Рефераты

Социология в системе гуманитарных наук

Социальная поддержка должна быть направлена не на некую реально не существующую «среднюю семью», относительно которой можно делать лишь абстрактные, неопределённые предположения о проблемах, с которыми она может сталкиваться, а только на конкретные, реальные семьи, находящиеся на определённой стадии жизненного цикла и испытывающие те или иные нормативные или ненормативные кризисы и стрессы.

Следовательно, социальная поддержка - это всегда работа с различными типами семей, имеющими специфические потребности и испытывающими специфические трудности. Отсюда вытекает важнейшая задача создания адекватной целям социальной поддержки типологии семей, или проще говоря, чёткого определения того, какие именно семьи и с какими именно конкретными потребностями и проблемами нуждаются в каждый данный момент времени в социальной поддержке со стороны общества и государства.

48. Молодёжь как социально-демографическая группа.

Население страны составляет социальное пространство, в котором обитает отдельный человек и различные социальные общности. Человек от рождения до смерти перемещается в этом социальном пространстве, стремясь занять в нем наиболее выгодное для себя положение. Перемещение происходит во времени и в нем можно выделить отрезок, когда каждый индивид, двигаясь по восходящей части своей жизненной траектории, начинает занимать вполне определенные позиции в профессиональной, общественной, семейно-бытовой и другой деятельности. Он как бы навсегда прощается с детством, отрочеством и вступает во взрослый мир. Такая часть жизненной траектории человека обозначается термином «молодость», а всю совокупность людей переживающих данный период в своей жизни (определенное поколение) вмещает в себя понятие «молодежь».

Полемика между учёными по поводу определения молодёжи, критериев её выделения в самостоятельную группу, возрастных границ имеют давнюю историю. В отечественной науке долгое время молодёжь не рассматривалась как самостоятельная социально-демографическая группа: выделение такой группы не укладывалось в существовавшие представления о классовой структуре общества и противоречило официальной идеологической доктрине о его социально-политическом единстве. Основные подходы к социологическому определению сущности молодёжи как референтной группы сформировались к концу 70-х гг. Важнейшими группообразующими признаками молодёжи признали возрастные характеристики и связанные с ними особенности социального положения, а также обусловленные теми и другими социально-психологические свойства.

Наиболее полное определение понятия «молодёжь» принадлежит И.С. Кону: «Это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социально-психологических свойств». В системе воспроизводства и развития общества молодёжь характеризуется, во-первых, теми общественными отношениями и общественными формами, которые системно детерминируют её в самостоятельную социально-демографическую группу, а, во-вторых, как субъект общественного производства, отличающейся становлением, особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия.

Исторически возрастные границы молодёжи изменчивы. Они неопределённы, условны и приблизительны. Выделяются две основных точки зрения на этот вопрос: статистическая или демографическая и социологическая (социально-психологическая). Согласно первой молодёжный возраст обычно фиксируется от 15 до 30 лет. Такая точность позволяет полнее и яснее представить основные тенденции демографического развития общества, определить ориентиры социальной и молодёжной политики. Со второй точки зрения соотнесение молодёжи с процессами социализации, освоения соответствующих ролевых функций, достижения определённого социального статуса не позволяет установить жёсткие возрастные границы.

В социальную структуру общества, становясь рабочими, крестьянами, предпринимателями, бизнесменами, работниками образования, культуры, науки, служащими госаппарата, военными и т.д. Но независимо от того, какую нишу в обществе в конечном итоге займет юноша или девушка, они на весь период своего социального и профессионального становления сохраняют многие общие черты, составляющие специфику переходной части самоутверждения, когда завершается процесс вхождения во взрослую, самостоятельную жизнь.

Огромное влияние на жизненный путь индивида, начиная от темпов физического созревания и заканчивая содержанием мировоззрения, оказывает социальное происхождение. Каждое поколение стоит на плечах предыдущего, не всегда осознавая эту преемственность. Преемственность поколений не обязательно идёт по восходящей линии. Иногда она напоминает движение маятника.

В духовном облике современной молодежи следует выделить некоторые наиболее существенные общие черты, которые отмечаются социальными психологами. Во-первых, общий недостаток жизненной практики и знаний, чем обусловлена повышенная любознательность, интерес к жизнеописаниям и к соответствующему жанру произведений литературы и искусства, кино-, теле- и видеофильмов. Во-вторых, недостаточная прочность личных убеждений, мировоззренческих позиций, что порождает доверчивость и в то же время постоянно повышенный интерес к различным теоретическим построениям, науке в целом и особенно к философии. В-третьих, повышенная эмоциональность, стремление к поиску новых переживаний, ощущений, проявляющихся в юношеском романтизме и максимализме. В-четвертых, стремление к подражанию, особенно внешне эффектным действиям, стилю поведения, моде, образу мыслей. В-пятых, стремление к самоутверждению, завоеванию доверия и одобрения старших, стремление поступками и делами особенно в престижных областях приобрести авторитет и уважение сверстников. В-шестых, жажда деятельности, динамизм психических состояний, поиски неизведанного, новых видов и форм деятельности, стремление к приобретению самостоятельности и жизненного опыта. В-седьмых, поиски своего места в жизни, призвания, связанные со стремлением к самопознанию и самосовершенствованию.

Перечисленные особенности не исчерпывают характеристику молодежи как социального субъекта. Молодежь наследует весь комплекс как позитивных, так и негативных свойств, присущих ее предшественникам (старшим поколениям). При этом никто не может доказать, что одно поколение лучше или хуже другого. Но различия заключаются в специфике стартовых условий жизни каждого поколения и исторической неповторимости социально-экономических условий их реализации. Точкой отсчета могут быть также научно-технический прогресс, уровень образования, культуры, экономические и политические факторы, многие другие составляющие процесса социализации личности, определяющие инновационные моменты. Все эти факторы объективного порядка для каждого последующего поколения оказываются в целом (за исключением периодов кризисов и войн) более благоприятными.

Молодёжная проблематика в социологических исследованиях различных сфер общественной жизни.

Схожесть проблем, связанных с возрастом и процессом вхождения в самостоятельную жизнь, обусловили и сходство многих черт, характеризующих социальный и духовный облик молодежи. Совокупность этих черт иногда обозначают термином «молодежная субкультура», имея в виду особенности стиля жизни, поведения, групповых норм, интересов, ценностей и стереотипов, присущих молодому поколению. Ж.Т. Тощенко в своей новой книге «Парадоксальный человек» приводит любопытные сопоставления профессиональных ориентаций молодого и старшего поколений (М.: Гардарики, 2001. - С. 250).

Молодежь изучают многие социально-гуманитарные науки. Существуют также попытки создать специальную науку о молодежи - ювенологию. Но наиболее основательно молодежными проблемами занимается отрасль социологического знания, известная под названием «социология молодежи». Ее институциональное оформление произошло на Международном социологическом конгрессе в городе Варна (Болгария, 1970), когда было принято решение о создании специального исследовательского комитета. Социология молодежи изучает молодежь как наиболее динамичный компонент социальной структуры и главный фактор мобильности общества, как социальную общность, ограниченную определенными возрастными рамками, особенности ее сознания, поведения и образа жизни, социализации и социально-профессионального становления. Очевидно, что по мере своего дальнейшего развития социология молодежи будет все больше приобретать междисциплинарный характер. Синергетическое соединение собственно социологического подхода с психологическим, демографическим, этнографическим, антропологическим и другими подходами - наиболее продуктивный путь развития социального знания о новых поколениях.

Учитывая относительность самостоятельности молодёжи как социально-демографической группы, её не отрывают от общества, частью которого она является. Акцентируют внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических потребностей и интересов молодёжи социально обусловлен, поэтому они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Исходя из этого, молодёжные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, подразделяют на две большие группы.

К первой относятся специфические молодёжные социальные проблемы: определение сущности молодёжи как общественной группы, её роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев её возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодёжи.

Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодёжи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодёжной среде (особенности воспитания молодёжи, эффективность его различных форм, средств и методов).

Основными направлениями социологических исследований проблем молодежи на современном этапе являются: 1) процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений; 2) социализация личности, воспитание вступающих в жизнь поколений; 3) молодежная мода, вкусы, интересы и потребности; 4) молодежная семья; 5) неформальные молодежные объединения; 6) образование молодежи; 7) направления молодежных устремлений в экономике, политике и культуре; 8) молодежное предпринимательство; 9) занятость молодежи; 10) профилактика девиантного поведения, молодежной преступности, распространения наркомании и т.д. Обзор проблематики социологических исследований в области социологии молодёжи можно найти в учебном пособии Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. - М.: Прометей, Юрайт, 1999. - С. 227-231).

49. Молодёжь и современное общество.

Поскольку молодежный фактор во многом определяет направленность и качественный уровень жизнедеятельности общества в обозримом будущем, создание необходимых условий для реализации потенциала новых поколений составляет основу социальной политики государства и такого ее компонента как молодежная политика. Концепция государственной молодежной политики предполагает развертывание деятельности социальных институтов и организаций в направлении создания благоприятных политических и социально-экономических условий, а также правовых гарантий для формирования и самореализации личности юношей и девушек, поддержки творческой инициативы молодежи и молодежных объединений.

Успешная реализация государственной молодежной политики зависит от активизации деятельности в этом направлении органов власти на федеральном и региональном уровнях, на уровне местного самоуправления. На всех уровнях осуществления молодежной политики есть возможности корректировки социально-экономической и культурной политики с учетом интересов и потребностей всей молодежи, а также ее отдельных социальных и возрастных групп (особенно учащейся молодежи и студенчества), играющих наиболее важную роль в возрождении России как великой державы.

Молодёжная политика нередко не представляет собой какой-то законченной системы, детально регламентирующей взаимоотношения молодого поколения. Права и обязанности молодёжи закреплены во всех законодательных аспектах, её касающихся.

Молодёжная политика государства строится с учётом взаимозависимости и преемственности поколений. Решения по проблемам молодого поколения принимаются только после анализа возможных последствий для смежных и близко стоящих демографических общностей, после просчёта долгосрочных последствий этих решений для самой молодёжи в последующие периоды. Государственная молодёжная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодёжи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства.

Частью молодёжной политики является государственная система социальной защиты молодёжи. Её цель - обеспечение правовых и экономических гарантий, взаимоувязанных со всеми законодательными решениями разных уровней, соблюдение важнейших социальных прав каждого молодого человека. Это, прежде всего, право на труд, нормальные условия работы, получение дохода от деятельности, обеспечивающего достойный уровень и качество жизни.

В любую историческую эпоху молодёжи приходится нелегко. Сегодняшние молодые россияне поставлены вдвойне в экстремальные условия: переворот в социально-экономическом укладе сопровождается кризисом ценностного сознания. Молодым приходится решать, что ценнее - быстрое обогащение любыми средствами или приобретение высокой квалификации, обеспечивающей способность адаптироваться к новым условиям. Отрицание прежних морально-нравственных норм или гибкость, приспособленность к новой действительности? Социологические исследования показывают, что разброс мнений в молодёжной среде весьма велик, но в то же время ценности образования, культуры, высокой квалификации, человеческих взаимоотношений не утрачивают лидирующего положения. Вместе с тем у молодёжи появился прагматизм, утилитарность. Неуверенность в будущем, необходимость платить большие суммы за образование, рост безработицы, пренебрежительное отношение Правительства к главным жизненным заботам приводят к «запрограммированному неблагополучию» молодёжи.

Ведущая цель государственной системы социальной защиты молодёжи - предоставление возможности самоопределения и самоутверждения. Социальную защиту можно рассмотреть в четырёх аспектах:

Защита самого процесса формирования и развития личности молодого человека. Она направлена на обеспечение благоприятного для всех молодых людей прохождения через каждый из этапов развития.

Защита сферы формирования и развития личности. Государственные институты сосредотачивают внимание на среде обитания человека, на экологических элементах среды, на социальных, экономических и нравственных проблемах.

Защита прав молодого человека.

Целевая социальная защита. Помощь молодым людям, семьям, организациям и общественным институтам, работающим с молодёжью, для решения строго определённых конкретных задач.

Однако, на практике существует разрыв между целями молодёжной политики и государственной деятельностью по отношению к молодёжи. Очень часто не соответствуют сложившимся реалиям представления об образе жизни молодёжи. Теоретическая, методическая и общекультурная подготовка кадров, работающих с молодёжью, не соответствует необходимому уровню. Не совпадают требования производства к молодёжи и молодёжи к производственной деятельности. Анализ различных направлений молодёжной политики приведён в учебнике под ред. В.Т. Лисовского (Социология молодёжи. - СПб: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1996. - С. 198-210).

53.Собственные проблемы молодежи молодежная проблематика.

Схожесть проблем, связанных с возрастом и процессом вхождения в самостоятельную жизнь, обусловили и сходство многих черт, характеризующих социальный и духовный облик молодежи. Совокупность этих черт иногда обозначают термином «молодежная субкультура», имея в виду особенности стиля жизни, поведения, групповых норм, интересов, ценностей и стереотипов, присущих молодому поколению.

Социология молодежи изучает молодежь как наиболее динамичный компонент социальной структуры и главный фактор мобильности общества, как социальную общность, ограниченную определенными возрастными рамками, особенности ее сознания, поведения и образа жизни, социализации и социально-профессионального становления. Учитывая относительность самостоятельности молодёжи как социально-демографической группы, её не отрывают от общества, частью которого она является. Акцентируют внимание на том, что характер возрастных, социально-психологических и физиологических особенностей, специфических потребностей и интересов молодёжи социально обусловлен, поэтому они могут быть конкретно интерпретированы лишь в более широком общественном контексте. Исходя из этого, молодёжные проблемы, ставшие предметом социологического анализа, подразделяют на две большие группы.

К первой относятся специфические молодёжные социальные проблемы: определение сущности молодёжи как общественной группы, её роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев её возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодёжи.

Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодёжи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодёжной среде (особенности воспитания молодёжи, эффективность его различных форм, средств и методов).

Основными направлениями социологических исследований проблем молодежи на современном этапе являются: 1) процесс социальной преемственности и унаследования молодежью знаний и опыта старших поколений; 2) социализация личности, воспитание вступающих в жизнь поколений; 3) молодежная мода, вкусы, интересы и потребности; 4) молодежная семья; 5) неформальные молодежные объединения; 6) образование молодежи; 7) направления молодежных устремлений в экономике, политике и культуре; 8) молодежное предпринимательство; 9) занятость молодежи; 10) профилактика девиантного

54. Студенческая молодежь как фактор научно-технического и

социального прогресса российского общества.

