Рефераты

Государственно-правовые основы социальной работы с молодежью в России

Цели государственной молодёжной политики:

ь содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодёжи;

ь недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

ь создание условий для более полного участия молодёжи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

ь расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха;

ь реализация инновационного потенциала молодёжи в интересах общественного развития и самой молодёжи. [17,65].

Реализация государственной молодёжной политики осуществляется на следующих принципах:

ЈЄпринцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодёжи и гражданского общества в целом;

ЈЄпринцип социальной компенсации: обеспечение правовой и социальной защищённости молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности их социального статуса;

ЈЄпринцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;

ЈЄпринцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодёжной политики. [41].

Основными направлениями осуществления государственной молодёжной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодёжи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодёжи; содействие предпринимательской деятельности молодёжи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодёжи; формирование условий для физического и духовного развития молодёжи; поддержка деятельности молодёжных объединений и содействие международным обменам. Данные направления стали основой Федеральной, а в последствии Президентской программы «Молодёжь России» (Указ Президента России от 15 сентября 1994 г. №1922; постановление Правительства Российской Федерации от 25 ноября 1994 г. №1279), цель которой - формирование правовых, экономических и организационных условий и гарантий для становления личности молодого человека, развития молодёжных объединений, движений и инициатив. [42].

Программа предусматривала повышение роли социальной работы в становлении личности молодого человека, решении социальных проблем молодёжи. В этой связи было запланировано решение таких задач:

ь обеспечение молодёжи информацией о её правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;

ь создание условий для самостоятельной, эффективной деятельности молодёжи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;

ь содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемлённых категорий молодёжи;

ь внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодёжных организаций и их программ.

Программа предусматривала следующие виды подпрограмм:

1. Создание системы информационного обеспечения молодёжи.

2. Пути решения жилищной проблемы молодёжи.

3. Поддержка молодой семьи.

4. Поддержка молодёжного предпринимательства.

5. Решение вопросов занятости молодёжи.

6. Развитие гражданственности и патриотизма российской молодёжи.

7. Поддержка талантливой молодёжи.

8. Развитие художественного творчества молодёжи.

9. Развитие массового спорта среди детей и молодёжи.

10. Формирование и развитие системы социальных служб для молодёжи.

11. Развитие системы детского, молодёжного и семейного отдыха.

12. Международное молодёжное сотрудничество.

13. Система подготовки и переподготовки государственных служащих и специалистов по работе с молодёжью.

14. Государственная поддержка деятельности детских и молодёжных объединений.

15. Система контроля за реализацией программы.

В 2005 г. на коллегии Министерства образования и науки РФ был обсужден проект Федеральной целевой программы «Молодежь России (2006-2010 годы)». Основная задача этой программы - повысить включенность молодых людей в социальные процессы, создав условия для их самореализации. В Программе выделялось шесть направлений: «Здоровое поколение», «Гражданин России», «Молодая семья», «Профессионализм молодых», «Молодежь в трудных жизненных ситуациях», «Молодежь в информационном пространстве». Для оценки эффективности программы разрабатывалась система индикаторов на федеральном уровне.

Анализ данных программ позволяет отметить, что, первые две программы были ориентированы, прежде всего, на создание правовой базы и системы социальных служб для молодежи.

С 1 января 2005 г. вступил в действие Федеральный закон №122 от 22.08.2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», положивший начало трансформации концепции государственной молодежной политики. [15].

В настоящее время продолжается работа по нормативному правовому обеспечению государственной молодёжной политики. Разработан ряд документов:

- законопроект «О государственной поддержке молодых семей в жилищной сфере» (совместно с Комитетом по делам женщин, семьи и молодёжи Государственной Думы РФ);

- проект федеральной межведомственной программы «Студенчество России»;

- проект Постановления Правительства РФ «Об утверждении примерных положений об учреждениях органов по делам молодёжи»;

- проект Постановления Правительства РФ «О государственной поддержке по обеспечению временной и сезонной занятости и трудоустройства студентов на временные рабочие места во внеучебное время»;

- проект Концепции патриотического воспитания граждан РФ;

- примерное положение об аттестации работников сферы государственной молодёжной политики, которое войдёт в проект Постановления Правительства РФ «О совершенствовании отраслевой системы оплаты труда работников образования и сферы молодёжной политики»;

- проект постановления Правительства РФ «О поддержке студенческих трудовых отрядов». [72].

Увеличилось число федеральных целевых программ, реализацию которых координирует Департамент по молодёжной политике - к Федеральной целевой программе «Молодёжь России (2001-2005 годы)» прибавилась подпрограмма Минобразования России государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», подпрограмма «Обеспечение жильём молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы. По данной подпрограмме «Обеспечение жильём молодых семей» Минобразование России провело конкурс по предоставлению субъектам РФ средств федерального бюджета. Согласован Порядок предоставления субсидий молодым семьям на компенсации за счёт средств федерального бюджета части стоимости жилья в случае рождения (усыновления) ребёнка. Создан Координационный совет по вопросам реализации подпрограммы.

В сфере поддержки молодёжного предпринимательства и содействия занятости молодёжи особое внимание уделяется поддержке движения студенческих отрядов, работающей и сельской молодёжи. Разработаны и осуществляются межведомственные программы содействия трудоустройству молодёжи, проводятся слеты, конкурсы студенческих педагогических, трудовых отрядов.

В целях профилактики безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних осуществляется развитие сети молодёжных клубов, центров, дворового сектора в муниципальных образованиях, создание социальных служб для молодёжи, поддержка волонтёрского движения. По данным на начало 2004 года, в регионах РФ функционируют 1542 учреждения социального обслуживания молодёжи, осуществляющие свою деятельность более чем по 20 направлениям. [21].

В целях поддержки талантливой молодёжи и организации молодёжного досуга Департамент по молодёжной политике ежегодно проводит конкурс молодёжных творческих проектов. Важной составляющей программ развития досуга и художественного творчества детей и молодёжи (Российская студенческая весна и т.д.) является работа с молодёжными средствами массовой информации. В сообщениях молодёжных информационных центров большое внимание уделяется вопросам творческих фестивалей и конкурсов. В регионах работают программы неправительственной общероссийской общественной организации - Российский Союз Молодёжи - «Студенческая наука», «Информационное пространство», «Правопорядок в вузах», «Занятость», «Студенческие лагеря», «Движение педагогических и стройотрядов».

Ассоциация учащейся молодёжи, входящая в состав Российского Союза Молодёжи, помогает созданию организаций в учебных заведениях, отстаивающих права и интересы учащейся молодёжи на различных уровнях.

Современная Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь. Она ориентирована на граждан РФ в возрасте от 14 до 30 лет, в том числе на молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также на молодые семьи. (См. Приложение).

Государственная молодежная политика, реализуемая в рамках Стратегии призвана объединить государственные и негосударственные ресурсы, что предполагает межведомственный характер взаимодействия в целях:

- системного вовлечения молодежи в общественную жизнь и развития навыков самостоятельной жизнедеятельности молодых жителей страны, информирования всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе, а также культуры применения созданных в стране возможностей личностного и общественного развития, что позволит молодому человеку полнее реализовать свой потенциал, укрепит его уверенность в своих силах и своем будущем;

- выявления, продвижения, поддержки активности и ее достижений в социально-экономической, общественно-политической, творческой и спортивной сферах, что даст возможность молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал и получить заслуженное признание в России;

- вовлечения в полноценную жизнь молодых людей, которые испытывают проблемы с интеграцией в обществе.

Для реализации приоритетного направления, включающего вовлечение молодежи в общественную жизнь и ее информирование о потенциальных возможностях развития в России, предусмотрены такие проекты как: «российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; «Доброволец России»; «Карьера»; «Молодая семья России».

Для реализации приоритетного направления, включающего развитие созидательной активности молодежи, предусмотрены проекты «Команда» и «Успех в твоих руках». [66].

Для реализации приоритетного направления, включающего интеграцию молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в жизнь общества, предусмотрен проект «Шаг навстречу».

Основными целями проекта «Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд» являются:

· вовлечение молодежи в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в российском обществе;

· развитие механизмов и форм трансляции информации, актуальной для жизни молодежи, в молодежные аудитории;

· развитие положительного отношения молодежи к позитивным ценностям российского общества;

· формирование и продвижение образа успешного молодого россиянина.

Основными видами работ в рамках данного проекта являются:

- развитие систем информирования и программ социального просвещения по всему спектру вопросов жизни молодежи в обществе;

- развитие информационно-консалтинговой помощи молодежи;

- развитие молодежных информационных проектов и программ;

- популяризация ценностей российского общества (здоровье, труд, семья, толерантность, патриотизм и т.д.) средствами социальной рекламы;

- разработка и распространение актуальных информационных ресурсов и социальной рекламы силами молодых граждан;

- разработка специальных проектов, уравнивающих возможности молодежи, проживающей в сельских и удаленных районах, в поиске, применении и распространении актуальной информации;

- участие в международных информационных молодежных проектах, направленных на взаимное проникновение ценностей российской и мировой культуры.

Цели проекта «Доброволец»:

· мотивация молодых людей на оказание помощи, проявление действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;

· формирование механизмов вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни россиян;

· развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.

Основными целями проекта «Карьера» являются:

· самоопределение молодежи на рынке труда;

· развитие моделей и форм вовлечения молодежи в трудовую и экономическую деятельность, направленную на решение вопросов самообеспечения молодежи.

Цели проекта «Молодая семья России» обозначены как:

· укрепление института молодой семьи;

· увеличение количества благополучных семей в России;

· пропаганда ответственного родительства.

К задачам, решаемым в рамках проекта, относятся:

- пропаганда семейных ценностей среди молодежи;

- формирование механизмов поддержки молодой семьи, в том числе создание стартовых возможностей для становления молодой семьи;

- подготовка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к созданию благополучной семьи;

- содействие в обеспечении жильем молодых семей.

Основными целями проекта «Команда» являются:

· обеспечение участия молодежи в процессах коллективного управления общественной жизнедеятельностью и в процессе самоуправления - собственной жизнедеятельностью;

· развитие у молодых людей положительных навыков индивидуального и коллективного управления общественной жизнью;

· вовлечение молодежи в общественно-политическую жизнь общества.

Основной целью проекта «Успех в твоих руках» является выявление и продвижение талантливой молодежи и продуктов ее инновационной деятельности.

Цели проекта «Шаг навстречу» обозначены как:

· оказание помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, в интеграции в общество;

· вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь общества;

· развитие и популяризация в молодежной среде идей толерантности и содействия людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

Основными видами работ по реализации данного направления являются следующие:

- выявление типичных и вновь складывающихся групп молодежи, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- развитие моделей и направлений адресной мобильной социальной помощи молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации;

- развитие групп самопомощи и взаимной поддержки молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;

- распространение для молодых людей, испытывающих трудности в интеграции, программ развития навыков и умений самостоятельной жизни;

- поддержка молодежных проектов, направленных на вовлечение молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общественную, социально-экономическую и культурную жизнь и улучшение их положения в обществе. [66].

Таким образом, государственная молодёжная политика разнопланова и не сводится к одному или нескольким направлениям работы разного рода специалистов с такой специфической категорией как молодёжь, а предусматривает воспитательную, образовательную, социальную работу с молодыми людьми. Работа с молодёжью ведется на государственном, негосударственном уровнях через специальные учреждения для молодёжи, различные ассоциации, союзы и другие объединения подростков и молодёжи.

Государственно-правовые основы молодежной политики в России регламентируют деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, образовательных, социальных и других учреждений, государственных и негосударственных общественных организаций и множества различных структур, в задачи и функции профессиональной деятельности которых входит работа с молодежью. Существующее (ныне действующее) в Российской Федерации законодательство, так или иначе затрагивающее молодежь, охватывает самые разнообразные сферы, в которых реализовывают себя молодые люди и задача государства, в том числе и законодательными основами способствовать всестороннему развитию молодежи государства - будущего страны.

2. Практическая реализация государственно-правовых основ молодежной политики России

2.1 Формы и технологии работы с молодежью в социальных учреждениях регионов России

Говоря о моделях социальной работы с молодежью принято выделять две - интегративную и дефицитную. Интегративная модель - это социальная работа в широком смысле, которая должна способствовать социализации молодежи. В этом аспекте социальная работа практически соотносится с таким видом профессиональной деятельности, как социальная педагогика.

Реализация данной модели возможна лишь посредством государственно-общественного затратного механизма, предполагающего выделение значительных финансовых, а также людских и материальных ресурсов, что возможно только в условиях распределительного ведения народного хозяйства. Однако в силу чрезмерно большого объема средств, которые должны быть выделены на полноценную реализацию такого типа социальной работы, большинство стран с рыночной экономикой избирает дефицитную модель развития социальной работы, ориентированную в первую очередь на социально уязвимые слои населения, группы риска, инвалидов и одиноких, а также детей и подростков.

Под социальной работой с молодежью понимается профессиональная деятельность по оказанию помощи как отдельному молодому человеку, так и группам молодых людей в целях улучшения или восстановления их способности к социальному функционированию; создание условий, благоприятствующих достижению этих целей в обществе, а также работа с молодыми людьми на коммунальном уровне, по месту жительства или в трудовых коллективах.

Основной задачей социальной работы при этом является выработка у молодежи способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям рыночной экономики, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении. Субъект этого вида деятельности - социальные службы для молодежи, представляющие собой совокупность государственных и негосударственных структур, специализированных учреждений по оказанию социальной помощи и защиты молодых людей, поддержки их инициатив. [70].

Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последовательного проведения инновационных технологий и форм работы,

направленных на создание условий для развития личности молодого человека.

Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей по вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.

Большую роль в развитии содержания социальной работы с подрастающим поколением играет Концепция государственной молодежной политики в Российской Федерации.

В ней определены основные понятия, важнейшие принципы государственной молодежной политики, обозначены целевые установки, приоритетные направления и механизмы реализации. Концепция предполагает обязательное выполнение государством определенных гарантий по обеспечению экономических и социальных интересов молодежи, ее потребностей в области образования и трудоустройства, в решении жилищных проблем, в поддержке молодой семьи, т.е. набора всех жизненных проблем, с которыми сталкивается молодежь.

Кроме того, в Концепции обозначены пути и механизмы преодоления отрицательных социальных явлений, получивших распространение в молодежной среде (правонарушения, наркомания, токсикомания, алкоголизм и т.д.). Обоснованы задачи, связанные с вовлечением молодого поколения россиян в активную созидательную деятельность.

Социальная работа с молодежью осуществляется с помощью системы учреждений социального обслуживания.

Она развивалась параллельно с формированием органов по делам молодежи, начиная с 1991-1992 гг., и действует строго на конкурсной основе. Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию, социальной защите детей Министерства образования и науки РФ ежегодно проводит конкурс среди учреждений социального обслуживания молодежи и по его результатам принимает решение о присвоении специального статуса «Экспериментальный центр по социальной работе» лучшим учреждениям социального обслуживания молодежи.

Развитие системы социальных служб для молодежи признано приоритетным направлением государственной молодежной политики.

Инфраструктура социальных служб активизировалась после принятия Федерального закона от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», в котором социальное обслуживание определяется как деятельность служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

30 сентября 2002 г. Минобразования России направило руководителям Комитета по делам молодежи субъектов РФ инструктивное письмо «О создание (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи, органов по делам молодежи» и методические рекомендации, разработанные Департаментом по делам молодежи.

Позже было разработано «Примерное положение о Центре социального обслуживания молодежи (2005). В них обозначены основные направления деятельности учреждений социальной защиты, их цели, задачи и функции. В частности, главной обязанностью таких учреждений является участие в реализации мер, связанных с проведением государственной молодежной политики; обеспечение социального обслуживания молодежи, оказание социальных услуг молодым гражданам различных возрастных групп; развитие социальных служб для молодежи и др.

В соответствии с целями и задачами учреждений социального обслуживания молодежи основными направлениями их деятельности должны стать воспитательно-профилактическая, реабилитационная, оздоровительная и досуговая, информационно-консультативная работа, а также содействие занятости и социальная поддержка. [59].

По содержанию социальная поддержка молодежи может быть материально-экономической, организационно-правовой, коммуникативно-психологической, профессионально-трудовой, медико-социальной и т.д.

По времени, длительности осуществления - постоянной, периодической и ситуационной. [15].

Деятельность учреждений органов по делам молодежи включает поддержку, оказание социальных услуг и содействие адаптации и реабилитации юношей и девушек.

Социальные службы могут быть государственными и муниципальными учреждениями социального обслуживания молодежи (социальными учреждениями для молодежи). К государственной системе социального обслуживания молодежи на основании Инструктивного письма Министерства образования Российской Федерации от 30 сентября 2002 г. №3 «О создании (функционировании) учреждений социального обслуживания молодежи органов по делам молодежи» относятся:

· государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, которые являются федеральной собственностью и находятся в ведении органов по делам молодежи;

· государственные предприятия и учреждения социального обслуживания, являющиеся собственностью субъектов Российской Федерации и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

· муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления.

В соответствии с Примерным положением «Об учреждении органов по делам молодежи», разработанным в 2005 г. Департаментом государственной молодежной политики воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки России, учредителем служб могут быть органы по делам молодежи субъектов РФ или муниципальные органы по делам молодежи в порядке, установленном законодательством РФ. На основании данного положения в систему учреждений органов по делам молодежи входят:

· учреждения по делам молодежи, являющиеся собственностью субъектов РФ и находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов РФ (органов по делам молодежи субъектов РФ);

· муниципальные учреждения, находящиеся в собственности и в ведении органов местного самоуправления (муниципальных органов по делам молодежи).

Учреждения создаются в целях обеспечения социально-правовой защищенности подростков и молодежи, интеграции их в социально-экономическую, общественно-политическую и культурную жизнь страны, региона, города, а также целенаправленной социально-досуговой работы с подростками и молодежью по месту жительства, профилактики безнадзорности правонарушений, наркомании среди подростков и молодежи.

Основной задачей учреждений органов по делам молодежи является создание условий для физического, духовного и нравственного развития подростков и молодежи в возрасте от 14 до 30 лет. Данные службы оказывают психологическую, социально-педагогическую, правовую и информационную помощь, содействуют занятости подростков и молодежи, их профессиональной ориентации и социально-трудовой адаптации, осуществляют поддержку молодых семей, содействуют в решении их жилищных проблем, поддерживают талантливую молодежь, детские и молодежные общественные объединения, молодежные инициативы, формируют и развивают кадровый потенциал.

Служба для молодежи, кроме того, осуществляет содействие в удовлетворении информационных потребностей молодых людей, предоставляет помимо названных наркологическую помощь. В учреждениях социального обслуживания молодежи проводятся также реабилитационные мероприятия в отношении молодых инвалидов, демобилизованных военнослужащих, граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание, или прошедших лечение от наркомании, токсикомании, алкоголизма, патронажное обслуживание молодых семей и оказание других видов социальных услуг и помощи.

К учреждениям органов по делам молодежи можно отнести:

- комплексный центр социального обслуживания молодежи;

- центр социально-психологической помощи молодежи, социальную службу для молодежи;

- социальный центр молодежи;

- центр социальной поддержки молодежи;

- центр экстренной психологической помощи молодежи по телефону;

- молодежный центр планирования семьи;

- центр правовой помощи молодежи;

- центр информации для молодежи;

- подростково-молодежный клуб;

- социально-реабилитационный центр для подростков и молодежи;

- центр профессиональной ориентации и трудоустройства молодежи.

В систему учреждений органов по делам молодежи также входят: молодежный центр, молодежная биржа труда, молодежный бизнес-инкубатор, центр молодежного предпринимательства, агентство сезонной занятости и информационного обеспечения молодежи, центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи, центр развития физической культуры детей и молодежи.

Одним из принципов государственной молодежной политики, согласно постановлению Верховного Совета РФ от 3 июня 1993 г. №5090-I «Об основных направлениях молодежной государственной политики в Российской Федерации», является предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству. Объем, виды и качество социальных услуг должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни.

Социальные службы для молодежи предоставляют следующие виды услуг: социально-профилактические (профилактические, диагностические, коррекционные, профориентационные), психолого-педагогические, медико-консультационные, информационные, правовые и культурно-досуговые услуги, а также услуги, связанные с социальной адаптацией и организацией временного проживания детей и подростков. [69].

Непосредственно реализацией данных социальных услуг занимается специалист по социальной работе с молодежью, а именно:

1) выявляет молодые семьи, отдельных молодых людей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки и осуществляет их патронаж;

2) устанавливает причины возникающих у воспитанников трудностей, в том числе по месту жительства, работы и учебы, а также определяет характер и объем необходимой им социальной помощи;

3) осуществляет социально-психологическую реабилитацию воспитанников, страдающих алкоголизмом, наркоманией и подвергшихся сексуальному насилию;

4) ведет работу с молодыми семьями, имеющими неблагоприятные социально-правовые и медико-психологические условия проживания;

5) выявляет бывших воспитанников детских домов и школ-интернатов, не имеющих родителей или оставшихся без их попечения, несовершеннолетних матерей, нуждающихся в трудоустройстве или другой помощи;

6) содействует активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи или социальной группы;

7) дает необходимые консультации по различным вопросам социальной помощи и защиты;

8) помогает в оформлении документов для принятия нуждающихся на постоянное или временное социальное обслуживание, для опеки и попечительства;

9) содействует в предоставлении права на проживание в стационарных учреждениях (социально-реабилитационных центрах для подростков и молодежи, социальных гостиницах, кризисных центрах помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и др.)

Специалист по социальной работе с молодежью осуществляет свою деятельность по месту жительства молодых людей, попавших в трудную жизненную ситуацию, в комплексных центрах социального обслуживания молодежи. Такой центр социального обслуживания молодежи создается как в городе, так и в сельском поселении и весь комплекс социальных услуг концентрируется именно в этом учреждении. Поддержка оказывается всем категориям молодых граждан, проживающих в данном населенном пункте. [42].

Комплексный центр социального обслуживания молодежи проводит психопрофилактику, предупреждение алкоголизма и наркомании, социальную реабилитацию, информационное обеспечение, подготовку специалистов, социологические исследования.

Для данных центров характерно оказание социально-психологической помощи детям, подросткам, их родителям, молодежи в целях повышения их психологической защищенности, освоения ими социально-культурной среды.

Другим видом учреждений являются центры социально-психологической помощи молодежи, которые осуществляют свою деятельность по таким направлениям как:

- информационно-консультативная помощь;

- коррекционно-педагогическая работа;

- медико-психологическое консультирование;

- медицинская реабилитация;

- наркологическая помощь;

- семейный досуг;

- предоставление информации о рынке труда.

Здесь проводятся социологические исследования, профилактика безнадзорности, профориентация, психологическая коррекция, содействие занятости, социальная помощь молодой семье, социальная помощь сиротам, социально-клубная работа, экстренная психологическая помощь по телефону.

Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последовательного проведения инновационных технологий и форм работы, направленных на создание условий для развития личности молодого человека.

Содержание и формы деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи способствуют преодолению трудной жизненной ситуации молодого человека, создают условия для развития его активной жизненной позиции и воспитывают гражданина, которому присущи патриотизм и гуманные ценностные ориентации. В деятельности учреждений органов по делам молодежи имеются определенные особенности: разновозрастный состав коллектива, куда помимо старших школьников и учащейся молодежи могут входить педагоги и родители, общественные деятели. Содружество и сотрудничество разных поколений предполагает преемственность накопленного социального опыта, традиций, норм, ценностей, а также способствует результативному решению возникающих трудностей. Важно, чтобы в учреждениях органов по делам молодежи формировался особый стиль взаимоотношений, построенный на свободе, равноправии, взаимном уважении. Деятельность учреждений должна осуществляться на основе индивидуального подхода в работе с каждым человеком. Любой желающий может добровольно обратиться за помощью в удобное для него время. Поддержка оказывается всем нуждающимся молодым гражданам. [59].

Острые социальные проблемы, такие как нищета, безработица, социальное неравенство, социальные патологии, которые появились в переходный период, потребовали разработки новой идеологии оказания социальной помощи уязвимым категориям населения, и в первую очередь - молодежи, на принципах гуманистической направленности, природосообразности, культуросообразности, субъектности, адекватности, целесообразности, адресности.

Социальная помощь такой группе социально уязвимых молодых людей, учитывая их специфичность, предполагает усиление способности человека к успешному социальному функционированию; обеспечение его индивидуальными и социальными ресурсами; профилактику возможных социальных дисфункций. Она предусматривает как экстренное вмешательство специалистов и служб (телефон доверия, содействие в организации временного проживания, помещение в лечебно-профилактическое учреждение), так и социально-профессиональное сопровождение (медицинское, юридическое, психологическое, педагогическое), понимаемое как взаимодействие клиента и специалиста, результатом которого является преодоление уязвимости, увеличение жизненных ресурсов личности, расширение возможностей ее доступа к социальным услугам. Сопровождение в таком случае рассматривается как системная интегративная технология, сущность которой заключается в содействии переходу от внешней помощи к взаимопомощи и самопомощи, от позиции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справиться со своими жизненными проблемами».

Внешняя помощь (вмешательство, или интервенция) в данном случае подразумевает определенный вид действий в отношении специфического стечения социальных обстоятельств, при которых существует явная опасность причинения клиентом вреда себе или окружающим его людям.

Эффективной является также взаимопомощь, которая рассматривается как сознательное использование определенной социальной группой социальных и психолого-педагогических средств для оптимизации и организации совместной жизнедеятельности и собственной социальной активности.

Группы взаимной помощи - это спонтанно возникшие или организованные с помощью специалиста объединения людей для взаимной поддержки в процессе конструктивного решения конкретных сходных проблем. К ним относят объединения Анонимных Алкоголиков, жертв семейного и других видов насилия, больных СПИДом и ВИЧ-инфицированных, ветеранов локальных войн и др. [64].

Каждый участник таких групп в ходе обсуждения проблемы вырабатывает у себя способность слышать других, эмоционально сопереживать, соотносить собственную ситуацию с жизненными обстоятельствами других людей, помогать другим принимать решения, психологически поддерживать их.

Переход к самопомощи свидетельствует уже о том, что молодой человек взамен пассивной позиции помощи извне в сложившейся ситуации выбирает активные способы деятельности, стремится изменить обстоятельства с целью поддержания достойных условий жизни для себя и зависящих от него людей.

Результат восхождения по таким ступеням социальной помощи находит свое выражение в формировании способности самостоятельно достигать определенного равновесия в отношениях с самим собой, с окружением.

Процесс оказания социальной помощи уязвимым категориям молодежи включает ряд этапов:

анализ ситуации, выявление проблем;

диагностирование проявлений;

составление развернутого заключения;

конструирование элементов социальной технологии;

создание реабилитационного пространства для ее реализации;

проведение комплексной реабилитации, состоящей из поддерживающего, оздоровляющего или замещающего лечения;

личностно ориентированного информирования; индивидуального консультирования; социально-психологических тренингов; социального патронажа;

отражение хода и результатов деятельности;

внесение в деятельность соответствующих корректив;

мониторинг ситуации.

В настоящее время в мире и в России система социальной помощи уязвимым категориям молодежи представляет собой совокупность программ и видов услуг, призванных, с одной стороны, обеспечить условия для удовлетворения базовых социальных потребностей молодых людей, с другой стороны - способствовать прямому или косвенному сохранению индивидуального или общественного благополучия. [62].

Подобные программы и услуги с точки зрения их целевой направленности могут быть объединены в следующие категории:

призванные способствовать оптимизации условий социальной жизнедеятельности уязвимых групп молодежи, т.е. нацеленные на оказание экономической поддержки, развитие сферы социальных услуг в области юридической, медицинской, психолого-педагогической помощи и реабилитации;

облегчающие доступ к социальным ресурсам, необходимым для нормального индивидуального развития (информационная и консультативная поддержка), в том числе службы и программы, в которых она оказывается;

Насущной проблемой сегодняшнего дня становится создание молодежных агентств для реализации целевых программ помощи уязвимым группам населения в дополнение к имеющимся административным структурам по работе с молодежью и волонтерскому движению.

Анализ зарубежного и отечественного опыта помощи социально уязвимой категории молодежи свидетельствует, что возможны следующие направления деятельности:

- рекреационное, предназначенное для вовлечения молодых людей в социально одобряемую деятельность в свободное время, способствующую развитию интересов, духовных и этических ценностей (любви к дому, семье, друзьям, стране, ответственности и т.п.);

ресоциализирующее, ориентированное на восстановление, усиление, развитие социальных навыков и межличностных отношений через участие в реализации целевых программ, в работе клубов, групп по интересам, занятиях спортом, искусством и т.п.;

психокоррекционное, способствующее развитию самосознания, самопринятия, коррекции социального поведения.

Одним из основных направлений деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи является содействие занятости юношей и девушек. Оно реализуется через профессиональную подготовку и проведение мероприятий по трудоустройству с помощью следующих форм: ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, консультирования молодежи и работодателей по вопросам положения на рынке труда, общественных работ, временного трудоустройства, квотирования рабочих мест.

Так, в центре социального обслуживания молодежи Мурманска предполагается трудоустройство юношей и девушек по следующим возрастным группам:

от 15 до 16 лет (не обучающиеся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования) - по направлениям комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав административных округов города Мурманска;

от 16 до 18 лет (зарегистрированные в Мурманском городском центре занятости населения);

от 18 до 30 лет (особо нуждающиеся, имеющие стаж работы не более трех месяцев после окончания дневного отделения учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования и состоящие на учете в городском центре занятости).

Руководители муниципальных учреждений и унитарных предприятий города Мурманска выделяют один процент рабочих мест (от годовой численности работающих) для трудоустройства выпускников учреждений образования. Для остальных предприятий устанавливается квота рабочих мест для выпускников в соответствии с договорами, заключенными муниципальным учреждением «Комплексный центр социального обслуживания молодежи». Заработная плата принятым молодым работникам при этом начисляется в соответствии с действующей тарифной сеткой с учетом районного коэффициента и полярных надбавок за счет средств городского бюджета. Центр социального обслуживания молодежи должен ежемесячно перечислять деньги организациям, с которыми заключены договоры, на компенсацию расходов, связанных с созданием дополнительных рабочих мест для трудоустройства молодежи.

Сотрудники Центра ведут учет направленных и принятых на работу молодых специалистов и контролируют своевременное предоставление организациями информации об увольнении работника. Руководители организаций и предприятий при приеме на работу оформляют документы на нового работника, в том числе в обязательном порядке - медицинский полис на срок действия договора. В случае увольнения несовершеннолетних работников по инициативе работодателя руководители организаций должны информировать Центр социального обслуживания молодежи, Федеральную инспекцию труда по Мурманской области и окружную комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Страницы: 1, 2, 3


© 2010 Рефераты