Рефераты

Роль скаутского движения в социализации личности

Роль скаутского движения в социализации личности

80

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Московский государственный открытый педагогический

университет им. М.А.Шолохова

Егорьевский филиал

Кафедра психолого-педагогических дисциплин

Роль скаутского движения в социализации личности

Выпускная квалификационная работа

студентки 6 курса заочного отделения факультета педагогики и психологии

sledopit69@mail.ru (есть вопросы по работе, обращайтесь, помогу бесплатно при наличии времени)

Научный руководитель:

доктор педагогических наук

2006 год

Содержание

Введение……………………………………………………………………………. 3

Глава 1. Скаутское движение, как один из путей социализации личности

1.1. Из истории возникновения скаутского движения ……………………. 7

1.2. Влияние скаутского движения на социализацию личности ……….. 21

Выводы к главе………………………………………………………………...….. 35

Глава 2. Межрегиональная детская Общественная организация «Егорьевский следопыт» и её влияние на социализацию участников

2.1. Основные направления, формы и условия проведения

деятельности Межрегиональной детской общественной

организации «Егорьевский следопыт» ……………………………….36

2.2. Анализ результатов, достигнутых членами организации

в их личностном развитии и степень влияния

организации на социализацию личности подростков ……………… 52

Выводы к главе……………………………………………………………………. 64

Заключение ………………………………………………………………………. 65

Список литературы …………………………………………………………….. 69

Приложения ……………………………………………………………………... 74

Введение

Сегодня, когда предаются забвению духовные и общечеловеческие ценности, а на первый план выходят задачи физического выживания, всё очевиднее становится необходимость создания условий, способствующих социальному становлению детей и молодёжи, как ответственных граждан Российской Федерации, формированию у них духовных и нравственных ценностей, профессиональных качеств и умений, содействие их личностному развитию, повышению уровня образования и культуры.

За последние годы в нашей стране резко обострились социальные противоречия, которые происходят в результате экономической и социальной нестабильности большей части населения. Разрушение коммунистических устоев повлекло за собой образование идеологической и духовной пустоты - старые традиции были разрушены, а взамен ничего не предложено. Люди, на протяжении многих десятилетий ориентированные идеологическими установками в основном на общественные, а не личностные ценности, порой инстинктивно, а чаще осознанно стремятся защитить себя от изолированности в новом «обществе потребления», предлагающем возможности индивидуального выживания в этом мире.

Особенно это свойственно молодым людям, которые всё меньше полагаются на традиционные структуры социальной поддержки и предпочитают ориентироваться на созданные неформальным путём собственные организованные группы. Естественное желание молодых людей делать что-то сообща, можно наблюдать повсеместно. Любая группа детей или молодёжи - это особый микромир, который живёт по своим, установленным группой, правилам и нормам. И очень часто доступ в этот мир закрыт для взрослых.

Если общество думает о своём будущем, заботится о позитивном воспитании подрастающего поколения, оно не может не учитывать стремление молодёжи создавать такие неформальные объединения и особенности их функционирования.

Один из лучших способов сделать значительный положительный вклад в формирование будущего - проявить инициативу в создании условий, позволяющих молодым людям стать полноправными участниками социальных процессов, объединиться на основе общих интересов, т.е. создавать организации, ориентированные на позитивные общественные ценности.

Огромным и бесценным педагогическим и методическим материалом, прекрасными традициями и идеологией, в основе которой лежат традиционные российские ценности - православие, патриотизм, деятельная любовь к ближнему - обладает одна из старейших русских детских организаций - скаутская. Основными задачами этой организации является содействие детям и молодёжи в личностном развитии и социализации, путём дополнения воспитательных воздействий семьи, школы и иных общественных институтов.

Однако, делая основной упор на повышение уровня образования, сегодняшние школы недостаточно внимания уделяют воспитанию детей. В связи с этим возникла потребность создания условий для воспитания всесторонне развитой личности, что, по сути, и является основной целью скаутского движения. Таким образом, можно сказать, что, участвуя в скаутском движении, ребёнок имеет больше возможностей для полноценного развития и социализации личности.

Руководителями и старшими следопытами МДОО «Егорьевский следопыт» в период с февраля 2005 года по март 2006 года было проведено исследование на тему «Роль скаутского движения в социализации личности».

Цель исследования - определить, влияет ли участие в скаутском движении на социализацию личности подростков.

Цель была сформулирована исходя из той гипотезы, что участие подростков в деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт», работающей по скаутскому методу, формирует у детей способности к саморазвитию и самоопределению, помогая тем самым социальному становлению их личности.

Объектом исследования стала деятельность Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт», а предметом - влияние Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт» на социализацию подростков, являющихся членами организации.

Основой исследовательской работы стало проведение анкетного опроса по специально составленной анкете. С целью проверки этой гипотезы в общую анкету были включены вопросы об опыте социального служения. Ответы подтвердили нашу гипотезу. Незначительное число подростков в неспециализированной выборке подтвердили наличие такого опыта. Поэтому исследование в больше степени было направлено на анализ личностных установок подростков в связи с их возможным участием в социальном служении. Также в исследовании учитывались свободные интервью и групповые обсуждения, проведенные с респондентами.

Само понятия «социального служения», как следует из устных опросов и обсуждений, не является для подростков очевидным, поэтому в анкете мы прямо не говорим об участии в «социальном служении», а раскрываем это понятие через известные им формы общественной активности.

В то же время задача активного включения населения в реализацию целей социальной политики государства и общества является одной из наиболее актуальных в социально ориентированном государстве. Особую значимость такая деятельность приобретает для молодых людей, поскольку способствует раскрытию их личностного потенциала в наиболее восприимчивый период возрастного развития. Зарубежный опыт и прошлый отечественный подтверждают важность активного участия населения в различных видах социального служения - добровольческой, благотворительной, миротворческой, правозащитной и гуманитарной деятельности. В связи с проходящими в современном обществе социальными процессами ценность активного гражданского участия в жизни общества заметно снизилась.

Готовность к участию в жизни других людей, оказание им социальной помощи и поддержки, солидарность и сотрудничество с теми, кто находится в затруднительной ситуации социализации по независящим или мало зависящим от них причинам - важная, базовая ценность личностного развития человека. Одним из условий реализации потребности в личностном взаимодействии и поддержке является организация социального служения. Для нас было важно определиться в том, что такая организация не будет строиться на «пустом месте», что она сможет опираться на личностные установки молодых людей.

Задачи исследования

1. Теоретический анализ литературы по данной проблеме.

2. Изучение деятельности Межрегиональной детской общественной организации «Егорьевский следопыт».

3. Подбор методик для изучения данного вопроса.

4. Исследования интереса подростков к различным формам социального служения

5. Анализ реального опыта участия молодых людей в социальном служении

6. Анализ личностных мотивов молодых людей в связи с оценкой их готовности к участию в социальном служении

7. Сравнительный анализ способностей к саморазвитию и самоопределению у подростков в экспериментальной и контрольной группах.

8. Практическая значимость исследования и возможность использования результатов в работе других организаций.

Глава 1. Скаутское движение, как один из путей

социализации личности.

1.1. История возникновения скаутского движения.

На грани двух последних столетий повысилось внимание общества к детям; обрела популярность идея создания гармонически развитой личности (человек высокой нравственности, трудолюбивый, физически совершенный, гражданин и патриот). Не упускалось также из виду, что воспитанная таким образом молодежь сможет со временем преодолеть классовый антагонизм. В здоровом, полноценном подрастающем поколении были заинтересованы и государственные структуры - ведь это будущая рабочая сила, армейский резерв.

В теории и практике воспитания и образования произошли серьезные сдвиги. Сокращение продолжительности рабочего дня для детей и подростков привело к увеличению их свободного времени и проблеме его конструктивной занятости. Обучение стало делом государственной важности. Во многих странах появились законы об обязательном образовании. Государство взяло на себя отчасти и бремя воспитания. Совсем иначе стала решаться проблема детской преступности. В 1899г. американцы создали особый «Детский суд». Широко применялось отсроченное и условное наказание для несовершеннолетних правонарушителей. Английский «Закон о детях» (1908) прямо предписывал замену тюрьмы работными (до 12-летнего возраста) или исправительными (для 12 - 16-етних) школами. Созданное еще в середине XIX столетия «Общество доктора Бонода для защиты осиротелых и покинутых детей к концу века объединяло 25 тысяч колоний (почти 70,5 тысячи человек). В Германии повысился интерес к «Детским очагам» - убежищам беглецов из дома.

В начале XX в. особо популярны были идеи педагогического реформаторства. Получили второе рождение идеи Ф.Рабле, В. да Фельтре, Ж.-Ж.Руссо, Д.Локка, Л.Толстого, Г.Спенсера. Все большей известностью стали пользоваться предложения Марии Монтессори о «свободном воспитании», П.Наторпао «социальном воспитании», Г.Кершенштейнера о практической направленности воспитания. Обсуждались концепции о школах «нового» и «свободного» воспитания, об обучении «посредством делания», о социалистических преобразованиях в обучении и воспитании.

До начала XX в. в мире было сравнительно мало детских и молодежных объединений. Большей частью они представляли собой клубы с детскими секциями, религиозные и спортивные кружки, в редких случаях (как, например, ИМКА, ИВКА или «Армия спасения) имевшие разветвленную сеть. Однако это не всегда отвечало интересам детей и подростков, что приводило к самоорганизации, позволяющей реализовывать потребность к объединению по интересам.

Если в среде работающих подростков предпочтения отдавались демонстрации неподчинения формальному руководству, то в среде учащихся прослеживалась стихийная тяга к природе, странствиям, проповедовался отказ от курения, алкоголя, сквернословия. Пример всему миру здесь подавали немцы с их известными детскими движениями «Перелетные птицы» и «Юные странники». Накануне выходных дней маленькие группки по 10 - 12 человек с посохами, рюкзаками, гитарами отправлялись с городских вокзалов в ближайшие окрестности. Ребята изучали свой родной край не по карте, а воочию, собирали фольклор и распространяли его в городе. В каникулы устраивались длительные походы на сотни километров. Конечно, в этом выражался и своеобразный протест против однообразной школьной и семейной жизни. В 1913 - 1914 гг. в движение немецких «перелетных птиц» и «юных странников» входили уже десятки тысяч детей и подростков.

Движение «перелетных птиц», впрочем, так и не было оформлено в национальном масштабе, а вот религиозные объединения в Германии просто-таки поражали своей организационной пестротой. Основной водораздел среди них проходил по конфессиональному признаку. Католиков было больше численно, но протестанты имели большее разнообразие организаций. Появились также группы рабочей молодежи, строившиеся по подобию взрослых. Они сочетали в своей деятельности защиту экономических прав, спорт, просветительство.

Политические организации пытались распространить свое влияние на молодежь посредством создания «припартийных» спортивных групп. Подчинить молодежное и детское движение своим интересам стремилось и государство, для чего в 1911г. многочисленные группы были объединены в «Союз молодой Германии». Он насчитывал почти миллион человек. «Союз», основу которого составляли простые ребята, обычные спортсмены, был порядком «разбавлен» крайними националистами. В1901г. возник «Союз потешных», объединивший молодежь для проведения экскурсионной, походной деятельности, занятий стрельбой и пением.

В Америке получили распространение группы «лесных индейцев» Сетон-Томпсона, «сыновья Дэниэла Буна» и «мальчики-пионеры» Дэна Берда.

Движение Сетон-Томпсона опиралось на два краеугольных камня - деятельность на природе и индейские традиции. Сетон-Томпсон видел в «краснокожих» воплощение всех человеческих ценностей, идеальное, мистическое отношение к природе. Детям 8-15 лет предлагался оригинальный идеал - краснокожий смельчак. В организации избирался Вождь и его заместители, совет, казначей, летописец, костровой. Все дети имели индейские имена. Сам же Сетон-Томпсон был Колдуном и «Черным Волком». «Племя» делилось на стаи» по 15-50 человек. Новички при вступлении давали клятву и обещали соблюдать десять законов. Кисточка из черных лошадиных волос, называемая «скальпом», была как бы членским значком организации. Взрослые помогали детям лишь в случае крайней необходимости. «Лесное дело» включало в себя изучение природы, охоту, лагерные стоянки, нахождение дорог, направления, примет. Дети играли в «медвежью охоту», вязали узлы, учились разжигать костры, оказывать медицинскую помощь. В почете был спорт - сильное тело означает сильную душу. Примечательно, что Сетон-Томпсон не допускал командных состязаний. Дети стремились только к личным достижениям. За первый год после ознакомления общественности с этой идеей в США возникло уже почти 50 детских «племен», а через восемь лет движение насчитывало около 100 000 человек. Руководитель сделал попытку создать национальную конфедерацию (почти 200 тысяч членов).

С конца XIX в. вошел в историю феномен милитаризма. По всей Европе роль армии, обязательность и значимость воинской повинности и военной подготовки, место военных ценностей в гражданском обществе стали предметом публичных споров. Хотя проблема армейской реформы не была самой важной для общества, она все-таки обсуждалась уже с 1880-х гг. К концу столетия военные ценности и качества широко распространились. Общество приветствовало добровольцев, их «маневры» становились для публики настоящим развлечением. При университетах и школах многих стран Европы была развернута система военного обучения, кадетских корпусов. Религиозные организации создали системы молодежных бригад с уклоном на военную дисциплину и воинские умения. Все большее внимание приковывали идеи социал-дарвинизма, но вместе с тем в обществе витали опасения (а также искренние восторги) по поводу жестко дисциплинированного национального «духа нации» Германии, как, впрочем, и Японии, воспитывающей «новых самураев». В разных странах в разном виде пропагандировался лозунг: «Народ, к оружию!» Во Франции были образованы «Школьные батальоны», в Германии - «Центральный комитет устройства детских и народных игр», «Союз юных защитников Отечества», «Союз немецкого юношества», в Англии действовали «Легион фронтовиков», «Лига национальной службы», «Ассоциация мальчишеских умений», «Общество преданных британских стражей», движение «Долга и дисциплины», «Лига мальчишеской империи» под руководством книгоиздателя Х. Спайсера.

Естественно мнение, что демократическое общество, гражданские, национальные и личные ценности должны быть защищаемы. Но для этого необходимо, прежде всего, воспитать активных граждан. Хотя тезис о защите гражданами своей нации был знаком Европе еще со времен Великой французской революции, для многих стран даже в конце XIX в. эта идея была новой. Считалось, что воспитание гражданских и патриотических ценностей было обязанностью государственной образовательной системы, а моральных - уделом семьи и церкви. Рост различных детско-подростковых «бригад» в Великобритании стал наиболее значимым воздействием церкви на молодежь. Хотя армейские названия, муштра, строгая дисциплина и стрельба из пневматических винтовок были широко распространены и в других организациях, но все-таки они не одобрялись церковью. Бели руководство многих церквей смотрело сквозь пальцы на некоторый милитаризм в рядах «бригад», то оно не было столь снисходительно по отношению к «лигам строевой подготовки», «лигам нравственного воспитания», чьи религиозные и духовные цели были менее выражены. Руководителям этих групп нелегко было достигнуть соответствия между военными методами и духовными целями.

Своим появлением «бригады» обязаны Уильяму Александру Смиту, который родился в 1854г. в семье офицера и был воспитан в традициях шотландского протестантизма. «Бригада» быстро завоевала популярность среди детей, так как, несмотря на очевидные процерковные цели и задачи, она предлагала привлекательную деятельность. Ребятам нравилось играть в солдат - еженедельные парады, форма (полувоенные головные уборы, ремни, вещмешки). Программа дополнялась воскресными уроками по изучению Библии, летними лагерями, где можно было пострелять из винтовки. Разве могли они получить что-либо подобное в их обыденной жизни? Главным средством пропаганды движения стали духовые оркестры «бригад». Военной была и структура: три компании объединялись в батальоны под командованием капитана и его помощника - лейтенанта. Дисциплина в «бригадах» была жесткой - не допускались даже минутные опоздания, пропуски без уважительных причин. Впрочем, военизированные элементы использовались Смитом лишь как приманка для жаждущих героизма мальчиков и юношей, как подсобное средство их воспитания.

В 1908г. членство в целом по Великобритании, распространившись также на Канаду, Австралию, Новую Зеландию, Южную Африку, Вест-Индию, Цейлон, достигло 64000 человек. Отчасти благодаря популярности в начальный период своего существования произошел еще один всплеск интереса к «бригадам» накануне первой мировой войны.

К началу XX в. в Англии в мощную общенациональную сеть развились кадетские корпуса. Они щедро финансировались государством и должны были решать задачу физической и эмоциональной подготовки детей, подростков и юношей 12-18 лет к службе в армии. Соответственно, государство было заинтересовано в том, чтобы вовлечь в эту систему большее количество ребят.

Заручившись поддержкой работников и родителей членов организации, Смит избежал вовлечения своей «Бригады» в систему военного обучения («кадетский проект»), что положительно сказалось на ее авторитете после окончания войны в атмосфере всеобщего разочарования и антивоенных настроений. А вот «Церковные бригады мальчиков» в 1911г. превратились во вспомогательные армейские подразделения и окончательно потеряли симпатии общества.

Символично, но «Бригады мальчиков» и «Церковные бригады мальчиков», внесшие наибольший вклад в возникновение нового массового движения - скаутинга, стали вскоре его жертвами. Еще до появления скаутов опыт и предложения основателя скаутского движения Баден-Пауэлла использовались в работе «бригад». В газетах печатались его схемы по обучению наблюдению на открытом воздухе, лагерному делу. За освоенные специальности вручался трилистник лилии, который позднее стал символом скаутского движения. «Церковная бригада мальчиков» даже создала свой скаутский патруль, члены которого работали по схеме книги Баден-Пауэлла «Скаутинг для мальчиков», но подчинялись церковному руководству, имели другой девиз - «Будь начеку и молись!» В июне 1909г. руководство «Бригады мальчиков решило, что для нее скаутинг станет только дополнением к имевшимся программам, а не философской основой: скаутинг не заменит основанную на строевой подготовке систему работы «Бригады». К тому же скауты в отличие от нее не имели церковной ограниченности, что тоже сыграло им на пользу.

О скаутинге можно сказать, что он возник не на пустом месте. Почва для него была подготовлена.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в России. Социально-экономическое положение (условия жизни и труда, изолированность сословий), традиции воспитания (патриархальность), школьный официоз (правила для учащихся), контроль со стороны Русской православной церкви не позволяли детям и подросткам выйти за пределы устоявшейся системы.

В 90-х гг. в России (Санкт-Петербург, Москва, Одесса, Орел, Рязань, Харьков, Ялта) появились разнообразные общества, занимавшиеся проблемами детства. Эти объединения были непрочны, часто и быстро возникали, но так же часто и быстро распадались. Среди наиболее известных - «Комитет содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития» в Санкт-Петербурге (1900), «Майский союз» в Иркутске (1901), детские летние колонии в Санкт-Петербурге («Общество охранения народного здравия») и Москве («Общество школьных вакационных колоний»).

Идею «майских союзов», организованных для защиты птиц, предложил финский сказочник Ц. Топелиус. Поскольку «Союз» возник в мае, то и получил название «майского». Правила «Союза», помимо прочего, предписывали не мучить, не убивать, не ловить и не держать птиц в клетке. Хотя первоначально предполагалось, что «Майский союз» будет заниматься только охраной птиц, с течением времени его деятельность распространилась также на охрану зеленых насаждений. С 1901г. был учрежден значок общества - ласточка. Самый большой размах «майские союзы» получили в период с 1910-го по 1915г.

По инициативе С.Т. Шацкого в 1905г. были созданы первые клубы для детей рабочих в некоторых предместьях Москвы. В 1906г. С.Т. Шацкий, А.У. Зелейко, Л.К. Шлегер учредили просветительское общество «Сеттлемент». Однако в конце 1907г. оно было запрещено полицией, усмотревшей в деятельности общества попытку пропаганды идей социализма. В 1909г. возникло новое московское общество - «Детский труд и отдых», но его постигла та же печальная участь. В 1911г. С.Т. Шацкий и В.Н. Шацкая организовали в Калужской губернии летнюю трудовую колонию «Бодрая жизнь», в которой детям прививались навыки коллективного труда и творчества.

По всей стране возникали, созданные на средства благотворителей, игровые площадки, детские сады, народные детские дома, клубы, библиотеки, литературно-эстетические клубы.

Принципиальный поворот совершался и в области физического воспитания и спорта. Причины тому были самые серьезные. Ведь в 1908г. из каждых 100 призывников лишь 40 - 45 человек оказывались пригодными для армейской службы. В 1910 - 1911 гг. в русской армии стали проводиться обязательные занятия гимнастикой и спортом, в школьные программы также включили преподавание гимнастики; в 1916г. правительственным распоряжением во всех выпускных классах гимназий была введена допризывная подготовка.

Возникло множество общественных организаций, таких, как общество телесного воспитания «Богатырь», общество физического и нравственного воспитания «Маяк», Общество содействия физическому развитию учащейся молодежи. Общество «Сокол» стало организационной формой движения энтузиастов «Сокольской гимнастики», разработанной во второй половине XIX в. чехом М. Тыршем на основе «немецкой гимнастической системы», переработанной в античном духе. В России движение распространилось с 1902г., а к 1914г. в стране было уже около 60 «сокольских» обществ и кружков. Примечательно, что в отличие от немногочисленных гимнастических групп конца XIX в., но в «новых» объединениях физическое воспитание все более и более соприкасалось и шло рядом с воспитанием духовным и

Всего к 1910г. в России было около 80 обществ по физическому и нравственному воспитанию.

Скаутское движение, возникнув в начале ХХ века, использовало и объединило в себе по крупице опыт существовавших до этого детских и молодежных организаций, таких, как «Соколы», YMCA, некоторых гимнастических обществ и спортивных клубов. А основателем скаутинга был генерал Баден-Пауэлл -- легендарная личность, национальный герой Британии.

Роберт Баден-Пауэлл родился 22 февраля 1857 года в Лондоне в семье профессора-богослова. Родители мальчика, видя, что он растет живым, любознательным, активным, не стали настаивать на непременном соблюдении семейной традиции и не стремились, во что бы то ни стало засадить его с раннего детства за книги, как часто поступают в таких семьях. По воспоминаниям самого Б-П, его «ранние годы были полны уроками жизни на открытом воздухе: поисками редких цветов, растений, бабочек, знакомства с деревьями, с жизнью птиц, с повадками животных». Вместе со своими друзьями, он плавал на лодке, путешествовал на лошади, учился готовить пищу на костре, охотится, наблюдать. Став взрослым, Баден-Пауэлл развивал и совершенствовал эти умения всю свою жизнь. Закончив в 1876 году престижную школу и выдержав в этом же году экзамен на офицерский чин. Роберт стал суб-лейтенантом и отправляется в Индию, где служил до 1884 года. Именно в эти годы, занимаясь обучением и воспитанием солдат-разведчиков, он создал основы скаутинга как системы. Она вместила в себя специальные упражнения, беседы на определенные темы, тренировки. Все, что Баден-Пауэлл понял, придумал, проверил как педагог на собственном опыте работы с солдатами, он изложил в книгах «Выслеживание и разведка» (Reconnaissance and Scouting) 1881 года и «Памятка разведчика» (Aids to scouting) 1899 года. Уже в этих, первых своих трудах будущий генерал не только дал советы, как обучать практическим навыкам, но и разработал основы теории, пользуясь которой, наставники могли развивать в ребенке качества характера, необходимые разведчику.

«Aids to scouting» в первом издании была узкоспециализированным пособием-инструкцией для обучения боевых разведчиков. Но впоследствии она была, переработана применительно к английскому юношеству и легла в основу программной книги скаутинга: «Scouting for boys».

В 1884 году после службы в Индии, капитан-адъютант Баден-Пауэлл направился в Южную Африку в составе экспедиционного корпуса, затем три года служил на Мальте, где изучил историю острова и ордена иоаннитов, что также нашло свое отражение в системе скаутинга.

1894 год Баден-Пауэлл провел в Англии, ожидая отставки или нового назначения, а в ноябре 1895 года отбыл в Южную Африку, где принял активное участие в разведывательных действиях, а затем в англо-бурской войне 1899-1902 годов, ставшей одним из предвестников глобальных войн XX века.

В ходе войны гарнизон города Мефкинга, которым командовали лорд Эдуард Сесиль и полковник Баден-Пауэлл. в течение девяти месяцев, окруженный со всех сторон бурами, удерживал оборону и выстоял. История военного дела знает не так уж много примеров подобного мужества и воинского мастерства: 1000 англичан противостояли 12000 буров и воюющим на их стороне зулусским племенам. «Как раз в это тревожное время, -- вспоминал позже Баден-Пауэлл, -- лорд Сесиль собрал городских мальчиков и образовал из них отряд, дал им форму и обучил строю, и, могу вас уверить, получилась молодецкая и очень полезная бригада».

Мальчики несли службу связи, наблюдения и охраны отдельных объектов, что позволило оттянуть десятки солдат непосредственно на линии боевых действий. При этом мальчики проявили максимум организованности и дисциплинированности, четко и правильно выполняя команды своего командира, -- такого же мальчика.

Баден-Пауэлл много раз в своих книгах и публичных выступлениях приводил примеры необычайной смелости этих мальчиков, выполнявших сложные, а зачастую и смертельно опасные задания. После снятия осады Мефкинга многие из них были награждены боевыми наградами.

В 1900 году, вскоре после снятия осады Мефкинга, Баден-Пауэлл получил звание генерал-майора и несколько позже - титул лорда.

1903-1907 годы можно считать поворотными в жизни и карьере Баден-Пауэлла. Именно в эти годы он начал активную общественную деятельность, и его мысли о необходимости создания новой системы воспитания подрастающего молодого поколения или, по крайней мере, внесения изменений в существующую перешли в твердое убеждение в то, что сделать это совершенно необходимо и откладывать больше нельзя. Дело в том, что, проанализировав итоги англо-бурской войны, Баден-Пауэлл пришел к выводу: хотя в военном и политическом отношении они и выиграли и создали на юге Африки свои колонии, но главным образом за счет значительного перевеса в вооружении и технической оснащенности. Моральный дух противника был выше, а, кроме того, буры проявили себя более закаленными физически, ловкими, умелыми солдатами, что в ряде сражений давало им солидное преимущество, несмотря на нехватку оружия. Продолжая свои выводы, Баден-Пауэлл называет и причины низкого морального духа английских солдат: во-первых, общество в целом не придает большого значения воспитанию у молодежи качеств, необходимых защитнику Отечества, а во-вторых, сама молодежь была чрезмерно увлечена спортом как зрелищем, забывая о том, что она -- мощное средство саморазвития и самосовершенствования.

Генерал не ограничился констатацией этих проблем, а перешел от слов к делу: в 1907 году организовал лагерь для 22 мальчиков на острове Браунси, где на практике применил окончательно сформировавшуюся к тому времени свою систему-концепцию скаутинга. Успех превзошел все ожидания. Детей захватила такая жизнь. Интересная деталь: все расходы на лагеря составили 55 фунтов 2 шиллинга и 8 пенсов -- сумма достаточно скромная по тем временам, что впоследствии стало характерным для всех скаутских лагерей.

В этом же году выходит «Scouting for boys» Баден-Пауэлла. Эта книга, вышедшая в виде шести брошюр массовым тиражом, стала настольной для каждого скаута. Доходчиво, просто, на увлекательных примерах она учила ребят, как жить в лесу, жизни, как вести себя по-рыцарски, в ней юные читатели нашли и описание захватывающих приключений. Вскоре последовали дополнительные тиражи. Сейчас эта книга переведена на более чем 35 языков мира, а одно из первых иностранных изданий вышло в России.

После неудачной войны с Японией в 1905 году, проигранной, главным образом, из-за революционных беспорядков в России, многие русские пришли к выводу о том, что для поднятия патриотического духа в стране необходимо обратить особое внимание на воспитание подрастающего поколения. Так в 1908г. появилось в России движение «потешных». Оно было названо в честь мальчиков «потешных», из которых Петр I впоследствии создал свои лучшие, гвардейские полки. «Потешные» носили военную форму и маршировали с деревянными ружьями. Какое-то время ребята занимались этим с удовольствием, однако скоро интерес пропал.

Императору Николаю II прислали из Англии книгу Баден-Пауэлла «Scouting for boys». Он прочитал ее и распорядился издать. Русский вариант «Scouting for boys» -- это напечатанная в 1908 году Академией Генштаба книга «Юный разведчик». Текст Баден-Пауэлла при переводе был адаптирован, исходя из условий России, так что в каком-то смысле это весьма вольный перевод, но дело тут вовсе не в соблюдении или несоблюдении авторских прав, а в том, что книга сработала, дала толчок новому движению в среде юношества.

Уже в 1909 году штабс-капитан лейб-гвардии 1-го стрелкового батальона Олег Иванович Пантюхов организовал в Павловске (а затем и в Царском Селе) первый отряд юных разведчиков в России, который стал в дальнейшем частью Царскосельской дружины. 30 апреля 1909г был зажжен первый скаутский костер в Царском селе и этот день считается днем рождения скаутинга в России.

В 1910 году Баден-Пауэлл приезжал в Россию, где его принял сам Николай II. Между ними состоялась беседа о перспективах скаутинга в нашем Отечестве.

Вскоре после начала войны было основано общество помощи юным разведчикам - «Русский скаут». Это общество взялось за подготовку первого скаутского съезда, который состоялся в январе 1916г. На съезде присутствовали руководители из Петрограда, Царского Села, Москвы и Киева. Через год уже в 143 городах России было около 50 000 разведчиков и разведчиц. Они дежурили на станциях, встречая поезда с ранеными, работали в госпиталях, собирали подарки для солдат, помогали летом семьям крестьян, у которых взрослые мужчины были на фронте.

Во время гражданской войны скауты (к этому времени слово «скаут» стало употребляться чаще, чем разведчик), в основном, сочувствовали Белому движению, многие из них уходили добровольцами на фронт и помогали в тылу.

1917 год, расколовший Россию на красных и белых, прошел глубокой трещиной и по скаутингу. Большинство скаутов предпочли сторону белых, но были и красные скауты. Вчерашние братья по патрулю становились порой смертельными врагами.

Новая власть сразу настороженно восприняла существующие скаутские отряды, а затем, руками комсомола и правоохранительных органов, начала целенаправленное уничтожение скаутинга в России. Часть скаутмастеров была вынуждена заняться организацией отрядов «нового типа», так стали появляться первые группы, впоследствии названные «ЮК-скими» и «пионерскими» но к тому времени из этих групп было по существу выброшено скаутское содержание и заменено тезисами пролетарского воспитания.

Большинство скаутских руководителей, оставшихся в живых, были вынуждены покинуть Родину. Лишь в эмиграции была создана организация российских скаутов, во главе которой стал О.И. Пантюхов.

Некоторое время скауты в России были на нелегальном положении. Тайно выпускались рукописные альманахи и журналы. Но постепенно оставшиеся в России скаутские руководители, сохранившие верность настоящему скаутингу, распускали свои отряды, дабы не подвергать детей опасности быть репрессированными.

Старший Русский Скаут -- Олег Иванович Пантюхов получал с оказией письма из России, они доходили с большим трудом, а затем и вообще перестали поступать,

В 1926 году последние отряды, сохранявшие верность скаутингу, перестали существовать. Тогда казалось, что на этом в истории скаутинга в России была навсегда поставлена точка. Но прошли годы, и в 1990 году в Павловском парке был снова зажжен скаутский костер, проведен первый лагерь в России. Во многих городах вновь начали создаваться скаутские отряды и дружины. В 2002г. Всероссийская Национальная Скаутская Организация вновь была принята во Всемирную Организацию Скаутского Движения.

1.2. Влияние скаутского движения на социализацию личности.

Социальное становление человека происходит в течение всей жизни и в разных социальных группах. Семья, детский сад, школьный класс, студенческая группа, трудовой коллектив, компания сверстников - все это социальные группы, составляющие ближайшее окружение индивида и выступающие в качестве носителей различных норм и ценностей. Такие группы, задающие систему внешней регуляции поведения индивида, называются институтами социализации.

В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И. С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Сущность процесса социализации заключается в том, что человек постепенно усваивает социальный опыт и использует его для адаптации к социуму. Такое усвоение происходит стихийно и целенаправленно. Целенаправленность определяется усилиями семьи, школы, различных общественных организаций. Стихийность - многообразными аспектами жизни, свидетелем которых является человек.

Социализация относится к тем явлениям, посредством которых человек учится жить и эффективно взаимодействовать с другими людьми. Она непосредственно связана с социальным контролем, поскольку включает в себя усвоение знаний, норм, ценностей общества, обладающего всеми видами санкций формального и неформального характера.

Институты социализации реализуют свои функции по отношению к обществу, другим социальным институтам, различным социальным слоям и по отношению к конкретной личности. В целом институты, механизмы, субъекты социализации представляют собой особую структуру социальной системы общества, где служебная роль одного из элементов системы по отношению к другим определяет зависимость, при которой изменения в одной части являются производными от изменений в другой части. Сам же процесса социализации индивидов является главным механизмом, обеспечивающим нормальное функционирование социальной системы.

Скаутское движение является добровольным, неполитическим воспитательным движением для молодых, открытым для всех независимо от их происхождения, расовой принадлежности или вероисповедания, в соответствии с целью, принципами и методом, разработанными основателем Движения и приведенным ниже.

Движение - означает серию организованных мероприятий, осуществляемых в соответствии с целью. Движение, таким образом, предполагает наличие как цели, которую надо достичь, так и определенной организации, необходимой для осуществления цели.

Добровольный характер скаутинга подчеркивает тот факт, что члены Движения вступают в него по собственной воле и потому, что они принимают фундаментальные принципы движения. Это относится и к молодым людям, и к взрослым.

«Неполитическое» - данное положение обязательно по Конституции для всех национальных ассоциаций и является базовой характеристикой движения.

Как воспитательное движение скаутинг является неполитическим в том смысле, что он не вовлечен в борьбу за власть, которая составляет сущность политики и обычно отражается в системе деятельности политических партий. Тем не менее, это не означает, что скаутинг полностью изолирован от политических реальностей в условиях какой-либо страны:

во-первых, скаутинг - это движение, цель которого развивать гражданскую ответственность, а гражданское воспитание не может осуществляться без понимания политической жизни страны;

во-вторых, скаутинг - это движение, которое основывается на определенных, принципах фундаментальных законов и убеждений, которые, в свою очередь, обуславливают политические предпочтения членов движения.

Воспитательное движение - это, вне сомнения, сущностная характеристика скаутинга.

В самом широком смысле термина воспитание может быть определено как процесс, направленный на полное развитие способностей личности.

Слово «воспитание» обычно ассоциируется со школьной системой, которая, тем не менее, является только одной из форм воспитания. В соответствии с классификацией ЮНЕСКО может быть выделено три типа воспитания:

- «формальное воспитание» - это иерархически структурализированная, выстроенная по времени, воспитательная система от начальной школы до университета;

- «неформальное воспитание» - это процесс, в ходе которого каждый индивидуум на протяжении всей жизни приобретает в силу ежедневного жизненного опыта и влияния, имеющих воспитательный характер и обусловливаемых средой окружения индивидуума, позиции, ценности, навыки и знания;

- «внеформальное воспитание» - это организованная воспитательная деятельность вне установленной формальной системы, которая направлена на обслуживание идентифицируемого объекта воспитания и идентифицируемые воспитательные цели.

Скаутинг принадлежит к последнему типу воспитания, потому что он имеет место вне рамок формальной системы, является организованным институтом, имеющим воспитательную цель и обращенный к определенной воспитательной группе.

Скаутинг необходимо четко отличать от чисто развлекательного движения, хотя в некоторых частях мира существует тенденция к такому восприятию его облика.

Несмотря на важность развлекательных мероприятий в скаутинге, они могут восприниматься как средства достижения цели, но ни как цель сама по себе.

Воспитание необходимо также отличать от процесса усвоения специальных знаний или навыков. Воспитание подразумевает развитие умственных способностей - «учиться знать», «учиться познавать» и развитие позиций - «учиться быть», в то время как процесс приобретения специальных знаний или навыков известен как «учиться делать».

Первые два аспекта являются базовыми для Движения, в то же время приобретение специальных знаний или навыков выступает как средство для достижения цели.

В соответствии с собственными словами основателя здесь, таким образом, формируется самая важная цель в скаутской подготовке - воспитывать, но не учить, так как воспитывать, означает привлекать мальчика к тому, чтобы он учился для самого себя, по собственному желанию, вещам, которые сформируют его характер

Скаутинг обращается к молодым людям, он является молодежным движением, роль взрослых в котором состоит в том, чтобы помочь молодежи в достижении целей скаутинга. Наряду с широкими рамками возрастных категорий молодых людей в Движении, в нем нет жестких правил, касающихся этой проблемы, и каждая национальная скаутская организация определяет собственные возрастные категории в ней.

Скаутинг открыт для всех без различия происхождения, расы, классовой принадлежности или вероисповедания. Таким образом, одним из основных правил движения является принцип недискриминации, имея также в виду, что добровольно принимаются его цель, принципы и метод.

Целью скаутского движения является содействие развитию молодых людей для достижения их полного интеллектуального, общественного и духовного потенциала как индивидуумов, как ответственных граждан и как членов местных, национальных и международных сообществ.

Цель движения определяет сущность и содержание его деятельности.

Такое определение цели отражает преимущественно воспитательный характер Движения, которое сориентировано на полное развитие способностей личности. Один из основных принципов воспитания заключается в том, что различные составляющие человеческой личности - психическая, интеллектуальная, общественная и духовная - не могут быть развиты в изоляции одна от другой. Процесс развития личности по своему определению являются интеграционными.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты