Инвестиции в предприятия малого бизнеса на примере франчайзинга фирмы "Шоколадница"
p align="left">· внутренняя норма рентабельности (IRR);
· индекс прибыльности инвестиций (PI).
Расскажем о каждом из них более подробно по схеме «что» -- «зачем» -- «как».
Cash flow
Наиболее точным российским определением Cash Flow будет «Поток денежных средств».
Важнейшая задача экономического анализа инвестиционных проектов состоит в расчете будущих денежных потоков, возникающих при реализации производственной продукции. Только поступающие денежные потоки могут обеспечить реализацию инвестиционного проекта. Поэтому именно они, а не прибыль, становятся центральным фактором в анализе.
При оценке различных проектов инвесторам приходится суммировать и сопоставлять будущие затраты, поступления капитала и финансовое сальдо на разных интервалах планирования. Перед сопоставлением и сложением указанных потоков капитала их принято приводить в сопоставимый вид (дисконтировать1) на определенную дату (на сегодняшний день, на текущий момент, на настоящее время). В процессе дисконтирования будущую сумму (приток, отток и баланс) делят на две части:
· сегодняшний эквивалент будущей суммы (т.е. Рresent Value);
· начисления на PV за заданное число лет при определенной процентной ставке.
Определение Cash Flow имеет большое значение в оценке эффективности инвестиций, поскольку это базовый критерий, на основе которого рассчитываются другие (например, NPV). С другой стороны, это результирующий показатель с точки зрения бюджетного подхода. Именно поэтому для оценки эффективности инвестиций наиболее часто используется такая разновидность Cash Flow как Net Cash Flow (NCF). Этот показатель характеризует действительное, реальное движение денежных средств за определенный период с точки зрения, как их притока, так и оттока. Другими словами, это чистые собственные средства предприятия, прибыль после выплаты дивидендов плюс амортизационные отчисления. [46]
В бизнес-плане Net Cash Flow рассчитывается следующим образом: Приток (выручка от реализации за период) минус Отток (инвестиционные издержки, операционные затраты и налоги за этот же период). Для получения величины кумулятивного NCF нужно величины NCF за каждый период суммировать нарастающим итогом.
Чистая текущая стоимость (NPV)
Стоимость, получаемая путем дисконтирования отдельно за каждый год разности всех оттоков и притоков денежных средств, накапливающихся за период функционирования проекта.
Пересчет всех потоков денежных средств производится с помощью коэффициентов приведения (DF), значения которых находят по специальным таблицам, рассчитанным заранее для различных ставок дисконтирования и интервалов планирования. Практически это выглядит как умножение предполагаемых величин NCF за каждый период реализации инвестиционного проекта на соответствующий коэффициент приведения и последующее их суммирование.
Экономический смысл чистой текущей стоимости можно представить как результат, получаемый немедленно после принятия решения об осуществлении данного проекта, т.к. при ее расчете исключается воздействие фактора времени. Положительное значение NPV считается подтверждением целесообразности инвестирования денежных средств в проект, а отрицательное, напротив, свидетельствует о неэффективности их использования. Иными словами:
Если NPV < 0, то в случае принятия проекта инвесторы получат убытки;
Если NPV = 0, то в случае принятия проекта благосостояние инвесторов не изменится, но объемы производства возрастут;
Если NPV > 0, то инвесторы получат прибыль.
Абсолютная величина чистой текущей стоимости (NPV) зависит от двух видов параметров. Первый характеризует инвестиционный процесс объективно и определяется производственным процессом (больше продукции -- больше выручки, меньше затраты -- больше прибыли и т.д.). Ко второму виду относится ставка сравнения (RD), обратная коэффициентам приведения. Определение величины ставки сравнения -- результат субъективного суждения составителя бизнес-плана, т.е. величина условная. Поэтому целесообразно при анализе инвестиционного проекта определять NPV не для одной ставки, а для некоторого диапазона ставок. [46]
На величину чистой текущей стоимости проекта (NPV), безусловно, влияет масштаб деятельности, выраженный в «физических» объемах инвестиций, производства или продаж. Отсюда вытекает естественное ограничение на применение данного метода для сопоставления различных по этой характеристике проектов: большее значение NPV не всегда будет соответствовать более эффективному варианту капиталовложений. В подобных случаях рекомендуется использовать показатель рентабельности инвестиций, называемый также коэффициентом чистой текущей стоимости (NPVR). Указанный показатель представляет собой отношение чистой текущей стоимости проекта к дисконтированной (текущей) стоимости инвестиционных затрат (РVI).
Рассчитать NPV проекта можно при помощи Microsoft Excel (Меню «Вставка» >>> «Функция» >>> «Финансовые» >>> «НПЗ»). Исходными данными для расчета NPV будут значения NCF за каждый период проведения инвестиционного проекта.
Внутренняя норма рентабельности (IRR)
На практике любое предприятие финансирует свою деятельность, в том числе и инвестиционную, из различных источников. В качестве платы за пользование авансированным капиталом оно уплачивает проценты, дивиденды, т.е. несет обоснованные расходы на поддержание своего экономического потенциала.
Показатель, характеризующий относительный уровень этих расходов, можно назвать «ценой» авансированного капитала. Предприятие может принимать любые решения инвестиционного характера, уровень рентабельности которых не ниже текущего значения показателя «цены» авансированного капитала. Именно с показателем цены авансированного капитала сравнивается показатель внутренней нормы рентабельности (IRR), рассчитанный для конкретного инвестиционного проекта. Его часто отождествляют с коэффициентом дисконтирования, поскольку первый чаще всего выступает в качестве ориентира, индикатора и выражает собой одно из значений последнего. [46]
В России IRR известен также как:
· внутренний коэффициент возврата на вложения;
· коэффициент дисконта денежных средств;
· внутренняя норма прибыли;
· норма прибыли дисконтированного потока денежных средств;
· внутренняя ставка дохода;
· внутренняя норма доходности;
· поверочный дисконт.
Внутренняя норма рентабельности (IRR) -- ставка дисконтирования, при которой чистая текущая стоимость проекта (NPV) равна нулю, т.е. это та ставка сравнения, при которой сумма дисконтированных притоков денежных средств равна сумме дисконтированных оттоков.
При вычислении IRR предполагается полная капитализация получаемых чистых доходов, т.е. все образующиеся свободные денежные средства должны быть либо реинвестированы, либо направлены на погашение внешней задолженности. Это нижний гарантированный «порог» прибыльности инвестиционных затрат, и если он превышает среднюю стоимость капитала в данном секторе инвестиционной активности, то проект может быть рекомендован к реализации, т.е. IRR является граничной ставкой ссудного процента, разделяющей эффективные и неэффективные проекты.
IRR определяет максимальную ставку платы за привлекаемые источники финансирования проекта, при которой последний остается безубыточным. В случае оценки эффективности общих инвестиционных затрат это может быть максимально допустимая процентная ставка по кредитам, а при оценке эффективности использования собственного капитала -- наибольший уровень дивидендных выплат. Например, если IRR равен 18%, это верхний предел процентной ставки, по которой фирма может окупить кредит для финансирования инвестиционного проекта. Следовательно, для получения прибыли фирма должна найти финансовые ресурсы по ставке менее 18%.
Все составляющие IRR определяются внутренними данными, характеризующими инвестиционный проект, т.е. отсутствуют экспертные оценки, вносящие субъективные элементы. Следовательно, IRR содержит меньший уровень неопределенности, чем NPV, что особенно важно при анализе эффективности крупных проектов. [46]
IRR по сравнению с другими показателями лучше показывает преимущества более высоких результатов: разница между IRR и ставкой дисконтирования непосредственно показывает внутренние резервы проекта (в пределах разницы требования инвестора относительно ставки отдачи на инвестированные средства могут быть увеличены, т.к. получаемые доходы перекрывают минимальную требуемую ставку отдачи).
Разумеется, у IRR есть и недостатки:
· иногда при расчете может быть более одного показателя IRR;
· несоизмеримость с критерием чистой текущей стоимости;
· не учитывает различия в масштабах сравниваемых проектов (т.е. в количестве инвестированного капитала).
Объективность, отсутствие зависимости от абсолютных размеров инвестиций и богатый интерпретационный смысл делают показатель внутренней нормы прибыли исключительно удобным инструментом измерения эффективности капиталовложений.
При использовании IRR следует учитывать, что:
· анализу подлежат инвестиционные проекты, у которых разность дохода и затрат положительная или отношение дохода к затратам больше 1;
· для анализа отбираются проекты, IRR которых не менее 15-20%;
· IRR необходимо сопоставлять с процентной ставкой на денежно-кредитном рынке;
· при обосновании IRR следует учитывать поправки на риски по проекту, инфляцию и налоги.
Как посчитать? Рассчитать NPV проекта можно при помощи Microsoft Excel (Меню «Вставка» >>> «Функция» >>> «Финансовые» >>> «ВНДОХ»). Аргументами функции будут значения NCF за каждый период проведения инвестиционного проекта.
Индекс прибыльности инвестиций (PI)
Отношение отдачи капитала к размеру вложенного капитала. PI показывает относительную прибыльность проекта или дисконтируемую стоимость денежных поступлений от проекта в расчете на единицу вложений. [46]
Рассмотрение критерия РI полезно, когда:
· текущие организационные издержки высоки по отношению к инвестиционным затратам;
· в проектах, где надежные доходы начинают поступать на достаточно ранней стадии внедрения проекта.
Чаще всего PI рассчитывается путем деления чистых приведенных поступлений от проекта на стоимость первоначальных вложений. В этом случае критерий принятия решения такой же, как при принятии решения по показателю NPV, т.е. РI > 0. Данный критерий -- достаточно совершенный инструмент анализа эффективности инвестиций. При этом возможны три варианта:
РI > 1,0 -- инвестиции доходны и приемлемы в соответствии с выбранной ставкой дисконтирования;
РI < 1,0 -- инвестиции не способны генерировать требуемую ставку отдачи и неприемлемы;
РI = 1,0 -- рассматриваемое направление инвестиций в точности удовлетворяет выбранной ставке отдачи, которая равна IRR.
Проекты с высокими значениями PI более устойчивы. Однако не следует забывать, что очень большие значения РI не всегда соответствуют высокому значению NPV и наоборот. Дело в том, что имеющие высокую NPV проекты не обязательно эффективны, а значит, имеют весьма небольшой индекс прибыльности.
При расчете эффективности важное значение имеет выбор порогового значения рентабельности (Minimum rate of return). Чем выше пороговое значение рентабельности, тем в большей степени обобщающие показатели учитывают фактор времени, так как именно пороговое значение рентабельности используется в качестве норматива приведения по фактору времени (ставки дисконтирования RD). Более отдаленные во времени доходы, и расходы оказывают все меньшее влияние на их современную оценку.
Пороговое значение рентабельности возрастает с увеличением риска. По общепринятой в мировой практике классификации инвестиций пороговое значение для рискованных капитальных вложений составляет 25%. В других исследованиях отмечается, что для обычных проектов приемлемо значение 16%, для новых проектов на стабильном рынке -- 20%, для проектов с новой технологией -- 24%.
PI за определенный период вычисляется следующим образом: продисконтировать приток (выручка от реализации за период) и разделить на инвестиционные издержки.
Как видим, каждый из рассмотренных показателей несет определенную смысловую и экономическую нагрузку. Поэтому целесообразно проводить комплексный расчет эффективности инвестирования средств по всем перечисленным показателям. Именно в этом случае можно достаточно четко определить, будет ли удачным вложение средств в проект.
Основная проблема, возникающая при расчете критериев, учитывающих временную стоимость денег, -- обоснование правильности выбора ставки дисконта. Если проект полностью финансируется из одного источника, или за счет собственного капитала, либо весь капитал является заемным, то норма дисконта определяется соответственно или процентными ставками по альтернативным вложениям, или условиями процентных выплат и погашений по кредиту. В случае смешанного капитала ставка дисконта представляет собой средневзвешенную стоимость капитала, включающую стоимость каждого вида капитала в зависимости от его доли в общем объеме. [46]
Для оценки финансового риска (риска, связанного с нехваткой прибыли для осуществления обязательных платежей из прибыли, например процентов по займам и ссудам, некоторых налогов и т.д.) следует использовать расчет финансового рычага (финансовый леверидж). Финансовый леверидж отражает возможности предприятия по влиянию на величину прибыли путем изменения структуры капитала. Он показывает целесообразность привлечения заемных средств и их необходимый размер. При положительном эффекте финансового рычага за счет привлечения заемных средств предприятие может увеличить рентабельность собственных средств.
Схемы расчетов интегральных показателей должны быть адаптированы к принятой в фирме методике учета и отчетности и детализированы в зависимости от целей анализа и инвестирования. В частности, необходимо учитывать:
· выплаты процентов по кредиту и погашение кредита -- в случае финансирования за счет заемных средств;
· показатели налога на прибыль;
· в некоторых случаях -- амортизационные отчисления.
При осуществлении инвестиционного проекта на действующем предприятии следует учитывать «фон», т.е. денежные потоки при расчете показателей эффективности должны быть приростными, что позволяет учесть эффект от предыдущих инвестиций.
При принятии решения об инвестировании в России необходимо учитывать инфляционные риски:
Если расчеты производятся в твердой валюте, денежные потоки рассчитываются в постоянных ценах (зафиксированных на уровне, существующем в момент принятия решения) и применяется реальная ставка процента (очищенная от инфляции).
Расчет денежных потоков в рублях следует производить в текущих (прогнозных) ценах. должна применяться текущая (т.е. номинальная, учитывающая инфляцию) ставка дисконта. [46]
Еще одна характерная особенность анализа инвестиционных проектов в России -- расчет бюджетной эффективности и оценка необходимости предоставления государственной поддержки. При наличии такой поддержки можно рассчитывать на существенные льготы по местному налогообложению.
3.2 Планирование инвестиций
Для определения прибыльности открытия кофейни по фанчайзингу в текущих условиях, прежде всего, необходимо детально рассмотреть все расходы. И так, «при открытии кофейни вектора вложений три - хороший кофе, хороший аппарат, ухоженное помещение», - говорит специалист кофейного рынка Тамара Маркиш. И, конечно же, с этим нельзя не согласиться, хотя мы, наверное, добавили бы еще один вектор - квалифицированный персонал. [18]
Важно отметить, что подсчитать расходы на открытие кофейни достаточно сложно, потому что существует очень много нюансов, которые необходимо учесть. Специалисты, московской сети «Шоколадница», выбранной нами в качестве франчайзора, отмечают, что для открытия по франшизе их кофейни вложения составят 150 тысяч долларов, а срок окупаемости - около двух лет. Для того, что бы максимально точно проверить эти цифры мы запросили договор коммерческой концессии с «Шоколадницей», который нам любезно предоставили, соответственно в дальнейших расчетах мы будем часто на него ссылаться. Что бы избежать многочисленных повторений и возможной путаницы, сразу отметим, что Правообладателем согласно данному договору, является московская сеть «Шоколадница», а Пользователем будем являться мы, а точнее генеральный директор нашей компании.
И так, первой статьей наших расходов при открытии кофейни «Шоколадница» в Иркутске будет паушальный взнос. Паушальный взнос - это единовременное вознаграждение франчайзора в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзора связанных с продажей франшизы. В нашем случае паушальный взнос составляет 60 000 долларов, на сегодняшний день ввиду внушительного роста доллара по отношению к рублю компания «Галерея-Алекс» рассматривает возможное снижение паушального взноса, но окончательное решение по этому вопросу пока принято не было. Согласно договору коммерческой концессии, мы за собственный счет так же осуществляем государственную регистрацию в ИФНС, открываем расчетный счет и вносим уставный капитал. Помимо этого еще необходимо получить разрешения в СЭС, в пожарной службе и лицензию на продажу алкогольной продукции в Администрации Иркутской области. Все это обойдется примерно в 20 тысяч рублей.
Далее, мы должны учитывать затраты на аренду, так как, на наш взгляд самым оптимальным расположением для кофейни является центр города, мы выбрали помещение по адресу ул. Урицкого, 5, на первом этаже. Помещение составляет 120 квадратных метров (3 тысяч рублей за квадратный метр). Соответственно, аренда обойдется нам в 360 тысяч рублей в месяц. В стоимость включены коммунальные платежи, ремонт помещения будет осуществляться за наш счет, с полным согласием арендодателя.
Не только в Иркутске, но и в России в целом кофейни имеют свою особенность, большинство посетителей приходят сюда пообщаться и неторопливо выпить чашечку кофе. Кофейня - это место, прежде всего, место для отдыха и общения. В связи с этой особенностью очень важна внутренняя обстановка кофейни, создание которой начнется с ремонта помещения. Затраты на ремонт помещения в данном случае определить достаточно сложно, так как мы не обладаем ни техническим заданием на проектирование, ни дизайнерским проектом. Просмотрев затраты на подобные проекты, которые представлены в Internet, можно отметить, что стоимость строительно-отделочных работ с учетом стоимости установки освещения, системы вентиляции и сантехники для помещения в 120 квадратных метров составят примерно 912 тысяч рублей. Следующим важным шагом в создании атмосферы уюта, несущую особую кофейную философию, станет выбор мебели и аксессуаров. Учитывая то, что наша кофейня предположительно будет рассчитана на 45 мест (площадь помещения составляет 120 квадратных метров, из которых 40 - кухня, а 1 столик на 4 человек занимает 6-8 квадратных метров), нам понадобятся: 15 столов, 45 стульев, барная стойка, шкаф для верхней одежды и различные полки для расстановки аксессуаров. Конечно, необходимо помнить, что удобство, практичность и функциональность - основные требования, предъявляемые к публичной мебели. Поскольку ей приходится выдерживать во много раз более значительные нагрузки по сравнению с бытовой мебелью, стулья или столы, предназначенные для дома, в общественных местах использовать нельзя. Следовательно, нам необходимо будет закупать мебель, линия которой в Европе называется contract, ее изготавливают по специальным технологиям. Закупка такой мебели, в нужных нам количествах, обойдется примерно в 220 тысяч рублей. [41]
Затраты на аксессуары как и их варианты могут быть различны, но при этом очень важно не перегрузить ими интерьер. Придерживаясь основ минимализма, будем рассчитывать, что расходы на них будут лежать в пределах 45 тысяч рублей. Еще одной важной статьей затрат при открытии кофейни станет посуда. Учитывая меню «Шоколадницы», вместимость помещения и процент боя посуды мы считаем, что для комфортного функционирования нам понадобятся:
· прочие материалы для сервировки и кухонный инвентарь - 24 000 рублей,
таким образом затраты на посуду составят 96 000 рублей.
История кофейной культуры насчитывает более 12 веков, за это время процедура приготовления этого напитка приобрела массу различных вариантов, неизменным остается лишь стремление к повышению качества и удобства приготовления этого напитка на любой, даже самый взыскательный вкус. Таким образом, оборудование для приготовления кофе, на сегодняшний день, исчисляется, пожалуй, сотнями марками производителей. Лучшими производителями оборудования для кофеен считаются итальянские компании. Не имея необходимых знаний, выбрать оптимальное оборудование будет не просто. Например, машины для приготовления кофе подразделяются на автоматические, полуавтоматические и суперавтоматы и те в свою очередь имеют множество моделей. Без специалиста тут не обойтись, но мы, как франчайзи, в данном случае сможем полностью положиться на, уже опытную в данном вопросе, московскую сеть «Шоколадница». И так, мы выделили набор оборудования, которое будет необходимо для «запуска» кофейни, цены, в данном случае, примерны и могут незначительно варьироваться (в зависимости от фирмы-поставщика):
· оборудование для кондитерского цеха - 202 600 рублей,
· посудомоечная машина - 46 000 рублей,
· рассчетно-кассовое оборудование - 278 400 рублей;
ИТОГО: 960 000 рублей. [12]
Конечно, можно найти идеальное помещение, сделать в нем ремонт, закупить итальянское оборудование, мебель и посуду, но все усилия окажутся напрасными, если нам не удастся подобрать персонал. Очень важно, чтобы в кофейне собралась команда увлеченных и квалифицированных людей, потому что, например, очень многое зависит от квалификации бариста, ведь, если пред приготовлением каппучино предварительно не прогреть чашку, пенка быстро растает, а это значит, что получен некачественный напиток. Соответственно, обучение персонала будет занимать одну из ключевых позиций при открытии кофейни. Договором коммерческой концессии с московской сетью «Шоколадница» предусмотрено обязательное обучение части персонала: директора, двух менеджеров по залу, шеф-повара и бариста, естественно за наш счет. Затраты на обучение в данном случае составят около 200 000 рублей. [12]
Говоря о рекламной компании, важно отметить, многие эксперты считают, что для «раскрутки» кофейни масштабная рекламная кампания, как, например, для дорогих ресторанов, совершенно не обязательна. Гораздо важнее «охватить» прилегающий к заведению район. Клиент может поехать, условно говоря, на другой конец города в приглянувшийся ресторан, где его приятно удивил уровень сервиса и атмосфера заведения или творческие изыски шеф-повара. Кофейня же - заведение больше местного значения, соответственно масштабные рекламные вложения не будут оправданы. Основой рекламной компании для кофейни, на наш взгляд, должны стать:
· изготовление наружной рекламы (вывеска и т.д.);
· изготовление листовок, календарей, визиток и другой печатной рекламной продукции;
· реклама в Internet. Согласно договору коммерческой концессии, на официальных сайтах «Шоколадницы» (www.panchovilla.ru, www.shoko.ru.) будет размещена информация о нашей кофейне. Соответственно, мы можем не создавать собственный web-сайт. Но это не освобождает нас от необходимости размещения информации о себе на справочных сайтах Иркутска, среди которых: www.obed.irk.ru, www.irk.ru, www.irkinfo.ru, www.relax.irk.ru, www.irkutsk.appetit.ru, www.afisha.ru, www.223-223.ru, www.babr.ru, www.irkfiles.ru, www.virk.ru.
· реклама в СМИ. Мы считаем, необходимым размещение информации о нашей кофейне в деловых и специализированных изданиях, где есть рубрики «Развлечения», «Досуг» и т.д. Среди таких изданий журналы: «Выбирай», «Все об отдыхе» «Кошелек Fortynato» «Catalog» и т.д.
По мнению Светланы Лукьяновой, заместителя регионального директора сети кофеен «Шоколадница» затраты на успешную рекламную компанию должны составлять не менее 5% от суммы первоначальных затрат. Что, согласно нашим подсчетам, составит примерно 170 тысяч рублей. [14]
И так, согласно проведенным расчетам, для открытия кофейни необходимо единовременно затратить 4 983 000 рублей, данная цифра посчитана с учетом внесения паушального взноса по курсу 33,4 рубля за 1 доллар. Помимо этого стоит учитывать ряд постоянных затрат, среди которых: аренда помещения, заработная плата персонала, продукты питания, реклама и налоги. Как уже отмечалось, арендная плата будет составлять 360 тысяч рублей в месяц. Заработная плата персоналу, с учетом того, что сотрудникам на ключевых позициях, согласно договору коммерческой концессии, она будет определяться Правообладателем, составит:
· директор, 1 человек - 30 тысяч рублей;
· бухгалтер, 1 человек - 25 тысяч рублей;
· заместитель директора по залу (менеджер), 2 человека - 45 тысяч рублей;
· заведующий производством (шеф-повар), 2 человека - 48 тысяч рублей;
· бар-менеджер (бариста), 2 человека- 46 тысячи рублей;
· официант, 6 человек- 60 тысяч рублей;
· гардеробщик, 2 человека- 10 тысяч рублей;
· уборщица, 1 человек - 5 тысяч рублей;
ИТОГО: 269 тысяч рублей.
Безусловно, самым главным в кофейне является кофе. Сварить хороший кофе можно только из хорошего сырья. Аромат, вкус и полезные качества кофе сохраняются лишь при правильном отборе, очистке, обжаривании и помоле. Для производства эспрессо используется смесь отборных зерен арабики и робусты. Решить проблему выбора кофейных зерен нам, как франчайзи, поможет московская сеть «Шоколадница», которая уже на протяжении нескольких лет, заказывать обжарку кофе под себя, ведь именно она определяет те тонкие вкусовые нюансы, которые могут сделать один и тот же сорт совершенно иным на вкус. Хороший кофе не может быть дешевым. Оптимальная цена для кофейни - 18-20 долларов за килограмм. В месяц средней кофейни требуется не меньше 20-30 кг кофе, хотя эта цифра может варьироваться в зависимости от популярности заведения. В данном случае затраты на продукты подсчитать достаточно сложно. Так как мы, на данный момент не являясь франчайзи, не обладаем рецептами «Шоколадницы» и не знаем ни входящих ингредиентов, ни их соотношения. Так же мы можем только предполагать, сколько человек придет к нам и чего они пожелают. Конечно, согласно статистике средняя кофейня тратит на продукты примерно от 15 000 рублей на кофе, от 7 000 на чай и 30 000 рублей на остальные продукты, всего 52 000 рублей, но данные цифры очень условны, и проверить их не представляется практически никакой возможности. [34]
Ежемесячные затраты на рекламу согласно договору коммерческой концессии должны составлять не менее 1% от доходов кофейни. Говоря о налогах, важно отметить, что одним из их видов для нас, как для франчайзи, будет роялти в размере 7% от продаж. В качестве системы налогообложения наилучшим вариантом для данного бизнеса, на наш взгляд, является вмененная система. Соответственно, расходы на налоги составят примерно 68 796 рублей в месяц (9 738 - ЕНВД, 20 860 - страховые взносы, 37 660 - ПФР страховая и накопительная, 538 рублей - ФСС_НС.).
3.3 Оценка эффективности проекта
Для принятия итогового решения об открытии кофейни, мы решили детально проанализировать данный проект на предмет окупаемости в текущих условиях. Мы определили, что для открытия кофейни необходимо единовременно затратить 4 983 000 рублей. В эту цифру входят:
· внесение паушального взноса по курсу 33,4 рубля за 1 доллар - 1 980 000 рублей;
· регистрация и получение необходимых разрешительных документов - 20 000 рублей;
· ремонт помещения в 120 м2 - 912 000 рублей;
· покупка необходимого оборудования - 960 000 рублей;
· покупка мебели - 220 000 рублей;
· покупка аксессуаров, необходимых для декора - 45 000 рублей;
· покупка посуды - 96 000 рублей;
· расходы на обучение персонала - 200 000 рублей;
· расходы на рекламу - 250 000 рублей;
· непредвиденные расходы - 300 000 рублей.
Важно отметить, что в условиях кризиса единовременные расходы увеличились на 25% по сравнению с докризисным периодом. При учете расходов на открытие необходимо также учитывать, что ремонт помещения перед открытием займет около трех месяцев, соответственно необходимо учесть затраты на аренду в этом период, а они составят 1 080 000 рублей. Таким образом, получается, что для запуска кофейни нам понадобится 6 063 000 рублей.
Ежемесячные расходы будут рассчитываться следующим образом:
· аренда - 360 000 рублей;
· заработная плата персоналу - 269 000 рублей;
· налоги - 68 796 рублей;
· роялти - 7% от дохода;
· расходы на рекламу - 1% от дохода
· расходы на продукты - по данным, предоставленным Ириной Зайцевой, директором по маркетингу компании «Галерея-Алекс», накрутка в «Шоколаднице» в среднем составляет 600%, таким образом, расходы на продукты составят примерно 16,5% от стоимости, указанной в меню.
Для дальнейшей оценки срока окупаемости кофейни, нам необходимо определить количество возможных клиентов. Как уже отмечалось в сложившейся экономической обстановке количество возможных клиентов нашей кофейни составит примерно 158 человек в день. При планировании возможной посещаемости, важно так же учитывать период «раскрутки» кофейни в течение четырех месяцев и сезонность - летний спад в 25 %. [13]
Учитывая, составленный нами, прогноз посещаемости нашей кофейни, расходы на открытие и ежемесячные расходы, мы составили прогноз денежных потоков по данному проекту на два года вперед, который представили в виде таблицы (при данных расчетах чек на одного посетителя составляет 300 рублей):
Таблица 3 Денежные потоки
Ежемес. расходы
Кол-во посет-й
(в день)
Выручка
(в рублях)
Прибыль
(в рублях)
PV
(в рублях)
NPV
(в рублях)
1 месяц
877 600
80
720 000
- 157 600
-160 571
-6 223 571
2 месяц
922 000
100
900 000
- 22 000
-22 792
-6 246 363
3 месяц
966 400
120
1 080 000
113 600
107 521
-6 138 842
4 месяц
1 033 000
150
1 350 000
317 000
294 588
-5 844 253
5 месяц
1 050 760
158
1 422 000
371 240
338 727
-5 505 527
6 месяц
944 200
110
990 000
45 800
41 030
-5 464 497
7 месяц
966 400
120
1 080 000
113 600
99 920
-5 364 577
8 месяц
966 400
120
1 080 000
113 600
98 105
-5 266 472
9 месяц
1 055 200
160
1 440 000
384 800
326 276
-4 940 196
10 месяц
1 055 200
160
1 440 000
384 800
320 350
-4 619 846
11 месяц
1 055 200
160
1 440 000
384 800
314 531
-4 305 315
12 месяц
1 055 200
160
1 440 000
384 800
308 818
-3 996 497
13 месяц
1 144 000
200
1 800 000
656 000
516 905
-3 479 592
14 месяц
1 144 000
200
1 800 000
656 000
507 516
-2 972 077
15 месяц
1 144 000
200
1 800 000
656 000
498 297
-2 473 779
16 месяц
1 144 000
200
1 800 000
656 000
489246
-1 984 533
17 месяц
1 144 000
200
1 800 000
656 000
480 359
-1 504 174
18 месяц
1 033 000
150
1 350 000
317 000
227 909
-1 276 265
19 месяц
1 033 000
150
1 350 000
317 000
223 769
-1 052 497
20 месяц
1 033 000
150
1 350 000
317 000
219 704
-832 792
21 месяц
1 144 000
200
1 800 000
656 000
446 398
-386 394
22 месяц
1 144 000
200
1 800 000
656 000
438 290
51 895
23 месяц
1 144 000
200
1 800 000
656 000
430 328
430 328
24 месяц
1 144 000
200
1 800 000
656 000
422 512
422 512
Для расчетадисконтированного денежного потока, была взята ставка дисконтирования, рекомендованная экспертами сети кофеен «Шоколадница» на 2009 год, которая составляет 22,2%. При расчете дисконтированного потока мы использовали среднюю (помесячную) ставку дисконтирования, которая равна 1,85%.
Приведенный компанией «Галерея Алекс» период окупаемости проектов кофеен составляет 24 месяца. Исходя из данных, полученных в Таблице 3, можно отметить, что дисконтированный период окупаемости нашего проекта составляет 22 месяца, дисконтированный денежный поток за 24 месяца - 6 967 736 рублей, а чистый денежный поток за 24 месяца составляет 904 736 рублей. Индекс прибыльности данного проекта составляет 1,45, так как 1,45 > 1 считается, что данное вложение капитала является эффективным. Учитывая полученные расчеты, мы считаем, открытие кофейни «Шоколадница» в Иркутске достаточно прибыльным, несмотря на влияние кризиса.
Заключение
В результате написания данной работы были проведены:
· рассмотрение инвестиций как основы развития производства;
· изучение инвестиционного проекта и оценка его эффективности;
· рассмотрение теоретической основы франчайзинга, рассмотрение преимуществ и недостатков данной модели бизнеса;
· изучение характеристики кофейни сети «Шоколадница», структуры управления и её позиций на рынке;
· анализ конкурентной среды в г. Иркутске;
· разработка прогнозных показателей продаж услуг и себестоимости услуг;
· анализ возможных доходов и расходов на примере открытия кофейни.
· анализ теоретических предпосылок открытия бизнеса по франчайзингу, рассмотрение преимуществ и недостатков данной модели бизнеса;
· изучение возможных ограничений при выборе данной модели ведения бизнеса;
· анализ влияния финансового кризиса на отрасль общественного питания в г. Иркутске;
· описание структуры спроса в г. Иркутске, изучение изменений, связанных с экономической обстановкой;
· оценка возможных ассортиментных предложений, на примере открытия по франчайзингу кофейни «Шоколадница» в г. Иркутске;
· оценка эффективности проекта по франчайзингу кофейни «Шоколадница» в г. Иркутске.
Исходя из полученных расчетов и изученной информации о франчайзинге, можно сделать вывод, что данная бизнес схема является достаточно выгодной, не смотря на то, что требует больших финансовых вложений, чем открытие кофейни без использования схемы франчайзинга. Так как в данном случае, мы не имеем достаточного опыта ведения кофейного бизнеса, который, в свою очередь, нуждается в тщательном изучении и подготовке. В данном проекте нами детально описаны основные аспекты и особенности ведения данного бизнеса, соответственно можно рекомендовать данную схему для разработки и открытия кофейни как достаточно универсальную.
В целом, помимо негативных последствий любой кризис имеет и определенные положительные моменты. Практически во всех сферах бизнеса, в том числе и в сфере общественного питания, происходит так называемый «естественный отбор». На плаву остаются только наиболее жизнеспособные предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами. Неконкурентоспособные же компании уходят с рынка. Но в борьбе за выживание, в условиях жесткой конкуренции может также произойти и снижение цен на некоторые товары и услуги, что, безусловно, тоже является положительным моментом. Пример тому - бензин, земля и недвижимость. Кризис приводит рынки к естественному ценообразованию. Помимо этого происходит общее оздоровление экономики и выход на первый план отечественных производителей.
Франчайзинг же в сложившейся экономической ситуации является эффективной системой, позволяющей малому бизнесу в кратчайшие сроки повысить свою репутацию и статус, а более крупным компаниям подтвердить свою значимость на рынке и приумножить капитал. Все это подчеркивает значимость франчайзинговой системы в условиях мирового финансового кризиса, которую можно рассматривать как один из инструментов выхода из кризиса и развития экономики России.
Список использованной литературы
1. Гражданский кодекс РФ: Ч. 1-2. М.: «Интел-синтез», 2007 - 196 с.
2. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г., № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 11 декабря 2002 года № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»).
3. Закон Российской Федерации «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ
4. Налоговый кодекс РФ: Ч. 1-2. М.: «Интел-синтез», 2007 - 364 с.
5. Федеральный закон «О коммерческой тайне» (от 29 июля 2004 года, № 98-ФЗ).
6. Бочаров В. Инвестиции/В. Бочаров.- СПб.: Питер, 2009.-с.9-24.
7. Василенко С. Московская сеть кофеен «Шоколадница» выставила все свои новосибирские заведения на продажу / С. Василенко // Континент Сибирь - 2009.- Янв.(№ 22(4682)).- с.5-7.
8. Вахрин П. Инвестиции: Учебник.-3-е изд., перераб. и доп./ П. Вахрин, А. Негошина - Изд. - Торговая корпорация Дашков и Ко. - 2008. - с.13-22.
9. Глушенкова М. Кризис затронул почти все отрасли реального сектора экономики / М. Глушенкова, П. Чувиляев // Коммерсантъ. - 2009.- Окт.(№99(4016)). - с.5-7.
10. Давыдова В. Аппетиты ресторанного кризиса / В. Давыдова // Ресторатор. - 2009. - №36. - с.24-28.
11. Игонина Л. Инвестиции: Учеб. пособие/ Л. Игошина; под. ред. В.Слепова. - М.: Экономист, 2008. - 478с.
12. Журавлев А. Открываем кофейню / А. Журавлев // Торговое оборудование в России.- 2007.- №3.- с.91-105.
13. Зайницев А. Россия устала от кризиса / А. Зайницев, Е. Староверова // Труд. - 2009. - №021.- с. 6-7.
14. Кобышев С. Место, где время течет медленно / С. Кобышев // Бизнес.- 2009.- Окт.(№42(561)).- с.24.
15. Лазарчук А. Бизнес с ароматом кофе / А. Лазарчук // Капиталист. - 2008 - №3(19). - с.10-12.
16. Лозицкий В. В шоколаде / Интервью вел Е. Грянин // Ресторатор. - 2009. - №32(136). - с.26-29.
17. Лунева Е. Ресторанный рынок сибирского региона / Е. Лунева, И. Смольников, Д. Мармышев // Континент Сибирь - 2008.- Окт.( №17 (4667)).- с.21-23.
18. Лунева Е. Сколько стоит кофейня / Е. Лунева // Континент Сибирь. - 2005.- Авг.(№31 (453)).- с.9.
19. Нуралиев С. Франчайзинг в России: быть или не быть / С. Нуралиев // РосИнтер.- 2008. - №2. с.52-55.
20. Перков В. Точка зрения потребителя на коммерческую концессию / В. Перков // Альянс Медиа.- 2007.- №4.- с.5-12.
21. Рыкова И. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры / И. Рыкова. - Современная экономика и право.- 2009.- 224с.
22. Селиванова В. Мода на кофейни / В. Селиванова // Эксперт.- 2009.- №39(299).-с.11-15.
23. Сокольникова Т. Как открыть кофейню / Т. Сокольникова // Деловой Петербург.- 2008.-Март.(№10).- с.35.
24. Травницкий А. Старт ресторанного бизнеса / А. Травницкий // Личные деньги. - 2007 - № 7(16)
25. Труфакина В. Своя кофейня / В. Турфакина // Генеральный директор.- 2009.- №11.-с.56-67.
26. Фролов К. Профи про кофе / Интервью вела Е. Лисовская // Восточно-Сибирская правда. - 2009. - №26. - с.8-10.
27. Целовальников А. Финансовый кризис идет в рестораны / А. Целовальников // Ресторатор. - 2009. - №32(136). - с.13.
28. Абдалова Е. Проблемы франчайзинга в условиях мирового финансового кризиса / Е. Абдалова. - М.: Вселенная Франчайзинга, 2009. - http://www.franchisinguniverse.ru/content/document_r_A8278083-F1D5-455C-8D8C-BD3EDB19841A.html (16 янв. 2009).
29. Базалеева И. За что мы любим кофейни / И. Базалеева - М.: Школа жизни, 2009. - http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-20766/ (22 февр. 2009).
30. Борисов А. Большой экономический словарь / А. Борисов. - М.: Книжный мир, 2009.- 895с.
31. Воронин С. На фоне финансового кризиса Макдональдс демонстрирует хорошие показатели / С. Воронин - М.: РосБизнесКонсалтинг, 2009. - http://top.rbc.ru/economics/22/10/2009/255052.shtml (20 янв. 2009).
32. Кравченко С. Антикризисное предложение франшиз / С. Кравченко. - М.: Франчайзинг в России, 2009 - http://www.sellbrand.com (21 февр. 2009).
33. Крылов А. Обзор рынка кофеен / А. Крылов, Е. Дубовик - М.: Энциклопедия маркетинга,2009.- http://www.marketing.spb.ru/mr/food/coffee_review.htm (2 февр. 2009).
34. Куликова Е. Как снять навар с чашки кофе / Е. Куликова.- 2009.- http://www.kariera.orc.ru/10-02/Spect032.html (25 мар. 2009).
35. Лихарев М. Плюсы и минусы франчайзинга / М. Лихарев. - 2009.- http://www.lmsp.ru/franch.html (20 янв. 2009).
36. Майлер А. Ассоциация развития франчайзинга в России / А. Майлер. - М.: Бизнеспредложения,2007.- http://franchisinguniverse.ru/content/document_r_541F8D3E-C1B5-4E67-B4A3-72FE48317BA5.html (20 янв. 2009).
37. Официальный сайт сети «Шоколадница», www.shoko.ru. (20 февр. 2009).
38. Оценка инвестиционных проектов http://revolution.allbest.ru/economy/00005741_0.html (10 март. 2009).
39. Реке И. Франчайзинг для индивидуального предпринимателя / И. Реке. - М.: Предприниматель, 2005. - http://www.lisp.run/franc.html (12 февр. 2009).
40. Урбан С. Стагнация приближается / С. Урбан. - М.: ПРАЙМ-ТАСС, 2009. - http://www.prime-tass.ru/news/2009/02/13/1262/ (13 февр. 2009).
41. Симонова Г. Положительные особенности франчайзинга / Г. Симонова.-2008. http://www.franchisinguniverse.ru/content/document_r_10EC9316-F423-4EEE-9179-AAE6F76C1262.html (25 янв. 2009).
42. Составление бизнес плана - http://www.financial-lawyer.ru/topicbox/business_plan/141-237.html (10 апр. 2009).
43. Степанов Ф. Франчайзинг в условиях глобального Кризиса / Ф. Степанов.- М.: Вселенная франчайзинга,2009.- http://www.beboss.ru/whatisfranchising/ (9 янв. 2009).
44. Улюкаев А. Россиянин 2009: пляж, общепит и фитнес уйдут в прошлое / А. Улюкаев. - М.: ПРАЙМ-ТАСС, 2009. - http://www.prime-tass.ru/news/show.asp?id=3144&ct=articles (17 янв. 2009).
45. Филиппов В. Безработица в России / В. Филиппов - М.: Бизнес идеи, 2009. - http://www.abird.ru/articles/unemployment (3 марта 2009).
46. Финансовые показатели бизнес плана - http://www.probp.ru/publish/base14.php (10 апр. 2009).
47. Фукс В. Кофе или кофейня / В. Фукс // Ресторанная лоция. - 2007 - №15. - с.32-36.
48. Шестакова М. Развитие франчайзинга в России / М. Шестакова. - М.: Бизнес-предложения, 2009. - http://www.bportal.ru/franchise/article.asp (15 янв. 2009).