2.2. Социальные проблемы отдельных категорий семей.
3. Социальная работа с семьей и ее социальное обслуживание.
3.1. Технологии социальной работы и социального обслуживания семей.
3.2. Опыт и проблемы деятельности учреждений социального обслуживания
в оказании помощи семье.
4. Заключение.
5. Список литературы.
6. Приложения
1. ВВЕДЕНИЕ
Положение семьи в Российской Федерации в современ-ных условиях можно охарактеризовать как кризисное. С переходом нарыночные отношения в значительной степени снизился жизненный уровень населения России. Особенно ухудшилось материальное положение многодетных семей, одиноких матерей, семей с детьми-инвалидами, студенческих семей. Практически все денежные доходы указанных семей используются на покупку продуктов, питания. Поэтому помощь необходима сегодня, сейчас, когда всем так трудно. Трудно по разным причинам. Многие оказались в результате реформ за той социальной чертой, когда вопрос о хлебе насущном стал первоочередным. С не меньшей остротой возникли проблемы лечения, образования детей, их отдыха. Страшит потеря работы, от безработицы не застрахован никто. Большую тревогу вызывают преступность, падение нравов, вседозволенность. Не у каждого есть силы бороться с подобным злом. Многие потеряли уверенность, надежду на лучшие перемены. Но ведь кто-то должен помочь этим людям. Важно знать: куда можно обратиться со своими проблемами.
Однако, важнейшим и, пожалуй, одним из немногих ощутимых уже сегодня позитивных итогов происходящих в России бурных перемен является возвращение человеку истинно человече-ских ценностей. Выходя на столбовую дорогу человече-ской цивилизации, мы должны раз и навсегда отказаться от грандиозных планов строительства воздушных замков и на-чать с малого, т.е. возрождения первоосновы человеческого общества -- семьи.
Что же такое семья? “Семья -- это основанная на браке и/или кровном семьи родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отно-шению друг к другу”. Справочное пособие по социальной работе.-М.,1997.-С.69.
Прежде всего следует обратить вни-мание на различие понятий “семья” и “брак”. Часто пер-вое -- более широкое понятие -- сводят ко второму. Но семья --это не только супружеские отношения; при попытке дать определение семьи необходимо рассматривать и вертикальные свя-зи, уходящие в глубь времен на несколько поколений, и горизонтальные, т. е. отношения между братьями, сестра-ми, зятьями, невестками, деверями, золовками, шурина-ми, сватами. К сожалению, не каждый человек сегодня объяснит степень родства, стоящего за этими понятиями. Будучи малоупотребляемыми, они вышли из речевого оби-хода, что в принципе отражает реальность -- обеднение семейных и разрушение родственных связей.
В семье человеческая индивидуальность присоединяет-ся к культуре, в ней ребенок усваивает нормы и правила человеческого поведения. Здесь он приобщается к культу-ре, начиная с ее элементарных продуктов -- ложки и гор-шка, а вместе с ними сказках о Белом бычке, о Колобке. В семье человеческие ценности, убеждения, идеалы превра-щаются в личностные характеристики, формируют даль-нейшие жизненные поступки и поведение. Семье принад-лежат “монопольные” права и обязанности на приобще-ние своего самого младшего родственника к культуре, на его социализацию.
В то же время каждая семья создает собственную куль-турную среду в рамках общей культуры определенного на-рода, конфессии, государства. Семья придает своим чле-нам, причем не только новорожденным, но и тем, кто всту-пив в брак, вливается в нее, известное своеобразие. И потому “войти в семью” -- означает принять и усвоить ее субкуль-туру. Тех, кто не признает такой порядок, семья чаще все-го отторгает.
Семьей также называется “социальный институт, то есть устойчивая форма взаимоотношений между людьми, в рамках которого осущест-вляется основная часть повседневной жизни людей: сексуальные от-ношения, деторождение и первичная социализация детей, значитель-ная часть бытового ухода, образовательного и медицинского обслу-живания, особенно по отношению к детям и лицам пожилого воз-раста”. Семья: 500 вопросов и ответов.-М.,1992.-С.5.
К основным функциям семьи относятся: поддержание биологической непрерывности благодаря рождению детей и обеспечению биологического существования (пищи, жи-лища, одежды); создание культурной непрерывности, пе-редача новым поколениям общественного культурного на-следия; стабилизирование социальной структуры с помо-щью своих детей определенным социальным положением. Материальное состояние, образование родителей во мно-гом определяют будущую карьеру детей; создание эмоцио-нального комфорта и безопасности для своих членов, та-ким образом, предотвращают дезинтеграцию личности.
Знаменитую гамлетовскую фразу: “Распалась связь вре-мен!” -- можно читать и как крик души о распавшейся семье. Все семейные функции, собственно говоря, сводят-ся к одной: обеспечение связи времен, создание условий для непрерывного, точнее, прерывно-непрерывного разви-тия человечества. Благодаря реализации семейных функ-ций, исторический поток, постоянно эволюционизируя, со-храняет свой социальный, биологический и культурный смысл.
В разные периоды жизни семьи изменяется иерархия семейных функций: то одна, то другая занимает приори-тетное место. Так, для молодой семьи наиболее важной яв-ляется биологическая функция, тогда как для пожилой важнее эмоциональная.
В своем единстве перечисленные функции представля-ют систему семейных отношений, возникновение в этой системе дисфункции, т. е. рассогласования в их взаимодей-ствии как целого, приводит систему в аномальное состоя-ние. Игнорирование, а порой и полный отказ семьи по тем или иным причинам от выполнения какой-либо функции дестабилизирует семейный образ жизни, возникает угроза ее распада. Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено, характеризуются как семьи социального риска.
В Российской Федерации насчитывается около 40 тыс. семей. Семья в России:Стат.сборник.-М.,1996.-С.34. Наиболее распространенный тип -- нуклеарная семья (от лат. nu-cleus -- ядро), состоящая из одной пары родителей с детьми или без детей. Нуклеарная семья может быть полной или неполной, состоящей из одного родителя с детьми. Таких семей около 12%. Семья становится неполной либо в результате развода, либо вдовства, либо в результате рождения ребенка у не состоящей в браке матери. В итоге всех этих причин абсолютно преобладают неполные материнские семьи (при-мерно 14 материнских на одну неполную отцовскую семью).
Если в семье несколько семейных ядер (прародители, их дети и внуки либо семьи братьев или сестер), она носит название расширен-ной. Доминирующая тенденция к нуклеаризации привела к тому, что когда-то наиболее распространенный тип патриархальной расширен-ной семьи в настоящее время занимает сравнительно малую долю в общей статистике (около 15% всего количества) ; можно считать, что этот процесс был бы еще более значимым, если бы не жилищные труд-ности, вынуждающие несколько семей жить под одной крышей. Семьи различаются также по наличию или отсутствию детей и по их числу. Среднее число детей на одну семью без учета ее детности 1,1, среднее число детей в семье, их имею-щей, -- 1,6. Семья в России:Стат.сборник.-М.,1996.-С.38.
Дети растут преимущественно -в одно-двухдетных семьях; много-детность на большинстве территорий Российской Федерации фикси-руется при наличии трех и более детей, и всего таких семей в стране чуть более трех миллионов. Причем большинство из них -- трех- или четырехдетные; семей, где детей семь и более, всего доли процента.
Существует также типология социального риска, т.е. выделение семей, где по объективным или субъективным условиям социальное функционирование затруднено, и они практически неизбежно нахо-дятся в состоянии жизненного затруднения.
Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспечен-ные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой, т.е. много-детные пли имеющие в своем составе инвалидов; семьи, воспитываю-щие детей-инвалидов; неполные семьи; семьи военнослужащих сроч-ной службы. В последнее время к ним прибавляются такие категории, как семьи безработных; семьи военнослужащих; семьи, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, связанные с предприятиями и уч-реждениями, где не выплачивают заработную плату.
Причины, вызывающие дисфункцию семейных отноше-ний, весьма разнообразны. Экономические: прожиточный уровень ниже черты бедности из-за избыточной иждивен-ческой нагрузки на одного работающего члена семьи (мно-годетные семьи, семьи, в составе которых есть взрослые или дети-инвалиды); низкий уровень заработной платы или ее невыплата; безработица; семьи пенсионеров, последние даже при максимальном размере пенсии остаются за чер-той бедности. Асоциальные: алкоголизм семьи или одного из ее членов, наркомания, проституция. Психологически-этические: жестокость, агрессивность, грубость, конфликность, ревность, супружеская неверность, эгоизм, жадность, неуравновешенность характеров. Медицинские: хрониче-ские инфекционные (например туберкулез) и венерические заболевания, психические и сексуальные отклонения, им-потенция.
В человеческом обществе семья является естественной первичной ячейкой, важнейшей социальной ценностью, фундаментальным институтом. Семья - своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Для выполнения этих функций большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействие семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.
В настоящее время социальная защита семьи, в отличие от действующей прежде системы социального обеспечения, представляет собой многогранную деятельность, дифференцированную по отношению к различным группам населения и структурированную по разным министерствам и ведомствам, общественным организациям и учреждениям. Новые социально-экономические условия, продиктованные переходом к рыночной экономике, предопределяют трансформацию содержания, методов и форм социальной защиты населения.
Социальная защита семьи и детей сегодня приобрела особую актуальность в связи с динамичными процессами, происходящими в обществе и связанными с его расслоением и изменением статуса сложившихся ранее социальных категорий населения. Это проявляется в значительных масштабах обнищания семей с детьми, снижением уровня здоровья, повышения заболеваемости и смертности населения, нарастающими депопуляционными тенденциями, явлениями деградации и негативными изменениями генофонда нации.
Сегодня семьи, имеющие детей, как правило, находятся на самой низкой ступени по уровню реальных доходов, принадлежат к бедным слоям общества.
Анализ системы пособий, льгот и компенсационных выплат семье позволяет констатировать, что их роль в уровне материального благосостояния, уровне социальной и экономической эффективности защиты семьи невелика. Уровень жизни малообеспеченных семей с детьми не претерпевает качественных изменений, несмотря на то, что в доходах этих семей пособия на детей составляют значительную долю. В высокодоходных группах семей тем более эти пособия и льготы не играют никакой роли в определении уровня их жизни. Это подтверждает тезис о том, что в сложившихся в переходный период условиях жизни проблема социальной защиты семей приобретает принципиально важное значение. Вместе с тем ее реализация на стадии формирования рыночной экономики нуждается в качественно новом подходе.
Формы социальной помощи, кроме традиционно сложившихся, обусловлены поддержанием необходимого уровня обеспеченности семей жизненно важными продуктами питания, одеждой, обувью, необходимыми услугами: включая недостающие средства на покупку жилья, получение образования, детского отдыха, спорта, здоровья. Роль этих форм социальной помощи семье с детьми по мере становления рыночной экономики в стране, развития рынка жилья, страховой медицины и платных услуг здравоохранения, а также коммерциализации образования, будет возрастать.
Сегодня семье,как никогда, требуется социальная помощь и защита государства - не разовая, а постоянная, гарантированная, адресная. Большую роль в этом играет реализация государственной семейной политики, в том числе система организации территориальных служб и, прежде всего, центров помощи семьи и детям, что в целом составляет социальное обслуживание семьи.
Социальное обслуживание - понятие в нашей жизни, совсем недавно вошедшее в обиход. На первый взгляд можно представить, что такое обслуживание заключается в оказании натуральной и материальной помощи. Однако под этим мы понимаем повседневную социальную работу с семьей, включающую все аспекты социальной поддержки, реабилитации, адаптации, защиты, а также активизацию потенциала ее собственных возможностей выживания в условиях дестабилизации общества.
Целью работы является рассмотрение сведений о проблемах современной семьи и определение путей решения этих задач за счет оптимизации социального обслуживания.
Задачи курсовой работы работы:
- исследование проблем семьи;
- анализ современного состояния социальной защиты семьи;
- изучение нормативно-правовой базы социальной защиты семьи;
- рассмотрение технологий социальной работы и социального обслуживания семьи;
- изучение практической социальной работы с семьей.
Для исследования данной темы, мною использован широкий спектр источников: учебная литература , материалы периодической печати, публикации по данному вопросу, и прежде всего документы, в которых содержаться основные положения государственной социальной политики: законы, акты нормативно-правового характера. Законы в области государственной семейной политики публиковались в официальных изданиях - "Собрание законодательства Российской Федерации", сборниках постановлений Минсоцзащиты РФ, Министерств труда и социального развития РФ, а также в ведомственных сборниках и других изданиях. Изучение этих документов позволило уточнить результативность мер по смягчению социальной напряженности в обществе.
1. Сущность социальных проблем современной семьи.
1.1. Общие проблемы семей.
Можно сказать, что основной проблемой всех ти-пов семей является разрешение вопроса о предна-значении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семья первоначально сосредото-чивала в себе все основные функции по обслуживанию человеческой деятельности. Постепенно избавляясь от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, семья столкнулась с тем фак-том, что сегодня трудно выделить некоторый специфический вид дея-тельности, который может осуществить только семья или который может быть сделан только в семье. В сущности, все функции, которые; когда-то принадлежали преимущественно семье, сегодня могут быт осуществлены вне семьи. В связи с этим встает вопрос, что же такое семья -- исторический пережиток, который существует только в силу приверженности людей бытовым традициям, или фундаментальный социальный институт, вне рамок которого существование человека не-возможно.
Этот теоретический вопрос подкрепляется все усиливающейся не стабильностью семейного образа жизни, нарастанием кризисных явлений, которые лишь отчасти обусловлены социально-экономическими трудностями, переживаемыми нашей страной. Характерно, что эконо-мически благополучные страны, не пережившие в последние годы та-кого резкого падения уровня жизни своего населения, испытывают аналогичные трудности в функционировании семей.
Нестабильность выражается прежде всего в возрастании числа раз-водов и опасности развода для каждой семьи. Очень высокий уровень разводов в нашей стране, когда на каждые три вновь заключенные брака в год совершается два развода, не является уникальным: в Соеди-ненных Штатах разводов совершается еще больше, хотя и число бра-ков, и в целом динамизм семейной жизни там выше. Будущее России и новейшие социологические подходы.-Ч.2.-М.,1992.С.28.
Нестабильность семейной жизни проявляется также в постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каж-дая страна, вступавшая в индустриальную эпоху, переживает так назы-ваемый первый демографический переход от нерегулируемой рождае-мости на уровне “естественной фертильности”, т.е. когда у женщины (супружеской пары) рождается столько детей, сколько физиологичес-ки может родиться в таких условиях, к регулированию рождаемости, свободному выбору количества детей и сроков их рождения. Такой переход совершается очень быстро, практически на протяжении жизни одного поколения, и все меры воспрепятствовання, в виде юридичес-ких или религиозных запретов, оказываются бессильны.
В настоящее время большинство развитых стран переживает (или уже осуществило) “второй демографический переход” от малодетной к преимущественно однодетной семье. Этот переход вызван не эконо-мическими, а в первую очередь социальными причинами, так как все прежде имевшиеся внешние побуждения к многодетности отошли в прошлое. Сегодня семьи и индивиды имеют потребность преимущест-венно в одном ребенке, а не в нескольких детях, но средства и силы, которые они сознают необходимыми вложить в этого ребенка, резко возрастают. Требуются дорогостоящие усилия, чтобы обеспечить ему соответствующий уровень здоровья, еще до рождения. Минимально необходимый уровень образования сегодня достаточно высок, а для успешного социального старта желательно образование максимально престижное, высококачественное. Предоставление необходимого запа-са впечатлений и предметов для адекватного функционирования в со-циальной среде требует расходов на путешествия, культуру и отдых, приобретение вещей, социально необходимых в детском или подрост-ковом кругу. В настоящее время нет данных, которые позволили бы сделать вывод о том, необратим ли “второй демографический пере-ход”, или это временный, возможно, циклический процесс, и стереоти-пы семенной жизни вновь возродят модель среднедетной или даже многодетной семьи.
Наряду с общим сокращением рождаемости происходит рост ее внебрачной доли, так что сегодня уже почти каждый пятый ребенок рождается вне зарегистрированного брака своих родителей. Отчасти это можно объяснить ослаблением внешнего давления моральных норм и более либеральным отношением к внебрачным детям.
Иногда можно заметить стремление женщин, особенно зрелою воз-раста, не имеющих возможности удовлетворить свои семейные и мате-ринские потребности другим путем, создать семью путем рождения ребенка, причем нередко в присутствии мужа в такой семье они не нуждаются.
Но чаще всего здесь сказывается кризисное стремление уменьшить семью: мужчины не считают себя обязанными связывав свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой соглашаются зарегистрировать себя в качестве отцов и более или менее длительное время оказывают им материальную помощь. Здесь мы имеем ситуацию фактического брака со свойственным ему наличием ряда семейных связей, но с общей неус-тойчивостью отношений Нередко рожающие вне брака женщины отно-сятся к социально ущемленным слоям населения: рабочие-мигранты, временные переселенцы, безработные или лица из семьи безработных
Рождение внебрачного ребенка у несовершеннолетней женщины, как правило, связано с недостаточностью сексуального образования и информации о контрацептивах, отсутствием доступа к социальным ре-сурсам, с семейным или социальным неблагополучием. Работники уч-реждений социального обслуживания знакомы с таким феноменом, как несовершеннолетние многодетные матери; как правило, подобное свидетельствует о врожденных психических или интеллектуальных ограничениях несовершеннолетней либо о ранней алкоголизации, ве-дущей к ним. Рост ранней, в том числе внебрачной, беременности -- общемировая проблема, но социальная отягощенность в виде малообеспеченности, социальных затруднений, толкающих подростков к проституции, дефицит средств, которые общество может выделить на ее решение, особенно осложняют ситуацию в России.
Наконец, признаком нестабильности семейного образа жизни мож-но считать появление и утверждение в качестве устойчивого жизнен-ного сценария существования вне семьи, одинокой жизни. Прежде че-ловек без семьи считался либо неполноценным, либо несчастным. В настоящее время появляется (прежде всего в наиболее развитых стра-нах мира) значительный слой людей, которые находят удовольствие в таком виде существования. Складывается специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди мoгут тратить для собственного развлечения гораздо большие суммы денег, чем семейные. “Индустрия услуг” обеспечивает им удовлетворение всех видов потребностей, включая интимные. В конечном счете, учитывая возможность наличия устойчивых эмоциональных союзов двух одиночек, подобное существование решительно исключает только один компонент семейной жизни -- детей. Кстати, в подобном образе жизни пол партнера по сексуальным отношениям может быть различ-ным: отмечается, что в Соединенных Штатах после первого развода до пятой части всех мужчин предпочитают в дальнейшем строить сексу-альные отношения с лицом своего пола.
В России, с ее высокой степенью традиционности, подобные тен-денции только набирают силу. Пока, вероятно, воздержание от созда-ния семьи, откладывание рождения ребенка, предпочтение фактичес-кого, а не юридического брака -- симптомы внешнего социально-эко-номическою неблагополучия. Но совпадая с основными тенденциями развития семьи в мире, подобные варианты поведения могут стать при-вычными, предпочтительными; ситуативная особенность станет утвер-дившимся стереотипом.
Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. От правильного ответа на вопрос об объективных тенденциях развития семьи зависят утверждение и про-ведение в жизнь такой дорогостоящей и объемной вещи, как семейная политика. Ошибочные решения в сфере семейной политики приведут к неудовлетворительным и даже отрицательным последствиям. Так, убеждение в том, что можно каким-то образом влиять на демографи-ческое поведение людей, поставить себе пронаталистские (ведущие к увеличению рождаемости) цели и реально достигнуть значимых ре-зультатов, все вновь и вновь заставляет органы принятия решений прибегать к масштабным программам, что приводит только к деформа-ции сложившейся демографической структуры, а вовсе не к измене-нию стратегии рождаемости.
1.2. Социальные проблемы отдельных категорий семей.
Основные трудности семьи и ее потребность в профессиональ-ной помощи обусловлены ее типом.
Причиной возникновения социальных проблем в неполных семьяхявляется в первую очередь малообеспеченность, поскольку в семье имеется всего один трудовой доход (иногда трудового дохода нет вообще, и семья вынуждена жить на пособие по безработице либо на детские пособия). Доход женщины, как правило, значительно ниже дохода мужчины в силу ее отставания на социальной лестнице, вызванного выполнением обязанностей по уходу за детьми. Доход от алиментов, если дети имеют на них право и получают их, как; правило, покрывает не более половины стоимости их содержания. Социально-экономические проблемы присущи не всем непол-ным семьям; во всяком случае, их разрешить проще, чем социаль-но-психологические проблемы, присутствующие во внутриличностной сфере и межличностных отношениях членов неполных семей, прежде всего детей.
Это, во-первых, обида, угнетенность и чувство собственной неполноценности, которые могут испытывать дети после раз-вода их родителей. Нередко дети винят себя в распаде семьи. Во-вторых, чувство вины перед детьми, нередкое у женщин (поскольку в большинстве случаев неполные семьи -- это мать, одна воспитывающая детей), что является причиной их гиперопеки. Стремясь не допустить снижения жизненных стандартов своих детей по сравнению с детьми из благополучных семей, мать берет на себя чрезмерную трудовую нагрузку, но из-за сверхзанятости, в свою очередь, не может уделять им доста-точно времени и внимания. Нередки также случаи, когда обиду на бывшего супруга, виновного в распаде семьи, женщина вы-мещает на своих детях, проявляя жестокость. В любом случае благоприятный психологический климат в семье отсутствует. Самая же большая сложность -- затруднения в правильной поло-ролевой идентификации и ориентации детей. Ребенок формирует сте-реотипы своего восприятия и поведения, руководствуясь образцом, которым для него являются взрослые, в первую очередь родители.
Хотя полоролевое поведение людей в различных культурах изу-чено далеко не полно, в семейных взаимоотношениях оно проявляется наиболее явно. Социально-психологический стереотип пред-писывает социальной роли мужчины такие черты и признаки, ко-торые не присущи социальной роли женщины. Сама по себе жест-кая определенность этих ролей может оказать неблагоприятное воз-действие, если человек слаб, а стереотип требует от него домини-рования, силы, мужественности или наоборот. Но в неполной се-мье (тем более, если она стала таковой на ранних стадиях социали-зации ребенка или изначально была неполной) ребенок лишен образца того, как должны вести себя мужчины и женщины в раз-личных ролевых ситуациях, поэтому в будущем, в своей собствен-ной семье человек далеко не всегда сможет продемонстрировать адекватное полоролевое поведение; это приводит к дисфункциональности и конфликтам и, возможно, тоже к распаду семьи. Ос-новная причина статистически значимой связи неблагополучия распадающейся молодой семьи с неблагополучием семьи родите-лей одного из молодых супругов (или обоих супругов) -- их неаде-кватная полоролевая социализация.
Хотя неполных семей, в которых отец один воспитывает де-тей, гораздо меньше, чем неполных семей, в которых детей воспи-тывает одна мать, им присущи те же проблемы полоролевой ори-ентации. Кроме того, отец с ребенком имеет больше шансов соз-дать новую семью, чем мать с ребенком. Поэтому одной из проблем такой семьи будет формирование отношений между ребенком (деть-ми) и новой женой отца (возможно, с ее детьми).
Недавно стала распространенной новая категория неполных се-мей -- неполные расширенные семьи, которые образуются, как пра-вило, в результате какой-либо социальной катастрофы: гибель роди-телей малолетних детей, нахождение родителей в тюрьме, лишение их родительских прав, пьянство -- чаще всего именно это вынужда-ет поколение прародителей брать внуков на содержание и воспитание. Такие семьи, разумеется, имеют низкий уровень доходов; ряд слож-ностей вызван плохим состоянием здоровья пожилых людей, их бо-лее слабыми адаптационными способностями, неумением приспосо-биться к реалиям современности; к сожалению, порой они не могут использовать свой авторитет, способности контролировать ситуацию, поэтому часто дети демонстрируют девиантные формы поведения.
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в преж-ние времена (в начале XX века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво со-ставляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а слу-чайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состоя-ния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).
Все многодетные семьи могут быть распределены на три кате-гории:
- семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предпи-саниями, культурно-идеологическими позициями, традиция-ми семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обу-словленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загружен-ностью родителей (особенно матери), состоянием их здоро-вья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
- семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже -- отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
- неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в резуль-тате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально-психической сниженности, алкоголизма, асо-циального образа жизни. Дети из таких многодетных семей осо-бенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попе-чения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное зако-нодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3--7 детей разного возраста и разной степени со-циальной дезадаптации далеко не всегда возможно.
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную про-блему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких се-мей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолет-них братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального воз-раста старших сиблингов. Это объективная закономерность, просле-женная в различных типах многодетных семей, не зависящая от иму-щественного и образовательного статуса родителей.
Семьи инвалидов вынуждены преодолевать экономические труд-ности, вызванные распадом производственно-реабилитационной системы, основанной прежде на труде инвалидов, ограничением трудоспособности и адаптационной способности. Инвалиды вообще весьма ограничены в своей жизнедеятель-ности. Внедрению программ, направленных на приспособле-ние общества к потребностям и возможностям инвалидов, пре-пятствуют недостаток средств и организационные трудности.
Осуществление права инвалидов на труд, самообеспечение -- одна из главных проблем их социальной реабилитации. Это не толь-ко способ улучшить их материальное положение, но и важнейший фактор самоутверждения и внутреннего развития. Исследования по-казывают, что всех инвалидов можно разделить на четыре категории: те, кто не работает, но хочет работать; те, кто не хочет работать, но вынужден трудиться (обе эти категории испытывают неудовлетво-ренность); те, кто не работает и не хочет работать; те, кто имеет ра-боту и хочет работать (эти две категории испытывают большую удов-летворенность). Таким образом, вопрос о трудовой реабилитации ин-валидов как части их социальной реабилитации включает в себя со-циально-психологический фактор: наличие или отсутствие мотива-ции к занятию трудом.
Семьи, воспитывающие детей-инвалидов, вынуждены решать все проблемы, связанные с инвалидностью (малообеспеченность, ог-раничения жизнедеятельности и т.д.), но зачастую выражают доб-ровольное согласие заниматься этими проблемами, отказываясь поместить ребенка-инвалида с неисправимой врожденной патологи-ей в специализированный интернат. Подобное решение, разуме-ется, заслуживает одобрения, но трудности, связанные с воспи-танием такого ребенка, чрезвычайно велики: учреждений, оказы-вающих родителям помощь в такой деятельности, пока очень мало; уход за ребенком -- инвалидом с детства нередко не совместим с другой деятельностью, поэтому мать, как правило, бывает выну-ждена оставить работу или перейти на другую работу, более сво-бодную по графику, расположенную ближе к дому, но нижеоплачиваемую. Количество разводов в таких семьях намного выше -- отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудности и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифицированной реаби-литирующей и развивающей помощи, иногда ведут практически биологическое существование, не получая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудо-вом самообеспечении.
Грачевым Л.К. автором "Программы социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов" замечено, что в семьях, в которых дети-инвалиды получают даже элементарную помощь специалистов по социальной реа-билитации, уровень разводов ниже среднего для такой катего-рии семей, ибо подобная помощь делает ситуацию не столь безнадежной. Грачев Л.К. Программа социальной работы с семьями, имеющими детей-инвалидов.-М.,1992.-С.10.
Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии социаль-ного или семейного неблагополучия, не относится официально к группе риска, но тоже может нуждаться в помощи. Невыплата зара-ботной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального статуса, потеря уверенности в защищенности и незыблемости семейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравнительно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, может по-, мочь ей сохранить стабильность -- в противном случае семья может перейти в категорию неблагополучных.
Семьи военнослужащих. Семьи военнослужащих испытывают все проблемы, характер-ные для любых семей, однако у них есть и собственные трудности. Так, семья военнослужащего срочной службы лишается его зара-ботка -- нередко основного источника дохода, что при наличии ребенка ставит семью в трудное материальное положение; выпла-чиваемое в этом случае пособие не покрывает потребностей содер-жания ребенка. Ресурсы семьи военнослужащего-контрактника вовлечены в поддержание обороноспособности наряду с личностными ресурса-ми самого военнослужащего, обеспечивая в значительной степени его здоровье и работоспособность. Однако адекватного возмещения этих ресурсов семья не получает. Семья следует за военнослужащим к месту назначения, где очень часто возникают трудности с жильем, отсутствует возможность трудоустройства жены, а климат не-редко неблагоприятен для детей. Неоднократные переезды семьи военнослужащего к новому месту его службы вынуждают детей ка-ждый раз адаптироваться к новой школе и новому коллективу. Су-ществование в условиях военного городка, отгороженного от внеш-него мира, может породить синдром социально-психологической депривации военнослужащих и членов их семей. Еще одна проблема семьи военнослужащего -- малообеспеченность, так как его заработная плата отстает от роста стоимо-сти жизни, тем более от специфических потребностей существо-вания в условиях воинской службы, а дополнительный заработок запрещен законом. Жены военнослужащих, даже несмотря на на-личие высшего образования, как уже говорилось, часто не могут устроиться на работу по причине ограниченности количества ра-бочих мест, а пособие по безработице выплачивается только не-значительной их части. Все это нередко приводит к тому, что се-мьи военнослужащих оказываются в ситуации социального бедст-вия.
Семейные проблемы (дисфункциональность семейных связей, патологизация отношений между супругами, между родителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи и могут быть присущи и, обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада, заниматься же профилактикой семейных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреждений пока не в состоянии. Между тем это одна из важнейших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуа-ции в России, когда задачи обеспечения выживания отойдут на зад-ний план, проблемы семейной терапии, совершенствования и стаби-лизации семейных отношений займут первое место.
Среди них -- проблема семейной (домашней) жестокости, кото-рая только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Семейная жестокость служит средством выплеска агрессивности, накопленной под влиянием пси-хотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и без-защитных (в семье это женщины и дети). Она объясняется также тра-дициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в ре-гулировании своих психологических состояний, отсутствием навы-ков альтернативного снятия отрицательных эмоций. Однако существует и некоторая личностная предрасположен-ность к семейному насилию и к тому, чтобы быть жертвой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужьями в первом браке, не-редко подвергаются жестокому обращению и во втором браке. Ис-пользуя технологии стабилизации семейных отношений, социаль-ный работник должен учитывать факторы личностного риска, а так-же варианты, в которых социальная терапия будет неэффективной.
2. Социальная работа с семьей и ее социальное обслуживание.
2.1. Технологии социальной работы и социального обслуживания семей.
Применительно к семьям различных категорий клиентов : инва-лидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев и т.д. -- использу-ются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи , цель которых -- сохранение семьи как социаль-ного института в целом и каждой конкретной семьи, нуждающей-ся в поддержке, можно разделить на экстренные, т.е. направленные на выживание семьи (экстренная помощь, срочная социальная по-мощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опас-ности или оставленных без попечения родителей), направленные на поддержание стабильности семьи, на социальное развитие семьи и ее членов.
Социальная работа, ориентированная на стабилизацию семейных связей, включает в себя нормализацию отношений между супругами, между родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных членов семьи с окружающими.
Остановимся более подробно на видах экс-тренной помощи при наличии внутрисемейной жестокости. Такого рода отношения обычно скрыты от окружающих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют о их достаточно большой распространенности (по данным американских исследователей, они характерны не менее чем для 15% всех семей). Технология социальной работы.-М.,2001.-С.267. В нашей стране научный интерес к этой проблеме только пробуждается, однако отдельные данные (быто-вые убийства и зарегистрированные преступления, свидетельства медиков, педагогов, социальных работников и сотрудников право-охранительных органов) доказывают его возрастание.
Формы жестокого обращения не сводятся к физическому наси-лию -- это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психически-ми или иными способностями -- например, запрет общаться с друзь-ями или соседями, воспрепятствование внедомашней занятости жены, приобретению образования, повышению квалификации, на-смешки, оскорбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отно-шения между членами семьи, их психосоматическое здоровье.
Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опасно для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удушения, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или прихотропных веществ и т.д. Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолетним детям -- это прикосновения к их половым органам, принужде-ние к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие раз-вратные действия. Нередко для принуждения детей к разврат-ным действиям используется и физическое насилие. Однако по-рой эмоционально отверженные и социально заброшенные дети используют свои сексуальные ресурсы для “подкупа” взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Подобное специфическое сексуализированное поведение с трудом поддает-ся коррекции.
Для лиц, переживших физическое и сексуальное насилие, ха-рактерны длительные депрессивные состояния, приступы тре-вожности, страх прикосновении, ночные кошмары, чувство изолированности и низкая самооценка.
Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье -- одна из важнейших задач социаль-ного работника. Порой дети, подвергаемые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происхо-дит, в силу непонимания, малолетства, интеллектуально-психических ограничений или по иным объективным причинам. Как правило, та-кой вид .поведения скрыт от глаз окружающих. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения (синяков, царапин и др.) не ос-тается или они быстро исчезают. Поэтому следует знать прямые и кос-венные признаки жестокого обращения в семье с детьми: агрессив-ность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуаль-ная осведомленность, боли в животе непонятной этиологии, пробле-мы с едой (от систематического переедания до полной потери аппе-тита), беспокойный сон, ночное недержание мочи. Кроме того, мо-гут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх ребенка перед каким-то конкретным чле-ном семьи, явное нежелание оставаться с ним наедине.
Иногда родители не разрешают ребенку посещать школу, а дети, посещающие школу, почти не участвуют в школьных делах, у них мало или совсем нет друзей, они отстают в развитии, плохо учатся. Ребенок не доверяет взрослым, он может попытаться убежать из дома, совершить самоубийство. Кроме того, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одежде могут свидетельствовать о жестоком обращении с ребенком в семье.
Совокупность таких признаков должна стать причиной для серь-езного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследова-нии специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную кар-тину происходящего и помочь пресечь жестокое обращение с ре-бенком. Как правило, есть необходимость его немедленного удале-ния из такой семьи и помещения в учреждение социальной реаби-литации -- это находится в компетенции местных органов опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголовного преследования виновного в жестоком обращении.
К технологиям, используемым в случаях семейной жестоко-сти, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям (за рубе-жом существуют приюты и для мужчин, подвергающихся жестоко-му обращению в семье) переждать в безопасном месте кризис се-мейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только та-ким видом помощи бывает непродуктивно, ибо неразрешенные се-мейные конфликты периодически обостряются. Поэтому необхо-димо прибегнуть к среднесрочным программам помощи, ориенти-рованным на стабилизацию семьи, восстановление ее функцио-нальных связей, нормализацию отношений между супругами, ме-жду родителями и детьми, взаимоотношений всех указанных чле-нов семьи с окружающими.
Так, работа с “трудными” детьми и подростками предусматри-вает диагностику семейной и школьной ситуации, выявление пер-вичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его меди-ко-социального и интеллектуально-психологического статуса. На основе полученных данных составляется программа работы с семь-ей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполня-ется командой специалистов, включающей социального работни-ка, социального педагога, психолога, иногда юриста, с возмож-ным привлечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно проводятся социально-психологическое консультирование семьи с целью уст-ранения взаимного непонимания, непродуктивных видов семейно-го взаимодействия, конфликтности во взаимоотношениях; соци-ально-правовое консультирование, которое позволяет семье осоз-нать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консультирование, а также педагогическая помощь, которая содействует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные ме-роприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устранение негативных стереотипов и выработка доброжелательного и уважи-тельного отношения друг к другу. Нередко такая деятельность со-держит и собственно социальные компоненты -- например, оказа-ние помощи в трудоустройстве родителей, улучшении жилищных условий (что, безусловно, при всей своей важности зависит преж-де всего от социально-экономической ситуации в стране и в кон-кретном населенном пункте).