Рефераты

Финансы, денежное обращение и кредит

p align="left">За исключением работы на рынках чистой конкуренции методику установления исходной цены на свои товары проводят в шесть этапов: 1. Постановка задачи образования цены. 2. Определение спроса. 3. Оценка издержек. 4. Анализ цен и товаров конкурентов. 5. Выбор методов образования цены. 6. Установление окончательной цены.

Существуют два способа установления цены на продукцию: исходя из издержек на производство и сбыт продукции - называемый ценообразование по издержкам; второй метод - ценообразование по спросу, когда исходят из возможностей рынка по покупательской способности. Применяется и третий способ ценообразования, основанный на ценах на конкурентную продукцию.

Стратегия ценообразования содержит концепции предприятия в определении цен на свою продукцию. Наиболее распространенные стратегии, принимаемые в условиях рыночной экономики России, следующие: * стратегия «снятия сливок» состоит в высокой рентабельности продаж при уникальности изделия и отсутствия аналогов на рынке; * стратегия следования за спросом удерживается на каждом новом снижении уровня достаточно долго до существенного сокращения спроса на рынке продаж; * стратегия проникновения на рынок, или ценовой порыв, проводится путем установления более низкой цены для проникновения на новые сегменты рынка. Такая стратегия подходит лишь крупным фирмам; * стратегия устранения конкурентов не позволяет потенциальным конкурентам выйти на рынок; ее цель также добиться максимальных продаж за короткое время. Устанавливается цена, близкая к расходам, что дает малую прибыль; * стратегия сохранения стабильного положения на рынке с сохранением умеренного процента рентабельности; * стратегия поддержания и обеспечение ликвидности и платежеспособности предприятия. Она связана с выбором надежных заказчиков.

Запрещенные стратегии - это те, которые не рекомендуется применять предприятию (или они запрещены гос-вом, или идут в разрез с этикой рынка). К ним относятся: * стратегии монополистического ценообразования - установление и поддерживание высоких цен и получение сверхприбылей; * стратегии демпинговых цен - заниженных рыночных цен с целью борьбы с конкурентами; * стратегии, основанные на соглашениях хозяйствующих субъектов и идущие в разрез с требованиями рынка и государственных ограничений или ведущие к нарушению нормативных актов; * стратегии ценообразования, преследующие спекулятивные цели.

Фирмы подходят по-разному к проблемам ценообразования. В мелких фирмах цены часто устанавливают руководители. В крупных компаниях ими занимаются управляющие отделением по товарным ассортиментам. Высшее руководство фирмы определяет общие установки и цели политики, утверждает цены. В отраслях деятельности, где факторы ценообразования играют решающую роль, корпорации и фирмы часто учреждают у себя отделы цен. И они или сами устанавливают цены, или помогают другим подразделениям. Влияние на политику цен оказывают начальники службы снабжения и сбыта, заведующие производством финансовые или коммерческие директора, руководители службы финансов и бухгалтерии, бухгалтеры и экономисты.

В теории ценообразования встречаются неск. методов расчета цены. Наиболее известные из них это: -- расчет цены на основе себестоимости (или средние издержки плюс прибыль); -- расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли; -- установление цены на основе уровня текущих цен или цен конкурентов; -- установление цены на основе торгов; -- маркетинговый подход к формированию цены.

Самым простым явл. первый метод -- расчет цены на основе себестоимости (или средние издержки плюс прибыль), суть которого состоит в том, что производитель определенного товара вычисляет себестоимость производства товара, а затем начисляет определенную наценку, которая и представляет собой прибыль производителя. Таким образом, цена товара равна себестоимость плюс наценка.

Второй метод (расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли) также основан на исчислении издержек фирмы. Производитель стремится установить такую цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли. Методика ценообразования с расчетом на получение целевой прибыли основывается на графике безубыточности. На таком графике представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления при разных уровнях объема продаж. Такой метод ценообразования требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности достижения всего этого при каждой возможной цене товара.

Третий метод (установление цены на основе уровня текущих цен или цен конкурентов) Назначая цену с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Она может назначить цену на уровне, выше или ниже уровня цен своих основных конкурентов.

Четвертый метод (установление цены на основе торгов) применяется в случаях борьбы фирм за подряды в ходе торгов. В подобных ситуациях при назначении своей цены компания отталкивается от ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не от взаимоотношений между этой ценой и показателями собственных издержек или спроса. Компания хочется завоевать контракт, а для этого нужно запросить цену ниже, чем у других. Однако цена эта не может быть ниже себестоимости, иначе фирма нанесет сама себе финансовый урон.

Таким образом, при установлении цены можно ориентироваться на затраты, цены у конкурентов и маркетинг. Методы ориентации на затраты и цены у конкурентов имеют серьезные недостатки, поэтому цены лучше формировать на основе соображений, ориентированных на маркетинг. К ним относятся маркетинговая стратегия, ценность товара для потребителя, взаимосвязи «цена-качество», ценообразование в пределах ассортиментных групп, объяснимость цен, уровни конкуренции, оговариваемые уступки, воздействие ценовой политики на дистрибьюторов и розничных торговцев, политические факторы и затраты.

Из анализа всех перечисленных методов можно сделать вывод, что большинство стратегий ценообразования основаны на себестоимости (или издержках). Цена же представляет собой себестоимость, увеличенную на определенную надбавку, которая и представляет собой прибыль производителя.

34. Цены мирового рынка: сущность, осн.виды

Цена мирового рынка - денежное выражение интернациональной стоимости товаров, поступающих в мировую торговлю. Цена мирового рынка - цены основных центров мировой торговли при устойчивых и крупных экспортно-импортных сделках, осуществляемых в рамках открытого торгово-политического режима с наличным платежом в свободно конвертируемой валюте. В качестве мировых цен принимаются цены, типичные для международной внешнеторговой практики. Для более правильной оценки уровня конкретной мировой цены необходимо принимать во внимание как экспортные, так и импортные цены на соответствующие товары. Будучи ценой отдельных экспортеров или импортеров, цена мирового рынка отличается от внутр. цен отдельных стран. Это связано с различиями условий и функционирования мирового и внутр. рынков, спецификой ценообразующих факторов. Обычно цена мирового рынка ниже внутренней в связи с применением в национальной экономике ряда экон. инструментов (пошлины, налоги и сборы, контингентирование и т.п.), повышающих уровень цен. Разрыв в уровне мировых и внутр. цен на конкретные товары может достигать 30 % и более.

Важная особенность цены мирового рынка связана с отмеченной выше множественностью, дифференциацией цен на одни и те же товары. Большая глубина дифференциации связана с сильным воздействием транспортного фактора, особенно по сырьевым, с.-х. и топливным товарам; коммерческих условий поставок и платежей.

Факторы, определяющие цены мировых рынков:

- крупные экспорт-импортные сделки, совершающиеся на ведущих по данному товару рынках;

- сделки носят регулярный характер;

- сделки предусматривают платежи в СКВ.

Мировые цены отражают среднемировые условия производства, реализации и потребления определенного вида товаров. Н-р, мировые цены на пшеницу - это цена Канады. Пиломатериалы - Швеции. Цветные металлы - Лондонские биржи.

Мировая цена, таким образом, выражает в денежной форме интернациональную стоимость (цену производства) товара общественно необходимого качества.

Виды цен мирового рынка:

Многообразие связей мирового рынка находит свое отражение в ценообразовании. Под множественностью цен в международной торговле следует понимать такое положение, когда на товар одинакового качества, поставляемый на одинаковых условиях (фрахтовая база, форма оплаты, срок и объем поставки и т. п.) существует одновременно неск. цен. В одном и том же центре международной торговли действуют различные по уровню официально публикуемые цены обычных регулярных коммерческих сделок.

Множественность цен в современной международной торговле определяется двумя группами факторов: 1) политикой монополий, проводящих систему цен, дифференцируемых по рынкам и категориям покупателей; 2) государственно-монополистическими мероприятиями (торгово-политическими и валютными), некоммерческими и другими специальными операциями, осуществляемыми неправительственными организациями.

При осуществлении внешнеторговой деятельности на мировом рынке различают следующие виды цен:

1) экспортные цены фас или фоб. По этим ценам фирма-экспортер передает товар импортеру с включением в цену транспортных расходов по доставке либо к борту судна (фас), либо на борт судна включая затраты на погрузку (фоб);

2) импортные цены сиф включают в себя, кроме цен фоб, затраты на страховку и транспортировку грузов до границы страны-экспортера или импортера;

3) контрактные цены, которые устанавливаются по согласованию сторон и, как правило определяются на основе торговых договоров и соглашений между правительствами различных стран. Они отражают действительный уровень цен на товар определенного качества при соответствующих условиях поставки и платежа. Однако получить сведения о контрактных ценах не просто, так как они обычно составляют комерческую тайну. Иногда данные о заключенных контрактах, в том числе и во внешней торговле, публикуются в прессе, специальных журналах, однако, как правило, без указаний многих существенных деталей сделки (н-р, качественных показателей и т.п.);

4) цены биржевых котировок, аукционов и торгов. Биржевые котировки - цены товаров, торговля которыми осуществляется на товарных биржах (натуральный каучук, хлопок, некоторые цветные металлы и ряд других). Биржевые котировки явл. ценами реальных контрактов, осуществляемых на унифицированных условиях в отношении качества, объема и срока поставки, валюты платежа и т. д. Цены биржевых котировок чутко реагируют на изменение коньюктуры, подвержены влиянию спекуляции и других случайных факторов;

5) цены предложений крупных фирм и цены фактических сделок. Цены предложений чаще всего называют справочными ценами, так как они означают первоначальный уровень цены, который при заключении сделки, как правило, понижается. Поэтому цены фактических сделок могут существенно отличатся от первоначального справочного уровня;

6) Внутр. оптовые цены стран, участвующих в международных сделках. Они отличаются от экспортных или импортных цен на величину таможенных пошлин и налогов.

Цены фактических сделок явл. наиболее точными, но они, как правило, не публикуются в печати.

В зависимости от характера образования цены мирового рынка условно можно разделить на цены «свободного» и цены «закрытого» рынка.

Цены свободного рынка формируются в зависимости от условий конкуренции и объективно складывающегося соотношения между спросом и предложением. К ним относятся, н-р, цены организованных мест реализации товаров - аукционов, торгов, бирж.

Наиболее широкое распространение среди цен организованных форм торговли получили биржевые цены. Они действуют в торговле зерновыми, сахаром, хлопком, шерстью и некоторыми другими товарами. Биржевые цены - важный и достаточно достоверный источник информации об уровне и динамике цен соответствующих товаров. Торговля на бирже может проводится по ценам на наличный товар или с немедленной поставкой /в течении двух недель со дня заключения сделки/. Кроме того биржевые товары могут продаваться по срочным ценам т. е. ценам на опред-й период времени. Примером биржевой цены международной торговли цветными металлами может служить котировка Лондонской биржи металлов.

Большое распространение в практике мировой торговли получили справочные цены. Они применяются на рынках нефти, химических товаров, отдельных видов цветных металлов и некоторых других товаров. Справочные цены выступают для продавцов и покупателя в качестве исходного пункта при определении контрактной цены фиксируемой в документе о сделке т. е. носят номинальный характер, представляя собой важный источник информации о ценах. Справочные цены используются как правило при поставках небольших и средних партий товаров и служат основой для установления скидок надбавок и т. п. с учетом особенностей в условиях поставки товаров в т. ч. скидок за размеры поставляемых партий по массовой крупносерийной продукции, особенно изделиям машиностроения. В практике международной торговли справочные цены на экспортируемые и импортируемые товары получили распространение в виде изданий (прейскурантов) фирм-поставщиков и специальных публикаций.

В отличие от цен «свободного» рынка цены «закрытых» рынков формируются при определенных специфических отношениях между продавцами и покупателями. При этом объективно складывающееся соотношение между спросом и предложением на данный товар существенного влияния на цены не оказывает. К ценам «замкнутых» рынков можно отнести цены внутрифирменной торговли цены региональных экон. группировок и цены специальных преферинциальных (льготных) соглашений.

Цены внутрифирменной торговли (трансферные) получили широкое распространение в хозяйственном обороте развитых и развивающихся стран в т. ч. при обмене товарами и услугами в рамках международной монополии. Объективной стороной расширения сферы применения трансферных цен явл. развитие производственной кооперации. Как правило данные об этих ценах ограничены они составляют комерческую тайну а их уровень и соотношения отличаются от цен при поставках продукции в качестве запчастей. Последние по оценкам в 3-4 раза выше.

В послевоенный период в результате интеграционных процессов между капиталистическими странами прежде всего между рядом западноевропейских государств получили распространение региональные цены. На эти цены большое влияние оказывают отношения складывающиеся между странами той или иной группировки. Региональные цены действуют в торговле между странами ЕЭС по зерновым, сахару и некоторым другим видам продукции. Как правило, они выше цен «свободного» рынка, поскольку с их помощью осуществляется стимулирование производства некоторых товаров в рамках региона.

Префенциальные цены устанавливаются межправительственными соглашениями о поставках определенных товаров, в которых фиксируются специальные условия поставок и величины цен реализации, отличающиеся от цен «свободного рынка».

Особое место среди видов цен мирового рынка занимают цены долгосрочных контрактов. С одной стороны, при их установлении учитываются состояние и перспективы изменения соотношения спроса и предложения. С другой стороны, при заключении таких контрактов стороны исходят из особых отношений между собой и предусматривают, н-р, возможность участия покупателя в финансировании производства продукции. Данные о контрактной цене, являющейся окончательной ценой сделки - наиболее достоверная информация о внешнеторговых ценах.

35. Налоговая система РФ и ее структура. Налоговая политика

Налоги -- это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Налоги выполняют 2 осн. функции:-- фискальную, которая состоит в мобилизации (изъятии, привлечении) средств в бюджетную систему;-- регулирующую, связанную с вмешательством гос-ва в темпы развития экономики.

Налоговая система состоит из налогов и сборов.

Различают: косвенные налоги -- налоги, заложенные в цену товаров и услуг (н-р, НДС, акцизы, таможенные пошлины), которые оплачивают потребители товаров и услуг; прямые налоги -- это непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги на имущество.

Сбор -- это целевой платеж за оказанные его плательщику услуги (н-р, лицензионный сбор, регистрационный сбор).

Осн. элементы налога: субъект налога -- лицо, которое по закону явл. плательщиком налога; объект налога -- предмет, обладание которым дает основание обложить владельца налогом.

Объекты налогообложения: доход; прибыль; оборот (выручка); добавленная стоимость; имущество физических и юридических лиц; операции с ценными бумагами; передача имущества (продажа, дарение, завещание); определенные виды деятельности, установленные Законом; экологические платежи; социальные платежи и налоги с ФОТ;

Налоговая система представляет собой совокупность налогов, действующих на территории страны, методы и принципы их построения.

В зависимости от органа, который взимает налоги, различают федеральные налоги, региональные налоги и местные налоги.

Законом РФ “Об основах налоговой системы в Российской Федерации» установлены следующие налоги.

Федеральные налоги 1. Налог на добавленную стоимость (НДС). 2. Акцизы. 3. Налог на доходы от страховой деятельности. 4. Налог с биржевой деятельности. 5. Налог на операции с ценными бумагами. 6. Таможенная пошлина. 7. Отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы. 8. Платежи за пользование природными ресурсами (в ФБ, в бюджеты субъектов). 9. Налог на прибыль предприятия. 10. Подоходный налог с физических лиц.11. Налоги, служащие источниками образования дорожных фондов 12. Гербовый сбор. 13. Гос. пошлина. 14. Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения. 15. Сбор за использование наименование Россия, РФ и образованных на их основе слов и словосочетаний. 16. Транспортный налог.

Налоги субъектов федерации (налоги республик в составе РФ, краев, областей, автономных областей, автономных округов)

1.Налог на имущество предприятий (в бюджет субъектов, районные и городские бюджеты по месту нахождения налогоплательщика). 2.Лесной налог. 3.Плата за воду. 4.Сбор на нужды образовательных учреждений.

Местные налоги 1.Налог на имущество физических лиц. 2.Земельный налог. 3.Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. 4.Налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне. 5.Курортный сбор. 6.Сбор за право торговли. 7.Целевые сборы с граждан и предприятий на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования. 8.Налог на рекламу. 9.Налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники. 10.Сбор с владельцев собак. 11.Лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями. 12.Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей. 13.Сбор за выдачу ордера на квартиру. 14.Сбор за парковку автотранспорта. 15.Сбор за право использования местной символики. 16.Сбор за участие в бегах на ипподромах. 17.Сбор за выигрыш на бегах. 18.Сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе ипподрома. 19.Сбор со сделок, совершаемых на биржах, за исключением сделок, предусмотренных законодательными актами о налогообложении операций с ценными бумагами. 20.Сбор за право проведения кино- и телесъемок. 21.Сбор за уборку территорий населенных пунктов. 22.Сбор за открытие игорного бизнеса. 23.Налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы. 24. И другие по усмотрению местной администрации.

Важным направлением финансово-бюджетной политики явл. проведение налоговой реформы, которая призвана снизить налоговую нагрузку на экономику, выровнять условия налогообложения для всех плательщиков, повысить уровень управления всей системой налогообложения. Осн. элементы налоговой реформы: - отмена неэффективных налогов и льгот; - снижение налогообложения фонда оплаты труда и общего размера отчислений в социальные внебюджетные фонды; - уменьшение налоговых ставок.

Сегодня отечественная налоговая система по общей структуре, принципам построения и перечню обязательных налоговых платежей в основ-ном соответствует наиболее распространенным в рыночной экономике системам налогообложения. Все действующие в России налоги делятся на три группы: федеральные, региональные и местные. По объекту налогообложения существующие платежи условно разделяют на налоги с доходов (выручки, прибыли), имущества (предприятий и граждан), с определенных видов операций, сделок и деятельности (операции с ценными бумагами). По экономическому содержанию существуют следующие осн. группы налогов: косвенные (акцизы, налог на добавленную стоимость), налоги с физических лиц (подоходный налог, налог на имущество, на наследование и на дарение), налоги, связанные с использованием природных ресурсов.

На сегодняшний день наблюдаются следующие тенденции в бюджетно-налоговой политике : 1. Сохраняется высокая доля поступлений от косвенных налогов. 2. Возрастают в доходах федерального бюджета доля и объем налогов на внешнюю торговлю. 3. В структуре акцизов увеличивается доля акцизов на газ. 4. Снижается в доходах федерального бюджета доля прямых налогов, и прежде всего налога на прибыль. 5. Уменьшается в доходах федерального бюджета сумма подоходного налога с физических лиц.

Нынешние приоритеты и направления налоговой политики требуют создания единой и согласованной налоговой системы. Целью совершенствования налоговой системы должно быть построение стабильной налоговой системы в границах России, развитие налогового федерализма при обеспечении доходов федерального, региональных и местных бюджетов. Налоговая система должна стать рациональной, обеспечивающей сбалансированность общегосударственных и частных интересов. Она должна содействовать развитию предпринимательства, активизации инвестиционной деятельности, наращиванию национального богатства России и благосостояния ее граждан.

Проблема налоговых льгот в российском законодательстве стоит достаточно остро. По мнению некоторых экономистов налоговые льготы разъедают нашу налоговую систему, и одним из стратегических направлений совершенствования налоговой политики должно стать всемерное их сокращение. Показателен в этой связи опыт Грузии, законодательно отменившей все налоговые льготы ради спасения бюджета и в целях борьбы с криминализацией экономики.

В современных условиях в качестве основных принципов организации налоговой системы в условиях рыночной экономики можно назвать следующие : -- адекватная развитию рыночной экономики система налогов, их виды, соотношения прямых и косвенных налогов, позволяющих учитывать доходы юридических и физических лиц, а также их имущественное положение; -- универсализация методов налогообложения, которые позволяли бы установить единые для всех плательщиков требования к эффективности хозяйствования, не зависящие как от форм собственности, так и от организационно-правовых форм собственности; -- одинаковый подход к исчислению величины налога вне зависимости от источника полученного дохода, сферы хозяйствования, отрасли экономики; -- обеспечение принципа однократности обложения и недопустимости двойного налогообложения; -- научное обоснование доли изъятия и определения ставки налога, которое создавало бы плательщику налога право иметь доход, обеспечивающий нормальное развитие предприятий и организаций, воспроизводство рабочей силы; -- установление системы налоговых льгот, реально стимулирующих процессы инвестирования средств в предпринимательскую деятельность и одновременно обеспечивающих принципы социальной справедливости, гарантирование гражданам прожиточного минимума; единство налоговых льгот для всех категорий налогоплательщиков; -- создание мощной, четко действующей, технически оснащенной налоговой службы; -- четкое распределение налогов по уровням государственного управления.

36. Характеристика источников налогов, уплачиваемых предприятием

Налоги - обязательные и безэквивалентные платежи, уплачиваемые налогоплательщиками в бюджет соответствующего уровня и гос. внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью.

Налоги могут взиматься следующими способами: 1) кадастровый, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. 2) на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода явл. то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. 3) у источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Осн. налоги, уплачиваемые предприятием:

1. Налог на добавленную стоимость (НДС). НДС введен законом РФ от 06.12.1991г. База для налогообложения - объем реализованной продукции. Первоначальная ставка налога 28%. С 01.01.1993 г. ставка НДС снижена до 20%, но одновременно введен так называемый Спецналог (полный аналог НДС) в размере 3%, который действовал до 1997 г. Для ряда товаров (детские товары, осн. продукты питания) действует ставка 10%. С 01.01.2001 г. НДС регулируется главой 21 НК РФ. Ставка налога 20%.

Механизм начисления НДС следующий. При продаже продукции НДС начисляется. При покупке продукции и товаров зачитывается НДС, уплаченный в составе приобретенных товаров. В бюджет перечисляется разница между начисленным и погашенным НДС.

2. Налог с продаж. Налог с продаж дополнил налоговую систему России с 31.07.1998. На территориях субъектов федерации НсП вводится нормативно-правовыми актами законодательных органов субъектов РФ. Ставка НсП устанавливается до 5%.Объектом обложения НсП явл. стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за наличный расчет физическим и юридическим лицам. Часть товаров освобождена от НсП. Перечень товаров не облагамых НсП близок с перечнем товаров, облагаемых НДС по ставке 10%, не полностью не совпадает с ним. В отличие от НДС входной НсП к зачету не принимается, а относится на стоимость приобретаемых товаров, поэтому каждая перепродажа приводит к ощутимому удорожанию товаров.

3. Единый социальный налог (ЕСН). ЕСН введен в действие с 01.01.2001 года главой №24 НК РФ. ЕСН начисляется на Фонд оплаты труда (ФОТ), выплачиваемый за выполнение трудовых обязанностей. Налог начисляется и оплачивается работодателем и относится на себестоимость выпускаемой продукции. ЕСН объединил в себе ранее уплачиваемые взносы в страховые фонды.

С едением ЕСН платежи в соцфонды формально снизились на 2,9%, однако на практике это не совсем так. Законодательно введен дополнительный платеж в ФСС - страхование от несчастных случаев на производстве. Ставка платежа составляет от 0.2 % в торговле до 1,7% в строительстве до 4% на опасных производствах. На этом фоне снижение ставки платежей в соцфонды становится весьма призрачным.

4. Налоги в дорожные фонды. Сейчас сущесвтуют следующие налоги: -- Налог на пользователей автодорог. В настоящее время составляет 1% от объема реализации продукции без НДС и НсП. -- Налог на владельцев транспортных средств. Начисляется по ставкам от мощности двигателя в л.с.

5. Налог на прибыль. Действующий в настоящее время налог на прибыль введен Законом РФ от 27.12.1991 г. «О налоге на прибыль предприятий и организаций». Ставка налога для большинства предприятий 35% от прибыли. Распределяется по трем бюджетам: федеральный - 11%, республиканский - 19%, местный - 5%. Посреднические операции облагаются налогом по ставке 43%.

С 01.01.2002 г. введена в действие гл.25 НК РФ «Налог на прибыль организаций». Закон о налоге на прибыль прекращает свою деятельность. Введение гл.25 НК РФ (Закон РФ от п.06.08.2001 №110-ФЗ) внесло значительные изменения в учете. Законодательно разделен бухгалтерский и налоговый учет.

Другие налоги, уплачиваемые предприятием.

1. Налог на имущество предприятий. Ставка налога составляет 2% от среднегодовой стоимости имущества предприятия. В стоимость имущества входят: осн. средства и нематериальные активы по остаточной стоимости, материалы, незавершенное производство, готовая продукция на складе, расходы будущих периодов, отгруженная продукция, право собственности на которую не перешло покупателю. Налог относится на финансовые результаты и уменьшает налогооблагаемую прибыль.

2. Налог на рекламу. Налог на рекламу уплачивают юридические лица, рекламирующие свою продукцию, по ставке до 5% от стоимости услуг по рекламе.

3. Налог на доходы физических лиц. До 2001 года ставка налога увеличивалась в зависимости от величины дохода с 12% до 35%. С 2001 года ставка налога перестала быть прогрессивной (плоская шкала) и все доходы (кроме специально установленных) облагаются по ставке 13%.

Следует отметить, что налог на доходы физлиц не явл. налогом предприятия. В данной ситуации предприятие выступает налоговым агентом по сбору и перечислению налога.

37. Характеристика прямых и косвенных налогов (+36)

Налоги -- это обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в бюджет соответствующего уровня и гос. внебюджетные фонды на основании федеральных законов о налогах и актах законодательных органов субъектов Российской Федерации, а также по решению органом местного самоуправления в соответствии с их компетентностью, в заранее установленных законом размерах и в определенные сроки. Налоги выполняют 2 осн. функции:-- фискальную, которая состоит в мобилизации (изъятии, привлечении) средств в бюджетную систему;-- регулирующую, связанную с вмешательством гос-ва в темпы развития экономики.

Налоги могут взиматься следующими способами: 1) кадастровый, когда объект налога дифференцирован на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносится в специальные справочники. Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. Такой метод характерен тем, что величина налога не зависит от доходности объекта. 2) на основе декларации. Декларация - документ, в котором плательщик налога приводит расчет дохода и налога с него. Характерной чертой такого метода явл. то, что выплата налога производится после получения дохода и лицом получающим доход. 3) у источника. Этот налог вносится лицом выплачивающим доход. Поэтомy оплата налога производится до получения дохода, причем получатель дохода получает его уменьшенным на сумму налога.

Налоговая система состоит из налогов и сборов.

Различают: косвенные налоги -- налоги, заложенные в цену товаров, которые оплачивают потребители товаров и услуг; прямые налоги -- это непосредственное изъятие части доходов налогоплательщика. Прямые налоги подразделяются на налоги на доходы и налоги на имущество.

1) Прямые (налоги, которые изымаются из доходов юридических и физических лиц). Бывают: а) реальные; б) личные. К последним относятся: - подоходный налог с населения; - налог на прибыль юридических лиц; - налог на прирост капитала; - налог на доходы от денежных капиталов; - налог на сверхприбыль.

2). Косвенные (налоги, которые ориентируются на расходы). Состоят из 3 групп:

а) акцизы (надбавка к цене);

б) фискальные монопольные налоги (эти налоги устанавливает гос-во для пополнения казны);

в) таможенные пошлины. Бывают: - экспортные (для прекращения или уменьшения вывоза товаров); - импортные (для преграды поступления товаров импортного производства для гос-ва или производителя внутри страны); - транзитные.

38. Методы регулирования банковской деятельности

Осн. инструменты, при помощи которых ЦБР проводит кредитно-денежную политику:

* %-ная ставка по операциям ЦБР - официальная учетная ставка, по которой ЦБР готов учитывать векселя, предоставлять кредиты другим банкам, т.е. ЦБР выполняет функцию кредитора последней инстанции. Предоставление кредитов возможно на срок до года под обеспечение (золото, драгоценные металлы, валюта, ценные гос. бумаги, векселя, гарантии и поручительства).

* Регулирующие кредиты ЦБР размещаются в банках с целью поддержания ликвидности. С этой целью ЦБР проводит аукцион, на который допускаются КБ: 1) действующие на финансовом рынке более одного года; 2) регулярно представляющие отчетность в ЦБР; 3) соблюдающие все нормативы; 4) выполняющие резервные требования.

* Нормативное формирование обязательных резервов, депонируемых в ЦБР. Это часть ресурсов банков, внесенных по требованию властей на бес%-ный счет в ЦБР (нормы обязательного резервирования на 20.02.98 г. по счетам на срок до 30 дней - 14% , до 90 дней - 10%, свыше 90 дней - 8%, по валютным вкладам - 8%). Нормативы обязательных резервов не могут превышать 20% от обязательств кредитных организаций. Изменение резервных требований возможно только в объеме пяти пунктов единовременно. В настоящее время расчет отчислений в обязательные резервы производится по среднеарифметической формуле, исходя из суммы ежедневных балансовых остатков по привлеченным средствам на отчетный период (на каждое 15 и 30 число месяца).

* Операции на открытом рынке - операции ЦБР по купле-продаже ценных бумаг.

* Формирование общих внутр. нормативов для кредитных учреждений.

* Участие в деятельности международных банковских организаций.

* ЦБР принимает решения о выпуске и изъятии банкнот и монет из обращения и осуществляет контроль над объемом денежной массы.

* РЦБ организует налично-денежное обращение.

Официальные отношения между рублем и драгоценными металлами не устанавливаются. Банкноты и монеты явл. безусловным средством расчетов и обязательными к приему на всей территории России, а также обеспечиваются всеми активами ЦБР. Банкноты и монеты не могут быть объявлены недействительными без предупреждения о сроке их обмена.

* ЦБР может осуществлять банковские операции по обслуживанию правительственных, исполнительных органов, казначейства, государственных внебюджетных фондов, воинских частей и МВД.

* Количественное и качественное стимулирование, или сдерживание в развитии определенных отраслей и территорий при полном объеме кредита процентов и сроков кредитования. Инвестиционные кредиты предоставляются под разработанную и утвержденную правительством или ЦБР инвестиционную программу развития отрасли или конкретной территории.

* ЦБР не имеет права заниматься операциями с теми банками и кредитными учреждениями, у которых нет лицензии, также не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, не имеет права пролонгировать кредиты, также не имеет права заниматься торговой и производственной деятельностью и приобретать доли или акции кредитных или иных организаций.

Осн. критерии надзора: 1) достаточность капитала, то есть отношение собственных средств к суммарным обязательствам; 2) оценка качества активов (с точки зрения риска и ликвидности); 3) качество менеджмента (квалификация работников и руководящего состава); 4) Л. - способность быстро и безболезненно выполнять свои обязательства.

Доходность или рентабельность - это уровень прибыли по отношению к собственному капиталу.

* ЦБР не отвечает по обязательствам правительства и наоборот, за исключением взятых на себя обязательств, в свою очередь ЦБР не несет ответственности за деятельность кредитных учреждений.

* Нормативный контроль над деятельностью кредитных учреждений и банков, этот контроль осуществляется на основе балансовых данных. Баланс банка - это бухгалтерский баланс, отражающий состояние привлеченных и собственных средств, их источники и вложение в кредитные и другие операции. По данным баланса осуществляется контроль над формированием и использованием банковских ресурсов и других банковских операций, а также правильностью их отражения в бухгалтерском учете.

39. Активные операции коммерческого банка

Банк -- учреждение, организация, сфера деятельности которого торговля деньгами и предоставление связанных с ними услуг (посредничество в платежах, кассовое обслуживание, управление депозитами и другим имуществом клиента).

Система коммерческих банков в ее современном виде формируется с 1988 г. в соответствии с Законом РСФСР от 2.12.90 г. "О банках и банковской деятельности в РСФСР" и Законом "О Центральном Банке Российской Федерации".

Активы банков - это направления размещения собственного капитала и привлеченных средств с целью получения прибыли. Они включают кассовую наличность, различные вложения в кредиты и ценные бумаги, осн. средства. Пассивы - это операции, посредством которых банк формирует свои ресурсы для проведения кредитных и других операций. Пассивы состоят из собственных средств и заемных (привлеченных) средств на определенное время.

Операции банков делятся на пассивные и активные. Под пассивными понимаются такие операции банков, в результате которых происходит увеличение денежных средств, находящихся на пассивных счетах или активно-пассивных счетах в части превышения пассивов над активами. Пассивные операции играют важную роль в деятельности коммерческих банков. Именно с их помощью банки приобретают кредитные ресурсы на рынке. Существует четыре формы пассивных операций коммерческих банков:1) первичная эмиссия ценных бумаг коммерческого банка. 2) отчисления от прибыли банка на формирование или увеличение фондов. 3) получение кредитов от других юридических лиц. 4) депозитные операции. Пассивные операции позволяют привлекать в банки денежные средства, уже находящиеся в обороте. Новые же ресурсы создаются банковской системой в результате активных кредитных операций. С помощью первых двух форм пассивных операций создается первая крупная группа кредитных ресурсов- собственные ресурсы. Следующие две формы пассивных операций создают вторую крупную группу ресурсов заемные, или привлеченные, кредитные ресурсы. Собственные ресурсы банка представляют собой банковский капитал и приравненные к нему статьи.

Активные операции коммерческих банков - это операции, связанные с размещением банковских ресурсов.

В зависимости от срока различают: срочные (на опред-й срок) и онкольные (возвращаемые по первому требованию) ссуды и кредиты.

В зависимости от обеспечения различают:

1. Вексельные ссуды, в том числе: -- учет (дисконтирование) векселей, то есть их покупка до поступления срока платежа; -- акцептные операции, то есть выдача гарантий по оплате векселей своей солидной клиентуры за свой счет; -- аваль - выдача гарантий платежеспособности векселедателя. Ответственность по платежам переходит на банк в случае неспособности векселедателя оплатить вексель; -- выдача ссуд под залог векселей (под 50-70% от номинала).

2. Подтоварные ссуды - ссуды под залог товаров и товарораспорядительных документов: н-р, варрантов (свидетельств о принятии товаров на ответственное хранение на склад); железнодорожных накладных; коносаментов (свидетельств о приеме груза на борт корабля); накладных о перевозке грузов автомобилями, самолетами и т.д. Выдают ссуды в размере 50-70% стоимости товара.

3. Фондовые операции, то есть ссуды под обеспечение ценных бумаг (из расчета 50-60% обеспечения) и покупка ценных бумаг банком за свой счет (в основном это гос. ценные бумаги, акции нефтедобывающих и перерабатывающих предприятий).

4. Лизинговые операции.

40. Банковская система РФ и ее элементы

Банковская система - важнейшая из структур рыночной экономики, проводящая, концентрирующая осн. массу кредитных и финансовых операций, ведущая часть кредитной системы, куда, наряду с собственно банками, органически включена и целая сеть так называемых "квазибанковских" (околобанковских) учреждений: факторинговые и лизинговые фирмы, кредитные союзы и товарищества, пенсионные фонды, финансовые компании и множество других специализированных кредитно-финансовых организаций - все эти структуры явл. элементами парабанковской системы. Основной объем кредитных и финансовых услуг клиенту любой страны предоставляют банки.

БС представляет собой сложноорганизованную иерархическую структуру составляющих ее элементов - кредитно-финансовых институтов, важнейшими из которых явл. эмиссионные и не эмиссионные (коммерческие и специализированные) банки.

Российская БС, начиная с 1988 года, претерпела впечатляющие изменения. Переход от жесткого государственного контроля над денежными потоками к рыночной системе перераспределения временно свободных денежных ресурсов потребовал слома прежней структуры финансовых институтов и реорганизации функций Госбанка. С принятием в декабре 1990 года таких важных документов, как закон РСФСР "О Центральном Банке РСФСР", "О банке и банковской деятельности в РСФСР", была сформирована двухуровневая банковская система. В 1995 году полным законодательным запретом прямого кредитования Центральным банком агентов хозяйственной деятельности процесс трансформации был окончательно завершен.

В современных условиях развития товарно-денежных отношений, экон. методов хозяйствования роль банков в экономике существенно повысилась. Являясь центрами хозяйственной жизни, осуществляя регулирование денежного оборота и ссудного фонда, банки ведут работу, которую не выполняет ни одно звено управления экономикой. Мировая банковская история не знает аналога тому, что произошло в России. За кратчайший срок в стране возникло более 2500 самостоятельных банков, немало кредитных организаций, осуществляющих отдельные банковские функции. Для сопоставления: США, чтобы создать 1000 банков, потребовалось около 80 лет - с 1781 по 1860 г., в других странах банков до сих пор намного меньше.

Двухуровневая БС осн-ся на построении взаимоотношений между банками в двух плоскостях: по вертикали и по горизонтали. По вертикали осуществляются отношения подчинения между ЦБ как руководящим органом и низовыми звеньями - коммерческими универсальными и специализированными банками, по горизонтали - отношения равноправного партнерства между низовыми звеньями. При этом происходит разделение административных, операционных функций, связанных с обслуживанием хозяйства. ЦБ остается банком в полном смысле этого слова лишь для двух категорий клиентов - коммерческих универсальных и специализированных банков, а также некоторых бюджетных и правительственных структур. Причем преобладающими становятся функции надзора за состоянием рынка кредитно-финансовых услуг, регулирования и контроля деятельности низовых звеньев БС.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Рефераты