Рефераты

Финансы, денежное обращение и кредит

p align="left">Среднегодовая сумма основного и оборотного капитала ( ) зависит от объема продаж и скорости оборота капитала (коэффициента оборачиваемости Коб), который определяется отношением суммы оборота к среднегодовой сумме основного и оборотного капитала.

Чем быстрее оборачивается капитал на предприятии, тем меньше его требуется для обеспечения запланированного объема продаж.

И наоборот, замедление оборачиваемости капитала требует дополнительного привлечения средств для обеспечения того же объема производства и реализации продукции. Таким образом, объем продаж сам по себе не оказывает влияния на уровень рентабельности, т.к. с его изменением пропорционально увеличиваются или уменьшаются сумма прибыли и сумма основного и оборотного капитала при условии неизменности остальных факторов.

Взаимосвязь названных факторов с уровнем рентабельности капитала можно записать в виде

Резервы увеличения суммы прибыли определяются по каждому виду товарной продукции. Осн.и их источниками явл. увеличение объема реализации продукции, снижение ее себестоимости, повышение качества товарной продукции, реализация ее на более выгодных рынках сбыта и т.д.

28. Фин.стратегия предприятия. Организация фин.работы на предприятии

Финансовая стратегия предприятия - это программа обеспечения предприятия необходимыми денежными средствами и, следовательно, нормальной фин. устойчивости в целях оптимизации получаемой прибыли. Именно это и явл. главной страт. целью финансов предприятия.

ФСП может быть генеральной и оперативной.

Генеральная стратегия разрабатывается на год и большую перспективу, а оперативная - на месяц, квартал, полугодие. Кроме того, может быть стратегия достижения определенных целей, т.е. отдельных задач.

Главные факторы, влияющие на ФСП, которые должны быть объективно и всестороннее учтены при ее разработке, следующие: - действующий финансовый механизм, существующие условия финансового рынка, рыночной экономики в целом; - производственные, маркетинговые и финансовые возможности предприятия.

Цели ФСП должны быть сопоставимы с возможностями предприятия.

Оперативная ФСП должна базироваться на учете всех денежных средств, используемых предприятием, другими словами, всех валовых доходов и расходов предприятия за опред. период. Оперативная ФСП позволяет определить обеспеченность предприятия ден.средствами на любую конкретную дату в ближайшее время и наметить соответствующие меры.

Реализация ФСП должна осуществляться на основе сочетания жесткого централизованного финансового стратегического руководства и гибкого своевременного реагирования на изменившиеся условия.

Задачи ФСП: - определение фин. состояния предприятия на основе анализа;- оптимизация оборотных средств предприятия, т.е. запасов и источников формирования; - определение доли и структуры заемных средств и их эффективности; - оптимизация инвестиций и источников средств для развития производства; - прогнозирование прибыли предприятия; - оптимизация распределения прибыли; - оптимизация налоговой политики с максимальным учетом возможных льгот и недопущение штрафов и переплат; - определение направлений вложения высвобождающихся денежных средств с целью получения максимальной прибыли, в том числе приобретение ценных бумаг смежных предприятий; - анализ применяемых и выбор наиболее эффективных форм безнал. расчетов, в том числе с использованием векселей; - разработка ценовой политики применительно как к выпускаемой, так и к покупаемой продукции с учетом фин. состояния предприятия; - определение политики ВЭД.

Осн.и направлениями финансовой работы на предприятии явл.: 1. Финансовое планирование 2. Оперативная работа 3. Контрольно-аналитическая работа

Финансовое планирование - это планирование всех доходов и направлений расходования денежных средств для обеспечения развития предприятия. На данном этапе составляются: финансовый план (бизнес план, баланс доходов и расходов предприятия), платежный календарь, кассовый план, расчет потребности в краткосрочном кредите, сметы расходования специальных фондов.

Оперативная работа - это оформление платежных и расчетных документов, организация расчетов с поставщиками и подрядчиками и бюджетом, банком, внебюджетными фондами, вышестоящей организацией по отчислениям в централизованные фонды, а также рабочим и служащим по оплате труда.

Важным участником оперативно-финансовой работы явл. соблюдение расчетно-платежной дисциплины, т.е. недопущение образования дебиторской и кредиторской задолженности.

Контрольно-аналитическая работа включает контроль за выполнением планов финансово-хозяйственной деятельности, соблюдение финансовой дисциплины и сохранению собственности.

Анализ проводится по следующим направлениям: - оценка денежных результатов деятельности предприятия; - оценка величины средств находящихся в распоряжении предприятия; - анализ состояния финансовых средств

Структура финансовой службы и численность зависят от организационно-правовой формы предприятия, объема производства и общего кол-ва, работающих на предприятии.

На небольших предприятиях с малыми оборотами и незначительной численностью рабочих функции финансиста могут быть объединены с функциями бухгалтера. На крупных предприятиях особенно в форме АО финансовый отдел состоит из нескольких групп, за которыми закреплены определенные функции.

Начальник отдела подчинен непосредственно начальнику предприятия. В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовой службы явл.: 1. Выполнение обязательств перед банком. 2. Выполнение обязательств перед поставщиками, работниками и другими финансовыми организациями 3. Контроль за исполнением собственных и заемных средств. 4. Организация финансового менеджмента

29. Фин.устойчивость предприятия: сущность, виды, показатели оценки

Финансовая устойчивость характеризуется, соотношением собственных и заемных средств. Однако этот показатель дает лишь общую оценку ФУП. Поэтому в мировой и отечественной учетно-аналитической практике разработана система показателей, характеризующих состояние и структуру активов предприятия и обеспеченность их источниками покрытия (пассивами).

Их можно разделить на две группы: показатели, определяющие состояние оборотных средств, и показатели, определяющие состояние осн. средств.

Показатели ликвидности и ФУП взаимодополняют друг друга и в совокупности дают представление о благополучии финансового состояния предприятия:

Важнейшим показателем, характеризующим финансовую устойчивость предприятия, явл. коэф-т автономии (К = Собственный капитал / Активы). Для коэф-та автономии желательно, чтобы он превышал по своей величине 50%.

Производными от коэф-та автономии явл. такие показатели как коэф-т финансовой зависимости и коэф-т соотношения заемных и собственных средств.

Коэф-т финансовой зависимости показывает долю заемных средств в финансировании предприятия (К= Заемный капитал / Активы).

Коэф-т соотношения заемных и собственных средств -- это отношение всего привлеченного капитала к собственному (К = Заемный капитал / Собственный капитал). Он показывает, каких средств у предприятия больше -- заемных или собственных. Чем больше коэф-т превышает единицу, тем больше зависимость предприятия от заемных средств. Допустимый уровень зависимости определяется условиями работы каждого предприятия и, в первую очередь, скоростью оборота оборотных средств. Поэтому дополнительно к расчету коэф-та необходимо определить скорость оборота материальных оборотных средств и дебиторской задолженности за анализируемый период. Если дебиторская задолженность оборачивается быстрее материальных оборотных средств, это означает достаточно высокую интенсивность поступления денежных средств на счета предприятия, т.е. в итоге -- увеличение собственных средств. Поэтому при высокой оборачиваемости материальных оборотных средств и еще более высокой оборачиваемости дебиторской задолженности коэф-т соотношения заемных и собственных средств может значительно превышать единицу.

Коэф-т покрытия инвестиций характеризует долю собственного капитала и долгосрочных обязательств в общей сумме активов предприятия (К = [Собственный капитал + Долгосрочные обязательства] / Активы). Это более мягкий показатель по сравнению с коэф-том автономии. Принято считать, что нормальное значение коэф-та равно около 0,9, критическим считается его снижение до 0,75.

Состояние оборотных средств в основном отражается в показателях обеспеченности оборотных средств и их составляющих собственными оборотными средствами.

В финансовом анализе наиболее часто находит применение коэф-та обеспеченности текущих активов собственными оборотными средствами, показывающего какая часть оборотных средств предприятия была сформирована за счет собственного капитала. Нормативное значение показателя не ниже 0,1. (К= Собственные оборотные средства / Текущие активы).

Обеспеченность материальных запасов собственными оборотными средствами - это частное от деления собственных оборотных средств на величину материальных запасов, т.е. показатель того, в какой мере материальные запасы покрыты собственными источниками и не нуждаются в привлечении заемных. Нормативное значение - не менее 0,5. (К = Собственные оборотные средства / Материально-производственные запасы).

Другим показателем, характеризующим состояние оборотных средств, явл. коэф-т соотношения материально-производственных запасов и собственных оборотных средств (К= Материально-производственные запасы / Собственные оборотные средства). По сути этот показатель - обратный показателю обеспеченности материальных запасов.

Показатель соотношения материально-производственных запасов и собственных оборотных средств находит применение в экономически развитых странах. Его нормативное значение, как правило, больше 1, а с учетом нормативного значения предыдущего показателя не должно превышать 2. Значительное превышение этого критерия свидетельствует об ухудшении положения, поскольку это означает, что имеет место непомерно высокая доля омертвленного в запасах капитала.

Материально-производственные запасы формируются как за счет собственных оборотных средств, так и за счет краткосрочных ссуд и займов, а также кредиторской задолженности по товарным операциям. С учетом этого для анализа представляет интерес показатель покрытия запасов (К = [Собственные оборотные средства + Краткосрочные кредиты банков и займа + Кредиторская задолженность по товарным операциям] / Материально-производственные запасы).

Следующим показателем, характеризующим состояние оборотных средств, явл. показатель маневренности собственного капитала. (-).

Коэф-т маневренности показывает, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей относительно свободно маневрировать этими средствами. Обеспечение собственных текущих активов собственным капиталом явл. гарантией устойчивости финансового состояния при неустойчивой кредитной политике. Высокие значения коэф-та маневренности положительно характеризуют финансовое состояние.

Уровень показателя обеспеченности материальных запасов собственными оборотными средствами оценивается прежде всего в зависимости от состояния материальных запасов. Если их величина значительно выше обоснованной потребности, то собственные оборотные средства могут покрыть лишь часть материальных запасов, т.е. показатель будет меньше единицы. Наоборот, при недостаточности у предприятия материальных запасов для бесперебойного осуществления деятельности, показатель может быть выше единицы, но это не будет признаком хорошего финансового состояния предприятия.

Уровень коэф-та маневренности зависит от характера деятельности предприятия: в фондоемких производствах его нормальный уровень должен быть ниже, чем в материалоемких (т.к. в фондоемких значительная часть собственных средств явл. источником покрытия основных производственных фондов). С финансовой точки зрения чем выше коэф-т маневренности, тем лучше финансовое состояние.

В числителе обоих показателей - собственные оборотные средства, поэтому в целом улучшение состояния оборотных средств зависит от опережающего роста суммы собственных оборотных средств по сравнению с ростом материальных запасов и собственных источников средств. Зависимость можно определить и исходя из того, что собственных оборотных средств у предприятия тем больше, чем меньше основных средств и внеоборотных активов приходится на рубль источников собственных средств. Понятно, что стремиться к уменьшению основных средств и внеоборотных активов (или к относительно медленному их росту) не всегда целесообразно.

Не менее важно иметь представление о самих оборотных средствах, а точнее об их составе. Для этого особый интерес представляет показатель маневренности функционального капитала (собственных оборотных средств). (К = Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения / Собственные оборотные средства). Показатель характеризует ту часть собственных оборотных средств, которая находится в форме денежных средств и быстрореализуемых ценных бумаг, т.е. средств, имеющих абсолютную Л.. Для нормально функционирующего предприятия этот показатель меняется в пределах от нуля до единицы. При прочих равных условиях рост показателя в динамике рассматривается как положительная тенденция.

Следующая группа показателей, характеризующих финансовую устойчивость предприятия, включает показатели определяющие состояние основных средств.

Индекс постоянного актива - коэф-т, характеризующий долю основных средств и внеоборотных активов в источниках собственных средств. (И = Внеоборотные активы / Источники собственных средств).

Очень важным показателем финансовой устойчивости явл. коэф-т реальной стоимости имущества (он называется еще коэф-том реальной стоимости основных и материальных оборотных средств в имуществе предприятия). Он определяет, какую долю в стоимости имущества составляют средства производства. Наиболее интересен этот коэф-т для предприятий, производящих продукцию, хотя в известной степени он важен и для торговли. Коэф-т рассчитывается делением суммарной величины основных средств (по остаточной стоимости), производственных запасов, незавершенного производства и малоценных и быстроизнашивающихся предметов (по остаточной стоимости) на стоимость активов предприятия (валюту баланса). (К = Реальные активы / Активы).

Этот коэф-т определяет уровень производственного потенциала предприятия, обеспеченность производственного процесса средствами производства. Он очень важен, если данное предприятие предполагает установить договорные отношения с новыми партнерами -- поставщиками или покупателями. Коэф-т реальной стоимости имущества у таких поставщиков или покупателей поможет предприятию создать представление об их производственном потенциале и целесообразности заключения договоров с ними с этой точки зрения.

На основе данных хозяйственной практики нормальным считается ограничение, когда реальная стоимость имущества составляет более 0,5 от общей стоимости активов.

В случае снижения значения показателя ниже критической границы целесообразно привлечение долгосрочных заемных средств для увеличения имущества производственного назначения (если финансовые результаты деятельности предприятия в отчетном периоде не позволяют существенно пополнить такие активы за счет собственных средств).

Коэф-т накопления амортизации определяет отношение суммы износа по осн. средствам и нематериальным активам к сумме первоначальных стоимостей соответственно основных средств и нематериальных активов. (К = Износ основных средств и нематериальных активов / Первоначальная стоимость основных средств и нематериальных активов).

Следует обратить внимание не величину износа основных средств. Хотя абсолютная величина этого показателя совсем не означает, что предприятие очень устарело, значительная величина этой доли от первоначальной стоимости (20-25%) говорит о том, что оборудование, здания и сооружения компании сильно изношены, и требуют обновления. Следует оценить динамику доли амортизации в стоимости основных средств. Тенденция к ее сокращению говорит о том, что руководство предприятия заботится о будущем и принимает активные меры по техническому перевооружению основных фондов.

Помимо перечисленных показателей, можно выделить еще один обособленный показатель, характеризующий финансовую устойчивость. Это коэф-т соотношения текущих активов и недвижимости. Он определяется как частное от деления стоимости текущих активов на стоимость недвижимого имущества. (К = Текущие активы / Внеобороттные активы).

Оптимальная и критическая величина соотношения текущих активов и недвижимости обусловлена отраслевыми особенностями предприятий. Исходя из соображения, что минимальная финансовая стабильность предприятия достигается в случае, когда обязательства гарантировано покрываются текущими активами, признаком такой стабильности явл. выполнение условия: коэф-т соотношения текущих активов и стоимости недвижимого имущества больше коэф-та отношения заемных к собственному капиталу.

В зависимости от соотношения величин показателей материально-производственных запасов, собственных оборотных средств и источников формирования запасов можно с определенной степенью условности выделить следующие типы финансовой устойчивости.

Типы финансовой устойчивости

1 Абсолютная финансовая устойчивость. Когда все запасы полностью покрываются собственными оборотными средствами, т.е. предприятие не зависит от внешних кредиторов. Такая ситуация встречается крайне редко. Более того, она вряд ли может рассм. как идеальная, поскольку означает, что администрация не умеет, не желает или не имеет возможности использовать источники средств для основной деятельности.

2 Нормальная финансовая устойчивость Когда успешно функционирующее предприятие использует для покрытия запасов различные “нормальные” источники средств -- собственные и привлеченные.

3 Неустойчивое финансовое положение (Материально-производственные запасы > Источники формирования запасов).Данное соотношение соответствует положению, когда предприятие для покрытия части своих запасов вынуждено привлекать дополнительные источники покрытия, не являющиеся в известном смысле “Нормальными”, т.е. обоснованными.

4 Критическое финансовое положение. Предприятие имеет кредиты и займы, не погашенные в срок, а также просроченную кредиторскую и дебиторскую задолженность.

30. Формирование, распределение и использование прибыли предприятия. Показатели, факторы, влияющие на величину прибыли

Финансовым результатом деятельности коммерческой организации может быть либо прибыль, либо убыток. Прибыль - это показатель эффективности работы фирмы. Расчетно она определяется по формуле: П = Д - Р (доход -- расходы)

В классической теории различают: бухгалтерскую прибыль, которая представляет собой сумму общей выручки производителя за вычетом его внешних издержек. Под внешними издержками понимается величина денежных расходов, осуществляемых производителем с поставщиком. Экон. прибыль - это бухгалтерская прибыль за вычетом суммы внутр. издержек, то есть произведенных в процессе самостоятельного использования собственных ресурсов.

Формирование и распределение прибыли:

ВЫРУЧКА ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

(-)

Налог на добавленную стоимость

(-)

Специальный налог

(-)

Затраты на производство и реализацию продукции

(=)

ПРИБЫЛЬ (УБЫТОК) ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ)

(+)

Прибыль от реализации основных средств

(+)

Прибыль от реализации прочих активов

(-)

Убыток от реализации основных средств

(-)

Убыток от реализации прочих активов

(+)

Прибыль (доходы) от внереализационных операций

(-)

Убыток (потери) от внереализационных операций

(=)

ВАЛОВАЯ (БАЛАНСОВАЯ) ПРИБЫЛЬ

(-)

Прибыль

--доходы от иных видов деятельности

-- доходы по ценным бумагам, принадлежащим предприятию

(-)

Отчисления в резервный фонд

(-)

Льготы по налогу на прибыль

(=)

НАЛОГООБЛАГАЕМАЯ ПРИБЫЛЬ

(-)

Налог на прибыль по ставке

(-)

Прочие налоги и сборы

(=)

ЧИСТАЯ ПРИБЫЛЬ, ОСТАЮЩАЯСЯ В РАСПОРЯЖЕНИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Чистая прибыль, т.е. прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, распределяется двумя способами: 1. Посредством образования специальных фондов: фонда накопления, фонда потребления и резервных фондов; 2. Путем непосредственного распределения чистой прибыли по отдельным направлениям.

Во втором случае распределение прибыли отражается в финансовом плане.

В первом случае дополнительно к финансовому плану составляются сметы расходования фондов накопления и потребления.

Фонд накопления используется на НИР, проектные, конструкторские и т.п. работы, освоение новых технологий и выпуск новой продукции, техническое перевооружение и реконструкцию, погашение долгосрочных ссуд, прирост оборотных средств, на природоохранные мероприятия, на учредительские взносы.

Фонд потребления используется на социальное развитие и социальные нужды.

31. Гос. регулирование цен

В развитых странах мира правительства различными способами регулируют рынки: через механизм налогообложения, предоставление субсидий, установление контроля за ценами и др. Рассмотрим изменения в рыночном механизме при установлении гос-вом максимальной цены, более низкой, чем цена равновесия.

Установление гос-вом цен, более низких, чем цена равновесия, дает возможность людям с низкими доходами приобрести определенные виды жизненно необходимых товаров и услуг. Типичный пример подобного регулирования -- установление государственного контроля над ценами на рынке жилья, в частности, регулирование квартирной платы. Это не исключает, однако, возможности возникновения таких негативных последствий регулирования, как появление новых государственных учреждений, регламентирующих очередь на получение жилья, возникновение черного рынка жилья и др. Оптимальным средством решения данной проблемы явл. дотации гос-ва в форме предоставления льготных кредитов с целью расширения строительства жилья.

Государственное регулирование цен целесообразно и в том случае, когда цена равновесия слишком низка. Подобная ситуация складывается в сельском хозяйстве, и связана она с особенностями ценообразования в данной сфере. Формирование общественно необходимых затрат здесь происходит в соответствии не со средними затратами (как в промышленности), а с наибольшими, предельными затратами, которые имеют место на худших по качеству участках земли, иначе цена равновесия не будет обеспечивать доход товаропроизводителям. Государственное регулирование цен в сельском хозяйстве также обусловлено потребностью стимулирования такого объема производства, при котором страна могла бы полностью обеспечить себя продовольствием, что явл. показателем экон. безопасности. В результате государственного регулирования образовываются излишки сельскохозяйственной продукции, которые страна может попробовать продать на мировых рынках по демпинговым (заниженным) ценам. При этом гос-во защищает отечественного сельскохозяйственного товаропроизводителя с помощью высокой пошлины на ввозимую импортную продукцию.

Практика передовых стран мира показала, что свободная рыночная экономика без государственного регулирования неспособна достичь общего равновесия, то есть одновременного равновесия на всех рынках и во всем хозяйственном комплексе. Иной подход к проблеме свойствен популярной на Западе теории общего равновесия Л. Вальраса, которую И. Шумпетер назвал «священным писанием» политической экономии. Теорию общего равновесия в модернизированном виде и сейчас считают ядром политической экономии.

Государственное регулирование цен осуществляется государственными органами прямо и опосредовано. В первом случае гос-во устанавливает цены на акцизные товары, на продукцию базовых отраслей промышленности, образующих каркас системы цен (уголь, электроэнергию и др.), которые, как правило, находятся в государственной собственности, предоставляет гос. субсидии, в том числе ценовые, устанавливает договорные цены на товары и услуги военного назначения. В рамках ЕС надгос. органы устанавливают фиксированные цены на сельскохозяйственную продукцию, унифицируют транспортные тарифы, гармонизируют налоги, социальные выплаты и т. д., что свидетельствует о прямом и опосредованном наднациональном регулировании цен.

В рамках отдельных стран опосредованное регулирование цен осуществляется через механизм ускоренной амортизации, установление налога на добавленную стоимость, стимулирование экспортной деятельности отечественных товаропроизводителей, предоставление им льготных кредитов и др. Государственное регулирование цен значительно усиливается во время кризиса.

Важной особенностью государствено-монополистического регулирования экономики в конце 70-х гг. и в последующий период в развитых странах, где к власти пришло консервативное руководство, явл. некоторое ослабление государственного вмешательства на национальном уровне при одновременном усилении государственно-монополистического регулирования на наднациональном уровне, которое осуществляется в рамках региональных экон. объединений, международных экон. организаций. Последняя тенденция еще больше усиливается на новом этапе НТР, с началом нового переворота в технологическом способе производства, который носит интернациональный характер. Эти изменения в государственном регулировании экономики на международном уровне будут влиять на национальные формы и методы регулирования.

32. Состав и структура цены: расчет цен на основе издержек производства, на основе анализа безубыточности. Эластичность цен

Цена - это денежное выражение стоимости товара. Она относительно полно или ориентировочно отражает в денежном выражении затраты общественного труда, материала, на обязательные платежи, получение прибыли, с учетом прочих расходов на производство данного вида изделия.

На рынке товаров цены различаются по видам: оптовые цены, возмещающие издержки и обеспечивающие прибыль предпринимателю (оптовые базы); розничные цены, по которым товары реализуются населению в торговой сети или отдельными продавцами (реализаторами); цена производства, которая, как и оптовая цена равна издержкам плюс максимальная прибыль на весь авансированный капитал (автозаправочные станции); закупочные цены на продукты сельского хозяйства, рыболовства, охоты, лесных угодий и др., закупаемых у населения, мелких предпринимателей; цена рабочей силы, выступающая в форме заработанной платы.

В зависимости от района действия цены могут быть едиными в стране (стоимость доллара) или дифференциальными по регионам. По срокам действия цены различаются: условно постоянные; временные; сезонные. Цены разнятся также по способу включения транспортных расходов и другим признакам, оказывающим влияние на ценообразование.

В рыночной экономике всеобщим инструментом механизма хозяйствования выступает цена. Все процессы планирования, регулирования и стимулирования экон. деятельности на всех стадиях воспроизводства осуществляется с помощью цен. Посредством цен достигается взаимосвязь всех элементов социально-экон. системы современного общества.

Цена выполняет ряд функций: -- Учетно-измерительная - с помощью цены учитываются затраты производителей, устанавливается (измеряется) кол-во денег, необходимое для совершения товарных сделок, определяются масштабы денежной массы для осуществления платежей; -- Информационная - дает покупателям и продавцам информацию об изменениях в спросе и предложении, о потребностях в тех или иных товарах, дефиците при избытке ресурсов и т.п. Тем самым покупатели и продавцы ориентируют свои действия. -- Стимулирующая - стимулирует наиболее экономичные способы производства и наиболее рациональное поведение спроса; -- Распределительная - производители через цену ориентируются в распределении полученного дохода;-- Социальная - цены влияют на уровень жизни, структуру и объем потребляемых товаров и услуг. Манипулируя ценами, правительству регулирует уровень потребления различных слоев общества.

Любая цена включает в себя определённые элементы. Состав цены - значение элементов цены в абсолютном выражении. Структура цены - удельный вес отдельных элементов в составе цены, выраженный в % или в долях. Косвенные налоги (НДС, акциз) включаются в цену услуги, работы, прямые же устанавливаются на имущество.

Различают два подхода в методологии ценообразования: стоимостной или затратный, и полезностный (ценностный). Затратный метод опирается на трудовую теорию стоимости Маркса. Согласно ей, цена опирается совокупностью затрат на производство, или издержками производства. К ним производители добавляют определенную сумму денег, составляющую, чаще всего, среднюю прибыль.

Затратный: Продукт - Технология - Затраты - Цена - Ценность - Покупатель.

Ценностный: Покупатель - Ценность - Цена - Затраты - Технология - Продукт

Затратный подход представляет собой пассивное ценообразование, ценностный подход активное ценообразование (более предпочтителен). Ценность товара - то кол-во денег которое покупатель готов заплатить за товар исходя из его полезности.

В современной западной экономике большинство фирм используют для формирования цен метод «полных затрат» (сумма всех издержек производства с добавлением надбавки на прибыль, отнесенные на единицу продукции). Механизм ценообразования включает следующие технологические стадии: изучение допустимого уровня цены и качества товара на различных рынках; определение уровня издержек производства и реализации товара в зависимости от объема производства и с учетом фактора времени, а также уровня цен на оборудование, сырье и материалы; оценка возможной массы прибыли и чистой прибыли при различных объемах продаж с учетом выплаты налогов, процентов за кредит и других обязательных платежей из прибыли; оценка конкурентоспособности данного товара; согласование уровня надбавок и скидок к цене с осн.и покупателями товара; постоянное изучение конъюнктуры рынка и эффективности цены, своевременное ее снижение для расширения масштабов спроса. Механизм ценообразования требует наличия достаточного объема ценовой информации и компетенции работников.

В теории ценообразования встречаются неск. методов расчета цены. Наиболее известные из них это: -- расчет цены на основе себестоимости (или средние издержки плюс прибыль); -- расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли; -- установление цены на основе уровня текущих цен или цен конкурентов; -- установление цены на основе торгов; -- маркетинговый подход к формированию цены.

Самым простым явл. первый метод -- расчет цены на основе себестоимости (или средние издержки плюс прибыль), суть которого состоит в том, что производитель определенного товара вычисляет себестоимость производства товара, а затем начисляет определенную наценку, которая и представляет собой прибыль производителя. Таким образом, цена товара равна себестоимость плюс наценка. Расчет цен на основе издержек производства состоит в суммировании издержек и прибыли, которую предприятие рассчитывает получить. Преимущество этого метода: простота и удобство, поэтому возможна ситуация, что при данной цене товар не будет пользоваться спросом на рынке.

Второй метод (расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли) также основан на исчислении издержек фирмы. Производитель стремится установить такую цену, которая обеспечит ему желаемый объем прибыли. Методика ценообразования с расчетом на получение целевой прибыли основывается на графике безубыточности. На таком графике представлены общие издержки и ожидаемые общие поступления при разных уровнях объема продаж. Такой метод ценообразования требует от фирмы рассмотрения разных вариантов цен, их влияния на объем сбыта, необходимый для преодоления уровня безубыточности и получения целевой прибыли, а также анализа вероятности достижения всего этого при каждой возможной цене товара.

Третий метод (установление цены на основе уровня текущих цен или цен конкурентов) Назначая цену с учетом уровня текущих цен, фирма в основном отталкивается от цен конкурентов и меньше внимания обращает на показатели собственных издержек или спроса. Она может назначить цену на уровне, выше или ниже уровня цен своих основных конкурентов.

Четвертый метод (установление цены на основе торгов) применяется в случаях борьбы фирм за подряды в ходе торгов. В подобных ситуациях при назначении своей цены компания отталкивается от ожидаемых ценовых предложений конкурентов, а не от взаимоотношений между этой ценой и показателями собственных издержек или спроса. Компания хочется завоевать контракт, а для этого нужно запросить цену ниже, чем у других. Однако цена эта не может быть ниже себестоимости, иначе фирма нанесет сама себе финансовый урон.

Таким образом, при установлении цены можно ориентироваться на затраты, цены у конкурентов и маркетинг. Методы ориентации на затраты и цены у конкурентов имеют серьезные недостатки, поэтому цены лучше формировать на основе соображений, ориентированных на маркетинг. К ним относятся маркетинговая стратегия, ценность товара для потребителя, взаимосвязи «цена-качество», ценообразование в пределах ассортиментных групп, объяснимость цен, уровни конкуренции, оговариваемые уступки, воздействие ценовой политики на дистрибьюторов и розничных торговцев, политические факторы и затраты.

Из анализа всех перечисленных методов можно сделать вывод, что большинство стратегий ценообразования основаны на себестоимости (или издержках). Цена же представляет собой себестоимость, увеличенную на определенную надбавку, которая и представляет собой прибыль производителя.

Ценовая эластичность Согласно закону спроса, потребители при снижении цены будут приобретать большее кол-во продукции. Однако степень реакции потребителей на изменение цены может значительно варьироваться от продукта к продукту.

Экономисты используют концепцию ценовой эластичности для определения чувствительности потребителей к изменению цены продукции. Если небольшие изменения в цене приводят к значительным изменениям в количестве покупаемой продукции, то такой спрос называют относительно эластичным или просто эластичным.

Если существенное изменение в цене ведет к небольшому изменению в количестве покупок, то такой спрос относительно неэластичный или просто неэластичный. Когда %-ное изменение цены и последующее изменение кол-ва спрашиваемой продукции равны по величине, то такой случай называют единичной эластичностью. Если изменение цены не приводит ни к какому изменению кол-ва спрашиваемой продукции, то такой спрос явл. совершенно неэластичным. Если самое малое снижение цены побуждает покупателей увеличивать покупки от нуля до предела своих возможностей, то такой спрос явл. совершенно эластичным.

Формула ценовой эластичности Степень ценовой эластичности или неэластичности определяют с помощью коэффициента эластичности (Ed) .

Ed= %-ные изменения вычисляются путем деления величины изменения в цене на первоначальную цену, и следующего за этим изменения в количестве спрашиваемой продукции на то кол-во продукции, на которое спрос предъявлялся первоначально.

Использование %-ных изменений позволяет избежать ошибок в расчетах при использовании произвольных единиц измерения. Ценовой коэффициент эластичности всегда будет иметь отрицательный знак (т.к. закон спроса представляет собой обратную зависимость кол-ва продукта от цены), поэтому рассматривается только абсолютная величина коэффициента эластичности.

33. Ценовые стратегии: сущность, осн.виды и условия их выбора, методы установления цен

Ценовая стратегия - это набор методов, с помощью которых формируется цена.

Для решения задач ценовой стратегии необходимо тщательно изучить и проанализировать обширную информацию, которую можно свести в шесть блоков:

1. Информация о рынке в целом должна включать ответы на следующие вопросы: * На каких сегментах рынка может быть продан товар? * На какие группы покупателей можно рассчитывать? * Какой объем рынка? * Как взаимодействуют отдельные сегменты рынка?

2. Информация о конкурентах на рынке: * Какие конкурирующие товары продаются на рынке? * Каковы особенности требований покупателей? * Как изменяется цена? * Динамика цен зависит от очень многих факторов и может быть разнонаправленной. * Изменяется ли доля рынка отдельных товаров? * Изменяется ли доля рынка конкурентов? * Каково финансовое положение конкурентов? * Каковы предполагаемые действия конкурентов в случаях изменения условий рынка при внедрении товаров фирмы на рынке?

3. Информация о существующих ценах на рынке.

4. Информация по правительственной политике в отношении цен.

5. Информация о производственных затратах. Фирма должна оценивать возможности производства и сопоставить их с условиями, которые диктует рынок: * Возможные объемы производства и складские запасы фирмы в настоящее время; * Уровень затрат; * Затраты, имеющие наибольшее значение для ценообразования. Особенности структуры затрат, динамика отдельных статей затрат, их зависимость от внутр. и внешних факторов;* Влияние на затраты, оказываемое изменение объема производства. Каковы уровень и доля постоянных расходов, их влияние на стоимость; * Соответствует ли задачам ценообразования имеющаяся информация?

6. Итоговый блок информации о выручке от продажи товара и прибыли. При изучении следует проанализировать вопросы целесообразности выхода на рынок и рассмотреть следующие задачи: * Соотношение между выручкой от продажи, прибылью и затратами; * Воздействие объема производства на выручку от продажи и на прибыль; * Влияние на выручку от продажи при стимулировании сбыта рекламой, скидками; * Рентабельность товара и ее отличие от аналогичного показателя у конкурентов?

Ценообразование на различных типах рынков проводится по методике, приемлемой для каждого из четырех видов рынка, каждый из которых ставит свои проблемы в области ценообразования и от которых зависит ценовая политика продавца:

1. Рынок чистой конкуренции состоит из множества продавцов и покупателей схожего товара. Продавец не в состоянии запросить цену выше рыночной, поскольку покупатели могут свободно купить товар по рыночной цене.

2. Рынок монополистической конкуренции состоит из множества покупателей и продавцов, совершающих сделки не по единой рыночной цене, а в широком диапазоне цен. Наличие диапазона цен объясняется способностью продавцов предложить покупателям разные варианты товаров. Реальные изделия могут отличаться друг от друга качеством, свойствами, внешним оформлением и упаковкой. Различия могут заключаться и в сопутствующих товарам услугах. Покупатели видят по-разному различия в товарах и готовы платить за товары разную цену. Продавцы стремятся разнообразить ассортимент разных потребительских сегментов, иногда пользуются присвоением товарам марочных названий, широко используют рекламу и методы личной продажи.

3. Рынок олигополистической конкуренции состоит из небольшого числа продавцов, чувствительных к политике ценообразования. Товары могут быть схожими и различными по виду и модификации. Небольшое число продавцов объясняется тем, что новым конкурентам создаются трудности при проникновении на этот рынок. Если фирма снижает цену товара на 10%, то покупатели быстро переключаются на ее товары, спрос автоматически возрастает в неск. раз. Другим партнерам приходится или снижать цены, или предлагать новые услуги, чтобы удержать клиентов. Но если олипоголист повысит цены, конкуренты могут не последовать примеру. И ему останется или вернуться к прежним ценам, или рисковать потерей сегмента рынка и спроса на его товары.

4. Рынок чистой монополии характеризуется наличием одного продавца. Это может быть гос. организация или частная компания, регулируемая монополия или нерегулируемая монополия. Ценообразование складывается неодинаково. Гос. монополия с помощью политики цен может способствовать вытеснению с рынка конкурентов, снижая цену ниже себестоимости для тех покупателей, которые не в состоянии купить товар за полную стоимость. Также цена может быть оставлена на уровне покрытия издержек или для получения высоких доходов. А иногда цену повышают так высоко, чтобы сократить потребность населения в товаре. Гос. монополия может разрешить фирме продавать рядом товар, устанавливая такие расценки, чтобы фирма могла получить « справедливую норму прибыли», чтобы для фирмы возможность увеличения производства товаров широкого потребления. При нерегулируемой монополии фирма имеет возможность самостоятельно устанавливать цены на свои товары, какие только может выдержать рынок. Фирма не всегда устанавливает максимальные цены из-за введения государственного регулирования или нежелания привлекать новых конкурентов, а также потому, что благодаря низким ценам она имеет возможность проникновения на новый сегмент рынка.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


© 2010 Рефераты