Рефераты

Сущность философии

18.10 Искусство (художественная деятельность)

Искусство -- квази- как бы познание и квази- как бы практика.

Помимо чистого искусства, не заинтересованного ни в получении знания, ни в получении блага, есть искусство, включенное непосредственно в познавательную или практическую деятельность. Это -- прикладное искусство, с одной стороны, и научно-популярная литература, научно-художественная деятельность, с другой.

Если познание -- перевод реального в идеальный план, а практика -- перевод идеального в реальное, то искусство -- способ взаимосогласования и/или “выяснения отношений” идеального и реального, их взаимопереход. Особенность искусства по сравнению с познанием и практикой в том, что оно не является “дорогой с односторонним движением”, т.е. либо движением от реального к идеальному (в случае познания), либо движением от идеального к реальному (в случае практической деятельности). Искусство -- именно взаимодвижение идеального и реального, когда они, с одной стороны, “идут” навстречу друг другу, к согласию и гармонии, а, с другой, как бы спорят друг с другом, “выясняют отношения”, выясняют “кто есть кто” (кто сильнее, важнее, главнее). Результатом поисков согласия и гармонии является красота, прекрасное. Результатом “выяснения отношений” является, как правило, безобразное. Когда идеальное и реальное (дух и тело) “договариваются” -- получается прекрасное. Когда они “не договариваются” -- получается безобразное, уродливое.

Прекрасное и безобразное, красота и уродство -- полюсы художественной деятельности.

Главная категория в искусстве - красота или прекрасное. Правда, в современном искусстве появилось мода изображать все, связанное с человеком в смысле антикрасоты (абстрактная живопись, театр абсурда или балет Мориса Бежара и т.д.), но в конечном счете художественная деятельность все же ориентируется на красоту, потому что красота - это гармония жизни. Любовь делает жизнь гармоничной, а красота, хотя и не делает ее гармоничной, но украшает ее. Она как бы делает жизнь эмоционально-гармоничной. Благодаря красоте человек настраивается на прекрасное, на гармонию, на лад (согласие, порядок жизни).

В искусстве мы проигрываем ситуации, которые могут случиться в жизни, в познании и практике (прекрасное, безобразное, комическое, драматическое, трагическое, возвышенное, низкое). Это “проигрывание” необходимо человеку (человечеству) для того, чтобы психологически и физически подготовиться к реальным ситуациям любви, труда и борьбы, к реальной жизни.

Искусство -- “жизнь понарошку”, которая позволяет лучше наладить жизнь настоящую (заметьте, кстати: наладить -- от слова "лад", т.е. красота-гармония). Л.Н. Толстой справедливо писал: "Как происходит совершенствование знаний, т.е. более истинные, нужные знания вытесняют знания ошибочные и ненужные, так точно происходит совершенствование чувств посредством искусства, вытесняя чувства низшие, менее добрые и менее нужные для блага людей высшими, более добрыми, более нужными для этого блага. В этом назначение искусства." (Л.Н.Толстой. Полн. собр. соч. Т. 42. С. 308)

Видами искусства являются изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, архитектура...), музыка, художественная литература, театр, кино, эстрада и т.д.

18.11 Спорт

Это -- люди будущего, -- говорил А.П. Чехов о спортсменах. -- И настанет время, когда все будут такими же сильными. В этом счастье страны.

Спорт, как и искусство, является промежуточной (между познанием и практикой) формой деятельности. Целью спортивной деятельности является не благо, не истина и не красота, а сила как таковая, которая рождается/выявляется в результате победы над противником (действительным или воображаемым, очным или заочным). В спорте самое главное: кто сильнее. Сила может быть интеллектуальной (например, в шахматах), может быть физической (например, в поднятии тяжестей), а может быть смешанной, интеллектуально-физической (например, в волейболе, теннисе, технических видах спорта).

В словарях русского языка[111]спорт характеризуется как составная часть физической культуры. Это совершенно неверно. Во-первых, существуют чисто интеллектуальные виды спорта -- шахматы, шашки, карты и т.п. Во-вторых, есть такие виды спорта (например, технические), в которых интеллектуальная составляющая может быть на равных с физической или даже превосходить ее.

Вообще, спорту не повезло в философии. Если искусству философы уделяли много внимания, возникли даже специализированные направления осмысления искусства (эстетика, философия искусства), то спорт философы не воспринимали всерьез, как важный вид человеческой деятельности. В итоге мы видим перекос в осмыслении человеческой деятельности в целом, а именно, сдвиг в сторону созерцательно-познавательной стороны. Мало того, что философы грешили преувеличенным вниманием к сфере познания (даже разум часто называли познающим, а мышление рассматривали как абстрактную-теоретическую-высшую ступень познания). И в сфере игровых форм деятельности они отдавали предпочтение познавательноподобным формам, прежде всего искусству.

Как и искусство, спорт подразделяется на чистый и прикладной. Например, так называемый большой спорт, олимпийские виды спорта всецело относятся к чистому спорту или спорту ради спорта. Спорт же в армии носит прикладной характер; он служит исключительно целям боевой подготовки. Или джигитовка у горцев.

Спорт можно подразделить на следующие виды: 1. Умственные: шахматы, шашки, карты. 2. Физические: тяжелая и легкая атлетика, футбол, хоккей, бильярд, стрельба. 3. Коллективные: футбол, хоккей, волейбол. 4. Индивидуальные: тяжелая атлетика. 5. Коллективно-индивидуальные: эстафета (лыжи, биатлон, коньки, бег и т.д). 6. Очно-игровые: футбол .7. Заочно-игровые: тяжелая атлетика. 8. Нетехнические: легкая и тяжелая атлетика. 9. Технические: автомобильные, мото- гонки. 10. Нехудожественные: бег 11. Полухудожественные: фигурное катание, гимнастика 12. Художественные: спортивные танцы на льду, художественная гимнастика

Задачи и упражнения по философии

К разделу "Введение. Что такое философия?"

1.Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?

Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут.

Возможен вариант с устными ответами без подготовки в режиме экспресс-опроса.

2.Знаменитый английский физик Кельвин заявил сторонникам узкой специализации студентов: “Из-за незнания логики погибло больше кораблей, чем из-за незнания навигации”. -- Что он имел в виду? Как Вы думаете? Попробуйте привести примеры, поясняющие его заявление.

3.Как Вы объясните такое разногласие философов: одни (рационалисты) утверждают верховенство разума, мышления в жизни человека, а другие (иррационалисты) отвергают это верховенство. Кажется очевидным непререкаемый авторитет разума и, напротив, странным, почему люди, философы вновь и вновь атакуют разум, отвергают его притязания на верховенство и т.д. и т.п. Рационалисты любят декартовское “я мыслю, следовательно, существую”. Иррационалистам ближе шекспировские слова: “есть много, друг Гораций, на свете такого, что и не снилось нашим мудрецам”. Первые делают акцент на силе разума, а вторые -- на его бессилии. Кто из них прав? -- Дайте развернутый ответ.

4.Как преподавать философию?[112]

-- Дайте развернутый ответ.

5.Примеры философских утверждений:

С. Караганов, политолог: "Человек несовершенен" (телеканал "Культура", "Культурная революция" 12.01.06).

Л. Фейербах, философ: "Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека".

Гесиод, историк: "Ранее всего был Хаос". ("Теогония")

А. Эйнштейн, физик: "Бог не играет в кости".

Почему эти утверждения философские?

Приведите свои примеры философских утверждений. Можете воспроизвести чужие утверждения или придумать сами.

К разделу "История философии"

6.Что означают слова Сократа: “Я знаю, что ничего не знаю”? -- Прокомментируйте.

7.В 1508 году Папа Юлий II пригласил Рафаэля для росписи помещения в Ватикане. Рафаэль написал четыре фрески. Среди них -- "Афинская школа", в центре которой художник расположил Платона и Аристотеля с характерными жестами: Платон указывает пальцем вверх, а Аристотель показывает на землю, словно обводит рукой окружающий мир. Как Вы думаете, какой смысл заложен в жестах античных мыслителей?*

Дайте развернутый ответ.

8.Проведите сравнительный анализ мысли Ансельма Кентерберийского "верю, чтобы понимать" и мысли Пьера Абеляра "понимаю, чтобы верить".*

9.Декарт утверждал: Я мыслю, следовательно, существую. Это утверждение имеет, как минимум, два различных смысла. Какие они?

10.Кант утверждал: "Мы не можем мыслить ни одного предмета иначе, как с помощью категорий".

-- Что он имел в виду? Дайте развернутый ответ.

11.Гегель говорил: “Ложно лишь то, что абсолютизируется”. -- Что он имел в виду? Прокомментируйте.

12.Одни возлагают на Ф. Ницше ответственность за злодеяния фашизма в ХХ веке. Другие утверждают, что этот философ не несет ответственности за злодеяния фашизма. Кто прав? Ответ аргументируйте.

13.З. Фрейд говорил: "Каждый человек -- психопат. Разница между людьми в этом отношении заключается только в том, что одни знают, что они психопаты, а другие и не подозревают об этом".

Весьма неосмотрительное высказывание. Оно, во-первых, внутренне противоречиво. Во-вторых, характеризует скорее не людей, а самого автора.

Дайте свою оценку высказывания З. Фрейда и поясните комментарий к нему.

К разделу "Философская картина мира"

14.Оцените и прокомментируйте высказывание Л. Фейербаха: "Мир жалок лишь для жалкого человека, мир пуст лишь для пустого человека".

15.Прокомментируйте слова М. В. Ломоносова:

“Оным умникам... легко быть философами, выучась наизусть три слова: бог так сотворил, и сие дая в ответ вместо всех причин”.

16.Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте

А. Умный видит неизмеримую область возможного (Д. Дидро).

Б. Необразованный человек склонен оперировать пустыми возможностями (Гегель).

17.Существует ли мир сам по себе, от века или он создан и управляется богом?

Какой вариант ответа Вы выбираете и почему?

18.Создан ли мир Богом? Да или нет? -- Какой вариант ответа Вы предпочитаете и почему?

19.Чего в мире больше: порядка или беспорядка?

Дайте развернутый ответ.

20.Как Вы оцениваете эти два взаимоисключающие высказывания:

Гегель: “... все духовное лучше какого бы то ни было продукта природы” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 31).

Р. Майер (биолог): “Природа в ее простой истине является более великой и прекрасной, чем любое создание человеческих рук, чем все иллюзии сотворенного духа” (Цит. по: Кузнецов Б.Г. А. Эйнштейн. М., 1963. С. 117).

21.Возможно ли наше мышление (можем ли мы мыслить) без использования фундаментальных категорий (материи и движения, качества, количества, меры, пространства и времени, возможности и действительности, необходимости и случайности, причины и следствия и т.д.)? -- Ответ аргументируйте, приведите примеры.

22.Весьма распространенной является ошибка, когда следствие принимается за причину, а причина -- за следствие.

Приведите примеры этой ошибки.

23.Представьте себе легендарный корабль Тезея, который дряхлеет и который все время приходится подновлять, меняя постепенно одну доску за другой. Наконец, наступает такой момент, когда не осталось уже ни одной старой доски. Спрашивается, перед нами тот же самый корабль или другой?

Ответ аргументируйте.

24.Можно ли считать случайностью открытие Америки Колумбом в 1495 г.*

Дайте развернутый ответ.

25.Дайте оценку факту распада Советского Союза с точки зрения категорий необходимости и случайности.[113]

26.Является ли форма конкретного дерева необходимой или случайной?[114]

27.Рассудите:

"Нет бога кроме случая, а удача -- пророк его". (Джек Лондон, писатель).

"В искусстве, как и в жизни, ничего случайного нет". (Маргарита Терехова, актриса).

К разделу "Философия человека"

28.Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

А. Человек есть мера всех вещей (Протагор).

Б. Не надо мерить температуру общества, ставив градусник себе под мышки (современный политолог).

Прокомментируйте.

29.Всё ли в жизни зависит от нас? Если нет, то в какой степени наша жизнь зависит от нас?

-- Дайте развернутый ответ.

30.Рассудите:

А. Песталоцци И.Г., знаменитый педагог, основоположник теории начального обучения, утверждал: "Человека образуют обстоятельства". Марк Аврелий советовал: "Если не можешь изменить обстоятельства -- измени отношение к ним".

Б. Балашов Л.Е.: "Человек только тогда достигает чего-либо, когда он оказывается сильнее обстоятельств".

31.На вопрос "иметь или быть?" Э. Фромм, автор книги с таким названием, ответил: "быть!". А как бы Вы ответили на этот вопрос? *

-- Дайте развернутый ответ.

32.Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

А. Как много есть на свете вещей, которые мне не нужны (Сократ).

Б. Если вещь не годна для одной цели, ее можно употребить для другой (Лао цзы).

Прокомментируйте.

33.Рассудите:

Жизнь -- это праздник, на который мы пришли. (Древнеиндийская мудрость)

Жизнь -- не сад, в котором растут только одни цветы. (И.А. Гончаров, “Обрыв”)

34.Что хотел сказать Биант, один из семи греческих мудрецов, этой фразой: "Жизнь надо размеривать так, будто жить тебе осталось и мало и много"?

-- Попробуйте реконструировать ход его мысли.

35.С возрастом время жизни увеличивается или уменьшается? -- Дайте развернутый ответ.

36.Что (чего) Вы ждете от жизни? -- Дайте развернутый ответ.

37.Как надо жить, чтобы нам было лучше? -- Дайте развернутый ответ.

38.Существуют два полярных мнения о смерти.

А. Платон устами Сократа утверждал: "Те, кто подлинно предан философии, заняты на самом деле только одним -- умиранием и смертью". (Федон, 63е-64a). А. Шопенгауэр в книге "Мир как воля и представление" (Т. 2, гл. XLI) главу о смерти начинает так: "Смерть -- поистине гений-вдохновитель, или мусагет философии; оттого Сократ и определял последнюю как ??????? ?????? (подготовку к смерти [греч.])".

Б. Б. Спиноза: "Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни". (Б. Спиноза. Этика. -- См.: Спиноза Б. Избр.произв. Т. 1, М., 1957. С. 576).

-- Кто из них прав? Дайте развернутый ответ.

39.Кто, по Вашему мнению, прав и почему?

М. Монтень: "Конечная точка нашего жизненного пути -- это смерть, предел наших стремлений, и если она вселяет в нас ужас, то можно ли сделать хотя бы один-единственный шаг, не дрожа при этом, как в лихорадке? Лекарство, применяемое невежественными людьми -- вовсе не думать о ней. Но какая животная тупость нужна для того, чтобы обладать такой слепотой! Таким только и взнуздывать осла с хвоста... и нет ничего удивительного, что подобные люди нередко попадаются в западню." (Опыты, гл. ХХ).

Б. Спиноза: "Человек свободный ни о чем так мало не думает, как о смерти, и его мудрость состоит в размышлении не о смерти, а о жизни". (Этика)

-- Дайте развернутый ответ.

40.А.С. Пушкин говорил в стихотворении “Я памятник воздвиг себе”:

Нет, весь я не умру

Душа в заветной лире мой прах переживет

И тленья убежит

Как понимать эти его слова? Мы знаем, что Пушкин умер давно, в 1837 году. А что же не умерло в нем, что осталось от него? Жив ли сейчас поэт Пушкин?

41.Смертен человек или бессмертен? Или он в чем-то смертен и в чем-то бессмертен?

42.Как Вы относитесь к идее отмены смертной казни? Ответ аргументируйте.

43.Что хотел сказать автор?

Человечество не табун лошадей, который надо прокормить, а клуб, в который надо записаться (Честертон, англ. писатель).

44.П.Я.Чаадаев: "Любовь к отечеству -- прекрасная вещь. Но еще более высокая -- любовь к истине".

Мераб Мамардашвили: “Я люблю свободу больше, чем родину”.

-- Дайте оценку этим высказываниям, прокомментируйте.

45.Прокомментируйте: Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо хорошей душе отечество -- весь мир. (Демокрит, V век до н. э.)

46.Какая разница между патриотизмом и национализмом? Приведите примеры того и другого.

47.Прав ли Ф. И. Тютчев, говоря:

Умом Россию не понять

Аршином общим не измерить

У ней особенная стать

В Россию можно только верить

48.Россия: Восток или Запад? Или что-то другое?

49.Согласны ли Вы с утверждением "Мы не Европа и не Азия. Мы -- русские" (Телепередача "Русский дом", 3-й канал TV 31.08.03). Прокомментируйте.

50.Объясните, почему золотое правило поведения называют золотым?

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

51.Какое из следующих высказываний можно охарактеризовать как частный случай золотого правила поведения? Объясните.

1) Человек должен... довольствоваться такой степенью свободы по отношению к другим людям, которую он допустил бы у других людей по отношению к себе (Т. Гоббс).

2) Свобода заключается в праве делать все, что не вредит другим (Клаудиус).

3) О свободе надо судить по степени свободы самых низших (Дж. Неру).

4) Делай, что хочешь, но так, чтобы не лишиться этой возможности в будущем (из сборника тюремных афоризмов).

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

52.Можно ли считать следующее утверждение частным выражением золотого правила поведения?

“Не нарушая чужих прав, ты охраняешь собственные” (из фильма Жака Ив Кусто 1984 г.).

Справка. Отрицательная и положительная формулировки золотого правила: “не делай другим того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе”; “поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой”.

53.Что хотел сказать Шекспир устами Катарины, героини своей пьесы?

“Сила женщины -- в ее слабости”.

54.Как Вы оцениваете утверждение:

“Если Бога нет, то всё позволено” (из “Братьев Карамазовых” Ф. М. Достоевского). -- Дайте развернутый ответ.

55.Становятся ли люди лучше, существует ли моральный прогресс? -- Дайте развернутый ответ.

56.Откуда в мире зло? Можно ли бороться со злом и если можно, то можно ли устранить зло совсем?

-- Дайте развернутый ответ.

57.Как Вы считаете: человек по своей природе добр, зол или не добр и не зол? -- Дайте развернутый ответ, аргументируйте.

58.Как Вы понимаете счастье? -- Дайте развернутый ответ.

59.Что нужно для того, чтобы быть счастливым?

-- Дайте развернутый ответ.

60.Некоторые люди осознанно стремятся к самосовершенствованию. Как Вы относитесь к этой идее (самосовершенствования)? Нужно ли человеку совершенствоваться? И если нужно, то в каком направлении (каких направлениях)?

-- Дайте развернутый ответ.

61.Как Вы думаете: существует защита от дурака[115] (можно ли защититься от дурака)? Варианты ответа: да, нет или как-то по другому.

-- Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

62.Почему добрым быть хорошо, а злым -- плохо?

-- Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

63.Как Вы считаете: доброта -- редкое или обычное явление?

Ответ аргументируйте, приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

64.Что такое зло в моральном смысле?

-- Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

65.Рассудите:

А) Для Сократа добро совпадает с знанием и отсутствие знания является единственным источником всякого морального несовершенства;

Б) Кант утверждал нечто обратное: "Чтобы быть честными и добрыми и даже мудрыми и добродетельными, мы не нуждаемся ни в какой науке и философии".

-- Дайте развернутый ответ.

66.Как Вы оцениваете тезис "цель оправдывает средства". -- Ответ аргументируйте.

67.С одной стороны, существует расхожее мнение "цель оправдывает средства" (вариант: "для достижения цели все средства хороши"). С другой, многие убеждены в том, что "цель, для которой требуются неправые средства, не есть правая цель". Рассудите. Где правда? Ответ аргументируйте.

68.Оцените и прокомментируйте утверждение Эркюля Пуаро: "Большинство из нас эгоисты; но не все в этом признаются" (к/ф "Пуаро Агаты Кристи").

69.Ответьте на вопрос: можно ли быть злым и одновременно счастливым? или: может ли злой человек быть счастливым?

-- Ответ аргументируйте.

70.Согласно Ф. Ницше любовь есть "выражение эгоизма" [116]. В.С. Соловьев, напротив, утверждал, что подлинная любовь -- перемещение центра "Я" в другого, преодоление эгоизма. А как Вы считаете? Ответ аргументируйте.

71.Фихте утверждал: не должно быть брака без любви и любви без брака. А Вы как думаете?

-- Дайте развернутый ответ.

72.Что означает выражение "деньги не пахнут"? По латински оно звучит так: "Non olet peccunia". Это слова, сказанные римским императором Веспасианом сыну, который выразил неудовольствие по поводу обложения налогами общественных отхожих мест[117].

-- Дайте развернутый ответ.

73.Прав ли автор этого утверждения: "Будем лучше думать о людях и они на самом деле станут лучше"?

-- Ответ аргументируйте, приведите примеры.

74.Какая связь между призывом Жан-Жака Руссо "Назад к природе!" и лозунгом Французской революции "Мир хижинам; война дворцам!"?

-- Дайте развернутый ответ.

75.Руссо называл далекое прошлое золотым веком.; он критиковал цивилизацию и прогресс. "Назад к природе!" - его призыв.

На это Вольтер ехидно заметил: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”.

-- Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

76.Т. Гоббс утверждал: "пока люди живут без общей власти, держащей всех их в страхе, они находятся в том состоянии, которое называется войной, а именно в состоянии войны всех против всех" (Гоббс Т. Избр. произв. Т. 2. М., 1964. С. 152.)

Прав ли Т. Гоббс? Оцените и прокомментируйте.

77.Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

Всякая власть развращает, а абсолютная власть развращает абсолютно. (Неизвестный автор). (Сравн.: Ш. Монтескье "Известно уже по опыту веков, что всякий человек, обладающий властью, склонен злоупотреблять ею, и он идет в этом направлении, пока не достигнет предела").

Вообще власть не портит людей. Когда у власти дураки, то они портят власть. (Б. Шоу).

-- Дайте развернутый ответ.

78.Куда движется человечество? К гибели, к лучшему или к чему-то другому?

79.В одной телепрограмме (ТВЦ, ноябрь 2005 г.) обсуждался вопрос: "Почему у нас не любят богатых?". Как бы Вы ответили на этот вопрос?

80.Совместимы ли политика и мораль? Ответ аргументируйте.

81.Совместимы ли бизнес (предпринимательство) и мораль? Ответ аргументируйте.

82.А. В. А. Жуковский: "При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душой."

Б. Марк Твен: "Меня бесконечно поражает, что мир не заполнен книгами, которые с презрением высмеивали бы эту жалкую жизнь, жестокий и низкий род человеческий, всю эту нелепую, смехотворную канитель."

В. Диоген говорил, что когда он видит правителей, врачей или философов, то ему кажется, будто человек -- самое разумное из живых существ, но когда он встречает снотолкователей, прорицателей или людей, которые им верят, а также тех, кто чванится славой или богатством, то ему кажется, будто ничего не может быть глупее человека.

Что Вы думаете по поводу этих трех высказываний и вообще разных мнений об одном и том же. Кто, по Вашему мнению, прав или ближе к истине?

83.Оцените высказывание испанского художника Сальвадора Дали: "Я богат потому, что мир полон кретинов". Как его можно квалифицировать с моральной точки зрения?

84."Не стoит она [высшая гармония] слезинки хотя бы только того замученного ребенка, который бил себя кулачонком в грудь и молился в зловонной конуре своей неискупленными слезками своими к "Боженьке". (Ф. М. Достоевский. Роман "Братья Карамазовы"). Проведите анализ этого высказывания, дайте свою оценку.

85.Одни говорят "Честность -- лучшая политика", другие утверждают, что "Политика -- грязное дело". Кто прав (ближе к истине)? Ответ аргументируйте.

86.Иногда можно слышать рассуждения типа "честный -- глупый, а умный тот, кто умеет обманывать". Злодей Яго из трагедии Шекспира "Отелло" говорит: "Я предпочту быть умным. Честность -- дура. И губит тех, кто с ней" (см. отечественный кинофильм "Отелло").

А Вы как считаете? Дайте развернутый ответ.

87.Оцените высказывание: "Свобода -- это право делать всё, что не запрещено законом" (Ш. Монтескье). Ответ аргументируйте.

88.Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

"Сколько ни говори "халва, халва", во рту слаще не станет" (восточная поговорка, приписывают Ходже Насреддину).

"Если человеку долго говорить, что он свинья, я вас уверяю, он захрюкает" (из рассказа А.М. Горького?)

89.Нельзя жить так подробно.

Любопытно сопоставление двух ситуаций:

1. Буддистский монах так любил всё живое, что когда ходил -- подметал перед собой дорогу специальным веником, чтобы, не дай бог, не наступить на какого-нибудь муравья или жучка. Всё хорошо... вот только сколько муравьёв и жучков было убито и покалечено этим веником -- никто не считал (из Интернета).

2. Лев Толстой и комар. Гуляют как-то Лев Николаевич с другом по парку (фамилия друга, кажется, Чагин). А тут комар впился в щеку Льва Николаевича. Тот возьми да прихлопни комара -- аж кровь пошла. Чагин и говорит: "Как же так, Лев Николаевич, вы все непротивленье злу насильем проповедуете -- а комара-то вон убили. Убили же!" Л.Н. и отвечает: "Дорогой друг, нельзя жить так подробно... (из Интернета)

Приведите другие ситуации-примеры, когда справедлива формула "нельзя жить так подробно".

90.Рассудите:

А. Шопенгауэр: "Есть одна только врожденная ошибка -- это убеждение, будто мы рождены для счастья".

В.Г.Короленко: "Человек создан для счастья как птица для полета".

К разделу "Философия деятельности"

91.Л.Н. Толстой любил изречение Бюффона “Гений -- это терпение”. С другой стороны, В.Г. Белинский писал: “Гений не есть, как сказал Бюффон, терпение в высочайшей степени, потому что терпение есть добродетель посредственности”.

Кто из них прав? Или возможен другой ответ?

92.Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А. Один ум хорошо, а два лучше.

Б. Лучше один плохой генерал, чем два хороших.

93.Рассудите:

А. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д. Дидро)

Б. Поменьше читать! Те, кто много читают, отвыкают самостоятельно мыслить. (Д. Гранин. Иду на грозу).

-- Дайте развернутый ответ.

94.Что такое глупость? Приведите примеры глупости в словах и в поступках-делах.

95.Один знаменитый человек (Сократ) утверждал: “Я знаю, что ничего не знаю”. Другой не менее знаменитый человек (Д. И. Менделеев) возразил ему: "Древнегреческий мудрец говорил: я знаю, что я ничего не знаю. -- Да он и не знал, а мы знаем..." (“Основы химии”)

Кто из них прав? Оцените и прокомментируйте.

96.Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А. Правда хорошо, а счастье лучше.

Б. Платон мне друг, но истина дороже.

97.Рассудите, кто прав и почему:

1) "Реальные факты менее интересны, чем фантазии и заблуждения" (из телевизионной рекламы 1998-1999 гг.)

2) "Наука удивительнее мифов" (из научно-познавательного фильма "Загадки природы" Би-би-си, 2005 г.).

98.Существуют пять состояний знания и незнания:

1. когда мы знаем, что знаем

2. когда мы знаем, что не знаем

3. когда мы не знаем, что знаем

4. когда мы не знаем, что не знаем

5. когда мы не знаем, но думаем, что знаем (когда незнание выдается за знание).

Приведите примеры каждого из этих состояний.

99.Попробуйте объяснить: в чем сходство и различие между истиной и правдой?

100.Попробуйте объяснить: в чем различие между знанием и верой? (под верой имеется в виду вера вообще, а не религиозная вера).

101.Что есть истина? -- Попробуйте дать ответ, не заглядывая в учебники, словари и энциклопедии.

102.Как Вы объясните видимое противоречие двух утверждений:

А. Всё познается в сравнении.

Б. Сравнение всегда хромает. (Януш Корчак, известный педагог, говорил еще более резко: "Отбросим сравнения, они вводят в заблуждение").

103.Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. "...во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь" (библейский проповедник Экклезиаст).

Б. "Знание -- сила" (Ф. Бэкон) (сравн. подобное: "знать больше сегодня -- значит быть более сильным завтра" -- Э. Теллер).

104.Рассудите:

А. Меньше знаешь -- лучше спишь.

Б. Не зная броду -- не суйся в воду.

Эти поговорки говорят об одном -- о знании, но почему они по-разному оценивают значение знания в жизни человека? Дайте развернутый ответ.

105.Одни считают интуицию высшей формой познания, другие -- атавизмом, доставшимся нам от животных.

А Вы как думаете? Дайте развернутый ответ.

106.Прокомментируйте следующее утверждение, исходящее от Гегеля:

Абстрактной истины нет, истина всегда конкретна.

-- Дайте развернутый ответ, приведите примеры.

107.В чем сущность дилеммы "сциентизм -- антисциентизм", возможно ли ее решение? *

Дайте развернутый ответ.

108.А. Эйнштейн утверждал: "Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!". Примерно о том же говорил И. П. Павлов: "Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов".

-- Что они имели в виду? Дайте развернутый ответ.

109.Кто, по Вашему мнению, прав? Прокомментируйте

А.: “...художественные произведения должны создаваться не для изучения и не для цеховых ученых, а они... должны быть понятны и служить предметом наслаждения непосредственно сами по себе. Ибо искусство существует не для небольшого замкнутого круга, не для немногочисленных очень образованных людей, а в целом для всего народа.” (Гегель. Соч. Т. XII. С. 280) [Сравн.: “Искусство принадлежит народу” (В.И. Ленин)]

Б.: “Глубоко ложен принцип “искусство для всех”. В нем выявляется ложная демократизация. “Искусство для всех” вовсе не подразумевает необходимой ясности и простоты, это было бы прекрасно, -- нет, в нем есть гибельное требование об урезке роста мастера в уровень современными ему невежеством и дурным вкусом, требование “общедоступности”, азбучности и полезности. Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Искусство должно быть “для каждого”, но отнюдь не для всех. Только тогда оно сохранит отношение индивидуальности к индивидуальности, которое и составляет смысл искусства, в отличие от других ремесел, обслуживающих вкусы и потребности множеств.” (М.Волошин. Заметки 1917 года)

110.Древние философы выдвинули девиз “Подвергай всё сомнению”. Что они имели в виду? Как можно истолковать этот девиз?

111.Рассудите, кто прав:

А. "Наука удивительнее мифов". Из научно-познавательного фильма "Загадки природы".

Б. "Реальные факты менее интересны, чем фантазии и заблуждения". Из телевизионной рекламы (телеканал ОРТ, 1999 г.).

-- Дайте развернутый ответ.

112.Справедливо ли утверждение "Практика -- критерий истины"? -- Дайте развернутый ответ.

Разное

113.Верите ли вы в судьбу? Что такое судьба?

114.Что такое, по Вашему, притча? Два примера:

А. (Притча о самаритянине) "И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего как самого себя.

Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай и будешь жить.

Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставивши его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился. И подошед перевязал ему раны, возливая масло и вино; и посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем (...) Кто из этих троих, думаешь, ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Ииcус сказал ему: иди, и ты поступай так же" (Евангелие от Луки 10; 25-37).

Б. (Притча “Буриданов осел”) Некий философ, которого звали Буридан, уезжая, оставил своему ослу две одинаковые охапки сена. Осел не мог решить, с какой охапки начать, и умер с голоду.

115.Прокомментируйте

“Когда начинается война, первой жертвой надо считать истину” (Р. Киплинг)

116.Прокомментируйте следующее утверждение:

“Во всем нужна мера, даже в том, чтобы соблюдать ее”.

117.Какое из двух мнений Вас больше устраивает? Почему?

А. “Не в силе правда, а в правде сила”.

Б. “Кто сильнее, тот и прав” (вариант: “Сильный всегда прав”).

118.В чем изъян следующего утверждения:

“С ними человечно -- быть жестоким, жестоко -- быть человечным” (так сказала Екатерина Медичи, мать французского короля Карла IX, в оправдание резни гугенотов, устроенной в Варфоломеевскую ночь).

119.В чем противоречивость, логическая некорректность следующего рассуждения:

"Наслаждение -- антипод любви, и не потому, что оно не может сопровождать любовь, а потому, что их сущность отличается (например, объект любви может постареть, любовь -- нет, она неподвластна времени)" (цитата из книги).

120.Прав ли Бисмарк, говоря: "Это только дураки учатся на собственном опыте. Я же предпочитаю учиться на опыте других." -- Оцените и прокомментируйте.

121.Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. "...ничто великое в мире не совершалось без страсти" (Гегель. Соч. Т. VIII. С. 23-24)

Б. "Сильные страсти -- слабые нервы" (из кинофильма). Или: "Под сильными страстями часто скрывается только слабая воля" (В. О. Ключевский).

-- Дайте развернутый ответ.

122.Прокомментируйте, насколько правильно употребление слов “материалист” и “идеалист” в следующем анекдоте:

В суде разводится пожилая пара.

Судья спрашивает у мужа о причинах развода.

Муж отвечает, что причины чисто философские и поясняет, что он материалист, а жена идеалистка.

В разговор вступает жена: “Я отдала ему всю свою романтическую возвышенную душу, а он говорит, что ему нужно молодое тело”.

123.Как Вы объясните видимое противоречие между двумя утверждениями:

А. Не то, что мните вы, природа,

Не слепок, не бездушный лик --

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык. (Ф. И. Тютчев)

Б. "Красота -- в глазах смотрящего" (народная мудрость). Или: "В пустыне нет красоты. Красота в душе араба" (А.М. Горький).

124.Правильно ли утверждение:

"Мы не замечаем прекрасного до тех пор, пока не лишаемся его" (из кинофильма).

-- Дайте развернутый ответ.

125.Что означает выражение “золотая середина”? Приведите примеры, поясняющие это выражение.

126.Один автор сказал: "Добродетель кончается там, где начинается глупость". Прав ли он?

Рассудите и приведите примеры, подтверждающие Вашу точку зрения.

127.Что означает выражение А.Эйнштейна "Бог не играет в кости". Как Вы его оцениваете?

Пояснения и методические рекомендации

1. Предлагаемые задачи и упражнения не носят специфически учебного характера и поэтому могут использоваться для самых разных целей, в том числе: 1) для написания эссе, небольших философских работ, 2) в качестве тем для обсуждения, дискуссий, 3) для конкурсных заданий.

2. Задача по философии указывает на философскую проблему и/или помогает ее решить (устранить).

3. Упражнение по философии тренирует мыслительные способности, развивает и совершенствует ум, способствует закреплению знаний (сведений) по философии.

4. Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса. Задачи и упражнения для удобства преподавания распределены (с известной долей условности) по пяти разделам учебного курса ("что такое философия?", "история философии", "философское понимание мира", "философия человека", "философия деятельности"). Кроме того, в отдельный раздел "Разное" помещены задачи и упражнения, которые трудно отнести к какому-то одному разделу учебного курса.

Распределение задач и упражнений по разделам учебного курса не означает автоматически, что они предлагаются студентам в том же порядке, по разделам. Допустимы самые разные варианты.

На экзамене по философии рекомендуется давать задачи и упражнения без указания их принадлежности к тем или иным разделам учебного курса.

5. Критерии оценки ответа:

1) обстоятельность (от нескольких предложений до 1-3 страниц; ответы типа “да”, “нет” не принимаются);

2) аргументированность (логическая обоснованность, связность, использование примеров);

3) точность (ответ именно на этот вопрос и ни на какой другой).

5. Ответы на задачи и упражнения можно давать как в письменном, так и в устном виде. В последнем случае ответы могут стать предметом обсуждения-дискуссии на семинарском занятии.

Письменные ответы-работы студенты могут готовить непосредственно на семинарском занятии (не больше 30-и минут) или как домашние задания.

6. На зачете или экзамене студенту следует предоставить право выбирать как минимум из двух вариантов задач/упражнений. В остальных случаях -- по усмотрению преподавателя.

Литература

1. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию. М., 1992.

2. Никифоров А.Л. Природа философии: Основы философии. - М.: Идея-Пресс, 2001.

3. Гегель. Лекции по истории философии.

4. Рассел Б. История западной философии.

5. Чанышев А.Н. Философия древнего мира: Для вузов. -- М.: Высш. школа, 1999.

6. История русской философии: Для вузов / Ред.-сост. П.П.Апрышко. М.: Республика, 2001.

7. Гулыга А. В. Немецкая классическая философия. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Рольф, 2001.

8. Гулыга А. Кант.

9. Гулыга А. Гегель.

10. К разделу "Философская картина мира"

11. Аристотель. Категории.

12. Аристотель. Метафизика.

13. Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики.

14. Поппер К. Лекция “Об облаках и часах” -- К.Поппер. Логика и рост научного знания. М., 1983. С. 596-557.

15. Растригин Л. А. Этот случайный, случайный, случайный мир. М., 1974.

16. Тарасов Л. В. Мир, построенный на вероятности. М., 1984.

17. Категории "закон" и "хаос". Киев, 1987.

18. Книгин А. Н. Учение о категориях. Учебное пособие. М., 2002.

19. Платон. Диалоги "Пир", "Федон", "Государство"

20. Аристотель. Никомахова этика.

21. Сенека. Нравственные письма к Луцилию.

22. Монтень М. Опыты.

23. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости.

24. Соловьев В. С. Оправдание добра.

25. Поппер К. Открытое общество и его враги.

26. Проблема человека в западной философии. Сборник переводов. М., 1988.

27. Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1985.

28. Куртц Пол. Искушение потусторонним. М., 1999.

29. Куртц Пол. Мужество стать. Добродетели гуманизма. М., 2000.

30. Хайек Ф.А. Дорога к рабству. -- журн. "Вопросы философии, 1990, №№ 10, 11, 12.

31. Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить.

32. Карнеги Д. Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей.

33. Борзенко И.М., Кувакин В.А., Кудишина А.А. Основы современного гуманизма: Учебное пособие для вузов. М.: Российское гуманистическое общество, 2002.

34. Рассел Б. Человеческое познание, его сфера и границы.

35. Поппер К. Логика научного исследования.

36. Голдстейн М., Голдстейн И. Как мы познаем. Исследование процесса научного познания. Пер. с англ. М., 1984.

37. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / Ин-т философии РАН; Предс. науч.-ред. совета В.С. Степин. М.: Мысль, 2000-2001.

38. Тейчмен Д., Эванс К. Философия. Руководство для начинающих. М., 1997.

39. Волков Г. Н. Сова Минервы. М., 1973.

Книги автора

1. Жизнь, смерть, бессмертие. М., 1996. -- 96 с.

2. Как мы думаем? М., 1996. -- 60 с.

3. Мир глазами философа. (Категориальная картина мира). М., 1997. -- 293 с.

4. Критика марксизма и коммунизма. М., 1997. -- 69 с.

5. Золотое правило поведения. М., 1996. -- 20 с. (2-е издание, испр., дополн.: М., 1999. -- 23 с.)

6. Что такое философия? М., 1998. -- 33 с. (2-е издание, испр., дополн.: М., 1999. -- 33 с.)

7. Соответствия и антисоответствия между категориями. Проблемы категориальной логики. М., 1998. -- 51 с.

8. Либерализм и свобода. М., 1999. -- 19 с.

9. О любви. М., 2000. -- 48 с. (2-е изд., расшир.: М., 2001. -- 56 с.)

10. Гуманистический манифест. М., 2000. -- 15 с.

11. Россия и мир на рубеже веков-тысячелетий (что было и что будет). М., 2001-2001. -- 28 с.

12. Практическая философия. М.: МЗ Пресс, 2001. -- 320 с.

13. Философия для жизни. Пособие по практической философии. М.: МЗ Пресс, 2001. -- 56 с.

14. Об опасности наркотиков и прелестях жизни без них. Заметки философа. М., 2001. -- 30 с.

15. Мысли о религии. М., 2001. -- 28 с.

16. Негатив жизни: антикультура и антифилософия. М.: ACADEMIA, 2002. -- 39 с.

17. Человек среди людей. (Как вести себя в обществе?). М.: ACADEMIA, 2002. -- 61.

18. Ошибки и перекосы категориального мышления. М.: МЗ-Пресс, 2002. -- 137 с.

19. Глупость философов (самоирония). М., 2003. -- 34 с.

20. Мысли и изречения. (Составитель и автор -- Л. Е. Балашов). М.: МЗ Пресс, 2003. -- 214 с. (Выходит из печати в 2003 г.)

На сайте " balashov44. narod. ru" размещены электронные тексты большинства указанных книг автора

Добавления во 2-ую редакцию:

1. Доб. пункты 17.8 "Категориальный строй мышления" и п. 17.9 "Здравый смысл"

2. Доб. в текст о золотой середине (п. "Противоречие")

3. В п. "Количество" текст о конечном и бесконечном.

4. Доб. 7 задач по философии

5. Доб. много (свыше 20-и) картин и рисунков

6. Доб. в п. "Воля" и п. "Язык"

Пояснения

[1] Этот абзац -- цитата из книги Л.Ретюнских, В.Бобах “Веселая мудрость”, М., 1994. С. 12.

[2] Рационализм -- это когда утверждается верховенство разума в жизни человека, когда разум объявляется или признается последней инстанцией, которая может разрешить те или иные вопросы. См. ниже, п. 1.3, стр. 16.

[3] От греч. empeiria -- опыт.

[4] Абсолютизация -- преувеличение, гипертрофирование сверх всякой меры, возведение в абсолют, в нечто безусловное, самодовлеющее.

[5] Холизм (холос -- целое) -- концепция, утверждающая абсолютный примат целого над частями.

[6] Теоцентризм -- представление, согласно которому Бог является главным предметом внимания и забот (почитания, поклонения, умилостивления). Мир и человек вторичны, производны от Бога и управляются им.

[7] Теизм (от греч. theos - бог) -- вера в Бога, согласно которой он существует вне и над миром, является сверхъестественным личным существом, творцом и властителем мира.

[8] Сенсуализм (от лат. слова sensus - чувство, ощущение) - учение, признающее ощущение единственным источником знания.

[9] Средневековый тезис, восходящий к Аристотелю.

[10] Tabularasa (лат. -- чистая доска) -- чистая, неисписанная доска, каковой, по мнению Локка и всех сенсуалистов, является душа до всякого опыта. Это выражение идет от Альберта Великого, но сама проблема была поставлена еще в античной философии. -- См. Краткая философская энциклопедия, стр. 574.

[11] На это Вольтер язвительно замечал: “Когда я слушаю Руссо, мне хочется встать на четвереньки и бежать в лес”.

[12] Кант И. Соч. Т. 4. Ч. 2., М., 1965. С. 323.

[13] О категорическом императиве Канта см. также ниже, стр. 427.

[14] Кант И. Соч. в 6-и томах. Т. 4. Ч. 1. С. 260.

[15] Эту формулировку категорического императива Кант называл практическим императивом. См. его "Основы метафизики нравственности", разд. 2).

[16] См.: Галеви Д. Жизнь Фридриха Ницше. Новосибирск, 1992. С. 201.

[17] См.: Ницше Ф. Соч. В 2-х т. Т. 2. М., 1990. С. 422.

[18] Основной постулат Гитлера в программном обращении к армии перед Drang nach Osten звучит так: "Солдаты, я освобождаю вас от древней химеры, именуемой совестью во славу Великого Рейха!"

[19] См.: Философский энциклопедический словарь. М., 1983, С. 149.

[20] Пьер Симон Лаплас -- выдающийся французский ученый-математик. Он полагал, что устройство мира подобно часовому механизму.

[21] Примером нормы применительно к поведению человека в обществе является золотое правило поведения. См. о нем ниже, п. 15.10, стр. 410.

[22] См.: Философская энциклопедия. Т. 5, М., 1970. С. 474.

[23] 3десь и далее речь будет идти о реальных, объективных, одним словом, диалектических противоречиях. В тех случаях, когда нужно провести различие между понятием реального противоречия и понятием (формально)логического противоречия, будут употребляться соответственно выражения "реальное, объективное, диалектическое противоречие" или "логическое, формальнологическое противоречие".

[24] См.: Планк М. Физические очерки. М., 1925. С. 12, 16.

[25] Под противоположностью в том и другом случае мы имеем в виду противоположность обладания и необладания (лишенности). Еще Аристотель говорил об этой противоположности как основной противоположности бытия.

[26] Бруно Дж. Диалоги. М., 1949. С. 291.

[27] "Единство" берется здесь лишь в одном из значений -- как цельность многоразличного, сплоченность, сложная гармоническая связь противоположного (например, единомыслие, единство действий, любовь, единство семьи, единство народа, нации).

[28] Могут сказать, а как же гомосексуальные отношения? Ответ прост. Во-первых, гомосексуальные отношения не так уж часты; они -- исключение из правила, которое лишь подтверждает правило. Во-вторых, и в гомосексуальных отношениях образуются так или иначе своеобразные противоположности, именуемые "активом" и "пассивом".

[29] Подробнее о свободе см. ниже, п. 4.3 "Свобода", стр. 368.

[30] См. "Словарь русского языка" С.И. Ожегова (М., 1991).

[31] Перминов В.Я. Проблема причинности в философии и естествознании. М., 1979. С. 161-162.

[32] При органическом соединении (взаимоопосредствовании) внутренней и внешней действительности возникает новая "комбинация" причинности и законосообразности: целесообразность. См. об этом подробнее ниже, п. 16.2 "Целесообразность, целеполагание, целенаправленность".

[33] См.: Уемов А.И. Вещи, свойства, отношения. М., 1963. С. 8.

[34] Гегель. Энциклопедия филос. наук. Т. 1, М., 1974. С. 290 (§ 125).

[35] Мне представляется, феномен человеческой духовности стал формироваться сравнительно недавно, лишь с возникновением письменности. Это где-то 6-9 тысяч лет назад.

[36] См.: В.П.Чертков. О любви. М., 1964. С. 146.

[37] “Смысл” очень близок по своему значению понятию мысли; “смысл” и “мысль” буквально сливаются в словах “осмысление”, “осмыслить”.

[38] Оба значения выражения “смысл жизни” вытекают из значения слова “смысл”. В Словаре русского языка С.И. Ожегова (1991 г.) это слово толкуется так: “Смысл, 1. Содержание, значение чего-н., постигаемое разумом”

[39] О любви как одной из форм "делания" бессмертия см. выше, п. 13.4, стр. 315.

[40] От лат. liberalis -- свободный.

[41] Здесь стратификация (лат. stratum слой + facere делать) -- разделение общества на страты, слои.

[42] Т. Гоббс. Соч. в 2-х томах. Т. 2. М., 1991. С. 99.

[43] Из фильма Жака Ив Кусто 1984 г. о золотых приисках в бассейне Амазонки.

[44] П. Гольбах. Избр. произведения в 2-х т.т. Т. 1, 1963. С. 237.

[45] П. Гольбах. Система природы. М., 1940. С. 105.

[46] Г. Дж. Мюллер. О свободе. -- Журн. "Америка", № 89. С. 24

[47] См.: Философский словарь (Г. Шмидт. Штутгарт, 1957). Пер. с нем., М., 1961. С. 523.

[48] “Свобода -- возможность поступать так, как хочется”. -- Это скорее определение не свободы, а своеволия. Тацит по этому поводу хлестко сказал: “Лишь глупцы называют своеволие свободой”. Ср. Хейз: “Возможность делать все, что нам угодно -- не вольность и не свобода, скорее это оскорбительное злоупотребление истинной свободой” (См.: Афоризмы. (По иностр. источникам. М., 1966. С. 61).

[49] Гегель. Соч. Т. 1. С. 44. См. также ниже, п. “О так называемом парадоксе свободы”.

[50] См.: Материалисты Древней Греции. М., 1955. С. 70.

[51] К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 1, М., 1992. С. 328. Примечание К. Поппера: “См. “Государство”, 562 b-565 с. См. также “Государство”, 565 c-d: ...)”

[52] К. Поппер. Открытое общество и его враги. Т. 2, М., 1992. С. 56. См. также: С. 145.

[53] Гегель. Энцикл. филос. наук. Т. 3, М., 1977. С. 353-354 [§ 539].

[54] Именно такое понимание свободы присутствует в известной французской легенде. В ней рассказывается о суде над человеком, который, размахивая руками, нечаянно разбил нос другому человеку. Обвиняемый оправдывался тем, что его никто не может лишить свободы размахивать своими собственными руками. Судебное решение по этому поводу гласило: обвиняемый виновен, так как свобода размахивать руками одного человека кончается там, где начинается нос другого человека.

[55] Выражение “случайность хотения” встречается у Гегеля (см. его “Энциклопедию философских наук”, т. 1, § 145). Так он определял содержание понятия “произвол”.

[56] Аристотель. Соч. Т. 1, М., 1976. С. 69 (Метаф. 982b 25).

[57] Гегель. Энцик. филос. наук. Т. 1, М., 1974. С. 153 (§ 138).

[58] См.: Е.З.Воробьев. Земля, до востребования.

[59] Лейбниц. Соч. в 4-х т.т. Т. 2, М., 1983. С. 175.

[60] Степени свободы объекта -- независимые характеристики, необходимые для однозначного определения положения объекта. В ньютоновской механике для описания состояния материальной точки имеем три степени свободы: пространственные координаты Х, Y, Z.

[61] А. И. Герцен. Соч. в 30-и т.т. Т. XIX. С. 184.

[62] Коррупция -- взяточничество, мздоимство и т.п.

[63] Сравн.: М. Вебер: "Власть означает всякую возможность внутри данных социальных отношений навязать свою волю вопреки сопротивлению, безотносительно к тому, на чем такая возможность покоится" (См. "Иностранная литература", 1966, № 11, с. 212.

[64] Л.Н. Толстой писал: "Те, которые думают, что нельзя руководить людьми иначе, как насилием, пренебрегая их разумом, делают с людьми то же, что делают с лошадьми, ослепляя их, чтобы они смирнее ходили по кругу." -- Л.Н. Толстой. Закон насилия и закон любви. III.

[65] Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 290.

[66] См.: В.С. Соловьев. Русская идея. -- В: Соловьев В.С. Соч. в 2 т. Т. 2. С. 246.

[67] Сенека. Нравственные письма к Луцилию, ХСV.

[68] См.: Утопический социализм. Хрестоматия. М., 1982. С. 330.

[69] Ригоризм (лат. rigor -- строгий) -- моральный принцип, характеризующий способ выполнения требований нравственности, заключающийся в строгом и неуклонном соблюдении определенных нравственных норм безотносительно к конкретным обстоятельствам, в безусловном повиновении долгу, даже вопреки целесообразности, интересам людей и общества. (Словарь по этике. М., 1983. С. 297).

[70] Ф.Р. Ламенэ точно сказал: "Обязанность без права есть рабство; право без обязанности -- анархия".

[71] К.Ламонт. Иллюзия бессмертия. М., 1984. С. 267.

[72] Там же. С. 278.

[73] Бетховен как-то воскликнул: “О, как прекрасно прожить жизнь тысячу раз!” Я вполне его понимаю. Для творческого человека стеснительны рамки смертной жизни.

[74] Парандовский Ян. Алхимия слова, М., 1972. С. 55-56.

[75] Там же. С. 56.

[76]Под человеком здесь имеется в виду и отдельный человек, и разные общности людей, и человечество в целом.

[77] Не следует путать этот термин с термином "контркультура". Контркультура -- это протестная культура; в ней могут быть как положительные моменты для культуры, так и отрицательные.

[78] Маргинальный -- находящийся на краю, на периферии, на обочине, в стороне; маргинал -- человек с маргинальным сознанием и поведением. К маргиналам относятся преступники, политические и религиозные экстремисты, люди с девиантным (отклоняющимся) поведением.

[79] Примерно так назвал первую главу своей книги “Здравый смысл войны и мира” Г. Уэллс: “Взрослым людям не требуются вожди”.

[80] Логическая диверсия -- разновидность подмены тезиса. Чувствуя невозможность доказать или оправдать выдвинутое положение, выступающий пытается переключить внимание слушателя на обсуждение другого, возможно и важного для слушателей утверждения, но не имеющего прямой связи с первоначальным тезисом.

[81] Презумпция невиновности -- положение, согласно которому человек считается невиновным до тех пор, пока его вина не доказана в законном порядке, т.е. в суде.

[82] Шердаков В.Н. Иллюзия добра. М., 1982. С. 210-211.

[83] О становлении-прогрессе см. выше, п. 11.11 “Эволюция и революция”, стр. 279.

[84] “Великая Октябрьская революция” --идеологический миф.

[85] См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 7. С. 86.

[86] Внутреннее и внешнее здесь понимаются обобщенно -- как внутреннее противоречие, необходимость, закон, порядок и т.п., с одной стороны, и как внешнее противоречие, случайность, явление, хаос и т.п., с другой.

[87] См., например: Философский энциклопедический словарь. М., 198З. С. 151.

[88] Близким по смыслу к этому понятию является понятие "целеустремленность".

[89] Еще Аристотель указал на этот критерий познавательной деятельности: “...истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное -- связанным, а ложное -- тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами” (Метафизика 1051b 3-6). -- Аристотель. Соч. в 4-х т.т. Т. 1, М., 1976. С. 250.

[90] Демин М.В. Природа деятельности. М., 1984. С. 94.

2 Там же. С. 96.

[91]Например, жизнь и судьба (в том числе психика, душа, дух) пианиста неизмеримо больше зависят от состояния, особенностей формы его рук, чем жизнь, психика высшего животного от состояния и формы его конечностей.

[92] Дистинкция -- различие, разделение.

[93] Дж. Бруно. Диалоги. М., 1949. С. 448.

[94] Основными правилами логического мышления являются так называемые законы логики: тождества, запрета противоречия, исключенного третьего, достаточного основания.

[95] Разновидностью такого мышления является мистическое мышление (умонастроение).

[96] См.: “Интуиция -- “способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства” -- Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С.216.

[97] Здесь и далее слово “противоречие” употребляется не в формальнологическом смысле, а в значении “диалектическое противоречие”.

[98] М. Бунге. Интуиция и наука. М., 1967. С. 109.

[99] Указанному критерию близок по смыслу принцип соответствия, выдвинутый Н. Бором в 1913 году. Согласно этому принципу новая теория не может быть истинной, если она не согласуется со старой теорией, где та была справедлива, где содержание старой теории было подтверждено опытом.

[100] В. П. Алексеев. Становление человечества. М., 1984. С. 242-244.

[101] А. А. Потебня. Из записок по русской грамматике. Т. 3. М., 1968. С. 641-642.

[102] См.: В. Ф. Берков. Вопрос как форма мысли. Минск, 1972. С. 12.

[103] См.: Сомов В. По-латыни между прочим. Словарь латинских выражений. М., 1992. С. 109.

[104] В. Шаповалов. Здравый смысл, философия и наука. -- В: “Здравый смысл”, 1997, № 3. С. 36.

[105] Д. Юм. Естественная история религии. Гл. XI. -- В: Д.Юм. Соч. в 2-х т.т. Т. 2, М., 1996. С. 353.

[106] См., например: Краткая философская энциклопедия. М., 1994. С. 164.

[107] Платон. Кратил. 385b // Собр. соч. в 4 т.: Т. 1. М., 1990.

[108] А. Гулыга. Шеллинг. М., 1984. С. 72.

[109] В естественном языке слово "практика" употребляется главным образом в значении "деятельность людей, в ходе которой они, воздействуя на материальный мир и общество, преобразуют их; деятельность по применению чего-н. в жизни, опыт. (См.: С.И. Ожегов. Словарь русского языка).

[110] См.: В. Я. Френкель, Б. Е. Явелов. Эйнштейн -- изобретатель. М., 1982. С. 134.

[111] См., например: С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М., 1991; Словарь иностранных слов. М., 1982.

[112] Выбор задачи -- исключительно по желанию студента.

* Эта и другие задачи со звездочкой взяты из: Рабочая тетрадь студента. М.: МИРЭА, 2002. Составитель Л.Ф. Матронина.

[113] Задача взята из: А.Н.Книгин. Учение о категориях: Учебное пособие. Томск, 2002. С. 260.

[114] См. предыдущую сноску.

[115] Защита от дурака -- расхожее выражение, означающее возможность (или невозможность) защититься или защитить кого (что)-либо от необдуманных. глупых, ошибочных действий другого человека (других людей).

[116] Ф. Ницше. Воля к власти. № 362.

[117] "Тит (сын императора Веспасиана - Л. Б.) упрекал отца, что и нужники он обложил налогом; тот взял монету из первой прибыли, поднес ее к носу и спросил, воняет ли она. "Нет" -- ответил Тит. "А ведь это деньги с мочи", -- сказал Веспасиан." (Светоний. Жизнь двенадцати цезарей).

[L. Balash1] Очень необъятная философия Древнего мира. То что предшествовало философии - это предфилософия. Люди философствовали уже тогда, когда начали говорить. Сегодняшние фразы используют как крылатые выражения. Мифологическое мышление (время - человек по имени Хронос) было во главе всего. Многие олицетворяли настоящее с мифами. Мифология Древней Греции наиболее развита, более осмыслена и была почти готовой философией. Одиссея - собрание мифов с философским подтекстом. Отдельные мудрецы (7 - 6 в. до н. э.) - Фалес - первый философ в истории.

Греция. Фалес. Милетская школа. Был разносторонним ученым. Легенды (маслобойни, оливки). Известно, что он предсказал затмение. "Все - есть вода!" - утверждал Фалес. Современная наука установила, что во вселенной до 90% вещества водород. Где-то Фалес прав. Основной мыслью он выдвинул идею без мифологии. Начало всего существующего - аперон (по гречески "архе"). Из воздуха все происходит - сгущаясь воздух превращается в землю, воду.

[Лев2] Такая философия несколько напоминает буддизм, в котором главная идея -- нирвана (угасание, успокоение, исчезновение).

[Лев3] Эта формула говорит о том, что свобода сама себя внутри себя ограничивает, что она имеет пределы. Сама по себе свобода, как сущностное качество человека, его жизни, имеет ограничения. Свобода - это возможность выбора. Не все, что хочет или может человек, находится внутри свободы, как возможности выбора. Свобода отрицает такую возможность, как, например, лишение себя жизни, т. к. в данном случае человек лишает себя свободы, отсюда и возникает противоречие. Свободу нельзя понимать как своеволие.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


© 2010 Рефераты