Рефераты

Финансы, денежное обращение и кредит

p align="left">Кол-во денег, необходимых для обеспечения товарного обращения, зависит прежде всего от суммы цен товаров, которые подлежат реализации в течение определенного периода. Чем больше товаров, тем больше требуется денежных единиц для их реализации.

Денежная масса в обращении - это не только наличные деньги, но и чековые вклады в банках. Она увеличивается, когда коммерческие банки выдают ссуды своим клиентам, и уменьшается, когда клиенты возвращают ссуды. Изменения в денежной массе влияют на совокупный спрос. Кол-во денег в обращении зависит и от скорости оборота каждой денежной единицы. Одна и та же сумма денег может обслужить большее или меньшее число актов купли-продажи. Поэтому потребное для обращения кол-во денег определяется делением суммы цен товаров и услуг, подлежащих реализации, на скорость обращения денег. Из суммы цен товаров исключаются взаимно погашающиеся платежи по товарам, проданным в кредит.

Бумажные деньги и чековые вклады не обладают собственной стоимостью. Но чтобы обладать ценностью, деньгам не нужно иметь золотое обеспечение, достаточно им быть общепринятым средством обращения и ограниченно доступными. Спрос на деньги зависит от их ожидаемой ценности.

Стоимость денег определяется их редкостью по отношению к их полезности. Полезность денег состоит в их уникальной способности обмениваться на товары и услуги как сейчас, так и в будущем. Кол-во товаров и услуг, приобретаемых за денежную единицу, изменяется обратно пропорционально уровню цен. Когда индекс потребительских цен растет, покупательская способность денег падает, появл. деньги, не обеспеченные товарами, что означает инфляцию. Она может вызываться разными причинами. Это и выпуск излишнего кол-ва денежных единиц, когда расходы гос-ва превышают его доходы, и отставание производства товаров от роста платежеспособного спроса и поступление на рынок товаров, не пользующихся спросом и другими факторами.

Виды денег: 1. Товарные: золото и серебро в слитках и монетах, а также любой товар при бартерных сделках. 2. Символические: медные и никелевые монеты и бумажные деньги. 3. Кредитные: чеки и кредитные карточки.

9. Гос. внебюджетные фонды

Гос. финансы состоят из двух основных элементов: госбюджета и внебюджетных фондов. Госбюджет - это годовой план доходов и расходов гос-ва, это деньги, которые позволяют гос-ву выполнять экон. и соц. ф-ции (а в последнее время и политические). Госбюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов (области, города, района, поселкового совета).

Гос. внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Внебюджетные фонды создаются федеральным и региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления для аккумуляции в них денежных средств, поступающих как в обязательном порядке, так и на добровольной основе. Расходование средств этих фондов осуществляется по строго целевому назначению - на государственное социальное страхование, дополнительное финанс-е затрат на укрепление материально-технической базы и социальное обеспечение фискальных и правоохранительных органов, на развитие социальной и производственной инфраструктуры территории и др. Гос. и местные внебюджетные фонды явл. составной частью подсистемы государственных и муниципальных финансов.

Внебюджетные фонды - это своеобразная форма аккумуляции перераспределения денежных средств, используемых, во-первых, для финанс-я конкретных социальных потребностей общегосударственного значения и, во-вторых, для дополнительного финанс-я территориальных нужд, осуществляемого органами исполнительной власти субъекта РФ и органами самоуправления. Внебюджетные фонды создаются по решению Федерального Собрания России на федеральном уровне, по решению законодательных органов власти субъектов РФ - на региональном уровне и по решению органов местного самоуправления - на муниципальном уровне. Порядок формирования внебюджетных фондов и контроль за использованием средств в них на местном уровнях регулируется Законом РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» (от 15 апреля 1993 г.)

Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение и управляются автономно. По признаку целевой направленности расходования средств их можно объединить в три группы. Первая включает внебюджетные фонды социального страхования, имеющие общегосударственное значение. Вторая группа охватывает внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения. В третью входят различные внебюджетные фонды территориального назначения.

Гос. внебюджетные фонды первой группы.

Конституция РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, устанавливаемых законом (ст.29). Каждый имеет право: на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст.41,п. 1), на защиту от безработицы (ст.37 п.3).

Финансовой основной реализации конституционных гарантий и прав российских граждан явл. гос. внебюджетные фонды социального страхования. Осн. принципы их функционирования: всеобщность - охватывает всех граждан, независимо от пола, национальности, вероисповедания, места проживания; необлагаемость налогом; общедоступность, многообразие видов социального обеспечения; гласность, демократический характер.

В первую группу входит также Республиканский фонд социальной поддержки населения, созданный Указом Президента РФ от 26.12.91. В отличие от предыдущих четырёх фондов, формируемых в основном за счёт обязательных страховых взносов работодателей и работников, доходы этого фонда складываются за счёт добровольных и иных поступлений.

Доходы внебюджетных фондов социального страхования формируются за счёт постоянного источника - обязательных страховых взносов работодателей, а в Пенсионный фонд - ещё и взносов работников. Тарифы устанавливаются Федеральным собранием РФ и отличаются большей стабильностью по сравнению с налогами.

Сроки уплаты страховых взносов, как правило, один раз в месяц.

Плательщики обязаны зарегистрироваться в территориальном органе каждого фонда. Вновь созданные предприятия регистрируются в качестве плательщиков в 30-дневный срок со дня учреждения. Не явл. плательщиками страховых взносов: воинские формирования РФ - по денежному довольствию военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутр. дел и Федеральной службы налоговой полиции; общественные организации инвалидов и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Не явл. плательщиками отдельных страховых взносов: в ПФ - общественные организации, созданные для осуществления уставных целей учредителей; в ГФЗН - общественные организации инвалидов, религиозные объединения и находящиеся в их собственности предприятия, созданные для осуществления уставных целей учредителей.

Каждый из государственных внебюджетных фондов явл. самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Средства расходуются на уставную деятельность, обусловленную социальным назначением фонда. Кроме того, как финансово-кредитное учреждение внебюджетный фонд может выступать на финансовом рынке в качестве инвестора, приобретая гос. ценные бумаги с целью получения дохода и увеличения финансовых ресурсов.

Внебюджетные фонды межотраслевого и отраслевого назначения создаются на федеральном уровне для финанс-я затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР), стабилизацию и развитие хозяйственной отрасли, социальное и материально-техническое обеспечение отдельных ведомств. В 1994 г. насчитывалось 30 межотраслевых и отраслевых внебюджетных фондов, в том числе 1 межотраслевой - Российский фонд технологического развития. Доходы этих фондов формировались за счёт специальных отчислений от себестоимости продукции. Самым крупным считался Фонд стабилизации и развития РАО «Газпром», в котором аккумулировались 10 трлн. Из 16 трлн.руб., собранных остальными 29 внебюджетными фондами.

Территориальные внебюджетные фонды отличаются названиями, определяющими их целевую направленность, но суть их одна: 1) аккумулировать некоторые неналоговые доходы на специальных счетах, открываемых органом исполнительной власти субъекта РФ или органами местного самоуправления в банковских учреждениях; 2) расходовать средства по своему усмотрению в соответствии с положением о данном фонде.

Наиболее распространены территориальные фонды социальной поддержки населения, функционирующие под руководством соответствующих органов исполнительной власти и органов социальной защиты населения, а также фонды развития жилищного строительства.

Решение об образовании фонда принимают законодательные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. В Положении о фонде определяется порядок формирования и расходования фонда, механизм контроля за целевым использованием средств.

Следует сказать о внебюджетном валютном фонде, создаваемом субъектом РФ и используемом в целях социального и производственного развития региона на финанс-е текущих расходов и капитальных вложений. Самым значительным по объёму аккумулируемых средств явл. валютный фонд правительства г. Москвы, расходуемый в основном на финанс-е строительства особых объектов.

10. Фондовая биржа: ее структура и функции, осн. операции

ФБ представляет собой традиционный и постоянно действующий рынок ценных бумаг с определенным местом и временем по продаже и покупке ранее выпущенных ценных бумаг. Она явл. важным элементом современного экон. механизма. Являясь старейшей представительницей рыночного хозяйства, биржа играла и продолжает играть огромную роль в мобилизации, распределении и перераспределении капитала

ФБ должна состоять не менее чем из трех членов, все из которых должны быть ее акционерами. Не акционеры не могут быть членами биржи. ФБ создается как закрытое акционерное общество.

ФБ не преследует коммерческих целей. Ее деятельность основана на самоокупаемости. ФБ не явл. коммерческой организацией. Для ведения биржевой деятельности, в соответствии с "Законом о предприятиях и предпринимательской деятельности, бирже необходимо зарегистрироваться и получить лицензию в Министерстве экономики и финансов. Без таковой лицензии осуществление биржевой деятельности незаконно.

ФБ действуют на основании "Положения о выпуске и обращении ценных бумаг и фондовых биржах РФ", а также на основании Устава и внутреннего распорядка по совершении сделок с ценными бумагами. Согласно статье 11 Закона «О рынке ценных бумаг» ФБ - организатор торговли на рынке ценных бумаг, не совмещающий деятельность по организации торговли с иными видами деятельности, за исключением депозитарной деятельности и деятельности по определению взаимных обязательств. Согласно Закону ФБ - некоммерческая организация, но при этом отсутствует определение сферы инвестирования доходов, которые всё-таки могут быть получены от осуществления биржей депозитарной или клиринговой деятельности.

Порядок совершения сделок во время биржевых торгов, а также и порядок расчетов по окончательным сделкам ФБ выбирает и вырабатывает сама. Все это должно быть утверждено Министерством экономики и финансов при регистрации биржи. Последующие изменения в Уставе биржи также должны быть утверждены Министерством.

Членами ФБ могут быть: инвестиционные компании; исполнительные органы гос-ва, которые осуществляют операции с ценными бумагами. Только члены ФБ могут осуществлять на ней деятельность. Не разрешается временное членство на бирже, а также сдача биржевого места на бирже не членам биржи.

Финансовая деятельность биржи осуществляется за счет: 1) регулярных членских взносов членов ФБ. 2) продажи акций биржи, дающей право вступить в ее члены 3) биржевых сборов с каждой сделки, заключенной на бирже. 4) других доходов.

Доходы биржи направляются на покрытие ее расходов.

Правила допуска ценных бумаг к торговле на ФБ или исключение их из торговли устанавливаются биржей по согласованию с Минэкономики и финансов РФ.

Биржам предоставлено право самостоятельно разрабатывать учредительные документы, правила биржевой торговли, положение об арбитражной комиссии и другие внутр. документы. Они обязательны для участников биржевой торговли и работников данной биржи.

Осн. статьи дохода ФБ: * комиссионные вознаграждение, взимаемое с участников биржевых торгов, за каждый заказ, исполненный в биржевом зале; * плата за листинг (включение ценных бумаг в биржевой список); * вступительные, ежегодные и целевые взносы членов биржи; * взносы на покрытие текущих убытков или на создание необходимых резервов.

В России торговлю ценными бумагами активно ведут как товарные, так и валютные биржи, в составе которых создаются фондовые отделы. К ним предъявл. те же требования, что и к фондовым биржам, за исключением вопросов создания и организационно-правовой формы. ФБ организует торговлю только между членами биржи. Другие участники рынка ценных бумаг могут совершать операции на бирже только через посредничество членов биржи.

Функции ФБ: * организация биржевых торгов; * подготовка и реализация биржевых контрактов; * котировка биржевых цен; * информационное обеспечение; * гарантированное исполнение биржевых сделок.

Принципы биржевой торговли: * личное доверие между брокером и клиентом; * гласность; * регулярность; * регулирование деятельности на основе жёстких правил.

Задачи биржевой торговли: * мобилизация финансовых ресурсов; * обеспечение ликвидности финансовых вложений; * регулирование рынка ценных бумаг.

Осн. права и обязанности ФБ: * ФБ самостоятельно устанавливает размеры и порядок взимания: отчислений в пользу ФБ от вознаграждения, получаемого её членами за участие в биржевых сделках; взносов, сборов и других платежей, вносимых членами ФБ за услуги, оказываемые ФБ; штрафов, уплачиваемых за нарушение требований устава биржи, правил биржевой торговли и других внутр. документов ФБ. * ФБ самостоятельно устанавливает процедуру включения в список ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, процедуру листинга и делистинга; * ФБ обязана обеспечить гласность и публичность проводимых торгов путём оповещения её членов о месте и времени проведения торгов, о списке и котировке ценных бумаг, допущенных к обращению на бирже, о результатах торговых сессий, а также предоставить другую информацию; * ФБ не вправе устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого её членами за совершение биржевых сделок.

Кроме ФБ необходима биржевая инфраструктура, т. е. определённые организации, являющиеся профессиональными участниками биржевой торговли и обеспечивающие её нормальное функционирование. Это: депозитарии, регистраторы, клиринговые (расчётные) палаты, информационные агентства, биржевые склады.

11. Ценные бумаги: понятие, виды, классификация, портфели ценных бумаг, эмиссия

Ценная бумага - это документ (или запись в специальном реестре), удостоверяющий, с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов, имущественные и неимущественные права, которые можно: а) удостоверить (н-р, получить выписку из реестра, которая кстати, сама по себе ценной бумагой не явл.); б) осуществить (путем получения дохода или участия в управлении акционерным обществом); в) уступить другим лицам (продать, подарить, заложить).

Виды ЦБ

Существуют десятки разновидностей ЦБ. Они отличаются закрепленными в них правами и обязательствами инвестора (покупателя ЦБ) и элемента (того, кто выпускает ЦБ). При этом далеко не все из них имеют особенности при отражении в бухгалтерском учете (можно выделить неск. типов ЦБ, имеющих сходные черты).

Все ЦБ можно разделить на две группы - денежные и капитальные ЦБ. Денежные ЦБ оформляют заимствование денег - это долговые ЦБ. К ним относятся векселя, депозитные и сберегательные сертификаты и другие. Доход по этим ЦБ носит разовый характер и получается либо за счет покупки их по цене ниже номинальной стоимости, либо за счет получения процентов при их погашении. Денежные ЦБ, как правило явл. краткосрочными (со сроком погашения менее одного года). Капитальные ЦБ выпускается с целью образования или увеличения капитала (фондов) предприятия, необходимого для развития производства.

Капитальные ЦБ подразделяются на долевые и долговые ЦБ.

К долевым ЦБ относятся все виды акций, а также инвестиционные сертификаты.

Инвестиционный сертификат подтверждает долю участия в инвестиционном фонде и дает право на получение определенного дохода от ЦБ, составляющей этот инвестиционный фонд.

Акция - это бессрочная ЦБ, свидетельствующая о вкладе в имущество акционерного общества (АО) и дающая право на получение части дохода АО, подлежащего разделу в виде дивидендов, а также на участие в управлении предприятием. Различают привилегированные и простые акции. От обыкновенной акции привилегированная отличается тем, что сумма дивидендов по ней фиксирована, заранее оговорена и составляет опред-й процент от номинальной стоимости акции (не зависит от текущей прибыли предприятия). Величина дивиденда по обыкновенным акциям не фиксирована, она зависит от полученной прибыли и решения собрания акционеров по выделению доли средств на выплату дивидендов.

К долговым ЦБ относятся все виды облигаций, закладные, депозитные и сберегательные сертификаты. Долговые ЦБ удостоверяют отношения займа. Они могут быть как краткосрочными (со сроком погашения менее одного года), так и долгосрочными (со сроком погашения более одного года). По истечении определенного срока заемщик должен вернуть обозначенную на облигации ( или закладной) сумму. Доход по этим ЦБ может быть как регулярным (когда определенные проценты от номинальной стоимости ЦБ выплачиваются регулярно в определенные сроки в течение всего периода займа), так и разовым (получаемым в момент погашения облигации за счет разницы между покупкой и номинальной стоимостью), но в любом случае доход явл. фиксированным и гарантированным.

Облигации могут выпускаться гос-вом, а также частными компаниями с целью привлечения заемного капитала. Выпускаются они обычно под залог определенного имущества. Облигации, обеспеченные закладной, дают их держателям дополнительную гарантию по потери своих средств, поскольку закладная дает право держателю облигаций продавать заложенное имущество в случае, если предприятие не в состоянии осуществить надлежащие платежи. Однако существуют и беззакладные облигации, представляющие собой долговые обязательства, основанные лишь на доверии к кредитоспособности предприятия, но не обеспеченные каким - либо имуществом. Выпускают такие облигации предприятия с устойчивым финансовым положением.

Депозитный или сберегательный сертификат - это письменное свидетельство банка - эмитента о вкладе денежных средств, удостоверяющее право вкладчика или его правопреемника на получение по истечении установленного срока суммы вклада и процентов по нему. Депозитные сертификаты выдаются юридическим лицам, сберегательные - физическим.

Все ЦБ делятся на именные и не именные (на предъявителя). Движение каждой именной ЦБ, любые операции с ней строго фиксируются в книге регистрации, которая ведется эмитентом.

Вексель - это разновидность письменного долгового обязательства векселедателя безоговорочно уплатить в определенном месте сумму денег, указанную в векселе, владельцу векселя (векселедержателю) при наступлении срока выполнения обязательства (платежа) или по его предъявлению.

Существует также целый ряд вторичных ЦБ, закрепляющих права и обязанности эмитента и инвестора по совершению определенных операций с ЦБ. К таким ЦБ относятся опционы, фьючерсы, права, ордера и др.

Опцион - это краткосрочная ЦБ, дающая право ее владельцу купить или продать другую ЦБ в течение определенного периода по определенной цене контрагенту, который за денежную премию принимает на себя обязательство реализовать это право.

Финансовые фьючерсы - стандартные краткосрочные контракты на покупку или продажу определенной ЦБ по определенной цене на определенную будущую дату. Если владелец опциона может отказаться от реализации своего права, потеряв при этом денежную премию, которую он выплатил контрагенту, то фьючерсная сделка явл. обязательной для последующего исполнения.

Варранты - это ЦБ, выражающие льготное право на покупку акций эмитента (чаще всего обыкновенных акций) в течение определенного (обычно неск. лет) периода по определенной цене. На практике дело обстоит таким образом, что банки эмпирически изобретают собственные производные ЦБ и схемы их применения.

Эмиссионная ценная бумага - любая ценная бумага, в том числе бездокументарная, которая характеризуется одновременно следующими признаками: закрепляет совокупность имущественных и неимущественных прав, подлежащих удостоверению, уступке и безусловному осуществлению с соблюдением установленных настоящим Федеральным законом формы и порядка; размещается выпусками; имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги. имеет равные объем и сроки осуществления прав внутри одного выпуска вне зависимости от времени приобретения ценной бумаги.

Облигация - эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента. Облигация может также предусматривать право ее владельца на получение фиксированного в ней процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации явл. процент и / или дисконт.

Чек - ЦБ, содержащая письменный приказ чекодателя плательщику произвести платёж чекодателю в размере указанной в размере указанной денежной суммы. Лицо, выдавшее чек, именуется чекодателем; лицо, являющееся владельцем чека, -чекодателем. Плательщиком выступает банк. Виды чеков: - чек на предъявителя - ордерный чек - именной чек.

Портфель ценных бумаг -- совокупность имеющихся у инвестора разных видов ЦБ.

Осн. принципы формирования портфеля инвестиций: * Безопасность вложений (стабильность дохода, неуязвимость на рынке инвестиционного капитала). * Доходность вложений.* Рост вложений. * Ликвидность вложений.

Методом снижения серьезных потерь в инвестировании служит ДИВЕРСИФИКАЦИЯ финансовых вложений, т.е. приобретение определенного числа разнообразных финансовых активов. (От 10 и выше). Общий риск портфеля состоит из двух частей: диверсифицированный риск (не систематический), который поддается управлению, не диверсифицированный, систематический - не поддающийся управлению (но возможно).

Эмиссия -- выпуск акций, облигаций и др. ЦБ, осуществляющийся промышленными и торговыми АО, банками и др. кредитно-акционерными учреждениями, а также центральными и местными органами власти.

Современным законодательством России выработаны определенные правила эмиссии акций при учреждении акционерных обществу также дополнительных акций и облигаций. Одновременно разработана и законодательно закреплена процедура подготовки их проспектов эмиссии. В связи с этим осн. документом явл. стандарт эмиссии акций при учреждении акционерных обществ, дополнительных акций, облигаций и их проспектов эмиссии.

Российские эмитенты имеют право выпускать в обращение на фондовом рынке гос. облигации, облигации, векселя, чеки, депозитные и сберегательные сертификаты, банковские сберегательные книжки на предъявителя, простые и двойные складские свидетельства, коносаменты, акции и приватизационные ЦБ, жилищные сертификаты. Каждый вид ЦБ имеет свойственные только им характеристики, которые лежат в основе классификации ценных бумаг. Классификационные признаки ЦБ позволяют группировать их по классам, группам, видам, разрядам, типам и категориям.

Размещение ЦБ происходит путем подписки и конвертации. Размещение акций среди учредителей акционерного общества при его создании осуществляется путем распределения.

Все выпуски ЦБ, осуществляемые в Российской Федерации, подлежат государственной регистрации. Государственными регистрирующими органами в настоящее время явл. Министерство финансов РФ, Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг и Центр. банк Российской Федерации. Гос. регистрационный номер входит в состав реквизитов ЦБ; отсутствие его делает ее ничтожной.

12. Гос.бюджет РФ: сущность, функции, структура, доходы и расходы

Гос. бюджет явл. осн. финансовым планом страны, обеспечивающим образование, распределение и использование централизованного фонда денежных средств. Бюджет явл. инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики.

ГБ как экон. категория выражает систему экон. отношений между гос-вом, предприятиями и населением по поводу распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода и формирования централизованного общегосударственного фонда денежных средств. Другими словами -- это основной финансовый план образования и расходования государственного фонда денежных средств.

Его осн. назначение -- создание условий для эффективного развития экономики и решения общегосударственных и социальных задач.

Осн. функции ГБ: - межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное распределение ВВП; - государственное регулирование и стимулирование экономики; - финанс-е социальной политики; - контроль за образованием и использованием централизованных фондов денежных средств.

ГБ характеризуется следующими чертами: 1) носит ярко выраженный балансовый характер. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. 2) Формирование и использование бюджета базируется на сочетании централизованных начал с инициативой местных органов.

Сущность государственного бюджета заключается в том, что в нем отражаются финансовые взаимоотношения гос-ва с плательщиками средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения гос-ва с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.

Централизуя и распределяя финансовые ресурсы, гос-во получает возможность корректировать действие саморегулирующего рыночного механизма. Средства, мобилизуемые через гос. бюджет и гос. внебюджетные фонды используются для расходов на общегос. нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности относится управление, безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона.

Бюджет состоит из двух взаимосвязанных частей - доходной и расходной. В доходной части бюджета указываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной указываются направления, сферы, в которых расходуются деньги и их количественные параметры.

По размерам госбюджета, его структуре можно судить об уровне экон. развития страны, о характере ее экон. строя и материальном положении основной части населения. Если бюджет дефицитный, т.е. расходы значительно превышают планируемые доходы, значит бюджетники не получат в полном объеме зарплату, не будут реализованы инвестиционные проекты и т.п. Если в расходной части бюджета преобладают расходы на военные нужды, такой бюджет можно назвать милитаристским. Если на социальные нужды - здравоохранение, просвещение, социальное обеспечение и др. - социальным бюджетом.

Главным и осн. источником формирования бюджета явл. налоги с предприятий и населения (75-80%). Остальная доходная часть госбюджета пополняется за счет таможенных пошлин, государственного займа, денежной эмиссии.

Виды расходов федерального бюджета России: Государственное управление; Международная деятельность; Национальная оборона; Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности гос-ва; Фундаментальные исследования и содействие НТП; Промышленность, энергетика, строительство; Сельское хозяйство; Охрана окружающей среды; Образование; Культура и искусство, средства массовой информации; Здравоохранение и физическая культура; Социальная политика; Обслуживание государственного долга; Финансовая помощь субъектам РФ (в том числе -- Федеральный фонд финансовой поддержки регионов); Расходы целевых бюджетных фондов (Федерального дорожного фонда, Федерального экологического фонда).

Виды доходов федерального бюджета России:

Налоговые доходы -- в том числе: НДС; Акцизы; - Ввозимые таможенные пошлины; -Вывозимые таможенные пошлины; - Лицензионный сбор за право производства алкогольной продукции; - Налог на прибыль предприятий и организаций; - Подоходный налог с физических лиц; -Платежи за пользование природными ресурсами; - Отчисления на воспроизводство материально-технической базы;

Неналоговые доходы -- Доходы целевых бюджетных фондов; Доходы от федерального имущества, от приватизации, от внешнеэкон. деятельности

13. Сущность и функции финансов. Роль финансов в рыночной экономике

Современный мир - это мир всесторонних и всемогущих товарно-денежных отношений. Ими пронизана внутр. жизнь любого гос-ва и его деятельность на международной арене.

В процессе воспроизводства на разных уровнях, начиная с предприятия и кончая национальной экономикой в целом, образуются и используются фонды денежных средств. При этом не имеет значение в какой форме выступают деньги: в виде наличных бумажных знаков, то ли в форме кредитных карточек, или на значащихся на банковских счетах сумм вообще вне всякой формы.

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства и составляет финансы общества. А совокупность экон. отношений, возникающих между гос-вом, предприятиями и организациями, отраслями, территориями и отдельными гражданами в связи с движением ден. фондов, образует фин. отношения. Они сложны, разнообразны и напоминают кровеносную систему живого организма, через которую осуществл. движение товаров и услуг, своеобразный обмен веществ между экон. клеточками общественного организма. На периферии этого организма фин. отношения прекращаются. Здесь деньги уже выступают в своих естественных функциях как средства обращения или платежа. Но прежде чем дойти до этого конечного звена, они формируются и обслуживают всю совокупность хозяйственных связей и экон. отношений.

Фин. система включает три основных звена: гос. финансы, финансы населения и финансы предприятия. Из этих трех звеньев главным явл. финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе.

Гос. финансы состоят из двух основных элементов: госбюджета и внебюджетных фондов. Госбюджет - это годовой план доходов и расходов гос-ва, это деньги, которые позволяют гос-ву выполнять экон. и соц. ф-ции (а в последнее время и политические). Госбюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения. Остальная часть поступает от использования гос. собственности, внешнеэкон. деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на соц.-культ. нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, гос. управление.

В условиях социально-ориентированной экономики налогообложение строится на принципах обязательности уплаты, социальной справедливости и связей с получением блага.

Соотношение доходной и расходной части бюджета может быть сбалансированным, но может быть и неравным. Чаще всего гос-ва сталкиваются с ситуацией, при которой расходы превышают доходы. Практика бюджетного дефицита широко развита в мире. Но всегда существует некоторый предел, за границей которого начинаются нежелательные явления в экономике. По расчетам МВФ бюджетный дефицит не должен превышать 2% от ВНП.

Роль финансов в условиях рыночной экономики вытекает из того, что гос-во и предприятия явл. полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов и заемщиков. Правильная организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Кроме того, финансы играют важную роль в привлечении инвестиций, причем, не только в реальный сектор экономики, но и человеческий фактор (образование, здравоохранение, культуру, спорт), создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов.

Роль финансов в решении соц.-экон. задач заключается в обеспечении необходимыми источниками финанс-я соц.-экон. сферы, достижении сбалансированности между экон. эффективностью и социальной справедливости; расширяется производство; осуществляется с исполнения: 1. Тов.-ден. отношений. 2. Финансовых. 3. Кредитных.

Здесь играют большую роль гос. финансы и финансовые предприятия. Через финанс-е отдельных предприятий и отраслей народного хозяйства государств на воспроизводственный процес и соц. сферу. Частью финансов явл. инвестиции, частью налоговая полиция.

14. Фин.система РФ и ее звенья. Фин.политика гос-ва.

Система образования и использования фондов денежных ресурсов, участвующих в обеспечении процесса воспроизводства составляет финансы общества. Фин. система гос-ва представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государств. Фин. система гос-ва включает три основных звена: гос. финансы (1. федеральный бюджет, 2. региональные бюджеты, 3. местные бюджеты и 4. внебюджетные фонды), финансы населения и финансы предприятия.

Из этих трех звеньев главным явл. финансы предприятий, ибо первые два звена формируются на их базе. Финансы предприятий, как звено децентрализованных финансов, участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны - национального дохода. От состояния децентрализованных фондов денежных средств зависит общее финансовое положение страны, ведущая роль в обеспечении темпов развития отраслей национального хозяйства.

Финансы домашнего хозяйства лишь недавно стали рассм. в качестве звена финансовой системы. Финансовые отношения населения по формированию семейного бюджета имеют исключительно важное значение для регулирования платежеспособного спроса страны.

Гос. финансы состоят из двух основных элементов: госбюджета и внебюджетных фондов. Госбюджет - это годовой план доходов и расходов гос-ва, это деньги, которые позволяют гос-ву выполнять экон. и соц. ф-ции (а в последнее время и политические). Госбюджет состоит из бюджета правительства и местных бюджетов.

Внебюджетные фонды представляют собой те денежные средства, которые аккумулируются вне системы государственного бюджета и имеют строго целевое назначение: пенсионный фонд, фонд социального страхования и др.

Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В странах с развитой рыночной экономикой доходная часть бюджета на 80-90% формируется за счет налогов с предприятий и населения. Остальная часть поступает от использования гос. собственности, внешнеэкон. деятельности. Структура расходной части бюджета включает в себя расходы на соц.-культ. нужды (здравоохранение, просвещение, социальные пособия и др.), расходы на развитие народного хозяйства, на оборону, гос. управление.

Централизованная сфера - вторая сфера финансовой системы. Она находится в собственности гос-ва и в соответствии с Бюджетным кодексом, действующим с 1 января 2000 г., включает бюджетную систему и внебюджетно-социальные фонды.

В 1991 году бюджетная система РФ претерпела кардинальные изменения. До этого госбюджет РФ, как и других союзных республик, включался в госбюджет СССР, в котором отражались все бюджеты на территории страны, в т.ч., сельские и поселковые. В союзном бюджете в 1970-1990 гг. концентрировалось 50-52% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик приходилось 48-50%, из которых 35% находились в распоряжении республиканских бюджетов, а 15% - в местных бюджетах.

Действующая бюджетная система РФ состоит из 3 звеньев: федеральный бюджет, региональные бюджеты (их 89, в т.ч. республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов, г. Москвы и Санкт-Петербурга) и местные бюджеты (их около 29 тыс., в т.ч. районные, поселковые, городские, сельские).

Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет со своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. С целью планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет - статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы.

Внебюджетные фонды - это средства федерального правительства и местных властей, связанные с финанс-ем расходов, не включенных в бюджет. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений, которые для обычного налогоплательщика ничем не отличаются от налогов. Осн. суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости и установлены в процентах к фонду оплаты труда. Внебюджетные фонды отделены от бюджетов и имеют определенную самостоятельность.

Финансовая политика гос-ва как часть (подсистема) экон. политики гос-ва представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов гос-ва в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экон. политики. (К институтам государственной финансовой власти при этом относятся: Минфин, Минналогслужбы, Минэкономики, Федеральная комиссия по валютному контролю, Пенсионный Фонд и др. К финансовым инструментам - бюджет, налоговые ставки, льготы, фонды и т.п.).

Содержание финансовой политики охватывает: 1. разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; 2. создание адекватного финансового механизма; 3. управление финансовой деятельностью гос-ва и других субъектов экономики.

Задачи финансовой политики включают: 1. обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; 2. установление рационального с точки зрения гос-ва распределения и использования финансовых ресурсов; 3. организация регулирования и стимулирования экон. и социальных процессов финансовыми методами; 4. создание эффективной системы управления финансами.

Важной составляющей финансовой политики явл. финансовый механизм - система установленных гос-вом форм, видов и методов организации финансовых отношений. Фин. механизм подразделяется на директивный (разрабатывается для финансовых отношений, в которых непосредственно участвует гос-во - налоги, гос. кредит, расходы бюджета, бюджетное финанс-е и т.п.) и регулирующий (определяет осн. правила игры в сегментах финансов, не затрагивающих прямо интересы гос-ва - организация внутрихозяйственных финансовых отношений на частных предприятиях).

Выделяют 3 основных типа финансовой политики: 1. классическая (принцип невмешательства гос-ва в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов - А. Смит, Д. Рикардо) 2. регулирующая (финансовый механизм используется для регулирования экономики и социальных отношений в целях обеспечения полной занятости населения - Дж. Кейнс) 3. планово-директивная (применяется в административно-командной экономике с целью обеспечения максимальной концентрации финансовых ресурсов у гос-ва для их последующего перераспределения.

Переход в 90-е гг. ХХ ст. России от командно-административной экономики к рыночным отношениям потребовал кардинального изменения проводимой финансовой политики, и прежде всего, финансового механизма. Суть этих изменений заключалась в:

· переводе взаимоотношений между гос-вом и приватизированными предприятиями на налоговую основу;

· изменении межбюджетных отношений (региональные и местные бюджеты получили большую самостоятельность, прежде всего, в сфере расходования средств;

· изменении принципов формирования территориальных бюджетов, где были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали направляться трансферты;

· в покрытии бюджетного дефицита не за счет Центробанка России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг;

· изменении порядка перераспределения средств между субъектами хозяйствования в связи с созданием фондового рынка;

· в создании страхового рынка и частных страховых фондов;

· в создании государственных социальных внебюджетных фондов за счет средств социального страхования;

· изменении системы управления финансами, создании специальных финансовых и контрольных ведомств (Министерство РФ по налогам и сборам, Федеральная служба налоговой полиции, Счетная палата).

Осн. направления финансово-бюджетной политики России на долгосрочную перспективу в соответствии с разработанной и утвержденной правительством РФ экон. программой заключаются: 1. в снижении налоговой нагрузки на экономику; 2. упорядочении государственных обязательств; 3. концентрации финансовых ресурсов на решении приоритетных задач; 4. снижении зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; 5. создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.

Важным направлением финансово-бюджетной политики явл. проведение налоговой реформы, которая призвана снизить налоговую нагрузку на экономику, выровнять условия налогообложения для всех плательщиков, повысить уровень управления всей системой налогообложения. Осн. элементы налоговой реформы: - отмена неэффективных налогов и льгот; - снижение налогообложения фонда оплаты труда и общего размера отчислений в социальные внебюджетные фонды; - уменьшение налоговых ставок.

В ходе реформы вводится единая ставка подоходного налога (12%?), ликвидированы налоги, уплачиваемые с выручки от реализации продукции, отменено большинство льгот. Потерянные в связи с этим бюджетные доходы должны быть покрыты за счет отмены необоснованных налоговых льгот, повышения собираемости налогов и увеличения доли денежных платежей в налоговой системе.

Пересмотр размера и структуры обязательств гос-ва будет произведен на основе перехода к адресной социальной поддержке граждан, которая подразумевает сокращение ряда социальных обязательств гос-ва, в частности, по покрытию убытков жилищно-коммунального хозяйства, которые будут покрываться за счет платежей от потребителей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Рефераты