p align="left">Пример франчайзинга российского происхождения в сфере услуг - компания «F1», являющаяся франчайзи «1С». Надо отметить, что у этой московской фирмы по России более 2 тыс франчайзи, а в Новосибирске - 15, но «F1» самая крупная из них, компания продает около 50 пакетов «1С» стоимостью от 70 до 3 тыс. долл. США, а также занимается установкой и программным обслуживанием - к этому ее обязывает договор с франчайзером. Согласно ему франчайзи также ведут утвержденную брендодержателем политику на местном рынке: например, устанавливается единая цена на продукт в регионе.
В качестве наиболее популярных франчайзинговых проектов можно привести проект ТД «Копейка», одной из самых быстрорастущих сетей формата «дискаунтер» в России. Операции сети распространяются на 26 регионов РФ. По данным на начало 2008 г. число магазинов выросло на 178 % и составляет 328. Из них 276 - собственные, 52 действуют по программе франчайзинга.
По предварительным данным, выручка ОАО Торговый дом «Копейка» составила 980 млн. долл. США, что на 70,5 % превышает данные 2006 г.
В качестве объекта интеллектуальной собственности ТД «Копейка» передает по лицензионным договорам права на использование товарного знака (неисключительную лицензию).
Условия, которые ТД «Копейка» декларирует для своих франчайзи по лицензионному договору, следующие: франчайзер передает не только товарный знак, но и комплект документации. Франчайзи также получает основные конкурентные преимущества франчайзера: маркетинговую политику; складскую и транспортную логистику; проработанные ценовую и ассортиментную политики; отлаженную технологию продаж; активную рекламную поддержку бизнеса; единую информационную систему.
«Копейка» предоставляет своему партнеру так называемый товарный кредит. После того как бизнесмен оборудует магазин в соответствии со стандартами «Копейки» и заплатит первоначальный взнос, она обязуется наполнить полки магазина товарами на сумму в 4 млн. руб. Франчайзер платит только за то, что превышает эту сумму. Как правило, это около половины ассортимента магазина.
Франчайзи не выплачивают роялти, а получают вознаграждение за реализацию товаров в сво-их универсамах. Вознаграждение составляет 14 % от суммы торговой выручки универсама франчайзи для Москвы и Московской области.
Множество российских компаний не идут на контакт с иностранными франчайзерами, потому что франчайзеры серьезно относятся к соблюдению стандартов. Как правило, российские франчайзеры дают своим партнерам больше свободы действий, но и меньше гарантий, что бизнес будет успешным [41].
Помимо универсамов и гастрономов, с которых началось развитие франчайзинга в розничной торговле, начали активно развиваться франчайзинговые торговые сети, которые специализируются на отдельных категориях товаров.
В связи с повышением интереса к недвижимости в Россию пришли известные иностранные компании с предложением франшиз по организации риелторского бизнеса по мировым стандартам. Одна из таких компаний - CENTURY 21 Russia (российский филиал международной компании CENTURY 21 Real Estate, работающей по схеме франчайзинга, которая продает франшизу на открытие агентства по недвижимости на основе сублицензионного договора на использование товарного знака).
Компания CENTURY 21 Russia предлагает присоединиться к глобальной риелторской системе и получить доступ к объектам недвижимости в разных частях света [34, 48].
В российском туризме франчайзинг зародился более 15 лет назад. Его ввели туроператоры, которые предложили турфирмам определенный формат ве-дения бизнеса, набор курортов и других мест для отдыха.
В настоящее время невозможно точно оценить реальный размер франчайзинговых предложений, поскольку нет никаких официальных статистических данных. Мной была проанализирована информация, представленная на сайтах соответствующих туристских сетей, Российской ассоциации развития франчайзинга, Российской ассоциации развития малого предпринимательства, Франчайзингового центра малого бизнеса, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства и Фонда развития науки, техники и франчайзинга. В результате были отобраны 15 крупнейших туристских компаний, развивающихся по технологии франчайзинга: «Велл», «ВКО Клуб», «Global Travel», «Горячие туры», «Интурист -- Магазин Путешествий», «Куда.ru», «Магазин Горящих Путевок», «Мастер отдыха», «Роза ветров», ЗАО «Русский путешественник», «Скатертью дорога», «Турин-фо-РФР Глобал Трэвл», «Столичный Центр Путешествий», «1001 Тур», «Blue Sky». Следует подчеркнуть, что общее число туристских франшиз, действующих на отечественном рынке, не ограничивается приведенным выше количеством.
В ходе исследования была собрана информация о развитии указанных франчайзинговых туристских компаний с момента образования до настоящего времени. В результате систематизации полученных сведений стало возможным оценить их территориальную распространенность.
По данным на конец 2007 г. в России функционировало свыше 1200 офисов отечественных франчайзинговых туристских сетей. Среди городов безусловным лидером является Москва, в которой на момент исследования работало 455 офисов (см. прил. 6, табл. 2.9). С существенным отрывом далее следуют Санкт-Петербург (84 офиса), Нижний Новгород (27 офисов), Новосибирск и Воронеж (16 офисов). В большинстве российских городов число сетевых турагентств не превышает 10.
Большинство сетевых компаний стремится максимально охватить рынок Москвы и Московской области. Так, по данным на конец 2007 г., суммарное число франчайзинговых офисов на рассматриваемой территории превысило 600, что составляет более половины общероссийской величины. В Московской области на момент исследования работало более 170 сетевых турагентств (см. прил. 6, табл. 2.10).
Франчайзинг, как бизнес-технология, достаточно широко используется в Москве, Санкт-Петербурге, Новосибирске и Нижнем Новгороде, что связано с экономическим положением данных территорий и уровнем развития бизнеса. Как правило, предприятия начинают внедрять свою марку сначала на московском, либо петербургском рынке и лишь затем решают применять франчайзинг для продвижения своей марки в регионах [44, 22, 57].
В отличие от туризма в мире модной индустрии на российском рынке в последнее время значительно усилилась экспансия в регионы, причем предпочтение при выходе на новые рубежи отдается именно франчайзингу. О готовности к развитию по системе франчайзинга только в 2005 г. заявили около 20 московских и 15 петербургских компаний, и многие российские франчайзеры уже доказали эффективность своих проектов на практике.
По данным Ассоциации предприятий российской индустрии моды (АПРИМ), самый привлекательный инвестиционный проект в сфере франчайзинга предложили национальные сети. В идеальном формате для развития рынка остается вариант магазина площадью порядка 50-100 кв. м, с объемом инвестиций в 100-150 тыс. долл. США и сроком окупаемости в 2 года. По данным АПРИМ, в России на рынке готовой одежды представлено более 150 франчайзинговых концепций, однако заметную активность проявляют не более 50. Мало того, до сих пор не существует единого реестра действующих франчайзинговых концепций.
С 2005 г. АПРИМ проводит ежегодный аналитический обзор на тему «Сетевые компании на fashion-рынке России». В обзоре анализируются наиболее популярные бизнес-форматы по темпам развития собственной розницы, числу партнерских магазинов, открытых в течение года, параметрам торговой площади, инвестициям в открытие (ремонт + товар) и рекламной поддержке. Все эти данные влияют на срок окупаемости проекта и, следовательно, на его при-влекательность для инвесторов.
Так, для новых компаний -- как западных, так и российских марок -- шансы для расширения по России сейчас одинаковы. Мало того что российские потребители имеют не-брендованное сознание, а вследствие чего и крайне низкую лояльность к брендам как таковым, так еще малоизвестные иностранные названия и западных и российских марок порой ни о чем не говорят конечному покупателю, тем более в регионах. Просто все давно привыкли к тому, что весь масс-маркет шьется в Китае и Сингапуре.
Например, компания SELA еще в 2000 г. поставила перед собой задачу по репозиционированию бренда от «одежды для всей семьи» к одежде «для людей, ведущих активный образ жизни» (целевая аудитория -- покупатели в возрасте 18-25 лет). С 2004 г. была начата программа по открытию больших магазинов, которая успешно развивалась в 2005 г.
Интересен сам факт развития бренда с иностранным названием SELA, созданный с нуля 15 лет назад и превратившийся в крупнейшую в стране сеть по продаже повседневной одежды. По оборотам она уступает лишь ростовской «Глории Джинс» и итальянской Benetton. Основатели SELA объясняют свой успех тем, что все важные решения принимали сами и их SELA не похожа на другие компании, хотя многие представители модного бизнеса уже называют ее «российским Benetton» [20, 26].
Таким образом, продажа права на ведение бизнеса позволяет увеличить динамику открытия фирменных магазинов в несколько раз.
Компания «Русский трикотаж» (торговая марка «Твоё») через полгода после начала продажи франшизы, в январе 2005 г., имела уже 60 франчайзинговых магазинов. Успешно развиваются, но этой системе группа компаний «ГОТА» («ГОТА»), «Энтон» (Enton), «Люди в новом» (Finn Flare), «Легпроммаркет» (Glance), «Август» (OGGI), «Саваж» (Savage) и ряд многих других. Готовят франчайзинговые предложения «Пальметта» («Пальметта») и «Торговый дом Белка» (Ralf Ringer). Хотя, например, последние имеют уже около 1,7 тыс. торговых точек, открытых дилерами по всей России. Таким образом, только за 2006 г. партнеры компании «Торговый дом Белка» открыли более 100 магазинов по стране.
На практике из-за отсутствия достаточного предпринимательского опыта отсеивается почти половина людей, которые заявляют о желании купить франшизу. Зато вполне успешно продолжают расширять свою франчайзинговую сеть такие компании, как «Стоп-топ», «Эконика», «Красный куб», «Сабвэй», «Баскин Роббинс», «Ростикс», «1С», «Кодак». Компания «Копейка», например, продолжает искать франчайзи, но считает, что их доля не должна превышать 30 % всех магазинов сети.
В Санкт-Петербурге по франчайзингу распространялись бренды «Золотой цыпленок», «Петербургеры», «Русская трапеза». Сейчас за дело взялись сеть кофеен «Идеальная чашка» и Интернет-компания eMAX. В регионе работает система франчайзинга таких крупных западных кормильцев, как Pizza Hut, а в Ленинградской области несколько АЗС под маркой «ЛУКойла».
В Екатеринбурге наиболее развиты франчайзинговые системы в сфере питания, строительства, услуг по развитию предпринимательства, упаковочном бизнесе (продукты питания и напитки), автозаправок и обслуживания автомобилей, бухгалтерского учета. Классическая франчайзинговая сеть в Екатеринбурге - кафе-мороженое «Баскин-Роббинс». Пока работают четыре кафе, однако в планы фирмы входит расширение сети. В этот проект, по оценкам экспертов, на сегодняшний день уже вложено порядка 500 млн долл. США. Есть в Екатеринбурге и собственные диктаторы мод. Например, компания ЗАО «Арнолэнд» предлагает потенциальным франчайзи приобрести под ключ международный центр-клуб фитнесс-волновой косметологии «Арнолэнд», который предлагает клиентам - фитнесс, сауны, солярий, парикмахерские услуги и т.д.
В настоящее время франчайзинг на Дальнем Востоке очень ограничен. Наиболее видимые операторы - сети продаж фото и проявки пленки фирмы Кодак, успешно функционирующие в нескольких городах Дальнего Востока, «Дока-пицца» - насчитывает 6 операторов в г. Владивостоке, франчайзеры - русское экспресс-кафе и китайская быстрая пицца - основали в г. Владивостоке 4 экспресс-кафе в деловой части Владивостока и рабочий магазин по подготовке китайской пищи и упаковки для розничных продавцов, есть торговые точки фирм «Рибок» и «Найк», салон красоты фирмы Сити Лукс и др. [17, 60].
Основной проблемой, затормаживающей развитие франчайзинга в Дальневосточном регионе, является ограниченность знаний в этой области как у населения, так и у предпринимателей.
Улучшается качество франшизных предложений, а технологии, которые предлагаются к передаче, становятся сильными и коммерчески выгодными, возникает все больше положительных примеров внедрения франчайзинга.
Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что США являются мировым лидером в развитии системы франчайзинга. Этому способствуют четко прописанные законы, финансовая поддержка государства и отлаженная работа франчайзинговых ассоциаций.
Степень развития франчайзингового бизнеса в Европе намного ниже, чем в США. Великобритания по количеству франчайзоров и франчайзи занимает передовые позиции в сфере развития франчайзинга среди европейских стран. Германия занимает второе место, а 3 место принадлежит Франции.
Рынок франчайзинга все еще ограничен в Центральных и Юго-восточных Европейских странах. Как важная составляющая прямых иностранных инвестиций, франчайзинг еще недостаточно ясен местным и центральным властям, также как и местному деловому миру. Эта ситуация объясняется существованием ряда барьеров в процессе внедрения франчайзинга.
Франчайзинг в России начал развиваться значительно позже, чем в США и позже, чем в Европе. Современный франчайзинг является относительно новым явлением в российской экономике, хотя его корни уходят в средневековье. За последние несколько лет все больше предприятий, функционирующих на российском рынке, заявляют о желании использовать франчайзинг для развития своего бизнеса. В ближайшие годы франчайзинг может стать одним из наиболее эффективных методов выхода предприятия на региональный рынок России.
В России наблюдается возрастающий интерес к развитию бизнеса с использованием концепций франчайзинга. Количество организаций, заявивших о своем развитии в формате франчайзинга, возросло с 50 в 2001 г. почти до 750 в 2008 г., что само по себе характеризует востребованность этого формата в России. Только в 2008 г. количество франшиз по сравнению с 2007 г. возросло более чем на 40 % (см. рис. 3.1).
Структура рынка франшиз в 2008 г.
Рисунок 3.1
По всем указанным секторам в 2008 г. произошел количественный рост франшиз: на 52,5 % по торговле непродовольственными товарами; 27,3 % по продовольственной торговле; 30,1 % по сектору общественного питания и 25% по услугам.
Вместе с тем, в общей совокупности франшиз наблюдалось в 2008 г. некоторое снижение доли сектора услуг, что связано с опережающим ростом франшиз в секторе непродовольственной торговли, и соответственно увеличение доли непродовольственного сектора с 47 % в 2007 г. до 52 % в 2008 г.
Для России характерны общемировые тенденции развития франчайзинга. Это связано с общими преимуществами франчайзинга и обусловленной необходимостью к объединению возможностей и ресурсов в условиях глобализации. При этом следует учитывать, что до определенного времени законодательное регулирование интеллектуальной собственности, включая отсутствие какой-либо формы регулирования для отношений похожих на франчайзинг и экономическая ситуация в России в целом не давали ни малейшего шанса развитию франчазинга в России. Поэтому на российском рынке структура франшиз по сроку предложения существенно отличается от структуры франшиз Европы и США, которые имеют значительно более длительную историю.
В каждом государстве также существует своя специфика, что связано с социально-экономическими, культурно-психолгическими, правовыми и другими факторами. Например, потребности населения в определенных товарах и услугах и тенденции развития той или иной отрасли в общем влияет на общую структуру франчайзинга. В качестве примера можно привести структуру франшизных рынков России, Европы и США. Понятно, что в региональном разрезе на территории России структура будет отличаться от общероссийской, аналогично в Европе на территориях различных государств и в США на территории различных штатов (см. рис. 3.2).
Структура рынка франшиз в 2008 г., % занимаемой доли рынка
Рисунок 3.2
Сектор торговли продуктами питания не занимает ведущего места в структуре франчайзингового рынка. Это связано в основном со спецификой самого продукта, необходимостью установления жестких стандартов логистики и обмена данных, определенными трудностями исполнения стандартов на местах и осуществлением контрольной функции особенно в крупноформатном и широко ассортиментом секторе. Наиболее приемлемым для торгового франчайзинга является сектор специализированной торговли с ограниченным ассортиментом товаров (например, чай, сыры, замороженные продукты и др.). Этот вывод подтверждается не только зарубежной практикой, но и перераспределением в 2008 г. франшиз внутри продуктового сектора в России в пользу специализированной торговли (см. рис 3.3).
Розничная торговля (продукты питания)
Рисунок 3.3
Наибольшая активность наблюдалась в секторе розничной торговли непродовольственными товарами. Доля непродовольственного сектора в структуре франшиз составила в 2008 г. 52 %.
Общие тенденции в секторе непродовольственной розничной торговли по данным Федеральной службы государственной статистики статистике были положительными. Оборот непродовольственной розничной торговли в январе-ноябре 2008 г. возрос на 114,1 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 г.
В непродовольственной торговле наибольшую долю франчайзингового рынка занимали франшизы одежды и обуви (51 %). В 2008 г. по сравнению с 2007 г. количество франшиз в секторе торговли одеждой возросло на 40,5 %, в торговле обувью на 84,6 %.
Это связано как с общими тенденциями, происходящими на рынке одежды и обуви в докризисной ситуации, например, увеличение объемов закупок импортных товаров, развитие собственного производства, рост потребительской активности, рост спроса и увеличение объемов продаж, изменение тенденций в моде, ориентация на фирменную торговлю, высокий уровень конкуренции в данном секторе и т.д., так и с меньшими затратами ресурсов и времени на формирование сети (в отличие от других секторов), а также наличием механизмов осуществления контроля за работой участников сети (см. рис 3.4).
Структура рынка франшиз в секторе торговли непродовольственными товарами в 2008 г.
Рисунок 3.4
В других секторах также происходил рост количества франшиз, при этом опережающими темпами возрастали сектор мебели и спорттоваров в 1,2 раза каждый. В пределах 60-70 % возросли секторы подарков и товаров для личной гигиены, около 40 % сектор товаров для детей и хозтоваров и на 20 % соответственно стройматериалы и товары для дома.
В торговле непродовольственными товарами достаточно сложно идентифицировать организации, которые используют классические модели франчайзинга. В связи с отсутствием в России легального термина под франчайзингом понимают три основных вида отношений: коммерческую концессию, лицензионные соглашения и дилерские соглашения с дополнительными условиями. Отсутствие четких критериев франчайзинга приводит к недостоверности публикуемой правообладателями информации относительно концепции развития, и как следствие, к завышенным результатам оценочных данных относительно текущего состояния рынка франшиз в секторе непродовольственной торговли. В 2008 г. сохранились тенденции разрыва между декларированием использования концепций франчайзинга и реальными продажами франшиз.
В 2008 г. в России активно развивался рынок общественного питания. Оборот общественного питания поданным Федеральной службы государственной статистики на ноябрь 2008 г. возрос по отношению к соответствующему периоду 2007 г. на 108,2 %. Согласно опросам общественного мнения в России в 2008 г. возрастала посещаемость заведений питания, особенно в обеденное время.
Достигшие успеха за последние несколько лет организации ориентируются на сетевое развитие. Покупка франшизы становится привлекательной для представителей малого предпринимательства в связи с рядом неоспоримых преимуществ по сравнению с открытием собственной единичной точки.
В секторе питания количество франшиз по сравнению с 2007 г. возросло более чем на 30 %. На рынке появились новые концепции и новые технологии. Наблюдался рост заинтересованности в использовании марок и концепций уже существующих сетей; появились новые локальные сети. Франчайзинг в индустрии питания существенно отличается от товарного франчайзинга. В отличие от товарного франчайзинга сервисная марка связана не с конкретным продуктом, а с целым комплексом, определяющим услугу признаков. Поэтому франчайзеры используют различные марочные концепции. Если марка гарантирует набор продуктов для приготовления пищи и меню, то чем шире ассортимент меню, тем выше будут риски. Поэтому некоторые системы избирают марочную концепцию ограниченных гарантий, например, стандартный набор фирменных блюд, а не все меню. Если марка идентифицирует всю услугу, гарантируя потребителю соответствие не только продуктовую часть, но и оформление помещения, обслуживание, музыку и др., то гарантии марки распространяются на всю бизнес-систему и риски достаточно велики. Это одно из главных и видимых отличий франчайзинга бизнес-формата от товарного франчайзинга. Таким образом, вопрос стандартизации и исполнения стандартов каждым участником сети в франшизных сетях питания стоит значительно острее, чем, например, в секторе торговли.
Большим риском практически для любой сети является изменение предпочтений потребителей. Критическое отношение к вкусовым качествам продуктов, переориентация на здоровое, низкокалорийное и низко углеводное питание требует от франчайзеров новых концепций и новых технологий, оперативного введения усовершенствований и распространения их на всю сеть. Способность быстрой адаптации, особенно крупных сетей к новым требованиям потребителей позволяет и позволит сохранить в будущем приверженность клиентов к бренду и соответственно лидирующее положение на рынке питания.
Рост сетей и появление новых участников рынка сопровождается внедрением новых технологий, дифференциацией меню и обслуживания, совершенствованием качества продукта и процедур приготовления готового блюда, процессов обслуживания посетителей ресторанов, а также созданием комфортных условий для посещения ресторанов и совершенствованием программ маркетинга.
В 2008 г. в России наблюдались положительные тенденции и в сфере услуг. По данным официальной статистики на ноябрь 2008 г. по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. объем платных услуг, оказываемых населению, возрос на 104,1 %.
В 2008 г. применение концепций франчайзинга в этом секторе стало популярным (см. рис 3.5).
Структура рынка франшиз в сфере услуг в 2008 г.
Рисунок 3.5
Наибольшее количество предложений франшиз было в секторе услуг для бизнеса: консалтинг, реклама, обслуживание компьютерного оборудования и др. Также хорошо представлены на рынке такие услуги как парикмахерские, салоны красоты, фитнес-центры. Сохранил свои позиции туристический сектор. Отставание сектора услуг от других в предыдущий период времени во многом связано с общими тенденциями в сфере услуг, а с точки зрения франчайзинга, с более длительным и сложным характером разработки концепции и Системы франчайзинга в организациях, оказывающих услуги. Это объясняется нематериальным характером услуги, необходимостью формирования стандартов по всем этапам процесса оказания услуги, широким спектром требований к менеджменту и сотрудникам, непосредственно работающим с потребителями услуги. Торговая марка в секторе услуг несет потребителю информацию не о конкретном материальном продукте, а о процессе, а вернее о стандарте этого процесса, его качестве, формате оказания услуги. В отличие от товарного франчайзинга, где основным продуктом является конкретный товар и франчайзинга в питании, где системы сориентированы на технологии приготовления пиши, во франчайзинге услуг принципиально важными являются ноу-хау, а также знания и навыки сотрудников, их квалификация, личные достижения и мастерство, коммуникабельность и качество общения с непосредственными потребителями услуги.
Рост рынка в сфере услуг в 2008/2007 гг.
Рисунок 3.6
Большинство секторов сферы услуг развивалось достаточно динамично. Наиболее быстрыми темпами в 2008 г. росло количество франшиз в секторе бытовых услуг и услуг для бизнеса (см. рис. 3.6) [33, 61, 64].
В России практически отсутствуют сети, осуществляющие развитие с использованием только концепций франчайзинга. Вместе с тем, сети, использующие эти концепции независимо от доли точек, принадлежащих франчайзи относительно собственных точек во всем мире, позиционируются как франчайзинговые. В России, также как и в других странах преобладают смешанные сети, т.е. сочетающие в себе расширение на другие территории с помощью собственных точек и независимых предприятий (франчайзи). Стратегия расширения зависит от воли руководства, внешних факторов, влияющих на организацию и внутреннего потенциала применяющей ту или иную стратегию организации.
В России наиболее распространен прямой франчайзинг, т.е. по схеме франчайзер-франчайзи. Это связано с небольшим пока опытом работы, незначительностью масштаба развития, недостаточным качеством менеджмента, недопониманием франчайзи необходимости разделения ответственности с франчайзером за сохранение репутации системы, необходимостью постоянного контроля со стороны франчайзера за исполнением стандартов и сложности с реализацией контрольных функций. При этом следует ожидать, что через некоторое время успешные франчайзеры достигнут определенного порога выгодности прямого франчайзинга, и стратегии развития будут адаптироваться к новым экономическим условиям. Переход к мульти-франчайзингу будет означать поистине тиражирование той или иной концепции и территориальную экспансию.
Правообладатели России используют различные способы территориального развития. Представление прав может ограничиваться различной географической территорией, например, конкретный адрес, радиус от непосредственного расположения объекта, район, город. В подавляющем большинстве случаев правообладатели предоставляют неисключительные права на территорию. Слабо развиты в России концепции развития территории, хотя в 2007-2008 гг. в некоторых секторах это направление начало использоваться, но под различными названиями.
В разрезе территорий развитие франчайзинга происходит неоднородно. Физико-географические условия, национальные и культурные различия, социально-экономические условия, административное регулирование, институциональные, инфраструктурные и другие факторы оказывают общее влияние на уровень потребительской и предпринимательской активности, соответственно и на технологии предпринимательства.
В 2008 г. в регионы из центральной части России активно продвигались сети, наблюдалось повышение активности франчайзеров, росло количество локальных сетей на региональных рынках (см. рис. 3.7).
Франшизы России по федеральным округам в 2008 г.
Рисунок 3.7
Достижение определенного уровня организованности в рамках локальных сетей дает дополнительные преимущества в части противостояния диктату крупных сетей на экономическом и организационном уровне, а также приобретения дополнительного потенциала для расширения территорий деятельности для малых сетей. Развитие локальных сетей позволит привлечь определенные ресурсы на территорию деятельности франчайзера, активизировать деятельность местных поставщиков и сохранить бюджетные поступления. Это безусловно благоприятно скажется на развитии экономики того или иного региона.
В России крайне недостаточно государственных мер, поддерживающих национальные системы, особенно на этапе их формирования, при этом практически во всех государствах, на территории которых франчайзинг нашел свое развитие, имеют такой пакет мер. Конечно, это не означает закрытие рынков, это означает только использование тех или иных рыночных механизмов и стимулов для решения конкретных задач. Поддержка предпринимательства это задача федеральных и региональных органов власти. Концептуальное видение развития потребительского рынка и его качественной структуры необходимо для выработки в том числе принципов работы франчайзеров и франчайзи и формы регулирования франчайзинга. Это бы позволило субъектам рынка цивилизованно и грамотно работать, привнося вместе со своими Системами позитивные тенденции в экономику территорий своего присутствия, и в целом в национальную экономику [16, 21].
Из проведенного анализа федеральных и региональных программ можно сделать несколько основных выводов:
· на государственном уровне и на уровне субъектов РФ франчайзинг рассматривается как приоритетное направление;
· социально-экономические предпосылки, сложившиеся в России, изменения, происходящие на уровне регионов, а также определенные мероприятия, проводимые в рамках федеральных и региональных программ способствовали росту популярности франчайзинга в российской предпринимательской среде, а также расширению сегмента заинтересованных лиц, предпринимателей и организаций к этой форме развития бизнеса;
· в рассматриваемых программах (в части франчайзинга) не установлены приоритеты национальных брендов и поддержка их продвижения, а, например, в Программе по развитию туризма просматривается ориентация на международные бренды (увеличение доли франчайзинга известных международных брендов, а также укрепление отечественных торгоных марок);
· задачи, которые были поставлены Федеральными программами в части информационного-консультационного и методического обеспечения в секторе франчайзинга можно считать невыполненными, и в настоящее время в этой части существует серьезный пробел.
С ростом популярности франчайзинга, сетей и числа их участников, соответственно, увеличивается и количество конфликтов. Однако это не означает, что все так плохо. Напротив, естественно и вполне логично: вместе с популярностью приходят проблемы, вместе с решением проблем приходит опыт, вместе с опытом приходят определенные правила поведения, которые рано или поздно будут формализованы определенными законами и нормами. Если говорить о других государствах, то со времени решения о необходимости регулирования франчайзинга до принятия регулирующих законов и норм проходило от 10 и более лет и, если исходить из этого, то мы уже близки к цели.
Пока не наблюдается новизны в части причин возникновения конфликтов. Можно выделить несколько основных базовых причин: несоответствие обещаний франчайзера ожиданиям франчайзи, недобросовестность партнеров, неисполнение стандартов Системы, неисполнение условий договоров. Обращает на себя внимание рост количества судебных споров в секторе франчайзинга.
Конфликты, возникающие в рамках франчайзинговых сетей стороны, решают по разному: мирным путем, т.е. пытаясь договориться (этот путь в основном присущ тем системам, которые стремятся сохранить ноу-хау и конфиденциальную информацию); в суде (в том случае, когда не удается договориться); пытаясь забыть друг друга (т.е. попросту не исполняя условия договоров, не имея желания договариваться, либо не желая вступать в череду судебных разбирательств, что характерно для небольших сетей и в тех случаях, когда право на объекты интеллектуальной собственности по существу переданы не были) [45, 54, 61].
В условиях глобального кризиса проблемы и трудности будут наблюдаться практически во всех секторах экономики. Меняются поведенческие модели населения на потребительском рынке, снижается уровень потребительской активности. Результаты обследований, проведенных Росстатом в IV квартале 2008 г., свидетельствуют о резком снижении уровня потребительской уверенности населения России. По мнению Росстата снижение индекса потребительской уверенности связано с ухудшением субъективных оценок населением общих экономических условий и личного материального положения.
Потребители меняют предпочтения, пересматривают бюджеты домохозяйств, что, безусловно, сказывается влияние на структуру спроса и соответственно влечет за собой необходимость для нового осмысления и пересмотра стратегий развития субъектов рынка.
Снижение спроса и изменение его структуры, отсутствие оборотных средств, рост арендных платежей и других издержек и другие факторы приводят к ухудшению положения торговых и обслуживающих предприятий и организаций, банкротству и уходу с рынка. Общая ситуация не может не сказаться на секторе франчайзинга.
В 2009 г. объективно можно ожидать замедление роста сетей, снижение оборотов и уход с рынка некоторых сетей, внутренний потенциал которых не может выдержать новых условий.
Вместе с тем, ограничение собственных ресурсов должно повысить активность самих франчайзеров с целью привлечения в сеть инвестиций независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Вероятнее всего произойдет смещение интересов с расширения на рынке за счет собственных предприятий к расширению за счет франчайзи. Так что в этом смысле, франчайзинг должен развиваться активнее, чем другие формы, при условии, если франчайзеры будут грамотно выстраивать продуктовые и марочные стратегии. Крайне важно также выстраивание партнерских отношений, в условиях кризиса особо пристальное внимание необходимо будет уделять выбору партнеров.
С целью привлечения конечных потребителей и потребителей франшизы также ожидаема диверсификация, т.е. появление новых форматов и новых франшиз.
Ожидаемый высокий уровень безработицы в стране для франчайзинга является скорее благом, чем проблемой. Безработные граждане, имеющие свободные ресурсы будут пытаться вложить их в активы, приносящие доход. Одним из таких активов можно рассматривать франшизу. С этой точки зрения можно ожидать увеличение активности в секторе франчайзинга в общем. Особенно в регионах будут более востребованы мелкоформатные франшизы, а также менее стандартизованные франшизы [61].
В любом случае, при всех проблемах и трудностях перспективы в России у франчайзинга немалые.
Франчайзер ищет в России надежного партнера по бизнесу. Американцы, например, делают это через представительство Министерства торговли США в России. Проверенная российская компания покупает у иностранцев мастер-франшизу и право развития франчайзинга на определенной территории. Обычно франчайзер предоставляет четкое описание стандартов по оборудованию и качеству исходных продуктов, а также список рекомендуемых поставщиков. Отклонение от этого списка в обязательном порядке должно согласовываться с франчайзером. Оборудование и продукты требуемого качества можно купить в России, а если здесь такого нет, то приходится привозить из-за границы, используя базу данных и связи франчайзера. Часто владелец мастер-франшизы централизованно импортирует оборудование и сырье и распределяет его с центрального склада по франшизным точкам. Некоторые франчайзеры требуют, чтобы оборудование и/или исходное сырье покупали только у них.
Обычно владелец мастер-франшизы открывает первую точку и оттачивает на ней все технологии. После этого создается франшизный пакет (пакет документов для франчайзи и субфранчайзи) и компания начинает тиражировать бизнес -- продавать субфраншизу (для этого надо получить разрешение у франчайзера) или открывать но-вые точки самостоятельно.
В России не все понимают, как правильно работать по франшизе, а один неверный шаг может испортить репутацию бренда. Поэтому многие владельцы мастер-франшизы от международных франчайзеров предпочитают развивать сети самостоятельно.
Во втором случае иностранная компания продает генеральную франшизу местной, российской компании. Владелец генеральной франшизы получает широкие полномочия и обязанности: он реализует франшизу на территории России, организует обучение персонала компаний-партнеров, контролирует их работу и получает с них роялти. Часть платежей обладатель генеральной франшизы, как правило, оставляет себе, а часть перечисляет за границу.
Работа под маркой известной зарубежной компании (см. прил. 7, табл. 3.1) - один их самых надежных путей к построению успешного бизнеса. Интерес иностранцев к созданию франчайзинговых сетей в России высок. Но перейти от слов к делу решаются немногие [55].
В России очень часто понятие франчайзинга путают с понятием оптовых продажи. Отечественные франчайзеры просто создают дилерскую сеть под единой маркой, часто объединенную единым корпоративным стилем и одинаковым товаром. Никакой речи о сложных бизнес-схемах, технологиях и речи не идет.
Низкая доходность иностранных франшиз. Для иностранных франчайзеров доходность в 20 % считается нормальной. Для отечественных инвесторов это очень мало.
Низкая узнаваемость бренда иностранных франшиз. Если бренд франчайзера не знают в вашем городе, а весь его бизнес только на нем и держится, то не стоит покупать подобную франшизу, либо покупка франшизы должна сопровождаться особыми льготными условиями для франчайзи.
Технологичность. В России все люди умные, а потому детальное прописание бизнес-технологий во франшизном пакете считается дурным тоном. Предполагается, что российский бизнесмен и так все знает и ему не нужно все объяснять. У иностранцев подход другой -- все продумано до мелочей, шаги расписаны по минутам, причем они требуют выполнения своих рекомендаций. Тут уж кому как нравится: либо воля и самостоятельность, либо дисциплина и подчинение.
Дорогое оборудование -- дорогой товар. В ситуации производственного франчайзинга (покупка оборудования с целью созда-ния товаров или оказания услуг) при покупке иностранной франшизы могут возникнуть ситуация, когда цены на оборудование, произведенное в другой стране, возможно, будут существенно повышены по сравнению с ценами на произведенную продукцию, продаваемую уже в России [65].
Франчайзеры-иностранцы работают в России по двум схемам. В первом случае головная компания находится за границей, а в России работает ее специальный представитель. По такому принципу продает свою франшизу американская компания Subway Russia, штаб-квартира которой находится в Неваде. А интересы Subway в России представляет вице-президент компании по развитию, координирует работу одиннадцати ресторанов быстрого обслуживания «Сабвэй» в Москве и Екатеринбурге. Все решения о выдаче франшизы принимает американский офис, на его же расчетный счет ежемесячно перечисляются роялти. Торговое оборудование российские франчайзи Subway также получают из Америки.
Во втором случае иностранная компания продает генеральную франшизу местной, российской компании. Владелец генеральной франшизы получает широкие полномочия и обязанности: он реализует франшизу на территории России, организует обучение персонала компаний-партнеров, контролирует их работу и получает с них роялти. Часть платежей обладатель генеральной франшизы, как правило, оставляет себе, часть перечисляет за границу. Такую схему выбрал, например, Kоdak, поручив курировать свою сеть российскому ООО «Кодак» [12].
По информации представителей Торгово-промышленной палаты США, многие американские компании до сих пор опасаются выходить на российский рынок франчайзинга. Широкие перспективы закрывает целый ряд нерешенных проблем. Прежде всего, иностранцев пугает непоследовательность политики федеральных и региональных властей в отношении к бизнесу. Многие декларации о поддержке предпринимательской инициативы на деле остаются всего лишь словами. Административные барьеры, препятствующие становлению новых фирм, по-прежнему высоки.
Другая проблема - юридическая. В России нет законодательства, регулирующего франчайзинговые отношения. Лишь единственный раз в 54-й главе Гражданского кодекса РФ упоминается, что франчайзинг тождествен коммерческой концессии. Именно на основе этой правовой нормы и предлагается официально решать все вопросы, связанные с взаимоотношениями франчайзеров и франчайзи.
Более того, в Российской ассоциации франчайзинга само наличие 54-й главы ГК РФ считают отрицательным фактором. Критикуют эту главу и многие иностранные юристы. Они считают, что отношения партнеров регламентируются в ней излишне строго, что препятствует развитию международных контактов в области франчайзинга, подталкивает компании к поиску и созданию обходных правовых схем.
Таким образом, иностранные франчайзеры, решившие все же выйти на российский рынок, чувствуют себя плохо защищенными.
Российское законодательство совершенно не защищает ноу-хау иностранных компаний официально во всех франчайзинговых договорах указывается, что бренды и технологии передаются франчайзи только на время совместной работы. Но в реальности в случае разрыва отношений бывший партнер может продолжать работать под известной маркой, и привлечь его к ответственности будет очень сложно [25].
Выходом может быть регистрация прав на все элементы интеллектуальной собственности - R, ТM и ТS.
На западе регистрации подлежит только самый высокий уровень защиты R, обозначаемый первой буквой английского «registed» - зарегистрированный. Оно означает, что подделка этого продукта преследуется законом. R присваивается, например, логотипам, названиям фирм. Все остальные уровни защиты (ТМ-торговая марка и TS - торговый секрет) за рубежом имеют юридическую силу без регистрации. Компания может самостоятельно присвоить их, например, названию и рецепту блюда, и никто не посягнет на ее собственность. В России же защитить торговую марку и торговый секрет без официального оформления прав не возможно. Однако регистрация элементов R, ТМ и ТS выльется для него в серьезные траты.
Не все зарубежные сети боятся российских бизнес-пиратов. К примеру, когда владельцам американской компании «Папа Джонс» сообщили, что под ее именем в Москве не официально возникла закусочная, они отнеслись к этому спокойно. Но, большинство зарубежных предпринимателей не позволяют подобных ситуаций.
Немного проще уберечь свою торговую марку от посягательств тем иностранным компаниям, которые вышли на российский рынок через юридически самостоятельные национальные филиалы. Так, российские обладатели генеральной франшизы Kodak самостоятельно зарегистрировали торговую марку Kodak Express в Роспатенте. Под этим именем они развивают сеть фотомагазинов по всей стране и, естественно, зорко следят за тем, чтобы знаменитая торговая марка использовалась в законном порядке.
В Kodak Express есть региональные представители, которые следят за ассортиментом в магазинах, за качеством услуг до серьёзных нарушений франчайзинговых договоренностей дело не доходит. Лишь однажды было разбирательство в Альметьевске, где местный предприниматель под вывеской Kodak Express организовал инвестиционный фонд. Тогда довели дело до суда. А в основном, проблемы возникают из-за неосведомленности людей. Откроют магазин под маркой Kodak Express и торгуют. Чаще всего таким коммерсантам Kodak Express предлагаем стать партнерами-франчайзи, показывают преимущества своей программы.
Нарушают неприкосновенность торговой марки и российские власти. Так, в середине 90-х гг. по Москве прошла волна административного ура-патриотизма: столичная мэрия решила убрать с улиц всю рекламу на иностранных языках и заставить компании оформлять свои вывески исключительно на основе кириллицы. Логотипы, начертанные латинскими буквами, москвичам удалось отстоять.