Рефераты

Социология в системе гуманитарных наук

При наблюдении большое значение имеет фиксация его результатов. Она осуществляется различными способами - ведением дневника наблюдений, фотографированием, кино- и видеосъемкой и др. В результате создаются документы, которые можно использовать длительное время, а также в более благоприятных условиях. Способ же фиксации полученных данных зависит как от предмета исследования, так и от чисто технических возможностей.

18.Экспериментальные методы в социологии.

Эксперимент - это общенаучный метод получения в контролируемых и управляемых условиях нового знания. В социологию он пришёл из области естественных наук. Использование экспериментального метода требует:

Наличия чётко сформулированной гипотезы о причинно-следственных связях, в соответствии с которой данной теоретическое суждение может быть представлено в виде эмпирически проверяемых утверждений.

Наличия объекта, допускающего:

- возможность описания системы переменных, детерминирующих его поведение;

- возможность количественных и качественных измерений воздействующих на него управляющих факторов и изменения его деятельности и поведения;

- контроль воздействующих факторов, состояния объекта и условий во время проведения эксперимента.

Общая логика эксперимента заключается в том, чтобы, выбрав некоторую экспериментальную группу (или группы), воздействовать на неё определёнными факторами и проследить направление, величину и устойчивость изменения характеристик, интересующих исследователя.

В самом общем виде эксперимент включает два этапа: экспериментальное воздействие и наблюдение за последствиями такого воздействия. Модель эксперимента можно свести к изучению воздействия независимой переменной на зависимую переменную. Целью же эксперимента является проверка гипотезы о наличии или отсутствии влияния независимой переменной на зависимую. Классическая модель эксперимента представлена в следующей таблице.

Принципиальное значение в такой модели имеет вопрос о подборе экспериментальной и контрольной групп. Основная задача исследователя - достичь до эксперимента максимального подобия этих двух групп. Термин «подобие» понимается здесь в статистическом смысле, т.е. единицы генеральной совокупности, из которых подбираются группы, должны иметь одинаковые шансы попасть и в группу 1, и в группу 2. Подобный процесс подбора часто называют рандомизацией. Рандомизация преследует цель исключить систематические смещения и ошибки, могущие возникнуть при экспериментальном воздействии на неэквивалентные группы.

Кроме описанной классической модели эксперимента существуют многочисленные модификации её, возникшие из специфики решаемой исследовательской задачи. Например, последовательный эксперимент, который отличается от классического (параллельного) тем, что анализу подвергается одна и та же группа, являющаяся и контрольной (её состояние перед началом эксперимента) и экспериментальной (состояние после эксперимента). Описание других модификаций эксперимента можно найти в книге Д. Кэмпбелла (Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях - М., 1980).

Вероятность того, что выводы, которые исследователь делает на основе экспериментальных результатов, могут не отражать суть происходившего во время эксперимента является проблемой его внутренней обоснованности. Источниками этой проблемы считают: влияние событий в прошлом на результаты эксперимента; изменение самих участников эксперимента в ходе его; влияние процесса тестирования и повторения тестирования на поведение людей; влияние инструмента, используемого в процессе эксперимента, включая и самого экспериментатора; несопоставимость экспериментальной и контрольной групп в классическом эксперименте.

Внешняя обоснованность относится к возможности обобщения, распространения выводов эксперимента на реальные объекты. К сожалению, существует много примеров, когда результаты экспериментов оказываются неприемлемыми для изучаемого феномена.

Объект социологического исследования обладает рядом существенных особенностей по сравнению с объектами физического мира. Так, если в естественно-научном эксперименте воздействие на объект, как правило, ограниченно временными рамками самого эксперимента, то для социального объекта это весьма важное условие локализации воздействия во времени не выполняется. Социальный объект обладает памятью, аккумулирующей действие причинных переменных за весьма длительные промежутки времени, что сильно ограничивает возможности контроля над воздействием на объект, а тем самым и возможности социального эксперимента. Другая особенность - качественно более высокий уровень сложности причинной зависимости социальных явлений, который выражается, прежде всего, в существенно более высоком, чем в естественно-научном эксперименте, числе подлежащих учёту переменных. Иными словами, пространство детерминации в социальном эксперименте многомерно, что крайне усложняет задачу выделения причинных зависимостей в «чистом виде», а следовательно, и постановку задачи эксперимента.

По специфике исследовательской задачи различают научно-исследовательские и практические эксперименты, эксперименты научного характера, например, методический эксперимент о пригодности какой-то методики. Практические эксперименты решают задачи по управлению общественными процессами.

Различают натурный (лабораторный, полевой) и мысленный эксперименты. Каждый из них имеет свои положительные и отрицательные стороны. Проведение натурных экспериментов в общественной жизни ограничено природой социальных объектов исследования, состоящих из людей и требующих от исследователя строгого соблюдения моральных и юридических принципов и норм, суть которых сводится к одному: не навредить объекту исследования. Поэтому большинство натурных социологических экспериментов проводится на малых группах и имеет много общего с социально-психологическими экспериментами. Широкую известность в своё время получили эксперименты учёных под руководством Э.В. Ильенкова в Загорском интернате слепоглухонемых детей. Результаты, полученные ими, ещё долго будут поражать всех, кто знает об этих экспериментах.

Мысленные социологические эксперименты распространены широко. Практически они имеются в каждом социологическом исследовании, где есть методы статистического анализа. Мысленные эксперименты являются основными при моделировании социальных процессов на ЭВМ. В данном случае эксперимент характеризуется двумя группами элементов формализованными и неформализованными параметрами. Формализованные параметры представлены системой языка машины, а неформализованные параметры - это концепции сценарии, ценностные ориентации человека. Они взаимодействуют с формальной стороной в диалоговом режиме. Мысленные эксперименты позволяют более точно определить стратегию натурного социального эксперимента, но полностью его заменить никогда не смогут.

Для выявления эффективности эксперимента целесообразны его многократные проведения, в ходе которых отрабатывается чистота эксперимента и проверяются основные варианты решения социальной проблемы. Добиться чистоты эксперимента - задача сложная, так как его результат часто искажается воздействием более сильной системы.

По характеру экспериментальной ситуации натуральные эксперименты делят на полевые (объект находится в естественных условиях своего функционирования) и лабораторные (объект находится в специально подготовленной обстановке, экспериментальная ситуация формируется искусственно).

19.Методы изучения документальных источников. Контент-анализ.

Наиболее экономичным с точки зрения трудозатрат и финансов является анализ документов. Он имеет и ряд дополнительных преимуществ по сравнению с другими методами: 1) анализ документов позволяет оперативно получить фактографические данные; 2) эта информация носит объективный характер. Но при этом существуют ограничения, связанные с качеством этой информации: а) учётная и отчётная информация не всегда бывает достоверной и нуждается в контроле с помощью наблюдения и опросов; б) часть этой информации устаревает; в) цели создания документов чаще всего не совпадают с теми задачами, которые решает социолог в своём исследовании, поэтому информация, содержащаяся в этих документах, должна перерабатываться, переосмысливаться социологом. Исходя их этого ограничиться анализом документов можно лишь в тех случаях, когда для решения задачи достаточно фактографической информации.

Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отражённом виде многие стороны социальной действительности. Документы обычно содержат богатую и ёмкую информацию об этой действительности. Однако чтобы использовать возможности, следует получить системное представление обо всём их многообразии. Ориентироваться во всём многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том или ином документе информации. От формы, в которой зафиксирована информация, зависит то, для каких целей может быть использован этот вид документа и каким методом он наиболее успешно может быть проанализирован.

По форме фиксации информация делится на:

письменные документы (в них сведения изложены в форме текста);

статистические данные (цифровая форма изложения);

иконографическая документация (кино-, фотодокументация);

фонетические документы

Существуют самые разнообразные методы анализа документов, однако наиболее распространёнными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований являются традиционный (классический) и формализованный (количественный).

Под традиционным, классическим анализом «понимается всё многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определённой точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае… Фактически же это не что иное, как интерпретация содержания документа, его толкование». Традиционный анализ документов даёт возможность социологу проникнуть в глубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определённых нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Данный анализ направлен на полное, всеобъемлющее выявление их содержания. Вместе с тем слабостью традиционного анализа документов является субъективизм: как бы ни был добросовестен социолог-исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно, предельно объективно рассмотреть, оценить информацию, содержащуюся в документе, его интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет объективной, «его» интерпретацией.

Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного) метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.

Контент-анализ, или научный анализ содержания текста (документа), - это метод исследования, применяемый в самых различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии, исторической науке и литературоведении и др. Но развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями, т.е. он применяется всюду, где решаются те или иные исследовательские задачи, связанные с углублённым пониманием содержания текста, способов его подготовки и ретрансляции, обращения в обществе, восприятия читательской, слушательской, зрительской аудиторией. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналитическое исследование.

При своём рождении контент-анализ был использован для изучения текстовых газетных материалов. И сейчас одна из его особенностей состоит в том, что наибольшее применение он находит при изучении средств массовой информации: прессы, телевидения, радио. Но он используется и при анализе документов: любого вида отчётности, протоколов собраний, конференций, межправительственных договоров, соглашений и т.п. Этот метод часто используется различными спецслужбами: до 80 % самой секретной информации добывается с его помощью и поныне.

В социологическом исследовании газетные тексты, соглашения, протоколы, договоры и т.д. выступают в качестве объекта анализа. На основании измерений в текстах газет, журналов, передач телевидения и радио, в текстах договоров, коммюнике и т.п. можно судить о тех или иных тенденциях, политических и идеологических установках, раскладе политических сил, функционировании интересующих социальных институтов, общественных организаций и партий, имеющих непосредственное отношение к объекту анализа.

Социолог-аналитик исходит из того, что те или иные персонажи (автор, режиссёр, редактор, критик) оказывают воздействие на подготовку и восприятие текста (что-то усиливая, что-то затушёвывая, лакируя, убирая вообще) в своих личных, групповых или партийных интересах. Это объясняется тем, что их деятельность включена в систему соответствующих институтов и организаций. Задача же социолога, исследователя - по содержанию и структуре объекта анализа (текста, документа и т.п.) определить характер взаимоотношений в тех системах, где родился текст, документ. «Состыковав», проанализировав ряд опосредований, можно изучить объективные закономерности функционирования и развития интересующего социального института.

Прагматические модели контент-анализа глубоко рассматривают исследуемые тексты. Они отходят от чисто описательной постановки вопроса и сосредоточивают внимание на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидетельствуют о позициях и намерениях автора. С точки зрения технического исполнения, такой подход более сложен, так как исследуемые признаки выражаются в тексте чаще всего неявным образом. Надо различать методологические принципы и технические приёмы исследования. Методологические принципы определяют содержательную интерпретацию исследуемых явлений. А технические приёмы выполняют такую же роль, как и другие методы социологического исследования, например статистическое наблюдение или опрос. Технические приёмы - это средства сбора социологической информации. А информация может быть по-разному интерпретирована в зависимости от позиции исследователя, сущности его теоретической концепции. Специфика использования контент-анализа проявляется не в приёмах счёта единиц наблюдения, а в содержательном толковании самого объекта исследования.

Контент-анализу подвергается содержание текста. Содержание текста тесно связано со способом отражения объективной реальности. Способ отражения детерминирован формами общественного сознания, он накладывает на него свой отпечаток. Без учёта специфики данного явления не могут быть сформулированы задачи изучения содержания текста.

Текст и его содержание представляют для исследователя реальность первого порядка. Задача социолога состоит в том, чтобы выяснить связь текста с фактами, событиями, отношениями, о которых идёт речь в тексте. Но кроме этого ему важно установить те позиции, интересы, установки, которые определяют принципы отбора материала для данного текста: что подано ярко, броско, на чём сделан акцент и, наоборот, что заретушировано, а что и вовсе осталось за кадром.

Эти проблемы относятся в большей степени к методологической стороне контент-анализа. Но есть ещё его методическая, техническая стороны. К ним, например, можно отнести такие вопросы, как формулировка задач, выделение категорий и единиц содержания, обеспечение надёжности, сопоставимости полученных данных. Короче, сущность контент-анализа заключается в подсчёте того, как отражены в некотором информационном массиве (тексте, микрофонном материале и т.п.) интересующие исследователя смысловые единицы. Наиболее сложный и ответственный для исследователя момент - наметить эти смысловые единицы. Это могут быть социальная принадлежность упоминаемых в тексте персонажей, определённые эпитеты, характеристики, качества личности, порядок перечисления государственных, политических деятелей, позитивная или негативная позиция автора по отношению к тому или иному вопросу. Могут выделяться различные виды субъекта (объекта) действия: группа, личность, ролевая функция, орган общественной организации, партия, толпа и т.д.

Одно и то же смысловое содержание может быть выражено с помощью разных языковых средств. Значит, исследователь должен сформулировать их конкретные эмпирические показатели.

В основу счёта в контент-анализе чаще всего кладут частоту упоминаний единицы счёта. Кроме того, считают число строк или минут эфирного времени, отданных данной смысловой единице, площадь газетной полосы. Для специалиста-аналитика также важны такие вещи как шрифт публикации, место на газетной полосе или в теле-, радионовостях, тональность в которой подаётся материал и т.д. Чем тщательнее была проведена подготовка к контент-анализу, сформулированы системы чётких правил, подготовлена математическая программа анализа текстовой информации, тем глубже, объективнее будет исследование.

Вместе с тем контент-анализу документов в определённой мере присуща своеобразная ограниченность, которая заключается в том, что далеко не всё богатство содержания документа может быть измерено с помощью количественных (формальных) показателей.

Обширная практика использования контент-анализа в социологическом исследовании даёт возможность определить условия, при которых его применение становится крайне необходимым:

при требовании высокой степени точности и объективности анализа;

при наличии обширного по объёму несистематизированного материала;

при работе с ответами на открытые вопросы анкет и глубоких интервью, если категории, важные для цели исследования, характеризуются определённой частотой появления в изучаемых документах;

когда большое значение для исследуемой проблемы имеет сам язык, изучаемого источника информации, его специфические характеристики.

21.Субъект, индивид, личность. Противоречивый характер личности.

Понятие личности -- одно из главных в социологии, т.к. в рамках микроуровня человеческого познания, человек является главным субъектом. Отсюда целый ряд понятий, используемых в социологии для анализа, Эти понятия человек, индивид, личность. Понятие человек выражает единство биологического и социального, как бы подтверждая, что с одной стороны человек есть часть живой природы и некоторые природные моменты свойственны ему, как и другим представителям животного мира. Философы столетиями спорят чего же больше в человеке животного или социального? Проблема соотношения биологического и социального в человеке не простая, но очевидно, что влияют как биологические, так и социальные понятия.

Понятие человек употребляется для характеристики всеобщих, присущих всем людям качеств и способностей. Это понятие подчеркивает наличие в мире такой особой исторически развивающейся общности, как человеческий род (хомо сапиенс).

Индивид -- это единичный представитель человеческого рода, конкретный носитель всех социальных и психологических черт человечества: разума, воли, потребностей, интересов и т.д. Индивид -- наиболее употребляемый термин, под которым понимается некая усредненная единица, не имеющая индивидуальных качеств и обычно употребляемая в контекст -- «один из…» Т.е. социальная группа состоит из индивидов, каждый из которых обладает качествами группы, но не свойствами собственными. При этом не фиксируется ни возраст, ни пол, ни темперамент и другие качества. Однако, существуют огромные различия между стариком и ребенком, человек первобытного общества и современным человеком. Чтобы отразить конкретно-исторические особенности развития человека на различных уровнях его индивидуального и исторического развития, наряду с понятие индивид используется и понятие личность. Индивид в данном случае рассматривается как отправной момент для формирования личности, личность -- это итог развития индивида. Личность -- совокупность сочетание социальных качеств в определенном человеке. Личности присуще индивидуальность. Индивидуальность --термин, подразумевает качества, присущие исключительно данному индивиду.

Личность является объектом изучения ряда гуманитарных наук: философии, психологии и социологии.

22. Виды социальной активности личности

Активность и жизненная позиция личности. Активность - деятельное познавательное и практическое отношение личности к условиям жизнедеятельности общества, которое может иметь позитивное или негативное значение. Первое проявляется в форме общественно полезной, созидательной и творческой деятельности, второе - в форме отклоняющегося (девиантного) или антиобщественного, противоправного (делинквентного) поведения.

Одной из наиболее распространённых форм активности личности выступает её социальная активность. Это - способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на её сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни, меру интенсивности своей деятельности, а уж затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.

Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом. В качестве одной из важных характеристик активности личности выступает активная жизненная позиция, наличие которой свидетельствует об изменении всего образа жизни личности, а не его отдельных сторон.

В системе ориентирования жизненные стратегии тождественны перспективному уровню деятельности человека. Они включают в себя, с одной стороны, персептивные, смысложизненные, ценностные, нормативные, целевые ориентации и соответствующие им способности, а с другой - разнообразные технологии и механизмы стратегического поведения. В качестве сферы приложения стратегии выступают конкретные жизненные события и ситуации.

23. Диалектика личных и общественных интересов.

Развитие личности имеет «внутренне» детерминированную сторону, которая выражается в её активности и направленности на сознательное конструирование своей жизни в рамках общественной системы. Высшей формой активности личности в современном обществе выступает её гражданская активность.

Активность и жизненная позиция личности. Активность - деятельное познавательное и практическое отношение личности к условиям жизнедеятельности общества, которое может иметь позитивное или негативное значение. Первое проявляется в форме общественно полезной, созидательной и творческой деятельности, второе - в форме отклоняющегося (девиантного) или антиобщественного, противоправного (делинквентного) поведения.

Одной из наиболее распространённых форм активности личности выступает её социальная активность. Это - способ существования и развития личности как субъекта общественной жизни, основанный на её сознательном или бессознательном стремлении к изменению социальных условий и формированию собственных качеств (способностей, установок, ценностных ориентаций). Предпосылкой сознательной социальной активности выступает осознанный выбор личностью возможностей своего участия в общественной жизни, меру интенсивности своей деятельности, а уж затем занимает ту или иную социальную позицию. Выбор личностью активной жизненной позиции обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Иногда она вынуждена вести себя активно, чтобы сохранить равновесие с окружающей средой.

Социальная активность не является единственной формой развития личности как общественного субъекта. Ей противостоит социальная пассивность и апатия, порождаемые кризисными явлениями в обществе, ростом отчуждения, экзистенциальным вакуумом. В качестве одной из важных характеристик активности личности выступает активная жизненная позиция, наличие которой свидетельствует об изменении всего образа жизни личности, а не его отдельных сторон.

Активная жизненная позиция - устойчивая позиция личности, направленная на изменение и преобразование общественных условий жизни в соответствии с её убеждениями, взглядами и совестью. С точки зрения общественной значимости жизненная позиция личности может быть как позитивной, конструктивной, адекватной общественным нормам и идеалам, так и негативной, деструктивной, ориентированной на подрыв существующих общественных устоев, традиций и правил общежития. Однако критерий правильности жизненной позиции лежит не только в общественном признании и одобрении, порождающем иногда настроение конформизма и апатии. Гораздо более важным для понимания активной жизненной позиции является требование соблюдения автономии, автономных прав и свобод личности. Активная жизненная позиция становится в гражданском обществе неотъемлемой чертой жизнедеятельности автономных субъектов. Она выражает их стремление к расширению и укреплению своего жизненного пространства, рассматриваемого в контексте самореализации и свободного творчества.

Активность и жизненная стратегия личности. Понятие «стратегия жизни» относится к сознательным проявлениям человека, выступающего в качестве субъекта активности, поведения и деятельности. Жизненные стратегии выступают элементом и уровнем иерархически сложного комплекса активности человека. Они являются в широком плане элементом деятельности (как сознательно регулируемой активности человека) и непосредственно компонентом одной из подсистем деятельности - системы ориентирования личности.

В системе ориентирования жизненные стратегии тождественны перспективному уровню деятельности человека. Они включают в себя, с одной стороны, перцептивные, смысложизненные, ценностные, нормативные, целевые ориентации и соответствующие им способности, а с другой - разнообразные технологии и механизмы стратегического поведения. В качестве сферы приложения стратегии выступают конкретные жизненные события и ситуации.

На современном этапе развития российского общества важное значение приобретает гражданская активность - форма самореализации и самодеятельности личности как полноценного члена и субъекта гражданского общества, выражающаяся в её осознанном и целенаправленном участии в общественных преобразованиях; в защите и расширении экономических, политических, социальных и иных прав; поддержании ценностей общества и его институтов.

Гражданская активность относиться к особому типу социальной активности личности. Это понятие характеризует также исторически определённое качество социальной активности, а именно - степень интенсивности осуществления родовой деятельности или меру реализации родовых сил человека, а также соответствующую ей форму самодеятельности.

Гражданская активность противостоит формальной активности, характерной для тех типов обществ, в которых господствует авторитарный или тоталитарный режим. Её критериями является не внешняя лояльность режиму, а сознательное, заинтересованное и рационально-критическое отношение субъектов к делам общества и государства; стремление оказывать влияние на выработку и реализацию решений, затрагивающих как их собственные, так и общественные интересы.

24.Социальные роли и социальные статусы.

Каждая личность в обществе занимает определённое место и выполняет конкретные функции, обладая соответствующими правами и обязанностями, т.е. имеет определённый социальный статус. Социальный статус - определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

Важно усвоить следующее:

- социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой;

- взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди;

- в социальные отношения вступают не статусы, а их носители;

- социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей - носителей статусов.

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором (это понятие ввёл в науку американский социолог Р. Мертон).

В статусном наборе обязательно найдётся главный статус. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы, а для женщин - с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен - он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают также социальный и личный статусы. Социальный статус - положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его воспринимают и оценивают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.

Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называют статус, в котором человек рождён (прирождённый статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса. В строгом смысле приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля. В отличие от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Но иногда вид статуса определить трудно. В таких случаях говорят о смешанном статусе, обладающем чертами приписываемого и достигаемого.

Перечисленными совокупность существующих в человеческом обществе статусов не исчерпывается. Приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный статусы, а также профессиональный, экономический, политический, демографический, религиозный и кровнородственный относятся к разновидностям основных статусов. Кроме них существует множество эпизодических, не основных статусов. Как правило, это временные состояния. Права и обязанности носителей таких статусов часто никак не регистрируются.

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой. Вовсе не обязательно, что в данный момент времени у одного человека только один статус. Как раз наоборот, их очень много, и гораздо больше, чем мы подозреваем. За каждым статусом - постоянным или временным, основным или не основным - стоит большая социальная группа либо социальная категория.

Индивид обладает множеством статусов и принадлежит ко множеству социальных групп, престиж которых в обществе неодинаков. В общественном мнении вырабатывается, изустно передаётся, поддерживается, но, как правило, ни в каких документах не регистрируется иерархия статусов и социальных групп, где они ценятся и уважаются более других. Место в такой незримой иерархии - называется рангом. Говорят о высоком, среднем и низком рангах. Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (и тогда она называется межгрупповой) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповая). И здесь место человека выражают тем же термином «ранг» Противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях описывает несовпадение статусов. Оно возникает при двух обстоятельствах:

когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй низкий;

когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого.

Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно - через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом. Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать или защищать.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Её можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Роль характеризуют социальные нормы - предписанные правила поведения. Роль именуют ещё динамической стороной статуса.

Между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей. Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятся социальными нормами. Если, конечно их рассматривают как обязательные требования. А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

Совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом - ролевой набор. Каждый статус обычно включает ряд ролей. Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Термин «отношения» используется как динамическая характеристика - в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему. Такую готовность принято называть установкой.

25. Социализация личности

Формирование личность в социологии рассматривается в контексте двух взаимосвязанных процессов -- идентификации и социализации.

Социализация -- это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. То есть социализация -- это пути которыми приобретаются установки, соответствующие социальным ролям. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.

Социализация предполагает формирование и интеллектуальных, и социальных, и физических навыков. Социализация как процесс представляет собой: с одной стороны -- передачу обществом социально-исторического опыта, культуры, правил и норм поведения и ценностных ориентиров, с другой стороны -- их усвоение индивидом. Кроме того процесс социализации подразумевает под собой двоякий процесс: процесс постепенного раскрытия в индивиде природных качеств, и процесс внешнего воздействия (целенаправленного и ненаправленного воспитания). Поэтому в процессе социализации огромную роль играют не только природные задатки человека, но и социальная среда с ее многообразными сферами, круги общения человека (выраженные в структуре его социальных ролей), субъекты социализации (или агенты социализации -- те кто воздействует на индивида) с их механизмами идеологического, педагогического, нравственного, эстетического и других видов воздействия на мышление и поведение социализирующегося человека. Социальная среда с ее различными сферами (социальной, экономической, политической, культурной и т.д.) является объективным фактором социализации. Т.е. основными агентами социализации являются семья, различного типа общности (коллективы, этносы, народности, классы, социальные слои, общество в целом -- все то что включает в себя и окружает человека. Каждая сфера социальной жизни (материальная и духовная) участвует в процессе социализации -- целенаправленного и ненаправленного воспитания. Особую роль играет рассмотрение процессов социализации на микроуровне, т.е. в непосредственном окружении человека. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники, школа, средства массовой информации и т.д. Социализация как и любой другой социальный процесс характеризуется периодичностью и стадийностью протекания. В отечественной социологии выделяются 3 периода социализации (дотрудовой, трудовой и послетрудовой) и 4 стадии -- ранняя (до школы), обучение, социальная зрелость, завершение жизненного цикла. Процессы социализации в каждый период имеют свою специфику, и вступают в действие различные

27. Общество как целостная динамическая система.

1. Признаки общества.

Категория “общество” - самая широкая абстракция, первичное теоретическое понятие не сводимое к другим.

- это исторический результат естественно складывающихся отношений людей

- это самая большая из проживающих на данной территории группа людей, существующая относительно автономно от всей совокупности людей

- обладает качествами, которыми не обладают составляющие его элементы.

Э. Дюркгейм определял общество, как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях.

М. Вебер определял общество, как взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, то есть ориентированных на других действий.

К. Маркс определял общество, как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий.

Т. Парсонс определял общество как систему отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Э. Шилз выделил следующие признаки общества:

Оно не является органической частью какой-либо более крупной системы

Браки заключаются между представителями данной общности

Оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности

Оно имеет свою территорию

У него есть самоназвание и своя история

Оно обладает своей системой управления

Оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида

Его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Признакам Шилза отвечает следующее определение: общество- это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Понятие “общество” следует отличать от понятий “государство” (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и “страна” (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства)

Общество представляет из себя целостную естественно функционирующую систему. Это означает, что все аспекты его воспроизводства функционально взаимосвязанны и не существуют отдельно один от другого. Такой подход к рассмотрению общества называют функциональным. Функциональный подход был сформулирован Г. Спенсером и развит в работах Р. Мертона и Т.Парсонса. Кроме функционального различают детерминистский (Марксизм) и индивидуалистический подходы (интеракционизм).

социальные институты (агенты социализации). На первой стадии агентом социализации является прежде всего семья, на второй -- школа и т.д. Основным объектом социологии с т. зр Кули являются малые группы (семья, соседи, школьный коллектив, спортивный и т.д.), в недрах которых и осуществляются основные социальные связи и социализация личности. Человек осознает себя, наблюдая за другими членами группы, постоянно сопоставляя себя с ними. Общество не может существовать без психических реакций, взаимных оценок. Именно благодаря взаимным контактам люди осознают социальные ценности, приобретают социальный опыт и навыки общественного поведения. Человек становиться человеком благодаря его взаимодействию с другими людьми именно в рамках малых первичных групп.

Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личности интегрального социального статуса. Естественно, что процесс социализации наиболее интенсивен в период детства и юности, но развитие личности продолжается и в зрелом возрасте и в старости. Поэтому многие социологи считают, что процесс социализации продолжается всю жизнь. Хотя социализация детей и взрослых имеют существенные различия. Социализация взрослых отличается тем, -- что это главным образом изменение внешнего поведения (социализация детей -- формирование ценностных ориентаций), взрослые способны оценивать нормы (а дети только усваивать их). Социализация взрослых имеет своей целью помочь человеку овладеть определенными навыками. Например овладеть новой социальной ролью после: ухода на пенсию, смены профессии или социального статуса. Еще одна точка зрения на социализацию взрослых заключается в том, что взрослые постепенно отказываются от наивных детских представлений (например о непоколебимости авторитетов, об абсолютной справедливости и т.д.), от представлений что существует только белое и черное.

Но социализация не только дает индивиду возможность интегрировать в общество и обращаться между собой посредством освоения социальных ролей. Она также обеспечивает сохранение общества. Хотя количество ее членов постоянно меняется, так как люди рождаются и умирают, социализация способствует сохранению самого общества, прививая новым гражданам общепринятые идеалы, ценности, образцы поведения.

Итак сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.

зуют некую систему, могут взаимно нейтрализовать друг друга, если вступают в противоречие, или усилить друг друга при совпадении их содержания. На эффективность действия санкций по отношению к конкретному человеку оказывают влияние глубина и характер их сознания индивидов, что в свою очередь, обусловлено ценностями и ценностными ориентациями личности, уровнем ее самосознания. Без воздействия на самосознание индивида система социального контроля перестает существовать.

Общество постоянно стремится бороться с негативным поведением. Но до этого времени большинство средств социального контроля и профилактики вызвано эмоциями, догмами и иллюзиями и наименее всего - реальными закономерностями процессов, которыми общество пытается управлять. Как правило, запрещающе-репрессивные меры признаются в нашем обществе лучшим средством борьбы. Но полноценный социальный контроль - это совокупность средств и методов влияния общества не нежеланные (отклоняющиеся) формы поведения. Поэтому действенным социальный контроль может быть тогда, когда используются различные его механизмы, с учетом особенностей самих отклонений. К таким механизмам можно отнести:

1)собственно контроль, осуществляющийся извне, в том числе путем наказаний и санкций;

2)внутренний контроль, обеспечивающийся интериоризацией социальных норм и ценностей;

3)побочный контроль, вызванный идентификацией с референтной “законопослушной группой”;

4)”контроль”, установленный на широкодоступных разнообразных средствах достижения целей и удовлетворения потребностей, альтернативных противоправным или аморальным.

Учитывая качество, направленность и распространение социальных отклонений на Украине, можно предложить такую стратегию социального контроля: замещение, вытеснение наиболее опасных форм социальной патологии общественно полезными и нейтральными; направленность социальной активности в общественно одобренном или нейтральном русле; легализация (как отказ от уголовного или административного преследования) “преступлений без жертв” (гомосексуализм, проституция, алкоголизм и т.п.); создание организаций (служб) социальной помощи: суицидологических, наркологических, геронтологических; либерализация и демократизация режима содержания в местах лишения свободы при отказе от принудительного труда и сокращения части этого вида наказания в системе правоохранительной деятельности.

Проблема социальных отклонений, девиантного поведения обращает на себя все большее внимание отечественных социологов. Активнее разрабатываются пути рационального контроля и распространения положительного поведения. Важным заданием исследователей становится также типологизация девиантного поведения личности, разработка концептуальных основ механизма социального контроля.

28. Социальные институты.

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей , социальные связи которых обусловлены объединениями организаций . Такие социальные связи называются институциональными , а социальные системы - социальными институтами . Последние действуют от имени общества как целого . Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни .

Следовательно , социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления . Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение которых наносит ущерб социальной системе . Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные нормы , обычаи , административные решения и т. п. Действие социального контроля сводится , с одной стороны , к применению санкций в отношении поведения , нарушающего социальные ограничения , с другой - к одобрению желательного поведения . Поведение индивидов обусловлено их потребностями . Эти потребности могут быть удовлетворены различными способами , и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей , принятой данной социальной общностью или обществом в целом . Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности . Воспитание и социализация направлены на то , чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности .

Социальные институты руководят поведением членов общности через систему санкций и наград . В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль . Их задача сводится не только к принуждению . В каждом обществе существуют институты , осуществляющие гарантии свободы в определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений , свободу слова , права на получение определенной формы и величины дохода , на жилье и бесплатное медицинское обслуживание и т. д. Например , литераторы и артисты имеют гарантированную свободу творчества , поиска новых художественных форм ; ученые и специалисты обязываются исследовать новые проблемы и осуществлять поиск новых технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней , формальной ( « материальной» ) структуры , так и внутренней , содержательной .

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система целесообразно ориентированных стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях . Так, если есть юстиция как социальный

институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц , учреждений и материальных средств осуществляющих правосудие , то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц , обеспечивающих данную социальную функцию . Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях , характерных для системы юстиции ( роль судьи , прокурора , адвоката, следователя и т. д. ) .

Социальный институт , таким образом , определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения . Их возникновение и группировка в систему зависят от содержания решаемых социальным институтом задач . Каждый такой институт характеризуется наличием цели деятельности , конкретными функциями , обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и ролей , а также системой санкций , обеспечивающих поощрение желаемого и подавление отклоняющегося поведения .

Важнейшими социальными институтами являются политические. С их помощью устанавливается и поддерживается политическая власть . Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения благ и услуг . Семья также один из важных социальных институтов . Ее деятельность ( отношения между родителями , родителями и детьми , методы воспитания и т. д. ) определяется системой правовых и иных социальных норм . Наряду с этими институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты , как система образования , здравоохранение , социальное обеспечение , культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в обществе продолжает играть институт религии .

Институциональные связи , как и иные формы социальной связи , на основе которых складываются социальные общности , представляют собой упорядоченную систему , определенную социальную организацию . Это система принятых видов деятельности социальных общностей , норм и ценностей , которые гарантируют сходное поведение их членов , согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей , устанавливают способы удовлетворения их потребностей , разрешают конфликты , возникающие в процессе повседневной жизни , обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом . В случае когда это равновесие начинает колебаться , говорят о социальной дезорганизации , об интенсивном проявлении нежелательных явлений ( например , таких , как преступления , алкоголизм , агрессивные действия и т. п. )

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


© 2010 Рефераты