Рефераты

Сущность философии

p align="left">Способность -- психо-физиологическое средство деятельности. Ноги -- часть тела человека, служащая в основном средством передвижения. Способность к движению (ходьбе, бегу) -- конкретно способность двигать ногами соответствующим образом.

Творческая способность -- способность открывать или созидать что-то новое, нужное людям.

Дар -- случайная составляющая способности, таланта, гения, то что дается человеку в силу стечения обстоятельств. Дар -- подарок судьбы, “от бога”. Дар -- то, что человек якобы не заслужил своим трудом-деятельностью, а получил готовым от своих родителей, учителей, в силу случайного стечения обстоятельств.

Даром называют также необычную способность к чему-либо, якобы случайную по своему происхождению, не полученную человеком в результате труда, учения, опыта, а данную ему “от бога”. В таком случае говорят об одаренности, даровитости или бездарности.

Призвание -- расположение к творчеству.

Талант -- просто творческая способность.

Гений -- высшая творческая способность

Таланты, во-первых, развивают то, что создается гениями и, во-вторых, подготавливают почву для появления новых гениев. Иными словами, талант -- творец нового, но это новое -- детализация и конкретизация того, что уже создано гением или намек, провозвестник того, что будет создано гением.

Таланты -- творческие эволюционеры, субъекты творческой эволюции. Они бывают разной степени: большей или меньшей (просто талант -- большой талант). И разных видов (по качеству).

Гении -- творческий революционер; он создает не просто новое, а небывалое, чего не было ни в каком виде.

Как соотносятся гений и злодейство, могут ли гении быть злыми? А.С. Пушкин был безусловно прав, когда утверждал, что гений и злодейство -- "две вещи несовместные". В самом деле, что такое гений? Это творческая, а, значит, созидательная, конструктивная способность. Злодейство же, любое злодейство -- это, безусловно, разрушительное, деструктивное деяние. Гений не разрушает, а созидает. Зло не созидает, а разрушает. Не случайно то, что литературные образы-символы зла -- гётевский Мефистофель и лермонтовский Демон -- несли с собой смерть и разрушение. В частности, Мефистофель погубил Маргариту, а Демон -- Тамару.

Рассмотрим теперь отдельные виды творчества:

-- познание;

-- практическое творчество (управление, обучение, изобретение);

-- игра (художественное творчество и спортивная деятельность).

18.3 Познание

Познание -- движение, переход от незнания к знанию, от меньшего знания к большему знанию.

Противоположности, в которых движется познание:

истина - ложь

знание - заблуждение

известное - неизвестное

В познавательной деятельности центральным является понятие истины. Истина - соответствие наших мыслей объективной реальности. Знание - мысль, соответствующая объективной реальности, адекватно отображающая ее.

Кроме указанных элементов познания существуют еще теневые категории: незнание, заблуждение, ложь.

Ниже дана диаграмма “Соотношение знания, незнания, заблуждения и истины, не-истины, лжи”.

Соотношение истины и знания таково: истина -- цель познания; знание -- результат познания. Истина -- то, что ищут. Знание -- то, что получают.

Предположение, гипотеза -- то, что лежит на полпути между незнанием и знанием.

Истина -- это знание в возможности, знание как цель.

Знание -- это действительность истины, истина как результат.

Как только мы устанавливаем истину, она тут же становится знанием. Истина, перешедшая в знание, уже не истина. В знании она умирает, как в действительности умирает перешедшая в нее, реализовавшаяся возможность.

Знание и заблуждение

Знание -- мысль, соответствующая действительности, истинная мысль. Противоположностью знания является заблуждение.

Заблуждение -- представление, не соответствующее действительности, ложное представление. Это -- незнание, выдаваемое, принимаемое за знание; ложное представление, выдаваемое, принимаемое за истинное.

Предрассудок -- заблуждение, принимаемое без рассуждения, до всякого рассуждения, на веру.

Итак, в нашем сознании помимо знания содержится много такого, что можно оценить как незнание, выдаваемое за знание. Как природа не терпит пустоты, так и ум человеческий не терпит отсутствия знания. Он стремится к полноте знания. Поскольку знать всё невозможно, а хочется, то вольно или невольно человек начинает в ситуации, когда он не знает, выдумывать, воображать некое псевдознание. Так возникает заблуждение.

Никто не застрахован от заблуждений. Поэтому познание -- это не только движение от незнания к знанию или от менее полного к более полному знанию, но и процесс освобождения от заблуждений, движение от заблуждения к знанию.

Единственная сфера, в которой с заблуждениями борются осознанно -- это наука. Очень редко, когда ученые упорствуют в заблуждениях, поскольку сама наука чистит себя, активно очищается от заблуждений. Ученый в той мере ученый, в какой он самокритичен, свободен от заблуждений. Из всех видов человеческой деятельности наука наиболее объективна и беспристрастна. Некоторые, выдающие себя за ученых (астрологи, парапсихологи, уфологи и т.п.), на самом деле псевдоученые, поскольку они часто незнание выдают за знание, т.е. в большой степени подвержены заблуждению.

Заблуждение

Итак, в нашем сознании помимо знания содержится много такого, что можно оценить как незнание, выдаваемое-принимаемое за знание. "Незнание -- еще не порок. -- говорил Ж.-Ж. Руссо. -- Порочно лишь заблуждение. Заблуждаются же люди не потому, что не знают, а потому, что воображают себя знающими."

Почему же люди вновь и вновь попадают в сети самообмана? Как природа не терпит пустоты, так и ум человеческий не терпит отсутствия знания. Он стремится к полноте знания. Поскольку знать всё невозможно, а хочется, то вольно или невольно человек начинает в ситуации, когда он не знает, выдумывать, воображать-добывать некое псевдознание. Так возникает заблуждение.

Это одна причина возникновения заблуждений. Другая: человек действует, ищет и, соответственно, блуждает, т.е. тыкается туда-сюда и это блуждание-тыкание приводит порой к заблуждению. Перефразируя известное древнеримское изречение, можно сказать: "человеку свойственно заблуждаться". Заблуждение -- это ошибка познания, которую человек не сознает.

Истина и ложь

Иногда истину сопоставляют с заблуждением. Это неверно. Противоположностью истины является ложь, истинного -- ложное.

Истина -- соответствие наших мыслей объективной реальности. Ложь -- несоответствие наших мыслей объективной реальности. Еще Платон писал: "...тот, кто говорит о вещах в соответствии с тем, каковы они есть, говорит истину, тот же, кто говорит о них иначе -- лжет"[107].

Движение к истине состоит, по крайней мере, из двух этапов: поиска и установления истины.

Поиск истины начинается обычно с вопроса "что есть истина?" Этот вопрос возникает тогда, когда человек сопоставляет разные мнения-представления об одном и том же или начинает сомневаться в истинности того или иного мнения-представления.

Установление истины -- акт перехода от незнания к знанию, в частном случае, от заблуждения к знанию. В последнем случае говорят о прозрении.

Ложь во спасение

"Во имя нравственных максим Фихте готов был растоптать живую жизнь. Близкий романтикам Генрик Стеффенс рассказывает о своем столкновении с философом по поводу абсолютного запрета говорить неправду. Он привел Фихте такой пример: роженица опасно больна, а ее ребенок умирает в соседней комнате, любое потрясение будет стоить ей жизни. Ребенок умер; вы сидите у ее постели, и она спрашивает вас о состоянии младенца, правда убьет ее, что вам следует ответить? "Вопрос должен остаться без ответа", -- сказал Фихте. "Это равносильно тому, -- возразил Стеффенс, чтобы сказать: дитя нет в живых. Я предпочту сказать неправду и назову эту ложь правдой, моей правдой". На это Фихте закричал в возмущении: "Такой правды, которая принадлежала бы единичному человеку, не существует, не ты повелеваешь ей, а она тобой. Если женщина умрет, узнав истину, то она должна умереть". Стеффенс почувствовал, что им не понять друг друга."[108]

Правда

Правда -- это истина, которая выражает или затрагивает чьи-либо интересы, иными словами, это истина-ценность. Если правда соответствует интересам (является положительной истиной-ценностью), то за нее борются, ее отстаивают, защищают, распространяют. Если она противоречит интересам (является отрицательной истиной-ценностью), то против нее борются, ее пытаются скрыть, утаить или извратить, исказить.

Замечательные слова о правде сказал Н. К. Михайловский: "всякий раз, как приходит мне в голову слово "правда", я не могу не восхищаться его поразительной внутренней красотой. Такого слова нет, кажется, ни в одном европейском языке. Кажется, только по-русски правда-истина и правда-справедливость называются одним и тем же словом и как бы сливаются в одно великое целое. Правда, -- в этом огромном смысле слова, -- всегда составляла цель моих исканий. Безбоязненно смотреть в глаза действительности и ее отражению в правде-истине, правде объективной, и в то же время охранять и правду-справедливость, правду субъективную, -- такова задача всей моей жизни... Все меня занимало исключительно с точки зрения великой двуединой правды".

Своеобразный аспект в феномене правды отметил писатель В. М. Шукшин: "И в приступе дурной правды он сказал ему, что его жена живет с агрономом". Видите, оказывается, бывает "дурная правда" как бывает "ложь во спасение". Правда со знаком минус и ложь со знаком плюс...

Знание и ценность

Не всякое знание полезно и, более того, знание может быть вредным. Вот что говорил по этому поводу Сократ: "...обладание прочими знаниями без знания того, что является наилучшим, по-видимому, редко приносит пользу, большей же частью вредит тому, кто владеет такими знаниями. [...] Поэтому нужно, чтобы и государство и душа, желающие правильно жить, держались этого знания -- совершенно так же, как должен больной держаться врача или человек, желающий совершить безопасное плавание, -- кормчего." (См.: Платон. Алкивиад II).

О вредности иного знания говорит такая поговорка: "Меньше знаешь -- лучше спишь".

Знание само по себе ничего не значит. Это просто информация о чем-либо. Ей можно придать значение, а можно и не придать. Она может играть какую-то роль в принятии решений, а может не играть. Например, США знали о предстоящих террористических актах 11 сентября 2001 г., но не придали значения этой информации. 14 сент. 2001 г. поступило сообщение из Германии, что некий заключенный, иранец звонил в ФБР США в начале сентября и сообщил о готовящихся терактах. Но там не придали значения этому сообщению, посчитав иранца сумасшедшим. (Об атаке террористов на Международный торговый центр в Нью-Йорке и на Пентагон в Вашингтоне 11 сентября 2001 г.).

Сведение, информация

Сведение -- отображение/описание/объяснение/ знание, подготавливаемое для передачи другому, передаваемое другому или получаемое от других. Информация (от лат. informatio -- ознакомление, разъяснение) -- первоначально то же, что и сведение. В связи с развитием кибернетики, информатики, информационной техники в последние десятилетия понятие информации наполнилось новым смыслом. Теперь информация понимается как сведение, которое можно перевести на язык машины. Информация неотделима от процессов управления. Это значит, что она не является свойством всех материальных образований. Смысл информации имеет лишь то, что служит целям управления. Вне процессов управления нет информации. А управление мы видим лишь в живой природе и человеческом обществе.

Следует отметить, что в связи с бурным развитием информационной техники и технологии у некоторой части специалистов, ученых и философов возникло преувеличенное представление о значении информации в жизни людей. Стали создаваться наукообразные и околонаучные теории, в которых пытаются с помощью понятия информации объяснить всё и вся. Духовное, идеальное, оказывается, имеет информационную природу. Мышление -- всего лишь некоторый процесс переработки информации. А нынешнее общество оценивается без тени сомнения как информационное.

Я рассматриваю такое состояние умов как информационный идеализм-редукционизм. Он ничем не лучше вульгарного материализма Бюхнера, Фогта, Молешотта, гносеологического идеализма кантианцев, энергетизма В. Освальда.

Описание

Описание -- фиксация, констатация, протокольная запись данных опыта (наблюдения и/или эксперимента).

Истолкование, интерпретация, объяснение

Истолкование, интерпретация -- совокупность значений (смыслов), придаваемых каким-либо данным (явлениям, сведениям, текстам, картинам).

Объяснение -- истолкование, призванное установить истину. Объяснить -- значит пролить свет на то, что является непонятным, загадочным, запутанным. Не всегда объяснение достигает цели, т.е. бывают ложные объяснения или объяснения, вводящие в заблуждение.

Понимание

Понимание -- род знания, знание того, что скрыто от непосредственного взгляда, восприятия, что требует для своего обнаружения “шевеления мозгами”. Для понимания всегда нужен труд мысли.

Иногда понимание противопоставляется знанию. В романе Вениамина Каверина "Два капитана" один мальчик говорит другому (Сане Григорьеву): " -- Знаешь, что это такое, невеста? -- Знаю (Саня) -- Знаешь, да не понимаешь". В самом деле, знание бывает формальным, поверхностным, знанием явления (а не сущности). Понимание -- это всегда проникновение в суть явления.

Первичное и вторичное знание

1. Первичное знание -- знание, получаемое впервые, в процессе познания.

Оно существует в двух видах:

1) вненаучное знание;

2) научное знание.

2. Вторичное знание, получаемое одним человеком от другого, других в учебном-образовательном процессе.

Вторичное знание существует в трех видах:

1) вторичное знание как эхо первичного знания;

2) вторичное знание как эхо прикладного (технического, медицинского, педагогического, юридического и т.п.) знания;

3) вторичное знание как знание продуктов умственной, духовной деятельности (философское знание, богословское знание, знание художественной литературы и т.п.).

Именно недостаток вторичного знания порождает феномен, именуемый невежеством. Невежественный -- это человек, который не знает то, что знают другие-многие.

Этапы познания

1) Постановка цели-задачи. Человек, во-первых, обнаруживает, что он что-то не знает и это незнание беспокоит его или мешает ему в его деятельности. Во-вторых, эту познавательную проблему он не просто осознает, а формулирует в виде задачи: ставит перед собой задачу устранить эту проблему, т.е. узнать то, что он не знает.

На этой стадии ставится задача найти истину.

Конкретно поиск истины человек начинает с того момента, когда он убеждается, что прежнее объяснение сомнительно, ложно или противоречиво, т.е. существуют разные, исключающие друг друга предположения-версии, объясняющие одно и то же. Иными словами, человек начинает искать истину в ситуации, когда он знает или подозревает ложь, ложное мнение.

Истину человек находит тогда, когда в массе сведений и мнений он отыскивает единственно верное.

2) Решение познавательной задачи. На этой стадии формулируется идея, на ее базе строится гипотеза, а из гипотезы выводятся следствия, которые должны быть подтверждены фактами в результате наблюдений и экспериментов.

18.4 Индивидуальное и коллективное познание

Индивидуальное познание отчасти входит в индивидуальный вненаучный опыт человека, а отчасти -- в коллективное (научное) познание, если субъект индивидуального познания принадлежит к сообществу ученых, деятелей науки. Во втором случае индивидуальное познание подчиняется стандартам научной деятельности.

Индивидуальное познание первого рода (вненаучное познание) может существовать как вместе с индивидуальной научной деятельностью, так и самостоятельно, если человек не занимается научной деятельностью. Это индивидуальное познание как правило неотделимо от остального индивидуального опыта жизни-деятельности человека, вплетено в ткань этого опыта. Индивидуальный опыт человека -- нечто, включающее в себя и элементы познания, и элементы игровой (художественной, спортивной) деятельности, и элементы управления-преобразования. Если в науке человек выдвигает и проверяет гипотезы-теории, то во вненаучном индивидуальном познании он выдвигает и проверяет предположения.

Наука -- форма коллективного познания, ставшая специальной областью человеческой деятельности. Она возникла в результате разделения человеческой деятельности на познавательную, художественную, управляюще-преобразовательную и другие. Одни люди стали заниматься по преимуществу познанием, другие -- по преимуществу управлением-преобразованием и т.д.

Человек, занимающийся научной деятельностью, является не просто познающим субъектом, а ученым, деятелем науки, субъектом научно-познавательной деятельности. Он вольно или невольно сообразует свои познавательные устремления-средства с познавательными устремлениями-средствами других ученых.

18.5 Формы индивидуального познания

Индивидуальное познание осуществляется в форме ощущений, восприятий и представлений. Они -- психические формы отражения реальности или, как еще говорят, чувственные формы познания.

Ощущение -- отражение отдельных свойств, признаков предметов.

Восприятие -- целостное отражение предметов и их отношений.

Представление -- обобщенное отражение предметов, их признаков и отношений, основанное на сопоставлении во времени разных восприятий и ощущений.

Различие между ними, как в математике -- между точкой, линией и плоскостью или между первым измерением (линией), вторым измерением (плоскостью), третьим измерением (объемом-телом).

Нужно помнить, что указанные формы чувственности могут искаженно отражать реальность. Именно в таких случаях говорят о видимости, кажимости, о миражах, фантомах, галлюцинациях, видениях.

Насколько сложно осмысление ощущений и восприятий как форм познания, можно видеть на таком примере: оазис в пустыне -- мираж или реальность? Когда человек видит оазис, то он задается вопросом, что это: мираж, видимость, кажимость или реальность? Если он заранее знает, что в этом месте не может быть оазиса, то оценивает свое восприятие оазиса как мираж, иллюзию зрения. Если он заранее знает, что в этом месте должен находиться оазис, то оценивает свое восприятие оазиса как истинное свидетельство существования оазиса в данном месте. Если он заранее не знает, должен быть в этом месте оазис или нет, то он оценивает свое восприятие оазиса в зависимости от того, знает ли он что-нибудь о миражах в пустыне или нет. Если он не знает о возможности миражей, то примет видение оазиса за истину. Если он заранее знает о возможности миражей, то скорее всего задастся вопросом: оазис в этом месте -- мираж или реальность? То есть займет позицию сомневающегося, признающего равновероятность истины и лжи.

Одним словом, ощущения, восприятия, представления являются в той мере формами познания, в какой они содержат элементы знания, т.е. адекватно отражают реальность. Иными словами, ни ощущение, ни восприятие, ни представление не дают автоматически знания. Последнее -- форма мысли, осмысление ощущений, восприятий, представлений как соответствующих реальности, адекватно отображающих ее.

18.6 Наука (коллективное познание)

В науке в наибольшей степени выражено стремление человека к познанию. Современная наука -- конгломерат различных дисциплин. Их можно условно разделить на естественные, гуманитарные, математические, прикладные (технические, медицинские, сельскохозяйственные, педагогические) науки.

Как и всякая форма коллективной деятельности наука структурирована и ее структурированность выражается прежде всего в том, что она представляет собой единство теории и эмпирии.

Теория -- система знаний, форма науки

Эмпирия -- накопление знаний, содержание науки, наблюдение и/или эксперимент.

В соответствии с этим делением науки следует различать теоретические и эмпирические знания.

Теоретическое знание -- знание закона (закон науки, принцип)

Эмпирическое знание -- знание явления (факт).

Теоретическое знание объясняет, что происходит.

Эмпирическое знание описывает, что происходит.

Теория -- объяснение и предсказание, эмпирия -- описание. В целом они нацеливают человека на понимание того, что происходит.

Теория и эмпирия взаимозависимы. На зависимость эмпирии от теории указывали А. Эйнштейн ("Лишь теория решает, что мы ухитряемся наблюдать!") и И. П. Павлов ("Если не имеешь в голове идей, то не увидишь фактов"). О зависимости теории от эмпирии свидетельствуют два крылатых выражения: "факты -- упрямая вещь" и "факты -- воздух науки".

Взаимодействие между теорией и эмпирией осуществляется благодаря гипотезе (положительная связь) и критике (отрицательная связь).

Гипотеза осуществляет положительную связь теории и эмпирии (когда теория и эмпирия предполагают друг друга).

Теоретическая гипотеза -- когда теория предполагает эмпирию.

Эмпирическая гипотеза -- когда эмпирия предполагает теорию.

Критика осуществляет отрицательную связь (когда теория и эмпирия отрицают друг друга).

Теоретическая критика -- когда теория отрицает или поправляет эмпирию. Пример: Д.И. Менделеев на основе своей периодической системы химических элементов указал на ряд неточностей в эмпирической оценке некоторых элементов.

Эмпирическая критика -- когда эмпирия отрицает или поправляет теорию. Пример: наблюдения над движением Меркурия вокруг Солнца показали, что существуют расхождения между реальным движением Меркурия и теоретическими расчетами орбиты этой планеты, основанными на законах ньютоновской механики. Эта эмпирическая критика выявила недостаточность старой физической теории в объяснении некоторых астрофизических явлений.

Гипотеза и критика не исключают в абсолютном смысле друг друга. Гипотеза, как правило, ставит что-то под сомнение, а критика опирается на гипотезу.

Существует ошибочное мнение, что в познании мы движемся от явлений к открытию законов и закономерностей. На самом деле, движение от явлений к законам и от законов к явлениям обоюдно. В этой связи можно говорить о двух типах научных открытий:

-- открытия явлений (например, инфракрасного и ультрафиолетового излучений, неизвестных ранее небесных тел);

-- открытия законов и закономерностей.

Гипотеза

Необходимой формой перехода от незнания к знанию в любой области науки является гипотеза.

Гипотеза -- форма развития знаний, представляющая собой обоснованное предположение либо о закономерном порядке, других существенных связях между явлениями, либо о существовании какого-либо явления, свойства, эффекта и т.п.

При выдвижении и построении гипотез пользуются аналогией, индукцией и дедукцией.

Построение гипотезы сопровождается выдвижением предположения, которое является логической сердцевиной гипотезы и формулируется в виде отдельного суждения или системы взаимосвязанных суждений о закономерных связях явлений или отдельных явлениях. Выраженное в предположении суждение всегда имеет ослабленную эпистемическую модальность, является проблематичным суждением, в котором содержится лишь вероятный ответ.

Возникающее при построении гипотезы предположение рождается в результате попытки решить познавательную задачу на основе анализа всех ее условий.

Важную роль в возникновении гипотезы играет интуиция. Однако научная гипотеза -- это не просто догадка, фантазия или допущение, а опирающееся на конкретные материалы, и тем самым обоснованное предположение.

Таким образом, любая гипотеза имеет исходные данные, или основания, и конечный результат -- предположение. Она включает также обработку исходных данных и логический переход к предположению. Завершающий этап познания -- проверка гипотезы, превращающая предположение в достоверное знание или опровергающая его.

Виды гипотез. Гипотезы бывают описательными и объяснительными, эмпирическими и теоретическими, общими, частными и единичными.

Эмпирическая гипотеза -- предположение, основанное на осмыслении (в частном случае: обобщении) фактов; она ведет от эмпирии к теории. Примером такой гипотезы является планетарная модель атома, выдвинутая Резерфордом в 1911 году на основе наблюдений над рассеянием альфа-частиц в веществе (лишь одна из 8000 альфа-частиц возвращалась назад, что свидетельствовало о наличии очень небольшого ядра внутри атома).

Теоретическая гипотеза -- предположение, основанное на сопоставлении фактов и некоторых общих представлений (образно говоря, открытие, сделанное на кончике пера). Она ведет от теории к эмпирии. Примером теоретической гипотезы является гипотеза Леверье о существовании планеты Нептун (на основе вычислений, базировавшихся на законах ньютоновской механики и данных об орбите планеты Уран).

В зависимости об объекта исследования различают гипотезы общие, частные и единичные. Общей гипотезой называют обоснованное предположение о закономерных связях в природе и обществе и об эмпирических регулярностях. Частная гипотеза -- обоснованное предположение о существовании, происхождении и особенностях некоторого класса конкретных объектов, о тех или иных повторяющихся событиях и явлениях. Единичная гипотеза -- обоснованное предположение об уникальных явлениях и событиях.

Версия. При объяснении сложных явлений (исторических, социальных, политических, экономических, юридических) часто выдвигают ряд гипотез, по-разному объясняющих эти сложные явления. Такие гипотезы называют версиями (от лат. versare -- видоизменять).

Условия выдвижения и состоятельности гипотезы

Первое условие: соответствие фактам. Гипотеза не должна противоречить известным и проверенным фактам. Если среди известных фактов имеется хотя бы один, с которым гипотеза не согласуется, она должна быть отброшена или переформулирована так, чтобы охватить всю совокупность фактов, для объяснения которых она предложена.

Второе условие: соответствие известным законам науки, существующим научным теориям. Всякая новая гипотеза, объясняющая явления и законы данной предметной области, не должна вступать в противоречие с другими теориями, истинность которых для этой же предметной области уже доказана.

Третье условие: соответствие общим методологическим принципам научного познания. Это условие играет роль критерия для отбора научных гипотез и отсева ненаучных.

Прежде всего выдвигаемая гипотеза должна быть доступна опытно-экспериментальной или вообще практической проверке. Это условие проверяемости гипотезы тесно связано с другим условием, а именно с необходимостью дедуктивного развертывания гипотезы, т.е. из гипотезы должны быть выведены следствия, которые могут быть сопоставлены с теми или иными фактами. Наконец, среди условий состоятельности гипотезы следует отметить и критерий простоты или требование, чтобы гипотеза была максимально простой и способной из одного принципа или допущения объяснить все факты, для объяснения которых она выдвигается.

Построение и проверка гипотезы

Построение и проверка гипотезы складывается из следующих этапов.

Первый этап -- постановка задачи.

Второй этап -- поиски способов решения задачи.

Третий этап -- выдвижение предположения, знаменующего собой предварительное решение или переход от поисков к решению.

Четвертый этап -- выведение вытекающих из гипотезы следствий.

Пятый этап -- сопоставление следствий с фактами.

18.7 Рост научного знания. Научный прогресс, научные революции

Согласно Т. Куну для "нормальной науки" характерно решение текущих задач, опирающихся на соответствующую научную парадигму. Парадигма -- совокупность принципов, норм, законов, теорий, методов, определяющих развитие науки в конкретный период ее истории. Нормальные (эволюционные) периоды в становлении науки сменяются революциями. Они связаны с открытиями явлений, которые не вписываются в рамки старой парадигмы. Возникновение и утверждение новой парадигмы знаменует революцию в науке.

Сейчас философы говорят о разных типах рациональности. В этих разговорах продолжается поиск ответа на вопрос, что такое разум, какую роль он играет в жизни человека. В них также можно видеть желание многих философов и ученых уйти от жесткой альтернативы "рационализм-иррационализм" или "рационализм-эмпиризм". Рациональность звучит как-то помягче рационализма. От безудержного восхваления разума в откровенном рационализме и почти патологической ненависти к нему в столь же откровенном иррационализме перешли к своеобразному плюралистическому представлению рациональности, к обсуждению вопроса о разных типах рациональности.

18.8 Практика

Практическая деятельность -- перевод идеального в реальное, управление-преобразование: себя, общества и окружающей природы[109]. Цель и результат практической деятельности -- благо, добро в широком смысле. Иными словами, ради блага человек осуществляет разные формы управляюще-преобразовательной деятельности. Оно является центральной категорией практики.

Благо (ценность)

В самом общем виде благо (ценность) -- то, что удовлетворяет наши потребности-желания или служит их удовлетворению.

Понятие блага отличается от понятия ценности тем, что оно обозначает безусловно положительную ценность, является антитезой зла. Понятие же ценности может употребляться и с эпитетом "отрицательная", т.е. в значении понятия зла. Ценностный подход основан на оценке того, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Он противоположен познавательному или истинностному подходу, в частности, различению истины и лжи или знания и заблуждения.

Понятие ценности в общепринятом смысле означает признание "способности" тех или иных предметов удовлетворять определенной потребности или желанию. Ценность -- то, что служит средством удовлетворения человеческих потребностей-желаний. Это ценность в собственном смысле или благо, добро. Отрицательно оценивается все, что препятствует удовлетворению потребностей-желаний. Это -- отрицательная ценность или зло.

Существует определенная иерархия ценностей, различающихся между собой по степени значимости для человека.

Это, во-первых, ценности, которые являются нужными, необходимыми средствами удовлетворения потребностей. Например, воздух, продукты питания, одежда, предметы первой необходимости.

Во-вторых, это ценности, которые не являются строго необходимыми, но приносят пользу. Это такие средства, которые помогают лучшим удовлетворить наши потребности или отвечают нашим желаниям. Полезными могут быть такие блага, без которых человек может обойтись, т.е. которые не являются необходимыми. С другой стороны, если существует выбор между различными необходимыми благами, то предпочтение отдается тому благу, которое является более полезным по сравнению с другими необходимыми благами. Как правило, полезность характеризует различную степень соответствия того или иного предмета нашим потребностям-желаниям. Иными словами, полезность является мерой соответствия предмета нашим потребностям-желаниям.

В третьих, кроме необходимой и полезной существует еще ценность приятного. Приятным является все, что вызывает положительные эмоции, что доставляет нам удовольствие, наслаждение, радость. Приятное окрашивает жизнь в радужные краски, заряжает бодростью, всей гаммой положительных эмоций или освобождает-защищает от отрицательных эмоций, отвлекает от тягостных переживаний. Не являясь в каждом отдельном случае полезным или необходимым, приятное в целом является жизненно важным для человека.

Необходимое (нужное), полезное и приятное можно в известном смысле сопоставить категориям необходимости, вероятности (свободы) и случайности.

Полезное занимает особое место в этой триаде. Оно может быть синонимом ценного (блага). Так, полезность продуктов труда рассматривают обычно в самом общем смысле, как их ценность. Полезными объявляются не только продукты, которые являются в собственном смысле полезными, но и продукты, имеющие характер необходимой ценности, и продукты, которые доставляют нам приятное. Полезность оказывается общей мерой соответствия тех или иных средств нашим потребностям-желаниям. Конечно, правильнее было бы говорить не о полезности, а о ценности продуктов труда, но так уж исторически сложилось, что материальные средства характеризуют через понятие полезности. Понятие же ценности чаще всего применяют к духовным и моральным объектам оценки.

Кроме того, понятие полезности нередко связывают с понятием утилитарности, а это последнее противопоставляют духовным, гуманитарным, эстетическим ценностям. Сохраняется также различие полезного и приятного.

Одним словом, указанные трактовки полезности (в узком смысле) делают ее не совсем удобной для характеристики общей меры соответствия продуктов труда нашим потребностям-желаниям. Об этом всегда нужно помнить.

Ценность (полезность) -- оценочная категория, благодаря которой мы оцениваем предметы с точки зрения их соответствия нашим потребностям-желаниям. Она не является внутренним качеством предмета, хотя, с другой стороны, как оценочное определение предмета, не находится вне предмета, "не висит в воздухе". Здесь следует одинаково избегать крайностей субъективистского и объективистского истолкования этой категории. С одной стороны, нельзя отрывать ценность (полезность) от предмета, от его естественных свойств, качественной определенности и провозглашать ее самодовлеющей категорией, которая якобы зависит только от желаний и прихотей человека. С другой, нельзя отождествлять ценность (полезность) с предметом и его качеством (свойствами). Иначе возникает иллюзия, будто предмет изначально определен как благо, как ценность, как средство удовлетворения наших потребностей. (Так иногда думают люди; они, как говорил один известный классик, "приписывают предмету характер полезности, как будто присущий самому предмету, хотя овце едва ли представлялось бы одним из ее "полезных" свойств то, что она годится в пищу человека".)

По утверждению Шекспира, ничто не является хорошим или плохим, -- все зависит от того, как мы смотрим на вещи.

Важно подчеркнуть отличие ценности, полезности вообще от потребительной ценности предмета. Если потребительная ценность определяется тем, насколько предмет удовлетворяет ту или иную потребность (желание), то ценность (полезность) определяется тем, насколько предмет соответствует всей совокупности наших потребностей и желаний.

Удовлетворить ту или иную потребность -- еще не значит быть полезным. Все зависит от того, какая это потребность и какой предмет удовлетворяет потребность. Известно, что наряду с естественными и разумными потребностями-желаниями существуют противоестественные, извращенные, ложные. Удовлетворение последних отнюдь не приносит пользу человеку, а, напротив, разрушает его тело и дух. Такими потребностями-желаниями являются, например, потребность в постоянном опьянении, в наркотиках, пресыщенные и извращенные вкусы, наклонности.

Ценность, полезность определяет отношение предмета не к одной какой-то потребности или желанию, а к человеку как личности, к совокупности его потребностей-желаний. Было бы ошибочно думать, что потребности и желания не связаны друг с другом. Все они являются лишь частичными выражениями человека как субъекта потребления. Взаимодействуя друг с другом, потребности могут как гармонировать между собой, так конфликтовать. Вообще, там, где есть многообразие (а потребности-желания многообразны), есть и возможны конфликты-противоречия. Удовлетворение одной потребности может препятствовать удовлетворению другой. Это касается не только взаимоотношения разумных и неразумных потребностей, но и взаимоотношения различных разумных потребностей. Поэтому все потребности лучше рассматривать не как рядоположенные, а в системе, как единое целое, как одну большую потребность. Именно по отношению к этой большой потребности и определяется ценность предмета. Она тем выше, чем больше предмет соответствует отдельной частной потребности и чем выше место этой потребности в иерархии потребностей, составляющих одну большую потребность.

Ценность, полезность предмета, как было сказано выше, определяется не только тем, какую потребность он удовлетворяет, но и тем, каким он является сам, т.е. каково его качество и количество. В одних случаях предмет удовлетворяет в том качестве и количестве, в каком он существует в природе. Однако, чаще человек не удовлетворяется природными качеством и количеством предметов, изменяет их, приспосабливая к своим потребностям. Качество продуктов труда является как раз таким измененным качеством. Особенность его состоит в том, что в отличие от природного оно не только делает предмет пригодным для удовлетворения потребностей, но и понижает пригодность предмета (понижает уровень удовлетворения потребностей). Здесь налицо противоречие. Продукт труда одновременно повышает и понижает уровень удовлетворения наших потребностей. Возьмем хлеб. Этот продукт удовлетворяет нашу потребность в питании. Но хлеб не растет в том качестве, в каком мы его потребляем. Его производят. Это значит, что затрачиваются человеческие силы. Траты же увеличивают потребность в питании. Круг замыкается. Хлеб, поскольку он потребляется, удовлетворяет нашу потребность в питании. Но хлеб же, поскольку он производится, увеличивает нашу потребность в питании. Полезным оказывается не тот хлеб, который просто удовлетворяет потребность, а тот, который обеспечивает удовлетворение потребности в большей степени, чем ее неудовлетворение.

Таким образом, если в потреблении человек удовлетворяет свои потребности, как бы гасит их, то в производственной деятельности, в труде он, напротив, затрачивая силы, расходуя энергию, увеличивает свои потребности.

Виды практики

Практику можно условно разделить на три вида:

1. Управление-преобразование себя и окружающих: быт, забота о себе и окружающих; самосохранение-саморазвитие-самосовершенствование; питание, защита, любовь-деятельность, рождение и воспитание детей, домоводство, одежда, гигиена-лечение, туалет, физическая культура, косметика.

2. Управление-преобразование общества: забота об обществе, управление людьми, поддержание-развитие-совершенствование общества, общественных, межчеловеческих отношений. Виды: госслужба, политика, руководящая работа, административная, хозяйственная деятельность, педагогическая (обучение и образование) деятельность, медицинская деятельность (здравоохранение).

3. Управление-преобразование окружающей природы: забота об окружающей природной среде, о поддержании баланса “природа-человек-общество”. Виды: архитектурно-техническая деятельность, преобразование природы; освоение космоса; сельскохозяйственная деятельность; экологическая деятельность, охрана окружающей среды.

Изобретение

Изобретение -- нерв практической деятельности человека. Оно присутствует во всех видах практики. Суть изобретения -- создание нового блага. "Изобретательский гений -- отец богатства" -- говорил Сократ. А. Эйнштейн, работавший в патентном бюро и сам сделавший несколько изобретений, следующим образом характеризовал изобретение: это "новая комбинация уже известных оборудований для наиболее экономного удовлетворения человеческих потребностей"[110]. С этим определением можно согласиться, если, во-первых, под оборудованиями понимать любые средства (не только технические), и, во-вторых, выражение "для наиболее экономного удовлетворения человеческих потребностей" обобщить до "для лучшего удовлетворения человеческих потребностей".

Хорошо известно техническое изобретательство. Меньше знают об изобретательстве в других сферах практической деятельности. Селекционная работа, генная инженерия в сельском хозяйстве и медицине, реформы в государственном управлении -- далеко не полный перечень видов изобретательства.

18.9 Игровая деятельность

Игра как элемент присутствует во всех видах деятельности (и в труде, и в отдыхе, и в познании, и в мышлении, и в практической деятельности), но как особый вид деятельности она протекает в трех формах: детская игра, искусство (художественная деятельность) и спорт.

Детская игра занимает-развлекает ребенка и подготавливает его к взрослой жизни. Например, игра девочки в куклы. Это и занятие-развлечение, и подготовка к различным взрослым ролям (матери, жены, врача и т.п.). Формы детской игры весьма многообразны. В них проигрываются основные сценарии жизни и некоторые наиболее распространенные виды профессиональной деятельности.

Во взрослой жизни на смену детской игре приходят игры-развлечения (как формы отдыха), игры-дела (деловые игры, военные и иные игры-маневры) и специальные формы игровой деятельности, не связанные напрямую ни с трудом, ни с отдыхом, ни с познанием, ни с практикой. Это искусство и спорт. И то, и другое -- лишь игра, “жизнь понарошку”. Но: искусство “проигрывает” ситуации с целью воспитания и развития чувств, в частности достижения гармонии, согласия (красоты, прекрасного), а спорт “проигрывает” ситуации с целью воспитания и развития волевых качеств, в частности с соревновательной целью, чтобы совершенствовать бойцовские качества, ощутить вкус борьбы, преодоления, победы, добиться благодаря этому высоких результатов в физическом и умственном развитии.

Искусство ближе к познавательной деятельности, спорт -- к преобразовательной, практической.

В русском языке слово "спорт" появилось сравнительно недавно. Оно укоренилось лишь в ХХ веке. А до него в этом значении обычно употребляли слово "игра". Так и Л.Н. Толстой, говоря у двух видах забав, вместо слова "спорт" употребляет слово "игра". Толстой не вполне прав, разделяя игру и искусство. Любая забава есть игра. И искусство -- тоже игра. Только в игре-спорте главное -- игра сил физических и духовных, борьба, преодоление "понарошку". А в игре-искусстве главное -- игра чувств, эмоциональная жизнь "понарошку".

Особо следует сказать о цирке. Его обычно рассматривают как вид искусства. В нем, однако, много такого, что свойственно спорту. Ведь по большей части он демонстрирует возможности человека, показывает его силу. Цирк включает клоунаду, акробатику, эквилибристику, музыкальную эксцентрику, иллюзионизм, демонстрирует возможности дрессировки животных и т.д.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


© 2010 Рефераты