Исследование манипулятивных технологий управления социальными ресурсами местного самоуправления
Учитывая весьма жесткую систему организации государственной власти, установленную Конституцией 1993 г., можно сказать, что демократический характер этой Конституции отразился именно в положениях, устанавливающих правовой статус личности. Во-вторых, Гражданский кодекс Российской Федерации, который регулирует обеспечение прав и свобод граждан в области реализации прав и свободы выбора.
4.3 Социологическое обеспечение выпускной квалификационной работы
Программа социологического исследования проблемы управления социальными ресурсами на муниципальном уровне
Обоснование проблемы исследования. В современных условиях управление социальными ресурсами приобретает особую значимость, ведь именно они обеспечивают устойчивое функционирование и развитие муниципального образования как цельной социально-экономической системы.
Социальные ресурсы можно определить как запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом -- содружества людей, организаций, институтов, социальных групп. Эти запасы человеческой энергии огромны, некоторые ученые сравнивают их с энергией атомного ядра.
Одной из самых актуальных сегодня является проблема “распаковки” этого огромного потенциала, раскрытия творческих возможностей человека, социальных организаций и направления этих источников прогресса в созидательное русло.
Социальные ресурсы обеспечивают устойчивое функционирование и развитие муниципального образования как цельной социально-экономической системы
Задачей управления социальными ресурсами муниципального образования является необходимость выявления и оценки ресурсов, ресурсного обеспечения, рационального использования, упорядочения, воспроизводства, сбережения, развития, обновления и формирования.
Сейчас уже можно говорить, что поселенческие органы местного самоуправления заработали и приняли на себя ключевые функции по непосредственному обеспечению жизнедеятельности людей на местах. Однако традиционными особенностями российского общественного сознания являются противопоставление власти и населения, недооценка возможности и ограниченность стремления влиять на власть и участвовать в принятии ею решений, высокий уровень иждивенческих настроений.
Особенно сильны подобные мировоззренческие установки в монопрофильных городах. Это формирует своего рода глубинный пласт ограничений для проводимых изменений. Общество опирается на моноцентрический образ власти, апеллируя преимущественно к высшим эшелонам власти.
Одной из причин сложившейся ситуации является недостаток информации для адекватного восприятия на местах стратегии и тактики муниципальных органов власти, должностных обязанностей и регламентов, активного участия граждан в местном самоуправлении.
Более того, примерно у половины населения страны отмечается невысокий уровень социальной удовлетворенности, будущее вызывает у большинства жителей чувства неопределенности и тревоги.
Сравнительно большая часть населения отрицательно оценивает динамику взаимоотношений людей на производстве и в общественных местах. В оценке уровня культуры местного населения преобладают значения «невысоко» и «низко». Еще ниже уровень правовой и экологической культуры, примерно пятая часть молодежи демонстрирует правовой нигилизм.
Кроме всего прочего, современная молодежь выражает заинтересованность в решении существующих социально-экономических проблем, однако не обладает для этого реальными возможностями.
В настоящее время молодежь не имеет доступа к механизмам осуществления социально-экономических преобразований, происходящих в стране и на отдельных территориях, в частности.
Проводимые социологические исследования показывают, что молодежь на сегодняшний день готова решать существующие социально-экономические проблемы города, однако не имеет такой возможности.
На наш взгляд, детального рассмотрения заслуживает существующая проблема манипулирования социальными ресурсами. В частности, особое значение имеет рациональное использование и развитие социальных ресурсов и социального потенциала территорий. Часто органами власти принимаются актуальные лишь на их взгляд законодательные решения, которые не всегда совпадают с интересами общества.
Помимо недооценки социальных ресурсов территории, распространено их одностороннее понимание, сведение всего их многообразия к 3-4 разновидностям - демографическим, трудовым, кадровым, образовательным.
Такое понимание сдерживает эффективное использование и развитие ресурсного потенциала территорий. В общественной практике до сих пор доминирует статическая концепция социальных ресурсов, которая исходит, с одной стороны, из положения об их неизменности и статичности, с другой стороны, из положения, о созерцательно-потребительском отношении человека к ресурсам.
Использование ресурсов не сводится к их «проеданию». Оно предполагает целый комплекс функций и действий, включающих формирование ресурсов, их регулирование, развитие и т.д.
В современных условиях важной задачей является оптимизация управления социальными ресурсами муниципального образования, под которой понимается обеспечение условий для выбора и осуществления наилучшего варианта поведения (функционирования, развития) социальной системы. При этом возникают два вопроса, связанных с выбором: первый - из чего выбирать (должно присутствовать множество возможных, альтернативных вариантов), второй - как выбирать, чем руководствоваться (какими целями, нормами и т.п.) при выборе.
Применительно к использованию социальных ресурсов эти вопросы звучат так - из каких средств, способов и технологий использования социальных ресурсов выбирать и чем руководствоваться при выборе данных средств, способов и технологий.
Сегодняшний россиянин оказывается одиноким перед властью, социальными институтами, могущественным давлением масс-медиа и общественного мнения. Власть сконцентрировалась в руках правящего меньшинства, которое заинтересовано в удержании населения в «полусонном состоянии». Последнее проявляется в резком отчуждении граждан от власти и в снижении политической активности.
Институт социальных ресурсов на протяжении большей части мировой истории носит реакционный характер, а их использование для получения первичных ценностей является вариантом манипулятивного социального обмена, ведущего к эксплуатации одними индивидам и жизненных ресурсов других вопреки рациональным целям последних. Таким образом, на сегодняшний день существует необходимость более полного и рационального раскрытия и использования социальных ресурсов территории и обеспечение на этой основе их устойчивого развития.
Цель исследования - определить мнение населения об управлении социальными ресурсами и возможностях их реализации на муниципальном уровне, а также сформировать предложения по оптимизации использования потенциала местного сообщества.
Объект исследования - население муниципального образования «г.Нижнекамск» в т.ч. студенты нижнекамских ВУЗов (НХТИ, ТИСБИ, НФ ИЭУиП), а также статистические данные и социологические исследования российских социологов.
Предмет исследования - возможности реализации потенциала местного сообщества.
Гипотеза исследования: современная молодежь выражает заинтересованность в решении существующих социально-экономических проблем, однако не обладает для этого реальными возможностями.
Задачи исследования:
- изучить факторы, препятствующие эффективному управлению социальными ресурсами;
- в результате статистического анализа, анализа документов и опроса молодежи выявить уровень социального самочувствия граждан в г. Нижнекамске;
- определить необходимость совершенствования технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне;
- исследовать роль муниципальных властей в управлении социальными ресурсами.
Основными методами сбора информации явились методы контент-анализа документов, вторичный анализ опросов общественного мнения, опрос молодежи в возрасте от 18 до 30 лет (Приложение Д).
Определение исследуемой совокупности.
Исследуемая совокупность - студенческая молодежь г.Нижнекамска. Выборочная совокупность - 100 человек, являющихся студентами трех ВУЗов города, учащиеся на двух последних курсах.
Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования представлен в таблице 2.
Таблица 2 - Рабочий план подготовки и проведения социологического исследования
Наименование мероприятия
Сроки выполнения
Исполнитель
Примечания
1 Составление и утверждение программы социологического исследования
Февраль
Дипломант совместно с научным руководителем
2 Подготовка методического инструментария
Февраль
Дипломант
3 Проведение социологического исследования
Март
Дипломант совместно с научным руководителем
4 Подготовка анкеты для обработки
Март
Дипломант
5 Обработка собранной информации на компьютере
Март
Дипломант
6 Анализ результатов исследования
Апрель
Дипломант
7 Обсуждение результатов исследования
Апрель
Дипломант совместно с научным руководителем
8 Оформление отчета о проведении исследования
Апрель
Дипломант
Логический анализ основных понятий представлен в таблице 3.
Таблица 3- Логический анализ основных понятий
Интерпретация понятий
Операционализация понятий
Социальные ресурсы - запасы творческой энергии личности (социальные, познавательные, деятельностные), социальной организации и общества в целом -- содружества людей, организаций, институтов, социальных групп.
Формы и способы использования социальных ресурсов, технологии управления социальными ресурсами.
Социальные ресурсы муниципального образования - это ресурсы, обеспечивающие его устойчивое функционирование и развитие как цельной социально-экономической системы
Необходимость активизации социальных ресурсов муниципального образования, эффективное использование социальных ресурсов.
Социальная активность - понятие, традиционно присущее тем социологическим школам и направлениям, которые ориентированы на деятельное, волюнтаристское преодоление наличных диспропорций и социальных напряженностей в границах того или иного общества.
Сущность, функции и способы формирования и активизации социальной активности. Роль органов местного самоуправления в формировании социальной активности.
Муниципальное образование - городское, сельское поселений, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная законом, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные должностные лица местного самоуправления.
Формы и способы активизации социальных ресурсов муниципального образования, эффективное использование социальных ресурсов, муниципальная политика в области эффективного использования социальных ресурсов.
Социальное самочувствие - социально-психологический феномен, отражающий в интегрированном виде особенности социальной позиции человека как общественного существа, его место в структуре общества, характер включенности в социальные процессы, а также активность, направленную на обеспечение оптимальной самореализации и существования в социуме.
Формы и способы определения социального самочувствия граждан. Индикаторы, отражающие уровень социального самочувствия населения. Факторы, влияющие на состояние социального самочувствия.
Социальная напряженность - есть некоторая тенденция или прессинг, обусловливающий возникновение дисбаланса в отношениях между структурными элементами социальной системы. В случае большого напряжения контрольные механизмы социальной системы могут не справиться с задачей поддержания сложившегося баланса отношений, что приводит к разрушению структуры.
Формы и методы определения социальной напряженности общества. Индикаторы, отражающие уровень социальной напряженности в обществе. Факторы, влияющие на социальную напряженность.
Молодёжь - социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.
Формы и способы использования потенциала молодежи, необходимость активизации молодежных ресурсов, эффективное использование ресурсов молодежи.
4.4 Математическиеистатистическоеобеспечениевыпускнойквалификационной работы
Статистические анализ данных решает множество задач, для которых могут быть использованы различные статистические методы.
С целью исследования технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне, автором в работе был проведен опрос 100 студентов нижнекамских ВУЗов (НХТИ, ТИСБИ, НФ ИЭУиП), в задачи которого входило определить мнение молодежи о возможностях реализации технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне и сформировать предложения по их совершенствованию.
В проводимом исследовании использовались переменные номинальные величины, где в качестве средней величины берется мода как наиболее часто встречающееся значение.
4.5 Компьютерное обеспечение выпускной квалификационной работы
В рамках компьютерного обеспечения дипломного проекта были использованы возможности интегрированного офисного пакета MS OFFICE FOR WINDOWS 2003 (стандартная версия), куда входят MS Excel, MS Word, MS PowerPoint и другие.
Основной программой для написания выпускной квалификационной работы явился текстовой редактор Microsoft Word, входящие в пакеты семейства Microsoft Office, широко известный как у нас в стране, так и во всем мире.
Первая версия редакторов этого семейства была разработана компанией Microsoft еще в 1983 году. К настоящему времени выпущено несколько версий пакетов Microsoft Office и редакторов Microsoft Word.
Рассмотрим назначение редактора Microsoft Word, которые были использованы при написании выпускной квалификационной работы. Так, текстовый редактор Microsoft Word предназначен для ввода, редактирования (изменения) и печати текстов различной сложности. Это мощный многофункциональный редактор с широчайшими возможностями, приближающимися к возможностям издательских систем. Однако благодаря более высокой скорости работы при вводе текста и большему уровню удобства работы с ним редактор Microsoft Word составляет серьезную конкуренцию многим издательским системам.
Редактор Microsoft Word обладает полным набором стандартных средств текстовых редакторов.
К ним относятся:
- ввод и внесение изменений в тексты, подготавливаемые на различных языках - русском, английском и так далее;
- перемещение по тексту;
- выделение, поиск и замена фрагментов;
- сохранение созданных или отредактированных документов в виде файлов на дисковых носителях;
- печать подготовленных в редакторе документов.
Также редактором идет автоматическая проверка правильности написания слов, включения в текст таблиц, рисунков, математических формул, набор многоколлоных текстов и другие средства подготовки документов.
Основные возможности и инструменты редактора Microsoft Word, которые были применены при написании выпускной квалификационной работы:
- набор заготовок (шаблонов) документов, наличие мастеров -- подсистем, автоматизирующих работу над стандартными документами в стандартных ситуациях;
- ввод текста с автоматическим формированием строк, абзацев и страниц;
- ввод, просмотр и редактирование документов практически произвольных размеров, ограниченных только объемом свободной дисковой памяти;
- возможность импорта - преобразования файлов из форматов других редакторов в формат Microsoft Word - и экспорта - преобразования файлов из формата Microsoft Word в форматы других редакторов;
- несколько различных режимов просмотра редактируемых документов, обеспечивающих широкий диапазон возможностей по анализу внешнего вида и структуры полученного документа;
- выбор различных шрифтов, а также стиля и размера символов в выбранном шрифте;
- доступ к буферу обмена, позволяющему осуществлять перенос фрагментов как внутри одного документа, так и между различными документами и даже приложениями;
- включение в документ специальных символов, рисунков, иллюстраций, графиков, диаграмм;
- средства автоматизации работы с документами - автотекст, автозамена, автоформат, автоперенос;
- автоматизация подготовки списков;
- возможности создания фона, обрамления, подчеркивания;
- автоматизация построения таблиц.
Автором для обработки анкет, использованных при исследовании, была применена программа обработки электронных таблиц Microsoft Excel.
Программа обработки электронных таблиц Microsoft Excel, как и текстовый редактор Microsoft Word, входит в пакеты семейства Microsoft Office. В настоящее время используются в основном версии Microsoft Excel 7.0, Microsoft Excel 97, Microsoft Excel 2000, которые входят в пакеты Microsoft Office 95, Microsoft Office 97 и Microsoft Office 2000 соответственно.
Программа MS Excel - это мощный и достаточно простой в использовании пакет обработки электронных таблиц, предназначенный для решения широкого круга планово-экономических, учетно-статистических, научно-технических и других задач, в которых числовая, текстовая или графическая информация с некоторой регулярной, повторяющейся структурой представлена в табличном виде. Электронная таблица так же, как и обычная таблица, состоит из строк и столбцов, на пересечении которых располагаются ячейки. Однако, в отличие от обыкновенной, электронная таблица служит не только для наглядного представления числовой, текстовой и графической информации. Основное отличие электронной таблицы от обычной состоит в возможности размещения различных расчетных формул в ее ячейках, а также в широкой автоматизации обработки представленных в табличном виде данных..
Программа обработки электронных таблиц Microsoft Excel обеспечивает пользователя богатым набором возможностей создания и изменения таблиц, которые могут содержать числа, текст, даты, денежные единицы, графику, а также математические и иные формулы для выполнения вычислений. Ввод данных в таблицы, их форматирование и выполнение различного рода вычислений в значительной степени автоматизированы. Предусмотрены средства представления числовых данных в виде диаграмм, создания, сортировки и фильтрации списков, статистического анализа данных и решения оптимизационных задач.
Кроме специфических инструментов, характерных для работы с электронными таблицами, Microsoft Excel обладает стандартным для приложений Windows набором файловых операций, имеет доступ к буферу обмена и механизмам отмены и возврата.
Microsoft Excel может работать с электронными таблицами и диаграммами, созданными в других распространенных пакетах (например, Lotus 1-2-3), а также преобразовывать создаваемые им файлы для использования их другими программами.
Основные возможности и инструменты программы Microsoft Excel, которые были применены в работе автором:
- возможности создания и изменения таблиц произвольной структуры;
- автозаполнение ячеек таблицы;
- набор возможностей форматирования таблиц;
- набор разнообразных функций для выполнения вычислений;
- автоматизация построения диаграмм различного типа;механизмы создания и обработки списков (баз данных): сортировка, фильтрация, поиск;
- механизмы автоматизации создания отчетов.
Кроме специфических, характерных для программ обработки электронных таблиц Microsoft Excel обладает целым рядом возможностей и инструментов, используемых в текстовом редакторе Microsoft Word и в остальных приложениях пакета Microsoft Office, а также в операционной системе Windows:
- возможность импорта - преобразования файлов из форматов других программ обработки электронных таблиц в формат Microsoft Excel, и экспорта - преобразования файлов из формата Microsoft Excel в форматы других программ;
- доступ к буферу обмена, позволяющему осуществлять перенос фрагментов как внутри одного документа, так и между различными документами и даже приложениями;
- проверка правильности написания слов (орфографии) по встроенному словарю на разных языках;
- возможности форматирования символов, абзацев, страниц, создания фона, обрамления, подчеркивания.
Также автору работы в написании выпускной квалификационной работы использовал материалы Интернет - порталов.
Глобальная компьютерная сеть ИНТЕРНЕТ предоставляет возможность общения, передачи и поиска необходимой информации по всему миру. С помощью браузера Microsoft Internet Explorer можно получить информацию доступ ко всем ресурсам Интернета.
Использование поисковых систем Yandex, Rambler, Apport в глобальной сети позволяет определить направление исследовательской работы, осуществить подбор и сбор материала.
World Wide Web - Всемирная паутина, или просто Web, - это гипертекстовая сетевая информационная система. Она представляет собой, наверное, самый интересный и удобный вид услуг, включенных в Интернет. Программы, предназначенные для работы с World Wide Web, принято называть обозревателями, или браузерами (browse - пролистывать, проглядывать, просматривать). В отличие от обычных гипертекстовых систем, эти программы позволяют работать с гипертекстами, которые расположены на любых компьютерах, подключенных к сети Интернет. Причем доступ к запрошенной информации мало зависит от расстояния между компьютерами и осуществляется за очень короткое время. Эта возможность по сути дела превращает весь мир в единое информационное пространство.
Автором при подготовке к защите выпускной квалификационной работы была подготовлена презентация с помощью программы Microsoft Office PowerPoint.
Microsoft Office PowerPoint, как и любое презентационное программное обеспечение, позволяет создавать отдельные страницы, «слайды», содержащие текст, изображения, графики, видео и тому подобное. Слайды впоследствии можно распечатать, демонстрировать на экране или распространять через сеть.
Программа Microsoft Office PowerPoint является лидером среди систем для создания презентаций. С ее помощью текстовая и числовая информация легко превращается в профессионально выполненные слайды и диаграммы, пригодные для демонстрации перед современной весьма требовательной аудиторией. Разработчики PowerPoint исходили из предположения, что данная программа должна быть предельно понятной для пользователя и простой в эксплуатации. Одновременно, программа должна обеспечивать создание высокопрофессиональных презентаций, которые ранее могли быть созданы только профессионалами.
PowerPoint с успехом удерживает уже много лет лидерские позиции, предоставляя своим пользователям широкие возможности как в использовании уже готовых решений, так и в творческом поиске.
Основной элемент презентации - слайд, это логически автономная информационная структура, содержащая различные объекты, которые представляются на общем экране в виде единой композиции.
С помощью программы PowerPoint автор создал связанную последовательность слайдов, которая, собственно, и называется презентацией.
Для поиска правовых источников автором была использована справочно-правовая система КонсультантПлюс. Являясь постоянным пользователем правовых систем Консультант Плюс, у автора не возникает проблем с поиском правовой информации, с помощью этой системы можно всегда находиться в курсе последних изменений в Российском законодательстве.
Удобная система поиска и высокая скорость обработки запросов в справочно-правовой системе КонсультантПлюс позволяют в считанные секунды найти ответы на любые, самые сложные правовые или финансовые вопросы.
Одной из причин, по которой системы Консультант Плюс используются как опытными, так и начинающими пользователями, является легкость и простота в работе. Система Консультант Плюс предоставляет широкие и удобные возможности для поиска, анализа и применения правовой информации.
Разработчики программы КонсультантПлюс постоянно модернизируют ее, делая более удобной и полезной для работы пользователям, представляя удобный инструмент для решения профессиональных задач в области права, налогообложения, бухгалтерского учета. Совокупный объем информационных ресурсов Консультант Плюс превышает 2 000 000 документов. Сегодня это наиболее полный источник информации, доступный пользователям справочных правовых систем.
Одно из сильнейших достоинств Консультант Плюс - глубина, строгость юридической обработки, которая обеспечивает уникальные удобства и экономию времени пользователя.
Заключение
В настоящее время в практике местного самоуправления все большее значение стали приобретать социальные ресурсы, позволяющие повысить эффективность муниципального управления.
Рассмотрев теоретико-методологические основы изучения социальных ресурсов муниципального управления мы определили, что социальные ресурсы представляют собой способ организации факторов человеческой деятельности по достижению поставленных целей.
Под социальными ресурсами муниципального управления понимается система методов деятельности органов местного самоуправления для выявления и использования скрытых потенциалов социальной системы с целью удовлетворения общественных интересов населения.
В процессе формирования социальных установок огромную роль играют зависимые от органов власти средства массовой информации, которые не только отражают политическую реальность, но и, манипулируя информацией, совместно с управленческим аппаратом участвуют в ее формировании и даже в создании новой реальности, и определении места каждого в этой реальности.
Социальные ресурсы имеют ряд особенностей, что принципиально отличает их, например, от природных. Во-первых, природные ресурсы исчерпаемы, а социальные практически нет. Так, управленческие, организационные, научные ресурсы могут существовать как угодно долго, независимо от того, используем мы их или нет. Во-вторых, это не только частично, но и целиком возобновляемые ресурсы. В процессе своего использования они имеют тенденцию не к уничтожению, а к увеличению. В-третьих, если природные ресурсы можно хранить продолжительное время, то социальные начинают деградировать и обесцениваться в результате своей невостребованности. В-четвертых, в отношении социальных ресурсов критерии «достаточности-недостаточности» являются более сложными и пока недостаточно разработаны. В-пятых, они обладают не только большим многообразием, но и взаимозаменяемостью
Таковы особенности социальных ресурсов, знание и учет которых сегодня имеют принципиальное значение для их оптимизации и правильного использования.
Почти каждое местное сообщество располагает значительным интеллектуальным (образовательным) потенциалом общего характера, поэтому вполне можно говорить здесь о достаточной ресурсной обеспеченности. Но одновременно с этим недостаточен интеллектуальный потенциал профессионального характера. Ни у одной категории населения нет четкого представления о сути местного самоуправления, его организационных принципах и формах, отечественном и зарубежном опыте его организации.
Таким образом, социальные ресурсы многообразны и выделяют следующие виды: коммуникативный ресурс, который подрывается тенденцией ухудшения взаимоотношений жителей; мотивационный ресурс -- использование осуществляется как бы на трех уровнях: на уровне ценностных ориентации; на уровне социальных установок; на уровне мотивов; силовые ресурсы включают оружие и аппарат физического воздействия, специально подготовленных для этого людей; культурно-информационные ресурсы -- духовные ценности, знания и информация, а также средства их получения и распространения: институты науки и образования, средства массовой информации и коммуникации; утилитарные ресурсы -- это материальные и другие социальные блага, связанные с повседневными интересами, заботами и бытовыми нуждами людей; нормативные ресурсы включают средства воздействия на ценностные ориентации и нормы поведения человека, вступающего в отношения, регулируемые государством; политические ресурсы - раскрываются в политических отношениях между людьми, группами, общественно-политическими объединениями, движениями, партиями и т.д; правовые ресурсы -основаны на правосознании граждан страны, характеризуются качеством принимаемых законов и подзаконных актов, их исполнением, соблюдением режима законности, а в более широком значении - системой права и правовой культурой; экономические ресурсы содержатся и используются в народнохозяйственном процессе материального производства товаров и услуг, необходимых для общественного и личного потребления.
С целью исследования технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне, нами был проведен опрос студентов нижнекамских ВУЗов, в задачи которого входило определить мнение молодежи о возможностях реализации технологий управления социальными ресурсами на муниципальном уровне и сформировать предложения по их совершенствованию.
В ходе проведенного исследования было установлено, что студенческая молодежь на сегодняшний день готова решать существующие социально-экономические проблемы города.
Участие граждан в управлении является неотъемлемым атрибутом развитого демократического общества, подтверждает наличие обратной связи в системе управления, и сводит на нет возможность манипулирования объектом управления. Такую систему взаимоотношений граждан и органов управления предложили сторонники политического подхода Дж. Хабермас, Т.Кларк, Хиршман сформулировавшие концепцию «голоса и лояльности», объясняя деятельность государственных органов по управлению с точки зрения политических предпочтений граждан, их требований к управлению при сохранении социальной солидарности в обществе. «Голос и лояльность» - это и участие в управлении и социальный контроль граждан за управлением. Сторонники этого подхода считают, что его использование будет способствовать улучшению работы государственного управления, поэтому данное явление должно иметь место не только во время выборов, но и на всех ступенях управления.
По результатам исследования можно утверждать, что решения жителей города Нижнекамск скорее не влияет на решения, принимаемые городскими властями.
Не мало важным будет отметить недостаточную информированность населения города о своих правах в сфере местного самоуправления. Это в свою очередь делает невозможным реализовать обозначенные представителями местного самоуправления способы влияния на решения и действия органов местного самоуправления. Это в очередной раз подчеркивает манипулятивный характер деятельности органов местного самоуправления: муниципальные служащие, с одной стороны, знают и достаточно четко и ясно обозначают эффективные приемы и методы влияния граждан на решения, принимаемые этими органами. А, с другой стороны, не прилагают достаточных усилий для донесения этой информации непосредственно до населения города.
Динамизм общества, сложность, многогранность решаемых им задач предъявляют особые, повышенные требования к муниципальному управлению, которое должно не только соответствовать их уровню и масштабности, но и в известной степени опережать его развитие с тем, чтобы создавать для него благоприятные организационные, функциональные и деятельно-праксиологические предпосылки. А для этого процесс совершенствования муниципального управления должен быть планомерным, непрерывным, систематичным, научно обоснованным, практически реалистичным и качественно результативным.
В этом смысле представляется, что именно содержание и организация данного процесса есть условие и фактор эффективной реализации социальных ресурсов муниципального управления. Поэтому без преувеличения можно утверждать, что уровень, качество и эффективность муниципального управления, на что решающее влияние оказывает «человеческий фактор», дают важнейший источник социальной модернизации и выступают движущей силой дальнейшего развития и общества, а в нем человека, и государства, а в нем гражданина.
Именно местное самоуправление является фундаментом демократического общества и, в этом качестве, основой конституционного строя Российской Федерации. Только на местном уровне возможна прямая демократия как постоянно действующий процесс и развитая демократия участия, позволяющая привлекать к решению актуальных проблем интеллектуальный потенциал и другие ресурсы населения. Поэтому, привлечение населения к местному самоуправлению является только способом реализовать нормы закона и обеспечить дееспособность местного самоуправления, но и фундаментальным условием устойчивости всей системы публичной власти в Российской Федерации, реализации норм Конституции России и жизнеспособности ее демократического устройства.
Таким образом, говоря о технологиях управления социальными ресурсами местного самоуправления, целесообразно обратиться к результатам проведенного автором опроса, в ходе которого было установлено, что студенческая молодежь на сегодняшний день готова решать существующие социально-экономические проблемы города. С этой целью в работе автором был разработан проект «Молодежная администрация г.Нижнекамска».
Отметим, что до сегодняшнего дня в г. Нижнекамске активность молодежи проявлялась, в основном, в проведении разовых культурно-массовых мероприятий. Это не дает нужного эффекта. Сегодня необходимо стараться поощрять молодое поколение в проявлении инициативы. Необходимо сделать акцент на социально-деловой активности молодежи и включение ее в социально-экономические проекты. Это основная проблема, над которой необходимо работать.
В настоящее время, когда молодежь занимается общественно-значимыми делами, это зачастую не приносит ощутимого экономического улучшения ситуации, как в регионе, так и в стране в целом. И сейчас настал тот момент, когда необходимо рассматриваем проблему включения молодежи в решение социально-экономических проблем. Такой подход к молодежной политике должен быть характерен для г. Нижнекамска.
Таким образом, создаваемая молодежная Администрация необходима для того, чтобы молодежь сама стала участником социальных и экономических процессов.
Важность вовлечения молодежи в этот процесс является безусловной, это выгодно стране, это выгодно городу, и, прежде всего, это выгодно молодежи, которая реально участвует в развитии экономики и формировании гражданского общества России.
Ссылки на использованные источники
1. Калюгина С.Н. Социальные технологии как элемент механизма реализации социальной стратегии региона / С. Н. Калюгина // Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Ставрополь Северокавказскому региону». - СевКавГТУ, 2006. [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.ncst.ru, свободный.
2. Мальцев В.А. Технологии оптимального использования социальных ресурсов региона / В.А. Мальцев // Научно-исследовательский институт синергетики, Сб. науч. работ - Вып. 9. - Белгород, Белгородское областное издательство, 2006. - С.54-60.
3. Новиков А.М. Социально-политические ресурсы региона / А.М. Новиков // Социология власти. Выпуск № 3. Москва, 2008. - С. 68-74
4. Василенко И. Связь с общественностью в государственных организациях и местных органах власти : западный опыт // Проблемы и теории практики управления. - 2005. - № 4. - С. 39-43.
5. Бориснев С.В. Социология коммуникации: учеб. пособие для вузов - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 270 с.
6. Озеров А.А. Системный анализ социальных ресурсов региона / А.А. Озеров// Сб. науч. работ - Социальные структуры и процессы. БГТУ им. Шухова - Вып.7, - Белгород, 2007. - С. 32-37.
7. Грачев Г.В. Экспертиза информационно - психологического воздействия средств массовой информации [Электронный ресурс] / Грачев, Г.В., Грачева И.Г. - Режим доступа: http:// socialexpert.ru, свободный.
8. Дюк А.В. Социальные технологии работы с населением муниципальных образований - Обнинск : институт муниципального управления, 2005. - 84 с. (Серия «Эффективная коммуникация»)
9. Иванов В. Н. / Технологии муниципального управления: учеб. пособие. / В. Н. Иванов, Ю. Н. Гузов, Т. И. Безденежных - М. : Финансы и статистика, 2005. - 396 с. : ил.
10. Каландаров К.Х. Управление общественным сознанием. Роль коммуникативных процессов. - М. : гуманитарный центр «Монолит». - 2008. - 80 с.
11. Науменко Т.В. Социологические исследования воздействий на массовую аудиторию // Вопросы психологии. - 2005. - № 6. - С. 63-71.
12. Патрушев В.И. Введение в теорию социальных технологий / В.И. Патрушев. - М. : Икар, 2004. - 432 с.
13. Рощин С.А. Концептуальные подходы к исследованию социальных ресурсов региона / С.А. Рощин // Научно-исследовательский институт синергетики, Сб. науч. работ.- Вып. 9. Москва, НИИС, 2006. - С.10-17
14. Современные социальные технологии : сущность, многообразие форм и внедрения // Материалы международной научно-практической конференции в Белгороде, 18-20 апреля 2006 г. - Т. 1. - Белгород, 2001. - 102 с.
15. Зотов В.Б. Система муниципального управления / В.Б. Зотов. - Екатеринбург. : Изд-во «Академкнига», 2005. -141с.
16. Калюгина С.Н. Социальные технологии как элемент механизма реализации социальной стратегии региона / С. Н. Калюгина // Материалы Х региональной научно-технической конференции «Вузовская наука - Ставрополь Северокавказскому региону». - СевКавГТУ, 2006. [Электронный ресурс] / Режим доступа : http://www.ncst.ru, свободный.
17. Социальные технологии : толковый словарь / под ред. В.Н. Иванова. - М. - Белгород : Луч-Центр социальных технологий, 2005. - 309 с.
18. Чавес М.С. Социальная наука и социальная технологиях / М.С. Чавес, Х.В. Кулей. // Общественная наука и современность. - 2002. - № 6. - С. 101-103.
19. Управление общественными отношениями: учебник / под общ. ред. В.С. Комаровского. - М. : Издательство РАГС, 2007. - 400 с.
20. Филиппов, Ю.В., Авдеева Т.Т. Основы развития местного хозяйства: Учебник. - М. : Дело, 2007.-264. С. 44-49.
21. Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Савченко Е.С. Муниципальное управление / Под общ. ред. В.Н. Иванова, В.И. Патрушева. - М. : Муниципальный мир, 2002. - 560. С. 549.
22. Иванов В.Н. Социальные технологии : учебное пособие / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев. - Академия наук социальных технологий и местного самоуправления. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Муниципальный мир, 2004. - 488 с.
23. Гладышев А.Г. Развитие местного сообщества: теория, методология, практика. - М. : Муниципальный мир, 2007. - 560 с.
25. Гришин О.Е. Политические технологии : понятие, сущность, особенности [Электронный ресурс] / О.Е. Гришин. - Режим доступа : http://slovari.yandex.ru/art.xml?art=sociology, свободный.
26. Володенков С.В. Информационно - психологические войны и массовое сознание // Вестник Московского университета (Серия № 12 Политические науки), 2003. - № 3. - С. 130 - 136.
27. Граждане оценивают местное самоуправление - 2005 : аналитический доклад по итогам опросов общественного мнения [Электронный ресурс] - Режим доступа : http://www.urbaneconomics.ru, свободный.
28. Алексеева Е.Ю., Кулагин, А.В., Ковшикова, Е.В. и др. Муниципальное управление. - М. : РИЦ «Муниципальная власть», 2008. - 234 с.
29. Матвеев А.В. Задачи и функции управления социальными ресурсами региона / А.В. Матвеев // Диагностика и прогнозирование социальных процессов: Сб. науч. работ.- Вып. 11. / Под ред. проф. Н.С. Данакина, проф. В.Ш. Гузаирова, проф. И.В. Конева. - Белгород : ИП Остащенко А.А., 2008. - С.86-91
30. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. - М. : Изд-во РАГС, 2006. - 224 с.
31. Данакин Н.С. Теоретические и методологические основы разработки технологий социального управления / Автореф. дисс. на соискание ученой степени д-ра социол. наук. - М., 2004. - 120 с.
32. Иванов В.Н. / Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления / В.Н. Иванов, В.И. Патрушев / 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ЗАО «Издательство «Экономика», 2007. - 327 с. - (Энциклопедия управленческих знаний).
33. Кургаева Ж.Ю. Отделы по связям с общественностью в муниципальных органах власти: задачи, специфика работы // Серия 10: Социология. - Нижнекамск и Нижнекамский филиал МГЭИ, 2005. - С. 80-85.