Роль и значение субсидии на оплату жилищно-коммунальных
Размер субсидий предполагалось рассчитывать как разность между размером платы за жилищно-коммунальные услуги, исходя из социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг и допустимым размером собственных расходов граждан, определяемым на основе предельно допустимой доли от их доходов.
В связи с этим Постановление Правительства Российской Федерации от 02 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения» признает утратившим силу Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг». В целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох» (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации), касающихся совершенствования системы оплаты жилья и коммунальных услуг и реализации мер по социальной защите населения в соответствии со статьей 15 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» в условиях проведения жилищно-коммунальной реформы, Правительство Российской Федерации постановляет:
Продолжить реформирование правоотношений в жилищно-коммунальной сфере и системы управления жилищным фондом, обеспечивая при этом адресную социальную защиту населения. Увязывать изменение платы за жилье и коммунальные услуги с системой мер по социальной защите малоимущих граждан, уровнем доходов населения и реализацией мероприятий по снижению издержек жилищно-коммунальных услуг.
Предоставление субсидий осуществляется в установленном порядке в соответствии с ежегодно утверждаемыми федеральными стандартами:
социальной нормы площади жилья;
предельной стоимости предоставляемых жилищно-коммунальных услуг на 1 кв. метр общей площади жилья;
максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг Постановление Правительства Российской Федерации от 02 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения»// Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 33. - ст. 4116..
Однако нормативная процедура, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года №887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения», охватывала далеко не все типичные случаи обращения граждан за субсидиями. Во многих случаях решения о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидий гражданам принимались не на основании постановлений Правительства Российской Федерации или нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, а на основании нелегитимных актов органов местного самоуправления или коллегиальными комиссиями.
Поэтому при разработке последующего Постановления Правительства Российской Федерации был учтен десятилетний опыт предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Российской Федерации и судебная практика. Это дало возможность обеспечить оптимальную дифференциацию правового регулирования таких важных общественных отношений, как социальная защита малоимущих граждан, и позволило уменьшить число необоснованных решений при предоставлении гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
Принятое Правительством Российской Федерации постановление от 30 августа 2004 года №444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», отменяющее Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 1999 года №887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения», детализировало особенности предоставления субсидий.
Данным Постановлением утверждено Положение о предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, регулирующее условия и процедуру предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, вопросы расчета размера субсидий, особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан Российской Федерации, порядок использования субсидий гражданами при получении их на банковские персонифицированные социальные счета, основы финансирования расходов на предоставление субсидий, а также меры по обеспечению правомерности предоставления субсидий и порядок учета доходов и исчисления совокупного дохода семьи и одиноко проживающих граждан, необходимых для предоставления адресных субсидий гражданам.
Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» предоставил возможность органам государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать свои порядки и условия предоставления субсидий на территории регионов Закон Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» // .Ведомости СНД и ВС Российской Федерации. - 1993. - № 3. - ст. 99..
Принятое Постановление Правительства Российской Федерации обеспечило единообразие в реализации положений Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года № 4218-1 «Об основах федеральной жилищной политики» о предоставлении гражданам, имеющим низкие доходы, субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. При этом данное постановление в соответствии с Законом прямо предусматривало применение отдельных его положений в случаях, если органами государственной власти субъектов Российской Федерации не будут приняты положения, по иному регулирующие такие отношения. Это дает возможность, как прямо применять нормы данного документа при отсутствии другого регулирования, так и учесть в субъектах Российской Федерации свои социально-экономические, географические и финансовые возможности.
В связи с тем, что ни одна из действующих методик учета доходов и определения совокупного дохода семьи не распространялась на процедуру предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, Положением был предусмотрен порядок учета доходов и исчисления совокупного дохода семьи и одиноко проживающего гражданина, среднедушевого дохода семьи для предоставления им субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, в том числе на приобретение твердых видов топлива и баллонов сжиженного газа Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - №36. - ст. 3671.
.
Положение предусматривало перечисление субсидий на персонифицированные социальные счета граждан как основной механизм предоставления субсидий и рекомендовало субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления завершить переход на эту систему до 31 декабря 2005 года.
В целом вышеназванные законы и конкретизирующее их нормы Положение по-новому разрешило многие, уже ставшие привычными вопросы в сфере предоставления субсидийАстафьева, Н.А. Комментарий к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.08.2004 № 444 / Н.А. Астафьева // ЖКХ, архитектура, строительство: проблемы и решения. - 2004. - №1. - с. 33.
.
С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. Согласно статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка определения размера субсидий и порядка их предоставления, перечня прилагаемых к заявлению документов, условий приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядка определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенностей предоставления субсидий отдельным категориям граждан является компетенцией Правительства Российской Федерации Жилищный кодекс Российской Федерации: [принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 22 декабря 2004 г.] / «Собрание законодательства Российской Федерации», 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 14.
.
На основании Жилищного кодекса органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают региональные стандарты: нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий; стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированных по муниципальным образованиям; максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, которые применяются при определении прав граждан на субсидии и расчете их размеров в соответствии с порядком предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, который устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» Российская Федерация. Законы. О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации: федер. закон : [принят Гос. Думой 22 декабря 2004 г. : одобр. Советом Федерации 24 декабря 2004 г.] / «Российская газета», № 1, 12.01.2005.
впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются на основании Жилищного кодекса и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», действующего в части, не противоречащей Жилищному кодексу. Это означает, что с 1 марта 2005 года Жилищным кодексом в программу субсидий вводятся следующие значительные изменения:
Помимо установленных в Постановлении Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» оснований пользований гражданами жилых помещений, Жилищный кодекс предоставляет право на субсидии нанимателям по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда.
С 1 марта 2005 года Жилищным кодексом (ч. 5 ст. 156) однозначно решается вопрос о предоставлении субсидий гражданам, имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. Субсидия предоставляется при отсутствии задолженности или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
Принятие данного положения очень важно, так как оно сводит к минимуму уровень просроченной задолженности субсидиентов и поддерживает необходимую требовательность к качеству их жилищных условий.
В настоящее время субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании ст. 159 Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» Постановление Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» «Собрание законодательства Российской Федерации», 19.12.2005, № 51, ст. 5547.
Основным отличием от прежней системы предоставления субсидий является способ их получения. Особенность состоит в том, что теперь начисленные субсидии перечисляются гражданам на имеющиеся или открываемые в выбранных получателями банках банковские счета или доставляются через организации почтовой связи.
Также изменилась методика определения размера субсидии. Он исчисляется исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемого для расчета субсидий; размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг.
На основании вышеизложенного можно сказать, что на протяжении всей истории возникновения программы жилищных субсидий государством велась социальная политика в этой области. Нормативная правовая база постоянно совершенствовалась, улучшая положение граждан, имеющих низкие доходы, что доказывает неоднократное изменение порядка предоставления гражданам субсидий постановлениями Правительства Российской Федерации.
В следующем параграфе будет определена роль жилищных субсидий в повышении доходов семей с низким достатком.
§2.2. Роль жилищных субсидий в повышении доходов семей
с низким достатком
Существенное влияние на формирование доходов насе-ления оказывают выплаты по программам государственной помощи, за счет этих источников осуществляются пенсионное обеспечение, содержание временно нетрудоспособ-ных граждан, выплачиваются различного вида пособия (на уход за детьми, медицинское обслуживание, малообеспеченным семьям на детей, выплаты пособий по безработи-це).
Соотношение в доходах населения доли трансфертных выплат и заработной платы играет важную роль в форми-ровании экономического поведения индивидуума и его тру-довой мотивации.
При доминирующей роли заработной платы в формиро-вании общей суммы доходов формируются такие качества, как предприимчивость, инициатива. В случае повышения роли выплат по линии государственных программ помощи нередко происходит формирование пассивного отношения к производственной деятельности, психологии иждивенчества.
Приоритетным направлением проведения социальных реформ является переход к более эффективной модели - модели адресной социальной политики, реализуемой с учетом реально имеющихся у государства ресурсов и возможностей и ориентированной на поддержку наиболее социально уязвимых групп населения.
Такой переход осуществляется с помощью программы субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг, которая является первой в России адресной программой социальной поддержки населения. Причем это не поддержка только малоимущих семей, а поддержка низкодоходных (в том числе и малоимущих) семей. Вчера семья имела хорошие доходы, купила машину, импортную бытовую технику, а, возможно, и квартиру. Сегодня по каким-то обстоятельствам, например, смерти кормильца, потери работы, болезни ребенка, из-за которой мать вынуждена оставить работу, семья лишилась большей части доходов. Если в ближайшее время семье не удалось исправить свое материальное положение, то она обращается в службу субсидий за поддержкой. Размер субсидии будет зависеть только от существующего на настоящее время дохода семьи, а не от ее бывших доходов или наличия хорошей квартиры, машины и так далее.
Адресная программа субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг является достаточно гибким механизмом социальной поддержки граждан. По сравнению с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг программа субсидий более социально справедлива, поскольку она распространяется не на избранные категории граждан, а на все население. Любая семья или одиноко проживающий гражданин, оказавшиеся в тяжелом материальном положении, могут рассчитывать на бюджетную поддержку в виде субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг Данилин, П.П. Переход от равномерных государственных субсидий «на квадратный метр» (бюджетные дотации) к целевой поддержке малообеспеченных семей. / П.П. Данилин. - М.: Фонд «Институт экономики города», 2001.-154 с.
.
Семьи воспринимают жилищную субсидию не широко - как материальную поддержку семьи вообще, а узко, непосредственно - как уменьшение затрат на оплату жилищно-коммунальных услуг. Это и понятно, если учесть, что величина жилищной субсидии не увеличивает заметно уровень доходов семьи.
У группы семей с самыми низкими доходами и, соответственно, с наибольшими размерами субсидий, система жилищных субсидий формирует тенденцию к «социальному иждивенчеству», хотя группа таких семей по численности незначительна. Чем выше уровень доходов семьи, тем сильнее проявляется стремление найти работу и субсидии помогают этим семьям преодолеть сложный период жизни.
Система жилищных субсидий призвана если не полностью устранить, то в значительной степени сгладить отрицательные последствия реформы. В ходе процесса увеличения доли собственных расходов семьи в затратах на жилищно-коммунальные услуги система жилищных субсидий способна выполнять несколько важных функций:
социальную защиту наиболее уязвимых слоев населения;
снижение уровня просроченной задолженности;
снижение роста социальной напряженности, сохранение доверия к власти.
Способность к выполнению этих функций определяет уровень социальной эффективности системы жилищных субсидий, которая определяется рядом ее существенных параметров:
социальная ориентированность, определяемая структурой предоставляемых жилищных субсидий по категориям населения;
социальная чувствительность, характеризующая взаимосвязь между размером жилищной субсидии и социальными параметрами семьи;
справедливость или способность системы назначения жилищных субсидий в необходимой мере учесть потребности семьи в ней;
предотвращение «социального иждивенчества», то есть снижения потенциала трудовой активности семьи;
организационно-технологическая приемлемость или способность обеспечить информационную, технологическую и организационную доступность системы жилищных субсидий для населения;
социально-экономическая результативность, выражаемая способностью системы жилищных субсидий сводить к минимуму уровень просроченной задолженности субсидиентов и поддерживать необходимую требовательность к качеству жилищно-коммунальных услуг;
социально-психологическая эффективность, определяемая способностью системы жилищных субсидий сдерживать рост социальной напряженности и поддерживать доверие к власти. Аверин, Ю.П.Социальная эффективность системы жилищных субсидий. / Ю.П. Аверин. -М.: Бюллетень «Пульс», 1997.-59 с.
Массовое поведение потребителей по обращению за субсидиями определяется большим числом факторов, это процесс вероятностный, поэтому его следует описывать эконометрическими зависимостями, а не проводить простые арифметические расчеты, как это делается практически повсеместно. Эконометрический анализ, проведенный для ряда городов, показал, что главным, существенным и статистически значимым фактором обращаемости за субсидиями является их значимость для семейного бюджета, измеряемая средним уровнем субсидии, а также его отношением к среднему доходу. Это еще раз показывает высокую чувствительность российских потребителей жилищно-коммунальных услуг к изменению тарифов.
Многие из граждан, имеющих право на субсидии, не обращаются за ними просто по причине небольшого размера положенной им суммы. При отношении «расход на жилищно-коммунальные услуги/средний доход» близком 6% и при максимально допустимой доле собственных расходов на жилищно-коммунальные услуги 22% право на субсидии получают примерно 30-35% домохозяйств, но пользуются им не более 13-20%. Башмаков, И.А. Показатель дисциплины платежей - интегральный параметр успеха российской реформы жилищно-коммунального хозяйства./ И.А. Башмаков // Жилищно-коммунальное хозяйство: Журнал руководителя и главного бухгалтера. - 2004. - №3. - с. 39.
Следует отметить, что существующие методики расчета субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг вовсе не оперируют параметром вероятности обращения за субсидиями в зависимости от размера субсидии по отношению к уровню доходов.
Согласно вышеизложенному можно заключить, что программа жилищных субсидий, являющаяся адресной программой социальной поддержки, распространяется на любую семью или одиноко проживающего гражданина, оказавшихся в тяжелом материальном положении. Она помогает низкодоходной части населения преодолеть этот сложный период жизни.
Массовое обращение населения в службы по начислению субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые созданы практически в каждом субъекте Российской Федерации для реализации механизма жилищных субсидий, определяется именно большой значимостью программы жилищных субсидий для семейного бюджета, как показал проведенный во многих городах эконометрический анализ.
В городах и районах Республики Коми также созданы такие службы. В следующем параграфе будет проведен анализ деятельности Отдела по начислению жилищных субсидий в Сосногорском районе Республики Коми.
§2.3. Анализ предоставления жилищных субсидий
в Сосногорском районе
В целях социальной защиты населения в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства, с учетом роста тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг Правительством Российской Федерации разработана программа выплаты субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая действует и в Сосногорском районе Республики Коми.
Во исполнение данной программы в Сосногорском районе Республики Коми создан Отдел по начислению жилищных субсидий, являющийся структурным подразделением Муниципального учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий».
Вышеназванный отдел подчиняется непосредственно директору Муниципального учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий», а также администрации муниципального образования муниципального района «Сосногорск».
Отдел по начислению жилищных субсидий в своей деятельности руководствуется законодательными актами Российской Федерации и Республики Коми, постановлениями, распоряжениями Главы Муниципального образования муниципального района «Сосногорск», Совета Муниципального района «Сосногорск», Совета города, Уставом Муниципального учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий». Осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими структурными подразделениями управления, отраслевыми отделами управления администрации Муниципального образования муниципального района «Сосногорск», общественными и иными объединениями, а также другими организациями независимо от их организационно-правовой формы.
Основными задачами отдела по начислению жилищных субсидий являются организация на территории Муниципального образования муниципального района «Сосногорск» мер социальной поддержки населения в виде предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», а также Постановлениями Правительства Республики Коми от 29 декабря 2004 года № 272 «О порядке и условиях предоставления гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Коми» и от 26 декабря 2005 года № 325 «О предоставлении гражданам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме».
Для реализации возложенных задач отдел выполняет следующие функции:
совместная разработка с отделами Муниципального учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий» и управлений администрации Муниципального образования муниципального района «Сосногорск» предложений по основным направлениям и приоритетам государственной социальной политики в сфере социальной защиты населения на основе анализа социально-экономического развития района;
информирование населения о программе субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
прием заявлений от населения на получение субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
определение и регистрация участников программы жилищных субсидий;
формирование и хранение информационного банка данных каждого участника программы;
подготовка информационно-аналитических материалов по программе жилищных субсидий;
контроль за своевременным перечислением сумм субсидий на индивидуальные персонифицированные счета граждан;
и др.
Отдел наряду с выполнением вышеперечисленных функций проводит социологические исследования по вопросам, входящим в его компетенцию, ведет информационную деятельность Положение об отделе по начислению жилищных субсидий Муниципального учреждения «Центр жилищных расчетов и субсидий» Муниципального образования муниципального района «Сосногорск»..
В отделе по начислению жилищных субсидий в настоящее время налажен электронный взаимообмен информацией с Управлением пенсионного фонда, со Службой занятости населения, что служит основанием для сокращения времени сбора документов населением для оформления жилищной субсидии. Данные по пенсиям, пособиям по безработице, сведения паспортной службы, информацию о характере жилья отдел получает электронными базами данных.
Так как крупными поставщиками жилищных услуг используется одно программное обеспечение возможность неправомерного начисления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг населению сокращена.
В удаленных крупных сельских поселениях, таких как п. Войвож и п. Нижний Одес Сосногорского района, для удобства населения созданы структурные подразделения отдела жилищных субсидий, где приемом заявлений и начислением жилищных субсидий занимаются по два специалиста.
На основании статистической отчетности Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми приведена следующая информация, касающаяся предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг за период с 2003 года по сентябрь 2006 года.
Число семей г. Сосногорска, получивших субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг составило в 2003 году всего - 2792 (14% от общего числа семей). Общая сумма начисленных субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг составила 13,7млн. рублей. Среднемесячный размер начисленных субсидий на семью - 409 рублей. Лукьянчикова А.А., Савина С.В. О ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства в Республике Коми в 2005г. / Отдел социальной статистики, труда и обследования домашних хозяйств. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми. Сыктывкар, 2004.
Жилищных субсидий по г. Сосногорску на 1 января 2005 года получило4263 семьи, в % к 1 января 2004 года - 153. Удельный вес семей, воспользовавшихся субсидиями, от общего числа семей составил 25%. Общая сумма начисленных субсидий - 36,7 млн. рублей. Шергина Е.В. О предоставлении гражданам льгот и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Коми в 2004 году. / Отдел социальной статистики, труда и обследования домашних хозяйств. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми. Сыктывкар, 2005.
Количество семей, получивших субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в 2005 году составило всего - 2092, в процентах к 1 января 2005 года - 49. Удельный вес семей, пользовавшихся субсидиями, в % от общего числа семей - 11. Размер субсидии на семью составил 1284 рублей в месяц. Начислено субсидий за 2005 год на сумму 32,2 млн. рублей, в % к 2004 - 88. Лукьянчикова А.А. О ходе реформы жилищно-коммунального хозяйства в Республике Коми в 2005г. / Отдел социальной статистики, труда и обследования домашних хозяйств. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми. Сыктывкар, 2006.
На 1 октября 2006 года жилищными субсидиями в г. Сосногорске воспользовалось всего 1423 семьи (в % к 1 октября 2005 года - 55, к 1 июня 2006 года - 97). Удельный вес семей, воспользовавшихся жилищными субсидиями, в общем числе семей составил на 1 октября 2005 года - 13%, на 1 октября 2006 года - 7%. Начислено субсидий на сумму 12 млн. рублей.
В соответствии с законодательством, с 2006 года суммы начисленных субсидий перечисляются из бюджетов не только жилищно-коммунальным организациям, но и непосредственно гражданам на их персональные социальные счета. На 1 октября 2006 года в г. Сосногорске открыт 771 социальный счет граждан, на которые в счет финансирования жилищных субсидий поступило 2810,7 тыс. рублей, что к начисленным суммам составляло 24%. Средний размер начисленной субсидии на семью - 933 рубля. Шергина Е.В. О предоставлении гражданам социальной поддержки и субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Республике Коми в январе-сентябре 2006г. / Отдел социальной статистики, труда и обследования домашних хозяйств. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Коми. Сыктывкар, 2006.
В общей численности населения Сосногорского района, являющихся участниками программы жилищных субсидий, преобладают пенсионеры, инвалиды, многодетные и неполные семьи, семьи официально признанных безработными или имеющие в своем составе таких граждан, граждане, работающие по найму у предпринимателей без образования юридического лица, предприниматели, в основном оказывающие парикмахерские услуги. С ростом квартплаты и спадом реальных доходов населения, в программу жилищных субсидий вовлечены и полные семьи, где все трудоспособные члены семьи работают.
По предварительному анализу специалистов отдела, есть значительное число семей (более 10%), которые из-за низких доходов могли бы получать субсидию, но в силу различных, часто психологических причин, не включившихся в Программу. При этом многие из них имеют задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг.
Согласно отчету отдела начисления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за январь и февраль 2007г. по городу Сосногорску и его пригородной зоне за указанный период 2007 года среднее количество получателей составило 396, которым начислено 937346 рублей. За январь и февраль 2007 года обратилось в отдел 568 человек, часть из которых воспользовалась субсидией однажды, временно попав в тяжелую ситуацию, для кого-то размер субсидии не представился значимым и они не сочли целесообразным хлопоты по ее оформлению, а ряд семей пользуется возможностью уменьшить квартплату постоянно из года в год Сравнительный анализ предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в 2006-2007г.г. Отдела по начислению жилищных субсидий Муниципального учреждения "Центр жилищных расчетов и субсидий" Муниципального образования муниципального района "Сосногорск" .
Таким образом, используемая в Муниципальном образовании муниципального района «Сосногорск» система предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является действенным механизмом в повышении доходов низкодоходной части населения Сосногорского района. Преимущественно это малообеспеченные, одиноко проживающие пенсионеры, студенты, безработные, а также полные семьи, где все трудоспособные члены семьи работают.
Существование отдела по начислению жилищных субсидий необходимо, так как согласно сравнительному анализу в условиях неоднократного изменения условий предоставления жилищных субсидий, количество граждан, претендующих на получение субсидии, то увеличивалось (2003 и 2004 годы), то сокращалось, как показывает статистика 2005 и 2006 годов, но так и не привело к полному исчезновению потребности в жилищных субсидиях у граждан. В 2007 году, учитывая среднее количество получивших субсидии, предполагается увеличение количества семей, претендующих на получение жилищных субсидий.
Заключение
Исследовав роль и значение субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг в повышении доходов семьи с низким достатком, можно сделать следующие выводы:
1. Жилищно-коммунальная реформа происходит в России на протяжении более чем 10 лет, начиная с 1992 года. Это актуальное и необходимое мероприятие по созданию цивилизованного рынка жилищно-коммунальных услуг.
Жилищно-коммунальная реформа, точнее её концепция, определила комплекс мер, направленных на переход жилищно-коммунального хозяйства в режим безубыточного функционирования. В этот комплекс, наряду с другими мерами, входила такая мера как поэтапное повышение доли платежей населения за жилищно-коммунальные услуги.
Кому же была необходима реформа жилищно-коммунального хозяйства? Больше всего уповали на реформу социально незащищенные или мало защищенные слои населения. Обеспеченные же люди способны и готовы платить за комфортные условия проживания с соответствующим уровнем коммунальных услуг.
На основании этого можно определить главную цель жилищно-коммунальной реформы - это повышение качества обслуживания «среднего» жителя России при усилении его социальной защищенности.
Именно социальная защита низкодоходных групп населения является неотъемлемой частью жилищно-коммунальной реформы.
С середины 1995 года в субъектах Российской Федерации начинают функционировать службы жилищных субсидий, которые являются непосредственными исполнителями данных программ.
Таким образом, программа жилищных субсидий, представляющая собой уникальную и достаточно эффективную программу адресной помощи семьям с низкими доходами в оплате жилищно-коммунальных услуг, является одной из важных составляющих жилищно-коммунальной реформы.
2. Реформа жилищно-коммунального хозяйства остается одной из самых острых экономических и социальных проблем современной России, а также постоянным источником социального напряжения в обществе.
Прогнозная деятельность правительства при создании модели реформирования жилищно-коммунальной системы не учитывала реальной платежеспособности типичного россиянина и его семьи. Аналитическая работа позволила выявить много интересного и важного для оценки того, посильны ли реформы для населения: Россия отстает от развитых стран по размерам дохода, остающегося после оплаты жилья, который идет на другие, в основном потребительские нужды семьи; после оплаты населением развитых стран аренды квартиры и содержания собственного жилья у каждого гражданина оставалось денег, по крайней мере, в четыре раза больше, чем в России, эти средства позволяли людям жить намного лучше, чем российскому населению с относительно не высокой, по мнению властей, квартплатой.
После проведения предлагаемой правительством реформы жилищно-коммунального хозяйства, когда квартплата, расходы на электроэнергию и водоснабжение резко возросли, уровень потребления типичного россиянина на фоне этого оказался неблагоприятным.
Высокие тарифы на услуги жилищно-коммунального хозяйства больно ударяют по семейным бюджетам большинства россиян.
Несомненно, что любая реформа, прежде чем ее провести, должна быть рассмотрена и изучена со всех сторон. Также это касается и жилищно-коммунальной реформы. Но главной целью жилищно-коммунальной реформы остается повышение качества обслуживания «среднего» жителя России, доведение его до качества, соответствующего качеству обслуживания жилья обеспеченного человека, который способен оплатить его полностью. Каждый человек имеет право на качественное обслуживание, но за него он должен платить. Государство же выбрало роль защитника низкодоходного населения при оплате за жилищно-коммунальные услуги. По преодолению уравнительного подхода существует государственная программа жилищных субсидий для низкодоходных семей.
3. Механизм предоставления адресной социальной защиты населения в сфере оплаты жилищно-коммунальных услуг впервые определен Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года № 935 «О переходе на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг и порядке предоставления гражданам компенсаций (субсидий) при оплате жилья и коммунальных услуг».
Меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране, повышение социальной направленности жилищно-коммунальной реформы потребовало принятия Постановления Правительства Российской Федерации от 18 июня 1996 года № 707 «Об упорядочении системы оплаты жилья и коммунальных услуг», которым был введен в действие новый механизм предоставления субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг, нарушающий принципы социальной справедливости и породивший ряд проблем.
В связи с этим на смену вышеназванного приходит очередное Постановление Правительства Российской Федерации от 02 августа 1999 года № 887 «О совершенствовании системы оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения». Однако данным нормативным правовым актом не были охвачены все типичные случаи обращения граждан за субсидиями.
Поэтому при разработке последующего Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 г. № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг» был учтен десятилетний опыт предоставления субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг в Российской Федерации и судебная практика. Оно детализировало особенности предоставления субсидий.
С 1 марта 2005 года вступил в действие Жилищный кодекс Российской Федерации. Согласно статье 159 Жилищного кодекса Российской Федерации установление порядка предоставления жилищных субсидий является компетенцией Правительства Российской Федерации.
С этого момента субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставлялись на основании Жилищного кодекса и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 августа 2004 года № 444 «О предоставлении субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг», действующего в части, не противоречащей Жилищному кодексу.
В настоящее время субсидии на оплату жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются гражданам на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг», принятого во исполнение ст. 159 Жилищного Кодекса Российской Федерации.
4. Существенное влияние на формирование доходов населения оказывают программы адресной государственной помощи. Программа жилищных субсидий является адресной программой социальной поддержки низкодоходной части населения. Она более справедлива, так как она распространяется на любую семью или одиноко проживающего гражданина, оказавшихся в тяжелом материальном положении.
Хотя программа жилищных субсидий приводит незначительную часть семей с низкими доходами к «социальному иждивенчеству», субсидии помогают семьям с наиболее высоким доходом преодолеть сложный период жизни.
Жилищные субсидии выполняют такие важные функции как социальная защита наиболее уязвимых слоев населения, снижая затраты из их бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг, тем самым сохраняя их доходы на другие жизненно-необходимые цели; снижение просроченной задолженности граждан, сохраняя при этом качественное обслуживание предприятиями жилищно-коммунального хозяйства их жилья и так далее.
Массовое обращение за субсидиями определяется главным существенным и статистически значимым фактором: значимость для семейного бюджета.
5. В целях социальной защиты населения в условиях реформирования жилищно-коммунального хозяйства, с учетом роста тарифов на оплату жилищно-коммунальных услуг в Сосногорском районе Республики Коми создан Отдел по начислению жилищных субсидий.
Используемая в Муниципальном образовании муниципального района «Сосногорск» система предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг является действенным механизмом в повышении доходов низкодоходной части населения Сосногорского района. Преимущественно это малообеспеченные, одиноко проживающие пенсионеры, студенты, безработные, а также полные семьи, где все трудоспособные члены семьи работают.
Существование отдела по начислению жилищных субсидий необходимо, так как согласно сравнительному анализу в условиях неоднократного изменения условий предоставления жилищных субсидий, количество граждан, претендующих на получение субсидии, то увеличивалось (2003 и 2004 годы), то сокращалось, как показывает статистика 2005 и 2006 годов, но так и не привело к полному исчезновению потребности в жилищных субсидиях у граждан. В 2007 году, учитывая среднее количество получивших субсидии, предполагается увеличение количества семей, претендующих на получение жилищных субсидий.
В результате разрешения задач, поставленных для раскрытия темы курсовой работы, цель курсовой работы достигнута, тема раскрыта.