p align="left">До сих пор административный натиск по поводу внешнего оформления магазинов испытывают многие франчайзи Kodak Express. Даже в Москве далеко не все магазины Kodak Express имеют фирменную вывеску из-за вмешательства местных властей [5, 19].
Хороший выход из положения нашли во флористической компании «Букет конфет», также работающей по генеральной франшизе американской компании.
У них несколько торговых точек в Москве. Надо всеми красуется большая вывеска на русском языке: «Букет конфет». Логотип их американского франчайзера Candy Bouquet они размещаем на витрине, а не над входом, как вывеску: в противном случае им бы пришлось его регистрировать. Таким образом, они не ущемляем их иностранного партнера и не дают повода для санкций со стороны городских властей [43].
Проблемой остаются и финансовые расчеты между партнерами в России и за рубежом. Поскольку в российском законодательстве нет четкого определения франчайзинга, то нет и такого понятия, как роялти. В том числе и в инструкции Центробанка РФ, определяющей виды платежей, которые можно производить на счета в иностранных банках. Возникает казусная ситуация: франчайзи не может законным способом расплатиться с головной компанией, находящейся за границей.
Организация выплаты роялти - это проблема не франчайзи, а франчайзеров. Именно франчайзеры-иностранцы, по логике, должны озаботиться этой задачей, привлечь свои лучшие аналитические силы и придумать схему, облегчающую получение от партнеров периодических платежей, предусмотренных договором.
Трудности с платежами актуальны только для тех иностранных компаний, использование франшизы которых выливается в более-менее заметную сумму. Ряд иностранных франчайзеров, стремясь завоевать себе место на российском рынке, пока что устанавливают чисто символические роялти, что позволяет оформлять их как административный платеж на поддержание жизнедеятельности офиса иностранного партнера. Такие суммы российские франчази приспособились переводить за границу даже с кредитных карточек.
Еще одна из преград - отсутствие в России специалистов, которые могли бы производить продукты, на которых специализируются иностранные франчайзеры. Ряд направлений, в которых они работают, в России просто неизвестны. Таким компаниям приходится выбирать: либо ждать, пока российский рынок без их участия узнает о продукте и вырастит профессиональные кадры, либо вкладывать деньги в обучение партнеров и персонала в России.
Так, американская компания Candy Bouquet пришла в Москву с неизвестной для отечественного рынка продукцией - декоративными букетами, изготавливаемыми из цветов и конфет. Сейчас американцы ведут переговоры о передаче своей генеральной франшизы российской фирме «Букет Конфет», которая, по всей вероятности, станет организатором франчайзинговой сети в России и Белоруссии.
Одним из условий передачи в Россию генеральной франшизы стали высокие требования к подготовке Российских специалистов. Ведь они будут обязаны обучать делать такие букеты российских флористов, а в России эти искусством пока мало кто владеет [25, 55].
Но, несмотря на все эти проблемы, интерес у мировых франчайзинговых сетей к России не исчезает.
3.3ПроблемыиперспективыфранчайзингавРоссии
Франчайзинг в России не получил широкого распространения, хотя потенциальные возможности внедрения его достаточно широки. Основные проблемы сдерживания развития франчайзинга в нашей стране можно классифицировать по причинам их возникновения.
Социально-психологические проблемы. К ним можно отнести:
· отсутствие отечественного опыта и боязнь провала у субъектов франчайзинговой системы - франчайзера и франчайзи;
· отсутствие должного уважения к интеллектуальной собственности;
· боязнь франчайзи потерять самостоятельность.
Важнейшим социально-психологическим аспектом франчайзинга является традиционное для нашей страны неуважение к интеллектуальной собственности. Решение этой проблемы требует сочетания экономических и правовых воздействий, которые сделают неэффективным несанкционированное использование чужой интеллектуальной собственности. Образовательные проблемы франчайзинга, вызванные слабой подготовкой предпринимателей в этой области. Решение образовательных проблем связано с необходимостью создания сети учебных и консультационных центров по франчайзингу, что требует решения чисто экономических проблем. В то же время образовательные проблемы франчайзинга приведут к расширению познаний франчайзи в области права и экономики [21].
Экономические проблемы франчайзинга. Франчайзинг - экономический инструмент, и для его внедрения необходимы соответствующие экономические предпосылки, которые в России не сформировались либо вообще, либо частично. К данным проблемам можно отнести:
· Нестабильность развития экономики России. Франчайзинговые схемы требуют стабильности и предсказуемости экономики;
· Отсутствие у большинства предпринимателей - потенциальных франчайзи - необходимого стартового капитала для вхождения во франчайзинговую систему;
· Сложность получения кредитов для создания стартового капитала.
Важнейшей экономической проблемой российского франчайзинга становится отсутствие стабильности. Если вернуться к определению франчайзинга, то это в первую очередь система отношений, закрепленная опять-таки системой договоров. Естественно, что подобная система, к тому же объединяющая экономически независимых предпринимателей, становится инерционной.
Основной проблемой российских потенциальных франчайзи является нехватка первоначальных средств для покупки франшизы и оборудования торгового помещения, также существуют проблемы в поиске самих средств. К тому же при получении кредита необходимо предоставить убедительный бизнес-план. А потенциальный франчайзи должен быть готов вложить хотя бы одну треть общей суммы собственных средств. Получается, что личная финансовая ответственность является необходимым требованием при выборе франчайзи.
Многие вынуждены из-за нехватки собственных средств открывать свои предприятия в арендуемых помещениях, перемена владельца отрицательно влияет на работу как франчайзи, так и франчайзинговой системы в целом.
Если учесть, что франчайзи должен вносить разовую франшизную плату (паушальный платеж), то стартовый капитал франчайзи должен быть достаточно большим. К сожалению, далеко не все отечественные предприниматели обладают подобным капиталом. Попытка получить стартовый капитал в виде банковского кредита также сталкивается с рядом проблем: уровень доходности франчайзи, с учетом всех регулярных платежей (роялти, отчисления в централизованный рекламный фонд и другие платежи), может привести к тому, что срок возврата кредита будет достаточно большим, а если учесть действующие ставки кредита, и вовсе невозможным, существующая правовая система еще больше затрудняет кредитование франчайзи.
Организационно-правовые проблемы. Основные проблемы франчайзинга в России в настоящее время концентрируются в области права. Это вызвано тем, что франчайзинг как система отношений основан на системе договорных отношений и должен быть подкреплен серьезной правовой базой. В современной правовой системе России термин франчайзинга встречается только один раз, в 54 главе Гражданского кодекса РФ (ГК РФ), где утверждается: «коммерческая концессия» является синонимом франчайзинга. Однако самый поверхностный анализ этой главы позволяет утверждать: коммерческая концессия значительно уже понятия франчайзинга; франчайзинг в России приходится базировать на комплексном договоре, основанном на ряде статей ГК РФ и законодательных актов, то есть на обходных правовых схемах.
Все это затрудняет использование франчайзинга в отечественной экономике. Повышение эффективности и развитие франчайзинга в России требует внесения изменений в законодательство. Ими необходимо достичь следующих целей:
· Создание условий для реальной конкуренции франчайзинговых систем с традиционно сложившимися механизмами реализации товаров.
· Обеспечение удобства применения законодательных актов для участников франчайзинговой системы.
· Создание прозрачности франчайзинговой системы и ее элементов для контролирующих органов.
Все три цели тесно связаны между собой. Для реализации поставленных целей необходимо создать систему законодательных актов, фиксирующих все необходимые действия при создании франчайзинговой системы, включающих образцы договоров и перечень документов (по максимуму), применяемых при различных видах франчайзинга.
В результате у предпринимателей будет достаточный нормативный материал для заключения договоров, где они в зависимости от выбранной схемы работы будут применять те или иные нормативные документы и подбирать образцы договоров.
Анализ франшиз, функционирующих на российском рынке, показывает отсутствие единого подхода к регулированию отношений посредством франчайзинга, априори присущего зарубежным аналогам. Несовершенство законодательства, заключающееся как в отсутствии понятия франчайзинга в правовой базе России, так и в желании ряда законодателей по-ставить знак равенства между понятиями франчайзинга и коммерческой концессией, а также спонтанность в развитии российского рынка, вынудили ряд иностранных правообладателей отказаться от применения франчайзинга на российской территории [42, 63, 64].
Наилучшим примером, иллюстрирующим такую тенденцию, можно назвать опыт двух конкурентов на мировом рынке в области фаст-фуда: рестораны быстрого питания McDonald's и рестораны быстрого обслуживания SubWay.
Лидер мирового франчайзинга -- компания McDonald's -- отказалась от продажи франшиз на территории России и доказала правильность своего выбора успешным функционированием здесь в течение последнего десятилетия. Выбор иной концепции для российского рынка можно объяснить следующим обстоятельством: если в начале 1990-х гг. в российском McDonald's не думали о франчайзинге потому, что только начинали создавать местную систему дистрибуции, то теперь франчайзинговая схема работы в России для компании просто неактуальна [55].
Большая часть проблем франчайзинга связана со слабой подготовкой предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи. Решение этих проблем достаточно тривиально: необходимо создать образовательную систему, которая позволила бы значительно расширить подготовку отечественных предпринимателей в области франчайзинга. Эта система должна иметь два направления: широкое, обеспечивающее пропаганду франчайзинга как экономического инструмента и узкое, обеспечивающее целевое консультирование субъектов франчайзинговых систем (франчайзера и франчайзи) по конкретным экономическим проблемам франчайзинга. Эти два направления должны дополнять друг друга [16].
Широкое образовательное направление в области франчайзинга можно построить на системе учебных центров, которые должны быть расположены по всей территории России. В этих центрах будут проходить обучение как потенциальные франчайзеры, так и потенциальные франчайзи. Причем на начальном этапе создания франчайзинговых систем франчайзеры могут использовать эти центры для целевой подготовки своих франчайзи и их сотрудников. Для более глубокой и широкой подготовки предпринимателей в области франчайзинга имеет смысл включить в вузовские учебные планы отдельные учебные предметы и разделы по франчайзингу.
Узкое направление связано с развитием управленческого консультирования по проблемам франчайзинга. Это консультирование должно охватывать не только общие проблемы франчайзинга, но и отдельные разделы (например, такие как, правовые аспекты франчайзинга; взаимодействие франчайзера и франчайзи; организация бухгалтерского учета; подбор и управление персонала) [37, 49].
Один существенный минус работы по франшизе иностранной компании нужно иметь в виду с самого начала. Это большая ответственность каждого субъекта системы за продвижение марки в целом, за ее существование на определенной территории. Схема такова: головной офис компании находится за границей. Он передает на определенных условиях право распоряжаться своей маркой в России отечественному представительству - мастер-франчайзеру. Фирма, осуществляющая франчайзинг на определенной территории, несет ответственность за все действия франчайзи на всей этой территории перед головным офисом за рубежом. Плюс еще за себя как за компанию, организующую этот бизнес. Поскольку не все иностранные и российские законодательно-правовые базы синхронизированы, надо осознавать, что в случае, если иностранная компания найдет серьезное нарушение у мастер-франчайзера или у одного из франчайзи, она может в один миг приостановить деятельность всей сети на конкретной территории. А это значит, что автоматически приостанавливается деятельность всех франчайзинговых точек.
Второй неприятный для франчайзи, работающих под иностранными марками, момент нужно подчеркнуть особо. Это скрытые контрольные визиты, которые любят устраивать зарубежные головные предприятия без всякого уведомления. В отличие от мастер-франчайзера, который всегда предупреждает своих подопечных о грядущей ревизии. Нарушением может быть признано любое отступление от принятых стандартов [28].
Таким образом, для развития франчайзинга в России имеются достаточно широкие возможности. Но для реализации этих возможностей отсутствует специальное законодательство по франчайзингу и именно поэтому необходимо создать определенные условия. Нужна законодательная инициатива по разработке закона о франчайзинге и внесения соответствующих изменений в связанные с ним законы и нормативные акты. Необходимо включение в правительственную программу поддержки малого предпринимательства системы развития франчайзинга. Очень важно создание системы налоговых льгот для франчайзи, особенно на начальном этапе развития франчайзинговой системы. Целесообразно предоставить возможность применения франчайзи упрощенной системы бухгалтерского учета. Требуется создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу, не только в центре, но и по всей России. Перспективы развития франчайзинга в России высоки, самое главное решиться перейти от слов к делу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Франчайзер и франчайзи связаны другом с другом системой договоров, в основе которых лежит франшиза. Это контрольная лицензия, выданная одним лицом (франчайзером) другому лицу (франчайзи), которая устанавливает между франчайзером и франчайзи специфическую систему взаимоотношений.
Франчайзинг, как экономический инструмент и как вид предпринимательской деятельности имеет достоинства и недостатки. Наиболее важными из достоинств, является то, что франчайзинг позволяет значительно расширить рынок сбыта стандартного, хорошо известного потребителю товара, сохраняя, при этом, независимость франчайзи, как предпринимателя. Очень важно то, что франчайзинг позволяет резко расширить возможности малого бизнеса, предоставив ему многие возможности крупных предприятий. Тем самым этот экономический инструмент резко повышает выживаемость предприятий малого бизнеса. Наиболее существенными недостатки связаны со стандартностью товара и ограничениями в ведении бизнеса. Франчайзинг снижает конкуренцию, что приводит к снижению качества товара. В конечном итоге франчайзинговая система менее гибка, по сравнению с крупными корпорациями и, тем более с предприятиями малого бизнеса.
Франчайзинг - чрезвычайно перспективный вид предпринимательства: если в обычном бизнесе из 100 возникающих предприятий в итоге выживает не более 10, то из 100 франшизных будет успешно работать 90, что немаловажно и с точки зрения создания новых рабочих мест.
Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики в значительной степени определяется интеграцией крупных и малых компаний, которые являются основными элементами системы зарубежной экономики. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства, за рубежом эту форму деятельности считают не только полезной, но и престижной. Очевидно, что усиление взаимодействия крупного и малого бизнеса необходимо и для успешного развития России.
Франчайзинг процветает, потому что в нем сочетается стимул личного владения с управленческим и техническим мастерством крупного бизнеса. Для предпринимателей франчайзинг предлагает краткий путь к росту, так как они получают готовое дело. Для франчайзи франчайзинг дает возможность быстрого расширения. Франчайзи растет, позволяя предпринимателям финансировать его рост через продажу франшиз.
Не распространенность франчайзинга в России не связана с какой-либо спецификой страны, а объясняется крайней ограниченностью знаний в этой области не только у широких слоев населения, но и у специалистов, предпринимателей, т.е. слабая подготовка предпринимателей, которые могли бы выступить организаторами франчайзинговых систем (франчайзерами) и работать в этих системах в качестве франчайзи.
Развитие франчайзинга в России не находит должной поддержки на государственном уровне. Первое, что тормозит развитие франчайзинга - российское законодательство. Если в зарубежных странах этот вид деятельности не требует никаких официальных оформлений и регистраций, то согласно Гражданскому кодексу РФ договор о коммерческой концессии необходимо регистрировать в Роспатенте, что приводит к возникновению бюрократических проволочек. Помимо этого, отсутствует необходимая законодательная база. США только на федеральном уроне создано около сотни законов, так или иначе касающихся франчайзинга, в то время как в России отсутствует даже закон о франчайзинге.
Тем не менее, несмотря на наличие отдельных тормозящих факторов, франчайзинг в России уже успешно развивается. Все больше предпринимательских кругов обращается к использованию этой эффективной формы ведения бизнеса. Однако значение его для российской экономики переоценить сложно: для франчайзера - это один из самых быстрых и эффективных способов создания новых независимых предприятий, объединенных в единую систему, для франчайзи - развивать свой собственный бизнес на базе проверенной бизнес-модели, а для государства - это эффективный инструмент поддержки малого и индивидуального предпринимательства, а следовательно, и развития всей российской экономики. Развитие франчайзинга в России будет проходить все большими темпами, поэтому не следует упускать шанс обойти своих конкурентов уже сейчас.
За последние 10 лет на российский рынок вышли и успешно функционируют такие известные западные франшизные системы, как «Baskin Robbins», «English First», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Sbarro», «Subway», «Xerox» и др. Тем не менее, компании, желающие развивать франчайзинговые отношения в России, должны учитывать, что здесь не развита инфраструктура бизнеса, поэтому потребность в финансовых ресурсах здесь выше, что препятствует развитию франчайзинга. Российским франчайзи целесообразно использовать региональный фрнчайзинг и субфранчайзинг.
Перспективы развития франчайзинга в России самые благоприятные. В последнее время намечается тенденция ускоренного развития и распространения франшизного метода ведения бизнеса.
Тем не менее, к сожалению можно констатировать, что темпы развития франчайзинга в России относительно невелики по сравнению с развитыми странами.
Подводя итог всему сказанному можно смело утверждать, что франчайзинг, как вид бизнеса достаточно интересен и перспективен в России. Он может развиваться как отечественная система, так и при участии зарубежных фирм и предпринимателей.
СПИСОКЛИТЕРАТУРЫ
Нормативно-правовыеакты
1. Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ).
2. Закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральным Законом от 11 декабря 2002 г. № 166-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»)
Монографии,учебникииучебныепособия
3. Балабанов, И.Т. Внешнеэкономические связи: Учеб. пособие / И.Т. Балабанов, А.И. Балабанов. - М.: Финансы и статистика, 2000. - 512 с.
4. Волков, А.С. Искусство финансирования бизнеса. Выбор оптимальных схем. - М.: Вершина, 2006. - 328 с.
5. Горфинкель, В.Я. Предпринимательство: Учебник для вузов / Под ред. Проф. В.Я Горфинкеля, Г.Б. Полякова, В.А. Швандора. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 581 с.
6. Есютин, А.А. Розничные торговые сети: стратегии, экономика и управление: Учебное пособие / под ред. А.А. Есютина, Е.В. Карповой. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2008. - 424 с.
7. Земляков, Д.Н., Макашев, М.О. Франчайзинг. Интегрированные формы организации бизнеса: Учеб. пособие для вузов / Д.Н. Земляков, М.О. Макашев. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 142 с.
8. Качканов, В.П. Институциональные аспекты организации взаимодействия крупного и малого бизнеса в экономической теории / Сборник статей участников международной научной конференции «Методология экономической науки и методика преподавания экономической теории». Том 1 / Под ред. д.э.н. К.А. Хубиева - М.: ТЕИС, 2006.
9. Качканов, В.П. Крупный и малый бизнес: перспективы взаимоотношений в форме франчайзинга / Ломоносов 2005: Международная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых МГУ им. М.В. Ломоносова. Сборник тезисов / Под ред. В. Н. Сидоренко и др. - М.: ТЕИС, 2005.
10. Кисурина, Л.Г. Лизинг, мена, посредничество, цессия, зачеты… Бухгалтеру просто о сложных сделках. - М.: АКДИ «Экономика и жизнь», 2008. - 416 с.
11. Лебедев, В.И. Франчайзинг по русски. Мифы и реальность [текст]. - СПб.: Вектор, 2006. - 160 с.
12. Матанцев, А.Н. 600 способов продвижения торговой марки / А.Н. Матанцев. - М.: Издательство «Дело и сервис», 2003. - 352 с.
13. Рыкова, И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры / И.В. Рыкова. -- М.: Современная экономика и право, 2000. - 224 с.
14. Семин, О.А. Сервис в торговле. В трех кн. Книга вторая. Искусство торговать или секреты мерчайзинга: учебное пособие / О.А. Семин, В.А. Сайдашева, В.В. Панюкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. - 112 с.
15. Шейн, С. От мороженого к Интернету: Франчайзинг как инструмент развития и повышения прибыльности вашей компании / Пер. с англ. О.В. Теплых; Под науч. Редакцией Е.Е. Козлова - Днепропетровск: Баланс Бизнес Букс, 2006. - 208 с.
Периодические издания
16. Балахонцев, А.А. Формирование инфраструктуры франчайзингового бизнеса в России / А.А. Балахонцев, А.М. Годин // Вопросы гуманитарных наук. - 2008. - №3. - С. 63-67.
17. Васильев, Н.М. Франчайзинг и особенности его развития в России / Н.М. Васильев // Финансы. - 2006. - № 2. - С. 26-29.
18. Дробышева, И. Приключения франчайзинга в России / И. Дробышева // Дальневосточный капитал. - 2005. - № 4. - С. 46-47.
19. Жиков, Я. Франшиза - начало успешного бизнеса / Я. Жиков // Управление компанией. - 2004. - № 1. - С. 10-11.
20. Каталог франшиз: общественное питание, розничная торговля, услуги // Секрет фирмы. - 2008. - № 15. - С. 122-165.
21. Ковалева, Л.Ф. Франчайзинг как форма инфраструктурного обеспечения малого предпринимательства в регионе / Л.Ф. Ковалева // Экономика и управление. - 2008. - № 1. - С. 122-125.
22. Ковалевский, А. Групповой метод / А. Ковалевский // Бизнес-журнал. - 2008. - №4. - С. 12-14.
23. Кочетков, Г.Б. Франчайзинг: организация малого бизнеса / Г.Б. Кочетков // США, Канада: экономика - политика - культура. - 2000. - № 4. - С. 102-118.
24. Лапицкая, Л. Франчайзинговая модель организации бизнеса / Л. Лапицкая, Е. Чемоданова // Маркетинг. - 2000. - № 3 (52). - С. 105-115.
25. Ленц, Е. Брэнд или формат: проблема выбора / Е. Ленц // Бизнес-журнал. 2007. - № 10. - С. 28-31.
26. Ленц, Е. Гастрономическая франшиза / Е. Ленц // Бизнес-журнал. 2007. - № 22. С. 28-31.
27. Ливандовская, А.Д. Франчайзинг в России: состояние, проблемы и перспективы развития / А.Д. Ливандовская, В. Бирюкова // Вестник ДВГАЭУ. - 1999. - № 3 (11). - С. 23-32.
28. Марков, С. Франчайзинг: проблемы развития бизнеса / С. Марков // Проблемы теории и практики управления. - 2007. - № 3. - С. 104-107.
29. Митягин, В. Правда о франчайзинге / В. Митягин // Бизнес-журнал. 2007. - № 17. - С. 54-56.
30. Моцкобили, И. Макдональда не стало, но дело его живет / И. Моцкобили // Коммерсантъ. - 1998. - № 127. - С. 14-18.
31. Новосельцев, О. Оценка коммерческой концессии / Новосельцев О. // Хозяйство и право. - 2000. - № 3.
32. Орлова, О. Договор франчайзинга / О. Орлова // Право и экономика. - 2003. - № 7. - С. 45-47.
33. Панина, М. Фаза активного развития франчайзинга на российском рынке / М. Панина // Деньги. - 2008. - № 2. - С. 9.
34. Панюкова, В.В. Особенности развития франчайзинга на российском рынке / В.В. Панюкова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 2. - С. 75-80.
35. Панюкова, В.В. Преимущества и недостатки применения франчайзинга для российских предприятий / В.В. Панюкова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2004. - № 6. - С. 88-93.
36. Рыкова, И.В. За что платит франчайзи? / И.В. Рыкова // Бизнес для всех. - 2007. - № 10. - С. 8-12.
37. Рыкова, И.В. Франчайзинг в деятельности отечественных производителей / И.В. Рыкова // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - № 1. С. 81-89.
38. Сердюкова, Л. Франчайзинг - собственный бизнес под маркой лучшей фирмы / Л. Сердюкова // Малый бизнес. - 1996. - № 2. - С. 9-11.
39. Танавская, Л. С вывеской на перевес / Л. Танавская // Коммерсантъ - Деньги. - 2006. - № 25. - С. 17-21.
40. Тотьев, К. Коммерческая концессия / К. Тотьев // Известия делового мира. - 2007. - № 5 (21). - С. 15-25.
41. Филипова, И.А. Успешный опыт применения франчайзинга в сфере услуг / И.А. Филипова // Маркетинг услуг. - 2008. - № 2. - С. 192-199.
42. Черч, Н. Знакомьтесь - франшизинг / Н. Черч // Пробл. теории и практики упр. - 1991. - № 3. - С. 114-117.
43. Шишков, А. Франчайзинг в торговле / А. Шишков // Оборудование. Рынок. Предложение. Цены. - 2001. - № 2 (50). - С. 32.
44. Экнодносова, О.Г. Распространенность отечественных франчайзинговых туристских сетей в ЦФО РФ / О.Г. Экнодносова, Е.Н. Артемова // Практический маркетинг. - 2008. - № 4. - С. 30-32.
Ресурсы сети Интернет
45. Бум франчайзинга и его современное развитие [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dit.perm.ru
46. Великанова, О. Чем привлекателен франчайзинг? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.konkurent.ru
47. Виды франчайзинговых систем. Франчайзинг в Украине [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.franchising.org.ua
48. Вселенная франчайзинга. Интернет-Справочник [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franchisinguniverse.ru
49. Качканов В. П. Система франчайзинг в России: проблемы и перспективы / Российский экономический интернет-журнал [Электронный ресурс]: Интернет-журнал АТиСО / Акад. труда и социал. отношений - Электрон. журн. - М.: АТиСО, 2006 - . - № гос. регистрации 0420600008. - Режим доступа: http://www.e-rej.ru/Articles/2006/Kachkanov.pdf
50. Корпорация заграничных частных инвестиций [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.opic.gov
51. Магазин франшиз и все о франчайзинге [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.deloshop.ru
52. Мировая практика развития франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.deloshop.ru
53. Николаенко, А. Секреты франчайзинга «по-русски» // Готовый бизнес в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bportal.ru
54. Новости франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.beboss.ru
55. Новости франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.financial-news.ru
56. Новости франчайзинга. Макдоналдс в России [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.McDonald's.ru
57. Официальный сайт департамента поддержки и развития малого предпринимательства города Москвы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dmpmos.ru
58. Официальный сайт Международной Ассоциации Франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.franchise.org
59. Официальный сайт Российской Ассоциации Франчайзинга (РАФ) [Электроный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rarf.ru
60. Особенности развития франчайзинга на российском рынке [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sellbrand.ru
61. Рыкова, И.В. Франчайзинг в России, 2008 год [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fpsr.ru
62. Статистика франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.top-franchising.com
63. Торгово-промышленная палата РФ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tpprf.ru
64. Франчайзинг в России: перспективы развития [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sellbrand.ru
65. Энциклопедия франчайзинга [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://franchising-consult.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ1
Таблица 1.4 - Обязанности франчайзера и франчайзи
Обязанности франчайзора
Обязанности франчайзи
1
2
· Установка всех выплат. Франчайзор должен установить все выплаты, связанные с франчайзинговой системой. Это включает первоначальный взнос, регулярно оцениваемый сервисный взнос за использования товарного знака, выплаты в рекламный фонд и другие взносы за предлагаемые франчайзором дополнительные услуги. Эти выплаты и платежные обязательства оговариваются во франчайзинговом договоре.
· Передача деловой и технической информации. Франчайзор создал удачную бизнес концепцию, в основе которой лежит техническая информация. Для успешной деятельности франчайзингового предприятия это знание должно быть предано франчайзи через систему обучения и поддержки.
· Документация всех правил и положений. Франчайзор, разрабатывая успешную деловую концепцию, должен стандартизировать все процедуры и положения, который сделали его бизнес успешный. После стандартизации все правила и процедуры должны быть документированы. Имея эту документацию франчайзор может тогда обеспечить каждого франчайзи практической инструкцией в бизнесе. Эта инструкция должна быть единой для всей франчайзинговой системы, что гарантирует высокое качество операций повсюду в системе.
· Контроль качества. Франчайзор должен поддерживать репутацию франчайзинговой системы. Чтобы успешно сделать это, ему требуются система контроля качества, которая должно применяться ко всем действующим франчайзи в системе. Этот контроль качества обеспечивает метод для оценки работы франчайзи.
· Обеспечение постоянной поддержки. Франчайзор должен обеспечивать постоянную поддержку каждому
· Выплата первичного взноса. Как оговаривается в договоре, франчайзи должен внести первичный взнос за франшизу. Договор также оговаривает другие необходимые выплаты.
· Выплата сервисного взноса. Франчайзи должен выплачивать все сервисные взносы, назначенные франчайзором, в указанные им сроки. Сроки условия оплаты оговариваются во франчайзинговом договоре.
· Другие выплаты. Франчайзор может потребовать от франчайзи, чтобы он принял обязательства и по другим выплатам, которые поддерживают франчайзинговую систему. Эти выплаты могут включать периодичные отчисления в общий фонд рекламы и обязательства по первоначальной покупке оборудования, мебели, инвентаря и вывески. Эти выплаты оговариваются во франчайзинговом договоре и должны быть выплачены в оговоренные сроки.
· Использование торговой марки. Франчайзи, при исполнении франчайзингового договора, соглашается использовать франчайзинговый торговый знак и/или брэнднейм. Это использование ограничено и должно проводиться в форме, удовлетворяющей франчайзора. Невыполнение этого пункта рассматривается как нарушение франчайзингового договора и может привести к разрыву отношений.
· Следование производственным стандартам. Франчайзи, приобретая франшизу, соглашается следовать производственным стандартам, уставленным франчайзором. Эти стандарты предназначены для поддержки единообразия среди существующих франчайзи. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзором.
· Следование программе франчайзора.
франчайзи, включая повышение.
· Квалификации, поддержку в управлении и оперативные услуги по требованию.
· Заключение и поддержка эксклюзивных договоров о поставках. У франчайзора есть возможность вести переговоры о выгодных условиях поставок с крупнейшими поставщиками сырья и оборудования (например, муки для пекарен или кухонной мебели для специализированных магазинов). Эти специальные скидки дают возможность франчайзи значительно уменьшить свои затраты.
· Уточнение графика развития. Франчайзор несет полную ответственность за выработку конкурсных условий для тех франчайзи, которые хотят владеть больше, чем одной франшизой. Эти условия находятся в зависимости о успехов конкретного франчайзи и должны контролироваться франчайзором для того, чтобы расширение франчайзинговой системы происходило за счет успешных франчайзи.
· Предоставление защищенной территории. Франчайзор при подписании франчайзингового договора должен оговорить защищенную территорию, на которой франчайзи будет работать. Это делается для гарантии того, что на оговоренной территории не будет открыто других франшиз этой же марки.
· Определение условий разрыва и продолжения контракта. Франчайзор определяет во франчайзинговом договоре положения о разрыве отношений, а также разрабатывает условия продолжения договора с франчайзи. Эти положения должны быть стандартизированы и применяться одинаково во всей франчайзинговой системе.
· Большая часть обязанностей франчайзора оговаривается во франчайзинговом договоре. Франчайзинговый договор также оговаривает обязанности франчайзи.
· Франчайзи должен следовать всем требованиям франчайзинговой программы.
· Эти требования являются условием единообразия предоставляемых услуг во всей франчайзинговой системе. Неспособность следования этим стандартам может привести к разрыву договора с франчайзором.
· Перед тем, как подписать франчайзинговый договор важно, чтобы потенциальный франчайзи полностью понял основу франчайзинговых отношений. Обе стороны берут на себя обязательства при подписании договора. Обязанности в каждом конкретном случае могут быть различными, но всех их объединяет то, что они служат для успешного роста франчайзинговой системы.
Источник: [составлено автором]
ПРИЛОЖЕНИЕ2
Рост количества франчайзеров в Украине по годам
Рисунок 1.13
Таблица 2.1 - Реестр «Сети в Украине» по состоянию на 2008 г.
Сегмент
Отраслей
Брендов
Франчайзеров
Точек
Франчайзинговых точек
Торговля
33
808
219
24461
10196
Услуги потребителям
21
204
51
5793
801
Общественное питание
15
159
73
1528
569
Информация
6
71
6
594
57
Услуги для бизнеса
7
62
19
540
113
Производство
5
18
8
197
4
Вендинг
4
5
3
500
0
Финансы
1
1
1
18
18
Всего
92
1328
380
33631
11758
Источник: [47]
ПРИЛОЖЕНИЕ3
Таблица 2.2 - Список отраслей в каждом сегменте сетевого бизнеса