Рефераты

Использование собственных и привлеченных денежных средств финансирования инвестиций в развитие предприятий ТЭК России

p align="left">По типу передаваемого в лизинг имущества различают лизинг движимого имущества, т.е. различных видов технического оборудования, и лизинг недвижимости, т.е. производственных зданий и сооружений.

Новой тенденцией в практике лизинга движимого имущества, получившей развитие в последнее время, является передача в лизинг оборудования, уже находившегося в эксплуатации. Предприятие - собственник имущества самостоятельно или через посредника - лизингодателя предоставляет в лизинг исправно работавшее, но в данный момент простаивающее оборудование. По окончании срока лизинга оборудование возвращается собственнику и может быть поставлено под производственную нагрузку. Предприятие тем самым не только экономит на издержках, но и получает дополнительный доход.(См.рис.3. Приложение).

Лизингополучателя, в свою очередь, привлекает то, что лизинговые платежи рассчитываются исходя не из первоначальной, а оценочной стоимости оборудования, что существенно удешевляет сделку.

По степени окупаемости затрат на лизинговое имущество выделяют лизинг с полной и неполной окупаемостью. Лизинг с полной окупаемостью (full-payout lease) имеет место, когда в течение срока действия одного договора лизингодатель полностью компенсирует затраты на приобретение передаваемого в пользование имущества. При лизинге c неполной окупаемостью (non full-payout lease) компенсируется только часть этих затрат.

В зависимости от условий амортизации передаваемого в лизинг имущества различают лизинг с полной и частичной амортизацией. Лизинг с полной амортизацией означает, что срок действия договора лизинга примерно совпадает с нормативным сроком службы имущества и его стоимость полностью списывается за время исполнения договора. Лизинг с неполной амортизацией предполагает, что период действия договора короче срока службы имущества, и позволяет списать только часть его стоимости.

По характеру и объему обслуживания передаваемого в лизинг имущества выделяют чистый и так называемый мокрый лизинг. Чистый лизинг (net leasing) имеет место в том случае, когда лизингодатель оказывает только лизинговую услугу, т.е. предоставляет имущество во временное пользование, а его обслуживание и связанные с этим расходы целиком ложатся на лизингополучателя.

«Мокрый» лизинг (wet leasing) или полносервисный (частичносервисный) лизинг характеризует то, что лизингодатель предлагает лизингополучателю различные сопутствующие услуги, связанные с обслуживанием лизингового имущества. Если в лизинг передается оборудование, то такие услуги могут включать его регулярное профилактическое обслуживание, ремонт, страхование и т.п. При лизинге особо сложного оборудования с уникальными техническими характеристиками лизингодатель может брать на себя дополнительные обязательства, включая поставку необходимого сырья и комплектующих, обучение персонала, маркетинг и рекламную поддержку продукции лизингополучателя. Данный вид лизинга является одним из самых дорогостоящих.

В зависимости от географического фактора различают внутренний и внешний лизинг. При внутреннем лизинге все участники сделки являются резидентами одной страны. Внешний, или международный лизинг подразумевает, что хотя бы один из участников сделки является резидентом иностранного государства. Как частный случай внешнего лизинга можно рассматривать сделки между резидентами одной страны при условии, что в капитале хотя бы одного из них имеется иностранное участие.

Внешний лизинг в свою очередь подразделяют на экспортный и импортный. При экспортном лизинге резидентом иностранного государства является лизингополучатель, а при импортном лизинге - лизингодатель. Для России в настоящее время характерен импортный лизинг.

По виду лизинговых платежей выделяют лизинг с денежным платежом (денежный), когда все расчеты между участниками сделки осуществляются только в денежной форме; лизинг с компенсационным платежом (компенсационный), при котором услуги лизингодателя оплачиваются либо поставками товаров, произведенных с использованием лизингового имущества, либо встречными услугами; лизинг со смешанным платежом (смешанный), когда применяется сочетание денежной и компенсационной форм расчетов. В Российской практике лизинговые договора очень часто строятся по схеме компенсационного лизинга.

Лизинг, содействующий сбыту, является составной частью деловой активности любой лизинговой компании как за рубежом, так и в России. Он исходит из того, что если в основе любой лизинговой сделки лежит потребность не известного вначале для лизинговой компании клиента в некотором оборудовании, то сбыт лизинговой услуги, невозможный без выхода на такого клиента, следует сосредоточить там же, где происходит сбыт самого оборудования, т.е. у его продавца (поставщика). При правильной организации отношений для лизинговой компании сотрудничество с продавцом оборудования означает постоянный приток новых клиентов, а также возможность получить скидки от обычных цен реализации, которые могут быть распространены на клиентов (следовательно, условия лизинга будут более привлекательными для них), а могут быть сохранены в качестве дополнительного дохода лизинговой компании. Для продавца оборудования сотрудничество с лизинговой компанией означает возможность предложить, пусть и не от своего имени, внешнее финансирование сделки купли-продажи.

В частности, последняя схема, при которой сбыт оборудования осуществляется через лизинговую компанию, используется для осовения месторождения Сахалин-2.

По суммарному размеру лизинговых платежей за весь срок действия договора лизинга на практике различают еще три вида лизинга: мелкий, стандартный и средний.

Мелкий лизинг (до 50000$) широко распространен во многих странах. Предметом таких сделок обычно является непроизводственное оборудование, т.е. незадействованное в процессе производства оборудование - компьютеры, оргтехника, телефонные станции, системы безопасности, оснащение офисных помещений.

В настоящее время в России рынок мелких лизинговых сделок ограничен. С одной стороны, работа в этом секторе рынка подразумевает постоянное заключение большого количества новых договоров. Это в свою очередь требует высокой технологичности в работе лизинговой компании, стандартизации и упрощении процедур поиска, рассмотрения, одобрения, заключения и исполнения лизинговых сделок, что сегодня не доступно многим лизинговым компаниям, весь штат которых из 1-2 руководителей, 2-3 исполнителей и 1-2 бухгалтеров.

Лизинговые компании очень неохотно занимаются мелкими сделками, поскольку при обычном подходе объем работы по оформлению и исполнению любой мелкой сделки не намного меньше, чем объем работы по средней сделке, в то время как масса прибыли гораздо меньше. С другой стороны, потенциальные клиенты не имеют достаточной информации о самой возможности взять в лизинг один или несколько компьютеров, офисную телефонную станцию или другое аналогичное оборудование, и в результате они обходятся собственными средствами и не предъявляют спроса на лизинговые услуги в данном секторе.

Между тем в развитых странах сектор мелких сделок является заметной частью лизинговой индустрии, хотя, например, в Великобритании в самом начале своего становления лизинговые компании ориентировались только на крупные и гораздо реже - средние сделки, как это происходит сегодня в России. Сегодня причина, по которой лизинговые компании стали работать в этом секторе, заключается в том, что они научились работать на нем: заключая большое количество мелких сделок, они получают относительно менее рискованный бизнес, приносящий повышенную норму прибыли.

Стандартный лизинг располагается в диапазоне 50000$-40млн.$, что соответствует цене таких популярных видов оборудования, как мини-пекарни, завод по разливу воды и др.

Подбор клиентов осуществляется лизинговыми компаниями в основном через филиальную сеть родственного (и финансирующего) банка. Работая с клиентами «своего» банка, лизинговые компании, с одной стороны, получают доступ к большому числу клиентов с относительно известной кредитной историей и, с другой стороны, оптимизируют процесс среднесрочного кредитования для связки «банк-дочерняя лизинговая компания» посредством использования специальной техники ценообразования и защиты от кредитных рисков. Фактически ряд банков (Сбербанк, Мосбизнесбанк) осуществляет среднесрочное (по современным российским понятиям это 2-3 года) кредитование своих клиентов на цели приобретения оборудования преимущественно через свои дочерние лизинговые компании.(См.табл.1. Приложение).

Крупные лизинговые сделки (от 40-50 млн.$) ориентированы на объекты, как самолеты, суда, энергетическое оборудование и т.д. Работа в этом секторе рынка требует наличия больших финансовых ресурсов, а также серьезной подготовки специалистов лизинговых компаний, способных создать для отдельных заказчиков специальные финансовые схемы.

В России в отличие от развитых стран рынок крупных лизинговых сделок практически не существует.

Для полноты картины отметим, что также необходимо проводить различие между фиктивным и действительным лизингом.

Под фиктивным лизингом понимаются сделки, не связанные с реальной передачей имущества в лизинг и заключаемые только ради получения их участниками необоснованных финансовых и налоговых льгот. (См.табл.4. Приложение).

К действительному лизингу относятся все реально совершаемые лизинговые сделки. В одной из первых книг по лизингу на русском языке, написанной К.Г. Сусаняном в начале 90-х годов, хорошо проиллюстрированы такого рода сделки. Приведен пример, когда в сделке с лизингом восьми самолетов «Боинг» стоимостью 140 млн. долл. четыре английские лизинговые компании, закупив эту технику у американских фирм, сдали ее в лизинг тем же американским фирмам. Суммарная налоговая скидка составила около 20 млн. долл. В результате американские компании сумели заработать за счет государственных финансов Великобритании. В ряде случаев возможность получения льгот при операциях лизинга используется для проведения так называемых фиктивных операций лизинга. У нас в стране это явление еще не проявляется в широких масштабах. На Западе такого рода фиктивные операции преследуются посредством специальных статей в законах, регламентирующих лизинговую деятельность.

В практической деятельности отдельные виды лизинга используются в самых различных сочетаниях. Oт их комбинации зависит, каким будет способ реализации каждой конкретной лизинговой операции. Однако несмотря на множество возможных вариантов и специфику механизма любой операции, в их основе лежат два наиболее распространенных типа сделок: классический лизинг и сублизинг.

1

2

1 4 3

(1) заявка на имущество, (2) оплата имущества, (3) поставка имущества, (4) лизинговые платежи

Рис.2. Классический лизинг.

Сублизинговая операция характерна тем, что лизингодатель передает имущество в пользование лизингополучателю не напрямую, а через посредника, еще одного лизингодателя. Лизинговые платежи от лизингополучателя поступают к основному лизингодателю также через данного посредника. Прямые расчеты между лизингополучателем и основным лизингодателем становятся возможными только в случае неплатежеспособности или банкротства посредника (рис. 3).

Механизм сублизинга очень удобен, если сделка осуществляется в условиях значительной территориальной разобщенности между основным лизингодателем и лизингополучателем. В таком случае контроль за поставками и использованием имущества, сбор лизинговых платежей и решение других оперативных вопросов с лизингополучателем проще поручить посреднику- местной лизинговой компании.

Сублизинговые операции часто применяются в рамках сложных хозяйственных структур: холдингов, концернов и т.п., а также в международной сфере, где с их помощью добиваются максимального эффекта от использования налоговых льгот, существующих в разных странах.

В западных странах и в России рынок лизинговых услуг характеризуется многообразием форм лизинга, моделей лизинговых контрактов и юридических норм, регулирующих лизинговые операции. В данном параграфе отражены наиболее распространенные из них. Формы лизинга становятся с каждым днем все разнообразнее, отвечая все новым запросам развивающейся мировой экономики, расширяя многообразие признаков их классификации, которые характеризуют: отношение к арендуемому имуществу; тип финансирования лизинговой операции; тип лизингового имущества; состав участников лизинговой сделки; тип передаваемого в лизинг имущества; степень окупаемости лизингового имущества; сектор рынка, где проводятся лизинговые операции; отношение к налоговым, таможенным и амортизационным льготам и преференциям; порядок лизинговых платежей; степень риска для лизингодателя и другое.

1

2

1 4 3

(1) заявка на имущество, (2) оплата имущества, (3) поставка имущества, (4) лизинговые платежи

Рис.3. Сублизинг.

Почему же при лизинговых сделках и в определении лизинга и различных его видов используются такие экономические категории как кредит и аренда, но, вместе с тем, мы выделяем лизинг в отдельное понятие? В третьем параграфе данной главы дается ответ на этот вопрос и рассматриваются более подробно отличительные черты лизинга от других экономических категорий, таких как кредит и аренда, а так же достоинства и недостатки всех этих финансовых инструментов.

Лизинг имеет определенное сходство с арендой и кредитом. Например, при обычной аренде имущества арендодатель точно так же передает его во временное владение и пользование арендатору за определенное вознаграждение.

Кредит, в свою очередь, базируется на трех основных принципах: срочности, поскольку дается на определенное время; возвратности, так как должен быть возвращен в установленный срок; платности, т.е. за пользование кредитом взимается процент. Эти принципы применимы и к лизингу. Отличие лизинговой сделки от кредитной, на первый взгляд, состоит лишь в том, что ее участники оперируют не финансовыми средствами, а имуществом, причем, как правило, это оборудование и другие инвестиционные товары. В связи с этим лизинг иногда классифицируют как товарный кредит на увеличение основных фондов.

Вместе с тем лизинг является самостоятельным видом договорных отношений и обладает целым рядом характерных особенностей, отличающих его и от аренды, и от кредита.

От аренды лизинг отличается, во-первых, тем, что в сделке, как правило, участвуют три стороны: лизингодатель, лизингополучатель и поставщик (продавец) имущества. При аренде же взаимодействуют только два участника: арендодатель и арендатор.

Во-вторых, предметом договора лизинга является специально приобретенное, а в некоторых случаях даже специально изготовленное имущество. В аренду же обычно сдается имущество, которым арендатор располагает на момент заключения сделки.

В-третьих, выбор необходимого лизингового имущества и его поставщика осуществляется самим лизингополучателем.

В-четвертых, обязанность по передаче лизингового имущества лизингополучателю лежит на поставщике, а не на лизингодателе, хотя последний не несет ответственность перед лизингополучателем за своевременное и качественное исполнение поставщиком своей обязанности. В случае выявления дефектов в имуществе лизингодатель освобождается от гарантийных обязательств и уступает лизингополучателю право предъявления рекламаций к поставщику. Вместе с тем после передачи имущества риск его случайной гибели или порчи также переходит к лизингополучателю.

В-пятых, важной отличительной чертой лизинга является невозможность внесения изменений в установленный договором срок, в течение которого стороны обладают гарантированным правовым статусом. Объясняется это тем, что срок договора обязательно соизмеряется с нормативным сроком службы имущества и лежит в основе расчета лизинговых платежей.

Наконец, лизингополучатель в отличие от арендатора может выкупать лизинговое имущество по окончании срока действия договора по заранее согласованной цене.

Лизинг и кредит различаются прежде всего разными правами сторон на имущество, являющееся предметом сделки. Кредитор обладает правом собственности на приобретенное в кредит имущество только до момента погашения долга заемщиком. С выплатой последнего взноса по кредиту право собственности на имущество автоматически переходит к заемщику. Полным собственником лизингового имущества, напротив, является лизингодатель. По договору лизинга он уступает лизингополучателю лишь право временного пользования принадлежащим ему имуществом. По завершении сделки и всех расчетов по ней лизингополучатель обязан вернуть имущество собственнику. Выкупить имущество и получить право собственности на него лизингополучатель может только в том случае, если такая возможность (так называемый опцион) была изначально предусмотрена условиями договора.

Еще одним существенным моментом является то, что приобретенное в кредит имущество заемщик, как правило, может использовать. по своему усмотрению, присваивая всю дополнительную прибыль. Право лизингополучателя на получение дополнительной прибыли в результате «нецелевого» использования лизингового имущества должно быть зафиксировано в договоре лизинга.

Следует отметить, что лизинговые и кредитные операции все более тесно переплетаются. Это связано с расширением практики и форм прямого и косвенного финансирования лизинговых сделок различными кредитно-финансовыми институтами.

Также следует понять, в каком смысле лизинг может заменить кредитное долговое обязательство? Лизинг заменяет долг в том смысле, что он оказывает такое же влияние на структуру капитала предприятия, что и заем. Для каждого предприятия существует какое-то соотношение собственных и заемных средств. Предприятия стремятся поддерживать выбранную структуру капитала во времени. Лизинг как бы не влияет на выбранную структуру капитала, предполагая 100-процентное финансирование и не требуя заемных средств. С другой стороны, лизинговая задолженность - это тот же долг, только видоизмененный. И с этой точки зрения, для достижения выбранного соотношения в структуре капитала, как и при займе на покупку актива, предприятию требуется увеличить собственные средства. Лизинг в той же степени влияет на требуемую величину собственных средств, что и долг. Лизинговая задолженность, обусловленная посленалоговым движением денежных средств по лизингу, полностью заменяет такое же долговое обязательство, вызванное посленалоговым движением денежных средств по кредитному соглашению. Таким образом, сравнение лизинга с альтернативным ему займом производится на базе 1 к 1 (1 рубль лизинговой задолженности равен 1 рублю долговых обязательств), если предприятия не будут изменять выбранную структуру капитала, а будут стремиться поддерживать ее постоянной по времени.

Если же предприятие решит изменить структуру капитала и, допустим, не пойдет на увеличение собственных средств, то вопрос будет лишь в том, каким способом (займом или лизингом) достичь нового соотношения. База для сравнения все равно останется прежней (1 к 1).

Сохранения соответствия лизинга прямому кредитованию и понимания того, что лизинг в определенной степени заменяет долг, еще недостаточно для проведения сравнения.

Следует понять, в какой степени лизинг заменяет долг в каждый момент времени. Лизинговая задолженность в одной и той же степени заменяет долговое обязательство независимо от изменений в структуре капитала. Если это так, то выбранная база для сравнения устанавливается единожды на весь срок лизинга и должна выдерживаться в каждом конкретном временном интервале. Лизинг в одной и той же степени заменит долг во всей временной перспективе, если лизинговая задолженность будет равна кредитной задолженности в любой момент времени. Поэтому необходимо сравнивать лизинг с эквивалентным ему займом. Эквивалентным считается заем, задолженность по которому соответствует лизинговой задолженности в каждый момент времени. Эквивалентный заем характерен такими же величинами денежных потоков, что и лизинг, однако сумма эквивалентного займа не соответствует сумме лизингового финансирования. Сумма эквивалентного займа определяется стоимостью денежных потоков, равных, в свою очередь, лизинговых задолженностей в каждый момент времени. Подсчитав сумму эквивалентного займа, ее можно сравнить с суммой лизингового финансирования.

Метод прямого сравнения предполагает сравнение сумм лизингового финансирования и эквивалентного ему займа. Лизинг приемлем, если он обеспечивает на начальном этапе большее финансирование, чем эквивалентный ему заем. Если же удается разработать такой график платежей по эквивалентному займу, при котором его начальное финансирование превышает лизинговое, то от лизинга следует отказаться в пользу кредита. С этой точки зрения эффективность лизинга должна проверяться не только в сравнении с каким-либо конкретным, альтернативным кредитным предложением, но и относительно эквивалентного ему (лизингу) займа.

Причины широкого распространения лизинга во всем мире кроются в ощутимых преимуществах, которые он несет всем участникам сделки, но вместе с тем от долгосрочного кредита лизинг отличается повышенной сложностью организации, которая заключается в большом количестве участников.

Особо выгоден лизинг для предприятий, сфера деятельности которых зависит от резких сезонных колебаний спроса на товары или услуги (транспорт), их производства (сельское хозяйство) либо изменения географии работ (строительство). С помощью договоров лизинга эти предприятия могут быстро увеличить свой производственный потенциал на определенный срок или в определенном месте.

Лизингополучатель может зафиксировать в договоре лизинга удобную для себя периодичность лизинговых платежей, а также способ их расчета и форму выплаты. В практике американских лизинговых компаний, например, нередки случаи начисления лизинговых платежей в зависимости от производительности оборудования либо интенсивности его использования. Лизинговые платежи могут выплачиваться равными, уменьшающимися или возрастающими долями, осуществляться частично или полностью производимой на лизинговом оборудовании продукцией или встречными услугами.

Немаловажно и то, что риск физического и морального износа оборудования целиком лежит на лизингодателе. Лизингополучатель же при относительно небольших затратах имеет возможность постоянно обновлять свой производственный аппарат.

Для изготовителей и поставщиков оборудования лизинговые операцин служат инструментом расширения рынков сбыта продукции, увеличения спроса на нее со стороны тех потребителей, которым из-за недостатка средств недоступно приобретение за полную стоимость, что в первую очередь характерно для предприятий малого и среднего бизнеса.

Кроме того, производители оборудования, особенно на стадии освоения его новых типов, получают возможность оперативно выявлять и устранять конструктивные недостатки техники, повышать ее качество и конкурентоспособность.

Лизинговые компании, наращивая объемы операций, увеличивают свои прибыли. К тому же они в достаточно высокой степени защищены от различных коммерческих рисков, поскольку передаваемое в лизинг имущество одновременно служит обеспечением сделки и всегда может быть востребовано лизингодателем.

Растет интерес к лизинговым операциям со стороны банков и других кредитно-финансовых учреждений. Это открывает перспективы диверсификации деятельности, дает возможность вкладывать свободные денежные средства в надежный и прибыльный бизнес.

Несмотря на все эти преймущества, чтобы оценить все «за» и «против» нужно рассмотреть конкретный проект, произвести рассчеты исходя из конкретной экономической ситуации в данной стране (странах),в которой (ых) он должен быть реализован, так как, например, лизинговое или налоговое, или таможенное законодательство этой (этих) страны может поставить под сомнение по-крайней мере выгодность проекта, по сравнению с арендой или кредитом.

Быстрое развитие лизинга во второй половине 20 века, проявляющего тенденцию к более широкому распространению и увеличению роли в расширении производства во многих странах мира, обусловлено особенностями этого вида предпринимательской деятельности и, в том числе, его преймуществами по сравнению с традиционными формами экономической деятельности.

Во-первых, лизинг, представляя собой сочетание особого вида финансовых услуг со специфической формой предпринимательства, имеет большие шансы для развития в современной экономической ситуации в мире, когда в сфере оказания услуг финансового характера все больше углубляется специализация, а накопление кредитных ресурсов происходит крайне неравномерно.

Во-вторых, расцвет лизинга связан с тем, что он является уникальным инструментом развития мелкого и среднего бизнеса, который, хотя и по разным причинам, оказался на подъеме как в развитых странах треугольника: США-Япония-Западная Европа, так и в развивающихся странах Азии, Африки и Латинской Америки. Для предпринимательских структур мелкого и среднего масштаба деятельности, лизинг зачастую является единственным путем, позволяющим начать или расширить производственную деятельность, так как этот вид финансирования производства по своей сути более выгоден для предпринимателя по сравнению с приобретением оборудования за счет банковских кредитов: он не только позволяет расплатиться за оборудование после реализации произведенной на нем продукции (что характерно и для приобретения оборудования за счет банковского кредита), но и дает возможность включить свои расходы в себестоимость продукции, тогда как банковские кредиты оплачиваются за счет прибыли предприятий.

Подводя итоги можно сказать, что лизинг является сложной формой предпринимательской и финансовой деятельности, которая позволяет сочетать и комбинировать разного рода преимущества (финансовые, налоговые. инвестиционные), которые используют все его участники: лизингодатели, лизингополучатели, производители оборудования, страховщики и т.д. Лизинг соответствует макроэкономическим интересам соответствующих стран, что получает выражение в их экономической политике. Правительства многих стран, преследуя задачи экономического роста и поддержки инвестиций, создают для лизинга благоприятные условия путем разработки лизингового законодательства, способствующего его развитию, введения разного рода инвестиционных скидок и льгот, принятия благоприятных режимов амортизации. Расширению лизингового бизнеса содействует политика поддержки мелких и средних компаний, характерная для нынешнего времени.

2.2 Факторинг как инструмент современного менеджмента, финансирования, рационализации и защиты от рисков

Начало операциям факторинга положил созданный в Англии еще в XVII веке Дом факторов (House of Factors). В то время крупные европейские торговые дома имели свои представительства в колониях-фактории, которые возглавляли факторы (торговые посредники по сбыту товаров на незнакомых иностранным производителям рынках). Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки. Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись агентами «дель-кредере» немецких и английских поставщиков одежды и текстиля, а в силу больших расстояний между населенными пунктами в Америке и различий в законодательствах разных штатов предоставляли услуги местным производителям. (Del credere agent - торговый агент, гарантирующий оплату всех товаров, которые он продает от имени своего принципала, если его клиент окажется неплатежеспособен. В качестве компенсации риска неплатежа он взимает дополнительное комиссионное вознаграждение.) С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика.

В начале 60-х годов началась экспансия американских товаропроизводителей в Западную Европу, что привело к активизации деятельности европейских факторинговых компаний. Уже к середине 60-х годов были созданы две крупнейшие факторинговые ассоциации: IFG (International Factors Group) и FCI (Factors Chain International). Объем факторинговых операций неуклонно возрастал, увеличивалось количество факторинговых компаний, работающих как на внутреннем, так и на международном рынках. Этот процесс продолжается и по сей день. По данным IFG (и далее используются данные IFG), мировой оборот факторинговых операций вырос в 1999 г. по сравнению с 1998-м на 52%, составив 615,78 млрд. евро, причем объем международного факторинга увеличился за этот период на 30%, составив 35,16 млрд. евро. Эта факторинговая ассоциация насчитывает 61 факторинговую компанию из 35 стран мира. На ее членов приходится четвертая часть всех факторинговых операций.

В России факторинг был внедрен в 1988 г. в качестве эксперимента Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР. Из-за полного отсутствия на тот момент какой-либо методической литературы и невозможности получить доступ к мировому опыту, сущность этой услуги была несколько извращена. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок без обеспечения комплекса страховых, информационных, учетных и консалтинговых услуг, подразумеваемых факторингом.

Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г., набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, первым российским банком, принятым в FCI, стал «Тверьуниверсалбанк», позже «Мост-банк». На протяжении ряда лет факторингом в Росиии пробовали заниматься и АКБ «Менатеп», и «Международный московский банк», и многие другие. В силу ряда объективных и субъективных причин ни одна из этих попыток не закончилась успехом.

Сегдня одним из крупнейших операторов факторинговых услуг в России является АБ «ИБГ НИКойл». Специалисты компании начали заниматься факторингом в 1995 г. в банке «Российский кредит». После августовского кризиса этот бизнес продолжил свое существование в НИКойле. Эта динамично развивающаяся инвестиционно-банковская группа осуществляет на рынке банковских услуг стратегию «финансового супермаркета». Одним из продуктов, пользующихся стабильным спросом, за последний год стал факторинг.

Среди клиентов Управления факторинга АБ «ИБГ НИКойл» такие известные производственные компании, как кондитерская фабрика «Красный Октябрь», ООО «КЛП Софт Дринкс» (газировка «Айрн-брю»), ЗАО «Сальмон Интернешнл» (замороженные продукты). Можно назвать и ряд крупных оптовиков и дистрибьюторов. Это ЗАО «ТК Мистраль» («Heinz», «Зеленый великан»), ЗАО «Виго люкс» (нижнее белье «DIM»), ООО «Русмед М» (бытовая химия), ООО «Ступени-опт» (молочные продукты), ЗАО «Аптека-холдинг» (лекарственные препараты). Большинство вышеперечисленных фирм является поставщиками продуктов питания или товаров повседневного спроса, поскольку такие товары наиболее ликвидны и их оборачиваемость не столь велика. НИКойл стремится иметь диверсифицированный факторинговый бизнес и поэтому в данный момент начинает оказывать услуги факторинга поставщикам услуг в области туризма и связи, изучает другие перспективные рынки.

НИКойл работает не только с крупными поставщиками, но и с небольшими компаниями, ибо на факторинговое обслуживание могут быть приняты поставки даже на небольшие суммы. Предъявляется лишь требование к наличию у потенциального клиента диверсифицированной дебиторской задолженности, то есть к наличию хотя бы десятка постоянных покупателей. Естественно, торговля производится с отсрочкой платежа (договор о консигнации товаров не подойдет). Оплата поставок дебиторами должна осуществляться в безналичной форме.

Сотрудничество с АБ «ИБГ НИКойл» по факторингу не накладывает на клиента обязательства об открытии расчетного счета в этом банке. На поставщика открывается лицевой счет на балансовом счете банка 47401 «Расчеты по факторинговым, форфейтинговым операциям», куда в последующем поступают платежи дебиторов по поставкам. Для открытия этих лицевых счетов от поставщика не требуется предоставления всевозможных справок и т.д., как при открытии, например, ссудного счета. Финансирование и перевод остатков платежей может производиться в любой российский банк, который будет указан в договоре о факторинговом обслуживании поставок товаров (услуг). Этот договор заключается между Поставщиком и Фактором на неопределенный срок и действует пока обе стороны удовлетворены взаимным сотрудничеством. В рамках договора поставщик имеет возможность передавать фактору новых дебиторов и поставки в их адрес без дополнительной бумажной волокиты. Для принятия банком на факторинговое обслуживание поставок в адрес нового дебитора клиенту необходимо представить ксерокопию договора поставки, краткую информацию о покупателе и уведомить его о переуступке долга. Процедуру уведомления предусматривает ст. 43 ГК РФ. В принципе, уведомить дебитора может и фактор, но получение уведомления от поставщика логичнее и психологически вернее. Некоторые поставщики перед принятием решения о переходе на факторинговое обслуживание беспокоятся о том, что работа банка может отразиться на их клиентской базе. На самом деле конфликт между клиентом и дебитором в первую очередь невыгоден банку, потому что его вознаграждение зависит от оборота поставщика. Для покупателя изменяются лишь реквизиты платежного поручения, более того, поставщик, использующий факторинг, имеет возможность расширить ассортимент товаров, предоставлять более длинные отсрочки платежа, за счет получаемого от фактора финансирования поставок. На данный момент НИКойл успешно контактирует с более чем 1500 дебиторами. Среди них ТЦ «Рамстор», ООО «Фелма» (сеть универсамов «Копейка»), ГУМ, ЦУМ, другие крупные универмаги и супемаркеты. Работа Управления факторинга ни разу не стала причиной потери покупателя у клиента.

Основные компании, состоящие на факторинговом обслуживании в НИКойле, расположены в Москве, но уже сегодня есть клиенты, ведущие свой бизнес в Ульяновске, Пскове, Казани. Многие московские поставщики и дистрибьютеры имеют планы регионального развития, а следовательно, нуждаются в оборотных средствах и страховании риска неплатежа со стороны региональных дебиторов. Развитие регионального факторингового бизнеса для НИКойла - одна из приоритетных задач. На данный момент НИКойл осуществляет финансирование поставок в адрес региональных дебиторов только с правом регресса к поставщику, начал свою работу Отдел факторинга в филиале АБ «ИБГ НИКойл» «Северо-Западный» в Санкт-Петербурге.

В большинстве случаев поставщик крайне заинтересован в сокращении кассовых разрывов, вызванных поставками на условиях открытого счета. Факторинговое обслуживание - кратчайший путь к решению этой проблемы, ибо фактор имеет возможность выплачивать авансовый платеж в размере от 50% до 90% от суммы акцептованного счета-фактуры в день передачи ему документов по совершенной поставке. Процент финансирования зависит от платежной дисциплины дебитора. Оставшиеся же 10% перечисляются поставщику после получения платежа от дебитора, за вычетом комиссионного вознаграждения фактора, которое, как правило, состоит из платы за обслуживание и платы за финансирование, если оно предоставлялось. Факторинговое обслуживание с правом регресса к поставщику несколько снижает риски фактора, что отражается на комиссионном вознаграждении его понижением.

Значительное преимущество факторинга для малых и средних компаний, а также фирм, выбравших банковские лимиты кредитования в том, что факторинг - это беззалоговая форма финансирования.

Нельзя не отметить важности информационной составляющей факторингового обслуживания. При взаимодействии клиента и банка по факторингу последний берет на себя учет продаж поставщика и отслеживание платежной дисциплины дебиторов. Объемы информации между поставщиком и фактором немалые, потому что один крупный поставщик может иметь до нескольких сотен покупателей только в Московском регионе. У поставщика бесплатно устанавливается специальное программное обеспечение - клиентский модуль программы NIKFactor. Клиент ежедневно по мере осуществления операций снабжается подробнейшими отчетами о зарегистрированных поставках, удержанной комиссии, состоянии дебиторской задолженности. Эта программа позволяет автоматизировать процесс работы факторингового подразделения банка, обеспечивая высокотехнологичное и многофункциональное информационное сопровождение клиентов в любом регионе Российской Федерации.

Объем факторинговых операций в России неуклонно растет. Все больше банков декларируют желание заниматься факторингом, но дальше осуществления разовых операций без предоставления широкого спектра факторинговых услуг на должном уровне дело не движется. Из международной практики можно сделать вывод о том, что на рынке в отдельной стране работает 5-7 факторинговых компаний. Исключением является, например, Турция, насчитывающая десятки компаний, занимающихся факторингом, кстати, большинство из них имеют к банкам лишь опосредованное отношение.

Число и состав участников рынка факторинговых услуг в России определится в ближайшем будущем, но нужно понимать, что не каждому новому кредитному институту, решившему поставить факторинговую технологию на поток, будет под силу выдержать конкуренцию на этом, пока небольшом рынке. Предоставление качественных факторинговых услуг на уровне мировых стандартов требует наличия опытного персонала, отлаженной технологии, высококлассного программного обеспечения как для работы самого факторингового подразделения, так и для информационно-учетного сопровождения поставщика. Все это требует значительных инвестиций. В 2006 г. факторинговый бизнес НИКойла получил международное признание - акционерный банк «Инвестиционно-банковская группа НИКойл» получила статус Партнера в International Factors Group(IFG) и сегодня является признанным лидером на рынке факторинга в России.

Обладая всем необходимым для оказания факторинговых услуг на уровне самых высоких международных стандартов, НИКойл выходит сейчас на рынок с предложением для банков о привлечении их клиентов на факторинговое обслуживание в АБ «ИБГ НИКойл». Это безусловно взаимовыгодное сотрудничество. Банк поставщика предложит ему новую и актуальную дополнительную услугу, обороты по расчетному счету возрастут, за счет этого расширятся возможности кредитования. НИКойл будет развивать бизнес и увеличивать его прибыльность.

Можно сделать вывод, что факторинг действительно хит на рынке современных банковских услуг.

Рис.4. Схема факторингового обслуживания в АБ «ИБГ НИКойл»

Поставка товара на условиях отсрочки платежа.

Уступка права требования долга по поставке Банку.

Выплата досрочного платежа (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки.

Оплата за поставленный товар.

Выплата остатка средств (от 10%, после оплаты покупателем) за минусом комиссии.

Рис.5. Схема факторингового обслуживания с участием банка, обслуживающего поставщика

Поставка товара на условиях отсрочки платежа.

Уступка права требования долга по поставке банку «ИБГ НИКойл».

Выплата досрочного платежа (до 90% от суммы поставленного товара) сразу после поставки на расчетный счет поставщика в банке поставщика.

Оплата за поставленный товар.

Выплата остатка средств (от 10%, после оплаты покупателем) за минусом комиссии на расчетный счет поставщика в банке поставщика.

В настоящее время существуют две ситуации, при которых возникает необходимость построения и практического использования технологии работы факторингового подразделения фактор-банка.

Первая связана с тем, что руководство фактор-банка заинтересовано во введении новой разновидности банковского сервиса - международного факторингового обслуживания российских импортеров.

Вторая ситуация характеризуется наличием в фактор-банке факторингового подразделения. Однако данное подразделение не имеет четко определенной технологии работы, охватывающей все аспекты функционирования в рамках международной сети факторинговых компаний, что диктует необходимость реорганизации его деятельности.

Этапы реорганизации деятельности факторингового подразделения банка представлены на рисунке 1 (См. приложение).

В основе построения данной методики лежит понятие базовой функционально-информационно-стоимостной модели технологии выполнения международных факторинговых операций, которая отражает правила поведения российских импортера и фактор-банка, иностранных экспортера и фактор-фирмы в среде международных факторинговых компаний, а также возможные сценарии поведения факторингового подразделения в зависимости от складывающейся ситуации.

Перечислим основные элементы технологии выполнения международных факторинговых операций, которые нашли отражение в базовой модели.

Импортер и иностранный экспортер вступают в договорные отношения, заключают контракт на поставку товара или оказание услуг в России и оговаривают возможность факторинговой модели расчета. Кроме того, импортер и экспортер договариваются о сроке отсрочки.

Экспортер обращается в фактор-фирму в своей стране с запросом о подтверждении через банк платежеспособности российского импортера.

Иностранная фактор-фирма запрашивает российский фактор-банк о предоставлении гарантии платежа за импортера. Обмен информацией между фактор-банком и фактор-фирмой происходит через специальную систему передачи и обработки данных EDIFACToring, которая позволяет в кратчайшие сроки получать эту информацию и обеспечивать секретность данных.

Фактор-банк связывается с импортером для уведомления о полученном от иностранной фактор-фирмы запросе и требованиях, предъявляемых фактор-банком к клиентам по факторингу. Фактор-банк определяет возможность и условия выставления гарантии оплаты фактор-фирме за конкретного импортера. Как правило, различаются следующие две группы импортеров:

импортеры, имеющие в фактор-банке кредитную историю, гарантирующую кредитование в пределах лимита;

импортеры, не имеющие лимита, проходящие проверку и предоставляющие фактор-банку обеспечение в виде залога (валютных и рублевых депозитов), товарно-материальных ценностей на складе, недвижимости, ценных бумаг, гарантии других банков, поручительств и т. д.

При положительном решении вопроса о принятии импортера на факторинговое обслуживание между фактор-банком и импортером заключается договор, в котором определяются условия, размер и сроки выставления фактор-банком гарантии.

Российский фактор-банк гарантирует оплату товара или услуг иностранной фактор-фирме, которая сообщает результаты экспортеру.

Иностранный экспортер при получении подтверждения начинает отгрузку товара или оказание услуг в пределах полученной гарантии. Если сумма отгрузки или оказания услуг превышает размер гарантии, то оплата импортером осуществляется на условиях инкассо. Экспортер переуступает счета за отгруженный товар или оказанные услуги фактор-фирме и сразу получает 70-90% суммы переуступленного счета.

Импортер принимает товар по количеству и качеству. Если расхождений не обнаруживается, то импортер должен совершить оплату не позднее срока отсрочки. В случае неоплаты долг взыскивается за счет залога импортера.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты