Рефераты

Принципы организации казначейской системы исполнения бюджета

p align="left">Таким образом, императивное требование федерального законодательства об исполнении бюджетов всех уровней посредством органов Федерального казначейства не влечет подмены органами государственной власти федерального уровня специализированных исполнительных органов власти субъектов РФ, образованных в целях реализации прав собственника на денежные средства соответствующего территориального уровня.

Положения ст. 215.1 Бюджетного кодекса не препятствуют субъектам Федерации получать оперативную информацию о кассовом обслуживании своих бюджетов. подзаконные нормативные правовые акты, принятые в развитие ст. 215 и 215.1 Бюджетного кодекса РФ предоставляют субъектам Федерации возможность контролировать действия органов Федерального казначейства по кассовому обслуживанию исполнения региональных бюджетов. [1]

Все действия органов Федерального казначейства в процессе кассового обслуживания бюджетов субъектов Федерации являются прозрачными для собственников бюджетных средств; информация обо всех операциях по движению бюджетных средств оперативно направляется финансовым органом субъектов Федерации; ежемесячно органом Федерального казначейства и субъектом Федерации (в лице уполномоченного органа бюджетного процесса) проводятся сверки операционных действий по кассовому исполнению регионального бюджета. Подобные сверки проводятся как в разрезе администраторов поступлений доходов и распорядителей бюджетных средств, так и в разрезе бюджетов муниципальных образований, входящих в состав субъекта Российской Федерации.

В сфере распоряжения публичной собственностью важнейшую роль играет принцип правового государства, одним из аспектов которого выступает самоограничение государства и местного самоуправления в вопросах формирования и распоряжения публичной собственностью.

Положения ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ ограничивают право публичной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований только в части выбора организаций, обслуживающих счета соответствующих бюджетов. Справедливо отметить, что и сама Российская Федерация (бюджет которой не имеет дефицита) ограничена в этом полномочии - рассматриваемые положения Бюджетного кодекса предписывают обслуживать счет федерального бюджета так же в Федеральном казначействе.

Согласно Конституции РФ конституционные гарантии свободы экономической деятельности могут быть ограничены в конституционно значимых целях и только на основании федерального закона: ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74); права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55).

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что осуществленное нормами Бюджетного кодекса ограничение процедурно-процессуальных бюджетных прав не повлекло утраты сущности права собственности субъектов Российской Федерации на соответствующие бюджетные средства.

Бюджет каждого территориального уровня предназначен для материального обеспечения функций соответствующего публичного субъекта, а в целом бюджетная система является экономической основой государственного суверенитета, что наделяет ее признаками объекта экономической безопасности и предопределяет механизм конституционно-правовой защиты. Достижение общих конституционных целей, в частности сохранение экономической безопасности государства, может оправдать ограничение процедурно-процессуальных бюджетных прав публичных собственников.

Таким образом, положения ст. 215.1 Бюджетного кодекса вытекают из необходимости достижения баланса конституционных ценностей, получающих воплощение в гарантированности свободы экономической деятельности, с одной стороны, и государственной целостности, - с другой. Установленные названными нормами Бюджетного кодекса РФ ограничения соответствуют конституционно значимым целям и согласуются с основами государственного устройства, в частности с принципом равенства субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти (ч. 4 ст. 5 Конституции РФ). [1]

1.3 Пути реализации реформы местного самоуправления казначейскими органами

В соответствии со ст. 65 Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» кассовое обслуживание бюджетов вновь образуемых муниципальных образований осуществляется в порядке, предусмотренном Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Согласно ст. 215.1 Бюджетного кодекса РФ кассовое обслуживание бюджетов поселений, бюджетов муниципальных районов и городских округов осуществляется территориальными органами Федерального казначейства. [1]

Вместе с тем, в условиях существования и функционирования в ряде субъектов Федерации региональных систем казначейских органов, кассовое обслуживание бюджетов поселений может быть организовано и в органах регионального казначейства согласно приказу Федерального казначейства №1н от 25 марта 2005 г. о «Порядке кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства». [8]

В зависимости от выбранного варианта кассового обслуживания бюджетов поселений согласно приказу №1н функции территориальных органов Федерального казначейства могут включать:

- ведение лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств местных бюджетов;

- учет и доведение информации о лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования до бюджетополучателей местных бюджетов;

- учет денежных обязательств местных бюджетов;

- санкционирование и проведение платежей за счет средств местных бюджетов;

- формирование и предоставление отчетной информации о кассовых операциях местных бюджетов.

В связи с реформированием бюджетного устройства местного уровня, связанного с выделением четвертого уровня бюджетной системы, возникает объективная необходимость построения оптимальной с организационной и экономической точки зрения, но в тоже время эффективной и информативной модели управления бюджетными потоками на субфедеральном уровне, которая укладывалась бы в рамки приказа №1н.

При этом кассовые расходы и учет операций со средствами бюджетов должны будут осуществляется с отдельных счетов 40204 «Средствами местных бюджетов», открытых в учреждении Банка России отделениям Федерального казначейства для каждого муниципального образования.

Из вариантов кассового обслуживания, предусмотренных приказом №1н Казначейства России, обязательным должен быть вариант с открытием и ведением счета финансовой службы соответствующего бюджета. [1]

При этом финансовая служба поселения должна организовывать:

- ведение лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в собственном казначействе;

- ведение учета лимитов бюджетных обязательств, объемов финансирования, учет бюджетных обязательств, а также осуществление кассовых расходов.

В данном случае Федеральное казначейство будет проверять, соответствует ли заполнение представленных платежных документов требованиям нормативных актов, и обеспечивать исполнение платежных поручений, списывая средства с единого счета бюджета поселения в пределах имеющегося остатка.

Среди первостепенных недостатков можно определить экономическую неэффективность применения данной схемы, так как она влечет за собой затраты трех уровней власти: федеральной, региональной и местной.

Вместе с этим, данная модель может быть реализована исключительно при организации электронного документооборота между органом Федерального казначейства и органом, организующим исполнение бюджета поселения.

Другой моделью кассового обслуживания исполнения бюджета, избранной муниципальным образованием поселенческого уровня, может быть вариант с открытием главным распорядителям, распорядителям и получателям бюджетных средств лицевых счетов в отделениях Федерального казначейства для учета операций по расходам бюджета на основании соглашения о передаче органам Федерального казначейства отдельных функций по исполнению бюджета поселения.

При кассовом обслуживании исполнения бюджетов поселений по схеме с открытием и ведением в органах казначейства лицевых счетов распорядителей и получателей средств бюджета поселения, процедуры доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования до распорядителей и получателей средств реализуются аналогично технологиям казначейского исполнения регионального бюджета сообразно приказу Минфина №46н от 19 апреля 2000 г. «Об утверждении правил кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства» и п. 5,6 и 7 приказа №1н (в зависимости от объема передаваемых функций). [8]

Необходимо отметить, что для обеспечения кассового обслуживания исполнения бюджетов поселений по данной технологии необходимо создать кадровый и информационно-технологический базис в каждом из вновь образуемых муниципалитетов, а в частности:

- организовывать в структуре администрации поселения финансовую службу;

- построить в каждом поселении полновесную структуру операторов бюджетных средств, состоящую из главного распорядителя, распорядителей и получателей бюджетных средств поселения;

- произвести отбор, а при необходимости произвести обучение специалистов, которые будут организовывать исполнение бюджета поселения и взаимодействие с казначейским органом, организующим кассовое обслуживание соответствующего бюджета (кадровый вопрос на местном уровне стоит достаточно остро и является проблемным аспектом организации казначейской системы исполнения бюджетов местного уровня);

- приобрести необходимый комплект компьютерной техники, информационно-программных средств, а также обеспечить наличие телекоммуникационной системы транспортной сети, для корреспонденции с казначейскими органами;

- обеспечить электронный документооборот между органами казначейства и финансовой службой поселения, а также всеми бюджетополучателями для организации доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования до бюджетополучателей и распорядителей бюджетных средств поселения, что предусмотрено в приказе №1н (в противном случае, в условиях географической удаленности от органов казначейства, организующего кассовое обслуживание соответствующего бюджета, потребуются значительные транспортные расходы, операторов бюджетных средств поселенческого уровня для регулярной доставки расходных расписаний в отделение Федерального казначейства и получения выписок по своим счетам);

- создать адекватную систему инженерного обеспечения, которая являлась бы надежной основой для должного функционирования комплекса технико-технологического оборудования.

Наряду с этим, открытие и ведение лицевых счетов получателей бюджетных средств поселения потребует бухгалтерского учета в организациях - бюджетополучателях, а следовательно повлечет за собой рост затрат на оплату труда и содержание дополнительного количества штатных единиц.

Однако следует отметить, что в условиях дефицитности абсолютного большинства бюджетов местного уровня, которая лишь усугубится при дроблении существующего в настоящее время на данном уровне налогового потенциала, реализация вышеперечисленных мероприятий для вновь образуемых муниципальных образований на начальном этапе является проблемной, а возможно, и не выполнимой задачей.

Очевидна необходимость выработки альтернативных моделей кассового обслуживания исполнения бюджетов поселений, которые вписывались бы в рамки действующего законодательства РФ, инструктивных и методологических документов Минфина России и Казначейства России, а также соответствовали концепции организации межбюджетных отношений, принятой на уровне субъекта Федерации.

При этом данные модели должны решать политические задачи, обеспечивать деятельность органов местного самоуправления без ущемления их конституционных прав по осуществлению принадлежащих им полномочий. Актуальность этой задачи была обозначена в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию РФ о бюджетной политике на 2007 г. [2]

Одной из таких моделей можно предположить схему кассового обслуживания бюджета поселения органами Федерального казначейства, при котором органы местного самоуправления на основании соглашения передают ряд полномочий по исполнению своего бюджета финансовому органу районного уровня.

Эта модель предусматривает открытие на отдельном счете 40204 «Средства местных бюджетов» лицевого счета главного распорядителя средств - администрации поселения для проведения операций со средствами бюджета поселения при заключении органами местного самоуправления поселенческого уровня соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им полномочий по исполнению своих бюджетов путем предоставления субвенций. Этим обеспечивается соблюдение ст. 9 и 215.1 Бюджетного кодекса РФ и положений приказа №1н.

Отличительной особенностью этой схемы является то, что полномочия по финансированию части бюджетополучателей поселения, согласно ст. 14 закона №131-ФЗ, передаются на уровень муниципального района.

При этом лицевые счета бюджетополучателей вновь создаваемых муниципальных образований (администрации района, финансовой службы, учреждения культуры) открываются в финансовом органе района, который от имени и по поручению органа местного самоуправления поселения осуществляет учет операций на их лицевых счетах через единый счет бюджета поселения, открытый в отделении Федерального казначейства.

Процедура доведения лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования до получателя средств бюджета поселения, переданного на районный уровень, ведение учета и формирование отчетности в процессе его финансирования, будет производиться финансовым органом муниципального района.

Тем не менее, в рамках этой схемы казначейского исполнения бюджетов поселения остается необходимость обеспечения бюджетополучателей на уровне поселения техническими средствами и программными комплексами, необходимыми для казначейского исполнения бюджета, а также высококвалифицированными специалистами, способными вести бухгалтерский учет. Все это также требует определенных затрат и стимулирует рост непроцентных расходов бюджетов поселений в условиях их дефицитности.

Однако стоит отметить, что в Российской Федерации, на первоначальном этапе введения в действие закона №131-ФЗ вероятна ситуация, когда органы местного самоуправления поселенческого уровня объективно не смогут обеспечить осуществление казначейского исполнения на своей территории.

Причиной этому могут являться как географические особенности, так и информационно-технологические факторы, например, технологические и финансовые сложности в организации транспортной телекоммуникационной сети, отсутствие телефонной связи надлежащего качества, а также проблемы, связанные с минимизацией расходов на оплату труда муниципальных служащих или же отсутствием квалифицированного кадрового состава, способного обеспечить ведение бухгалтерского учета согласно инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 26.08.04 №70н.

В данной ситуации, если на территории поселения совершенно отсутствует экономический, технологический или кадровый потенциал для организации казначейского обслуживания своего бюджета, считается целесообразным заключение органами местного самоуправления поселенческого уровня соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им полномочий по исполнению своих бюджетов и ведению бюджетного учета путем предоставления субвенций в полном объеме своих доходных источников.

Для реализации данной схемы казначейского исполнения бюджета поселения необходимо открытие лицевого счета финансового отдела муниципального района на счете 40204 «Средства местных бюджетов поселения». На данном счете будет происходить учет всех расходных операций по финансированию бюджетных обязательств поселения, а также формирование и передача отчетности по исполнению бюджета поселения.

Таким образом, финансовый отдел муниципального района может стать так называемой централизованной бухгалтерией для поселения.

Преимуществом организации кассового обслуживания исполнения бюджетов поселений по этой схеме является решение многих процедурных вопросов. Так, например:

- использование телекоммуникационных каналов связи, имеющихся на уровне муниципального района при кассовом обслуживании бюджетов вновь образуемых муниципальных образований;

- уход от необходимости построения в каждом поселении структуры операторов бюджетных средств;

- сокращение времени прохождения бюджетных средств до конечных бюджетополучателей.

Все это позволяет поддерживать технологическую составляющую процесса кассового обслуживания бюджетов поселений на должном уровне и одновременно экономит бюджетные ресурсы поселения. Кроме того, применение данной модели решает проблему кадрового наполнения вновь создаваемых участников бюджетного процесса: главных распорядителей и распорядителей средств - в них нет необходимости.

Отметим, что данный вариант представляется нам оптимальный моделью организации кассового обслуживания бюджетов поселений, как для территориальных органов Федерального казначейства, так и для администраций поселений, особенно на начальном этапе деятельности вновь образуемых органов местного самоуправления.

Моделью казначейского исполнения бюджетов поселений, способной урегулировать нерешенные кадровые и технико-технологические вопросы может стать вариант с открытием на счете 40204 «Средства местных бюджетов» для проведения операций со средствами бюджета поселения и ведением в органах казначейства лицевого счета распорядителя средств бюджета поселения без открытия лицевых счетов бюджетополучателей бюджета поселения.

Реализация данной схемы предполагает осуществление кассового обслуживания бюджетов поселения с открытием одного лицевого счета администрации поселения, с которого будет производиться кассовый расход без открытия лицевых счетов получателям бюджетных средств.

При этом функции по составлению сметы получателя средств бюджета поселения, распределению объемов финансирования, ведению бухгалтерского учета, принятию бюджетных обязательств и сбору необходимых документов для осуществления кассового расхода, формированию платежных поручений для предоставления в органы федерального казначейства будут осуществляться финансовой службой администрации поселения, на основании соглашений, аналогично функциям централизованных бухгалтерий.

Тем более что ведение бухгалтерского учета в муниципальных учреждениях, являющихся юридическими лицами и финансируемых из местных бюджетов, осуществляется в соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» централизованными бухгалтериями, как учреждениями, обеспечивающими ведение бухучета муниципальных учреждений.

Данный порядок финансирования всех муниципальных учреждений и ведения учета централизованными бухгалтериями не только не противоречит ни гражданскому, ни бюджетному, ни налоговому законодательству, но является достаточно эффективным.

В противном случае, бюджетные учреждения поселенческого уровня будут наделены полномочиями самостоятельного ведения бухгалтерского учета и будут вынуждены открывать отдельные лицевые счета в органах Федерального казначейства, что повлечет за собой:

- увеличение сметных расходов по содержанию дополнительной численности работников и приобретению обеспечивающей техники;

- рост транспортных расходов бюджетополучателей и распорядителей бюджетных средств поселения, особенно в условиях их географической удаленности от органа, осуществляющего их кассовое обслуживание.

Очевидными преимуществами реализации данной схемы являются:

- минимизация сроков прохождения финансирования от распорядителя к бюджетополучателю, т.е. отсутствие необходимости в доведении объемов финансирования первоначально до распорядителя средств, а после этого до бюджетополучателя;

- сокращение расходов бюджетов поселения на обучение и содержание квалифицированных специалистов;

- возможность организации кассового обслуживания исполнения бюджетов поселений, основанного на электронном документообороте, что призвано обеспечить точность и оперативность реализации бюджетного процесса на поселенческом уровне.

По моему мнению, применение технологии, предусматривающей существование централизованных бухгалтерий, конструктивно повлияет на процесс кассового обслуживания бюджетов поселений.

2. Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов органами федерального казначейства

2.1 Кассовое обслуживание исполнения бюджета

До 1 января 2006 г. кассовое обслуживание исполнения бюджетов регламентировалось приказом Минфина России от 19 апреля 2000 г. №46н «Об утверждении Правил кассового обслуживания исполнения местных бюджетов органами федерального казначейства». Данный приказ в свое время позволил качественно усовершенствовать процесс кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы российской Федерации, однако он не учитывал технологию единого счета бюджета, позволяющую концентрировать все средства бюджета на едином счете.

В соответствии с п. 39 Федерального закона от 20 августа 2004 г. №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» Бюджетный кодекс Российской Федерации дополнен статьей 215.1, вступившей в действие с 1 января 2006 г. и устанавливающей, что кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. [1]

В этой связи, в целях эффективной реализации положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Казначейством России разработан и с 1 января 2006 г. вступил в действие порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный приказом Федерального казначейства от 22 марта 2005 г. №1н. [8]

Указанный Порядок дал возможность органам Федерального казначейства:

- вести единообразный учет операций со средствами бюджета, включая целевые средства, выделяемые в установленном порядке бюджетам из федерального бюджета или из бюджета субъекта Российской Федерации;

- вести лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств в органах Федерального казначейства;

- проводить и учитывать на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), открытом органу Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета, кассовые операции по поступлению и возврату не только собственных доходов соответствующего бюджета, но и операции по привлечению и погашению источников финансирования дефицита бюджета, а также по возврату в бюджет средств, выданных на возвратной основе, и восстановлению произведенных получателями средств кассовых расходов бюджета.

При этом данным Порядком предусматривается не только кассовое обслуживание исполнения бюджета органами Федерального казначейства, но и передача им части функций по организации исполнения бюджета на договорной основе путем заключения соответствующего соглашения.

Осуществление Казначейством России федеральных полномочий по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации позволило обеспечить:

- соблюдение принципа единства бюджетной системы Российской Федерации, включающего в себя, в том числе: единство правовой базы, единство денежной системы, единство форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса в Российской Федерации, единообразие санкций за нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и ведения бухгалтерского учета;

- доступ органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов (органов Федерального казначейства) значительного количества субъектов Российской Федерации путем централизации счетов бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в Головных расчетно-кассовых центрах ЦБ РФ, к платежной системе Банка России, а также единую методологию взаимодействия с платежной системой Банка России;

- сосредоточение средств бюджетной системы Российской Федерации в Банке России;

- условия для сохранности бюджетных средств при возникновении риска потери средств местных бюджетов;

- исполнение всех бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с использованием принципа единого счета бюджета;

- возможность получения достоверной и своевременной информации об оборотах сектора государственного управления;

- необходимое качество, оперативность, прозрачность и полноту информации не только о финансовых потоках, но и об остатках средств в бюджетной системе Российской Федерации, необходимых для принятия эффективных управленческих решений в области денежно-кредитной политики;

- реальные условия для реализации Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части реального функционирования бюджетов муниципальных образований;

- условия для добросовестной конкуренции кредитных организаций.

Кроме того, при существующей кадровой проблемы в финансовой системе, органы Федерального казначейства осуществляют обучение специалистов сельских поселений организации бюджетного процесса и бюджетного учета, проводят с ними семинары по вопросам бюджетного законодательства в целом, и исполнения бюджетов поселений в частности, в рамках единой для всей страны методологии бюджетного учета и принципа единства бюджетной системы Российской Федерации.

Как и при многих новых начинаниях, при внедрении нового порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов органы Федерального казначейства столкнулись с рядом проблем, которые требуют решения.

В части основных проблем в процессе кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов необходимо отметить следующее:

- недостаточная техническая готовность финансовых органов муниципальных образований субъектов Российской Федерации, плохое качество связи;

- отсутствие утвержденных в установленном порядке бюджетов отдельных муниципальных образований и утвержденных администраторов неналоговых поступлений муниципальных образований, а также отсутствие кодов бюджетной классификации, закрепленных за администраторами поступлений в местные бюджеты;

- отсутствие регистрации в налоговых органах отдельных органов местного самоуправления муниципальных образований, имеющих самостоятельные бюджеты;

- несовершенное программное обеспечение; и др.

2.2 Система управления финансовыми ресурсами регионов

Наиболее значимым нововведением стало наделение муниципальных образований поселенческого уровня полномочиями по решению вопросов местного значения и соответственно собственными финансовыми ресурсами.

Законом Алтайского края от 02.12.2003 г. №64-ЗС «Об установлении границ муниципальных образований и наделении их статусом сельского, городского поселения, городского округа и муниципального района» наделены статусом: сельского поселения - 720 муниципальных образований, городского поселения - 5 муниципальных образований, городского округа - 12 муниципальных образований и муниципального района - 60 муниципальных образований.

Муниципальными образованиями приняты собственные нормативные акты, определяющие ведение бюджетного процесса.

По состоянию на 1 января 2006 года все муниципальные образования заявили о самостоятельном исполнении соответствующих бюджетов. На сегодняшний день все муниципальные образования зарегистрировали свои уставы, им присвоен код ОКАТО.

Порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов территориальными органами Федерального казначейства, утвержденный Приказом Федерального казначейства от 22.03.2005 №1н (далее - Порядок 1н), вступивший в силу с 1 января 2006 года, разработан Федеральным казначейством в целях реализации статей 166.1 и 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и устанавливает порядок кассового обслуживания операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.

На руководителей органов Федерального казначейства края легла персональная ответственность за проведение всех организационных мероприятий, которые позволили реализовать в соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации функцию по кассовому обслуживанию исполнения краевого и местных бюджетов в установленные Законом сроки и в соответствии с Порядком 1н.

По состоянию на 1 января 2006 года органы Федерального казначейства края осуществляли кассовое обслуживание исполнения краевого бюджета, бюджетов 11 городов, 60 районов, бюджета ЗАТО «Сибирский», 923 получателя средств краевого бюджета и 2024 получателя средств местных бюджетов, было открыто 3284 лицевых счета получателей средств краевого и местных бюджетов.

В целях реализации Федерального Закона 131-ФЗ и Порядка 1н проведены следующие мероприятия:

- совместно с Комитетом администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике были проведены совещания-семинары с Отделениями по районам и городам Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю и финансовыми органами муниципальных образований по изучению положений Порядка 1н. Совещания-семинары проходили на базе пилотных центров Отделений. В результате совещаний-семинаров были выявлены и рассмотрены вопросы и наиболее острые проблемы перехода на новый порядок кассового обслуживания;

- с администрацией Алтайского края, а также со всеми администрациями муниципальных образований заключены соглашения об осуществлении органами Федерального казначейства края отдельных функций по исполнению бюджета края и местных бюджетов при кассовом обслуживании исполнения соответствующих бюджетов;

- со всеми финансовыми уполномоченными органами края подписаны Регламенты о порядке и условиях обмена информацией между финансовым органом, уполномоченным органом и органом Федерального казначейства при кассовом обслуживании исполнения соответствующего бюджета;

- осуществлен переход на работу в режиме функционирования единого казначейского счета Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю, открытого на балансовом счете №40201 «Средства бюджетов субъектов Российской Федерации»;

- отдельно для каждого местного бюджета в ГРКЦ ГУ БАНКА РОССИИ по Алтайскому краю открыто 797 лицевых счетов на балансовом счете №40204 «Средства местных бюджетов», в том числе 676 - Управлению. Счета, ранее открытые Отделениям в кредитных организациях, расчетно-кассовых центрах, закрыты;

- в Центре-КС в тестовом режиме была отработана схема кассового обслуживания исполнения краевого и местных бюджетов в соответствии с Порядком 1н, подготовлены и сформированы выходные формы из программного комплекса. В результате проделанной работы органы Федерального казначейства были готовы к переходу с 1 января 2006 года на кассовое обслуживание в соответствии с Порядком 1н.

Порядок 1н предлагает два варианта кассового обслуживания. В крае вопрос выбора варианта не был актуален, так как с 2000 года уже была выбрана схема и наработан опыт кассового обслуживания с открытием в органах Федерального казначейства лицевых счетов распорядителям и получателям средств соответствующего бюджета.

Основными проблемами при реализации в Алтайском крае с 1 января 2006 года Федерального Закона 131-ФЗ были:

- отсутствие технической возможности в большинстве сельских и городских поселений подготовки и обработки расчетно-платежных документов. Решение данной проблемы в большей степени взял на себя Комитет;

- отсутствие специалистов по программному обеспечению в финансовых органах и администрациях поселений;

- отсутствие утвержденных в установленном порядке бюджетов отдельных сельских поселений;

- не предоставление в необходимый срок отдельными финансовыми (уполномоченными) органами сводных реестров главных распорядителей, распорядителей, получателей средств местного бюджета и изменения к ним.

Следует отметить, что наибольший массив вопросов возник у финансовых органов и администрации поселений по кассовым поступлениям, поскольку Порядок 1н позволяет проводить и учитывать на едином счете бюджета, открытого органу Федерального казначейства для кассового обслуживания исполнения соответствующего бюджета, не только операции по поступлению и возврату собственных доходов бюджета, но и операции по привлечению и погашению источников финансирования дефицита бюджета, а также по возврату бюджетных средств, выделенных на возвратной основе и восстановлению произведенных получателями средств кассовых расходов бюджета.

В процессе работы обсуждались, уточнялись и отрабатывались с финансовыми органами и администрациями поселений такие вопросы, как работа администратора поступлений с кодом доходов «Невыясненные поступления, зачисляемые в бюджет» и оформление соответствующих расчетно-платежных документов; порядок осуществления и учета операций по кассовым выплатам из бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов с доведением органами Федерального казначейства до администраторов бюджетных назначений и объемов финансирования по источникам; представление в установленные сроки оперативных и ежемесячных отчетов по кассовым поступлениям и кассовым выплатам из бюджета.

Таблица 2. Перечень администраторов доходов и источников внутреннего финансирования дефицита бюджета муниципального района - органов местного самоуправления

Код главы

Код

Наименование

092

092

092

092

092

092

092

000

000

000

1 11 05035 05 0000 120

1 13 02024 05 0000 130

1 14 02033 05 0000 410

0 60 10000 10 0000 430

1 17 05050 05 0000 180

1 17 01050 05 0000 180

1 16 90030 05 0000 140

1 16 90050 05 000 140

Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике района Алтайского края

Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении бюджетных учреждений в хозяйственном федении муниципальных унитарных предприятий

Сбор за выдачу лицензий

Доходы от реализации имущества

Поступление от продажи земельных участков, находящихся в границах поселений

Прочие неналоговые доходы местных бюджетов

Невыясненные поступления

Доходы закрепленные за всеми администраторами

Прочие поступления от денежных взысканий и сумм в возмещении ущерба, зачисляемые в бюджет муниципального района

Прочие поступления от денежных взысканий и сумм в возмещении ущерба, зачисляемые в бюджет муниципального района

Несмотря на возникавшие трудности и проблемы с 1 января 2006 года органы Федерального казначейства края перешли на кассовое обслуживание исполнения краевого и 797 бюджетов муниципальных образований в соответствии с Порядком 1н, а опыт работы 2-х месяцев позволил более детально уточнить отдельные вопросы, обозначить проблемы и найти пути их решения.

С февраля 2006 года в рамках реализации положений Порядка 1н органы Федерального казначейства края осуществляют учет субсидий и субвенций, полученных из федерального бюджета, контроль за использованием которых возложен на органы Федерального казначейства. Данный учет позволил получить оперативную информацию по поступлению и остатку средств.

С введением нового порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов многократно увеличился документооборот в органах Федерального казначейства, что указало на необходимость автоматизации технологического процесса.

Для организации электронного документооборота с клиентами, финансовыми органами субъектов Российской Федерации, муниципальных образований была внедрена система электронного документооборота, которая позволяет осуществлять импорт необходимых платежных документов, получение выписок, обмен информационно-справочной информацией в электронном виде.

Управлением была проведена работа по внедрению электронного обмена документами с финансовыми органами края, распорядителями и получателями средств краевого и местных бюджетов посредством ППО СЭД. В настоящее время отработан электронный обмен информацией между Управлением и Комитетом по кассовому обслуживанию исполнения краевого бюджета. Полученный опыт позволил ускорить переход на электронный обмен информацией между финансовыми органами, распорядителями, получателями средств бюджетов и органами Федерального казначейства края.

В целях развития системы электронного документооборота органов Федерального казначейства с главными распорядителями, распорядителями, получателями бюджетных средств, администраторами поступлений, финансовыми органами, Управлением и его отделениями были составлены планы-графики внедрения СЭД по всем бюджетополучателям до конца года, уточнен список и количество организаций, отказавшихся или не готовых к внедрению в 2006 году, так же был уточнен перечень организаций, планирующих решить свои технические проблемы в 2007 году. Для отделений установлена форма отчетности по итогам внедрения СЭД.

Управлением и отделениями проведена работа по разъяснению необходимости организации электронного документооборота.

Из 3,5 тысяч бюджетополучателей, обслуживающихся в органах казначейства края, в 2007 году перешли на систему электронного документооборота 3,0 тысячи бюджетополучателей или 85%.

Основной проблемой, мешающей эффективному внедрению СЭД, остается необходимость предоставления подтверждающих документов на бумажных носителях с учетом того, что органы казначейства края осуществляют санкционирование расходов бюджетов всех уровней.

Однако следует отметить, что проблемой в решении этого вопроса остается отсутствие в районах высокоскоростных каналов связи, позволяющих эффективно работать в современных прикладных программных продуктах на современном оборудовании, а также отсутствие возможности представления по СЭД получателями средств бюджетов документов, служащих основанием платежа и подтверждающих возникновение денежных обязательств у получателя средств.

В настоящее время проведена работа по переходу на Инструкцию «О порядке кассового обслуживания территориальными органами Федерального казначейства операций со средствами, полученными бюджетными учреждениями субъектами Российской Федерации и муниципальных образований от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности», утвержденную Приказом Федерального казначейства от 30.12.2005 г. №19н.

Указанный порядок был введен в действие по истечении трех месяцев со дня его утверждения после доработки программных продуктов, необходимых для его реализации. Но следует отметить, что опыт работы с указанными средствами органами Федерального казначейства края уже наработан. В соответствии с Распоряжением администрации Алтайского края от 30.12.2004 г. №978-Р органам Федерального казначейства края предоставлено право на открытие лицевого счета на балансовом счете №40603 «Счета организаций, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации» в соответствии с Указаниями Банка России от 28.06.2004 №1459-У.

Приказом комитета администрации края по финансам, налоговой и кредитной политике от 31.01.2005 г. №5 утвержден Порядок открытия (закрытия) и ведения органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными краевыми бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Начиная с 2005 года, Управлением и Отделениями проводится работа по открытию и ведению счетов по учету средств, полученных краевыми учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. По состоянию на 1 января 2008 года в органах Федерального казначейства края открыто 117 внебюджетных лицевых счетов получателям средств краевого бюджета.

2.3 Казначейская система исполнения местного бюджета на примере района Алтайского края

Отделение федерального казначейства по району, создано в соответствии с Указом Президента РФ от 08.12.92 г. №1556, распоряжением Главы администрации Алтайского края от 14.09.93 г. №777 и приказом Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Алтайскому краю от 12.01.94 г. №2, действует на основании «Положения о федеральном казначействе РФ», утвержденного постановлением Совета Министров - правительства Российской Федерации от 27.08.93 г. №864.

Отделение по району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю является органом Федерального казначейства и находится в непосредственном подчинении Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.

Отделение имеет сокращенное наименование: Отделение по району Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю.

Отделение осуществляет свою деятельность во взаимодействии с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами местного самоуправления, территориальными учреждениями Банка России, общественными объединениями и иными организациями.

Между администрацией района и Отделением федерального казначейства по району УФК МФ РФ по Алтайскому краю, было заключено Соглашение от 24.10.2005 г. о кассовом обслуживании исполнения бюджета района, в котором были оговорены права и обязанности сторон. (Приложение 1)

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты