Рефераты

Социальная защита семьи

При работе с семьей алкоголика диагностика подразумевает выявление основной причины злоупотребления спиртными напит-ками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребления алкоголем могут быть се-мейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих 3 причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причиной конфликтов в семье, а, наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляется программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окру-жением -- это лечебные мероприятия, консультации, психотера-пия и психокоррекция, возможно, социально-трудовая реабилита-ция самого алкоголика и его семьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффек-тивна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же сре-ду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, дли-тельно существующая в. условиях перманентного кризиса и выра-ботавшая определенный гомеостазис, вольно или невольно спо-собствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недоста-точно, чтобы препятствовать таким тенденциям.

Поэтому работа с такой семьей подразумевает формирование мотивации клиента и его семьи к безалкогольному образу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспитание личности, способ-ной быть хозяином собственной судьбы; введение клиента в объе-динения или клубы лиц -- приверженцев безалкогольного образа жизни или создание такого объединения. Одна из самых эффектив-ных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительному излечению от алкоголизма, -- движение “Анонимные алкоголики”, а также программы “Анонимные дети алкоголиков”, “Анонимные наркоманы” и др.

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматиче-ские последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супру-ги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникшие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин. Следует отметить, что внешние затруднения -- материально-экономические ограничения, неуверенность в зав-трашнем дне, безработица и т.д., -- как правило, только обост-ряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Не-гативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь ак-туализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серь-езное расхождение в семейно-брачных установках может оставать-ся невыявленным довольно долго, однако в переломные, узло-вые моменты развития семейной жизни или под влиянием внеш-них трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), име-ют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоциональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотношения. Соответственно семейная терапия включает в себя нахождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социаль-но-психологических стереотипов, обучение навыкам неконфликт-ного общения.

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и ин-тервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно применяемым методам относится так называемая да-терапия -- аутодиагностическая и психокоррекционная ме-тодика, при помощи которой конфликтующие супруги рацио-нализируют свои в целом негативные эмоционально-психиче-ские взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить “да” или “нет” на ряд четко сформулированных во-просов относительно различных сторон взаимоотношений суп-ругов. В результате баланса своих положительных или отрица-тельных ответов супруг может смягчить свое отношение к дру-гому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и оп-ределить свои истинные намерения -- хочет ли он улучшения отношений или развода. Другая диагностическая методика -- популярный на Западе метод “скульптурной группы”: члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимо-отношениях, создавая скульптурную группу, причем при об-суждении места в ней каждого члена семьи он реально оцени-вает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оцен-кой других.

Надо сказать, что осознание реальной семейной проблемы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, по-скольку обнаруженное и осознанное затруднение заставляет чле-нов семьи пересмотреть свое поведение.

Одна из многосторонних методик -- построение генограммы се-мьи, т.е. это схемы семенной истории, создаваемой по опреде-ленным правилам и отражающей взаимоотношения в поколени-ях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен -- составление своего генеалоги-ческого дерева является одной из глубинных потребностей лю-дей. Кроме того, в ходе его создания вместе с семейным терапев-том и при его участии члены семьи, возможно, практически не общавшиеся в течение длительного времени, вовлекаются в еди-ную деятельность, дополняя друг друга. Наконец, итоговая кар-тина обладает значительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боко-вых ветвях семьи могут свидетельствовать соответственно о не-гативной биологической предрасположенности либо о наличии врожденных личностных проблем.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осоз-нать и признать необходимость изменения их семейных взаимоот-ношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизменение, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия наличность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные воз-можности, не продуктивны.

Например, методика направленного изменения заключается в том, что член семьи, который выявил в другом члене семьи нежелательные черты или особенности поведения, воздейст-вует на того при помощи эмоционального поощрения или нака-зания (под наказанием может подразумеваться отсутствие по-ощрения, эмоциональная холодность). Лишь “хорошее поведе-ние” заслуживает награды. Методика отличается от обыденных взаимоотношений тем, что воздействие на манипулируемого производится не на рациональном, а на подсознательном уров-не, причем, по замыслу ее разработчиков, индивид через доста-точно короткий срок научится автоматически избирать формы поведения, за которыми следует награда. К сожалению, прак-тика использования подобных средств в семейной терапии по-казывает ее довольно низкую эффективность и даже контрпро-дуктивное воздействие прежде всего на самого “манипулято-ра”, так как вместо спонтанных отношений доверия, открытости и взаимоподдержки здесь культивируются отношения односто-роннего воздействия.

Более равноправные отношения предусматривает методика “се-мейного соглашения” (не следует пугать с гражданско-правовым брачным договором). Ее осуществление начинается с субъективного выявления претензий супругов друг к другу и снятия эмоциональных ярлыков типа “у него никогда времени на се-мью не остается” или “она всегда всем недовольна” -- в про-цессе подготовки подобные бессодержательные обвинения должны быть заменены изложением конкретных неправильных действий супругов. Впоследствии вырабатывается минимальный взаимно приемлемый список обязательств относительно изме-нения поведения обеих сторон на средний срок -- от месяца до полугода (за более краткий срок не удастся констатировать из-менения поведения, более длительный срок не позволит под-вести итоги, угаснет интерес к процессу). Этот список оформ-ляется двусторонним договором и подписывается обоими суп-ругами; разумеется, юридическая сила такого договора ничтож-на, санкций за его нарушение быть не может, но не следует недооценивать морально-психологического воздействия тако-го документа. Взятые на себя супругами обязательства должны быть конкретными и проверяемыми.

По истечении срока договора супруги вместе с социальным терапевтом анализируют выполнение его условий и при необ-ходимости заключают аналогичное соглашение на следующий период -- возможно, уже содержащее новые, возросшие тре-бования. Со временем присутствие социального работника ста-новится ненужным, супруги приобретают навыки самостоя-тельного оперирования этим методом.

Социальная работа с семьями военнослужащих различаются в зависимости от характера и глубины их соци-альных проблем, что в значительной степени определяется при-надлежностью к призывному или контрактному контингенту, оп-ределенному составу военнослужащих, длительностью их пребыва-ния на военной службе. Так, безусловно, материальные трудности и социальные огра-ничения, испытываемые солдатами срочной службы и их семь-ями (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от семьи), могут быть не характерными для солдат особых специ-альностей (музыканты, спортсмены), которые порой живут в семье и получают определенное вознаграждение за свой труд в период воинской службы.

Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в проведе-нии воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятий, вырабатывающих привычку к пребыванию в доста-точно монотонных условиях военной службы, в постоянном окру-жении одних и тех же людей. Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы военно-служащих, скорректировать их личностные установки, научив тер-пимо относиться к принудительному общению с другими; внести элементы социальной справедливости в субординационные отно-шения, характерные для военной службы.

Социальная работа с военнослужащими осуществляется кит непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязан-ностью только заместителей командиров по работе с личным со-ставом. Безусловно, именно они в первую очередь обязаны зани-маться социальной защитой военнослужащих, так же как военные психологи, юристы, специалисты военно-медицинских учрежде-ний. Однако строевые командиры и руководители любого ранга также должны обеспечивать в пределах своей компетенции социальную защищенность подчиненных им военнослужащих и их семей. Одна из важнейших задач -- соблюдение всех прав и льгот, которые по-ложены военнослужащим в соответствии с действующим законо-дательством, обеспечение таких социально-бытовых условий, ко-торые не разрушают здоровье и работоспособность людей, несу-щих военную службу.

Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых про-явлений неформальных отношений в Вооруженных Силах в рамках “дедовской” и “земляческой” статусных систем.

К сожалению, в настоящих условиях не представляется воз-можным полностью устранить эти уродливые явления -- тре-буется изменить морально-психологический климат в общест-ве, преодолеть столь распространенный культ жестокости, сни-зить степень криминогенное предотвратить приход в Воору-женные Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическими или психическими отклонениями, повысить авторитет воинской службы в целом и офицеров в частности. Однако и в существующих условиях можно предпринять по-пытки защитить военнослужащих срочной службы: улучшить социальный контроль в воинских коллективах, создать более доверительные взаимоотношения между солдатами, младши-ми командирами и офицерами, применять суровые санкции за каждый случай насилия над военнослужащим. В этой связи без-условно необходимо покончить с практикой замалчивания пре-ступлений против военнослужащих срочной службы, инфор-мировать военнослужащих об их правовом статусе, разъяснять механизм пользования этими правами, консультировать по поводу конкретных ситуаций и конфликтов. Поскольку семьи военнослужащих срочной службы имеют в соответствии с законодательством ряд льгот, направленных на об-легчение их существования вплоть до возвращения из армии кор-мильца (например, пособие на ребенка военнослужащего срочной службы установлено в размере 1,5 минимальной зарплаты), соци-альный работник в первую очередь сообщает им о наличии этих льгот и оказывает помощь в их получении. К сожалению, поскольку здесь задействованы средства местных бюджетов, эти пособия зачастую выплачиваются нерегулярно -- в этом случае семье воен-нослужащего срочной службы может быть оказана адресная соци-альная помощь, а также срочная социальная помощь в виде денеж-ных выплат или в натуральной форме (продукты, одежда, топливо и т.д.). Такая семья может рассматриваться как временно неполная семья, в связи с чем социальные работники при необходимости должны оказывать жене военнослужащего содействие в ее трудо-устройстве, устройстве ребенка в детское дошкольное учреждение, психологическую поддержку.

Социальная работа с родителями пенсионного возраста воен-нослужащих срочной службы аналогична социальной работе с дру-гими пожилыми клиентами. Разумеется, в период вооруженных конфликтов члены семьи военнослужащих особенно нуждаются в информации о жизни и здоровье своих родственников, но организовать такую ра-боту в состоянии только Министерство обороны России и другие министерства и ведомства, служащие которых нахо-дятся в зоне боевых действий, а не учреждения социального обслуживания.

Основные социальные проблемы военнослужащих-контрактников, принадлежащих к разным составам (офицер, прапорщик, старшина или солдат), могут быть сходными: малообеспеченность; проблемы с образованием и воспитанием детей; проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи; проблемы с жильем; проблемы с работой и социальным положением жены военно-служащего. Напряженность в семье военнослужащего может обусловли-ваться не только общими семейными проблемами, но и целым рядом специфических факторов: неуверенность в будущем, уста-лость от материальных лишений и частых переездов на необустро-енные места, трудной и напряженной службы; недовольство жены недостаточным участием мужа в семейной жизни и воспитании детей, нереализованность своих возможностей; тревога за судьбу детей и др.

Такое состояние может усугубляться ощущением вынужденнос-ти своего пребывания на военной службе, невозможностью из-менить свою жизнь, неизвестностью своего будущего, поскольку увольнение с военной службы влечет за собой утрату права на какие-то льготы (не секрет, что для значительной части военнослужащих-контрактников военная служба -- это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилпло-щадь для семьи).

Военнослужащие, подлежащие скорому увольнению с воен-ной службы, а также недавно уволенные испытывают социальный и психологический кризис, глубина которого зависит от длитель-ности их пребывания на военной службе, возраста, особенностей характера, вынужденного или добровольного увольнения с воен-ной службы, степени решенния их социальных проблем.

Непредсказуемость и стохастичность отношений, характерные для гражданских лиц, противоречат четкости и определенности военной службы; навыки директивного обращения с людь-ми не всегда оказываются применимыми в гражданских усло-виях. Кроме того, многие военнослужащие не могут найти при-менение своим способностям в условиях рыночных отноше-ний, адаптироваться к этим отношениям. Задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, -- социальное и юридическое консультиро-вание по всем вопросам, связанным с их правами и возможностя-ми до и после увольнения, правами членов их семей, защита их ;.. интересов перед командованием части, вышестоящими инстанция-ми, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информа-цию об этом в порядке подчиненности и содействует восстановле-нию прав. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные разрешить конфликт.

Важную роль играет социально-педагогическая помощь детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции с целью ликвидации трудностей в обучении, устранения воспитательных дефектов, социальной реадаптации детей и подростков, имеющих проблемы. Немалый воспитательный потенциал имеет система дет-ских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков, помогающая возродить у подростков представление о высоком социальном ста-тусе воинской службы, уважение к труду родителей.

Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах -- обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-эко-логических условий для военнослужащих. Улучшение условий тру-да и быта военнослужащих, устранение антропогенного загрязне-ния окружающей среды, несомненно, будет способствовать повы-шению трудоспособности военнослужащих и их способностей к социальному функционированию.

Одна из важных функций социальной работы -- развитие со-циальных коммуникаций, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов (особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, надолго оторванных от семьи, общества). С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы группо-вой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинга общения и обуче-ние коммуникативным навыкам, выявление психологической со-вместимости или несовместимости индивидов для комплектова-ния наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов.

Технологии психологического тренинга, психотерапии и пси-хокоррекции наиболее распространены в работе с больши-ми группами людей, к которым, безусловно, относятся и военнослужащие. Стимуляция положительных психологиче-ских реакций и подавление или сглаживание негативных ре-акций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другими людьми. Нужно учить людей смягчать от-рицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует воз-можную агрессию со стороны окружающих, разрешать про-блемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоция-ми, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Прове-дение такой работы возможно также в форме групповой те-рапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимо-поддержки.

Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей могут внести социально-экономическая работа, органи-зация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, раз-витие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выполнять функции кон-сультантов и менеджеров, посредников в контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и уч-реждениями.

Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, пре-дотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значе-ние имеет развитие специальной системы семейного консультиро-вания и семейной терапии. В случаях проживания вдали от больших городов наличие такой службы будет единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи.

Если в городах, в которых функционируют центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военно-служащих нецелесообразно по экономическим или иным со-ображениям, специалистам центров необходимо получить дополнительную подготовку с целью оказания военнослужащим и их семьям квалифицированной помощи. Специфическими задачами социального работника в Воору-женных Силах являются обучение и переобучение уволенных во-еннослужащих и их жен гражданским профессиям, пользующимся спросом на рынке труда, правильная психологическая ориента-ция и коррекция ожиданий, подготовка к неизбежному измене-нию образа жизни.

Культурно-досуговая деятельность в Вооруженных Силах, воз-можно, имеет гораздо большее значение, чем в других сферах жиз-недеятельности. Она предоставляет возможность не только рекреа-ции, восстановления утраченных сил, но и сплочения коллектива, нарушения монотонности воинской службы, проявления свободы. Социальный работник следит за регулярностью и равным доступом всех к культурно-досуговой деятельности, способствует более ши-рокому приобщению к ней всех желающих, обеспечению соответ-ствующим оборудованием и инвентарем.

Таким образом, можно сделать вывод, что социальная работа с семьей и технологии коррекции семейных взаимоотношений многочис-ленны; выбор определяется как обстоятельствами конкретной социальной ситуации, включая характерологические черты клиен-тов, так и личностными качествами самого специалиста по семей-ной терапии, его вкусами и предпочтениями. Со временем каждый опытный специалист по-своему трансформирует методики, созда-ет собственную контаминацию из нескольких подходящих форм работы. Сущность всех применяемых средств -- осуществление и закрепление тех изменений, которые будут способствовать желан-ной стабилизации семьи. К сожалению, далеко не все виды семейных дисфункций под-даются коррекции, причем это зависит не только от недостаточно-сти или неадекватности усилий специалиста по семейной работе. Иногда можно с большой долей вероятности предсказать неблаго-приятный прогноз будущего семейного союза еще до его заключе-ния. Некоторые варианты проблем разрешимы на ранних этапах, но усложняются по мере откладывания их разрешения. Социаль-ный работник не должен считать ситуацию безнадежной, как бы ни обострились отношения между членами семьи, однако следует помнить, что разрешение семейных проблем -- это прежде всего дело свободного выбора и ответственного поведения самих членов семьи. Без их волевого усилия и настойчивости самая эффективная социальная технология не принесет успеха.

2.2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье.

Специфика осуществления радикальных экономических реформ в России, сопровождающаяся коренной ломкой социальной инфраструктуры, привела к значительному ухудшению положения семьи и детей, серьезным деформациям в их жизнедеятельности. Резко возросло число малообеспеченных семей, семей с тревожными негативными нарушениями в межличностных отношениях, семей с отрицательным психологическим климатом, неблагоприятной эмоциональной атмосферой. Ставшие весьма распространенными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связей между ними крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие миллионов детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.

В этих условиях становление системы социального обслуживания населения, прежде всего семьи и детей, стало объективной необходимостью. Серьезным импульсом ее поступательного развития явилось принятие Федерального закона “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” СЗ РФ.-1995.-№50.-ст.4872., который устана-вливает основы правового регулирования в области соци-ального обслуживания, в частности, право всех граждан на социальное обслуживание в государственной системе со-циальных служб по основным видам помощи: (материальная помощь, социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных, полустацио-нарных и нестационарных учреждениях, консультативная помощь, реабилитационные услуги, услуги срочной соци-альной помощи), которые предусмотрены настоящим за-коном.

Особую значимость для семьи и детей имеет ст. 17 Фе-дерального закона, в которой в числе учреждений соци-ального обслуживания независимо от форм собственности названы учреждения, непосредственно предоставляющие этим категориям населения социальные услуги - комплекс-ные центры социального обслуживания населения, терри-ториальные центры социальной помощи семье и детям, центры социального обслуживания, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшимся без попечения родите-лей, социальные приюты для детей и подростков, центры психолого-педагогической помощи, стационарные учреж-дения для детей с ограниченными возможностями, центры социальной взаимопомощи и самопомощи. Федеральный закон устанавливает полномочия как фе-деральных органов государственной власти, так и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области социального обслуживания, что позволяет осу-ществлять дальнейшую разработку политики социального обслуживания на всех уровнях государственной власти. В частности, такой подход повышает роль и ответственность субъектов Российской Федерации в принятии соответ-ствующих решений и создании регионального механизма их реализации в интересах семьи и детей.

После принятия закона в 1995 году активизировалась работа по развитию в различных регионах территориальных соци-альных служб. На основании статистических данных, по-ступивших из субъектов Российской Федерации, можно отметить позитивные тенденции в становлении и развитии учреждений социального обслуживания семьи. Динамика основных статистических показателей, ха-рактеризующих становление и развитие учреждений социального обслуживания семьи , свидетельствует о том, что число учреждении социального обслуживания семьи системы социальной защиты населения за последнее время выросло в несколько раз. Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям.-М.,1997.-С.12. Наша область тоже не осталась в стороне: в #G0 соответствии с Примерным положением о территориальном центре социальной помощи семье и детям, утвержденным приказом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 14 апреля 1994 года N 47 было разработано #G0Положение о центре социальной помощи семье и детям комитета по социальной защите населения Администрации Мурманской области (см. Приложение 1); в 1997 году был создан “Экспертно-координационный Совет по реализации региональных социальных программ в интересах семьи и детства при администрации Мурманской области”. Главные цели которого: ф#G0ормирование и реализация государственной семейной политики на территории области с учетом региональных особенностей; объединение усилий и обеспечение взаимодействия областных, общественных и благотворительных организаций в работе, направленной на улучшение положения семьи и детей в Мурманской области; создание системы комплексной (социальной, экономической, юридической, психологической и иной) поддержки семьи, матери и ребенка на основе обязательного участия всех заинтересованных ведомств. СЗ МО.-1997.-Сборник.№10.-С.85.

И все же процесс становления сети учреждений нового типа, ко-торые оказывают социальные услуги семье и детям, весьма противоречив и неоднозначен. Комплексный подход к ста-новлению и развитию территориальных социальных служб по проблемам семьи, молодежи и детей практически осу-ществляется только в одной четвертой части территорий Российской Федерации. О значительном продвижении в этой области можно говорить в отношении таких субъек-тов Российской Федерации, как Красноярский и Красно-дарский края, Московская, Пермская, Курская и Тюмен-ская области, Ханты-Мансийский автономный округ, Псковская область, Карелия, Башкортостан, Кемеровская область, Удмуртия, Архангельская, Мурманская, Калужская и Тульская области, Санкт-Петербург и Москва.

Деятельность учреждений социального обслуживания в оказании помощи семье рассмотрим на примере территориальных центров со-циальной помощи семье и детям различных регионов Российской Федерации ( в работе мною использованы материалы из таких изданий как : "Формы и методы работы с детьми центров социальной помощи детям" и сборника дипломных работ Петрозаводского Государственного университета.

В ряду учреждений, предоставляющих социальные ус-луги населению и интенсивно развивающихся в последнее время, особое место занимают территориальные центры со-циальной помощи семье . Выполняя приоритетные функции в системе социальной защиты населения, данные учреждения ориентированы на оказание комплексной соци-альной помощи, при этом их деятельность направлена на конкретные категории населения, нужды отдельной семьи.

Создание центров социальной помощи семье в различных регионах Российской Федерации, крайне важная задача по скорейшему формированию единой общероссий-ской системы таких центров разного территориального уровня ставят в повестку дня два актуальных вопроса: о со-держании работы таких центров и об их месте в ряду других государственных и общественных органов и организаций, призванных решать многосложные проблемы семьи.

Сфера деятельности центров обширна:

в центрах ока-зывается содействие в получении льгот, пособий, компенса-ций, денежной и натуральной помощи, кредитов;

организо-вываются выставки-продажи поношенных вещей, благотво-рительные аукционы;

осуществляется социальный патронаж многодетных, неполных, малообеспеченных семей, социаль-ная поддержка выпускников детских домов и школ-интер-натов;

поддерживаются контакты со службой занятости в решении вопросов трудоустройства, переквалификации;

ве-дется консультирование по вопросам жилищного, семейно--брачного, трудового, гражданского, пенсионного законо-дательства, прав детей, женщин, инвалидов;

центры оказы-вают помощь беременным и кормящим матерям, заботятся о детях-инвалидах, ведут работу по вопросам планирования семьи.

Сказанным далеко не определяются все функции центров помощи семье. Различные центры по разному решают проблемы социального обслуживания семьи.

При центрах открываются швейные цехи и различного рода мастерские (Ермаковский районный центр Красноярского края, большинство районных центров в Республике Тува и др.); создается материально-техническая база для развития народных промыслов и организации надомного труда одиноких матерей, взрослых членов многодетных и неполных семей (Большереченский районный центр Омской области, городской центр в г. Кирове); организуются в сельской местности приусадебные хозяйства и общественные огороды, где семьи с низким уровнем дохода высаживают для себя овощи, картофель, причем посадочный материал предоставляется центрами, как правило, бесплатно или за доступную цену.

Укрепляются деловые контакты центров со службами занятости. Так, Центр в Октябрьском районе г. Барнаула провел совместно с городским Центром занятости серьезную работу по организации рабочих мест для подростков из многодетных малообеспеченных семей (работа на подворьях, огородах, в домах одиноких престарелых, проживающих в частном секторе, помощь им в доставке воды, дров и т. п.). В этих целях некоторыми центрами совместно со службами занятости организуются молодежные биржи труда.

Действуя в тесном контакте со службами занятости, центры содействуют трудоустройству лиц, находящихся в особо сложной жизненной ситуации, организуют переподготовку и обучение безработных, подростков из остронуждающихся семей на различных курсах по ремонту бытовых приборов, теле- и радиоаппаратуры, верхней одежды и т.д. (Республика Тува, Республика Дагестан и др.) как при центрах, так и при других государственных и негосударственных структурах.

В ряде случаев центры организуют групповые формы работы с населением по обучению его азам выживания в сложных социально-экономических условиях. Так, Центром Заводского района г. Орла в рамках школы “Уроки выживания” получили навыки домашнего парикмахера, швеи, домашнего портного, садовода, фитотерапевта, изготовителя мягких игрушек свыше 70 человек.

Спектр социальных услуг, оказываемых центрами, постоянно расширяется. Ими организуются пункты проката предметов первой необходимости, летние площадки и оздоровительные лагери (Центр микрорайона “Первомайский”, г. Красноярск); “службы нянь” для присмотра за детьми на дому в часы отсутствия родителей (Центр микрорайона “Солнечный”, г. Красноярск); бюро экстренной социальной помощи семьям с родителями, оказавшимися в экстренной ситуации, например, в случае помещения в больницу одинокой матери, не имеющей родных и близких.

Располагая данными о том, в чем нуждаются те или иные семьи (имеющие маленьких детей, детей, больных диабетом, детей, находящихся под опекой, многодетные и студенческие с детьми и др.), центры помогают им в организации летнего отдыха детей, их устройстве в санаторные садики, профилактории, снабжении детским питанием, оплате санаторных путевок и дороги к месту лечения больных и др.

Растущее внимание уделяют многие центры психологической поддержке населения, что особенно актуально при наличии у значительной части семей устойчивых настроений неуверенности в будущем, затяжного психоэмоционального стресса, явного ослабления моральных устоев семьи, резкого обострения личных проблем. Сегодня, в условиях крайней малочисленности самостоятельных психологических служб, это направление деятельности центров обретает особую значимость.

Заслуживающий внимания опыт накоплен многими центрами Краснодарского края, центрами в г. Сергиев Посад (Московская область), центрами в Новгороде и Новомосковске (Тульская область). Здесь с помощью ученых разработана система психологической помощи детям-инвалидам и их семьям, детям из семей “групп риска”, ведется планомерная работа по подготовке молодежи к семейной жизни (действуют школы молодой семьи, клубы молодых родителей, налажена система консультаций и тренингов для подростков и их родителей, действуют клубы практического психолога “познай себя” для подростков, выявляется психологическая готовность детей к школе. Все чаще в центрах открываются “телефоны доверия”, ведущей фигурой которых является психолог.

Во многих центрах оказывается помощь в решении раз-личных психологических проблем, касающихся взаимоотно-шений между супругами, родителями и детьми. Нередко в таких центрах работают "телефоны доверия", клубы и обще-ства взаимопомощи и взаимоподдержки, группы дневного пребывания детей и матерей с детьми. Это и место для про-ведения семейного досуга -- праздников, соревнований, конкурсов, организации курсов по ведению домашнего хо-зяйства.

Сказанным не исчерпывается набор социальных услуг, оказываемых центрами социальной помощи семье и детям. Многие из них организуют для детей-сирот, детей-инвали-дов, детей из малообеспеченных семей бесплатно или на льготных условиях оздоровительные лагеря в дни зимних и летних каникул; доставку горячих обедов на дом; ремонт квартир и сложной бытовой техники; снабжение топливом домов малообеспеченных многодетных и одиноких матерей; помогают таким семьям в приобретении их детям всего не-обходимого для учебы в школах.

Среди категорий и групп населения, которым центры оказывают социальные услуги в первоочередном порядке, являются семьи, где живут дети-инвалиды . Проведя подробную паспортизацию семей, имеющих детей-инвалидов, Мурманский областной центр социальной помощи семье и детям получил всестороннюю информа-цию, анализ которой дал возможность центру наметить чет-кий план дальнейшей работы с этими семьями. Были со-ставлены комплексные программы медико-социальной реа-билитации детей с ограниченными возможностями, разра-ботаны методические рекомендации для родителей по уходу за такими детьми и их воспитанию, индивидуальные планы реабилитации на каждого ребенка. Самое активное участие в этой работе, которая уже приносит свои плоды, приняли не только специалисты центра, но и специалисты областной больницы.

Помощь центров детям-инвалидам, семьям, где они воспитываются, носит разные формы. Это выставки юных художников, передвижные библиотеки для детей-инвалидов, вечера с их участием (Псковский областной центр социаль-ной помощи семье и детям), обучение детей с ограниченны-ми возможностями художественной росписи и резьбе по де-реву, обучение ребят пользованию ЭВМ (Центр "Солнеч-ный", г.Красноярск). Многие центры помогают семьям в приобретении и оплате путевок для детей-инвалидов и их проезда к месту назначения, в оплате их консультирования высококвалифицированными специалистами и решении других проблем.

Постоянный социальный надзор необходим и за други-ми семьями, нуждающимися в помощи центров, например, где не является редкостью внутрисемейное насилие, жесто-кость, от чего больше всего страдают дети. Деятельность специалиста по социальной работе, осуществляющего соци-альный патронаж такой семьи, непременно должна быть связана с соответствующим изучением поведения ребенка и привлечением при необходимости психолога.

Нередки обращения в центры по поводу пьянства в семьях. Сотрудникам центров здесь очень важно выяснить, что в каждом конкретном случае является причиной, а что следствием: внутренние нелады и распад семьи в результате пьянства одного из супругов, или же пьянство стало резуль-татом кризиса в семье, формой иллюзорной компенсации неудовлетворенности кого-то из супругов сложившимися отношениями. Во всяком случае эти процессы взаимосвяза-ны, и корректировка семейных отношений крайне необхо-дима.

Одним из сложных испытаний для семьи являются се-мейные конфликты. Вообще говоря, конфликты -- нормальный компонент течения семейной жизни; они должны играть конструктивно-созидательную роль в стабилизации функционирования семьи. Однако загнанный внутрь, кон-фликт может действовать разрушительно на психологиче-ское состояние и физическое здоровье супругов. В то же время конфликтная ориентация, отсутствие культуры ком-промисса, неблагоприятное стечение обстоятельств может вывести процесс из-под контроля и придать ему разруши-тельный характер. Вот почему столь важно, чтобы в центрах работали специалисты-конфликтологи, чтобы с основами конфликтологии были знакомы специалисты по семейной социальной работе.

Характерной чертой деятельности многих центров, как уже накопивших определенный опыт, так и находящихся в стадии становления, является заметное усиление внимания к вопросам психологической помощи населению. Этому есть свое объяснение: сегодня, когда подверглись девальва-ции прежние ценности, и не оформились новые, семья как никогда нуждается в психологической, психотерапевтиче-ской поддержке.

Интересна практика Центра социальной помощи семье и детям "Вдохновение" (г.Воркута). В работе отдела кон-сультативно-психологической помощи этого центра основ-ным является диагностика психологических нарушений у детей без аномалий психического развития, психодиагно-стика. Одновременно ведется коррекционная работа, касаю-щаяся взаимоотношений супругов, родителей и подростков, нарушений общения у школьников и др.

Приведенные примеры (подобных им можно было бы найти немало) наглядно показывают, как при содействии центров социальной помощи семье и детям решается целый комплекс вопросов, крайне важных для той или иной се-мьи. Эти вопросы весьма различны, как различны жизнен-ные коллизии, возникающие в семье, в жизни конкретного человека.

Для некоторых посетителей центр семьи -- их послед-няя надежда: бывают ситуации, когда человек остается без дома, без денег, без одежды. Для таких остронуждающихся людей во многих центрах имеются определенные запасы одежды, которую приносят местные жители, передают бла-готворительные и религиозные организации. Эта одежда бесплатно раздается в центрах всем, кому она необходима. Проводятся с этой целью центрами и благотворительные ак-ции. Практика показывает, что такая, казалось бы, простая помощь очень нужна.

В этом проявляется важная функция центров -- участие в профилактике бедности, с тем, чтобы не допустить "спол-зания" человека на грань нищеты, обеспечить ему мини-мальные возможности для поддержания жизнедеятельности. Разумеется, формы реализации названной функции много-образны и не сводятся только к материальной поддержке.

С учетом современной социально-экономической си-туации и в целях повышения социальной защищенности се-мьи центры уделяют растущее внимание вопросам трудозанятости граждан, создания условий, позволяющих им самообеспечить должный уровень жизни.

В ряде случаев центры излишне увлекаются организа-цией вечеров отдыха, досуговых мероприятий, различных кружков: делают упор на консультативную деятельность: слабо сотрудничают с органами местного самоуправления, общественностью, социальными учреждениями и службами других ведомств, религиозными и благотворительными орга-низациями, коммерческими и предпринимательскими структурами.

Анализ деятельности территориальных социальных служб показывает, что, как правило, позитивные результаты в области социального обслуживания семьи достигается в тех территориях, где к решению на-сущных проблем в этой области подключаются все органы управления социального блока (социальной защиты насе-ления, образования, здравоохранения, внутренних дел, по делам молодежи, занятости, миграции и т.д.). где админи-страция региона осуществляет координационную деятель-ность (создаются межведомственные комиссии, советы. принимаются программы и др.), где главы администраций и их заместители лично направляют процесс становления и развития социальных служб.

Становление учреждений социального обслуживания семьи особенно учреждений нового для России типа, происходит не во всем так, как хотелось бы его идеологам и организаторам на федеральном уровне.

Во-первых, не могут удовлетворять темпы развития сети учреждения. Медленно разви-ваются центры экстренной психологической помощи по телефону. Создано незначительное число центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, практически не получают развития кризисные центры для женщин, для несовершеннолетних мам, социальные служ-бы для безнадзорных детей, недостаточно развита практи-ка усыновления и опекунства.

Во-вторых, имеются претензии к профессиональному уровню социальной работы, выполняемой сотрудниками учреждении социального обслуживания семьи. Многие действуют не в полную силу, не удовлетворяя су-щественные потребности, и запросы клиентов.

Становление и развитие системы учреждений социаль-ной помощи семье сопряжено с целым рядом объ-ективных и субъективных факторов, причин и трудностей.

По-прежнему остается недостаточно разработанной правовая база системы социального обслуживания. Государственная семейная политика находится в начальной стадии становления, не разработан Федеральный закон о социальном обслуживании семьи и детей, не утверждены государственные стандарты и поря-док лицензирования социальных услуг и т.д.

Не удовлетворяет уровень профессиональной подго-товки специалистов, работающих в учреждениях социаль-ного обслуживания семьи. Статистика свидетель-ствует, что только треть из них имеет специальное образо-вание или учится. Многие социальные работники не про-шли обучения на курсах повышения квалификации.

Остается низким статус и престиж социальной работы в обществе, неадекватная заработная плата работников со-циальных служб.

Ограничены финансовые ресурсы, имеющиеся в распо-ряжении исполнительных органов власти на федеральном, региональном и местном уровнях, а также недостаточно используются финансовые средства, материально-технические и интеллектуальные возможности негосудар-ственных учреждений.

На качестве социального обслуживания сказывается слабость материально-технической базы учреждений. Пока еще чрезвычайно мало специально спроектированных комплексов, зданий, помещений. В основном центры рас-положены в приспособленных помещениях. Не хватает реабилитационного оборудования, средств связи, авто-транспорта, компьютерно-вычислительной техники, меди-каментов, продуктов питания и т.д.

Практически отсутствуют методики оказания социаль-ных услуг, не разработаны современные технологии соци-альной работы с семьей и детьми.

Слабо скоординирована деятельность федеральных ор-ганов исполнительной власти, общественных организаций, фондов, объединений в области социального обслужива-ния. На качество работы учреждений влияет дефицит спе-циальной литературы по работе с семьей и подростками, недостаток рекламы о работе центров социальной помощи семье и детям в средствах массовой информации. Не сформировано общественное мнение о важности и необхо-димости социальной работы в обществе.

Следовательно, можно сделать вывод , что центры помощи семье являются важнейшей частью социальной защиты семьи в нашей стране. Роль их огромна, иногда это единственное место куда могут обратиться люди в случае нужды, поэтому необходимо работать над системой развития подобных учреждений как на местах в регионах, так и на государственном уровне.

Заключение.

Семья сталкивается с рядом острейших проблем, часть из которых она не может разрешить без помощи специалистов по социальной работе. Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы, т.е. все люди и организации, которые включены в процесс социальной работы. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику, и общественные объединения, фонды, конфессии, органы местного самоуправления. Поэтому в условиях многообразия форм собственности, существенных различий в уровнях доходов граждан, усиливающейся имущественной дифференциации следует искать новые подходы к организации социальной защиты. В этой связи требует корректировки реализация принципа сочетания платности и бесплатности услуг, предоставляемых нетрудоспособным по линии социальной помощи.

Потребность населения в социальных услугах возрастает, но государственные и муниципальные учреждения зачастую не имеют возможности предоставлять их в необходимом объеме, своевременно и качественно. Как правило, выгодным становится размещение госзаказов на оказание социальных услуг в негосударственном секторе.

Необходимо приступить к подготовке законопроектов "О негосударственном секторе социального обслуживания населения", "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации" в части совершенствования понятийного аппарата, уточнения номенклатуры учреждений социального обслуживания населения, форм и методов предоставления как государственных, так и негосударственных социальных услуг.

Успешное выполнение перечисленных задач предполагает обеспечение серьезной информационной поддержки. Хорошо структурированная, правильно поданная информация способствует не только приходу в сферу социальных услуг новых организаторов, но и созданию положительного имиджа всей благотворительной деятельности. Это важно как для вовлечения в нее большего числа волонтеров, так и аккумулирования спонсорских средств для целенаправленной помощи нуждающимся.

В настоящее время несмотря на трудности и сложности переход-ного периода, создана разветвленная сеть учреждений со-циального обслуживания различного профиля, которые, находясь в подчинении различных ведомств, составляют территориальные социальные службы. Но говорить о сло-жившейся системе социального обслуживания семьи еще рано. Практически функционирует около 2 тыс. государ-ственных учреждении социального обслуживания семьи и детей, что, разумеется, для России очень мало.

С целью ускорения становления системы учреждений социального обслуживания семьи, детей и молодежи, по мнению автора, необ-ходимо в первоочередном порядке принять следующие ме-ры.

На федеральном уровне целесообразно ускорить при-нятие комплекса постановлений Правительства Россий-ской Федерации, направленных на реализацию Федераль-ного закона “Об основах социального обслуживания насе-ления в Российской Федерации”.

Следует продолжить разработку примерных положений о деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей (комплексного центра социального обслужи-вания населения; кризисного центра для женщин; област-ного, городского и районного центров социальной помо-щи семье и детям); подготовить предложения по созданию межведомственной комиссии, включающей в свой состав представителей органов образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, молодежи, общественных, негосударственных фондов и организаций, занимающихся проблемами семьи и детей, основной задачей которой яв-лялась бы координация усилий и интеграция финансово-экономических, материальных, научно-методических и иных ресурсов по проблемам социальной защиты, под-держки и помощи семей.

Предстоит разработать рекомендации по аттестации специалистов в области социальной работе семейной на-правленности, определить критерии эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей.

В субъектах Российской Федерации и на уровне местного самоуправления предстоит:

принять меры по целевому финансированию регио-нальных и муниципальных программ, предусматривающих развитие

социального обслуживания семьи и детей; ввести в местном бюджете защищенную строку, предусматри-вающую финансирование учреждений социального обслу-живания;

упорядочить рассмотрение вопросов, связанных с пе-редачей освобождающихся зданий, помещений под учреж-дения социального обслуживания семьи и детей;

организовать обеспечение в первоочередном порядке учреждении социальною обслуживания специальным реабилитационным оборудованием, транспортными средствами, материально-техническими ресурсами и др.;

сформировать систему подготовки, переподготовки к повышения квалификации кадров специалистов учрежде-ний социального обслуживания, используя для этого как бюджетные, так и внебюджетные средства; укрепить кад-ровый состав социальных служб специалистами по соци-альной работе;

усилить координацию деятельности исследователь-ских коллективов и практиков на разработке современных, социальных технологий, новейших форм и методов соци-альной работы с различными категориями семьи и детей;

регулярно обобщать и распространять опыт работы исполнительных органов власти по развитию учреждений социального обслуживания семьи и детей по применению новых форм и технологий социального обслуживания;

- находить дополнительные основания для повышения статуса работников социальных служб.

Развитие системы социального обслуживания семей является необходимым звеном в целостной системе мер, направленных на улучшение положения семьи и детей в России. В настоящее время семьи получили более широкие возможности пользовать-ся услугами развивающейся системы социальных служб, направленных на учет особенностей семьи как естественной среды жизнедеятельности личности и жизнеобеспечения детей. К сожалению, пока комплексный подход к становлению и развитию территориальных служб по проблемам семьи, детей и молодежи характерен лишь для немногих территорий России.Материал представленный в данной работе, еще раз подтверждает, что на фоне расстройства экономики и финансовой системы в России семья и дети является наиболее уязвимой и нуждающейся в мерах социальной защиты, адекватных катастрофическому состоянию общества. И одной из форм наиболее реальной и полноценной помощи семьям, может стать открытие территориальных Центров социальной помощи семье и детям. И невзирая на трудности становления (формирование штатов и подбор кадров, нехватка помещений, финансовых ресурсов, автотранспорта, недостаточном научно-методическом и информатизационном обеспечении и др.) центров социального обслуживания, они реально помогают решению проблем, связанных с организацией социального обслуживания семьи и детей на территориальном уровне. Территориальные центры социального обслуживания, служат надежным аппаратом выявления наиболее нуждающихся в социальной защите категорий населения и проводником передовых методов и приемов в работе служб социальной защиты семьи и детей.

Основной итог данной работы, по мнению автора, сводится к тому, что государственная семейная политика имеет особое значение в современной России, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшими про-блемами, вызванными социально-экономическим кризисом. Необходимость сильной государственной семейной политики обусловлена прежде всего обще-ственными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравствен-ных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реали-зовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выжива-ние, но и развитие.

Список литературы

#M12291 9000344Закон РФ#S от 10.12.95 N 195-ФЗ “#G0Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации #M12291 9000344” //Собрание законодательства РФ.-1995.-№50.-ст.4872.

Постановление Правительства РФ#S от 25.08.00 N 625 “#G0О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы”: Федеральная целевая программа “Развитие социального обслуживания семьи и детей” (2001-2002 годы)//Собрание законодательства РФ.-2000.-№37.-ст.3712.

Постановление администрации Мурманской области#S от 29.07.97 N 362 “#G0Об утверждении Положения об Экспертно-координационном совете по реализации региональных социальных программ в интересах семьи и детства при администрации Мурманской области” // Собрание законодательства Мурманской области. .-1997.- Сборник №10.- 117 с.

#M12291 913700014Постановление администрации Мурманской области#S от 14.03.96 N 77 “#G0О центре социальной помощи семье и детям комитета по социальной защите населения администрации Мурманской области” // Собрание законодательства Мурманской области. .-1996.- Сборник №5.- 110 с.

Актуальные проблемы семьи и детства сегодня: Сборник дипломных работ выпускников ПГУ по специальности "Социальная работа".-Петрозаводск,1994.-104 с.

Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.- М.1992. - 214 с.



Дорохова М.В. Основные проблемы семей, обращающихся в Центр социально-психологической реабилитации при НИИ детства РДФ // Будущее России и новейшие социологические подходы. Часть 2. - М.,1997. - 128 c.

Семья : 500 вопросов и ответов.-М.,1992.-717 с.

Семья в Мурманской области:Стат.сборник.-М.,2000.-72 с.

Семья в России :Стат.сборник.-М.,1996.- 238 с.

Содержание и организация деятельности территориальных центров социальной помощи семье и детям. Научно-методическое пособие в помощь работникам социальных служб и органов управления. - М.,1997. - 122 с.

Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М. панова, Е.И. Холостовой.-М.,1997.-168 с.

Технология социальной работы: Учебник.-М.,2001.- 400 с.

Формы и методы работы с детьми и родителями центров социальной помощи семье.-М.,1999.- 348 с.

Приложение №1

#G0ПОЛОЖЕНИЕ

о центре социальной помощи

семье и детям комитета по социальной

защите населения Администрации

Мурманской области

#G1 г. Мурманск 1996г.

#G01. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Областной центр социальной помощи семье и детям (далее Центр) является учреждением государственной системы социальной защиты населения и предназначен для комплексного курсового обслуживания семей и детей, нуждающихся в социальной поддержке, путем оказания своевременной и квалифицированной социальной помощи: социально-реабилитационной, медико-социальной, социально-психологопедагогической и иной.

1.2. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется постановлением Администрации области по представлению комитета по социальной защите населения, а его штаты, структурные подразделения создаются, реорганизуются и ликвидируются решением директора центра по согласованию с комитетом по социальной защите населения Администрации Мурманской области.

1.3. Свою деятельность Центр строит на основе Конституции РФ, законов РФ по социальной защите, иных нормативных актов РФ, решений органов местного самоуправления, а также руководствуется настоящим Положением.

1.4. Центр организуется и содержится за счет средств, предусмотренных бюджетом области и других внебюджетных поступлений.

1.5. Центр осуществляет свою деятельность под руководством комитета по социальной защите населения Администрации Мурманской области.

Комитет по социальной защите населения Администрации Мурманской области оказывает Центру организационно-методическую помощь.

1.6. Центр является юридическим лицом, имеет свои банковские счета, печать, штамп и бланк с его наименованием.

1.7. Центр и его структурные подразделения размещаются в специально предназначенном здании. Помещение Центра обеспечено всеми видами коммунально-бытового благоустройства, оснащено телефонной связью и отвечает санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям.

1.8. Центр имеет в своей структуре следующие подразделения социального обслуживания семьи и детей с отделениями: первичного приема, информации, анализа и прогноза; медико-соиальной помощи; психолого-педагогической помощи; дневного и стационарного пребывания детей.

В Центре создана психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК), которая работает в соответствии с Положением о ПМПК Центра, разработанным на основании Примерного положения о психолого-медико-педагогической комиссии (приказ Госкомитета СССР по народному образованию от 15.07.1991г. N 340).

С учетом необходимости и имеющихся возможностей могут быть созданы и другие отделения.

Все структурные подразделения Центра в своей деятельности подчиняются директору.

1.9. Директор, администрация и коллектив Центра за время пребывания детей в Центре несут ответственность за их жизнь, здоровье,защиту их прав и интересов. Ответственность за указанные нарушения определяется действующим законодательством РФ.

1.10. Штаты Центра и его структурных подразделений утверждаются директором в пределах средств, предусмотренных соответствующим бюджетом.

1.11. Правила внутреннего трудового распорядка Центра и его структурных подразделений утверждаются общим собранием работников по представлению администрации Центра.

1.12. Центр имеет Устав, утвержденный в установленном порядке. Устав Центра разрабатывается на основе настоящего Положения, других нормативных актов, с учетом специфики его деятельности.

1.13. В Центре действует Совет в соответствии с Положением о Совете Центра.

1.14. Центр развивается и поддерживает контакты с другими учреждениями системы социальной защиты населения, здравоохранения, образования и другими органами и учреждениями, осуществляющими работу с детьми с отклонениями в умственном или физическом развитии, взаимодействует с общественными объединениями, религиозными организациями, благотворительными фондами и гражданами в интересах эффективной социальной реабилитации и адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями. Центр имеет право на осуществление международных контактов в установленном законодательством РФ порядке.

#G1 2. ЦЕЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕНТРА,

КАТЕГОРИИ ОБСЛУЖИВАЕМЫХ ЛИЦ

#G02.1. Цели и задачи Центра определяются реализацией прав семьи и детей на защиту и помощь со стороны государства, содействуют развитию и укреплению семьи как социального института, гуманизации связей семьи с обществом и государством; оказывают детям с ограниченными возможностями квалифицированную медико-социальную, психолого-социальную и социально-педагогическую помощь; обеспечивают их социальную адаптацию к жизни в обществе, семье, к обучению и труду.

2.2. Основными задачами Центра являются: - выявление совместно с органами социальной защиты населения, #G1учреждениями образования, здравоохранения семей и детей, нуждающихся

в социальной помощи, в том числе выявление детей с ограниченными возможностями, создание компьютеризированного "Банка данных" о детях с функциональной недостаточностью и их семьях;

#G0- определение и предоставление социально-реабилитационных, медико-социальных, психолого-социальных, социально-педагогических и иных социальных услуг семьям и детям, нуждающимся в социальной помощи;

- социальный патронаж семей и отдельных граждан, нуждающихся в социальной поддержке;

- анализ уровня социального обслуживания семей с детьми, определение их потребности в социальной помощи и подготовка предложений по развитию различных видов социальных услуг;

- привлечение различных государственных и неправительственных организаций к решению вопросов социальной помощи семье и детям.

2.3. Категории обслуживаемых лиц: 2.3.1. Семьи: - воспитывающие детей с ограниченными возможностями; - многодетные; - неполные; - малообеспеченные. 2.3.2. Дети и подростки: - оказавшиеся в неблагоприятных семейных условиях; - имеющие условия, угрожающие их развитию и здоровью; - осиротевшие или оставшиеся без попечения родителей.

2.4. Центр организует группы дневного и #G1стационарного обслуживания детей с ограниченными возможностями, а также по социальным показаниям, в возрасте от 4-х до 14 лет. В исключительных случаях могут быть приняты дети от 3-х до 16 лет.

#G0Противопоказаниями для направления в отделение дневного и стационарного пребывания детей Центра являются: все заболевания в острой стадии и хронические заболевания в стадии декомпенсации, злокачественные новообразования в активной фазе, острые инфекционные заболевания, заболевания психиатрического характера, эпилепсия и другие параксизмальные состояния с частотой приступа не чаще 1-2-х раз в месяц.

2.5. Прием детей осуществляется по заявлениям родителей (лиц, их заменяющих), а также по предложениям специалистов по социальной работе Центра.

2.6. Продолжительность пребывания детей в Центре определяется индивидуальной программой реабилитации ребенка и решением психолого-медико-педагогической комиссии.

2.7. Социальные услуги оказываются Центром бесплатно. Предоставление платных услуг разрабатывается Центром и согласовывается с комитетом по социальной защите населения. Полученные средства от предоставления платных услуг направляются на реализацию основных задач Центра.

3. СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ЦЕНТРА

3.1. Отделение первичного приема, информации, анализа и прогнозирования.

Отделение предназначается для создания компьютеризированного "банка данных" о детях с ограниченными возможностями, проживающих в семьях Мурманской области, на основе проведенной социальной паспортизации детей и обследования семей; для выявления потребности у семей и детей в социальной помощи, информирования населения о видах услуг, предоставляемых Центром, как при обследовании семей специалистами по социальной работе, так и при обращении граждан в Центр; для анализа реальной и перспективной потребности предлагаемых услуг.

#G1 ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ: -

#G0первичный прием граждан в Центре, выявление имеющихся у них потребностей в социальных услугах, учет и направление заявок для выполнения в соответствующие функциональные отделения Центра;

- обследование семей, воспитывающих детей-инвалидов, проведение социальной паспортизации;

- индивидуальная работа с семьями, консультирование, проведение разъяснительной работы по различным вопросам социального плана;

- работа с картотекой обращений, социального контроля компьютерной программой "SOCIAL";

- подготовка документов для оформления детей в группы дневного и стационарного пребывания;

- содействие нуждающимся семьям в материальной помощи, решении социально-бытовых вопросов, занятости детей и родителей;

- социальный патронаж; - взаимодействие с общественными объединениями, в том числе с

#G1клубами, ассоциациями родителей, воспитывающих детей-инвалидов;

#G0взаимодействие отдела с подразделениями Центра;

выявление потребности в социальной помощи и услугах у семей, #G1воспитывающих детей-инвалидов, подготовка предложений в план работы Центра;

#G0- расширение и накопление информационно-накопительного "банка данных" о семьях и детях с ограниченными возможностями;

- сотрудничество с государственными органами и общественными объединениями, действующими в социальной сфере;

- ведение деловой переписки;

- изучение актуальной и перспективной потребности населения в услугах и необходимой социальной помощи;

- проведение социологических исследований по возрасту, заболеваемости, занятости детей и родителей, изучение социальной характеристики населения с целью подготовки статистических данных программы "social" и доведения сведений до заинтересованных подразделений Центра и вышестоящих организаций;

- разработка социологических анкет, проведение анкетирования среди населения; обработка материала с целью составления социального портрета семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, определение наиболее острых нужд и потребностей семей и детей, совершенствование работы отдела и Центра;

- повышение квалификации сотрудников; - регулярное изучение информационных изданий, методических #G1пособий, отечественных и зарубежных изданий по социальным вопросам развития общества;

#G0- изучение законодательных и правовых актов РФ по правам и льготам семей, воспитывающих детей-инвалидов и других;

- командировки с целью ознакомления с практикой социального обслуживания семей и детей-инвалидов в Мурманской области, обмена опытом. Оказание необходимой методической помощи подобным реабилитационным центрам, создаваемым в области;

- сотрудничество со средствами массовой информации. Организация информации и рекламы в работе центра.

3.2. Отделение медико-социальной реабилитации. Отделение

предназначено для организации поэтапного выполнения

#G1индивидуальных программ социальной реабилитации детей и подростков с

ограниченными возможностями, проходящих курсовую реабилитацию, в

части медико-социальных и медико-консультативных мероприятий.

#G0ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЕНИЯ:

- согласовывает и координирует свою работу с лечебными учреждениями города и района, не дублируя их деятельность;

- осваивает и использует как традиционные, так и новые эффективные методики и технологии, а также нетрадиционные методы реабилитации;

- при необходимости по согласованию органами здравоохранения направляет детей и подростков в лечебные учреждения для получения узкой специализированной медицинской помощи;

- обеспечивает взаимодействие специалистов отделения с родителями для достижения непрерывности реабилитационных мероприятий, осуществляет их обучение основам медицинских знаний, навыков и умений для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

- осуществляет физкультурно-оздоровительные мероприятия, физиолечение, водолечение, консультативный прием;

- проводит комплекс реабилитационных мероприятий с детьми, посещающими Центр и проживающими в семьях.

3.3. Отделение психолого-педагогической помощи. Отделение

психолого-педагогической помощи (ОППП) предназначено

#G1для предоставления квалифицированной психолого-социальной и социально-педагогической помощи, разработки общих и индивидуальных методик коррекционно-образовательной и воспитательной работы.

#G0Дополнительные образовательные услуги предоставляются детям в соответствии с Законом РФ "Об образовании". Формы образовательных услуг устанавливаются решениями психолого-медико-педагогических комиссий.

#G1 ОППП осуществляет свою деятельность в тесном контакте с родителями или лицами, их заменяющими, с психолого-медико-педагогической комиссией Центра, ведущими педагогическими, психологическими учреждениями области (региона), города, района. #G0Деятельность ОППП обеспечивается специалистами , окончившими базовые профильные учебные заведения и получившими соответствующую квалификацию.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОППП :

- рассматривает по представлению психолого-медикопедагогической комиссии Центра случаи, требующие дополнительных коррекционно-образовательных и воспитательных ресурсов в интересах детей, имеющих проблемы в развитии;

- участие в стационарном изучении структуры дефекта ребенка, возможностях использования различных (отечественных и зарубежных) психо-реабилитационных методик по коррекции общения, поведения, эмоционально-волевой сферы;

- оказывает консультативную помощь родителям, обратившимся в связи с разного рода проблемами воспитания и обучения детей;

- разрабатывает меры индивидуальной психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями и их семьям, а также многодетным и семьям социального риска;

- определяет формы обучения детей с ограниченными возможностями (учитель-дефектолог, учитель-логопед);

- проводит психологические исследования по проблемам семьи.

#G1 3.4. Отделение дневного и стационарного пребывания детей.

Отделение дневного и стационарного пребывания детей предназначено для реализации индивидуальных программ медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями ежедневно в течение рабочей недели в дневное и круглосуточное время в условиях Центра в период, установленный реабилитационной программой.

#G0В отделении образованы реабилитационные группы, объединяющие детей с ограниченными возможностями по состоянию здоровья и возрасту (в соответствии с решением психолого-медико-педагогической комиссии Центра). Количество детей и подростков в реабилитационной группе установлено от 5 до 10 человек.

Режим работы отделения и деятельность пребывающих в нем детей определяется в соответствии с Уставом центра.

Питание организуется в соответствии с нормами, утвержденными Министерством социальной защиты населения (Приказ N 249 от 14.12.1994г. п. 1.13). Его кратность определяется Уставом.

Дети и подростки, обучающиеся в общеобразовательных школах, посещают отделение в свободное от учебы в школе время в течение необходимого для их реабилитации периода в соответствии с индивидуальными программами.

Для детей и подростков, находящихся на индивидуальном обучении, организуются учебные занятия в помещении центра.

В отделении проводятся семейные и детские праздники, соревнования и конкурсы.

С учетом семейных обстоятельств и интересов детей и подростков организовано их пребывание в отделении в вечернее время.

В отделении выделены помещения для питания, учебных занятий, сна, досуга, иглотерапии, трудотерапии и другие помещения, необходимые для проведения реабилитационных мероприятий.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ОТДЕЛЕНИЯ :

- обеспечивает реабилитацию ребенка в Центре (от одного до 9 месяцев или от нескольких дней и более для детей, помещенных в Центр по социальным показаниям), срок которой устанавливается коллегиальным решением психолого-медико-педагогической комиссии, с учетом психофизических возможностей ребенка, его индивидуальных особенностей, а также по социальным показаниям;

- организует первичное наблюдение за ребенком в адаптационный период, с целью реализации индивидуальных программ по социальной адаптации, медицинской реабилитации, педагогической коррекции;

- апробирует инновационные методики, формы и методы работы с детьми с ограниченными возможностями;

- осуществляет тесное взаимодействие с родителями по выполнению индивидуальных программ.

Директор Центра, по согласованию с комитетом по социальной защите населения Администрации Мурманской области, может в пределах фонда заработной платы вводить иные должности в штат центра и его структурные подразделения, отличные от должностей, указанных в примерном штатном расписании центра и его структурных подразделений, или вводить дополнительные должности за счет ассигнований, выделенных из средств областного бюджета.

Приложение №2

СОЦИАЛЬНАЯ КАРТА

Ф.И.0.

Проживающие по адресу

Занимаемая площадь

Всего членов семьи

Отец (отчим)

(Место работы)

Мать (мачеха)

(Место работы)

Другие

Сын (дочь):

1)

2)

3)

4)

5)

6)

(Указать возраст ребенка, место учебы, № д/к, место работы если работает).

Семейный бюджет:

З/плата родителей:

Отец:

Мать:

Пособия: на детей

по безработице

по материнству

Пенсия: по возрасту

по случаю потери кормильца

по инвалидности

Алименты

Стипендия

Материальная помощь от службы социальной защиты

Льготное питание в школе

Бесплатное содержание детей в д/к

Наличие подсобного хозяйства -----

дачного участка

Льготы по квартплате

Телефон

Электроэнергия

Какая помощь нужна от социальной службы города?

Консультационная по социальным льготам и оформлению,

разъяснение законов по социальным вопросам.

Психологическая беседа со специалистом.

Медицинская обслуживание на дому соц. работником,

обеспечение бесплатным питанием.

Материальная денежная,

натуральная (обувь, одежда., продукты питания)

(Нужное указать)

Другие сведения:

" " 2001 г.

Специалист по социальной работе

Array

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты