Использование собственных и привлеченных денежных средств финансирования инвестиций в развитие предприятий ТЭК России
p align="left">С определенными оговорками к банкам, связанным с нефтяным сектором, можно отнести и «кредитные банки». Для данной группы банков характерно преобладание в активах кредитов корпоративным заемщикам (60-70%), а в пассивах - средства клиентов (60-80%) и собственные средства. К этой группе относятся: Банк «Возрождение», «Уралсиб», Балтийский банк.
В последние годы ФПГ и холдинги сокращают свою банковскую деятельность и централизуют финансовые потоки, примером является НК «ЛУКОЙЛ». За 10 лет существования НК «ЛУКОЙЛ» сам холдинг и его дочерние структуры участвовали в большом количестве банков. С 2002 года НК «ЛУКОЙЛ» проводит политику по выводу из своих активов основной части банков, входящих в холдинг, и укрупнение оставшихся. В 1998 году Когалым-нефтебанк и банк «Лангепас» были присоединены к банку «Петрокоммерц». В конце 2008 года НК «ЛУКОЙЛ» дополнительно внес в уставный капитал этого банка более 100 млн. долл., таким образом доведя долю своего участия в капитале банка до 90%. Ранее банк «Петрокоммерц» приобрел «Ухтабанк», который обслуживал «КомиТЭК», вошедший в состав НК «ЛУКОЙЛ».
Таким образом, банк «Петрокоммерц» стал «опорным» банком крупнейшего российского нефтяного холдинга. Менеджмент холдинга считает, что функционирование в его составе одного банка, имеющего региональное представительство, более эффективно. По состоянию на конец 2008 года из всех банковских активов у НК «ЛУКОЙЛ», кроме банка «Петрокоммерц», осталась лишь 17% в «Собибанке».
Из-за того, что банковская деятельность и вложения в финансовые инструменты перестали обеспечивать достаточно высокой доходности, возникло стремление к диверсификации в реальный сектор, усиление контроля за предприятиями, перевод их счетов в подконтрольные банки, что обеспечивает недорогую депозитную базу, снижение рисков по кредитам, инвестирование, участие в прибыли. Банк, как основной оператор ФПГ, привлекает в свои активы значительные дополнительные средства, и это потенциально приводит не только к росту активов, но и их надежности, так как их расходование будет осуществляться под контролем самого банка. В 2009-2008 гг. часть банков стала ориентироваться на долгосрочную работу в области производства. Другая часть -вынуждена позаботиться о повышении стоимости приобретенных ими акций предприятий для последующей продажи.
В целом в деятельности банковских объединений в области промышленного производства, в том числе, нефтяного, можно выделить следующие основные направления деятельности:
стратегическое (связанное с диверсификацией вложений);
инвестиционно-банковское привлечение финансовых ресурсов для расширения производства и осуществления слияний и поглощений;
реструктуризация отдельных компаний и осуществление последовательной деятельности по продаже их структурных подразделений (включая составляющие непрофильного бизнеса);
выработка и осуществление эффективной защиты клиента банка от поглощений.
Превалирование того или иного из названных видов деятельности зависит не только от целей бизнеса ФПГ или холдинга, но и от стабильности отечественной экономики и успехов в укреплении банковской системы.
Еще одной мерой институционального характера, которая, по нашему мнению, увеличит инвестиционные возможности банков, должно быть осуществление мероприятий по концентрации и централизации банковского капитала, для того, чтобы реализовать прямую зависимость между размерами собственного капитала банка и возможностями кредитования.
В условиях все более обостряющейся проблемы финансовых ресурсов на первый план выдвигается задача выбора приоритетных направлений для наиболее эффективного вложения средств. Этому должен предшествовать анализ привлекательности предприятий и отраслей с точки зрения инвестирования и, соответственно, кредитования.
Общеизвестно, что инвестировать (кредитовать) хорошо работающее предприятие в развивающей отрасли менее рискованно, чем предприятие с таким же финансовыми показателями в отрасли стагнирующей. В Западных странах информация, характеризующая состояние отраслей, содержится в специальных сборниках, выпускаемых различными рейтинговыми агентствами (например, Dun and Bradstreet, Industry Norms and Business Rations). В России на сегодняшний день такая информация только формируется, чем, в определенной степени, можно объяснить низкий уровень банковского кредитования реальной экономики.
1.3 Анализ возможностей новых методов финансирования предприятий ТЭК
Поддержание и расширение энергетической базы в любой стране являются весьма дорогостоящим делом. Это обусловлено необходимостью привлекать огромные средства для организации крупномасштабных поисковых работ, связанных с риском добычи и переработки нефти и газа, строительства электростанций и угольных карьеров, сооружения нефтегазопроводов, грузовых терминалов и линий электропередач; с развитием огромной обслуживающей инфраструктуры и финансированием смежных отраслей по обеспечению ТЭК достаточным количеством металлопроката, труб, цемента, машин, оборудования, средств транспорта и пр.
При финансировании предприятий ТЭК речь идет о гигантских затратах, размеры которых исчисляются десятками миллиардов долларов. Так, освоение только одного месторождения нефти типа «Сахалин-1» требует 15 млрд долларов, капиталовложения на претворение в жизнь шести проектов разработки «тяжелой» нефти в бассейне реки Ориноко (Венесуэла) оцениваются в 17 млрд. Средства, затраченные на строительство в 1981-1985 гг. шести газопроводов, соединивших Западную Сибирь с европейской частью России, превысили затраты на создание таких крупнейших объектов, как БАМ, ВАЗ, КАМАЗ и Атоммаш, вместе взятых.
Осуществление таких огромных затрат выходит за пределы возможностей бюджетного финансирования. Недостаточными оказываются и возможности местного промышленного и банковского капитала. Таким образом, в условиях дефицита средств, мобилизуемых из местных источников, страны, встающие на путь осуществления крупных энергетических проектов, особенно в нефтяном и газовом секторе, обычно прибегают к внешним заимствованиям и привлечению прямых и портфельных инвестиций из-за границы. Это является общепринятой практикой не только для развивающихся государств, стран с переходной экономикой, но и для ведущих промышленно развитых держав.
Рассмотрим современную практику использования лизинга, как нового метода финансирования предприятия топливно-энергетического комплекса на примере работы компании АО «Лизингстроймаш».
Акционерное общество «Лизингстроймаш» было создано в 1991 г. на базе структурного подразделения (Главнефтегазстроймеханизация) Миннефтегазстроя СССР для реализации крупных проектов в области строительства объектов нефтегазовой отрасли. Основными акционерами общества стали такие предприятия, как ОАО «Востокнефтепроводстрой», ООО «Внештрубопроводстрой», ЗАО «Транснефтегазстрой», ГП трест «Мосгазпроводстрой», Учебный комбинат Минэнерго России.
Организационная структура акционерного общества, базирующаяся на многолетнем опыте работы, позволила успешно справиться со многими заданиями, в частности, по обустройству газовых месторождений Ямала и Ямбурга, нефтяных месторождений Западной Сибири и Башкортостана, реконструкции Московской кольцевой автомобильной дороги, началу освоения Сибайского медноникелевого месторождения, по строительству газопровода в Республике Македония.
На протяжении ряда лет акционерное общество успешно сотрудничает с такими ведущими компаниями топливно-энергетического комплекса России, как ОАО «Газпром», ОАО «ЛУКОЙЛ», ОАО «Росуголь», ОАО «Роснефтегазстрой» и другими.
Основу производственного потенциала акционерного общества составляют четыре филиала. Они объединяют двенадцать региональных участков и способны решать любые задачи по возведению объектов ТЭК, а также общегражданского назначения.
Структура управления компанией имеет матричное построение, объединяет линейно-функциональные и дивизионные организационные составляющие.
Руководство «Лизингстроймаша» не без колебаний приняло решение участвовать в работах по проекту Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) в качестве непосредственного исполнителя строительных работ. Дело в том, что к тому времени основным видом деятельности компании считался оперативный (операционный) лизинг современной строительной техники (более 200 машин зарубежного производства и около 550 - отечественного) предприятиям бывшего Миннефтегазстроя СССР для выполнения земляных работ, ее техническое обслуживание и ремонт, а также доставка к месту эксплуатации.
Надо признать, что к концу 80-х годов предприятия отрасли выполняли значительные объемы строительно-монтажных работ, имея для этого солидный парк специальных машин и оборудования. Однако все это было разбросано по многочисленным объектам, жестко закреплено за предприятиями и часто простаивало вследствие неудовлетворительного планирования работ. Кроме того, к 1991 г., моменту создания «Лизингстроймаша», большая часть этого парка практически выработала свой ресурс. К тому времени также значительно снизились инвестиции в строительство объектов нефтегазового сектора и, как следствие, сократились объемы работ. Предприятиям стало невыгодно держать у себя «лишнюю» для них технику, и они стали от нее освобождаться.
Спасение было найдено благодаря оперативному лизингу. Внедрение этой формы инвестирования в практику дорожного и нефтегазового строительства позволило с минимальными затратами обновить парк машин, а также добиться за счет создания гибкой системы их передачи от одного заказчика к другому сокращения до минимума вынужденного простоя техники. Центр тяжести организационных усилий «Лизингстроймаша» за последние три-четыре года переместился со строительных площадок третьего московского автотранспортного кольца на объекты КТК и топливно-энергетического комплекса Западной Сибири. Завтра он будет смещаться в сторону Казахстана, Сахалина и Балтики, то есть туда, где будут возведены мощные системы транспортировки нефти.
Концентрация строительных машин и оборудования в одних руках и их использование там, где они нужнее в данный момент, резко сокращают потребность в увеличении их парка, повышают фондоотдачу уже имеющейся техники, позволяют рациональнее использовать собственные и заемные денежные средства. Вместе с тем, лизингополучателю по его желанию предоставляется также весь комплекс услуг по эксплуатации и техническому обслуживанию оборудования.
Проанализируем причины, почему исследуемое нами акционерное общество не сразу решилось участвовать в проекте КТК. Во-первых, сыграла свою негативную роль определенная инерция мышления, хотя оперативным лизингом компания занималась уже почти девять лет. Лизинг для компании был как бы «наезженной колеей», но никто не мог гарантировать, что при переходе на новое поле деятельности не возникнут совершенно неожиданные проблемы.
Во-вторых, при лизинге строительной техники рентабельность не очень высока, зато минимум ответственности: руководство компании не отвечало за качество проводимых с ее помощью работ, но его волновали соблюдение оговоренных в контракте сроков передачи техники в работу, своевременность поступления лизинговых платежей и возврат машин в исправном состоянии.
При строительстве морского терминала под Новороссийском компания вышла на строительно-монтажные работы, где совсем другие степень ответственности и объемы. Однако именно лизинг помог «Лизингстроймашу», достичь того уровня технического оснащения компании, профессиональной подготовки ее кадров, который соответствовал требованиям, предъявляемым заказчиком при строительстве терминала.
Следует иметь в виду, что межгосударственный договор между Россией, Казахстаном и Оманом о создании КТК был подписан в сентябре 1992 г. Реальное же воплощение проекта в жизнь началось в 1996 г., после окончательного согласования состава его участников.
В начале 2007 г. Каспийский трубопроводный консорциум провел тендер на право осуществления строительства по всей трассе нефтепровода. Его выиграл «Лизингстроймаш» совместно с другими организациями-подрядчиками: «Южтрубопроводстроем», «Востокнефтепроводстроем», «Волгограднефтестроем» и т.п.
В принципе, прокладка трубопровода большого диаметра и протяженностью более 700 км не является для России чем-то из ряда вон выходящим. В свое время Миннефтегазстрой СССР ежегодно прокладывал таких трасс более чем на 2000 км. А если учесть, что практически весь коллектив «Лизингстроймаша» ранее работал в структуре этого министерства, то новое задание не было непреодолимым препятствием для участия нашего акционерного общества в данном проекте. Другое дело, что для лизинговой компании он стал первым серьезным испытанием по проведению субподрядных работ при строительстве такого масштаба.
В соответствии с подписанным контрактом «Лизингстроймашу» поручались разработка, транспортировка и укладка земли общим объемом более чем 2 млн м3. Положение осложнялось тем, что в рамках данной договоренности эти земляные работы осуществлялись на участках, рельеф и грунт которых существенно отличались друг от друга.
Учитывая сложные условия горной местности, где планировалось построить резервуарные и береговые сооружения нефтяного терминала, специфику работ на участке прокладки трассы будущего трубопровода, а также высокие требования по качеству и срокам исполнения, инженеры компании весьма серьезно отнеслись к техническому и технологическому обеспечению. И сразу же споткнулись на следующем моменте: если в точности исполнять ту технологию, которая была проработана в контракте, то в этом случае необходимо было бы закупить и поставить более десяти дробильных комплексов. В течение шести месяцев необходимо было вынуть и раздробить более 2 млн м3 скального грунта, произвести его рыхление и разработку, после этого доставить этот грунт на дробильные установки, произвести дробление, затем вывезти щебень на площадку и произвести уплотнение с коэффициентом 0,95.
Однако после анализа условий выполнения намеченных по контракту работ выяснилось: предложенные в нем технологии не позволяют уложиться в установленные сроки, а значит - неизбежны серьезные убытки. Спасительный выход был найден путем применения оригинального метода - рыхления грунта методом взрывов с одновременным дроблением скальных пород.
В верхний слой грунта в шахматном порядке закладывались заряды, которые с некоторой задержкой подрывались вслед за основным, глубинным зарядом. Технология была разработана совместными усилиями сотрудников «Лизингстроймаша» и специалистов генерального подрядчика - компании «Старстрой» - и затем осуществлена первым. При этом стоимость буровзрывных работ хотя и несколько возросла, зато сократился до 10-15% от общей массы выход так называемых негабаритов. Одновременно были применены тяжелые катки весом до 20 т. Это позволило резко повысить качество уплотнения грунта и в итоге дало выигрыш во времени и по себестоимости работ.
При обратной засыпке трубопровода в траншее необходимо было обеспечивать жесткость закрепления трубы в определенном положении, исключая при этом механические повреждения ее поверхности. Заложенная в проекте технология позволяла это делать, но при этом предусматривался большой расход песка, что требовало существенных расходов на его транспортировку и сортировку. Применив метод «внутренней опалубки», наши специалисты создали «конструкцию» из песка и щебня, которая, соответствуя условиям контракта, в то же время являлась надежной защитой трубы от воздействия скальных пород, экономия же песка составила 30% от запланированной массы.
Прежде чем начать работы на трассе КТК, нужно было возвести массу объектов инфраструктуры: подсобные помещения, временные дороги, административные здания. Все это было сделано заранее и на высоком качественном уровне. Конечно, «Лизингстроймаш» не покрывал дороги дорогостоящим асфальтобетоном, но чем хорош мергель (скальная порода, преобладающая на терминале КТК), так это тем, что после определенной обработки и укатки покрытие получается жестким и достаточно надежно выдерживает прохождение нескольких сотен тяжелых самосвалов в день.
Выше уже говорилось о парке машин и строительных механизмов «Лизингстроймаша» (более 750 единиц), из которых примерно половина - бульдозеры, экскаваторы, грейдеры, катки и пр. С точки зрения лизинговой компании, качественный и количественный состав этого автопарка можно считать оптимальным для обеспечения потребностей в технике заказчиков-лизингополучателей.
Однако практика работы в роли строительного подрядчика на КТК показала: каждый проект такого рода требует дополнительных маркетинговых исследований и более тщательной технической подготовки. Например, еще на начальной стадии «Лизингстроймаш», был вынуждены констатировать: своими силами не удастся справиться с заложенными в проекте объемами грузоперевозок. И хотя с помощью разработанных компанией новых технологий удалось сократить их количество, но все равно в день приходилось перемещать до 20 тыс. т грунта на расстояние до 5 км. Поэтому к выполнению этой стадии проекта были привлечены субподрядчики: «Лукова-Руссия», «Автомобилист», «Кубань-сервис», а также другие местные предприятия.
Для себя руководстов компанией сделало один важный вывод: парк большегрузных машин в «Лизингстроймаше» должен быть увеличен, и под него необходимо создать соответствующую техническую и сервисную базу. Цель всего этого одна - примерно 50% грузоперевозок в будущих проектах наша компания должна обеспечивать самостоятельно. Известно, что современная техника позволяет решать несколько задач лишь простой сменой навесного оборудования. Например, с помощью всего шести его основных видов - ковша, ковша-рыхлителя, гидромолота, лесоповального, грейферного и бурового оборудования - обыкновенный экскаватор может осуществлять целый ряд различных операций. Специальное же оборудование позволяет использовать его уже и на монтажных работах, в частности, для укладки труб, подъема строительных грузов и т.п.
Расширение номенклатуры технического парка, повышение его функциональных возможностей требуют все большей универсальности не только от обслуживающего персонала, но и от работающих на этой технике операторов. И вопрос этот не праздный. Конечно, можно было бы пойти по пути наименьшего сопротивления - сократить саму номенклатуру или максимально унифицировать используемое оборудование. Однако подобный «выход» сразу же оказался бы в противоречии с предъявляемыми сегодня заказчиком требованиями. А зачастую главное из них - сдача объекта под ключ; это, в свою очередь, предусматривает весь комплекс строительных работ, начиная от вертикальной планировки и разработки грунта до возведения отдельных элементов инфраструктуры и их обустройства. Естественно, помимо наличия парка современной строительной техники, необходимы соответствующий ему набор специалистов, их постоянное обучение и, по возможности, обеспечение максимальной взаимозаменяемости.
Выше уже отмечалось, что большинство специалистов «Лизингстроймаша» пришли из структур Миннефтегазстроя СССР. Сегодня их опыт и умение работать напряженно и эффективно снова востребованы, и для нас очень важно в связи с этим не только сохранить кадровый потенциал, но и искать для работников соответствующие мотивации для повышения производительности труда в интересах «Лизингстроймаша» и топливно-энергетического комплекса в целом.
Развитие российского топливно-энергетического комплекса протекает под действием следующих основных факторов: конъюнктуры мирового рынка нефти, государственной политики в отношении ТЭК (в том числе - на региональном уровне), расстановки сил внутри отраслей и конкурентной борьбы между компаниями. Влияние еще одного фактора - внутрироссийского рынка энергоносителей - на реальную ситуацию пока невелико из-за отсутствия на нем сильных, платежеспособных, самостоятельных субъектов, способных серьезно корректировать ситуацию. По мере выхода экономики из кризиса, оживления производства роль этого фактора будет постепенно возрастать.
Рост мировых цен на нефть, еще более усилившийся в период снежной, холодной зимы в Западной Европе и Северной Америке, сослужил хорошую службу российским нефтяным компаниям, и в первую очередь, крупнейшим. Еще недавно с трудом сводившие концы с концами, закрывавшие промыслы, к началу 2007 г. они избавились от пугающего призрака «СИДАНКизации», то есть постепенного развала холдингов и, напротив, стали все больше задумываться над вложениями капитала, новыми проектами и приобретением дополнительных активов. Долго ли будет действовать подобная тенденция, покажет время, а пока лидеры нефтяного бизнеса явно оживились.
В последние годы развитие форфейтинговых услуг с участием предприятий отрасли ТЭК шло по следующим основным направлениям.
1. Вторичный рынок и инвестиции в форфейтинговые активы
Покупая активы, форфейтер совершает инвестирование. Возможно, он вовсе не желает держать свои средства в подобной форме в течение длительного времени, а наоборот, стремится к перепродаже инвестиции другому лицу, также становящемуся форфейтером. На основе этой последующей перепродажи долгов возникает вторичный форфейтинговый рынок.
Форфейтер может перепродать часть активов, находящихся в его собственности, поскольку природа сделки позволяет дробить долг на любое количество частей, на каждую из которых оформляется вексель со своим сроком погашения. Один или несколько из этих векселей могут быть проданы.
Не следует думать, что первичный и вторичный форфейтинговые рынки сильно разграничены. На самом деле одни форфейтеры, оперируя на вторичном рынке, остаются держателями определенного портфеля форфейтинговых ценных бумаг, а другие, мало связанные с первичным рынком, могут быть активными трейдерами на вторичном. На обоих рынках действуют, как правило, юридические лица. Вложения в форфейтинговые активы частными лицами встречаются довольно редко, поскольку далеко не каждым инвестор обладает солидным портфелем, позволяющим нести сопутствующие сделкам этого рода политические и экономические риски.
Зачастую непосредственной передачи форфейтинговых бумаг новому владельцу не происходит. Он знает стоимость бумаг, сроки их обращения, знает гаранта, но не первоначального эмитента. В этом случае предыдущий владелец по истечении срока действия ценных бумаг собирает платежи и переводит их новому владельцу. Чем же объясняется подобная секретность на вторичном форфейтинговом рынке?
Прежде всего, соображениями конфиденциальности. Экспортер заинтересован в неразглашении информации о способах финансирования его сделок и не хочет, чтобы покупатель (или какие-либо третьи лица) знал о его финансовых нуждах и используемом механизме финансирования его сделок. Любая продажа форфейтинговых бумаг предполагает риск невольного расширения круга деловых взаимоотношений, что затрудняет контроль со стороны экспортера. Во избежание этого последний стремится установить определенные ограничения в контракте, которые мешали бы свободному обращению форфейтинговых бумаг.
Несмотря на все трудности, вторичный форфейтинговый рынок с участием предприятий ТЭК в последние годы процветает. Объяснить это можно следующими обстоятельствами.
Первичный держатель ценных бумаг может, к примеру, обнаружить, что покупка какой-либо новой бумаги приведет к превышению лимита кредитования, установленного им для данной страны. Даже если доход по этим бумагам очень привлекателен, он вынужден будет отказаться от сделки, если не уполномочен превышать данный лимит. Решением проблемы может быть перепродажа либо уже имеющихся в портфеле бумаг предприятия ТЭК, либо тех, которые предложены в данный момент. То же самое происходит при превышении установленных им лимитов кредитования какого-либо определенного эмитента. Первичный держатель может быть привлечен на вторичный рынок просто потому, что процентные ставки упали, и он может купить на данном рынке бумаги с большим дисконтом, чем при покупке тех же бумаг на первичном рынке.
Есть и другие причины, заставляющие первичного держателя участвовать в торговле на вторичном рынке. К примеру, он хочет обеспечить более высокую ликвидность своего портфеля в ожидании изменения процентных ставок или воспользоваться большей доходностью или более низким уровнем риска определенных бумаг и поэтому приобретает их на вторичном рынке. Или еще проще: на рынке может появиться покупатель, предлагающий выгодную цену (это может произойти, если покупатель предвидит возможный рост процентных ставок в будущем и готов приобрести данные бумаги с более низким дисконтом, чем при первичной их продаже).
Итак, для форфейтера вторичный рынок обладает следующими привлекательными чертами:
доход по форфейтинговым бумагам обычно выше того, который можно получить по другим ценным бумагам (при одинаковом уровне риска, одинаковых сроках и валюте);
любой инвестор заинтересован в том, чтобы снизить риски, а гарантии по форфейтинговым бумагам или аваль первоклассных банков - самое лучшее обеспечение платежа.
Несмотря на всю привлекательность инвестиций в форфейтинговые бумаги, объемы таких операций и количество форфейтеров пока еще невелики. Форфейтинговый рынок не развился пока до размеров брокерского рынка. Многие форфейтеры, особенно торгующие на первичном рынке, считают, что подобное развитие могло бы испугать многих экспортеров и их банки, так как приведет к потере контроля над выпущенными на рынок ценными бумагами.
Другим важным направлением развития форфейтингового рынка стало объединение покупателей в синдикаты. Эта тенденция соответствует процессу объединения банков как кредиторов. Сам процесс объединения происходит на основе взаимной договоренности форфейтеров о том, какую часть форфейтинговых бумаг приобретет каждый из них. Обычно разные бумаги покупаются разными форфейтерами. Но если суммы очень велики, то даже отдельные бумаги могут быть разделены между форфейтерами при помощи договора участия. Правда, этот способ усложняет обращение бумаг, что в свою очередь снижает потенциальную возможность их попадания на вторичный рынок. Кроме того, до сих пор не до конца определен юридический статус подобных соглашений. Поэтому на практике они используются редко.
Существует и другой способ. Если экспортер готов им воспользоваться, ему придется значительно увеличить количество документов, каждый из которых теперь составляется на меньшую сумму с помощью изменения сроков (например, привычные 6 месяцев можно разбить на 2 интервала по 3 месяца и т.д.). Этот способ предпочтителен тем, что не предусматривает составления договора участия между держателями бумаг.
Важно отметить принципиальное различие между форфейтером - участником синдиката и покупателем на вторичном рынке. Участник синдиката является покупателем на первичном рынке и в его обязанности входит проверка законности и правильности оформления всех приобретенных им ценных бумаг, а также гарантий и аваля, прилагаемых к бумагам. Покупатель на вторичном рынке не имеет подобных обязанностей.
Важным направлением развития форфейтингового рынка с участием предприятий ТЭК является расширение финансирования, предполагающего расчет дисконта на основе плавающей процентной ставки. Подобная практика объясняется ростом непостоянства процентных ставок и отражает нежелание многих банков заключать сделки по фиксированным ставкам.
С точки же зрения экспортера любая продажа на основе плавающей ставки процента ухудшает возможности получения максимума денежных средств. Дело в том, что первичный форфейтер продает на вторичном рынке бумаги с дисконтом, базирующимся на превалирующей процентной ставке, причем продажа осуществляется с условием окончательного финансового урегулирования на определенную дату и с учетом последующего движения процентных ставок. Фактически до истечения срока векселя таких дат может быть несколько. Таким образом, соглашение подразумевает высокую степень риска и может вести к возникновению непредсказуемых обязательств, что, конечно, является поводом для беспокойства не только форфейтера, но и его аудиторов.
Любая оценка размеров форфейтингового рынка - не более чем догадка. Рынок этот значительно вырос за последние годы, но все еще остается небольшой частью рынка среднесрочных финансовых ресурсов. Причины, приведшие к его возникновению и росту, будут действовать и в обозримом будущем, однако существуют определенные ограничения для доступа на него новых форфейтеров. Ограничения эти следующие.
Поскольку речь идет о среднесрочном (в западном понимании) финансировании, банкам зачастую трудно согласовать даты погашения форфейтируемых активов с датами погашения собственных займов. Таким образом, остается достаточно высокий риск в случае изменения процентных ставок, что существенно сдерживает активность участников данного рынка.
При проведении операций форфейтинга используется специальная техника, требующая весьма квалифицированного обслуживания. Специалистов в этой области очень мало, а их подготовка требует длительного времени.
Банки мало занимаются исследованием и формированием форфейтингового рынка.
Глава 2. Теоретический обзор методов финансирования, используемых предприятиями ТЭК
2.1 Концептуальные основы лизинга как разновидности метода финансирования предприятий
Термин «лизинг» происходит от английского глагола «to lease» и означает «сдавать и брать имущество внаем». Адекватные понятия имеются: в немецком языке - mitvertrag Kredit, в испанском - arrendamiento financiero, в итальянском - credito arren-damiento, но во многих странах английский термин «leasing» используется чаще, чем его эквивалент на языке страны.
Относительно экономической сущности лизинга пока еще нет единого мнения экономистов. Содержание и роль его в теории и практике трактуется по-разному. Одни рассматривают лизинг как своеобразный способ кредитования предпринимательской деятельности, другие полностью отождествляют его с долгосрочной арендой или с одной из ее форм, которая в свою очередь сводится к наемным или подрядным отношениям, третьи считают лизинг завуалированным способом купли-продажи средств производства или права пользования с чужим имуществом, четвертые интерпретируют как действия за чужой счет, то есть управление чужим имуществом по поручению доверителя.
«Лизинг в самом широком толковании представляет собой комплекс имущественных и экономических отношений, возникающих в связи с приобретением в собственность имущества и последующей передачей его во временное пользование за определенную плату». На наш взгляд более четко характеризует лизинговые отношения следующее определение: «Лизинг- это особый вид предпринимательской деятельности, включающей три формы организационно-экономических отношении: арендные, кредитные и торговые, содержание каждого из которых в отдельности полностью не исчерпывает сущности таких специфических имущественно-финансовых операций».
Считается общепризнанным, что лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, но в деловом обороте он имеет более широкую, сложную тройственную основу и содержит в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимно проникают друг в друга, образуя новую организационно-правовую форму бизнеса. В нем реализуется комплекс имущественных отношений, связанных с передачей средств производства во временное пользование путем их купли и последующей сдачи в аренду.
Лизинг относится к предпринимательской деятельности более высокого уровня по сравнению с арендной, банковской или коммерческой (торговой), так как он предполагает и требует широкого диапазона знаний и финансового бизнеса, положения в производстве на рынках оборудования и недвижимости, а также изменяющихся клиентов и их особенностей аренды.
Классическая лизинговая операция осуществляется с участием трех сторон: лизингодателя, лизингополучателя и продавца (поставщика) имущества. Схема самой операции выглядит следующим образом. Будущий лизингополучатель нуждается в определенном имуществе, для приобретения которого у него нет свободных денежных средств. Он обращается в лизинговую компанию, которая располагает достаточными финансовыми ресурсами, с предложением о заключении договора лизинга. По условиям этого договора лизингополучатель выбирает продавца необходимого ему имущества, а лизингодатель приобретает это имущество и передает его как свою собственность во временное пользование лизингополучателю, который выплачивавет лизингодателю установленные лизинговые платежи. По окончании срока договора имущество либо возвращается лизингодателю, либо переходит в собственность лизингополучателя (рис.1).
Число участников операции может сократиться до двух, если лизингодатель либо лизингополучатель одновременно является продавцом имущества. В реализации крупномасштабной и дорогостоящей операции, напротив, может участвовать больше сторон. В этом случае лизингодатель, как правило, привлекает к сделке новых участников, способных обеспечить необходимые объемы финансирования (банки, страховые компании, инвестиционные фонды и т.д.).
Рис.1. Схема лизинговой сделки и финансовых потоков.
С точки зрения имущественных отношений лизинговая сделка состоит из двух взаимосвязанных составляющих: отношений, связанных с куплей-продажей, и отношений, связанных с временным использованием имущества. С позиций обязательственного права эти отношения реализуются с помощью двух видов договоров: договора купли-продажи и договора лизинга.
В том случае, если в договоре лизинга предусмотрена продажа имущества по окончании срока договора, то отношения по временному использованию имущества вновь трансформируются в отношения купли-продажи. Только теперь они возникают между лизингодателем и бывшим лизингополучателем, в чью собственность переходит имущество.
Важно отметить, что все элементы лизингового процесса тесно связаны между собой. Отношения по временному использованию имущества, регулируемые договором лизинга, возникают только после реализации договора купли-продажи. Получается, что только исполнив один договор, можно перейти к реализации следующего. Вместе с тем очевидно, что отношения по передаче имущества во временное пользование играют здесь определяющую роль, а отношения по купле-продаже имущества имеют подчиненное значение.
Так же тесно взаимодействуют между собой все участники лизингового процесса. На первом этапе поставщик имущества и лизингодатель, заключая договор купли-продажи, выступают как продавец и покупатель. При этом лизингополучатель, юридически не являясь стороной договора купли-продажи, активно участвует в сделке, выбирая необходимое ему имущество и конкретного поставщика. Все технические вопросы реализации договора купли-продажи (комплектность, сроки и место поставки, гарантийные обязательства и т.п.) решаются между поставщиком имущества и лизингополучателем. На лизингодателя ложится обеспечение финансовой стороны сделки.
На втором этапе покупатель имущества -лизингодатель сдает его по договору лизинга во временное пользование лизингополучателю. Однако поставщик имущества остается реальным участником сделки. Несмотря на то, что юридически договор купли-продажи связывает его только с лизингодателем, он несет ответственность за качество поставляемого имущества непосредственно перед лизингополучателем.
Экономическая сторона лизинговой операции выглядит следующим образом. Имущество, передаваемое в лизинг, является собственностью лизингодателя. Он становится собственником имущества, приобретая его у продавца за полную стоимость по договору купли-продажи. Лизингополучатель по договору лизинга получает право на владение и пользование имуществом в течение определенного времени. За это право лизингополучатель выплачивает лизингодателю установленную договором сумму в виде лизинговых платежей, которые включают полную или частичную компенсацию стоимости имущества, а также плату за саму лизинговую услугу и другие дополнительные услуги лизингодателя.
«Затраты лизингодателя по сделке (Здат) могут быть выражены равенством:
3дат = СИ + ПК + ДУ+ДРс + ДРн (1),
где СИ - стоимость имущества, передаваемого в лизинг; ПК - проценты за кредит, если для приобретения имущества были привлечены заемные средства; ДУ- стоимость дополнительных услуг; ДРс - другие расходы, связанные с данной сделкой (по страхованию имущества, валютных рисков, уплате налогов и т.д.); ДРн - другие расходы, не связанные с данной сделкой (на содержание помещений, оплату персонала и т.д.).
Затраты лизингополучателя по сделке (3пол), т.е. сумма причитающихся к выплате лизинговых платежей, выражаются следующим равенством:
Зпол = К*СИ + ПК + ДУ + ДРс+ КВ (2),
где К- коэффициент, учитывающий величину амортизации имущества в течение срока действия договора лизинга; KB- комиссионное вознаграждение лизингодателя за собственно лизинговую услугу».
Сопоставление двух равенств показывает, что затраты лизингодателя на приобретение имущества могут не полностью компенсироваться лизинговыми платежами. Степень компенсации затрат.зависит от соотношения между периодом действия договора и сроком амортизации имущества. Если срок амортизации превышает период действия договора, то имущество по окончании договора, как правило, остается в собственности лизингодателя, но учитывается уже по остаточной стоимости.
Для лизингодателя комиссионное вознаграждение является источником не только покрытия затрат, не связанных с данной конкретной сделкой, но и образования прибыли. Поэтому его основной интерес заключается в предоставлении собственно лизинговой услуги; именно здесь он видит свою экономическую выгоду. Что касается лизингополучателя, то ему необходимо соизмерять свои затраты по лизинговой сделке с той вероятной прибылью, которую он получит при использовании имущества, а это требует более сложных и тщательных расчетов.
Следует отметить, что договор лизинга может также предусматривать право лизингополучателя на выкуп используемого имущества, причем как по окончании договора, так и в течение срока его действия. Выкупная цена устанавливается либо в самом договоре, либо в специальном соглашении сторон. Имущество может выкупаться как по остаточной стоимости, так и по рыночной, так называемой красной цене на такое же или аналогичное имущество.
В топливно-энергетическом комплексе России находят применение самые разнообразные виды лизинга. Их классификация может осуществляться по целому ряду признаков.
Срок использования лизингового имущества служит одним из критериев для разграничения финансового и оперативного лизинга, которые особенно распространены в современной деловой практике.
Финансовый лизинг (finance leasing) отличается наиболее продолжительными сроками использования лизингового имущества, которые могут составлять 10 лет и более. Срок, на который имущество передаётся во временное пользование, как правило, совпадает с его нормативным сроком службы и периодом полной амортизации. За время действия договора лизингодатель целиком окупает свои затраты на приобретение имущества. Поэтому именно для финансового лизинга характерно предоставление лизингополучателю права на выкуп имущества в собственность по его остаточной стоимости по окончании срока действия договора лизинга.
При оперативном лизинге (operative leasing) имущество предоставляется в пользование на период, который намного меньше его нормативного срока службы (сезонное, разовое, целевое использование имущества). Поэтому предметом этого вида лизинга часто является высокотехнологичное оборудование с высокими темпами морального старения. Отличительными чертами оперативного лизинга являются частичная амортизация лизингового имущества и соответственно неполная окупаемость затрат на его приобретение в течение срока действия одного договора. Таким образом, лизингодатель вынужден многократно предоставлять имущество во временное пользование различным лизингополучателям. В результате существенно возрастает риск того, что лизингодатель не сумеет возместить все свои затраты на приобретение имущества, поскольку со временем спрос на него может сократиться. По этой причине размеры лизинговых платежей при оперативном лизинге гораздо выше, чем при финансовом лизинге. Оперативный лизинг широко используется в транспорте, сельском хозяйстве и других отраслях.
В зависимости от количества участников сделки различают прямой и косвенный лизинг. Прямой лизинг имеет место в том случае, когда лизингодатель одновременно является поставщиком имущества, а сама сделка носит двусторонний характер. При косвенном лизинге между поставщиком имущества и лизингополучателем стоит один или несколько финансовых посредников. Если посредник один, то это- классичесская трехсторонняя лизинговая сделка. При увеличении числа посредников заключаются сложные многосторонние сделки.
Разновидностью прямого лизинга является возвратный лизинг (sale and leaseback). Его особенность состоит в том, что собственник имущества сначала продает его будущему лизингодателю, а затем сам арендует этот же объект у покупателя, т.е. одно и то же лицо (первоначальный собственник) выступает и в качестве поставщика и в качестве лизингополучателя. В результате лизингодатель как бы дает ссуду под залог имущества, находящегося у продавца. Операции возвратного лизинга позволяют предприятиям временно высвобождать связанный капитал за счет продажи имущества и одновременно продолжать фактически пользоваться им уже на правах аренды. Не исключается возможность последующего выкупа имущества и восстановления права собственности на него первоначального поставщика-пользователя. Этот вид лизинга используется в тех случаях, когда предприятия испытывают финансовые затруднения. Возвратный лизинг успешно используется для выравнивания баланса путем продажи своего движимого и недвижимого имущества не по балансовой, а по обычно опережающей рыночной стоимости. Таким способом предприятие приводит свой баланс в соответствие с рыночной обстановкой, существенно увеличивая финансовый потенциал и одновременно удерживая свою прежнюю собственность в пользовании. Привлечение дополнительных ликвидных средств за счет первой фазы возвратного лизинга обеспечивает фирме доступ к нетрадиционным финансовым источникам. На условиях возвратного лизинга ассоциация «Балтлиз» приобрела у Балтийского морского пароходства сухогрузные судна «Кисловодск» и сразу же предоставила его в аренду пароходства. Договор был подписан на пять лет и предусматривал возмещение за этот период «Балтлизу» пароходством стоимости судна и лизингового процента. Понятно, что по истечении срока лизинговой аренды право собственности на сухогрузное судно перешло Балтийскому пароходству.
Лизинг поставщику отличается от возвратного тем, что поставщик оборудования хотя и выступает в роли продавца и арендатора одновременно, но не является пользователем имущества, которое он обязательно передает в сублизинг третьему лицу.
Одной из наиболее сложных форм косвенного лизинга считается так называемый раздельный лизинг (leverage leasing), или лизинг с использованием дополнительных источников финансирования. Сделки этого типа заключаются, как правило, для реализации дорогостоящих проектов, имеют большое количество участников и отличаются сложностью финансовых потоков.
Особенность раздельного лизинга заключается в том, что лизингодатель, приобретая имущество, оплачивает из своих средств только часть его стоимости. Остальную сумму,обычно до 70-80% стоимости объекта лизинга, он берет в ссуду у одного или нескольких кредиторов. При этом лизингодатель пользуется всеми налоговыми льготами, которые рассчитываются исходя из полной стоимости имущества. Важным моментом являются также условия предоставления ссуды. Заемщик - лизингодатель непосредственно не несет ответственности перед кредиторами за возврат ссуды. Он лишь оформляет в пользу кредиторов залог на переданное в лизинг имущество и уступает им право на получение части лизинговых платежей в счет погашения ссуды. Таким образом, основные финансовые риски по сделке несут кредиторы, а ее обеспечением служат имущество и лизинговые платежи. Надо отметить, что сегодня более 85% всех лизинговых сделок в мире строится на основе раздельного лизинга. В России же левередж лизинг получил наибольшее распространение в силу неразвитости лизингового бизнеса и финансовой слабости лизинговых компаний.