Рефераты

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения

К технологиям, используемым в случаях семейной жесто-кости, относится также организация социальных приютов (гостиниц, убежищ), которые дают возможность женщинам и детям (за рубежом существуют приюты и для мужчин, под-вергающихся жестокому обращению в семье) переждать в безопасном месте кризис семейной ситуации. Однако, как правило, ограничиваться только таким видом помощи быва-ет непродуктивно, ибо неразрешенные семейные конфлик-ты периодически обостряются. Поэтому необходимо прибег-нуть к среднесрочным программам помощи, ориентированным на стабилизацию семьи, восстановление ее функцио-нальных связей, нормализацию отношений между супруга-ми, между родителями и детьми, взаимоотношений всех ука-занных членов семьи с окружающими.

Так, работа с "трудными" детьми и подростками предус-матривает диагностику семейной и школьной ситуации, вы-явление первичной социальной сети ребенка, обязательный анализ его медико-социального и интеллектуально-психоло-гического статуса. На основе полученных данных составля-ется программа работы с семьей ребенка, разрешения его школьных проблем, вовлечения его в более благоприятную социальную сеть. Такая программа выполняется командой специалистов, включающей социального работника, социаль-ного педагога, психолога, иногда юриста, с возможным при-влечением правоохранительных органов, культурных и спортивных центров. В ходе такой работы параллельно про-водятся социально-психологическое консультирование семьи с целью устранения взаимного непонимания, непродуктив-ных видов семейного взаимодействия, конфликтности во вза-имоотношениях; социально-правовое консультирование, ко-торое позволяет семье осознать и научиться отстаивать свои права во взаимоотношениях с социальной средой, в первую очередь с образовательной системой; педагогическое консуль-тирование, а также педагогическая помощь, которая содей-ствует преодолению школьных трудностей ребенка (детей). Большое значение имеют также психокоррекционные ме-роприятия, изменения самооценок взрослых и детей, устра-нение негативных стереотипов и выработка доброжелатель-ного и уважительного отношения друг к другу. Нередко та-кая деятельность содержит и собственно социальные компоненты -- например, оказание помощи в трудоустрой-стве родителей, улучшении жилищных условий (что, безус-ловно, при всей своей важности зависит, прежде всего, от социально-экономической ситуации в стране и в конкретном населенном пункте) [61,12].

При работе с семьей алкоголика диагностика подразуме-вает выявление основной причины злоупотребления спиртными напитками и сопутствующих обстоятельств. Для этого необходимо изучение личностей всех членов семьи, а также изучение социальной биографии. Причинами злоупотребле-ния алкоголем могут быть семейная предрасположенность, некоторые особенности личностного статуса (неустойчивость личности, инфантилизм, зависимость), традиции семейного или социального окружения, иллюзорная попытка уйти от проблем. Зачастую выявляется совокупность этих причин. Их анализ необходим, ибо иногда не пьянство является причи-ной конфликтов в семье, а наоборот, к пьянству прибегают именно для того, чтобы таким способом (хотя бы в своем воображении) преодолеть конфликтность. Далее составляет-ся программа работы с наркозависимым лицом, его семьей, социальным окружением -- это лечебные мероприятия, кон-сультации, психотерапия и психокоррекция, возможно, со-циально-трудовая реабилитация самого алкоголика и его се-мьи. Медицинская реабилитация лиц, злоупотребляющих алкоголем, до настоящего времени малоэффективна, ибо после реабилитации пациент возвращается в ту же среду, в которой у него появилась привычка к алкоголю; семья, дли-тельно существующая в условиях перманентного кризиса и выработавшая определенный гомеостазис, вольно или неволь-но способствует возобновлению у него прежней привычки. Если человек не обладает сильной волей, то его личностных ресурсов недостаточно, чтобы препятствовать таким тенден-циям [61, 21].

Поэтому работа с такой семьей подразумевает формиро-вание мотивации клиента и его семьи к безалкогольному об-разу жизни и построению иной системы взаимоотношений; психокоррекционные мероприятия, направленные на воспи-тание личности, способной быть хозяином собственной судь-бы; введение клиента в объединения или клубы лиц -- при-верженцев безалкогольного образа жизни или создание та-кого объединения. Одна из самых эффективных технологий создания благоприятной среды, способствующей длительно-му излечению от алкоголизма, -- движение "Анонимные алкоголики", а также программы "Анонимные дети алкоголиков", "Анонимные наркоманы" и др.

Работа с конфликтной семьей или семьей, эмоциональный климат в которой является неудовлетворительным, начинается, как правило, после заявления одного из супругов, хотя иногда поводом для констатации серьезных внутрисемейных проблем могут быть наблюдения школьного или социального педагога, детского врача, констатирующего отрицательные психосоматические последствия семейной напряженности для здоровья детей. Социальная работа с такой семьей начинается с тщательного изучения действительной семейной проблемы, о которой супруги чаще всего имеют неверные представления, ознакомления с особенностями личностей супругов, их семейных и брачных установок. Возникающие трудности могут быть обусловлены любой из названных причин. Следует отметить, что внешние затруднения -- материально-экономические ограничения, неуверенность в завтрашнем дне, безработица и т.д., -- как правило, только обостряют семейные конфликты, выявляют истинные их причины. Негативные черты личности, в первую очередь истеричность, психастеничность, компенсированные в процессе социализации или самовоспитания, под влиянием внешних причин могут вновь актуализироваться и стать причиной постоянных конфликтов. Серьезное расхождение в семейно-брачных установках может оставаться невыявленным довольно долго, однако в переломные, узловые моменты развития семейной жизни или под влиянием внешних трудностей может обнаружиться, что супруги придерживаются различных моделей семьи (эгалитарных или патриархальных), имеют несовпадающие взгляды на воспитание детей, эмоци-ональные, бытовые, финансовые и прочие взаимоотноше-ния. Соответственно семейная терапия включает в себя на-хождение компромисса в культурно-смысловой сфере, коррекцию накопившихся социально-психологических стерео-типов, обучение навыкам неконфликтного общения

Такая работа проводится путем индивидуальных бесед и интервью, групповой психотерапии или игровой терапии.

К активно применяемым методам относится так называе-мая датерапия -- аутодиагностическая и психокоррекционная методика, при помощи которой конфликтующие супруги рационализируют свои в целом негативные эмоционально психические взаимоотношения. В ходе ее осуществления предлагается ответить "да" или "нет" на ряд четко сформу-лированных вопросов относительно различных сторон взаи-моотношений супругов. В результате баланса своих положительных или отрицательных ответов супруг может смяг-чить свое отношение к другому супругу, которого привык обвинять во всех грехах, и определить свои истинные наме-рения -- хочет ли он улучшения отношений или развода. Дру-гая диагностическая методика -- популярный на Западе ме-тод "скульптурной группы": члены семьи визуализируют свое представление о семейных взаимоотношениях, создавая скульптурную группу, причем при обсуждении места в ней каждого члена семьи он реально оценивает свою позицию в ней и несовпадение своей оценки с оценкой других.

Надо сказать, что осознание реальной семейной пробле-мы имеет не только диагностическое, но и терапевтическое значение, поскольку обнаруженное и осознанное затрудне-ние заставляет членов семьи пересмотреть свое поведение [56, 74].

Одна из многосторонних методик -- построение гемограммы семьи, т. е. это схемы семейной истории, создаваемой по определенным правилам и отражающей взаимоотношения в поколениях прародителей, родителей и в самой исследуемой семье. Этот процесс довольно увлекателен -- составление своего генеалогического дерева является одной из глубин-ных потребностей людей. Кроме того, в ходе его создания вместе с семейным терапевтом и при его участии члены се-мьи, возможно, практически не общавшиеся в течение дли-тельного времени, вовлекаются в единую деятельность, до-полняя друг друга. Наконец, итоговая картина обладает зна-чительной информативностью: чрезмерное количество вдов или случаев разводов в восходящих или боковых ветвях се-мьи могут свидетельствовать соответственно о негативной биологической предрасположенности либо о наличии врож-денных личностных проблем.

Диагностическая деятельность должна помочь клиентам осознать и признать необходимость изменения их семейных взаимоотношений, укоренить мотивацию для длительной, терпеливой и сложной работы, направленной на самоизмене-ние, преодоление собственных нежелательных стереотипов. Следует подчеркнуть, что существующие методики манипулятивного воздействия на личность, не желающую привлечь свои собственные трансформационные возможности, не продуктивны.

Например, методика направленного изменения заключа-ется в том, что член семьи, который выявил в другом члене семьи нежелательные черты или особенности поведения, воз-действует на того при помощи эмоционального поощрения или наказания (под наказанием может подразумеваться от-сутствие поощрения, эмоциональная холодность). Лишь "хо-рошее поведение" заслуживает награды. Методика отлича-ется от обыденных взаимоотношений тем, что воздействие на манипулируемого производится, не на рациональном, а на подсознательном уровне, причем по замыслу ее разработчи-ков, индивид через достаточно короткий срок научится автоматически избирать формы поведения, за которыми сле-дует награда. К сожалению, практика использования подоб-ных средств в семейной терапии показывает ее довольно низкую эффективность и даже контрпродуктивное воздей-ствие, прежде всего на самого "манипулятора", так как вме-сто спонтанных отношений доверия, открытости и взаимо-поддержки здесь культивируются отношения односторонне-го воздействия.

Рассматривая семейный патронаж -- то это индивидуальная деятельность специа-листа, благодаря которой семья (клиент) получает конкрет-ную помощь и поддержку от социальной службы, призван-ной мобилизовать и повысить ее адаптационные возможно-сти [56, 45].

В настоящее время различают два направления социаль-ного патронажа семьи.

Первое направление основывается на характере тех дей-ствий, которые осуществляют социальные службы в отно-шении семей и детей особого риска. Она включает в себя такие виды патронажа, как социальный, медико-соци-альный, социально-педагогический, социально-психологичес-кий, социально-экономический, выражающийся в выдаче пособий, продуктов, одежде и т. д.

Второе направление основывается на характеристике объектов патронажа. Они классифицируются по возрасту (дети, подростки, пожилые люди), по половой принадлежности (девочки, мальчики, женщины, мужчины), по ме-дицинским показаниям (инвалиды, беременные женщины и т. д.), по социальному статусу (безнадзорные дети, жертвы насилия), по семейным проблемам (неблагополучные се-мьи, дети родителей алкоголиков) и т. д.

Рассматривая первое направление отметим, что, напри-мер, медико-социальный патронаж действует в отношении больных и физически неполноценных членов семьи, в том числе детей (инвалидов), нуждающихся в повседневном ухо-де.

Содержание медико-социального патронажа зависит от категории этих клиентов. Он включает доставку лекарств, измерение давления, ночное дежурство, предоставление гигиенических услуг, доставку продуктов и кормление, уборку помещения, выполнение несложных физических упражне-ний и т.д., т. е. все то, в чем нуждается человек, не способ-ный к самообслуживанию.

Главной задачей работника, осуществляющего медико-социальный патронаж, помимо оказания перечисленных ус-луг остается утверждение с клиентом отношения взаимного доверия и толерантности [20, 41].

Социально-психологический патронаж реализуется в раз-личных формах длительно оказываемой психологической и социальной помощи семьям, переживающим конфликт или стрессовое состояние, а также имеющим проблемы в воспи-тании детей, находящимся в состоянии хронической соци-ально-психологической дезадаптации и эмоционального на-пряжения.

Специалисты, осуществляющие психологический патро-наж проводят консультирование, находят вместе с клиента-ми альтернативные пути выхода из конфликтных ситуаций, выполняют посреднические функции между клиентом и его окружением, помогают снизить у клиента чувство тревож-ности, при этом специалист должен квалифицированно со-вместить членов семьи в процесс планируемых изменений.

Социальный патронаж способствует изучению и проясне-нию ситуации с учетом социального и психологического со-стояния клиента при использовании средств, снижающих уровень тревоги и предоставляющих эмоциональную поддер-жку, а также направлен на оказание конкретной помощи по ликвидации кризисной или критической ситуации, сложив-шейся в семье и на стабилизацию благоприятных тенденций [20,85].

Кроме того, с помощью социального патронажа соци-альные работники включают в решение проблем клиентов и других специалистов, т. е. используют комплексный подход, например, экономического и культурно-просветительного -- с одной стороны, и психологического и психосоциального, с другой.

Главным когнитивным умением специалиста при этом остается способность анализировать ситуацию. Действуя в рам-ках патроната, социальный работник исполняет самые раз-нообразные функции: доброжелательного и компетентного собеседника, помощника, посредника, советника, защитни-ка. Он обладает способностью стабилизировать сложившуюся ситуацию, контролировать ход патронажа на всех фазах, приобщать к решению своих проблем членов семьи, закреплять успехи, а также вносить необходимые коррективы в стратегию дальнейших действий [20, 95].

Тем самым социальный патронаж семьи предусматривает многометодные действия специалиста по социальной работе.

Социально-педагогический патронаж включает в себя все-стороннюю и действенную помощь семье, имеющей различные проблемы, силами специалистов социальных служб, ориентирующихся на собственные педагогические возмож-ности, а также на ресурсы социально-педагогического пространства.

Социальный патронаж семьи включает следующие направ-ления:

информационно-аналитическое, связанное с идентификацией и фиксацией ситуации как неблагополучной или опас-ной;

- прямое вмешательство в ситуацию;

- заключение социальной службой договора о сотрудни-честве и его планирование;

- непосредственная поддержка клиента патроната (пат-ронат);

- контроль, оценка и завершение работы с клиентом.

На всех этапах работы с клиентом ответственные за пат-ронат специалисты фиксируют на специальных учетных кар-точках основное содержание работы с клиентами.

В патронировании семьи используются самые разнообраз-ные формы и методы: материальная поддержка; социальное и психосоциальное консультирование; психотерапия; гештальтерапия; тренинги (например, позитивного жизненного на-строя); коррекционные методики (коррекция деструктивных аффектов у детей, депривированного материнства и т. д.); педагогического просвящения родителей, обучения соци-альными умениями, навыкам ухода, консилиума, кондуктивной индивидуальной поддержки и т. д. [22,50]

Таким образом, патронаж в системе патроната и соци-альной работы означает:

- на уровне клиента -- его начало с момента определе-ния и квалификации социальной службой жизненной ситуа-ции клиента как тяжелой и даже опасной для него самого и
его ближайшего окружения;

- на уровне содержания патронажной работы -- выдви-жение тех задач, которые выходят за рамки содержания социальной помощи в обычном, традиционном смысле, а по-тому и не включены в работу с периодически возникающими у людей проблемами;

- на уровне методов патронажа -- использование не толь-ко традиционных путей оказания помощи, но и специаль-ных дополнительных "обходных", а также дифференциро-ванной, многоплановой, разносторонней и "пошаговой" помощи, включающей формирование мотивации, развитие от-ношений, применение воздействий, которые чаще всего не используются при проблемно-ориентированном подходе к клиенту;

- на уровне организации -- это система патроната, т. е. особая форма организации среды в отношениях с клиентом и к самому клиенту, которая при соблюдении принципов гума-низма и учета интересов клиента предполагает определен-ную долю авторитарности и жесткости, отсутствующих при реализации общих подходов в социальной работе;

- на уровне границ социальной работы -- максимальное расширение ее пространства, означающее необходимость постоянного целенаправленного привлечения к процессу ока-зания социальной помощи и поддержки целого ряда специа-листов (по горизонтали) и ведомств, организаций и учрежде-ний за пределами социальной службы (по вертикали);

- на уровне продолжительности работы -- пролонгация процесса оказания помощи и поддержки и выход за рамки какого-то одного вида и одной формы помощи (комплексный подход);

- на уровне кадрового обеспечения деятельности систе-мы патроната и проведения патронажа -- принципиальное изменение профиля образования специалистов по социаль-ной работе, наличие подготовленного и мотивированного к такой работе специалиста-универсала, способного оказывать комплекс услуг, сочетая возможности менеджера и фасилитатора, коммуникабельного, общительного человека, гото-вого работать не только с трудным контингентом клиентов в одной команде с другими специалистами, но и в равной мере с теми институтами, которые остаются пока равнодушными к идеям и ценностям социальной работы; на уровне определения круга лиц, участвующих в пат-ронате и патронаже средствами социальной работы, -- это обязательное их расширение и подключение не только спе-циалистов других профессий при обеспечении междисциплинарного подхода, но и добровольных помощников, волонте-ров, групп самопомощи, их особая подготовка, увеличиваю-щая потенциальные возможности специализированной и ква-лифицированной социальной помощи и поддержки населения и особенно его трудного контингента.

2.2. Практика и профилактика учреждений социальной реабилитации семей «группы риска»

Для определения наиболее эффективной формы работы с семьей необходимо очень хорошо знать ее проблемы. В какой помощи нуждается семья и как ей эту помощь предоставить? Довольно час-то специалисты, которые призваны оказывать помощь семье, за-трудняются, какой именно вид помощи необходим: экономиче-ская, медицинская, социальная, педагогическая, психологическая. А может быть, лучше научить семью что-либо делать самим или помочь в уходе за детьми?

Помощь по-разному оценивается специалистами и самой семьей. Специалисты не могут бесконечно улучшать положение семьи, «двигать ее в светлое будущее», постоянно решать возни-кающие в семье проблемы, если семья сама не видит своих проб-лем, не хочет изменяться, не понимает и не решает их.

В работе с семьей необходимо выделять те направления помо-щи, которые позволяют сконструировать действия специалистов в тех проблемах, в которых семья испытывает наибольшие затрудне-ния.

Анализ причин попадания детей в разного вида учреждения показывает, что они напрямую связаны с падением социального престижа семьи, ее материальными и жилищными трудностями, увеличением внебрачной рождаемости, снижением стабильности брака, большим количеством детей с врожденными хроническими патологиями и инвалидностью, резким изменением ответствен-ности семьи за воспитание и обучение ребенка, вынужденной миг-рацией семьи и т. д.

Перечень причин такого явления довольно разнообразен, и его можно продолжать бесконечно. Проблема заключается в том, что момент первого выявления детей, которые оказались в тяжелых жизненных ситуациях, значительно отстает от момента возмож-ного оказания им помощи. Несвоевременность выявления детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, а также се-мей группы риска затрудняет процесс реабилитации как самого ре-бенка, так и его семьи. В результате родителей лишают родитель-ских прав, помещают ребенка в государственные учреждения раз-ного типа или пытаются найти ему другую семью. При этом ребенок вырастает с целым комплексом последствий позднего вы-явления семейного неблагополучия. Это проблемы, связанные с его психическим и физическим развитием, обучением, воспитани-ем, социализацией. Органы местного самоуправления согласно статье 34 Граждан-ского кодекса РФ являются органами опеки и попечительства. В соответствии со статьей 121 Семейного кодекса РФ «Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ» [24, 45].

В настоящее время 60 субъектов Российской Федерации при-няли закон «Об организации работы по опеке и попечительству», в котором предусмотрели возложение работы по опеке и попечи-тельству в отношении несовершеннолетних детей на соответст-вующие отделы образования. В большинстве органов опеки и попечительства всю работу по защите прав несовершеннолетних выполняет специалист (инспектор) по охране детства. Это позво-ляет выполнять только самую неотложную работу, как правило связанную с представительством интересов несовершеннолетнего в суде, подготовку заключений (зачастую непрофессиональных, в связи с отсутствием необходимых для этого знаний) по запросу суда и т. д. Защита прав и законных интересов детей не осуществ-ляется в полной мере.

Число специалистов, занимающихся защитой прав несовер-шеннолетних, опекой и попечительством (в расчете на 5 тыс. дет-ского населения один специалист) не увеличивается, так как у местных органов самоуправления отсутствует достаточная матери-альная база как для введения дополнительных ставок в органы об-разования, так и охвата всех детей, которые нуждаются в государ-ственной помощи (в 2000 г. не было специалистов в 576 районах).

За последние десять лет значительно расширился круг детей, за-щиту прав и законных интересов которых осуществляют данные органы. Так, категория детей, нуждающихся в государственной за-щите, включает и детей, имеющих законного представителя (на-пример, опекуна), и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситу-ации, беспризорных, безнадзорных, имеющих проблемы в разви-тии и т. д. [24, 56].

В эту категорию входят также дети, проживающие в семьях, но которым в достаточной степени не обеспечен уход или семья не способна достичь необходимого уровня нормальной жизнедеятель-ности без оказания им помощи со стороны органов местного само-управления или государства.

Рост числа детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке, значительно расширяет функции и полномочия спе-циалистов, занимающихся защитой и охраной прав, опекой и по-печительством детей и подростков. Сложность выявления таких детей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, тре-бует согласованных межведомственных мер оказания помощи и поддержки. Эти меры требуют введения межведомственных про-грамм по социально-педагогической защищенности детей и под-ростков, оказанию своевременной и действенной помощи и под-держки неблагополучным семьям с детьми, раннему выявлению категории детей, которые нуждаются в помощи со стороны госу-дарства.

Право определения, относится ли ребенок к категории нуждаю-щегося в государственной защите, помощи и поддержке, принадле-жит главе органа опеки и попечительства (главе администрации или главе местного самоуправления), который издает соответст-вующие постановления об этом. Для профессионального грамотно-го подхода к решению данной проблемы главе администрации или главе местного самоуправления необходимо иметь полную картину возможностей оказания помощи и поддержки детей и подростков на муниципальном уровне, видеть возможности каждого комитета и департамента в части ее оказания. Дети не могут быть конкретно «чьими-то», например комитета по образованию, здравоохране-нию, социальной защиты и т. д. Дети, которые нуждаются в госу-дарственной помощи и поддержке, это дети муниципального образования, района, области. Помощь и поддержку необходимо оказы-вать, максимально приближая ее к месту, где непосредственно живет ребенок и его семья, т. е. по месту жительства. Недопусти-мым должно стать положение, когда ребенка отправляют за не-сколько тысяч километров от места жительства, забывая о нем до 18 лет, так как главная задача государства не поместить его в госу-дарственное учреждение, в сохранить ребенка в его кровной семье и помочь ему и его семье [24, 60].

Для проведения научно-обоснованной и практико-ориентированной работы по оказанию помощи и поддержки государства де-тям, нуждающимся в разных ее видах, разработаны критерии и по-казатели отнесения детей к данной категории. Очень важно для специалистов иметь точные понятия, определяющие все категории детей, нуждающихся в государственной помощи и поддержке.

Критериями считаются признаки, на основании которых производится оценка, определение или классификация чего-либо. Таким образом, выявляются категории детей, нуждающихся в помо-щи и поддержке государства, виды оказания помощи, а также государственные и иные учреждения для помещения в них детей и подростков. Распоряжения, постановления подтверждают опре-деленную законодательную базу, определяющую конкретную государственную помощь.

Показатели -- это проявление критериев на практике и функционирование программных проектов. К таким показателям относится социальный статус ребенка, категория детей, которые нуждаются в государственной защите, помощи и поддержке, меж-ведомственная система оказания помощи, технологии оказания помощи и законодательная база.

Виды помощи -- это перечень необходимых направлений де-ятельности специалистов и мероприятий, направленных на восста-новление нормальной жизни детей и семей.

Социальная помощь -- совокупность и специальные меры, направленные на поддержание нормальных условий жизнеобеспе-чения социальных групп, детей, семей, которые испытывают нужду в удовлетворении жизненно важных потребностей и деятельного существования. Она включает социальную реабилитацию (восста-новление утраченных или ранее невостребованных социально зна-чимых качеств личности), социальную защиту (комплекс экономи-ческих мер и гарантий, которые предоставляются каждому гражда-нину для реализации его прав, необходимых для нормального существования, обеспечения оптимального биологического и со-циального развития ребенка), социальную адаптацию (обеспечение процесса приспособления индивида к социальной среде, принятия ее относительно стабильных условий, как, например, норм, ценностей, форм взаимодействия, отношений между ценностными ориентациями индивида и возможностью их достижения в социальной среде).

Психологическая помощь -- специальный вид деятельности профессиональных психологов, направленной на регуляцию эмоционального состояния ребенка, оказание психологической поддержки при возникновении трудностей, связанных в процессе адаптации и социализации (в семье, обществе и др.). Психолог помогает разрешить проблемы; рекомендует соответствующую псхологическую терапию; вырабатывает рекомендации по изменнию ситуаций. Он проводит диагностическую, психокоррекционую работу с детьми и подростками, их родителями по изменен1 ситуации в образовательном учреждении, семье, координирует деятельность разных узких специалистов, оказывающих помощь и поддержку, является посредником между ребенком и всеми взрос-лыми, оказывающими помощь и поддержку ребенку и защищаю-щими его права [37, 40].

Педагогическая помощь -- это вид деятельности педагога, направленной на индивидуальное оказание помощи ребенку или подростку, имеющему трудности и проблемы в обучении. Педагог может научить ребенка тому, чему он не может научиться сам на уроках, при помощи специально организованной педагогической деятельности. Такая помощь направлена на решение проблем в обучении детей (многие из них регулярно пропускают занятия в школе, педагогически запущены, бесконтрольны и безнадзорны).

Социально-педагогическая помощь предполагает деятель-ность социальных педагогов, направленную на оказание помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, которые нуж-даются в защите, а также на изменение взаимоотношений в семье; повышение педагогического потенциала и проявление заботы о детях членами семьи; организацию досуга детей из неблагополуч-ных семей; координацию взаимодействия влияния на ребенка пе-дагогов, родителей, сверстников [37, 47].

Социальный педагог может оказывать патронаж - одна из форм работы социального педагога, т. е. посещение детей и подро-стков на дому с адаптационно-реабилитационными, а также социально-педагогическими и социально-экономическими целями. 11атронаж позволяет устанавливать и поддерживать длительные Связи с детьми и семьями, в которых они проживают или прожива-ли, своевременно выявляя проблемные ситуации, оказывая неза-медлительную помощь. Патронаж помогает оказывать профилактические меры, направленные на противодействие возможным (предполагаемым) негативным формам и следствиям неблагопри-ятной ситуации, в которой оказалась семья с ребенком.

Экономическая помощь -- это ряд мер, направленных на материальную поддержку нуждающейся семьи с ребенком (наз-начение пособий, пенсий, разовых денежных выплат, покупку одежды, обуви и т.д.), оказание гуманитарной помощи, органи-зация горячего питания детей, летнего оздоровительного отдыха и т. д.

Правовая помощь -- это система мер, направленных на защи-ту прав детей и подростков в суде, в широкой социальной среде: от официального уровня до кругов неформального общения. Она предполагает знакомство с правами и обязанностями детей и подростков, обеспечение юридических гарантий, которые предостав-ляют каждому ребенку возможности для реализации его прав.

Медицинская помощь -- комплекс мер, направленных на восстановление здоровья детей и подростков: оздоровление, вакцинация и витаминизация. Помимо этого, она включает профилактику социальных болезней (туберкулез, ВИЧ, СПИД, ряд инфекцион-ных болезней, алкоголизм, наркомания и токсикомания), а также предупреждение вредных привычек и асоциального поведения (проституция, половые извращения и т. д.).

Можно выделить также дополнительно следующие моменты работы с неблагополучной семьей:

Превентивная работа, направленная на предотвращение или
профилактику проблем, которые могут нарушить нормальную
жизнь семьи.

Необходимо помогать строить отношения в семье, уметь взаимодействовать с членами семьи, строить отношения в семье при отсутствии одного из членов семьи (отца, матери), брать на себя ответственность за нормальную жизнь семьи.

Приход разведенных родителей на выходные дни -- «воскресный папа» или «воскресная мама», а также бабушка и дедушка -1
поможет ребенку научиться строить отношения в реальной ситуации.

Необходимо также выделить в работе с неблагополучными семья-ми два вида услуг: поддерживающие услуги (для семей, которые еще могут справиться со своими проблемами) и защищающие услуги (для семей, которые не могут справиться со своими проблемами и им необходимо помочь.

2.3. Содержание и опыт работы социальных служб по социальной защите и помощи семьям в КБР

В деятельности социальных служб КБР особое внимание обращается на оказание социально - бытовых, социально - правовых услуг и материальной помощи; проведение социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В этом плане большое значение имело принятие ряда нормативно - правовых актов по определению статуса социальной службы предприятия или учреждения, независимо от формы собственности, предоставляющие социальные услуги, или граждан, занимающихся предпринимательской деятельностью по социальному обслуживанию населения без статуса юридического лица. Реализация активной политики в этом направлении требует внедрения новых механизмов и технологий, форм и методов. Поэтому велись поиски по созданию учреждений социального обслуживания семьи, женщин и детей нового типа, способных оказывать им широкий спектр социально - экономических, психолого-педагогических, медико-социальных услуг.

Так, в сентябре 1996 года был открыт территориальный Центр социальной помощи семье и детям в Урванском районе, рассчитанное на 60 мест.

Опыт социального обслуживания семьи и детей в Урванском районе КБР интересен тем, что здесь предпринимается попытка применить комплексный подход в работе с семьей и детьми, учитывая менталитет населения, национальные и религиозные особенности региона и потребности семьи в сегодняшних условиях [26,92].

Особенностью этого типа учреждений является многопрофильность и многофункциональность по видам оказываемых услуг и перечню категорий населения, которым эти услуги предоставляются. В Центр принимаются дети в возрасте от 7 до 14 лет из малообеспеченных, неполных, неблагополучных семей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях.

Специфика контингента детей, небольшие сроки их пребывания в отделении требуют от специалистов чрезвычайной гибкости и изобретательности, высокой общей и профессиональной культуры, активного поиска форм организации работы.

Структура центра включает следующие подразделения:

отделение первичного приема информации и прогнозирования. Специалистами этого отделения разработана и внедрена система статистических показателей, характеризующих уровень социального обслуживания семьи и детей районов и прогнозирующая их потребности в социальной помощи;

· отделение медико-социальной помощи, предназначенной для содержания детей из семей, где имеются лица с нарушением психологического здоровья, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, прошедшие курс лечения, консультирования по медико-социальным вопросам;

· отделение психолого-педагогической помощи, где проводят психолого-педагогическую реабилитацию и коррекцию детей из семей из с неблагоприятными психологическими условиями;

· учебная часть, в которой организовано обучение по программам национальной школы.

Кроме психолого - педагогической и социальной реабилитации. решаются проблемы дальнейшего жизнеустройства каждого ребенка.

Одновременно с функциями социального приюта, Центр осуществляет социальный патронаж семей с асоциальным поведением, проводит консультативную работу с родителями так называемых “трудных” детей.

Важным отличием центра от других типов учреждений является его направленность на профилактику, предупреждение разных видов семейного неблагополучия.

Работа с семьями ведется по следующим направлениям. Разработана комплексная программа “Подросток” по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, около двух лет реализуется программа “Семья”, в рамках которой открыты при Центре социальные мастерские, где различные клубы: ”Надежда”, ”Гармония”, “В кругу друзей”, ”Поддержка которые учат подростков азбучным истинам, знакомым их ровесникам из благополучных семей с раннего детства, формирует элементарные навыки общения с противоположным полом, учат практическим навыкам, необходимым в семье, способам выхода из конфликтной ситуации и т.д.

Специалистами Центра уделяется большое внимание раннему выявлению неблагополучных семей с целью изучения их условий жизни, оздоровления их морально - психологического климата, оказания реальной помощи и поддержки.

Эффективно работает “телефон доверия”. Кроме того, что оказывается консультативная и экстренная психологическая помощь, по сигналам, поступившим на его номер, специалисты часто выезжают на места для решения проблем, с которыми столкнулись ребенок и его семья.

В условиях недостаточной информированности населения, о деятельности такого типа учреждений и мерах реализуемых государственной службой в этом направлений, актуальна деятельность Центра в плане пропаганды идей укрепления поддержки семьи и детства, освещения в средствах массовой информации мер социальной помощи семье и детям. Для реализации этого направления Центр сотрудничает с местной газетой “Маяк”, местным телевидением.

О степени эффективности деятельности Центра свидетельствуют следующие показатели:

- за время своего функционирования Центром в Урванском районе было обслужено стационарно более 2,5 тысяч детей, в том числе 75 - из неблагополучных семей, 148 - из семей “группы риска”. Около 95% детей и подростков, прошедших психолого - педагогическую, медико - решена проблема жизнеустройства более 100 детей, по тем или социальную реабилитацию в Центре, вернулись в семью иным причинам, не имеющим возможности проживания в семье по сравнению с предыдущими годами в районе отмечено значительное снижение преступности среди несовершеннолетних, в Урванском районе практически нет безнадзорных и беспризорных детей.

Деятельность Центра по социальной работе с семьей и детьми получила оценку и признание, как на местном так и на Федеральном уровне. В 2002 году ему присвоен статус Базового экспериментального Центра социальной помощи семье и детям Министерства труда и социального развития Российской Федерации.

Вошла в практику работы организация специализированных заездов детей - сирот и детей, находящихся в школах - интернатах, в РДРЦ “Радуга”.

Главной задачей центра “Радуга” является реабилитация утраченных возможностей и функции организма и социальная адаптация ребенка к условиям проживания, что является неотъемлемой частью медико-социальных мероприятий, направленных на охрану здоровья подрастающего поколения.

Реабилитация детей с ограниченными возможностями является одной из первоочередных мер по выполнению положении Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, а также разработке и реализации основных направлений государственной семейной политики Российской Федерации. Эффективность и качество реабилитации определяется уровнем подготовки кадров, имеющих специальные и профессиональные знания, опытом работы, уровнем оснащения учреждения и многими другими параметрами. Работа детского центра направлена на медико-восстановительное лечение и психолого-педагогическую реабилитацию детей - инвалидов, сирот, детей из неполных и многодетных семей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, детей с различными заболеваниями, состоящими на учете по месту проживания.

В центр ежемесячно поступает 310 детей в возрасте с 7 до 14 лет, из которых 85 могут находиться в центре с матерями. В среднем в году в реабилитационном центре проходят курс лечения около 4340 детей. Все они осматриваются врачами различных специальностей (педиатр, ортопед, невропатолог, окулист, стоматолог, психотерапевт) [26,124].

Реабилитационный центр состоит из двух спальных корпусов по 160 мест в каждом, лечебного корпуса, оснащенного современными диагностическими и лечебными кабинетами, кабинетами функциональной диагностики, ультразвуковой допплерографии сосудов головного мозга, компьютерной диагностики заболевании глаз, физиотерапии, подводного массажа, лечебной физкультуры, механотерапии, лазеротерапии. В центре имеются сауна, ингаляторий, грязевые и йодобромные ванны, для больных с аллергозами применяется спелеолечение в специально оснащенной спелеокамере.

Во всех перечисленных подразделениях работают квалифицированные специалисты, дети имеют возможность получить консультации опытных докторов и кандидатов наук нашей республики.. В РДРЦ применяются новейшие технологий лечения и профилактики различных заболеваний.

Весь комплекс реабилитационных работ осуществляют врачи, воспитатели, педагоги, психологи, социальные работники, культработники. В центре созданы условия для непрерывного учебного процесса по всем предметам школьной программы. Так в центре имеются библиотека из 4700 книг, и ведется различная кружковая работа по интересам ребят. Тесная связь, преемственность являются основными принципами организации всех компонентов реабилитации.

Психолого-возрастное консультирование позволяет отслеживать возникновение кризисной ситуации, что отрицательно сказывается на детском самочувствии, а своевременное устранение этих факторов создает позитивные условия для оздоровления детей.

Психологическая служба позволяет контролировать грубое или неустойчивое поведение ребенка, осуществлять своевременную ориентацию родителей, учителей, воспитателей, опекунов и других лиц, участвующих в воспитании.

Тесная связь лечебного процесса с психолого-педагогическим воздействием помогает более эффективному применению медико-социальных мер по охране, профилактике и реабилитации детского здоровья.

Деятельность РДРЦ демонстрирует определенную структуру, элементы которой, имея специфические свойства, образуют целостное единство, направленное на оказание реабилитационной помощи детям. В последнее время постоянно расширяется сфера деятельности социальных служб, происходят структурные и кадровые изменения, внедряются новые формы и виды работ, увеличивается ее объем, растет напряженность труда соцработников. Открываются новые отделения и службы срочной помощи, развивается сеть социальных учреждений. Совершенствуется структура, расширяются виды и формы социально - бытового и медицинского обслуживания граждан пожилого возраста, инвалидов и других категорий населения, нуждающихся в социальной поддержке.

Следует отметить также, что в течение 1996 года удалось более чем в 2 раза увеличить число отделений социальной помощи на дому и довести их количество до 32, а также создать 6 служб срочной социальной помощи. Действуют Майский и Эльбрусский Центры социального обслуживания с отделениями дневного пребывания. В городе Прохладном, кроме Дома пожилого человека, открыта и служба срочной помощи.

С учетом местной специфики в основном получили распространение полустационарные и нестационарные формы социального обслуживания, как наиболее экономичные и приближенные к реальным нуждам пожилых граждан, что позволяет последовательно реализовать принцип индивидуального подхода, адресности, обогащать состав предоставляемых услуг. Работа по выявлению лиц страдающих от жестокого обращения в семье, нуждающихся в социально - бытовых услугах и материальной помощи, ведется постоянно [4,164].

Необходимо сказать, что в современных условиях обеспечение устойчивой работы органов и учреждений социальной защиты населения, достижение позитивных результатов и выполнение возложенных задач возможно только при условий выдвижений на первый план вопросов совершенствования стиля и методов социальной работы, обобщения и эффективного использования накопленного опыта, ориентации на системный подход к разрешению возникающих проблем. Это связано в первую очередь, с повышением общего интеллектуального и профессионального потенциала системы социальной защиты населения посредством отбора кадров и обеспечения подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов всех уровней. Специфические, часто экстремальные условия работы предопределяют необходимость уделять достаточно внимания формированию духовно - нравственного облика социальных работников, учитывая морально - психологические качества, готовность к исполнению профессиональных обязанностей и служебного долга [4,166].

Министерство принимает возможные организационные и практические меры по реализации в республике законодательных и нормативно - правовых актов РФ и КБР, направленную на социальную защиту граждан, сохранение видов и объемов, установленных семьям и детям, а также другим категориям населения социальных льгот. Нуждающимся в санаторно-курортном лечении, через райгоруправления социальной защиты населения бесплатно выдаются путевки в местные санаторий и здравницы Кавказских Минеральных Вод.

В республике, на фоне стойкой тенденции ухудшения важнейших социально-гигиенических и социально-экономических показателей здоровья, наблюдается резкое увеличение абсолютной численности инвалидов.

В связи с этим остро обозначилась проблема проведения в республике мероприятии по комплексной реабилитации детей, для организации которой существует соответствующая законодательная и нормативно-правовая база федерального уровня (Федеральный Закон “О социальной защите детства в Российской Федерации”, Указ Президента РФ от 1 февраля 1996 г. № 1011 “О мерах по обеспечению государственной поддержки семей и детей”). Назрела необходимость создания общедоступной системы медико-социальной реабилитации, обеспечивающей удовлетворение круга специфических потребностей человека, возникающих в связи с домашним насилием и способствующей реинтеграции их в общество.

Реабилитация детей подвергшихся семейному насилию - сложный, многоэтапный процесс, являющейся составной частью системы охраны общественного здоровья, который можно осуществлять только на базе специализированных учреждений, сеть которых в настоящее время успешно функционирует на территории Российской Федерации.

В настоящее время в республике уже создана подведомственная Министерству труда и социального развития КБР государственная служба медико-социальной работы. Принципы организации и содержание деятельности учреждений медико-социальной работы направлены на реализацию принципиально новых подходов к определению инвалидности, выявлению у освидетельствуемых лиц и других ограничений жизнедеятельности, кроме нарушения трудоспособности.

В республике разработана Республиканская целевая программа по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры на 1997 - 2000 гг., реализация которой должна обеспечить повышение качества жизни и социально - средовую адаптацию граждан;

формирование организационных, правовых, социально - экономических условий для осуществления мер по упрочению социальной защищенности граждан;

совершенствование законодательной и нормативно - правовой базы в области социальной защиты населения;

дальнейшее продвижение к более полному обеспечению социальных гарантий и удовлетворению жизненно - важных потребностей граждан;

развитие социальной инфраструктуры, обеспечивающей предоставление помощи и услуг слабозащищенным категориям и слоям населения;

приоритетность решения проблем наиболее уязвимых категорий населения, смягчение проявлений малообеспеченности и улучшение социального самочувствия граждан;

дифференциация подходов к разрешению проблем различных категорий и групп населения на основе учета факторов социального риска и адресность при предоставлении социальной поддержки;

развитие системы социального обслуживания пожилых людей, инвалидов и детей из неблагополучных семей с учетом поддержания общественно нормального уровня доступности и достаточности помощи и услуг, внедрение эффективных моделей социального обслуживания;

обеспечение гарантированного государством минимума предоставляемых пожилым людям и инвалидам услуг с тем, чтобы поддержать достаточный уровень жизнедеятельности, создать благоприятные условия для реализации их прав и законных интересов, участие в общественной, экономической, культурной и духовной жизни;

создание новых учреждений социального обслуживания и осуществление эффективных мер по дальнейшему укреплению материально - технической базы действующих учреждений, оснащение их техническими средствами, облегчающими уход, технологическим оборудованием и инвентарем;

решение вопросов льготного торгового и бытового обслуживания ветеранов, инвалидов, многодетных семей;

осуществление мер по обеспечению профессиональной реабилитации и занятости лиц, нуждающихся в социальной защите;

улучшение организации и обеспечения подготовки специалистов, занятых в сфере социальной защиты населения, предоставление социальной помощи и услуг лицам пожилого возраста, ветеранам, инвалидам и другим категориям граждан.

Изучение опыта работы учреждений социальной помощи семье и детям свидет подростков, созданию условий для оказания помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию и снижению социальной напряженности в обществе.

В республике назрела необходимость создания единого реабилитационно-воспитательного пространства. Расширение сети детских учреждений, подобных РЦ “Радуга” поможет решить множество задач по укреплению и охране детского здоровья. Все это нужно сегодня для оказания своевременной и оперативной помощи и поддержки детям, которые нуждаются. Право человека на здоровую и счастливую жизнь должно оставаться основным принципом деятельности всех структур и служб.

Заключение

Девиантное поведение в семье как вид социальной активности следует анализировать с использованием методологического инструментария теорий, социальной девиации, выявляя особые характеристики субъекта, обусловленные возрастными психосоциальными особенностями, спецификой социально-экономического и общественно-политического статуса, социокультурными традициями и динамизмом эмоциональной сферы и тем, что духовный мир, а следовательно, ценностные структуры сознания находятся в состоянии становления.

Следует подчеркнуть, что система служб, занимающихся профилактикой проявления девиантного поведения и неблагополучия в семье, только формируется. Оказанная за счет средств федерального и местного бюджета помощь в основании требуемым оборудованием укрепляет материальную и техническую базу и существенно повышает эффективность работы этих учреждений, улучшает условия проживания в них членов семьи находящихся в трудной жизненной ситуации, создает основу для внедрения совершенных социальных технологий их реабилитации, коррекции и адаптации.

Наметились некоторые сдвиги в разработке научно-методических основ профилактики безнадзорности и правонарушении детей, организации подготовки и повышения квалификации кадров, занимающихся этой работой, так как без этого не возможно решить сложнейшие проблемы предупреждения негативных проявлений в молодежной среде, организации реабилитационной работы с несовершеннолетними и молодыми гражданами.

В целях совершенствования государственного контроля за соблюдением прав членов семьи, профилактики девиантного поведения необходимы:

- ускорение создания законодательной базы, определяющей новые подходы к системе профилактики безнадзорности и правонарушении данной группы лиц, организацию деятельности учреждений, ее составляющих, межведомственного взаимодействия, обеспечение защиты прав и законных интересов молодежи, а также условия предоставления им социальных услуг.

- финансирование в полном объеме и реализации мероприятий целевых федеральных программ.

- разработка перспективного плана действии по ликвидации напряженности в ситуации отклоняющегося поведения в следствии семейного неблагополучия, укрепление межведомственной координации.

- разработка совместных межведомственных нормативных документов, определяющих в рамках существующего законодательства действия региональных и местных органов, учреждений и служб по профилактике и социальной реабилитации лиц девиантного поведения.

- организация выявления лиц с девиантным поведением учреждениями и службами системы профилактики девиации в обществе.

Необходима четкая система органов, обеспечивающих на всех уровнях координацию работы по социальной реабилитации - комиссий по делам семьи и детей, и защите их прав. К огромному сожалению комиссии не могут эту функцию в полной мере реализовать, так как не обладают достаточными правовыми, кадровыми и организационными возможностями. На местном уровне комиссии зачастую отсутствуют, либо их деятельность организуется на общественных началах.

Список использованной литературы.

1. Алексеева Л.С. Неполная семья: состояние и тенденции развития //Отечественный журнал социальной работы№2-М.,2005

2. Алексеева Л.С. Социально-психологическая экспертиза постразводской ситуации неполной семьи как одна из технологии социальной работы //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2005

3. Антонов А.И., Медков В.М. социология семьи- M.,1996г.

4. Арефьева Л.Н. -Малафий, МирсагатоваМ.Н. Организация деятельности специализированных учреждений для несовершеннолетних в новых условиях //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2006

5. Астоянц М.С. Социокультурная детерминация личностных характеристик несовершеннолетнего в условиях депривации //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2005

6. Бадя Л.В. Трудовая помощь населению в дореволюционной России, как метод профилактики бедности и преодоление ее последствий:литорический аспект//Отечественный журнал социальной работы№2-М.,2006

7. Бессонова О.Н. Методика социальной работы с подростками в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних //Отечественный журнал социальной работы№2-М.,2005

8. Блинков Ю.А.,Голубцова Г.В., Дремова Е.Г. Духовные потребности и бытовые условия жизнедеятельности семей, специалистов учреждений социального обслуживания //Отечественный журнал социальной работы№1-М.,2005

9. Васильева В.А. Методические аспекты проблемы бедности и социального неравенства //Отечественный журнал социальной работы№4-М.,2003

10. Витвар О.И. Формирование эффективной мульти-дисциплинарной команды в решении проблем семьи и детства: региональный опыт //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2005

11. Вожжов В.В.,Евстешина О.И. Психологическое здоровье воспитанников и некоторые аспекты организации реабилитационной работы в социальном приюте для детей и подростков //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2006

12. Гаспорян Ю.А. Семья на пороге XXI века - СПб. 1999г.

13. Гидденс Э. Социология. _ М., 1999

14. Гидденс Э. Социология.- М., 1999г.

15. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ-слб.,1998г.

16. Голофаст В.Б. Социология семьи - СПб., 2006г.

17. Гордеева М.В. Роль федеральных целевых программ в улучшении положения детей в Российской Федерации //Отечественный журнал социальной работы№1-М.,2004

18. Давиятова С.В. Ценностные составляющие представления о себе у дезадаптированных подростков //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2004

19. Департамент проблем семьи, женщин и детей - Бюллетень №1- 1996г.

20. Дивицина Н.Ф. Семьеведение. - М., 2006

21. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками - Ростов - н./д-2005г.

22. Жуков В.И. Россия: состояние, перспектива, противоречия развития- М., 1995г.

23. Законы КБР.

24. Зритнева Б.И. Социология семьи. - М., 2006

25. Зумакулов Б.М. Проблемы семьи, материнства, отцовства и детства в условиях рыночной экономики - Нальчик, 1998г.

26. Иванова Л.К. Система визуальной профессиональной подготовки специалистов социальной сферы к социальной работе с семьей //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2004

27. Климантова Г.И. Государственная семейная политика современной России- M., 2004г.

28. Королева Г.Н. Взаимодействие с сетью социальных контактов ребенка и его семьи //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2005

29. Курбанова С.В. Социологический анализ эффективности социальной работы по адаптации несовершеннолетних с отклоняющимся поведением //Отечественный журнал социальной работы №1-М.,2006

30. Курбанова С.В. Теоретико-методические основы социальной дезадаптации детей и подростков //Отечественный журнал социальной работы№4-М.,2005

31. Лазарев А.И.,Блинков Ю.А.,Голубцова Г.В. Трансформация института современной семьи: проблемы семейной социализации //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2004

32. Лодкина Т.В. Социальная педагогика: защита семьи и детства - М., 2003г.

33. Манукян Э.А. Центры семьи: о чем говорят цифры //Отечественный журнал социальной работы №2 - М.,2006

34. Олифиренко Л.Я., и др. Социально - педагогическая поддержка детей группы риска. - М., 2002

35. Оптимальные модели отганизации деятельности центров социальной помощи семье и детям / Под.ред. Матвиенко И.В. - М., 2003

36. Осипова И.И. Установление контактов с семьей в процессе патронажа; методики и технологии //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2005

37. Основы социальной работы/ Под ред. Басова Н.Ф.- М., 2004г.

38. Основы социальной работы/ Под ред. Павленок П.Д.

39. Першикова В.В. Социальный патронаж семьи помощь родителям и детям //Отечественный журнал социальной работы №1-М.,2006

40. Приступа Е.Н. Социальная дезадаптация как развитие ребенка //Отечественный журнал социальной работы№4-М.,2005

41. Россииская энциклопедия социальной работы т.№1, 2.- М ., 1997г.

42. Рыбинскии Е.М. Управление системой социальной защиты детства: Сойиально- правовые проблемы - М., 2004г.

43. Савина Л.И., Что происходит с семьей: теоретические и практические ответы // Отечественный журнал социальной работы №4-M., 1996г.

44. Сергеева Е.А.Оценка потребностей уязвимых семей в социальной помощи / /Отечественный журнал социальной работы№1. М-2006

45. Смирнов С.Н. Региональные аспекты социальной политики. - М., 1999

46. Cорвина А.С. Специфика социальной работы с различными группами населения // Отечественный журнал социальной работы №2-М,1995г

47. Социальная педагогика. / Под ред. М.А. Гологузовой. - М., 2000

48. Социальная работа по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Орловской области. Региональный опыт. -М., 1996.

49. Социальная работа. Введение в профессиональную деятельность/ Под ред. Козлов А.А.- М., 2005г.

50. Социальная работа: вопросы и ответы/ Под ред.

51. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. М.А. Новиковой. -М., 1999.

52. Социальное обслуживание семьи и детей: нормативно-правовые акты: Сборник нормативных документов. Государственный НИИ семьи и воспитания. - М., 2001

53. Социология / Под ред. А.Н. Елсукова. -М., 1994.

54. Татидинова Т.П. Россия - 20-х гг. ХХ соотношение: исследование причин и состояния девиантного поведения // Юрий - правовведение. 2001, №1.

55. Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы международной научно- практической конференции 30 ноября- 1 декабря 2000г.- СПб., 2001г

56. Теоретическая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями. - 2000 г.

57. Теория и методика социальной работы Т.№1,2. М., 1994г.

58. Теория и методика социальной работы Т.№2- М., 1994г.

59. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т. №1- Тула,1993г.

60. Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт. Т.№2- Тула, 1993г.

61. Теория социальной работы/ Под ред. Холостова Е. И.- М., 1998г.

62. Тощенко Ж.Т. Социология, -М., 1999.

63. Фирсов М.В. Социальная работа: теория, история и общественная практика- М., 1997г.

64. Фирсов Ю.Г., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. -М., 2001.

65. Хижаева Т.М. Роль социально-трудовой реабилитации в социализации личности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации //Отечественный журнал социальной работы№3-М.,2003

66. Холостова Е.И. Социальная работа- М., 2004г.

67. Хубиев Б.Б. Семья как объект социологического исследования - Нальчик, 2003г.

68. Хухлина В.В. Семья и дети в зеркале статистики //Отечественный журнал социальной работы №1- М.,2005

69. Шахзадова Н.В. Социальная работа как средство профилактики девиантного поведения подростков. - Нальчик, 1999.

70. Шилунова Ж. Социальная справедливость и девиантность // Рубеж, №13-14, 1999.

71. Шихирев А.Н. Жить без алкоголя? Социально-психологические проблемы пьянства и алкоголизма. -М., 1988.

Array

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты