Рефераты

Проблема детской беспризорности в РФ и пути её разрешения

Беспризорность возникла в результате войн, революций, голода, стихийных бедствий, эпидемий и др. потрясений, влекущих за собой сиротство детей. Росту беспризорности способствовали экономические кризисы, безработица, нужда и детская эксплуатация. Беспризорность как крайнее проявление детской безнадзорности может быть вызвана также такими причинами, как конфликтная обстановка в семье, учебных заведениях, аморальное поведение родителей, жестокое обращение с детьми (в том числе злоупотребление властью со стороны родителей, опекунов или лиц, их заменяющих, которые иногда в корыстных целях принуждают детей к нарушению правовых и моральных норм), что заставляет их уходить из дома. Беспризорности неизбежно сопутствуют тяжёлые социальные последствия: рост правонарушений, проституция несовершеннолетних, алкоголизм, наркомания, а также болезни и опасность возникновения эпидемий.

Раздел 2.

Правовое регулирование безнадзорности и беспризорности в РФ и РТ

В 1935 г. было опубликовано постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности. В постанов-лении отмечалось, что в стране ликвидирована массовая беспризорность, ставились задачи по ор-ганизации борьбы с малолетними правонаруши-телями, хулиганством и усилению ответственнос-ти родителей за воспитание детей. Одновременно отмечалось, что беспризорность все же существу-ет, это объяснялось плохой работой местных советских и партийных органов, отсутствием орга-низационного участия в борьбе с ней советской общественности, а не причинами глубокого соци-ального характера Организация взаимодействия специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, с негосударственными организациями по профилактике детской безнадзорности: Методические рекомендации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - С.96..

Важными мерами по организации борьбы с детскими правонарушениями явилось постанов-ление СНК СССР "Об устройстве детей, оставшихся без родителей" от 23 января 1942 г. и "Об усилении мер борьбы с детской беспризорнос-тью, безнадзорностью и хулиганством" от 15 ию-ня 1943 г. В этих постановлениях разработаны меры по предупреждению детской беспризорнос-ти. В соответствии с постановлением от 15 июня 1943 г. на НКВД СССР были возложены обязан-ности по открытию детских колоний для содер-жания в них несовершеннолетних преступников (в возрасте от 11 до 16 лет). Уже к концу 1943 г. общее число подростков в этих колониях достиг-ло 50 тысяч.

В 1952 г. Совет Министров СССР вновь возвращается к этой проблеме, принимается постановление "О мерах ликвидации детской беспризорности в РСФСР" от 8 апреля 1952 г.

Положение об осо-бенностях воспитания современного ребенка, ставшего в на-ше время самостоятельным субъектом принадле-жащих ему прав, обозначенное в Конвенции ООН «О правах ребенка» Конвенция ООН "О правах ребенка" // Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР, 1990. N 45. Ст.955. и нашедшее отражение в Семейном Кодексе РФ, постоянно внедряется в массовое сознание.

Необходимость гарантированного ребенку реального права на решение его проблем, оказание социальной помощи закреплена Указом Президента РФ от 06.09.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепцией совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Последняя утверждена решением Межведомственной комиссии по делам несовершеннолетних при Правительстве РФ (7.07.98 № 1).

В настоящее время правовое регулирование отношений, возникающих в связи с деятельностью по профилактике безнадзорности, установлено Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. № 120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 № 154.

Учитывая, что проблемами защиты прав детей занимается множество организаций различной ведомственной подчиненности, данные нормативные документы определяют основные направления деятельности и устанавливают ответственность всех структур за организации профилактической работы.

В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем детской безнадзорности крайне незначительно. Среди причин такого положения - их недостаточное количество и локальность действия.

Экспертная оценка Федерального Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" № 120 (1999 г.) показала, что ряд его положений противоречит требованиям Европейской комиссии по правам человека. Так, следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения оснований для лишения свободы несовершеннолетних. Заслуживает внимания замечание относительно нормы подп. 2 п. 3 ст. 13 Закона, которая предусматривает в качестве основания для помещения в специализированное учреждение для несовершеннолетних (по существу, для лишения свободы) заявление родителей ребенка или его законных представителей.

В ряде случаев в Законе отсутствует четкое указание на обязательность судебного контроля за лишением свободы несовершеннолетних. Например, п. 3 ст. 13 устанавливает основания для помещения несовершеннолетних в специализированные учреждения Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с изм. и доп. от 13 января 2001 г., 7 июля 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.) // СЗ РФ, 28.06.1999, N 26, ст. 3177.. При этом остается нерешенным вопрос, какова должна быть судебная процедура в случае оспаривания законности указанных в этой статье форм задержания несовершеннолетних.

В Законе отсутствуют нормы, предусматривающие возможность периодического пересмотра решений, связанных с помещением несовершеннолетних в специализированные учреждения; положения о праве несовершеннолетних правонарушителей на достаточную юридическую помощь, включая консультирование и бесплатную помощь адвоката.

Экспертиза Закона выявила нарушения в части защиты человеческого достоинства. Речь идет о подп. 1 п. 9 и п. 10 ст. 15 Закона, устанавливающих конкретные полномочия администрации учебно-воспитательного учреждения закрытого типа (круглосуточное наблюдение и контроль за несовершеннолетними, проведение личных осмотров, вещей, получаемых и отправляемых писем). Закон не содержит положений, защищающих переписку несовершеннолетнего с адвокатом.

Следует обратить внимание на п. 1 ст. 26 Закона, в которой делается акцент на свободный обмен информацией о несовершеннолетнем правонарушителе между различными официальными органами, а не на необходимость его защиты в процессе обмена такой информацией, которая может включать медицинские сведения и другие данные личного характера. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц учреждений закрытого типа.

Представляется необходимым принять во внимание замечание, которое касается смешения таких понятий, как "права" и "полномочия". В Законе в основном упоминаются права представителей государства. Речь же должна идти об их полномочиях, поскольку государство наделяет своих представителей в интересах общества полномочиями, которые ограничены законом. Различие между индивидуальными правами и полномочиями должностных лиц должно быть четко отражено в Законе. Смешение этих понятий может привести к невозможности обеспечить эффективные гарантии защиты прав гражданина, которые являются неотъемлемыми и неотчуждаемыми.

В 2006 году было продолжено осуществление комплекса организационно-практических мер по ситуации с детской беспризорностью и безнадзорностью.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации совместно с органами социальной защиты населения субъектов Российской Федерации осуществлялось ведение учета семей и детей, находящихся в социально опасном положении.

Продолжается работа по своевременному предоставлению необходимых социальных услуг семьям и детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

По данным органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации в настоящее время действуют: 743 социально-реабилитационных центра для несовершеннолетних; 597 центров социальной помощи семье и детям; 552 социальных приюта для детей и подростков; 324 реабилитационных центра для детей с ограниченными возможностями; 48 центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей; 26 центров психолого-педагогической помощи населению; 8 центров экстренной психологической помощи по телефону и др Развитие социальной политики в интересах детей в Российской Федерации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - С. 56..

В 2006 г. Министерством здравоохранения и социального развития РФ продолжило совершенствование нормативной правовой базы системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Министерство приняло участие в подготовке проекта федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» и некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РСФСР по вопросам деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

Минздравсоцразвития России, Федеральным агентством по здравоохранению и социальному развитию в рамках подпрограммы «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» ФЦП «Дети России» были приняты меры по поддержке деятельности субъектов Российской Федерации по созданию единой системы учета детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации; ресурсному обеспечению учреждений социального обслуживания семьи и детей; обеспечению реабилитационным, технологическим, бытовым оборудованием, оргтехникой, автотранспортом и сельскохозяйственной техникой.

Минздравсоцразвития России совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти - государственными заказчиками подготовлен проект федеральной целевой программы «Дети России» на 2007-2010 годы. В качестве приоритетных целей и направлений проект программы предусматривает развитие ювенальных технологий работы с несовершеннолетними, инновационных форм семейного устройства и воспитания в семейном окружении детей, оставшихся без попечения родителей; укрепление материально-технической базы учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, развитие правового и организационного межведомственного взаимодействия и т.д.

Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества.

Социальная дезадаптация детей, наблюдаемая в последние годы, проявляется в широком спектре отклонений поведения: бродяжничество, ранняя алкоголизация и наркомания, нарушение норм морали, противоправные действия. Основными причинами, по-прежнему, остаются социальное расслоение общества, проблемы семейного неблагополучия, организации досуга подростков и детей. Статистика свидетельствует о снижении темпов роста этих явлений.

По данным МВД за 1 полугодие 2004 года доставлено 743 безнадзорных ребенка, 130 беспризорных. Для сравнения в 2003 г. - 2524 безнадзорных ребенка, 392 беспризорных, выявлено 675 несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении.

В 2004 г. выявлено 1042 социально-неблагополучных семей, для сравнения в 2003 г. - 2889, 279 таких родителей лишены родительских прав в 2003 г. - 785, 4077 родителя привлечены к административной ответственности за злостное неисполнение  обязанностей по воспитанию своих детей в 2003 г. - 8591. Положительными факторами в этой динамике является проводимая работа министерствами, ведомствами, в том числе Министерством по делам молодежи и спорту РТ.

В соответствии с Федеральным законом № 120-ФЗ от 24.06.1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» органы по делам молодежи и спорту участвуют в организации отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних, осуществляют координацию деятельности учреждений, находящихся в их ведении.

Для решения проблем безнадзорности, беспризорности среди детей и подростков в системе органов по делам молодежи и спорту Республики Татарстан в г. Казани работает Социально-реабилитационный центр для детей с девиантным поведением открытого типа на 50 мест, который призван решать вопросы профилактики бродяжничества, беспризорности и попрошайничества среди несовершеннолетних, а также для детей, попавших в трудную жизненную ситуацию Федотовская Т.А. О профилактике беспризорности и безнадзорности несо-вершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации // Аналитический вестник Государственной Думы Российской Федерации. - 2002. - №20. - С. 23-32..

Однако анализ работы за прошедшие годы выявил в деятельности учреждения много проблем, основная, среди них несовершенство нормативно-правовой базы центра, кадровое обеспечение, проблемы социально-психологического плана.

Вступая во взрослый мир, эти дети испытывают, как правило, затруднения в поиске работы и учебы, они мало осведомлены о своих правах и социальных льготах, не могут ими пользоваться, испытывают трудности в составлении заявлений и других деловых бумаг, в получении денежного пособия, жилья. Данная ситуация приводит к тому, что многие бывшие воспитанники сиротских учреждений часто становятся безработными, бездомными. Большинство из них не могут создать благополучную семью и т.д.

В связи, с чем важным направлением должна стать поддержка детей-сирот, выпускников детских домов, в их дальнейшем жизнеустройстве, в реализации их прав и обязанностей.

На основании постановления Правительства Российской Федерации от 14.02.2000 г. № 124 «Об утверждении Положения о зачислении несовершеннолетних граждан Российской Федерации в качестве воспитанников в воинские части и обеспечении их необходимыми видами довольствия», в целях профилактики безнадзорности и беспризорности детей и подростков с апреля месяца 2002 г. реализуется социальный проект «Сыны полка». Совместно с администрациями Советского и Приволжского районов г. Казани, с отделами социальной защиты, военкоматами проведен отбор детей в возрасте от 14 до 16 лет, не имеющих родителей, проживающих с опекунами.

Из числа социальных сирот созданы специальные армейские отделения в Казанском филиале Санкт-Петербургского военно-артиллерийского университета и Казанском филиале Челябинского танкового института.

По социальному проекту «Сыны полка» подготовлено Положение об условиях приема и зачисления в специальные армейские отделения «Сыны полка», совместный приказ № 9 от 12.09.2003 г. «Об организации воспитательной работы и психологической службы для воспитанников социального проекта «Сыны полка» в военных учебных заведения г. Казани».

Министерством по делам молодежи и спорту РТ начиная с 2002 года ежегодно выделяется 80 тыс. рублей для обеспечения воспитанников специального армейского отделения всем необходимым. В летний период времени организован отдых воспитанников. На базе военных училищ организована психологическая служба, где работают психологи из Республиканского центра социально-правовой и психолого-педагогической помощи детей и молодежи и КЦСО «Доверие», с 2003 года работают психологи из Центра социальной помощи семьи и детям «Гаилэ».

Одним из важных направлением профилактики безнадзорности является институт «уличных» социальных работников.

Во исполнение решения Совета Безопасности Республики Татарстан № 5 от 31 мая 2000 г. «О состоянии работы по противодействию злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту в Республике Татарстан» в 2001 Министерством по делам молодежи и спорту Республики Татарстан совместно с Комплексным центром социального обслуживания «Доверие» Комитета по делам детей и молодежи г. Казани была организована «уличная» социальная работа с несовершеннолетними в трех районах г. Казани. В 2004 году эта работа начата в г. Нижнекамск. Необходимо выделить две основные цели проекта: во-первых, это профилактика употребления несовершеннолетними психоактивных веществ; во-вторых, профилактика безнадзорности и беспризорности среди детей и подростков «группы риска». В настоящий момент времени по проекту работают 15 человек в г. Казани и 4 - в г. Нижнекамск, что позволило создать банк данных по детям «группы риска» на территории района, постоянно выявлять места постоянного сбора детей (чердаки, подвалы) и делать их недоступными для детей, ежегодно дополнительно вовлекать в групповые формы работы более 2 000 детей, проводить мониторинг подростково-молодежного сообщества http://www.tatminmolsport.ru.

Для эффективной работы реализации социального проектов «Сыны полка», «Уличная социальная работа» и других необходимо более тесное взаимодействие с Министерством образования, Военным комиссариатом Республики Татарстан, Министерством здравоохранения, Министерством социальной защиты населения.

Таким образом, необходимость гарантированного ребенку реального права на решение его проблем закреплена Указом Президента РФ от 06.09.93 № 1338 «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» и Концепцией совершенствования государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. В настоящее время правовое регулирование проблем беспризорности установлено Федеральным Законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», принятым в июне 1999 г. № 120-ФЗ, и постановлением Правительства РФ «О дополнительных мерах по усилению профилактики беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних на 2002 год» от 13.03.2002 № 154. Следует обратить внимание на отсутствие в Законе четкого разграничения оснований для лишения свободы несовершеннолетних. В ряде случаев в Законе отсутствует четкое указание на обязательность судебного контроля за лишением свободы несовершеннолетних. Закон не содержит положений, защищающих переписку несовершеннолетнего с адвокатом. Обоснованную тревогу вызывает положение подп. 2 п. 10 ст. 15 Закона, допускающее применение физической силы со стороны должностных лиц учреждений закрытого типа.

В то же время нормативно-правовые акты органов законодательной и представительной власти регионального и муниципального уровней включены в механизм регулирования проблем детской беспризорности крайне незначительно. Среди причин такого положения - их недостаточное количество и локальность действия.

Профилактика безнадзорности и беспризорности отражает одну из тревожных проблем нашей жизни, от своевременного решения которой во многом зависит будущее и общества. Одним из важных направлением профилактики безнадзорности является институт «уличных» социальных работников.

Раздел 3.

Отношение населения к проблеме детской беспризорности: анализ результатов социологического исследования

Как свидетельствуют результаты и всероссийского, и регионального исследований, отношение россиян к проблемам детей-сирот, к усыновлению этих детей можно охарактеризовать как неоднозначное. С одной стороны, явно существует осознание актуальности, остроты этих проблем и даже чувство тревоги за их современное состояние. С другой стороны, судя по результатам проведенных опросов, общество сегодня не готово обсуждать конкретные меры и пути решения проблем детей-сирот. Несколько иная картина фиксируется исследованием в отношении беспризорных и безнадзорных детей Развитие социальной политики в интересах детей в Российской Федерации. - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - С. 69..

Здесь существенным представляется то, что, как свидетельствуют результаты исследования первого этапа, проведенного по всероссийской выборке, россияне достаточно четко «разводят» проблемы детей-сирот и проблемы беспризорных и безнадзорных детей. Если в отношении первых решать проблемы следует, по мнению россиян, исходя в первую очередь из интересов ребенка, а это, прежде всего усыновление в семью или семейные дома, то в отношении беспризорных и безнадзорных детей позиция россиян достаточно четкая и определенная - эти проблемы находятся исключительно в компетенции государства и семьи этих детей.

В ходе второго этапа исследовательских работ представлялось важным также определить, в какой степени существующие оценки дифференцируются по региональному и поселенческому признакам. Как свидетельствуют результаты проведенных региональных опросов, среди жителей исследуемых регионов существует определенные различия в оценках причин ухудшения ситуации с беспризорными и безнадзорными детьми и детьми сиротами. Причем, можно предположить, что выявленные различия в существенной степени характеризуют проблемы, специфичные для данного региона.

Так, более половины опрошенных жителей Иркутской области (55%) назвали в качестве основной причины ухудшения ситуации с беспризорными и безнадзорными детьми рост алкоголизма и наркомании. Для сравнения: среди жителей Центрального региона доля тех, кто назвал эту причину в качестве основной, составляет менее трети опрошенных - 30%. Также одной из наиболее значимых причин сложившегося положения 47% жителей Иркутской области назвали низкий уровень жизни большинства российских семей (плохие жилищные, бытовые условия и т. п.).

Таблица 9

В чем Вы видите основные причины ухудшения ситуации с беспризорными детьми, детьми-сиротами?

Среди всех опрошенных

Центральный регион

Хабаровский край

Татарстан

Иркутская область

Отсутствует государственная политика в отношении семьи и детства

37

47

39

26

34

Недостаточная помощь со стороны государства семьям, имеющим детей

34

34

32

34

36

Низкий уровень жизни большинства российских семей (плохие жилищные, бытовые условия и т. д.)

45

48

46

40

47

Рост алкоголизма и наркомании

41

30

38

41

55

Отсутствие жесткой системы санкций в отношении родителей, бросающих своих детей

18

16

21

17

18

Моральный кризис общества, кризис семьи, разобщенность между людьми

23

26

22

28

16

Многие сейчас думают о карьере и деньгах, а не о создании семьи и воспитании детей

9

15

6

9

8

Сексуальная распущенность

9

10

10

11

7

Хронические, наследственные болезни родителей

5

7

4

4

4

Рост хронических заболеваний и патологий среди детей

5

7

3

5

3

Отказ отца от ребенка, рост числа разводов

8

7

15

5

7

Отсутствие молодежных и детских организаций

6

12

4

5

4

Невозможность организовать детский досуг - отсутствие доступных спортивных секций, кружков и т. п.

7

7

6

10

5

Затрудняюсь ответить

0

1

1

2

Несколько иная значимость причин фиксируется среди респондентов Республики Татарстан. Причем, обращает на себя внимание то, что среди них существенно чаще отмечался в качестве таковой - моральный кризис общества, кризис семьи, разобщенность между людьми. Эту причину назвали более четверти опрошенных - 28%.

Показательно также и то, что среди жителей Центрального региона чаще, чем среди жителей других регионов, распространена точка зрения, согласно которой основной причиной ухудшения ситуации с детской беспризорностью и безнадзорностью является, по сути, смена ценностных представлений о семье, когда многие думают о карьере и деньгах, а не о создании семьи и воспитании детей. Эту позицию назвали 15% жителей Центрального региона, тогда как среди опрошенных других регионов доля, придерживающихся этой точки зрения находится в диапазоне от 6% до 9%.

Также определенная дифференциация наблюдается и в оценках респондентов, проживающих в различных типах поселений. Причем, здесь также прослеживается закономерность, выявленная для регионов - жители различных типов поселений склонны называть проблемы, которые наиболее остро стоят в месте их проживания.

Так, проблема алкоголизма и наркомании в наибольшей степени волнует жителей малых городов, среди которых 59% опрошенных назвали ее в качестве основной. Несколько чаще жители малых городов, по сравнению с жителями других типов поселений называют в качестве основной причины - отказ отца от ребенка и рост числа разводов. Эту причину назвали 19% опрошенных, тогда как среди жителей других типов поселений доля, отметивших эту позицию не превышает 10% .

Таблица 10

В чем Вы видите основные причины ухудшения ситуации с беспризорными детьми, детьми-сиротами?

Среди всех опро-шенных

Тип населённого пункта

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жи-телей

100-500 тыс.

Менее 100 тыс.

Села

Отсутствует государственная политика в отношении семьи и детства

37

47

34

35

24

31

Недостаточная помощь со стороны государства семьям, имеющим детей

34

34

36

38

40

25

Низкий уровень жизни большинства российских семей (плохие жилищные, бытовые условия и т. д.)

45

48

44

44

40

46

Рост алкоголизма и наркомании

41

30

44

48

59

39

Отсутствие жесткой системы санкций в отношении родителей, бросающих своих детей

18

16

17

20

19

19

Моральный кризис общества, кризис семьи, разобщенность между людьми

23

26

23

16

13

26

Многие сейчас думают о карьере и деньгах, а не о создании семьи и воспитании детей

9

15

7

7

5

10

Сексуальная распущенность

9

10

8

15

5

9

Хронические, наследственные болезни родителей

5

7

4

6

7

3

Рост хронических заболеваний и патологий среди детей

5

7

4

3

9

3

Отказ отца от ребенка, рост числа разводов

8

7

7

9

19

10

Отсутствие молодежных и детских организаций

6

12

5

5

1

3

Невозможность организовать детский досуг - отсутствие доступных спортивных секций, кружков и т. п.

7

7

9

7

4

3

Что-то другое

0

0

1

0

Затрудняюсь ответить

1

1

2

1

0

Различаются и оценки жителей исследуемых регионов и в отношении того, как можно решить проблемы беспризорности и безнадзорности в стране. Во многом, такие различия обусловлены, прежде всего, спецификой тех проблем, которые волнуют население этих регионов.

При этом особое внимание обращают на себя оценки жителей Хабаровского края, среди которых преобладают предпочтения в применении более «жестких» мер, таких как введение уголовной ответственности родителей за беспризорность детей (48%), усиление административной ответственности родителей за воспитание детей (32%), а также усиление государственной материальной социальной поддержки семей с детьми (34%) Восстановление социального статуса безнадзорных детей / Под ред. Г.М. Иващенко - М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2002. - С. 38..

Жители Центрального региона более склонны видеть решение этих проблем в решении проблем материальных, прежде всего за счет усиления государственной материальной и социальной поддержки семей с детьми (42%), разработки специальных программ по материальной и социальной поддержке тех, кто усыновляет детей (34%), увеличения бюджетного финансирования органов опеки, домов ребенка, приемников-распределителей (33%). Существенно большее внимание, по мнению жителей Центрального региона, также следует уделять организации доступного детского досуга - спортивных и творческих секций, кружков и т. п. (21%).

Таблица 11

Как, по Вашему мнению, можно решить проблемы беспризорности и безнадзорности в стране?

Среди всех опрошенных

Центральный регион

Хабаровский край

Татарстан

Иркутская область

Усилить административную ответственность родителей за воспитание детей

30

29

32

32

29

Ввести уголовную ответственность родителей за беспризорность детей

32

24

48

23

35

Упростить процедуру лишения родительских прав и процедуру усыновления

10

10

12

7

8

Увеличить бюджетное финансирование органов опеки, домов ребенка, приемников-распределителей

24

33

17

20

26

Восстановить значение семейных ценностей

23

28

24

24

15

Усилить государственную материальную и социальную поддержку семей с детьми

39

42

34

45

33

Проводить специальные программы по борьбе с пьянством, алкоголизмом и наркоманией

21

20

15

27

23

Разработать специальные программы по материальной и социальной поддержке тех, кто усыновляет детей

26

35

20

25

23

Создать специальный государственный орган, координирующий в масштабах всей страны решение проблем детской беспризорности и безнадзорности

15

22

15

8

15

Организовать доступный детский досуг - спортивные и творческие секции, кружки и т. п.

18

21

18

9

24

Что-то другое

1

1

1

1

1

Затрудняюсь ответить

2

0

3

1

4

Результаты проведенного исследования также фиксируют наличие существенной дифференциации в представлениях респондентов различных типов поселений о том, как можно решить проблемы детской беспризорности и безнадзорности. При этом за усиление административной ответственности и введение уголовной ответственности родителей за воспитание детей чаще выступают жители малых городов (численность менее 100 тыс. чел.). Четверть опрошенных (25%) этого типа поселения также поддержали бы проведение специальных программ по борьбе с пьянством, алкоголизмом.

Таблица 12

Как, по Вашему мнению, можно решить проблемы беспризорности и безнадзорности в стране?

Среди всех опрошенных

Тип населённого пункта

Москва и Санкт-Петербург

Более 500 тыс. жителей

100-500 тыс.

Менее 100 тыс.

Села

Усилить административную ответственность родителей за воспитания

30

29

31

24

31

35

Ввести уголовную ответственность родителей за беспризорность

32

24

30

31

55

42

Упростить процедуру лишения родительских прав и процедуру ус

10

10

5

22

8

11

Увеличить бюджетное финансирование органов опеки, домов ребе

24

33

23

24

19

15

Восстановить значение семейных ценностей

23

28

21

23

9

23

Усилить государственную материальную и социальную поддержку

39

42

42

34

31

30

Проводить специальные программы по борьбе с пьянством, алкоголизмом

21

20

24

19

25

17

Разработать специальные программы по материальной и социальной поддержке семей, усыновляющих детей

26

35

26

20

22

16

Создать специальный государственный орган, координирующий в масштабах всей страны решение проблем детской беспризорности и безнадзорности

15

22

14

16

14

5

Организовать доступный детский досуг - спортивные и творческие секции, кружки и т. п.

18

21

17

27

19

11

Что-то другое

1

1

1

2

1

Затрудняюсь ответить

2

0

3

5

3

1

Страницы: 1, 2, 3, 4


© 2010 Рефераты