Рефераты

Правовое регулирование кредитных отношений в Украине

Безналичный денежный оборот полностью осуществляется через банковские

учреждения, в которых открыты счета субъектов хозяйственной деятельности.

От правильной организации денежных расчетов в целом зависит оперативность

их осуществления, а значит и финансовое состояние предпринимателя.

Одним из главных факторов нормализации механизма расчетов в народном

хозяйстве является внедрение единых правил, которые определяются

соответствующими нормативными актами.

В своей деятельности предприятия, как правило, отдают предпочтение

безналичным расчетам. Это объясняется тем, что при использовании

безналичных расчетов достигается существенная экономия расходов на их

осуществление. Широкому применению безналичных расчетов содействуют

банковские учреждения, в них также заинтересовано государство – не только с

позиции экономической траты средств, а и сточки зрения углубления изучения,

регулирования и контроля денежного обращения.

Наличная форма расчетов применяется при обслуживании населения –

выплата заработной платы, материального обеспечения, дивидендов, пенсий,

денежной помощи. Получая денежные доходы, население тратит их на покупку

товаров, продуктов питания, оплачивает услуги и осуществляет другие

платежи. Безналичные расчеты – это денежные расчеты, осуществляемые при

помощи записей на счетах в банках, когда средства (деньги) списываются со

счета плательщика и переводятся на счет получателя.

Между наличной и безналичной формами расчетов существует тесная

связь. Так, получая выручку за реализованную продукцию в безналичной форме,

предприятие должно получить в установленном порядке в банковском учреждении

наличные для выплаты заработной платы, покрытия различных затрат, на

хозяйственные нужды и т.п. В этом случае деньги, поступившие в безналичной

форме, могут быть получены в банке в наличной форме. Предприятия торговли,

сферы обслуживания населения, реализуя товар, исполняя заказ, предоставляя

услуги, получают плату, как правило, наличными. В тоже время, их расчеты с

поставщиками, кредитно-финансовыми учреждениями, целевыми фондами, в

основном, осуществляются в безналичной форме.

Развитие рыночных отношений привело к определенным изменениям в

прежней системе денежных расчетов между предприятиями, в частности,

расширило возможности применения наличной формы. С конца 1998 года согласно

Постановлению НБУ Украины от 11.10.98 г. № 473 все наличные расчеты между

предприятиями могут осуществляться как за счет средств, полученных в кассе

банка, так и за счет выручки от реализации продукции (работ, услуг), и

других кассовых поступлений.

Полученные наличные средства могут использоваться не только для

хозяйственных нужд, но и на оплату труда, как уже отмечалось выше, выплату

дивидендов (дохода). Предприятия также могут за наличные проводить расчеты

с бюджетом и целевыми фондами, в соответствии с действующим

законодательством, по оплате налогов, сборов и других обязательных

платежей. Однако, если предприятия имеют налоговую задолженность, расчеты

между покупателями и поставщиками продукции должны осуществляться только в

безналичном порядке.

Безналичные расчеты следует рассматривать как целостную систему,

которая включает:

- классификацию расчетов;

- организацию расчетов;

- формы соответствующих документов;

- взаимоотношения плательщика и банка.

В классификации различают: расчеты по товарным операциям – связанные

с реализацией продукции, выполнением работ, предоставлением услуг. Они

составляют большую часть всего денежного оборота в государстве, и

обслуживают текущую финансово-хозяйственную деятельность предприятий. От

организации расчетов по товарным операциям зависят расчеты по нетоварным

операциям – связанные с финансовыми операциями, с кредитной системой, с

бюджетами различных уровней, с оплатой финансовых санкций. Эти расчеты

осуществляются после реализации продукции, то есть по результатам

кругооборота средств предприятий.

Правовые основы организации безналичных расчетов в хозяйственном

обороте регламентируется законами Украины, инструктивными документами. НБУ

выступает как методический центр по разработке форм, способов и механизма

расчетов в народном хозяйстве, правил документооборота, организации

банковского контроля над проведением расчетов.

В период перехода к рыночным отношениям организация безналичных

расчетов должна активно благоприятствовать разрешению таких задач:

- усовершенствование коммерческих расчетов на предприятиях;

- повышение ответственности предприятия за своевременное и в полном

объеме осуществление платежей по всем обязательствам;

- укрепление договорной дисциплины;

- ускорение обращения оборотных средств.

2.2. Правовое регулирование наличных расчетов.

Согласно правилам ведения кассовых операций предприятие обязано

хранить денежные средства на текущем счете в банке. В кассе предприятия

разрешается только временно хранить деньги, полученные из банка: для выдачи

заработной платы и пособий; для выдачи под отчет на операционные,

административно-хозяйственные и командировочные расходы; остатки

подотчетных сумм, принятые от работников предприятия; суммы для

премирования рабочих и служащих.

Кроме того, многие предприятия имеют выручку от реализации продукции

и другие доходы, принимаемые непосредственно в кассу, например, поступления

за продаваемую рабочим спецодежду, за пользование общежитиями, взносы

родителей за пользование детским садом предприятия и т.д. При этом для

каждого предприятия банк устанавливает лимиты остатков наличных денег,

которые могут храниться ежедневно в кассе предприятия.

Предприятия и организации имеют право хранить в своих кассах сверх

установленных лимитов наличные деньги, полученные для выдачи заработной

платы и пособий, в течение трех дней со дня получения этих денег из банка.

Денежные средства, не использованные в этот срок на указанные цели,

возвращаются в банк и выдаются последним для производства расчетов по

первому требованию предприятия.

Всю денежную наличность сверх установленных банком предельных

размеров наличных денег в кассе предприятия обязаны сдавать в банк в

порядке и в сроки, установленные банком.

Задержка наличных денег в кассах предприятий и организаций сверх

установленных лимитов и сроков хранения является серьезным нарушением

кассовой дисциплины. Она приводит к сокращению размера наличности оборотных

касс учреждений банка и к осложнениям в области обращения, следовательно,

этому вопросу необходимо уделять особое внимание.

При проверке соблюдения правил хранения денежных средств в

учреждениях банка необходимо по журналам кассовых операций сравнить

фактические остатки денег в кассе предприятия (учреждения) на отдельные

даты и в среднем за месяц с лимитами остатков кассы. При журнально-ордерной

форме счетоводства кассовые операции учитываются в двух бухгалтерских

регистрах: в журнале-ордере № 1 по кредиту счета кассы в корреспонденции с

дебетом затрагиваемых этими операциями счетов и в ведомости по дебету счета

кассы также в разрезе корреспондирующих счетов.

Эти журналы ведутся, как правило, итогами по операциям за каждый день

с расшифровкой операций по приходу и расходу денег по важнейшим

назначениям. То есть, по журналам кассовых операций можно определить

соблюдение лимита переходящих остатков кассы, правильность использования

полученных средств и соблюдения норм расходования наличных денег из

выручки.

Методика учета кассовых операций.

К первичной документации, используемой при учете кассовых операций,

относятся:

- приходный кассовый ордер;

- расходный кассовый ордер;

- кассовая книга;

- платежная ведомость;

- журнал регистрации приходных и расходных кассовых ордеров.

Кассир принимает деньги в кассу по приходному кассовому ордеру,

подписанному главным бухгалтером, с выдачей сдающему деньги лицу квитанции

о приеме денежной суммы. Квитанция является частью приходного кассового

ордера, заполняется одновременно с ним и выдается только после получения

денег кассиром. Приходный кассовый ордер хранится с копией листа кассовой

книги как отчет кассира. Квитанция к приходному кассовому ордеру хранится

вместе с выпиской банка о перечислении средств со счета.

Кассир выдает деньги по расходным кассовым ордерам, платежным

ведомостям, заявлениям о произведенных расходах с приложенными к ним

товарными чеками, квитанциями, справками и иными оправдательными

документами.

Расходные документы подписываются главным бухгалтером, а на

ведомостях и заявлениях обязательна разрешительная надпись руководителя

предприятия. Расходные кассовые ордера хранятся с копией листа кассовой

книги, гасятся штампом или надписью «оплачено». Прием и выдача денег по

приходным и расходным кассовым ордерам производится кассиром только в день

их выписки.

Интересным является вопрос соблюдения банками банковской тайны при

совершении сделок по поручению клиента с денежными средствами на его счете.

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам финансовой и банковской

деятельности в письме от 19.11.2001 г.№ 06-10/678, разъяснил, что в

соответствии со ст.64 Закона Украины «О банках и банковской деятельности»

учреждения банков обязаны идентифицировать клиентов, осуществляющих

значительные и сомнительные операции и по собственной инициативе без

соответствующего запроса представлять информацию об идентифицированных

лицах специальным органам по борьбе с организованной преступностью.

Значительными операциями с наличными средствами в соответствии с ч.3

ст.64 данного закона, являются сделки с наличностью на суммы, превышающие

эквивалент 10000 евро по официальному курсу гривны к иностранной валюте,

установленном Национальным Банком Украины.

Поскольку в соответствии с п.78 Инструкции НБУ № 1 « По организации

Эмиссионно-кассовой работы в учреждениях банков Украины» выдача наличности

из касс банка осуществляется на основании денежных чеков или расходных

кассовых ордеров, то в случае получения наличных средств из касс банков под

операции с наличностью на сумму, превышающую эквивалент 10000 евро, на

основании одного денежного чека или расходного кассового ордера. А в

соответствии с п.4.18 Инструкции НБУ «Об организации работы по наличному

обращению учреждениями банков Украины» целевое назначение наличности,

которую получают предприятия (предприниматели) со своих текущих счетов,

должно указываться или в денежном чеке с четкой формулировкой сути

операций, которые будут осуществляться.

Согласно ч.5 ст.64 Закона Украины « О банках и банковской

деятельности» идентификации, и последующему уведомлению об

идентифицированных лицам соответствующим органам, подлежат также лица,

осуществляющие расчеты по сделкам на сумму ниже предусмотренной для

значительных операций, если такая сделка явно связана с другой сделкой и

общая сумма оплаты по этим сделкам превышает установленный предел.

Следовательно, если клиент банковского учреждения получает наличные

средства в течение одного операционного дня по разным денежным чекам и

общая сумма по таким чекам является выше эквивалента евро, то в случае

применения этих денежных средств для расчетов по сделкам, которые явно

связаны друг с другом, то есть при расчетах с разными контрагентами или для

расходов в разных целях, уведомлять органы по борьбе с организованной

преступностью о лицах, идентифицированных по таким операциям, не нужно.

Что касается отнесения операции по получению наличных средств к

сомнительным операциям, то ч.4 ст.64 предусматривает перечень признаков

таких операций, к которым относятся:

1. осуществление операции при непривычных или неоправданно запутанных

условиях;

2. операция не является экономически оправданной или противоречит

законодательству Украины. Данный перечень является исчерпывающим и

не подлежит расширительному толкованию.

Таким образом, снятие клиентом банка наличных денежных средств со

своего счета, если такая операция не содержит вышеуказанных признаков,

является обычной для клиента и проводится им постоянно, соответствует

характеру деятельности и др., не может быть квалифицированна как

сомнительная с последующим уведомлением соответствующие органы о нем без

наличия, оформленного в соответствии с требованиями действующего

законодательства, запроса. [34. С.19.].

2.3. Правовое регулирование безналичных расчетов в Украине.

По общему правилу, на территории Украины юридические лица всех форм

собственности, а также физические лица – граждане Украины, иностранцы, лица

без гражданства, которые являются субъектами предпринимательской

деятельности, в том числе, для выполнения договорных обязательств,

осуществляют между собой расчеты в безналичном и наличном порядке через

учреждения банков в соответствии с правилами осуществления расчетных и

кассовых операций, которые утверждаются НБУ.

Однако, следует иметь ввиду, что сфера применения наличного оборота

достаточно ограничена и определяется специальными нормами.

Преимущественное большинство расчетов между субъектами хозяйственного

права осуществляется в безналичном порядке в установленных

законодательством формах.

С целью усовершенствования организации банками расчетно-кассового

обслуживания народного хозяйства Правление НБУ Постановлением от 30 июня

1995 г. № 166 утвердило Порядок организации расчетно-кассового обслуживания

коммерческими банками клиентов и взаимоотношений по этому вопросу между

учреждениями НБУ и коммерческими банками. [Уряд. курьер.-1995.-11 июля.].

В соответствии с этим актом коммерческий банк заключает договор с

клиентом на расчетно-кассовое обслуживание, которое включает комплекс

взаимных платежных обязательств банка и клиента по пользованию средствами и

банковскими услугами, а именно:

1. использование банком временно свободных средств клиента;

2. проведение расчетных операций;

3. кассовое обслуживание;

4. транспортное обслуживание перевозок наличных.[См.Приложение.].

Безналичные расчеты между субъектами хозяйствования регулирует

подзаконный нормативно-правовой акт – Инструкция № 7 «О безналичных

расчетах в хозяйственном обороте Украины», утвержденная Постановлением

Правления НБУ от 02.08.96 г. № 204.

Инструкция распространяется на предприятия, организации и учреждения

всех форм собственности, физических лиц – субъектов предпринимательской

деятельности (далее – предприятия), банки и их учреждения, физических лиц,

и обязательна для исполнения ими.

Особенностью законодательства, регулирующего расчетные отношения

между субъектами хозяйствования, является преобладание императивных норм.

Вместе с тем стороны этих отношений могут в значительной степени

самостоятельно определять формы расчетов, по общему согласию избирать одну

из указанных в законодательстве форм расчетов.

Безналичные расчеты между ними осуществляются в национальной валюте

Украины через банки путем перечисления средств с текущих счетов

плательщиков на текущие счета получателей средств.

Средства со счетов предприятий списываются только по распоряжениям их

владельцев. Кроме случаев, когда действующим законодательством

предусмотрено бесспорное взыскание (списание) средств, а также по решению

суда, хозяйственного суда и по исполнительным надписям нотариусов.

Согласно Закону Украины «О предприятиях в Украине» [8], предприятия

самостоятельно определяют очередность и направление списания средств с

собственных счетов, которое осуществляется учреждениями банков по поручению

таких предприятий, кроме случаев, предусмотренных законами Украины.

Безналичные расчеты осуществляются по следующим формам расчетных

документов:

- платежными поручениями;

- платежными требованиями-поручениями;

- чеками;

- аккредитивами;

- векселями;

- платежными требованиями;

- инкассовыми поручениями (распоряжениями).

С целью обеспечения стандартов документов, которые вводятся в

хозяйственный оборот в Украине, Инструкцией установлено, что расчетные

документы, которые предоставляют клиенты в банк в письменной форме, должны

соответствовать требованиям стандартов и содержать, в зависимости от формы,

следующие реквизиты:

а) название документа;

б) номер документа, число, месяц, год выписки.

Число и год указываются цифрами, месяц – прописью. На расчетных

документах, которые заполняются при помощи технических средств, допускается

определение месяца цифрами (01-12);

в) наименования плательщика и получателя средств (их официальное

сокращение), которые соответствуют зарегистрированному в Уставе, их

идентификационные коды по Единому государственному реестру предприятий и

организаций Украины (далее – код), у физических лиц – идентификационные

номера, номера счетов в учреждениях банков;

г) наименования плательщиков и получателей, их местонахождение;

д) сумму платежа цифрами и прописью;

е) назначение платежа: наименование товара (выполненных работ,

предоставленных услуг), ссылка на документ, на основе которого проводится

операция (договор, счет, товарно-транспортный документ и др.), с

определением его номера и даты, и законодательный акт, который

предусматривает право бесспорного и безакцептного списания средств (его

дата, номер и соответствующий пункт).

Вместо наименования товара можно указать его кодовое (условное)

значение;

ж) на первом экземпляре (независимо от способа производства расчетного

документа) – оттиск печати и подписи соответствующих лиц плательщика либо

(и) получателя средств;

з) подразделения бюджетной классификации и срок наступления платежа (в

случае перечисления средств в бюджет);

и) сумму налога на добавленную стоимость (цифрами) либо надпись «без

налога на добавленную стоимость».

Если хотя бы один из вышеперечисленных реквизитов не заполнен либо

заполнен неправильно, банк такой документ к исполнению не принимает.

Бумажные расчетные документы, как правило, выписываются с

использованием технических средств за один раз под копирку в двух

экземплярах, платежные требования и документы предприятий, обслуживаются в

одном учреждении банка – в трех экземплярах (если применение копирки

невозможно, то на всех их в правом верхнем углу имеются последовательные

порядковые номера).

Для документального подтверждения частичной оплаты расчетных

документов ответственный представитель банка выписывает в двух экземплярах

мемориальный ордер.

Средства списываются со счета плательщика только на основе первого

экземпляра расчетного документа.

Рассмотрим в отдельности, подробнее каждую форму безналичных расчетов

между предприятиями.

Платежное поручение – это бланк установленной формы, который

предприятие подает в банк, его обслуживающий, для перерасчета указанной

суммы со своего счета. Банк принимает к выполнению поручение в течение 10

календарных дней со дня выписки и только в пределах наличных на счете

денежных средств.

Расчеты поручениями могут осуществляться:

- за фактически отгруженную продукцию;

- в порядке предварительной оплаты;

- для завершения расчетов по актам проверки взаимной задолженности

предприятий;

- для перечисления предприятиям сумм, которые принадлежат физическим

лицам (зарплата, пенсии и т.п.) на их счета в учреждениях банков;

- в других случаях по согласию сторон.

Покупатель Поставщик

(плательщик средств) (получатель средств)

Банк покупателя Банк поставщика

Схема 1. Расчеты платежным поручением.

1. Поставщик отгружает продукцию.

2. Поставщик выставляет счет-фактуру.

3. Покупатель подает в банк, который его обслуживает, платежное

поручение.

4. Банк покупателя списывает с его счета средства.

5. Банк покупателя уведомляет покупателя – собственника счета о

списании средств.

6. Банк передает электронной почтой или пересылает платежное

поручение на соответствующую сумму в банк поставщика.

7. Банк зачисляет средства на счет поставщика.

8. Банк поставщика уведомляет его о поступивших средствах выпиской с

расчетного счета.

При равномерных и постоянных поставках товаров и предоставлении услуг

расчеты между поставщиками и покупателями могут осуществляться поручениями,

периодическим перечислением средств в сроки и в размерах, которые

обусловлены в договорах.

Платежное требование-поручение – это комбинированный расчетный

документ, который состоит из двух частей:

- верхняя – требование поставщика (получателя средств)

непосредственно к покупателю (плательщику) уплатить стоимость

поставленной ему по договору продукции (выполненных работ,

предоставленных услуг);

- нижняя – поручение плательщика своему банку перечислить с его

суммы, которая проставлена в строке «Сумма к оплате буквами».

В случае согласия оплатить данный документ плательщик заполняет

нижнюю часть и сдает его в обслуживающий банк в течение 20 календарных дней

со дня выписки. День заполнения платежного требования поручения не

засчитывается.

В случае отказа плательщика оплатить он сообщает о мотивах отказа

непосредственно получателю средств в порядке и сроки, установленные в

договоре.

Схема расчетов покупателя с поставщиком платежным требованием-

поручением такая же, как и схема расчетов, платежным поручением.

Следующим видом платежных документов является чек.

Расчетный чек – это документ, содержащий письменное распоряжение

владельца счета (чекодателя) учреждению банка (банку-эмитенту), которое

ведет его счет, уплатить чекодержателю указанную в чеке сумму средств.

Чеки из чековой книжки выписываются в момент осуществления платежа и

выдаются чекодателем за полученные товары и предоставленные услуги.

Чек предъявляется в банк чекодержателя в течение 10 календарных дней.

Если окончание срока для предъявления чека приходится на нерабочий день, то

последним днем считается следующий за нерабочим рабочий день.

Срок действия чековой книжки – один год.

Плательщик средств

Получатель средств

(покупатель товара) (поставщик)

Банк плательщика Банк получателя

Схема 2. Расчет чеками.

1. Поставщик передает товар покупателю.

2. Покупатель передает чек поставщику.

3. Поставщик передает чек в свой банк.

4. Банк поставщика направляет чек для оплаты в банк покупателя.

5. Банк плательщика списывает средства со счета покупателя товара.

6. Банк плательщика уведомляет своего клиента о списании средств.

7. Банк плательщика переводит банку получателя соответствующие

средства.

8. Банк получателя начисляет средства на расчетный счет поставщика.

9. Банк получателя уведомляет его о начисленных средствах.

Аккредитив – это форма расчетов, при которой банк-эмитент по

поручению своего клиента (заявителя аккредитива) обязан:

- выполнить платеж третьему лицу (бенефициару) за поставленные товары

и предоставленные услуги;

- предоставить полномочия другому (исполняющему) банку осуществить

этот платеж.

Покупатель Поставщик

(плательщик средств) (получатель средств)

Банк покупателя Банк поставщика

Схема 3. Расчеты с использованием аккредитива.

1. Покупатель поручает банку открыть аккредитив.

2. Банк покупателя открывает аккредитив.

3. Банк покупателя сообщает покупателю об открытии аккредитива.

4. Банк покупателя сообщает банку поставщика об открытом аккредитиве

поставщику на конкретную сумму.

5. Банк поставщика сообщает поставщику об открытом аккредитиве.

6. Отгрузка товара.

7. Покупатель сообщает банку об исполнении условий аккредитива.

8. Банк покупателя переводит банку поставщику сумму денег по

аккредитиву.

9. Банк поставщика зачисляет средства на расчетный счет поставщика.

10. Банк поставщика уведомляет об этом своего клиента.

Осуществление операций с векселями коммерческими банками регулируется

Положением об операциях банков с векселями, утвержденным Постановлением

Правления НБУ от 28.05.99 г. № 258, Постановлением КМУ «Об утверждении

порядка применения векселей Государственного казначейства» от 27.06.96 г. №

689, «Об утверждении Порядка выдачи, учета и погашения векселей, выданных

на время ввоза в Украину имущества как взноса иностранного инвестора в

Уставной фонд предприятия с иностранными инвестициями, а также по договорам

(контрактам) об общей инвестиционной деятельности и оплату ввозной пошлины

в случае отчуждения этого имущества» от 07.08.96 г. и многими другими.

Различают два вида векселей – простой и переводной. (7. Ст.21.).

Расчеты, осуществляемые с ними, показаны нагляднее на схемах.

Векселедатель Собственник векселя

(покупатель) (ремитент)

Схема 4. Простое вексельное обращение.

1. Покупатель передает вексель.

2. Собственник предъявляет вексель к акцепту.

3. Векселедатель погашает вексель и передает его ремитенту.

4. Собственник векселя (ремитент) вручает погашенный вексель

векселедателю.

Предприятие А

Банк (ремитент)

Предприятие Б

(трассант)

Схема 5. Переводное вексельное обращение.

Предприятие А получает кредит в учреждении банка для производства

продукции, потребителем которой является предприятие Б. Отношения трех

сторон могут быть оформлены переводным векселем по данной схеме.

1. Предприятие А трассирует переводной вексель в пользу банка с целью

погашения кредита.

2. Банк предоставляет предприятию сумму кредита.

3. Предприятие А отгрузило товар Предприятию Б.

4. Банк предъявляет предприятию Б вексель для акцепта.

5. Трассат выплачивает деньги банку по векселю.

В соответствии с Законами Украины от 06.07.99 г. Украина

присоединилась к двум международным конвенциям:

Женевской конвенции 1930 года, которой введен Унифицированный закон о

переводных и простых векселях, с учетом оговорок, обусловленных приложением

2 к этой конвенции;

Женевской конвенции 1930 года об урегулировании некоторых коллизий

законов о переводных и простых векселях. Все это свидетельствует о хорошем

шаге Украины в сторону присоединения к традициям и нормам зарубежного

законодательства.

Платежное требование – это документ, содержащий требование

предприятия, учреждения, организации на безакцептное списание (бесспорное

взыскание) средств в случаях, установленных законодательством. Основанием

для его осуществления могут быть исполнительные документы на основании:

- решения судов и хозяйственных судов;

- статьей Хозяйственного процессуального кодекса Украины о списании в

бесспорном порядке признанной должником суммы претензии по

распоряжению заявителя претензии;

- Постановления ВРУ «О нормативах оборота платежных документов» от 25

июня 1993 г. и п. 5 Постановления ВРУ «О мерах по стабилизации

социально-экономического состояния Украины» от 22 декабря 1993 г. о

безакцептном списании сумм пени за превышение нормативного срока

прохождения платежей. [22, 23];

- иных законодательных актов Украины.

Бесспорное взыскание и безакцептное списание средств осуществляется

на бланке платежного требования, который подает взыскатель в банк, его

обслуживающий, в трех экземплярах с сопроводительным реестром в двух

экземплярах.

Платежные требования банки принимают в течение 10 календарных дней со

дня выписки, (день заполнения не учитывается). В нем указывается назначение

платежа и соответствующая статья законодательного акта, которой

предусмотрено право взыскания средств. Если не заполнена графа «Назначение

платежа» согласно п.8 Инструкции либо нет ссылки на законодательный акт.

Банк обязан возвратить его без исполнения.

Инкассовое поручение (распоряжения) как расчетный документ

применяется в случаях, прямо предусмотренных законодательством. Банки

принимают его в течение 10 календарных дней со дня выписки (день заполнения

также не учитывается).

Оно заполняется в соответствии с требованиями Инструкции № 7 и

подается в банк в определенном количестве экземпляров. Ответственность за

достоверность данных инкассового поручения (распоряжения) на бесспорное

списание средств возлагается на взыскателя, который оформил расчетный

документ и предоставил его банку, который его обслуживает.

Полученные документы банк получателя средств пересылает спецсвязью в

региональное Управление НБУ, в котором открыт корреспондентский счет банка

плательщика (юридического лица). Документы на бесспорное взыскание и

безакцептное списание средств банки принимают независимо от наличия

денежных средств на счетах предприятий. Если средств нет на счетах, они

учитываются на внебалансовом счете № 9929.

Делая вывод по данному вопросу необходимо указать, что в проекте

нового Гражданского кодекса Украины предусматривается, что при

осуществлении безналичных расчетов допускаются расчеты платежными

поручениями, по аккредитиву, чеками, расчеты по инкассо, а также расчеты в

иных формах, предусмотренных законом, установленными в соответствии с ним

банковскими правилами и применяемыми в банковской практике обычаями

делового оборота.

Стороны по договору имеют право избрать и установить любую из

указанных форм расчетов. Безналичные расчеты осуществляются через банки,

иные кредитные организации, в которых открыты соответствующие счета, если

иное не вытекает из закона и не обусловлено используемой формой расчетов. [

29. С.616 – 617.].

3. Кредитные операции.

3.1. Роль кредита в осуществлении коммерческой деятельности.

Для обеспечения всего процесса воспроизводства необходимо, чтобы

предприятия имели оборотные средства, которые они используют для

приобретения оборотных производственных средств. Из стадии производственных

запасов оборотные средства переходят в незавершенное производство, а потом

в готовую продукцию. В свою очередь, готовая продукция, предназначенная для

продажи, становится товаром и реализуется. Выручка от реализации поступает

на счет предприятия.

При нехватке собственных оборотных средств предприятия привлекают

банковские кредиты, денежные средства других кредиторов и коммерческий

(товарный) кредит. Кредит дает возможность целесообразнее организовать

оборот средств предприятия, не тратить значительные финансовые ресурсы на

создание лишних запасов сырья и материалов.

В процессе кредитования предприятий, прежде всего, учитываются

индивидуальные особенности кругооборота их оборотных средств. Эти

особенности проявляются в расхождении во времени между освобождением их

оборота стоимости в денежной форме и авансированием средств в новый оборот.

Такие расхождения происходят, прежде всего, в связи с сезонностью

производства. Она обуславливает в один период опережающий рост затрат по

сравнению с поступлением средств и приводит к дополнительной необходимости

в средствах сверх тех, которые находятся у предприятия. В другие периоды

затраты производства уменьшаются либо совсем прекращаются, увеличивается

выход готовой продукции и поступление денежной выручки, часть которой

является временно свободной.

Такое чередование увеличения дополнительной потребности в средствах и

создание временно свободных излишков их на одном предприятии создают

реальную экономическую основу для использования кредитов на формирование

производственных и оборотных фондов и погашения их через определенное

время.

Основными объектами краткосрочного кредитования в оборотные средства

являются:

- производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные

материалы, запасные части, топливо, инструмент);

- незавершенное строительство и полуфабрикаты собственного

производства;

- затраты будущих периодов (сезонные затраты, затраты на освоение

выпуска новой продукции и др.);

- готовая продукция и товары;

- платежные и расчетные операции с поставщиками и покупателями.

На предприятиях возникает необходимость в кредитах под

производственные запасы, если их размеры превышают собственные средства, то

есть, если создаются сверхнормативные запасы. Причиной этому может быть

сезонность завоза, неравномерная либо досрочная поставка материальных

ресурсов поставщиками и др.

Сверхнормативные запасы сельскохозяйственного сырья являются основным

объектом банковского кредита на предприятиях, которые перерабатывают это

сырье и работают сезонно (сахарные заводы, консервные комбинаты, другие

предприятия пищевой и легкой промышленности), либо создают большие сезонные

запасы сырья на год, т.е. до нового урожая.

Сверхнормативные запасы незавершенного производства и готовой

продукции могут образовываться на предприятиях в связи с ускорением темпов

увеличения объемов производства, некомплектностью поставок, транспортными

сложностями по отправке продукции потребителям, прекращением отгрузки

продукции потребителям по их неплатежеспособности.

В составе затрат будущих периодов банки выдают предприятиям займы на

покрытие сезонных затрат, поскольку в периоды сезонного уменьшения объемов

производства либо межсезонного простоя затраты на изготовление продукции

временно не покрываются выручкой от реализации. Так, сахарный завод даже в

период межсезонного простоя (февраль – август) нуждается в средствах на

ремонт оборудования, содержания постоянного персонала, проведения всех

подготовительных работ к сезону сахароварения. Эти затраты он покрывает за

счет банковских займов, а рассчитывается за них из выручки от реализации

сахара.

Издержками будущих периодов являются также затраты, связанные с

освоением выпуска новых видов продукции. Если эти затраты кредитует банк,

то в кредитных договорах называется конкретная продукция и затраты

включаются в себестоимость.

С помощью кредитов предприятие, когда ему временно не хватает

собственных средств, может рассчитываться со своими поставщиками.

Таким образом, кредит необходим и для поддержания кругооборота фондов

действующих предприятий, которые обслуживают процесс реализации продукции.

Объектами долгосрочного и среднесрочного кредитования являются

капитальные вложения, связанные с реконструкцией предприятия, его

техническим переоснащением, внедрением новой техники, усовершенствованием

технологии производства, и другие расходы, приводящие к увеличению

стоимости основных средств. К таким кредитам предприятия прибегают, если

чувствуют недостаток собственных средств, предназначенных на эти цели, а

именно: прибыли и амортизационных отчислений.

Использование различных форм кредитования предприятие ускоряет

движение денежных и материальных ресурсов и благоприятствует повышению

эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Определяя потребность в кредитах. Предприятия исходят из общей

потребности в средствах и наличии таковых.

В экономической литературе отмечается, что планирование потребности в

кредите для формирования оборотных средств предприятия осуществляется

следующим образом. На первом этапе рассчитывается потребность в оборотных

средствах в целом и по отдельным направлениям: формирование

производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции.

На втором этапе определяется необходимый размер привлечения кредитов

банка на покрытие увеличения потребности в оборотных средствах. Для этого

можно пользоваться формулой:

К о.б.= ОС н.- ОС пр. + КЗ,

где К о.б. – необходимый размер кредитов, которые привлекаются в

оборотные средства;

ОС – потребность в оборотных средствах;

ОС н. – собственные оборотные средства на начало периода;

ОС пр. – пополнение оборотных средств за счет прибыли предприятия;

КЗ – уменьшение кредиторской задолженности.

Потребность предприятия в кредитах под инвестиционные проекты

определяется на основании инвестиционной программы в конкретные этапы ее

реализации и с учетом собственных источников финансирования.

Собственные средства для финансирования инвестиционных программ

складываются из амортизационных отчислений, части прибыли, которая

направляется на реконструкцию, техническое переоснащение, новое

строительство.

После проведения расчетов потребности предприятия в кредитных

ресурсах определяют период их привлечения. Период привлечения кредитов –

это промежуток времени с момента предоставления банковского кредита до

момента его полного погашения и выплаты процентов за пользование. Период

привлечения кредита определяется банком. Практика свидетельствует, что

сегодня в Украине в связи с высоким уровнем инфляции этот срок не превышает

трех месяцев. [ 29. С.198.].

В банковской практике для определения размеров кредита используется

метод, когда заем выдается не в полном объеме, а за вычетом определенной

части в процентах к заявленной величине кредита. Эта величина для каждого

предприятия может быть разной, исходя из его кредитоспособности и степени

развития кредитования.

Таким образом, следует еще раз подчеркнуть, что для предприятий в

хозяйственной деятельности очень важным является привлечение кредитов, как

дополнительных оборотных средств, и стимулом для дальнейшего расширения

производства продукции.

3.2. Кредитный договор: понятие, сущность, порядок заключения и

исполнения.

Важным этапом процедуры осуществления кредитных операций является

заключение кредитного договора (соглашения). Следует сказать, что кредитный

договор относится к типу хозяйственных договоров. Во-первых, субъекты

кредитования (банк-кредитор и заемщик) выступают как юридически

самостоятельные лица. Во-вторых, выступают как гаранты имущества один перед

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты