Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения
Один из ведущих исследователей злоупотреблений по отношению к детям Дэвид Финкельгор высказал предположение, что такая интерпретация позволяет выявить некоторые социальные и психологические факторы, зная которые, можно уменьшить сексуальную эксплуатацию детей.
Во-первых, мужчины могли бы испытывать чувства близости и привязанности в не связанных с сексом отношениях, таких, как дружба между мужчинами и воспита-ние детей. Во-вторых, можно перестать рассматривать гетеросексуальный секс как основной критерий мужской полноценности. В-третьих, мужчинам следовало бы на-учиться получать удовольствие от сексуальных отношений, основанных на равенстве. Мужчины, которые чувствуют себя нормально, общаясь с женщинами одинакового с ними уровня самостоятельности и компетентности, с меньшей вероятностью станут эксплуатировать в сексуальном плане детей. Когда изменятся отношения мужчин с женщинами, тогда изменятся и их отношения с детьми [38, 22].
Таким образом, жестокое обращение в семье может иметь множество последствий, и чтобы предупредить их, нужно вовремя выявить факт семейного насилия, и если стало известно о жестокости в отношении членов семьи, то вовремя начать «работу» семьей, помочь жертве и агрессору. Факт насилия в семье выявляется с трудом в силу разных причин: нежеланием и отчасти неспособностью пострадавших обратиться в правоохранительные органы, нежеланием и неспособностью правоохранительных органов обеспечить реальную защиту пострадавших, слишком маленький возраст жертвы, страх последствий выявления наказания, боязнь еще большего наказания, презрение окружающих.
Однако изменения во внешнем облике человека, в его поведении или отклонения в состоянии здоровья в ответ на жестокое обращение позволяют заподозрить, что он переживает насилие или им пренебрегают.
Проще заметить следы физического насилия, которые отличаются от последствий случайных травм тем, что они, как правило, множественные, имеют разнообразный характер и находятся на разных стадиях развития. Дети, страдающие от домашних побоев, часто приходят с синяками в класс или детский сад после выходных, праздников или после некоторого перерыва, когда проходит наиболее острая стадия повреждений.
Там, где детей бьют, о них, как правило, и не заботятся. Поэтому они выглядят неопрятными, плохо одетыми, на коже могут быть сыпи, чесотка, а также педикулез.
Дети, длительно находившиеся в условиях жестокого обращения, как правило, ниже ростом, физически слабее и психически менее развиты, чем их сверстники.
В ответ на физическое или психическое насилие у детей могут формироваться следующие личностные и поведенческие особенности:
· пониженное настроение, которое у детей проявляется печальным выражением лица, безразличием к окружающему, у более старших детей наступает депрессия; расстройство сна, нарушение аппетита;
· неусидчивость, неспособность сосредоточиться на чем-то интересном;
· агрессивность, жестокость по отношению к другим детям или животным;
· чрезмерная уступчивость, угодливость и заискивание;
· плохая успеваемость, трудности в усвоении школьной программы;
· лживость, склонность к воровству, другим антиобщественным поступкам;
· раннее приобщение к курению, употреблению алкоголя и наркотиков;
· формирование вредных привычек.
Следует отметить, что дети, как привило, стараются скрыть факты физического и особенно сексуального насилия.
Опыт показывает, что в случае разоблачения насильника, его вина частично перекладывается на жертву. Страх недоверия, наказания, обвинения в недостойном поведении, брезгливого отношения окружающих - все это не способствует тому, чтобы дети рассказывали взрослым и происходящем с ними.
Но по следующим признакам взрослые могут догадаться о том, что ребенок подвергается сексуальному насилию:
- отсутствие доверия к взрослым, особенно к насильнику;
- нежелание возвращаться домой, если насилие происходит дома;
- отсутствие или небольшое число друзей, редкое участие в общих играх;
- жалобы на боли в животе, без видимой причины;
- нарушение сна, ночные кошмары, недержание мочи;
- возврат к поведению, характерному для детей более раннего возраста;
- побеги из дома;
- попытки суицида, нанесение самоповреждений и т.д. [45, 59]
Помочь ребенку, попавшему в такую ситуацию, можно лишь поняв его беспокойство и проблемы, установив доверительные отношения с ним. Если же речь идет о взрослых жертвах насилия, то здесь большая ответственность за разрешение ситуации возлагается на самого пострадавшего, т.к. только он сам может принять решение об обращении в милицию, в специализированный центр или убежище, в социальные службы, действующие в данной местности.
1.3. Асоциальное поведение родителей как фактор отклоняющегося поведения детей.
Характеристика неблагополучных семей, т. е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна -- это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, где родители ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают детей, запугивают их «для их же блага», не созда-ют условий для нормального развития и т. д. Семейное неблагополу-чие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентации.
Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, не-умении строить свою жизнь. Тяжелые последствия вызывают нака-зания, которые используют родители с применением силы.
В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Психологами давно доказано, что большин-ство родителей, у кого трудные, проблемные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. На Основании многих фактов психологи пришли к выводу, что стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запе-чатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще и дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став и взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения И поколение происходит социальное наследование стиля отно-шений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.
По данным исследований, в том числе и наших, анализ контингента детей, которые попадают в социально-педагогическую систему поддержки и помощи, показывает, что все они перенес-ли всякого рода стрессовые ситуации. По мнению медиков, психологов, психиатров, психотерапевтов, дети, перенесшие стрессовые ситуации, отличаются своим поведением от обычных детей. Специалисты склонны называть это поведение патологией. Под кинологией поведения понимается непринятый в данной культуре щи поведения, вызывающий страдания, страх, боль, горе у других людей.
Стрессовые ситуации, из которых ребенку трудно выпутаться, как правило, негативно влияют на нормальное функционирова-ние всего организма. Они вызываются многими причинами -- ут-ратой любимого, близкого человека, разводом и повторным бра-ком родителей, хроническими заболеваниями, продолжительной психической угрозой, сексуальным насилием и его последствия-ми, драками, скандалами, последствиями дорожно-транспортных происшествий, войнами, стихийными бедствиями и катастрофа-ми и т.д.
Сила переживания человеком стрессовых ситуаций зависит от того, как эти события и обстоятельства им воспринимаются и интерпретируются. Дети не могут регулировать силу пережива-ний. Переживания стрессовых ситуаций оставляют значимый след и психике ребенка, и чем он меньше, тем сильнее могут быть последствия переживаний. Причиной стресса может быть и ситу-ация, при которой негативное влияние не обязательно сильно, Но переживается так же сильно, как и угрожающее, опасное для жизни. Накопление стрессовых ситуаций со временем либо приведет ко многим проблемам, либо помогает обрести гибкость, ибо зависит от возраста человека и его умения противостоять трудностям.
Чем меньше ребенок, тем труднее складывается для него ситу-ация развития в неблагополучной семье, где постоянные ссоры между родителями, несогласие с другими членами семьи, физи-ческая агрессия, так как это способствует появлению чувства не защищенности, беззащитности. В семьях, где преобладает напря-женная, угнетающая и тревожная обстановка, нарушается нор-мальное развитие чувств детей, они не испытывают чувства люб-ви к себе, а следовательно, и сами не имеют возможности его проявлять.
Наиболее сильное влияние оказывает на ребенка ситуация, когда семья находится на грани распада, -- дети чутко улавлива-ют даже скрытую враждебность, взаимное безразличие родите-лей, взаимные обиды. Обычно дети имеют привязанность к обоим родителям и переживают страх из-за возможности потерять их, а вместе с ними и чувство собственной безопасности.
Очень сложно складывается психологическая обстановка для развития ребенка, лишенного родительской любви, отторгнутого собственными родителями, переносящего оскорбления, издева-тельства, насилие, побои, голод и холод, отсутствие одежды, теп-лого жилья и т.д. Ребенок в таких ситуациях пытается сам изме-нить свое душевное состояние (вырывает волосы, грызет ногти, суетится, «эффект зализывания ран», боится темноты, ему могут сниться кошмары, он ненавидит людей, которые его окружают, ведет себя агрессивно).
Тяжело сказывается на психическом развитии детей жизнь и неблагополучной семье, но еще тяжелее переживается ими отрыв от семьи, даже самой плохой. По данным Психологического статута РАО (1990), по своему психическому развитию дети, вос-питывающиеся без попечения родителей, отличаются от ровесни-ков, растущих в семье. На протяжении всех ступеней детства -- от младенчества до взрослости -- психическое развитие и здоровье таких детей имеет ряд негативных особенностей.
Как показывает опыт работы с детьми данной категории, ре-бенка любого возраста (раннего, дошкольного, подросткового) невозможно подготовить к перенесению отрыва от семьи. В случае лишения родительских прав детей изымают из семьи, лишают связей с родными, близкими, обрекают на болезненные проце-дуры. Можно говорить о том, что изъятие ребенка из неблагопо-лучной семьи является травмой, а нарушения, развивающиеся после пережитой психологической травмы, затрагивают все уров-ни человеческого функционирования (личностный, межличност-ный, социальный, физиологический, психологический, сомати-ческий и т.д.), приводят к стойким личностным изменениям.
Переживания травматических ситуаций или событий повто-ряются и внедряются в сознание, постоянно вспоминаются деть-ми. Это могут быть образы, мысли, повторяющиеся кошмарные сны, чувства, которые соответствуют переживаниям во время травмы, негативные переживания при столкновении с чем-то напоминающим событие, физиологическая реактивность, про-являющаяся в спазмах желудка, головных болях, проблемах с том, раздражительности, вспышках гнева, нарушениях памяти и концентрации внимания, сверхбдительности, преувеличен-ном реагировании.
Психика «сживается» с переживаниями травмы, приспосабли-вается к ней. Симптомы травматических переживаний в виде пси-хических отклонений являются способом выживания [34, 56].
Жизнь ребенка вне семьи приводит к появлению особого пси-хического состояния -- психической депривации (Й. Лангеймер и Матейчик). Это состояние возникает в особых жизненных ситуациях, когда человеку не предоставляется возможности удовлет-ворять некоторые основные психические потребности в течение длительного времени. У детей, воспитывающихся вне семьи, про-исходят изменения в личности, т.е. возникает личностная депривация, которая способствует формированию негативных лич-ностных качеств и образований.
В последние двадцать лет за рубежом и в России выполнен ряд исследований, которые показывают, что на развитие ребенка особенно пагубно влияет отсутствие матери (материнская депривация). Помимо этого фактора обнаружены и другие (сенсорная депривация -- обеднение среды, ее сужение; социальная -- умень-шение коммуникативных связей с окружающими людьми; эмо-циональная -- снижение эмоционального тона при взаимоотно-шениях с окружающими; психическая -- невозможность удовлетворения основных потребностей).
Опыт работы с детьми, попавшими в детские дома, приюты, школы-интернаты, кризисные центры, т.е. оставшимися без по-печения родителей, показывает, что трудно выделить тот вид депривации, который оказывает наиболее сильное, а иногда и па-губное влияние на психическое развитие ребенка. Чаще всего можно наблюдать картину, когда все факторы депривации проявляются имеете.
Подробно остановимся на самом главном факторе, который оказывает огромное влияние на образ жизни ребенка и его психи-ческое развитие: родительский дом -- отец, мать, другие взрос-лые (члены семьи или близкие родственники), окружающие ре-бенка с момента его рождения. Ребенку свойственно копировать поступки, способы выражения мыслей и чувств, которые он на-блюдает у родителей в первую очередь. Ребенок учится жить, под-ражая родителям, членам семьи, с раннего детства стремится за-воевать одобрение родителей тем, что он ведет себя и думает так, как этого хотят родители, или же, наоборот, он отвергает их цен-ности. Образ жизни родителей оказывает на детей такое сильное воздействие, что на протяжении всей жизни они вновь и вновь возвращаются к его повторению. Большая часть усвоенного деть-ми в семье опыта жизни переходит в подсознание. Подсознатель-ная программа «наследия предков», заложенная в человеке семь-ей, действует в течение всей жизни и формирует жизненные цели, определяет устои, убеждения, ценности, умение выражать чув-ства. Попадая в трудные ситуации, ребенок всегда использует опыт, полученный в семье [34, 91].
Попадая в новые условия, ребенок с особой силой стремится вернуться к прежней жизни, в которой у него есть или была, как ему кажется, родительская любовь. Жизнь в учреждениях, куда попадает ребенок, который брошен семьей, изъят из семьи, не; может заменить ему опыт семьи и родительской любви. Дети по- прежнему продолжают горячо любить своих родителей, свою се-мью, оправдывать поступки и поведение родителей, идеализировать их, мечтать о возвращении к ним. Этим во многом можно объяснить и частые побеги детей из детских домов и интернатов и трудности адаптации к жизни в этих учреждениях, и невоспри-имчивость к воспитательным воздействиям, и закрытость для со-циального опыта, и отсутствие доверия к людям, окружающим их и заботящимся о них. В практике довольно часто бывают случаи, когда дети возвращаются в криминальную семью, невозможную для жизни с точки зрения здравомыслящего человека. Но там на-ходятся их родители!
Опыт работы системы учреждений социально-педагогической поддержки детей и подростков позволил проанализировать и показать, как дети разных возрастов оценивают своих родителей. Чаще они оценивают своих родителей положительно, а осуждают условия жизни, в которых те оказались, или поведение своих родите-лей, вызванное такой средой, но не их самих.
Дошкольники продолжают любить своих родителей, скучают по своим папам и мамам. Многие идеализируют родителей, считают их хорошими, но при этом совершенно не помнят, что это родители их жестоко избивали, насиловали, продавали на ночь, закрывали одних без пищи и т.д. Вспоминая своих родителей, эти дети характеризуют их только с положительной стороны, хотя и погрязли в пьянстве, разврате, превратив свои дома в притоны, криминогенные места.
У детей более старших возрастов оценка родителей ближе к адекватной, реальной. Но надежда на то, что родители изменятся или уже изменились, стали хорошими, всегда живет в их душе. По их представлениям и описаниям, родители изменились сразу же как у них отобрали детей; они-де перестали пить, работают, но ссорятся и т.д. Можно наблюдать, что многие дети смирились с той обстановкой, которая царила в их семье, принимают ее как должную. Это происходит потому, что этим детям сравнить свой опыт жизни в семье не с чем. Тем не менее нередко, не сумев Приспособиться к условиям жизни в семье, дети убегают из дома, начинают бродяжничать, разъезжают в поездах, автобусах и т.д.
Длительное проживание в асоциальных семьях, где царит на-силие и отчуждение, приводит к снижению у детей эмпатии -- способности понимать других и сочувствовать им, а в некоторых случаях и к эмоциональной «глухоте». Все это затрудняет в даль-нейшем воздействие педагогов и других специалистов на ребенка, приводит к активному сопротивлению с его стороны [12,71].
Если ребенок отягощен обстоятельствами жизни, отношения-ми родителей, то он замечает враждебность жизни, даже если об «том не говорит. Сильные впечатления получает ребенок, родите-ли которого занимают низкое социальное положение, не работа-ют, попрошайничают, воруют, пьют, живут в подвалах, в анти-санитарных условиях. Такие дети вырастают в страхе перед жи-знью, они отличаются от других, прежде всего враждебностью, агрессивностью, неуверенностью в себе. Нередко у детей, вырос-ших в таких условиях, на всю жизнь сохраняется низкая само-оценка, они не верят в себя, в свои возможности.
Работа с детьми в учреждениях социально-педагогической под-держки должна строиться по принципу оказания помощи и под-держки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает направления -- оказание помощи ребенку и изменение отноше-ний в семье. Если мы не сумеем изменить отношение к ребенку в семье, обновить ее, изменить ее жизнь, тогда все наши усилия будут напрасны. Выйдя из учреждения социально-педагогической поддержки, ребенок попадает в мир, где живут его самые близ-кие люди -- родители. Лучше всего ребенку жить со своими роди-телями. Никакие учреждения социально-педагогической поддерж-ки (детские дома, приюты, кризисные центры, социальные гос-тиницы и т.д.) не заменят ему дом. И поэтому главная задача всех специалистов -- сделать все, чтобы подготовить ребенка к само-стоятельной жизни, умению выживать в любых условиях, строить новые взаимоотношения с семьей.
Сегодня много говорят об открытии института приемных се-мей. Это перспективная, хорошая форма устройства жизни ребен-ка. Но, тем не менее, всегда нужно помнить, что если ребенок про-живает в приемной семье, необходимо сделать все для того, чтобы он мог общаться со своими биологическими родителями. Это, но многом может изменить и саму неблагополучную семью, и от-ношение ребенка к своим родителям. Можно считать, что возвра-щение ребенка в свою обновленную, измененную биологическую семью -- самый хороший результат работы учреждений социаль-но-педагогической поддержки. Специалисты таких учреждений должны это делать ради ребенка, ибо в центре их внимания всегда стоят интересы детей и только детей 14,15].
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях. И.В.Дубровина, Э.А.Минкова, М.К. Бардышевская и другие исследователи показали, что общее физическое, и психическое развитие детей, воспитывающихся в таких семьях, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замедленный темп психического развития, ряд негативных особенностей: низкий уровень интеллектуального развития, бедные эмоциональная сфера и воображение, и позднее формирование навыков саморегуляции и правильного поведения [46, 215].
Поведение этих детей характеризуется раздражительностью, вспышками гнева, агрессии, преувеличенным реагированием им события и взаимоотношения, обидчивостью, провоцированием конфликтов со сверстниками, неумением общаться с ними.
По мнению зарубежных психологов, причины психологических травм объясняются с точки зрения четырех понятий: смер-ти, свободы, изоляции, бессмысленности. На протяжении жизни у человека вырабатывается психологическая защита в виде базовых иллюзий, таких как чувство собственного бессмертия, простоты устройства мира. Человек не может жить без иллюзии, они помогают ему верить в будущее, находить силы для дости-жения поставленных целей, переживать трудности, противостоять им и т.д.
Все иллюзии очень устойчивы, они есть не только у детей, но и у взрослых. При столкновении в любом возрасте с травматичес-кой ситуацией у человека возникает переживание, которое по-казывает нереальность иллюзий и приводит к разрушению уве-ренности в чем-то. Для детей разрушение иллюзий -- очень болез-ненный момент, который трудно подкрепляется положительны-ми жизненными ситуациями.
Переживание психологической травмы обесценивает усилия ребенка: зачем хорошо учиться, стараться быть хорошим челове-ком, ходить в школу, если это не дает защищенности, если ты никому не нужен. И очень важно, что последует за этим открыти-ем. Если ребенок сможет выйти из мира иллюзий в мир опасный, будет преодолевать трудности, стоящие перед ним, поверит в себя и свои силы, это означает, что он повзрослел, встал на ступеньку выше как личность. Если он не смог преодолеть трудностей, стоящих перед ним, не преодолел барьер иллюзий, и в нем укрепить убеждение в существовании новых, и он пове-рит в них, останется в мире иллюзий и станет жить в придуман-ном мире, останется надолго инфантильной личностью.
Глава 2. Технология социальной работы в оказании и решении проблем неблагополучных семей.
2.1. Семейная политика государства и социальное потранирование, как путь решения проблем семьи.
Семья во все времена постоянно находилась в центре внимания передовой общественной мысли, прогрессивных политических де-ятелей и ученых, начиная от древних философов и кончая совре-менными реформаторами. И это неудивительно. Семья представ-ляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества. Она находится в движении, ме-няется не только под воздействием социально-политических усло-вий, но и в силу внутренних процессов своего развития. Вот почему она является одной из важных сфер и одним из главных объектов социальной работы.
Современная семья переживает сложный этап эволюции -- пере-ход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в се-мейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, по-ложение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное. Это обусловлено объективными процессами из-менения брачно-семейных отношений во всех экономически разви-тых странах, и особенно в Европе, в сторону автономизации семьи, что неизбежно повлекло за собой снижение рождаемости, рост числа разводов и увеличение числа одиноких людей[24,57].
Самостоятельно регулируя семейные отношения, семья несет огромную ответственность за собственное выживание и воспитание полноценных граждан. Наряду с традиционными функциями, связанными с рождени-ем и воспитанием ребенка, с решением повседневных проблем, семья призвана быть надежным психологическим «укрытием», по-могающим человеку выживать в трудных, быстро меняющихся ус-ловиях современной жизни.
Семья как фундаментальный социальный институт сталкивает-ся с непониманием тех сил, которые формируют сегодня процесс ее развития.
Семья выступает в качестве социального института в последней инстанции, обеспечивая своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви, общности и давая возможность делить с другими трудности и радости жизни. Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографической политики явно вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми показывает отношение государ-ства к институту семьи, степень его ответственности за воспроиз-водство населения, готовность поддержать семьи, в которых роди-лись и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации -- подрастающего поколения, будущего страны [24, 65].
Существуют также специфические технологии, предназначенные для оказания помощи семье как таковой.
В настоящее время в Российской Федерации насчитывается не малое количество неблагополучных семей. Существует также типология социального риска, т. е. выявление семей, которые в силу объективных или субъективных - причин находятся в состоянии жизненного затруднения нуждаются в помощи со стороны государственной системы дальнейшей защиты и социального обслуживания. Это семьи беженцев и вынужденных переселенцев; малообеспеченные семьи; семьи с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе «инвалид»), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца; семьи, воспитывающие детей-инвалидов; полные семьи; семьи военнослужащих срочной службы, семьи, ведущие аморальный образ жизни. Возникают новые категории таких семей: (семьи безработных; семьи военнослужащих-контрактников; и, проживающие в неблагополучных регионах; семьи, члены которых работают на предприятиях и в учреждениях, годами не выплачивающих заработную плату. Можно сказать, что комплекс проблем всех типов семей условлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семьи первоначально сосредоточила в себе все основные функций по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, развивает их с другими социальными институтами, в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, мешающий только семье.
Все множество проблем, связанных с современной семье, можно разделить на следующие группы: социально-экономические; социально-бытовые; социально-психологические; проблемы рождаемости и планирования семьи; проблемы семейного воспитания; специфические проблемы семей "группы риска". Социально-экономические проблемы, в этой группе можно отнести проблемы, связанные с пониманием жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в струк-туре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и по-требностями многодетных и молодых семей, государствен-ной системой материальной помощи [27, 89].
Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они, что они по-прежнему остаются основ-ной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них.
Низкий уровень заработанной платы, не обеспечивающих потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставании размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними.
Таким образом, помощь людям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальными частью социальной работы и социальной политики. Однако практика показывает, оказание всеобщей и малодифференцированной помощи, неблагополучным, малоимущим семьям -- это тупиковый путь. Так, в отдельны городках и поселках, где, пособия выплачивались регулярно, развилась так называемая прослойка людей, не работающих и уже не желающих ра-ботать, готовых жить и дальше на мизерные дотации госу-дарства. Гораздо более эффективным мог бы стать активный подход к этим людям, предполагающий их привлечение к любому труду, решение задач социально-психологического характера одновременно с экономическими, и социально-бытовыми проблемами.
К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, с условиями проживания, а также; с потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудно-стями многодетных и молодых семей, государственной сис-темой помощи малообеспеченным семьям. Все они достаточ-но распространены и известны, поэтому нет необходимости прибегать к примерам и статистическим данным. Социально - психологические проблемы. Эта группа включает самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, численности семьи как малой группы, насилия в семье. Как показывает анализ реальной практики центров психолога - педагогической помощи населению, решение проблем социально-психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:
1) оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;
2) социально-правовая работа и социальная педагогика.
Социально-психологические проблемы беспокоят также студентов, безработных, рабочих, пенсионеров, работодателей, домохозяек, инвалидов, дошкольников, различные категорий населения.
Статистика свидетельствует о преобладании консульта-ций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений по поводу отно-шений с друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. Особого внимания требуют запросы, связанные с суицидальными настроениями, насилием алко-голизмом, наркоманией и токсикоманией [45, 26].
Данную проблематику составляют состояние и динамика семейных разводов, их социально-типологические и регио-нальные аспекты, причины разводов, ценности супружества, удовлетворенность браком как фактор стабильности семейного союза, ее социально-психологическая характеристики.
Проблемы этой группы также связаны с состоянием, ди-намикой, факторами рождаемости, ее социально-типологи-ческим и региональным аспектами, а также состоянием и факторами планирования семьи.
Нестабильность семейного образа жизни выражается, прежде всего, в возрастании числа разводов.
Нестабильность семейной жизни проявляется также при постоянном сокращении числа детей на каждую семейную пару. Практически каждая страна, вступающая в индустриальную эпоху, переживает так называемый первый демографический переход, от нерегулируемой к регулируемой рождаемости. Та-кой переход совершается очень быстро, практически на про-тяжении жизни одного поколения, и все попытки помешать этому в виде юридических или религиозных санкций оказы-ваются тщетными. Практика свидетельствует, что в случае запрета легальных современных методов контроля над рожда-емостью зачастую прибегают к нелегальным, архаическим спо-собам, более рискованным и вредным для здоровья женщины. Это вызвано не экономическими, а в первую очередь социальными причинами, так как все прежние внешние побуждения к многодетности (пре-доставление льгот, квартир и т. д.) отошли в прошлое.
Государство контролирует минимально необходимый уровень образования путем установления обязательного для всех среднего в нашей стране), чаще всего бесплатного, образования, но перспективы будущего развития, необходимость спешного социального старта требуют наличия максимально высококачественного образования, которое практически повсеместно, теперь является весьма дорогостоящим. Предпринимаются усилия для разработки теоретического основания мер, которые могли бы вызвать увеличение не нуждаемости, а также для осуществления пронатальной (направленной на увеличение рождаемости) семейной политики, но попытки такого рода до сих пор были безуспешными. В настоящее время нет данных, которые позволили бы сделать вывод о том, необратим ли второй демографический переход или это временный, возможно циклический, процесс и стереотипы семейной жизни вновь возродят модель семьи, имеющей среднее количество детей, или даже мно-годетной семьи.
На фоне общего сокращения рождаемости происходит рост количества внебрачных детей -- сегодня родители почти каж-дого пятого ребенка в нашей стране не состоят в зарегистрированном браке. Отчасти это можно объяснить ослаблением моральных норм и более либеральным отношением к вне брачным детям, иногда это можно рассматривать как индикатор распространения фактических брачных отношений.
В наших условиях такое явление можно также интерпретировать, как стремление минимизировать семью в условиях кризиса: мужчины не считают себя обязанными связывать свою жизнь с женщиной и своим ребенком, хотя порой официально признают себя отцами и более или менее длительное время оказывают материальную помощь ребенку и его матери. Нередко женщины, рожающие вне брака, принадлежат к социально ущемленным слоям населения: мигранты, временные переселенцы, безработные и лица из семьи безработных.
Специалисты учреждений социального обслуживания знакомы уже с таким феноменом, как несовершеннолетние многодетные матери: как правило, подобное свидетельствуй наличии врожденных психических патологий или низком интеллектуальном уровне несовершеннолетней либо об испытываемой ею ранней алкогольной зависимости. Рост рожденных, в том числе внебрачной, беременности-- общемировая проблема, но в России ее усугубляют малообеспеченное, и грамотность, социальные затруднения, в частности являющиеся причиной ранней проституции, дефицит средств, которые общество может выделить на решение проблем. Внебрачные дети чаще других имеют серьезные врожденные дефекты, нарушения здоровья; зачастую они становятся клиентами социальных служб.
Наконец, еще один признак нестабильности семьи образа жизни -- убеждение, что (прежде всего, в наиболее развитых странах мира) значительное количество людей, которые находят удовольствие в таком образе жизни. Складывается специальный рынок для их обслуживания: исследования показывают, что одинокие люди могут тратить на собственное развлечение гораздо большие суммы денег, чем люди, имеющие семью. Подобное существование, допуская возможность влечения устойчивых эмоциональных союзов двух одиночек, решительно исключает только один компонент семейной; жизни -- наличие детей. Анализ положения семьи в современном обществе имеет отнюдь не только теоретическое значение. Объективные тенденции развития семьи влияют на разработку, утверждение и проведение в жизнь семейной политики государства, что включает в себя чрезвычайно масштабный и дорогостоящий комплекс мероприятий. Ошибочные решения в такой сфере могут вызвать отрицательные последствия [27, 96].
Так, убеждение в том, что при помощи довольно применяемой системы экономических и юридических мер (увеличению пособия, более длительный отпуск по уходу за ребенком т. д.) можно влиять на повышение рождаемости, заставит властные структуры прибегать к масштабным программам, что лишь деформирует сложившую демографическую структуру, а вовсе не изменяет стратегию рождаемости.
В данной группе проблемы семьи могут рассматриваться влияние семейного воспитания, типы семей по критерию воспитания, родительские роли, положение ребенка в семье, применения эффективности и просчеты семейного воспитания, и иные проблемы естественным образом связаны с социально - психологическими и проблемами стабильности семьи.
Количество разводов в таких семьях намного выше -- отцы чаще не в состоянии выдерживать постоянные трудно-сти и уходят из семьи. Дети-инвалиды, лишенные квалифи-цированной реабилитирующей и развивающей помощи, иногда несут практически биологическое существование, не полу-чая тех навыков и умений, которые помогут им хотя бы в самообслуживании, если не в трудовом самообеспечении.
Полная малодетная семья, находящаяся в состоянии со-циального или семейного неблагополучия, не относится офи-циально к группе риска, но тоже может нуждаться в помо-щи. Невыплата заработной платы, банкротство предприятий, безработица влияют как на материальное положение, так и на социально-психологическое самочувствие работающих членов семьи. Разрушение стабильности социального стату-са, потеря уверенности в защищенности и незыблемости се-мейного мира отрицательно действуют на взрослых и детей и иногда могут привести к асоциальным реакциям. Сравни-тельно небольшая помощь, оказанная в такой момент семье, не имеющей формальных признаков социального риска, мо-жет помочь ей сохранить стабильность -- в противном слу-чае семья может перейти в категорию неблагополучных.
Семейные проблемы (дисфункциональность семейных свя-зей, патологизация отношений между супругами, между ро-дителями и детьми) не зависят от социального статуса семьи могут быть присущи и обеспеченной, интеллигентной, и малообеспеченной или малообразованной семье. Социальные работники в настоящее время могут оказывать помощь такой семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент кон-фликта или распада, заниматься же профилактикой семей-ных дисфункций, налаживанием семейных коммуникаций в предкризисном состоянии большинство социальных учреж-дений пока не в состоянии. Между тем это одна из важней-ших задач социальной работы стабильного общества. По мере улучшения социальной ситуации в России, когда задачи обес-печения выживания отойдут на задний план, проблемы се-мейной терапии, совершенствования и стабилизации семей-ных отношений займут первое место.
Среди них -- проблема семейной (домашней) жестокости, которая только отчасти связана с внешними социальными трудностями, усугубляясь под влиянием общей психопатологизации социально-психологической обстановки в стране. Се-мейная жестокость служит средством выплеска агрессивнос-ти, накопленной под влиянием психотравмирующих условий существования, на наиболее слабых и беззащитных (в семье это женщины и дети). Она объясняется также традициями, существовавшими ранее, низкой компетентностью в регули-ровании своих психологических состояний, отсутствием на-выков альтернативного снятия отрицательных эмоций.
Однако существует и некоторая личностная предрасположенность к семейному насилию и к тому, чтобы быть жерт-вой насилия: замечено, что женщины, избиваемые мужья-ми в первом браке, нередко подвергаются жестокому обра-щению и во втором браке. Используя технологии стабилизации семейных отношений, социальный работник должен учиты-вать факторы личностного риска, а также варианты, в кото-рых социальная терапия будет неэффективной.
Применительно к семьям различных категорий клиентов: инвалидов, пенсионеров, военнослужащих, беженцев, неблагополучным семьям и т.д. используются различные технологии социальной работы. Виды и формы социальной помощи, цель которых -- сохранение семьи как социального института в целом и каждой конкрет-ной семьи, нуждающейся в поддержке, можно разделить на экстренные, т. е. направленные на выживание семьи (экст-ренная помощь, срочная социальная помощь, немедленное удаление из семьи детей, находящихся в опасности или ос-тавленных без попечения родителей), направленные на под-держание стабильности семьи, на социальное развитие се-мьи и ее членов.
Необходимо более подробно остановиться на ви-дах экстренной помощи при наличии внутрисемейной жесто-кости. Такого рода отношения обычно скрыты от окружаю-щих, но объективные (и довольно сложные в методическом отношении) исследования свидетельствуют о их достаточно большой распространенности (по данным американских иссле-дователей, они характерны не менее чем для 15% всех се-мей). В нашей стране научный интерес к этой проблеме толь-ко пробуждается, однако отдельные данные (бытовые убий-ства и зарегистрированные преступления, свидетельства медиков, педагогов, социальных работников и сотрудников правоохранительных органов) доказывают его возрастание.
Формы жестокого обращения не сводятся к физическому насилию -- это любое насильственное посягательство на личность члена семьи, на его право распоряжаться своими физическими, психическими или иными способностями -- например, запрет общаться с друзьями или соседями, вос-препятствование внедомашней занятости жены, приобрете-нию образования, повышению квалификации, насмешки, ос-корбления, необоснованная критика. Такие поведенческие акты и психологическая атмосфера разрушающе действуют на отношения между членами семьи, их психосоматическое здоровье [45, 24].
Физическое и сексуальное насилие в семье наиболее опас-но для личности, ее здоровья и жизни. Физическим насилием считаются побои, попытки удуше-ния, нанесение ранений, преднамеренные ожоги, укусы, а также умышленное использование отравляющих или психо-тропных веществ и т.д.
Сексуальное насилие по отношению к несовершеннолет-ним детям -- это прикосновения к их половым органам, при-нуждение к половым сношениям, оральному или анальному сексу, мастурбация, демонстрация детям порнофильмов и другие развратные действия. Нередко для принуждения де-тей к развратным действиям используется и физическое на-силие. Однако порой эмоционально отверженные и социаль-но заброшенные дети используют свои сексуальные ресур-сы для "подкупа" взрослых, чтобы привлечь их внимание и получить защиту. Подобное специфическое сексуализированное поведение с трудом поддается коррекции.
Для лиц, переживших физическое и сексуальное наси-лие, характерны длительные депрессивные состояния, при-ступы тревожности, страх прикосновений, ночные кошма-ры, чувство изолированности и низкая самооценка.
Защита более слабых членов семьи, в первую очередь детей, от жестокого обращения в семье -- одна из важней-ших задач социального работника. Порой дети, подвергае-мые жестокому обращению, запуганы или не в состоянии рассказать о том, что с ними происходит, в силу непонима-ния, малолетства, интеллектуально-психических ограниче-ний или по иным объективным причинам. Как правило, та-кой вид поведения скрыт от глаз окружающих. В некоторых случаях свидетельств жестокого обращения (синяков, цара-пин и др.) не остается или они быстро исчезают. Поэтому следует знать прямые и косвенные признаки жестокого об-ращения в семье с детьми: агрессивность, раздражительность, отчужденность, равнодушие, излишняя уступчивость или осторожность, излишняя (не по возрасту) сексуальная осве-домленность, боли в животе непонятной этиологии, пробле-мы с едой (от систематического переедания до полной поте-ри аппетита), беспокойный сон, ночное недержание мочи, кроме того, могут присутствовать подчеркнутая секретность в отношениях между взрослым и ребенком, страх ребенка перед каким-то конкретным членом семьи, явное нежела-ние оставаться с ним наедине [11, 51].
Иногда родители не разрешают ребенку посещать шко-лу, а дети, посещающие школу, почти не участвуют в школь-ных делах, у них мало или совсем нет друзей, они отстают в развитии, плохо учатся. Ребенок не доверяет взрослым, он может попытаться убежать из дома, совершить самоубий-ство. Кроме того, следы побоев, ссадин или ожогов на коже, кровоизлияния в белки глаз, следы крови или спермы на одеж-де могут свидетельствовать о жестоком обращении с ребен-ком в семье.
Совокупность таких признаков должна стать причиной для серьезного исследования ситуации в семье. Участие в этом исследовании специалиста по социальной работе, психолога, врача, иногда сотрудника органа внутренних дел должно дать объективную картину происходящего и помочь пресечь жес-токое обращение с ребенком. Как правило, есть необходи-мость его немедленного удаления из такой семьи и помеще-ния в учреждение социальной реабилитации -- это находит-ся в компетенции местных органов опеки и попечительства. Проявление жестокости по отношению к детям, некорригируемое поведение взрослых могут служить предлогом для возбуждения дела о лишении родительских прав или уголов-ного преследования виновного в жестоком обращении.