Рефераты

Инвестиции в предприятия малого бизнеса на примере франчайзинга фирмы "Шоколадница"

p align="left">Для англичан кофейня стала не только местом, где можно было отведать экзотический напиток, но и превратилась в незаменимый институт городской жизни, куда приходили полистать свежий номер газеты, узнать последние новости, обменяться мнением по тому или иному поводу, высказаться самому и послушать других. В кофейню шли и до сих пор идут не столько ради кофе, сколько ради беседы. Здесь люди не просто оттачивали умение искусно вести беседу, но, что гораздо более важно, учились слушать друг друга. В кофейнях собирались самые разные люди: от известных политиков и литераторов до торговцев и биржевых маклеров, которые за чашкой кофе обсуждали последние новости из мира политики и бизнеса, спорили о достоинствах и недостатках только что изданной поэмы Александра Поупа. Чтобы стать участником удивительного действа, которое каждый вечер разыгрывалось в стенах кофейни, необходимо было выполнить одно единственное условие - заплатить пенни за вход. На территории кофейни действовали «Правила поведения в кофейне», выработанные совместными усилиями владельцев самых известных кофейных заведений английской столицы. Здесь было запрещено браниться: всякий, кто позволял себе бранное слово, должен был заплатить штраф в 12 пенсов (не малые деньги по тем временам). Не менее решительно преследовались зачинщики ссор: инициатор перепалки был обязан заказать всем присутствующим по чашке кофе за свой счет. В кофейнях не разрешалось «пребывать в печали»: «сентиментальным влюбленным», угрюмо взирающим вокруг, делать там было просто нечего. Идеальным посетителем кофейни считался «бодрый и в меру разговорчивый» джентльмен, хорошо воспитанный и терпимый к мнению окружающих. А главным пунктом правил стала идея принципиального равноправия всех посетителей кофейни. [47]

Популярность кофеен нельзя объяснить одной лишь притягательностью иноземного напитка. Возникновение кофеен совпало с небывалым информационным бумом. При отсутствии развитых средств массовой информации и неорганизованности почтовой системы кофейни стали основным местом обмена и циркуляции новостей и слухов. Именно туда первым делом направлялись гонцы для сообщения самых важных новостей, кофейни служили местом распространения первых газет, стоимость которых была включена во входную плату. Более того, крупные кофейни издавали свои собственные новостные листки, в которых сообщалась самая свежая информация из мира политики и бизнеса. Сами стены кофеен напоминали огромные газетные полосы, отведенные под рекламу - увешанные вдоль и поперек всевозможными объявлениями о предстоящих продажах и аукционах, они представляли собой кладезь полезной информации для деловых людей. В те времена вместо привычного вопроса: «Где вы живете?» - чаще можно было услышать: «А в какой кофейне вас можно найти?». [29,47]

Со времен открытия первой кофейни прошло уже более четырехсот лет, но, тем не менее, посетителей так же, как и в те времена, продолжают притягивать в кофейню не только различные вариации бодрящего напитка и множество вкусных десертов, но и возможность побеседовать в неповторимой атмосфере, возможность «показать себя». Ведь кофейни были, и будут оставаться своеобразными институтами городской жизни, да и просто данью моде, потому что, например, сегодня модно много работать быть активным и динамичным, а кофейни и кофе способствует этому как нельзя лучше. В ситуации сложившегося на сегодняшний день мирового финансового кризиса, кофейни будут посещать еще и за тем, что бы просто отвлечься от проблем и порадовать себя. Конечно, важно отметить и возможность уменьшения посетителей за счет их нестабильного финансового положения. Так в январе 2009 года, по данным ВЦИОМа, примерно 20% потеряли работу ввиду сокращений, 14% россиян признались в том, что им урезали зарплату. Еще 9% ожидают, что с ними это случится в ближайшее время. Доля тех, кому задерживают выплаты, составляет 13%. Еще 34% уверены, что на их предприятии это вполне возможно. Все эти люди, являясь потенциальными клиентами кофеен, могут отказаться от посещения подобных заведений для снижения своих расходов. Но при всем при том, что общая ситуация на рынке труда становится все более неблагополучной, россияне чем дальше, тем меньше верят в возможные сокращения на своем предприятии. Меньше (69% - в декабре, 64% - в январе) стало тех, кто опасается или уверен в ухудшении экономического положения своей компании. Эксперты дают два объяснения оптимизму. Первое: руководство многих предприятий уже осуществило антикризисные меры, и теперь работники уверены, что неприятности позади. Второе: за последнее время россиянам так много рассказывали о кризисе, что те, на ком он не отразился, просто перестали в него верить. Что еще интересно, безработица в стране набирает обороты, говорить о ней люди стали чаще, а бояться - меньше. За прошедший месяц на 21% уменьшилось число тех, кто верит, что может потерять работу, в декабре 2009 года таких было 48%, а в январе 2009-го - всего 27%.[13]

Такое положение вещей должно как нельзя лучше влиять на тенденцию посещаемости кофеен, ведь если посетители не опасаются финансовых трудностей, им не зачем экономить. Еще одним немаловажным «за» кофейни является и то, что, как мы уже отмечали, в период кризиса растет объем продаж пудингов, пирогов и прочих гастрономических радостей. Видимо, люди таким способом пытаются «заесть стресс». А эту особенность потребительской психологии кофейня удовлетворяет в полной мере.

Но чего же именно хочет российский посетитель? Для более детального ответа на этот вопрос мы бы хотели привести данные маркетингового исследования, предоставленные нам заместителем регионального директора сети кофеен «Шоколадница» в Москве Светланой Лукьяновой. В рамках данного исследования было опрошено 1000 человек (жители российских городов в возрасте 18 лет и старше), целью исследования было узнать, какие предпочтения отдают посетители при посещении мест общественного питания, что предпочитают и какие напитки заказывают в кофейнях.

И так, 45% респондентов посещают заведения общественного питания. Не бывает в этих заведениях 55% опрошенных. Чаще других посещают данные заведения жители Южного федерального округа - 61,3%, уральцы, напротив, «выходят в свет» гораздо реже - только 33,5% из них посещают заведения общественного питания.

Также чаще, чем в среднем по выборке, ходят в места общественного питания жители крупных городов - в городах с населением свыше 1 миллиона любителей пообедать вне дома набралось 57%. Жители малых городов (менее 100 тысяч) предпочитают домашнюю еду - только 31,9% респондентов в небольших городах посещают заведения общественного питания.

Любителей питания вне дома больше среди респондентов возрасте до 44 лет: в возрастной категории от 18 до 24 лет - 70,9%, от 25 до 34 лет - 66,4%, от 35 до 44 лет - 53,8%. Старшее поколение ходит в места общественного питания намного реже - так, среди респондентов в возрасте от 45 до 59 лет их 35,8%, а в возрасте старше 60 лет - 13,2%. Чаще других посещают заведения общественного питания респонденты с неполным высшим и высшим образованием (62,8%) и респонденты с высоким доходом (67,4%).

Важно отметить, что кофейни, фаст-фуд и рестораны при гостиницах респонденты чаще всего посещают с друзьями, а вот недорогие повседневные рестораны и дорогие элитные рестораны - с семьей. Чаще других выбирают друзей для компании при посещении кофеен жители Центрального федерального округа - 72,3%, жители Северо-Запада напротив предпочитают всем компаниям семейный круг, так поступают 41,6% респондентов. Чаще других берет своих друзей в кофейни молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (74,4 %) и холостые (незамужние) респонденты - 75,9 %. Респонденты из городов с населением менее 100 тыс. человек чаще других указывали, что предпочитают посещать кофейни в обществе деловых партнеров (7,7%). Чаще остальных посещают фаст-фуд с друзьями незамужние (холостые) респонденты - 55,9%. Также стоит отметить, что представительницы женской половины респондентов значительно реже, чем мужчины, предпочитают посещать фаст-фуды в одиночестве (1,9%).

Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос: «Как часто Вы посещаете заведения общественного питания?»

Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос: «Какие именно заведения Вы посещаете и как часто?» (среди респондентов, посещающих заведения общественного питания)

Диаграмма 3. Распределение ответов на вопрос «С кем чаще всего Вы посещаете кафе, кофейни, бары, фаст-фуды и рестораны?»

Посетители кофеен чаще всего заказывают каппучино - 21% опрошенных, на втором месте по популярности - эспрессо (11%). Шоколад выбирает 9% опрошенных, алкогольные коктейли - 8%, черный чай - 7%. Жители Центрального федерального округа, а также респонденты из малых городов (менее 100 тыс. населения) чаще других заказывают алкогольные коктейли (38,0% и 42,1% соответственно). Жители городов-миллионников чаще, чем другие категории опрошенных, при посещении кофеен заказывают шоколад (8,4%) и кофе во френч-прессе (6%). Гораздо меньшей популярностью, чем в среднем по выборке, в городах-миллионниках пользуются безалкогольные коктейли (5,6%). Зато этот вид напитков наиболее распространен среди респондентов в возрасте 18-24 лет (22,6%). Кофе без кофеина значительно чаще, чем в среднем по выборке, в кофейнях заказывают респонденты в возрасте 45-59 лет (8,6%). Кофе глясе чаще предпочитают заказывать жители городов-миллионников (17,5%), респонденты с неполным высшим и высшим образованием (14,6%) и высоким уровнем дохода (15,1%). Респонденты со средним уровнем дохода, наоборот, значительно реже заказывают этот напиток (4,2%). А респонденты из городов с населением менее 100 тыс. человек вообще не указывали этот напиток в списке предпочтений.

Диаграмма 4. Распределение ответов на вопрос: «Какие напитки Вы предпочитаете заказывать в кофейнях?» (возможно несколько вариантов ответа)

Диаграмма 5. Распределение ответов на вопрос: «Какую сумму денег Вы готовы оставить в кофейне?»

Каждый второй респондент летом предпочитает открытую веранду ресторана (52,1%), сохраняют пристрастие к обычному залу 28% опрошенных, затруднился с выбором каждый пятый респондент (19,9%).

Учитывая рассмотренные данные, мы постарались составить примерный прогноз посещаемости нашей кофейни. И так, население Иркутска по данным на 2009 год составляет 575 817 человек, из них 135 261 составляют студенты. Согласно описанному выше маркетинговому исследованию, предоставленному нам заместителем регионального директора сети кофеен «Шоколадница» в Москве Светланой Лукьяновой, примерно 45% россиян посещают заведения общественного питания, соответственно в нашем городе таких людей около 259 118. При этом, учитывая влияние кризиса на финансовое состояние населения, можно отметить, что число людей посещающих места общественного питания ориентировочно сократилось на 34 %, так как по данным ВЦИОМа, примерно 20% россиян потеряли работу ввиду сокращений, а 14% - урезали заработную плату. Таким образом, число потенциальных клиентов нашей кофейни в Иркутске может составить около 171 018 человек. Также, согласно данным вышеупомянутого маркетингового исследования кофейни в регионах посещает примерно 26%, в нашем случае получается 44 465 человек, из них 26,1% ходят в кофейни 1 раз в месяц, 48,2% - 1-3 раза в месяц, 25,7% - 1 раз в неделю, а это 100 179 человек в месяц. Учитывая, что 9% россиян ожидают сокращения или снижения заработной платы и могут отказаться от такой статьи расходов как кофейни, число возможных клиентов составит 91 163 человека. Но, так же нельзя забывать, что в нашем городе еще 15 кофеен-конкурентов, соответственно, учитывая этот факт, мы предполагаем, что количество клиентов нашей кофейни может составить 6 078 человек в месяц, или 203 - в день. Конечно, подобная цифра достаточно примерна, но вполне возможна. Так же эксперты отмечают возможный рост безработицы примерно на 10% и сокращения заработной платы примерно в 12% компаний в течение 2009 года, при таком раскладе количество возможных клиентов нашей кофейни сокращается примерно до 158 человек в день. При планировании возможной посещаемости, важно так же учитывать период «раскрутки» кофейни в течение четырех месяцев и сезонность - летний спад в 25 %. [13]

Практика показывает: для того чтобы скромная кофейня на 20-30 мест со средними ценами вышла «в ноль» и начала приносить доход, требуется ежедневно поить эспрессо 200 человек, а еще 150 кормить десертом. Рентабельность кофейного бизнеса в Москве, по приблизительным расчетам специалистов, обеспечивают около 10 тысяч посетителей в день. Средний чек кофейни составляет около 300-400 рублей (из расчета, что посетитель выбирает одну из комбинаций: кофе плюс десерт, напиток плюс салат). Сегодня совокупный доход всех московских кофеен составляет более одного миллиона рублей в день, что выливается в годовые доходы около трехсот шестидесяти миллионов рублей. [34]

Конечно, нашему городу далеко до Москвы, соответственно на посещаемость в 10 тысяч человек в день рассчитывать не приходится, но, учитывая, что наша кофейня будет расположена на одной из самых проходимых улиц нашего города, мы считаем, что вполне можем рассчитывать на проходимость - 200 человек в день. Конечно, данное число посетителей усредненное, и будет варьироваться по дням недели. Так, самая низкая посещаемость - в понедельник, потом плавно растет до субботы, где наблюдается в среднем 3-кратное превышение уровня понедельника, в воскресенье посещаемость снова понижается. И так, при средней посещаемости 200 человек в день и среднем чеке - 300 рублей, примерный доход составит 60 000 рублей в день и 1 800 000 в месяц. При этом нельзя не учитывать влияние экономического кризиса на доход кофейни, эксперты отмечают, что доходы ведущих операторов кофейного бизнеса в среднем сократятся на 20%, учитывая эти данные, маржинальный доход может составить примерно 48 000 рублей в день и 1 440 000 рублей в месяц.

Конечно, прибыльность данного бизнеса зависит от многих факторов: местоположения, атмосферы, качества обслуживания, самого кофе и т. д. Тем не менее, для большей наглядности, мы попробовали подсчитать прибыль от продажи напитков в кофейне, но в данном случае мы не учитываем затраты на персонал, оборудование, налоги и т.д.:

Эспрессо

· закладка на одну порцию 7 граммов кофе - 5 рублей

· розничная цена - 69 рублей

· прибыль от одной чашечки - 64 рубля

Капучино

· закладка на одну порцию 7 граммов кофе - 5 рублей, 50 мг молока - 3 рубля

· розничная цена - 119 рублей

· прибыль от одной чашечки - 111 рублей

Чай

· закладка на одну порцию 4 грамма чая - 4 рубля

· розничная цена - 119 рублей

· прибыль от одного чайничка - 115 рублей. [17]

Данные расчеты еще раз подтверждают утверждение, что наценки в кофейне достаточно высокие. Если верить статистике, которой располагает «Монтана Кофе» средняя наценка в кофейнях составляет 600%.

Достаточно сложно точно сказать, сколько времени потребуется для окупаемости данного проекта, так как мы не можем с точностью предположить, какая посещаемость ожидает нашу кофейню в первые месяцы работы и насколько сильным окажется влияние кризиса. Год назад специалисты компании «Шоколадница» оценивали этот срок промежутком в полтора - два года, но, на сегодняшний день, учитывая влияние кризиса, они склоняются к сроку окупаемости стационарной кофейни не менее чем в два года.[40]

2.4 Условия договора франчайзинга

Самый первый вопрос, который волнует начинающих предпринимателей -- это как удержаться «на плаву» на начальном этапе развития собственного бизнеса. С какими только проблемами не сталкиваются российские предприниматели: отсутствие стартового капитала, сложности с получением приемлемых кредитов, недостаток знаний при отсутствии времени на обучение и т.д. Один из путей решения проблем -- это франчайзинг. Использование франчайзинга позволяет осуществлять деятельность под известной торговой маркой и существенно снизить риски, связанные с самостоятельным выходом на рынок. [39]

Мировая практика доказала, что франчайзинг - один из эффективнейших способов развития бизнеса для фирм уже добившихся успеха и желающих развивать свой успех и дальше. С другой стороны франчайзинг - это наилучшая возможность организовать очень надежное собственное дело для мелкого предпринимателя, начинающего бизнесмена, даже для человека, никогда не занимавшегося бизнесом.

Но, как и любое явление, франчайзинг имеет свои достоинства и недостатки, так как в дальнейшем мы будем являться франчайзи, мы рассмотрели плюсы и минусы франчайзинга только с этой стороны.

Преимущества:

· Прежде всего, это уникальная возможность начать собственное дело. Здесь, даже абсолютно неподготовленный в предпринимательстве человек, желающий заняться бизнесом, может с высокой степенью надежности открыть собственное дело, при этом франчайзи является не работником франчайзора, а владельцем собственного бизнеса.

· Получение готовой «ниши» в бизнесе, франчайзи покупает готовый бизнес, уже завоевавший определенную нишу на рынке, зарекомендовавший себя с положительной стороны, опробованный франчайзором на практике. Таким образом, франчайзи покупает гарантированно надежный бизнес.

· Использование известного товарного знака, франчайзи покупает право пользоваться относительно известным, уважаемым, популярным брендом, фирменным знаком или стилем. Клиент по внешним признакам иногда не может понять, чьими товарами или услугами он пользуется, франчайзора или франчайзи.

· Широкая реклама. Наличие известного товарного знака, рекламных и маркетинговых программ франчайзора, дают возможность пользоваться всей мощью такой рекламы не только в локальном, но и в национальном, а иногда и в международном масштабе. Таким образом, франчайзи получает возможность рекламировать свой товар с помощью гораздо более масштабной рекламы, чем обычные малые предприятия.

· Помощь и поддержка, франчайзор передает франчайзи комплект методических материалов в виде четких инструкций по оборудованию, материалам, поставщикам, системе сбыта, технологии ведения дела и проводит курс обучения для того, чтобы франчайзи мог в самые кратчайшие сроки начать свой новый бизнес. В процессе работы франчайзор обеспечивает необходимые консультации и совместное решение возникающих проблем.

· Решение вопросов финансирования, бизнес в форме франчайзинга во всем мире считается более надежным бизнесом по сравнению со свободным малым предпринимательством в связи с тем, что этот бизнес уже хорошо опробован и является частью системы или сети франчайзинга. Наконец, франчайзор, являясь заинтересованной стороной, может быть гарантом при получении кредитов или финансового лизинга. Вот почему банки, лизинговые компании, другие финансовые кредитные организации более охотно работают с франчайзи по сравнению с обычными предпринимателями.

· Помощь в снабжении, обычно франчайзор предоставляет возможность приобретения, причем за счет опта по льготным ценам, расходных материалов, сырья, комплектующих изделий либо у самой компании, либо у определенных постоянных поставщиков. Такие возможности делают систему снабжения надежной и выгодной.

Соответственно франчайзинг позволяет сэкономить время и силы, которые уходят на формирование структуры любого нового бизнеса -- системы поставок, продаж, маркетинга, работы с персоналом. Предприниматель приобретает у крупной известной компании право пользоваться ее интеллектуальной собственностью, такой, как торговая марка, технология производства и продажи продукта, стандарты обслуживания.

Недостатки:

· Нужен начальный капитал. Для того чтобы купить франшизу и начать работать, необходимо иметь начальный капитал, величина которого изменяется в значительных пределах в зависимости от вида деятельности.

· Во франчайзинге меньше свободы, чем в обычном предпринимательстве. Так как франчайзор, зачастую, осуществляет контроль над деятельностью франчайзи, а так же вносит требования, советы и указания, что предусмотрено франшизным договором. А это ограничивает инициативу. Предприниматель должен подготовиться к тому, что головная компания будет пристально следить не только за его финансовыми успехами, но и за тем, как он соблюдает все правила, установленные договором франчайзинга. Самая большая проблема, с которой может столкнуться предприниматель, -- это необдуманные шаги головной организации.

· Франшизный бизнес нельзя «попробовать» и затем безболезненно бросить. Франшизный договор обычно заключается на относительно большой срок - от нескольких лет до нескольких десятков лет, что не дает возможности «попробовать» и, если не понравилось, бросить без существенных материальных потерь. С другой стороны ограниченность срока действия франшизного договора создает некоторую неопределенность в планировании будущего франчайзи.

Можно отметить и еще несколько недостатков франчайзинга, которые связаны с коммерческой концессией, прежде всего, это необходимость двойной регистрации -- в Роспатенте и Регистрационной палате. Также к числу недостатков относится отсутствие достаточной правовой базы, регулирующей франчайзинговые отношения. Именно поэтому некоторые компании отказываются от применения единого договора франчайзинга и заменяют его пакетом других договоров (индивидуально разработанных для конкретной системы). Например, некоторые компании не заключают договор франчайзинга, а подписывают со своими партнерами: лицензионный договор, договор комиссии, займа и продажи оборудования (который может быть заменен на договор лизинга). Иные компании регламентируют отношения с франчайзи договорами о поставках продукции и аренды торгового места (павильона, киоска). Даже многие из тех компаний, которые используют договор концессии, вместе с ним подписывают еще и лицензионный договор, и договор поставки (либо договор о сотрудничестве). Все это чревато возникновением споров. [35]

На наш взгляд, франчайзинг так же имеет ряд положительных особенностей и для экономики нашей страны в целом. Ведь сама суть франчайзинга предусматривает мощную систему обучения малому бизнесу, ни в одном университете предприниматель не получит такого качественного практического обучения со стороны опытных, заинтересованных в успехе своих «учеников» преподавателей, как в учебных центрах франчайзоров. Международный франчайзинг, в свою очередь, влечет за собой инвестирование значительных иностранных капиталов в российскую экономику.

Таким образом, развитие франчайзинга в стране:

· повышает общую культуру предпринимательских отношений;

· способствует созданию новых рабочих мест;

· способствует приобретению новых идей, методов и технологий в бизнесе;

· создает комплексную систему практического обучения малому предпринимательству без создания каких-либо специальных учебных структур и программ;

· привлекает значительные иностранные инвестиции в российскую экономику. [41]

Хотелось бы так же отметить, что на сегодняшний день франчайзинг является одной из самых важных и актуальных тем для обсуждения, ведь мировой финансовый кризис оказался роковым не только для малого бизнеса, но и для компаний - лидеров рынка в своем секторе. Крупные корпорации скупают более мелкие, наблюдаются многочисленные сокращения в разных структурах. Специалисты расходятся во мнениях по поводу дальнейшего развития франчайзинга. Одни считают данную систему выгодным решением для выхода из кризисной ситуации, которое позволит повысить эффективность малого бизнеса. Другие придерживаются того мнения, что в настоящее время франчайзинг лишь усложняет экономическую ситуацию в стране.

Важно отметить, что на данный момент многие компании отказываются от франчайзинга, потому что не считают выгодным начинать бизнес в условиях мирового кризиса. Но с другой стороны, если мы говорим о франчайзинге мирового уровня и качественного продукта, который проверен временем и востребован, то, как правило, не возникает столь серьезных опасений относительно рентабельности, ни у франчайзеров, ни у франчайзи. На подобные франшизы, всегда был и будет постоянный спрос и предложение. Если же говорить о компаниях, которые сегодня не готовы заявлять о своей конкурентоспособности, то в условиях кризиса они заинтересованы в покупке франшизы крупной и уверенной в себе компании. Такая покупка поможет «остаться в игре» и позволит причислить себя к мировой корпорации, чья репутация не может сильно пострадать в условиях кризиса.

На наш взгляд, франчайзинг, в любом случае, - это эффективная система, позволяющая малому бизнесу в кратчайшие сроки повысить свою репутацию и статус, а более крупным компаниям подтвердить свою значимость на рынке и приумножить капитал. Все это подчеркивает значимость франчайзинговой системы в условиях мирового финансового кризиса, которую можно рассматривать как один из инструментов выхода из кризиса и развития экономики России.[28]

Рассматривая эффективность системы франчайзинга в условиях кризиса, важно так же отметить и тот факт, что, на сегодняшний день, вложение во франчайзинг является одним из наименее рискованных. Ведь многие банки, особенно не государственные, находятся на грани разорения и держать деньги на счетах крайне рискованно. А система страхования вкладов размером до 700 000 рублей, предложенная государством, в свою очередь, не внушает оптимизма и доверия, да и размер страхуемых вкладов достаточно не высок. Если в качестве вложений рассматривать недвижимость, то тут тоже не все гладко: цены на жилье встали, даже сами участники рынка предрекают ему длительную стагнацию. Вслед за жильем в застое оказались компании, работающие на отрасль - строительные компании, заводы по производству металла, бетона и прочих строительных материалов. Безусловный кризис наблюдается и у сырьевых компаний - цены на нефть за последние месяцы упали более чем на 40%. Говоря, об автомобилях, на первый взгляд, это неплохой вариант, тем более на фоне появляющихся скидок на них. Но, купив машину (машины) с дисконтом сейчас, потом, после кризиса, продать ее (их) выгодно будет достаточно сложно, с учетом темпов обновления модельных рядов современной автопромышленности. Рынок драгоценных металлов лихорадит не меньше других - золото стремительно дешевеет. Главное же коварство ситуации заключается в том, что «сидеть на деньгах» еще более не безопасно - колебания курсов валют не предсказуемы, если еще учесть и инфляцию, то получается, что деньги «горят» на глазах. Обратив внимание на все вышеотмеченные факты, мы считаем, что наиболее выгодными являются вложения в реальный сектор экономики, то есть в бизнес. Но и тут не все просто, ведь существует прямая зависимость между текущим состоянием дел в экономике и карманом каждого из нас, то есть предполагается тотальное снижение покупательской способности, а это угроза для капитала, инвестируемого в реальный сектор. Соответственно наиболее безопасный вариант вложения - товары постоянной необходимости в среднем ценовом сегменте: в первую очередь продукты, одежда и в завершении лекарства. Но и здесь есть барьер, препятствующий эффективному инвестированию в эти направления - на российском рынке крайне мало компаний специализирующихся на перечисленных товарах, акции которых котируются на бирже. Получается, что инвестировать необходимо, создавая новый бизнес в данных областях, что в сложившейся ситуации звучит опасно. Ситуацию осложняет и тот факт, что у многих инвесторов отсутствует опыт в ведении такого рода бизнеса, ведь в таких областях как продукты, одежда, лекарства, впрочем, как и везде, много своих подводных камней. [43]

Соответственно, в сложившейся ситуации, система франчайзинга - это некая страховка капитала, что является, на наш взгляд, основным преимуществом франчайзинга в условиях кризиса. Конечно, необходимо помнить, что франчайзинг, франчайзингу рознь, а точнее франчайзор, франчайзору рознь: франчайзор должен иметь значительный опыт в бизнесе, который он предлагает; франчайзор должен предлагать выгодные для инвестора условия. Так же, что не менее важно, следует уделять особое внимание срокам окупаемости проекта, размеру роялти и паушального взноса и, что, на наш взгляд, является основным, стандартам и системе обучения, предлагаемым франчайзором. Сейчас, в условиях кризиса, при выборе франчайзингового предложения, есть особый смысл обратить внимание на дополнительные программы запускаемые некоторыми франчайзорами. Таких крайне мало. Эти программы направлены на предоставление франчайзи дополнительных льгот при покупке франшизы. Так, например, компания «Сабвей» предлагает своим потенциальным франчайзи компенсацию паушального взноса в размере 50 %, в случае приобретения франшизы в период с 1 февраля по 26 марта и открытия ресторана в течение 120 дней. [32]

Что до выбранной нами в качестве франчайзора компании ООО «Галерея-Алекс», представляющей торговую марку кофейни «Шоколадница», здесь франчайзи получает доступ к уникальной системе, разработанной и принадлежащей франчайзору и предназначенной для создания, открытия и эксплуатации кофеен по стандартам сети, которая включает:

· консультации по вопросам подбора помещений, предоставление критериев оценки и консультирование по вопросам оптимального местоположения и пригодности помещений для строительства кофейни;

· консультации по вопросам строительства и оформления разрешительной документации;

· предоставление технологического проекта и спецификации оборудования;

· обучение персонала;

· выезд специалистов на запуск кофейни;

· консультации и рекомендации по предпринимательской деятельности в сфере общественного питания;

· постоянную операционную и маркетинговую поддержку в управлении и продвижении после открытия кофейни.

Компания ООО «Галерея-Алекс» предлагает следующие этапы взаимодействия:

1. Знакомство, обмен информацией, обсуждение условий сотрудничества.

2. Поиск и оценка помещения.

3. Оформление договорных отношений, оплата паушального взноса.

4. Проектирование и строительство кофейни.

5. Открытие кофейни под контролем специалистов ООО «Галерея-Алекс».

6. Постоянное взаимодействие специалистов ООО «Галерея-Алекс» и партнера, направленное на соблюдение высоких стандартов компании, привлечение новых гостей, достижение запланированных финансово-экономических результатов при эксплуатации кофеен.

Требования, которые компания предъявляет к помещениям для открытия кофейни, заключаются в следующем:

· Расположение помещения на пересечении интенсивных транспортных и пешеходных потоков - на центральных улицах, в крупных деловых, торговых и развлекательных центрах, кинотеатрах, аэропортах. Желательно наличие удобных подъездных путей и возможностей парковки автотранспорта.

· Площадь для стационарной кофейни 150-200 м2; для кофейни в торговом центре 120-150 м2.

· Мощность для стационарной кофейни 70 кВт; для кофейни в торговом центре 30-40 кВт.

Так же компания предъявляет ряд условий заключения договора:

· Договор коммерческой концессии заключается на 5 лет, с правом пролонгации.

· Стоимость франчайзингового пакета торговой марки «Шоколадница» включает паушальный взнос - 60 000 $ по курсу ЦБ, на день оплаты, но не ниже 25 рублей и роялти (ежемесячный платеж от валовой выручки) - 7 %.

Говоря о смягчении условий заключения франчайзингового договора, в рамках кризиса, компания «Галерея-Алекс» на данный момент не предусматривает никаких изменений, хотя в дальнейшем, по словам заместителя регионального директора Светланы Лукьяновой, планируется пересмотреть размер паушального взноса в связи с ростом курса доллара.

Глава 3. Основные положения инвестиционного проекта

3.1. Основные экономические показатели бизнес плана

Бизнес план. Составление бизнес-плана.

Бизнес-план составляется в целях эффективного управления и планирования бизнеса и является одним из основных инструментов управления предприятием, определяющих эффективность его деятельности.

В условиях рынка и жестокой конкурентной борьбы предприятие должно уметь быстро и адекватно реагировать на изменения, происходящие во внешней среде и внутри самого предприятия.

Это становится возможным, когда выполняется несколько условий:

· администрация и инвестор правильно оценивают реальное финансовое положение предприятия и его место на рынке;

· существуют конкретные цели, к достижению которых должно стремиться предприятие;

· планируется и выполняется каждый шаг по достижению этих целей;

· администрация предприятия и инвестор понимают суть процессов происходящих на рынке, во внешней среде и внутри самой организации.

Бизнес-план составляется для внутренних и внешних целей. В подавляющем большинстве случаев, так уж сложилось в нашей стране, бизнес-план начинают составлять, когда необходимо привлечь инвестиции. Но дело в том, что это только одна сторона дела, на самом деле он составляется не только для внешних целей.

Внешние цели, для которых составляется бизнес-план - обоснование необходимости привлечения дополнительных инвестиций или заемных средств, демонстрация имеющихся у фирмы возможностей и привлечение внимания со стороны инвесторов и банка, убеждение их в достаточном уровне эффективности инвестиционного проекта и высоком уровне менеджмента предприятия. [42]

Каждый инвестор захочет оценить выгодность инвестирования в предлагаемый инвестиционный проект и оценить соотношение возможной отдачи от проекта и рискованности вложений, а лучший способ для этого - изучить и проанализировать бизнес-план инвестиционного проекта.

Бизнес-план, по сути - визитная карточка инвестиционного проекта. Он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект и при каких условиях он будет наиболее эффективен при допустимой для инвестора степени риска и верности допущений, сделанных разработчиком инвестиционного проекта.

Обязательным условием получения банковского кредита является предоставленный банку грамотно составленный бизнес-план инвестиционного проекта. Если у заемщика он отсутствует, это говорит о низком профессиональном уровне администрации предприятия и делает получение банковского кредита невозможным, кроме того, в будущем банк будет оценивать выдачу кредита такому предприятию, как более высокорисковую операцию, что обязательно повлияет на величину процентов по кредиту в сторону увеличения.

Гораздо более важными для предприятия являются внутренние цели, для которых составляется бизнес-план.

Внутренние цели - проверка знаний управляющего персонала, понимания ими рыночной среды и реального положения предприятия на рынке. Очень важны достижение понимания инвестором и администрацией предприятия стратегических целей, характеристик, конкурентной среды, слабых и сильных сторон конкретного инвестиционного проекта, его возможной эффективности при заданных условиях.

Таким образом, составив бизнес-план, Вы сделаете предприятие более эффективным и управляемым, сможете с более высокой точностью прогнозировать ситуацию на будущее.

Создание новых проектов предполагает предварительное экономическое обоснование их целесообразности, последующее планирование необходимых затрат на их осуществление и ожидаемых конечных результатов. Бизнес-планирование позволяет экономистам-менеджерам не только обосновать необходимость разработки того или иного инновационного проекта, но и возможность его реализации в действующих рыночных условиях. [42]

Основными объектами бизнес - планирования в свободных экономических отношениях служат высокодоходные и конкурентоспособные инновационные проекты. Как известно, современный рынок, основанный на соблюдении всеми производителями и потребителями равновесия между спросом и предложением и соизмерении своих доходов и расходов, всегда будет отдавать предпочтение в кредитовании и финансировании тем производственным, предпринимательским или коммерческим предложениям, которые в будущем дадут наибольший социально-экономический результат. Бизнес-планы в основном предназначаются для того, чтобы способствовать выходу на рынок высококонкурентных новых видов товаров и услуг.

Следовательно, любой инновационный бизнес-проект должен иметь соответствующий бизнес-план обоснования оптимальных показателей производства и продажи товаров и услуг, как на отечественном, так и на зарубежном рынке. В рыночных отношениях бизнес-план сам превращается в своеобразный товар, продвижение которого в окружающую предприятие внешнюю банковско-кредитную или финансово-инвестиционную среду должно принести максимальный доход разработчикам нового проекта.

Бизнес-планы являются для наших производителей новым видом внутрихозяйственного или внутрифирменного планирования, получившим наибольшее распространение на малых и средних предприятиях. Бизнес-планы разрабатываются на различные инновационные объекты или процессы, связанные с проектированием или созданием новых фирм и их подразделений, разработкой и поставкой на рынок требуемых товаров и услуг, реконструкцией предприятий и расширением выпуска продукции, совершенствованием технологии и организации производства, повышением качества товаров и производительности труда. В них обосновывается определенная социально-экономическая цель, как правило, имеющая завершенный созидательный результат: рост прибыли, увеличение доли рынка, удовлетворение требований покупателей, ускорение оборота продукции, создание новых рабочих мест и т.д.

Выбранная социально-экономическая цель фирмы на предстоящий период ее производственно-хозяйственной или иной деятельности должна получить наиболее полное отражение в разрабатываемом бизнес-плане. На вновь создаваемые или открываемые фирмы и предприятия разрабатывается в соответствии с проектом комплексный бизнес-план, включающий подробные технико-экономические расчеты по всем разделам и показателям проектирования, строительства и освоения нового производства товаров и услуг. На действующих предприятиях бизнес-планы обычно создаются с целью достижения соответствующих стратегических, тактических или оперативных направлений или задач, связанных с дальнейшим развитием производственных или функциональных подразделений, реструктуризацией или расширением организации и т.д. При стабильной и устойчивой работе предприятия бизнес-план может быть направлен на обновление основных производственных фондов и развитие новых технологий. При значительном спаде производства, имеющем место в переходный период, бизнес-план должен предусматривать поиск новых рынков, расширение сбыта продукции и т.п. В одних случаях требуется разработка комплексных бизнес-планов, в других - локальных бизнес - проектов. Бизнес-планы нужны на открытие любого нового проекта или своего дела всем производителям и предпринимателям. [42]

Бизнес-план представляет собой документ, который описывает аспекты будущего коммерческого предприятия, анализирует проблемы, с какими оно может столкнуться, а также устанавливает способы их решения. Бизнес - план, в конечном счете, должен дать правильный ответ на такие важные вопросы рыночных отношений, как возможная стоимость проекта и планируемые доходы. Каждый предприниматель должен знать, сколько будет стоить новый проект и принесет ли это дело доходы, а если принесет, то когда и какова степень риска? Ответы на эти вопросы рационального хозяйствования в сложных рыночных отношениях дает правильно составленный бизнес-план. Передовой зарубежный опыт свидетельствует, что в условиях рынка всем производителям необходимо составлять планы как долгосрочной, так и текущей деятельности. Это означает, что всем нашим предпринимателям следует также иметь деловые планы. Составление бизнес-плана служит первым шагом каждого начинающего предпринимателя в сферу инновационной, хозяйственной, коммерческой или инвестиционной деятельности. Разработка такого плана требует не только всесторонней экономической оценки будущего бизнес-проекта профессиональными менеджерами, но и непосредственного участия самих предпринимателей и высших руководителей предприятия или фирмы. Совместное участие в составлении бизнес-планов экономистов и предпринимателей особенно необходимо на отечественных предприятиях, имеющих многолетний опыт составления тактических и стратегических, в частности пятилетних и годовых, планов. Поэтому возникает вопрос о преемственности или соотношении широко известных в российской промышленности систем и методов планирования социально-экономического развития предприятий и новых бизнес-планов.

В условиях рынка основные плановые задачи каждого предприятия сводятся к решению следующих вопросов:

· какой вид продукции или какое новое дело выбрать для выхода на отечественный и зарубежный рынок;

· каков будет рыночный спрос на предлагаемые товары и услуги, и как он будет изменяться;

· какие ресурсы и в каких количествах потребуются для организации бизнес - проекта;

· сколько будут стоить необходимые ресурсы и где найти надежных поставщиков;

· каковы будут издержки на организацию производства и реализацию продукции и услуг на соответствующих рынках;

· какой может быть рыночная цена на данную продукцию и как на нее повлияют конкуренты;

· какими могут быть общие доходы, и как их следует распределять между всеми участниками бизнес - проекта;

· каковы будут показатели эффективности производства и как их можно повысить. [42]

Основные показатели эффективности инвестиционного проекта

Любой инвестиционный проект начинается с бизнес-плана, который подробно описывает технологическую и организационную сторону проведения проекта, механизм генерирования доходов, рассматривает систему внутренних и внешних факторов, влияющих на прибыльность проекта. В нем также дается заключение об эффективности вложений, при различных уровнях требуемой инвестором доходности.

Бизнес-план проекта необходим как инвесторам, рассматривающим возможность вложения своих средств в проект, так и непосредственным исполнителям проекта на операционном уровне. Инвесторы должны увидеть в бизнес-плане механизм получения доходов, понимание и доверие к которому являются для них гарантиями возврата вложенных средств, а менеджеры будут руководствоваться бизнес-планом при осуществлении проекта.

Проблема планирования бизнеса слишком обширна. Поэтому остановимся на одном из аспектов, а именно основных показателях эффективности инвестиционного проекта. [46]

Оценка эффективности инвестиционного проекта призвана определить, насколько цена приобретаемого актива (размер вложений) соответствует будущим доходам с учетом рисков проекта.

Это даст вам возможность:

· быстро определить действенность вложения средств в новый проект;

· сориентироваться в принесенном бизнес-плане, для воплощения которого у вас настойчиво просят энную сумму денег.

К основным показателям эффективности инвестиционного проекта относятся:

· Cash Flow;

· чистая текущая стоимость проекта (NPV);

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты