Рефераты

Государственное регулирование социальной сферы в условиях кризиса

Особое внимание будет уделено сохранению и созданию рабочих мест инвалидов, которые находятся в наиболее уязвимой ситуации на рынке труда. В частности, условием выделения государственной поддержки системообразующим и иным предприятиям будет сохранение рабочих мест и приоритетное трудоустройство инвалидов.

8. Для обеспечения приоритетного права российских граждан на трудоустройство на вакантные и вновь создаваемые рабочие места на 2009 год в 2 раза уменьшены квоты на привлечение иностранных работников субъектам Российской Федерации по сравнению с их предложениями.

9. Правительство Российской Федерации совместно с банками с государственным участием и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию проводит работу по реструктуризации задолженности по ипотечным кредитам для лиц, временно потерявших работу. Ведется работа по усилению адресности системы субсидий населению на компенсацию расходов по оплате услуг ЖКХ.

10. В связи с кризисными процессами в экономике в сложной ситуации окажутся студенты, в первую очередь обучающиеся на платной основе, а также студенты, воспользовавшиеся или планировавшие воспользоваться образовательными кредитами. Правительством разрабатывается ряд мер по поддержке студенчества. В числе таких мер развитие эксперимента по образовательному кредитованию с установлением низкого процента по кредиту (не более 11,5% в год) и усилением роли государственной поддержки. Будет также рассмотрена возможность фиксации платы за получение образования в рублях на весь период обучения для студентов, обучающихся с полным возмещением затрат.

Будет организована работа по реализации студентами, успешно проходящими обучение на платной основе в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и испытывающими материальные затруднения, права на переход на обучение за счет средств соответствующих бюджетов при наличии вакантных мест. В текущем учебном году в связи с экономическими трудностями планируется перевести на вакантные бюджетные места более 26 тысяч студентов, обучающихся на договорной основе.

Предусматривается увеличение числа бюджетных мест по подготовке квалифицированных специалистов для высокотехнологичных секторов экономики, а также для агропромышленного и строительного комплексов.

В условиях усиления значимости социальной помощи населению и увеличения ее объемов должно быть уделено особое внимание повышению качества и оперативности предоставления государством социальных услуг. В частности, значительно должно быть расширено оказание электронных услуг населению, что позволит снизить временные и финансовые затраты граждан.

11. В целях сдерживания роста цен на социально значимые товары, прежде всего на продовольствие, Правительство усилит антимонопольный контроль за сферой торговли. Будет выявляться и пресекаться злоупотребление организациями торговли доминирующим положением, также будут пресекаться бизнес-практики, приводящие к дискриминации отечественных сельхозтоваропроизводителей и иных поставщиков, к неоправданному росту цен на продовольствие. Одновременно, совместно с региональными и муниципальными властями, будут предприниматься меры по развитию конкуренции в сфере торговли, в том числе за счет повсеместного распространения ярмарок выходного дня, создания благоприятных условий для деятельности магазинов "шаговой доступности", сельскохозяйственных рынков развития малого бизнеса в сфере торговли.

Исходя из вышеизложенной "Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год" и ее основных направлений и задач были внесены значительные изменения в уже существующий бюджет на 2009 и далее 2010-2011 гг.

6 мая 2009 г. в силу вступил закон о скорректированном бюджете страны на 2009 год. Ситуация, сложившаяся в мировой и российской экономиках, заставила серьезно пересмотреть основные параметры этого документа - и количественные, и качественные. Но при этом новый бюджет сохранил свой главный приоритет - социальную направленность.

Измененный бюджет во многих отношениях принципиально отличается от тех, которые принимались в предыдущие годы. Прежде всего, это отказ от только что введенного трехлетнего бюджетного планирования, поскольку сейчас очень велика степень неопределенности экономической ситуации. Еще одной отличительной чертой является то, что в прежние годы поправки в бюджет были связаны с получением дополнительных доходов. Сейчас они внесены в связи с тем, что из-за кризиса доходы, наоборот, резко упали. И, наконец, впервые с 2000 года вместо профицита будет большой бюджетный дефицит. Резко сокращаются нефтегазовые доходы из-за падения цен на нефть. Более того, подешевели практически все товары российского экспорта, увеличился отток капитала из страны, упало производство. К этому добавились меры правительства по снижению налоговой нагрузки на 595 миллиардов рублей.

В результате доходы бюджета оказываются на 39 процентов меньше, чем в первоначальном варианте. Тем не менее, расходы не снижены, а даже увеличены до 9,7 триллиона рублей. Это ключевой элемент антикризисной политики.

Разрыв между доходами и расходами согласно бюджету, составит в этом году 7,4 процента ВВП. Это один из самых высоких дефицитов в мире. Все страны сейчас корректируют свои бюджеты, но дефицит больше, чем в России, только в США. В большинстве государств он существенно меньше. Но у нас есть, чем профинансировать дефицит - основная нагрузка ляжет на Резервный фонд, из которого на эти цели будет потрачено 62 процента средств, примерно 2,7 триллиона рублей.

Дополнительные расходы на антикризисные меры согласно новому бюджету, составят почти 1,4 триллиона рублей. Самое крупное направление - дополнительные трансферты внебюджетным фондам. Это 389 миллиардов рублей. Практически вся сумма достанется Пенсионному фонду - 349 миллиардов.

Дело в том, что, по новым оценкам, фонд заработной платы предприятий окажется на 17 процентов меньше, чем планировалось. Уменьшится и число работников, выплачивающих социальные взносы - следовательно, бюджет пенсионной системы недосчитается большой части доходов. Но благодаря поддержке из госказны пенсии в этом году будут не ниже, а даже выше, чем заложено в первом варианте бюджета. С 1 декабря - уже третья индексация составит не 26,2 процента, а 31,4 процента. Увеличиваются и другие социальные выплаты.

Второе по величине направление антикризисных расходов - поддержка экономики, на что пойдет 271 миллиард рублей. И третье направление, на которое пойдет 104 миллиарда рублей, это рынок труда и социальная политика. Уже увеличены пособия по безработице, будут выделены средства на переподготовку работников, их переквалификацию. Кроме того, в этом году материнский капитал можно будет использовать досрочно на погашение ипотечных кредитов. Получат поддержку и регионы. Ослабленный кризисом банковский сектор получит 300 миллиардов рублей. Конечно, по сравнению с экономикой и банковским сектором выделенные государством денежные средства на поддержку социальной сферы в двое меньше, но это так же на много больше по сравнению с финансированием прошлых лет.

Хотелось бы подвести итог к первой главе. Социальная политика, является наиболее значимой сферой деятельности государства. Именно от правильно выбранного курса и механизма дальнейшего развития социальной сферы зависит благосостояние страны в целом, государство - есть его народ, и именно показатели уровня и качества жизни населения страны, определяют значимость государства и ее мощь. Были определены основные принципы и функции социальной политики, это важно, так как социальное государство - это социально эффективное государство, сущность которого раскрывается в его функциях и принципах. Основные параметры социального государства описаны в самом главном законе нашей страны, Конституции, из чего следует что приоритетным развитие является упор на благосостояние российского народа, на обеспечение высокого уровня и качества жизни людей, на преодоление самой главной проблемы человечества - бедности и диспропорций между слоями общества. Сегодня, когда настали тяжелые времена, в связи с мировым финансовым кризисом, государство по прежнему приоритет оставляет за регулированием социальной сферы, чему свидетельствуют созданная Программа антикризисных мер и подстроенный под эту программу Бюджет на текущий год. Социальная политика государства вышеперечисленные антикризисные мероприятия направлены на решение самой острой и наболевшей проблемы - бедность населения нашей страны. Данная тема подробно раскрыта в следующей главе.

2. Проблема бедности в России

2.1 Понятие бедности и причины ее возникновения

Бедность - характеристика экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ.

Бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни.

Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения.

Беднота - состояние нужды, нехватки жизненных средств, не позволяющее удовлетворить насущные потребности индивида или семьи. Бедность считается одной из наиболее острых социальных проблем современного общества.

Как состояние голодной жизни бедность существовала испокон веков, но считалась вполне обычным явлением, присущим подавляющему большинству населения. В азиатских, античных и феодальных обществах деление на богатых и бедных мало зависело от личных способностей человека: уровень потребностей и возможности их удовлетворять зависели от сословно-юридического статуса индивидуума. У разных социальных групп был разный образ жизни, поэтому невозможность для низких сословий следовать престижному образу жизни высших слоев воспринималась как привычная норма жизни. В капиталистическом же обществе впервые возник контраст между юридическим равенством всех граждан и фактическим сильным экономическим неравенством. Поэтому невозможность для одних жить так, как живут другие, воспринимается как социальная несправедливость.

Проблема бедности - одна из острейших социальных проблем современной России. Именно бедность определяет ограниченность доступа значительной части населения нашей страны к ресурсам развития: высокооплачиваемой работе, качественным услугам образования и здравоохранения, возможности успешной социализации детей и молодежи. Низкий уровень доходов значительной части семей в сочетании с чрезмерной поляризацией доходов обусловливают социальный разлом общества, вызывают социальную напряженность, препятствует успешному развитию страны, определяют кризисные процессы в семье и обществе.

Слова Председателя Правительства В.В. Путина о том, что Россия - богатая страна бедных людей, заставляют обратиться к проблеме бедности. Действительно, в стране с многовековой государственностью, обладающей огромными природными ресурсами, с высокообразованным населением и международно-признанным уровнем интеллектуального потенциала её граждан, бедность значительной части населения на протяжении ряда лет продолжает оставаться одной из главных социальных угроз успешного развития общества.

Экономические реформы, происходящие в нашей стране в течение последних лет, серьезно изменили социальную структуру общества. Произошло стремительное социальное расслоение, появились слои очень богатых и крайне бедных граждан. Подавляющее большинство людей лишились социальной защиты государства, и оказались перед необходимостью приспосабливаться к жизни в условиях рыночной нестабильности. В этих условиях появление большого количества бедных людей оказалось неизбежным. Приведем цифры официальной статистики: в настоящий момент около 40% граждан проживает за чертой бедности. Все это и обусловило выбор темы и ее актуальность.

Проблема бедности имела место во все времена и во всех странах, но проявлялась по-разному в зависимости от причин и в разные эпохи воспринималась обществом неодинаково. Так, например, мыслители доиндустриального общества считали бедность приемлемой формой существования, у монашеских орденов это было духовно облагораживающим условием жизни. Бедность была жизненным принципом отшельников и грешников. Помощь нищим считалась богоугодным делом. Прежде всего, проблемы бедности решала церковь, государство же занималось ими в меньшей степени.

Со временем в обществе сформировалось два подхода к проблеме бедности: одни ученые рассматривают бедность как социальное благо, делая акцент на том, что именно из низших слоев населения, не имеющих прав собственности, формируется рабочая сила, и что без распространения бедности не было бы богатства; другие считают бедность злом и выступают со стороны эгалитаризма за уравнительное распределение ресурсов и благ или же просто за уменьшение неравенства.

Во все времена большая часть населения любой страны выступала за уменьшение неравенства и бедности, и развитым западным странам во многом удалось решить некоторые аспекты данного вопроса. В России проблема бедности обострилась после известных преобразований 1990-х годов, когда произошел резкий спад производства, снижение трудовых доходов и возникновение массовой безработицы "на фоне радикальных экономических реформ и явной неэффективности системы социальной защиты населения". Тогда и появились стимулы к нелегальным видам деятельности, отмыванию денег, мошенничеству в крупных размерах, что приводило к накоплению богатства в руках малых групп, и одновременно оставалось безнаказанным ввиду неразвитости системы законодательства.

Одним из критериев цивилизованности любого государства в социальной сфере является поддержание приемлемого для данной страны уровня жизни тех групп населения, которые в силу каких-то причин оказались не в состоянии даже на минимальном уровне соблюдать принятые в обществе обычаи, жизненные стандарты (питаться, одеваться, проводить досуг и др.). Другими словами, материальное положение этой части населения, уровень их доходов не позволяют им удовлетворить определенный круг минимальных потребностей - необходимых для жизни, сохранения трудоспособности, продолжения рода, определенного общественного признания. Неудовлетворение минимальных потребностей человека считается бедностью.

Категория минимальных потребностей и, соответственно, понятие бедности всегда относительны и зависят от уровня развития экономики и богатства общества. Чем более богато государство, тем разнообразнее круг минимальных потребностей и выше степень их удовлетворения, и наоборот. Поэтому, объем потребностей и степень их удовлетворения, которые обществом признаются минимально допустимыми, в развитых странах качественно иные, чем в развивающихся. Границы понятия бедности так варьируются, что определение, кто беден и кто нет, очень сложная операция как с теоретической так и с эмпирической точек зрения. Точное определение границ бедности очень важно с практической точки зрения, от него зависит размер социальной помощи правительства. Если бедных слишком много, то расходы государства возрастают, что незамедлительно скажется на благосостоянии других слоев населения. В повседневной действительности бедность означает недостаток необходимых ресурсов, состояние крайних экономических трудностей, состояние, в котором имеющиеся в наличии ресурсы так малы, что они не позволяют удовлетворить первичные потребности для выживания, принимать участие в повседневной жизни общества. Бедность - это "намного больше чем деньги".

Определение бедности как - состояния, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения, имеет общий характер, ибо не конкретизирует, что такое насущные потребности. Что же такое потребности, каково их значение для жизнедеятельности человека?

Потребность - это надобность, нужда в чем-либо, требующая удовлетворения. Это определенная форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования и развития индивида, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. В зависимости от задач изучения потребностей в современной науке применяются различные классификации. Существующие нормативы отражают современные научные представления о потребностях человека в благах и услугах - личных потребностях. Однако их не следует абсолютизировать, так как они изменчивы, что затрудняют их количественную оценку. Личные потребности отражают объективную необходимость в определенном наборе и количестве материальных благ и услуг и социальных условий, обеспечивающих всестороннюю деятельность конкретного человека. Личные потребности подразделяют на физиологические (физические), социальные и интеллектуальные (духовные).

Физиологические потребности являются определяющими - первого порядка, поскольку выражают потребности человека как биологического существа. Это потребности людей во всем том, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. В их составе насущными, первичными, выступают потребности в пище, одежде, обуви, жилище, отдыхе, сне, двигательной активности.

Социальные потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нем определенное место. К социальным относят потребности в трудовой деятельности, созидании, творчестве, в социальной активности, общении с другими людьми, то есть во всем том, что является продуктом общественной жизни.

Интеллектуальные потребности касаются образования, повышения квалификации, творческой деятельности, порождаемой внутренним состоянием человека.

Социальные качества человека порождают также духовные потребности. Если потребности физические (материальные) имеют разумные границы, то удовлетворение духовных потребностей человека открывает простор для развития личности, возвышает человека, делает его жизнь интересной и осмысленной. Здесь проявляются потребности в знаниях, творческой деятельности, создании прекрасного.

Интеллектуальные и социальные потребности относятся к потребностям не первой необходимости и удовлетворяются после того, как наступает определенная степень удовлетворения первостепенных потребностей. Прямой оценки они не имеют, хотя во многом зависят от состояния культуры в обществе, общего уровня и качества жизни населения.

Рациональные отвечают научным представлениям о потреблении благ и услуг, необходимых для поддержания здорового образа жизни человека и гармоничного развития личности. Это общественно полезные потребности, плохо поддающиеся количественной оценке. Их можно определить условно с помощью рациональных норм и нормативов (кроме рациональных норм потребления продуктов питания, устанавливаемых на основе данных науки о питании).

Иррациональные потребности выходят за рамки разумных норм принимают гипертрофированные, иногда извращенные формы, в частности по отношению к питанию.

Наряду с личными выделяют социальные потребности общества, обусловленные необходимостью обеспечения условий его функционирования и развития, в том числе производственные, потребности в управлении, обороне, охране окружающей среды и т.д.

Неудовлетворение потребности может вести либо к изменению нормальной жизнедеятельности человека, либо к его гибели.

В зависимости от того, какие потребности человек способен удовлетворить, выделяют три вида бедности, при этом исходят из трех основных концепций: абсолютной, относительной, субъективной.

Абсолютная бедность - состояние, при котором индивид на свой доход не способен удовлетворить даже базисные потребности в пище, жилище, одежде, тепле, либо способен удовлетворить только минимальные потребности, обеспечивающие биологическую выживаемость. Численным критерием выступает порог бедности (прожиточный минимум).

Относительная бедность - невозможность поддерживать уровень приличествующей жизни, или некоторый стандарт жизни, принятый в данном обществе. Относительная бедность показывает то, насколько вы бедны в сравнении с другими людьми.

Субъективная бедность - базируется на оценках собственного положения самими людьми; чувствующие, что не имеют достаточно, чтобы жить, сами для себя определяющие уровень бедности.

К наиболее типичным факторам, обусловливающим риски оказаться в той или иной группе бедных, относят: потерю здоровья, низкий уровень квалификации, вытеснение с рынка труда, низкий уровень среднедушевых реальных доходов и материальной обеспеченности, высокую семейную "нагрузку" (многодетные, неполные семьи и др.); индивидуальные особенности, связанные с образом жизни, ценностными ориентациями (не желающие трудиться, имеющие вредные привычки и т.п.).

Проблема бедности возникает в результате нарушения объективно обусловленных пропорций социального воспроизводства: пропорций деятельности (соотношения социально неоднородных видов труда, соотношения занятого и незанятого в общественном производстве населения); пропорций состояния (дифференциации населения по уровню обеспеченности материальными, духовными и социальными благами, соотношения между элементами благосостояния и фазами его воспроизводства); пропорций отношений: человек - общество - природа, человек - социальная группа - класс - общество. В их основе лежит ключевая пропорция между производительной и потребительной силой общества, выражением которой является соотношение рабочего и свободного времени.

Проблема бедности связана с социальными формами отчуждения человека от человека (от общества), от предпосылок и результатов труда, от самого труда, с существенным ограничением потребления основных жизненных благ, с формированием таких условий, при которых субкультура бедных превращается в фактор дестабилизации жизни общества.

Таким образом, можно выделить пять глобальных факторов возникновения проблемы бедности:

1. политический детерминизм - результат проводимых экономических реформ, последствие войны в Афганистане и Чечне, а также - распада СССР;

2. криминальность - связана с криминалитетом, с преступным поведением(воровством, вымогательством, насилием, грабежами);

3. личное невезение в жизни - попадание на "социальное дно" объясняется болезнями, инвалидностью, судьбой, плохим воспитанием в семье;

4. собственная вина, склонность к порокам -- характеризуется пьянством, наркоманией, токсикоманией, проституцией;

5. социальная изолированность -- обусловлена отказом подчиняться социальным нормам, беспризорностью, оторванностью от общества, потерей связей с семьей и близкими, отсутствием работы, веры в Бога.

В итоге под бедностью понимается такое экономическое положение семьи или отдельного индивида, при котором располагаемые ресурсы и средства (деньги, товары, имущество) крайне недостаточны для удовлетворения их минимальных потребностей (питание, одежда, жилье, медицина, образование и др.). Порогом (чертой) бедности называют нормативно устанавливаемый уровень денежных доходов человека, семьи (домашнего хозяйства), который обеспечивает физический прожиточный минимум.

Бедность является следствием многих взаимосвязанных факторов, в том числе:

· экономических (низкая заработная плата и высокая ее дифференциация, безработица);

· социальных (инвалидность, старость, маргинализация, детская безнадзорность);

· демографических (неполные семьи, семьи с высокой нагрузкой иждивенцев, молодежь и старшее поколение со слабыми позициями на рынке труда);

· политических (разрыв сложившихся межрегиональных связей, военные конфликты, вынужденная миграция);

· регионально-географических (депрессивные монопромышленные регионы, дотационные регионы с низким экономическим потенциалом, северные регионы, зависимые от централизованных поставок продовольствия и ресурсов).

В России три важных экономических фактора, влияющих на бедность:

1. Снижение среднего уровня денежных доходов населения

2. Низкий уровень минимальных социальных гарантий

3. Возросшее неравенство в распределении доходов

Нормативно-правовой базой для определения бедности является в России Федеральные законы от 24.10.1997 N 134-ФЗ№ 122-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" ред. 22.08.2004 г.; "О государственной социальной помощи" от 2 июля 1999 года, ред. от 28.04.2009; "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" от 05.04.2003 N 44-ФЗ.

Малоимущими признаются те граждане, у которых среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

Величина прожиточного минимума является стоимостной оценкой потребительской корзины и характеризует минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

В качестве показателей бедности используются, прежде всего, численность и доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума. Для характеристики масштабов бедности используется также показатель дефицита доходов, представляющий собой размер дополнительного дохода, необходимого для доведения доходов всех граждан до прожиточного минимума.

Малоимущие семьи и одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации имеют право на государственную социальную помощь.

Таким образом, проблема бедности наиболее актуальна сегодня в нашей стране и не только, эта проблема существовала с тех пор, как образовался социум и с тех пор ее пытаются решить. Конечно, искоренить бедность практически невозможно, но можно повлиять на ее уровень, свести ее к минимуму. Для этого прежде всего необходимо определить границы и степень распространения данного явления, далее я рассмотрю более подробно подходы к измерению бедности

2.2 Подходы к измерению бедности

Как в марксистской, так и в западной либеральной теории под бедностью понимается состояние, когда индивид или его семья не имеют средств для удовлетворения основных жизненных потребностей. Понятно, что в разных странах и в разные исторические периоды эти потребности оцениваются по-разному. В мировой науке и практике выделяются три основных подхода к определению бедности: абсолютная бедность (бедные по доходам и расходам), относительная бедность (лишения, депривации) и субъективная бедность (на основе самооценки опрашиваемых лиц).

Абсолютная бедность рассчитывается на основании сравнения душевых доходов и прожиточного минимума (при абсолютной концепции) или душевых доходов и относительной линии бедности (40-60% от медианы или средней доходного распределения населения).

Относительная бедность определяется через потребительские характеристики семьи (домохозяйства) и понимается как необеспеченность данной семьи предметами длительного пользования, потребительскими товарами и услугами, рассматриваемыми как сложившиеся в обществе стандарты потребления. Отклонения от сложившегося в обществе уровня потребления обозначаются понятием лишения, депривации. Бедность семьи понимается как высокая степень концентрации различных лишений.

Субъективная бедность определяется на основе собственных оценок населением своего материального положения, возможностей сводить концы с концами, платить за жилье, лекарства, образование и т.п.

Соответственно, абсолютная бедность выражается в том, что доходы различных групп населения не достигают определённой минимальной величины, сейчас ею является официально назначаемый прожиточный минимум.

Относительная бедность, или, в советской терминологии, относительное обнищание трудящихся, это когда доходы человека или семьи ниже среднего для данной страны дохода или расходов. Т.е. люди не голодают, но живут "ниже среднего", чувствуют себя обделёнными.

Степень бедности - это отношение численности людей, имеющих душевой доход ниже прожиточного уровня, ко всему населению.

Глубина бедности - это степень отклонения доходов бедных семей от величины прожиточного минимума.

Порог нищеты - душевой доход, не превышающий 50% порога бедности, т.е. прожиточного минимума.

Измерить бедность непросто. Есть три основных подхода. Один состоит в оценке потребления населением основных продуктов питания, товаров первой необходимости и одежды. Он самый грубый и не учитывает различные уровни потребления. Например, если какая-то азиатская страна с 10-миллионным населением производит или ввозит 10 млн т риса в год, то это значит, что на одного гражданина приходится 2,7 кг риса в день. Это немало, о голоде говорить не приходится. То же, вероятно, и в России, если учитывать весь потребляемый картофель, хлеб и макароны. Это, конечно, похоже на показатели прошлых веков, но именно на основании реального потребления продуктов и товаров рассчитывается так называемая потребительская корзина и прожиточный минимум.

Второй подход - это официальная статистика доходов и расходов населения, определяемая государственным статистическим органом Росстатом (раньше Госкомстат) на основании переписей населения, а в промежутке между ними с помощью ежегодных выборочных опросов домохозяйств страны. Последний крупный такой опрос 44,5 тыс. домохозяйств был проведён в 2003 г. ("Национальное обследование благосостояния населения и его участия в социальных программах" НОБУС; многие оценки приведены по его результатам.)

Такие статистические опросы, "мини-переписи", это не опросы общественного мнения, они касаются только фактической стороны дела - сколько получаете, сколько тратите и т.п.

Наконец, третий подход - это массовые опросы общественного мнения, которые оценивают не столько физические показатели доходов и расходов, сколько оценки людей своего материального благосостояния, материальных проблем и образа жизни.

В международных исследованиях, проводимых ООН, применяется комбинированная методика исследования бедности, основанная на сочетании всех трех концепций бедности: абсолютной, относительной и субъективной. Статус бедных получают семьи, одновременно соответствующие трем подходам. Это семьи, имеющие доходы (расходы) ниже прожиточного минимума, испытывающие лишения в сфере потребления и ощущающие себя бедными.

Во всех странах, проводящих политику снижения бедности, применяются единые принципы установления прожиточного минимума, определенные конвенцией МОТ № 117, 1962 года об основных целях и нормах социальной политики (ст.5, часть 2) и Конвенцией МОТ № 82 (ст.9, часть 2) 1947 года об инспекции труда: "При установлении прожиточного минимума принимаются во внимание такие основные потребности семей трудящихся как продукты питания, их калорийность, жилище, одежда, медицинское обслуживание и образование"

Состав потребительской корзины различных государств, применяющих этот метод измерения бедности, варьирует в зависимости от уровня экономического развития страны и представлений общества о стандартах качества и уровня жизни.

В США расчеты потребительских бюджетов ведутся уже 100 лет. Для исследования минимального уровня жизни обычно используются потребительские бюджеты минимального стандарта жизни, содержащие количественные наборы товаров и услуг, оцениваемые в розничных ценах. Например, в 1917 году в США был рассчитан бюджет минимального комфорта для рабочих и служащих американских железных дорог. В 1919 году федеральное Бюро статистики труда США рассчитало бюджеты для одиноких и семейных государственных служащих. В период экономического кризиса 30-х годов в США разрабатывались бюджеты, учитывающие только физиологические потребности человека. В 1945 году федеральное Бюро статистики труда рассчитывало нормативные минимальные бюджеты для унификации размеров подоходного налога.

Среди специалистов широко известен нормативный бюджет комитета Геллера. Его цель - измерение стоимости типичного уровня жизни американской семьи из 4-х человек (работающий муж, неработающая жена, мальчик 12 лет и девочка 8 лет). Бюджет строился на основе медианного метода, когда в состав бюджета включаются товары, которые покупаются или имеются в обиходе по крайней мере половины обследованных семей.

Величина прожиточного минимума, соответствующего черте бедности в США, составляла в 1996 году в расчете на месяц для одинокого человека 666 долларов и 1337 долларов для семьи из 4-х человек.

В потребительскую корзину Великобритании входят расходы на продовольственные товары, общественное питание, алкогольные напитки, табачные изделия, оборудование жилья (мебель, электроприборы, жилищно-коммунальные услуги, пользование телефоном), организацию отдыха (развлечения, аудиовизуальное оборудование) и путешествия, содержание автомобиля, пользование общественным транспортом.

В последние годы во всех странах Европейского Союза в качестве уровня бедности используется минимальный потребительский бюджет равный 50% медианного дохода населения.

В европейских странах бывшего социалистического лагеря расчеты минимальных потребительских бюджетов определяются ограниченными финансовыми возможностями государств. В Болгарии, например, в основу социальной защиты бедных положен показатель - базовый минимальный доход, гарантированный государством. Он в несколько раз ниже прожиточного минимума и минимального потребительского бюджета. В Хорватии прожиточный минимум устанавливается в процентах от минимальной заработной платы. Так, для одинокого человека он составляет 65% минимальной зарплаты, для домохозяйства из двух человек - 110% и т.д. В Венгрии продовольственная корзина наполняется постатейно, а другие главные затраты (на услуги, содержание квартиры) определяются общей суммой, которая не должна превышать расходов на питание.

В странах Ближнего зарубежья приняты законы о минимальных потребительских бюджетах в Беларуси, Казахстане, Киргизии, Молдове, Украине. Беларусь и Молдова используют нормативный метод определения величины прожиточного минимума, основанный на стоимостной оценке наборов потребительских благ и услуг (как и Россия). Украина и Киргизия применяют комбинированный нормативно-статистический метод. На Украине с 1994 года действует закон "О черте малообеспеченности", определяющий прожиточный уровень населения страны. Показатель "черта малообеспеченности" используется для определения уровня бедности и права на государственную социальную помощь. Данный показатель рассчитывается только для нетрудоспособных граждан на основе нормативного набора продовольственных товаров (30 продуктов при суточной калорийности 1835,6 килокалорий) и менее 30% доли расходов на непродовольственные товары и услуги.

В России в качестве официально установленных показателей бедности используются, прежде всего, показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума.

Принятие в 1999 - 2000 гг. на правительственном уровне ряда нормативных актов, среди которых - "Методика исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации", утвержденная постановлением Минтруда России и Госкомстата России в апреле 2000 г., означает практическую реализацию Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации". Применительно к методам измерения бедности в России это означает переход на новую методику исчисления данного социального норматива (в основе которой лежит, как уже сказано, нормативный метод) с получением новой, более высокой величины прожиточного минимума. Автоматически это привело также к вводу в действие Федерального закона "О государственной социальной помощи", принятого в июле 1999 г.

Таким образом, 2000г. оказался переломным с точки зрения применяемых подходов к количественному измерению бедности в рамках ее абсолютной концепции. Впервые величины прожиточного минимума по всему населению и основным его социально-демографическим группам в расчете на душу населения в целом по Российской Федерации в соответствии с новой методикой опубликованы за I квартал 2000г. в постановлении Правительства Российской Федерации от 31 мая 2000г. No 421 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за I квартал 2000 г.".

Согласно статье 1 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (от 24 октября 1997г., № 134-ФЗ) потребительская корзина - это минимальный набор (в натуральном выражении) продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности, а прожиточный минимум - это стоимостная оценка потребительской корзины, а также обязательные сборы и платежи.

Прожиточный минимум в Российской Федерации устанавливается законодательно (статья 2 рассматриваемого Федерального закона) для следующих целей:

· оценки уровня жизни населения Российской Федерации при разработке и реализации социальной политики и федеральных социальных программ;

· обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда и минимального размера пенсии по старости, а также определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат;

· формирования федерального бюджета;

· оценки уровня жизни соответствующего субъекта Российской Федерации;

· оказания социальной помощи малоимущим гражданам;

· формирования бюджетов субъектов Российской Федерации.

Согласно Российскому законодательству, федеральная потребительская корзина, федеральный прожиточный минимум для основных социально-демографических групп населения (дети, трудоспособное население, пенсионеры), а также методические рекомендации по разработке потребительской корзины и величины прожиточного минимума устанавливаются Правительством Российской Федерации. Потребительская корзина и прожиточный минимум в субъектах Российской Федерации устанавливаются, соответственно, законодательными и исполнительными органами власти субъектов Российской Федерации с учетом природно-климатических условий, национальных традиций, особенностей местного потребления и др. Официально установленные прожиточные минимумы (федеральный и региональные) пересматриваются ежеквартально.

Итак, существуют различные подходы к измерению бедности, но остановимся на России. Официально принятым в стране методом измерения бедности является концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности, к бедным относятся граждане с доходами ниже стоимости прожиточного минимума. Стоимостная оценка набора товаров и услуг, удовлетворяющих минимальные для данного уровня общественного развития потребности, обеспечивающие поддержание здоровья и сохранение работоспособности, получила название бюджета прожиточного минимума, или бюджета минимальных потребностей. В России в качестве официально установленных показателей бедности используются показатели численности и доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума (Приложение 2). Определив как измерить бедность в нашей стране, я хочу перейти к анализу распростронения бедности на территории нашей страны, рассмотреть масштабы бедности и составить рейтинг регионов по данной проблематике.

2.3 Масштабы бедности в России и рейтинг регионов по уровню бедности

В России всегда шли споры о реальных масштабах бедности и всегда предполагалось, что статистика корректирует эти показатели.

Качество управления в регионах должны оценивать ведущие эксперты в области политики, экономики и социальных отношений. Одним из таких экспертных центров является проект "Социальный атлас российских регионов". Проект был создан по инициативе Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ старейший в России социологический центр, имеющий опыт крупных исследований в области социальной политики как российских, так и международных) и Академии народного хозяйства при Правительстве РФ (АНХ учебный и научно-исследовательский центр, известный своими разработками в области экономических реформ в России. Кроме того, АНХ - крупный учебный центр подготовки менеджеров различных направлений, вузовской и послевузовской подготовки экономистов и социологов).

"Социальный атлас российских регионов", характеризует социально-экономическую ситуацию в субъектах РФ. То есть отражает маштаб распространения бедности в нашей стране.

Первый шаг при разработке типологии -- обоснование выбора компонентов (что принимаем во внимание?) и выделение приоритетов (что важнее всего?). Выбор компонентов сделан в соответствии со структурой тематического раздела: оценивается состояние экономики, рынок труда, положение домашних хозяйств, особенности расселения, миграционная и социально-демографическая ситуация. В типологию не включались социально-инфраструктурные показатели, поскольку они, как правило, являются производными от перечисленных выше компонентов. Индикаторы представлены в таблице типов, анализ каждого из них дан в тематическом разделе.

Типология строится иерархически, с выделением базовых дифференцирующих признаков. Их выбор сделан на основе экспертного и аналитического опыта. Таких компонентов два:

- уровень экономического развития региона и экономическое положение домохозяйств -- главный дифференцирующий признак в переходной России, причем его индикаторы (душевой ВРП, отношение денежных доходов к прожиточному минимуму и уровень бедности) рассматривались как триединый компонент, чтобы оценить совокупно производство дохода, его потребление и неравенство по доходу;

- освоенность территории, оцениваемая через плотность населения, которая отражает степень благоприятности климата, тип хозяйственного использования, обеспеченность инфраструктурой и многое другое. Для огромной и разнообразной территории России учет территориального фактора чрезвычайно значим.

Типология строится в системе координат, позволяющей выделить четыре "крайние точки", которыми являются субъекты РФ:

- "богатые" и освоенные;

- "богатые" и слабоосвоенные;

- "бедные" и освоенные;

- "бедные" и слабоосвоенные.

Имея систему координат, несколько легче структурировать и другие социально-экономические и социально-демографические характеристики регионов. Они накладываются на базовые различия и дополняют типологию, хотя вполне понятно, что полной синхронности изменений всех компонентов по типам быть не может. Диспропорции регионального развития в России настолько сильны, что в качестве "богатых" субъектов -- экономических лидеров можно выделить только Москву и два автономных округа Тюменской области. К "богатым" Тюменским округам приближается нефтедобывающий Ненецкий АО, но пока только по показателю ВРП. Следующая группа регионов отстает от лидеров существенно, она названа относительно развитой. Наиболее велика и размыта "середина", т.е. медианная группа. Группа аутсайдеров также разнородна. Помимо базового разделения по доходу и освоенности, две последние группы разделены по географическому местоположению с учетом уровня урбанизации как дополнительного фактора.

Помимо огромного социального расслоения по доходу, для России характерны и сильные региональные различия. Это видно невооруженным глазом, достаточно отъехать от Москвы на сотню-другую километров. Однако статистика доходов дает относительное представление о том, как живет население в разных регионах.

Если верить данным официальной статистики, то региональные различия темпов роста реальных доходов более чем троекратные - от 5,2 раз в республике Дагестан до 1,5 раз в Магаданской области (рис. 1). Дагестан относится к слаборазвитым регионам, в которых доходы населения за 2000-е гг. в целом росли быстрее. Это следствие значительного увеличения федеральной помощи, а также эффекта низкой базы (в регионах с низкими исходными показателями один и тот же количественный прирост в рублях обеспечивает более высокий процент роста, чем в регионах с исходно более высокими показателями). Но расчеты показывают, что ускоренный рост доходов отмечался не во всех слаборазвитых республиках и автономных округах, еще менее это характерно для депрессивных и проблемных регионов.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты