В качестве элемента Скаутского Метода поэтапный личностный рост скаутов разработан Баден-Пауэллом. Цель ППР - саморазвитие, раскрытие личностного потенциала ребёнка и молодого человека как автономной личности, готового помочь другим, ответственного, идейного члена местного, национального и международного сообщества.
Задачами ППР является обеспечение для каждого скаута возможности:
- развить внутреннюю мотивацию к личностному прогрессу;
- стать субъектом своего личностного развития;
- развиваться в соответствии со своими интересами, склонностями, способностями и целями Скаутинга;
- осознать достигнутый прогресс и продолжить развитие на его основе.
Участие скаутов в ППР предполагает их личностное развитие, опирающееся на индивидуальные интересы, потребности и возможности детей и молодых людей. В соответствии с ППР личностный рост скаута осуществляется относительно прежних его достижений. Участие в ППР не является соревнованием скаутов друг с другом. «... Программа прогрессивного развития должна быть... стимулирующей, апеллирующей к тем, кому она предназначается. В этом смысле Программа прогрессивного развития должна быть хорошо сбалансированной комбинацией разнообразных мероприятий, которые основываются на интересах участников» [55, с. 4-9].
ППР является планом пошагового прогрессивного развития скаута посредством:
- участия в мероприятиях, предполагающих три вида деятельности (игру, приобретение полезных умений и навыков, общественно полезный труд);
- освоения скаутских специальностей, совершенствования умений и навыков, приобретённых в каждой из них.
«... скаутская программа должна формулироваться в форме ППР, сориентированной на удовлетворение потребности в поэтапном и гармоничном развитии молодёжи и детей. ...При хорошей комбинации разнообразных мероприятий игры, полезные навыки и общественно полезный труд являются тремя главными разделами разрабатываемой ППР. Гармоничная комбинация мероприятий, соответствующих трём главным разделам, предоставляет наилучшие возможности достижения результата при реализации ППР» [55].
ППР предполагает поэтапное освоение скаутом специальностей, относящихся к разным формам деятельности: навыков жизни в природе, организации, оказания первой медицинской помощи и т д. В соответствии со своими интересами, способностями и возможностями скаут выбирает специальности, которыми он хотел бы овладеть, и совершенствуется в овладении ими. Взрослые поощряют скаутов выбрать как можно большее количество специальностей, чтобы они могли открыть новые интересы, способности и развить их.
Помимо индивидуальных интересов и способностей, выбор скаутом специальностей обусловлен необходимостью его участия в жизни, проектах скаутской группы (патруля, отряда). Осваивая ту или иную специальность, скаут приобретает умения и навыки, которые послужат его вкладом в успех группы.
Когда специальности выбраны, скауты начинают работать над выполнением необходимых требований и в результате добиваются определённого уровня мастерства. Участвуя в мероприятиях своей скаутской группы, молодой человек делится приобретёнными знаниями с другими скаутами, помогает им освоить специальности, в которых достиг успеха, и тем самым способствует успеху группы.
ППР определяет воспитательные цели - знания, умения, навыки и социальные установки скаутов во всех сферах их личностного развития для каждого из его этапов. В ППР предусматривается несколько этапов личностного прогресса (разрядов, ступеней) для скаутов каждой возрастной группы. Первый этап предполагает принятие ребёнком или молодым человеком добровольного обязательства, символически выраженного Скаутским Обещанием. Число последующих этапов зависит от возраста скаута. Каждый из этапов длится не более одного года. После прохождения очередного этапа, приобретя новые умения и навыки, скаут может брать на себя большую ответственность в группе. По завершении каждого этапа личностный прогресс скаута оценивается:
- самим скаутом, исходя из изменений, наблюдаемых в нём с момента определения личных целей, и суммы приложенных им усилий;
- другими скаутами к взрослым лидером, исходя из наблюдаемых ими изменений в личности скаута, его поведении, знаниях, умениях и навыках, приложенных усилий и вклада, который был им внесён в жизнь группы.
Скаут может формально перейти на следующий этап личностного роста, когда достигнутые им результаты будут соответствовать требованиям ППР к прошедшему этапу его развития.
Результат, достигнутый ребёнком или молодым человеком в его личностном прогрессе, официально отмечается специальной церемонией присвоения скауту следующего разряда, категории, символом которых может быть значок, нашивка или любое другое осязаемое доказательство его достижения. Успех мотивирует скаута к дальнейшему росту.
2.3. Анализ результатов, достигнутых членами организации в их личностном развитии и степень влияния организации на социализацию личности подростков.
Руководителями и старшими следопытами МДОО «Егорьевский следопыт» в период с февраля 2005 года по март 2006 года было проведено исследование на тему «Роль скаутского движения в социализации личности».
Цель исследования - определить, влияет ли участие в скаутском движении на социализацию личности подростков.
Цель была сформулирована исходя из той гипотезы, что участие подростков в деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт», работающей по скаутскому методу, формирует у детей способности к саморазвитию и самоопределению, помогая тем самым социальному становлению их личности. Основой исследовательской работы стало проведение анкетного опроса по специально составленной анкете. С целью проверки этой гипотезы в общую анкету были включены вопросы об опыте социальной деятельности. Ответы подтвердили нашу гипотезу. Незначительное число подростков в неспециализированной выборке подтвердили наличие такого опыта. Поэтому исследование в больше степени было направлено на анализ личностных установок подростков в связи с их возможным участием в социальной деятельности. Также в исследовании учитывались свободные интервью и групповые обсуждения, проведенные с респондентами.
Само понятие «социальной деятельности», как следует из устных опросов и обсуждений, не является для подростков очевидным, поэтому в анкете мы прямо не говорим об участии в «социальном служении», а раскрываем это понятие через известные им формы общественной активности.
В то же время задача активного включения населения в реализацию целей социальной политики государства и общества является одной из наиболее актуальных в социально ориентированном государстве. Особую значимость такая деятельность приобретает для молодых людей, поскольку способствует раскрытию их личностного потенциала в наиболее восприимчивый период возрастного развития. Зарубежный опыт и прошлый отечественный подтверждают важность активного участия населения в различных видах социального служения - добровольческой, благотворительной, миротворческой, правозащитной и гуманитарной деятельности. В связи с проходящими в современном обществе социальными процессами ценность активного гражданского участия в жизни общества заметно снизилась.
Готовность к участию в жизни других людей, оказание им социальной помощи и поддержки, солидарность и сотрудничество с теми, кто находится в затруднительной ситуации социализации по независящим или мало зависящим от них причинам - важная, базовая ценность личностного развития человека. Одним из условий реализации потребности в личностном взаимодействии и поддержке является организация социальной деятельности. Для нас было важно определиться в том, что такая организация не будет строиться на «пустом месте», что она сможет опираться на личностные установки молодых людей.
Задачи исследования
1. Оценка возможностей подростков для участия в социальной деятельности
2. Исследования интереса подростков к различным формам социальной деятельности
3. Самооценка готовности подростков к участию в социальной деятельности
4. Анализ реального опыта участия молодых людей в социальной деятельности
5. Анализ личностных мотивов молодых людей в связи с оценкой их готовности к участию в социальной деятельности.
6. Сравнительный анализ способностей к саморазвитию и самоопределению у подростков в экспериментальной и контрольной группах.
В исследовании приняли участие молодые люди - учащиеся старших классов Егорьевской городской средней школы № 3 (контрольная группа 10 человек) и члены Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт» (экспериментальная группа 10 человек).
Особенностью респондентов является, то, что все они проживают в одном городе и являются школьниками примерно одного возраста (1990-1991 г.р.).
Первичный опрос был проведён в феврале 2005 года, повторный - в марте 2006 года.
Респондентам были предложены наиболее распространенные виды социальной деятельности: социального патронирования детских домов, социального патронирования пожилых людей, медицинской помощи (службы милосердия в больницах), педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков), социально-психологической поддержки (подростковые психологические службы), экологической защиты, интеллектуального развития (организация и проведение интеллектуальных конкурсов), спортивной, туристической и военной подготовки, творческого развития (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников), досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи), профилактики здорового и безопасного образа жизни, социального краеведения, трудовой помощи (трудовые лагеря и бригады), реставрационные (помощь в реставрационных работах), экскурсионно-паломнические (организация экскурсий), ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел), информационного обеспечения.
Эти формы работы были предложены исходя из анализа существующей практики социальной деятельности подростков в детских и молодежных общественных организациях.
Респондентам давались устные комментарии в случае возникающих затруднений при понимании того или иного вида добровольческой работы. Затем предлагалось оценить по бальной системе оценками от 1 до 9 различные аспекты, связанные с предложенными видами деятельности (Приложение 3).
Респондентам было предложено оценить актуальность каждого из названных видов деятельности в связи с современными потребностями общества.
Подростки поставили следующие оценки, напротив ответа указывается средний бал, здесь и в дальнейшем (см. табл. 1).
Таблица 1
Оценка актуальности
№ п./п.
Вид деятельности
Оценка от 1 до 9
Эксперимент. группа
Контрольная группа
1.
досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)
6,7
6,6
2.
социально-психологическая поддержка (детские и молодежные психологические службы)
5,7
5,6
3.
профилактика здорового и безопасного образа жизни
7,3
6,4
4.
педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)
6,3
5,4
5.
социальное патронирования детских домов
5,8
6,0
6.
экологическая защита
6,4
6,1
7.
интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)
6,0
5,9
8.
творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)
5,9
5,8
9.
информационного обеспечения
5,7
5,8
10.
медицинской помощи (службы милосердия в больницах)
5,6
5,7
Продолжение таблицы 1
№ п./п.
Вид деятельности
Оценка от 1 до 9
Эксперимент. группа
Контрольная группа
11.
спортивной, туристической и военной подготовки
5,8
5,7
12.
социального патронирования пожилых людей
6,0
5,0
13.
реставрационные (помощь в реставрационных работах)
ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел)
4,6
4,8
17.
краеведения
5,0
5,2
В обеих выборках определились лидирующие, по своей актуальности, в представлении молодых людей виды деятельности:
1. досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)
2. профилактики здорового и безопасного образа жизни
3. экологической защиты
4. педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)
5. творческого развития (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)
6. спортивной, туристической и военной подготовки
7. социально-психологической поддержки (молодежные психологические службы)
8. социального патронирования детских домов
9. информационного обеспечения
10. медицинской помощи (службы милосердия в больницах)
На наш взгляд в данном случае на оценку актуальности во многом повлияли представления, полученные из средств массовой информации, где организация досуга молодежи и профилактика здорового и безопасного образа жизни называются в числе основных приоритетов молодежной политики. Характерно также, что ответы указывают на ориентацию подростков не вообще на существующие социальные проблемы в обществе, а, прежде всего на традиционные проблемы подростков.
Однако, анализируя ответы подростков в целом, можно сказать, что возможность для их участия в социальной деятельности существует.
Следующим этапом было исследование интереса подростков к различным формам социальной деятельности
Респондентам было предложено оценить перечисленные виды деятельности в связи с личным интересом. Вопрос звучал следующим образом «Оцени твой личный интерес к участию в предложенных видах деятельности, причем не обязательно как организатора, но и как участника этой деятельности организованной другими» (вопрос уточнялся в устной инструкции).
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Таблица 2
Оценка личного интереса к участию в предложенных видах деятельности
Вид деятельности
Эксперимент. группа
Контрольная группа
1. спортивной, туристической и военной подготовки
7,0
7,1
2. медицинской помощи (службы милосердия в больницах)
7,0
7,0
Продолжение таблицы 2
Вид деятельности
Эксперимент. группа
Контрольная группа
3. творческого развития (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)
6,3
6,4
4. информационного обеспечения
6,1
6,2
5. досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)
6,0
6,0
6. экологической защиты
5,7
5,9
7. профилактики здорового и безопасного образа жизни
5,7
5,7
8. интеллектуального развития (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)
5,6
5,5
9. педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)
5,4
5,5
10. социально-психологической поддержки (молодежные психологические службы)
5,1
5,0
Также для оценки личного интереса респондентам был задан вопрос «Выберите три вида деятельности, в которых Вы готовы участвовать, если Вам это будет предложено». В таблице 3 указано число участников эксперимента, назвавших ту или иную деятельность.
Таблица 3
№
Вид деятельности
Эксперимент. группа
Контрольная группа
1.
спортивной, туристической и военной подготовки
8
7
2.
экологической защиты
4
3
3.
информационного обеспечения
2
3
4.
творческого развития (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)
4
5
5.
социально-психологической поддержки (молодежные психологические службы)
1
0
6.
интеллектуального развития (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)
2
2
7.
досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)
3
4
8.
профилактики здорового и безопасного образа жизни
3
3
9.
социального патронирования детских домов
2
1
10
педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)
1
2
В целом оценка личного интереса и актуальности в оценках и контрольной и экспериментальной групп совпадают. Практически неизменными остаются основные лидирующие по оценкам респондентов виды деятельности. В основном это те виды деятельности, которые имеют непосредственное отношение к молодым людям. Такие виды добровольческой деятельности как «медицинские службы милосердия», «возрождение традиционных ремесел», «трудовые и реставрационные виды деятельности», «краеведческая работа» не называются в качестве приоритетов.
Для подростков больше значение имеют виды деятельности, в которых они непосредственно могут принимать участие - спорт, туризм, досуг, экологические виды деятельности.
Далее респондентам было предложено описать те общественные поручения, которые они выполняли и свой реальный опыт общественной деятельности. В основном были названы учебные поручения - староста, дежурство, оформление стенгазеты и прочее. Менее пяти процентов участников всей выборки признали участие в предложенных видах социальной деятельности. В целом реальный опыт социальной деятельность можно признать как незначительный.
Вопрос: «Какие общественные поручения вы выполняли?» (общая выборка):
Организация и участие в творческих и досуговых мероприятиях …… 20
Дежурство ……………………………………………………………….... 19
Участник спортивных соревнований ……………………………………. 7
Оформление стенгазеты ………………………………………………….. 5
Участие в конкурсах, олимпиадах ………………………………………. 4
Посадка деревьев …………………………………………………………. 4
Мытье полов ……………………………………………………………..... 3
Поливал цветы …………………………………………………………….. 2
Контроль дисциплины ……………………………………………………. 2
Староста …………………………………………………………………… 2
Физорг ……………………………………………………………………... 1
Разносил письма ……………………………………………………....…… 1
Помощь соседке …………………………………………………………… 1
Стройотряд ………………………………………………………………… 1
Далее перед респондентами были поставлены вопросы для оценки их готовности к участию в социальной деятельности (см. Приложение 4). Под готовностью понимались личный интерес и возможности. При общем вопросе «Оцените ваше желание участвовать в общественной деятельности» в среднем была получена оценка 5,4 балла из 9, что соответствует ответу «скорее да чем, нет». Но при ответе на уточняющий вопрос: «Я бы хотел принимать участие в общественной деятельности и социальной работе, даже если это потребует преодоления определенных трудностей (нехватка времени, опыта, средств к существованию)» был дан средний ответ 4,0 из 9 что соответствует ответу «скорее нет, чем да».
Подростки реально оценивают свои возможности и существующие условия организации социальной работы на местном уровне. Да они готовы участвовать в такой работе, но при условии, что будут учтены их трудности и будут созданы условия, не препятствующие к их участию в такой деятельности.
На вопрос «Сколько времени в неделю вы можете тратить на добровольческую работу в неделю», были получены ответы от 3,5 до 9,5 часов в неделю. Ответы свидетельствую о значительном потенциале свободного времени у школьной молодежи. Основная проблема состоит в том, что на местном уровне создаются недостаточные условия для вовлечения молодежи в социальную деятельность. Нет реальных социальных сил, способных аккумулировать существующую у подростков энергию, потенциал служения обществу и близким, помощи сверстникам и людям, которые в ней нуждаются.
Для сравнительного анализа способностей к саморазвитию и самоопределению у подростков в экспериментальной и контрольной группах через год - в марте 2006 года был проведён повторный опрос тех же самых респондентов. В течение года подростки из экспериментальной группы принимали активное участие в деятельности организации (см.Приложения 5-6).
Респондентам было снова предложено оценить актуальность каждого из названных видов деятельности в связи с современными потребностями общества и в связи с личным интересом.
Ответы респондентов распределились следующим образом:
Таблица 4
Потребности общества
№ п./п.
Вид деятельности
Оценка от 1 до 9
Эксперимент. группа
Контрольная группа
1.
досуговая деятельность (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)
8,7
6,2
2.
социально-психологическая поддержка (детские и молодежные психологические службы)
7,7
5,6
3.
профилактика здорового и безопасного образа жизни
8,3
6,6
4.
педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)
7,2
6,0
5.
социальное патронирование детских домов
7,5
6,2
6.
экологическая защита
7,2
6,4
7.
интеллектуальное развитие (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)
6,8
5,9
8.
творческое развитие (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)
6,9
5,9
9.
информационного обеспечения
5,7
5,8
10.
медицинской помощи (службы милосердия в больницах)
6,2
5,7
11.
спортивной, туристической и военной подготовки
8,7
5,7
12.
социального патронирования пожилых людей
6,8
6,0
Продолжение таблицы 4
№ п./п.
Вид деятельности
Оценка от 1 до 9
Эксперимент. группа
Контрольная группа
13.
реставрационные (помощь в реставрационных работах)
ремесленные мастерские (помощь в возрождении традиционных ремесел)
4,8
4,8
17.
краеведения
6,2
5,1
Таблица 5
Личные интересы
Вид деятельности
Эксперимент. группа
Контрольная группа
1. спортивной, туристической и военной подготовки
9,0
7,2
2. медицинской помощи (службы милосердия в больницах)
8,2
6,9
3. творческого развития (организация творческих мероприятий, конкурсов, праздников)
8,6
6,8
4. информационного обеспечения
7,0
6,2
5. досуговой деятельности (организация свободного времени детей, подростков и молодежи)
9,0
6,4
Продолжение таблицы 5
Вид деятельности
Эксперимент. группа
Контрольная группа
6. экологической защиты
8,6
6,4
7. профилактики здорового и безопасного образа жизни
7,4
6,8
8. интеллектуального развития (организация и проведение интеллектуальных конкурсов)
7,2
6,5
9. педагогического сопровождения (поддержка детей и подростков)
7,5
6,0
10. социально-психологической поддержки (молодежные психологические службы)
7,5
4,9
Лидирующие, по оценкам респондентов, основные виды деятельности также остались неизменными, т.е. это те виды деятельности, в которых они непосредственно могут принимать участие - спорт, туризм, досуг, экологические виды деятельности.
В целом оценка общественной деятельности и личного интереса возросла в обеих группах, что, вероятно, вызвано взрослением респондентов. Однако, при сравнении ответов на те же самые вопросы видна явная разница между экспериментальной группой и простыми школьниками. В экспериментальной группе оценка возросла более чем на 30%, а в контрольной менее чем на 10% (см. Приложение 7).
Выводы к главе
Таким образом, можно сказать, что участие подростков в деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт» играет большую роль в их личностном развитии и влияет на социализацию личности подростков, что выражается в повышении интереса к общественной деятельности и в появлении желания принять непосредственное участие в общественной жизни.
В условиях современной жизни подросток не имеет достаточно возможностей проявить себя, как личность, гражданин, патриот. Недостаточно условий для развития интересов и склонностей. Существующая система дополнительного образования, физкультуры и спорта не способна охватить свободное время всех детей и подростков. Многие существующие формы дополнительного образования направлены на работу с детьми способными и одаренными, в каком либо виде человеческой деятельности.
Осуществление воспитания с использованием скаутского метода дает большие возможности для развития социальных общественных свойств и качеств личности, реализации социальной ответственности, навыки и умения организаторской деятельности, дополняя существующие институты воспитания и образования создавая такую воспитательную среду, где может проявиться и самоутвердиться ребенок с любыми потенциальными способностями и склонностями в области спорта, творчества, развития профессиональных навыков.
Заключение.
Подводя итоги данной работы, можно сказать, что поставленная цель - определить, влияет ли участие в скаутском движении на социализацию личности подростков, достигнута, задачи выполнены. В ходе работы был произведён теоретический анализ литературы по данной проблеме, изучена деятельность Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт», были подобраны методики для изучения данного вопроса, оценена возможность подростков для участия в социальном служении, исследован интерес подростков к различным формам социального служения и их самооценка готовности участию в социальном служении. Кроме того, проанализирован реальный опыт участия молодых людей в социальном служении и личностные мотивы в связи с оценкой их готовности к участию в социальном служении. Был проведён сравнительный анализ способностей к саморазвитию и самоопределению у подростков в экспериментальной и контрольной группах, а также анализ результатов, достигнутых членами Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт» в их личностном развитии и степень влияния.
По итогам работы следует отметить, что процесс социализации личности протекает в основном под влиянием группового опыта. При этом личность формирует свой «Я» - образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Формируя свой «Я» - образ, личность социализируется. Однако не существует ни одного одинакового процесса социализации и ни одной одинаковой личности, так как индивидуальный опыт каждой из них уникален и неповторим. Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью социального статуса, что можно достичь, участвуя в различной социальной деятельности.
Современные российские подростки обладают значительным потенциалом для их полноценного включения в социальную деятельность, направленную на посильное решение социальных задач на уровне местного сообщества. Этот потенциал выражается в личностной заинтересованности молодых людей в общественных и благотворительных видах деятельности, в понимании ими актуальности социальной деятельности, в готовности жертвовать (в частности свободным временем). Однако подростки не обладают достаточным реальным опытом участия в такой деятельности на местном уровне. Это свидетельствует о неэффективности социальной политики, направленной на привлечение населения к участию в решении социальных задач на уровне местного сообщества.
Наибольший интерес подростки проявляют к тем видам деятельности, которые непосредственно связаны с традиционными молодежными интересами - спорт, досуг, творчество, экология. В социальной деятельности молодежь ориентирована на помощь детям и подросткам, своим сверстникам, в большей степени, чем на помощь больным, пожилым людям. Мотивы при выборе того или иного вида деятельности и в целом при решении участвовать в социальном служении, являются традиционными для данной возрастной группы мотивами деятельности - общение, самовыражение, профессиональная ориентация, приобретение жизненно важных социальных навыков. Все эти особенности необходимо учитывать при организации эффективной социальной деятельности подростков.
Значительным препятствие для вовлечения подростков в социальную деятельность является отсутствие пропаганды деятельности, направленной на помощь другим людям, самостоятельное решение социальных проблем в местном сообществе, организацию благотворительности. В обществе не создано общественное мнение, способное поощрить молодежь, как и в целом население, к активному участию в социальной деятельности.
Старшие школьники высоко оценивают возможности социальной деятельности для реализации значимых мотивов личностного развития. При этом скептически относятся к реальным возможностям реализации этих мотивов в современном обществе.
Эти данные говорят о том, что для решения многообразных социальных задач в организации социальной деятельности должны участвовать, как можно более широко представленные возрастные и социальные группы населения.
При организации социальной деятельности подростков и молодежи необходимо стремиться к тому, чтобы актуальность предложенных видов деятельности, соответствовала личным интересам и возможностям молодых людей. Большое значение для популяризации различных видов социальной деятельности имеют средства массовой информации, социальная политика на местном уровне, воспитательная работа в образовательных учреждениях, способные создать положительный образ для детей и молодежи.
Анализируя проведённое исследование можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтверждается, то есть, участие подростков в деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт», работающей по скаутскому методу, формирует у детей способности к саморазвитию и самоопределению, помогая тем самым социальному становлению их личности. Кроме того, было выявлено, что участие старших подростков в деятельности организации значительно увеличивает их возможность участия в социальной жизни общества, что крайне необходимо для полноценного развития и социализации личности.
Список литературы:
1. Акатов Н.А. Принципы организационного строительства в скаутском движении. - Ялта-Гурзуф, изд. Регионального скаутского бюро Евразии, 2000. - 82 с.
2. Андреева И.Н. Антология по истории и теории социальной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 288 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. Пособие для студентов высш. Пед. Учеб. заведений. Под ред. В.А. Сластёнина. - 2-е изд., доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 264 с.
4. Антология социальной работы: В 3 т. - т.3/Сост. М.В. Фирсов. - М., 1995. - 544 с.
5. Баден-Пауэлъ Р. Разведчики. - Петербург, 1914. - 30 с.
6. Баден-Пауэлъ Р. Юный разведчик. - Санкт-Петербург, 1908. - 282с.
8. Бехтерев В. М. Объективная психология. М.: Наука, 1991. - 480 с.
9. Болдырев Н.И. Методика работы классного руководителя. М. , 1984.
10. Бондарь Л.А. Введение в Скаутинг, Книга для родителей и других взрослых. - Женева, Всемирная Организация Скаутского Движения, 2006. - 252с.
11. Бондарь Л.А. Скаутинг. Книга для скаутов. - Женева, Швейцария: Всемирная Организация Скаутского Движения, 1993. - 242 с.
12. Бондарь Л.А. Что есть скаутинг. Книга для скаутского лидера. - Женева, Швейцария: Всемирная Организация Скаутского Движения, 1992. - 96с.
13. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. вузов и колледжей. - М: Издательский центр «Академия», 1991.
14. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика: Курс лекций: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М: Издательский центр «Академия», 2004. - 232 с.
15. Взрослые в Скаутинге. - Ялта-Гурзуф: Региональное бюро Евра-зии ВОСД по изданию Всемирного Скаутского Бюро, 1998. - 76 с.
16. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики. Под.ред. Т.И. Шамовой. - М., 1991. - 144 с.
17. Всемирная организация скаутского движения: сборник документов. Ред. Л.И. Бондарь - Женева, Швейцария, 1991. - 46 с.
18. Гурова В.Г. Социальная педагогика. Педагогическая энциклопедия. Т. 4 Москва 1968. - 274 с.
19. Джуринский А.К. Новые тенденции в воспитании школьной молодежи стран Запада// Сов. педагогика.1990.№7
20. Дидактика средней школы. Под ред. М.Н.Скаткина, И.Я.Лернера. - М.: Просвещение, 1982. - 201 с.
21. Жуков И.Н. Русский скаутизм. - Петербург, 1916. - 30 с.
22. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 208 с.
23. Как организовать Скаутскую Ассоциацию: Сборник. - Женева, 1993. - 102 с.
24. Кон И.С. Психология ранней юности: кн. Для учителя. - Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1989. - 252 с.
25. Кон И.С. Социологическая психология. - М.: Московский психосоциальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. - 560 с.
26. Конституция Региональной Скаутской Организации Евразии. Ялта - Гурзуф: Региональное бюро Евразии ВОСД по Изданию Всемирного Скаутского Бюро, 1998. - 26 с.
27. Кроненберг П. Несломленные. - Ялта - Гурзуф: изд. Регионального скаутского бюро. Евразии, 2000. - 72 с.
29. Кудряшов Ю.В. Российское скаутское движение. Исторический очерк. (Науч.изд.). Архангельск: Изд-во Поморского государственного университета, 1997. - 400 с., 32 с. Ил.
30. Макаренко А.С. Собрание сочинений. т. 5. - М.: «Московский рабочий», 1958г. - 502 с.
31. Мальчики и девочки в Скаутинге. Совместное воспитание в Скаутинге. - Женева, 1994. - 62 с.
32. Мельников В.П., Холостова Е.И. История социальной работы в России: Учебное пособие. - М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2001. - 220 с.
33. Методика и технологии работы социального педагога: Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/Б.Н. Алмазов, М.А. Беляева, Н.Н. Бессонова и др.; Под ред. М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева.--М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 192 с.
34. Мудрик А.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов, Под ред. В.А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 184 с.
35. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - 448 с.
36. Организация российских юных разведчиков. Второй разряд: Пособие для скаутов-разведчиков. - Краснодар: «Советская Кубань», 2000. - 542 с.
37. Пантюхов О.И. Бой-скауты. - С-Пб, 1914. - 64 с.
38. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических колледжей, под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 2004. - 604 с.
39. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии. Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н.Шиянов и др.; под ред. С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 512 с.
40. Рефераты, курсовые и выпускные квалификационные работы: Методические рекомендации для студентов / Сост. Радзивилова Г.А., Толкачева О.А., ЕФ МГОПУ, 2006. - 70 с.
41. Решетников О.В. Братство православных следопытов: основы деятельности. Под ред. Иерея Романа Зайцева. - М.: Отдел по делам молодёжи Русской Православной Церкви, 2000. - 60 с.
42. Решетников О.В., диакон Першин Михаил. Что необходимо знать Православному следопыту? - М.: Отдел по делам молодёжи Русской Православной Церкви, 2003. - 46 с.
43. Сборник документов Всемирной Организации Скаутского Движения. Конституция и регламенты Всемирной Организации Скаутского Движения.- Москва, 1991. - 92 с.
44. Слабжанин Н.Ю. Как эффективно работать с добровольцами. МОФ, СЦПОИ - Новосибирск: МОФ «Сибирский центр поддержки социальных инициатив» (2-е изд.), 2002. - 192 с.
45. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. - 120 с
46. Скаткин М.Н., Краевский В. В. Содержание общего среднего образования: Проблемы и перспективы. - М.: Педагогика, 1981. - 208 с.
48. Скаутское радиоджамбори. Брошюра. Под ред. Бондарь Л. -- Женева, 1993. - 28 с.
49. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов по психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». М.: Смысл, 1995. - 653 с.
50. Социальная педагогика: Курс лекций. Под общей ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000. - 416 с.
51. Степаненков Н.К. Планирование работы классного руководителя. Мн., 1996. - 472 с.
52. Третий разряд: Начальный курс русского скаутинга. Ред. М. Дроздов. - Черноголовка: Издательский центр ОРЮР, 1998. - 164 с.
53. Фирсов М.В. История социальной работы в России. Учебное пособие. - М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1998. - 256 с.
54. Фролов П.Т, Школа молодого директора. - М., 1988. - 224 с.
55. Фундаментальные Принципы Скаутского Движения: Сборник материалов в помощь скаутскому лидеру-- Женева, 1990. - 76 с.
56. Харламов И.Ф. О педагогическом мастерстве, творчестве и новаторстве. Педагогика. 1992.№7-8.
57. Черных В.Е. Скаутский лагерь. Практическое руководство по организации скаутского лагеря. - М.: Изд-во «ИП», 2000. - 96 с.
58. Черных В.Е. Твой скаутский путь. - М.: компания «Вокруг света», 1996. - 206 с.
59. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 272 с.
60. Шишлянников С.М. Жизнь в природе: справочник скаута-разведчика. - Воронеж, 1999. - 214 с.
61. Щербаков А.И. Психологические основы формирования личности учителя. М.: «Просвещение», 1967. - 266 с.