Рефераты

Использование собственных и привлеченных денежных средств финансирования инвестиций в развитие предприятий ТЭК России

Использование собственных и привлеченных денежных средств финансирования инвестиций в развитие предприятий ТЭК России

130

Содержание

Введение

Глава 1. Развитие методов финансирования предприятий ТЭК РФ на современном этапе

1.1 Обоснование необходимости увеличения финансовых вложений в предприятия ТЭК РФ

1.2 Долгосрочное кредитование развития предприятий ТЭК РФ

1.3 Анализ возможностей новых методов финансирования предприятий ТЭК

Глава 2. Теоретический обзор методов финансирования, используемых предприятиями ТЭК

2.1 Концептуальные основы лизинга как разновидности метода финансирования предприятий

2.2 Факторинг как инструмент современного менеджмента, финансирования, рационализации и защиты от рисков

2.3 Механизм и базисные параметры форфетирования

Глава 3. Совершенствование используемых методов финансирования предприятиями ТЭК на современном этапе

3.1 Анализ возможностей лизинга для российских предприятий ТЭК

3.2 Предложенная схема усовершенствования техники форфейтинговой сделки с участием предприятий ТЭК

3.3 Возможности использования факторинга при совершенствовании финансирования предприятий ТЭК

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение

Актуальность исследования. Улучшение макроэкономической ситуации в России в 1999-2004 г. сопровождалось ростом доходности и инвестиционной активности предприятий топливно-энергетического комплекса России. Однако, несмотря на значительное увеличение масштабов инвестиций в развитие ТЭК РФ они еще далеки от уровня, необходимого для перевода нефтяной промышленности на современный технологический уровень.

Устойчиво высокая энергоемкость экономики страны наряду с динамичным истощением сырьевой базы, необходимостью дорогостоящей разработки перспективных источников углеводородного сырья и создания новых высокотехнологичных мощностей глубокой переработки нефти требуют вовлечения в инвестиционный процесс финансовых средств, намного превышающих возможности самого топливного сектора экономики. Результатом почти троекратного с 1992 года снижения объема годовых инвестиций является изношенность основного капитала отраслей ТЭК (более чем на 2/3), что ведет к неоправданному росту издержек производства, снижению конкурентоспособности продукции, особенно продуктов нефтепереработки.

Мировая практика показывает, что устойчивый экономический рост в такой капиталоемкой отрасли, как ТЭК, не может быть обеспечен только за счет «точечных» инвестиционных вливаний, а требует крупномасштабных инвестиций в основной капитал, обеспеченных надежными долгосрочными источниками их финансирования. С учетом этого условия такие традиционно весомые источники финансирования инвестиций, как собственные средства (прибыль, амортизация) топливно-энергетических компаний, хотя и выглядят масштабными по сравнению с финансовыми ресурсами других отраслей, но явно недостаточны для решения первостепенных задач, в первую очередь, по обновлению и расширению основного капитала и сырьевой базы отрасли. Несмотря на это, компании ТЭК для наращивания инвестиций явно недостаточно используют собственные финансовые ресурсы и крайне слабо такие, апробированные мировой практикой инструменты финансирования инвестиций в основной капитал компаний, как корпоративные лизинг, факторинг, форфейтинг. С большим трудом пробивают себе дорогу прямые иностранные инвестиции.

Однако очевидно, что, опираясь только на собственные ресурсы, проблемы технического перевооружения топливно-энергетического комплекса на основе новой технологической базы в среднесрочной перспективе невозможно решить без масштабного использования заемного капитала. Скорейшее решение этой задачи обоюдовыгодно и для устойчивого развития самих компаний и для устойчивого обеспечения доходов госбюджета. Между тем, возможности роста финансирования инвестиций в основной капитал отраслей ТЭК, пути обеспечения благоприятного для этого инвестиционного климата исследованы недостаточно, что определило актуальность, цели и задачи дипломного исследования.

Цель дипломного исследования состоит в оценке финансовых возможностей активизации инвестиционной деятельности компаний ТЭК, разработке предложений по формированию более благоприятных экономико-правовых условий, способствующих привлечению заемных источников финансирования инвестиций и более полному использованию возможностей самофинансирования для ускорения процессов обновления их основного капитала.

Для достижения поставленной цели в дипломной работе определены следующие задачи:

- исследование возможностей лизинга, факторинга и форфейтинга как особых видов экономических взаимоотношений предприятий, направленных на повышение надежности своей работы;

- оценка состояния российского топливно-энергетического комплекса с позиций рациональности его структуры (добыча, переработка, транспортировка, реализация), конкурентоспособности продукции, технико-технологического уровня производственного потенциала;

- выявление потребностей отраслей ТЭК в инвестициях в развитие и модернизацию их материально-технической базы;

- обоснование направлений и разработка рекомендаций по созданию более благоприятного инвестиционного климата, в частности, путем улучшения методов финансирования: лизинга, факторинга, форфейтинга;

- выявление сравнительных преимуществ привлечения различных инструментов долгосрочного финансирования инвестиций с учетом состояния общеэкономической конъюнктуры и финансово-экономического положения топливно-энергетических компаний; определение доминирующих причин, сдерживающих расширение масштабов использования эмиссии корпоративных ценных бумаг для финансирования инвестиций.

Предмет и объект исследования. Предметом исследования являются условия и проблемы использования собственных и привлеченных денежных средств финансирования инвестиций в развитие предприятий ТЭК России. Объект исследования - предприятия ТЭК России.

Методологической основой исследования послужили научные разработки отечественных и зарубежных экономистов по экономическим проблемам, связанным с функционированием топливно-энергетического комплекса, активизацией инвестиционных процессов, методами и источниками их финансирования. Информационной базой исследования явились отчетные данные Госкомстата РФ, Минтопэнерго, крупных топливно-энергетических компаний. В работе также использовались правовые и нормативные акты федеральных органов законодательной и исполнительной власти по исследуемым проблемам, правительственные программы реформирования и развития предприятий ТЭК, материалы периодической печати. Применялись методы статистического и системного анализа, группировок и экспертных оценок.

Практическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в ней методологические и методические положения и рекомендации по расширению практики использования методов финансирования могут быть использованы для расширения и обновления основного капитала предприятий ТЭК, доведены до уровня конкретных рекомендаций, что дает возможность для проведения более обоснованной политики по активизации привлечения инвестиций в основной капитал исследуемой отрасли народного хозяйства.

Кроме того, содержащиеся в дипломной работе предложения будут способствовать большей обоснованности выбора наиболее эффективных направлений инвестиционной деятельности.

Глава 1. Развитие методов финансирования предприятий ТЭК РФ на современном этапе

1.1 Обоснование необходимости увеличения финансовых вложений в предприятия ТЭК РФ

Долгосрочная стратегия в области энергетики сформировалась к середине 90-х годов. Были разработаны и одобрены «Концепция энергетической политики России в новых экономических условиях» (протокол заседания Правительства РФ № 26 от 10.09.92), «Основные направления энергетической политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года» (Указ президента РФ № 472 от 07.05.1995 г.); «Энергетическая стратегия России» (основные положения), одобренные постановлением Правительства РФ № 1006 от 13.10.95 г. в 2009 году была разработана Энергетическая стратегия России на период до 2030 года.

Этими документами были определены основные блоки Энергетической стратегии (рис.1), приоритетные направления и задачи развития энергетического сектора России до 2020 г., направления структурной перестройки ТЭК на перспективу, механизмы их реализации.

Рис.1. Основные блоки энергетической политики.

Главными векторами перспективного развития отраслей топливно-энергетического комплекса, предусмотренными Энергетической стратегией России на период до 2020 года, являются:

переход на путь инновационного и энергоэффективного развития;

изменение структуры и масштабов производства энергоресурсов;

создание конкурентной рыночной среды;

интеграция в мировую энергетическую систему.

Одним из главных приоритетов является развитие рыночной инфраструктуры энергетики (рыночные механизмы, институты открытой торговли энергоресурсами, инфраструктура их транспорта). Особое значение придается программе повышения цен на газ и механизмам минимизации негативных социально-экономических последствий общего роста цен на энергоресурсы. Поддержка и стимулирование стратегических инициатив в энергетике являются основой для реализации крупных энергетических проектов в будущем.

Большинство представленных в Энергетической стратегии России на период до 2020 года направлений реализуются на практике, при этом задействованы все предусмотренные ею механизмы государственной энергетической политики. В частности, осуществлена реформа электроэнергетики, происходят либерализация рынка электроэнергии и реформа атомной энергетики, созданы более благоприятные налоговые условия в нефтегазовом комплексе, стимулируется развитие нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, развивается биржевая торговля энергоресурсами, устраняются избыточные административные барьеры в деятельности энергетических компаний. Активно реализуются инфраструктурные проекты, являющиеся основой развития отечественной энергетики.

Для реализации программ приобретает исключительное значение создание инвестиционного комплекса в регионе с максимально эффективным механизмом привлечения финансовых средств в эту сферу экономики. На этапе выхода энергетики из кризиса предлагались следующие источники и формы финансирования проектов:

- внебюджетные фонды целевого назначения, создаваемые в регионах за счет отчислений от тарифов;

- собственные средства энергообъектов, которые образуются в основном из амортизационного фонда и отчислений от прибыли;

- местные бюджеты и государственный бюджет;

- кредиты коммерческих и государственных банков, в том числе льготные под гарантии государства;

- средства потребителей, погашаемые в будущем продукцией создаваемых или реконструируемых объектов (электрической и тепловой энергией, топливом и др.);

- привлечение зарубежных инвестиций.

Конкретные соотношения между источниками финансирования зависят от ряда условий: размеров первоначальных накоплений у энергопредприятий, прогнозируемых темпов роста потребности в энергоресурсах, состояния заделов по вводу новых объектов, возможностей и целесообразности обмена энергопотоками с другими регионами и т.д. Задачей инвестиционной стратегии в условиях функционирования рынка является создание новых механизмов финансирования энергетики в регионе, прежде всего, путем привлечения акционерного капитала. Система финансирования развития энергетики региона в принципе ориентирована на уменьшение зависимости инвестиционного процесса от государственных централизованных капиталовложений, врастание энергостроительства в рынок капиталов, материалов, оборудования и труда, повышение ответственности энергосистем за надежное энергоснабжение потребителей и более эффективное использование вкладываемых средств.

Управление региональными энергетическими программами. Одной из важнейших проблем энергетической стратегии России как на федеральном, так и на региональном уровнях является управляемость ТЭК. От решения этой проблемы во многом зависит эффективность и надежность топливо - и энергообеспечения как страны в целом, так и каждого конкретного потребителя. Методы управления региональными энергетическими программами пока еще четко не разработаны, они должны быть детально сформированы в ходе реализации программ. При этом необходимо иметь ввиду, что формирование энергетической стратегии отдельных регионов России в ближайшие годы будет проходить, вероятно, в условиях становления экономической самостоятельности и независимости предприятий энергетики, превращаемых в акционерные общества, и практически полного отсутствия федеральной бюджетной поддержки в развитии энергетики, т.е. в условиях резкого снижения уровня вмешательства федеральных органов управления и федеральных энергетических структур в управление топливно-энергетическим хозяйством регионов (особенно это касается коммунальной и сельской энергетики: тепло -, электро -, газо - и углеснабжения).

Соответственно, организацию управления топливно-энергетическим хозяйством на региональном уровне, на наш взгляд, необходимо нацелить на управление перспективным развитием (которое должна являться частью государственного регионального регулирования и антимонопольной стратегии по отношению к деятельности монопольных энергетических структур - прежде всего электроэнергетики и газоснабжения) и на управление энергосбережением как способом снижения затрат на энергообеспечение конечных потребителей.

Быстро меняющиеся макроэкономические условия потребовали создание постоянного мониторинга Энергетической стратегии России как ее органической части, включая совершенствование хозяйственных механизмов ее реализации. Кроме того, по мере интеграции России в мировую экономику необходимо обеспечить гармонизацию российской нормативно-правовой базы, ценовой и налоговой политики в рамках процессов, обусловленных Европейской энергетической хартией и Основным договорам к ней. В настоящее время эти работы ведутся как в ходе подготовки встреч министров энергетики стран «большой восьмерки», так и в процессе выполнения ряда крупных международных проектов (СИАРЭ, Baltic 21-Energy и др.).

В период перехода России к рынку возросла напряженность в экономических отношениях между отдельными регионами, а в некоторых случаях она достигла критической остроты. В то же время ТЭК может стать реальной основой усиления интеграционных процессов в рамках страны. Неравномерное размещение запасов топлива и высокая капиталоемкость развития энергетики являются главными предпосылками необходимости объединения усилий всех субъектов Российской Федерации в решении энергетической проблемы. Для этого есть хорошая основа в виде сформированных единых систем электро-, нефте- и газоснабжения.

Для достижения целей, вытекающих из общенациональных интересов страны в контексте развития ТЭК, необходимо определить основные направления движения и его экономический механизм. К таким основным направлениям, на наш взгляд, относятся:

повышение эффективности работы ТЭК;

поддержание в ближайшие 10-15 лет современного уровня, а возможно, и увеличение российского экспорта энергоносителей;

перестройка структуры промышленности за счет уменьшения доли ТЭК и роста удельного веса обрабатывающих отраслей и наукоемких производств.

Реализация этих направлений предполагает осуществление экономических реформ, ориентированных прежде всего на создание благоприятного инвестиционного климата, рациональной налоговой и ценовой политики, формирование конкурентной среды и усиление регулирующей роли государства.

Повышение эффективности работы ТЭК, отличающегося высокой капиталоемкостью, требует значительных инвестиционных ресурсов. Они нужны для проведения геологоразведочных работ, которые резко уменьшились в последние годы, эксплуатации действующих, освоения и разработки новых месторождений, развития инфраструктуры. Без них невозможно решить одну из ключевых проблем ТЭК - необходимость замены физически и морально устаревшего оборудования. Возрастное состояние и высокая степень износа технической базы ТЭК ставит под реальную угрозу энергетическую безопасность страны, надежность и качество снабжения потребителей энергоносителями. Задача осложняется тем, что инвестиционные циклы в отраслях энергетики отличаются значительной длительностью.

В начале 2000 г. из 195 млн. кВт. оборудования на ТЭС и ГЭС более 30 млн. кВт выработали предельный ресурс. К 2011 г. мощности, которые отработают ресурс на всех типах электростанций достигнут 80-90 млн. кВт, из которых 55-61 млн. кВт придется на долю ТЭС, 21-25 млн. кВт - ГЭС и 3,8 млн. кВт - АЭС. (1) Половина технических средств в нефтедобывающей промышленности имеют износ более 50%, в нефтепереработке аналогичный показатель для основных фондов достиг 80%, на большинстве предприятий угольной отрасли горно-шахтное оборудование выработало ресурс на 60-70%.

Для обеспечения необходимого уровня добычи топлива и производства энергии нужна замена не только физически устаревшего энергетического оборудования, а использование принципиально новых и высокоэффективных технологий. Это требуется для компенсации роста затрат прежде всего при добыче топлива в связи с разработкой месторождений в усложняющихся горногеологических условиях. Только в нефтедобывающей промышленности затраты на создание единицы новой мощности для добычи нефти в 1985-1997 гг. возросли более чем в 10 раз. Среднесуточный дебит с одной новой скважины снизился за последние 10 лет более чем в два раза и составляет в настоящее время около 11 т у.т. Крупные высокопродуктивные месторождения Западной Сибири, Урало-Поволжья, Республики Коми, определяющие динамику добычи нефти по стране, находятся в стадии падающей добычи, так как по ним отработано более 70% запасов нефти.

В 90-х годах объем инвестиций, направляемых в отрасли ТЭК, уменьшился. К главным причинам, сдерживающим приток инвестиций из собственных средств предприятий, стали неплатежи и высокая налоговая нагрузка.

Решение проблемы неплатежей необходимо рассматривать во взаимосвязи с погашением бюджетной задолженности, совершенствованием финансовых и кредитно-денежных отношений, управлением денежной массой, структурной перестройкой промышленности. Важно создать конкурентную среду, обеспечивающую выживание эффективно работающих предприятий. При этом допускается селективная поддержка нерентабельных предприятий, имеющих ключевое значение для страны с той целью, чтобы через некоторое время они стали эффективно вести свою хозяйственную деятельность. Для предотвращения обострения социальных проблем в связи с банкротством предприятий требуется разработать соответствующую социальную политику.

Чрезмерная налоговая нагрузка сужает возможности предприятий аккумулировать средства для дальнейшего инвестирования в производство. В структуре цены на газ налоги составляют 68%, а на нефть - 45-75%. С целью оживления инвестиционного процесса необходимо принять налоговый режим, снижающий фискальное бремя. Одновременно базой для налоговых ставок целесообразно сделать не валовой доход предприятия, а его прибыль. В результате существенно меняются финансовые результаты работы предприятия. Это можно показать на примере получения потока наличности от продажи 1 т нефти, добытой в Техасе (США) и Западной Сибири. При одной и той же продажной цене - 125 долл./т и меньших издержках производства в России по сравнению с США, российские предприятия будут иметь отрицательный поток наличности (-18,7 долл./т), компании в Техасе - положительный (5, 96 долл./т).

Важным источником финансирования инвестиционных проектов в ТЭК могут стать рынки капитала. Формированию эффективных фондовых рынков способствует применение методики оценки компаний, принятых в мировой практике, приведение российских стандартов в соответствие с мировыми.

После августовских событий 1998 г. резко упало доверие иностранных инвесторов к российским проектам. Перспективы привлечения зарубежных капиталов в Россию во многом зависят от стабильного политического и экономического климата в стране, определяются формированием привлекательной нормативно-правовой базы инвестирования, созданием системы страхования инвестиций, обеспечивающих защиту капитала на принципах, принятых в международной практике.

Повышение эффективности работы ТЭК связано с реформированием его организационной структуры. С этой целью осуществляется акционирование и приватизация, формируется конкурентная среда и совершенствуется регулирование в монопольных видах деятельности.

Изменение отношений собственности делает важной синхронизацию различных направлений преобразований. Ослабление позиций государства в собственности компаний необходимо компенсировать усилением его роли в других сферах деятельности.

Формирование конкурентной среды целесообразно не во всех видах деятельности. В силу технико-экономических особенностей отдельные отрасли отличаются высокой степенью естественной монополизации. Это касается ОАО “Газпром”, АК “Транснефть”. Передача электроэнергии, транспортировка нефти и газа по трубопроводам относятся к монопольным видам деятельности. В этих сферах нецелесообразно создавать конкурентную среду. Затраты будут больше, нежели при ее отсутствии.

Как и всякая монополия, естественная, не устраняет ряд известных опасностей, связанных с ее функционированием. К главным из них относится злоупотребление монопольной властью, возможность общей деградации монопольной компании вследствие отсутствия конкуренции и ослабления стимулов для роста эффективности. Чтобы этого не случилось нужна внешняя система контроля, которая заменила бы конкурентный механизм. В качестве такой системы мировой опыт предлагает государственное регулирование. Одновременно там, где это целесообразно, необходимо расширять применение рыночных факторов хозяйствования.

Для поддержания российского экспорта энергоносителей, кроме повышения эффективности работы ТЭК, необходимо:

увеличить экспортный потенциал энергетики;

укрепить позиции России на мировых рынках энергоносителей.

Определяющим направлением увеличения экспортных возможностей российского ТЭК является переход к энергосберегающему развитию. Повышение эффективности использования топлива и энергии дает возможность высвободить значительные количества энергоресурсов для экспорта. Россия обладает огромным неиспользованным потенциалов энергосбережения, который достигает 460-540 млн. т у.т., что составляет 40-45% современного энергопотребления. Одна треть этого потенциала, использование которого намного дешевле, чем увеличение добычи топлива, сосредоточена в ТЭК. Вторая треть этого потенциала находится в других отраслях промышленности, почти 20% - в коммунально-бытовом секторе и сельском хозяйстве, на транспорте - 10%. (3)

Во время спада производства в 90-х годах потребление энергоносителей сокращалось медленнее, чем происходило падение ВВП. В результате росла энергоемкость ВВП, увеличился разрыв по этому показателю между Россией и промышленно развитыми странами. Энергоемкость ВВП в России примерно в два раза превышает соответствующий показатель в США и в три раза больше, чем в среднем по странам Западной Европы. Высокая энергоемкость экономики свидетельствует о том, что при энергосберегающем хозяйствовании часть высвобождающегося топлива можно использовать для внутреннего потребления, а другую его часть направить на экспорт. Высокая энергоемкость ВВП объясняется прежде всего низким техническим уровнем экономики, ее энергоемкой структурой, отсутствием энергосберегающего механизма развития.

Как известно, в структуре экспорта подавляющую долю занимает жидкое топливо и газ, на которые приходится около 96% всех поступлений от экспорта энергоносителей. Поставки российской нефти за рубеж в 2007 г. составили 125,6 млн.т, газа - 188,8 млрд. куб. м. Основные потребители российского топлива - страны европейского региона.

В перспективе мировые рынки энергоносителей, прежде всего нефти и газа, станут объектом все более усиливающейся конкурентной борьбы. Ее сфера будет охватывать все регионы и страны мира, независимо от того, к какой группе принадлежат они - к производителям или потребителям. Для предотвращения кризисных процессов на мировых рынках нефтегазового топлива, резких колебаний цен на него, необходимо более тесное международное сотрудничество в решении энергетической проблемы, выработка согласованных действий стран, добывающих углеводородное топливо, в энергообеспечении мирового сообщества. Укрепление позиций России на мировых рынках топлива во многом будет зависеть от ее участия в рамках Европейской энергетической хартии, от сотрудничества России с Организацией стран-экспортеров нефти (ОПЕК), Международным энергетическим агентством (МЭА) и другими международными организациями.

Укрепление позиции российских экспортеров на мировых рынках топлива во многом зависит от уровня цен на них. Если мировые цены будут находиться на низком уровне, то российское нефтегазовое топливо перестанет быть конкурентоспособным.

Россия отличается достаточно высокими затратами нефте- и газодобычи, уровень которых растет. В этих условиях конкурентоспособность российского нефтегазового топлива на мировых рынках будет падать. Особенно критически ситуация складывается для российского нефтяного комплекса. Есть вероятность того, что при сохранении для российского нефтегазового комплекса негативных тенденций, Россия через несколько лет из экспортера нефти может превратиться в ее импортера.

Проблема перестройки структуры промышленности в пользу роста доли обрабатывающих отраслей относилась к числу приоритетных еще в советское время. При переходе от плановой к рыночной системе хозяйствования эта проблема, как отмечалось выше, стала приобретать особую остроту. Усилились процессы дезинтеграции производства, увеличился разрыв в реальных возможностях развития обрабатывающей промышленности и сырьевых отраслей.

Высокая степень монополизации отраслей ТЭК в условиях отсутствия эффективного государственного регулирования дает возможность монопольным структурам перераспределять доходы этого комплекса в ущерб общенациональным интересам. Возросшая экономическая сила компаний, представляющих ТЭК, позволяет им нарушать в свою пользу баланс между собственными и общенациональными интересами. К последним относится возрождение обрабатывающей промышленности, высоких технологий и наукоемких производств. Для поддержания баланса между корпоративными и общенациональными интересами необходимо усиление государственного воздействия на экономические процессы. Оно может осуществляться через налоги, цены, госзаказы и другие инструменты регулирования.

Вектор приоритетов целесообразно направить на развитие обрабатывающих отраслей, продукция которых широко применяется в ТЭК. С перемещением добычи нефти и газа на север и, особенно, на шельф арктических морей, российский нефтегазовый комплекс испытывает растущий спрос на высокотехнологичную, наукоемкую продукцию обрабатывающих отраслей. Потребность в такой продукции испытывают и другие отрасли ТЭК. Конверсия ВПК, где сосредоточен основной наукоемкий производственный потенциал, позволит обеспечить производство высокотехнологичной продукции. Гарантировать окупаемость инвестиций, вложенных в создание наукоемкого оборудования для ТЭК, можно за счет реализации энергоносителей, производство которых осуществляется с помощью высоких технологий.

Обрабатывающие отрасли промышленности, прежде всего гражданское машиностроение, легкая и пищевая промышленность, отличаются низким техническим уровнем. Высокие текущие и капитальные затраты в этих секторах экономики препятствуют сближению структуры цен внутреннего и мирового рынков, делают их продукцию неконкурентоспособной. Ситуация усугубляется тем, что в процессе либерализации ценообразования опережающе росли цены на энергоносители и сырье по сравнению с продукцией обрабатывающей промышленности. Это сузило возможности инвестирования и обновления производственного аппарата в обрабатывающих секторах экономики.

В сложившихся условиях одним из важных путей поддержания и развития обрабатывающих отраслей промышленности является снижение цен на энергоносители. Их высокий уровень давит обрабатывающую промышленность, одна из причин значительных цен на ее продукцию, в результате чего она не находит сбыта. Падает производство. В итоге возникает проблема неплатежей за поставляемые энергоносители. С падением производства связана проблема недопоступлений средств в бюджет. Из-за завышенных цен за счет высокого уровня налогов в цене нефти и газа деньги недополучает ни производство, ни бюджет.

Снижение налогов на энергоносители ведет к сокращению поступлений в федеральный и местный бюджеты. Компенсировать это сокращение можно за счет роста налоговых поступлений от обрабатывающих отраслей. Снижение цен на продукцию обрабатывающих секторов экономики приведет к повышению спроса на них, увеличению объемов производства и расширению налогооблагаемой базы.

Развитию обрабатывающей промышленности может способствовать прекращение практики перекрестного субсидирования. Рыночная экономика предполагает, что цены на энергоносители формируются в соответствии с реальной стоимостью их производства и транспортировки до потребителей. Однако в России существуют льготные группы потребителей и это условие ценообразования не выполняется.

Особенно большие перекосы существуют при формировании тарифов на электроэнергию. К льготным группам потребителей электроэнергии относится население и сельское хозяйство, которые приобретают электроэнергию по цене существенно ниже реальной стоимости. Одновременно недоплаты населения и сельского хозяйства переносятся в тарифы для промышленности. Это отрицательно влияет на экономическое положение прежде всего крупных энергоемких производств, имеющих высокую долю электроэнергии в затратах при производстве продукции. В результате снижается конкурентоспособность продукции энергоемких предприятий, что ведет к их частичной загрузке или полной остановке, развитию кризисных процессов.

Введение льготных тарифов для всего населения обосновывается необходимостью обеспечения социальной защиты населения. Однако известна итоговая неэффективность использования заниженной цены на какой-либо товар в качестве инструмента социальной политики. Необходима адресная поддержка малообеспеченной части населения за счет высокооплачиваемых слоев.

В перспективе экологические факторы все в большей степени будут определять структуру промышленности, ограничивать рост энергопроизводства. Научно-технический прогресс, с одной стороны, обостряет экологическую ситуацию, расширяя возможности разрушать природу, а с другой - в результате прогресса появляются экологически ориентированные техника и технология. В процессе структурных преобразований промышленности целесообразно усилить роль государства в решении экологических проблем. Интересы крупных компаний в этой области часто не совпадают с общенациональными интересами.

1.2 Долгосрочное кредитование развития предприятий ТЭК РФ

Наиболее распространенным в мировой практике инструментом финансирования инвестиций в производство является привлечение заемного капитала.

Ключевым показателем, характеризующим развитие кредитного дела в стране, является отношение совокупного объема кредитов, предоставленных банками страны предприятиям и гражданам, к валовому внутреннему продукту (ВВП). Чем этот показатель выше, тем активнее банки занимаются собственным бизнесом. По данным американского рейтингового агентства «Standard and Poor's» этот показатель в Германии достиг 113, в США - 119, в Японии - 193%. В бывших социалистических странах он несколько ниже - в Словакии - 41%, Чехии - 98 и в Румынии - 24%. В то же время в России ссуды предприятиям и населению на начало 2008 г. не превышали 11% и на конец 2009 г., по нашим оценкам, порядка 14-15%.

В 2008 г. банки дали только 4,3% всех инвестиций в производство. Это порядка 24 млрд. рублей (чуть меньше 1 млрд. долл.) из 556 млрд. рублей (23 млрд. долл.) всех инвестиционных включений. В 2009 году доля участия банков в инвестиционном процессе опустилась до 4%, но при этом объемы несколько возросли вследствие роста инвестиций на 17,4% по сравнению с 2008 г. Причины низкой активности банков в инвестиционном процессе, с нашей точки зрения следующие:

крайне недостаточные возможности банковской системы для кредитования по сравнению с потребностями сектора экономики;

отсутствие механизма взыскания долгов. В результате кредиты либо погашаются с большим опозданием (просроченные кредиты), либо вообще не возвращаются заемщиками;

низкий эффективный спрос на инвестиции со стороны реального сектора экономики, обусловленный большой долей низкорентабельных и убыточных предприятий;

отсутствие прозрачности финансовой деятельности заемщика и механизмов залогового обеспечения;

многие банки имеют свой ограниченный круг кредитуемых предприятий (ФПГ, холдинги и др.), которые в случае выдачи кредитов предприятиям «со стороны» предоставляют ссуды обычно на невыгодных для заемщика условиях, а своим - на льготных условиях;

высокий уровень процентных ставок, значительно превышающий темпы инфляции при низкой рентабельности производства;

высокий кредитный риск банковского кредитования инвестиций при ограниченности финансовых возможностей коммерческих банков и нестабильной экономической ситуацией.

Следует отметить, что в странах с рыночной экономикой риски - необходимые атрибуты банковской деятельности. Известный американский специалист Джозеф Ф. Синки отмечает: «В основе финансового управления банком - способность управлять балансовыми и внебалансовыми портфельными рисками. Сейчас более чем когда-либо банковская деятельность - это управление риском».

Банковское кредитование для производителей экономически оправдано лишь в том случае, если их рентабельность реализации продукции выше, чем стоимость заемных средств. При ставке рефинансирования в 25%, банки кредитуют под 30 и больше процентов. Сравнение этой ставки с уровнем рентабельности отраслей показывает, что в настоящее время банковским кредитом могут воспользоваться лишь предприятия газодобывающих и нефтеперерабатывающих отраслей, да некоторые высокорентабельные предприятия черной и цветной металлургии. Для всех остальных отраслей доступ к банковским кредитам, за небольшим исключением, практически закрыт.

В результате, несмотря на то, что кредитование для коммерческих банков традиционно является более высокодоходным видом деятельности, чем расчетно-кассовое обслуживание, большинство российских банков предпочитает ограничить свои взаимоотношения хотя и менее прибыльными, но в то же врем менее рисковыми расчетными операциями.

Главной особенностью посткризисного развития банковской системы стал неожиданно динамичный рост остатков средств на корреспондентских счетах коммерческих банков. Оснований для эйфории нет. Этот рост вновь достигнут во многом за счет эффекта пирамид; прежние обязательства обслуживаются за счет прироста новых ресурсов с финансового рынка. Избыточные ресурсы банков не работают на экономику.

Риски, высокая цена кредитования, узкий круг потенциальных заемщиков, неумение и слабая доходность работы на кредитном рынке - все это тормозит со стороны банков приток инвестиций в реальный сектор.

Однако, по мере восстановления и укрепления банковской системы, улучшения экономического положения и стабилизации политической ситуации в стране положение в кредитовании реального сектора медленно, но верно меняется в лучшую сторону. Если после кризиса 2008 г. банки практически полностью прекратили кредитование реального сектора, то, начиная с середины 2009 г. они стали активизировать свою деятельность в этом направлении. За период с ноября 2008 г. по ноябрь 2009 г. банки (российские и иностранные) осуществляли вложения, примерно, на 3,5 млрд. долл. Причем кредитовались как экспортоориен-ированные отрасли такие как нефтяной комплекс, черная и цветная металлургия, так и отрасли ориентированные на внутренний рынок (телекоммуникации, электроэнергетика, оборонная промышленность и др.).

Особенно велики были вложения в нефтяной комплекс. За рассматриваемый период банковские инвестиции в основной капитал нефтяного комплекса составили 2 млрд. долл. т.е. 57% от общего объема их инвестиций. Это самые крупные вложения по сравнению с другими комплексами (черная и цветная металлургия - 0,7 млрд. долл., телекоммуникации - 0,6 млрд. долл., судостроение- 0,1 млрд. долл.). Из общего объема инвестиций в нефтяной комплекс - ? пришлось на ТНК (см. табл. 1). Из таблицы 1. также хорошо видно, что нефтяные компании финансируют только очень крупные отечественные (Сбербанк) и зарубежные (ЕБРР, Eximbank,) банки, либо группы банков (синдицированные кредиты).

Таблица 1. Инвестиции в основной капитал нефтяного комплекса (ноябрь 2008 г. - ноябрь 2009 г.)

Дата выдачи кредита

Кредитор

Объем кредита млн. дол.

Получатель кредита

Цель кредита

май 2002г.

Сбербанк

78

ТНК

Обустройство нефтяного месторождения

май 2002 г.

ЕБРР

150

ЛУКойл

Текущие расходы на прессинг нефти

август 2002г.

Синдицированный кредит

50

ЮКОС

август 2002 г.

Синдицированный кредит

280

Сибнефть

сентябрь 2002 г.

Komerz-bank

672

ТНК

Увеличение нефтедобычи на Саматлорском месторождении

октябрь2002г

Сбербанк

500

ТНК

-

октябрь2002г

eximbank

278

ТНК

Механизация Рязанского НПЗ

Особенности кредитной политики нефтяных компаний состоят в том, что в отличие от многих российских акционерных обществ в условиях труднодоступности получения масштабных кредитов на российском рынке ссудного капитала этим компаниям удается привлекать средства и с внутреннего и с международного рынков крупные инвестиционные кредиты.

Без сомнения, по мере роста финансовых возможностей банков будут расти и объемы банковских инвестиций в реальный сектор вообще, и, в нефтяной комплекс, в частности. В ближайшем же будущем основными источниками финансирования больших инвестиционных проектов будут оставаться главным образом синдицированные кредиты и кредиты иностранных банков, что и подтверждается статистическими данными табл. 1.

Для расширения деятельности банков в сфере долгосрочного кредитования предприятий наряду с созданием благоприятной макроэкономической среды следует улучшить действующую систему законодательных и нормативных актов в области кредитования.

К числу мер и льгот, которые должны стимулировать предоставление долгосрочных кредитов реальному сектору следует отнести следующие:

использовать консорциальное кредитование - временное добровольное объединение банков и предприятий для реализации крупных целевых программ и проектов на основе общности экономических интересов, равноправия участников, свободы выбора организационной формы объединения и организации отношений на договорной основе, что позволит сгладить основной изъян банковской системы - недостаток совокупного капитала;

усилить работу зародившегося механизма привлечения денежных сбережений населения, прежде всего аккумулируемых в Сбербанке России и финансовых ресурсов субъектов федерации в кредитование. Пока в первую очередь импортозамещающих и технически передовых производств с одновременным использованием системы гарантий и льгот;

снизить фонд обязательных резервов в ЦБ в соответствии с величиной кредитов, размещенных в промышленном секторе;

обеспечить прозрачность и достоверность информации о кредитуемых предприятиях и доступ к ней банков-инвесторов;

ввести льготные ставки налогообложения кредитных организаций в части доходов, полученных от кредитования реального сектора экономики;

в качестве льгот может рассматриваться снижение налога на прибыль коммерческих банков, участвующих в кредитовании независимо от сроков кредита;

дифференцирование нормативов соотношения привлекаемых средств населения и капитала коммерческого банка, установление повышенных нормативов для банков, участвующих в финансировании приоритетных национальных программ;

уменьшение резервных отчислений на возможные потери по льготным ссудам, которые позволят увеличить размеры денежных средств, направляемых на инвестиции в производство.

Благоприятные условия для инвестирования реального производства создаются при сращивании промышленного и банковского капитала, т.е. при создании финансово-промышленных групп (ФПГ). Экономический кризис 2008 г. показал, что именно эти структуры оказались более приспособленными к особенностям рыночных отношений и действию дестабилизирующих явлений в экономике.

Интеграционные процессы по формированию холдингов происходят по двум направлениям, предполагающим вертикальную или горизонтальную консолидацию. В первом случае в основе идеологии создания холдингов - концентрация как сырьевых, так и перерабатывающих производств. Это позволяет получить наибольший доход в результате контроля над всей технологической цепочкой, создающей добавленную стоимость. Данная схема наиболее эффективна в отраслях, где значительно число технологических переделов, в частности, в нефтегазовой.

При горизонтальной консолидации холдинговые структуры, изначально формировавшиеся в пределах одного сектора промышленности, проникают и в смежные отрасли. Так, нефтяные компании, владеющие сырьем для нефтехимии, активно внедряются в химический комплекс.

Недостаточная капитализация российских банков, острый дефицит долгосрочных пассивов и низкое качество инвестиционных проектов значительно снижает возможности кредитования. Еще одним важным фактором, негативно влияющим на увеличение кредитования, является снижение маржи между стоимостью кредитов и депозитов. С учетом инфляции реальные ставки на финансовом рынке очень низки.

Проводившийся специалистами анализ отечественной банковской системы позволил выделить пять групп банков относительно однородных по преобладающему характеру кредитных операций и «модели поведения». Банки, обслуживающие нефтяной сектор экономики, можно охарактеризовать как «расчетные банки», деятельность которых ориентирована на проведения расчетно-кассового обслуживания клиентов, в преобладающей части учредителей данного банка. В основном это банки отраслевой группы (банковской финансово-промышленной группы, холдинга) или вообще одного клиента (крупного акционерного общества). Банки такого типа, по существу, являются «кэптив-ными» банками, в активах данной группы банков наибольший удельный вес (40-50%) занимают остатки на корреспондентском счете в Центральном Банке России и в иностранных банках. В пассивах преобладают остатки на расчетных счетах клиентов (50-70%). Обычно такие банки не имеют инвестиционных портфелей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты