Государственно-правовые основы социальной работы с молодежью в России
Интересный опыт социального обслуживания имеется в центре социально-психологической помощи молодежи «Шанс» (г. Тула). Здесь эффективно работают такие структурные подразделения (модули), как служба индивидуального консультирования, служба просвещения, школа общения (система групповых тренингов, направленных на коррекцию межличностных отношений), кабинет планирования карьеры, кабинет профдиагностики. Актуальные молодежные проблемы рассматриваются в лаборатории социологических исследований и изучения общественного мнения, методическую помощь специалистам оказывает учебно-методический кабинет. Инновационной формой социальной работы центра социально-психологической помощи молодежи «Шанс» является создание игротеки для детей клиентов микрорайона, где осуществляет деятельность это учреждение социального обслуживания молодежи. [59].
Адаптации молодежи к современным условиям жизни содействуют центры социальной поддержки молодежи. Ведущими направлениями деятельности данного учреждения являются: трудоустройство, профориентация, внедрение новых социальных технологий (социальная диагностика, социальная реабилитация, социальная терапия, социальная профилактика и др.), педагогическая коррекция. Одним из приоритетных направлений реализации социальной поддержки молодежи является профилактика наркомании и зависимости от психоактивных веществ в молодежной среде.
Для наиболее неблагополучных в социальном отношении групп молодежи создаются службы социальной помощи. Объектом социальной работы являются молодежь, молодые семьи и подростки, имеющие неблагоприятные условия для жизнедеятельности (конфликты и неблагополучие родителей, отсутствие места жительства, работы и т.д.). Направления деятельности учреждения: информационное, методическое, рекламно-пропагандистское, аналитико-прогностическое, социально-терапевтическое, медико-социальное, социально-педагогическое, социально-реабилитационное и социально-профилактическое.
Государственное учреждение «Мордовский республиканский молодежный центр» города Саранска предоставляет молодым людям информацию о рынке труда, участвует в создании рабочих мест, трудоустройстве. Специалисты центра организуют стройотряды, проводят профориентацию среди молодежи и реабилитацию детей с ограниченными возможностями.
В г. Оренбурге «Областная социально-психологическая служба молодежи» проводит социальную реабилитацию, экстренную психологическую помощь по телефону, психодиагностику, психокоррекцию, помощь детям-сиротам. [24].
Астраханская областная социальная служба молодежи развивает в своей работе следующие услуги: оказание бесплатной анонимной консультативной помощи, экстренной психологической помощи, организация работы с молодыми инвалидами, создание рабочих мест для подростков и молодежи, клубов «Молодая семья», развитие социальной работы с молодежью в районах области.
Важным направлением деятельности социальных учреждений является социально-профилактическая работа, которая реализуется с помощью индивидуальных, групповых и коллективных форм.
Социально-профилактическая работа организуется также с помощью дворовых площадок для молодежи по месту жительства. Здесь специалист по социальной работе с молодежью реализует различные игровые технологии, обучает юношей и девушек умениям и навыкам коллективно-творческой деятельности.
Социально-клубные учреждения предоставляют разнообразные по форме и содержанию возможности для личностной самореализации, развития духовно-нравственных ориентиров молодых людей. Правовой статус данного учреждения определен инструктивным письмом Министерства образования Российской Федерации от 1 ноября 2002 г. №5 «О подростково-молодежных клубах органов по делам молодежи».
Основным назначением данного учреждения является развитие мотивации личности молодого человека к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ, услуг в интересах молодежи, общества, государства. К задачам, определяющим содержание деятельности подростково-молодежных клубов, можно отнести: обеспечение условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессиональное самоопределение юношей и девушек, содействие адаптации их к жизни в обществе, формирование общей культуры юношей и девушек, организацию содержательного досуга молодежи.
Учреждение организует работу с подростками и молодежью в течение всего года. Социальная деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях по интересам (студиях, группах, секциях, кружках, театрах и других). Содержание работы подростково-молодежного сообщества определяется педагогом, специалистом по социальной работе с молодежью с учетом примерных учебных планов и программ, рекомендованных государственными органами управления образованием. Специалисты могут разрабатывать авторские программы, утверждаемые педагогическим (методическим) советом учреждения. Занятия в объединениях проводятся по программам одной тематической направленности или комплексным, отражающим различные направления деятельности подростково-молодежного клуба.
Деятельность подростково-молодежного клуба реализуется через учебно-познавательное, спортивно-оздоровительное, художественно-творческое, военно-патриотическое, техническое, социально-профилактическое направления. Они воплощаются на практике с помощью следующих форм работы с молодежью: учебных занятий, творческих отчетов, выставок, концертов, фестивалей, походов, экскурсий, коллективного творчества. [73].
Интересный опыт развития личностных ресурсов молодежи имеется в муниципальном социальном учреждении «Городской клуб старшеклассников и учащейся молодежи» г. Костромы. В его деятельности можно выделить следующие направления: работа со стабильным контингентом юношей и девушек в студиях и любительских объединениях; реализация молодежных городских программ; организация досуга молодежи в летний период.
Технология работы с молодежью на базе социального учреждения состоит из следующих этапов.
Первый этап - адаптационный. На данном этапе молодого человека знакомят с правилами, спецификой работы учреждения. Подробно информируют о деятельности студий на базе клуба и помогают определиться, какие из предлагаемых объединений наиболее соответствуют его интересам и потребностям. Юношам и девушкам предлагается в первые две недели посещать занятия всех, студий, где они знакомятся с педагогическим коллективом и членами клуба. Здесь создаются условия для реализации социальной активности, повышения образовательного уровня, развития специальных знаний и умений молодежи.
Второй этап - включение в жизнедеятельность клуба, которое осуществляется через следующие элементы: систему самоуправления и самодеятельности, партнерских отношений детей и взрослых; организацию взаимодействия с социальными службами, образовательными, досуговыми учреждениями. Большие возможности для самодеятельности подростков предоставляются в общеклубной работе. Она включает в себя мероприятия творческого, интеллектуального, спортивного характера; сборы клуба проходят не реже одного раза в месяц. Для занятости
юношей и девушек организуется работа «Клуба выходного дня», где в воскресенье они могут участвовать в социальной работе, сопровождая специалистов учреждения.
Третий этап социоклубной работы предполагает взаимодействие с другими организациями, объединениями, работающими с молодежью (например, ребята, занимающиеся в студии ролевых игр, приходят в общеобразовательные школы и проводят ситуационно-ролевые игры). Клуб организует и представляет открытые городские мероприятия: празднование Нового года, проведение Дней открытых дверей, а также социальных акций, концертов, спектаклей, которые показываются в учреждениях образования и учреждениях социального обслуживания населения.
Наиболее активные члены клуба входят в состав волонтерского объединения «РОСТОК», который эффективно работает по следующим направлениям:
первичная профилактика отклоняющегося поведения в детской и подростковой среде;
проведение мероприятий и акций, направленных на повышение социальной активности молодежи;
разработка, осуществление и анализ психологических и социологических исследований;
организация работы по повышению правовой грамотности молодежи.
Учебно-познавательное направление деятельности социально-клубного учреждения реализуется с помощью программы «Школа социальных технологий», содержание которой направлено на развитие социальных навыков и умений.
Первый раздел программы представляет собой блок занятий, направленных на отработку навыков эффективного взаимодействия, развитие коммуникативных умений, организаторских способностей, овладение навыками работы с общественным мнением, средствами массовой информации, знакомство с игровыми технологиями. Здесь осуществляется мотивационно-ценностная ориентация молодежи на добровольческую деятельность.
Второй раздел включает специализированную подготовку, которая предполагает проведение занятий, способствующих формированию у старшеклассников и студентов специализированных знаний, умений и навыков. На данном этапе они осваивают и реализуют различные социальные технологии работы с молодежью. [60].
Особенно важна деятельность социальных служб молодежи в сельской местности. Как правило, в отдаленных сельских поселениях организуются пункты социальной службы молодежи, которые могут функционировать на базе дворцов культуры или клубов. Здесь сначала выявляются актуальные проблемы молодежи данного поселения, а затем организуются выездные бригады специалистов, которые могут оказать экстренную помощь в решении назревших социальных проблем. Возможна также организация проведения в сельском поселении ежемесячного консультирования одним из специалистов. Консультирование позволяет осуществлять более длительную коррекционную, социально-терапевтическую, социально-реабилитационную работу для конкретной семьи или одного человека.
Таким образом, деятельность учреждений органов по делам молодежи ориентирована на создание условий для развития личности юноши или девушки. В данных учреждениях специалисты по социальной работе с молодежью содействуют преодолению последствий трудной жизненной ситуации конкретного человека. Результатом взаимодействия специалиста по социальной работе и молодого человека является формирование готовности клиента к самостоятельной жизни.
2.2Региональный опыт социальной работы с молодежью
В Орловской области проживает более 213 тыс. граждан в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет примерно 24% от общей численности населения. Треть из них - наиболее активная часть - являются членами разнообразных многочисленных молодежных объединений, клубов, групп, в том числе и неформальных. По состоянию на начало 2004 года управлением юстиции зарегистрировано около 40 молодежных и детских общественных объединений.
Ведущим субъектом государственной молодежной политики на территории области является управление по делам молодежи администрации Орловской области, а на муниципальном уровне - районные и городские отделы по делам молодежи, комитет по делам молодежи г. Орла. В целях повышения эффективности реализации государственной политики по работе с молодежью, взаимодействия государственных и общественных структур, организации работы на основе коллегиальности и единоначалия при управлении образована коллегия. Среди других субъектов, занимающихся решением вопросов социальной адаптации молодых граждан, можно выделить воссозданные на промышленных предприятиях советы молодых специалистов, а также советы студентов, аспирантов и молодых ученых в вузах и ссузах. В своей деятельности управление руководствуется, прежде всего, федеральной целевой программой «Молодежь России, и законом Орловской области «О региональной государственной молодежной политике в Орловской области». На основе этих документов реализуются программы «Молодежь Орловщины», «Социальная поддержка молодежи в Орловской области», «Комплексная программа нравственного и патриотического воспитания», состоящие из ряда подпрограмм. [34]
Ежегодно в г. Орле проводятся Российские ярмарки молодежных инициатив и путевок, в которых участвует большинство регионов страны. В рамках данного мероприятия проводятся совещания Государственного Комитета молодежи РФ с руководителями государственных органов по делам молодежи по вопросам организации летнего отдыха, молодежного досуга.
Отделом по молодежной политике управления был разработан проект областной комплексной программы «Молодежь Орловщины 2001-2005 годы», состоящей из ряда подпрограмм, таких как «Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи», «Социальная поддержка молодых семей», «Пути решения жилищной проблемы молодежи и молодых семей», «Поддержка сельской молодежи», «Содействие занятости молодежи», «Поддержка молодежных общественных объединений», «Поддержка студенческой и учащейся молодежи», «Противодействие распространению наркомании и СПИДа в молодежной среде», «Поддержка талантливой творческой молодежи», «Развитие молодежного туризма и летнего отдыха» и других.
Основные нормативно-правовые акты, регламентирующие государственную молодежную политику на уровне региона:
1) Областная целевая комплексная программа «Молодежь Орловщины (2006-2010 гг.);
2) Областная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005-2009 гг.;
3) Областная целевая комплексная программа «Обеспечение жильем молодых семей» (2006-2010 гг.);
4) Закон Орловской области «О региональной государственной молодежной политике в Орловской области №32-ОЗ от 21.04.1997 г. (в редакции от 30.05.2006 г.);
5) Закон Орловской области «О государственной поддержке общественных объединений в Орловской области» №429-ОЗ от 08.09.2004 г. (в редакции от 20.12.2006 г.).
Областная целевая комплексная программа «Молодежь Орловщины (2006-2010 гг.) носит комплексный инновационный характер и призвана стимулировать процесс самореализации молодых граждан в условиях современного рынка. Программой определены 13 основных направлений деятельности органов исполнительной власти по делам молодежи:
1) Формирование и развитие системы социальных служб для молодежи.
Сегодня в области действует 14 молодежных центров и 19 клубов, находящихся на балансе муниципалитетов. Основным социальным молодежным учреждением области является ГУ «Центр молодежи «Полет». Крупные молодежные центры действуют в Урицком районе, в гг. Ливны, Дмитровск, Новосильском и Покровском районах. На базе центров действует в общей сложности более 200 секций и консультационно - методических служб.
2) Социальная поддержка молодых семей.
В реализации данного направления определены два основных вектора деятельности. Первый - проведение цикла мероприятий по пропаганде института семьи среди учащейся и студенческой молодежи, социологические опросы, спортивные семейный праздники, акции и фестивали. Второй - оказание помощи неблагополучным семьям, которое включает в себя оказание практической помощи в решении семейно-бытовых проблем; работу с категориями особо неблагополучных семей; реализацию комплекса профилактических мероприятий и распространение профилактической литературы.
На сегодняшний день в Орловской области насчитывается 1685 неблагополучных молодых семей в возрасте до 30 лет, находящихся на особом учете в муниципалитетах. Анализ положения молодых семей в области свидетельствует о растущей популярности института семьи среди молодежи в целом. Тем не менее, сохраняется тенденция роста числа разводов в первые годы совместной жизни, причинами которых выступают: уровень доходов членов семьи, их занятость, жилищная проблема, низкая информированность молодых людей в вопросах семейных отношений.
3) Пути решения жилищной проблемы для молодежи.
Подпрограмма «Жилье для молодой семьи» разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. №638 «О подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», входящей в состав федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг. Главная задача данной подпрограммы - создание системы государственной поддержки молодых семей в решении жилищной проблемы в целях улучшения демографической ситуации в Орловской области.
4) Содействие занятости молодежи.
Работа по организации трудовой занятости молодых граждан осуществляется через создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий труда молодых граждан.
5) Гражданско-патриотическое воспитание и нравственное становление молодежи.
При реализации данного направления используется положительный опыт Орловской области в вопросах организации работы с призывной молодежью, организации шефства над воинскими частями. Организуются торжественные проводы призывников в подшефные соединения Российской армии и флота, встречи с ветеранами ВОВ, районные Дни призывника, областной фестиваль патриотической песни «Солдаты Победы», проводится межрегиональный конкурс для допризывной молодежи «Державы российской орлы». На протяжении многих лет весной и летом проводятся финалы военно-спортивных игр «Орленок», «Зарница».
Немалую воспитательную и практическую роль в подготовке к военной службе играет деятельность Центра поисковых отрядов «Самолет». Летний профилактический военно-спортивный палаточный лагерь «Разведчик ВДВ» на протяжении ряда лет, основываясь на уникальной методике работы с асоциальными подростками, способствует подготовке юношей к службе в рядах ВДВ РФ.
Созданная в области система работы по нравственно-патриотическому воспитанию молодежи позволила не только сохранить традиции духовного воспитания подрастающего поколения, но и послужила определенным барьером для проникновения и развития в молодежной среде ряда асоциальных тенденций: неонацизма, экстремизма, классовой и национальной разобщенности.
6) Поддержка молодежных общественных объединений.
На территории области сегодня действует 211 общественных молодежных объединений общей численностью около 70 тысяч человек, что составляет 30% от общего числа молодежи. Коллегиальным совещательным органом общественных объединений является Ассоциация общественных молодежных и детских объединений Орловской области «Круглый стол». В ее состав входят более 30 крупнейших общественных организаций: Российский Союз Молодежи, детская общественная организация Орловской области «Орловская областная пионерская организация «Орлята», «Разведчик ВДВ», «Союз молодых казаков», «Орловский областной фонд поддержки молодых дарований», «Межвузовское студенческое содружество», «Студенческий социологический клуб «Логос», Ассоциация юных лидеров и др. Общественные организации реализуют систему более чем из 40 программ социальной поддержки молодых граждан.
7) Поддержка студенческой и учащейся молодежи.
Реализацию данного направления работы обеспечивают специалисты-координаторы в учебных заведениях г. Орла и области. Ведется интенсивная деятельность по исследованию процессов, происходящих в студенческой среде. Активно развивается движение педагогических отрядов, насчитывающих в настоящее время более 1200 человек.
8) Противодействие распространению наркомании и СПИДа в молодежной среде.
В рамках реализации данного направления создан Межведомственный координационный совет. Реализуется комплекс мер по выявлению ВИЧ-инфицированных и наркозависимых: анонимные консультации врачей-наркологов и специалистов Орловского областного центра профилактики СПИДа и инфекционных заболеваний на молодежных мероприятиях, круглых столах в учебных заведениях и детских оздоровительных лагерях.
9) Поддержка талантливой молодежи.
Работа по поддержке талантливой молодежи строится по двум основным направлениям:
- развитие и поддержка творческого и научного потенциала учащейся и студенческой молодежи через создание условий для полного личностного раскрытия молодых людей;
- оказание непосредственной материальной поддержки через выплату Губернаторских стипендий наиболее одаренным представителям молодого поколения.
10) Развитие системы информационного обеспечения деятельности органов по делам молодежи.
11) Развитие молодежного туризма и летнего отдыха.
12) Развитие массового молодежного спорта.
13) Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних и молодежи.
Наряду с традиционными направлениями профилактической работы с молодежью (лекции, беседы, посещения мест лишения свободы) разработана система взаимодействия с заключенными, отбывающими наказание в местах лишения свободы, которая осуществляется при помощи Координационного совета Шаховской воспитательной колонии Особое внимание уделяется профилактике безнадзорности в семьях социального риска и вынужденных переселенцев. Целью профилактики противоправных действий среди несовершеннолетних служат добровольные молодежные формирования по охране общественного порядка. Для оказания помощи сотрудникам милиции возрождены молодежные оперотряды.
Анализируя результаты программы «Молодежь Орловщины (2001-2005 гг.) можно говорить о следующих цифрах.
Таблица 1. Динамика развития молодежных клубов и центров
Год
Центры
Клубы
2001
5
18
2002
9
17
2003
11
14
2004
11
16
2005
14
19
Таблица 2. Динамика браков и разводов семей в возрасте 18-30 лет
Год
Браков
Разводов
2001
6119
4052
2002
6350
5265
2003
6709
4699
2004
5107
3451
2005 (по итогам 9 месяцев)
2295
1154
Таблица 3. Реализация программы «Жилье для молодой семьи»
Год
Очередь
Участники
г. Орел
г. Ливны
г. Мценск
2004
320
50
15
11
2005
292
55
4
10
Таблица 4. Занятость молодежи
Год
Обратилось
Трудоустроено
2000
7837
4351
2001
12627
8859
2002
11879
7135
2003
11056
6861
2004
14934
8651
2005
6569
5393
Таблица 5. Динамика развития общественных молодежных объединений
Год
Всего общественных объединений
Зарегистрировано
Членов общественных объединений
2001
169
99
58000
2002
163
85
59300
2003
188
54
62800
2004
196
28
60500
2005
211
36
63000
Таблица 6. Динамика учета и профилактики наркомании
Год
На учете
В т.ч. несовершеннолетних
2000
937
54
2001
1082
42
2002
1085
42
2003
1100
25
2004
923
23
2005
885
22
Таблица 7. Динамика правонарушений в молодежной и подростковой среде
Год
Преступлений
Динамика
2000
868
-156
2001
722
-146
2002
530
-192
2003
582
52
2004
899
317
2005
384
-515
Итоги ныне действующей программы можно будет анализировать уже в конце 2010 г., что позволит сравнить эффективность программы рассчитанной до 2010 г. с итогами программы до 2005 г. и отметить динамику изменений в положении молодежи Орловского региона.
С 1996 года в целях повышения эффективности взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений региона при поддержке управления по делам молодежи осуществляет свою деятельность Ассоциация общественных молодежных и детских объединений орловской области «Круглый стол», ставшая в 2001 году юридическим лицом. В рамках Ассоциации осуществляется координация деятельности молодежных и детских объединений области, их информационное и методическое обеспечение. Своей задачей Ассоциация ставит защиту и реализацию прав своих членов, молодежи и детей. В настоящее время Ассоциация взаимодействует с большинством молодежных и детских объединений области. Одной из важных задач совместного сотрудничества является развитие идеи социального партнерства и социального заказа между членами общественных объединений и обществом.
Членами Круглого стола являются свыше 30 объединений с самым широким спектром деятельности и правовым статусом: отделений общероссийских и межрегиональных организаций; многочисленные региональные военно-патриотические, досуговые, экологические объединения и клубы; объединения молодых инвалидов и православной молодежи и многие другие. [52,34].
Используя интеллектуальный и научный потенциал студенчества, к деятельности Круглого стола активно привлекаются имеющиеся студенческие объединения, поощряется создание новых. Наиболее яркие из них: Ассоциация студенческих педагогических отрядов, Студенческий социологический клуб «Логос», межвузовское содружество студентов, Ассоциация юных лидеров.
Орловская областная общественная организация «Орловский союз молодёжи - в XXI век» объединила в своих рядах патриотически настроенных молодых людей для защиты их прав и законных интересов, для активного участия в укреплении социальной справедливости, формирования в молодёжной среде мировоззрения, основанного на нравственных ценностях, т.е. на приоритете духовных ценностей над материальными, патриотизме, разрешении противоречий и конфликтов без применения насилия.
По инициативе молодежных и детских объединений в области реализуется множество интересных проектов. Одним из важных направлений деятельности общественных объединений является социальная работа. Здесь особое внимание уделяется студенчеству как самой многочисленной категории. В вузах и техникумах Орловщины сегодня обучается порядка 125 тысяч человек. В организации и проведении в учебных заведениях области акций милосердия, рождественских елок, благотворительных вечеров и концертов, в оказании материальной помощи социально не защищенным слоям студенчества участвует Союз учащейся молодежи.
Поддержка деятельности молодежных и детских общественных объединений в лице областного управления по делам молодежи является наиболее важным механизмом реализации государственной молодежной политики в Орловской области. Большинство общественных объединений непосредственно сотрудничает с управлением, оказывающим правовую, информационную и финансовую поддержку при проведении различных мероприятий.
В соответствии с распоряжением Главы Администрации области создана группа по координации деятельности молодежных, общественных формирований, специалисты которой распределены по средним и высшим учебным заведениям г. Орла. В ходе реализации подпрограммы «Поддержка студенческой и учащейся молодежи» ими организованы акции «Милосердие», «Помоги ближнему», благотворительные вечера и концерты. В ряде учебных заведений работают кабинеты психологической помощи. Созданы общественные организации, объединяющие молодых людей с ограниченными возможностями из ВОИ, ВОГ и ВОС. [32].
В высших и средних специальных учебных заведениях г. Орла работают специалисты управления, фактически выполняющие функции специалиста по социальной работе.
Оказывается поддержка молодым ученым, аспирантам и студентам в их научной работе. Выплачиваются именные стипендии, премии для молодых ученых.
Целью региональной государственной молодежной политики в Орловской области является содействие молодым гражданам и их общественным объединениям в осуществлении ими своих прав и свобод, жизненном самоопределении и самоорганизации в интересах всего общества. Такое содействие осуществляется государственными органами по делам молодежи, другими государственными учреждениями и ведомствами, общественными объединениями путем реализации основных направлений региональной государственной молодежной политики. В этой связи дальнейшее развитие получила система молодежных центров и социальных служб для молодежи, оказывающих молодым гражданам комплекс услуг по духовному, культурному и физическому развитию, социальной защите и реабилитации, организации досуга. Оказывалось содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд.
Различные объединения и клубы находят поддержку в областном комплексном Центре социального обслуживания молодежи (ООЦМ «Полет»). На его базе работают театральная студия «Диапазон личности», объединения «Русич», молодежный телефон доверия, популярность которого значительно возросла в последнее время. Действует группа волонтеров, основная задача которой - организация и оказание социально-психологической помощи молодежи.
Основными направлениями деятельности ООЦМ «Полет» являются:
- оказание антикризисной социально-психологической помощи детям, подросткам и молодежи;
- работа по социальной адаптации молодежи;
- организация молодежного досуга.
Работа социально-психологической службы ООЦМ строится по принципу многоуровнего обеспечения помощи. Это, во-первых, заочное телефонное консультирование по молодежному телефону доверия, и, во-вторых, очная индивидуальная и групповая работа.
В центре с 1997 года действует телефон правовой поддержки. Он оказывает помощь малообеспеченным слоям населения - студентам, безработным, пенсионерам, работникам бюджетной сферы.
В структуре ООЦМ функционирует информационно-аналитический отдел, работники которого занимаются разработкой и проведением социологических опросов по молодежной проблематике, пополнением методического фонда, подборкой информации по молодежной политике, пополнением и обновлением банка данных по следующим направлениям: учебные заведения, социальные службы для молодежи, туризм на Орловщине и др.
В 2003 г. на базе ООЦМ «Полет» был организован Центр молодой семьи по оказанию комплексных услуг создаваемым семьям, начиная с организации свадеб, праздничных мероприятий и заканчивая серьезной социально-психологической работой по преодолению и профилактике негативных проявлений, ведущих к распаду молодых семей, открыта вторая линия молодежного телефона доверия «Здоровье».
Таким образом, деятельность молодежных центров и системы социальных служб для молодежи является в настоящее время одним из важнейших направлений государственной молодежной политики в орловской области. Созданный потенциал учреждений данной сферы позволяет эффективно решать вопросы оказания молодежи антикризисной социально-психологической помощи, социальной адаптации и организации досуга.
Осуществляется также поддержка талантливой творческой молодежи. В ходе реализации подпрограммы «Поддержка талантливой творческой молодежи» проводились фестивали патриотической песни «Солдаты победы», эстрадной песни «Александра», студенческие конкурсы, турниры КВН и т.д.
Особое место в работе с молодежью занимает пропаганда здорового образа жизни, профилактика наркомании и ВИЧ-инфекции.
В соответствии с областным законом «О государственной системе профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних» управлением по делам молодежи определены приоритетные направления, которые включают: вопросы социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних, совершивших правонарушения и преступления; комплекс мер профилактического характера. Эти направления работы нашли отражение в областной комплексной программе «Молодежь Орловщины - XXI в.».
Совместно с областным комитетом Красного Креста с 2002 г. начата реализация проекта «Орловский Гаврош»: создана первая в области единая база данных по проблемам правонарушений несовершеннолетних; организовано консультирование социально неблагополучных семей.
Также одним из направлений профилактической работы является социальная адаптация молодежи и организация молодежного досуга. В центре внимания здесь первичная профилактика, психологическая помощь подросткам по преодолению негативных воздействий социальной среды. [12].
Главная задача, которую призваны решать органы государственной власти в регионе - создание комплексной системы государственной поддержки молодежи в целях улучшения демографической ситуации в Орловской области, содействие в отношение охраны здоровья молодежи, организации профилактики опасных заболеваний и в формировании здорового образа жизни. Также в области уделяется внимание государственной поддержке молодых семей, молодых граждан оказавшихся в трудной жизненной ситуации, их социальному обслуживанию, социальной реабилитации и адаптации, а также поддержке общественно-значимых инициатив, общественно-политической деятельности молодежи, молодежных и детских общественных объединений.
Заключение
Несмотря на наметившиеся процессы социально-экономической стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной и возрастной группы населения, у молодых людей наблюдается рост заболеваний, велик процент молодых людей, не имеющих работу, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии. Не снижается число детей - «социальных сирот», инвалидов, безнадзорных. Значительное число молодежи склонно к проявлениям девиантного поведения.
Отсюда у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальной адаптации молодежи к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции, масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.
Все это требует грамотных и целенаправленных государственных воздействий в рамках реализации положений молодежной политики России. На федеральном и региональном уровнях сложилась система государственной помощи молодежи в кризисных для нее ситуациях. Разработаны и приняты ряд законодательных актов, создающих правовую основу для реализации молодежной политики государства, предусматривающих создание социальных служб для молодежи, в задачи которых входит психолого-педагогическое консультирование молодежи, экстренная психологическая помощь по телефону, деятельность центров социальной реабилитации, профилактическая работа с молодежью, социокультурные услуги, профессиональная ориентация молодежи, правовая и информационная помощь.
Российское законодательство предусматривает сеть специализированных учреждений, призванных обеспечивать экстренную поддержку молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: центры доверия, досуговые и социально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков и т.д.
Данные учреждения оказывают различные виды помощи уязвимым категориям молодежи, например, экстренное вмешательство, социально-профессиональное сопровождение и т.д., в рамках разных направлений деятельности: рекреационного, ресоциализирующего, психокоррекционного и др.
Ведущее положение в работе с молодежью занимает государственная деятельность. Именно она, и только она, связана с принятием и реализацией законов, нормативных актов, касающихся молодежи, ее прав и возможностей в обществе.
В последние годы заметно усилилось правовое регулирование системы социальной защиты молодежи. В результате сложилась определенная нормативно-правовая база социальной работы с данной категорией населения. Правовой основой социальной работы с молодежью являются федеральные законы, нормативные акты иного уровня, подкрепленные Конституцией Российской Федерации.
В работе были проанализированы федеральные и региональные нормативно-правовые акты составляющие основу молодежной политики России, а также изучены формы и технологии работы с молодежью в социальных учреждениях регионов России.
Анализ работ современных авторов позволил систематизировать подходы основных научных школ в изучении молодежи и молодежных проблем.
Орловская область традиционно является регионом, в котором уделяется значительное внимание работе с молодежью. Разрабатываются региональные целевые программы, например, «Молодежь Орловщины», «Жилье для молодой семьи» и т.д., реализуются положения государственной молодежной политики через проведение различных мероприятий по направлениям гражданского и патриотического воспитания молодежи, обеспечения жильем молодых семей, организации отдыха, досуга, туризма молодежи, поддержки таланта и одаренных детей, профилактики заболеваний и правонарушений и др. В области сложилась действенная система государственных органов и органов местного самоуправления, реализующих молодежную политику, социальных учреждений по работе с молодежью, общественных и молодежных организаций и объединений.
Основы дальнейшей работы с молодежью заложены в Стратегии государственной молодежной политики до 2016 года, которая требует активной работы органов по делам молодежи и социальных служб по оказанию различных видов помощи данной категории граждан, которые выступают будущим России.
Литература
Андерсон, Б. Образование в сфере социальной работы: некоторые педагогические и организационные проблемы [Текст] /Б. Андерсон // Социальная политика и социальная дифференциация. - М.-Барнаул, 1994.-С. 12-17.
Антология социальной работы в 5-ти томах [Текст]/сост. М.В. Фирсов. - М.:Сварогь-НВФ СПТ, 1994-1995.
Апатенко, С.Н. Молодежная политика должна быть сильной и жизненной [Текст] /С.Н. Апатенко // Вестник молодежной политики. - 2004.
Багдасарян, Н.Г., Консузян, Л.В., Немцов, А.А. Инновация в ценностных ориентациях студентов [Текст] // Социс. - 1995. - №4.-С. 125.
Бадя, Л.В. Прогрессивные идеи социальной педагогики и социальной работы в России: история и современность [Текст] /Л.В. Бадя. - М.:Изд-во АСОПиР, 1995. - 23 с.
Бестужев-Лада, И.В. Социальные проблемы молодежи [Текст] /И.В. Бестужев-Лада. - М., 1982.
Бочарова, В.Г., Яркина, Т.Ф. Социальная работа в России: уроки и перспективы развития [Текст] // Соц.работа. - 1993. - №2 (3). - С. 3.
В помощь организатору социальных служб, работающих с молодежью: методическое пособие [Текст]. - Волгоград: Волгоградский институт молодежи, 1994.
Введение в новую профессию: социально-исторический контекст [Текст] // Социальная работа. - 1994. - №1 (4). - С. 11.
Вишневский, Ю.Р. Практикум по социологии молодежи [Текст]. - М., 2000.
Вишневский, Ю.Р., Рубина, Л.Я. Социальный облик студенчества 90-х гг. [Текст] // СоцИс. - 1997. - №10. - С. 56-69.
Володин, Н.А. Социальные приоритеты региона [Текст]/Н.А. Володин, В.М. Анисимов. - М.: «Экономика», 2004.
Воронков, С.Г. Социализация молодежи: проблемы и перспективы [Текст]/С.Г. Воронков. - Оренбург, 1993.
Гиль, С.С. Педагогика поддержки инициатив молодежи [Текст]/С.С. Гиль. - М., 2003.
Григорьев, С.И. Социальная работа с молодежью: учеб. для студентов вузов [Текст]/С.И. Григорьев, Л.Г. Гуслякова, С.А. Гусова. - М.: Гардарики, 2008.
Государственная молодежная политика в городе Новосибирске: опыт работы Комитета по делам молодежи мэрии [Текст]. - Новосибирск, 1993.
Государственная молодежная политика в Российской Федерации: Законодательство Российской Федерации и ведомственные нормативные акты. Ч. 1-4 [Текст]/общ. ред. и сост. В.А. Луков. - М.: Институт молодежи, 1995.
Добрускин, М. Студент - кто он? [Текст] // Социс. - 1994. - №8-9.-С. 79.
Емельянов, В.В. Студенты об адаптации к вузовской жизни [Текст] // Соц. исслед. - №9. - 2001.
Загвязинский, В.И. Общие основы методики социальной работы [Текст] / Пособие в помощь социальным педагогам и социальным работникам /В.И. Загвязинский. - Набережные Челны.:Изд-во ИНПО, 1997.
Зайнышев, И.Г. Теоретико-методологические основы социальной работы [Текст] // Соц.работа. - вып. 6. - 1992. - С. 25-29.
Зубок, Ю.А. Проблемы социального развития молодежи в условиях риска [Текст] // СоцИс. - №4. - 2003.
Ильинский, И.М. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах, тенденции и перспективы [Текст]/И.М. Ильинский, С.В. Алещенок, И.А. Володин. - М.: Голос, 1999.
Колков, В.В. Государственная молодежная политика и социальная работа с молодежью [Текст]/В.В. Колков, Н.А. Шахина. - М.: Социально-технологический институт, 2000.
Ковалева, А.И. Социология молодежи: теоретические вопросы [Текст]/А.И. Ковалева, В.А. Луков. - М.: Социум, 2004.
Константиновский, Д.Л. Молодежь 90-х: самоопределение в новой реальности [Текст]/Д.Л. Константиновский. - М.: Институт молодежи, 2000.
Куличенко, Р.М. Социальная работа и подготовка социальных работников в современной России [Текст]/Р.М. Куличенко. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 1997.
Лаврененко, З.И. Профессиональная деятельность социального работника: содержание и организация [Текст]/З.И. Лаврененко. ., 1993.
Лисовский, В.Т. Социальная защита молодежи [Текст] /В.Т. Лисовский. - М., 1994.
Международные документы по молодежной политике [Текст]. - М.: Институт молодежи, 1993.
Мерцалов, С. ОрелГТУ: есть чем гордиться [Текст] // Время орловское. - 1 февраля. - 2008. - С. 8.
Методы и технологии социально-психологической работы с молодежью [Текст]. - Ижевск, 2004.
Молодежь и молодежная политика в Орловской области. Положение молодежи в Орловской области: 2000 год [Текст]. - Орел, 2001.
Молодежь и общество на рубеже веков [Текст]. - М., 1999.
Молодежь как объект социальной защиты. // Теория и методология социальной работы. [Текст]. - Ч. 1. - М.: Согор, 1994.
Молодежь России: социальное развитие [Текст]/отв. ред. В.И. Чупров. - М.: Наука, 2002.
Мудрик, А.В. Социализация и воспитание в смутное время [Текст]/А.В. Мудрик. - М.:Знание, 1991.
Некрасов, А.Я. Международный опыт социальной работы [Текст]/ А.Я. Некрасов.-М., ГАСБУ, 1994.
Оганян, К.М. Проблемы социальной работы с молодежью [Текст] /К.М. Оганян, Е.Г. Слуцкий. - СПб.:Изд-во СПБГИСЭ, 2002.
Основы социальной работы: учеб. пособие [Текст]/под ред. Н.Ф. Басова.2-е изд., испр. - М., 2005.
Основы социальной работы: учебник [Текст]/ отв. ред. П.Д. Павленок. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА - М, 2007. - 560 с. - (Высшее образование).
Павленок, П.Д. Теория, история и методика социальной работы: учебное пособие [Текст]/ П.Д. Павленок. - 3-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005. - 476 с.
Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. Государственная программа [Текст]. - М., 2001.
Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации: 2002 г. [Текст]. - М., 2003.
Положение молодежи в России: аналитический доклад [Текст] /рук. М. Агранович. - М., 2005.
Проблемы социальной работы в России. (Материалы 1 Национальной конференции) [Текст] /отв. ред. З.А. Янкова.-М., 1994.-166 с.
Рожков, М.И. Педагогическое обеспечение работы с молодежью. Юногогика: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Организация работы с молодежью» [Текст]/М.И. Рожков. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 264 с.
Ручкин, Б.А. Молодежь и становление новой России [Текст] // СоцИс. -1998. - №5.
Саппс, М. Опыт социальной работы: введение в профессию [Текст]/М. Саппс, К. Уэллс.-М.: Ин-т социальной работы, 1994
Сборник документов по молодежной политике в Орловской области [Текст]. - Орел, 1994.
Сборник документов, положений, программ по организации детского, молодежного летнего отдыха в Орловской области в 1994 г. [Текст]. - Орел, 1994.
Скриптунова, Е.А. Морозов, А.А. О предпочтениях городской молодежи [Текст] // Соц.исслед. - №1. - 2002. - С. 32-34.
Собкин, В.С. Социокультурный анализ образовательной ситуации в мегаполисе [Текст]/В.С. Собкин, П.С. Писарский. - М., 1992.
Социальная защита студентов [Текст] // Абитуриент - Специальное приложение к газете «Орловский университет». - №17. - апрель. - 2009. - С. 16.
Социальная работа и проблема подготовки кадров [Текст]. - М., 1992.
Социальная работа: опыт и проблемы подготовки специалистов [Текст]. - М.: МГСУ, 1997.
Социальная работа с молодежью: учеб. пособие [Текст] /под ред. д.п.н., проф. Н.Ф. Басова. - М.:Издательского-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2008. - 328 с.
Социальная работа с молодежью: сборник нормативных правовых документов [Текст]/сост. Т.К. Ростоцкая. - М., 2003.
Социальная работа: теория и практика: учебное пособие [Текст] / отв. ред. д. и. н., проф. Е.И. Холостова, д. и. н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА - М, 2002, - 427 с.
Социально-молодежная работа: международный опыт: учебно-методическое пособие [Текст]. - М.: Институт молодежи, 1997.
Социология молодежи [Текст]/ под ред. В.Н. Кузнецова. - М., 2007.
Социология молодежи: учеб. пособие [Текст]/под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - 576 с.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации [Текст]. - М., 2005.
Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации [Текст]. - М., 2009.
Теория и методика социальной работы: учебное пособие в 2-х т. [Текст]. - М.:Союз, 1994.-399 с.
Тетерский, С.В. Введение в социальную работу [Текст]. - М., 2004.
Технология социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений [Текст] /под ред. И.Г. Зайнышева. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
Технологии социальной работы: учебник под общ. ред. проф. Е.И. Холостовой [Текст]. - М.: ИНФРА-М, 2001. - 400 с.
Технология социальной работы в различных сферах жизнедеятельности [Текст]/ под ред. проф. П.Д. Павленка: учеб. пособие. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2007. - 608 с.
Студенчество России на 2000-2005 гг.: федеральная программа. - М., 2000.
Филиппов, Ф.Р., Чупров, В.И. Социальные проблемы молодежи [Текст] // Рабочая книга социолога. - М.: Наука, 2003.
Фирсов, М.В. Теория социальной работы [Текст]/М.В. Фирсов, Е.Г. Студенова. - М., 2000.
Чупров В.И. Социальное развитие молодежи. Теоретические и прикладные проблемы [Текст]. - М.: Социум, 2004.