Рефераты

Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине

Правовое обеспечение процедуры банкротства в Украине

Содержание

1. Правовая природа отношений несостоятельности (банкротства)

2. Принципы отношений несостоятельности (банкротства)

3. Способы и приемы воздействия на участников отношений несостоятельности

(банкротства)

4. Право несостоятельности — подотрасль хозяйственного права

Выводы

Список литературы

1. Правовая природа отношений несостоятельности (банкротства)

Период становления рыночных отношений в экономике Украины сопровождается

кризисом неплатежей, взаимной задолженностью хозяйствующих субъектов,

накоплением долгов. Правовой и экономической защитой от негативных

последствий переходного периода в экономике является Закон Украины от

30.06.1999 г. №784-Х1У "О восстановлении платежеспособности должника или

признании его банкротом" (в дальнейшем — Закон).

Банкротство — всегда сопутствующий элемент рыночной экономики, без которого

не обходится и Украина.

На сегодняшний день в практике для обозначения одного и того же явления

применяются два термина: несостоятельность и банкротство. Замещение одного

термина другим возникло под влиянием законодательства и судебной практики

англоязычных стран, где эти термины употребляются как омонимы. Но даже в

законодательстве этих государств термин "банкротство" имеет узкое, строго

специальное значение, как частный случай несостоятельности. Банкротство —

это виновное совершение должником уголовно наказуемого деяния.

Такую же позицию занимало в дореволюционное время и российское

законодательство. По мнению юриста Г.Ф. Шершеневича, под несостоятельностью

следует понимать такое состояние имущества должника, официально

засвидетельствованное (установленное в судебном порядке), которое дает

основание предполагать недостаточность его для покрытия всех долгов

собственника. Такое положение вещей служит основанием конкурсного

производства, т.е. порядка равномерного распределения имущества должника

между всеми его кредиторами.

В современном законодательстве Украины конкурсное производство в понимании

Г.Ф. Шершеневича соответствует институту банкротства. Поэтому будет

правильным, если вместо термина "банкротство" будет употребляться термин

"несостоятельность", так как он более верно отражает глубину

рассматриваемых отношений.

Вопросы несостоятельности были предметом исследования Н.И. Титова, В.В.

Джуня, Р.Г. Афанасьева, А.М. Бирюкова и др. При этом история становления

законодательства о несостоятельности в Украине изучена достаточно хорошо.

Кроме того, авторы заострили свое внимание, в основном, на проблемах

совершенствования законодательства о несостоятельности. Что же касается

правовой природы отношений несостоятельности, то этот аспект остался за

пределами научных исследований.

Экономические вопросы отношений несостоятельности (банкротства) были

исследованы учеными-экономистами: В.П. Астаховым, И.А. Бланком, Н.Ю.

Возияновой, О.О. Терещенко и др.

Между тем без научного осмысления сущности и характера отношений

несостоятельности нельзя совершенствовать законодательство.

Поэтому целями и задачами настоящего исследования является предмет

правового регулирования отношений несостоятельности. Для этого необходимо

определить сущность отношений несостоятельности, дать им общую

характеристику, установить их отраслевую принадлежность, отграничить их от

подобных отношений смежных отраслей права. И наконец, выделить признаки

отношений несостоятельности и сформулировать понятие предмета их правового

регулирования.

Действительно, до 1992 г. Украина не знала правоотношений

несостоятельности. Все вопросы неплатежеспособности разрешались на

административном уровне или посредством гражданского или арбитражного

судопроизводства. Специального правового регулирования отношений

несостоятельности не было.

В тех условиях, когда сфера правового регулирования заужена, когда не

используются возможности права для упорядочения общественных отношений, в

обществе возникает угроза произвола, хаоса, непредсказуемости в тех

областях человеческих отношений, которые нужно и можно упорядочить с

помощью права.

В этой ситуации необходимо регулировать правом возникшие новые отношения. В

сферу правового регулирования должны входить те отношения, которые имеют

следующие признаки. Во-первых, это отношения, в которых находят отражение

как индивидуальные интересы членов общества, так и интересы общесоциальные.

Во-вторых, в этих отношениях реализуются взаимные интересы их участников,

каждый из которых идет на какое-то ущемление своих интересов ради

удовлетворения интересов другого. В-третьих, отношения эти строятся на

основе согласия выполнять определенные правила, признания обязательности

этих правил. В-четвертых, эти отношения требуют соблюдения правил,

обязательность которых подкреплена достаточно действенной силой.

С другой стороны, необходимо четко определить, к какой отрасли права

следует отнести возникшие новые отношения несостоятельности. Это позволит

надлежащим образом и с большим эффектом их регулировать.

Предмет является материальным критерием разграничения норм права по

отраслям, а метод служит дополнительным юридическим критерием, так как он

производен от предмета. Именно предмет обусловливает необходимость

выделения той или иной отрасли, а когда отрасль обозначается, появляется и

соответствующий метод регулирования.

Какие элементы входят в предмет правового регулирования, что позволяет по

таким признакам разграничивать однородные общественные отношения?

В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

субъекты; объекты регулируемых общественных отношений; социальные факты,

способствующие возникновению соответствующих отношений; практическая

деятельность людей. Предмет правового регулирования — это та сфера, на

которую распространяется право.

Кроме того, отношениям, попадающим в сферу предмета правового регулирования

той или иной отрасли права, присущи следующие черты:

. жизненно важные для человека и его объединений отношения;

. волевые, целенаправленные (разумные) отношения;

. устойчивые, повторяющиеся и типичные отношения;

. отношения поведенческие, за которыми осуществляется внешний контроль

(например, юрисдикционными органами).

Как справедливо заметил С.С. Алексеев, от содержания и характера предмета

во многом зависят особенности содержания правового регулирования. Те или

иные виды общественных отношений (например, организационные, имущественные,

властно-карательные) способны "принимать" не вообще правовое регулирование,

а правовое регулирование строго определенных видов или в известном

диапазоне таких видов, что в принципе и предопределяет деление права на

отрасли. На специфику правового регулирования влияют также элементы

общественных отношений — положение его субъектов, особенности объектов и

др. Только волевые, общественные отношения могут быть охвачены предметом

правового регулирования. Поэтому непосредственным предметом правового

регулирования выступает волевое поведение участников общественных

отношений, поведение, через которое только и можно осуществлять

стимулирование или принуждение.

Отношения несостоятельности в своей основе имеют такой объект, как денежное

обязательство, имеющее гражданско-правовую природу. Может ли это означать,

что отношения несостоятельности входят в предмет гражданско-правового

регулирования?

Основными чертами гражданских правоотношений являются:

. широкий круг участников гражданских правоотношений;

. юридическое равенство участников гражданских правоотношений по отношению

друг к другу, их организационно-правовая и имущественная обособленность;

. инициатива и диспозитивность участников в становлении и реализации

гражданских правоотношений;

. множество самых разнообразных объектов гражданских правоотношений;

. специфика мер и особый исковый порядок защиты гражданских прав, а также

характер гражданско-правовой ответственности;

. разнообразие оснований возникновения, изменения и прекращения гражданских

правоотношений, именуемых юридическими фактами.

По мнению выдающегося юриста С.Н. Братуся, решающим специфическим признаком

имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, признаком

действительно единым, обобщающим, охватывающим все эти отношения, является

не имущественно-распорядительная, а просто имущественная самостоятельность

субъектов. Согласно С.Н. Братусю, в гражданско-правовых отношениях находят

свое закрепление имущественные отношения — поведение участников этих

отношений по поводу вещей, к которым они относятся как к своим либо как к

находящимся в их владении и пользовании. Это поведение обеспечивается

принудительной силой государства, становится содержанием обязанности и

правомочия.

Кроме имущественных отношений в предмет гражданского права входят также и

неимущественные отношения, что, естественно, накладывает свой отпечаток на

характер этих отношений. И здесь можно сфокусировать три общих признака

гражданских правовых отношений.

Во-первых, их участники равны как собственника и (или) товаропроизводители

(в имущественных связях); как индивидуумы (в неимущественных отношениях).

Такое равенство участников базируется на одинаковой ценности их

потребностей и интересов в гражданском обществе, одинаковых подходах оценки

их временных и трудовых затрат; на возможности удовлетворения

индивидуальных интересов единообразными способами, сложившимися в

общественной практике.

Во-вторых, каждый участник гражданского общества обладает автономной волей.

Он принципиально не зависит от воли других участников и властных структур в

принятии решений и их осуществлении.

В-третьих, участники отношений, входящих в предмет гражданско-правового

регулирования, обладают имущественной самостоятельностью. Под этим

понимается не просто наличие или отсутствие имущества у лица, а взаимно

признаваемая возможность иметь имущество в собственности, доходы, пенсии,

пособия и т.п. Это качество учитывается в первую очередь в имущественных

отношениях. Но оно предполагается и в неимущественных. Даже при

охранительном воздействии на конфликтную ситуацию при нарушении личного

блага, например, при защите деловой репутации, возможность возмещения

морального вреда определяется презюмируемой имущественной

самостоятельностью субъекта.

В отношениях несостоятельности может отсутствовать имущественный элемент.

Это, в частности, отношения по самоуправлению кредиторов, где их права

зависят от размера их денежных требований. Иными словами, в зависимости от

размера своего денежного требования кредитор имеет соответствующее право

голоса, которое используется при принятии решения. Причем решения такого

большинства могут приниматься вопреки воле меньшинства. В этой ситуации

имеет место неравное положение участников правоотношений. С другой стороны,

при банкротстве некоторых категорий субъектов предпринимательской

деятельности в качестве участников выступают органы местного

самоуправления, центральные органы исполнительной власти, государственные

органы по вопросам чрезвычайных ситуаций, охраны природы и ядерной

безопасности, по делам надзора за страховой деятельностью и т.д.

Значит ли это, что отношения несостоятельности составляют предмет

административного права?

Предмет административного права составляет широкий комплекс общественных

отношений, которые возникают в связи с реализацией функций государственной

исполнительной власти, управляющей обществом. При этом административному

праву присущи определенные границы правового регулирования — сфера

деятельности органов государственной исполнительной власти, а также

выполнение органами местного самоуправления делегированных государством

функций исполнительной власти.

Отношения, составляющие предмет административного права, имеют следующие

черты:

. возникают только в результате государственно-управленческой (властной)

деятельности;

. обязательное участие в них исполнительно-распорядительного органа

государства;

. всегда являются следствием осведомленной, целенаправленной, волевой

деятельности от имени государства.

Отношения, подпадающие в сферу правового регулирования административного

права, в частности, возникают между:

. органами государственного управления и подчиненными предприятиями,

учреждениями и организациями;

. органами государственного управления и не подчиненными им предприятиями,

учреждениями и организациями.

Административно-правовая концепция исходит из того, что административно-

правовые нормы регулируют управленческие отношения в сферах хозяйственной

деятельности. В связи с этим необходимо заметить, что основными условиями

отнесения общественных отношений к управленческим, составляющим предмет

административного права, являются:

. участие в них соответствующего органа исполнительной власти либо его

представителя;

. связь с осуществлением исполнительной власти.

В отношениях несостоятельности взаимно переплетаются имущественные и

организационные отношения. С одной стороны, основная цель кредиторов

состоит в погашении их денежных требований, с другой — для реализации своей

цели кредиторам необходимо образовать комитет (сообщество), который будет

выступать от имени всех. Следовательно, такого рода отношения имеют отличия

от предмета гражданского и административного права. И вполне закономерен

вопрос о возможности вхождения отношений несостоятельности в предмет

хозяйственного права.

Один из основоположников хозяйственного права В.В. Лаптев утверждал, что

нормами хозяйственного права регулируются как отношения по руководству

хозяйством, так и отношения, возникающие при осуществлении хозяйственной

деятельности. Такие отношения складываются при осуществлении хозяйственной

деятельности (отношения по горизонтали) и при руководстве ею (отношения по

вертикали, хозяйственно-управленческие отношения) между организациями, а

также между их подразделениями и организацией в целом (внутрихозяйственные

отношения).

В.В. Лаптев классифицировал хозяйственные отношения по объекту и субъектам.

По объекту он выделял две группы хозяйственных отношений: связанные с

осуществлением хозяйственной деятельности (правоотношения по горизонтали) и

с руководством хозяйственной деятельности (правоотношения по вертикали). По

субъектам такие отношения классифицируются на правоотношения между

хозяйственными органами и правоотношения, складывающиеся внутри

хозяйственных органов (внутрихозяйственные правоотношения).

Хозяйственные отношения как предмет регулирования состоят из двух элементов

— организационного (организация производства, обмена) и имущественного.

Совокупность хозяйственных отношений, которые возникают между

хозяйствующими субъектами, их контрагентами, органами управления в процессе

организации и осуществления хозяйственной деятельности (производства и

реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг), составляет предмет

хозяйственного права.

Г.Л. Знаменский указывает на особенности хозяйственных отношений. Сочетание

вертикальных и горизонтальных связей укрепляет хозяйственные отношения.

Возможность такого сочетания и тем самым возможность единства хозяйственных

отношений создается тем, что каждая из этих связей (вертикальная или

горизонтальная) не является "чистой": она содержит в себе элементы другой

связи. Если пользоваться другой терминологией, то можно сказать, что

частные (горизонтальные) отношения включают в себя определенное публичное

(вертикальное) начало. То же самое можно сказать и о публичных вертикальных

отношениях — в них учитывается частное начало (частный интерес).

Из приведенных понятий предметов гражданского, административного и

хозяйственного права возникает вопрос: предметом какой отрасли права

являются отношения несостоятельности (банкротства)?

Так, В.С. Щербина считает, что институт банкротства — это институт

хозяйственного права, В.В. Джунь — что это подотрасль, а Н.И. Титов

полагает, что институт банкротства — это комплексный институт. Однако

аргументов в пользу таких выводов авторы не приводят.

Только на основании анализа правовой природы отношений несостоятельности

можно подтвердить или опровергнуть приведенные выводы.

Отношения несостоятельности возникают вследствие неплатежеспособности

хозяйствующего субъекта. Доктрина неплатежеспособности построена на факте

приостановления должником платежей по обязательствам. Как справедливо

заметил дореволюционный российский юрист Г.Ф. Шершеневич, платежная

неспособность возбуждает предположение недостаточности имущества

прекращением платежей, т.е. отсутствием наличных средств для покрытия

предъявленных к исполнению требований.

Доктрина неоплатности состоит в факте превышения размера обязательств

должника над стоимостью его имущества. Однако при использовании такого

критерия возникают затруднения у кредиторов в доказательстве состояния

неоплатности должника, поскольку документы, подтверждающие финансовое и

имущественное состояние должника, у кредитора, естественно, отсутствуют. В

связи с чем Закон в качестве условия для возбуждения дела о банкротстве

(возникновение отношений несостоятельности) прежде рассматривает критерий

неспособности к исполнению текущих платежей. При этом законодатель

предусмотрел определенные количественные и качественные показатели

(временные, видовые и размерные). Решение о выборе конкретных показателей

законодатель основывает на принципах разумности и целесообразности,

учитывая в первую очередь необходимость стабильного торгового оборота и

опираясь на статистические данные.

Далее Закон установил такие признаки неплатежеспособности: неисполнение

денежных требований кредиторов в течение трех месяцев; размер неисполненных

обязательств — 300 минимальных размеров заработной платы.

Следует иметь в виду, что в современном законодательстве о

несостоятельности России, США, Англии, Франции, Германии в качестве

барьерных условий для возбуждения производства по делу о несостоятельности,

как правило, используются показатели, базирующиеся на критерии

неспособности к исполнению текущих обязательств, т.е. неплатежеспособности.

Отношения неплатежеспособности возникают не с момента наступления условий

неплатежеспособности хозяйствующего субъекта, а с момента возбуждения дела

о банкротстве. Именно процессуальный акт (определение) хозяйственного суда

является юридическим фактом, порождающим отношения несостоятельности. Иными

словами, приостановление должником уплаты текущих платежей по денежным

обязательствам является лишь предпосылкой для инициирования производства по

делу о банкротстве.

Еще в 1890 Г.Ф. Шершеневич разделил конкурсное право на две части. Одна

часть носила название материальное конкурсное право, или конкурсное право в

тесном значении слова, и являлась отделом частного, гражданского права.

Другая часть — формальное конкурсное право, или конкурсное производство —

связана с гражданским судопроизводством. Но уже в то время велись дискуссии

об особом конкурсном производстве, о его отличиях от гражданского

судопроизводства и исполнительного производства. Развитию экономических

отношений той эпохи соответствовало конкурсное право, которое в своей

основе содержало ликвидационную процедуру в современном понимании отношений

несостоятельности. Реабилитационных мер в отношении частных хозяйств с

целью восстановления их платежеспособности конкурсное право не содержало.

Задача конкурсного права сводилась к равномерному распределению имущества

должника перед всеми кредиторами. Поэтому деление конкурсного права на

нормы материальные и процессуальные в эпоху Г.Ф. Шершеневича было

оправдано.

Как справедливо заметил В.В. Степанов, в XX веке в структуре

производительных сил произошли значительные изменения. Соответственно

изменился состав и содержание субъектов предпринимательской деятельности. В

США финансовые затруднения железнодорожных компаний явились первопричиной

появления реорганизационных процедур. Такие проблемы возникли в других

странах и в других отраслях промышленности. В связи с чем в национальных

законодательствах о несостоятельности разных стран стали появляться

реабилитационные тенденции. В современных системах несостоятельности в

развитых странах рыночной экономики значительное место занимают

реабилитационные режимы, а конкурсное производство является лишь одной из

процедур.

Закон Украины "О банкротстве" образца 1992 г. по своей сути был нормативным

актом, "принесенным" из эпохи XIX века, с типичным конкурсным правом по

целям и задачам. Поэтому и научные исследования проводились путем анализа

двух видов отношений — материальных и процессуальных. На наш взгляд, такое

деление возможно лишь для ликвидационной процедуры. Ведь отношения

несостоятельности столь многогранны, охватывая огромный спектр деятельности

хозяйствующего субъекта, что ограничиться лишь материальными или

процессуальными аспектами нельзя. С другой стороны, отношения

несостоятельности обладают единством, что не позволяет их четко разделить,

сказав: "Это — исключительно материальные отношения, а это —

процессуальные". Это подтверждает тот факт, что В.В. Джунь при рассмотрении

процессуального механизма института несостоятельности приходит к выводу,

что по методологии влияния на субъектов правоотношений институт

несостоятельности следует рассматривать как подотрасль хозяйственного

права. Иными словами, анализируя процессуальные отношения

несостоятельности, В.В. Джунь делает вывод о материальных отношениях.

Поэтому классификация отношений несостоятельности на материальные и

процессуальные была целиком и полностью оправдана для конкурсного права ХIХ

века. Но эта классификация неприемлема для отношений, вытекающих из

Закона»Украины № 784-ХIV "О восстановлении платежеспособности должника или

признании его банкротом" образца 1999 г., отвечающего всем требованиям

рыночной экономики. Необходима иная классификация отношений

несостоятельности, учитывающая характер правоотношений, исходя из рыночных

тенденций в экономике и правового положения участников этих отношений.

Какие же виды отношений содержит в себе институт несостоятельности? Прежде

всего, два основных вида: имущественные и неимущественные (схема 1).

Имущественным отношениям присущ возмездный элемент, позволяющий

ограничивать их от неимущественных, где отношения лишены признака

товарности. Рассмотрим имущественные отношения.

Схема 1. Классификация отношений несостоятельности по характеру

правоотношений

Имущественные отношения разделяются на два вида: основные и

обеспечительные.

Основные — это такие отношения, где сосредоточены денежные требования

кредиторов как объект института несостоятельности. Денежные требования

составляют основу имущественных отношений, и главная задача института

несостоятельности направлена на то, чтобы такие требования были погашены

или урегулированы.

Обеспечительные отношения нацелены на создание благоприятных условий,

которые способствуют реализации имущественных отношений.

Основные имущественные отношения можно классифицировать по трем видам:

. установлению долга;

. урегулированию долга;

. погашению долга.

Дадим более подробную характеристику этих видов.

Отношения по установлению долга состоят в том, что все денежные требования

кредиторов, независимо от того, были ли по ним решения юрисдикционных

органов, признаны ли они в претензионном порядке, оспариваются ли должником

или нет, подлежат установлению (признанию) судом.

Суть отношений по урегулированию долга состоит в достижении согласия между

кредиторами и должником о порядке и сроках погашения денежных требований в

рамках дела о банкротстве или по его окончанию. Итоги соглашений

закрепляются в плане санации или мировом соглашении.

Отношения по погашению долга уже направлены на решение главной цели —

оплату (погашение) денежных требований. Эти отношения являются уже

реализацией плана санации, мирового соглашения или ликвидационной

процедуры. От того, как осуществляются первые два вида отношений, будет

зависеть и эффективность отношений по погашению долга. Закон

предусматривает целый арсенал средств для погашения денежных требований.

Здесь практически снимаются все ограничения на погашение долга, в том числе

налогового. В данной ситуации денежные требования могут погашаться

соглашением сторон: новацией, отступным, обменом долгов на акции, уступкой

требований, переводом долга и т.д.

Обеспечительные имущественные отношения делятся на такие виды:

. по введению моратория на удовлетворение денежных требований кредиторов;

. по реорганизации или ликвидации должника;

. по отказу от невыгодных длящихся договоров должника;

. по признанию недействительными заинтересованных сделок должника.

Как видно из приведенной классификации, указанные отношения возникают в

результате использования традиционных методов с целью сохранения и

пополнения ликвидационной массы, устранения негативных правовых

последствий, совершенных должником и приведших к процедуре банкротства.

Введение моратория на удовлетворение денежных требований кредиторов

предполагает запрет на самостоятельное погашение должником задолженности

перед кредиторами. Погашение денежных требований кредиторов осуществляется

в рамках процедуры банкротства. Штрафные санкции на такую задолженность в

период действия моратория не начисляются.

Реорганизация и ликвидация должника после возбуждения дела о банкротстве

осуществляется в порядке, установленном Законом. Это возможно в процедурах

санации, ликвидации и мирового соглашения. Но никоим образом единолично

органами управления должника.

Отказ от длящихся договоров и признание недействительными заинтересованных

сделок должника осуществляются по специальным основаниям, указанным

исключительно в Законе. Конечно, в этом случае подрывается стабильность,

незыблемость договоров, но это крайняя мера для достижения главной цели —

обеспечение реализации основных имущественных требований.

Имущественные отношения также делятся на два вида: реабилитационные

(восстановительные) и ликвидационные.

Реабилитационные (восстановительные) — это такие отношения, которые

регулируют процесс восстановления платежеспособности должника с

использованием специальных мер, ставящих своей целью сохранение

хозяйствующего субъекта и полное или частичное погашение требований

кредиторов.

Основной целью реабилитационных отношений является восстановление

платежеспособности должника. Они устраняют все препятствия, мешающие

полноценной платежеспособности, выбирают специальные меры для их

реализации.

Прежняя редакция Закона использовала ликвидационные имущественные отношения

как продолжение исполнительного производства по судебным решениям. В

настоящее время преобладает приоритет реабилитационных отношений над

ликвидационными в случае возможности восстановления платежеспособности

должника, в том числе за счет хозяйственной деятельности предприятия.

Если реабилитационные отношения не привели к искомому результату, то

возникают ликвидационные, направленные на ликвидацию хозяйствующего

субъекта, прекращение его предпринимательской деятельности и реализацию

(распродажу) имущественных активов с целью организованного погашения

требований кредиторов. Ликвидационные отношения возникают как крайняя мера,

если другие возможности погашения (урегулирования) долга кредиторам уже

исчерпаны. Ликвидационными отношениями регулируется порядок и последствия

признания должника банкротом, формирование и реализация ликвидационной

массы, проведение расчетов с кредиторами. Ликвидационные отношения

заканчиваются, как правило, ликвидацией хозяйствующего субъекта как

юридического лица.

Имущественные отношения по основаниям возникновения денежных обязательств

делятся на:

. гражданско-правовые;

. трудовые;

. финансовые.

В основе гражданско-правовых имущественных отношений лежит обязательство

должника уплатить кредитору денежную сумму в соответствии с гражданско-

правовым договором и по другим основаниям, предусмотренным гражданским

законодательством.

В трудовых имущественных отношениях основой является задолженность по

заработной плате и компенсация за ее задержку.

Финансовые имущественные отношения содержат обязательства по оплате налогов

и сборов.

В институте несостоятельности имеют место неимущественные отношения,

возникающие при управлении (руководстве) имущественными отношениями. Такие

отношения можно назвать организационными.

Организационные отношения в институте несостоятельности бывают трех видов:

. самоуправленческие;

. контрольные;

. процедурные.

Самоуправленческие возникают путем образования представительного органа

кредиторов — общего собрания (комитета) кредиторов. Институт

несостоятельности характеризуется наличием огромного числа кредиторов, все

интересы которых должен представлять специальный уполномоченный орган. В

Законе указывается на два таких органа — общее собрание и комитет

кредиторов. Общее собрание только формирует численный и персональный состав

комитета кредиторов. Остальные вопросы, связанные с реализацией

правосубъектности кредиторов, решает комитет кредиторов. Индивидуальные

кредиторы не могут самостоятельно реализовать свои имущественные права.

Только мнение комитета кредиторов учитывается хозяйственным судом при

принятии того или иного решения. Комитет кредиторов представляет общий

интерес большинства кредиторов. Здесь отсутствует принцип консенсуса, то

есть согласия всех кредиторов. Несмотря на то, что комитет кредиторов

выражает интересы всех кредиторов, решения принимаются большинством голосов

не всех кредиторов, а только членов комитета кредиторов. Вместе с тем Закон

обязывает учитывать мнение меньшинства в случае, когда принимается решение

о заключении мирового соглашения, где возможны варианты отсрочки, прощения

долга. В такой ситуации условия меньшинства не должны быть хуже, чем

условия большинства кредиторов (ст.36 п.3 Закона). Через комитет кредиторов

частный интерес отдельного индивида (кредитора) становится общим

(публичным) интересом. Путем различного механизма принятия решений комитет

кредиторов разрешает конфликт интересов среди самих кредиторов, и, как

следствие, общность кредиторов имеет только одно мнение. Иными словами,

комитет кредиторов управляет (руководит) кредиторами на основе Закона. Все

кредиторы, даже если они не согласны с мнением большинства, обязаны

подчиниться мнению комитета кредиторов.

Сам комитет кредиторов обладает определенными властными функциями в

институте несостоятельности. Прежде всего, комитет кредиторов дает согласие

арбитражному управляющему на совершение существенных сделок или

заинтересованных сделок на изменение порядка реализации имущества в

ликвидационной процедуре. Именно комитет кредиторов путем обязательных для

суда ходатайств предлагает кандидатуры арбитражных управляющих. Выбор

конкретной судебной процедуры — санации, ликвидации или мирового соглашения

— осуществляется комитетом кредиторов. Иными словами, комитет кредиторов

частично выполняет функции собственника хозяйствующего субъекта и должника.

Все эти функции закреплены в Законе.

Комитет кредиторов участвует в выборе такого субъекта института

несостоятельности, как арбитражный управляющий. Хозяйственный суд только

оценивает кандидатуру арбитражного управляющего на предмет соответствия

формальным требованиям Закона и назначает на должность. Таким образом,

арбитражный управляющий по своей сути остается представителем комитета

кредиторов. Функции арбитражного управляющего совпадают с аналогичными

функциями руководителя должника и собственника. В процедуре распоряжения

имуществом арбитражный управляющий дает согласие руководителю должника на

совершение ряда сделок. В процедурах санации и ликвидации функции

собственника (органов управления) и руководителя должника прекращаются и

сосредоточиваются в одних руках — у арбитражного управляющего. Так,

арбитражный управляющий в процедуре санации вправе самостоятельно заключать

договора, принимать решения о реорганизации хозяйствующего субъекта, об

обмене долгов на акции. Единственное условие, которое необходимо при этом

соблюдать, — все мероприятия управляющего санацией должны быть закреплены в

плане санации. Однако осуществление функций собственника (органа,

уполномоченного управлять имуществом) арбитражным управляющим носит

временный характер — до окончания соответствующей судебной процедуры или

дела о банкротстве.

Таким образом, арбитражный управляющий в институте несостоятельности — это

орган временного руководства должника и его действия являются реализацией

организационных правоотношений.

Контрольные отношения как разновидность организационных имеют свою

особенность. В процедуре распоряжения имуществом контроль и надзор за

имущественными действиями должника осуществляет распорядитель имущества. Он

следит за имущественно-финансовым состоянием должника и доводит до сведения

комитету кредиторов и хозяйственному суду. В процедурах санации и

ликвидации арбитражный управляющий уже не выполняет контрольные функции,

так как сам выступает органом управления должника.

Комитет кредиторов осуществляет контроль за имуществом должника и

арбитражным управляющим. Так, управляющий санацией ежеквартально

отчитывается перед комитетом кредиторов (ст. 18 п.7 Закона), а в дальнейшем

представляет на одобрение общего собрания письменный отчет (ст.21 п.1

Закона).

В ликвидационной процедуре ликвидатор уже ежемесячно представляет отчет

комитету кредиторов о своей деятельности, информацию о финансовом положении

и имуществе должника (ст.30 п. 11 Закона). Если руководитель должника или

управляющий санацией, ликвидатор, ненадлежащим образом исполняет свои

обязанности в части сохранности имущества или нарушает законодательство, то

комитет кредиторов может ходатайствовать перед хозяйственным судом о

прекращении полномочий указанных лиц (ст. 13 п.6; ст.27 п.6 Закона).

Государственный орган по вопросам банкротства также осуществляет

контролирующие функции. Так, ликвидатор обязан по требованию госоргана по

вопросам банкротства предоставлять необходимые сведения в отношении

проведения ликвидационной процедуры (ст.30 п. 12 Закона).

Если арбитражный управляющий в результате неисполнения или ненадлежащего

исполнения своих полномочий причинит убытки должнику или кредиторам и этот

факт будет установлен хозяйственным судом, то госорган по вопросам

банкротства может лишить такое лицо лицензии (ст. 12 п.6 Закона).

Контрольные отношения возникают и у хозяйственного суда. Им осуществляется

контроль за соблюдением законодательства всеми участниками института

несостоятельности. Контроль суда осуществляется путем установления

(признания) денежных требований кредиторов, назначения на должность

арбитражного управляющего, утверждения плана санации, отчетов управляющего

санацией и ликвидатора, мирового соглашения. Если процессуальные документы

участников института несостоятельности не соответствуют требованиям

законодательства, то суд их не утверждает.

В то же время суд может потребовать предоставления информации о финансово-

имущественном состоянии должника у арбитражного управляющего или может

назначить экспертизу (ст. 11 п.7; ст. 13 п.9; ст.30 п. 12 Закона). Кроме

того, суд рассматривает жалобы на действия участников ликвидационной

процедуры (ст.24 п.9), а также на работу арбитражного управляющего (ст. 17

п.8; ст.27 п.6; ст.30 п. 13 Закона). Если арбитражный управляющий

ненадлежащим образом исполняет свои обязанности, то суд вправе прекратить

его полномочия.

К сожалению, хозяйственный суд не может прекращать полномочия комитета

кредиторов или отменять его решения, если представительный орган не

соблюдает требования Закона. В случае обнаружения нарушений Закона при

принятии решения комитетом кредиторов суд может не принять во внимание

ходатайство, решения комитета и провести вновь все необходимые мероприятия

в соответствии с требованиями Закона.

Процедурные отношения представляют собой порядок рассмотрения дела о

банкротстве в суде. Такие отношения несут на себе процессуально-правовую

нагрузку. К процедурным следует отнести отношения, определяющие порядок

инициирования дела о банкротстве, назначения арбитражных управляющих,

порядок предъявления и признания денежных требований кредиторов, введения

судебных процедур (распоряжения имуществом, санации, ликвидации, мирового

соглашения), порядок погашения денежных требований кредиторов и обжалований

судебных актов и др. Процедурные отношения закрепляют порядок реализации

имущественных отношений несостоятельности.

Через процедурные отношения возникают, изменяются и прекращаются

имущественные отношения. Если процедурные отношения возникают с момента

подачи заявления кредитором или должником о возбуждении дела о банкротстве,

то имущественные отношения являются следствием (наступают) вынесении

хозяйственным судом определения о возбуждении дела о банкротстве. Именно

процессуальный акт "дает жизнь" имущественным отношениям. И, как

справедливо заметил Г.Ф. Шершеневич, "в дальнейшем развитии конкурсного

производства материальные положения тесно переплетаются с формальными и

создают общую неразрывную систему".

По субъектному составу отношения несостоятельности квалифицируются на

горизонтальные и вертикальные (схема 1.1.2). Горизонтальные отношения

возникают между кредитором и должником. Если кредитором может быть любое

физическое или юридическое лицо, то должником — только субъект

предпринимательской деятельности. Отношения между кредитором и должником

строятся в двух плоскостях.

Схема 1.1.2. Классификация отношений несостоятельности по субъектному

составу

В первой плоскости отношений лежит основное (несостоятельное)

обязательство. В таких отношениях кредитор ущемляется в правах. Его

требования подлежат удовлетворению в порядке, определенном Законом. На все

время процедуры банкротства на требования кредиторов не начисляется

неустойка (штраф, пеня) и убытки. Длящиеся договора кредиторов могут быть в

одностороннем порядке расторгнуты, а сделки, где имеется

заинтересованность, — признаны недействительными. С другой стороны, должник

не вправе самостоятельно погашать денежные требования кредиторов,

осуществлять сделки. Однако должник меньше ущемляется в своих имущественных

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты