p align="left">Согласно статье 247 НК РФ объектом обложения налогом на прибыль признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Прибылью в целях главы 25 НК РФ для российских организаций признается полученные организацией доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В силу пункта 2 статьи 251 НК РФ при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления из бюджета бюджетополучателям и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики - получатели указанных целевых поступлений обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.
Проверяя законность оспариваемого решения налогового органа, судом установлено и не оспаривается налоговым органом, что денежные средства в сумме 846 164 руб., включенные учреждением в налоговую декларацию по налогу на прибыль за 2004 год, получены учреждением от государственных унитарных предприятий учреждения ЮО 171/1, ЮО 171/2 после уплаты обязательных платежей.
Положением об управлении исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации по Сахалинской области от 25.01.99 N 33 определено, что управление является некоммерческой организацией в форме государственного учреждения и финансируется за счет средств федерального бюджета, а также иных источников, предусмотренных законом и названным Положением.
Согласно статье 9 Закона Российской Федерации от 21.07.93 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" такими источниками являются специальные внебюджетные фонды для оказания финансовой помощи отдельным учреждениям, исполняющим наказания, и предприятиям учреждений, исполняющих наказания, в размере не более 30 процентов после уплаты обязательных платежей в соответствующие бюджеты.
Поскольку судами установлено, что спорные денежные средства, от которых исчислен налог на прибыль и рассчитан штраф за нарушение срока предоставления декларации, получены учреждением для зачисления в специальный фонд учреждения на основании статьи 9 Закона РФ от 21.07.93 N 5473-1 и Положения о специальных внебюджетных фондах Главного управления исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации и территориальных органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ от 03.02.2003 N 26, израсходованы в соответствии с утвержденной сметой, суды пришли к обоснованному выводу о том, что спорные денежные средства относятся к целевым поступлениям, которые в силу пункта 2 статьи 251 НК РФ не учитываются для целей налогообложения прибыли.
Следовательно, включение в налоговую декларацию по налогу на прибыль 846 164 руб., исчисление налога на прибыль за 2004 год противоречит вышеуказанным нормам.
Довод налогового органа о правомерности оспариваемого решения, так как обязанность налогоплательщика представить налоговую декларацию в установленный законодательством о налогах и сборах срок независимо от наличия обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, закреплена пунктом 1 статьи 289 НК РФ, кассационной инстанцией отклоняется. Санкция, предусмотренная пунктом 2 статьи 119 НК РФ за нарушение срока представления налоговой декларации, предусматривает исчисление штрафа только от суммы налога, подлежащего уплате на основе этой декларации.
Суды первой и апелляционной инстанций, исходя из положений, изложенных в Определении Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 267-О, пришли также к обоснованному выводу о нарушении налоговым органом порядка привлечения к налоговой ответственности.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
решение от 27.09.2007, дополнительное решение от 28.09.2007, постановление от 06.12.2007 по делу N А59-2614/07-С15 Арбитражного суда Сахалинской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по Сахалинской области из федерального бюджета излишне уплаченную госпошлину в сумме 1 000 руб. Справку на возврат выдать Арбитражному суду Сахалинской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
4.3 Нарушение налогоплательщиком обязанности постановки на учёт
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 10 апреля 2008 г. N КА-А40/2751-08
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 08 октября 2007 года удовлетворены требования ООО "Южный Двор-162". Признано недействительным решение ИФНС РФ по Луховицкому району Московской области от 18.04.2007 N 9872.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2007 года решение суда оставлено без изменения.
На судебные акты МИ ФНС России N 8 подана кассационная жалоба, в которой просит их отменить.
В обоснование своих требований в жалобе ссылается на то, что суд нарушил нормы материального права - ст. 11, ст. 83 НК РФ.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ответчика, обсудив доводы жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.
Суд, исследовав все доказательства по делу в их совокупности, дав им надлежащую оценку, обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований.
Как усматривается из материалов дела, решением ИФНС РФ по Луховицкому району Московской области от 18.04.2007 года заявитель привлечен к налоговой ответственности по п. 2 ст. 116 НК РФ за нарушение установленного ст. 83 НК РФ срока подачи заявления о постановки на учет в налоговом органе.
Как указал суд, в соответствии со ст. 11 НК РФ обособленным подразделении организации признается любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места.
Судом установлено, что по месту нахождения магазина заявителя (г. Луховицы, ул. Тимирязева, д. 66) на 22 января обособленное подразделение еще не было создано, не были оборудованы стационарные рабочие места. На тот момент ООО "Южный Двор-162" не имело сотрудников, которые работали по трудовым договорам с заявителем.
Суд пришел к выводу о том, что на спорный момент само обособленное подразделение создано не было и в регистрации не нуждалось.
Учитывая изложенное, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии у ответчика оснований для привлечения заявителя к налоговой ответственности по п. 2 с. 116 НК РФ.
Кроме того, налоговым органом при принятии обжалуемого решения была нарушена процедура привлечения заявителя к налоговой ответственности.
Согласно п. 1 ст. 101 НК РФ налоговый орган, проводящий камеральную проверку, при обнаружении налоговых правонарушений обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременности уплаты налогов, уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем налогового органа.
Указанных действий при привлечении заявителя к налоговой ответственности ответчиком предпринято не было, поэтому заявитель был лишен возможности предоставления возражений, заявитель о времени и месте рассмотрения результатов проверки не извещался, пояснения и возражения у него не истребовались.
Доводы жалобы о том, что на спорный период обособленное подразделение приступило к работе, признаются несостоятельными, поскольку опровергаются доказательствами исследованными судом.
Кроме того, в решении ответчика указывается о том, что приказ о создании обособленного подразделения принят 14 февраля 2007 года, и довод ответчика о том, что заявитель приступил к работе 22 января 2007 года не может быть принят.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 08 октября 2007 года по делу N А40-26565/07-112-171 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26 декабря 2007 года оставить без изменения, кассационную жалобу МИФНС России N 8 по Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с МИФНС России N 8 по Московской области госпошлину в размере 1.000 руб. в доход бюджета за подачу кассационной жалобы.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 20 февраля 2008 г. N КА-А40/342-08
Закрытое акционерное общество "Юкос-Сервис" обратилось с заявлением в Арбитражный суд г. Москвы к Межрегиональной ИФНС России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 о признании частично недействительным решения от 28 декабря 2006 года N 52/2301 по периоду "2005 год" (том 1, л.д. 100).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 2 июля 2007 года заявленные требования Общества удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29 октября 2007 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Законность принятых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Московского округа в порядке, установленном статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с кассационной жалобой налогового органа.
В кассационной жалобе Инспекция просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании представитель Инспекции доводы жалобы поддержал.
Представитель Общества в суд кассационной инстанции не явился. Согласно имеющемуся в материалах дела уведомлению Почты России Общество извещено 4 февраля 2008 года. С учетом, что представитель налогового органа не возражал рассмотреть дело без участия Общества, суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть дело без представителя Общества.
Отзыв не представлен Обществом на кассационную жалобу Инспекции.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, суд кассационной инстанции не усматривает оснований к отмене или изменению обжалуемых решения и постановления.
Основными вопросами налогового спора являются вопросы о привлечении к ответственности в порядке статьи 117 Налогового кодекса Российской Федерации за ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе применительно к пункту 4.1 решения Инспекции; о выплатах по договорам гражданско-правового характера с учетом договоров с ООО "Юкос-ФБЦ" применительно к пункту 1.6 решения Инспекции и о вознаграждениях применительно к пункту 2.1 решения Инспекции. Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы от 2 августа 2007 года (том 8, л.д. 88 - 92) и направлены на переоценку выводов судебных инстанций.
Нормы статей 117, 252, 255, 162, 167, 83, 11 Налогового кодекса Российской Федерации применены правильно с учетом конкретной правовой ситуации и с учетом норм Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 5 от 28 февраля 2001 года (стр. 7 решения суда).
Доводы Инспекции в кассационной жалобе не опровергают выводов судов по фактически установленным обстоятельствам с учетом конкретного налогового спора по определенному периоду.
В соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным ненормативного акта государственных органов, если полагает, что он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативно-правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа, принявшего оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку налогоплательщик подтвердил свои доводы документально, суд, исследовав и оценив доводы обеих сторон, удовлетворил заявление Общества.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены. Оснований, предусмотренных ст. 288 АПК РФ для отмены судебных актов, не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 176, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 13 июля 2007 года и постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 31 октября 2007 года по делу N А41-К2-22388/06 оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрегиональной ИФНС России N 5 по Московской области - без удовлетворения.
Взыскать с Межрегиональной ИФНС России N 5 по Московской области в доход федерального бюджета 1000 руб. (одна тысяча рублей) госпошлины по кассационной жалобе.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 12 февраля 2008 г. N КА-А40/237-08
ИФНС России по г. Мытищи Московской области (далее - налоговый орган) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о взыскании с ОАО "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", общество) штрафных санкций, предусмотренных п. 1 ст. 122, п. 2 ст. 119, п. 1 ст. 117 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в размере 2 481 092 руб. по решению от 27.12.2006 N 12-151.
Определением от 22.08.2007 судом принято к производству для совместного рассмотрения с первоначальным встречное заявление ОАО "РЖД" о признании недействительным решения налогового органа от 27.12.2006 N 12-151.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 24.10.2007 признано недействительным решение налогового органа от 27.12.2006 N 12-151 "О привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения" и отказано в удовлетворении требования налогового органа о взыскании с ОАО "РЖД" штрафных санкций в размере 2 481 092 руб.
Удовлетворяя встречное требование общества, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое решение налогового органа не соответствуют налоговому законодательству и нарушает права налогоплательщика, следовательно, отсутствуют основания для удовлетворения требования налогового органа о взыскании штрафных санкций на основании этого решения.
Решение суда первой инстанции не обжаловалось в апелляционном порядке.
Не согласившись с принятым по делу решением, налоговый орган обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой просит об отмене принятого по делу решения и направлении дела на новое рассмотрения в связи с неполным выяснением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, полагая, что фактические данные о площади залов обслуживания посетителей, используемое ОАО "РЖД" для предпринимательской деятельности, не соответствует документальным данным об указанных объектах, представленным налогоплательщиком, в то время как, решение налогового органа основано на обмерах торговых площадей, произведенных сотрудниками налогового органа в ходе выездной проверки, в присутствии должностных лиц ОАО "РЖД".
Дело по кассационной жалобе рассматривается в отсутствие ОАО "РЖД" на основании ч. 3 ст. 284 АПК РФ.
Законность решения проверяется в порядке статей 284 и 286 АПК РФ.
Проверив материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого решения.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ по результатам рассмотрения кассационной жалобы арбитражный суд кассационной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции и (или) постановление суда апелляционной инстанции полностью или в части и, не передавая дело на новое рассмотрение, принять новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены арбитражным судом первой и апелляционной инстанций на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
В соответствии с п. 2 статьи 346.26 НК РФ система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по решению субъекта Российской Федерации может применяться в отношении розничной торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала по каждому объекту организации торговли не более 150 квадратных метров, палатки, лотки и другие объекты организации торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади и оказания услуг общественного питания, осуществляемых при использовании зала площадью не более 150 квадратных метров.
Учитывая, что на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход переводится не каждый объект организации торговли, а вид предпринимательской деятельности в целом, налогоплательщики, превысившие данные ограничения хотя бы по одному объекту организации торговли, не подлежат переводу на уплату единого налога на вмененный доход.
Судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования содержащихся в материалах дела документов, с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, установлены имеющие значение для дела обстоятельства, правильно применены ст. ст. 346.26, 117, 119, 122 НК РФ, с учетом письма МНС России от 09.04.2004 N 22-1-119/6 в ответ на обращение ОАО "РЖД".
При этом судом установлено, что территория обслуживания посетителей по каждому отдельному объекту общества превышает 150 кв. м, а поэтому данные объекты не подпадают под систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход; согласно п. 6.5.2. учетной политики ОАО "РЖД" на 2004 год единый налог на вмененный доход не применяется по тем видам деятельности, по которым налоговым законодательством установлены ограничения; Московским ДЦРС - филиалом ОАО "РЖД" в 2004 году производились начисления и перечисления налогов и других обязательных платежей согласно утвержденной ОАО "РЖД" учетной политике.
Поскольку, как установил суд, по объектам розничной торговли и общественного питания, а также по автотранспортным услугам по перевозке пассажиров и грузов установленные НК РФ ограничения в целом по ОАО "РЖД" превышаются, данная система налогообложения в ОАО "РЖД" по указанным видам деятельности в 2004 году не применялась.
Суд кассационной инстанции не вправе пересматривать фактические обстоятельства дела, установленные судом, оценку им доказательств, так как противоречит ст. 286 АПК РФ, устанавливающей пределы рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
Довод кассационной жалобы о том, что фактические данные о площади залов обслуживания посетителей, используемое ОАО "РЖД" для предпринимательской деятельности, не соответствует документальным данным об указанных объектах, представленным налогоплательщиком, в то время как, решение налогового органа основано на обмерах торговых площадей, произведенных сотрудниками налогового органа в ходе выездной проверки, в присутствии должностных лиц ОАО "РЖД", отклоняется судом кассационной инстанции как не основанный на материалах дела, поскольку суд, руководствуясь ст. 71 АПК РФ, принял в качестве надлежащих доказательств технические паспорта на помещения, в которых расположены спорные объекты налогообложения, поэтажные планы, экспликации к поэтажному плану (л.д. 60 - 75 т. 1).
Как следует из материалов дела, налоговый орган не заявлял суду о фальсификации доказательств.
В кассационной жалобе налоговый орган ссылается на протокол обмера, составленный в ходе выездной налоговой проверки, но данный протокол в материалах дела отсутствует, также отсутствуют доказательства того, что налоговый орган заявлял суду о приобщении данного протокола к материалам дела, а суд его не принял.
В силу ч. 1 ст. 65, ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, лежит на налоговом органе.
Согласно ч. 2 ст. 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Иная оценка налоговым органом установленных судом фактических обстоятельств дела и толкование закона не означают судебной ошибки.
При проверке принятого по делу решения Федеральный арбитражный суд Московского округа не установил наличие оснований для отмены судебного акта, предусмотренных ст. 288 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 110, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 24 октября 2007 года по делу N А40-22691/07-127-144 оставить без изменения, кассационную жалобу ИФНС России по г. Мытищи Московской области - без удовлетворения.
4.4 Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счёта в банке
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ДАЛЬНЕВОСТОЧНОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 15 мая 2008 г. N Ф03-А51/08-2/1536
Общество с ограниченной ответственностью "Дальневосточная Компания "Новотранс" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока (далее - инспекция, налоговый орган) от 23.07.2007 N 134, которым общество привлечено к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 118 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), за нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока представления в налоговый орган информации об открытии счета в банке.
Решением суда от 23.10.2007 решение налогового органа признано недействительным как противоречащее Налоговому кодексу РФ. Суд счел, что открытый обществом целевой счет не подпадает под признаки счета, определенного пунктом 2 статьи 11 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ), следовательно, отсутствовала обязанность извещать налоговый орган об его открытии.
Постановлением апелляционной инстанции от 30.01.2008 решение суда отменено, обществу в удовлетворении заявления отказано. Судебный акт мотивирован тем, что целевой счет открыт на основании дополнительного соглашения от 11.05.2007 к договору банковского счета от 22.03.2007, которое являясь дополнением к договору, отвечает признакам договора банковского счета; денежные средства могут переводиться на другие счета, что относится к расходованию денежных средств; ОАО "Дальневосточный банк" сообщил налоговому органу об открытии обществу именно расчетного счета. На этом основании суд пришел к выводу о том, что общество в соответствии со статьей 23 НК РФ обязано было сообщить в налоговый орган об открытии счета.
В кассационной жалобе общество просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции. Заявитель жалобы считает, что судом неправильно применен пункт 2 статьи 11 НК РФ и сделан ошибочный вывод о том, что открытый налогоплательщиком целевой счет подпадает под понятие счета об открытии которого необходимо уведомлять налоговый орган.
В отзыве на кассационную жалобу инспекция просит постановление апелляционной инстанции оставить без изменения как соответствующее законодательству и обстоятельствам дела.
Обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке и пределах статей 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции считает постановление апелляционной инстанции подлежащим отмене.
Как установлено судами обеих инстанций, решением от 23.07.2007 N 134 общество привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 118 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб.
Общество, не согласившись с указанным решением налогового органа, оспорило его в арбитражном суде.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации об открытии или закрытии счетов в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
Согласно статье 11 НК РФ для целей настоящего Кодекса понятие счета распространяется на расчетные (текущие) и иные счета в банках, открытые на основании договора банковского счета, на которые зачисляются и с которых могут расходоваться денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.
За нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии счета в банке предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере 5000 руб. (пункт 1 статьи 118 НК РФ).
При разрешении спора судами установлено, что 22.03.2007 в соответствии с заключенным договором банковского счета N 378 ООО "Дальневосточная Компания "Новотранс" (г.Владивосток) открыт расчетный счет N 40702810200060000378 в ОАО "Дальневосточный Банк".
На основании дополнения к договору банковского счета от 11.05.2007 N 353 открыт целевой счет N 40702810201000000353 в г. Уссурийске, назначением которого является зачисление денежных средств (поступающей безналичной выручки за реализованный товар) с последующим переводом их на начало операционного дня на расчетный счет клиента.
Оценив условия дополнительного соглашения от 11.05.2007 N 353 применительно к статье 11 НК РФ, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данный счет не отвечает признакам счета, за несообщение сведений о котором налагается штраф в соответствии со статьей 118 НК РФ.
Выводы суда апелляционной инстанции об обоснованном привлечении общества к ответственности по пункту 1 статьи 118 НК РФ, не основан на нормах законодательства о налогах и сборах. При таких обстоятельствах, постановление апелляционной инстанции на основании пункта 5 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса РФ подлежит отмене с оставлением в силе решения суда первой инстанции.
На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ с инспекции подлежат взысканию в пользу общества расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы в сумме 1000 руб.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановил:
постановление апелляционной инстанции от 30.01.2008 Арбитражного суда Приморского края по делу N А51-10479/2007-31-55 отменить, решение Арбитражного суда Приморского края от 23.10.2007 по этому же делу оставить в силе.
Поворот исполнения постановления Арбитражного суда Приморского края о взыскании с ООО "Дальневосточная Компания "Новотранс" государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 руб. произвести Арбитражному суду Приморского края.
Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Фрунзенскому району г.Владивостока в пользу ООО "Дальневосточная Компания "Новотранс" расходы по госпошлине по кассационной жалобе в сумме 1000 руб.
Исполнительный лист выдать Арбитражному суду Приморского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 22 мая 2008 г. N Ф04-2605/2008(4126-А45-3)
Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "ЭЛСИБ" (далее - ОАО НПО "ЭЛСИБ", Общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Новосибирска (далее - Инспекция ФНС РФ, налоговый орган) о признании недействительным решения от 28.09.2007 N 129 "О привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах".
По мнению Общества, оно необоснованно привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 118 Налогового кодекса РФ, поскольку сообщение об открытии счета направлено в установленный законом срок в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Новосибирской области (далее - Межрайонная ИФНС РФ), в которой оно состоит на учете.
Считает, что положения пункта 3 статьи 9 и пункта 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ, устанавливающие понятия налогового органа, не согласуются для крупнейших налогоплательщиков с подпунктом 1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ, предусматривающим обязанность налогоплательщиков сообщать об открытии счета по месту нахождения организации, а не по месту учета. В связи с этим просило применить пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ.
Решением от 11.02.2008 Арбитражного суда Новосибирской области требования ОАО НПО "ЭЛСИБ" удовлетворены.
В апелляционном порядке законность и обоснованность судебного акта не проверялись.
В кассационной жалобе Инспекция ФНС РФ, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, просит вынесенный по делу судебный акт отменить и принять новое решение - в удовлетворении требований Общества отказать.
Полагает, что ОАО НПО "ЭЛСИБ" правомерно привлечено к ответственности по статье 118 Налогового кодекса РФ, поскольку им не выполнено требование пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ, прямо обязывающего налогоплательщиков письменно сообщать об открытии и закрытии счетов в банках в налоговый орган по месту нахождения организации.
По мнению Инспекции ФНС РФ, постановка организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика не исключает обязанности по осуществлению налогового контроля налоговым органом, в котором она состоит на учете по месту нахождения, поскольку в силу пункта 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В отзыве на кассационную жалобу ОАО НПО "ЭЛСИБ" не соглашается с доводами Инспекции ФНС РФ, считая их несостоятельными, а решение арбитражного суда - законным и обоснованным.
Считает, что оно должно отчитываться о выполнении своих обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в том числе и по пункту 1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ, в Межрайонную ИФНС РФ, поскольку в силу статьи 30 Налогового кодекса РФ и пункта 1 приказа Минфина РФ от 11.07.2005 N 85н, именно указанный налоговый орган уполномочен осуществлять налоговый контроль за соблюдением им законодательства о налогах и сборах.
В судебном заседании представитель Общества поддержала доводы, приведенные в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции в соответствии со статьями 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса РФ, проверив правильность применения судом при вынесении судебных актов норм материального и процессуального права, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, считает, что решение суда подлежит отмене.
Как следует из материалов дела, ОАО НПО "ЭЛСИБ" состоит на учете по месту своего нахождения в Инспекции ФНС РФ. С 09.11.2004 также состоит на учете в Межрайонной ИФНС РФ в качестве крупнейшего налогоплательщика.
05 июня 2007 года Общество открыло расчетный счет в филиале АБ "Газпромбанк" (ЗАО) в г. Новосибирске, о чем 06.06.2007 направило сообщение в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейшего налогоплательщика - в Межрайонную ИФНС РФ.
16 августа 2007 года Инспекцией ФНС РФ составлен акт N 129 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых правонарушениях, согласно которому Общество в нарушение подпункта 1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ не представило в налоговый орган по месту своего нахождения сведения об открытии им 05.06.2007 расчетного счета в филиале АБ "Газпромбанк" (ЗАО) в г. Новосибирске.
По результатам рассмотрения указанного акта и представленных на него возражений, Инспекцией ФНС РФ принято решение N 129 от 28.09.2007 о привлечении ОАО НПО "ЭЛСИБ" к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 118 Налогового кодекса РФ, в виде штрафа в размере 5 000 руб.
Полагая, что данное решение налогового органа не соответствует нормам действующего законодательства, нарушает его права и законные интересы как налогоплательщика, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Удовлетворяя заявленные требования, Арбитражный суд Новосибирской области исходил из отсутствия в действиях Общества состава налогового правонарушения, предусмотренного статьей 118 Налогового кодекса РФ, поскольку сообщение об открытии счета было своевременно направлено в налоговый орган по месту учета Общества в качестве крупнейшего налогоплательщика, который уполномочен осуществлять контроль за соблюдением им законодательства о налогах и сборах.
При этом суд, руководствуясь пунктом 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, принял во внимание, что действующее законодательство о налогах и сборах не регламентирует действия налогоплательщика по представлению сообщений об открытии (закрытии) банковских счетов в случае, когда он состоит на налоговом учете в нескольких налоговых органах, а также не предусматривает ответственности налогоплательщиков за несообщение сведений всем налоговым органам, в которых он состоит на учете.
Кассационная инстанция считает, что данные выводы суда недостаточно обоснованны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом. В абзаце 2 этого же пункта закреплено право Министерства финансов РФ определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
Пунктом 1 Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 11.07.2005 N 85н, предусмотрено, что постановка на учет крупнейшего налогоплательщика осуществляется в межрегиональной (межрайонной) инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, к компетенции которой отнесен налоговый контроль за соблюдением данным крупнейшим налогоплательщиком законодательства о налогах и сборах.
Вместе с тем, исходя из системного толкования подпункта 2 пункта 1 статьи 32, пункта 1 статьи 82 и пункта 1 статьи 30 Налогового кодекса РФ, постановка организации на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика, не исключает обязанности налогового органа по месту ее нахождения осуществлять контроль в пределах своей компетенции.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 23 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ) налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.
При этом обязанности налогоплательщиков-организаций письменно сообщать в налоговый орган по месту учета (в Межрайонную ИФНС РФ) об открытии (закрытии) счетов указанной нормой не предусмотрено.
Таким образом, вывод арбитражного суда о том, что представление Обществом сообщения об открытии счета в налоговый орган по месту его учета в качестве крупнейшего налогоплательщика исключает обязанность по сообщению соответствующих сведений в налоговый орган по месту нахождения, основан на неправильном применении норм материального права.
Учитывая, что указанное нарушение могло привести к принятию неправильного решения, кассационная инстанция считает, что принятый судебный акт подлежит отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо устранить допущенные нарушения, рассмотреть спор с учетом всех обстоятельств дела и действующего законодательства, а также разрешить вопрос о судебных расходах, в том числе по кассационной жалобе.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, частью 1 статьи 288, статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановил:
решение Арбитражного суда Новосибирской области от 11.02.2008 по делу N А45-119/2008-52/5 отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в этот же арбитражный суд.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Закрытое акционерное общество "Сибирская сервисная компания" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрегиональной инспекции России по крупнейшим налогоплательщикам N 1 (далее - инспекция, налоговый орган) от 03.03.2006 N 52/237 "О привлечении лица к ответственности за совершение налогового правонарушения".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 01 сентября 2006 года в удовлетворении заявленного требования отказано со ссылкой на нарушение обществом срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется в порядке статей 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой общества, в которой налогоплательщик просит решение суда отменить, ссылаясь на своевременное предоставление информации о закрытии счета в банке.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, представитель инспекции возражал против них по основаниям, изложенным в решении суда.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной инстанции, не находит оснований для отмены или изменения принятого по настоящему делу решения суда.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, 15.12.2005 общество обратилось в филиал ОАО Национального банка "Траст" с заявлением о расторжении договора банковского счета N 13 от 27.03.2003 и о закрытии расчетного счета N 40702810900630001422.
15.12.2005 филиал Национального банка "Траст" (ОАО) направил в инспекцию сообщение о закрытии расчетного счета N 40702810900630001422.
30.12.2005 сообщение о закрытии расчетного счета N 40702810900630001422 было направлено в налоговый орган обществом.
03.03.2006 налоговым органом вынесено оспариваемое решение N 52/237, которым общество привлечено к ответственности в соответствии с пунктом 1 статьи 118 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в 5000 руб., предложено уплатить сумму штрафа.
Согласно пункту 2 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту учета об открытии или закрытии счета - в десятидневный срок.
Статьей 118 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрена налоговая ответственность за нарушение установленного статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации срока представления информации об открытии или закрытии счета.
В соответствии со статьей 859 Гражданского кодекса Российской Федерации договор банковского счета расторгается по заявлению клиента в любое время. Расторжение договора банковского счета является основанием закрытия счета клиента.
Довод налогоплательщика о том, что течение 10-дневного срока предоставления информации в налоговый орган о закрытии счета в банке начинается со дня сообщения банком налогоплательщику о закрытии счета, не соответствует нормам налогового законодательства.
Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 1999 года N 5 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с исполнением, заключением и расторжением договоров банковского счета" разъяснено, что в случае получения банком заявления клиента о закрытии счета договор банковского счета следует считать расторгнутым, если иное не следует из указанного заявления.
По смыслу пункта 1 статьи 859 ГК РФ договор банковского счета прекращается с момента получения банком письменного заявления клиента о расторжении договора (закрытии счета), если более поздний срок не указан в заявлении.
Таким образом, как правомерно указано судом первой инстанции, исчисление 10-дневного срока, в течение которого налогоплательщик обязан сообщить в налоговый орган о закрытии счета, начинается с 15.12.2006, то есть со дня обращения общества в банк с заявлением о расторжении договора банковского счета и закрытии расчетного счета.
Нормы материального и процессуального права применены судом правильно.
Оснований для отмены или изменения решения суда по настоящему делу, предусмотренных статьями 286 и 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 01 сентября 2006 года N А40-39255/06-90-185 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Сибирская сервисная компания" - без удовлетворения.
Решением Арбитражного суда Московской области от 13.03.2006, с учетом определений от 06.04.2006 и от 07.04.2006 об исправлении допущенных опечаток в резолютивной части решения суда, с ООО "Феникс" (далее - Общество) взысканы в доход бюджета 5000 руб. налоговых санкций на основании решения от 24.11.2005 N 232, которым Общество привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 118 НК РФ за нарушение установленного п. 2 ст. 23 НК РФ срока представления в налоговый орган информации об открытии счета в банке.