Рефераты

Возможности реализации зарубежных (американских и европейских) программ льготного стоматологического обслуживания детей с ограниченными возможностями

Служба медико-социальной помощи комплектуется специально подготовленными работниками, исходя из поставленных перед ней задач. Утверждение соответствующих должностей социальных работников с медицинской ориентацией в лечебно-профилактических учреждениях, их квалификационная характеристика, отлаживание системы подготовки кадров для работы в практическом здравоохранении -- основы организации медико-социальной службы.

Для оказания полноценной медико-социальной помощи населению необходима трехуровневая система, предусматривающая работу специалистов с высшим, средним специальным образованием и персонала, добровольно помогающего ухаживать за престарелыми, одинокими, инвалидами, тяжелыми хроническими больными. Комплексный подход к оказанию медико-социальной помощи предусматривает одновременное участие специалистов всех трех уровней.

В компетенцию специалиста высшего уровня (социальный работник с высшим образованием -- социально ориентированный врач) входит получение полной информации о социальном положении населения, создание банка данных-- социальной карты региона.

К банку данных предъявляются определенные требования. В нем должны быть сведения не только об общей численности обслуживаемого населения, но и о количестве проживающих на данной территории семей. Из общего числа семей необходимо выделить неполные семьи, многодетные, малообеспеченные, семьи, имеющие в своем составе инвалида, наркологического больного, ребенка-инвалида с детства.

Для успешной социальной работы специалиста медико-социальной направленности очень важно определить социально-экономическую обстановку региона: его криминогенность, уровень заболеваемости социально опасными болезнями (заболевания, передаваемые половым путем (ЗППП), дифтерия, туберкулез и др.).

Социальный работник медицинского направления с высшим образованием составляет и внедряет программы медико-социальной помощи населению обслуживаемого региона, отлаживает системы взаимодействия с медицинскими работниками лечебно-профилактических учреждений, координирует деятельность медико-социальной службы со смежными вневедомственными организациями (педагоги, психологи, юристы и др.), направляет и контролирует проведение социальных мероприятий работниками среднего звена, решает другие организационные вопросы.

Основными функциями медико-социального работника среднего звена является непосредственная патронажная работа с семьями по реализации конкретных услуг: оказание первичной медико-санитарной помощи инвалидам, одиноким, больным хроническими заболеваниями; содействие в обеспечении медикаментами, перевязочными и гигиеническими средствами, продуктами питания через специальные магазины по льготным ценам; организация консультативной помощи правоведов, психологов, педагогов; санитарно-просветительная работа и обучение само- и взаимопомощи; выявление и пресечение аномальных явлений в семье; формирование здорового образа жизни у детей и подростков; осуществление социально-бытовой помощи одиноким престарелым и инвалидам; выявление нуждающихся в ортопедической технике, протезах.

Социально-медицинская работа третьего уровня выполняется добровольцами: лицами из числа верующих, представителями Общества Красного Креста и других организаций, которые по убеждению или из чувства сострадания и сочувствия оказывают непосредственную посильную физическую, моральную, психологическую помощь людям, нуждающимся в посторонней помощи (сиделки у тяжелобольных, одиноких людей, сопровождающие слепых, инвалидов и т. д.).

Через социального работника третьего уровня может осуществляться связь медико-социальных работников поликлиники с добровольными организациями, оказывающими помощь в социальной работе (возрождение благотворительности и милосердия, создание соответствующих добровольных структур).

Одной из рациональных форм организации социальной помощи населению являются отделения медико-социальной помощи, создаваемые при территориальных поликлиниках. Формирование медико-социальных структур на базе лечебно-профилактических учреждений целесообразно по многим причинам и обусловлено прежде всего тем, что общественное здоровье зависит от решения как медицинских, так и социальных проблем.

При комплексном подходе к изучению здоровья не вызывает сомнения, что медико-социальная защита населения может быть достигнута совместными усилиями медицинских и социальных работников, организационно объединенных в единую межведомственную систему по охране здоровья.

Медико-социальная защита населения включает, например, такие направления деятельности, как первичная медико-санитарная помощь и реабилитация больных хроническими заболеваниями со стойкой утратой трудоспособности, оказание медицинских услуг по уходу за престарелыми, инвалидами, решение социально-бытовых, юридических, воспитательных, психологических и ряда других проблем, выполнение которых невозможно без медицинской подготовки социальных работников.

Социальный работник медицинского профиля (бакалавр, специалист, магистр), владея знаниями не только в области медицины, но и таких дисциплин, как психология, педагогика, социальная зашита, право, обеспечивает (путем координации деятельности всех служб) медико-социальную помощь и защиту отдельных лиц, семей и населения в целом.

Залог успеха медико-социального работника учреждения здравоохранения в том, что в своей профессиональной деятельности по социальной защите и поддержке населения он не ограничивается задачами и возможностями одного ведомства, а руководствуется одновременно медицинскими и социальными нормативными требованиями как основополагающей базой, способствующей сохранению и укреплению здоровья.

Медицинский социальный работник, находящийся в структуре медицинского учреждения, высвобождает лечащего врача от непрофильной работы: приема больных, обращающихся для решения медико-социальных вопросов (оформление справок, медицинских карт, выписывание рецептов лекарственных препаратов по социальным показаниям и т. д.). [12, С.38]

Медико-социальный работник находит применение своим знаниям и умениям в таких структурах, как дневной стационар при поликлиниках, стационар на дому для наблюдения за больными после так называемой «ранней» выписки из хирургического стационара, как отделения для долечивания, реабилитационные центры, медицинские учреждения медико-социального обеспечения и др.

Структуризация медицинских кадров требует строгой дифференциации труда медицинских работников по степени занятости при оказании специализированной лечебной помощи. Этому способствует и перераспределение больничных коек в зависимости от характера проводимых лечебно-диагностических манипуляций и объема лечебного вмешательства. В этих условиях меняются взаимоотношения медицинских работников и открываются большие перспективы для деятельности медицинского социального работника.

Акцент в работе отделения медико-социальной помощи делается на изучении особенностей жизнедеятельности населения территориального участка, и на основе анализа полученных данных проводятся соответствующие мероприятия.

Приоритетным направлением практической работы медико-социального территориального отделения следует считать формирование и развитие полноценной семьи, в первую очередь молодой семьи. С этих позиций правомерно создание медико-социальной службы поддержки семьи а составе отделения медико-социальной помощи при поликлиниках, что методологически подготовлено пересмотром основных положений оказания первичной медико-санитарной помощи населению.

Медико-социальные и медицинские работники, объединенные на базе лечебно-профилактического учреждения, обеспечивают не только своевременное выявление нуждающихся в помощи, но и предоставляют рациональный объем всех необходимых медико-социальных услуг. Медицинский социальный работник выступает в этом случае как доверенное лицо населения своего участка и практически, конкретно, поадресно, с учетом индивидуальных особенностей реализует программу сохранения и укрепления здоровья своих пациентов.

К основным видам деятельности территориального отделения медико-социальной помощи относятся обеспечение первичной, вторичной и третичной профилактики заболеваний путем предупреждения аномальных явлений в семье и у подростков, просветительная работа по гигиеническому воспитанию населения, обучение само- и взаимопомощи, медико-социальная помощь престарелым и неоперабельным больным.

В своей работе социальный работник руководствуется как запросами самого населения, так и целесообразностью и полезностью их осуществления в конкретных условиях.

Медико-социальные услуги должны быть несложными в организации, доступными для всех слоев населения и социально гарантированными по объему и качеству. Немаловажно заинтересовать и вовлечь само население в проведение социальных программ, а также обеспечить участие в их реализации представителей добровольных и благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, служителей церкви.

Важным направлением работы отделений медико-социальной помощи следует считать создание благоприятных условий и реальных возможностей для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера (предоставление рабочих мест, организация производства на дому и т. д.).

Нормативная нагрузка медико-социального работника первого уровня рассчитывается исходя из общей численности обслуживаемого населения. Следует, однако, иметь в виду, что критериями оценки работы может служить не столько общая численность населения, проживающего на участке, сколько количество конкретных семей, более того, неполных семей, семей, имеющих инвалидов, наркологических больных, т. е. семей высокого социального риска. Работа с таким контингентом населения очень сложна, требует настойчивости, усердия, психологического напряжения. Эти факторы, несомненно, усложняют работу социального работника и должны учитываться при определении ежедневной нагрузки.

В то же время расчет нагрузки по количеству проживающих семей в чистом виде применяться не должен, так как это чревато негативными последствиями. Необходимость констатации неизменного числа неблагополучных семей на участке (с целью сохранения прежней нагрузки) не будет способствовать их уменьшению или изменению социальной напряженности другим путем.

Медико-социальный работник второго уровня выполняет непосредственную патронажную работу в семьях, оказывая практические медико-социальные услуги, поэтому его нагрузка зависит от конкретной деятельности с отдельными пациентами, семьей или коллективом. Нагрузку в этом случае рассчитывают исходя из количества обслуживаемых пациентов (престарелые, одинокие, инвалиды, дети-сироты и т.д.), их жилищных условий, количества семей высокого социального риска, криминогенности обстановки района обслуживания. [5, С. 128]

Нагрузка социально-медицинского работника третьего уровня определяется гражданской ответственностью лиц, добровольно изъявивших желание в свободное от работы время помогать нуждающимся. Работа добровольных организаций по предоставлению социальных услуг рассматривается как пример милосердия, крайне важный для общества.

В оказании социальной помощи населению значительная роль отводится медицинскому социальному работнику. Дальнейший поиск приемлемых вариантов сотрудничества медицинских и социальных работников будет способствовать комплексной реализации программы оказания медико-социальных услуг населению.

В России сложился механизм формирования и реализации государственной социальной политики в области защиты и реализации прав и интересов детей, обеспечения их выживания и развития на национальном уровне. И в исполнительной, и в законодательной структуре существует немало структур, призванных отслеживать и координировать работы, связанную с исполнением Конвенции.

2. ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНО-МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

2.1 Особенности организации медицинского страхования в зарубежных странах

Особенности организации медицинского страхования в США

Страховая медицина в США значительно отличается от западно-европейской. Конституция США не предусматривает государственного обеспечения медицинской помощью всех граждан, кроме социально незащищенных слоев населения. Не существует в США и единой национальной системы медицинского страхования, в то же время на здравоохранение расходуется в 1,5 - 2 раза больше, чем в западно-европейских странах. Более того, расходы на здравоохранение в США стремительно растут : в 1980 году - 247,2 млрд.долларов, в 1995 году - 1.04 трлн. долларов, в 4 раза больше; 75% работающих страхуют работодатели в частных страховых компаниях. Государственные программы медицинского страхования охватывают престарелых, инвалидов и бедных; 74% американцев имеют частную страховку, в том числе 61% коллективные страховки работодателей, 13% покупают индивидуальную страховку, государственную страховку имеют 27% населения, из них 13% страхует «Медикэр» (для медицинской помощи пожилым людям после 65 лет), 10% - «Медикейд» (для помощи безработным, неимущим и инвалидам) и 4% ветеранов армии.

Большинство американцев пользуются услугами частных страховых компаний и выбирают одну из схем страхования: схему возмещения, известную под названием «плата за услугу», или схему регулируемого предоставления медицинских услуг. При первой схеме страховая компания возмещает 80% расходов. 20% платит держатель страховки. Вторая схема построена по принципу профилактической философии, подчеркивая важность поддержания здоровья в хорошем состоянии. При второй схеме, в отличие от первой, возмещаются расходы, связанные с профосмотрами, иммунизацией, лечением, направленные на лечение алкоголизма и наркомании. Вторая схема начинает доминировать над первой, тем более, что величина соплатежа меньше (10 долларов). Введение соплатежей стало стандартом в США, поскольку считается, что до тех пор, пока пациенты не начнут платить хотя бы какие-то деньги за услуги, которые они получают, они мало ценят эти службы.

В медицинском страховании Канады доминирует система сберегательных счетов медицинского страхования (СССМС), что позволяет снизить расходы как работодателя, так и работника в среднем на 20%. Сберегательные счета формируются из отчислений работодателей и принадлежат работнику, неизрасходованные на лечение средства накапливаются на его счете. Работники инвестируют эти средства, а проценты используют для оплаты более дорогих услуг. Это дает, с одной стороны, возможность капитализации средств рынка медицинских услуг; с другой стороны, эта система сразу привлекает внимание потребителей медицинских услуг, дает им уверенность в том, что эти отчисления - их собственность. Однако в этой системе есть изъян: если пациенту понадобится очень дорогостоящее лечение, для его оплаты накопительного счета просто не хватит. В то же время государство осуществляет дополнительные страховые платежи - от полного до частичного страхования считается, так как заинтересованное участие пациента устраняет излишние затраты.

Канада расходует на здравоохранение 9,5% от ВВП, что в среднем составляет 2500 долларов на человека. Как показал опрос, большинство канадцев рассматривают идею СССМС как рациональную (72%) и как возможность выбирать услуги, соответствующие потребностям (67%), и как средство повышения ответственности медицинских работников (55%).

Модель добровольного контракта предусматривает то, что взаимоотношения страховщиков и медицинских учреждений строятся на основании договоров. Пациенты имеют право получить медицинскую помощь только в тех учреждениях, с которыми у страховщика договор. По существу, такая система является прообразом американских организаций по поддержанию здоровья, которые начали активно развиваться в США в 70-е гг. и очень распространены сегодня.

В этой модели страховщики активно конкурируют между собой, привлекают наиболее эффективные медицинские учреждения, которые также конкурируют между собой за право работать со страховщиками. При этом страховщики следят за пациентами и врачами, чтобы ограничить объемы оказываемой медицинской помощи с целью достижения экономической эффективности. Обычно в таких моделях пациент, прежде чем попасть на любой уровень оказания медицинской помощи, должен проконсультировать и получить направление от своего лечащего врача амбулаторного уровня. Последний принцип используется также и в английской системе здравоохранения.

Недостаток этой модели проявляется в ограничении прав пациентов, возможности несправедливого отношения к некоторым клиентам и несоблюдении принципов общественной солидарности. Это, а также нежелание врачей иметь жестких контролеров между собой являются причиной малой распространенности этой модели.

Добровольная интегрированная модель основана на соединении в одну организацию страховщиков и медицинских учреждений. Страховщики обнаружили, что им выгоднее не заключать договоры с медицинскими учреждениями, а нанимать врачей на работу и платить им зарплату, предоставляя соответствующие помещения, в т.ч. больничные. Эта модель получила широкое распространение в США в виде различных модификаций организации поддержания здоровья.

В рамках этой модели каждый человек имеет возможность выбрать конкурирующего страховщика на основании решения об оптимальном соотношении величины страховых взносов и объема и качества предоставляемых медицинских услуг. Таким образом, потребитель может выбрать медицинское учреждение не напрямую, а опосредованно - через страховщика, поскольку клиент должен обращаться за помощью только в те учреждения или к тем врачам, которые предусмотрены программой страхования. При этом любое обращение должно быть санкционировано лечащим врачом амбулаторного звена.

Недостатки модели: отбор рисков страховщиками, зависимость от платежеспособности клиентов, несправедливость и неравенство для различных социальных групп населения. Именно поэтому данная модель не нашла распространения в европейских странах. Модель государственного контракта основана на государственной системе здравоохранения и предполагает оплату медицинской помощи, скорее, за счет общих налогов, нежели за счет специальных страховых взносов. Учреждения здравоохранения и фонды здравоохранения (даже если это страховые фонды) в этой модели практически не конкурируют. Покупателем медицинских услуг выступает государство, заключающее с медицинскими учреждениями соответствующие договоры. При этом нередко оплата работы учреждения зависит от ее объема и качества.

Недостаток модели заключается в том, что фонды здравоохранения является пассивными плательщиками расходов медицинских учреждений. Тем не менее свобода выбора пациентом учреждения стимулирует последних повышать эффективность и качество своей работы. Но пациент в этой модели не имеет возможности выбрать страховщика, так как он только один.

В результате решения проблемы обеспечения эффективности работы всей системы здравоохранения на макроуровне становится функцией государства. В связи с тем что эта модель обязательна для всех, она может стать хорошей основой для перехода к всеобщему обязательному медицинскому страхованию, обеспечивая равноправие и солидарность всех застрахованных.

В различных вариантах эта модель сейчас встречается в Германии, Нидерландах, Великобритании, Бельгии и ряде других стран.

История обязательного медицинского страхования в Германии начинает отсчет с 1983 года. Сегодня обязательное медицинское страхование входит в пакет, так называемого, «социального страхования». На сегодняшний день в Германии действует четыре вида социального страхования, а именно: пенсионное, медицинское, от безработицы и от несчастных случаев. Взносы на социальное страхование устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда и составляют, в среднем, для пенсионного страхования - 18%, медицинского - 13%, от безработицы - 6%. Страхование от несчастных случаев на производстве осуществляет работодатель, и взнос зависит от степени риска. Взносы по пенсионному, медицинскому страхованию и страхованию от безработицы выплачиваются ( по данным, которыми мы располагаем) на 50% работодателем, на 50% работником. Взносы платятся при доходе больше 500 ОМ в месяц. Предельная сумма, с которой берутся взносы, 6000 ОМ в месяц. Социальное (обязательное) медицинское страхование предусматривает:

диагностику и профилактику заболеваний;

лечение в амбулаторных и стационарных условиях;

снабжение лекарствами и вспомогательными средствами при амбулаторном и стационарном лечении;

выплату пособий в связи с временной утратой трудоспособности (до 6 недель оплачивают работодатели)

* выплату пособий на прерывание беременности, по материнству, по смерти и т.д.

Взнос работающего обеспечивает страхование самого работающего и неработающих членов его семьи, при этом, неработающие члены семьи обязаны застраховаться в той же больничной кассе, в которой застраховался работающий. В обязательном страховании взнос не зависит от количества детей в семье. В структуре застрахованных по обязательному медицинскому страхованию (по нашим данным это 92% населения) 44% составляют работающие , 27% - члены семьи, 21% - пенсионеры. Пенсионеры выплачивают 1/3 страхового взноса, а 2/3 выплачивает пенсионный фонд, который формируется из текущих поступлений на основании договора поколений (в отличие от США, где работающие формируют пенсионные фонды для себя).

Обязательное медицинское страхование (ОМС) осуществляют некоммерческие страховые организации - больничные кассы (БК). Это независимые организации, находящиеся на самоуправлении, структура которых определена законодательно. БК управляется собранием представителей, включающим 50% работодателей и 50% работников. Собрание представителей избирает Правление и Президента. Президент назначает управляющего. На местном уровне, для местных больничных касс, собрание представителей избирается из представителей владельцев и работников застрахованных предприятий. На федеральном уровне собрание представителей избирается для больничных касс, имеющих федеральное подчинение («эрзац-кассы»), Собрание представителей устанавливает размер страховых взносов. В зависимости от состава и дохода застрахованных разброс составляет от 9 до 15% от фонда оплаты труда. При этом, в наиболее невыгодном положении оказывается местная (территориальная) больничная касса, которая обязана застраховать всех. Остальные больничные кассы - это кассы для моряков, сельскохозяйственных работников, горняков. «Эрзац - кассы» отбирают застрахованных по профессиональному принципу. В настоящее время в Германии действует около 1200 больничных касс.

Работающий всегда страхуется лично. Так служащий может застраховаться либо в местной больничной кассе, либо в отделении «эрзац-кассы» (одновременно там же страхуются неработающие члены его семьи), и его предприятие будет переводить взносы по социальному страхованию в его больничную кассу (БК). БК осуществляют сбор всех взносов по социальному страхованию, перечисляя их потом в соответствующие фонды (пенсионный фонд и т.п.).

Нельзя не остановиться на частном медицинском страховании. Но хочется сразу отметить, что частное страхование дает преимущества только сервисного характера. Частным медицинским страхованием занимаются примерно 52 коммерческие страховые компании, в которых застраховано 7 млн. жителей, имеющих доход более 6000 ОМ в месяц (примерно 18% населения имеют доход более 6000 ОМ в месяц). Частное страхование построено на индивидуальном принципе - для каждого застрахованного рассчитывается степень риска, от которой зависит страховой взнос. В дальнейшем размер взноса не меняется. Застрахованный по частному страхованию имеет право на наиболее комфортные условия лечения, например, выбрать время для плановой госпитализации или выбрать врача в стационаре. Соответственно, гонорар врачей по частному страхованию выше, чем по обязательному. Но больницы имеют право обслуживать не более 40% застрахованных частным образом. При нарушении его прав, застрахованный по обязательному страхованию может обратиться с жалобой, и больница рискует потерять право на лечение частных пациентов.

При частном страховании, в отличие от социального, где медицинские услуги оплачивает медицинскую помощь, а затем предъявляет счет страховой компании. Она, как правило, возмещает 70-90% расходов (при этом, взнос значительно меньше, чем при 100% возмещении). Возвратность средств обычно реализуется путем снижения взноса при возобновлении договора. Стоит отметить, что частное страхование существует в двух видах:

* полное, при котором застрахованный не имеет права на обязательное страхование;

* частичное, когда застрахованный имеет право на обязательное страхование и дополнительные услуги (например, чиновники).

Насколько нам известно, в Германии твердо убеждены в необходимости разделения обязательного и частного страхования и недопустимости совмещения этой деятельности одним юридическим лицом.

Модель государственной компенсации основана на государственной системе здравоохранения. Государство понуждает всех страховать свое здоровье, причем страховые взносы устанавливаются пропорционально уровню доходов, а бедные получают субсидии за счет более богатых. Страховые фонды, не конкурирующие между собой и независимые от финансовых органов, оплачивают счета за лечение застрахованных в соответствии с программами страхования. Возможно финансовое участие самих пациентов в оплате лечения. Это особенно приемлемо для уменьшения отрицательного влияния на перепотребление медицинской помощи из-за участия в оплате третьей стороны. Застрахованные имеют возможность выбрать как страховой фонд, так и медицинских учреждений и врача.

Такая модель лежит в основе французской и бельгийской систем здравоохранения.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что медицина за рубежом в отличии от нашей страны в полном объеме оказывается всем социальным слоям населения, не зависимо от того, кто сколько заплатил налогов на обязательное медицинское страхование.

В нашей стране квалифицированную стоматологическую помощь можно получить лишь на платной основе. А что делать родителям у которых нет средств на оплату лечения? Ведь даже в Территориальной программе государственных гарантий по Свердловской области есть список лекарственных средств не вошедших в перечень бесплатных. Даже при бесплатной стоматологической помощи населению приходится платить определенную сумму за минимальный набор, без которого просто невозможно оказать квалифицированную помощь.

Я считаю, что западная модель подошла бы нашей стране, но для этого необходимо пройти длинный и долгий путь.

2.2 Социальная защита в США и странах Европы

Социальная защита в США

Отличительной чертой системы социальной защиты населения в США является децентрализация. Это проявляется в наличии и реализации разных социальных программ на разных уровнях: федеральном, штата, местном. Преимущества данной системы состоят в том, что она позволяет полностью и оперативно реализовывать социальные потребности людей практически в каждом регионе страны.

Социальное страхование и государственное вспомоществование являются двумя основными формами государственной системы социального обеспечения. Главное различие между ними состоит в разных источниках финансирования. Страховые фонды образуются за счет налогов с трудящихся (в процентах к заработной плате), предпринимателей (в процентах к фонду выплаченной заработной платы) и лиц свободных профессий, врачей, священников и др. (свыше 14% доходов), а государственное вспомоществование -- за счет ассигнований из средств государственного бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти.

С 1935 г. в США Законом о социальном страховании были установлены два вида страхования -- пенсии по старости и пособия по безработице, меры помощи некоторым категориям бедняков (в первую очередь инвалидам и сиротам), а со временем -- пенсии при утрате кормильца, пособия по нетрудоспособности (не связанной с производственными травмами), медицинское страхование лиц в возрасте 65 лет и старше. Действие указанного закона распространяется также на рабочих и служащих частного сектора. Для железнодорожников, федеральных гражданских служащих, ветеранов войны и военнослужащих установлена особая система социального страхования. Вместе с тем государственным страхованием не охвачены сельскохозяйственные рабочие, работники мелких предприятий, поденщики и некоторые другие категории трудящихся.

Кроме общей федеральной программы, на уровне штатов существуют программы страхования на случай производственного травматизма или профессиональных заболеваний. Компенсация (за увечья на производстве, гибель и т. д.) достигает до 2/3 заработной платы, и в основном она (компенсация) выплачивается частными страховыми компаниями.

Что касается вспомоществования бедным, то оно получило распространение в стране с 60-х годов XX в. и нацелено на обеспечение гарантированного дохода, поддержку семей с детьми, престарелых, инвалидов, многодетных или неполных семей (где глава семьи женщина или безработный), нуждающихся в продовольственной, жилищной и медицинской помощи.

Гарантированный государством доход в США соответствует «черте бедности». Он систематически корректируется с учетом уровня инфляции и может быть увеличен за счет бюджетных средств штатов.

Продовольственная помощь осуществляется главным образом путем предоставления нуждающимся продуктовых талонов. Их получают лица или семьи, доход которых не превышает 125% от дохода «черты бедности». Талоны предоставляются им бесплатно или по сниженным ценам. Другие формы продовольственной помощи -- школьные завтраки, помощь матерям с детьми до 1 года и т. д.

Жилищные субсидии в США предоставляются семьям с низкими доходами, и их размер составляет в среднем 2000 долларов в год на семью.,

Система государственного страхования в стране дополняется частными системами страхования, имеющими две формы -- коллективную по месту работы и индивидуальную.

Частным пенсионным обеспечением, имеющим важное значение для большей части трудящихся страны ('/3 из всех обеспеченных пенсиями), охвачено около 40 млн рабочих и служащих. Пенсионные фонды складываются из взносов предпринимателей (свыше 90%), профсоюзов, неорганизованных рабочих и служащих. Отличие частной пенсии от государственной состоит в том, что она выплачивается рабочим и служащим после 10 лет непрерывного стажа в одной фирме, а государственная -- независимо от места работы.

В США довольно широко распространены также дополнительные выплаты (оплата отпусков и больничных листов, дополнительных пособий по безработице, субсидии на продолжение образования и юридические услуги).

В США можно отметить как общие с другими странами, так и особенные приемы и формы социальной работы с различными категориями населения.

Так, для пожилых людей и инвалидов создаются фонды и услуги на федеральном уровне. Это пенсии по старости, медицинское обслуживание, обеспечение дешевым жильем, продовольственное обеспечение, организация транспортных услуг, занятости и т. д.

Определенную долю забот берут на себя и местные органы страны. Поощряется шефская помощь, работа добровольцев и т. д. Как и в ряде других стран, в США практикуется помощь пожилым в условиях домашней обстановки, что не исключает их помещения в стационар. В последние годы стали широко практиковаться такие новые формы обслуживания в домах-интернатах, как дневные больницы, периодические курсы оздоровительного лечения, сочетание стационарного обслуживания с диспансерным и т. д.

Особое внимание уделяется жилищно-бытовому обслуживанию пожилых и инвалидов. И это вполне понятно. Как показывают исследования американских ученых, около четверти из 30 млн американцев в возрасте 65 лет и старше немощны. Практикуются доставка на дом обедов, купание в ванне, мытье, стрижка, стирка и смена белья, транспортные услуги, гимнастика с помощью инструктора, ремонт и благоустройство квартир, организация культурных мероприятий и досуга и т. д. Кроме того, для инвалидов предусматривается большая адаптационная подготовка (обучение пользования различными техническими и другими средствами, обустройство специальными приспособлениями квартиры, создание определенных условий для пользования транспортом, оказание транспортных услуг и др.).

Как и в других странах, в США также имеются проблемы с социальным обеспечением пожилых. Так, исследованиями правительства в начале 80-х годов XX столетия установлено, что треть домов для престарелых не соответствовала необходимым стандартам безопасности и качества. Одна из причин этого -- многие дома престарелых находятся в частном владении. Поэтому государство вынуждено лицензировать и инспектировать их деятельность.

Другая проблема, как отмечают американские исследователи, состоит в том, что на пожилых американцев (12% населения) идет треть всех национальных расходов на здравоохранение. В то же время более 30 млн граждан в более молодом возрасте не имеют страхования здоровья. Поэтому попытка еще увеличить расходы на старшее поколение (а они действительно нужны) может усугубить конфликт поколений, чего нельзя допустить.

Немало интересного имеется в стране в социальной работе с детьми. Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют (для малообеспеченных семей бесплатно) следующие услуги: организация специальных групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству; обеспечение присмотра за детьми работающих в дневное и вечернее время родителей; создание при городских центрах здоровья служб для незамужних матерей; создание и поддержка служб защиты детей, подвергающихся насилию; создание и инспектирование детских домов, работа с приемными семьями, наблюдение за адаптацией ребенка в новой семье; развитие социальных служб помощи детям в получении образования, помощи родителям в ведении домашнего хозяйства и т. д. Подобные услуги оказываются и другим семьям, но за некоторую плату. В экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня доходов семьи. В задачу детских социальных служб входят и вопросы усыновления детей-сирот.

Социальное обслуживание умственно отсталых осуществляется как в психиатрических больницах и домах-интернатах, так и в специализированных стационарах и диспансерах, а также амбулаторно. Особое внимание при этом обращается на работу с малолетними несовершеннолетними.

В США, как и в ряде других западных стран, проводится следующая работа с бежавшими из дома и бездомными детьми: функционируют приюты и общежития; проводятся индивидуальные и групповые консультации, беседы с родителями с целью возвращения ребенка в семью; оказывается помощь семьям, вновь объединившимся с детьми, и т. д. Существует также служба «телефонов доверия», оказывающая бесплатные услуги для юных беглецов. «Чайка» № 8 (91) от 15 апреля 2007 г

Развитие социальной работы в Германии

XIX век -- это век начала социальной работы в Германии. Становлению и развитию социальной работы способствовала индустриализация страны, так как с последней связано резкое обнищание семей рабочих, и, как следствие, большее число людей стало пользоваться социальным обеспечением. Во второй половине XIX в. возникла потребность в государственном социальном обеспечении, так как церкви и частные благотворительные учреждения уже не справлялись с большими затратами в социальной сфере.

В 1880 г. по инициативе Германского конгресса по благотворительности был основан Германский благотворительный союз заботы о бедных. В 1919 г. он был переименован на Германском съезде благотворительности в Германский союз государственного и частного попечительства. Сначала он находился в Берлине, затем (с перерывом на период с 1933 по 1945 г.) во Франкфурте-на-Майне. Это центральный союз, объединяющий государственные, частные, общественные учреждения, а также отдельных лиц, занимающихся реализацией социальной работы в ФРГ. Германский союз служит платформой для содружества практиков, социальных педагогов и ученых в деле координации социальных инициатив в сфере социальной помощи, в том числе помощи молодежи и здравоохранению.

После объединения ГДР и ФРГ (3 октября 1990 г.) число его участников возросло до 3000. Со стороны государства сюда вошли представители на федеральном уровне, уровне федеральных земель, свободных городов и округов. От общественных организаций в Союз входят Объединения благотворительности для рабочих, католический «Каритас», Паритетный союз, Германский Красный Крест, Союз милосердия Евангелической церкви и т. д. В него также вошли отдельные лица, прежде всего социальные работники, управленцы, руководители правлений и объединений, известные общественные деятели. В работе Союза участвуют учебные заведения, исследовательские институты, учреждения практической социальной работы.

По уставу, утвержденному собранием членов Союза 2 октября 1991 г. в Хейльбронне, главная его цель -- воплощение идей социальной работы, особенно там, где речь идет о государственной, общественной и частной социальной поддержке, помощи молодежи и здравоохранению в ФРГ. Его основными задачами являются выдвижение инициатив в области социальной политики, выработка практических рекомендаций по осуществлению государственной, общественной и частной социальной работы; экспертная деятельность в области социального права; создание информационного банка для специалистов; повышение квалификации ведущих кадров и сотрудников в социальной сфере, поддержка значимых для социальной работы наук; изучение опыта и оценка развития социальной работы в других странах, развитие международного сотрудничества и обмена опытом; издание трудов и прочих публикаций по вопросам социальной сферы.

Социальными услугами в ФРГ считаются только те, которые оказываются в некоммерческих учреждениях, т. е. они финансируются из распределительного федерального фонда, например из фондов социального страхования, налогов, пожертвований и т. д. Их целью и содержанием являются улучшение, поддержание и защита жизненных условий малоимущих и неимущих слоев населения.

Исходя из вышеизложенного можно сделать некоторые предварительные обобщения.

Под социальными услугами в ФРГ понимаются услуги, оказываемые слабо защищенным в социальном плане слоям населения в некоммерческих учреждениях и направленные на выравнивание жизненного уровня граждан.

Типологию социальных услуг можно определить: в зависимости от их целей и задач; по правовому базису, т. е. что за организация или учреждение их оказывает; по виду и форме их оказания.

Гарантированная система социальных услуг существует для граждан с момента их рождения; иностранцы, проживающие в ФРГ, также пользуются социальными услугами.

Оказание социальных услуг в ФРГ опирается на правовую базу федерального законодательства и законодательства федеральных земель. Если возникают недоразумения, то в силу вступает закон.

Какие же профессии существуют в социальной сфере?

Мы ограничимся их перечислением, сохраняя принятые в Германии обозначения: помощник социального работника по уходу за пожилыми людьми; социальный работник по уходу за престарелыми; психотерапевт по детским и юношеским проблемам; дипломированный педагог; помощница по ведению домашнего хозяйства на селе; консультант по семейным вопросам; воспитатель; помощник по семейному быту; помощница в деле воспитания детей; социальный работник по уходу за инвалидами; воспитатель детского дома; организатор досуга детей и молодежи; ответственный работник с молодежью на местах (лицо, отвечающее за воплощение молодежной политики ФРГ в местных органах самоуправления); работник по делам детей и юношества; консультант по вопросам реабилитации; социальный педагог; социальный работник по делам иностранцев.

Даже из этого перечня профессий социальной сферы можно сделать вывод, что ФРГ является одним из мощных европейских социальных государств. Но это вовсе не означает, что Германия не имеет проблем, тем более, что в последнее время наметились тенденции к ухудшению положения в социальной сфере. Что же мешает дальнейшему развитию социального государства, к чему стремятся немцы?

Проблемными для социальной работы в ФРГ являются следующие сложившиеся условия:

вступление страны в Европейский Союз и его последствия;

трудности социально-политического выравнивания новых и старых федеральных земель;

ухудшение социального положения граждан в ФРГ усугубляется ростом безработицы, нищеты, неблагоприятными тенденциями демографического развития страны, сокращением дотаций на жилье, высокой квартплатой, отсутствием необходимых мест в социальных учреждениях для временного пребывания детей;

в ФРГ, как и в других странах, социальные работники -- преимущественно женщины; эта работа малооплачиваема, недостаточно престижна. WWW. Dentalmechanic.ru автор Ольга Демидова

Социальная работа в Норвегии

Большинство социальных служб в Норвегии образованы в результате различных частных начинаний, как, например, пожертвования церквей или богатых горожан или же различных альтернативных движений, профсоюзов, групп содействия, ассоциаций и молодежных движений. Это может быть выражено в форме или сиротских домов, или поддержки людей с физическими недостатками, или пожилых людей, молодежных клубов, приютов для женщин, которые подвергаются избиениям, и т. д.

Если такие службы работают успешно, то своими результатами они могут привлечь внимание общества или администрации и получить некоторую поддержку от крупных организаций или правительства.

И наконец, социальная служба может быть регламентирована законом или некоторыми актами как всеобщая обязанность в данном обществе и, как следствие этого, -- объединена в бюджетную систему.

В Норвегии сегодня можно встретить примеры социальных служб всех трех перечисленных видов.

Норвегию (с населением около 4 млн человек) часто определяют как государство всеобщего благополучия со смешанной экономикой, основанной на значительных доходах от производства бензина.

Финансирование социальной сферы и сферы охраны здоровья составляет '/3 общего государственного дохода (1985 г.), и каждый десятый трудящийся занят в социальной сфере или сфере охраны здоровья.

Реальная ситуация должна рассматриваться с учетом данных о возрастающей безработице, сокращении расходов на социальную защиту, кризиса финансовых институтов. Кроме того, следует отметить тенденцию к увеличению числа добровольных работников и роли неправительственных организаций.

Организация общественного управления основана на трех уровнях: государственном, региональном, муниципальном.

На государственном уровне наиболее важным достижением в социальном обслуживании является Акт национального страхования (1966 г.), который управляется министерством здоровья и социальных дел.

Система медицинского страхования финансируется налогами с работающих, работодателей/областей и муниципалитетов.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты