Рефераты

Социальная политика в отношении людей пенсионного возвраста

Для того чтобы выяснить степень удовлетворенности пенсионеров материальным положением их семей, в 1994 г. исследователи ВЦИОМ задавали вопрос: «Что бы Вы могли сказать о материальном положении Вашей семьи?». В 1995-1998 гг. форму-лировка вопроса была несколько иной, хотя содержание его осталось прежним: «Как бы Вы оценили в настоящее время материальное положение Вашей семьи?».

В 1994 г. хорошо или прилично жили 25,9% семей пенсионеров; 55% едва сводили концы с концами. За гранью бедности (в нищете) жила примерно седьмая часть семей пенсионеров. По всему массиву опрошенных материальное обеспечение семей пенсио-неров было несколько хуже, чем прочих семей. В 1995 г. 53,8% пенсионеров оценивали материальное положение своих семей как плохое или очень плохое (в 1996 г. - 53,0%). Резко ухудшилось материальное положение семей пенсионеров в 1997 г. - по сравнению с 1996 г. почти на 10% больше респон-дентов оценили материальное положение своих семей как плохое или очень плохое - 62,1% (в 1998 г. - 65,3%).

Подводя итоги анализа динамики оценки удовлетворенности пенсионеров мате-риальным положением своих семей, можно констатировать, что в течение последних пяти лет больше половины пенсионеров живет на грани или за гранью нищеты. Это положение усугубляется. Известно, что материальное положение респондентов явля-ется определяющим (прямо или косвенно) почти для всех остальных аспектов жизни.

Здоровье население является важным показателем благосостояния страны, отражением качества жизни ее граждан. Состояние здоровья напрямую связано с уровнем подушевого дохода, с поддержкой здравоохранения. В России в декабре 1999 г. 29,9% населения страны имели доход ниже прожиточного минимума. Затраты на нужды здравоохранения с 1960 г. по 1990 г. в СССР по сравнению с такими, например, странами, как США и Франция, составляли 1/20. В настоящее время они сократились еще почти вдвое.

Население нашей страны является старым. Доля людей старше 60-ти лет - 12,5% от общей численности россиян (мировой стандарт - 7%). В отсутствие традиций самосохранительного поведения в России граждане нашей страны о своем здоровье начинают думать, когда оно в значительной степени потеряно, т.е. в пожилом возрасте. Наша страна занимает последнее место в Европе по продолжительности жизни.

Государственное здравоохранение из-за отсутствия внедрения в практику новых медицинских технологий уже с середины 60-х годов оказалось неспособным противостоять росту заболеваний эндогенного характера (кровообращение, эндокринная система, новообразования и т.д.), более присущих людям старших возрастов. Смертность от «болезней номер один» (сердечно-сосудистые заболевания) в 90-е увеличилась из-за стрессового состояния людей. Настроению в обществе в последние годы соответствует пессимизм. Особенно он проявился у людей пожилого возраста. Так, на плохое настроение указывали около 70% опрошенных пенсионеров. Психологический мир человека существенно влияет на его здоровье, его самочувствие, субъективную оценку здоровья.

Материальное положение и питание семей пенсионеров в значительной степени определяют состояние здоровья последних. По данным ВЦИОМа за 1997 г. наиболее низка удовлетворенность пенсионеров материальным обеспечением их семей (этот показатель снизился больше других за 90-е годы): только 1,2% из них были «вполне удовлетворены» материальным обеспечением своей семьи и 8,7% - «скорее удовлетворены». Реальный размер назначаемой пенсии сегодня уменьшился по сравнению с декабрем 1998 г. на 5,6%. В настоящее время свыше 70% семей пенсионеров живут за чертой бедности. Только 2,9% пенсионеров были «вполне удовлетворены» тем, как питается их семья и 19,1% - «скорее удовлетворены». Разницу между этими показателями и оценками материального положения можно объяснить непритязательностью пожилых россиян в отношении питания.

Как и следовало ожидать, ВЦИОМом были получены низкие оценки удовлетворенности пенсионеров своим здоровьем.

В «доперестроечное» время в свободном времени пенсионеров преобладали четыре основных вида занятий: просмотр телепередач, чтение, общение и пассивный отдых. Преобладающим был просмотр телепередач - он занимал от 1,5 до 2,0-3,0 часов в день, т.е. от 38 до 42% всего их свободного времени. На остальные занятия, помимо названных четырех, в среднем расходовалось очень мало времени.

В 1995 г. данные о величине затрат времени на занятия в свободное время не фиксировались. Однако мнения опрошенных о частоте занятий ими в основном показывают ту же картину. В свободное время и для работающих, и для неработающих пенсионеров были характерны те же четыре основных вида занятий: просмотр телепередач (смотрят их 81,0-84,6% из них), слушание радио (76,9-80,8%), чтение (76,8-72,7%) и общение (72,7-69,2%). Остальным видам занятии в свободное время (учебе, непрофессиональному творчеству и любительским занятиям, физкультуре и спорту, посещению кино и театров) уделяют внимание немногие из них. В целом степень удовлетворенности величиной и проведением своего свободного времени у пенсионеров невысокая. Индекс удовлетворенности его величиной, рассчитанный по 5-балльной шкале (от 1 - «совершенно неудовлетворен» до 5 - «полностью удовлетворен») составлял у работающих пенсионеров 3,11, у неработающих - 3,74. Индекс удовлетворенности проведением свободного времени оказался гораздо ниже: соответственно он равен 2,61 и 2,61.

Следует отметить, что степень удовлетворенности как величиной свободного времени (2,73), так и его проведением (2,41) у пенсионеров все же выше, нежели в среднем у всех обследованных горожан. Это обусловлено, по-видимому, более низкими досуговыми интересами пенсионеров по сравнению с более молодыми людьми.

Учреждение культуры и отдыха в 1995 г. посещали лишь около 10-20% пенсионеров. Причем удельный вес не посещающих их за последнее десятилетие значительно возрос. Так, если в 1986 г. не посещало кинотеатры 44,5% неработающих пенсионеров, то в 1995 г. -91,7%, соответственно, театр - 63,4 и 88,4%, библиотеки - 72,2 и 82,4%, музеи - 67,8-82,6% и т.д.

Главная причина снижения интереса к учреждениям культуры и отдыха связана не только с недостатком времени, но, прежде всего, с недостатком средств. Хотя и недостаток времени в связи с необходимостью получения дополнительных доходов и затрат своего свободного времени на это имеет место. Пенсионеры отметили, прежде всего, нехватку времени на учебу, посещение кино, театров, непрофессиональное творчество и любительские занятия, физкультуру и спорт. Так, из занимающихся повышением своего образования (хотя их и немного - от 4,1 до 7,7%) 40% ответили, что им на это не хватает времени, на посещение кино, театра - 30,8%, на непрофессиональное творчество и любительские занятия - 34,6%, на физкультуру и спорт - 32,6%. Причем нехватка времени на большинство занятий в последние годы возросла. Так, если в 1986 г. отмечали ее в отношении просмотра телепередач 5,8% всех опрошенных неработающих пенсионеров, то в 1995 г. - 19,0%, в отношении чтения соответственно - 18,9 и 23,1%, слушание радио - 5,2 и 23,1%, посещение кино, театров - 45,0 и 89,3%.

Приведенные выше данные свидетельствуют о сокращении свободного времени пенсионеров, об ухудшении возможностей его использования, о невысокой степени удовлетворенности его величиной и проведением.

В связи с изменившимися условиями жизни, прежде всего материального положения, у пенсионеров произошло снижение ценности свободного времени. Так, среди работающих опрошенных пенсионеров лишь 4,1% хотел бы иметь свободного времени больше, 28,6% -меньше, 42,9% - существующую его величину (24,5% затруднились с ответом).

Перечисленные проблемы сделали неизбежной необходимость реформирова-ния пенсионной системы России.

7. Основные принципы реформирования

пенсионной системы

Реализуемая в настоящее время Программа пенсионной реформы, как и рассматриваемые предложения по реформе пенсионного обеспечения на средне-срочную перспективу определяют государственное пенсионное страхование сле-дующим образом:

Государственное пенсионное страхование -- один из видов государственного социального страхования, реализуемого через систему финансовых, организацион-ных мер и правовых норм, направленных на гарантированное государственное обес-печение граждан трудовыми пенсиями за счет обязательных страховых взносов.

Обязательное пенсионное страхование представляет систему правовых, эко-номических и организационных мер, направленных на материальное обеспечение граждан в случае утраты ими заработка (дохода) вследствие инвалидности ста-рости, потери кормильца и других случаев, установленных законодательством

Государственное (обязательное) пенсионное страхование -- это совокупность правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих обяза-тельный характер для субъектов трудовых отношений, а в случаях предусмотрен-ных законодательством Российской Федерации, и для других граждан, и обеспечи-вающих реализацию гражданами права на получение пенсии из средств бюджета государственного (обязательного) пенсионного страхования, формируемого за счет страховых взносов работодателей и граждан.

Одновременно с выполнением своей функции в системе социально-трудовых отношений государственное пенсионное страхование является неотъемлемой ча-стью бюджетно-финансовой системы государства. Для этого все условия и нормы материального обеспечения застрахованных, также как и уплата обязательных страховых взносов, регулируются государством путем создания системы правовых актов, и государство гарантирует их неукоснительное исполнение. Это касается как государственного контроля за сбором и уплатой страховых взносов, так и соз-дания специальных органов, управляющих институтом пенсионного страхования. Если взносы не поступают в полном объеме, и в пенсионном фонде недостаточно средств для выполнения условий пенсионного законодательства по выплате пен-сий, государство обязано пополнять пенсионный фонд и обеспечить выполнение пенсионных обязательств по закону.

Социальная сущность пенсионного страхования заключается в перераспреде-лении риска наступления страхового случая между застрахованными, с одной сто-роны, и всеми работодателями, с другой; между поколениями застрахованных и работодателей, между застрахованными и работодателями, живущими и работаю-щими на предприятиях в разных регионах страны, занятых на предприятиях раз-личных отраслей и т.д.

Полная автономность бюджета пенсионного фонда должна базироваться на стабильной правовой основе. Поэтому решение всех вопросов финансирования и обеспечения своевременной выплаты (размеры страховых взносов, сроки и порядок их уплаты, принудительное взыскание, санкции за задержку платежей и т.п., круг за-страхованных, условия предоставления обеспечения, его уровень и т.п.) должно относиться к исключительной компетенции высшего законодательного органа страны, который проводит пенсионную политику через соответствующие законы.

Обязательное государственное пенсионное страхование включает в себя систе-му пенсионного обеспечения, охватывающую все активное населения в трудоспо-собном возрасте, включая наемных работников, предпринимательские категории граждан и отдельные виды деятельности, участвующих в обязательной пенсион-ной системе на специальных условиях.

Основная особенность пенсионной системы в нашей стране заключается в том, что действуют специальные пенсионные схемы, в состав которых входят отдель-ные категории граждан из числа, главным образом, государственных служащих: военные и правоохранительные органы, служащие определенных сфер государст-венной власти и т.д.

Изложенные выше положения по формированию системы пенсионного обеспе-чения в основном получили отражение в современной практике, которая в той или иной степени реализует основные принципы пенсионного страхования:

единство и федеральный характер государственного пенсионного страхования;

всеобщность;

обязательность для всех страхователей уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования;

государственная гарантия для всех застрахованных;

солидарность материальных обязательств (между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями и гражданами);

федеральный (общенациональный) характер собственности на уплаченные страховые взносы (межотраслевого и межрегионального перераспределения финансовых ресурсов);

автономности бюджета пенсионной системы от государственного бюджета;

поддержания уровня жизни пенсионеров (осовременивания пенсий путем со-хранения покупательной способности начисленной пенсии в течение всего пе-риода жизни);

эквивалентности страховых платежей и пенсионных выплат;

зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительно-сти трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий;

целевого использования страховых взносов на выплаты пенсий и пособий;

возвратности пенсионных платежей;

зависимости размера пенсии от трудового вклада работника (продолжительно-сти трудового стажа и размера заработной платы) при назначении пенсий (с целью предотвращения уравнительности пенсий);

индивидуального учета (персонификации) уплаченных страховых взносов и др. принципы.

Объективными причинами большинства современных проблем функционирова-ния пенсионной системы стали отсутствие некоторых из перечисленных принципов в правовых основах пенсионной системы, их нарушение, прямое или косвенное не-выполнение на практике. Некоторые принципы пенсионного страхования изначаль-но не получили адекватного отражения в системе пенсионного обеспечения. В на-стоящее время с учетом последних дополнений в пенсионном законодательстве некоторые из перечисленных проблем получили частичное решение на практике.

В большинстве государств с развитой экономикой пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников:

из государственных средств (в рамках государственного социального обеспе-чения),

из внебюджетных пенсионных фондов (в рамках государственного пенсионно-го страхования),

из средств страховых компаний и иных финансовых организаций (в рамках добровольного пенсионного страхования).

Многообразие видов пенсионного страхового обеспечения обычно разделяют на три направления:

индивидуальное страхование пенсий, когда страхователь страхует пенсию обусловленного размера;

накопление средств в страховой организации адекватно размеру назначаемой пенсии;

групповое страхование -- пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов.

В России до 1917 г. общества взаимного вспомоществования, выплачивавшие пенсии своим членам, назывались пенсионными кассами.

8. Перспективные направления реформирования пенсионной системы РФ

За период, прошедший после принятия Концепции реформирования системы пенсионного обеспечения в РФ (постановление Правительства РФ от 7 августа 1995 г. № 790 «О мерах по реализации концепции реформы системы пенсионного обеспечения в РФ»), разработан и принят ряд нормативных актов, направленных на реализацию ее положений.

В 1996 г. вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персони-фицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», на основании которого создана основа новой инфраструктуры пенсионной системы, обеспечивающая информационную базу для мотивации уплаты страховых взносов всеми работающими. Введение персонифицированного учета должно осуществ-ляться в опережающем порядке, так как это создает предпосылки для последую-щих преобразований.

Следующим шагом по введению системы персонифицированного учета стала корректировка порядка назначения и перерасчета пенсий с ориентацией на исполь-зование указанных лицевых счетов. В мае 1997 г. в Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» внесены изменения, пре-дусматривающие установление трудового стажа и определение среднемесячного заработка при назначении пенсий и их перерасчете на основе данных индивиду-альных лицевых счетов.

В целях осуществления дальнейшей работы в этом направлении принято По-становление Правительства Российской Федерации от 15 марта 1997 г. № 318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования». Для осуществления работ по обра-ботке информации по индивидуальному (персонифицированному) учету в системе государственного пенсионного страхования распоряжением Правительства Рос-сийской Федерации от 9 июня 1997 г. № 796-р создан Информационный центр персонифицированного учета при Пенсионном фонде Российской Федерации.

Федеральным законом «О порядке исчисления и увеличения государственных пенсий» предусмотрен переход на принципиально новый механизм исчисления и увеличения государственных пенсий, основанный на определении индивидуально-

го коэффициента для каждого пенсионера. Новый механизм обеспечивает не толь-ко исчисление размера пенсии, но и ее перманентную индексацию строго исходя из темпов роста средней заработной платы в стране. Одновременно он позволяет более объективно, чем старый, дифференцировать размеры пенсий в зависимости от трудового вклада и ограничивает влияние уравнительных факторов в пенсион-ном обеспечении.

Позитивный сдвиг наблюдался в соотношении средней пенсии и средней зара-ботной платы в стране:

26% в 1992 году,

35-39% --в 1997-98 гг.

Однако этот сдвиг достигнут за счет резкого сокращения дифференциации в размерах пенсий. В настоящее время дифференциация максимальной и минималь-ной пенсий составляет 1,7:1 вместо 3:1 по законодательству. Вследствие этого за-работная плата практически не играет роли при исчислении размера пенсии, и у населения ослабли стимулы к «зарабатыванию» пенсии.

В период после начала пенсионной реформы развитие системы негосударст-венного пенсионного обеспечения происходило в условиях отсутствия нормативной правовой базы, адекватной системы регулирования их деятельности. Это негатив-но отразилось на общем уровне финансовой надежности негосударственных пен-сионных фондов и низком уровне доверия к ним населения.

Объективной причиной финансовой нестабильности пенсионной системы явля-ется, с одной стороны, кризис неплатежей в народном хозяйстве, с другой -- ее несоответствие изменившимся социально-экономическим условиям в стране.

Число пенсионеров растет, численность работающих в народном хозяйстве снижается, что приводит к увеличению нагрузки на них по покрытию расходов на пенсионное обеспечение.

Временная нормализация финансовой ситуации в период более благоприятного в силу демографических факторов соотношения численности между пенсионерами и плательщиками взносов (2000-2007 гг.) не сможет в долгосрочной перспективе обеспечить стабильность действующей системы пенсионного обеспечения. Прове-денные расчеты показывают, что в последующий период кризис пенсионной сис-темы, основанной на существующих принципах, вновь начнет обостряться и в дальнейшем неизбежно приведет к неплатежеспособности Пенсионного фонда Российской Федерации. Подобные выводы основываются на данных долгосрочно-го демографического прогноза.

Стабилизации существующей распределительной системы пенсионного обес-печения можно достичь лишь через поэтапное повышение пенсионного возраста с одновременной отменой всех имеющихся льгот.

Предотвратить углубление кризиса пенсионной системы и создать предпосыл-ки для экономического роста можно только через поэтапный переход от всеобщей распределительной системы к комбинированной системе пенсионного обеспече-ния, в которой значительную роль играют накопительные механизмы финансиро-вания пенсий. Формирование значительных пенсионных накоплений позволит снизить финансовую зависимость пенсионной системы от соотношения численно-сти между лицами трудоспособного возраста и пенсионерами и тем самым суще-ственно повысить ее устойчивость перед неблагоприятными демографическими изменениями.

В долгосрочной перспективе в качестве альтернативы действующей распреде-лительной системе предлагается комбинированная система пенсионного обеспече-ния, которая включает в себя:

государственное пенсионное страхование как ведущий элемент системы, по которому выплата пенсий осуществляется в зависимости от страхового (тру-дового) стажа, суммы уплаченных взносов в бюджет государственного пенси-онного страхования и финансируется как за счет текущих поступлений в Пен-сионный фонд Российской Федерации, так и за счет средств, полученных от направления части обязательных страховых взносов на накопление, и за счет инвестиционного дохода от их размещения;

государственное пенсионное обеспечение для отдельных категорий граждан, а также для лиц, которые не приобрели права на пенсию по государственному пенсионному страхованию, -- за счет средств федерального бюджета;

дополнительное пенсионное страхование (обеспечение), осуществляемое за счет добровольных взносов работодателей и работников, а в случаях, установ-ленных законодательством Российской Федерации, -- обязательных страхо-вых взносов.

В целях повышения долгосрочной финансовой устойчивости пенсионной систе-мы предлагается поэтапное, в полном соответствии с организационными и финансо-выми возможностями государства и существующей пенсионной системы, введение накопительных механизмов в систему государственного пенсионного страхования.

Индексация пенсий осуществляется с учетом финансовых возможностей обще-ства и не должна привести к дальнейшей финансовой дестабилизации пенсионной системы.

В процессе реформирования необходимо осуществить изменения нормативно правовых актов по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета за-страхованных лиц в системе государственного пенсионного страхования. Система персонифицированного учета должна соответствовать требованиям, связанным с введением условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан в механизм финансирования пенсий.

Одновременно требуется конкретизировать подходы к реформированию льгот-ных пенсий с использованием накопительных механизмов.

Программа реформирования предполагает формирование гибкой системы эффективных стимулов для добровольного более позднего выхода на пенсию, в том числе с использованием условно-накопительных и именных накопительных счетов граждан, при которых более продолжительная работа, и соответственно, сокращение ожидаемого срока пребывания на пенсии позволяют существенно увеличивать для получателя ее ежемесячный размер. Такая система стимулов должна учитывать не только финансовые интересы пенсионной системы, но и изменение ситуации на рынке труда. Важно также, чтобы предлагаемые стимулы не превращались на деле в систему экономического принуждения пожилых лю-дей к продолжению активной трудовой деятельности вопреки их возможностям и желанию.

Целесообразно осуществить в переходный период централизацию функций учета государственного пенсионного страхования, включая его накопительный элемент, и создаваемых профессиональных пенсионных систем в рамках Пенсион-ного фонда РФ.

Следует предусмотреть комплекс мер по дальнейшему развитию дополнитель-ного пенсионного страхования (обеспечения), включая стимулирование пенсион-ных накоплений через налоговые льготы и повышение действенности гарантий их сохранности.

Для создания условий проведения гибкой государственной политики пенсион-ного обеспечения в отношении отдельных категорий граждан необходимо принять федеральный закон о дополнительном материальном обеспечении граждан за осо-бые заслуги перед Российской Федерацией, определяющий общие принципы и ос-нования принятия решений об установлении ежемесячных доплат к пенсиям ли-цам, имеющим особые заслуги перед Российской Федерацией.

Предлагаемая в Программе модель государственного пенсионного обеспечения с поэтапным введением накопительных элементов обеспечивает сбалансирован-ность доходов и обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации в тече-ние всего переходного периода (до 2020 г.) без увеличения базовой ставки страхо-вых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Основными факторами, обеспечивающими в прогнозе стабилизацию финансо-вого положения пенсионной системы в переходный период, являются:

реформирование механизмов досрочного выхода на пенсию путем их перевода в профессиональные пенсионные системы;

определение размера пенсионных выплат в зависимости от величины поступ-лений в Пенсионный фонд Российской Федерации;

учет прогнозируемой (ожидаемой) продолжительности жизни пенсионера при назначении пенсии и стимулирование более позднего выхода на пенсию через применение условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;

обеспечение разграничения обязательств по финансированию страховых пен-сий и других пенсионных выплат между Пенсионным фондом Российской Фе-дерации и другими источниками, включая федеральный бюджет и государст-венные социальные внебюджетные фонды;

законодательное закрепление перечня нестраховых периодов, подлежащих включению в страховой стаж по государственному пенсионному страхованию, а также определение принципов и размеров финансирования возникающих в связи с этим обязательств за счет средств федерального бюджета;

повышение собираемости страховых взносов в результате введения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов;

частичное финансирование с 2005 г. вновь назначаемых трудовых пенсий на накопительной основе.

В долгосрочной перспективе трудовая пенсия по государственному пенсион-ному страхованию будет формироваться по распределительному и накопительно-му принципам в равной пропорции. Одновременно тарифная политика в государ-ственном пенсионном страховании должна ориентироваться на постепенное снижение тарифа отчислений за работников, работающих в нормальных техноло-гических и природно-климатических условиях.

В целях сокращения скрытого субсидирования через пенсионную систему от-раслей с повышенным удельным весом рабочих мест с вредными условиями труда, а также регионов с особыми природно-климатическими условиями целесообразно

рассмотреть вопрос о введении для них дополнительного тарифа страховых пенси-онных взносов.

Предполагается в рамках тарифной политики по государственному пенсионно-му страхованию к 2010 г. выйти на ставку взноса, направляемого на формирование накоплений на именных пенсионных счетах, в размере 7-8%, а в долгосрочной перспективе добиваться паритетного соотношения между распределительной и на-копительной частями трудовых пенсий.

Предлагается следующая последовательность увеличения накопительного эле-мента тарифа по государственному пенсионному страхованию:

2000 год -- 1%; 2003 год -- 3%; 2006 год -- 5%; 2009 год -- 7%.

Указанное повышение будет достигнуто перераспределением в пределах уста-новленного страхового тарифа в пользу накопительной части взносов.

В то же время для обеспечения внедрения условно-накопительных и именных накопительных пенсионных счетов граждан на лицевом счете должна аккумулиро-ваться следующая дополнительная информация:

сумма страховых взносов, уплаченных работодателем за застрахованное лицо на распределительных принципах;

сумма страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо и направленных на накопление;

сумма начисленного инвестиционного дохода, связанного с инвестированием части страховых взносов, направляемых на накопление;

сумма страховых взносов, перечисляемых через Пенсионный фонд РФ в про-фессиональные пенсионные системы (в переходный период), а также начис-ленный инвестиционный доход по этим накоплениям.

Чтобы в максимальной степени отразить указанную информацию в составе ли-цевого счета каждого застрахованного лица должны быть открыты следующие субсчета:

условно-накопительный счет, на котором отражаются взносы, уплаченные работником или за работника работодателем на распределительной основе. На базе условно-накопительных счетов застрахованным лицам будет назна-чаться часть трудовой пенсии, которая финансируется из распределительно-го источника;

именной накопительный пенсионный счет, на котором отражаются страховые взносы, идущие на накопление, и регистрируется начисленный инвестицион-ный доход, связанный с их инвестированием;

профессиональный пенсионный счет, открываемый для работников, участ-вующих в обязательных профессиональных пенсионных системах. На этом счете отражаются дополнительные взносы, уплачиваемые работодателями для финансирования досрочного выхода на пенсию, а также начисленный инве-стиционный доход, полученный от инвестирования этих средств через про-фессиональные пенсионные системы.

Размер трудовых пенсий предполагается исчислять только исходя из страховых признаков:

возраста;

страхового стажа;

страховых взносов;

заработной платы (дохода), с которой уплачивались страховые взносы;

а также пенсионных накоплений (пенсионных резервов), отнесенных на имен-ные накопительные счета застрахованных.

Страховой стаж застрахованного лица представляет собой суммарную продол-жительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица в течение его жизни, за которые уплачивались страховые взносы.

Начиная с 2001 г. трудовые пенсии выходящим на пенсию по старости назначюатся в рамках системы персонифицированного учета на основе условно -накопительных счетов. В связи с этим за период начиная с 2001 г. основным стра-ховым показателем, на основе которого формируется часть будущей трудовой пен-сии, финансируемой на распределительной основе, должен стать размер уплачен-ных страховых взносов.

Основным источником финансирования части трудовых пенсий, назначаемых на распределительной основе по данным условно-накопительных счетов, должны служить текущие поступления в Пенсионный фонд Российской Федерации, за ис-ключением страховых взносов, направленных на накопление, и доходов от их ин-вестирования.

Страховые взносы, направленные на накопление, и доходы от их инвестирова-ния образуют пенсионные резервы, которые подлежат инвестированию Пенсион-ным фондом Российской Федерации через независимые управляющие компании и могут расходоваться лишь на выплату части трудовых пенсий лицам, которые имеют соответствующие накопления на именных накопительных счетах в Пенси-онном фонде Российской Федерации.

Учитывая всеобщий характер включения работников в накопительную схему и незначительность накопленных ресурсов для работников, выходящих на пенсию в те-чение первых 5 лет с момента введения накопительных элементов, предусматривается использовать их на частичное финансирование выплат пенсий лишь после 2005 г.

Таким образом, начиная с 2005 года, трудовые пенсии для большинства выхо-дящих на пенсию по старости будут состоять из двух частей, назначаемых на рас-пределительной и накопительной основе.

По мере роста пенсионных накоплений застрахованных лиц часть трудовой пенсии, финансируемой из накопительного источника, будет возрастать и в долго-срочной перспективе может достигнуть величины, равной величине трудовой пен-сии, финансируемой на распределительной основе.

В связи с этим необходимо предусмотреть с 2005 г. внесение изменений в по-рядок исчисления трудовых пенсий, финансируемых на распределительной осно-ве. Относительная величина части пенсий, назначаемых на распределительной ос-нове, должна постепенно уменьшаться по мере возрастания части пенсий по накопительной схеме.

В основе применения условно-накопительных счетов лежит принцип регистра-ции взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на индивидуальном лице-вом счете каждого работника таким образом, как если бы эти взносы составляли реальные пенсионные накопления. В частности, производится индексация взносов, отраженных на условно-накопительном счете, или условное начисление на них процентов по согласованным ставкам.

Предполагается поэтапное внедрение в государственное пенсионное страхование накопительных элементов финансирования пенсий. Трансформация действующего порядка назначения пенсий по старости с уменьшением возраста в связи с особыми условиями труда предполагает осуществление мер, направленных на перевод их в предмет деятельности профессиональных пенсионных систем. Предполагается рас-смотреть вопрос о назначении досрочных пенсий в связи с особыми условиями труда на основании применения действующих в настоящее время Списков № 1 и 2 произ-водств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости), на льготных условиях с учетом критериев уровней про-фессиональных рисков. Эти критерии целесообразно применять как обязательное условие реализации прав на профессиональную пенсию, что позволит осуществить постепенный переход от формальных оснований признания права на льготную пен-сию на основе Списков № 1 и 2 к установлению этого права в зависимости от степе-ни фактического риска отдельных видов производственной (трудовой) деятельности для здоровья и трудоспособности каждого конкретного работника.

Введение дополнительного тарифа страховых взносов должно быть синхрони-зировано с проведением налоговой реформы, предполагающей снижение общего уровня налогообложения фонда оплаты труда. Дополнительный тариф страховых взносов должен быть установлен таким образом, чтобы он не вызвал общего по-вышения уровня налогообложения фонда оплаты труда, сложившегося до прове-дения налоговой реформы.

Для обеспечения решения указанной задачи необходимо в рамках реорганиза-ции системы льготных пенсий, Назначаемых как в связи с особыми условиями тру-да, так и в связи с проживанием в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, подготовить проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство, обеспечивающих реальное снижение страховой и налоговой нагрузки на фонд оплаты труда.

Страховые взносы по дополнительному тарифу перечисляются в уполномочен-ные негосударственные пенсионные фонды. При этом необходимо обеспечить контроль со стороны Пенсионного фонда РФ в рамках персонифицированного учета плательщиков взносов и негосударственных пенсионных фондов.

Предлагаемый подход к организации профессионального пенсионного страхо-вания непосредственно связан с внедрением системы персонифицированного учета в системе государственного пенсионного страхования на всей территории Россий-ской Федерации.

Лица, которые к моменту начала реформы профессиональных пенсий будут иметь более половины требуемого стажа, приобретают право на получение пенсии на льготных условиях из Пенсионного фонда Российской Федерации. Однако про-должительность периода получения льготной пенсии будет сокращаться в зависи-мости от того, сколько месяцев недостает застрахованному лицу до полного мини-мального стажа. Если при этом указанные лица продолжают работать на рабочих местах с особыми условиями труда, то дополнительные страховые взносы, упла-чиваемые за них работодателями, должны поступать в соответствующие профес-сиональные пенсионные системы и обеспечивать формирование досрочной (льгот-ной) пенсии на накопительной основе.

Выплата пенсии с момента наступления права на досрочную пенсию в соответ-ствии с законодательством Российской Федерации до наступления возраста, в котором льготная пенсия начинает выплачиваться этим лицам Пенсионным фондом Российской Федерации, должна будет осуществляться исключительно через про-фессиональные пенсионные системы.

В профессиональных пенсионных системах взносы работодателей должны от-носиться к затратам на производство продукции (работ, услуг). Целесообразно предоставлять в рамках профессиональных пенсионных систем льготы в части на-логообложения инвестиционного дохода.

Реформирование государственного пенсионного страхования не препятствует развитию добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхова-ния). Такое страхование может осуществляться как за счет средств самих застра-хованных, так и за счет средств работодателей в рамках коллективных и индиви-дуальных трудовых договоров.

Формирование системы добровольного дополнительного пенсионного обеспе-чения (страхования) должно опираться на развитие и повышение финансовой на-дежности ныне действующих негосударственных пенсионных фондов.

Налогообложение добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) целесообразно организовать по следующей схеме:

освобождение взносов на добровольное дополнительное пенсионное обеспе-чение (страхование) от подоходного налога и налогообложения прибыли в пределах установленного норматива;

полное или частичное освобождение доходов от операций с пенсионными ре-зервами от налога на прибыль и налога на прирост капитала;

взимание подоходного налога с пенсионных выплат.

В целях обеспечения надежности системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхования) необходимо сформировать эффективный механизм надзора и регулирования ее деятельности, включая:

реорганизацию существующих органов контроля и регулирования развития системы добровольного дополнительного пенсионного обеспечения (страхо-вания) с целью расширения их функций, повышения эффективности и ответ-ственности;

совершенствование системы учета и отчетности в сфере добровольного до-полнительного пенсионного обеспечения (страхования) и обеспечение ее ин-формационной прозрачности;

установление требований к договорам, заключаемым негосударственными пенсионными фондами с управляющими компаниями и депозитариями.

Исключительно важную роль в развитии негосударственных пенсионных фон-дов приобретает формирование многоуровневой системы гарантий сохранности пенсионных накоплений.

Первый уровень таких гарантий -- обязательный резервный фонд негосударст-венного пенсионного фонда, порядок формирования которого будет установлен нормативными актами.

Второй уровень гарантий составляет собственный капитал управляющих ком-паний, депозитариев и негосударственного пенсионного фонда.

Третий уровень гарантий -- гарантийный страховой фонд, образуемый как саморегулируемая организация, подлежащий прямому государственному контролю.

Участие в гарантийном страховом фонде целесообразно сделать обязательным для всех негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих обязательное пен-сионное страхование в РФ.

9. Заключение

С вступлением в этап пенсионной жизни у людей меняются ценностные ориентации и интересы. Это находит отражение на повседневной деятельности пенсионеров. Главными их интересами становятся дом (помощь в труде, в домашнем хозяйстве и уход за детьми), здоровье, пассивный отдых и, развлечения. Однако произошедшее в последние годы снижение уровня жизни большинства населения и, прежде всего, пенсионеров оказало существенное воздействие на этот стереотип поведения. Многие пенсионеры вынуждены искать дополнительные источники средств существования: продолжать работать (на предприятиях, в фирмах и т.д.), заниматься торговлей, кустарной деятельностью, садом-огородом и т.д. Это приводит к значительному увеличению трудовой нагрузки пенсионеров (оплачиваемой или приносящей доход и неоплачиваемой) и ухудшению условий отдыха.

Социальные последствия изменений в жизни пенсионеров неоднозначны. С одной стороны, для общества полезно использовать труд людей, имеющих, как правило, высокую квалификацию и большой жизненный опыт. С другой, поскольку пенсионеры вынуждены уделять меньше времени семье, это ведет к увеличению домашнего труда работающих и их трудовой нагрузки, которая и так довольно значительна. Наконец, для самих пенсионеров жизнь становится труднее и короче. Никакого «заслуженного отдыха» не получается.

Реализация рассмотренных принципов пенсионной реформы позволит посте-пенно стабилизировать финансовое положение пенсионеров и повысить их уровень жизни.

Список литературы:

1. Соловьев А.К . Экономика пенсионного страхования в России. -- М: Экономика и право. 2000.

2. Конституция Российской Федерации. -- М.: Юридическая литература, 1999.

3. Статистический сборник. -- М.: Гос-комстат России. 1996; Россия в цифрах: Статистический сборник. -- М.: Госкомстат России. 1997.

4. Соловьев А.К. Три варианта пенсионной реформы. // Пенсия, 1997. № 8 (11).

5. Россия в цифрах. Крат. стат. сб. / Госкомстат России, М., 1997.

6. В Д. Патрушев. Свободное время горожан в 1986 и 1995 годах // Социол. исслед. 1997. № 7.

7. Штомпка П. Социология социальных изменений. М., 1999.

8. Козлова Т.З. Здоровье пенсионеров: самооценка // Социол. исслед. 2000. № 12.

9. Козлова Т.З. Мониторинг удовлетворенности пенсионеров условиями жизни // Социол. исслед. 1999. № 9.

10. Белорусов С.А. Духовная зрелость личности и отношение к смерти // Психология зрелости и старения. 1998. № 4.

Array

Страницы: 1, 2


© 2010 Рефераты