Когда мы говорим о России ХХ1 века, о научно-техническом, социально-экономическом и духовном прогрессе российского общества, следует помнить, что его фундамент закладывается в системе образования. Через различные этапы и формы системы образования так или иначе проходит вся молодежь, но интеллектуальная элита общества формируется в вузах, в студенческой среде. Поэтому качество высшего образования, качество специалистов, которых готовят вузы, напрямую связано с перспективами развития общества. По данным статистических сборников Госкомстата России численность студентов обучающихся в государственных и негосударственных вузах России составляла в 2000 году 4 млн. 072,9 тыс. человек. В том числе, в 590 государственных вузах обучалось 3 млн. 728 тыс., а в 349 негосударственных вузах 344,9 тыс. студентов.

Отсюда напрашивается вывод. Если система высшего образования России сохранит свой высокий статус и будет идти в ногу со временем, то можно быть уверенными и в том, что наша молодежь сумеет достойно и конструктивно ответить на вызовы истории. С другой стороны, необходимо, чтобы качество системы поддерживалось и улучшалось на индивидуальном уровне.

Достаточно уникально в России стоит вопрос значения и привлекательности образования для молодёжи. Интересен анализ студенческой молодёжи в связи с избранной ими профессией. По данным международного опроса молодёжи Санкт-Петербурга и Лейпцига, проведённого в 2000 г., вся совокупность студентов довольно явно разделяется на три группы.

Первую составляют студенты, ориентированные на образование как на профессию. В этой группе наибольшее число студентов, для которых интерес к будущей работе, желание реализоваться в ней - самое главное. Они отметили склонность продолжать своё обучение в аспирантуре. Все остальные факторы для них менее значимы. В этой группе около трети студентов.

Вторую группу составляют студенты, ориентированные на бизнес. Она составляет около 26% от общего числа. Отношение к образованию у них совсем иное: для них образование выступает в качестве инструмента для того, чтобы в дальнейшем попытаться создать собственное дело, заняться торговлей и т.д. Они понимают, что со временем и эта сфера потребует образования, но к своей профессии они относятся менее заинтересованно, чем первая группа.

Третью группу составляют студенты, которых, с одной стороны, можно назвать «неопределившимися», с другой - задавленными разными проблемами личного, бытового плана. Все их параметры «размыты» по отношению к двум первым группам, в их оценках, позициях нет ясности и направленности представителей двух первых групп. На первый план у них выходят бытовые, личные, семейные проблемы. Можно сказать, что это группа тех, кто «плывёт по течению» - они не могут выбрать своего пути, для них образование и профессия не представляют того интереса, который есть у первых групп. Возможно, самоопределение студентов данной группы произойдёт позже, но можно предположить, что в эту группу попали люди, для которых процесс самоопределения, целенаправленности не характерен. Студенты данной группы составляют 24%.

Интересно отметить следующий социальный эффект: среди тех, кто ориентирован на профессию, значительно меньше социальных «пессимистов». На образование в целом более ориентированы экономисты и юристы. Этот факт представляется очень симптоматичным, поскольку именно эти специальности сейчас пользуются наибольшим спросом. Кроме того, заметно, что их избирают студенты, уже ориентированные на престижные профессии. Они не планируют заниматься наукой, уверены, что завершат своё образование, среди них лишь 8% допускают мысль о том, что им придётся подчинить свои планы обстоятельствам.

Наименее ориентированными на образование оказались химики, математики и педагоги. Одним из факторов, влияющих на их ценностные ориентации, выступает малый спрос на эти профессии на рынке труда. Что касается педагогов, то здесь следует отметить чисто социальный фактор - престиж учительской профессии в последние годы продолжает падать, хотя найти работу в этой сфере не очень сложно. Кроме того, как и раньше, студенты, ориентированные на профессию учителя составляют чуть больше трети всех учащихся.

Из приведённых данных становится ясно, насколько процесс выбора профессии, обучения в вузе стал сегодня для многих студентов прагматическим, целенаправленным и соответствующим переменам. Самоценность образования как социального феномена, имеющего социокультурную, личностную и статусную привлекательность

56.Социальные аспекты гос. молодежной политики.

Государственная молодежная политика ориентирована на решение следующих основных задач. Во-первых, на создание системы информационного обеспечения профориентации и учебной деятельности молодежи, повышения ее образовательного уровня, научной и профессиональной квалификации (обеспечение доступности и полноты информации). Во-вторых, на решение социально-экономических проблем нового поколения (помощь в обеспечении жильем, гарантии занятости, поддержка молодежной семьи, содействие молодежному предпринимательству и т.д.). В-третьих, обеспечение благоприятных условий для духовного и физического развития молодежи (поддержка талантливой молодежи в образовании, труде и спорте). В-четвертых, стимулирование общественно значимой деятельности детских и молодежных объединений. Молодёжная политика государства строится с учётом взаимозависимости и преемственности поколений. Решения по проблемам молодого поколения принимаются только после анализа возможных последствий для смежных и близко стоящих демографических общностей, после просчёта долгосрочных последствий этих решений для самой молодёжи в последующие периоды. Государственная молодёжная политика - это интегрирование отдельных программ и проектов, касающихся молодёжи, в единое целое при усилении регулирующей роли современного государства. Частью молодёжной политики является государственная система социальной защиты молодёжи. Её цель - обеспечение правовых и экономических гарантий, взаимоувязанных со всеми законодательными решениями разных уровней, соблюдение важнейших социальных прав каждого молодого человека. Это, прежде всего, право на труд, нормальные условия работы, получение дохода от деятельности, обеспечивающего достойный уровень и качество жизни.

Нна практике существует разрыв между целями молодёжной политики и государственной деятельностью по отношению к молодёжи. Очень часто не соответствуют сложившимся реалиям представления об образе жизни молодёжи. Теоретическая, методическая и общекультурная подготовка кадров, работающих с молодёжью, не соответствует необходимому уровню. Не совпадают требования производства к молодёжи и молодёжи к производственной деятельности.

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ

Институт образования имеет длительную историю от первичных форм передачи знания от родителей к детям. Через возникновение первых школ до современных институтов. Институт образования представляют собой многоуровневую структуру (дошкольное, школьное среднее, среднее специальное, высшее образование, различные виды подготовки и переподготовки кадров).

Главная функция системы образования -- накопление и передача теоретических знаний, практических навыков и опыта, соц. ценностей новым поколениям. Но система образования имеет и др. функции. Сорокин отмечает, что образование (особенно высшее) является своеобразным каналом (лифтом), с помощью которого люди повышают свой соц. статус. Еще один момент -- образование осуществляет соц. контроль поведения и мировоззрения детей, подростков.

Чем больше усложнялось общество в процессе развития и более значительным становился объем знаний, тем более усложнялся процесс образования:

стали готовить учителей специально;

подготовка учителей становилась специальный, дифференцированный характер;

сама система образования становилась многоуровневой и разветвленной (начальное образование, полное и неполное среднее, высшее и разветвленная система дополнительного образования и повышения квалификации);

школы специализируются (лицеи, гимназии, ПТУ, техникумы, колледжи).

Институт образования включает в себя определенную сферу деятельности, группы лиц уполномоченных для выполнения тех или иных управленческих и других функций на основе установленных прав и обязанностей, организационные нормы и принципы отношений между официальными лицами (ректор, проректор, директор, завуч, преподаватель, студент, школьник и т.д.), материальные средства (общественные здания, оборудование и т.д.) Например, структура высшей школы включает в себя работников Министерства образования, преподавательский состав, администрацию, общественные организации вузов, студентов и органы студенческого самоуправления, располагает необходимыми материальными средствами (финансовое обеспечение, учебные здания, научно-лабораторные здания, библиотеки, оборудование и т.д.) Основная цель (функция) высшей школы -- удовлетворение общественной потребности в подготовке специалистов высшей категории.

Для современного общества проблемой является качество обучения. Институт образования нуждается в изменении самой концепции образования, ином выборе предметов, должна произойти переориентация на потребности современного рынка труда. В настоящее время идет медленное переосмысление основных целей образования, смена идеалов от «человека образованного» к «человеку культуры».

Образовательная система России предусмотрена российским Законом «Об образовании», устанавливающим, что образовательные стандарты для школы должны приниматься парламентом страны. Эксперты Всемирного банка указали на слабые стороны нашей образовательной системы в сравнении с зарубежной по такому показателю, как способность применять полученные в школе знания в реальной жизни и при решении учебных задач в смежных образовательных областях.

Гармоничная и сбалансированная система образования, обеспечивающая удовлетворение современных потребностей общества является важнейшим условием сохранения и развития общества.

Социология управления.

Долгое время вопросы управления разрабатывались в рамках экономической теории, маркетинга, менеджмента, психологии и других научных дисциплин. И только когда социальные проблемы стали чрезвычайно острыми, объективно потребовалось подключение социологии к подготовке управленческих решений. Именно это вызвало к жизни многочисленные эксперименты, новые формы организации и управления, учитывающие социальные факторы, ценностные ориентации и установки, симпатии и антипатии, возможность наиболее оптимально организовать жизнь людей. Приход социологии в науку управления знаменовал собой поиск глубинных ресурсов, резервов второго и третьего порядка, многие из которых напрямую зависели от общественного сознания и поведения людей.

1. Сущность и содержание понятия "Социология управления".

Социология управления - специальная социологическая теория, изучающая процессы управления в различных типах общностей, организаций, институтов и общества в целом, осуществляемых для сохранения и обеспечения устойчивости развития соответствующей системы, упорядочения и совершенствования её структуры, достижения её целей. Она изучает многообразную деятельность органов управления, государственных и общественных, прежде всего, как социальных систем, весь комплекс подбора, расстановки, формирования управленческих кадров, отношения и взаимодействия, складывающиеся между работниками аппарата управления и подчинёнными им сотрудниками и организационными структурами. Она включает в свою предметную область также исследование и формирование целей управления с точки зрения социально-экономических и социально-психологических критериев, их соответствия интересам и ожиданиям управляемых, анализ и оценку социальных последствий принимаемых управленческим решений, определение эффективности управленческих действий. В центре её внимания - изучение и совершенствование социальных механизмов систематического, основанного на достоверном знании, воздействия субъекта управления на социальный объект для сохранения её качественной специфики и целостности, обеспечения её нормального функционирования, успешного движения к заданной цели.

Одним из существенных элементов общей системы социологии управления является социальный менеджмент. В переводе с английского языка «менеджмент» означает «управление» - управление производством, управление бизнесом, управление людьми. Социальный аспект управления, или менеджмента, касается кадров, занятых в различных сферах деятельности. Он заключается в рассмотрении и решении проблемы управления межличностными отношениями в рамках профессиональных (например, отношения руководства и подчинения, развития и преобразования социальной организации, внутригруппового личностного взаимодействия, самоуправления и самоменеджмента), а также многих других вопросов. Другими словами, социальный менеджмент рассматривает социальное качество человека, включённого в процесс управления взаимодействием социальной среды и личности. Недооценка роли социального управления приводит к несоответствию организационных решений реальной ситуации в системе человеческих отношений и, как следствие, к возникновению социальных кризисов и конфликтов. Поэтому современному управленцу любого уровня необходимо знать социальные законы, составляющие основу эффективного управления социальной деятельностью людей.

Управление - это способ организации жизни и деятельности людей, основанный на праве, разделении труда и опыта, делегирования полномочий. Сущностным признаком управления является целеполагание, сознательное воздействие субъекта управления на управляемую систему. Управление представляет собой целенаправленное организационное воздействие на объект - материальное, технологическое, экономическое, административное, идеологическое и т.д. Смысл этого воздействия - упорядочение, регулирование состояния объекта управления. Однако упорядочение, характерное для процессов организации и самоорганизации в живой и неживой природе, неправомерно сводить к управлению и на этой основе полагать, что управление свойственно как социальному, так и биологическому и иным уровням материи. В природе нет управления, но есть инстинктивная регуляция и саморегуляция, т.е. проходят процессы самоорганизации.

Управление часто приобретает характер рамочного воздействия, т.е. воздействия в определённых пределах. Тогда оно становится регулированием, т.е. управляющим воздействием в соответствии с отклонением регулируемого параметра от заданной величины, необходимостью возвращения системы к оптимальному её состоянию. Частный случай управления - самоуправление, в котором субъект и объект воздействия совпадают.

В конечном счёте смысл управления - в создании предпосылок для максимального использования возможностей самоорганизации - оптимального способа взаимодействия при изменении внешних и внутренних условий человеческой жизни и деятельности. Недаром самоорганизация традиционно определяется как процесс, в ходе которого создаётся, воспроизводится или совершенствуется организация сложной динамической системы, как способность системы поддерживать уровень своей организации при смене внутренних и внешних условий. Подробнее об этом можно прочитать в курсе лекций «Социальное управление» (М.: Изд-во РАГС, 2000. - С. 6-14).

2. Диагностика и прогнозирование социальных процессов.

В процессе движения нашего общества к социально ориентированной рыночной экономике решающее значение приобретает выработка научно обоснованной стратегии осуществления глубинных социально-экономических преобразований. Действенным инструментом управленческой деятельности в условиях крупномасштабных изменений во всех сферах общественной жизни и возрастающей в связи с этим неопределённости в развитии экономических, социальных и иных систем становится методология стратегического управления.

Стратегическое управление обладает несколькими отличительными особенностями:

1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он завершается установкой общих направлений, продвижение которых обеспечит развитие и укрепление позиций социальной или экономической системы.

2. Сформулированная стратегия используется для разработки стратегических проектов и планов методом поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, помочь сосредоточить внимание управляющей подсистемы на определённых секторах деятельности и возможностях; во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегической целью.

3. В процессе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые открываются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой неполной информацией о различных альтернативах.

4. Как только в процессе поиска открываются конкретные альтернативы, появляется и более точная информация. Однако она может поставить под сомнение обоснованность первоначального стратегического выбора. Поэтому успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.

5. В процессе отбора проектов, связанных со стратегическим управлением, необходимо проводить различие между стратегией и ориентиром. Ориентиры представляют собой цель, которую стремится достичь управляемая подсистема, а стратегия - средство определения цели и путей её достижения. Стратегия, оправданная при одном наборе ориентиров, не окажется таковой, если ориентиры системы изменились.

6. Стратегия и ориентиры взаимосвязаны как в отдельные моменты, так и на различных уровнях структурирования системы или организации. Например, параметры эффективности в один момент и в одних условиях будут служить фирме ориентирами, а в других - станут её стратегией. Поскольку ориентиры и стратегии вырабатываются внутри системы, возникает типичная иерархия: то, что на верхних уровнях управления является элементами стратегии, на нижних превращается в ориентиры.

Из сказанного выше следует определение стратегического управления. Это процесс, направленный на осуществление миссии данной социальной системы (организации) на основе предвидения возможных изменений и будущих тенденций развития, формулирование её целей, определение необходимых ресурсов и поддержание взаимоотношений с внешней средой, которые позволяют добиваться поставленных целей. Процесс стратегического управления анализируется в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. - Мн: ТетраСистемс, 2001. - С. 144 - 153).

Структурная динамика управленческой деятельности органично взаимоувязана с выполняемыми ею функциями. Их единство и взаимообусловленность образует сложную и многогранную систему управленческой деятельности.

Одна из основных функций управленческой деятельности заключается в обеспечении целеполагания и целедостижения силами и средствами, имеющимися в распоряжении управляемой системы. Функция целеполагания и целедостижения реализуется посредством достижения 1) целей-ориентаций, выражающих общие интересы и устремления входящих в состав управляемой организации людей, групп и подразделений; 2) целей-заданий - планов, предписаний, поручений, задаваемый управляемой системе её управляющей подсистемой или вышестоящей организацией; 3) целей-систем, обеспечивающих стабильность, целостность, устойчивость, динамизм управляемой системы, устанавливаемые управлением и необходимые для функционирования материализованной и объективированной структуры данной организации - фирмы, предприятия, корпорации и т.п. Чёткое согласование всех трёх компонентов этой функции - важнейшая задача управления, ибо любое их рассогласование - источник дисфункции и социальной патологии управленческой деятельности.

Вторая функция управления - административная, отражающая деятельность управленческой структуры на основе законодательства в области труда и нормативных актов, регулирующих кадровую сферу и складывающиеся трудовые отношения, в том числе составление штатного расписания организации, приём, увольнение, передвижение кадров, соблюдение трудового законодательства и т.п.

Управленческая деятельность неосуществима без выполнения информационно-аналитической функции, которая обеспечивает приток информации из окружающей социальной среды в данную организацию и из этой организации в окружающую среду, а также информационное обеспечение управленческой структуры, подчинённых ей структурных подразделений и отдельных индивидов, включённых в состав данного предприятия, фирмы, корпорации и т.п., без чего невозможно обеспечение целеполагания и целеосуществления, сплочение членов организации для решения поставленных перед нею задач.

Четвёртая функция управления - социальная, заключается в социальной поддержке и защите работников, создании условий для их эффективного труда, определении уровня заработной платы, социальных льгот, оздоровлении работающих и их семей, организации их содержательного отдыха.

Пятая функция управленческой деятельности - прогнозирование, заключается в определении возможных изменений в окружающей социальной среде, например, конъюнктуры рынка, и соответствующей этому трансформации задач и действий данной организации, в том числе её кадровом потенциале, в подготовке, переподготовке и повышении квалификации работников, в планировании их служебной карьеры.

Шестой функцией управления является планирование, представляющее собой процесс выбора целей данной системы (организации) и решений, необходимых для их достижения.

Для своей успешной реализации управленческая деятельность должна включать в себя мотивационно-стимулирующую функцию, предполагающую создание определённых условий (материально-технических, финансовых, социально-психологических и др.), побуждающих сотрудников к активной и эффективной трудовой деятельности посредством экономических, моральных и иных рычагов, в первую очередь, с учётом необходимости оценки работы в соответствии с качеством, эффективностью и результатом.

Восьмая функция управления - корректирующая деятельность управляемой системы, направленная на недопущение срывов и невыполнения порученных заданий, на повышение эффективности и качества работы подразделений и звеньев данного объекта управления.

Девятая функция управленческой деятельности - удерживание возможных отклонений в функционировании системы (организации) в определённых пределах, обеспечивающее сохранение её целостности, качественной специфики и динамической устойчивости.

Десятая функция управления - обеспечение компетентности и дисциплины всего персонала, всех должностных лиц данной организации в их повседневной служебной деятельности.

Одиннадцатая функция управленческой деятельности - осуществление контроля всех подразделений данной организации, обеспечивающего упорядочивающее и эффективное взаимодействие её элементов с помощью нормативного регулирования.

Двенадцатая функция управленческой деятельности - создание благоприятного климата для успешной работы всех сотрудников организации, способствующего достижению высоких результатов в деятельности данной организации.

Тринадцатая функция успешной управленческой деятельности воплощается в обеспечении целостности системы (организации), сохранении и упрочении её качественной специфики и динамичного устойчивого развития.

Четырнадцатая функция управления - повышение качества и эффективности служебной деятельности. Она включает в себя разработку прогнозных оценок внешнесредовых и внутрифирменных изменений, формулирование и реализацию предложений и планов по совершенствованию организации труда, по ориентационным изменениям в структурных подразделениях, по улучшению мотивации и стимулирования всех направлений деятельности организации, по обеспечению высокой эффективности её деятельности.

Оптимальное соотношение функций управленческой деятельности предполагает их интеграцию на основе использования возможностей и пределов каждой из них, их непротиворечивого взаимодействия. Сложная совокупность функций деятельности управляющей подсистемы описана в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. - Мн: ТетраСистемс, 2001. - С. 58-63).

Чтобы управление было эффективным, очень важно применять системную методологию, методы системного подхода к организации управленческой деятельности. Управление всегда связано с решением определённой проблемной ситуации, возникшей в процессе функционирования управляемой подсистемы. Поэтому субъект управления, применяя системный подход, получает возможность выявить всю совокупность условий, причин и факторов, приведших к возникновению данной проблемы и её составных частей, возможные пути и средства разрешения.

Комплексный подход представляет собой конкретизацию системности в управлении, поскольку позволяет разработать и применять такие управленческие решения, которые исходят из анализа управляемой подсистемы и её взаимодействий с окружающей социальной средой в её системности и целостности, но применяются при этом методы ряда научных дисциплин, например, социологии, психологии, кибернетики и др.

Существенную роль в управленческой деятельности выполняет общенаучный метод моделирования, опирающийся на системный и комплексный подходы к управлению. В тории управления метод моделирования обычно осуществляется путём построения и оперирования моделями, отражающими свойства, взаимосвязи, структурные и функциональные характеристики управляемых объектов, существенные с точки зрения осуществляемых управленческих решений.

Достаточно широко в управлении применяется специфический метод, называемый социальным экспериментом. Это метод, который позволяет получить информацию о количественном и качественном изменении показателей деятельности управляемого социального объекта в результате воздействия на него вводимых или видоизменяемых экспериментатором и контролируемых им новых факторов.

Общенаучные методы составляют в своей совокупности тот фундамент, на котором возводится многоуровневое и многогранное сооружение более конкретных, специфических методов, применяемых в теории и практике управления. Всё их многообразие может быть классифицировано по содержанию применяемых методов, их направленности и организационным формам.

Методы управления подразделяются на 1) организационно-административные, основанные на директивных указаниях высших управленческих структур; 2) экономические, обусловленные и поддерживаемые экономическими стимулами; 3) социально-психологические, применяемые в целях повышения социальной активности индивидов, их групп и общностей, действующих в управляемой подсистеме.

Организационно-административное управление предполагает подчинение сотрудников распоряжениям вышестоящих начальников и управляющих органов. Оно обычно бывает трёх видов:

1. Вынужденное и внешне навязанное подчинение, которое сопровождается дискомфортным чувством зависимости от нажима «сверху».

2. Пассивное подчинение, сопровождаемое облегчением, связанным с освобождением от принятия самостоятельных решений.

3. Осознанное, внутренне обоснованное подчинение, связанное с пониманием аргументированности и важности полученного распоряжения и со стремлением выполнить его в намеченные сроки и с возможно максимальным результатом.

Экономические методы управления ориентированы на экономическое стимулирование и вознаграждение за активную и эффективную деятельность. Значимость этих методов возрастает в условиях развития рыночных отношений, ориентированных на получение прибыли и возможно более высокого дохода. К экономическим методам управления относятся: 1) система заработной платы и других форм материального поощрения работников; 2) система ответственности с соответствующим применением вознаграждений и санкций за качество и эффективность работы; 3) социальную группу или общность, на отношения и взаимодействия между ними в целях повышения эффективности деятельности управляемого объекта. Они включают в себя влияние на социальное самочувствие, антропометрические, психофизиологические и социально-психологические особенности работников, на их предпочтения и социально-ориентационную деятельность, на эффективность и качество их труда, на мотивацию и стимулирование их деятельности, на условия их отдыха, профессионального, социального и культурного развития. Более подробно содержание методов социального управления изложено в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. - Мн: ТетраСистемс, 2001. - С. 64-78).

Эффективное управление различными социальными организациями и системами немыслимо без использования информации. Такая ситуация предопределяется тем, что управление в своей сущности есть подготовка, принятие и осуществление цепи последовательных решений управляющей системой на основе информации, отражающей состояние управляемого объекта и окружающей среды, а также степень исполнения принятых управленческих решений. В контексте использования в управленческой деятельности информация истолковывается как совокупность сведений, необходимых для активного воздействия на управляемую систему с целью её оптимизации.

Управление социальными системами, их подсистемами и организациями предполагает производство и применение различных видов информации. Оно включает:

а) производство информации в виде научных исследований, изобретений, открытий; обобщения практического опыта в области производства, культуры, образования, социально-политической жизни и т.д.;

б) сбор, отбор, оценку информации, необходимой для управления;

в) аналитико-синтетическая переработку информации (библиографическое описание, классификация, предметизация, аннотирование, реферирование, перевод, кодирование);

г) хранение и поиск информации;

д) размножение и распространение информации, передачу её потребителю;

е) использование информации;

ж) контроль за эффективностью использования информации;

Потребность в информации разных субъектов и звеньев управления неодинакова и определяется теми задачами, которые решает в процессе управления тот или иной субъект, тот или иной руководитель, работник управленческого аппарата. Она зависит также от масштаба и важности принимаемых решений, от количества и характера управляемых, регулируемых параметров, от количества вариантов возможного состояния и поведения управляемого объекта, от величины и разнообразия возмущающих управляемую систему внутренних и внешних воздействий, от количества и качества показателей, характеризующих результаты функционирования данной системы. Об этих аспектах информационного обеспечения управленческой деятельности идёт речь в учебном пособии Е.М. Бабосова (Социология управления. - Мн: ТетраСистемс, 2001. - С. 117-128).

Эффективное управление организациями и предприятиями требует осуществления диагностики состояния управляемой подсистемы и прогнозирования вариантов её развития с последующим выбором наиболее приемлемого, оптимального. Средства социологической диагностики направлены на оценку состояния социального объекта, включённого в целенаправленную организационную деятельность с целью решения вопроса о необходимости изменения его состояния или режима работы. Основное отличие социологической диагностики от традиционного социологического исследования состоит в том, что исследование всегда имеет целью получение нового знания об объекте, а диагностика - лишь описание состояния объекта и прогнозирование его поведения. Эта информация используется для выработки решения о необходимости воздействия на объект и направленности этого воздействия. Описание объекта ведётся в целом и при этом основная цель диагностики состоит в повышении эффективности изучаемого объекта. Этим и объясняется сфера применения социологической диагностики - сфера управления.

Технология осуществления диагностики социальной организации, кроме её описания предполагает процедуру соотнесения реального состояния этой организации с «идеальным». Такой диагноз даёт нам возможность оценить степень отклонения организации от желаемого состояния, а значит и направление последующих преобразовательных воздействий.

Социальное прогнозирование - это метод научного познания, позволяющий предвидеть будущее состояние социального объекта. Без такого предвидения невозможно принятие обоснованного, эффективного управленческого решения. Социальный прогноз носит вероятностный и альтернативный характер. Отличительной особенностью прогнозирования, как научного метода, является стремление дать количественную оценку перспектив развития объекта, предварительно выбрав из всего множества вариантов возможных изменений наиболее вероятностное.

Цель прогнозирования состоит в том, чтобы на основе анализа состояния и поведения системы в прошлом и изучения тенденций изменения факторов, влияющих на рассматриваемую систему, правильно определить количественные и качественные параметры её развития в перспективе, раскрыть содержание ситуации, в которой окажется система. В теории управления прогноз определяется, как вероятностное, научно-обоснованное суждение относительно состояния ненаблюдаемого социального объекта в какой-то момент времени или возможных путей достижения такого состояния, определённого в качестве цели.

Процедура прогнозирования включает в себя определение объекта прогноза; установление периода деятельности прогнозных оценок; выявление качественных характеристик, которые подлежат прогнозированию; анализ тенденций развития системы в целом; выделения факторов, оказывающих влияние на процесс развития; рассмотрение спектра возможностей развития; отбор наиболее обоснованных вариантов альтернатив; установление показателей прогноза.

Социальное прогнозирование реализует следующие основные функции:

ориентирующая функция, т.к. определяются наиболее реалистические тенденции развития социального объекта;

нормативная функция, состоящая в определении основных социальных потребностей будущего объекта и возможностей их реализации;

предупредительная функция, которая призвана описать и проанализировать возможные негативные последствия изучаемых тенденций развития системы.

Социальное прогнозирование классифицируется по времени упреждения: до года - оперативное прогнозирование; от 1 г. до 5 л. - краткосрочное прогнозирование; от 5 л. до 15 л. - среднесрочное; и свыше 15 л. - долгосрочный прогноз. Специфическими методами прогнозирования являются сложная экстраполяция, моделирование, эксперимент. Подробнее с этими методами можно ознакомиться в учебном пособии Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - С. 433-447).

3. Социальные технологии и их роль в управлении.

Социальная технология - это способ осуществления деятельности на основе её рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Использование тех или иных социальных технологий определяет эффективность социального управления, регулирования социальных процессов, устойчивость социальной организации и всего социального пространства.

В проектировании социальных технологий исходным моментом является формирование цели. Выбор цели - это сложное социальное действие, включающее в себя несколько этапов. Прежде всего, это анализ ситуации, основных проблем, из неё вытекающих, прогноз развития основных тенденций и вариантов новых ситуаций, складывающихся либо стихийно, либо вследствие вмешательства технологий.

Конечная цель проектирования и последующей реализации проекта - создание эффективных систем. К характеристикам, определяющим эффективность работы системы, относятся: а) простота; б) гибкость; в) надёжность; г) экономичность; д) удобство эксплуатации. О роли социальных технологий в управлении пишут Ж.Т. Тощенко (Социология. Общий курс. - М.: Юрайт-Издат, 2003. - С. 475-490), авторы курса лекций «Социальное управление» (М.: Изд-во РАГС, 2000. - С. 292-303).

Вполне самостоятельное значение как важная составная часть теории и практики управления имеет проблема риска. Поскольку управленческие решения реализуются в условиях неопределённости, носят вероятностный характер, то для повышения их эффективности важна выработка рекомендаций по принятию, осуществлению решений в ситуации риска и внедрению их в практику управления.

Процесс управления состоит из ряда стадий: поиск новой идеи и её оценка; составление бизнес-плана; реализация плана действий. При этом риск существует как на стадии выбора решения, так и на стадии его реализации.

Наиболее рискованные ситуации при принятии бизнес-плана наступают, как правило, в трёх случаях:

когда оценивается из альтернатив бизнес идея;

когда принимается решение о реализации бизнес-плана;

когда подписываются финансовые и другие обязательства по бизнес-плану.

Формирование новой идеи - это всегда риск и преодоление сопротивления, неизбежно возникающего при рождении нового. Тут могут быть различные целям и ресурсам мер и действий, направленных на достижение цели получения высокой прибыли путём осуществления предпринимательской сделки. Все факторы риска при составлении бизнес-плана распределяются, как правило, на более и менее важные и каждому присваивается вес. Для каждого фактора риска определяется степень вероятности его проявления. Перемножив по каждому фактору риска оба коэффициента, получают показатель риска для каждого из факторов. Знание же факторов риска позволяет принимать заблаговременные меры, ослабляющие их действие.

Выявление социальной эффективности предполагает наряду с выявлением соотношения затрат и результатов качественную оценку деятельности в ситуации риска. Своеобразие оценки риска обусловлено типом прогноза, который может быть определён временным интервалом. В зависимости от типа прогноза меняется степень неопределённости и риска. С увеличением периода долгосрочного прогнозирования снижается степень его достоверности и уменьшается поле количественных характеристик, увеличивается поле качественных оценок.

Выявление степени риска осуществляется различными способами от сложного вероятного анализа в моделях исследования операций до интуитивных догадок. В нашей практике преобладают интуиция и предыдущий опыт. Лишь незначительный процент наших руководителей способен учитывать риск с применением математических методов. В настоящее время распространена управленческая деятельность, ориентированная либо на минимальный риск, либо на то, чтобы избежать риска вообще. Практика показывает, что постоянная ориентация на минимальный риск приводит к значительным издержкам, расточительному расходованию материальных, финансовых, трудовых и других ресурсов и, что самое главное, к замедлению темпов социального развития. Применительно к ситуациям социального характера реальная жизнь полна случайностями, когда рациональным может быть решение с любой степенью риска - от минимальной до максимальной.

Поскольку для руководителя риск является нормальным состоянием, постольку нормальным должно считаться и терпимое со стороны его подчинённых отношение к возможным неудачам. У него должно быть право на риск и нельзя его превращать в сапёра, который ошибается только один раз. Инициативным, предприимчивым людям нужна защита, правовые, политические и экономические гарантии, исключающие в случае неудачи наказание работника, пошедшего на риск. Поэтому предусматривается категория правомерного риска.

Выделяют два типа руководителя по восприятию риска и поведению в ситуации риска. Один, добиваясь осуществления цели, стремится к тому, чтобы достичь успеха даже ценой больших усилий. Такие люди решительны, инициативны, испытывают постоянную тягу к риску, причём как к разумному, так иногда и неоправданному. Поведение другого типа руководителя связано со стремлением избежать неудачи. Такой человек направляет свои усилия на то, чтобы уклониться от участия в деятельности, связанной с риском. Принадлежность к тому или иному типу определяют жизненный опыт, внешние обстоятельства, некоторые врождённые черты, специфика воспитания. Умение идти на риск формируется той средой, в которой человек работает. По вопросам управления рисками пишут Е.М. Бабосов (Социология управления. - Мн: ТетраСистемс, 2001. - С. 191-203), авторы курса лекций «Социальное управление» (М.: Изд-во РАГС, 2000. - С. 388-402).

4. Социально-технологическая культура управленческого труда.

Социальная макросреда в целом является наиболее радикальным фактором стимуляции развития культуры управления. Но исследования показывают, что труднее всего даются попытки создать надежные переправы от эмоциональных сфер сознания человека к тем его сферам, которые непосредственно управляют деятельностным (а не вербальным) его поведением. Ключ к пониманию механизмов этой сферы сознания следует искать в социальной микросреде, т.е. в коллективе, семье и других малых социальных группах.

Трудовой коллектив является непосредственной средой формирования основных психологических характеристик личности, а мнение коллектива служит важным регулятором ее поведения, установок и ценностных ориентаций. Согласно данным социологических исследований, коллектив уступает только семье по степени влияния на формирование духовно-нравственного облика людей.

Развитие личных контактов неизбежно приводит к тому, что в малых социальных группах (первичных коллективах) образуются один или несколько центров притяжения и подражания. Ими становятся люди, которые по отдельным или многим личным качествам превосходят остальных. Таких членов группы принято называть лидерами. Лидеры могут быть универсальными, т.е. способными сохранять превосходство над остальными членами группы в большинстве случаев, и ситуативными, которые имеют авторитет лишь в отдельных видах деятельности. Например: в рамках своей профессии, в учебе, спорте, искусстве, во время культурных мероприятий, в дружеских компаниях и т.д. Система лидеров, взаимоотношения между ними в значительной степени определяют социально-психологический климат коллектива.

Психологи установили, что неформальная группа с одним универсальным лидером, как правило, не превышает 7-9 человек. Если первичный коллектив насчитывает больше членов, то они неизбежно распределяются по нескольким неформальным группам. В случае, когда неофициальные отношения в группе нацелены на решение задач, стоящих перед всем коллективом, взаимный психологический настрой людей порождает морально-психологическую интеграцию, соответствующую интересам предприятия, общества. Если же группа начинает вырабатывать собственные корпоративные установки и нормы поведения, ставит перед собой цели, противоречащие целям общества и основного коллектива, то неофициальные отношения начинают играть отрицательную роль, что неизбежно приводит к противоречиям между официальной и неофициальной структурами, рано или поздно выливающимся в конфликт.

Однако чаще бывает так, что официальная структура плохо работает из-за формализма или некомпетентности руководителей. Это также приводит к возникновению противоречий и конфликтам, но в условиях демократизации общества такие конфликты имеют больше шансов на своевременное разрешение.

Идеальным решением проблемы является полное слияние формальной и неформальной структур первичного коллектива. Правильный подбор кандидатур и подлинно демократические выборы руководителей первичных коллективов позволяют неформальным лидерам возглавить формальную структуру, тем самым снимается главное противоречие между официальной и неофициальной структурами взаимоотношений в коллективе. Если первичный коллектив возглавляет тот, кто лучше умеет организовать дело, позитивное действие социально-психологического фактора управления начинает сказываться немедленно и продолжает безотказно действовать до тех пор, пока сохраняется абсолютное доверие членов коллектива своему лидеру-руководителю.

Полное слияние личного и группового интереса наблюдается также в небольших корпорациях, вырастающих из неформальных объединений. Поскольку требования группы здесь вполне определенны и доступны пониманию каждого, личность быстро подстраивается к ним. Степень такой подстройки легко наблюдается и контролируется группой, а отдельные несоответствия устраняются в диссипативном режиме. В принципе такое возможно и иногда происходит в официальных структурах государственной формы собственности, но там это труднее осуществить из-за незавершенности реформ в сфере экономических отношений и системы их правовой регуляции.

Успешно осуществлять свои функции и грамотно регулировать взаимоотношения между членами коллектива в целях создания наиболее благоприятной для решения производственных задач морально-психологической атмосферы может только руководитель, обладающий определенным комплексом личных качеств, организаторскими способностями и глубокими знаниями в области социальной психологии. Как известно, управление людьми - это не только наука, но и искусство и, как всякое искусство предъявляет к исполнителю высокие требования. Во-первых, руководитель для успешного управления людьми должен уметь убеждать, опираясь на широкую общую эрудицию, образованность и профессиональные знания. Во-вторых, руководитель должен уметь практически организовать деятельность своих подчиненных, а следовательно, обладать соответствующими организаторскими способностями.

Организаторские способности не являются чем-то данными только от природы или наследственности. Они формируются в процессе приобретения социального опыта и непосредственно базируются на лидерских возможностях человека. В своем развитом виде организаторские способности представляют собой сложную систему качеств, которые можно условно свести в четыре основные группы.

1. Склонность к организаторской деятельности, которая проявляется в устойчивом интересе и потребности в ней, в стеничности чувств при ее выполнении.

2. Обостренное чувство ответственности за порученное дело, отсутствие страха перед ответственностью, стремление к выполнению самых трудных заданий,

3. чутье (интуиция), которое включает в себя психологическую избирательность по отношению к людям, практические навыки использования психолого-педагогических знаний, педагогический такт, то есть способность находить индивидуальную меру во взаимоотношениях с другими людьми и, прежде всего, с подчиненными.

В демократическом обществе каждый, кто готовится выставить свою кандидатуру на руководящую должность, должен оценить себя с этой стороны. Но наличие организаторских способностей ещё не гарантирует успеха в деятельности руководителя. Высокие требования предъявляются к культуре, духовному облику, нравственным качествам и всей системе личностных характеристик руководителя. Для него противопоказаны такие черты, как агрессивность, пониженный самоконтроль, неуверенность в себе, чрезмерное тщеславие и властолюбие, индивидуализм и стяжательство, моральная неустойчивость и беспринципность. В то же время психологи называют черты личности, благоприятствующие успеху деятельности руководителя. Среди них можно выделить несколько ведущих психологических черт, которые наиболее существенно влияют на систему личностных характеристик.

Первую из них обозначим термином «деловитость». Деловитость - это умение оказывать компетентную помощь подчиненным, ясно и четко формулировать задания и инструктировать подчиненных, видеть сильные и слабые стороны каждого работника и использовать это при распределении заданий. Вторая черта, которая должна быть свойственна руководителю, может быть условно обозначена как «коммуникабельность». Коммуникабельность характеризует руководителя с точки зрения его способности привлекать к себе людей. Чтобы этого добиться, необходимо обладать такими качествами, как честность, чуткость, внимательность, уважительность, тактичность, выдержка. Главное, что характеризует коммуникабельность руководителя, это теплота и искренность его отношений к людям. Следующим качеством, характеризующим личность руководителя, является наличие волевого характера, что проявляется в требовательности к себе и людям, решительности, настойчивости в достижении поставленных целей.

Среди главных социально-психологических черт современного руководителя необходимо назвать и новаторство (склонность к инновациям). Новаторство основывается на личном профессиональном мастерстве, изобретательности и выдумке в работе, а также в склонности и умении пропагандировать и внедрять в коллективе достижения научно-технического прогресса и передовой опыт, стремление создавать в коллективе атмосферу творческого поиска.

Овладение всей совокупностью соответствующих современным условиям личностных качеств является главным условием успеха в психологической перестройке кадров. Конкретное содержание этих качеств может варьироваться в зависимости от ранга руководителя и характера задач, стоящих перед коллективом или организацией в условиях все более глубокого вхождения общества в систему рыночных отношений. Но суть проблемы состоит в том, как практически перестроить и реализовать на деле организаторские способности и личные качества руководителя применительно к новым условиям.

В зависимости от применяемых методов, стиля общения и деятельности различают три типа руководителей: авторитарный, демократический и либеральный. Условия и обстоятельства, определяющие стиль руководства, подразделяются на объективные и субъективные. К числу субъективных факторов относятся условия деятельности коллектива и характер поставленных задач. Объективные обстоятельства могут быть постоянного и временного характера. В чрезвычайных условиях, когда нет времени на принятие коллегиальных решений, наиболее эффективным оказывается авторитарный стиль. О социально-психологическом факторе управления пишет Г.А. Котельников (Социально-психологический фактор в управлении // Диагностика и прогнозирование социальных процессов. Сборник научных трудов кафедры социологии / Под ред. проф. Г.А. Котельникова. - Белгород: Изд-во БелГТАСМ; Крестьянское дело, 2001. - Выпуск 3).

30. Социальное взаимодействие: его структура и роль в жизни общества Социальная связь- зависимость людей, которая проявляется через социальные действия, осуществляется с ориентацией на партнера и содержит ожидания соответствующих действий партнера. В социальной связи можно выделить субъект связи, предмет связи и механизмы регулирования. Социальная связь может выступать в виде социального контакта и социального взаимодействия. Социальное взаимодействие - устойчивая система взаимодействия между партнерами, которая имеет самовозобновляющий характер. Социальный контакт может выступать в виде обмена информации, совместной деятельности и т.д. Теория обмена рассматривает социальное поведение людей, находящихся в непрерывных процессах материального и нематериального обмена людей. Положения теории:

1 чем чаще соц. положение человека вознаграждается, чем чаще человек стремится повторить это действие

2 чем более ценно достижение результата человека, тем больше он будет стремиться производить действия, которые направлены на достижение этого результата

3 чем чаще в прошлом человек получал вознаграждение, тем менее ценным оно становится для него

4 если человек не получает желаемого вознаграждения или получает антивознаграждения (наказания), то он в таком случае стремиться продемонстрировать агрессивное поведение.

Соц. связь устанавливается и поддерживается

в случае, если:

1 она соответствует личностным целесообразностям и плата не превышает договоренности вознаграждения.

2 если достигнута взаимная договоренность по поводу единства критерия платы и вознаграждения

3 если достигнуто равновесие вознаграждений

43. Структура нуклеарной семьи и функции ее членов Современная семья - первичная социальная и экономическая ячейка, включающая обычно двух родителей и одного ребенка (нуклеарная семья). Демографическим ядром семьи, отвечающей за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники : бабушки, дедушки, дяди, тети - относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то то семья называется расширенной. Конкретным уточняющим определением расширенной семьи выступает слово «многопоколенная». Оно просто уточняет, что семья расширяется именно за счет 3-4 поколений прямых родственников, а не за счет присоединения к неклеарной семье дядей, кузенов и т.д. Нуклеарная семья- форма многогамного брака. Принципиальную роль в появлении многогамного брака и нуклеарной семьи сыграл запрет кровосмешивания (инцеста).

Отныне нуклеарная семья- стабильная социальная ячейка, огранмченная двумя поколениями. Третье поколение может быть только результатом образования новой семьи, созданной взрослыми членами нуклеарной семьи. Поэтому взрослые семьи принадлежат двум семьям: 1)семье происхождения, или родительской семье, в которой они рождены и воспитаны; она включает отца, мать, братьев и сестер 2)производной, или прокреационной семье, порожденной потомками. Родительскую семью наз. первичной, а новообразованную - вторичной. Нуклеарная семья- это кровнородственная группа, образованная двумя поколениями. Повзрослевшие дети создали свою семью и отделились от родителей. У них появились свои дети. Те повзролели, создали семью, отделились. Так продолжается цепочка ядерного деления. Нуклеарная семья возможна только в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родителей.

44. Распределение власти в семье. Патриархальные, матриархальные и элитарные семьи.

По критерию власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейного «государства», и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там где нет четко выраженных семейных клав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью - элитарные семьи.

Имеющие сходство с отношениями господства, доминирование, или лидерство, в семье описывает преимущественно современное общество. Лидерство в семье принадлежит не к экономическим, а к социально-психологическим категориям. Господство устанавливается по объективным признакам и закрепляется законом. Так патриархальная семья базируется на частной собственности, наследование которой, согласно закону, происходит по мужской линии. Напротив, доминирование в семье - условная, субъективная характеристика. Верховенство мужа и жены устанавливается по взаимной договоренности, чаще всего стихийно, в зависимости от того, кто играет в семье более активную роль.

Array

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты