Рефераты

Франчайзинг в России

p align="left">В Калифорнии, Вашингтоне и других штатах франшиза определяется как контракт или договор, выраженный или предполагаемый, устный или письменный, между двумя или более лицами, по которому:

1) франчайзи предоставляется право участвовать в предпринимательской деятельности по предложению, продаже или сбыту товаров и услуг в соответствии с маркетинговым планом или системой, предписанной в значительной части франчайзером;

2) ведение предпринимательской деятельности франчайзи в соответствии с таким планом или системой в значительной степени ассоциируется с торговой маркой, маркой на услуги, торговым наименованием, логотипом, рекламой или иными коммерческими символами франчайзера или его дочерних предприятий;

3) франчайзи обязан уплатить, прямо или косвенно, франчайзинговый платеж.

Предложение и продажа франшиз регулируется в США не только на уровне законодательства отдельных штатов, но и на федеральном уровне. Регулирование франчайзинга на федеральном уровне осуществляется не специальным законом, как это имеет место на уровне штатов, а специальными правилами о требованиях в отношении раскрытия и запретов, касающихся франчайзинга и предприятий предпринимательских возможностей. Данные правила о раскрытии приняты федеральной торговой комиссией США. Правила дают определение франшизы, сторон франчайзинговых правоотношений, перечень их прав и обязанностей.

Было разработано руководство по единообразному предложению франшизы, широко известное как UFOC (The Uniform Franchise Offering Circular Guidelines), которое включает в себя и требования правил, и требования, встречающиеся во всех законах штатов [6].

Среди европейских стран законодательное регулирование франчайзинга впервые было введено во Франции. Закон «О развитии коммерческих торговых предприятий и улучшении их экономического, правового и социального окружения» (закон Луи Дубена, который внес его на рассмотрение в парламент). Закон содержит два основных требования. Во-первых, франчайзер обязан предоставлять потенциальному франчайзи информацию о франшизе как минимум за 20 дней до подписания франчайзингового договора. Во-вторых, эта информация должна содержать исчерпывающие данные о предложенной франшизе. Законом не установлен исчерпывающий перечень категорий информации для разглашения, которые по-зволят другой стороне принять взвешенное и максимально объективное решение. Франчайзер обязан передать будущему партнеру, так называемый список предварительной информации (СПИ), в котором содержатся подробные сведения о сети, ее истории, входящих в нее предприятиях, финансовых условиях контракта и т.д. Франчайзи располагает 20-дневным сроком, в течение которого он может принять либо отвергнуть контракт. СПИ, как правило, включает также и стандартный текст контракта.

Закон Дубена предусматривает в качестве наказания за несоблюдение правил подачи информации штраф. Также разрешено аннулирование франчайзингового соглашения с возмещением не только вступительного взноса, уплаченного франчайзеру, но и потерянных полностью или частично по его вине инвестиций.

В Испании при заключении франчайзинговых соглашений стороны руководствуются актом «О положении в розничной торговле относительно регулирования франчайзингового режима» и постановлением о создании реестра франчайзеров. Постановление содержит не только требования к их регистрации, но и определяет объем информации о франшизе, который франчайзи должен получить не позже чем за 20 дней до подписания франчайзингового договора или уплаты по нему первых франчайзинговых платежей [58].

В Китае франчайзинг регулируется циркуляром Министерства внутренней торговли «О мероприятиях администрирования франчайзинговых операций», сфера действия которого, как и во Франции, затрагивает любые договора по передаче прав пользования объектами интеллектуальной собственности. Циркуляр предусматривает обязательную регистрацию франчайзингового договора в Китайской сети ассоциированных предприятий (China Chain Enter prises Associaton), а также открытую публикацию информации о франшизах [6].

Несмотря на стремительное развитие франчайзинга, в российском законодательстве понятия договора франчайзинга не существует. Отсутствуют и нормативные акты, описывающие франчайзинговые отношения.

Обязательства правообладателя (франчайзера) и пользователя (франчайзи) прописаны в Гражданском кодексе Российской Федерации.

При разработке соглашения франчайзинга необходимо также руководствоваться Законом Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Настоящим Законом регулируются отношения, возникающие в связи с правовой охраной и использованием товарных знаков, знаков обслуживания и наименований мест происхождения товаров [2].

В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует договор коммерческой концессии. Участниками договора франчайзинга могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели.

Нормативными актами, определяющими в настоящее время порядок разрешения хозяйственных споров, в которых могут оказаться в качестве сторон франчайзер и франчайзи, являются Закон РСФСР об арбитражном суде и Арбитражный процессуальный кодекс РФ, а также утвержденное постановлением Верховного Совета РФ.

Из всего блока законов, определяющих условия хозяйственной деятельности, остановимся на основополагающих законах. К ним следует отнести в первую очередь Закон РФ «о защите конкуренции», обеспечивающий состязательность хозяйствующих субъектов на рынке и добросовестный характер их конкуренции.

Законы такого характера действуют в каждой стране с развитой рыночной экономикой. Для России он тем более важен, что степень монополизации ее экономики до сих пор еще остается очень высокой, а добросовестность конкуренции воспринимается как абстрактное понятие, не связанное с реальной деятельностью на рынке.

Во-первых, он устанавливает количественные ограничения по охвату рынка товаров и услуг, которые должны учитываться при формировании сети франчайзи.

Во-вторых, Закон содержит важные положения о порядке заключения хозяйствующих договоров, в том числе франчайзинговых соглашений.

В-третьих, Закон содержит важные для отношений между франчайзером и франчайзи положения о недобросовестной конкуренции, к которой относятся, в частности: введение потребителей в заблуждение относительно характера, способа и места изготовления, потребительских свойств и качества товара; самовольное использование товарного знака, фирменного наименования или маркировки товара, а также копирование формы, упаковки, внешнего оформления товара другого хозяйствующего субъекта; получение, использование, разглашение научно-технической, производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, без согласия ее владельца.

Предмет договора франчайзинга -- это возмездное предоставление в пользование комплекса исключительных прав, к которым относятся фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания, охраняемая коммерческая информация и т.д. То есть в пользование передается комплекс исключительных прав, позволяющих идентифицировать товары или услуги как созданные определенным производителем. Исходя из этого стороны, договора называются правообладателем (франчайзер) и пользователем (франчайзи). Правообладатель исключительные права предоставляет, пользователь эти права использует. А для обозначения самого права пользования используется понятие франшизы [32].

Исключительное право на объекты интеллектуальной собственности (товарные знаки, фирменные обозначения, ноу-хау и другие охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации) позволяет правообладателю использовать эти объекты любым не противоречащим закону способом, одновременно запрещая их использование третьим лицам.

Неисключительные права позволяют их обладателю совершать в отношении объектов интеллектуальной собственности только те не запрещенные законом действия, которые разрешены ему обладателем исключительных прав.

Договором франчайзинга может быть предусмотрено право франчайзи, то есть право пользователя разрешать другим лицам использовать полученные им исключительные права. В этом случае между франчайзи и третьим лицом заключается договор субконцессии, условия которой должны быть согласованы с правообладателем.

При субконцессии дальнейшая передача исключительных прав не происходит, поскольку правом такой передачи обладает только правообладатель [59].

Таким образом, франчайзи передает третьему лицу, так называемому вторичному пользователю, уже неисключительные права на наименование или товарный знак.

С 1 января 2008 г. вступила в действие IV часть ГК РФ. Одновременно вступили в действия изменения в 54 главу ГК РФ.

До принятия IV части ГК большая часть обсуждений 54 главы ГК РФ было посвящено вопросам внесения новых терминов в ГК, правомерности передачи фирменного наименования и коммерческого обозначения, двойной регистрации договора, неоправданно долгих сроков регистрации в федеральном органе исполнительной власти, ответственности правообладателя по требованиям, предъявляемым к пользователю, обязанности правообладателя контролировать качество.

С введением в действие IV части ГК фирменное наименование может принадлежать только одному лицу и соответственно распоряжение исключительным правом (в том числе путем его отчуждения или предоставления другому лицу права использования фирменного наименования) не допускается. IV частью ГК установлены исключительные права на коммерческое обозначение и право правообладателя предоставить другому лицу право использования своего коммерческого обозначения в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором коммерческой концессии. Двойная регистрация отменена, и договор подлежит регистрации только в компетентном федеральном органе исполнительной власти.

Внесенные изменения, несмотря на кажущуюся немногочисленность, являются крайне серьезными как для конкретного договора, так и для системы отношений в форме франчайзинга, а также для развития франчайзинга в принципе.

Основным и наиболее важным изменением является включение в комплекс передаваемого по договору права на товарный знак (взамен права на фирменное наименование и или коммерческое обозначение), причем это условие является существенным. Второе изменение - это исключение регистрации в налоговом органе, но обязательная регистрация договора в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Без такой регистрации договор считается ничтожным.

Под фирменным наименованием подразумевает название организации, определенное в ее учредительных документах и включенное в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ).

До вступления в силу IV части ГК, многие правообладатели использовали коммерческую концессию для обеспечения возможности более быстрого вступления в правоотношения с партнерами и установления долгосрочного характера взаимных связей. Договор подлежал обязательной регистрации в налоговом органе, но не являлся ничтожным до регистрации, стороны не могли ссылаться на него только в отношениях с третьими лицами. Если в договоре содержалось охраняемое право (например, товарный знак), то договор подлежал еще одной регистрации в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Поэтому значительное количество правообладателей использовали в практике два договора: коммерческой концессии и лицензионный. Лицензионный договор использовали те правообладатели, которые передавали конкретное охраняемое право. Срок окончания действия передаваемого по лицензионному договору права не влиял на срок действия договора коммерческой концессии [1, 61].

Порядок регистрации договоров утвержден приказами Минфина и Роспатента.

Для регистрации договора коммерческой концессии нужно представить:

· заявление о регистрации договора с указанием адреса для пере-писки;

· договор или заверенную выписку из договора, содержащую его существенные условия, в трех экземплярах;

· документ, подтверждающий уплату госпошлины;

· свидетельство на товарный знак.

По общему правилу документы должен представить правообладатель.

С введением новых норм договор коммерческой концессии является ничтожным до момента регистрации в Роспатенте, что ограничивает заинтересованность использования такого вида договора в практике. Сейчас коммерческая концессия отличается, по сути, от лицензионного договора только объемом передаваемых прав [40, 31].

В настоящее время во франчайзинговом сообществе не выработано единого мнения по вопросам законодательного регулирования франчайзинга. Но следует ожидать, что консолидированное предложение будет выработано.

Таким образом, франчайзинг представляет собой организацию бизнеса, в которой компания (франчайзер) передает независимому человеку или компании (франчайзи) право на продажу продукта или услуги от имени этой компании.

Система отношений во франчайзинге носит взаимозависимый характер и формируется на основе поддержки и содействия франчайзера. Такой подход к формированию системы отношений не только помогает франчайзи добиться успеха, но и определяет получение франчайзером роялти.

Франчайзинг для многих начинающих предпринимателей может стать хорошей возможностью организации собственного дела и впоследствии способствует снижению количества рисков. Однако использование чужого товарного знака и методики ведения бизнеса предполагает одновременно и соблюдение определенных правил.

В ряде зарубежных стран существует специальное законодательство по франчайзингу. В российском же законодательстве понятия договора франчайзинга не существует. Отсутствуют и нормативные акты, описывающие франчайзинговые отношения. В России франчайзинговая деятельность регламентируется только коммерческой концессией. В гражданском законодательстве договору франчайзинга соответствует договор коммерческой концессии.

2 ЗАРУБЕЖНЫЙ И ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФРАНЧАЙЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

2.1 Опыт формирования франчайзингового рынка США

Прародителем франчайзинга в США можно считать Исаака Зингера (Isaac Singer) - всемирно известного основателя производства швейных машин. После изобретения своего варианта швейной машины у него возникли две проблемы в связи со сбытом своего изделия на рынке. Во-первых, перед покупкой швейной машины покупатели должны были учиться пользованию машиной. В современном мире это можно сравнить с покупкой пакета оригинального программного обеспечения, использование которого нужно сначала изучить, или с управлением рабочими станками с полностью электронной начинкой. Во-вторых, у Зингера был недостаточный капитал для производства необходимого количества швейных машин, спрос на которые постоянно рос.

Многие выдающиеся идеи родились именно в такой, на первый взгляд, безвыходной ситуации. У Зингера возникла идея продать местным предпринимателям право на торговлю швейными машинами и в то же время переложить на их плечи обучение покупателей швейных машин. Швейную машину можно было приобрести примерно за 100 долл. США. Благодаря такому варианту его предприятие стало быстро расти.

После того, как были зарегистрированы ещё три патента, на деньги, заработанные от продажи права на собственность патентов, стало возможным профинансировать быстро растущее производство. Компания Singer Manufactury Company вскоре зарегистрировала 22 патента, и капитал фирмы вырос до 550 тыс. долл. США. Многие производители последовали этой успешной модели франчайзинга. Например, компания Coca-Coca смогла расширить свою деятельность по всей Америке, переложив заботы по производству, складированию и продаже на плечи местных предпринимателей, которые получали соответствующее разрешение [23].

В США особенно быстро начала развиваться франчайзинговая система создания отелей и ресторанов. Этому способствовало появление в США закона о товарном знаке. Однако предприятия, работающие по системе франчайзинга, имели проблемы. Большая часть их была связана с тем, что некоторые франчайзеры стремились продать больше лицензий франчайзи, чем позволяли увеличить объемы продаж товаров и услуг населению, а также возможности обучения и помощи франчайзи. Ошибки, совершаемые франчайзерами по отношению к франчайзи, периодически приводили к судебным разбирательствам, привлекая, таким образом, внимание администрации и органов местной власти. В результате принимавшиеся в 60-е и 70-е гг. нормы законодательства касались проблем франчайзинга в конкретных отраслях промышленности, например, в автомобильной и автосервисной [55].

Одним из наиболее наглядных и убедительных примеров развития и становления франчайзинговой системы является деятельность всемирно известной фирмы «МакДональдс», которая в настоящее время может рассматриваться как бесспорный лидер в индустрии быстрого обслуживания [56].

В настоящее время больше всего франшиз продано предприятиями США. Проведённые в США исследования показали, что если из числа начинающих предприятий выживает после двух лет деятельности всего 15 %, то среди франшизополучателей доля успешных предприятий составляет 85 %. Объем продаж по системе франчайзинга в США составляет порядка 1 трлн долл. США в год, при этом 40 % розничных продаж приходится на франчайзинг.

Американский франчайзинг, обретя большой внутренний опыт, двинулся за границу. Многие компании продали свои франшизы в других странах, а некоторые из них быстрыми темпами распространяют свою международную сеть.

Количество франчайзи в США

Рисунок 2.1

США являются мировым лидером в развитии системы франчайзинга. В 1998 г. в Америке насчитывалось около 1 200 франчайзеров; в 2002 г. действовало уже примерно 1 500 франчайзеров и 350 000 франчайзи; в 2006 г. имелось около 2 400 франчайзеров и 767 000 франчайзи. В 2008 г. в США насчитывалось примерно 3000 франчайзеров и 865 000 франчайзинговых точек, в которых задействовано 10 000 000 человек (см. рис. 2.1, 2.2) [62].

Количество франчайзеров в США

Рисунок 2.2

Замедление экономики в 2009 г. приведет к потере сотен тысяч рабочих мест в сфере франчайзинга в США, прогнозирует Международная Ассоциация Франчайзинга. Национальная ассоциация франчайзинга США оценивает, что число заведений франшиз сократиться всего на 1-2 %, это на 10 000 точек. Закрытие точек будет стоить рынку 207 000 рабочих мест, как оценила ассоциация франчайзинга США.

В первую очередь, по оценкам ассоциации франчайзинга США, сокращения точек франчайзинга коснется автомобилестроения, недвижимости. В тоже время точки быстрого питания и рестораны полного обслуживания не будут подвержены такому падению и будут умеренно расти.

Франчайзинг в Америке может рассчитывать на поддержку International Franchise of Washington (IFA), ассоциацию, учрежденную в 1960 г. группой предпринимателей для продвижения франчайзинга, для предоставления услуг заинтересованным компаниям, а также для организации мероприятий.

В США имеется примерно 3000 франшизных систем в более 75 видах деятельности. На одного франчайзора приходится в среднем 230 франшизных точек. Однако большинство франчайзоров имеет менее 100 точек [55].

По данным IFA превалируют в основном франшизы бизнес-формата (см. рис. 2.3). Производственный франчайзинг по видимому используется для американских производителей, но за пределами страны [58].

Виды франшиз в США

Рисунок 2.3

В настоящее время, по некоторым оценкам, в США до 56 % франшизных систем сосредоточено в первой десятке отраслей, в которых франчайзинг наиболее результативен.

Отрасли, лидирующие в США по использованию франчайзинга в 2008 г.

Рисунок 2.4

Как видно на рис. 2.4, половина из десяти лидирующих отраслей относится к сфере услуг, причем уже на четвертом месте находится отрасль целиком из этой сферы (ремонт и уборка), а на третьем - отрасль, в которой присутствует как товарная составляющая, так и предоставление услуг по обслуживанию автомобилей. Если из этого списка вычленить пять отраслей сферы услуг, то окажется, что на них приходится около 20 % франчайзеров и 17 % франшизных предприятий. Важно отметить, что франчайзинговые системы в данной сфере представлены не только этими отраслями. Наиболее активными франчайзинговыми системами в Америке можно назвать America Center (услуги), Athlete's Foot (спортивное оборудование), Avis (прокат автомобилей), Baskin Robbins (мороженое), Burger King (быстрое питание), Century (недвижимость), Chem Dry (услуги), City Looks (парикмахерские салоны), Comfort Inn (гостиницы) и многие другие.

Франчайзинг очень широко распространен в сфере недвижимости в США. Там головная компания поставляет своим франчайзи полный пакет различных программ по всем направлениям риэлтерской деятельности, приобретя которые можно создать готовый бизнес. По сути дела, покупка франшизы -- это чистое вложение капитала под процент, при котором сам инвестор совершенно не обязательно должен самостоятельно заниматься управлением, а вполне может нанять для этого квалифицированного менеджера. Однако получение прямого дохода от работы фирмы не является единственной возможной целью [62].

Около 80 % франшизных систем требует объем инвестиций от 50 до 250 тыс долл. США. Однако это не означает, что системы с низким уровнем инвестирования не получают развития. Около 20 % систем имеют инвестиционный показатель менее 50 тыс долл. США.

Периодические платежи, так называемые роялти, составляющие основу дохода франчайзоров, в среднем варьируют от 3 % до 6 % от объема продаж. Годовой объем продаж в рамках системы франчайзинга превышает 1,5 трлн. долл. США, при этом около 40 % предприятий розничной торговли являются франчайзинговыми (прогноз на 2010 г. - 50 %). Франчайзинг в сфере розничной торговли обеспечивает приблизительно 15 % ВВП США. Примерно 60 % ВНП страны производится предприятиями малого и среднего бизнеса, более 50 % которых работает по системе франчайзинга. По данным администрации малого бизнеса США, за последние пять лет в стране более 85 % малых предприятий по тем или иным причинам прекратили свое существование. За тот же период только 14 % предприятий-франчайзи были закрыты. Таким образом, в среднем из восьми созданных франшизных предприятий в течение первых пяти лет только один прекращает свое существование [50].

Отдел обслуживания субъектов франчайзинга оказывает посреднические услуги в области установления контактов между франчайзером и потенциальными франчайзи. Нередко франчайзинговые департаменты банков США осуществляют программы подбора франчайзи для какого-либо франчайзера, либо определяют франчайзера, наиболее подходящего для специализации франчайзи.

Функцией франчайзингового отдела кредитной организации, играющей основную роль, является обеспечение финансовыми ресурсами франчайзи и франчайзеров. Фундаментальными составляющими рассматриваемого направления деятельности подразделения являются: разработка программ, определение инструментов и источников долгового и акционерного финансирования, участие в составлении и оптимизации внутрибанковских программ контроля и хеджирования операционных рисков.

Политика различных кредитных организаций в области предоставления финансовых ресурсов франшизам похожа. Ее основными аспектами являются:

· установление более низких процентных ставок по сравнению с данным параметром, применяемым при кредитовании самостоятельных предприятий;

· возможность привязки процентных ставок по кредитам к базовым отраслевым показателям. Например, при кредитовании франчайзи нефтяных компаний процентная ставка по кредитам соотносится с индексом изменения цен на сырую нефть или конечные нефтепродукты. При колебаниях данного индекса процентная ставка корректируется;

· предоставление субъектам франчайзинга бесплатного обслуживания в банке в течение первого года. Данный механизм предоставляет возможность франчайзи и франчайзерам пользоваться всем спектром банковских услуг без необходимости оплаты комиссий и вознаграждений. Некоторые банки при условии значительного постоянного годового оборота средств по расчетному счету увеличивают данный период.

Основные схемы участия коммерческих банков в финансировании франчайзинговых компаний сводятся к нижеследующим:

1. Кредитование франчайзи коммерческими банками с использованием государственных гарантий. В соответствии с данным механизмом государство выступает поручителем по кредитам, предоставленным франчайзинговым предприятиям, и в случае невозвращения полученных финансовых ресурсов последними за счет средств бюджета или внебюджетных фондов возмещает банку его убытки.

Следует отметить, что за предоставление гарантий государственным органом взимается комиссия в размере 2,5-5 % от суммы кредита. Деятельность ряда стран, в том числе США показала, что общий размер комиссий значительно превышает расходы по возмещению убытков коммерческих банков и составляет весьма существенный доход государства.

2. Кредитование компаний-франчайзоров под залог брэндов, принадлежащих им. При использовании данной схемы стоимость брэнда должна оцениваться компаниями, специализирующимися в данной сфере.

В этом случае бренд должен быть достаточно известным и иметь стоимость, соизмеримую с размером запрашиваемого кредита. При невозвращении кредита бренд может быть реализован путем проведения аукциона либо перейти в собственность банка. В последнем случае кредитная организация приобретает право сбора роялти с действующих франчайзи данной сети. Преимуществом данного механизма является то, что при реализации бренда или регулярном взимании роялти с операторов франшизы коммерческий банк имеет возможность получить значительно большую сумму, чем размер кредита и проценты по нему.

3. Кредитование франчайзеров с использованием механизма факторинга. В этом случае процентные платежи за пользование кредитом франчайзер не выплачивает непосредственно банку, а предоставляет последнему право требования роялти с одного или нескольких франчайзи. При этом объем роялти должен быть соизмерим с размером процентных платежей за пользование кредитными ресурсами.

4. Кредитование франчайзи коммерческим банком под поручительство франчайзера или ассоциаций франчайзи, т.е. структур, объединяющих франчайзи одной или нескольких франшиз и стремящихся защитить интересы франчайзи, предоставить информационные и консалтинговые услуги, взаимное кредитование за счет средств совместно созданного фонда, поручительство по кредитным договорам и договорам займа.

5. Кредитование субъектов франчайзинга под залог их частной собственности с использованием гарантий третьих лиц. Предоставление кредитов франшизам с использованием схем страхования кредитных рисков крупными страховыми компаниями.

Следующей функцией франчайзингового отдела, имеющей природу PR-акции, является проведение выставок, презентаций и конференций по вопросам франчайзинга, популяризация основополагающих принципов коммерческой концессии среди предпринимателей. Помимо этого, франчайзинговый отдел занимается проведением тренинговых и образовательных программ в области коммерческой концессии, консультированием по вопросам кадрового менеджмента.

Высокие кредитные риски являются основной проблемой кредитного обслуживания субъектов малого бизнеса. Данная проблема обусловлена, прежде всего, значительной долей разоряющихся и ликвидируемых предприятий в сфере предпринимательства [10, 51].

Рассматривая вышеуказанную проблему, следует отметить, что одним из наиболее значимых преимуществ обслуживания субъектов франчайзинга для кредитных организаций является именно низкий уровень риска операций кредитования, связанный с незначительным уровнем банкротств среди рассматриваемой категории компаний (наиболее низкий уровень среди всех категорий субъектов малого бизнеса).

Минимизации кредитных рисков банков при кредитовании франчайзинговых компаний помогает также возможность использования низкорисковых оригинальных схем кредитования, а также способность банка прогнозировать результаты проводимых операций, исходя из опыта предыдущего обслуживания франчайзи той или иной франчайзинговой сети.

Преимуществом обслуживания субъектов франчайзинга для коммерческих банков является возможность получения кредитной организацией значительного дохода от оказания франчайзи и франчайзерам дополнительных услуг, в том числе консалтинговых, осуществления программ подбора франчайзи для иностранных франчайзеров или предложения потенциальным франчайзи действующего бизнеса.

Обслуживание субъектов франчайзинга повышает также степень устойчивости коммерческого банка к системным макроэкономическим кризисам, поскольку франчайзинговые компании осуществляют деятельность в дифференцированных сегментах рынка и не прекращают свою деятельность даже в условиях экономических катаклизмов, обеспечивая банку тем самым регулярный стабильный доход [52].

2.2 Использование франчайзинга в экономике стран Евросоюза

После второй мировой войны франчайзинг распространялся в Европе разными путями, в зависимости от страны, обычаев, культуры и особенно от всего того, что связано с социально-экономической историей торговли, уровнем развития и экономическими системами. Таким образом, некоторые страны предпочли франчайзинг в области обслуживания (Великобритания, Германия), другие - в области распределения (особенно Франция). В то же время, франчайзинг фактически не существует в определенных областях деятельности: например, в Германии нет подобного бизнеса в гостиничной сфере (см. рис. 2.5.).

Отрасли, лидирующие в Европе по использованию франчайзинга в 2008 г.

Рисунок 2.5

На институционном уровне, система франчайзинга представлена и продвинута Европейской Федерацией Франчайзинга (ЕФФ), которая является некоммерческой международной ассоциацией, основанной в 1972 г.

Ее миссия и основные цели:

· содействие развитию франчайзинга в Европе;

· представление интересов франчайзинга в международных организациях (Европейская комиссия, Европейский Парламент и т.д.);

· продвижение и представление европейского франчайзинга и его членов на международной арене;

· обмен информацией и документацией между национальными ассоциациями франчайзинга стран Европы и других континентов.

В 1977 году была создана Британская Франчайзинговая Ассоциация (БФА) (British Franchise Аssociation), которая впервые в истории дала четкие определения понятия франшизы как контрольной лицензии, выданной одним лицом (Франчайзором) другому лицу (Франчайзи).

Количество франчайзеров в Европе

Рисунок 2.6

В настоящее время в Европе функционируют 4 500 франчайзинговых систем, у каждой из них в среднем 37 партнеров, их общий товарооборот составляет 150 млрд долл. США. Тем не менее, степень развития франчайзингого бизнеса в Европе намного ниже, чем в США, где объем подобного рода сделок превысил 800 млрд долл. США [58].

Количество франчайзи в Европе

Рисунок 2.7

Передовые позиции в сфере развития франчайзинга среди европейских стран по количеству франчайзоров и франчайзи занимает Великобритания. Становление франчайзинга как составной части национальной экономической среды, началось еще в 50-е и 60-е гг. Его развитию способствовали следующие факторы: смещение акцентов в экономике от производства к предоставлению услуг, общие процессы урбанизации, рост доходов. Эти факторы позволили создать сектор услуг, где степень удобства и быстроты оказания сервисных услуг стала играть не меньшую роль, чем традиционные цена и качество.

Подсектор быстрого питания намного опередил другие по степени использования франчайзинговых схем и во многих аспектах отражает ситуацию во всей франчайзинговой сфере Великобритании. Здесь наиболее высокий уровень распространения этого бизнес-формата проявился среди тематических ресторанов и ресторанов национальной кухни. Ежегодный доход в сфере франчайзинга составляет более 10 млрд ф. ст.

В 2004 г. в Британии существовало 568 франчайзеров и 29 100 франчайзи, в 2008 г. - 670 франчайзеров.

Ситуацию в сфере франчайзинга Великобритании иллюстрируют следующие цифры:

· доля франчайзинга в секторе розничной торговли находится на уровне 29,4 %;

· 90 % всех франшиз отмечают прибыльность своего бизнеса;

· в 2005 г. было зарегистрировано 642 франчайзора бизнеc-формата, что соответствует приросту в 55 % по сравнению с предыдущими 5 годами, и 35200 франчайзи (по сравнению с предыдущим годом прирост составил 17 %);

· в 2005 г. 86 % франчайзоров и 79 % франчайзи ожидали улучшения показателей их бизнеса в следующем году.

По количеству франчайзеров и франчайзи Германия занимает одну из передовых позиций в сфере развития франчайзинга среди европейских стран.

Общее число франчайзинговых систем достигло 598 и представленно 28000 фирмами-франчайзи. Ежегодный прирост составляет примерно 7 % для франчайзоров и 17 % - по объектам франчайзи, что свидетельствует о высокой динамике развития франчайзингового сектора. Этот вывод подтверждают и следующие данные: за пять лет число франчайзоров и фирм - франчайзи увеличилось почти на 60 % (с 370 и 16430 соответственно). При этом немецкая ассоциация франчайзинга прогнозирует стабильный прирост объектов франчайзи на 8-10 % ежегодно. В 2010-2011 гг. прогнозируется прирост франчайзингового бизнеса на 10-15 %. Экономическую жизнеспособность франчайзинговых систем подтверждают следующие данные - за 5 последних лет только 8 % предприятий оказались неплатежеспособными. Товарооборот в сфере франчайзинга - 22,4 млр евро.

Наиболее высокий рост франчайзинговых сетей наметился в сфере быстрого питания, а также в сферах обслуживания, ателье, автосервисах и автосалонах, индустрии развлечений, сфере образования, чистки одежды, туризма и гостиничного бизнеса. Хотя стабильный рост ожидается во всех секторах франчайзинга, наилучшие перспективы ожидают сферы обучающих продуктов, служб быстрой доставки, офисного обслуживания, чистки и машинной стирки, розничной торговли (особенно специализированной), бытового обслуживания.

Франция занимает третье место по числу франчайзинговых сетей среди европейских стран (517 франчайзоров и 28851 франчайзи). В то же время Франция лидирует, покрывая 40 % всего европейского франчайзингового рынка. Рынок франчайзинга во Франции, в настоящее время, развивается стабильно и динамично. Емкость франчайзингового рынка в 2007 г. оценивалась в 32,5 млрд долл. США.

Большая часть франчайзинговых сетей приходится на сферу торговли. Далее по числу франчайзоров следуют сферы услуг, гостиничный и ресторанный бизнес. Сфера услуг является самым большим числом привлеченных работников (услуги для автовладельцев, химчистки, парикмахерские). Существует еще несколько сфер с очень неплохим потенциалом, такие, как, например, дисконтные/консигнационные магазины.

Рынок франчайзинга, в противоположность большинству других рынков розничной торговли, развивался стабильно и динамично.

Франчайзинг играет важную роль в экономике Италии. Даже в ситуации экономической стагнации он стал одним из немногочисленных секторов, продемонстрировавших положительные тенденции в динамике роста. Прирост сектора франчайзинга составляет 3 % в год. В 2007 г. в Италии существовало 502 франчайзора и 26274 фирмы - франчайзи. По показателям развития франчайзинга Италия приблизилась к таким признанным европейским лидерам, как Германия, Великобритания и Франция.

Либерализация экономики Центральных и Юго-Восточных стран, их стремление стать частью организованной коммерческой системы, основанной на личных инвестициях, побуждают их сделать выбор в пользу франчайзинга и независимого бизнеса. Абсолютными лидерами во внедрении франчайзинговых систем являются Чехия и Венгрия.

Абсолютным лидером в сфере в Центральной и Юго-Восточной Европе франчайзинга является Венгрия. В 2006 г. в Венгрии насчитывалось около 220 франчайзеров и 5 000 франчайзи.

В Венгрии, несмотря на то, что этот вид деятельности считается относительно новым, в настоящее время существует уже примерно 250 франчайзеров и 20 000 франчайзи. В этом секторе работают 45 000 человек, а объем продаж достигает 2,6 млрд евро, что составляет 5 % от общего объема розничных продаж. Большинство субъектов франчайзинга работает в сфере быстрого питания, значительное количество - в таких, как швейная промышленность, фото услуги, копирование, бензозаправки, гостиницы, почтовые услуги, авто услуги, недвижимость, туризм, услуги аренды и распределения и так далее.

Успешные франчайзеры изменили свой подход к венгерскому рынку, используя суб-франчайзеров в пределах системы мастер франчайзинга, обеспечивая финансирование, более низкие франчайзинговые налоги и успех в бизнесе.

В Чехии 79 франчайзинговых систем и 260 франчайзи. Чешская Республика находится в начале многообещающего развития франчайзинга. Пищевая и швейная промышленности являются наиболее привлекательными для франчайзинга. Из-за высоких доходов и относительно быстрой окупаемости инвестиционных расходов, наиболее предпочтительными для франчайзинга являются зоны, где население обладает высокой покупательной способностью.

За короткое время известные компании высокоразвитых стран сумели проникнуть на чешский рынок. С другой стороны, появились внутренние франчайзеры подобно ETA (электрические приборы), Boty Roman Petr (обувь), Dobra Ajovna (производство чая), Body Basics (косметика), Rapid Service (услуги чистки).

Франчайзинг в Польше все еще остается малоизвестной областью бизнеса, хотя впервые он возник здесь еще перед Второй Мировой Войной. На сегодняшний день в Польше работает около 170 франчайзинговых систем: 105 отечественных и 65 иностранных. Годовой оборот в сфере франчайзинга составляет 3,5 % ВНП. В Польше рынок франчайзинга непрерывно развивается. До 2002 г. наблюдался ежегодный прирост, в среднем, 10-15 новых сетей; с 2002 г. рост увеличился в дважды, и достиг 26 новых сетей, в 2003 г. - 27, а в 2004 г. - 39. Абсолютный рекорд побит в 2005 г. с 64 пунктов в сфере франчайзинга до 258 торговых марок; в 2006 г. на территории Польши действовало более 300 франчайзоров. Франчайзинг всё больше и больше распространяется в сфере коммерческой деятельности, хотя замедляет этот процесс - малоинформированность и, особенно, нехватка подходящих форм кредитования предприятий.

Франчайзинг в Польше может рассчитывать на поддержку Polish Franchise Association, ассоциацию, действующую с целью создания идеальных условий для развития франчайзинга, и занимающуюся юридическими и финансовыми вопросами [58, 65].

Для украинского франчайзинга 2008 г. довольно успешный франчайзинг уже внедрен в 92 отраслях и продолжает развиваться. Появляются коренные украинские франчайзинговые сети в тех отраслях, в которых зарубежные аналоги либо не работаю по франчайзингу, либо работают на немного других принципах. С каждым днем франчайзинговые предложения на украинском рынке становятся все более разнообразными, появляются новые отрасли, новые технологии. Расширяется также ценовой диапазон. Появляются и дешевые франшизы бытовых услуг или проката, и дорогие франшизы ресторанов и производства:

· рост количества франчайзеров с 301 до 380 - за год +26 %;

· охват 92 против 84отраслей экономической активности - за год +10 %;

· количество точек в сетевом бизнесе выросло с 18 170 до 33 631 - за год +85 %;

· появление нового сегмента сетевого и, самое главное, франчайзингового бизнеса - финансы - развитие банков по франчайзингу, пока один представитель, но лидер не останется в одиночестве.

Однозначно, что будущее за сферой услуг, что особенно доказал 2008 г.

Проявляется интерес, в первую очередь, на услуги по обслуживанию потребителей. Второй элемент: услуги для бизнеса. Аутсорсинг - очень важный момент: компания отдает франчайзинговой сети часть своих задач, которые сеть решает на территории всей Украины. Копировальные услуги, полиграфия, визитки, услуги по хранению, упорядочиванию и архивированию документов, обслуживание техники, заправка картриджей (см. прил. 2, 3, 4, 5).

Так же будет проявлен интерес к доставкам. В частности, доставка в рамках существующих сетей супермаркетов, пиццерий и магазинов [47].

2.3 Анализ франчайзинговых операций в России

Отцом российского франчайзинга называют известного предпринимателя Владимира Довганя. Его небезызвестная «Дока» стала членом МАФ. Он основал сразу две франшизы - «Дока-хлеб» и «Дока-пицца» и выпускал лицензии десятками. Но компании ушли с рынка из-за низкого качества продуктов и сервиса. Чтобы избежать этого, нужна детальная стандартизация бизнес-процессов и параметров. От выбора помещения до различных ситуаций в период ведения операционной деятельности.

С тех пор прошло уже 15 лет, и его примеру последовало более пяти с половиной тысяч предпринимателей, выбравших франчайзинг в качестве основной модели бизнеса. Кстати, далеко не все из них работают под брэндами иностранных компаний, ведь в России на сегодняшний день развивают свои сети более ста компаний-франчайзеров [18].

В России франчайзинг укоренился в начале 90-х гг., прежде всего, благодаря иностранным компаниям. Если в то время на российском рынке присутствовали только зарубежные бренды, то в настоящее время российские бренды постепенно начинают превалировать. В будущем, по словам Александра Майлера, президента Российской Ассоциации Франчайзинга, отечественные франчайзеры должны занять 70 % рынка.

Развитие франчайзинга на территории России происходит неравномерно. К сожалению, на сегодняшний день можно назвать только несколько российских регионов, где франчайзинг используется достаточно широко. Основными из них являются: Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Нижний Новгород и Омск. Применение франчайзинга в регионе неразрывно связано с экономическим положением данной территории и уровнем развития бизнеса на рынке.

В результате анализа действующих на российском рынке товаров и услуг франшиз можно утверждать, что, как правило, предприятия начинает внедрять свою марку сначала либо на московском, либо на петербургском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионы. Так, салоны обуви «Эконика» в московском регионе в основном имеют салоны, принадлежащие непосредственно фирме-франчайзеру, зато для продвижения марки в другие регионы России преимущественно используют франчайзинг.

Наиболее высокий рост франчайзинговых сетей наметился в сфере розничной торговли (продукты питания - «Копейка», «Пятерочка», «Квартал Виктория» и др., одежда -- «Sela», «Джинсовая симфония», обувь - «Эконика», «Монарх») и быстрого питания («Елки-палки», «Сбарро», Subway и др.). В сфере услуг франчайзинг развивается менее активно, однако и здесь есть свои лидеры, например «1С».

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты