Федеральным Законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», что отразилось на:

разграничении кода элемента доходов в 12-13 разрядах КБК соответствующему бюджету бюджетной системы Российской Федерации в зависимости от полномочий по установлению ставок налога или размеров платежей (04 - бюджет городского округа, 05 - бюджет муниципального района, 10 - бюджет поселения);

необходимости применения кода ОКАТО городского округа либо сельского поселения при перечислении в бюджет налогов, сборов и платежей, администрируемых налоговыми органами, либо неналоговых доходов до уровня поседения;

установлении Бюджетным кодексом Российской Федерации нормативов отчислений по налоговым доходам в бюджеты городских округов, муниципальных районов и поселений.

В связи с тем, что в бюджеты поселений зачисляются налоговые доходы от земельного налога, налога на имущество физических лиц, налога на доходы физических лиц и единого сельскохозяйственного налога, то в платежном документе налогоплательщика необходимо наличие реквизита кода ОКАТО поселения.

Успешная реализация Федерального закона №131-ФЗ, во многом зависела от эффективности работы налоговых и иных контролирующих органов - администраторов доходов, организации их взаимодействия и информационного обмена.

В процессе реформирования местного самоуправления муниципальные образования сталкиваются со многими проблемами, главной из которых является недостаток финансовых средств на осуществление полномочий, возложенных на муниципалитеты Федеральным законом №131 - ФЗ от 06.10.03 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Так, в бюджете муниципального района недостаток средств составляет 2000 тыс. рублей. В существующих условиях район был вынужден искать выход из сложившийся ситуации. В частности, было принято решение о замене дотации на норматив отчислений по налогам.

Принимая данное решение, администрация шла на определенный риск, который связан с нестабильностью налогового законодательства и отсутствием данных о налоговой базе муниципального района.

Однако эта мера дала администрации района рычаги, позволившие позитивно влиять на исполнение доходной части бюджета. Проводится инвентаризация плательщиков, ведется работа по регистрации неоформленного должным образом, а соответственно, и не облагаемого налогом имущества.

Одним из основных направлений деятельности администрации по сбору налогов стала работа с недоимщиками. В районе создана комиссия по совершенствованию системы платежей и расчетов, которой за год удалось снизить задолженность сельхозтоваропроизводителей почти вдвое.

Причиной возникновения данной проблемы является нерациональная реорганизация налоговых органов - создание межрайонных инспекций, обслуживающих 3-4 района, состоящих из нескольких десятков поселений.

Однако усилия, предпринимаемые администрацией по увеличению поступлений в доход районного бюджета, не могут восполнить отсутствие на территории района налоговой инспекции, что крайне негативно влияет на исполнение доходной части местных бюджетов. Невозможно оперативно отслеживать недоимку, что, в свою очередь, исключает индивидуальную работу с налогоплательщиками.

Особенно остро стоит проблема с собираемостью налога на доходы физических лиц, доля которого составляет более 52% консолидированного бюджета района. Контроль за его сбором со стороны межрайонной инспекции практически не осуществляется. Аналогично складывается ситуация с налогами, плательщиками которых являются физические лица - транспортным, земельным, на имущество, единым налогом на вмененный доход. Необходимость возврата налоговых инспекций на территорию каждого района доказана временем и является одним из условий полноценной реализации реформы местного самоуправления на уровне муниципального района.

Кроме того, необходимо поддержать начинания муниципалитетов в работе с налоговыми агентами по наиболее полному поступлению в бюджет налога на доходы физических лиц, для чего разработать на федеральном уровне комплекс мероприятий по легализации заработной платы, выплачиваемой в «конвертах» и соответственно не облагаемой НДФЛ.

Отсутствует должный контроль за правильностью начисления и уплаты налога на имущество организаций. В связи с банкротством сельхозпредприятий и приходом инвесторов во вновь созданных предприятиях осуществляется сделки с имуществом без государственной регистрации и без постановки на балансовый учет, что влечет за собой необоснованное уменьшение налогооблагаемой базы.

Снижение численности предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход, свидетельствует о недостаточном контроле за осуществлением незаконной предпринимательской деятельности без постановки на налоговый учет. Назрела острая необходимость решить на федеральном уровне вопрос об ужесточении ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушение налоговой и финансовой дисциплины, наделении органов местного самоуправления функциями контроля по данным вопросам. Распределение расходов районного бюджета можно рассмотреть на рисунке 2.

Рисунок 2. Распределение расходов районного бюджета

В соответствии с положениями Федерального закона №131-ФЗ часть расходов муниципальных районов, в которых представительные органы сформированы из глав и депутатов представительных органов поселений, осуществляется в пределах и за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района.

Реализация данного порядка финансирования полномочий муниципального района усложняет межбюджетные отношения, искусственно завышает объем местных бюджетов, замедляет процесс прохождения средств и увеличивает документооборот между бюджетами поселений и бюджетом муниципального района.

Необходимо приостановить на время переходного периода до 1 января 2009 года действие части 4 ст. 53 и части 2 ст. 55 Федерального закона. Таким образом, будет отменено требование перечисления субвенций из бюджетов поселений в бюджет муниципального района на финансирование части вопросов местного значения муниципального района.

Успех реформирования межбюджетных отношений в рамках закона №131-ФЗ в значительной мере зависит от реальной заинтересованности муниципалитетов в формировании доходной части местных бюджетов, как за счет развития собственной налоговой базы, так и путем усиления администрирования местных налогов. Но администратором местных налогов является федеральная налоговая служба, а налоговые органы мало уделяют внимания увеличению собираемости местных налогов. В связи с этим целесообразно функции начисления и контроля за уплатой местных налогов и сборов передать от налоговых органов местного самоуправления и закрепить данную норму в Федеральном законе №131-ФЗ.

Еще одной острой проблемой, с которой столкнулись бюджеты поселений района, является поступление земельного налога, исчисленного на основе кадастровой оценки стоимости земли. Введение в действие гл. 31 Налогового кодекса РФ с 1 января 2006 г. является преждевременным, не учитывающим положение дел в регионах и муниципальных образованиях. Объектом налогообложения может быть только сформированный земельный участок, прошедший государственный кадастровый учет. На сегодняшний день доля земельных участков, отвечающих требованиям Налогового кодекса РФ, очень мала. Кроме того, отсутствует нормативно закрепленный механизм воздействия органов местного самоуправления на собственников земельных участков и землепользователей в понуждении их проведения работ по межеванию земельных участков и постановке на кадастровый учет. Ситуация осложнена еще и тем, что органы местного самоуправления поселений были обязаны предоставить в срок до 1 февраля 2006 года в налоговые органы сведения, необходимые для исчисления земельного налога, по форме, утвержденной Минфином России. Но указанная форма была утверждена только 23 марта 2006 года приказом Министерства финансов РФ №47н.

Информация, подготовленная органами местного самоуправления по иной форме, налоговыми органами не принимается. Предоставление информации по установленной форме потребовало значительных дополнительных финансовых затрат и времени, что привело к несвоевременному начислению земельного налога и, следовательно, несвоевременному поступлению средств в местные бюджеты, что ставит под угрозу исполнение расходных обязательств поселений, так как земельный налог является их основным доходным источником.

Подобная ситуация сложилась не только в районе, органы местного самоуправления поселений всего Алтайского края оказались заложниками неурегулированности федеральных нормативных актов. Гл. 31 Налогового кодекса РФ необходимо было вводить поэтапно, учитывая ситуацию, складывающуюся на местах.

Большой проблемой для муниципальных образований является изношенность материальной базы, необходимой для исполнения законодательно закрепленных полномочий. В первую очередь это касается капитального ремонта и реконструкции зданий и сооружений учреждений бюджетной сферы (образование, здравоохранение, культура), а также административных зданий самих органов местного самоуправления. Все это в полной мере относится и к оснащению учреждений и организаций, финансируемых из местных бюджетов, в первую очередь, органов местного самоуправления, современными средствами связи, без которых невозможно на требуемом уровне оперативно взаимодействовать с органами государственной власти в части управления финансовыми ресурсами.

Еще более проблематичным для подавляющего большинства муниципальных образований является финансовое обеспечение расходов на содержание автомобильных дорог. В соответствии с требованиями Федерального закона №131-ФЗ из государственной собственности Алтайского края в собственность района и поселений передано более 161 км автомобильных дорог третьей и четвертой категории. При формировании консолидированного бюджета края на 2008 г. в местных бюджетах просчитаны ассигнования на содержание и текущий ремонт переданных дорог из расчета 114,3 тыс. руб. на 1 приведенный километр, аналогично сложившимся затратам на содержание и ремонт дорог краевого значения. В результате ассигнования по району составили около 23,6 млн. руб. - сумма, которая не позволяет содержать дороги в соответствии с нормативными требованиями, и надлежащим образом обеспечить исполнения предписаний ГИБДД по приведению дорог к нормативам. По расчетам управления дорожного хозяйства Алтайского края реальная стоимость содержания и ремонта переданных дорог составляет почти 105 млн. руб. Таким образом, содержание и ремонт дорог финансируется только на 22,6%.

Аналогичная ситуация складывается и по коммунальным сетям, в первую очередь водопроводам, аварийное состояние которых требует колоссальных затрат.

В условиях недостатка средств краевого бюджета на оказание помощи муниципальным образованиям для развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры, и учитывая социальную остроту указанных проблем необходимо рассмотреть возможность оказания соответствующей помощи из федерального бюджета.

Недостаток финансовых средств обостряет еще одну из проблем органов местного самоуправления. В соответствии с требованиями действующего законодательства в процессе разграничения полномочий происходит передача имущества из государственной собственности в собственность муниципальных образований. В 2006-2007 гг. в муниципальную собственность района из государственной собственности Алтайского края передано имущество на общую сумму почти 443 млн. руб. В состав переданного имущества вошло 193 объекта недвижимости, а также 50 учреждений образования, здравоохранения, культуры и 2 унитарных предприятия.

После принятия указанного имущества в муниципальную собственность возникла необходимость юридического закрепления прав на него в федеральных органах регистрационной службы. Для этого нужно подготовить комплект правоустанавливающей и технической документации, что требует слишком больших для местных бюджетов затрат (техническая инвентаризация объектов недвижимости, проведение рыночной оценки, регистрация права муниципальной собственности, регистрация права хозяйственного ведения муниципальных предприятий на объекты недвижимости).

В связи с вступлением в силу с 1 июля 2006 г. Федерального закона от 17.04.06 г. №53-ФЗ органы местного самоуправления проводят работу по подготовке документов для государственной регистрации права муниципальной собственности на земельные участки, не прошедшие государственное разграничение прав собственности на земельные участки, не прошедшие государственное разграничение прав собственности на землю и подлежащие отнесению к муниципальной собственности. Расчет показывает, что на проведение межевания и постановку на кадастровый учет только земельных участков, занятых зданиями, находящимися в собственности муниципального района, необходимы огромные средства. Местные бюджеты не располагают необходимыми средствами и не в силах решить эти вопросы самостоятельно без поддержки на федеральном уровне.

В соответствии с требованиями закона утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории отнесено к вопросам местного значения. Генеральные планы были разработаны в период с 1970 по 1990 гг., они устарели, требуют основательной корректировки.

С 1 января 2008 г. согласно п. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ не допускается принятие органами местного самоуправления решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе выкупа, перевод земель из одной категории в другую при отсутствии документов территориального планирования. Для решения данной проблемы было бы целесообразно предусмотреть поэтапное введение данной нормы, например, с 1 января 2008 г. - для городских округов, с 1 января 2009 г. - для городских поселений и райцентров, с 1 января 2010 г. - для всех сельских поселений (населенных пунктов). При этом в федеральном бюджете необходимо предусмотреть средства на софинансирование подготовки и утверждения градостроительной документации.

Органы местного самоуправления, как не относящиеся к системе органов государственной власти, не имеют полномочий на совершение нотариальных действий. Нотариусы же не могут в полном объеме оперативно обеспечить нотариальными услугами сельское население. Кроме того, пошлина, взимаемая за совершение нотариальных действий, могла быть одним из доходных источников муниципальных образований. Поэтому предлагается рассмотреть вопрос о наделении в установленном порядке органов местного самоуправления полномочиями по совершению нотариальных действий.

Все перечисленные меры, безусловно, способствовали бы финансовому укреплению местного самоуправления.

В случае не выполнения доходной части бюджета в первую очередь финансируются расходы:

на оплату труда работников бюджетной сферы;

на медикаменты, горюче-смазочные материалы и приобретение запасных частей для автотранспорта МУЗ «*** центральная районная больница»;

на погашение задолженности по договорам муниципальных гарантий, кредитным договорам, заключенным администрацией района с коммерческими банками, облигационных займов;

на расчеты за предоставленные коммунальные услуги учреждениям бюджетной сферы;

на проведение мероприятий по противопожарной безопасности и поддержанию санитарно-эпидемиологического состояния бюджетных учреждений района;

на установку и обслуживание тревожных кнопок в муниципальных образовательных учреждениях.

Другие виды расходов финансируются в зависимости от выполнения доходной части бюджета района в пропорциях, определенных администрацией.

В соответствии со ст. 49 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» на органы федерального казначейства возложен контроль за использованием субсидий и субвенций, полученных из федерального бюджета на целевые программы.

С этой целью для определения направлений субвенций и субсидий введен код дополнительной классификации (код цели), который отражается в платежных поручениях при перечислении их в бюджет. С введением кода цели обеспечена прозрачность и полнота учета финансовых потоков, возникающих при реализации межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетами других уровней.

В настоящее время введен код цели по четырем видам целевого направления:

субвенции бюджетам на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта РФ для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению РФ;

субсидии бюджетам субъектов РФ на мероприятия по проведению оздоровительной кампании детей;

субвенции, выделяемые бюджетам субъектов РФ на оплату ЖКУ отдельным категориям граждан;

финансирование содержания органов ЗАГСА.

С целью обеспечения прозрачности введена отчетность, позволяющая контролировать не только правильность расходования бюджетных средств, но и получать оперативную информацию по поступлению и остатку неиспользованных субсидий и субвенций на конец отчетного периода и контроля за их расходованием в следующем финансовом году.

Четкое разграничение функций и полномочий между Отделением по району УФК по Алтайскому краю и Комитетом по финансам, налоговой и кредитной политике администрации района, а также безусловное их выполнение, обеспечивают согласованность и доброжелательные деловые отношения, которые позволяют в процессе кассового обслуживания исполнения бюджета Отделением своевременно решать вопросы по финансированию мероприятий, предусмотренных районным, местным бюджетом.

3. Проблемы совершенствования казначейской системы

В бюджетном послании Федеральному Собранию «О бюджетной политике в 2006 году» Президент Российской Федерации отметил, что практическое осуществление в 2006 году реформы местного самоуправления требует от федеральных органов государственной власти оказания действенной методологической помощи субъектам Российской Федерации и муниципалитетам.

Что касается субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, то от них требуется понимание важности проводимых изменений и своевременного принятия необходимых мер по реализации концепции реформирования бюджетного процесса.

Вновь образованные органы местного самоуправления должны быть готовы к решению отнесенных к их компетенции вопросов местного значения. При формировании бюджетов субъектов Российской Федерации необходимо уделить особое внимание решению проблемы сбалансированности местных бюджетов.

Целью реформирования бюджетного процесса является создание условий и предпосылок для максимально эффективного управления государственными (муниципальными) финансами в соответствии с приоритетами государственной политики.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22 мая 2004 года №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» реформирование бюджетного процесса предлагалось осуществить по следующим направлениям:

реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;

выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

совершенствование среднесрочного финансового планирования

совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

В рамках первого направления предусматривалось приближение бюджетной классификации Российской Федерации к требованиям международных стандартов с учетом изменений структуры и функций федеральных органов исполнительной власти в рамках административной реформы, а также введение интегрированного с бюджетной классификацией плана счетов бюджетного учета, основанного на методе начислений и обеспечивающего учет затрат по функциям и программам. В настоящее время реформирование в данном направлении осуществляется.

Второе и третье направления должны обеспечить повышение надежности среднесрочного прогнозирования объема ресурсов, доступных для администраторов бюджетных средств в рамках принятых бюджетных ограничений и приоритетов государственной политики.

Четвертое - основное - направление предполагает формирование и включение в бюджетный процесс процедуры оценки результативности бюджетных расходов, ориентированному на достижение конечных общественно значимых и измеримых результатов.

Пятое направление предполагает совершенствование процедур составления и рассмотрения бюджета в соответствии с требованиями и условиями среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат.

Подготовка проектов региональных бюджетов на последующие годы должна осуществляться с учетом нового бюджетного законодательства, которое станет прочной основой для стабильного, не подтвержденного ежегодным изменениям распределения налогов между уровнями бюджетной системы. Это повысит качество среднесрочного бюджетного планирования и ответственность регионов за реализуемую бюджетную политику.

Реформирование предполагает корректировку действующей системы распределения финансовой помощи регионам из федерального бюджета. Процедура формирования и распределения межбюджетных трансфертов должна стать более прозрачной.

Принимая во внимание расширение с 2005 года полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципалитетов, усиление их ответственности за реализацию возложенных социальных обязательств, необходимо повысить эффективность финансовой помощи, предоставляемой из федерального бюджета. Особое значение в этих условиях приобретает предоставляемая на условиях софинансирования финансовая помощь, которая позволит создать стимулы для исполнения регионами социальных обязательств, обеспечить соблюдение ими федеральных стандартов, улучшить состояние региональных финансов.

Для развития деловой активности в субъектах Российской Федерации, укрепления финансового положения регионов следует особое внимание уделить инвестиционной составляющей финансовой помощи, направляемой на развитие инфраструктуры регионов. В связи с этим необходимо определить единые подходы к распределению разрозненных ныне источников инвестиционной поддержки регионов в рамках Фонда регионального развития.

Таблица 3. Сравнительная характеристика систем управления регионами

Сложившаяся система

Новая система (с 2008 года)

- несоответствие бюджетной сети полномочиям;

- многоуровневая иерархия и дисперстность сети;

- противоречивость статуса бюджетных учреждений;

- сметное финансирование;

- государство - производитель услуг;

- годовой бюджет;

- «финансирование» расходов;

- целевое использование - соответствие плану

- отказ от избыточной сети;

- оптимизация структуры сети;

- изменение статуса бюджетных учреждений;

- новые организационно-правовые формы;

- нормативно-подушевое финансирование и социальный заказ;

- государство-регулятор, организатор и заказчик услуг;

- многолетний финансовый план;

- исполнение обязательств;

- целевое финансирование - ориентированное на результат

Что касается казначейского исполнения бюджетов, то здесь следует отметить, что все планы и задачи направлены на качественное и эффективное исполнение возложенных на Федеральное казначейство полномочий.

С 1 января 2006 года вступил в действие Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов всех уровней органами Федерального казначейства, который обеспечивает:

ведение единообразного учета операций со средствами бюджета, включая целевые средства, выделяемые в установленном порядке бюджетам из федерального бюджета или из бюджета субъекта Российской Федерации;

проведение и учет на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), открытому органу федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета, кассовых операций по поступлению и возврату не только собственных доходов соответствующего бюджета, но и операций по привлечению и погашению источников финансирования дефицита бюджета, а также по возврату в бюджет средств, выданных на возвратной основе, и восстановлению произведенных получателями средств кассовых расходов бюджета.

Приоритетным направлением совершенствования бюджетной политики как государства в целом, так и субъектов Федерации является повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов. Представление прозрачной и достоверной информации о деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления является необходимым условием обеспечения эффективного и устойчивого управления государственными и муниципальными финансами. Основой процесса достижения этой цели должны стать требования к публичному раскрытию информации о планах, условиях и результатах деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Прозрачность облегчает контроль со стороны общества за эффективностью управления государственными и муниципальными финансами, повышает ответственность органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления за принятые решения, содействует укреплению внутренней дисциплины в государственных и муниципальных учреждениях.

Открытая информация о финансовом состоянии субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, планах и результатах управления государственными и муниципальными финансами должна быть достоверной, прозрачной, своевременной и полной. В получении указанной информации заинтересованы не только те органы, осуществляющие управление государственными и муниципальными финансами, но и граждане, инвесторы, кредиторы, другие субъекты хозяйственной деятельности.

В настоящее время в открытом доступе на регулярной основе публикуются отдельные элементы статистической информации о состоянии региональных и муниципальных финансов, в числе которых присутствует отчетность об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Вместе с тем отсутствует полная картина функционирования секторов общественных финансов на региональном и муниципальном уровнях, равно как и единая методологическая основа для сбора, обработки и предоставления такого рода информации.

Особенно эта проблема актуальна на муниципальном уровне в условиях ограниченного набора данных в отношении муниципальных образований не только поселенческого, но и районного уровня.

Очевидно, что для эффективного использования полномочий по формированию и распределению межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям необходим определенный перечень показателей по всем муниципалитетам, характеризующий уровень развития экономики, демографические, климатические, половозрастные и другие особенности конкретной территории. Целесообразно расширить возможности использования и повысить качество и полноту налоговой отчетности, формируя ее по каждому муниципальному образованию.

В связи с проведением работы в области разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Бюджетном кодексе РФ, предусмотрена норма об обязательном ведении реестров расходных обязательств на всех уровнях системы, с представлением реестров субъектов Российской Федерации и сводов реестров муниципальных образований в Министерство финансов Российской Федерации.

Исходя из этого, Министерство Финансов Российской Федерации разрабатывает порядок формирования, ведения и распространения единой информационной базы, характеризующей состояние и качество управления бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, обеспечит свободный доступ к этой базе через сеть Интернет.

Кроме того, будут разработаны единые принципы составления статистической информации на всех уровнях государственной власти в целях составления региональных и муниципальных показателей их социально-экономического развития по одинаковой методологии и достижения их согласованности с показателями федерального уровня.

Необходимо также ввести в практику публичные ежегодные отчеты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления и разработать рекомендации по их составлению, в частности, по показателям эффективности деятельности. Публичные ежегодные отчеты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления должны включать результаты деятельности органов управления за прошедший год и планы повышения эффективности управления региональными и муниципальными финансами на предстоящий период.

Указанные отчеты будут содействовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам самоуправления, населению и другим заинтересованным лицам в осуществлении контроля за эффективностью деятельности органов управления за прошедший период, анализа соответствия затраченных средств, значимости предоставленных населению бюджетных услуг и результатов выполнения целевых бюджетных программ, а также проведения сравнения по аналогичным показателям с другими территориями.

В связи с проводимой бюджетной реформой и смещением акцентов в бюджетном процессе с «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» возникла потребность в осуществлении независимой экспертизы деятельности органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Таблица 4. Сравнительная характеристика управления затратами

Управление затратами (1991-2000 гг.)

Управление результатами (с 2008 г.)

- сбалансированность бюджета

- денежное исполнение

- казначейство

- целевое использование средств в соответствии с планом

- методика распределения финансовой помощи

- разделение уровней бюджетной системы

- среднесрочное планирование

- бюджетирование по целям и результатам

- реорганизация бюджетных учреждений

- учет и отчетность по международным стандартам

В Российской Федерации функции по независимой экспертизе частично исполняют контрольно-счетные палаты, имеющие статус органов государственного и муниципального контроля. Их главной функцией является контроль за исполнением бюджета, анализ отклонений бюджета от установленных показателей, обнаружение и предоставление нецелевого использования бюджетных средств, определение эффективности и целесообразности их расходования. В то же время контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации и муниципальные контрольно-счетные органы не осуществляют оценку результативности и эффективности управления государственными и муниципальными финансами.

Между тем, переход к бюджетированию, ориентированному на результат, требует не только контроля за правильностью расходования бюджетных средств, но и оценки результативности их использования в бюджетном году и при завершении каждой бюджетной программы.

По решению законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации или представительного органа муниципального образования эту функцию могли бы выполнять также независимые аудиторские фирмы.

Задачи повышения эффективности управления государственными и муниципальными финансами делают необходимым расширение функций независимой экспертизы в области расходования бюджетных средств путем подтверждения финансовой отчетности органов исполнительной власти с выражением независимого экспертного мнения относительно его достоверности, а также экспертизы систем внутреннего контроля и результативности управления государственными и муниципальными финансами.

Государство может достигнуть максимальной эффективности или уровня развития, когда оно будет основано на принципах демократии и отвечающей запросам времени разумной централизации и децентрализации власти, что дает эффективная вертикаль власти и развитое местное самоуправление.

Стратегической целью бюджетной реформы является следование общераспространенному пути - ее либерализация, предоставление региональным и местным властям реальной бюджетной самостоятельности. Реальная децентрализация бюджетной системы страны представляется более действенной, чем любое ужесточение прямого федерального контроля за региональными и местными финансами. Улучшение ситуации в экономике зависит не только от состояния межбюджетных отношений. Однако бюджетное регулирование, наряду с другими направлениями реформы социально-экономического развития Российской Федерации, создает необходимые посылки для успешного решения существующих проблем.

Органами Федерального казначейства ведется постоянная напряженная работа, направленная на решение возникающих проблем, на совершенствование взаимодействия с финансовыми органами с целью обеспечения качественного исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Новая задача поставлена перед нами и в 2007-2008 году: обеспечение внедрения Порядка кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектов РФ и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

В части основных проблем, затрудняющих процесс кассового обслуживания исполнения краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований, в настоящее время можно выделить следующие:

- нарушение принципа подведомственности при распределении бюджетных средств и как следствие включение получателя средств соответствующего бюджета в Сводный реестр распорядителей и получателей средств бюджета дважды, а то и трижды как подведомственное учреждение разных распорядителей средств бюджета. Ведение Сводного реестра распорядителей и получателей средств соответствующего бюджета для финансовых органов пока не является инструментом для приведения в актуальное состояние сведений, содержащихся в реестре.

- отсутствие порядка предоставления и использования средств краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований, выделенных распорядителям и получателям средств соответствующих бюджетов в соответствии со сводной росписью в форме субсидий и субвенции.

- остается проблемой отнесение расходов на соответствующие статьи и подстатьи экономической классификации расходов бюджетов РФ исходя из их экономического содержания, и как следствие нарушения отдельными финансовыми органами, бюджетными учреждениями положений приказа Министерства Финансов Российской Федерации от 21.12.2005 №152 н «Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации РФ».

Указанные проблемы необходимо решать уже сегодня, чтобы учесть их при составлении проектов соответствующих бюджетов на следующий финансовый год.

Перспективы управления общественными финансами в последнее время - одна из самых обсуждаемых тем. Для Алтайского края с его низким уровнем жизни населения при высоком спросе на бюджетные услуги, с его слабой экономикой, не позволяющей мобилизовать в краевом и местных бюджетах достаточный объем собственных доходов для финансирования передаваемых расходных полномочий, становится очевидной необходимость структурных преобразований в системе управления общественными финансами, а также внедрения передовых механизмов предоставления бюджетных услуг, которые позволят более эффективно распорядиться имеющимися ресурсами и снизить зависимость региона от помощи из федерального бюджета.

В этих условиях Администрацией края разработана Концепция реформирования региональных финансов Алтайского края, основной целью которой является создание условий для устойчивого социально-экономического развития края путем повышения эффективности управления региональными финансами и повышения эффективности использования бюджетных средств.

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты