Рефераты

Возможности реализации зарубежных (американских и европейских) программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями

Эта программа включает выплаты: пенсионерам (после 67 лет), вдовам, детям (до 18 лет), нетрудоспособным, по болезни, медицинские и повседневные выплаты во время болезни и после родов, еженедельные выплаты по безработице (до 80 недель), за производственные травмы, матерям- и отцам-одиночкам.

Большая часть деятельности региональных, областных советов -- это ответственность за институты охраны здоровья, которые включают: госпитали, ясли, учреждения для умственно отсталых и психически больных. Общее число мест в этих институтах 153 на 10 тыс. жителей.

На муниципальном уровне деятельность в области охраны здоровья и социальной работы регулируют некоторые акты. Каждый муниципалитет должен иметь социальные офисы, которыми люди могут пользоваться. Социальные офисы предоставляют широкий спектр услуг, основываясь на соответствующих законодательных актах.

Социальная защита по акту 1964 г. предусматривает предоставление социально-экономической помощи тем, у кого нет права на какие-либо выплаты, на пенсию по схеме национального страхования и кто не способен поддерживать свое существование. Экономическая помощь может быть оказана в виде пособия, ссуды или дотации, например для проезда студентов во время каникул. Информация, советы и денежная помощь -- главные направления в работе по этому акту.

Основная задача социальной защиты детей -- «дать детям (до 18 лет), которые живут в условиях, разрушающих их здоровье и развитие, необходимую помощь и защиту» и «требовать охраны хороших условий жизни для детей». Каждый муниципалитет имеет отдел по защите детей, который несет ответственность за выполнение соответствующих мер. Работа ведется на трех уровнях: основные профилактические меры, профилактические меры в семьях и защитные меры.

Цель основных профилактических мер -- улучшать жизненные условия детей. Применительно к практической социальной работе это выполняется через общественную работу, открытие детских площадок, детских садов, молодежных клубов или решение транспортных проблем, восстановление домов и т. д.

Важно заметить, что эти основные профилактические меры выходят за пределы работы социальных офисов и включаются в общие планируемые процессы административных систем в муниципалитетах.

В семьях, где дети живут «в неблагоприятных условиях», которые негативно влияют на их здоровье, профилактические меры таковы: семейный надзор, поддержка и совет семье, экономическая поддержка, помощь в решении каких-либо школьных проблем или обеспечение местами в яслях или детском саду для улучшения ситуации в семье, чтобы родители получили возможность дать детям необходимое воспитание.

Но «если родители не могут заботиться о своих детях», отдел по защите детей берет на себя ответственность по их защите, воспитанию и помещению в приемные семьи или детские дома. В большинстве случаев эти меры временные, так что если ситуация меняется к лучшему, то ребенок может вернуться обратно в семью.

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США и странах Европы является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

3. ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПРОГРАММ ЛЬГОТНОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ДЕТЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

3.1 Виды стоматологической помощи, оказываемые в рамках программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями

1. Стоматологическая помощь.

Прием стоматолога профилактический и медико-социальный.

Прием стоматолога диспансерный, лечебный, диагностический.

Прием стоматолога консультативный

Посещение стоматолога на дому с автотранспортом (к инвалидам I гр. и больным с высокой температурой).

Лечение некариозных поражений твердых тканей зуба, кариеса, пульпита, периодонтита.

Реставрация зубов фотокомпозитами отечественного производства детям инвалидам.

Лечение при травматическом повреждении зуба.

Лечение заболеваний слизистой оболочки полости рта.

Лечение заболеваний пародонта.

Удаление зубного камня и мягких зубных отложений.

Покрытие фторлаком.

Реминерализирующая терапия

Герметизация фиссур.

Проведение профессиональной гигиены

Обучение гигиене полости рта

Контроль гигиены полости рта с использованием индикаторов.

Составление плана профилактики.

Вскрытие абсцесса внутриротовым разрезом.

Лечение альвеолита с кюретажем лунки.

Обнажение коронки ретенированного зуба.

Послеоперационная перевязка.

Остановка кровотечения.

Хирургическая обработка раны с наложением швов.

Иссечение "капюшона" при перикоронарите.

Лечение заболеваний слюнных желез.

Операция удаления кист челюстей и мягких тканей.

Операция резекции верхушки корня.

Операция пластики уздечки верхней губы и языка (детям до 12 лет).

Взятие тканей для биопсии

Удаление зубов

Вправление вывиха, подвывиха ВНЧС.

Аппликационная, инфильтрационная, проводниковая анестезия.

Наркоз внутривенный, масочный.

Прием ортодонта консультативный, лечебный, диагностический для детей до 15 лет при ортодонтическом лечении и ретенции с использованием съемной внутри- и внеротовой аппаратуры, отдельных элементов несъемной аппаратуры (крючки, балки, кольца, коронки)

Профилактика аномалии лицевого скелета, функциональное лечение.

Пришлифовка и сепарация зубов

Наложение пращи.

Серебрение кариозных полостей.

2. Помощь вспомогательных служб.

Лабораторный этап изготовления ортодонтических аппаратов и зубных протезов детям-сиротам, детям-инвалидам.

Рентгенологические исследования.

Физиотерапевтическое лечение по медицинским показаниям (по направлению лечащего врача).

Вопрос об организации стоматологической помощи инвалидам г.Екатеринбурга является актуальным для стоматологической помощи службы города.

Данный вопрос был рассмотрен на заседание Городской думы, было принято решение, касающееся оказания стоматологической помощи детям с ограниченными возможностями:

- организовать доставку детей-инвалидов в муниципальные учреждения здравоохранения, оказывающие стоматологические услуги.

- предусмотреть при предусмотреть средства на общее обезболивание при проведении стоматологического лечения детей-инвалидов и организацию их доставки в муниципальные учреждения здравоохранения, оказывающие стоматологические услуги.

Помощь малоподвижным инвалидам на дому не может быть организована, так как это связано с повышенным риском для жизни и здоровья пациентов, так как во-первых, невозможно создать асептические и антисептические условия на дому, что связано с развитием воспалительных осложнений.

Во-вторых, при проведении стоматологических манипуляций возможны осложнение в виде аллергических реакций, гематом, повышения артериального давления, порезов ветвей челюстно-лицевых нервов.

В-третьих, сложное вмешательство требует определенного набора инструментов, оборудования. В настоящее время стоматологические клиники города не располагают необходимым оборудованием для оказания неотложной помощи на дому. Безопасная эксплуатация данного оборудования невозможна в домашних условиях.

Оказание квалифицированной стоматологической помощи требует проведения дополнительных методов исследования для постановки диагноза и оценки соматического состояния больного (рентгеновского исследования невозможно в домашних условиях).

Оказание стоматологической помощи на дому должно проводиться при наличии соответствующего заключения от лечащего врача, поэтому стоматологическое вмешательство для детей-инвалидов требует специализированной и квалифицированной помощи, что возможно только в условиях стоматологической поликлиники с возможностью вызова бригады скорой помощи.

С учетом вышеизложенного можно предложить алгоритм оказания неотложной стоматологическо1й помощи детям-инвалидам:

1. Основанием для выезда врача-стоматолога детского на дом является обращение пациента или его родственников в регистратуру стоматологической поликлиники по месту жительства.

2. Показаниями для выезда специалиста на дом являются неотложные состояния, связанные с заболеванием зубов и полости рта.

3. Врач-стоматолог детский на дому определяет общее состояние ребенка, предварительный диагноз и объем предполагаемого вмешательства.

4. В зависимости от конкретной ситуации транспортируется в поликлинику для оказания квалифицированной стоматологической помощи в необходимом объеме.

Ограничение подвижности ребенка не должно нарушать его права на получение качественной специализированной стоматологической помощи.

5. Оказание экстренной и плановой стоматологической помощи детям с ограниченными возможностями и детям-инвалидам осуществляется во всех стоматологических поликлиниках без очереди, бесплатно в рамках Территориальной программы государственных гарантий.

6. Транспортировка детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями осуществляется через Центры социального обслуживания.

3.2 Реализация программ международной стоматологической ассоциации (FDI) для детей с ограниченными возможностями

Стоматологическая помощь детям-инвалидам требует учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Новые программы профилактики стоматологических заболеваний помогает решать эту проблему.

ЗАЯВЛЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ АССОЦИАЦИИ (FDI)

Стоматологическая помощь инвалидам Принято Генеральной Ассамблеей FDI 18 сентября 2003 года

1) Заявление делегации FDI поддерживает принцип, согласно которому каждый человек должен иметь доступ к наилучшей медицинской помощи для достижения оптимального стоматологического здоровья.

2) В международных этических принципах стоматологии, разработанных FDI, указано, что профессиональный стоматолог должен защищать стоматологическое здоровье пациентов независимо от их состояния.

3) FDI поддерживает декларацию ООН о том, что инвалиды не должны подвергаться дискриминации в отношении доступа к медицинскому обслуживанию.

4) Стоматологическая помощь инвалидам должна осуществляться по тем же нормам, которые существуют для людей без инвалидизации, с учетом последствий заболеваний полости рта и/или их лечения для инвалидов.

5) Стоматологическое здоровье инвалидов должно поддерживаться путем просвещения в этой области и профилактики заболеваний полости рта.

6) Сотрудничество с разработчиками методик и другими заинтересованными сторонами должно быть частью единой стратегии развития и осуществления стоматологической помощи инвалидам.

Основные авторы:

доктор Питер Свис

Представлено:

Специальным комитетом FDS по вопросам инвалидности и стоматологического здоровья Специальным комитетом FDI по этике и законодательству в области стоматологии Ссылки Заявление корейской стоматологической ассоциации «Моральный кодекс стоматологов по отношению к инвалидам»

Государственная детская программа по ОМС

Существует государственная детская программа по ОМС (обязательному медицинскому страхованию) -она предусматривает осмотр и удаление молочных зубов при острой боли. Лечение молочных зубов - по согласованию с родителями - платное как в государственных, так и в частных клиниках.

На мой взгляд, государственная детская стоматологическая программа должна заключаться в предоставлении детям бесплатного стоматологического обслуживания в полном объеме: это лечение и удаление зубов, услуги ортодонта, пародонтолога, консультирование. Так как детьми у нас считаются те, кто не достиг 15-летнего возраста, то протезирование, на мой взгляд, в детскую стоматологическую программу включать смысла не имеет.

Естественно, должны быть и профилактические государственные программы, хотя на них сейчас средств не выделяется. В плане профилактики производится только консультативная помощь врача по уходу за зубами с молочным и сменным прикусом. А нужно было бы проводить регулярные профилактические осмотры -- два раза в год и лечение зубов по медицинским показателям (при необходимости).

Такими мероприятиями, как фторирование воды в масштабах государства, города или района, нужно заниматься очень осторожно. Важно все правильно рассчитать. Например, переизбыток фтора может вызывать флюороз зубов. У нас в России воду не фторируют -- государственной программы по фторированию воды и продуктов нет.

3.3 Реализация зарубежных программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями на территории Российской Федерации

Последние 15 лет отечественная стоматология готовилась к тому, чтобы лишиться государственного финансирования. И она стала одной из первых медицинских отраслей, которая вынуждена была начать жить по законам рынка.

Сегодня даже обычным стоматологическим поликлиникам приходится до 75% необходимых средств

зарабатывать самостоятельно - государственные средства составляют только около 25 % бюджета. поликлиники. Стоматологические услуги -- это товар, наличие во рту дорогих коронок не влияет на выживание. Даже в СССР были и хозрасчетные стоматологические лечебницы, и отдельные платные кабинеты в обычных поликлиниках. Платными были услуги, не связанные с лечением кариеса: услуги ортодонта, пародонтолога.

Именно благодаря развитию коммерческой стоматологии у нас в стране начали выпускать композитные материалы, использовать металлокерамические протезы, развивать современные технологии и наконец-то стали перед лечением делать анестезию. Но тем не менее есть такие отрасли стоматологии, которые должны оставаться некоммерческими даже сейчас -- иначе это может отразиться на здоровье нации. Например, лечение и профилактика кариеса должны быть бесплатными для наименее социально защищенных групп населения, в первую очередь для детей. Так же как и помощь стоматолога при острой боли.

По статистике, в России происходит в среднем 150 млн. посещений стоматолога в год, из них 20% приходится на детскую стоматологию. А Сегодня бесплатная помощь осуществляется в пределах, которые обеспечивает государство -- это от 30 до 200 рублей на человека в год. В платной стоматологии за эти деньги можно только пройти осмотр

Волгоградская область

50 матерей детей-инвалидов в рамках проекта «Улыбнись, мама!» получили помощь стоматологов Волгограда, Волжского и районных центров области. По приблизительным подсчетам эта помощь оценивается в 660 тыс. рублей.

Реакция врачей на предложение инициаторов принять участие в проекте была практически 100-процентно положительной. Только 2 врача частной практики отказались участвовать в этой акции. Все остальные специалисты продемонстрировали единодушие в понимании проблем женщин, которые ради здоровья ребенка отказывают себе в не только в нарядах и украшениях, но и в поддержании собственного здоровья. До сих пор представители данной социальной группы о стоматологическом протезировании могли только мечтать, так как весь их семейный бюджет уходил на элементарные нужды и лекарства. Благодаря отзывчивости врачей, их готовности к добровольческому труду эти женщины, обретя очаровательные улыбки, стали увереннее в себе и активнее в решении проблем своих детей. Это особенно актуально в данный момент, так как 2006 год объявлен в Волгоградской области «Годом матери и ребенка».

Организаторами и инициаторами проекта являются 3 общественные организации региона: ВГОБФ «Дети в беде»», ВООБО «Общество помощи детям им. Выготского» и Ассоциация содействия детям-инвалидам Центрального района Волгограда.

Большую помощь в координации проекта руководители общественных организаций получили от главного стоматолога г.Волгограда А.Г. Шерстюка, главного стоматолога области К.Ю. Салямова, от президента «Первой общероссийской ассоциации врачей частной практики» Засядкиной Е.В. А матери детей-инвалидов с большой теплотой отзываются о работе специалистов стоматологических клиник «Медас», «Медиком СБТ», «Керамика», «Стене», Стома-С», «Вита-Дент», «Ольга», «Джина», «Стоматология на Новороссийской», «Стоматология Клиника» и др. Всего в проекте приняли участие 8 муниципальных поликлиник, 15 частных клиник Волгограда и 9 Волжского. Приложение № 8 к Территориальной программе государственных гарантий оказаний гражданам РФ

Псков

10 января 2001 года в Пскове начинается программа профилактики зубных заболеваний. В программе примут участие семь тысяч псковских школьников, в числе которых воспитанники Псковского лечебно-педагогического центра для детей-инвалидов (ЛПЦ) и школы-сада №6 для детей с опорно-двигательными нарушениями. Для подготовки программы Псков посетила делегация стоматологов из Швеции (округ Даларна). Особое внимание врачи уделили участию ЛПЦ и школы-сада №6. Дело в том, что профилактика зубных заболеваний у детей-инвалидов сопряжена с трудностями. Во-первых, дети часто не в состоянии заниматься профилактикой зубных заболеваний без посторонней помощи. Во-вторых, они могут лечить зубы только под общим наркозом и, в этом случае, требуется стационарное лечение. Поэтому на встрече шведских стоматологов с представителями ЛПЦ и школы-сада речь шла об особых методах профилактики для детей-инвалидов. Кроме участия школьников, в результате программы Псковская область получит подготовленных стоматологов-гигиенистов. 25-26 августа в Тарту (Эстония) пройдет конференция международной "Программы изучения бассейна реки Нарва". Агентство «Nota Bene», Псков 30.11.1999

Сегодня государству вполне по силам снизить уровень заболевания кариесом среди населения, но для этого нужна государственная профилактическая программа. Вообще стоматологическая программа на государственном уровне нужна и взрослым, и детям. ВОЗ -- Всемирной организацией здравоохранения -- разработаны специальные рекомендации по сохранению здоровых зубов. И они внедряются в зарубежных странах на государственном уровне. Если следовать этим рекомендациям с раннего возраста - кариеса не будет.

Государственная программа включает в себя осмотр и лечение детей школьных и дошкольных учреждений врачами государственных клиник , чтобы государственная программа стала лучше, нужна материальная поддержка. И это должно быть не только лечение кариеса. Услуги ортодонта и пародонтолога тоже должны быть включены в государственную программу.

Консультации и работа ортодонта приносят больше пользы, когда они проводятся с раннего возраста. Первая консультация ортодонта должна проходить в 6-летнем возрасте, когда доктор дает соответствующие рекомендации по лечению и исправлению прикуса и профилактике пародонтита.

Остается проблемой внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний у детей с ограниченными возможностями. В настоящее время около 80% детских стоматологических поликлиник работают в системе обязательного медицинского страхования. Следует отметить, что с учетом использования современных технологий, стоимость лечения ребенка объективно столь высока, что существующие возможности оплаты в системе ОМС не могут в полной мере обеспечит реального покрытия стоимости лечения. Коллегия Министерства Здравоохранения РФ, Решение, Протокол от 21.10.2003 г

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Результаты данного дипломного исследования свидетельствуют о достижении его основных целей и предполагаемых ими задач, в соответствие с которыми сделан ряд существенных и взаимосвязанных выводов:

Основная цель социальной защиты -- сохранение здоровья и жизни клиентов, а значит, это также и медицинская задача. Любые услуги социальной защиты так или иначе защищают здоровье и жизнь обездоленных лиц. для детей-инвалидов характерен высокий уровень стоматологической заболеваемости и потребности в лечении. Неудовлетворительное качество оказания стоматологической помощи таким детям обусловлено не только особенностями патогенеза основного заболевания, но и отсутствием стройной системы организации стоматологической и лечебно-профилактической помощи данной категории детей.

Страховая медицина в США значительно отличается от западно-европейской. Конституция США не предусматривает государственного обеспечения медицинской помощью всех граждан, кроме социально незащищенных слоев населения. Социальное страхование и государственное вспомоществование являются двумя основными формами государственной системы социального обеспечения. Главное различие между ними состоит в разных источниках финансирования.

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США и странах Европы является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

Стоматологическая помощь детям-инвалидам требует учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Новые программы профилактики стоматологических заболеваний помогает решать эту проблему.

Подъем экономики России и повышение внимания государства к проблемам детей с ограниченными возможностями привело к увеличению финансирования государством программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями. Вывод: на территории Российской Федерации данные программы успешно реализуются.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Арасланова Е.А. Опыт работы Центра реабилитации для детей-инвалидов с аномалиями умственного развития, воспитывающихся в семьях. // Вестник психосоциальной и реабилитационной работы. 1997. - № 3.

2. Беляева Л.А., Беляева М.А. Категории "социальная работа" и "социально-педагогическая деятельность" в их взаимосвязях. / Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 3 Екатеринбург, 1998.

3. Беляева Л.А. Философия воспитания как основа педагогической деятельности. Екатеринбург, 1993.

4. Гордеева М. Права детей будут защищены. // Социальное обеспечение. 2000. - № 3.

5. Галагузова М.А. Категориально-понятийные проблемы социальной педагогики. / Понятийный аппарат педагогики и образования. Вып. 3. Екатеринбург,1998.

6. Гуров В.Н. Опыт организации социально-педагогической работы // Педагогика. 1993. - № 3.

7. Гуслова М. Семейные клубы и реабилитация. // Социальное обеспечение. 2000.

8. Григорьева С.И., Гуслякова Л.Г. Организация летнего отдыха детей с ограниченными возможностями в условиях загородного лагеря. М., 1998.

9. Дементьева Н.Ф., Устинова Э.В. Роль. И место социальных работников в обслуживании инвалидов и пожилых людей. Тюмень, 1995.

10. Дементьева Н.Ф., Исаева П.Н. Социальная работа с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями. М., 1998.

11. Дети-инвалиды. / Нормативные акты. М., 1996.

12. Волжанина О.И. Если ваш ребёнок не такой, как другие… М., 1997.

13. Журавлева И.В. Отношение населения к здоровью. -- М., 2003.

14. Забара Е.А. Дети с отклонениями в развитии. М., 1997.

15. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями. Методические рекомендации. Санкт-Петербург, 1998.

16. Маллер А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями. - М., 1996.

17. Медведева Н.М. Вестник по вопросам организации реабилитационной работы с детьми, подростками и молодёжью. Вып. 1. Сургут, 1987.

18. Медведева Н.М. Вестник по вопросам организации реабилитационной работы с детьми, подростками и молодёжью. Вып. 4. Сургут, 1988.

19. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Алмазов Б.Н., Беляева М.А., Бессонова Н.М. / Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева. - М.: Издательский центр "Аккадемия", 2000.

20. Лисицын Ю.П. Здоровье населения и современные теории медицины. - М., 1982.

21. Личко А.Е. Искусство жизненного успеха по М. Монтессори. Из опыта работы дошкольных учреждений. М., 1996.

22. О положении детей в Российской Федерации. Государственный доклад 1995г. М., 1996.

23. Основные направления государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации. / Нормативные акты. М., 1995.

24. Основы социально-медицинской работы/Под ред. проф. Е.А. Си-гиды. -- М., 1998.

25. Основы социальной работы: Учебник. / Отв. ред. Д.П. Павленок. - М., 2006.

26. Пособие и льготы гражданам с детьми. Под ред. Азаровой Е.Г. / Нормативные акты. М., 1997.

27. Реабилитация и экспертиза детей с ограниченными возможностями. Информационно-аналитические материалы Саратовской области Всероссийской научно-практической конференции. Саратов, 1999.

28. Сборник научно-методических материалов для службы формирования здорового образа жизни. -- М., 1991.

29. Сборник нормативных актов по вопросам социальной защиты населения, семьи и детства. -- М., 1993.

30. Социальная поддержка инвалидов Ханты-Мансийского автономного округа на 2000-2003 годы. Окружная программа. Ханты-Мансийск, 2002.

31. Социальная защита инвалидов. Районная программа. Советский, 2000.

32. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000.

33. Социальная работа в учреждениях здравоохранения.-- М., 1992.

34. Социальные льготы для ветеранов и инвалидов. / Нормативные акты. М., 1996.

35. Трач Н., Харитонова Е. День за днём. // Социальное обеспечение. 2000. - № 1, № 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

КОЛЛЕГИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

ПРОТОКОЛ

21 октября 2003 г.

N14

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТСКОМУ НАСЕЛЕНИЮ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Проблема высокой стоматологической заболеваемости детей и подростков в России остается одной из наиболее острых и актуальных проблем, представляющих реальную угрозу состоянию здоровья детей.

Особенностью стоматологической заболеваемости у детей на современном этапе является высокая распространенность и интенсивность поражения зубочелюстной системы, одновременное развитие нескольких самостоятельных видов патологии: кариозного поражения зубов, воспалительных заболеваний пародонта, зубочелюстных аномалий и деформаций. Хроническое прогрессирующее течение этих патологических процессов, в свою очередь, приводит к формированию очагов хронической одонтогенной инфекции, нередко являющихся причиной роста болезней желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, а также инфекционно-аллергических состояний.

За последние годы Министерством здравоохранения Российской Федерации и органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации проведена определенная работа по повышению качества стоматологической помощи детскому населению, дальнейшему расширению сети стоматологических учреждений и оснащению их современной медицинской техникой, расширению подготовки стоматологических кадров, внедрению современных организационных форм и технологий медицинского обеспечения детей с заболеваниями полости рта, созданию специализированных центров для детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области. Разработаны и реализуются региональные программы, направленные на развитие детской стоматологической службы.

В то же время, в связи с характером и особенностями питания детей, состоянием окружающей среды, низкой информированностью населения по вопросам профилактики, стоматологическая заболеваемость детского населения Российской Федерации остается высокой.

Недостаточно осуществляется развитие сети детских стоматологических поликлиник, отделений, кабинетов в амбулаторно-поликлинических учреждениях, а также коечного фонда для оказания стоматологической помощи детям, не принимается эффективных мер по укреплению материально-технической базы детских стоматологических учреждений. Недостаточна укомплектованность детскими врачами стоматологами, средним и младшим медицинским персоналом. Отмечаются серьезные отставания в развитии стоматологической помощи детям в сельской местности.

Остается проблемой внедрение программ профилактики стоматологических заболеваний у детей и подростков. Не принимаются действенные меры по улучшению образования и гигиенического воспитания населения по вопросам предупреждения заболеваний челюстно-лицевой области.

В настоящее время около 80% детских стоматологических поликлиник работают в системе обязательного медицинского страхования. Следует отметить, что с учетом использования современных технологий, стоимость лечения ребенка объективно столь высока, что существующие возможности оплаты в системе ОМС не могут в полной мере обеспечить реального покрытия стоимости лечения сложных форм патологии.

В тоже время квоты, выделяемые на высокотехнологичные, дорогостоящие виды стоматологической помощи (челюстно-лицевая хирургия) используются органами управления здравоохранением субъектов Российской Федерации недостаточно эффективно.

В связи с изложенным, с целью совершенствования организации стоматологической помощи детям

КОЛЛЕГИЯ РЕШАЕТ:

1. Считать повышение качества оказания стоматологической помощи детям одной из важнейших задач деятельности службы охраны материнства и детства Министерства здравоохранения Российской Федерации, органов управления и учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации.

2. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А. Корсунский), консультативному совету Минздрава России по стоматологической помощи детскому населению

В срок до 30.12.2003 доработать модель территориальной комплексной программы "Детская стоматология" с включением в нее разделов: профилактика и лечения кариеса, его осложнений и болезней пародонта; ортодонтия; челюстно-лицевая хирургия.

В срок до 30.12.2003 разработать и представить на утверждение проект клинических протоколов "Ведение детей, страдающих стоматологическими заболеваниями".

В срок до 30.04.2004 подготовить информационное письмо "О методах профилактики заболеваний челюстно-лицевой области и полости рта у детей в условиях дошкольных и учебных заведений всех типов".

В срок до 30.12.2004 провести Всероссийскую научно-практическую конференцию детских стоматологов "Профилактика и лечение кариеса, его осложнений и болезней пародонта. Ортодонтия. Челюстно-лицевая хирургия"

Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А. Корсунский), Департаменту профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов в здравоохранении (С.Б.Шевченко), Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин) в срок до 01.06.2004 подготовить проект приказа "О повышении эффективности оказания стоматологической помощи детям".

Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А. Корсунский), Департаменту профессиональной подготовки и развития кадровых ресурсов в здравоохранении (С.Б.Шевченко):

В срок до 30.06.2004 представить предложения по внесению дополнений в программы подготовки специалиста среднего звена - гигиениста стоматологического в части профилактики заболеваний полости рта у детей.

В срок до 30.06.2004 в соответствии с установленным порядком внести предложения по дополнению перечня врачебных специальностей следующими специальностями: стоматолог- терапевт детский, стоматолог-хирург детский.

5. Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А. Корсунский), Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин), Московскому НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России (А.Д. Царегородцев) в срок до 15.12.2003 организовать на базе Медицинского центра новых информационных технологий Московского НИИ педиатрии и детской хирургии Минздрава России отделение мониторинга диспансеризации детей.

6. Департаменту профессиональной подготовки развития кадровых ресурсов в здравоохранении (С.Б.Шевченко), Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А. Корсунский), Московскому государственному медико-стоматологическому университету Минздрава России (Н.Д. Ющук) в срок до 01.06.2004 рассмотреть вопрос о целесообразности открытия кафедр (курсов) ортодонтии на стоматологических факультетах.

Департаменту организации медицинской помощи населению (А.В.Смирнов), Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А. Корсунский) в срок до 30.06.2004 подготовить предложения по введению дополнений в учебно-отчетную документацию деятельности лечебно-профилактических учреждений и формы федерального государственного статистического наблюдения по оказании стоматологической помощи детям.

Департаменту организации медицинской помощи населению (А.В.Смирнов), Департаменту экономического развития здравоохранения, управления финансами и материальными ресурсами (М.Е.Путин), Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А. Корсунский) в срок до 30.04.2004 рассмотреть вопрос о внесении дополнений в "Программу государственных гарантий оказания медицинской помощи гражданам Российской Федерации" в части увеличения объемов стоматологической помощи детскому населению.

9. Пресс-службе Минздрава России (А.А.Жаров), Управлению организации медицинской помощи матерям и детям (А.А. Корсунский) обеспечивать регулярное освещение в средствах массовой информации вопросов образования и гигиенического воспитания населения по профилактике стоматологических заболеваний у детей.

10. Представителям Министерства здравоохранения Российской Федерации в федеративных округах в 2004 рассмотреть на заседании Координационных советов вопросы о состоянии стоматологической помощи детям.

11. Рекомендовать руководителям органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации:

11.1. В срок до 01.11.2004 г. проанализировать организацию и качество оказания стоматологической помощи детям и заслушать на коллегиях.

11.2. Совместно с органами управления образованием продолжить развивать сеть школьных стоматологических кабинетов.

Принять меры по улучшению оказания стоматологической помощи детям, в том числе проживающим в сельской местности.

Обеспечить дальнейшее внедрение мониторинга и ведение территориального регистра врожденных пороков челюстно-лицевой области у детей.

Разработать и принять территориальные программы "Детская стоматология" на основе модели программы, рекомендованной Минздравом России.

12. Контроль за выполнением решения коллегии возложить на заместителя Министра здравоохранения Российской Федерации О.В.Шарапову.

Председатель коллегии Ю.Л. ШЕВЧЕНКО

Секретарь коллегии И.В. ПЛЕШКОВ

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

"_____"____________________г.

Ф.И.О.__________________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________

Домашний адрес__________________________________________________

С какого времени на инвалидности__________________________________

Жилищно-бытовые условия________________________________________

Доход семьи_____________________________________________________

Санитарное состояние_____________________________________________

Состав семьи_____________________________________________________

________________________________________________________________

Характеристика родителей (занимаются ли они воспитанием детей, установлен ли контроль за их поведением)____________________________

________________________________________________________________

Отношения с родителями__________________________________________

Отношения со сверстниками________________________________________

Успеваемость в школе_____________________________________________

Чем занимается дома______________________________________________

Знает ли адрес, ориентируется ли в городе____________________________

Навыки самообслуживания_________________________________________

Поведение_______________________________________________________

Есть ли асоциальные поступки______________________________________

Нуждается ли в постороннем уходе__________________________________

Обслуживает ли себя______________________________________________

Заключение________________________________________________________

Социальный педагог______________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДРЕСНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ

Советский район

05.01.01г.

На основании формирования районного фонда социальной поддержки населения окружного Закона "Об адресной социальной помощи", утвердить на территории Муниципального Образования Советский район следующее Положение об адресной социальной помощи:

1. Адресная социальная помощь оказывается в виде денежного социального пособия, разовой материальной или натуральной помощи малообеспеченным семьям (гражданам), чей среднедушевой доход на члена семьи не превышает средней величины прожиточного минимума в Муниципальном Образовании Советский район, из числа:

- инвалидов 1 и 2 групп;

- неработающих инвалидов 3 группы, трудоспособного возраста, состоящих на учете в службе занятости как безработные;

- детей-инвалидов до 18 лет;

- пенсионеров по старости;

- детей из многодетных семей и неполных (для неработающих - состоящих на учете в службе занятости как безработные);

- беременных женщин;

- детей до 15 лет;

- трудоспособных лиц, осуществляющих в установленном порядке уход за инвалидами 1 группы, детьми - инвалидами до 18 лет, престарелыми гражданами старше 80 лет;

- детей работников бюджетных организаций;

- граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию, влекущую за собой угрозу жизни и здоровью.

2. Социальное пособие устанавливается сроком на 1 квартал и размер его равен сумме доплат до прожиточного минимума, но не более 600 рублей в квартал на каждого члена семьи, кроме многодетных, неполных семей, семей работников бюджетных организаций и семей с детьми до 1,5 лет, где пособие выплачивается только на беременных женщин и граждан, попавших в трудную жизненную ситуацию - только на самих льготников.

3. Социальная помощь назначается по заявлениям граждан, в отдельных случаях по инициативе Управления социальной защиты населения.

4. Заявление о назначении социального пособия подается в администрацию по месту постоянного проживания (прописки) заявителя с приложением следующих документов: личное заявление; паспорт; документ, подтверждающий наличие льгот; справка о составе семьи; трудовая книжка неработающего гражданина; справка о доходах всех членов семьи; акт обследования жилищно-бытовых условий; справка из службы занятости населения.

5. Начисление и выплата социального пособия производится только при предоставлении всех документов.

6. Неблагополучным семьям пособие перечисляется в магазин на приобретение одежды, продуктов питания, при наличии акта жилищно-бытовых условий, заключения Управления образования, комиссии по делам несовершеннолетних. За не целевое использование денежных средств фонда социальной поддержки населения при администрациях города и поселков вправе отказывать гражданам в выплате социального пособия.

7. Заявления об оказании адресной социальной помощи рассматривается на заседаниях комиссий по расходованию средств фонда социальной поддержки населения при администрациях поселков и города Муниципального Образования не реже одного раза в год.

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Врач - реабилитолог Директор

__________________ Реабилитационного Центра

______________________

Индивидуальная программа реабилитации на период работы с____________ по____________

Ф. И. О. Ребенка__________________________________________________

Дата рождения___________________________________________________

Диагноз_________________________________________________________

Мероприятия

Ответственные

Выполнение

ПСИХОЛОГО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

1

Проведение педагогического наблюдения

Воспитатель

2

Организация обучения

Куратор

3

Формирование гигиенических и бытовых навыков, навыков самообслуживания

Специалисты и родители

4

Организация эстетического воспитания

Специалисты и родители

5

Социально-бытовая ориентация:

- сюжетно-ролевые игры,

- посещение библиотеки, кинотеатра,

- прогулки с познавательным значением,

- предметные занятия, экскурсии.

Специалисты и родители

6

Развитие коммуникативной функции речи:

- формирование диалогической речи при проведении любых видов занятий через организацию общения детей

Специалисты и родители

7

Проведение психологического обследования

Психолог

8

Развитие восприятия цвета

Психолог

9

Развитие пространственных представлений

Психолог

10

Развитие памяти

Психолог

11

Развитие мышления

Психолог

12

Развитие внимания

Психолог

13

Развитие эмоционально-волевой сферы

Психолог

14

Развитие мелкой моторики

Психолог

15

Диагностика мотивационной готовности к школе

Психолог

16

Диагностика по профориентации

Психолог

Соц. педагог

17

Коррекция:

- поведения,

- тревожности,

- застенчивости,

- детских страхов.

Психолог

18

Психологическое консультирование родителей

Психолог

19

Психологическая поддержка семьи:

- консультирование,

- беседы.

Психолог

Социальный педагог

20

Логопедическая коррекция

- проведение логопедического обследования

- индивидуальные занятия с логопедом

- развитие двигательной активности артикуляционного аппарата

- коррекция звукопроизношения

- развитие понимания речи

- развитие слухового внимания, памяти

- расширение пассивного и активного словаря

- употребление в речи простых - сложных предложений

- развитие связанной речи

- профилактика дисграфии и дислексии

- составление рассказов о картинке

- составление рассказов о предмете

- консультирование родителей по речевому развитию детей

Логопед

21

Культурно - досуговая реабилитация ребенка и семьи

Куратор

Социальный педагог

ТРУДОВАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

1

Овладение умением и навыком с учетом возрастных психофизических особенностей детей по программам:

- обучение по программе вспомогательной школы;

- обучение по программе общеобразовательной школы;

- обучение по программе детского сада - старшая группа

Инструктор по труду

2

Занятия по интересам:

- работа с тканью;

- работа с природным материалом;

- работа с бумагой и картоном;

- изготовление поделок и аппликаций;

- рисование, лепка

Инструктор по труду

3

Обучение обслуживающему труду:

- умение содержать личные вещи в чистоте;

- производить мелкий ремонт вещей;

- сервировка стола;

Инструктор по труду

Родители

4

Организация трудотерапии с домашним заданием:

- рукоделие,

- практическое домоводство

Инструктор по труду

Родители

МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

1

Физическое воспитание:

- организация занятий физической культуры с освоением элементов ЛФК;

- создание оптимального режима дня

Инструктор ЛФК,

Медицинская сестра,

Родители

2

Витаминотерапия

Мед.сестра

3

Посещение коррекционной группы по плаванию в сопровождении родителей

Тренер,

Инструктор ЛФК,

Родители

4

Посещение спортивно-коррекционной группы

Тренер,

Инструктор ЛФК

5

Проведение комплекса подводного массажа

Массажист

Тренер

6

Лечение по профилю

Мед.сестра

7

Курс массажа

Тренер

Массажист

8

ЛФК

Инструктор ЛФК

9

Осмотр врачей - специалистов:

- невропатолог;

- стоматолог;

- педиатр;

- психиатр;

Центральная больница, родители, куратор

10

Участие в спортивных мероприятиях

Мед.сестра

11

Организация оптимального режима в Центре

- организация питания;

- организация прогулок;

- медицинский практикум для родителей, консультирование, беседы

Социальный педагог,

Родители.

Мед.сестра

СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

1

Предоставление гарантированных Законом льгот и преимуществ

Социальный педагог,

Управление соц.защитой

2

Консультирование родителей по интересующим вопросам в пределах компетенции Центра

Социальный педагог,

Управление соц.защитой

3

Помощь в оформлении документов

Соц.педагог

4

Оказание натуральной помощи

Соц.педагог,

Городской совет

5

Материальная помощь и поддержка:

- пенсия по инвалидности;

- детское пособие;

- пособие по уходу за ребенком-инвалидом

Управление соц.защиты, соц.педагог, родители

6

Все виды патронирования

Куратор

Социальный педагог

Куратор______________________________________________________

Родители_____________________________________________________

Председатель Реабилитационного Совета__________________________

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты