Социальная политика в отношении людей пенсионного возвраста
Социальная политика в отношении людей пенсионного возвраста
43
Содержание
1Введение 2
2Пенсионная система России 3
2.1. Этапы формирования системы пенсионного страхования в РФ 4
2.2. Виды государственных пенсий 6
3. Финансовые основы пенсионной системы России 7
4. Организационная структура и управление 8
пенсионной системы 8
5. Экономические и социальные проблемы развития пенсионной системы России 10
6 Здоровье и быт российских пенсионеров 12
7. Основные принципы реформирования 14
пенсионной системы 14
8. Перспективные направления реформирования пенсионной системы РФ 16
9. Заключение 22
Список литературы: 23
1 Введение
Крайне неблагополучное состояние демографической ситуации в нашей стране широко известно. Главное эволюционное изменение возрастного состава населения России - его постарение. Пожилые старше 60 лет - наиболее быстро растущая группа, их доля сегодня составляет 12,5% от общей численности граждан (мировой стандарт - 7%). В связи с этим я хочу рассмотреть аспекты социальной политики государства в области пенсионного обеспечения. Вначале кратко остановлюсь на понятии социальная политик.
Социальная политика включает в себя систему практических мероприятий, про-водимых правительством через местные и региональные органы вла-сти, направленных на улучшение качества и уровня жизни больших социальных групп, финансируемых из средств госбюджета и соответ-ствующих либо идеологическим установкам государства на данный момент, либо ценностным ориентациям общества на долговременную перспективу. Социальная политика - составная часть общей стратегии государства, относя-щаяся к социальной сфере: целенаправленная деятельность по выра-ботке и реализации решений, непосредственно касающихся человека, его положения в обществе; по предоставлению ему социальных га-рантий с учетом особенностей различных групп населения страны проводимая правительством, всеми ветвями и органами власти, опи-рающаяся на широкую общественную поддержку социальная полити-ка предназначена аккумулировать, фокусировать, отражать обстанов-ку в стране и ситуацию в обществе, потребности и цели социального развития. Задачи социальной политики охватывают стимулирование экономического роста и подчинение производства интересам потреб-ления, усиление трудовой мотивации и деловой предприимчивости, обеспечение должного уровня жизни и социальной защиты населе-ния, сохранение культурного и природного наследия, национального своеобразия и самобытности. Для эффективного осуществления своих регулирующих функций государство располагает такими мощными рычагами воздействия, как законодательство страны, национальный бюджет, система налогов и пошлин. Опыт большинства государств мира подтверждает: при всей объективной зависимости решения социальных проблем от экономического и политического положения в стране социальная политика обладает самостоятельностью, способна своими средствами содействовать повышению уровня благосостояния населения, оказывать стимулирующее влияние на стремление граждан к социальному прогрессу. В современных условиях социальная поли-тика должна быть приоритетна для властных структур любого государства. Конституция РФ (ст. 114) устанавливает: Правительство обеспечивает проведение в стране единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, соцобеспечения, экологии. Главное направление политики в социальной сфере, забота о человеке, создание условий для его достойной жизни и всестороннего развития. Современная ситуация в российском общест-ве диктует необходимость повышения результативности социальной политики государства, концентрации усилий на решении наиболее острых социальных проблем, рациональном использовании ресурсов страны. Определяющей целью социальной политики были и остаются активизация факторов, стимулирующих высокоэффективный и произ-водительный труд, достижение ощутимого улучшения материального положения и условий жизни населения. Инструментами социальной политики государства выступают социальная защита и социальная помощь.
Социальная защита -- важнейшая область социальной сферы жиз-недеятельности общества; система мер, осуществляемых государством, Объединениями предпринимателей и работников, общественными ор-ганизациями и движениями с целью гарантировать определенный уровень и качество жизни населения, соблюдение соответствующих прав и привилегий граждан, страхование их от риска оказаться в за-труднительном материальном положении, социальная помощь особен-но нуждающимся в поддержке. В качестве всеобщей нормы призна-ется право каждого человека на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и соцобслуживание, кото-рый необходим для поддержания здоровья и благосостояния его са-мого и его семьи; а также право на обеспечение в случае безработи-цы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от человека обстоятельствам.
Социальная помощь --одна из основных форм социальной защиты, ориентированная по преимуществу на материальное обеспечение престарелых и нетрудоспособных граждан, а также семей, в которых есть дети.
2 Пенсионная система России
Пенсионное обеспечение -- базовая и одна из самых важных социальных гаран-тий стабильного развития общества, поскольку непосредственно затрагивает инте-ресы нетрудоспособного населения (свыше 25-30% населения) любой страны, а косвенно практически все трудоспособное население.
Тем более оно особенно актуально в период радикальной экономиче-ской перестройки в России, где в настоящее время проживает свыше 38,5 млн. престарелых, инвалидов и членов семей, потерявших кормильца.
Гарантия прав российских граждан на пенсионное обеспечение по достижении соответствующего пенсионного возраста обеспечена Конституцией России, где сказано:
«В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливает-ся гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается госу-дарственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты» (ст. 7. п.2), а также: «Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и бла-готворительность» (ст. 39).
В силу масштабности государственной программы пенсионного обеспечения в условиях нашей страны, а также учитывая ее сложность, обусловленную особен-ностями накопленных за советский период пенсионных обязательств, современная пенсионная система России, играет огромную роль не только в социальной и об-щественно-политической жизни всего государства, но и в финансово-бюджетной системе страны, оказывая самое серьезное влияние на формирование и перерас-пределение денежных ресурсов в региональном и отраслевом аспектах.
Не менее серьезное влияние современная пенсионная система на стабильность всей финансовой системы государства, а также на сбалансированность федераль-ного бюджета, не говоря уже о региональных бюджетных системах (субъектов Фе-дерации, бюджетов местного самоуправления и т.д.).
Степень изученности экономических вопросов функционирования и развития пенсионной системы далеко отстает от потребностей современной отечественной практики, что не позволяет давать оперативные ответы и конструктивные решения многочисленных актуальных проблем развития пенсионной системы. Среди них следует выделить, проблему перманентного пересмотра пенсионного законода-тельства, проблему преодоления периодических финансовых кризисов бюджета Пенсионного фонда, проблему нарушения паритета отдельных видов пенсионных выплат различным категориям пенсионеров при проведении инфляционного повышения минимальных размеров пенсий и т.п. По этой же причине не может быть обеспечен необходимый уровень знаний для формирования оптимальных на-правлений реформирования пенсионной системы.
Наряду снизким уровнем изученности отечественной системы пенсионного обеспечения отметим достаточно низкую степень изученности экономических ос-нов обязательного пенсионного страхования зарубежных странах с различным со-циально-экономическими и демографическими особенностями.
Для разработки эффективной модели развития государственного пенсионного страхования необходимо выделить основные составляющие системы пенсионного обеспечения:
социальная пенсия, которая предоставляется государством вне зависимости от наличия и величины трудового вклада граждан страны в случае наступления пенсионного возраста, т.е. предоставляется тем гражданам, которые нуждают-ся в текущем доходе или не смогли приобрести права на трудовую пенсию (инвалиды, сироты и т.п.);
трудовая пенсия, которая назначается и выплачивается гражданам исходя из размера страхового взноса и трудового стажа (независимо от принципа, по ко-торому они учитываются -- солидарно-распределительному или накопитель-ному);
дополнительная пенсия, которая обеспечивается либо за счет самофинансиро-вания гражданином собственной будущей пенсии из текущего дохода, либо за счет взносов работодателя в негосударственный пенсионный фонд на именные счета своих работников, либо по комбинированной программе.
2.1. Этапы формирования системы пенсионного страхования в РФ
Государственное пенсионное страхование в России зародилось значительно позднее, чем в большинстве промышленно развитых стран -- в начале XX в. -- и не получило широкого распространения на все категории населения России. После Октябрьской революции государственное пенсионное страхование было, по сути, отменено.
Однако по прошествии переходного периода экономической нестабильности социалистическое государство начало создавать принципиально новую пенсион-ную систему, основанную на принципах конституционно гарантированного госу-дарством пенсионного обеспечения по старости, которое было введено в 1927 г.
Действовавшая в СССР система пенсионного обеспечения функционировала в рамках общей системы социального обеспечения и социального страхования, ко-торая охватывала не только выплаты пенсий и пособий различных видов, но и раз-личные формы социального, медицинского, санаторно-курортного обслуживания трудящихся, содержание и обслуживание престарелых и нетрудоспособных.
В соответствии с Конституцией СССР все граждане имели право на матери-альное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца. Это право реализовывалось путем общего социального обеспечения рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности и выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; другими формами со-циального обеспечения.
Несмотря на то, что данная пенсионная система входила составной частью в систему социального страхования, она не содержит экономических признаков сис-темы государственного пенсионного страхования, которые наиболее наглядно вы-ражаются в базовых принципах государственного пенсионного страхования. В то же время данная система, несмотря ни многочисленные экономические недостат-ки, содержала одно важное преимущество -- обеспечивала абсолютно всем кате-гориям граждан минимально необходимый прожиточный уровень потребления. Поэтому пенсионная система начиная с указанного периода и до 1990 г., получила определение как государственное пенсионное обеспечение.
Средства на государственное пенсионное обеспечение аккумулировались в бюджете государ-ственного социального страхования, который входил составной частью в госу-дарственный бюджет страны. Таким образом, предшествовавшая пенсионная система была основана на консолидированной программе финансирования вы-платы пенсий и полностью зависела от сбалансированности государственного бюджета страны.
Бюджет пенсионного обеспечения являлся составной частью государственного бюджета СССР и был включен в него как по доходам, так и по расходам. В общем бюджете государственного социального страхования четко определялись источни-ки доходов и направление средств в соответствии с установленными видами обес-печения и обслуживания по социальному страхованию.
Учитывая относительно низкие уровни пенсионного обеспечения и достаточно стабильные темпы экономического развития рассматриваемого периода необходи-мо отметить сбалансированность бюджета социального страхования. Только в 1956 г. впервые была предоставлена дотация из государственного бюджета на со-циальное страхование. Она была направлена на покрытие существенно возросших расходов на выплату пенсий неработающим пенсионерам из числа рабочих и слу-жащих и членов их семей в связи с введением в действие Закона о государствен-ных пенсиях от 14 июля 1956 г., значительно расширившего круг лиц, имеющих право на получение пенсии и увеличившего размер пенсии по отдельным группам пенсионеров в 2 раза.
Важным этапом формирования цивилизованной программы государственного пенсионного страхования следует рассматривать середину шестидесятых годов, когда с 1 января 1965 г. государство установило право на получение пенсий кол-хозниками в период наступления соответствующего возраста, получения инвалид-ности либо по случаю потери кормильца.
Систематическое повышение уровня пенсионного обеспечения трудящихся, увеличение числа пенсионеров обусловили возрастание в дальнейшем поступле-ний из государственного бюджета в фонд государственного социального страхова-ния. Поскольку взносы на социальное страхование не обеспечивали покрытия всех расходов этой системы, недостающая часть, поступавшая из союзного бюджета постоянно возрастала, и в 80-е гг. составила около 60% бюджета социального страхования.
Пенсии по государственному социальному страхованию представляли собой гарантированные ежемесячные денежные выплаты, размер которых, как правило, соизмерялся с прошлым заработком. В зависимости от события, при наступлении которого предоставлялось пенсионное обеспечение по социальному страхованию, в законодательстве указанного периода выделяются следующие виды пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца на общих и льготных ус-ловиях, за выслугу лет.
Материальное обеспечение инвалидов войны, с детства и от рождения осуществлялось за счет средств союзного бюджета, бюджетов союзных республик и т.п. Дляэтого, в частности, в бюджетах предусматривались средства на выплату пен-сий и пособий военнослужащим и их семьям. Военнослужащие рядового, сержант-ского и старшинского состава срочной службы имели право на пенсию в случае инвалидности, а их семьи -- в случае потери кормильца. Пенсии этим категориям получателей назначались независимо от продолжительности военной службы и предшествовавшей работы военнослужащего.
Пенсионное обеспечение генералов, адмиралов, офицеров, военнослужащих рядового, сержантского и старшинского состава сверхсрочной и приравненных к ним лиц, а также их семей, осуществлялось в особом порядке, установленном Со-ветом Министров СССР, за счет сметы Министерства обороны CCCP.
Пенсионное обеспечение работников науки по условиям и размерам отлича-лось от пенсионного обеспечения других категорий работников и регулировалось специальным Положением о пенсионном обеспечении работников науки, которое в то же время не исключало возможности получения работником науки или чле-ном его семьи пенсии по общему пенсионному законодательству.
Часть средств союзного бюджета передавалась в виде дотации централизован-ному союзному фонду социального обеспечения колхозников. За счет средств союзного бюджета выплачивались также и персональные пен-сии союзного значения. За счет республиканских бюджетов выплачивались персональные пенсии рес-публиканского значения. За счет местных бюджетов и бюджетов автономных республик выплачивались пенсии инвалидам войн и их семьям, персональные пенсии местного значения, пенсии работникам науки.
Полноправное пенсионное обеспечение колхозников введено только в 1964 г. законом о пенсиях и пособиях членам колхозов, что положило начало системе обеспечения колхозников пенсиями и позволило сократить несоответствие в уров-нях пенсионного обеспечения нетрудоспособных колхозников, рабочих и служа-щих. В 1969 г. в стране введена единая система социального страхования колхоз-ников. При этом пенсионное обеспечение членов колхозов осуществлялось непосредственно из Централизованного союзного фонда социального обеспечения колхозников, формировавшегося за счет отчислений колхозов от сумм их валового дохода и ежегодных ассигнований из государственного бюджета.
Отмеченные выше основные элементы пенсионной системы наглядно показы-вают наличие серьезных как методических, так и практических проблем, которые достигли наибольшей остроты в конце 80-х гг. когда стало очевидно, что дейст-вующая система не в состоянии справляться в возложенными на нее функциями.
Главной проблемой любой пенсионной системы традиционно является несба-лансированность доходной и расходной частей пенсионного бюджета. В результа-те этого финансово-ресурсная обеспеченность выплаты пенсий к середине восьми-десятых годов снизилась настолько, что для проведения очередного незначи-тельного повышения размера пенсии потребовалось привлекать дополнительные средства.
Даже повышение тарифов взносов на социальное страхование в 1982 г. сокра-тило разрыв в уровне формирования доходной части и потребности в расходной части бюджета социального страхования до 0,57. Однако уже в 1989 г. указанное соотношение вновь снизилось до предельно допустимого 0,51. Таким образом, да-же в результате повышения тарифа отчислений на социальное страхование не уда-лось ликвидировать дотационность пенсионного бюджета.
Таким образом, развитие пенсионной системы до периода радикальных рыноч-ных реформ 1990 г. свидетельствует о накоплении в ней большого числа экономи-ческих и социальных проблем, которые могли быть решены только путем карди-нальных перемен всей пенсионной системы на базе формирования и укрепления страховых принципов с учетом требований включения бюджета ПФР в бюджетно-финансовую систему страны.
Масштабность и глубина радикально-рыночных преобразований в экономике потребовала применения принципиально новых экономических и правовых осно-ваний в сфере пенсионного обеспечения. Предполагалось, что с проведением пен-сионной реформы должен быть решен основной вопрос социальной политики го-сударства -- стабилизация и значительный подъем материального положения пенсионеров, а также резкое сокращение численности малообеспеченных граждан. В этих целях в 1990 г. принят Закон СССР «О пенсионном обеспечении граждан СССР».
Однако изменение государственного устройства страны повлекло за собой уже через полгода после утверждения упомянутого закона принятие самостоя-тельного российского закона «О государственных пенсиях в РФ» [с последующими многочисленными изменениями и дополнениями], который в то же время привнес значительные отличия в правовые основания функционирования пенси-онной системы.
Российский пенсионный закон 1990 г. стал первым законом, в котором пен-сионное страхование выделено в полностью автономную систему, последова-тельно и достаточно четко проведены в жизнь общепризнанные принципы обяза-тельного государственного пенсионного страхования. Одновременно были определены на законодательном уровне условия формирования государственно-го Пенсионного фонда. При этом важнейшим условием во взаимоотношениях Пенсионного фонда и государственного бюджета являлся полный отказ от бюд-жетных дотаций.
Развитие собственных источников финансирования должно было достигаться улучшением собираемости тарифов взносов на указанные цели. Переориентация каналов поступления финансовых ресурсов на пенсионные цели на преимущест-венное использование страховых методов имело глубокое экономическое содер-жание и социальные последствия для развития рыночных отношений и эффек-тивной деятельности системы пенсионного обеспечения нетрудоспособных граждан.
В части организационной структуры управления деятельностью по назначению и выплате государственных пенсий сохранена прежняя система -- через государ-ственные органы социального обеспечения (в последующем -- социальной защи-ты населения).
2.2. Виды государственных пенсий
Под государственной пенсией (в дальнейшем изложении -- пенсия) понима-ются ежемесячные денежные выплаты, предназначенные для компенсации граж-данам заработка (дохода), утраченного в связи с достижением установленного за-коном возраста, наступлением инвалидности, потерей кормильца, а также по другим основаниям, право на получение которой определяется по условиям и нор-мам, установленным законодательством РФ.
В соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации в на-стоящее время назначаются и выплачиваются трудовые и социальные пенсии, пен-сии военнослужащим срочной службы, пенсии по инвалидности от военной трав-мы и от общего заболевания, участникам войны и вдовам погибших и т.д.
В связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитывае-мой в общий трудовой стаж, назначаются следующие базовые виды пенсии: по старости (по возрасту); по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет.
Трудовые пенсии по старости на общих основаниях в соответствии с дейст-вующими нормативными актами устанавливаются: мужчинам -- по достижении 60 лет и при общем трудовом стаже не менее 25 лет, а женщинам -- по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.
Отдельным категориям застрахованных граждан пенсия по старости законода-тельно устанавливается при пониженном пенсионном возрасте, а в отдельных случаях -- и при пониженном трудовом стаже. Пенсионное законодательство со-держит довольно широкий перечень категорий граждан, которым пенсия по ста-рости назначается при более низком возрасте и в ряде случаев при наличии мень-шего стажа, чем требуется по общему правилу.
На льготных основаниях пенсия устанавливается также в связи с работой в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях: мужчинам -- по достижении 55 лет и женщинам -- по достижении 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календар-ных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют общий трудовой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера менее установленного срока, пенсия назначается с уменьшением возраста.
Финансирование всех видов трудовых пенсий осуществляется за счет страхо-вых взносов, а социальных пенсий, пенсий военнослужащим срочной службы и некоторых других видов пенсионных выплат -- за счет федерального бюджета.
Пенсионным законодательством предусмотрены также дополнительные условия пенсионного обеспечения, в частности: возрастные ограничения, дающие право на пенсию, минимальный и максимальный размеры пенсионного обеспечения, ограни-чения на учет размера заработка при исчислении максимального размера пенсии, по-ощряемая продолжительность трудового стажа и некоторые другие условия.
Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране осуществляется по-средством выполнения условий и норм, предусмотренных Законом РФ «О государ-ственных пенсиях в РФ» и целым комплексом соответствующих законов.
3. Финансовые основы пенсионной системы России
Бюджет Пенсионного фонда России (ПФР) является полностью ав-тономной финансовой системой от государственного бюджета на всех уровнях фе-деративного устройства РФ (федеральном, субъектов Федерации и местном).
Бюджет ПФР должен быть сбалансирован по доходам и расходам за счет регу-лирования размера и условий уплаты тарифа страховых взносов различных катего-рий плательщиков, а также за счет прямого возмещения средств из федерального бюджета на покрытие текущего дефицита бюджета ПФР.
Доходная часть бюджета ПФР формируется исходя из тарифа страховых взно-сов для различных категорий плательщиков, установленных федеральным законо-дательством, а также за счет поступлений из федерального бюджета на финанси-рование выплаты социальных пенсий, «ветеранских», «чернобыльских», «военных» (кроме офицерского состава) и других пенсий.
Расходная часть бюджета ПФР формируется в полном соответствии с условия-ми исчисления размера пенсий по действующему пенсионному законодательству, как по старой (1990 г.), так и по новой (1998 г.) формулам.
Бюджет ПФР формируется строго базируясь на прогнозных бюджетных пока-зателях на основании Бюджетного кодекса РФ, поскольку помимо трудовых пен-сий из бюджета ПФР выплачиваются социальные пенсии и пенсии военнослужа-щим, пострадавшим от чернобыльской катастрофы и другие выплаты, финансируемые за счет федерального бюджета.
Бюджет ПФР в соответствии с законодательством о бюджетной системе и бюд-жетном процессе формируется, утверждается и исполняется в непосредственной взаимоувязке с федеральным бюджетом на соответствующий финансовый период и с бюджетами других государственных социальных внебюджетных фондов. В первую очередь, это относится к бюджету Государственного фонда занятости РФ в части возмещения расходов ПФР на выплату досрочных пенсий (безработным).
4. Организационная структура и управление
пенсионной системы
ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуще-ствляющим свою деятельность в соответствии с законодательством Россий-ской Федерации. ПФР образован в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
ПФР выполняет отдельные банковские операции в порядке, установленном действующим на территории Российской Федерации законодательством о банках и банковской деятельности.
ПФР и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации. Денежные средства ПФР не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат.
Главные функции ПФР:
целевой сбор и аккумуляция страховых взносов, а также финансирование рас-ходов, предусмотренных пунктом 6 настоящего Положения;
организация работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государст-венных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессио-нального заболевания или по случаю потери кормильца;
капитализация средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взно-сов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступ-лением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рацио-нальным расходованием его средств;
организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета за-страхованных лиц в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуаль-ном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования», а также организация и ведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР;
участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударствен-ных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
разъяснительная работа среди населения и юридических лиц по вопросам, от-носящимся к компетенции ПФР.
Средства ПФР в полном объеме должны направляться на выплату установлен-ных федеральным законодательством, межгосударственными и международными договорами государственных пенсий, в том числе гражданам, выехавшим за пре-делы Российской Федерации, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности ПФР и его органов, включая персонифициро-ванный учет плательщиков и застрахованных граждан.
Формирование единой организационно-управленческой структуры ПФР (еди-ная пенсионная служба).
Помимо самого Фонда в настоящее время организационная структура пенсион-ной системы включает в себя:
региональные отделения ПФР в субъектах Федерации;
региональные органы социальной защиты населения, осуществляющие непо-средственное назначение и выплату пенсий получателям;
Центральный банк России, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем своих финансовых операций и в отделениях ко-торого имеет свои счета;
региональные отделения Сбербанка;
Федеральную службу почтовой связи, через отделения которой осуществляют-ся практически все виды пенсионных выплат.
Основной задачей регионального отделения ПФР является организация сбора страховых взносов и финансирования органов социальной защиты населения, осуществляющих непосредственную выплату пенсий.
В пятнадцати регионах России (Республики Ингушетия, Калмыкия, Коми, Ма-рий Эл, Татарстан, Якутия (Саха), Тыва, Чеченская Республика, Агинский Бурят-ский, Ненецкий автономные округа, Белгородской, Ленинградской, Московской, Новосибирской областях) в настоящее время на базе региональных отделений ПФР создана Единая пенсионная служба, охватывающая все процессы пенсионно-го обеспечения от сбора страховых взносов до выплаты пенсий.
При этом функции непосредственного назначения и выплаты пенсий получате-лям, ранее находившиеся в ведении органов социальной защиты, переданы в орга-ны Единой пенсионной службы.
Районные отделения собирают страховые взносы и размещают их на своих банковских счетах, после чего средства переводятся из районов на региональный уровень, а затем спускаются в районы для осуществления платежей. Затем на мес-тах с банковских счетов районного управления средства переводятся либо в мест-ные учреждения социальной защиты населения, которые затем выплачивают пен-сии, либо, в тех регионах, где создана Единая пенсионная служба, районные управления сами осуществляют выплату пенсий.
В том случае, если регионы собирают больший доход, чем им требуется на собственные нужды (регионы -- доноры), излишек переводится региональным от-делением в центр, где аккумулируются аналогичные средства из других регионов. Эти средства затем направляются в другие регионы, которым требуются дотации для выполнения своих обязательств по пенсионным платежам.
Финансовые потоки между элементами пенсионной системы выглядят следующим образом:
Собранные с работодателей, работников и индивидуальных предпринимателей страховые взносы через банк плательщика поступают в региональные отделе-ния ПФР откуда через Центральный Банк или банк, уполномоченный Цен-тральным Банком, поступают в органы социальной защиты, осуществляющие выплату пенсий пенсионерам. Выплата производится тремя службами: через почту, сберегательные кассы и альтернативные службы доставки. Причем, на почту приходится 80-82% от общего объема доставляемых пенсий, на сберега-тельные кассы -- 10-15%, на альтернативные службы доставки -- 4-5%. Собственные средства от региональных отделений доноров поступают помимо органов социальной защиты в Централизованный фонд, где аккумулируются для последующего перераспределения в дотационные регионы.
В отличие от вышеуказанных отделений ПФР Единая пенсионная служба по-лученные от плательщиков и из Централизованного фонда средства, направляет в Службу по назначению пенсий. Оттуда через почту, сберегательные кассы и альтернативные службы доставки идет выплата пенсий пенсионерам. При этом на почту приходится 60-75% доставки, на сберегательные кассы -- 10-15%, на альтернативные службы доставки -- 15-20% от общего объема доставляемых пенсий.
Признание ПФР федеральной государственной собственностью -- особенность России. Обычно подобные фонды не объявляются государственной собственно-стью, даже федеральной. Они как правило рассматриваются как собственность са-мих застрахованных и работодателей со строго целевым назначением, исключаю-щим какое-либо иное использование средств Фонда и тем более их изъятие государством.
В дальнейшем при стабилизации политической и экономической ситуации в стране предполагается создать орган управления Фондом из лиц наемного труда (застрахованных), работодателей (предпринимателей), представителей независи-мых профсоюзов и государства.
5. Экономические и социальные проблемы развития пенсионной системы России
Анализ динамики соотношения занятого трудоспособного населения и пенсио-неров нашей страны за рассматриваемый временной период выявляет ряд харак-терных тенденций.
Статистические данные показывают, что численность заня-тых за период с 1992 г. уменьшилась на 9,3% (6,7 млн. чел.), а численность пен-сионеров при этом возросло с 35,2 до 38,2 млн. чел., т.е. на 8,2%. В результате это-го нагрузка пенсионной системы на экономическую систему занятого населения возросла с 46 пенсионеров на 100 чел. занятых в народном хозяйстве в начале пе-реходного периода до 57 пенсионеров в настоящее время.
В последующие годы в связи с ухудшением экономического положения в стране во многих ранее благополучных по пенсионной нагрузке регионах ситуа-ция значительно осложнилась, и соотношение пенсионеров к численности рабо-тающего населения приблизился и даже перешагнул 50%. Так, в Республике Ка-релия (с 43,8% в 1992 г. до 56,1 -- в 1995 г.), Архангельской области (с 42,8 до 59,9%), Еврейской автономной области (с 40,9 до 50,7%). Для наглядного пред-ставления структуры пенсионной системы целесообразно более детально рас-смотреть динамику численности основных категорий пенсионеров за те же пе-риоды. Как показывает статистика, за 5-летний период общая численность пенсионеров возросла на 7,3% или на 2,6 млн. чел., при этом чис-ленность получателей трудовых пенсий увеличилась на 7,4% (2.5 млн. чел.), чис-ленность получателей социальных пенсий -- на 25%, причем численность пен-сионеров по труду растет равномерно в каждом году, численность пенсионеров-военнослужащих в течение всего периода ежегодно уменьшалась примерно на 15-17% в год.
Приведем динамику реального размера пенсии по старости (в ценах 1987 г.):
1990 г. -- 80%, 1992 г. -- 52%, 1993 г. -- 62%, 1994г. --58%, 1995 г. -- 60%, 1996 г. -- 54%, 1997 г. -- 53%, 1998г. --41%.
При этом, естественно, были нарушены как минимум два основополагающих принципа государственной страховой пенсионной системы: поддержание жизнен-ного уровня пенсионеров путем обеспечения стабильного уровня покупательной способности пенсии и обеспечение сбалансированности соотношения средних размеров пенсий по старости и средней заработной платы.
Последствием перечисленных выше процессов явилась катастрофическая де-формация финансовой обеспеченности пенсионной системы, при которой уровень финансовой обеспеченности выплаты пенсий снизился с 100-120% в дореформен-ный период до уровня 80-85 % в переходный период к рыночным отношениям. Пропорционально размеру снижения обеспеченности произошло снижение уровня самих назначаемых пенсий.
Закономерно, что средний размер пенсии по старости в среднегодовой динами-ке составил относительно среднего размера заработной платы:
1990г. --41%, 1991 г. -- 37%, 1992г. --26%, 1993 г. -- 34%, 1994г. --35%, 1995 г. -- 39%, 1996г. --37,8%, 1997 г. -- 37,2%.
Еще более неустойчивый характер приобрело соотношение минимального раз-мера пенсий по старости и прожиточного минимума. Если в 1991 году оно состав-ляло 171%, то к 1992 г. снизилось до 59%, а к 1996 г. еще уменьшилось до 50%. В 1991 г. минимальный размер пенсий соответствовал минимальному потребитель-скому бюджету, а не уровню прожиточного минимума.
За переходный период произошла также глубинная деформация и другого ос-новного принципа построения системы пенсионного обеспечения: связи размера пенсии с величиной трудового вклада гражданина. В результате введения наряду с инфляционной индексацией пенсий компенсационных выплат произошло сниже-ние реальных размеров отдельных видов пенсионных выплат, резко сузилась диф-ференциация между максимальными и минимальными размерами пенсий, вновь возникла тенденция к уравнительности пенсионного обеспечения. Вместо преду-смотренной законодательством дифференциации в пределах 1:3-3,5, она в 1997 г. составляет не более 1: 1,7.
Немаловажную роль в ухудшении пенсионного обеспечения сыграли и приме-няемые правительственными органами методы борьбы с последствиями инфляци-онного роста потребительских цен. При этом единственная антиинфляционная ме-ра -- проведение индексации пенсии по итогам предыдущих трех месяцев -- в условиях галопирующего роста цен не обеспечивала необходимого уровня ком-пенсации потерь и неизбежно привела к дальнейшему снижению покупательной способности пенсий.
Таким образом, уже к середине 90-х гг. т.е. практически через три-пять лет пенсионная система России начала испытывать кризисные явления, основными признаками которых являются:
нарушение принципа зависимости размера пенсии от трудового вклада пен-сионера;
резкое снижение уровня жизни пенсионеров, которое наиболее наглядно про-является в отставании минимального размера пенсионного обеспечения от прожиточного минимума пенсионера;
сужение дифференциации минимального, среднего и максимального размеров пенсии по причине увеличения удельного веса компенсационно-уравнитель-ных доплат к минимальному размеру пенсии и снижения влияния «зарплатно-го фактора» на размер назначенной пенсии;
разбалансированность бюджета ПФР по причине роста расходов Пенсионно-го фонда на многочисленные виды выплат, не обеспеченны адекватным по-ступлением страховых платежей (надбавки и повышения к различным кате-гориям пенсионеров, расширение прав пенсионеров на получение пенсии по выслуге лет, на льготные и «северные» пенсии в ущерб пенсиям по старости, т.е. по наступлению страхового возраста, сохранение пенсии работающим пенсионерам и т.п.);
неурегулированность финансовых взаиморасчетов бюджета Пенсионного фонда с федеральным бюджетом РФ, Государственным фондом занятости и т.д. Таким образом, самая серьезная из перечисленных выше проблем совре-менного этапа развития пенсионной системы заключается в углублении фи-нансового кризиса пенсионной системы, который проявляется в значительном расширении расходной части бюджета Пенсионного фонда и резком сокраще-нии доходной его части.
Основная причина разбалансированности бюджета пенсионной системы обу-словлена тем, в системе пенсионного обеспечения имеется немало механизмов неце-левого расходования пенсионных средств -- возможность получения пенсии независимо от уплаты страховых взносов, множество необеспеченных соответствующими денежными поступлениями льгот для отдельных категорий пенсионеров и т.д.
Пенсионное законодательство не связывает предоставление льгот с фактиче-ским состоянием условий труда на производстве, с размером страховых взносов и их своевременной уплатой.
Не менее существенным фактором ухудшения финансовой обеспеченности пенсионных выплат послужило падение собираемости всех видов доходов Пенси-онного фонда.
Ставка отчислений в Пенсионный фонд определяется федеральным законода-тельством о тарифах. Однако в последнее время чрезмерно высокая тарифная ставка отчислений с заработной платы на пенсионное обеспечение становится об-ременительной для предприятий и организаций. В последние годы более чем в три раза был увеличен страховой тариф -- с 12% в 1990 г. 39,5% в 1997 г., который для предприятий, организаций, учреждений включает взносы в Пенсионный фонд -29%, в фонд социального страхования -- 5,4%, в государственный фонд занятости -- 1,5% и на обязательное медицинское страхование -- 3,6%.
Суммарная величина страховых тарифов с заработной платы составила по го-дам:
За последние годы значительно усложнились условия и механизм контроля за сбором страховых взносов практически для всех категорий плательщиков. По при-чине падения управляемости в бюджетно-финансовой системе, выражающейся в неконтролируемом разрастании теневого обращения денежных средств и их суще-ственном вытеснении из легального обращения различными заменителями (цен-ными бумагами разного вида, бартерными отношениями, «натуральными» выпла-тами и т.п.) обеспечить сколько-нибудь стабильный сбор доходов ПФР для финансирования плановых расходов по пенсиям оказывается все более трудно. Достаточно напомнить, что уровень просроченной задолженности по страховым взносам в ПФР составил в начале 1999 года около 130 млрд. руб., т.е. практически годовой бюджет Пенсионного фонда 1997 г.
Практика последних лет показала также наличие значительного числа неэф-фективных элементов в самой действующей организационной схеме управления пенсионным государственным страхованием. Первостепенное место среди них за-нимает сохраняющееся до сих пор разделение функций сбора и расходования пен-сионных средств между Пенсионным фондом и органами социальной защиты на-селения, которое привело к тому, что использование этих средств осуществляется без надлежащего правового и финансового контроля за движением финансовых ресурсов от органов Пенсионного фонда непосредственно до пенсионера. В ре-зультате нецелевое и необоснованное расходование средств в региональных орга-нах социальной защиты достигло существенных размеров.
6 Здоровье и быт российских пенсионеров
Главное эволюционное изменение возрастного состава населения России, как и всех переживающих демографический переход стран, - его сдвиг в сторону старших воз-растов. В нашей стране общество переживает процесс запаздывающей модернизации со всеми вытекающими негативными последствиями: ростом цен и невыплатой зара-ботной платы, имущественным расслоением общества на фоне высокого уровня преступности и безработицы, локальными войнами, высоким уровнем психоэмоцио-нального стресса. Если люди молодого или среднего возраста могут адаптироваться в новой ситуации, то пожилые люди с трудом вырабатывают новый динамический стереотип. На это у них уходит в два-три раза больше времени, чем у молодых людей. А ведь большая часть пенсионеров - люди старше 60 лет - это самая быстрорастущая группа россиян.