Гендерный аспект в деятельности специалиста по социальной работе
3. Умение выбрать и реализовать адекватные способы взаимодействия [1].
Компетентность обеспечивается базовым образованием, самообразованием в процессе практической деятельности. Формированию компетентности способствует также изучение и заимствование чужого опыта (отечественного и зарубежного), обучение на курсах, участие в семинарах, конференциях по проблемам социальной работы и т.д. поддерживаемые таким образом знания и умения обеспечивают высокое качество труда социального работника и его результатов.
Профессионализм и профессиональная компетентность - как ведущие
слагаемые социальной работы - базируются и формируются не только на основе знаний и умений, но и личностных и профессиональных качеств, ценностных ориентаций и интересов специалиста по социальной работе. Исследователи выделяют три группы качеств специалиста по социальной работе:
1. Психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;
2. Психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование специалиста по социальной работе как специалиста - профессионала;
3. Психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния [29].
Роль личностных качеств специалиста по социальной работе, несомненно, велика в его профессиональной деятельности. На специалиста по социальной работе возлагается особая миссия, которую он может выполнить только при условии формирования особых профессиональных и личностных качеств. Итак, к характеристикам профессионализма в целом относятся:
высокая продуктивность, высокий уровень квалификации, владение современными знаниями и современными способами решения профессиональных задач, стабильность высоких показателей качества работы, профессиональная компетентность.
Каждая профессия обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление деятельности специалистам, работающим на той или иной сфере.
Ученые выделяют четыре уровня ценностей специалиста по социальной работе:
1. Высокий уровень - экзистенциальные ценности, идеологическая основа профессии;
2. Первый уровень ценности- цели; подчиненность ценностей первого уровня экзистенциальным ценностям обеспечивает гуманистический характер профессиональной деятельности через регуляцию ее целостного компонента;
3. Второй уровень ценности-принципы, в которых отражена подчиненность процессуального компонента профессиональной деятельности гуманистической идеологии профессии;
4. Третий уровень ценности-нормы обусловлены более высоким уровнем ценностей и определяют гуманистический характер поведенческого компонента [21].
В социальной работе профессиональные ценности ориентируют специалиста по социальной работе на выполнение определенных обязанностей, на ответственность за свою профессиональную деятельность.
Среди специфических ценностей специалистов по социальной работе как профессиональной группы приоритетными считаются:
1. Стремление к преимуществу индивида по отношению к обществу;
2. Признание права каждого человека на поддержку общества, когда он уязвим или ему грозит беда, права на уважительное отношение, право на самоопределение, на ошибку;
3. Уважение конфиденциальности во взаимоотношениях с клиентом;
4. Готовность к передаче знаний и умений другим;
5. Уважение индивидуальных и групповых различий;
6. Стремление к развитию способностей подопечного помогает себе самому;
7. Ответственность каждого человека за свои действия и др.
Специфические ценности современной российской социальной работы являются одним из основных источников, лежащие в основе этических нормативов социальной работы в нашей стране, отраженных в Кодексе этики специалиста по социальной работе. Требования, предъявляемые к специалисту в профессиональном кодексе, могут быть условно сведены к двум группам: требования к качеству, содержанию и результатам профессиональной деятельности; требования к личности профессионала.
Исходя из этого, взяв в качестве предмета оценки профессионализм специалиста пол социальной работе, выделим следующие критерии и показатели эффективности его профессиональной деятельности.
Первый критерий - профессиональная позиция специалиста. Ее показателями являются:
1. Осознанное отношение к своей миссии в профессиональной деятельности;
2. Организация взаимодействия с клиентом на основе осознанной стратегической цели;
3. Наличие знаний и умений, позволяющих адекватно реагировать на клиента и его ситуацию;
4. Умение руководиться в деятельности этическими и правовыми нормами;
5. Владение способами саморегуляции и самокоррекции.
Второй критерий - осознанность и целенаправленность деятельности оптимальность способов ее осуществления. В качестве показателей по данному критерию выступают:
1. Способность определять и правильно (грамотно) формулировать текущие, промежуточные и стратегические цели деятельности;
2. Умение выделять в соответствии с поставленными целями приоритетные направления работы и определять достаточный и адекватный им набор средств для достижения оптимального результата;
3. Следование в профессиональной деятельности принципам гуманизма; учета индивидуальных и групповых различий клиентов; приоритета предоставления услуг клиенту в соответствии с индивидуальной нуждаемостью; опоры на внутренние резервы клиента; позитивного сотрудничества с клиентом и др.
Третий критерий- уровень сформированности профессиональных знаний и умений. Его можно определить по следующим критериям:
1. Владение на достаточно высоком уровне системой знаний, отраженной в разделе "Должен знать" тарифно-квалифицированной характеристики, постоянное их повышение путем самообразования и участия в мероприятиях по повышению квалификации (семинары, конференции, обмен опытом, конкурсы профессионального мастерства и т.д.)
2. Знание современных технологий социальной работы и умение разрабатывать свои собственные на основе изучения и анализа передового опыта, сложившегося в практике социального обслуживания;
3. Способность без посторонней помощи решать профессиональные задачи различной сложности, налаживать оптимальные деловые и личностные отношения с коллегами, вести конструктивный диалог с клиентом, рефлексировать результаты собственной деятельности;
4. Новаторство в работе, нацеленность на творческую деятельность (специалист следить за новинкой научной и методической литературы, отбирает из нее и чужого опыта все интересное и полезное для эффективности своей деятельности, стремиться выработать профессиональную концепцию своего труда, свою линию поведения в нем).
Четвертый критерий- уровень сотрудничества с коллегами и организациями в социуме. Его показатели:
1. Способность работать в команде в различных ролевых статусах;
2. Готовность учиться у своих коллег и сотрудников других родственных по целям и задачам учреждений и при необходимости передать знания и умения;
3. Готовность в случае необходимости прийти на выручку, заменить коллегу по работе;
4. Стремление к объединению расширению позитивного опыта сотрудничества.
Таким образом, основание профессионализма - обширные и глубокие профессиональные знания, умения и навыки, качества и свойства личности, без которых эффективная деятельность невозможна.
Итак, профессионализм специалиста по социальной работе как ведущая составляющая социальной работы один из необходимых предметов оценки при определении результата его деятельности.
ГЛАВА 2. Изучение гендерных особенностей в деятельности специалиста по социальной работе
2.1 Организация исследования
Цель исследования: изучение гендерных особенностей в деятельности специалиста по социальной работе
Планируя исследование, мы поставили перед собой следующие задачи:
1. Изучить различия ценностных предпочтений, гендерных особенностей мужчин и женщин, работающих в социальной сфере.
2. Провести обработку результатов и проанализировать их с помощью методов математической статистики
3. Проанализировать и интерпретировать результаты исследования
3. Заключительный этап: обработать и проанализировать результаты, написание выводов и рекомендаций.
Выборка исследования представлена 16 специалистами, работающими в социальной сфере (8 женщин и 8 мужчин). Возраст: от 20 до 50 лет. Образование: среднее - 0, специальное -6, высшее - 10.
Базы исследования: ГУ "Центр занятости населения Тотемского района", Социальный приют для детей д. Бор Маныловского сельского совета, Территориальный центр социальной помощи семье и детям г. Вологда, Управление социальной защиты населения Тотемского района.
При выборе исследовательского инструментария мы остановились на методике "Ценностные ориентации" (М. Рокич) и анкетировании. Профессия "социальная работа" обладает системой ценностных предпочтений, которые задают цель, смысл и направление деятельности специалистам, работающим на той или иной сфере. Через методику "Ценностные ориентации" (М. Рокич) мы изучили два уровня ценностей специалиста по социальной работе:
Цель методики: изучение ценностных ориентаций.
М. Рокич различает два класса ценностей:
терминальные - убеждения в том, что конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться;
инструментальные - убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации.
Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.
Респонденту предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) в алфавитном порядке.
В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер. В начале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.
Анкетирование - техническое средство конкретного социального исследования, составление, распространение, изучение анкет.
Применяется в общественных науках, при переписях населения, изучение общественного мнения.
2.2 Анализ результатов и выводы
Для изучения значимости терминальных и инструментальных ценностей у мужчин и женщин мы использовали методику"Ценностные ориентации" (М. Рокич).
Обработав результаты, мы внесли все полученные результаты в сводные таблицы и вычислили средние показатели значимости для мужчин и женщин ценностей - целей в их профессиональной деятельности (таблица 1).
Таблица 1
№
Ценности-цели (терминальный ценности)
Значимость ценности (мужчины)
Ранг мужчин
Значимость ценности (женщины)
Ранг женщин
1
Активная деятельная жизнь
4,75
3
5,1
3
2
Жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом)
7,6
6
8,1
5
3
Здоровье (физическое и психическое)
3,5
2
1,2
1
4
Интересная работа
3,3
1
9
7
5
Красота природу и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве)
13,75
15
14
11
6
Любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)
6,12
4
8,8
6
7
Материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)
7,7
7
4,6
2
8
Наличие хороших и верных друзей
7,6
6
8,2
5
9
Хорошая обстановка в стране, в вашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благосостояния каждого)
13,5
14
10,6
8
10
Общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе)
7,6
6
7,1
4
11
Познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие)
10,75
11
10,6
8
12
Равенство (богатство, равные возможности для всех)
11,6
12
14
11
13
Самостоятельность как независимость в суждениях и оценках
8,8
10
11,1
9
14
Свобода как независимость в поступках и действиях
8,25
9
14
11
15
Счастливая семейная жизнь
6,8
5
5,1
3
16
Творчество (возможность творческой деятельности)
8,25
9
14
11
17
Уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий)
7,75
8
10,6
8
18
Удовольствия (жизнь, полная удовольствий)
12,5
13
13,7
10
Анализируя ценности - цели у мужчин и женщин мы можем сделать следующие выводы. Высокий ранг у мужчин занимает интересная работа, активная деятельная жизнь и здоровье, интересно, что у женщин интересная работа находится на седьмой позиции, а здоровье и активная деятельная жизнь также как и у мужчин занимает высокий ранг.
Обработав результаты инструментальных ценностей в деятельности мужчин и женщин, мы внесли их в сводные таблицы и вычислили средние показатели значимости для мужчин и женщин и также представили в виде таблицы 2.
Таблица 2.
№
Ценности- средства
Значимость мужчин
Ранг мужчин
Значимость женщин
Ранг женщин
1
Аккуратность (чистоплотность, умение содержать в порядке свои вещи, порядок в делах)
12,75
13
8,7
4
2
Воспитанность (хорошие манеры, вежливость)
7
6
7,1
1
3
Высокие запросы (высокие притязания)
13,5
14
14,5
10
4
Жизнерадостность (чувство юмора)
12,1
12
8,7
4
5
Исполнительность (дисциплинированность)
8,1
8
7,5
2
6
Независимость. Способность действовать самостоятельно
9,5
11
9
5
7
Непримиримость к недостаткам в себе и в других
13,8
15
13,5
9
8
Образованность (широта знаний, высокая общая культура)
6,25
4
7,8
3
9
Ответственность (чувство долга, умение держать слово)
5,25
3
7,5
2
10
Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения)
6,87
5
9
5
11
Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
8,75
9
7,8
3
12
Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
9,12
10
11,8
7
13
Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
8
7
8,7
4
14
Терпимость во взглядах и мнениях других (умение прощать другим их ошибки, заблуждения)
Эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
3,8
1
7,1
1
18
Чуткость (заботливость)
11,1
12
12,1
8
Анализируя, инструментальные ценности мужчин и женщин, мы можем сделать следующие выводы. На высокий ранг мужчины и женщины ставят эффективность в делах, честность, ответственность, образованность, что и необходимо специалисту в его профессиональной деятельности.
По данным таблицам мы сосчитали коэффициент ранговой корреляции Спирмена, чтобы проследить значимость ценностей, и насколько они связаны для мужчин и женщин. Коэффициент составил 0,84, терминальные ценности (Приложение 2), 0,63-инструментальные ценности (Приложение 1). Это говорит о том, что ценности мужчин и женщин тесно связаны. Об этом свидетельствует высокая положительная корреляция.
Если средние показатели значимости ценностей у мужчин и женщин перевести в ранги, мы получим следующие результаты по значимости ценностей, которые наглядно представлены таблицей.
Ценности
Значимость ценностей, находящихся на первом и втором месте
Значимость ценностей, находящихся на последнем месте
Мужчины
Женщины
Мужчины
Женщины
Ценности - цели
Интересная работа, здоровье
Здоровье, материально обеспеченная жизнь
Красота природу и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве), Хорошая обстановка в стране, в вашем обществе, сохранение мира между народами (как условие благосостояния каждого)
Равенство (богатство, равные возможности для всех) Свобода как независимость в поступках и действиях, творчество
Ценности - средства
Эффективность в делах, честность
Воспитанность, ответственность
Непримиримость к недостаткам в себе и в других, высокие запросы
В опросе участвовало 16 человек.
Возрастной состав выборки выглядит так: 20-25 лет - 7 человек, 25-30 лет - 3 человека, 30-35лет - 1 человек, 35-40 лет- 3 человека, 40-45 лет - 1 человек, 45-50 лет - 1 человек.
Диаграмма № 1
В результате полученных данных мы можем сделать вывод, что преобладающий возраст мужчин работающих в социальной сфере 20-25 лет (75%).
А возраст женщин от 25-30 лет (25%), отсюда следует, что в социальной сфере преобладает молодой коллектив.
Диаграмма № 2
По результатам рисунка мы можем сделать вывод, что у женщин и мужчин, работающих в социальной сфере высшее образование (62,5%). Специалистами по социальной работе (37,5%), больше работают женщины, нежели мужчины, а в управлении социальная роль отводится мужчине (12,5%). Так же роль воспитателей в Социальном приюте для детей попавших в группу риска отводится мужчинам (25%).
Диаграмма № 3
Таким образом мы видим, что женщин работающих по профессии специалист по социальной работе (50%), больше чем мужчин (37,5%), а мужчин психологов больше (25%), чем женщин (12,5%).
Диаграмма № 4
Обрабатывая данные диаграммы, мы можем сделать вывод, что мужчин привлекает выбранная профессия, и они занимают высокий статус, нежели женщины (75%). А женщинам выбранная профессия скорее не нравится, чем нравиться (50%).
Диаграмма № 5
Итак, мы можем сделать вывод, что у мужчин изменилось представление о данной профессии в лучшую сторону (50%), а у женщин мнение не изменилось (50 %), либо изменилось в худшую сторону (37,5%).
Диаграмма №6
В результате полученных данных мы можем сделать следующие выводы, что мужчины выбрали бы вновь свою профессию (62,5%), а женщины пересмотрели бы свои позиции в выборе данной профессии (37,5%).
Диаграмма № 7
Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что женщины представляют свою трудовую перспективу как карьерный рост (50%), а мужчины не задумываются на счет трудовой перспективы, так как на данный момент занимают руководящие должности в социальной сфере.
Диаграмма №8
По данным диаграммы мы сделали следующие выводы, что мужчин побуждает трудиться это желание работать (37%), а женщин заработная плата(50%), что подтверждается обработанными результатами методики ценностные ориентации, а именно заработную плату женщины ставят на второе место.
Диаграмма № 9
По данным диаграммы мы можем сделать вывод, что мужчины и женщины занимаются самосовершенствованием (87,5%).
Диаграмма № 10
Обрабатывая данные диаграммы, мы видим, что женщины и мужчины совершенствуют свою профессиональную компетентность.
Анализируя полученные результаты исследования, можно сделать выводы.
1. Мужчины необходимы для работы в социальной сфере, так как они склонны мыслить логически, хорошо управляют своими эмоциями, и компетентны. Мужчин в выбранной профессии привлекает интерес к работе, а женщин заработная плата. Данный критерий, выбранный мужчинами важен в трудовой деятельности для достижения результатов в работе.
2. Мужчины в социальной сфере среди респондентов занимают руководящие должности такие как: заместитель директора, заведующий отделением, а женщины работают социальными работниками, специалистами по социальной работе и методистами.
3. Хочется отметить, что мужчины и женщины, работающие в социальной сфере, имеют, высшее образование (62,5%).
4. По результатам исследования мужчины с интересом относятся к выбранной профессии, и мы предполагаем, что их деятельности будет результативной.
5. Результат социальной работы зависит от профессиональной компетентности, данные нашего исследования, это подтверждают.
6.Результаты инструментальных ценностей показывают, что женщины, и мужчины на первое место ставят эффективность в делах, трудолюбие, продуктивность в работе, честность, ответственность, чувство долга, умение держать слово, образованность, что необходимо специалисту для достижения поставленных целей.
7. В современном обществе растет число рабочих мест, где требуются не только профессиональные знания и навыки, сколько особые личностные качества сотрудников, в частности речь идет о так называемой эмоциональной работе, к которой можно отнести социальную сферу.
8. Профессионально - личностное становление специалиста по социальной работе предусматривает формирование профессионального призвания, профессионального мастерства и развитие духовно - личностных качеств.
Выводы, к которым мы пришли по итогам исследования, позволяют нам сделать следующие рекомендации:
1. Учитывать стереотипы, связанные с нормативными представлениями о психических, поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин при приеме на работу.
2. Создать равные возможности для повышения квалификации, осуществление переподготовки и передвижение по службе.
3. Создать необходимые условия для совместной деятельности мужчин и женщин в социальной сфере.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Возникновение и устойчивое развитие института социальной работы в России требует ее изучения в различных аспектах, в том числе социологическом, психологическом, гендерном. Профессионально-личностное становление социального работника предусматривает формирование профессионального призвания, профессионального мастерства и развития духовно-личностных качеств.
Следует отметить, что для социального работника важна психологическая готовность к ролевому поведению. Функциональная адаптация происходит гораздо быстрее, чем адаптация поведенческая. Поэтому специалист в социальной сфере может успешно справляться с профессиональными задачами, но испытывать трудности вследствие неподтверждения ролевых ожиданий. Функциональные обязанности предполагают оказание помощи человеку, организационные меры, направленные на социальную защиту населения. Другое дело- роль. Роль реализует через поведение и общение, следовательно, ролевое поведение социального работника проявляется в связи с другим человеком, т.е. с клиентом.
Клиентом специалиста по социальной работе являются люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации (инвалиды, пожилые, трудные дети и т.д.). И здесь проявляется устаревшая патриархальная логика: осуществлять заботу и уход за детьми, престарелыми, инвалидами - это традиционное занятие для женщин. Такая роль подходит женщине вследствие сложившегося стереотипа и фемининных качествах. Психологические черты, действующие в рамках этого стереотипа,- терпение, покорность, жалость, сострадание, нежность, доброта, мягкость, жертвенность, стремление к сохранению гармонии в межличностных отношениях характеризуют женщину. Высокая степень участия женщин в деятельности социальных учреждений вовсе не означает, что их работа будет всегда результативной. Поэтому мы считаем, что неотъемная роль в социальной сфере должна принадлежать мужчине в совместной деятельности с женщиной. К данному выводу мы пришли, что роль социального работника может подходить и мужчине, т.к. он более рационален, тверд, сдержан, решителен, активен, склонен к действиям. У мужчины более развиты логика, обобщение, склонность к новаторству, мотив достижения успеха. Исходя из этого, при современной работе мужчины и женщины, результат их деятельности, будет более эффективным. Основой личности социального работника должна являться нравственность, как внутреннее духовное качество человека, его потребность поступать в соответствии с требованиями этики и морали, потребность творить добро, приносить людям благо. Нравственное поведение специалиста по социальной работе определяется качествами его личности: честность, объективность, справедливость, тактичность, наблюдательность, терпимость, сдержанность, коммуникативность, сила воли.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бодалев А.А. Акмеология как учебная и научная дисциплина - М, 1993.
2. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины - СПб.: Питер, 2007.- 544 с.
3. Исаева Е. Язык женской и мужской логики. Как понять противоположный пол - М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.- 197 с.
4. Клименкова Т.А. Переход от " женских проблем к гендерному подходу" - М., 1996.
5. Липатов В.М. Женский язык // Лингвистический энциклопедический словарь- М ., 1990.
6. Мардахаев Л.В. Психология и этика профессиональной деятельности социального работника / Л.В. Мардахаев //Работник социальной службы. - 2003. - № 4.
7. Мешанинова Е.Ю. Проблемы определения эффективности социального обслуживания / Е.Ю. Мешанинова // Работник социальной службы. - 2005, - № 4.
8. Михайлова С.И., Черпухина Т.В., Чуянов А.Ф., Эффективность социального обслуживания: критерии и показатели - Вологда, 2005.
25. Шмелева Н.Б. Профессионально- личностное развитие специалиста социальной работы. - Ульяновск, 1997.
26. Шмелева Н.Б. Формирование и развитие личности социального работника как профессионала: Учебное пособие. -2-е изд. - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2006. - 196 с.
10.Рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные рациональные решения)
5
5
0
0
11.Самоконтроль (сдержанность, самодисциплина)
9
3
6
36
12Смелость в отстаивании своего мнения, своих взглядов
10
7
3
9
13.Твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
7
4
3
9
14.Терпимость во взглядах и мнениях других (умение прощать другим их ошибки, заблуждения)
9
6
3
9
15.Широта взглядов (умение понять чужую точку зрения , уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
3
4
1
1
16.Честность (правдивость, искренность)
2
3
1
1
17.Эффективность в делах
1
1
0
0
18.Чуткость (заботливость)
12
8
4
16
Приложение 2
Приложение № 3
АНКЕТА
Уважаемый респондент!
Предлагаем Вам принять участие в исследовательской работе. От вашего искреннего ответа на вопросы анкеты во многом зависит достоверность общего результата исследования. Отвечая на вопросы, внимательно прочитайте предложенные варианты ответа. Ответы, которые соответствуют вашему мнению, обведите кружком. Если не один из обозначенных ответов вас не устраивает, напишите свой ответ.